Янка единственная, у кого переживание «бытия-к-смерти» не выглядит литературным приемом, в роли эрудиции у нее интуиция, на месте прячущейся за текстом истории Ставрогина или цитаты из Камю — обрывки детских считалочек, поговорок, присказок, которые. / Фотография Янка Дягилева (photo Yanka Dyagileva). / Фотография Янка Дягилева (photo Yanka Dyagileva).
Янка Дягилева: гениальная музыкантка с трагической судьбой
- Янка Дягилева - биография, новости, личная жизнь, фото, видео -
- В «Мышеловке»
- Биография Янки Дягилевой
- Трагическая гибель Янки Дягилевой
- Янка Дягилева в фактах и цитатах - Роккульт
В Новосибирске отмечают 30-летнюю годовщину смерти певицы Янки Дягилевой
Информация об этом появилась в паблике «Янка Дягилева Новосибирск». Светлая память, — говорится в посте. Как пояснил НГС друг семьи, на прощании были только самые близкие. Она должна быть, по идее, гордостью нашего города и нашей страны.
А я, кажется, поехал к Юле, своей будущей жене, в Москву». Погибла Юля еще раньше Янки, бросившись в лестничный пролет с верхнего этажа старого московского дома в 1990 году. Личность же легенды всесоюзного хиппизма Володи «Обломиста» Попова, безусловно, заслуживает отдельного рассказа. Он часто разъезжал по стране, по разным «системным» центрам и закоулкам, — и, наверное, в первый приезд Янки в Киев находился в отъезде сам— поэтому Ловик тогда и отвел ее на флэт к люмпен-интеллигенту Саше, в Нижний Печерск.
А на этот раз уже доставил Янку в исторический микрорайон Чоколовка — на флэт Обломиста, отдыхать от долгого путешествия и лечиться. Сия двухкомнатная квартира, правда, считалась довольно нестабильной: иногда это был «пляж», чаще — проходной двор. Но как территория для вписок в Киеве — самая главная и культовая. И там как? Он вписывал людей в одну комнату, а во второй жил сам. Потому что боялся за пластинки, они же были жутко дорогие. Не все хиппи хорошо относились к пластинкам, которые все-таки нужно было беречь более-менее.
Фигли ж вам! Мама была конкретная». Другая и, в отличие от Обломиста, живая легенда хиппизма Умка описывает его так: «Вовка — маленький, рыжий, восторженный... Удивительный был тип, совершенно бескомпромиссный, кристальный внутри. Иногда в частности, поэтому совершенно невыносимый снаружи. Не надо, конечно, такие прозвища себе выдумывать: как назовете, так и поплывет. Сам всю жизнь обламывался и других обламывал.
С вечно трагически задранной головой и старорежимно-красноречивой, высоколитературной речью, где матюки и сленг переплетались с самыми интеллектуальными оборотами и выкладками в кудрявом порядке». Умка же, комментируя эту дефиницию, отмечает, что разница в пять лет между ними — срок, по системным понятиям, действительно огромный. А Обломисту — как и Егору Летову, с которым Янка познакомится буквально неделей позже него, — в 1987-м было 22 года. Хиппи он был нестандартный и очень незаурядный. С одной стороны, вроде бы беззаветно добрый и светлый. С другой — любил дэт-метал и горграйнд, травил ими романтичных хиппейных девочек, а какую-нибудь зазевавшуюся мог внезапно и укусить. Вообще очень любил внешние эффекты, картинные жесты.
Годы спустя, под конец жизни, Обломист обретет облик отпетого забулдыги, в инете можно найти видео, где он на камеру андеграундного репортера акапельно поет Sex Pistols. И поет неповторимо: вроде бы издавая пьяный рев, но, так сказать, в этой эстетике филигранно выписывая вокальную линию «Anarchy in the U. Вместо «Another council tenancy» в данном случае — «другая форма собственности» Обломист любил там петь «And other cunt-like tendencies» «... Считается, что Обломист вообще имел обыкновение увлекаться девушками по имени Яна, но Янка тут была, конечно, номер один. Из своей любви к ней он делал настоящий культ. С нескрываемой гордостью рассказывал друзьям, что время от времени получал от нее письма, непременно начинавшиеся со слов: «Здравствуй, Вовка-коровка! Пишет тебе простая сибирская баба Янка...
Мало того, Обломист даже иногда просил своих друзей занять Егора меломанскими беседами, чтобы тот отвлекся и не мешал ему окучивать Янку.
Однако нигде не проявляла усердие: внимание уделяла легким для нее предметам литературе и языкам , коньки заменила плаванием, а нежелание играть на пианино «из-под палки» было настолько явным, что учитель посоветовал родителям «перестать мучить ребенка». Начало творческого периода жизни После школы Яна поступает в Новосибирский инженерный институт водного транспорта. Учеба не задалась — девушка бросила ее на втором курсе. Зато молодую исполнительницу привлек творческий ансамбль политпесни «Амиго». В середине 80-х начинает увлекаться роком различных направлений. В это же время появляются первые зрелые тексты Янки Дягилевой. В 1985 году знакомится с «рок-мамой» — Ириной Летяевой, которая занималась координацией всего рокерского движения Новосибирска тех времен. Летяева организовывала концерты и квартирники. Ее знали все, кто имел отношение к рок-музыке.
Последний в результате довольно сильно повлияет на ее жизнь и творческий путь. На открытых репетициях Яна также знакомится с лидером группы «Калинов мост» Дмитрием Ревякиным. Позже они записали совместную песню «Надо было», но дальнейшего развития этот творческий союз не получил. Биография Янки Дягилевой наполнена трагическими событиями. В раннем детстве она потеряла бабушку и дедушку, а 8 октября 1986 года после продолжительной болезни умирает ее мать. Спустя 2 месяца приезжает СашБаш, но отнюдь не для того, чтобы помочь Яне пережить потерю матери — помощь требуется ему самому. В этот момент у него наблюдается тяжелейший приступ депрессии, с которой Янка успешно помогает бороться. С первых дней они были связаны не только творческими взаимоотношениями. Полтора года отношений, пропитанных постоянными ссорами и слабыми попытками компромиссов — все это наложило свою печать на тексты Янки Дягилевой. Желание заявить о себе, записать каждую песню по-своему, выставить на обозрение любой творческий порыв — курс, которого придерживался Егор Летов, Янка Дягилева же просто следовала ему.
Иногда она спорила, сопротивлялась, но без особого успеха. Егор Летов и Янка Дягилева играют на квартирниках, записывают альбомы. В 87—88-е годы написаны самые известные песни Янки Дягилевой вошедшие позже в сборники «Деклассированным элементам», «Не положено». В январе 1988 года Яна впервые записывается на студии. Выходит альбом «Не положено». Однако из-за краткости он почти не распространялся. В 89-ом году Летов, без согласия Яны, включил в него акустические записи. Тогда же она решает создать собственную группу, которая получает название «Великие Октябри». Однако она так и не превратилась в полноценный проект. Единственным постоянным гитаристом группы стал Сергей Зеленский.
Кроме того, не было студии, связей, не хватало организаторских способностей. В конце 1988-го Егор Летов и Янка Дягилева начинают серьезно ссориться. Вскоре они расстаются. Все их последующие отношения остаются исключительно творческими. В дальнейшем жизнь исполнительницы омрачится самоубийством СашБаша 17. Последние записи и выступления С августа по сентябрь 89-го года композиции Яны были включены в электрические альбомы «Ангедония» и «Домой! Тогда же на молодежных радиостанциях начинают крутить песни Янки Дягилевой, которые были записаны ранее — «От большого ума» и «Гори-гори ясно». В это же время студия «Мелодия» предлагает исполнительнице выпустить пластинку, но требует, чтобы она спела без матов. Девушка отказывается, попутно сообщая, что будет жить так, как хочет уретральный вектор дает о себе знать. Сергей Фирсов продюсер из Санкт-Петербурга пытается организовать выступления певицы в Германии и Франции, однако без успеха.
В 1990-м году Яна выступает на череповецком фестивале «Рок-акустика». На этом концерте наконец-то удается записать первую полноценную видеозапись выступления андеграундной исполнительницы. Осенью того же года группа «Великие Октябри» играет на фестивале «Рок-Азия». Но этим концертом, как и большинством других выступлений Яны с группой, остаются недовольны как зрители так и она сама свое недовольство Янка выразила яростным ударом гитарой об сцену. Вначале 91-го в Новосибирске были записаны новые песни Янки Дягилевой. Изначально планировалось сделать их «электронными», но она упёрто возвращается к акустике. Уже после того, как погибла Яна, участники «ГО» обрабатывают композиции и включают их в альбом «Стыд и срам». Гибель Янки В конце 1990 — начале 1991 друзья и знакомые замечают признаки депрессии у Яны.
Обстоятельства смерти до конца не выяснены. Официальный вывод следствия — утопление в результате несчастного случая; распространена также версия самоубийства. Сохранилось множество аудиозаписей. После смерти Дягилевой вышло несколько книг стихов, в частности: «Стихи» М. Ольга Аникина На фоне Летова, и птичка вылетает В конце апреля 2021 года, то есть совсем недавно, в продаже появилась книга Максима Семеляка «Значит, ураган. Егор Летов: опыт лирического исследования» М. Автор книги вспоминает, как 16 февраля 2008 года в телефонном разговоре лидер «ГО» предложил встретиться и поговорить: «Заодно и про Янку всё расскажу, как оно на самом деле было…» Разговор не состоялся, 19 февраля Летов умер, и мы, конечно же, теперь не узнаем того «всего» о Янке, что ещё хотел рассказать о ней её возлюбленный, соратник и наставник. Да и сомнения берут: правду ли хотел рассказать Летов? Увы, в книге Максима Семеляка так и не нашлось места и времени для попытки честного разговора о Янке Дягилевой. Автор пишет, что на любые расспросы о личной жизни Летов накладывал жёсткое табу. Единственное, о чём автор книги пишет совершенно чётко, — что смерть Янки серьезно Летова подкосила, и из-за неё его мир «остановился», и из этой остановки Егор вышел уже «другим человеком». Семеляк упоминает также, что «Летов мало как кто другой умел работать с чувством вины» и это была работа «бесноватого кюре», потому что для такого человека «имеет смысл заниматься только теми вещами, которые больше, чем ты сам». Любовь и вообще близкие отношения к этим вещам явно не относились. При такой позиции для автора есть только путь наружу, вовне, а никакого пути внутрь человека, ближе к его личной и глубокой боли — быть не может, как не может быть ни одной попытки проявить милосердие к его одиночеству и страху. Подобные попытки останутся исключительно Янкиной лирической дорогой, однако влияние Егора на окружающих и в частности на Дягилеву, было невероятно мощным, и в их творческом союзе ведущим был всегда и только Егор, а его творческий метод, которому Янка пыталась сопротивляться, ей рано или поздно приходилось признать единственно верным. А свой, соответственно, — неправильным. Зыбкость окружающего мира, его неустойчивость и ненадёжность, — вот та почва, из которой растёт суть Янкиной поэтики, объяснением трагизма которой становится поистине кафкианская фраза «Нас убьют за то, что мы гуляли по трамвайным рельсам». В интервью 1991 года, уже после смерти Янки Дягилевой, Е. Летов скажет: «Ценность человека — в его способности меняться, не предавая свою высшую сущность, свою высшую цель, тот стержень, которым ты являешься». Вроде бы всё верно, однако механизм, благодаря которому поэт, грубо говоря, функционирует профессионально, оставаясь повышено восприимчивым к самым тонким внутренним и внешним изменениям, — этот самый механизм способен уничтожить его на психическом уровне, потому что для поэта острота любого эмоционального воздействия увеличивается многократно. Откуда пришла эта вода Друзья и родители пишут о том, что Янка была девочкой тихой, скромной, замкнутой и неуверенной в себе. Возможно, нежелание давать интервью обуславливалось ещё и природной стеснительностью и, как следствие этого, — неумением говорить на публику в этом легко убедиться, если прослушать записи её концертов. Чтобы учиться там, требовались или знакомства, или счастливый случай. Именно такой случай и выпал Янке — улица Ядринцевская находилась от школы на расстоянии меньше километра, и будущая рок-звезда ходила в лучшую школу города соответственно прописке. Любовь к поэзии пришла к ней в старших классах. Именно тогда Янка сделала свой первый выбор и отказалась подтягивать оценки по остальным предметам кроме литературы. Музыкой девочка занималась также лет с семи или восьми, и, несмотря на то, что из-за неуспеваемости родители забрали её из музыкальной школы, она в итоге самостоятельно научилась играть на фортепиано. Казалось бы, ей была обеспечена возможность получить отличное образование, но Янка отказывается от этой возможности и поступает в вуз со средним рейтингом — институт водного транспорта НИИВТ только потому, что хочет играть в институтском ансамбле «Амиго». Институт Янка не окончила, работать по специальности не хотела. С 1985 года Янка нащупывает свой стиль в музыке и в поэзии и пишет первые песни. В этот же период она знакомится с Александром Башлачевым. С Летовым Янка пересекается в апреле 1987 г. И их роман длится полтора года, а после они расстаются как пара, но продолжают совместные проекты. В период с 1987 по 1988 Янкой были написан основной корпус её песен, но давление со стороны Летова было очень мощным.
В Новосибирске отмечают 30-летнюю годовщину смерти певицы Янки Дягилевой
Янка никогда не вываливала на окружающих свои проблемы, не жаловалась. Все переживала в себе, и стандартным ответом на вопрос: «Как дела? Самое большее, что могла позволить себе даже с близкими друзьями — поделиться какими-то мелкими неприятностями, обидами. Наоборот, — всем помогала, поддерживала морально, умела найти нужные слова утешения для друзей. Например приехав к Ане Волковой, Янка застала ее в ужасном состоянии, депрессии, вышла покурить на лестницу, и там написала «Нюркину песню». Одевалась Янка просто и скромно, почти не пользовалась косметикой и парфюмерией, была весьма непритязательна в быту. Старые штаны, кожаные сапоги, 1-2 свитера, куртка-балахон — весь ее гардероб. Донашивала оставшуюся от мамы одежду. От юбок и платьев она отказалась почти сразу после школы.
Также, есть предположение, что Янка могла стать жертвой уличных бандитов или преступной среды, с которыми она контактировала. Некоторые предполагают, что Янка была убита из-за своих религиозных и политических взглядов. К сожалению, нет достаточных доказательств ни в одной из версий, чтобы признать ее точной. Очевидно, что смерть Янки Дягилевой остается загадкой, и правда о том, как она умерла, скорее всего останется неизвестной. Трагическая гибель Янки Дягилевой Янка Дягилева, популярная советская певица и актриса, внезапно покинула этот мир в самом расцвете своей творческой карьеры. Во время вечеринки, певица почувствовала себя плохо и потеряла сознание. Подруги, не понимая, что происходит, вызвали «скорую помощь», однако, несмотря на все усилия медиков, Янка Дягилева скончалась в машине скорой помощи по дороге в больницу. Вскоре после смерти певицы была проведена экспертиза, результаты которой опровергли версию о самоубийстве или каком-либо насильственном воздействии. По официальной версии, причиной смерти Янки Дягилевой стал острый отек легких, вызванный аллергической реакцией на принятую бессмысленно большую дозу аллергена. Эта трагическая гибель Янки Дягилевой потрясла ее поклонников и коллег.
Дягилеву последний раз увидели на сцене — ее последняя концертная запись была сделана 10 ноября в Иркутске. В феврале следующего года девушка записала свои последние 4 песни в одном из новосибирских общежитий: «Выше ноги от земли», «На дороге пятак», «Про чертиков» и «Придет вода». Янка Дягилева была далека от публичности, вследствие чего не любила давать интервью. Она не стремилась к славе и какому-либо обогащению. По ее словам те, кому нравилось ее творчество, и так могли понять, что она собой представляет, без каких-то интервью и комментариев. Личная жизнь В 1986 г. Янка начала встречаться с музыкантом Дмитрием Митрохиным, более известным под именем Дименций. Они даже хотели пожениться, но когда девушка увидела семейный фотоальбом родителей Дмитрия, она призналась, что подобная «бытовуха» для нее равносильна дороге на эшафот. В результате, молодые люди перестали встречаться, расставшись хорошими друзьями. Позднее Дягилевой приписывали роман с Башлачевым, однако никаких достоверных тому фактов нет. Скорее всего, между рок-бардами была просто сильная творческая близость. В одном из интервью Егор признался, что они по сути являются супругами, но при этом живут каждый своей жизнью. Не секрет, что у влюбленных было немало разночтений по ряду вопросов. По мнению знакомых Дягилевой и Летова, им было трудно ужиться под одной крышей, поскольку каждый из них являлся очень талантливым человеком. Некоторые заявляли, что Егор нередко критиковал мнение Янки и порою придирался к текстам. Некоторые объясняли такое поведение музыканта завистью. Смерть Кончина Янки Дягилевой оказалась не менее загадочной, чем ее жизнь. Вечером 9 мая 1991 г. Дальнейшие поиски девушки оказались безрезультатными.
Позже об этом снимал свои фильмы Балабанов, а пока что это было предупреждением. Балабанов рассказывал о постсоветском и позднесоветском распаде, но в «Грузе 200» он, к примеру, говорил о безысходном ужасе самой жизни. Песни Дягилевой были сродни ландшафту этого фильма, где вселенское зло прячется за повседневным ужасом хрущевок и маленьких частных домиков. Ее творчество вписано в индустриальный пейзаж советских городов, с дымящими фабричными трубами, облезлыми блочными человейниками и старыми, потемневшими от времени бревенчатыми избами, такими же, как та, где в Новосибирске, на пересечении улиц Ядринцевская и Семьи Шамшиных жила сама Янка. Художнику необязательно быть глубоким мыслителем: важные, знаковые вещи он чувствует сердцем и так же о них рассказывает — и Янка Дягилева пела о том, что пропасть нельзя перепрыгнуть, а ведущий в нее путь будет долог. Те из рокеров, кто выжил, не спился и не погиб от наркотиков, прожили эти тридцать лет вместе со страной. Они стали «медийными персонами», разбогатели, интервью с ними на вес золота. Янку Дягилеву в этой роли представить трудно. Ее просили об интервью, но она их не давала, и не захотела, чтобы «Мелодия» выпустила ее диск. Едва ли Янка выбирала жизненную стратегию осознанно, скорее всего, она о ней и не задумывалась, но ее абсолютным кредо было неучастие. И это было типично для ее времени и ее окружения: андерграунд 80-х не шел на «совет нечестивых», чурался власти. Поначалу им было хорошо и в котельных, где они работали, чтобы не попасть под статью «о тунеядстве», и на концертах-квартирниках.
Янка Дягилева – биография, фото, личная жизнь, песни, причина смерти
Янка Дягилева: биография, личная жизнь, творчество. | Originally posted by corrente_1 at Стаи летят (Янка Дягилева) Вечером 9 мая 1991 года Янка Дягилева ушла в лес со своей дачи под Новосибирском. |
ЯНКА: ХРОНИКА ЯВЛЕНОЙ СМЕРТИ. Янка Дягилева. Придет вода (Сборник статей) | При жизни Янка Дягилева отказывалась от интервью, считая, что кому нужно — и так о ней узнают. |
Янка Дягилева – биография, фото, личная жизнь, песни, причина смерти | Дягилева Яна Станиславовна — Янка Дягилева Янка Дягилева на фестивале в Зеленограде Дата рождения 4 сентября 1966(19660904) Место рождения Новосибирск Дата смерти. |
Янка Дягилева
В Новосибирске ежегодно 9 мая поклонники вспоминают известную поэтессу и певицу Янку Дягилеву. Новый проект Игоря посвящен новосибирской панк-певице, участнице группы «Гражданская оборона» Янке Дягилевой, жизнь которой трагически оборвалась 9 мая 1991-го, когда ей было 24 года. Янка единственная, у кого переживание «бытия-к-смерти» не выглядит литературным приемом, в роли эрудиции у нее интуиция, на месте прячущейся за текстом истории Ставрогина или цитаты из Камю — обрывки детских считалочек, поговорок, присказок, которые. Точные время, место и обстоятельства смерти Яны Дягилевой до сих пор не известны. Я́на Станисла́вовна (Я́нка) Дя́гилева — советская поэтесса, рок-певица и автор-исполнитель. Участница панк-рок-групп «Гражданская оборона», «Великие Октябри» и др. РОКЕР — ХРУПКАЯ ЯНКА Ударившее как гром среди ясного неба известие — гибель новосибирской панк-певицы Янки Дягилевой — подсознательно заставило всех нас принять эту еще одну чисто рок-н-ролльную смерть.
Янка, Олеся, Наталия: три почти неизвестных звезды российского рока
Утонувшая новосибирская рок-певица Янка Дягилева стала героиней комикса в Москве | Яна, или привычнее — Янка Дягилева, — трагическая фигура в русской музыке. |
Янка Дягилева: «И думаю, что не такая я вовсе…» - Ольга Аникина | Расставание, смерть брата и хорошего друга — все эти события стали причиной тяжелой депрессии Дягилевой. |
Янка Дягилева: тайна смерти самой известной панк-певицы СССР | Янка (Яна Станиславовна Дягилева) (4 сентября 1966 (Новосибирск) — 9 мая(?). |
Янка, Олеся, Наталия: три почти неизвестных звезды российского рока | Дягилева Янка — чем известна, биография, достижения и успехи в музыке — РУВИКИ: Интернет-энциклопедия. |
Деликатный сервис | Янка Дягилева могла стать настоящей легендой российского рока, но ее звезда погасла слишком рано. |
Янка, Олеся, Наталия: три почти неизвестных звезды российского рока
В данной статье мы попытаемся разобраться, почему умерла Янка Дягилева и что могло стать причиной такой трагедии. Поклонники Янки Дягилевой вспоминают, что ровно 30 лет назад, в феврале, она записывала в общежитии НЭТИ свои последние песни, за три месяца до своей загадочной смерти. Талантливая поэтесса, исполнительница Янка Дягилева родилась в обычной новосибирской семье, похвастать безоблачным детством не могла.
Утонувшая новосибирская рок-певица Янка Дягилева стала героиней комикса в Москве
советская рок-певица, поэтесса, автор песен, участница панк-рок-групп Гражданская Оборона, Великие Октябри и др. Точная дата смерти Янки Дягилевой не известна и истинная причина ее ухода из жизни до сих пор остается загадкой. Биография Янки Дягилевой. Янка Дягилева – советская рок-певица. После смерти Дягилевой в официальной советской прессе появились некрологи и слёзные статьи о ней. Биография Янки Дягилевой. Янка Дягилева – советская рок-певица. Точная причина смерти Янки Дягилевой не установлена.
Кинопремьера «На тебе сошелся клином белый свет»: как умирала Янка Дягилева
Приблизительный её текст: «Пускай у тебя все будет хорошо. Я тебя очень люблю. Дай Бог избежать тебе всех неприятностей». Похоронена в Новосибирске на Заельцовском кладбище. На похоронах собралось более тысячи человек.
Точные время, место и обстоятельства смерти Яны Дягилевой до сих пор не известны.
В значительной степени Янку и ее творчество изменило не только общение с Егором, но и постоянное вращение в мужской компании, в которой почти каждый был незаурядной творческой личностью, и ей нужно было постоянно держаться на уровне, доказывая, что она не хуже их, что ее творчество имеет право стоять рядом с их музыкой. Тяжело отражались на психике и сложности с поиском музыкантов. К их подбору Янка относилась очень серьезно как и ко всему в жизни — технического мастерства для нее было недостаточно, ей была нужна близость по духу, дружба, полное взаимопонимание с полуслова. Очень теплые отношения были и с Джеффом, который тоже постоянно рвался играть не с ГО, а на бас-гитаре в группе Янки. С Джеффом Янку объединяла и страсть к народной музыке. Вдвоем они иногда ездили по деревням, собирая местный фольклор, записывали уникальные народные песни, сказания. Сама Янка тоже очень любила народное творчество, часто исполняла что-то на тусовках одна или с кем-то хором, кое-что из этого было записано — «Сад», «То не ветер»… Не ладилось и со студией. Нужны были деньги, связи, организаторские способности. Ничего этого не было.
В итоге проще всего было записываться у своих людей — на «ГрОб-студии». А там — давление Летова, навязывавшего Янке свое видение музыки. Проведя несколько лет в мужском коллективе, Янка меняется и характером, — становится более резкой, жесткой, целеустремленной. В какой-то степени это помогло ей самореализоваться, но, кажется, она стала забывать, что она женщина. Даже о себе говорила и писала в мужском роде — «я пошел», «я спел», «я сделал». Отец Яны вспоминал, что эту манеру она переняла у своей приемной бабушки — матери второй жены Станислава Ивановича впрочем, другие близкие люди утверждают, что это полный вздор. В разных городах начинают ходить по рукам ее записи, в основном акустические. Янка становится известной не только в андеграундных кругах, но от официальных записей отказывается: «Слышали, на "Мелодии" выходит ваша пластинка? Не записывалась и записываться не собираюсь, даже если предложат» из беседы с журналисткой Еленой Гавриловой в Барнауле, на «Рок-Азии», октябрь 1990 г. После этой реплики слышен одобрительный гул зала.
Летов в одном из интервью говорил, что «Мелодия» предложила Янке записать пластинку, но было поставлено условие — без мата. Вначале Янка действительно собиралась сделать сборник из разных альбомов, но потом решила отказаться от записи. Например, на одном из своих выступлений она оборвала концерт на полуслове, прокомментировав: «Все, больше не могу ни петь, ни играть, ни говорить», — и бросила гитару в угол. Тем не менее примерно в это же время песни Янки начинают потихоньку появляться на радио, преимущественно на молодежных станциях: «От большого ума», купированный вариант «Гори-гори ясно». Вряд ли сама Янка знала об этом и вряд ли кто-то спрашивал ее разрешения. Стараниями Фирсова о Янке узнали в Европе. Приходили даже приглашения поехать с концертами во Францию, Германию. Неизвестно почему, но эти замыслы так и не осуществились, хотя сама Янка воспринимала известия о подобных приглашениях с радостью и энтузиазмом. В октябре в Барнауле проходит первый фестиваль «Рок-периферия». Янка на нем присутствовала, но не выступала по причине «абстрактного облома» фраза из маленького интервью с Янкой барнаульскому самиздатовскому журналу «Периферийная нервная система».
Год 1990 открылся череповецкой «Рок-акустикой» 12-14 января. Аудиозапись фирмы «Мелодия» была уничтожена Юрием Морозовым по просьбе самой Янки в ночь после концерта, — Янка не хотела попасть в фестивальный сборник, планировавшийся к изданию «Мелодией». Есть сведения, что у кого-то сохранилась запись с пульта. Видеозапись Янкиного выступления 13 января сохранилась и была недавно издана на питерском лейбле «Манчестер Files». Мнения обо всех, кто там играл, весьма разнородны, о Янке — однозначны: «... Ее голос вливался в вены, пульсировал внутри, разгоняя кровь и очищая душу от тех фекалий, которыми загружает нас окружающий социум» А. Кушнир, А. Впрочем, были и другие отзывы: высокомерно-оскорбительная фраза в автобиографии вечно всем недовольного Юрия Морозова, отозвавшегося о Янкином выступлении в Череповце так: «... Подвыпившая Янка, с грохотом скакавшая под неизбывную умцу-умцу по сцене и голосившая не своим голосом, чтоб затем вскоре повеситься». На фоне общего бесшабашного фестивального веселья Янка выделялась своей замкнутостью: «…Ну представляете, что делается на рок-фестивале вечером в гостиничном номере?
В маленькую комнатку набивалось по 20 человек… Вино, трава… А Янки не было. Она держалась особняком. И я помню даже, что это становилось темой некоторых разговоров, — что она затворница и не очень, как сказали бы теперь, публичный человек» Дмитрий Крюков, Нижний Новгород. По дороге в Москву, в вагонном тамбуре, Янка дала Крюкову интервью — случай, редчайший в ее жизни. Статья о фестивале с этим интервью была потом опубликована в одной из нижегородских газет. В середине февраля Янка и «Оборона» вновь приезжают в Москву. Играли в акустике — Янка и Егор — где-то в Метрогородке, в библиотеке. Концерт издан надо сказать, звук обработан весьма халтурно, непонятна и причина вырезания части песен Егора, всего выступления Ника и нескольких совместных джем-номеров , но полная версия еще только ждет своего часа. Видеозапись производилась, но была стерта, как и большинство других Янкиных видео. Через 3 дня, 20 февраля — мемориал Башлачева в Питере, в БКЗ «Октябрьский», тоже записанный, изданный и разобранный по полочкам.
Чуть ли не единственное выступление Янки на столь официальном мероприятии. Опять с Летовым и опять после Летова! Организаторы в шоке после их выступлений: «Кто эти гопники, выступавшие сейчас — тощий парень и толстая девушка?! Не могли пригласить певцов получше?! Еще мата со сцены не хватало!.. Известно, что в жизни она была веселым и смешливым человеком, но нет ни одной смешной песни, ни одного забавного стишка. Но о каком юморе можно говорить на поминальном концерте? Ни Янка, ни Егор не попали в телеверсию этого концерта. Однако по иронии судьбы именно записи Янки и Егора получили широкое хождение в народе. Остальные выступления найти достаточно сложно.
Ник уговаривает Янку принять участие в записи, возможно, что-то вместе спеть, но Янка отказывается. Участие в записи ограничилось тем, что в одной из песен она подзванивала маленькими колокольчиками. Но этому замыслу так и не суждено было сбыться. Там у Янки было много друзей, собиралось немало интересных личностей. Одной из них, Юле Шерстобитовой она также была вокалисткой группы «Некие стеклянные пуговицы» посвящена песня 1987 года «Я оставляю еще полкоролевства». Каждый вечер устраивались импровизированные посиделки с гитарой на балконе. Пели все, и Янка тоже. Регулярно что-то записывали, — в общаге было много хорошей по тем временам аппаратуры. Янкина песня «Пауки в банке» и народная «То не ветер…», дописанные к «Красногвардейской», как раз были записаны в общежитии в этот период. А также «Нюркина песня» и «Столетний дождь» единственная не концертная запись этой песни.
Тогда же в Янкиной жизни появился близкий человек, Сергей Литаврин, который был старше ее лет на 10. Жил он в том же общежитии — некоторое время Янка жила с ним. Сергею нравилась та музыка, которую делала Янка, ее песни, они с Яной любили друг друга, но, видимо, не все было гладко, — многие вспоминают теперь об их странных молчаливых отношениях, о жалобах на взаимное непонимание. Весь последний год Янка мучительно разрывалась между нормальными человеческими желаниями — быть женщиной, иметь семью, дом, любимого человека, и творчеством. Невозможно делать несколько дел одинаково хорошо, всегда приходится чем-то жертвовать. Янка попыталась выбрать творчество, песни… Летом был концерт в Новосибирске, в Академгородке. Присутствовали в основном друзья, знакомые, был там и Янкин папа. Тогда Янка впервые исполнила новые песни: «Придет вода», «Выше ноги от земли» и другие, ставшие последними в ее жизни. В не очень большую квартиру набилось более 200 человек. Гурьев, А.
Без Летова, с «Октябрями», с дикими аппаратными проблемами, пропадавшей гитарой, неслышным голосом. Все равно — «О-о-о! И все словно боятся писать о Янке, боятся навредить даже восторженным словом. Почему все к ней относились так, только ли из-за песен? Последний из «больших» фестивалей с Янкой — «Рок-азия» в Барнауле предыдущие фестивали этой серии назывались «Рок-Периферия» 9-13 октября 1990 г. Играла с «Октябрями». Грязь со вкусом — это круто! Мнение из зала: «Боже, где она нашла таких лабухов! И ушла. По мнению очевидцев, несмотря на все технические проблемы, «выступление было мощное, но абсолютно суицидальное.
Следующим актом было бы самоубийство на сцене» Алексей Коблов. Кто-то додумался обозвать ее «леди-панк». Выражение было подхвачено журналистами и периодически всплывает до сих пор. После этого абсолютно провального выступления Янка окончательно разочаровывается в электричестве и в своих музыкантах. Это был ее последний электрический концерт. Выступление записывалось на видео, но примерно через месяц запись была, как обычно, затерта по причине дефицита пленки. Остается очень слабая вероятность, что у кого-то могли остаться копии. В октябре-ноябре того же года Янка снова приезжает в Иркутск. Снова технические накладки — на второй песне зафонил микрофон; чтобы не прерывать песню, Янка опустилась на колени и допела в таком положении. Потом попросила сделать перерыв, — свело руку.
Было это примерно во время ноябрьских праздников. На следующий день Янка играла в Иркутске, все в той же библиотеке на ул. Трилиссера — последний из сохранившихся в записи концертов Янки. Редкий случай, когда Янка изменила своему правилу не отвечать на вопросы среди сохранившихся записей это единственная подобного рода. Между песнями — ответы на записки из зала. Живая непосредственная запись, непринужденное общение со слушателями. Новые на тот момент песни, а также редко исполняемые «Пауки в банке» и «Нюркина песня». По свидетельству очевидцев, концерт был потрясающий, впрочем, как и все предыдущие выступления в Иркутске и Ангарске. Набился полный читальный зал, слушатели сидели на полу, вплотную придвинувшись к Янке. После концерта долго не расходились.
Сама Янка тоже выглядела радостной и возбужденной. В эти же дни играла Янка и в иркутском Политехе организатор — Валера Рожков. Но, как вспоминала Елена Оренинская, работавшая в то время в библиотеке, концерт не удался: «Я еще тогда подумала: зачем она приехала, если ей нечего сказать? Потому что песни были все старые, и она какая-то неэнергичная… Это было за полгода до ее смерти. Видно было, что человек немножко не здесь… что-то происходит в жизни». Игорь Краснов объясняет такое настроение Янки более конкретной причиной, — перед этим по вине Игоря Степанова были сорваны несколько запланированных концертов в Иркутске. Кроме того, незадолго до этого Янка в очередной раз крупно поссорилась с Егором. На следующий день друзья повезли Янку на Байкал. До этого времени Янка еще не бывала на Байкале, а тут как раз представилась возможность перед отъездом увидеть жемчужину Восточной Сибири. Также в ноябре Янка приезжала в Питер и играла квартирник у Филаретовых.
Елена вспоминала, что была она тогда немного грустная. Новый, 1991 год Янка с подругами и Сергеем отмечала в Новосибирске в общаге. Пили, веселились, слушали музыку, пели народные песни. Кажется, это был последний раз, когда Янку видели веселой и энергичной… Несмотря на регулярные конфликты с Летовым, Янка изредка встречается с ним. Еще в 1990-м году они периодически вместе проводят концерты и помогают друг другу в записях. Янка не решалась окончательно творчески разойтись с Егором. Видимо, до сих пор высоко ценила его мнение. Впрочем, и Летов не позволял Янке отойти в сторону — постоянно привлекал к своим проектам, убеждал играть вместе концерты, ставил свои условия. Однако после киевских концертов 1990 года вместе они уже не выступали. Тогда Егор заявил: «Все, с Янкой я больше не играю, она попортит общий имидж, у нее песенки такие, непротестовые, чуть ли не образные, мягкие, а нужно жестко все делать».
Похожие высказывания можно найти и в интервью Егора того периода. Тандем распался. Яна начинает тяготеть к сольным выступлениям, к акустике. Возможно, в тот период она и сказала такие слова: «За примочкой можно спрятать любое дерьмо. А ты попробуй сыграй в акустике и докажи, что это действительно отличная вещь» записано со слов некоего А. Всей компанией поехали в Академгородок, где и жили в общежитии у Сергея Зеленского до 5 февраля. В феврале 1991 года Янка с Нюрычем снова приезжают в Иркутскую область. Организаторам не удалось своевременно выбить помещение для концертов. Янке пришлось задержаться на некоторое время, в течение которого она жила у друзей то в Иркутске, то в Усолье-Сибирском, то в Ангарске. Из-за этой задержки у Янки срывалась запись ее новых песен в Новосибирске, — там были уже оговорены сроки, найдены музыканты.
В конце концов, было найдено место для нескольких выступлений Янки в читальных залах иркутских библиотек: имени Иосифа Уткина и на ул. Впрочем, по прошествии времени никто толком теперь не может вспомнить, состоялись ли эти концерты, были ли они записаны хотя известны имена фотографа и того, кто должен был делать записи. В любом случае, записей этих найти не удалось; возможно, и были какие-то акустические концерты Янки в 1991 году, но о них ничего не известно — последним известным и записанным остается концерт в Иркутске в октябре или ноябре? В конце февраля Янка уехала в Новосибирск. Запись новых песен все же состоялась — в общежитии НЭТИ она записала в акустике четыре песни, в которых боль буквально хлещет через край — «Выше ноги от земли», «На дороге пятак», «Про чертиков», «Придет вода». Песни удивительно емкие, многогранные, полные жутких образов, с плотным и тяжелым саундом. В голосе — надрыв и безысходность, какая-то безнадежная ярость и агрессия. Все это особенно заметно в акустике, не прикрытой тяжелыми аранжировками, визжащей гитарой и безумным электроорганом. Записывал песни Игорь Краснов хотя, по его воспоминаниям, запись состоялась в ноябре 1990-го , пятой были записаны «Пауки в банке» не издавалось. Песня «Придет вода» оказалась последней Янкиной песней, так как была написана в конце 1990 г.
Многие расценивают ее как прощание. В эту версию вписывается и замечание Ани Волковой о том, что Янка уже в январе 1991 г. И кажется теперь неудивительным, что эти песни оказались последними. Что еще можно спеть после такого? Зимой 1991-го друзья в Томске договорились об организации концерта Янки. Нашли зал, деньги, дело оставалось за Янкой. Наконец, через Аню Волкову узнали, что приезжать Янка не собирается — мало с кем общается и от всех выступлений отказывается. В начале 1991 года Янка уходит из общежития и возвращается в свой дом на Ядринцовской. Возможно, причиной тому были напряженные отношения с Сергеем Литавриным. На нее с новой силой наваливается депрессия.
Янка почти перестает писать песни и стихи, прекращает давать концерты, замыкается в себе. По словам ее отца, это началось еще в феврале 1990 года, после возвращения с московского и питерского концертов памяти Саши Башлачева. Возможно, и так. Но друзья говорят, что резкая перемена в настроении Янки наступила после приезда Летова зимой, вскоре после новогодних праздников. Их ссоры и примирения с Янкой были тогда постоянными и выматывающими, несмотря на то, что с Яной они уже давно не были вместе, и, казалось бы, им давно было нечего делить. Но тот визит совершенно придавил Янку. После этого она все чаще уединялась в своей комнате, на все вопросы отвечая: «Мне не о чем говорить». Редко выходила из дома, похудела, практически не спала по ночам, потеряла интерес к людям. Один Янкин знакомый, Андрей Ковалёв, рассказывал, что приходил к ней домой как-то по весне и спросил: «Ну, как живёшь, Яныч? Почти все время Янка проводит дома, лишь изредка встречаясь со старыми друзьями.
В марте, по свидетельству Константина Рябинова Кузи Уо и Анны Волковой, она последний раз виделась со своими соратниками по «Гражданской обороне» и «Великим октябрям» в Омске. И эта встреча, видимо, стала последней каплей. Отец Янки вместе с Аллой Викторовной пытались «отогревать» Яну. Она сильно увлеклась российским фольклором, разучивала массу народных песен, читала много книг. Казалось, скоро ей удастся соединить роковые интонации с фолком... Была Янка знакома и с сыном Аллы Викторовны, Сергеем Шураковым, они очень дружили, Сергей ценил и уважал Янку, а матери говорил, что после 2-х неудачных браков он впервые встретил близкого и интересного человека среди женщин. Сам он тоже был весьма интересной и образованной личностью — занимался довольно успешно восточными единоборствами, буддизмом, ездил на стажировку в Японию и Китай, участвовал там в соревнованиях. На конец весны некими организаторами из Сибири планировался Янкин совместный с БГ и «Калинов мост» тур по городам Золотого Кольца, Русского Севера, ждали ее и на первом московском фестивале «Индюки» апрель. Но на дверях ДК Русакова висел огромный плакат «Летова не будет! Весной 1991 года наступил самый критический период в жизни Янки.
Незадолго до смерти Янка дала обет молчания. За две недели она не проронила ни слова.
Эти обстоятельства породили множество слухов вокруг ее смерти. Некоторые считали, что Янка покончила с собой.
По крайней мере причин для депрессии, которая обычно и толкает людей к суициду, на тот момент у девушки было предостаточно. За 3 года до гибели девушки выбросился из окна рок-музыкант Александр Башлачев, с которым Дягилева была очень дружна. В последнее время он испытывал творческий кризис и находился не в самом лучшем расположении духа. Если же взять на веру утверждение современных ученых о том, что депрессия заразна, то Янка вполне могла заразиться ею именно от Башлачева.
Впрочем, в ее жизни и без того хватало трагических событий. По словам близких, Дягилева долго и тяжело переживала смерть матери, которая скончалась от рака поджелудочной железы. Янка очень ее любила. Спустя какое-то время отец снова женился, и у Янки появился сводный брат Сергей.
С ним у девушки сложили очень теплые отношения. Но 23 апреля 1991 года жизнь Сергея тоже оборвалась.
Да об рельсы подошвой стёртою В голенище кошачьей лапою Мелким шагом с когтями вжатыми По двору вдоль забора тянутся Дружно ищут слабую досточку Чтобы завтра упасть на озеро Им умыться б, да мало времени Им напиться б, да пить не хочется Им укрыть малышей от холода Не успев утонуть у берега Лёд-хрусталь — это очень дорого Вещмешок, полный синих кубиков На шнурок, да на шею совести Но вот общего в творчестве этих двух безусловно гениальных поэтов нет ничего.
Слишком уж разными они были. В отличие от СашБаша, Янка никогда не обращалась к таким темам, как любовь к Родине, политика, история, социальные проблемы. Взгляд Янки чаще всего устремлен внутрь себя, она говорит о своих внутренних переживаниях, о своем особом восприятии мира, о чем-то личном, глубоком, что как бы и не имеет особого отношения к происходящему вокруг.
Разнятся и поэтические приемы авторов, и формы подачи. Так, излюбленная поэтическая форма, которую использует Дягилева — верлибр. Башлачев же в своем творчестве никогда не обращался к свободному стиху.
Единственным человеком, который оказал достаточно сильное влияние на поэзию Янки, был Егор Летов. Тем же летом она отправилась с ним в путешествие автостопом по стране. Егор тогда находился в розыске, скрывался от властей и старался не задерживаться долго на одном месте.
Они с Янкой ездили из города в город, жили у хиппи, ночевали в подвалах и на чердаках, на чужих дачах. Везде, где только получалось, Летов давал концерты. Он вообще был сторонником того, что любое творчество должно доноситься до публики.
Собственно, именно Летов подвиг Дягилеву на ее первые выступления. Собственно даже не подвиг — заставил. Егор был человеком жестким, властным, авторитарным.
Он мало кому из своего окружения позволял иметь собственное мнение, оставаться собой находясь рядом с таким человеком достаточно сложно. Сама Янка после нескольких лет сотрудничества с Летовым говорила о нем: «Чтобы с ним жить, надо быть ему равным. Если ему уступаешь, он тебя сминает».
Янка была сильным человеком, но ей претила постоянная борьба, соперничество, отстаивание собственных границ.
Янка Дягилева. Тайна исчезновения
Следствие позже установило, что причиной смерти девушки стал несчастный случай либо она решилась на суицид. Точная причина смерти Янки Дягилевой не установлена. Янка Дягилева погибла 9 мая 1991 года. Сегодня, 9 мая, исполняется ровно тридцать лет со дня гибели Янки Дягилевой, новосибирской певицы, которую называют основательницей русского женского рока. Янка Дягилева погибла 9 мая 1991 года. Почему причина смерти Янки Дягилевой до сих пор остается тайной, версии гибели звезды и воспоминания о ней — в материале «КП-Новосибирск».