Новости что такое уезд в истории

Уезд — территориально-административная единица на Руси и в России. Термин «уезд» в истории: источники появления и функции История человечества богата разнообразными терминами и понятиями, которые применялись для описания разных аспектов жизни общества.

что такое уезд определение

Что такое уезд / История / Норм Пост Таким образом, уезды и волости в русской истории и административном устройстве имели как свои сходства, так и различия.
История уезда Уезд в истории — это административно-территориальная единица, которая использовалась в некоторых странах в прошлом.

Что такое Уезд? Значение слова uezd, исторический словарь

Уезд - адм. Управлялся княжескими наместниками кормленщиками , с нач. XVII в. С нач. XVIII в. Уезд состоял из города и подчиненных ему волостей. Первоначально им управлял княжеский наместник , с н. С 1775 уезд стал низшей административной , судебной и финансовой единицей с числом жителей 20-30 тыс. Полицейско-административную власть в уезде осуществлял исправник - начальник уездной полиции.

Что же такое государственные крестьяне? Это обширное сословие лично свободных людей, которых никто не мог заставить жениться против воли, семьи которых никто не мог разделить. Их также никто не мог продавать и покупать, хотя были случаи, когда целую деревню или часть её переводили в помещичьи владения. Как вы помните, перевод государственных крестьян в частновладельческие практиковался до конца царствования Павла Петровича и возобновился при Николае Павловиче, правда, в очень умеренном масштабе, потому что закон, принятый при Александре I, категорически воспрещал перевод каких-либо категорий нечастновладельческих крестьян в состояние частновладельческих крепостных.

Так что, когда Николаю Павловичу хотелось передать каких-то крестьян в частное владение, скажем, Карлу фон Нессельроде или какому-то другому своему вельможе, он делал это в «изъятие всех законов». То есть его действие не прикрывалось законом, а так и объяснялось, что оно совершается в обход всех законов. Русский царь мог и это. Ведь он сам считался высшим законом в абсолютистской России.

Но при этом лично свободные крестьяне были прикреплены к земле. Земля считалась принадлежащей не им, а государству, и поэтому они, во-первых, только с определёнными оговорками могли продавать, покупать, отдавать в залог землю и, во-вторых, работая на этой земле, они были обязаны нести определённые подати и повинности, то есть часть своих сил отдавать государству. Сословие государственных крестьян оформилось при Петре I из остатков свободного земледельческого населения. В него вошло несколько категорий, и эти категории отличались друг от друга по своим правам.

Наибольшую часть составляли черносошные крестьяне, которые несли тягло не в пользу помещика, а в пользу государства. Земля только как бы составляла собственность черносошного крестьянина, но на самом деле она была государственной, и поэтому была обложена повинностью. Да, он мог продать землю, мог прикупить себе землю у другого крестьянина, но вместе с этим он продавал или прикупал повинности, связанные с землёй. То есть не сама по себе земля, а обязанности человека ею владеющего переходили от крестьянина к крестьянину, передавались по наследству и так далее.

Когда эта земля отдавалась другому, этот другой мог либо войти в общину и вместе с общиной тянуть все общинные повинности, либо откупиться от них сразу, либо откупаться от них каждый год, работая для себя, и таким образом «обелить» участок. На Жатве. Лето, А. Венецианов, 1827 г.

Русский Север или Поморье, охватывающее территорию тогдашней Архангелогородской, потом Архангельской губернии ныне Архангельская область, выделенная из неё северная часть Карелии и Мурманская область , называлось Голубой Русью. Это был исторический центр черносошных земель. Также — Вологодская губерния, Олонецкая губерния и практически весь Урал и Сибирь. Архангельская губерния, 1824 г.

Вторая группа, составлявшая сословие государственных крестьян, — это бывшие церковные крестьяне. Дело в том, что после государства церковь была вторым крупнейшим землевладельцем, возможно даже равным государству по количеству принадлежавшей ей земли. В XV—XVII веках патриаршая, митрополичьи, архиепископские и епископские кафедры, а также многие крупные монастыри владели большим количеством крестьян. Примерно треть всех частновладельческих крестьян в стране к концу XVII века находилась в руках церкви.

Значительная часть церковных крестьян в XVII веке принадлежала главным храмам Москвы, Владимира и некоторых других городов. У храмов были свои населённые имения. Они были обложены отнюдь не милостиво тяжелыми барщинами и оброками. Их образование было очень слабым, и вообще жизнь церковных крепостных была тяжёлой.

Кстати говоря, это был один из аргументов Екатерины в пользу секуляризации церковных имуществ, может быть, фальшивый, а, может быть, и не совсем, ведь в молодости Екатерина была склонна проявлять человеколюбие, характерное для Европы XVIII века. После секуляризации церковных имуществ в 1764 году эти крестьяне, а это примерно два миллиона тягла, то есть два миллиона мужчин, и, естественно, примерно столько же женщин, стали называться «экономическими крестьянами», потому как первоначально они были переданы в Коллегию экономии, то есть, как мы бы сейчас сказали, — в министерство экономики. Потом они перешли в Казённое ведомство, а после, когда оно было создано, — в Министерство финансов. Откуда вообще появились эти церковные крестьяне?

Как правило, это было вложение на помин души. То есть помещик, желающий, чтобы после того, как он умрёт, его всегда поминали в какой-нибудь церкви, отдавал этой церкви или монастырю, деревню или некоторое количество дворов «на помин души». Таким образом, совершался переход людей от одного владельца к другому — крестьяне теперь несли тягло не в пользу помещика, а в пользу церкви. Вид Симонова монастыря, И.

Лавров, 1810-е гг. Церковные крестьяне были лично несвободны. На них могли возлагать тягло достаточно произвольно, и формально эти тягла не определялись, всё зависело только от человеколюбия управляющего или настоятеля монастыря. Но человеколюбия, как правило, было немного.

Монахи, Дж. Аткинсон, Обзор манер, обычаев и костюмов обитателей Российской империи, 1803 г. Однако после перехода в Казённое ведомство к церковным крестьянам вернулась личная свобода, они были уравнены в правах с черносошными крестьянами. Они были привязаны к земле, несли государственные повинности, вместо барщины на монастырь платили денежные оброки и, как и государственные крестьяне, несли некоторые натуральные повинности строительство дорог, строительство пристаней и так далее.

Особую группу государственных крестьян составляли сибирские пашенные крестьяне. Ради освоения Сибири людям разных сословий, и городским мещанам, и даже обедневшим дворянам, но в первую очередь государственным крестьянам, было разрешено переезжать в Сибирь и получать там в собственность землю, с которой они могли жить и торговать. Гидрографическая и орографическая карта Сибири, Подробный атлас Российской империи, Н. В качестве уплаты за свою землю, они должны были обрабатывать ещё и казённое поле — рук в Сибири не хватало.

С казённого поля сибирские пашенные крестьяне ничего уже не имели, с него брался продуктовый оброк — так называемый отсыпной хлеб, то есть зерно, которое вымолачивалось и отдавалось государству. Это был уже просто налог трудом. С 1769 года натуральный оброк для сибирских пашенных крестьян был заменён денежной выплатой. По первой ревизии 1719 года, то есть в царствование Петра I им полагалось платить подушную подать в 71,5 копейки, а к концу царствования Александра она возросла более чем в десять раз и составила 7,5-10 рублей ассигнациями.

Подушная подать — вообще очень большая проблема для Руси. Её были обязаны платить не все. Подушную подать платили податные сословия, в первую очередь крестьяне и мещане. Купцы же платили налог с оборота, а дворяне и духовенство вообще не платили налогов.

А податные сословия платили её с души мужского пола, а не с земли, и именно с этим потом будут связаны огромные проблемы — проблемы переделов земли. Почему же платили с душ, а не с земель? По очень простой причине — учёт земли был налажен плохо. А людей считать тогда всё-таки умели, поэтому удобней было брать подать не с земель, которые к тому же отличаются разным плодородием в разных губерниях и даже в одном уезде, а с людей, а земли переделять «по числу едоков».

Эта, казалось бы, фискальная находка потом очень дорого обойдётся России. Следующей и очень интересной группой государственных крестьян были однодворцы — военизированное сословие «ландмилицкие люди» , размещавшееся на окраинах государства. Во времена, когда Русь защищалась с запада и с юга от нашествий литовцев и крымских татар, на границах страны для её обороны было принято делать засечные черты. Так появились Белгородская засека, Тульская засека, засеки в районе Смоленска.

Само слово «засека» означает оборонительное сооружение из срубленных деревьев, ведь так как на Руси лесов было много, то одной из форм обороны был не земляной вал, не стена, а срубленный лес. Через широкую полосу срубленных старых деревьев никакая конница не пройдёт, да и пехота идёт крайне медленно, а вся сила налётов тех же крымчаков заключалась в мгновенности. Позже просто подрубленный лес превратился в более сложные фортификационные сооружения, но название «засека» за ними закрепилось. Засека в лесу, В.

Гондиус, 1636 г. Людей для службы здесь нанимали, им платили. Часто на засечные линии приезжали селиться выходцы из небогатых дворян и государственные крестьяне. Последние имели право, как и дворяне, владеть крестьянами.

Но постепенно границы государства раздвигались Россия, как вы знаете, имела тенденцию к росту , и эти засечные линии — Белгородская, Тульская — остались глубоко в тылу. Территориальный рост Российской империи. Ильина, 1898 г. Военные функции жителей этих земель стали никому не нужны, но сами люди остались.

Землю они уже получили, дворы построили, детям и внукам имущество передали. У кое-кого из них были крестьяне. Но количество крестьян у однодворцев было небольшим. В 1830 году, во времена, когда однодворцы свои военные функции уже, естественно, не выполняли, миллион однодворцев а их был именно миллион владел только одиннадцатью тысячами крепостных.

Итак, однодворцы размещались именно в тех губерниях, где когда-то были засеки: Тульская, Белгородская, Смоленская, Воронежская, Курская, Орловская, Брянская, Тамбовская, Пензенская и Рязанская. Они либо вообще не имели крепостных, либо имели один крепостной двор. Само слово «однодворец» имеет двойное объяснение. Одни говорят, что так однодворцев называли потому, что сами они имели только один двор.

А другие говорят, что название пошло от того, что у них был только один двор крепостных людей, которые им подчинялись, то есть фактически одна небольшая семья, которая работала у них на правах частновладельческих крепостных. Итак, однодворцы могли иметь крестьян. В отличие от всех остальных крестьян, и государственных, и частновладельческих, они не могли подвергаться телесным наказаниям. Даже шляхта Украины и Белоруссии, которая не смогла доказать своего дворянства, также причислялась к однодворцам, но в отличие от других однодворцев, не должна была подвергаться рекрутскому набору.

То есть тот рекрутский набор солдат, который с Петра I стал нормой и который распространялся на однодворцев, на шляхту однодворцев Украины и Белоруссии не распространялся. Также украинские и белорусские бывшие шляхтичи сохраняли право доискиваться своего дворянства и, если доискивались, то, естественно, переходили в дворянское сословие с его привилегиями. Усадьба обедневшей шляхты, У. Герсон, 1856 г.

Когда была присоединена Бессарабия, то мазылы и рупташи - сословия, которые находились между бессарабским боярством и простыми крестьянами, с 1847 года тоже были причислены к однодворцам. Земельная собственность у однодворцев, хотя и облагалась налогом, таким же, как и у обычных государственных крестьян, могла передаваться по наследству. Это было так называемое право четвертного владения. То есть землю давали в семейное владение без права продажи, но с правом наследования или в случае приданого с правом перевода этой земли в другую семью, но тоже семью однодворцев.

О четвертном праве вы можете прочесть работу Благовещенского, изданную в 1899 году, которая так и называется — «Четвертное право». Четвертное право, М. У многих из них в избах хранились старинные грамоты о даровании им дворянства. Эта была такая же большая святыня, как и семейные иконы.

Главный герой романа, князь Гаврила Чистяков, был однодворцем, и, рассказывая свою историю, он прекрасно изображает мир однодворцев, который мало изменился по сравнению с петровскими временами. Вспоминая свою молодость, он говорит: «Из таковых князей был почтенный родитель мой, князь Симон Гаврилович Чистяков. Будь трудолюбив, работай, не стыдясь пустого титула, и Бог умножит твоё имущество"». Однодворец работал сам.

Он был обычным крестьянином, но помнившим, что он был князем или дворянином, и потому очень высоко себя державшим. Нарежный, гравюра Ф. Алексеева с портрета работы неизвестного художника, «Русская старина», 1889 г. Далее повествуется о романе героя с хорошенькой дочкой соседа, тоже однодворкой и тоже, конечно, княжной, Феклушей.

Я взял вёдры и донёс до дому. Российский Жилблаз… Гос. Я напомню, что сословие однодворцев насчитывало миллион человек, и если учесть, что во всей николаевской России население составляло около семидесяти миллионов, то можно сделать вывод — однодворцы занимали довольно большой сегмент общества. Пётр I специальными указами требовал не учить однодворцев грамоте и счёту, чтобы лишить их дворянских амбиций.

Эти люди были нужны как налоговое податное население и как рекруты в армию, тем более что в армии они ценились, поскольку имели традицию воинского служения. Но всё же, несмотря на эти требования Петра, которые, кстати, показывают, что неграмотность русских людей вовсе не случайная вещь, а, начиная с Петра Великого, сознательная политика имперского правительства, грамотность среди однодворцев была существенно более высокой, чем среди остальных категорий крестьян. Детей грамоте учили сами родители, а также нанятые дьячки или бродячие грамотеи. Но учились грамоте дети, конечно, туго.

Существовала традиция — после того, как учитель помог освоить и научил мальчика или девочку читать очередную книгу, например, Псалтырь, то переход к следующей книге всегда отмечался так называемыми деньгами на кашу. Родители ребёнка выносили учителю котёл каши и сверху сыпали монеты как правило, конечно, медные. Уже в ХIХ веке литературный критик Василий Петрович Боткин, проезжая вместе с поэтом Афанасием Фетом по деревням Ливенского уезда, до речки Тим, где у Фета была мельница, потом с восторгом писал Ивану Сергеевичу Тургеневу: «Не могу не сказать о женщинах, или точнее - одеждах их. Говорят, что однодворческие женщины давно одеваются так, а именно: рубашки с высоким воротом, вроде мужской, с широкими, к концу суживающими рукавами; юбка красная и широкая, обшитая черной или синей каймой, плотно охватывает стан.

Грациознее и провакантнее замечательное слово, которое, конечно, образовано от provocative — А. Василий Петрович Боткин был известен как большой ценитель не только художественной литературы, но и женской красоты. И он знал, что говорил. Боткин, из книги «Литературные воспоминания», П.

Анненков, 1984 г. Женский костюм, фото с выставки «Феномен народного костюма. Одежда тамбовских переселенцев-однодворцев», г. Как я уже сказал, однодворцы по численности занимали значительный сегмент в обществе.

В одной Орловской губернии в 1830-х годах их проживало до ста пятидесяти тысяч. И вообще, несмотря на то, что государи передавали часть государственных крестьян в частные владения, численность государственных крестьян росла. И происходило это по двум следующим причинам. Одна из них заключалась в характерной русской двойственности.

Государство поощряло бегство частновладельческих крестьян, и в случае, если помещики беглых не отыскивали, делало вид, что это новые люди и давало им статус государственных крестьян, обычно поселяя на новые недавно освоенные земли в Сибирь, в Заволжье, на Алтай. А вторая причина была более социальной. Поскольку уровень жизни государственных крестьян был тоже, конечно, не блестящий, но выше, чем у частновладельческих, то и детская смертность среди них была намного ниже. Соответственно, численность государственных крестьян увеличивалась быстрее, чем частновладельческих.

Конечно, существовала ещё и третья причина роста численности государственных крестьян — выкуп разорившихся имений. Когда помещик разорялся, он закладывал имение в банк, надеясь выкупить его потом, а когда не мог этого сделать, имение секвестировалось и поступало государству, а его частновладельческие крестьяне становились крестьянами государственными. Соответственно, их права расширялись, и помещичьи крестьяне всегда завидовали этим счастливчикам. Казённые крестьяне и земли, на которых они жили, при Александре I и Николае Павловиче находились в распоряжении Департамента государственных имуществ в составе Министерства финансов.

И неслучайно. Крестьяне рассматривались только как рентодатели, только как источник государственного дохода, так же как рудники, леса и другие природные угодья, которые приносили прибыль. Со стороны финансовой, органом управления казёнными крестьянами было хозяйственное отделение Казённой палаты, со стороны административной — земская полиция в лице земского исправника и заседателей, а с начала 1830-х годов ещё и становых приставов. Земская полиция взыскивала с казённых крестьян подати и недоимки.

Взыскания эти сопровождались незаконными поборами и злоупотреблениями. Поэтому в 1827 году в своей очень интересной «Записке по крестьянскому вопросу» Михаил Михайлович Сперанский, который, как вы помните, происходил из семьи сельских священников и в детстве постоянно проводил время вместе с детьми крестьян и прекрасно знал их жизнь, писал: «Сей род людей государственные крестьяне — А. Работы и повинности их также неопределенны. Земские исправники суть те же помещики, с тою разностью, что они переменяются, и что на них есть некоторые способы к управе.

Но взамен того сии трехлетние владельцы не имеют никаких побуждений беречь крестьян, коих они ни себе, ни потомству своему не прочат». Сперанский, А. Варнек, 1824 г. Об этих становых приставах в конце 1830-х годов ревизор, посланный Киселёвым, писал: «Люди сии большею частью необразованные и безнравственные, притом, облеченные большою властию, беспощадно обирают казенных поселян».

Несмотря на то, что он был коммунистом и начал осуждать и реформы Киселёва, и крестьянскую реформу 1861 года, он всю жизнь посвятил теме государственных крестьян и реформе Киселёва. Его двухтомная книга «Государственные крестьяне и реформы Киселёва», первый том которой вышел в 1946 году, второй — в 1958, это ценнейший источник по жизни крестьян.

С нач. В СССР в 1923-29 преобразованы в районы. В начале 18 в. В соответствии с губернской реформой 1775 уездную администрацию возглавлял исправник. По земской реформе 1864 в У.

Делился на волости. С 1775 г. В ходе административно-территориальной реформы в СССР в 1923-1929 гг.

Всего в к.

XVII в. В некоторых уездах кроме городов-центров были и другие города, называвшиеся «пригородами» в тексте выделены курсивом. По реформе 1708, уезды вошли в состав губерний. При распределении военных сил в приказной документации уезды объединялись в более крупные массивы: Поморские города северные области , города от Литовской Украйны Торопецкая и Смоленская земли , Понизовые города Среднее и Нижнее Поволжье , Польские города южные степные города , Замосковные города центральный район и т.

Уезд это что такое?

Без специальной подготовки непросто разобраться в тонкостях значений всех этих терминов. Задача особенно усложняется, если учитывать тот факт, что в связи с изменениями в административном устройстве государства значение слова «уезд» также менялось. Однако попробуем разобраться. Сам термин известен уже с 12 века. Уезд — это территориальное образование, сложившееся на базе прежних земельных владений феодалов, в связи с чем его границы были размыты и четко не определены. Части иногда не составляли единого массива. Они были разделены природными объектами или другими уездами. Уезды, в свою очередь, делились на более мелкие административные единицы — станы и волости.

Однако такая система не была универсальной: некоторые уезды включали единицы другого характера. Так, Псковский делился на губы, Новгородский — на пятины, Казанский — на дороги и т. К концу 17 века на территории Российского государства насчитывалось около 200 уездов. Центральный город уезда назывался уездным, а другие города — пригородами. Такое административно-территориальное устройство Российского государства просуществовало до начала 18 века.

XVIII в. В СССР уезды преобразованы в районы 1923-29 гг. Хорошо, как у тебя три тысячи десятин в Каразинском уезде, да такие мускулы, да свежесть, как у двенадцатилетней девочки… Л. В России до 1917 г. Первоначально совокупность волостей, тяготевших к какому-либо центру. Управлялся княжескими наместниками, с начала XVII в. В СССР в 1923-29 преобразованы в районы. Первоначально уезд представлял собой совокупность волостей см. Повсеместно система уездов сложилась в 15-16 веках.

Эти законодательные распоряжения привились не скоро; борьба между посадом и У. Особенно упорна была борьба на севере, где существовали так назыв. В настоящее время У. Установление его относится к 1775—1780 гг. При определении У. В настоящее время в губерниях Европейской России в У. О числе У. В строе общегосударственной администрации У. Правительственные уездные учреждения, за исключением уездного казначейства, имеющего свой постоянный личный состав, имеют характер комиссий, собирающихся по мере надобности под председательством уездного предводителя дворянства см. Дворянство или исправника и слагающихся из различных единоличных органов местной администрации. Таковы уездные воинское присутствие, присутствие по питейным делам см. Питейная торговля , распорядительный комитет см. Земств финансы , училищный совет см. Оспопрививание , а также важнейшее из уездных правительственных учреждений — уездный съезд см. Земств участковые начальники и сл.

В Новое время уездом называлась совокупность мест, которые были уеханы заеханы и примежёваны к известному центру [4]. Таким центром мог быть как город уездный город , так и село или деревня, к которому « тянули » платили подати несколько волостей [5]. Применительно к городской округе термин «уезд» употреблялся с XIV века [6]. Поселения в уездах обладали разнообразным статусом: городки, сёла , сельца , слободы , слободки, деревни , посёлки и другие.

Слово «Уезд»

Деление территорий в Древней Руси: волости, погосты, уезды УЕЗД — УЕЗД, административно территориальная единица в России.
Что такое уезды в истории Значение слова "уезд" в разные периоды истории менялось. В современном русском языке слово функционирует как устаревшее, но используется достаточно активно, встречается в известных произведениях не только классической, но и современной русской литературы.

Слово «Уезд»

Уезд в истории — это административно-территориальная единица, которая использовалась в некоторых странах в прошлом. Уезд (от германского слова «гауз») в истории — это административно-территориальная единица, используемая в некоторых странах и периодах истории. Смотреть что такое «Уезд» в других словарях.

Что такое уезд? история 6 класс

Термин уезд в истории Сколько же было уездов в конце XVII — начале XVIII в. и сопоставима ли их территория?
Уезд что такое uezd значение слова, Исторический словарь По обозначаемой части территории, присуд в некоторой степени соответствовал уездам в других княжествах Древней Руси.

Что такое уезд

Значение слова «Уезд» в Историческом словаре. Что такое уезды в истории России 7 класс. адм.-терр. единица в России с XIII в. Управлялся княжескими наместниками (кормленщиками), с нач. Уезд, областное деление в удельной Руси, Московском государстве и Российской империи. Тогда как в истории нашей страны с XV по XX века, уезд являлся основным административно-территориальным звеном Русского государства, известия об уезде появляются в письменных памятниках еще с XIII века.

Административное деление земель на Руси

По обозначаемой части территории, присуд в некоторой степени соответствовал уездам в других княжествах Древней Руси. Таким образом деление на уезды складывалось исторически, чем и объясняется крайнее неравенство размеров уездов в Московской Руси. Что такое конституция в истории России: объясняет федералист XIX века Афанасий Щапов. Уезд, областное деление в удельной Руси, Московском государстве и Российской империи. Уезд (от германского слова «гауз») в истории — это административно-территориальная единица, используемая в некоторых странах и периодах истории. На протяжении большей части российской истории уезды были административным делением второго уровня.

Что такое волость и уезд? Изучаем термины и понятия в русской истории и административном устройстве

Он призвал графа Киселёва для того, чтобы помочь этой реформе, но не сразу. Сергей Германович Пушкарёв в своей книге «Россия в 1801-1917 гг. Россия в 1801-1917 гг. Пушкарёв Сергей Фёдорович Платонов в своих «Лекциях по русской истории» пишет: «Деятельность Киселёва составляет одну из светлых страниц царствования императора Николая. Довольный Киселёвым, Николай шутливо называл его своим «начальником штаба по крестьянской части». Лекции… с. Платонов, К. Булла, 1913 г. Кто же был этот человек, который является гордостью нашей страны наравне с величайшими политическими деятелями, Сперанским, Столыпиным, но о котором мы почти забыли?

В его честь названа только одна улица в городе Орле и больше ничего по всей России, и это прискорбно, если вспомнить, сколько улиц и городов названы именами откровенных бандитов большевиков. Он был на неполных одиннадцать лет младше императора Александра и на восемь с половиной старше Николая Павловича. Род Киселёвых — древний дворянский род, который вёл себя от воеводы XII века Свентольда, то есть от варягов. Известно, что Иван Киселёв был воеводой в Великом Устюге в 1452 году. Павел Дмитриевич был сыном княжны Прасковьи Урусовой и Дмитрия Ивановича Киселёва — помощника управляющего Московской оружейной палатой. Киселёв, акварель Андреева, 1830-е гг. Герб рода Киселёвых Герб Графа Киселёва с 1839 г. Когда он уже был генералом, начальником штаба 2-й армии, расположенной на Украине, в круг его чтения сохранилась библиотечная карточка с названиями книг, которые он брал для чтения входили труды французских философов и публицистов его времени, античные авторы, работы по истории и политэкономии.

До конца жизни, судя по дневниковым записям, которые он вёл долгие годы, Киселёв интересовался новейшей политической, философской и художественной литературой. Это был блестяще образованный, умный и глубокий человек. Он сам говорил, что приложил много сил, чтобы из «полотёра», превратиться в дельного человека. Киселев служил в Кавалергардском полку. В 1813-14 годах как адъютант Милорадовича познакомился с Александром. Он находился на Венском конгрессе и при помолвке в 1815 году великого князя Николая с принцессой Шарлоттой Прусской. С того времени Киселёв был любим обоими супругами - и Николаем, и его женой. С тех пор, сделав блестящую военную карьеру, получив генерал-адъютантские эполеты и пост начальника штаба Второй армии, Киселев не оставлял своих либеральных убеждений.

В Тульчине штабе Второй армии он заслужил неприязнь многих офицеров, когда свел к минимуму телесные наказания рядовых и ввел иные установления, защищающие человеческое достоинство русского солдата от произвола высших чинов. Будучи начальником штаба 2-й армии, Киселёв был идейно близок декабристам, очень хорошо знал Павла Пестеля, что сослужило ему не очень хорошую службу. Николай Павлович подозревал его в декабристских воззрениях, и эти подозрения Императора Павлу Дмитриевичу удалось развеять не сразу. Да и он действительно был человеком, если не институционально, то по взглядам близким к декабристам, которые в свою очередь прочили его на один из выдающихся постов в будущем Российском государстве. Киселёв женился по любви на Софье Потоцкой, очень богатой польской аристократке. Но несчастная смерть в 1824 году единственного их ребёнка, двухлетнего сына Владимира, наложила тяжкий отпечаток на их отношения, и супруги разъехались. Софья Киселёва Потоцкая , Й. Олешкевич, 1820-е гг.

Ольга Потоцкая Нарышкина , неизвестный художник, 1830-е гг. Какое-то время Киселев ухаживал за сестрой Софьи, Ольгой Потоцкой, а потом долгие годы прожил в гражданском браке с Александрой Алексеевной Балиано, урождённой княжной Багратион. От этого брака родились четверо детей. Дочь Елена умерла в детстве, а трое сыновей — Владимир, Константин и Александр — дожили до взрослого возраста и получили наследство по завещанию как воспитанники — тридцать тысяч рублей серебром. В старой России, поскольку возможности разводов были очень ограничены, родители усыновляли собственных детей, родившихся в незаконном браке, и дети эти получали имя воспитанников, на самом деле, являясь родными детьми. Киселёв особо прославился, был замечен и отмечен Николаем Павловичем, когда он управлял Дунайскими княжествами. Вы уже помните из лекции о русско-турецкой войне, что он был назначен главным управляющим Молдовы и Валахии и являлся им с 1829 по 1834 год, пока турецкий султан не поставил там новых господарей. На этом новом посту он обнаружил блестящие государственные таланты.

Совершенно расстроенное управление этих автономных от Порты княжеств генерал за пять лет привел в удовлетворительное состояние. С полного одобрения Николая Павловича под руководством Киселёва были приняты первые конституции — органические регламенты Валахия — 1831, Молдавское княжество — 1832 , остававшиеся в силе до 1859 года. Регламенты давали личную свободу крестьянам и возможность перехода от одного землевладельца к другому, помещикам было запрещено выселять крестьян в том случае, если последние выполняли лежавшие на них обязанности, безземельные батраки должны были наделяться землёй. Было учреждено парламентское правление, при котором власть Господаря ограничивалась Общественным собранием Адунаря Обштяскэ , наделённым большими законодательными функциями. Господарь был главой только исполнительной власти. Судебные органы, согласно Регламенту, были отделены от административных, имея собственную организацию. Натуральные повинности были заменены единым денежным налогом. Валашское издание регламента, 1832 г.

Для нас это интересно вот почему. Вроде бы Николай Павлович после Польского восстания разочаровался в представительных учреждениях и наслаждался тем, что он абсолютный государь. Но это упрощённый взгляд. В Румынии он создавал именно представительное государство, которого там до этого не было. Парламентаризм в Румынии был насаждён именно русской оккупационной властью в 1829-1834 годах, и благодарные румыны этого не забыли. До сих пор один из проспектов в Бухаресте, который во многом Киселёв, находясь во главе княжеств, и обустроил, носит его имя. К стыду нашего собственного государства, в Бухаресте улица имени Киселёва есть, а в России нет. Шоссе Киселёва в Бухаресте В результате, когда господарь Гика за полную бездеятельность был смещен боярами в 1834 г.

Император Николай тоже был не прочь увидеть своего генерал-адъютанта на престоле в Бухаресте. Но Киселев от престола отказался, сославшись на могущие возникнуть международные проблемы и на некоторые формальные препятствия. Но в действительности дипломатические напряженности несложно было урегулировать, а формальные препятствия легко преодолевались. Киселев был вызван в Петербург, где настоял на своем. Спустя несколько дней после «отречения», Императрица Александра Федоровна шутя спросила генерала на маленьком вечере во дворце «Итак, Вы не захотели царствовать? Киселев изящно ушел от ответа, но Государю наедине он сказал правду. Дела княжеств оставались запущенными и для их приведения в порядок требовались многие годы полного самопожертвования и самоотвержения. Иначе решать дела Киселев не умел, но он хотел бы жертвовать собой ради русского народа, нищего, безграмотного и несвободного, чтобы помочь ему прийти к свободе и достатку, а не ради народа чужого и, к тому же более свободного и зажиточного, несмотря на иноверную и иноплеменную власть, чем народ русский.

По возвращению в Россию, 3 июня 1834 года, Киселёв обедал с Вяземским, Давыдовым, Жуковским и Пушкиным, с которым давно уже был знаком. Александр Сергеевич в тот же день записал в своём дневнике: «Много говорили об его [Киселёва] правлении в Валахии. Он, может, самый замечательный из наших государственных людей, не исключая Ермолова, великого шарлатана». Дневник 1833-35 гг. Поэт, Россия и цари. Однако будучи молодым, поэт, уже знавший Киселёва и по Бессарабии, и по его службе на юге России, относился к нему более скептически. Хотя это был всё же и скепсис, и вместе с тем похвала. В 1819 году в послании к Орлову Пушкин писал: На генерала Киселева Он очень мил, о том ни слова, Он враг коварства и невежд; За шумным, медленным обедом Я рад сидеть его соседом, До ночи слушать рад его; Но он придворный: обещанья Ему не стоят ничего.

Александр Сергеевич хотел служить в армии и просил Киселёва походатайствовать перед Императором о том, чтобы ему дали офицерский чин. Киселёв, видимо, обещал, что всё устроит, но Александр I просьбу не удовлетворил. Отсюда — разочарование поэта. Но вернемся к нашей теме. Освобождение крестьян было постоянной мыслью Павла Дмитриевича Киселева, его «идеей фикс». Как вы помните, 27 августа 1816 года он подал императору Александру свою записку "О постепенном уничтожении рабства в России". В этой записке двадцативосьмилетний полковник-кавалергард, герой Бородинской битвы, предлагал Государю «распространить законную независимость на крепостных земледельцев, неправильно лишенных оной». Он считал, что крепостное состояние отвратительно и невозможно, и находил в Александре своего полного единомышленника.

И в 1826 году, находясь в полуопале у Николая Павловича по подозрению в соучастии в мятеже, Киселёв составил записку по поводу крестьянских волнений, произошедших в Киевской губернии. Дело в том, что как раз в Киевской губернии находились имения его жены Софьи. Супруги разъехались, но Киселёв помогал жене, управлял этими имениями и имел опыт отношений с крестьянами Украины, который и использовал при составлении записки. Он предлагает ввести инвентари, в которых определялись бы обязанности крестьян по отношению к помещикам: количество дней работы, соответствия её «силам и возможности человека» и качеству земельного надела. Подушное обложение он предлагал сменить на поземельное. Эта записка, а может быть и записка 1816 г. Произвел на него впечатление и разговор с Киселёвым после отказа его от «царского венца» в Дунайских княжествах. Император произвёл его в 1834 году в генералы от инфантерии, то есть дал ему высшее генеральское звание, и 6 декабря 1834 года назначил членом Государственного Совета по Департаменту Государственной экономии именно по работе по крестьянскому вопросу.

После беседы с Императором Киселёв был включен «для изыскания средств к улучшению состояния крестьян разных званий» в любимое детище Николая — Секретный комитет, который работал под председательством графа Иллариона Васильевича Васильчикова, вскоре ставшего председателем Комитета Министров и председателем Госсовета Империи. В то время, как я уже говорил, государственные крестьяне находились в ведении Министерства финансов. Министр Георг Людвиг Егор Францевич Канкрин получил указание Императора разработать проект преобразований, который обеспечил бы прекращение обеднения государственных крестьян. Министерство финансов представило свой проект, но он был отвергнут Сперанским и Киселёвым, а по их совету и Императором. Основа проекта Канкрина — повышение экономической эффективности за счет создания крупных коллективных хозяйств. Фактически Канкрин исходил из идеи создания колхоза, то есть переведения государственных крестьян на состояние, пусть менее задавленных, более свободных, но частновладельческих крепостных. Канкрин, Военная энциклопедия И. Сытина, 1913 г.

Канкрин не хотел торопиться, он был уже человеком немолодым и считал, что преобразования надо делать медленно, а сорокалетний Николай I желал быстрого результата, которого можно было добиться именно в деле с казёнными, а не с помещичьими крестьянами. Сперанский и Киселёв предлагали перенести главный акцент реформы государственных крестьян с доходности для казны самой по себе, на человека-крестьянина и на обеспечение его благосостояния. Доход казны, объясняли они, будет результатом. Император согласился. Преобразование казённой деревни мыслилось как начало решения «общекрестьянского вопроса», «проблемы ликвидации рабства» Н. Дружинин , как пример для помещиков и их крестьян. Мы с вами, дорогие друзья, до конца не понимаем всей важности этого решения. А это решение 1836 года было воистину историческим и судьбоносным.

Хотя этого, наверное, не понимал тогда и Киселёв, и думаю, даже гениальный Сперанский. Дело в том, что Россия формировалась с ещё домонгольских времён как завоёванная страна. Славяне платят дань хазарам, миниатюра из Радзивилловской летописи, XV в. Призвание варягов, миниатюра из Радзивилловской летописи, XV в. Варяги отвоевали Россию у хазар и держали славянский народ как податное сословие. Крестьяне могли быть в их прямом владении, могли быть — и большей частью были — вольными земледельцами, но их облагали налогом жадные до прибыли завоеватели. Ведь ещё Иван Грозный гордо называл себя в беседах с иноземцами немцем… Да и для немецких правителей России XVIII века и значительной части немецкой аристократии России русские крестьяне были лишь экономическими единицами. К ним можно было относиться хуже или лучше, здесь всё зависело от личного человеколюбия, религиозных взглядов того или иного помещика, но это состояние ума, возникшее ещё в варяжское время, что они — не сограждане, а источник благосостояния, наподобие природных богатств, пушнины и всего прочего, сохранялся.

Отсюда, в конечном счёте, и подушная подать. И именно потому, что крестьяне были лишь источником дохода, они были в ведении Министерства финансов, а до этого — экономического департамента. Они не были гуманитарной ценностью, они были ценностью фискальной, налоговой. Это повелось ещё с эпохи Рюрика и князя Владимира Святого. И в этом было различие между дворянами и податными сословиями. Конечно, дворяне тоже служили, и их служба была в некотором роде тяглом, но ведь на самом деле дворяне не платили налогов, да и от службы были освобождены Петром III, что позже было подтверждено и Екатериной. А крестьяне и платили и служили солдатчину. Это были два разных мира — мир подневольный и мир свободных людей.

Понятно, что эти два разных мира воспринимали жизнь по-разному. И помещики, и государство, и дворцовое ведомство воспринимали крестьян исключительно как источник дохода. А теперь, с 1836 г. Конечно, здесь надо отдать дань романтической эпохе — появился этнический национализм, помещики и крестьяне увидели себя русскими людьми. Это изменение — и политическое, и нравственное, и культурное — носилось в воздухе. Стало понятно: крестьяне и дворяне — это один народ. И поэтому Николай доверяет новое решение крестьянского вопроса, решение гражданское, людям, знающим русскую деревню и ощущавшим кровное родство с русским народом, — Сперанскому и Киселёву. Его начальником и был назначен Павел Дмитриевич Киселёв.

Он получил право личного еженедельного доклада Государю. Преобразования предполагалось начать осторожно, с Санкт-Петербургской губернии, поэтому была учреждена Санкт-Петербургская Контора казённых имуществ, в которую из Министерства финансов передавались все дела о государственных крестьянах и имуществах данной губернии. Этим докладом завершилась работа Комитета Васильчикова. Но Киселёв не ограничивается Санкт-Петербургской губернией. Он добился права провести ревизию казённой деревни силами своих чиновников в четырёх губерниях: Московской, Тульской, Тамбовской и Псковской. Он сам лично знакомится с положением на местах, побывав сначала в Санкт-Петербургской, а затем в Московской, Тульской и Псковской губерниях в конце лета — начале осени 1836 года. Одновременно он даёт указания своим чиновникам разведывать неофициально и положение частновладельческих крепостных. Результатом этого «разведывания» явилась замечательная записка «О крепостном состоянии в России», написанная для его ведомства Андреем Парфёновичем Заблоцким-Десятовским, верным соратником и сотрудником.

В результате ревизии были выявлены многочисленные злоупотребления чиновников Министерства финансов и общее «плохое управление», а директор департамента государственных имуществ Министерства финансов, которому непосредственно подчинялись казённые крестьяне, сенатор Николай Порфирьевич Дубенской 1779 г. Об этом в ряде своих работ очень хорошо пишет и современный наш историк царствования Николая и проблем казённых крестьян Ирина Владимировна Ружицкая, работающая в Институте российской истории. В своей книге «Просвещённая бюрократия 1800—1860-е гг. Здание, в котором с самого начала размещалось министерство, сохранилось. Оно находится в Петербурге на Исаакиевской площади, дом 4. Ныне в нём располагается Всероссийский институт растениеводства, и это неслучайно. Дело в том, что это Министерство государственных имуществ под разными названиями — Министерство сельского хозяйства и государственных имуществ, Министерство сельского хозяйства, Министерство сельского хозяйства и землепользования — существовало вплоть до 1917 года. И ему принадлежит главная роль великих крестьянских реформ, как шестидесятых годов, так и столыпинских.

Всероссийский институт растениеводства, вид на здание со стороны реки Мойки В 1839 г. Киселев был возведен в графское достоинство. Деятельность его в качестве министра продолжалась 18 лет, до 1856 года. В 1856 году уже немолодым человеком он был назначен императором Александром Николаевичем послом во Францию. Это было очень важное назначение. Только что закончилась Крымская война, надо было восстанавливать отношения с Францией. Киселёв был сторонником теснейшего политического союза с Францией. Он оставался послом до 1862 года и в 1860 году даже отклонил предложение Императора возглавить Государственный совет.

В 1862 году он ушёл с поста посла, жил в основном за границей, во Франции и в Швейцарии, и умер 14 ноября 1872 года в Париже. На его отпевание в русский храм на Дарю пришла вся русская община во Франции. Похоронен Павел Дмитриевич в Донском монастыре, и могила его, хотя и сохранилась, но, увы, находится далеко не в том состоянии, которое заслужил человек таких достоинств, как Киселёв. Но вернёмся к Министерству государственных имуществ. Его главные функции в Указе о создании Министерства формулировались так: «Управление государственными имуществами, попечительство над свободными сельскими обывателями, заведование сельским хозяйством».

Присуды Термин «присуд» был распространён на территории Новгородской области и обозначал то же, что и уезды. По обозначаемой части территории, присуд в некоторой степени соответствовал уездам в других княжествах Древней Руси. Однако, это определение было применимо и к более обширной области, которая управлялась новгородским наместником. Губы Эта территориальная единица была распространена в основном в Псковской области. Губы обозначали разную площадь — от посада до волости. Данное определение соответствовало волостям и станам в других частях Руси. Когда в употребление было введено это определение неизвестно, однако считается, что термин очень древний. Погосты Данное определение произошло от слов «погостить», «гостить». Впервые был введён княгиней Ольгой, которая поделила Новгородскую республику на погосты, определив каждому из них определённый размер дани. Так погост стал ассоциироваться с местом пребывания князя и его дружины во время сбора дани — погостьем.

В советское время уезды были административно-территориальными единицами среднего звена, входившими в состав губерний; в 1923-1929 годах они были преобразованы в районы. На территории Латвии, Литвы, Эстонии уезды существовали до 1949-1950 годов. Статья находится в рубриках.

Таким образом, административное устройство, включающее в себя волости и уезды, было неотъемлемой частью русской истории и административной системы. Оно являлось основой организации и управления территориями, отражая сложные отношения между центром власти и регионами, а также активное участие волостей и уездов в решении важных вопросов жизни общества. Уезд Организационно уезд был подразделен на волости, которые были более небольшими административными единицами. У каждого уезда было свое правительство, состоящее из наместника или старшины, а также других чиновников. Они занимались управлением, судопроизводством и решением текущих вопросов в уезде. Уезды в русской истории выполняли важную роль в поддержании порядка и благополучия на территории. Контроль над уездом позволял центральной власти следить за соблюдением законов и принимать меры по обеспечению безопасности и благосостояния населения. Уезд — административно-территориальное образование Управление и регулирование вопросов экономики и права Правительство уезда — наместник и чиновники Значение уездов для поддержания порядка и благополучия Контроль центральной власти и обеспечение безопасности населения Определение и история В этом разделе мы рассмотрим общее понятие волости и ее историческую роль в административном устройстве Российского государства. Один из основных элементов старинной русской административной системы, волость представляла собой территориальную единицу, где осуществлялось самоуправление населения. Волость являлась промежуточным звеном между городом и деревней, объединяя соседние села и хутора. Историческая роль волости была тесно связана с развитием феодальной системы управления. Великая Княжеская власть разделяла территории на уезды, а последние — на волости. В каждой волости формировалось самоуправление, которое решало вопросы административно-хозяйственного и финансового характера. Значение волости в русской истории было значительным. Она являлась основной единицей управления на местном уровне, обеспечивая сбор налогов, поддержку общественной безопасности, разрешение споров и урегулирование конфликтов. Волости также играли важную роль в формировании общественной и политической жизни России.

Что такое уезд в истории россии 7 класс кратко

Уезд — административно-территориальная единица в России с XIII в. Первоначально совокупность волостей, тяготевших к какому-либо центру. Главная» Новости» Что такое уезд в истории. Смотреть что такое «Уезд» в других словарях: УЕЗД — УЕЗД, административно территориальная единица в России. Уезд это в истории 7 класс. Плакаты по истории выборов в земство 1919 год. Уезд — территориально-административная единица на Руси и в России. историческая административно-территориальная единица» рассказывает об исторической роли уездов в России.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий