Пройдёт десять лет, и Рембрандт уничтожит всё, что так радовало и восхищало его. Рембрандт изобразил бога любви плачущим в знак того, что любовь Зевса к Данае была скоротечна. 14 октября 1997 года в Эрмитаж, после длительной реставрации вернулась картина Рембрандта «Даная». Рентгеновский снимок руки Данаи: на рентгенограмме две поднятые руки В 1656 г. «Даная» была продана в числе других картин за долги Рембрандта.
Описание картины:
- «Даная» - почему ценители творчества Рембрандта называют картину «мёртвой»?
- Рембрандт Харменс ван Рейн «Даная»
- Куда исчез золотой дождь?
- Оригинал, копия, подделка... | Наука и жизнь
КАРТИНА ДАНАЯ РЕМБРАНДТА В ЭРМИТАЖЕ
Но с богами не поспоришь, и именно один из них — Зевс - проникает к Данае в виде золотого дождя, их встречу картина и изображает. В результате божественного посещения Даная родила сына Персея. Из истории картины: В 1985 сумасшедший вандал, посетивший Эрмитах , выплеснул из склянки серную кислоту на центр картины, а потом дважды ударил полотно ножом.
Картину опрыскали водой, краску защитили осетрово-медовым клеем, предотвратив отслоение. Три дня спустя была сформирована комиссия, куда входили специалисты по реставрации живописи. Расматривалось два варианта. Первый — сохранить картину в текущем виде. Второй — сделать копию на основе оригинального полотна. В результате решили максимально сохранить «руку» автора.
Произведение перенесли в Малую церковь зимнего дворца. В помещении был сформирован подходящий микроклимат. Затем удалили следы кислотного воздействия. На очистку тела Данаи от натёкшей краски ушло два года Утраченный фрагмент восстанавливали методом тонирования. Этот процесс завершает реставрацию. В ходе работ специалисты восстанавливают утраченный фрагмент максимально близко к оригиналу. Работа направлена на эстетическое восприятие восстановленного произведения. В случае с «Данаей» мастера отделили тон от оригинала слоем лака.
Такое решение позволяло вернуться к изначальному состоянию. Своеобразным референсом при реставрации служила полноразмерная копия неизвестного художника. Образец был взят в Омском музее изобразительных искусств им. Только в 14 декабря 1997 году картина была помещена в зал голландской и фламандской школ, где находится до сих пор. Сейчас экспонат защищён бронированным стеклом. Благодаря усилиям реставраторов «Даная» продолжает радовать посетителей.
В этом плане «Данае» повезло: мощное деревянное крепление минимизировало удары ножа, не позволив преступнику изрезать полотно. После этого была проведена большая работа по реставрации лака: где-то его слои сняли, где-то выровняли. Это позволило лучше изучить палитру Рембрандта, что также помогло реставраторам. К концу 1985 г. Следующие полтора года реставраторы под микроскопом удаляли следы кислотной реакции. Последний шаг заключался в восстановлении самой живописи. И он вызвал среди искусствоведов споры. Дискуссия о восстановлении Параллельно с подготовкой к реставрации специалисты и искусствоведы начали обсуждать, можно ли будет считать восстановленное полотно принадлежащим Рембрандту. Многие не принимали «коллективного творчества», считая, что повреждённую картину надо очистить от следов нападения и законсервировать. В таких случаях картина навсегда переезжает в запасники, а в выставочном зале экспонируется копия. Ещё одним вариантом предлагалась реконструкция «за Рембрандта», то есть максимально правдоподобное воспроизведение утраченных участков картины. Звучит довольно парадоксально по отношению к реставрации, но предложения такого рода нельзя назвать дилетантскими: во Франции таким образом дали вторую жизнь фрескам Пьеро делла Франческо и картинам Андреа дель Сарто. Алексей Брянцев, бывший в то время старейшим реставратором в Эрмитаже, считал единственно правильным вариант консервации «Данаи». Он говорил: «Предложи мне хоть самый высокий начальник воссоздать и раскрасить Рембрандта — наотрез отказался бы. А с моими товарищами, выполнившими консервацию, у меня расхождений нет». Однако консервацией дело не закончилось: живописные утраты было решено восстанавливать тонированием, то есть восстановлением цветов без прописывания деталей. Такой подход помогает и восстановить целостность изображения, и максимально сохранить авторскую работу. Главное здесь — попытаться собрать уцелевшие фрагменты живописи в единый образ и сохранить впечатление, которое он порождает. Но прежде чем восстанавливать полотно, нужно было найти качественный образец. Поиски копий и фотографий начались сразу же. От варианта с фотографией в итоге пришлось отказаться: качественный снимок был найден его сделали на выставке в Японии в 1978 г. Поэтому вся надежда была на работы художников-копиистов. Для реставрации «Данаи» было найдено шесть лучших копий. Самой близкой к оригиналу оказалась картина из музея изобразительных искусств им. Решающим фактором стал её размер: она всего на три миллиметра больше подлинника! Это большая редкость, поскольку схожесть размеров оригинала и копии у живописцев не приветствуется: подлинник всегда должен выделяться. Работа неизвестного мастера Об этой картине известно немного. В 1927 г. До этого она была частью коллекции художественных картин иностранной школы Государственного Русского музея. А ещё раньше — хранилась в музее Императорской Академии художеств, учеником которой и была написана в 1875-1876 гг. Его фамилию до сих пор не удалось установить: в документах не разобрать, то ли это Земцов, то ли Удальцов. А ещё скопированную Данаю от оригинала отличает её тело. Но свет, пространство, мерцание туфелек — всё передано прекрасно». Знаменитая копия на выставке «Искусство и Химия» музея изобразительных искусств им.
На нем уже видна игра света от приближающегося золотого дождя — Зевса. Картина очень красочная и выразительная. Блистательно написано обнаженное тело Данаи, ее душевное состояние. Очень хороша темно-красная скатерть в правой части композиции, как бы заставляющая вспыхивать все остальные цветовые пятна. На картине есть один загадочный персонаж — это... Купить курс.
Покушение на Данаю. 28 лет назад вандал изуродовал картину Рембрандта
Решалась судьба картины — оставить творение Рембрандта в поврежденном состоянии или восстановить — практически сделав копию. Государственная комиссия решила идти по пути, предложенному реставраторами Эрмитажа — освободить полотно от результатов кислотной реакции и, ни на йоту не трогая авторской живописи, тактично соединить поврежденные места. К сожалению, в XX веке это не единственный акт вандализма, связанный с произведениями высокого искусства в мировых музеях. В 1913 году психически нездоровый человек изрезал полотно «Иван Грозный и его сын Иван» в Третьяковке. До сих пор исследователи изучают повреждения, нанесенные шедеврам. В 14 году некая Ричардсон изрезала Венеру Веласкеса в Лондоне. А во время революции пострадал Брюлловский портрет губернатора Перовского, в него стреляли.
Однако и сама рука, и вся нижняя часть картины лишь намечены, основное же внимание сосредоточено на голове Возвращение блудного сына История о блудном сыне представляет собой один из самых известных библейских сюжетов. Он использовался многими художниками. Рембрандт не был исключением и неоднократно обращался к нему. В Библии речь идёт о сыне богатого человека, попросившем отца выделить ему свою часть наследства, покинувшем родной дом и истратившем деньги в кутежах и распутстве. Нищий и больной сын возвращается к отцу, и тот радостно приветствует его, чем вызывает гнев со стороны второго сына. Урок анатомии доктора Тульпа Эта картина, написанная вскоре после переезда Рембрандта в Амстердам, продемонстрировала высочайшее мастерство художника столичным жителям. Рембрандт совершил подлинную революцию, показав динамичную композицию и «оживив» своих персонажей. И тем не менее, это вполне реалистичный групповой портрет амстердамских врачей, заказавших картину. Смотри также Девятый вал В России — это одно из любимейших произведений отечественной живописи, растиражированное в миллионах если не миллиардах экземпляров репродукций.
Она не красавица в современном понимании этого слова — крупные бедра, полный живот, пышные формы. Однако во времена Рембрандта именно такие женщины являлись настоящими символами красоты. На заднем плане выглядывает старая служанка, а над головой главной героини картины художник изобразил страдающего младенца с крыльями. Картина написана по мотивам древнегреческого мифа о прекрасной Данае. Царь Акрисий, повелитель города Аргос, узнал от предсказателей, что погибнет он по вине собственного внука, которого родит дочь Даная. Чтобы обмануть судьбу, царь решил спрятать дочь в подземный дом из меди. Несмотря на это, Бог Зевс сумел попасть в покои Данаи, пролившись золотым дождём. После визита громовержца Даная родила сына Персея, который впоследствии действительно убил своего деда. Проникновение Зевса золотым дождем к томящейся пленнице было нередким сюжетом для художников тех времён. Подобные картины есть у Тициана, Госсарта, Климта, Коллерджо. Однако все они изобразили на своих полотнах золотой дождь, о котором говорится в мифе. У Рембрандта дождя нет, и возникает логичный вопрос — действительно ли в основе картины миф о Данае? Рентгенографические исследования, которые проводились в середине двадцатого века, показали, что изначально золотой дождь все-таки был. А это значит, что картина все же посвящена прекрасной дочери Акрисия, заключенной в подземелье собственным отцом. История создания Первый вариант «Данаи» был написан в 1636 году, через два года после свадьбы голландского художника с его женой Саксией. В обнаженной женщине Рембрандт воплотил черты любимой жены, которую он нередко делал героиней своих работ. Впрочем, семейное счастье влюбленных было недолгим. Слабое здоровье не позволило Саксии обзавестись здоровым потомством. Все дети умирали в младенчестве, выжить удалось только одному — Титусу.
Это подтверждает и изображение плачущего Ангела Он как бы подчеркивает скоротечность любви Зевса, который больше не вернется к женщине. Известно, что "Данаю" Рембрандт писал не для продажи, а для своего дома. Он и оставалась у него вплоть до 1656 года, когда из-за долгов произошла распродажа его имущества. На время следы картины теряются. А в 1772 году была приобретена Екатериной Великой для Эрмитажа у наследников скончавшегося Кроза. Долгие годы украшала знаменитая картина стены Эрмитажа, пока 15 июня 1985 года не случилось несчастье. В этот день житель Литвы 48-летний Бронюс Майгис подошёл к "Данае" и, достав из-под полы склянку, выплеснул её содержимое прямо в центр холста. Краска немедленно начала пузыриться, менять цвет — в склянке была серная кислота. Майгис также достал нож и успел дважды порезать картину. Казалось, что бесценное полотно Рембрандта потеряно навсегда. Но благодаря мастерству реставраторов реставрация длилась более 12 лет картину удалось не только спасти, но и разгадать многие загадки.
Рекомендованные материалы
- Описание картины:
- История о том, как копия спасла оригинал - Свободное время
- Рассылка новостей
- Картина Даная, Рембрандт, 1636
- Оригинал, копия, подделка...
Трагедия не должна быть предметом злорадства
Смотрите видео онлайн «Легендарная картина Рембрандта "Даная". Художники-реставраторы Геннадий Широков, Александр Рахман и Евгений Герасимов и восстановленная ими картина Рембрандта «Даная». Рембрандт начал писать «Данаю» в 1636 году, через 2 года после своей женитьбы на Саскии ван Эйленбюрх. Для одной из главных своих картин Рембрандт выбрал сюжет о царе Акрисии и дочери его Данае.
«Золотые монеты» - не главная загадка «Данаи» Рембрандта?
Картина Рембрандта "Даная": 30 лет после нападения вандала - ТАСС | Кроме «посмертной» консервации останков рассматривался и другой вариант: реконструировать картину за Рембрандта, по возможности правдоподобно и красиво. |
Картины Рембрандта в Эрмитаже | В образе Данаи Рембрандт показал большое чувство, проявляющееся так непосредственно и откровенно. |
Рембрандт в Эрмитаж: в каком зале находится, Даная, Флора | 15 июня 1985 года картина "Даная" Рембрандта подверглась нападению психически больного мужчины, который облил картину серной кислотой и нанес полотну несколько ударов ножом. |
Даная (картина Рембрандта) — Рувики | Картину «Даная» Рембрандт начинает писать в 1636 году, через 2 года после своей женитьбы на Саскии. |
Картина Рембрандта "Даная": 30 лет после нападения вандала - ТАСС | 20 лет Даная провисела в мастерской Рембрандта, а ушла с молотка, вместе с другим имуществом разорившегося художника. |
"Даная" Рембрандта. Детективная судьба картины.
Художники-реставраторы Геннадий Широков, Александр Рахман и Евгений Герасимов и восстановленная ими картина Рембрандта «Даная». Но потом Рембрандт, сгорающий от страсти к Гертье, как полагают те же биографы, наделил Данаю чертами свей любовницы. Самая известная картина Рембрандта – «Даная» – с момента своего создания и до наших дней попадала в такие истории, что ее сохранность можно считать чудом. Картину «Даная» Рембрандт начинает писать в 1636 году, через 2 года после своей женитьбы на Саскии ван Эйленбюрх.
Покушение на Данаю. 28 лет назад вандал изуродовал картину Рембрандта
Самым вопиющим инцидентом в истории Эрмитажа до сих пор считается история с «Данаей» Рембрандта. 14 октября 1997 г. в Эрмитаже открылась выставка, на которой после реставрации была показана картина Рембрандта «Даная» (1636) — одно из самых знаменитых полотен в. Создавая этот автопортрет, Рембрандт отказался от театральных приёмов, свойственных его ранним автопортретам, и изобразил себя очень просто.
КАРТИНА ДАНАЯ РЕМБРАНДТА В ЭРМИТАЖЕ
Картина Даная - Рембрандт Ван Рей | Мастерская портретов в Санкт-Петербурге | Но в результате проведенной работы, «Даная» Рембрандта в 1997 году возвратилась в залы Эрмитажа. |
Оригинал, копия, подделка... | Рембрандт изменил картину после смерти жены, придав Данае черты своей любовницы. |
«Даная» – почему ценители творчества Рембрандта называют картину «мёртвой»? | Создавая этот автопортрет, Рембрандт отказался от театральных приёмов, свойственных его ранним автопортретам, и изобразил себя очень просто. |
Картины Рембрандта в Эрмитаже
«Даная» была написана в 1636 году, но впоследствии подверглась таким изменениям, что восстановить полностью ее истинный вид не представляется возможным. Самая известная картина Рембрандта – «Даная» – с момента своего создания и до наших дней попадала в такие истории, что ее сохранность можно считать чудом. почему Даная и служанка смотрят в сторону, а не вверх, откуда, согласно мифа, сошел Зевс в образе золотого дождя? Картину Рембрандта «Выступление стрелковой роты капитана Франса Баннинга Кока и лейтенанта Виллема ван Рейтенбюрга», известную как «Ночной дозор», с начала XX века. Почти что ровно двадцать лет назад 14 октября 1997 после двенадцатилетней реставрации в Эрмитаже снова была выставлена знаменитая картина Рембрандта Даная.