Указ о вольных хлебопашцах 1803г., изданный Александром I стал своеобразным пробным этапом отмены крепостного права в России. Вольные хлебопашцы — русские крестьяне, освобожденные от крепостной зависимости по указу императора Александра Первого от 20 февраля 1803 года.
История ЕГЭ. Как отличить Указ о вольных хлебопашцах от Указа об обязанных крестьянах?
Решения русского царя Александр Первый предпринял целый ряд попыток, чтобы хоть как-то разрешить ставший актуальным крестьянский вопрос. Это, конечно же, касалось в первую очередь указов 1801 и 1803 годов. Первый давал возможность русским крестьянам наравне с прочими сословиями покупать в собственность землю, тем самым разрушая сложившуюся монополию дворянства на владение этой недвижимостью. Второй, который вошел в историю как «Указ о вольных хлебопашцах», был призван определять порядок раскрепощения или отпуска крестьян вместе с землей. Последние при этом обязаны были выплачивать помещикам выкуп в рассрочку, тем самым получая в собственность еще и земельный надел. Справедливости ради нужно отметить, что этим указом смогли воспользоваться только считанные единицы. При этом на саму действующую систему крепостничества эта мера никак не повлияла.
За годы правления Александра Первого было предложено множество вариантов для решения этого достаточно сложного, но назревшего вопроса. Проекты по освобождению крестьян предлагались Мордвиновым и Аракчеевым, Гурьевым и Канкриным. Крестьянский вопрос Несмотря на то что с 1801 года мещанам, купцам и государственным крестьянам было было дозволено покупать или продавать незаселённые земли, сложившаяся обстановка в России была достаточно взрывоопасной. С каждым годом она обострялась. А крепостничество при этом становилось все менее эффективным. К тому же подобное состояние крестьян вызывало роптание не только у них самих.
Были недовольны и представители других классов. Однако отменять крепостное право царское правительство тем не менее не решалось: дворянство, будучи сословием привилегированным, считающимся главной опорой императора, категорически не соглашалось с такими кардинальными изменениями.
Это способствовало росту сельского хозяйства в стране и привело к увеличению производства сельскохозяйственной продукции. Он заложил основы свободного сельского хозяйства и дал толчок к развитию других реформ в стране. Последствия Указа о вольных хлебопашцах Историческое значение Указа о вольных хлебопашцах, принятого в 1803 году, нельзя переоценить. Этот законодательный акт в России имел множество последствий, как положительных, так и отрицательных. Суть принятого Указа заключалась в освобождении крестьян от крепостной зависимости и предоставлении им некоторых прав и свобод. Крестьяне стали вольными, то есть получили право свободно перемещаться и владеть землей. Однако, это право решалось условиями, установленными помещиком. Крестьяне могли выкупить землю, на которой они жили и работали, по определенным условиям и положениям.
Иногда это было не выгодно для крестьян, так как выкупная цена была высокой, а условия сделки невыгодными. Таким образом, Указ о вольных хлебопашцах имел как плюсы, так и минусы. Новая свобода и возможность собственности на землю дали крестьянам большее самоопределение и улучшили их жизненные условия. Они могли освободиться от власти помещика, знать свои права и иметь большее влияние на свою судьбу. Однако, вследствие принятого Указа возникли и некоторые негативные последствия. Некоторые помещики использовали свое право заключить невыгодные договоры с крестьянами, ограничивая их свободу или принуждая к тяжелому труду на своих землях. Были случаи, когда помещики издавали новые положения и условия, лишая крестьян земли и других преимуществ, которые предоставлялись в Указе. Также, крестьянам были доступны только определенные земельные участки, что снижало их возможности для успешной хозяйственной деятельности. Помимо сельской жизни, Указ о вольных хлебопашцах оказал влияние и на политические изменения в Российской империи. Усилиями Александра I была проведена существенная реформа, которая стала предысторией для многих других изменений в стране.
Указ о вольных хлебопашцах вызвал общественное движение, призывавшее к дальнейшим реформам и расширению свобод и прав граждан России. Таким образом, Указ о вольных хлебопашцах имел свои плюсы и минусы. Он стал историческим прорывом в развитии России, предоставив крестьянам свободу и возможности для собственного развития. Однако, некоторые помещики и условия выкупа земли ограничивали эти права и создавали проблемы для крестьян. В целом, однако, Указ о вольных хлебопашцах сыграл значительную роль в социально-экономических и политических изменениях в России XIX века. Социально-экономические последствия Указа о вольных хлебопашцах Указ о вольных хлебопашцах, принятый в 1803 году Российской империей, имел значительное значение для освобожденных крестьянам и для сельского хозяйства в целом. Знание и понимание последствий этого закона позволяет нам лучше понять историческое значение этого действия и его влияние на развитие русского общества. Основным значением Указа о вольных хлебопашцах было возможное освобождение крестьян от феодальных уз и приведение их к свободным условиям труда и собственности. Крестьянам было предоставлено право выкупать своих земельных участков у помещиков и стать обладателями собственности. Благодаря этому, крестьяне стали иметь возможность самостоятельно управлять своими хозяйствами и развивать сельское хозяйство страны.
Само принятие указа было долгожданным реформным актом для крестьян, которые желали освободиться от крепостной зависимости и получить свободу передвижения и выбора своего будущего. Этот текст помещался в деревне, и крестьяне с большим интересом и волнением ждали своего «выпуска» из крепостной зависимости. Однако, нельзя не отметить, что процесс освобождения крестьян своими силами стоил им очень дорого. Помещики, узнав о возможности крестьян выкупать свои земли, быстро подорожали выкупные цены, и часто крестьяне попадали в рабство нищеты, чтобы оплатить эти выкупные суммы. Многим крестьянам было невыгодно выкупать землю и они продолжали работать на помещиков наемными работниками. Социальное значение указа заключалось также в возможности крестьян выходить из деревни и работать на найм. Это открывало им новые возможности для лучшего заработка и улучшения своего материального положения. Кроме того, иные изменения в законодательстве также открывали для крестьян право заниматься другими видами деятельности и избирать профессию, что в свою очередь способствовало развитию сельского общества и экономики в целом. Таким образом, социально-экономические последствия Указа о вольных хлебопашцах были значимыми для крестьян и земледельцев России.
К середине XIX в. Вольные хлебопашцы при крепостном праве не избавлялись от рекрутской повинности. С отменой крепостного права понятия «однодворец» и «вольный хлебопашец» , как и «вольноотпущенник» , навсегда ушли в прошлое.
Исходя из вышесказанного, по мнению С. Румянцева, причин принять новый закон было достаточно, и нужно было в обязательном порядке отрегулировать вопрос предоставления свободы желающим этого крестьянам и имеющим такую возможность. Суть Указа Над текстом указа работало большое количество народа: и члены Непременного совета, и члены Негласного комитета, и М. Сперанский, и уже 20 февраля 1803 года официальная дата принятия он был издан официально под названием «Об отпуске помещиками своих крестьян на волю по заключению условий, основанных на обоюдном согласии». Суть Указа и его основное содержание сводилась к следующему: помещику именно помещику! Итоги действия Указа Указ действовал на протяжении нескольких десятков лет с момента подписания и до 1861 года. До этого времени на свободу выкупилось около 1,5 процентов крепостных крестьян, и это был очень маленький результат приблизительно 150 тысяч крестьян со своими семьями; за время правления Александра Первого на волю выкупилось приблизительно от 25-ти до 41-ой тысячи крестьян. То есть, можно сказать о том, что шанс был у каждого крепостного, но денежные средства на его реализацию были непомерно большими для простой крестьянской семьи. Крестьяне, выкупившиеся на свободу, получали, по указу, статус свободного, или вольного, хлебопашца.
Россия в XIX веке: Указ о вольных хлебопашцах
Указ об отпуске помещиками своих крестьян на волю по заключении условий, основанных на обоюдном согласии от 20 февраля (4 марта). Указ о вольных хлебопашцах (Указ об отпуске помещиками своих крестьян на волю по заключении условий, на обоюдном согласии основанных) от 20 февраля 1803 года — законодательный акт российского императора Александра I. Указ о вольных хлебопашцах Указ об отпуске помещиками своих крестьян на волю по заключении условий, на обоюдном согласии основанных от 20 февраля 1803 года — законодательный акт российского императора Александра I. Именно последнее называлось современниками основным препятствием распространения практики освобождения крестьян по указу о вольных хлебопашцах. Указ о вольных хлебопашцах: причины принятия, содержание документа и дальнейшие последствия.
Указ о вольных хлебопашцах 1803 г.
Указ о вольных хлебопашцах, изданный императором Александром I, стал предтечей крестьянской реформы 1861 года и ее основой. Принятый двадцатого февраля 1803 года «Указ о вольных хлебопашцах» предусматривал для крестьян возможность освобождаться как поодиночке, так и целыми селениями, причем с обязательным земельным наделом. Указ о вольных хлебопашцах (Указ об отпуске помещиками своих крестьян на волю по заключении условий, на обоюдном согласии основанных) от 20 февраля 1803 года — законодательный акт российского императора Александра I.
Вольные хлебопашцы - особое сословие на Руси
Для руководства системой образования создано Главное управление училищ. С 1809 г. В статские советники V класс можно было попасть только после окончания университета. В 1811 г. Курс обучения там длился шесть лет. Туда принимали детей от 10 до 14 лет. Аналогичные лицеи открылись в Нежине и Одессе. Репин Подведём итоги: реформа образования сделала возможность получения знания более доступной для всех слоёв населения. Открылись новые университеты, которым была дана значительная автономия. Деятельность М. Сперанского Первое десятилетие правления Александра I нельзя представить без Михаила Михайловича Сперанского 1772—1839 , который в 1808—1811 г.
Сын сельского священника, Сперанский сделал блестящую карьеру: в 1792 г. В 1801 г. Кочубею из Негласного комитета, в 1802 г. В 1806 г. Михаил Сперанский лично предстал перед императором. Именно Сперанский предложил реорганизовать Непременный совет в Государственный, а также разработал концепцию Царскосельского лицея. Портрет М. Варнек В конце 1808 г. У Сперанского ушло на это около 10 месяцев. Труд назывался «Введение к уложению государственных законов».
Он предполагал разделение власти на законодательную, исполнительную и судебную при сохранении абсолютной власти императора. Предлагалось новое административное деление страны: наименьшая территориальная единица — волость, несколько волостей составляют округ, округа объединяются в губернии. В каждой административной единице свои органы местного самоуправления с четко выстроенной вертикалью власти. Планировалось создание Государственной думы, равной по полномочиям Сенату. Высшую судебную власть предлагалось передать Судебному Сенату, законодательную власть — Государственному совету, председателем которого должен быть сам император. Предлагалось трёхсословное деление общества на дворянство, «среднее состояние» и «рабочий народ» при условии свободного перехода из одного сословия в другое. Сам Александр I был доволен работой Сперанского, а вот его консервативному окружению «Введение к уложению…» не понравилось. При дворе императора пошли слухи о тайных связях Сперанского с Наполеоном Бонапартом. Всеобщее неудовольствие выразил Николай Михайлович Карамзин 1766-1826 в своём труде «Записка о древней и новой России в её политическом и гражданском отношениях». Из «Записки о древней и новой России…» «1 Если часто будете выводить простолюдинов в министры, в вельможи, в генералы, то с знатностью приведётся давать им и богатство, необходимое для её сияния, — казна истощается… Напротив того, дворяне, имея наследственный достаток, могут и в высших чинах обойтись без казённых денежных пособий.
Ни слова, буде сии люди знаменованы способностями редкими, выспренними; о буде они весьма обыкновенны, то лучше, если бы сии высшие места занимались дворянами. Дворянин, облагодетельствованный судьбою, навыкает от самой колыбели уважать себя, любить Отечество и государя за выгоды своего рождения, пленяться знатностью — уделом его предков, и наградою личных будущих заслуг его. Сей образ мыслей и чувствований дает ему то благородство духа, которое, сверх иных намерений, было целью при учреждении наследственного дворянства, — преимущество важное, редко заменяемое естественными дарами простолюдина, который, в самой знатности, боится презрения, обыкновенно не любит дворян и мыслит личною надменностью изгладить из памяти людей свое низкое происхождение. Добродетель редка. Ищите в свете более обыкновенных, нежели превосходных душ. Мнение не моё, но всех глубокомысленных политиков есть, что твёрдо основанные права благородства в монархии служат ей опорою». Почему Карамзин призывает императора? Какие поступки императора он осуждает? Недовольство консерваторов было вызвано пунктами «Введения…», которые могли изменить их жизнь. Например, обладателям придворных званий предписывалось служить.
Чиновников предлагалось обязать получать образование не ниже университетского, предусматривалось увеличение налогов. Не выдержав недовольного ропота за своей спиной, Александр в марте 1812 г. В самых туманных выражениях он объявил о наличии обстоятельств, которые требуют немедленного удаления Михаила Михайловича из столицы на «год-два». Обещав сообщить подробности позже, император велел теперь уже бывшему сподвижнику удалиться. Дома его ждал министр полиции, который потребовал, чтобы Сперанский в кратчайшие сроки выехал в Нижний Новгород. Оттуда он поедет в Пермь, затем в Сибирь, где проведёт долгих восемь лет. Александр же объяснит внезапную отставку Сперанского тем, что тот распространял клевету об императорской семье. Таким образом, первое десятилетие правления Александра I называют либеральным. Отменены репрессивные решения Павла I, сделаны попытки ограничить крепостное право, проведена масштабная реформа управления. Но на радикальные перемены — введение конституции, освобождение крестьян, ограничение самодержавия — император не решился.
К 1812 г. Задания Перечислите основные реформы Александра I в начале его правления. Справедливо ли этот период правления Александра называют либеральным? Обоснуйте своё мнение.
Поводом послужила просьба графа Румянцева, который хотел освободить своих крестьян по закону. Согласно этому порядку крестьяне по сути выкупали себя у помещика вместе с землей. Этот закон сформировал идеологию освобождения крестьян — свобода и земля в обмен на деньги для помещика. И уже в 1804 году, имея в запасе ряд принятых постановлений, Александр вновь вернулся к вопросу продажи крестьян — выпустив указ, запрещающий их продажу без земли и заодно разрешающий вступать в брак по своему желанию. Примечательно, что либеральная общественность в то время критиковала идею освобождения крестьян с землей за выкуп. И в 1816 году Александр пошёл на смелый эксперимент — в прибалтийских губерниях начался процесс освобождения крестьян без земли — исключая приусадебные наделы. Земля оставалась в собственности баронов. И теперь уже Александр оказался снова под огнём критики — за то, что освобождались крестьяне без земли, что по духу противоречило указам 1803 и 1804 годов. Получалось, что, что бы ни предлагал император, критиковалось с той или иной стороны.
Значение Манифест о свободных крестьянах имел большое значение для русской истории, хотя правительство не добилось особенно очевидных численных результатов. Закон о праве крестьян, утвержденный законом и утвержденный царем, стать вольным народом, открывает путь для последующей реформы 1861 года. Его основные положения были приняты во время разработки манифеста об отмене рабства глеба. Правительство преследовало цель: медленными темпами освободить крестьян, чтобы помещики получили все возможные блага. Указ не имел серьезных последствий, но прецедент был создан: слуг пытались вывести из рабского положения. Незначительное количество крестьян было выкуплено на свободу, но для России это был шаг вперед: к полной отмене крепостного права. Положения Основные положения документа: Помещику сообщили о его праве освободить слугу с землей, но с согласия обеих сторон. Кроме того, дворянин имел право освободить как слугу, так и его семью. Он тоже по своей доброй воле имел право дать свободу всей деревне, но обязательным условием было выделение земли всем вольноотпущенникам. Требуемый размер земельного участка должен быть не менее 8 соток. Согласно Уставу решение помещика не могло быть обжаловано его наследниками. Слуга, получив личную свободу и землю, должен выполнять свои обязанности. В случае неуплаты фермер снова возвращается в собственность помещика. Согласно указу, после отделения крестьянин приравнивался к налогооблагаемому населению: платил налоги, распоряжался землей в личных интересах. Текст указа Текст документа состоял из серии абзацев. Их суть заключалась в следующем: Помещик отпускал своих крестьян на индивидуальных условиях после личного разговора с каждым человеком. Освобожденного крестьянина называли свободным или свободным. Все права защищены. Если после принятия условий фермер не мог выполнить свои обязательства, он возвращался к землевладельцу. Свободный человек мог поступать в разные классы: быть ремесленником или торговцем. Несмотря на статус свободного человека, в обязанности вольноотпущенника входила уплата государственных налогов. Согласно постановлению, он сохранял обязательство по вербовке.
Одним из тормозящих механизмов экономики являлось крепостное право. О возможной его отмене начали говорить в конце восемнадцатого века. Однако император Александр I не решался принять такой радикальный шаг из-за активного сопротивления большинства дворян и чиновников. Хотя минусы крепостного права для экономики страны были очевидны. Взаимозависимость помещиков и крестьян тормозила развитие сельского хозяйства. Первые иногда были вынуждены кормить их за свой счет в год плохих урожаев, а вторые работали на чужом поле и делали это не слишком хорошо. К тому же, периодически часть крестьян изъявляла желание выйти из крепостного права. Но для этого не существовало законодательных норм. Частичный выход из положения случайно предложил граф Сергей Румянцев. Он выступил с инициативой о том, чтобы освободить некоторое количество своих крестьян и наделить их землей за определенную сумму. Александр I воспользовался этой идеей. Идея реформы предполагала освобождение крестьян от помещиков. Подписание указа не привело к большим результатам, но он стал предпосылкой к главной реформе крепостного права в девятнадцатом веке. Суть указа Его главная идея была замаскирована: правительство хотело наделить правом крестьян стать свободными, но вместо этого там сделан акцент на выгодах помещика. Поэтому в указе прописали именно так: «…об отпуске помещикам своих крестьян на волю…». Тем самым указав на то, что именно они на добровольных началах могут освобождать крестьян с выгодными для себя условиями, а не те выкупать себя. В документе указали 10 пунктов. Помещик мог отпустить крестьянина одного или с семьей и даже целое селение вместе с землей. Условия выкупа оговаривались между ними самостоятельно. Договоренности после выкупа сохранялись и для крестьянина и его наследников, и для помещика.
Указ о вольных хлебопашцах 1803 года
По данному проекту выгоду получали и крестьяне и помещики. Далее документ ушел на рассмотрение Негласного комитета , члены которого внесли свои поправки. И в конце февраля 1803 года Закон вступил в силу. Суть Основным смыслом документа являлась возможность получения свободы крестьянина, но обязательно с землей.
В контексте документа звучала мысль о царской милости крестьянам и обновленным привилегиям дворянству. Но все же главной целью Указа было показать крепостным, что они могут получить личную свободу и трудиться на себя. Положения К основным пунктам документа относятся: Помещику говорилось о его праве отпустить крепостного с землей, но при согласии обеих сторон.
Также дворянин имел право отпустить как одного крепостного, так и с семьей. Также по своей воле имел право дать свободу целой деревне, но обязательным условием было наделение землей каждого отпущенного.
Основная же сумма задолженности крестьян предназначалась Опекунскому совету.
В итоге 7 января 1814 г. И хотя такой сценарий был скорее исключением из общей практики, он является яркой иллюстрацией существования в дворянских кругах двух противоположных позиций: одни считали, что помещик вправе в любой момент до получения высочайшего соизволения изменить свое решение, а другие настаивали на неизменном характере письменно зафиксированного «согласия», даже в случае если формально процедура освобождения не была завершена. Более распространенной ситуацией юридически разрешаемых конфликтов между помещиками и крестьянами являются случаи оспаривания наследниками воли умершего помещика «об увольнении крестьян в свободные хлебопашцы».
Показательный пример реализации такого сценария — история разбирательства по делу крестьян статского советника Николая Кузьмина, который 6 октября 1811 г. Отпускные были подписаны без указания условий освобождения, при соблюдении лишь одного обстоятельства: при жизни помещика они должны были выплачивать все подати и исполнять установленные ранее отработки, а после его смерти — перейти в «свободное состояние». Составленное 18 октября 1812 г.
После смерти Кузьмина 23 октября 1812 г. Однако уже через несколько дней после смерти Кузьмина его родные сестры — Александра, Анна и Марья — подали прошение в Покровский уездный суд об отмене выданных отпускных, утверждая, что их брат, вопреки требованиям 1 пункта указа 20 февраля 1803 г. Именно поэтому, по их мнению, выданные помещиком «отпускные» могут считаться «обыкновенными», а следовательно, недействительными, так как по ним крестьяне не могли освобождаться с наделением принадлежащей помещику земли30.
Высказанные сестрами аргументы не убедили судей Покровского уездного суда, отказавшего 1 ноября 1812 г. Казалось бы, на этом история освобождения крестьян могла быть завершена, но сестры Кузьмина продолжили тяжбу за утраченную землю и право владения крестьянами, обратившись с жалобой на решение Владимирской гражданской палаты в 7-й департамент Сената. В результате рассмотрения материалов дела сенаторы отменили решение Владимирской гражданской палаты с формулировкой: «всем 29 Вешняков В.
Ответной реакцией на это постановление была «всеподданнейшая жалоба от крестьян Игнатьева и Степанова с товарищами»33, которая стала инициативным документом для дальнейшего рассмотрения дела — сначала в Общем собрании департаментов московского Правительствующего сената, а затем в Комитете министров и Государственном совете. При этом сенаторы, министр юстиции и министр внутренних дел выразили согласие с решением 7-го департамента о возвращении крестьян наследницам, а большинство членов Комитета министров посчитали, что данное дело не может быть решено в рамках действующего законодательства, и обратились к императору с предложением рассмотреть его в Государственном совете34. Показательно, что аналогичная просьба была высказана и от имени крестьян, которые напоминали, что они уже почти 10 лет находятся в состоянии «вольных хлебопашцев» и не должны быть возращены во владение наследников бывшего помещика.
Следует отметить, что с момента передачи дела на рассмотрение в Департамент гражданских и духовных дел Государственного совета конфликт между наследниками умершего помещика и крестьянами приобрел принципиально новое качество: он стал основанием для размышлений о необходимости корректировки законодательства с целью упрощения процедуры освобождения крестьян в «вольные хлебопашцы». В ходе обсуждения по данному вопросу было отмечено несколько принципиально важных моментов. Бесспорным признавалось, что «распоряжение помещика Кузьмина касательно отпуска людей его на волю лично не может подлежать опровержению, ибо право сие принадлежит всякому помещику.
При таком подходе главная проблема, которая возникала в связи с несоблюдением формальной процедуры, — вопрос о законности безусловной передачи земли крестьянам, а принципиально важным обстоятельством, придающим юридическую значимость данному решению, — добровольное согласие помещика. По мнению членов Государственного совета, «воля помещика Кузьмина о увольнении крестьян с землею не подлежит сомнению», так как он при подписании документов был «допрошен» работниками уездного суда о добровольности своих действий36. Аргументируя необходимость и обязательность публично высказанного согласия помещика, участники заседания обратились к резолюции императора по аналогичному делу о крестьянах помещика Петра Рычкова37.
Примечательно, что текст резолюции Александра I был дословно воспроизведен в журнале заседаний по делу крестьян Кузьмина и содержательно включал три смысловых акцента: 1. При несоблюдении формальных процедур доминирующее значение имеет «. Отсутствие сомнений в направленности «воли помещика» делает возможным не останавливать процедуру освобождения крестьян, так как «.
Участники заседания не смогли выработать единое мнение. Окончательное решение было сформулировано в резолюции императора 13 февраля 1823 г. Освобожденным крестьянам необходимо предоставить право «.
В дальнейшем именно эти три позиции становятся основанием для формулировки постановления: «. Следуя логике императорской резолюции, члены Государственного совета акцентировали внимание на необходимости упрощения процедуры перехода крепостных людей в «новое состояние» и упразднения в будущем случаев, когда люди получали надежду на освобождение, но лишались ее по независящим от них обстоятельствам. В представленном весной 1824 г.
По словам участников заседания, именно «. При этом, размышляя о причинах, побудивших установить многоступенчатую процедуру освобождения, члены Совета акцентировали внимание на том, что правительство при разработке правил «увольнения в свободные землепашцы» стремилось защитить крестьян, но практический опыт реализации указа показал, что установленный порядок «был обращаем часто против крестьян потому только, что сии формы соблюдены не были. В качестве одного из возможных способов упрощения процедуры члены департамента предлагали приравнять заключаемые между крестьянами и помещиками условия к обычным «крепостным актам».
При этом было отмечено, что неравенство правового статуса участников договора требует особых правил удостоверения добровольности согласия крестьян, которое в случае отсутствия сомнений в намерении помещика освободить крестьян могло даже после его смерти служить достаточным основанием для завершения формальной процедуры42. Не менее действенной, по мнению членов Государственного совета, мерой стимулирования помещиков могло стать разрешение «увольнения крестьян не только с землею, но также и без оной»43. Основываясь на признании нетождественности права «недвижимой собственности» и «личной свободы», они предполагали, что часть помещиков, которые ранее не решалась освобождать крестьян из-за опасения потери земли, воспользуются правом увольнения крепостных людей в свободные хлебопашцы.
Дополнительным аргументом разрешения безземельного освобождения было заявление о том, что такой сценарий не приведет ни к опустошению помещичьих земель в связи с массовым оттоком работников, ни к обезземеливанию крестьян, 38 О составлении проекта правил. Сопоставляя обстоятельства дела крестьян Кузьмина с другими аналогичными случаями, участники заседания констатировали: «. В такой формулировке под «истинными началами» подразумевалось юридически удостоверенное «согласие» крестьян и помещика, принципиальное разграничение права собственности и личной свободы, а главным условием повышения действенности указа 20 февраля 1803 г.
Изложенные предложения нашли свое отражение в итоговой резолюции как департамента, так и общего собрания Госсовета. Большинством голосов было принято следующее постановление: «крестьян помещика Кузьмина сделать свободными», а для осуществления необходимых изменений в законодательстве, которые должны были способствовать решению крепостного вопроса в общеимперском масштабе, обратиться к императору с предложением поручить «Комиссии составления законов» разработать «. После утверждения решения императором материалы данного дела 25 сентября 1824 г.
Дополнить существующие правила пунктом о дозволении отпускать крестьян при жизни помещика посредством «дарственной записи», а «на случай смерти и посредством духовного завещания», четко определив при этом, что помещик может «увольнять в свободные хлебопашцы токмо крестьян благоприобретенных, а не родовых имений»; 3. Сократить количество инстанций, исключив из списка обязательных процедур обязанность помещика предоставлять текст договора и прошение через губернского предводителя дворянства и министра внутренних дел на подпись императору; 4. В целях предотвращения разорения дворян46 предлагалось сохранить за помещиком право собственности на земельные участки47, которые передавались свободным крестьянам бессрочно или на определенный срок с обязательством выплачивать зафиксированную в договоре денежную сумму или исполнять установленный вид работ.
При этом подчеркивалось, что помещик не имел бы «права нарушить спокойствие крестьян или требовать от сих последних работ или оброка свыше определенных условием»48. Таким образом, по словам членов комиссии, возможно «. Попробуйте сервис подбора литературы.
В дальнейшем обозначенные принципы стали основой для разработанного Комиссией составления законов проекта «Правил об увольнении крестьян»50. К сожалению, ограниченный объем настоящей статьи не позволяет подробно изложить содержание данного проекта. Отметим лишь, что содержательно он был направлен на систематизацию и расширение спектра возможных способов освобождения крестьян и упрощение формальных процедур при сохранении обязательного подтверждения добровольности «согласия» крестьян и помещиков.
В перспективе предполагалось, что рекомендованные комиссией изменения будут способствовать снижению вероятности возникновения внутри- и межгрупповых конфликтов, причинами которых было не только «естественное» стремление помещиков сохранить право владения землей и «ревизскими душами», но и наличие противоречий в системе нормативно-правовых актов. Позднее понимание необходимости внесения корректировок в действующее законодательство51 отчетливо прослеживается в работе различных комитетов и комиссий, функционировавших до момента отмены крепостного права в 1861 г. Причиной низкой востребованности права освобождать крестьян целыми селениями с землей и обязательным заключением договора был комплекс факторов, элементами которого являлись как сугубо экономические обстоятельства, обусловившие нежелание помещиков расставаться с «крещенной собственностью», приносящей значительную часть дохода дворянина, так и сложность бюрократической процедуры перевода крестьян в новое состояние.
Именно последнее называлось современниками основным препятствием распространения практики освобождения крестьян по указу о вольных хлебопашцах. Благодаря многочисленным проше- 49 Там же. Сокращенный и исправленный вариант этого документа впоследствии был включен в комплекс материалов 1818-1819 гг.
Крутикова, указ 20 февраля 1803 г. Законодательство о помещичьих крестьянах дореформенного времени 1801-1860 гг. Законодательство о вольных хлебопашцах.
Законодательная деятельность в царствование императора Николая I. На дальних подступах к реформе. Крестьянский вопрос в царствование Николая I.
Исследование и документы.
Александр Первый лично запретил публиковать объявления о продаже крестьян в газетах. Но это ничего не дало — теперь крестьян стали «арендовать». А Непременный совет переложил решение «на потом» — сочтя формально необходимым сначала создать комиссию по корректированию закона о правах помещика. Александр продолжил свою работу, перенеся обсуждение данного вопроса в Негласный комитет. И вот что интересно — главный землевладелец империи оказался более прогрессивным, нежели его окружение.
Советники яростно сопротивлялись предложениям императора. Любая форма освобождения крестьян встречалась в штыки. Но тогда Александр пошёл иным путём — он протолкнул закон о покупке земли, который разрешал её приобретать купцам и мещанам, а также — что было крайне важным — государственным и удельным крестьянам. То есть монополия дворянства на землю упразднялась.
Вспомним хотя бы дело помещицы Салтычихи, жестко наказанной императрицей за издевательства над крестьянами. Петр Федорович в период своего недолгого правления радел и о создании рабочих мест для оброчных крестьян. Помощь в решении этого вопроса пришла при решении еще одной российской проблемы - нехватки парусины для флота. Он приказал строить фабрики по производству парусного полотна в Сибири. И оброчные крестьяне могли не стоять в очередь за работой в крупных городах государства, а отправляться за ней на вновь отстроенные фабрики. Суть закона "О вольных хлебопашцах" 1803 г.
Этот указ, подписанный императором Александром I, устанавливал: 1. Крестьянин мог получить вольную от помещика, если тот изъявлял на то желание или согласие. Помещик мог давать вольную как единичным крестьянам, так и семьям, и даже целым селениям. Вольная давалась на обоюдовыгодных условиях. Оговоренные сторонами условия договора утверждались лично императором. Был разработан механизм утверждения этих условий. Вольная фиксировалась в Гражданской палате.
Указ о вольных хлебопашцах
Указ о вольных хлебопашцах Указ об отпуске помещиками своих крестьян на волю по заключении условий, на обоюдном согласии основанных от 20 февраля 1803 года — законодательный акт российского императора Александра I. 20 февраля 1803 года Указ о вольных хлебопашцах вступил в силу. УКАЗ «О ВОЛЬНЫХ ХЛЕБОПАШЦАХ» 1803 г. издан Александром I 20 февраля.
История России. Правление Алекcандра I. Указ о вольных хлебопашцах.
Он определил как размер земельного участка, так и его положение и стоимость. Очень часто помещики предлагали крепостным для выкупа неплодородную землю, либо устанавливали неподъемную сумму выкупа. Более того, мужчины, выкупившие землю, подлежали рекрутскому набору в армию. Во многом из-за этого сами крестьяне не сильно стремились собственной свободе. Также необходимо отметить, что реализация указа оставляла желать лучшего. Многие помещики предоставляли крестьянам свободу только на том основании, что последние были обязаны не только выкупить свою свободу, но и нести повинности обычных крепостных крестьян барщина и оброк. Те крестьяне, которые выкупали свою свободу и не подходили для службы в армии, назывались вольными хлебопашцами, но всю повинность несли только в пользу России. Причины, по которым указ о вольных хлебопашцах не имел нужного воздействия, кроются в том, что указы носил исключительно рекомендательный характер.
Помещик не был обязан продавать землю, и даже если крестьянин имел деньги и просил сделать его свободным, помещик мог отказаться без всяких последствий. Любопытный факт заключается в том, что Александр 1 лично выказывал заинтересованность в исполнении данного указа. Для этого он требовал предоставлять ему ежегодный отчет о крепостных, которые стали свободными. Литература История России 19 век. Москва, 1999 "Просвещение". Исторический словарь 2-е издание. Орлов, Георгиев, Георгиева.
При несоблюдении формальных процедур доминирующее значение имеет «. Отсутствие сомнений в направленности «воли помещика» делает возможным не останавливать процедуру освобождения крестьян, так как «. Участники заседания не смогли выработать единое мнение. Окончательное решение было сформулировано в резолюции императора 13 февраля 1823 г.
Освобожденным крестьянам необходимо предоставить право «. В дальнейшем именно эти три позиции становятся основанием для формулировки постановления: «. Следуя логике императорской резолюции, члены Государственного совета акцентировали внимание на необходимости упрощения процедуры перехода крепостных людей в «новое состояние» и упразднения в будущем случаев, когда люди получали надежду на освобождение, но лишались ее по независящим от них обстоятельствам. В представленном весной 1824 г.
По словам участников заседания, именно «. При этом, размышляя о причинах, побудивших установить многоступенчатую процедуру освобождения, члены Совета акцентировали внимание на том, что правительство при разработке правил «увольнения в свободные землепашцы» стремилось защитить крестьян, но практический опыт реализации указа показал, что установленный порядок «был обращаем часто против крестьян потому только, что сии формы соблюдены не были. В качестве одного из возможных способов упрощения процедуры члены департамента предлагали приравнять заключаемые между крестьянами и помещиками условия к обычным «крепостным актам». При этом было отмечено, что неравенство правового статуса участников договора требует особых правил удостоверения добровольности согласия крестьян, которое в случае отсутствия сомнений в намерении помещика освободить крестьян могло даже после его смерти служить достаточным основанием для завершения формальной процедуры42.
Не менее действенной, по мнению членов Государственного совета, мерой стимулирования помещиков могло стать разрешение «увольнения крестьян не только с землею, но также и без оной»43. Основываясь на признании нетождественности права «недвижимой собственности» и «личной свободы», они предполагали, что часть помещиков, которые ранее не решалась освобождать крестьян из-за опасения потери земли, воспользуются правом увольнения крепостных людей в свободные хлебопашцы. Дополнительным аргументом разрешения безземельного освобождения было заявление о том, что такой сценарий не приведет ни к опустошению помещичьих земель в связи с массовым оттоком работников, ни к обезземеливанию крестьян, 38 О составлении проекта правил. Сопоставляя обстоятельства дела крестьян Кузьмина с другими аналогичными случаями, участники заседания констатировали: «.
В такой формулировке под «истинными началами» подразумевалось юридически удостоверенное «согласие» крестьян и помещика, принципиальное разграничение права собственности и личной свободы, а главным условием повышения действенности указа 20 февраля 1803 г. Изложенные предложения нашли свое отражение в итоговой резолюции как департамента, так и общего собрания Госсовета. Большинством голосов было принято следующее постановление: «крестьян помещика Кузьмина сделать свободными», а для осуществления необходимых изменений в законодательстве, которые должны были способствовать решению крепостного вопроса в общеимперском масштабе, обратиться к императору с предложением поручить «Комиссии составления законов» разработать «. После утверждения решения императором материалы данного дела 25 сентября 1824 г.
Дополнить существующие правила пунктом о дозволении отпускать крестьян при жизни помещика посредством «дарственной записи», а «на случай смерти и посредством духовного завещания», четко определив при этом, что помещик может «увольнять в свободные хлебопашцы токмо крестьян благоприобретенных, а не родовых имений»; 3. Сократить количество инстанций, исключив из списка обязательных процедур обязанность помещика предоставлять текст договора и прошение через губернского предводителя дворянства и министра внутренних дел на подпись императору; 4. В целях предотвращения разорения дворян46 предлагалось сохранить за помещиком право собственности на земельные участки47, которые передавались свободным крестьянам бессрочно или на определенный срок с обязательством выплачивать зафиксированную в договоре денежную сумму или исполнять установленный вид работ. При этом подчеркивалось, что помещик не имел бы «права нарушить спокойствие крестьян или требовать от сих последних работ или оброка свыше определенных условием»48.
Таким образом, по словам членов комиссии, возможно «. Попробуйте сервис подбора литературы. В дальнейшем обозначенные принципы стали основой для разработанного Комиссией составления законов проекта «Правил об увольнении крестьян»50. К сожалению, ограниченный объем настоящей статьи не позволяет подробно изложить содержание данного проекта.
Отметим лишь, что содержательно он был направлен на систематизацию и расширение спектра возможных способов освобождения крестьян и упрощение формальных процедур при сохранении обязательного подтверждения добровольности «согласия» крестьян и помещиков. В перспективе предполагалось, что рекомендованные комиссией изменения будут способствовать снижению вероятности возникновения внутри- и межгрупповых конфликтов, причинами которых было не только «естественное» стремление помещиков сохранить право владения землей и «ревизскими душами», но и наличие противоречий в системе нормативно-правовых актов. Позднее понимание необходимости внесения корректировок в действующее законодательство51 отчетливо прослеживается в работе различных комитетов и комиссий, функционировавших до момента отмены крепостного права в 1861 г. Причиной низкой востребованности права освобождать крестьян целыми селениями с землей и обязательным заключением договора был комплекс факторов, элементами которого являлись как сугубо экономические обстоятельства, обусловившие нежелание помещиков расставаться с «крещенной собственностью», приносящей значительную часть дохода дворянина, так и сложность бюрократической процедуры перевода крестьян в новое состояние.
Именно последнее называлось современниками основным препятствием распространения практики освобождения крестьян по указу о вольных хлебопашцах. Благодаря многочисленным проше- 49 Там же. Сокращенный и исправленный вариант этого документа впоследствии был включен в комплекс материалов 1818-1819 гг. Крутикова, указ 20 февраля 1803 г.
Законодательство о помещичьих крестьянах дореформенного времени 1801-1860 гг. Законодательство о вольных хлебопашцах. Законодательная деятельность в царствование императора Николая I. На дальних подступах к реформе.
Крестьянский вопрос в царствование Николая I. Исследование и документы. В данном контексте многочисленные разбирательства по делам о крестьянах, стремившихся к свободе из владений конкретных помещиков, способствовали формированию системы обратной связи в системе управления — своеобразного диалога власти и общества по крестьянскому вопросу53. Однако обращение к частным делам было и главным недостатком такой системы, так как их рассмотрение позволяло обнаружить разнонаправленность действий, намерений и аргументов помещиков.
Так, часть поместных дворян, заявивших о готовности освободить крестьян с землей на определенных условиях, руководствовалась стремлением получить в результате перевода крепостных людей в «новое состояние» относительно стабильный доход в форме ежегодных выкупных платежей. Были известны также случаи, когда помещик объявлял о желании освободить крестьян, но только после своей смерти, и либо без платежа, либо с условием внесения крестьянами определенной суммы на содержание разнообразных «богоугодных» заведений. Обосновывая подобные решения, помещик, как правило, высказывал аргументы морально-этического порядка и объявлял о решении даровать свободу крестьянам в качестве награды за многолетний и добросовестный труд. При этом отсроченный во времени сценарий освобождения вызывал неприятие у наследников, которые предпринимали попытки отменить решения своего почившего родственника об освобождении крестьян, выискивая даже незначительные нарушения, допущенные при составлении документов и прохождении многоэтапной процедуры их согласования.
В некоторых случаях, как было показано на примере дела помещика Рословлева, и сами помещики сознательно затягивали исполнение подписанных договоров с крестьянами, заявляя об изменении своего решения освободить крестьян. В совокупности с позицией императора, который неоднократно высказывался о важности проявления «человеколюбия» в отношении крепостных людей, регулярное рассмотрение представителями правительственной элиты аргументов участников конфликтов между помещиками и крестьянами способствовало выработке основополагающих принципов решения крестьянского вопроса в России. Осознание целесообразности освобождения крестьян с землей при одновременном признании необходимости сохранения права собственности дворян на землю способствовало появлению четкого разграничения права личной свободы и права недвижимой собственности. Одним из наиболее важных следствий разбирательств по частным делам о крестьянах становится постановка вопроса о необходимости выработки механизмов юридической защиты интересов крестьян.
В условиях правового неравенства субъектов договора, заключаемого между помещиком и крестьянами, ключевым понятием, с помощью которого представлялось возможным защитить крестьянина от «своекорыстных намерений» отдельных помещиков, становится понятие «согласие». Именно поэтому после процедуры удостоверения добровольности согласия договор уже не мог быть расторгнут по инициативе помещика, а в случае если это происходило, государство принуждало помещика освободить крестьян. При такой трактовке концепта «согласие» госу- 53 См. Крепостной вопрос в России: социальный диалог и коммуникативные практики власти первая четверть XIX в.
Значительное влияние информация о различных моделях поведения помещиков, выразивших свое согласие освободить крестьян, оказало на разработку методов решения крепостного вопроса в России. Одной из характерных особенностей правительственных проектов первой четверти XIX в. В данном контексте показательным является предложение членов Комиссии составления законов разрешить одновременно: личное освобождение крестьян без земли с правом ее последующего выкупа, срочной или бессрочной аренды; освобождение по договору с землей за выкуп, а также на основании «отпускного письма» или «духовного завещания». Такая стратегическая установка на многообразие способов освобождения при сохранении контроля со стороны правительства за добровольностью согласия со стороны крестьян позволяла включить в процесс наибольшее количество помещиков, размышлявших о «бесчеловечности рабства», преимуществах наемного труда или заявлявших о намерении вложить полученные от крестьян деньги на развитие собственного хозяйства.
Можно предположить, что подобный подход действительно способствовал бы увеличению масштаба и скорости постепенного освобождения крестьян, но неизбежно привел бы к еще большей внутригрупповой дифференциации, а при безземельном освобождении — к фактическому сохранению зависимости крестьян от землевладельцев. Таким образом, сопоставление «дел о крестьянах, увольняемых помещиками в вольные хлебопашцы», позволяет утверждать, что даже несмотря на относительно небольшое число освобожденных, указ 20 февраля 1803 г. В данном контексте важны не количественные показатели реализации указа, а формирование в процессе рассмотрения жалоб и прошений опосредованной различными государственными структурами системы обратной связи между крестьянами, провинциальными помещиками, местной администрацией и представителями правительственной элиты. В условиях прецедентного права прошения частных лиц были действенным инструментом актуализации вопроса о целесообразности корректировки действующего законодательства и разработки проектов масштабных преобразований.
Под воздействием информации о содержании конкретных случаев произошло прощание с иллюзией готовности просвещенных дворян к освобождению крестьян по собственной инициативе, признание важности достижения обоюдного согласия и необходимости сохранении контролирующей, принудительной силы государства к тем, кто не исполнял условия договора.
Контрассигнировал министр внутренних дел граф Виктор Кочубей. Правительствующий сенат приказали: для сведения и должного в потребном случае по сему высочайшему его императорского величества повелению исполнения предписать указами господам министрам, военным губернаторам, присутственным местам, губернским правлениям, казенным и гражданским палатам; а в Святейший правительствующий синод и в московские Сената департаменты сообщить сведения. Марта дня 1803 года.
Указ о вольных хлебопашцах: предпосылки и причины принятия В начале XIX века в Российской империи остро стоял вопрос о крестьянах и их положении.
Они находились в полной власти помещика. Конечно, крестьяне желали выкупить свою свободу, но это было невозможно, поскольку не существовало соответствующих указов. Настроения среди крестьян говорили о необходимости реформ, крепостные показывали свое недовольство отсутствием свободы и полной власти над ними помещиков. Крестьяне, трудясь на чужих землях, были не заинтересованы в эффективном ведении хозяйства, что сказывалось на урожае. Все большее количество людей хотело покинуть деревню и переехать в город. Все это стало предпосылками для создания «Указа о вольных хлебопашцах».
Кроме того, сам император Александр I выступал за отмену крепостного права.
История России. Правление Алекcандра I. Указ о вольных хлебопашцах.
Последствия Указа Тема отмены крепостного права, или так называемый крестьянский вопрос, поднималась еще в правление Екатерины II и Павла I, но Указ о вольных хлебопашцах, первый шаг на пути к осуществлению данного замысла, был принят при Александре I, в 1803 году. Естественно, этот указ не гарантировал свободы всем крестьянам, так же как и не гарантировал им получения земли, но для своего времени это был реальный прорыв в решении вопроса зависимости крестьян, это стало первой попыткой в России в XIX веке на законодательном уровне наделить крестьян правами и дать им возможность получить собственный земельный надел. Важно отметить, что этот закон был положен в основу реформы отмены крепостного права 1861 года, то есть в конечном итоге последствия его издания были значительны. Причины и предпосылки издания Указа Вопрос выкупа крестьянами свободы за деньги первым поднял граф С. Румянцев, апеллировавший манифестом от 1775 года и Указом от 12 декабря 1801 года. Он отмечал, что: развитие денежной экономики приводит к постепенному сворачиванию натурального хозяйства, помещики больше заинтересованы в «живых» денежных средствах, которые можно пустить в оборот, чем в живой силе, которая работает неэффективно; надвигается реальный кризис помещичьего хозяйства, так как трудились крестьяне на барских полях без должного энтузиазма и без учета новых технологий; возможность крестьянского бунта остается очень высокой второй «пугачевщины» Империя может и не выдержать , так как крестьяне недовольны своим положением и недовольны бездействием власти; город требует «свободных рук», так как процесс развития промышленного производства и торговли продолжается. Исходя из вышесказанного, по мнению С. Румянцева, причин принять новый закон было достаточно, и нужно было в обязательном порядке отрегулировать вопрос предоставления свободы желающим этого крестьянам и имеющим такую возможность.
Суть Указа Над текстом указа работало большое количество народа: и члены Непременного совета, и члены Негласного комитета, и М.
Указ о вольных хлебопашцах имел важное идеологическое значение: в нём впервые утверждалась возможность освобождения крестьян с землей за выкуп, если такое условие было оговорено в договоре. Это положение легло потом в основу реформы 1861 года. По всей видимости, Александр I возлагал на указ большие надежды: ежегодно в его канцелярию подавались ведомости о числе крестьян, переведённых в эту категорию. Практическое применение указа должно было показать, насколько в действительности дворянство готово расстаться со своими привилегиями.
Заброшенность горожан. В начале 19 века в городах стали появляться мастерские, требовавшие рабочей силы. В этих условиях указ Александра I о вольных земледельцах предоставил вольным людям большие возможности.
Однако король был осторожен в этом вопросе. Издание Первый проект указа был адресован Александру 1 его советником графом Румянцевым в 1802 году; по его предложению крестьянин мог получить личную свободу и землевладение за личные деньги. От этого проекта выиграли как фермеры, так и землевладельцы. Затем документ перешел в Секретный комитет, члены которого внесли свои поправки. А в конце февраля 1803 года Закон вступил в силу. Причины неудачи Указа о вольных хлебопашцах Крестьяне были совершенно безграмотными, их некому было защищать и просвещать Скорее всего, многие фермеры не слышали об Указе Только очень находчивые и трудолюбивые крестьяне могли пытаться выкупиться у помещика, а их было мало в условиях светской кабалы и власти крестьянской общины Помещикам было невыгодно отпускать крестьян Помещики имели возможность предлагать крестьянам самую бесплодную землю и в целом действовать так, как они считали нужным, и никто не мог заставить их действовать иначе Граф Румянцев лично декретом почти не воспользовался, оставив всех своих многочисленных слуг, которые принадлежали ему, а потом передал их дочерям, за исключением очень небольшого количества, около 400 крестьянских душ, которые были превращены от него в свободных крестьян Предпосылки к появлению указа Конечно, помимо весьма необычной ситуации на территории России, были и другие причины для издания такого указа. В частности, граф Сергей Румянцев, который хотел освободить часть своих крестьян и отдать им землю, сильно повлиял на окончательное решение. Вообще он был очень интересным человеком, со своими радикальными взглядами.
Граф обратился к императору с просьбой, которая стала ключевой посылкой, в которой были описаны все основные элементы «освобождения» слуги. Ключевые пункты указа «О вольных хлебопашцах» В закон внесено около десяти пунктов: Землевладелец может освободить слуг вместе с определенным участком земли. Землевладелец должен лично согласовать с фермером все условия выкупа и налоговые обязательства. Все обязательства, согласованные обеими сторонами, обязательно передаются по наследству. Следовательно, последующие поколения крестьян несли те же обязанности, что и предыдущие. В случае неисполнения или отказа от исполнения своих обязательств. Но есть нарушения условий договора, фермер вернулся в зависимость от хозяина. Освобожденных слуг следует называть свободными и ничего больше.
Свободные фермеры имели право перейти в любой другой класс. Например, вы становитесь ремесленниками, торговцами и т. Освобожденные и государственные крестьяне были обязаны платить налоги государству.
Материал из РУВИКИ — свободной энциклопедии Указ о вольных хлебопашцах Указ об отпуске помещиками своих крестьян на волю по заключении условий, основанных на обоюдном согласии от 20 февраля 4 марта 1803 года — законодательный акт императора Всероссийского Александра I , по которому помещики получили право освобождать крепостных крестьян поодиночке крестьяне откупались и селениями с выдачей земельного участка. Издан в рамках реформирования Российской империи , проходившего в 1800-е годы.
За свою волю крестьяне выплачивали выкуп или исполняли повинности. Если оговоренные обязательства не выполнялись, крестьяне возвращались к помещику.