Россия наращивает производство фугасных ФАБ 3000: в чем особенность и уникальность данных бомб. Основными факторами, ограничивающими применение УМПК на авиабомбах типа ФАБ-9000, ФАБ-5000, ФАБ-3000, будет количество носителей, которые смогут их применять. По утверждению РИА Новости, стоимость ФАБ-500 не превышает 300 тыс. рублей (порядка $3,2 тыс.).
Размер имеет значение.
Целями для трёхтонных бомб станут укрепительные сооружения на подобие «Азовстали» в Мариуполе. Необходимо упомянуть и тот факт, что доставка громоздкой ФАБ-3000 по цели противника требует соответствующего носителя и если меньшие варианты бомб прикреплялись к Су-34, то это не тот случай. Наиболее подходящим и уже применявшимся в Мариуполе является сверхзвуковой бомбардировщик Ту-22М3, стоимость которого составляет почти 300 миллионов долларов в шесть раз дороже Су-34 Самолёт-бомбардировщик Ту-22М3, потенциальный носитель ФАБ-3000В любом случае, для носителя такой массивный боеприпас обернётся потерей манёвренности и существенным риском для обнаружения на радарах Вооружённых сил Украины. Telegram-канал Fighterbomber высказал свои рассуждения относительно целесообразности возобновления производства ФАБ-3000.
Автор не совсем понимает, зачем конструировать фактически «самолёт на бомбе», под который нужно разработать соответствующий модуль планирования и коррекции. Он считает, что трёхтонный боеприпас попросту не имеет для себя целей, но подставит под угрозу носитель - Ту-22М3. Применить фугасный снаряд такого размера можно в двух случаях: либо когда область не покрыта противовоздушной обороной, либо когда полёт предусмотрен в один конец.
В то же время отмечается, что более эффективным было бы адаптировать производство ФАБ-500 с поправкой на точность, по сути создав полноценный аналог американской JDAM. Сброс ФАБ-3000 провоцирует риск сбития украинской противовоздушной обороной самолёта-носителя, стоимость которого, как упоминалось ранее, составляет почти 300 миллионов долларов, что дороже тех же радиолокационных самолётов А-50.
Это усиленная версия бомб ФАБ 500, весом до 3000 килограмм с огневой мощностью до 1200 килограмм взрывчатки. RU рассказывает, в чем особенность этих снарядов и где они применялись раньше. Что такое ФАБ 3000 ФАБ-3000 Фугасная авиационная бомба — это советская высокоэффективная фугасная бомба с мощностью до 1200 килограмм взрывчатки. Вес самой бомбы составляет 3000 килограммов, что и отражено в названии.
Эти бомбы предназначены для уничтожения крупных и укрепленных целей, таких как бункеры, плотины, мосты, а также для поражения живой силы и техники противника. Где эти бомбы использовались Такие бомбы были разработаны и приняты на вооружение еще во времена Советского Союза и использовалась во Второй мировой войне и в последующих конфликтах. Бомба запускалась с бомбардировщиков и могли быть сброшены с большой высоты для достижения максимального разрушительного эффекта. С тех пор как ФАБ-3000 была введена в эксплуатацию, она стала одним из самых мощных видов вооружения в арсенале советских ВВС.
Наиболее тяжёлые ФАБ применяют только дальние бомбардировщики. Первые могут поражать цели в радиусе от 15 до 190 метров, вторые — до 500 метров. Помимо этого, ФАБ-1500 могут пробивать до 3 метров железобетона и разрушать бункеры, заложенные на глубине до 20 метров. В 2024 году Россия решила возобновить массовое производство фугасных авиабомб ФАБ-3000. Их носителями выступают бомбардировщики Ту-22М3. Чтобы сбросить свободно падающую бомбу, нужно подлететь довольно близко к цели — и увеличить риск захода в зону поражения ПВО противника, отмечали военные эксперты.
Решить эту проблему помогла особая техническая разработка — универсальные модули планирования и коррекции УМПК. Об устройстве современных российских УМПК почти нет сведений.
Эти модернизированные "умные" планирующие бомбы способны уничтожать подземные бункеры на глубине до 20 метров.
Они усилят давление на украинские системы ПВО, отмечается в статье. Элли Кук Ellie Cook Сообщается, что российские войска применяют на Украине новые управляемые планирующие бомбы, которые грозят усилить нажим на украинскую ПВО с наступлением холодных зимних месяцев. Читайте ИноСМИ в нашем канале в Telegram Силы Москвы используют модернизированные "умные" планирующие бомбы, оснащенные лазерным и спутниковым наведением для повышенной точности ударов, сообщил в понедельник американский Институт изучения войны со ссылкой на российского военного блогера, упомянув отдельно ФАБ-1500.
ФАБ-1500, крупнейшая из серии планирующих бомб, куда также входят ФАБ-250 и ФАБ-500, весит 1 550 килограммов и имеет радиус поражения до 500 метров, написал блогер.
Авиационные бомбы: устройство и основные виды
Россия активно использует модернизированные управляемые фугасные авиабомбы ФАБ-500 и ФАБ-1500 в рамках СВО. Единственный способ борьбы с боеприпасами этого типа — поражение самолета-носителя с ФАБ с УМПК до рубежа выполнения им боевой задачи. ФАБ-1500 была сброшена истребителем-бомбардировщиком Су-34, который способен нести множество новейших боеприпасов, включая гиперзвуковые ракеты «Кинжал».
Newsweek: российская авиабомба ФАБ-1500 усилит давление на украинскую ПВО
Читайте нас на: В свободном падении Впервые авиационные бомбы применили итальянцы в Итало-турецкой войне 1911-1912 годов. С того времени до испытания в сентябре 2007 году самой мощной бомбы в мире, не считая ядерных, прошло около 100 лет. В России первые авиационные бомбы разработаны в 1909-1914 годах. Система авиационных бомб конструктора В. Орановского состояла из 4 осколочных авиационных бомб массой от 8 до 80 кг и фугасных авиационных бомб массой от 4 до 640 кг. В 1916 году система авиационных бомб дополнена зажигательной бомбой конструкции полковника А. В России появились не только мощные бомбы, но и их носители - четырёхмоторные бомбардировщики «Илья Муромец» , которые как раз и могли брать на борт бомбы весом 640 кг. В конце Первой мировой войны тяжёлые бомбардировщики стран Западной Европы поднимали одну или даже несколько бомб по 1000 кг каждая. Первоначально бомбы выбрасывали вручную, потом их стали подвешивать на специальных держателях в фюзеляжах или под самолётом. Сброс в этом случае производился через бомболюки.
Внутренняя подвеска бомб впервые осуществлена на самолётах «Илья Муромец». А в 1916 году в России был сконструирован электросбрасыватель. Носителем нового мощного боеприпаса стал бомбардировщик Пе-8. Эффект от взрыва был близок к ожидаемому. Последние удары ФАБ-5000 приняли на себя уже форты крепости Кёнигсберг 7 апреля 1945 года.
Blue Danube «Голубой Дунай» — первый ядерный боеприпас, принятый на вооружение британскими Королевскими Воздушными Силами. Orange Herald «Оранжевый Вестник» — самый мощный 700 килотонн испытанный боеприпас, энерговыделение которого обеспечивалось полностью за счёт реакции деления ядер. Подвеска авиационных бомб[править] Первоначально авиационные боеприпасы брались пилотом или другими членами экипажа в кабину, и просто руками выбрасывались при полёте над целью. В дальнейшем стали применяться различные дистанционные устройства подвески бомб на держатели, их приведения в активное состояние перед сбросом и непосредственно сам сброс.
Внутри такого отсека, как правило, находятся кассетные бомбовые держатели КД , представляющие собой раму с направляющими, электрозамками, механизмами подъёма грузов, цепями блокирования и сброса, и т. На каждую кассету может подвешиваться несколько авиабомб в ряд. Также достаточно широко применяются различные контейнеры, которые снаряжаются боеприпасами на земле специально обученными людьми и поднимаются в грузоотсек уже полносью готовыми к применению. В грузоотсеке могут находиться и другие виды держателей и различных устройств для перевозки и применения различных грузов — балочные держатели, катапультные устройства и др. Например, конструкция балочного держателя МБД3-У9 позволяет подвесить на него до девяти бомб калибра 250 кг. Также специализированные балочные держатели применяются для подвески ракетного оружия.
Сначала на помощь пришли термобарические боеприпасы ТОС «Буратино» и «Солнцепек», но данная техника не предназначена для поражения серьезных укрепрайонов. Основная цель огнеметов — уничтожения массовых скоплений техники и живой силы на открытых пространствах и в легких фортификационных сооружениях. Как и ракеты систем «Град», «Ураган» и «Смерч», термобарические боеприпасы не способны проникнуть на 5—10 метров вглубь бетонированного укрытия.
Настоящим «подарком» для укронацистов стали 240-мм минометы 2С4 «Тюльпан», способные обрушить на цель 228-килограммовые боеприпасы. Однако даже в самом тяжелом исполнении активно-реактивная мина 3ВФ2 несет с собой не более 50 кг взрывчатки. Впечатляет, конечно, но для мариупольских заводов далеко не всегда достаточно. Тем более что сами минометные установки, к слову, потенциально уязвимы для ДРГ противника. Многие еще в довоенное время. Если говорить сухим казенным языком, то преимуществами неуправляемых фугасных авиабомб являются высокая эффективность поражения целей, практическое отсутствие ограничений по условиям боевого применения, простота конструкции, отсутствие необходимости проведения регламентных работ в течение гарантийного срока хранения, относительно низкая стоимость, а также широкие возможности серийного производства. От себя стоит добавить, что именно фугасные авиабомбы стараниями российской авиации внесли существенный вклад в массовую сдачу украинских военных в плен. Апрель 2022 г. Результат работы одной из фугасных авиабомб.
Украина теоретически может нанести удар даже полуторатонными фугасами, но есть некоторые ограничения. Во-первых, фронтовые бомбардировщики Су-24, единственные носители такого орудия, если и остались, то считанные единицы. Разве что транспортные «Антоновы». Последний случай уничтожения украинского бомбардировщика из ПЗРК говорит о том, что машина вынуждена была идти на низкой высоте, что исключает большие калибры. Максимум, что может использовать Су-24 в таких условиях, это объемно-детонирующие боеприпасы серии ОДАБ, оснащенные парашютной системой. Либо что-то из сравнительной «мелочи» — ФАБ-500 в различных модификациях.
Одной из областей, вызывающей наибольшие затруднения, является авиация, а именно — большое разнообразие аббревиатур в номенклатуре бомбового вооружения.
С целью разрешить эту проблему я подготовил весьма примитивную, но наглядную справку, которая раз и навсегда позволит вам запомнить принципиальные отличия в действии российских авиабомб. Одно из наиболее распространенных и универсальных средств для уничтожения наземных сил. Калибр колеблется от 50 кг до 9000 кг. Область применения та же.
Россия сменила тактику и активно уничтожает ВСУ с воздуха
Этого освещения было достаточно, чтобы в ночных условиях получать качественные аэрофотоснимки с высоты до 7500 м. Иногда бомба использовалась среди ночи для подавления наводчиков зенитных орудий посредством мощной вспышки. ТТХ бомбы: максимальная сила света — 500 млн. Агитационные бомбы предназначались для разбрасывания листовок и других агитматериалов на территории противника. Бомба состояла: из пустотелого разборного корпуса, который заполнялся листовками перед использованием; вышибного заряда для выталкивания агитационных материалов; дистанционного взрывателя , обеспечивающего срабатывание вышибного заряда на определенном расстоянии или высоте. Бомба была создана в габаритах ФАБ-100. Ее корпус был выполнен из фанеры и весил не более 20 кг. Вдоль корпуса была установлена труба с пороховой петардой, позволяющая взрывом разкрыть корпус на заданной высоте. Снаряжали бомбу листовками в виде рулонов массой 2,7 — 3,2 кг каждый.
Листовка имела формат 206х146 мм. Сбрасывали бомбу, как с наружных, так и с внутренних бомбодержателей. В зависимости от погоды высота сброса составляла от 50 до 500 м. Для применения малых фугасных, осколочных, зажигательных и других авиационных бомб массой 1-2,5 кг в СССР были разработаны разные носители — стационарные кассеты, контейнеры и РРАБ ротативно-рассеивающие авиационные бомбы. При сбрасывании боеприпас набирал вращательное движение с увеличивающейся частотой. При достижении заданной скорости вращательного движения, троса, имеющие ослабленные сечения, стягивающие корпус, из-за действия центробежных сил начинали разрываться, и малые боевые боеприпасы начинали рассеиваться, при падении поражая большую площадь. Конструктивно РРАБ представляют собой оболочку с тонкими стенами, в которую укладывали малые авиационные бомбы, техники, прямо на аэродроме, перед самым применением. Реактивный снаряд РС-82 класса воздух-воздух впервые был применен в 1939 г.
К 1942 г. В ходе советско-финляндской войны 1939-1940 гг. Эффективность применения реактивных снарядов в воздушном бою, а также при стрельбе по одиночным наземным целям танкам, автомобилям и т. Снаряд состоял из головной боевой и реактивной части порохового реактивного двигателя. Боевая часть была снаряжена зарядом взрывчатого вещества, для подрыва которого использовался контактный или неконтактный взрыватели. Реактивный двигатель имел камеру сгорания, в которой был помещен метательный заряд в виде цилиндрических шашек из бездымного пороха с осевым каналом. Стабилизация снаряда в полете обеспечивалась с помощью хвостового стабилизатора из четырёх стальных штампованных перьев. Головка снаряда тупая, с надрезами на оживальной части.
В 1935-1936 гг. Позднее и в пусковых устройствах для PC-132 от опорной балки-трубы отказались и заменили ее П-образным профилем. Применение пусковых установок желобкового типа значительно улучшило аэродинамические и эксплуатационные характеристики снарядов, упростило их изготовление, обеспечило высокую надежность схода снарядов. В 1942 г. Абсолютным рекордсменом среди неядерных авиабомб стала созданная в конце 40-х годов в США авиабомба Т-12 «Cloudmaker» «Создающий облака». Общая масса боеприпаса, в котором помещалось 8 тонн взрывчатки, составляла 20 тонн. Единственным самолетом который мог поднять адскую машину в небо на тот момент был гигантский бомбардировщик Convair B-36 Правда, сеять хаос, смерть и разрушения в стане противника Т-12 так и не довелось, поэтому «Создающий облака» не вошел в наш рейтинг. При подготовке материала мы опирались на информацию, собранную участниками сообществ и.
Её масса составляла 5400 килограмм, носителем был бомбардировщик Пе-8. Сведений о реальном использовании этих бомб немного. Известно, что бомбы в апреле 1943 года и в апреле 1945 года сбрасывались на Кенигсберг. Ее вес при длине в 6,3 метра составлял 5443 килограмм, всего за 1944-1945 годы было произведено более 800 таких бомб. Как нетрудно догадаться, единственным адресатом «посылок» стал Третий Рейх, боеприпасы применялись против подземных укреплений и кораблей. Наиболее успешными бомбардировками стало разрушение тоннеля во французском Сюморе, серия атак на заводы по производству ракет Фау-2 и уничтожение флагмана гитлеровского флота - линкора «Тирпиц». Одна из пятитонных бомб, пробив палубу, взорвалась внутри корабля, после чего он затонул. Носителем успешной бомбы был британский тяжелый бомбардировщик Lancaster.
За какие же качества бомба получила «сейсмическую» классификацию? По достижении земли, Толлбой зарывался в грунт примерно на 20 метров и там уже взрывался таймер мог быть выставлен на любое время - от долей секунд до часу после падения бомбы , создавая эффект землятресения. В этом, собственно, и было основное отличие Толлбоя от обычных бомб - никакая постройка не могла перенести такого встряхивания и рушилась. Также это оружие использовалось против укреплённых стапелей подводных лодок, подземных заводов, мостов, виадуков и т. Изначально бомба разрабатывалась почти в мирных целях- с ее помощью планировалось расчищать от растительности площадки для посадки вертолётов в джунглях. Позже концепция изменилась и ее стали применять против укреплений и живой силы противника. Так же известно, что американцы использовали бомбы во время операции «Буря в пустыне» в Ираке и против горных укреплений Талибана в Афганистане. Интересно, что носителем бомбы был не бомбардировщик, а транспортный самолёт МС-130.
На открытой местности радиус летального поражения ударной волной ФАБ-9000 составлял менее 60 метров, шанс получить серьезную контузию противник имел только оказавшись на расстоянии не более 225 метров от точки взрыва.
Провести зачистку мариупольского завода «Азовсталь» можно за одну ночь с помощью использования особых боеприпасов. К утру все националисты будут уничтожены, а само предприятие останется практически целым, уверен военный летчик Владимир Попов. Оставшиеся нацисты забаррикадировались на заводе «Азовсталь». ВСУ превратили предприятие в крепость с бункером.
Предприятие имеет большую площадь в несколько километров, включая цеха и подсобную базу противника. Чтобы зачистить «Азовсталь» за несколько дней, можно работать более эффективными боеприпасами, выразил мнение заслуженный военный летчик России, генерал-майор в отставке Владимир Попов. По ним можно применить объемно-детонирующие авиабомбы. Маленькие, на 500, 1000, 1500 килограмм. Они эффективно подействуют на личный состав ВСУ и практически не затронут сооружения [завода].
В результате использования таких боеприпасов разрушаются не все сооружения.
После применения бомб многоэтажные здания потеряли для ВСУ свое значение. Это заставило украинское командование в спешном порядке менять тактику. У Киева нет возможности противостоять планирующим бомбам, их не видит ПВО. Сообщалось, что Киев уже получил почти все, что обещали ему западные партнеры для поддержки планируемого контрнаступления.
На Купянском направлении российские силы уничтожили четыре украинских ДРГ и сорвали попытку ротации.
Модернизация: управляемая планирующая ФАБ-500 М-62 с 2019-2023 года точных данных нет. Дальность планирования: 40-60 км. Боеголовка: фугасно-проникающая с контактным взрывателем, осколочно-фугасная. Вес боевой части: 500 кг.
Глубина поражения: 3 метра.
Оружие, АСП, Бомбы, ПТАБ
Так и теперь после авиаудара ФАБ-500 по позициям украинских боевиков в Авдеевке не осталось "ничего живого". Так и теперь после авиаудара ФАБ-500 по позициям украинских боевиков в Авдеевке не осталось "ничего живого". Второй целью для тяжелой серии ФАБ являются последние убежища морской пехоты ВСУ и запрещенного в РФ "Азова" – мариупольские завод имени Ильича и "Азовсталь". На странице доступен действующий и новый каталог Фаберлик: 8 2024, 7 2024, 6 2024 для стран: Россия, Казахстан, Беларусь, Кыргызстан — смотреть и листать онлайн каталоги Фаберлик.
В России расконсервировали бомбы ФАБ-3000 на фоне операции на Украине
Второй целью для тяжелой серии ФАБ являются последние убежища морской пехоты ВСУ и запрещенного в РФ "Азова" – мариупольские завод имени Ильича и "Азовсталь". При этом ФАБ-500 обладают большой разрушительной силой и быстро разбирают любой укрепрайон противника, не подвергая опасности пехотинцев. Фугасная авиационная бомба (ФАБ) универсальный тип авиационных бомб, широко применяется для поражения различных целей. Единственный способ борьбы с боеприпасами этого типа — поражение самолета-носителя с ФАБ с УМПК до рубежа выполнения им боевой задачи. Генералы отмечают, что на российских складах имеется большое количество таких снарядов, которые ранее были неуправляемыми фугасными бомбами ФАБ-500.
Эксперт сообщил о резком изменении тактики ВСУ в Артёмовске
После разрушения преграды бомба проникает внутрь цели, где поражает все защищаемое пространство не столько мощным фугасным действием, сколько высокой энергией тяжелых осколков. Все созданные КАБ второго и третьего поколений по своим боевым характеристикам не уступали зарубежным аналогам, а у КАБ-500Кр зарубежных аналогов не было. В ВКС России существует своеобразная градация авиабомб. Среди них, например, ФАБ — фугасная авиационная бомба. Она предназначена для поражения живой силы и бронетехники противника путем воздействия на них преимущественно продуктами взрыва и ударной волной. Одно из наиболее распространенных и универсальных средств для уничтожения наземных сил.
Калибр колеблется от 50 до 9000 кг. ОФАБ — осколочно-фугасная авиационная бомба. Отличается от ФАБ специальной конструкцией корпуса, которая обеспечивает лучшее равномерное дробление его частей, превращая их в тысячи осколков. Область применения та же. Калибр колеблется от 100 до 500 кг.
ОДАБ — объемно-детонирующая авиационная бомба. При столкновении с поверхностью специальный заряд, именуемый диспергирующим, распыляет жидкое взрывчатое вещество, которое образует вокруг места падения бомбы топливовоздушную смесь. После достаточного распространения смеси, в том числе и в укрытия противника, срабатывает второй детонирующий заряд, который воспламеняет это топливное облако. Предназначена, как следует из названия, для уничтожения противника, закрепившегося в прочных фортификационных сооружениях, как правило, железобетонных. Прочный корпус и высокая кинетическая энергия, достигаемая часто путем использования реактивных ускорителей, позволяют пробивать до метра железобетона и до трех метров земляного укрытия.
КАБ — корректируемая авиационная бомба. Отличается от классической ФАБ наличием в конструкции систем управления и наведения, позволяющих значительно повысить точность бомбометания. По принципу действия после попадания в цель отличия от фугаса незначительны.
В безопасности остаются конструктивные, которые состоят из балок, металлических перегородок. Только вылетят стекла, большие мощные панели. Каркас останется. А националистов раздавит ударной волной», — пояснил летчик. Избавиться от нацистов, засевших на территории «Азовстали» и в порту, можно всего за сутки, считает эксперт. Для этой цели стоит на время отвести войска, чтобы не мешать работе авиации.
Можно было бы свободно спуститься вглубь завода, и войска бы никто не встретил. Все противники были бы уничтожены. Уже завтра нам бы "Азовсталь" никак не угрожал. Даже в подвалах бы уже не было противников. Любую цель бы уничтожила ударная волна, и химический состав термобарических боеприпасов», — подчеркнул Попов.
Если вкратце, то эти бомбы абсолютно невозможно было применять по движущимся объектам — слишком сложно прицелиться. Даже при поражении стационарных объектов с большой высоты — это задача довольно сложная.
Чтобы повысить точность бомбометания такой неуправляемый боеприпас, нужно было сбрасывать с предельно малой высоты. А это значит экипаж сразу же становился целью для вражеских переносных зенитных комплексов или комплексов войсковой ПВО противника. Одно дело, когда такие свободно падающие ФАБы сыплются на позиции сирийских террористов в Идлибе, где не встретишь сколь-нибудь серьезного ответа с земли. При этом, надо учесть, что отказаться от применения авиабомб типа ФАБ-500 тоже сложно. Они обладают огромной разрушительной силой. С помощью таких боеприпасов можно быстро уничтожить любой укрепрайон противника, не подвергая опасности во время его наземного штурма жизни солдат-пехотинцев. Но затем, когда Запад наводнил Украину средствами подавления авиации, работать ФАБами стало проблематично из-за высокого риска потери самолетов.
Выход из ситуации, как выясняется, был найден.
Свободнопадающие авиационные бомбы сегодня — это не совсем то же самое, что было, например, во времена Второй мировой войны. Тогда точность бомбометания практически полностью зависела от качеств средств наведения, компетентности экипажа бомбардировщика и тактик применения авиации. Именно поэтому существовало два основных способа бомбометания, доказавших эффективность. На тактическом уровне это пикирующие бомбардировщики — наведение при пикировании давало высокие результаты в точности, можно было попасть и по колонне техники, и по мосту.
Так действовали знаменитые немецкие Ju-87. Другое решение — ковровые бомбардировки. Это уже уровень стратегический, обычно это связывают с действиями англо-американской авиации, которые создавали особенно тяжёлые бомбардировщики и применяли их большими группами. Однако, когда США попытались повторить эти практики во Вьетнаме, никаких военных результатов это не принесло, только колоссальные жертвы. Главная слабость обоих подходов заключалась в уязвимости самих самолётов, которым приходилось действовать в условиях массивного применения средств ПВО.
Пока это были артиллерийские средства, потери были терпимы, но с появлением ракетных средств и радиолокационной разведки, игра всё менее стоила свеч. В то же самое время точность бомбометания прямо зависела от факторов высоты, скорости и погодных условий тот же боковой ветер, который на разных высотах разный по силе и направлению. Соответственно, чем выше забирался бомбардировщик и чем раньше он сбрасывал бомбы до вхождения в активную зону ПВО , тем ниже была результативность. Отчасти это решалось ракетным вооружением, ведь ракета имеет собственный двигатель и может управляться в полёте. Соответственно, авиация сильно ограничена в возможностях использовать особенно мощные ракетные вооружения.
Корректируемые и управляемые бомбы Корректируемые бомбы родились ещё в годы всё той же Второй мировой.