Выставку также сопровождает образовательная программа, в рамках которой наследие архитектора можно будет увидеть на автобусной экскурсии «Москва Щусева». В Музее архитектуры к юбилею Алексея Щусева открылась выставка занявшая сразу два главных выставочных пространства: экспозиция в Анфиладе посвящена проектам гражданской архитектуры, в Аптекарском приказе представлено храмовое зодчество Щусева. Экспозицию составят архитектурные проекты, эскизы оформления интерьеров, уникальные фотографии, связанные с самыми значительными творениями Щусева в области храмового и гражданского зодчества в Москве — Марфо-Мариинской обителью и Казанским вокзалом. 11.02.24- прочитать описание, купить билеты, подробнее на сайте и по телефону: 8(800)350-86-20. выставка Щусева Экспозиция открывает своеобразный «выставочный марафон», посвященный юбилейной дате.
Идём в музей: «1922. Конструктивизм. Начало»
6 июля во дворике Музея архитектуры им. Щусева состоялась традиционная праздничная церемония вручения Архитектурной премии Москвы и Премии Архсовета в области архитектурной журналистики. Музей в этом году празднует стопятидесятилетие своего отца-основателя Алексея Щусева — автора среди прочего Мавзолея Ленина, здания Наркомзема, гостиницы «Москва», а также реставратора, педагога ВХУТЕМАСа и просто хорошего человека. 30 ноября в Центре Гиляровского, филиале Музея Москвы, откроется выставка «Конструктивистские тенденции в творчестве Алексея Щусева. Выставку к 150-летию отечественного архитектора и художника Алексея Щусева представили в Государственной Третьяковской галерее, передает корреспондент Агентства городских новостей «Москва» с пресс-показа выставки. 31 октября во флигеле «Руина» Государственного музея архитектуры им. А. В. Щусева представил предаукционную выставку "Шедевры русского искусства на осенних аукционах".
«Фальконье. Архитектура света»: гид по выставке в Музее Архитектуры
В Музее архитектуры имени Щусева открылась юбилейная выставка "Алексей Щусев. До 20 августа 2023 года во флигеле «Руина» Музея архитектуры имени А.В. Щусева работает выставка «Фальконье. Новости. Выставка Александра Черкасова и Валерия Кустова открылась в Центральном Доме архитектора. На Гоголевском бульваре в Москве открылась выставка, посвящённая архитекторам Владимиру Шухову и Алексею Щусеву. Она продлится до 6 ноября. Музей в этом году празднует стопятидесятилетие своего отца-основателя Алексея Щусева — автора среди прочего Мавзолея Ленина, здания Наркомзема, гостиницы «Москва», а также реставратора, педагога ВХУТЕМАСа и просто хорошего человека.
Кто такой Алексей Щусев и чем он знаменит
- Комментарии
- Связанные события
- Telegram: Contact @minkultrf
- Медведь-Батюшка, Нагатинский Бобр или Черепаха могут стать талисманом Московского велофестиваля
- «Москва. Реальное»: лучшие фотографы страны представляют лучшую архитектуру ее столицы
Онлайн-курсы
- Выставка эскизов Алексея Щусева продлится до 10 марта 2024 года
- Читайте также
- Курсы валюты:
- Выставка к юбилею архитектора Щусева откроется во Всероссийском музее декоративного искусства
- «Сказки» архитектора Алексея Щусева вывернули наизнанку - МК
- Центр Гиляровского открывает выставку, посвященную конструктивизму в творчестве Алексея Щусева
Sotheby’s представил выставку русского искусства в Москве
Щусев руководил строительством научных институтов и зданий органов госбезопасности в Москве, Алма-Ате, Киеве. Архитектор составлял планы восстановления разрушенных войной городов, организовал расширение Третьяковской галереи и создал музей архитектуры. Выставка раскрывает ранний период зодчества Щусева. На ней впервые покажут некоторые шаблоны, эскизы и зарисовки в русском стиле.
Пушкина конец апреля — конец августа 2023 Потенциально самая остроумная выставка сезона и точно must для всех ходоков по музеям — хотя бы для того, чтобы узнать у лучших, как такие проекты делаются. В конце XVIII века в музеи в основном в Лувр регулярно ходил французский философ, великий остряк и выдающийся борец за права культуры Дени Дидро — о своих походах он писал колонку в журнал «Литературная корреспонденция», которую раз в две недели получал весь просвещенный мир в том числе и императрица России Екатерина II. Именно его критические заметки о выставках тогда современного искусства станут ядром проекта Пушкинского. Кроме них — популярные художники XVIII века в аутентичной многоярусной развеске по жанрам, и скульптура того же времени — всего около 150 работ. Москва Музей русского импрессионизма 8 июня — 24 сентября 2023 года Долгожданная выставка, посвященная одной из первых профессиональных галеристок в отечественной истории, которая совершенно незаслуженно не стала звездой вроде Костаки. Надежда Добычина, биолог по образованию, в 1911 году организовала «Художественное бюро Н. Добычиной», где проходили одни из важнейших выставок в истории искусства ХХ века.
В Музее русского импрессионизма будут показывать вещи не только из ее личного собрания, но и шедевры с тех самых выставок. Москва Государственный музей архитектуры им. Щусева 27 сентября — январь 2024 Музей в этом году празднует стопятидесятилетие своего отца-основателя Алексея Щусева — автора среди прочего Мавзолея Ленина, здания Наркомзема, гостиницы «Москва», а также реставратора, педагога ВХУТЕМАСа и просто хорошего человека — пользуясь своими Сталинскими премиями и званием «автора Мавзолея», он неоднократно вытаскивал из тюрем репрессированных коллег и добивался для них разрешений на работу.
Средство массовой информации сетевое издание «Городской информационный канал m24. Учредитель и редакция - АО «Москва Медиа». Главный редактор сетевого издания И. Адрес редакции: 125124, РФ, г.
Узнать, как создавались Казанский вокзал, Мавзолей Ленина и станция метро «Комсомольская», можно в столичном Музее архитектуры.
Завтра там открывается выставка к 150-летию В столичном Музее архитектуры запускают уникальный по масштабу проект — с 4 октября там будет работать выставка к 150-летию архитектора Алексея Щусева. Посетители увидят свыше 200 проектов, созданных при участии Щусева, и около 600 его личных вещей. Выставка занимает два здания музея. В Анфиладе можно познакомиться с гражданскими сооружениями Щусева вокзалами, депо, жилыми и хозяйственными постройками , а в Аптекарском приказе представлено храмовое зодчество мастера.
ВЫСТАВКИ И СОБЫТИЯ
Плакатист Эль Лисицкий — художник по театральным костюмам. Читайте также: Опера «Победа над Солнцем» Алексея Кручёных — одно из ключевых произведений русского авангарда. Открывается она словами: «Зовавы позовут вас, как и полунебесные оттудни. Минавы расскажут вам, кем вы были некогда. Малюты утроги и утравы расскажут, кем будете». Для театральной постановки разрабатывал костюмы Казимир Малевич, Лисицкий же решил пойти дальше.
Он задумал «электромеханическое шоу», где главные роли должны были исполнять «фигурины» — марионетки. Опознать, правда, их на литографиях сложно: здесь нет рук, ног, а среди супрем угадываются разве что лица. Эль Лисицкий, эскиз костюма к спектаклю «Победа над Солнцем». Конструкции в объёме Если первый этаж выставки демонстрировал преимущественно работу с плоскостью, то второй переходит в область решений в пространстве. Почти сразу у входа здесь расположили самонапряжённые конструкции.
Подобные композиции, сохраняющие форму в объёме только за счёт натяжения, упругости и самоподдерживания, хорошо известны в исполнении Вячеслава Колейчука, работавшего с темой в конце ХХ века. Но эти объекты придуманы в 1921 году Карлом Иогансоном, а Колейчук, имя которого также есть в подписи, — автор реконструкций. Металлические стержни и деревянные бруски соединены натянутыми нитями: стоит перерезать любую из них, и сложная объёмная фигура рассыпется. Карл Иогансон, «Самонапряжённая конструкция». Александр Родченко Дополняются эти трёхмерные модели архитектурными набросками Бориса Королёва, Густава Клуциса, Владимира Кринского и снова Александра Родченко его творчество настолько разнообразно, что попало сразу в несколько разделов выставки.
Александр Родченко, объекты из серии «Плоскости, отражающие свет». В экспозиции можно увидеть его проект аэровокзала 1919 года и листы из серии «Город с верхним фасадом». Модернисты верили в развитие прогресса, которое отразится и на облике городов: люди начнут смотреть на улицы сверху — с дирижаблей и из высотных зданий, а значит, потребуется и новый подход к проектированию фасадов. Большинство работ выставки прибыли из российских музеев — Третьяковской галереи, Музея Владимира Маяковского, Театрального музея им. Бахрушина, Национального музея музыки.
Но часть экспозиции, включая архитектурные проекты Родченко, для выставки предоставлены коллекционерами Иветой и Тамазом Манашеровыми. Их собрание — частное, и потому «1922. Начало» — редкая возможность увидеть оригиналы этих работ.
Вот как сам Алексей Щусев писал о начале работы: «Я стал вспоминать, как египтяне делали пирамиды, но тут рядом стоял на площади храм Василия Блаженного. Мне говорят, что я должен дать мавзолей выше Василия Блаженного.
Я начал перебирать в голове, все вспоминать и нашел в раскопках, что под стенами Трои стояла маленькая вещь, но значительная. И вот, я сделал так» Первый деревянный мавзолей просуществовал буквально около месяца-двух. Изначально архитектор возвел строение с двумя входами и завершением в виде колонны. Следующий мавзолей, снова деревянный, был уже большей площади, в виде усеченной пирамиды с центральным входом — эскизы демонстрируют, как Щусев пробовал разные идеи и формы. В 1929 году приняли решение разрабатывать каменный мавзолей.
Сейчас эта стадия у архитекторов отсутствует, они перестали делать зарисовки на бумаге. Но человек, прежде чем что-то создать, должен почувствовать это руками. Щусев, как видите, начинал с варианта со скульптурой, более беспокойных композиций, потом отказался от них. Он все время искал — и в итоге пришел к тому, к чему пришел: к минимализму, гениальным гармонии и пропорциям. Эскизы Щусева настолько хороши, что они сами по себе — произведения искусства.
Процесс — самое интересное в архитектуре», — отмечает Марианна Евстратова. В этом же зале создатели выставки разместили эскизы интерьеров мавзолея, сделанные самим Щусевым, а также нагрудный знак, который архитектор разработал для участников строительства. Зрелый конструктивизм Начало нового периода в конструктивистском творчестве Алексея Щусева можно датировать 1925 годом. Его открывает конкурсный проект Центрального телеграфа на улице Горького ныне Тверская. Осуществлен он не был — для строительства выбрали промежуточный вариант архитектора Ивана Рерберга, но с этого момента Щусев считается посвященным в зрелый конструктивизм.
Если говорить о Константине Мельникове или Иване Жолтовском, то они выработали стиль и в нем работали всю жизнь, они узнаваемы. Щусев же получал новый заказ — и начинал новый поиск. Многие обвиняли его в том, что он приспосабливался к власти, но ничего подобного. Он никогда не интересовался политикой и как настоящий действующий архитектор решал поставленную задачу — пробовал разные стили и разные способы», — говорит Марианна Евстратова.
Алексей Щусев — гениальный архитектор. Он жил и работал в потрясающую эпоху: экономический подъем в Российской империи начала ХХ века, революция и утверждение нового социального строя, две мировые войны, — все эти события сопровождались радикальными переменами художественного курса. Неиссякаемый творческий азарт и высочайшее мастерство позволяли Щусеву при каждой смене главенствующего архитектурного стиля создавать произведения исключительного уровня и оставаться лидером профессионального сообщества на протяжении десятилетий.
Более 80-ти реализованных проектов — редкое достижение, однако благодаря необыкновенной одаренности и работоспособности Щусев проявил себя и во многих других сферах. До последних дней он сохранял энтузиазм и свежесть взгляда. Музей впервые за 50 лет решился на масштабное высказывание о мастере. Для нас важно показать его таким, каким мы увидели его сами: ярким, талантливым, многогранным, преданным делу и своей стране человеком. Наталья Шашкова, имени А. Щусева, куратор выставки Вторая часть выставочного проекта, представленная в Аптекарском приказе Музея архитектуры, раскрывает тему храмового зодчества Алексея Щусева: от первого проекта научной реставрации храма святого Василия в Овруче до заказов, выполненных зодчим для императорской семьи. Отдельное внимание уделено совместной работе Алексея Щусева с его именитыми соавторами-художниками: Кузьмой Петровым-Водкиным, Павлом Кориным, Михаилом Нестеровым и другими.
Каждый проект Щусева поражает цельностью образа, глубиной проработки и художественным уровнем исполнения, что, несомненно, привлекало к нему самых именитых заказчиков». Анатолий Оксенюк, имени А. Щусева по научной работе, куратор выставки На выставке представлено более 600 произведений из фондов Государственного музея архитектуры имени А. Щусева, 18-ти государственных музейных и архивных собраний, частных коллекций и архива наследников А. Среди экспонатов — проектная архитектурная графика, эскизы и рисунки Алексея Щусева и художников, с которыми он сотрудничал М. Нестерова, К. Петрова-Водкина, Н.
Гончаровой, Е. Лансере, Н.
В одном из залов экспозиции разместили бумажный аналог Покровского храма Марфо-Мариинской обители, для которого Щусев создал проекты фасадов, интерьера, разработал детали декоративного убранства и утвари для проведения богослужений, сообщает ТАСС. Он создал архитектурные проекты Мавзолея В. Ленина, гостиницы "Москва". Щусев участвовал в разработке плана реконструкции Москвы 1918-1925. Ранее сообщалось, что в Доме творчества детей и юношества в городе Старобельск Луганская Народная Республика открылась выставка «Майя Плисецкая.
Фотовыставка, посвященная Щусеву и Шухову, открылась на бульваре в центре Москвы
- Выставка "Алексей Щусев. 150"
- Читайте также
- «Фальконье. Архитектура света»: гид по выставке в Музее Архитектуры
- Добавить комментарий
- Архитектор, который умел все: в Москве открылась выставка к 150-летию Алексея Щусева
Пресня: выставка моей памяти
Заканчивается все арт-моделью наиболее известного культового сооружения архитектора. Это не храм, а Мавзолей Ленина, который обозначил не только смену эпох, но и смену стиля Щусева. Арт-модель изготовлена Аввакумовым из домино со стразами Сваровски и увидеть ее можно только на выставке.
Ранее телеканал «360» сообщал, что в центрах госуслуг Москвы открыли выставку «История профессионального образования», подготовленную столичным Главархивом совместно с офисами «Мои документы». Ошибка в тексте?
Типовые проекты вокзалов, депо, водонапорных зданий, жилых и хозяйственных построек, архитектурного оформления порталов тоннелей демонстрируют гибкость мышления и практическую сметку автора, желающего достичь высокого художественного результата в строгих рамках технического задания. В разделе «Новая Москва» зрители познакомятся с произведениями, созданными в первые советские годы: планом реконструкции столицы «Новая Москва», проектами Всероссийской сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставки, Мавзолея В. Ленина — одного из ключевых произведений не только в творческом наследии Щусева, но и в истории отечественной архитектуры ХХ века в целом. Главной задачей мастера в это сложное время стала работа по восстановлению разрушенных городов и сохранению поврежденных памятников архитектуры в Истре, Новгороде, Сталинграде, Кишиневе, Туапсе. Творческое наследие 1940-х годов также представлено проектами зданий научных учреждений по всей стране, работу над которыми возглавляемая Щусевым с 1937 года мастерская «Академпроект» продолжала в военные и послевоенные годы.
Заканчивается все арт-моделью наиболее известного культового сооружения архитектора. Это не храм, а Мавзолей Ленина, который обозначил не только смену эпох, но и смену стиля Щусева. Арт-модель изготовлена Аввакумовым из домино со стразами Сваровски и увидеть ее можно только на выставке.
В Музее архитектуры открыта выставка "Алексей Щусев. 150"
Выставка стала возможной благодаря крупным приобретениям рисунков Щусева за последние девять лет, уточнила гендиректор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова. 7 декабря в Государственном музее архитектуры имени А.В. Щусева открылась персональная выставка живописца и графика Андрея Есионова. На выставке представлено более 600 произведений из фондов Государственного музея архитектуры имени А.В. Щусева, 18-ти государственных музейных и архивных собраний, частных коллекций и архива наследников А.В. Щусева. Щусев создал ряд знаковых построек столицы: не только Мавзолей и Казанский вокзал, но и легендарную гостиницу «Москва», Марфо-Мариинскую обитель, Большой Москворецкий мост. На выставке-форуме АРХ МОСКВА 2023 будет представлена их персональная экспозиция – павильон «Интерполяция», представляющая собой общественное интерактивное пространство, в котором посетители могут получить уникальный игровой опыт.
Музей Архитектуры
Об этом сообщили в пресс-службе Архсовета Москвы. Каждый год вслед за официальным награждением в мэрии Москвы, Музей архитектуры принимает у себя победителей, финалистов и всех подававшихся на премию архитекторов на традиционный праздник, приуроченный к итогам премии и Дню архитектора. В музейном дворе появляется инсталляция-выставка номинантов, а победители получают памятные статуэтки с символикой премии. Каждый год количество заявок растет, и я считаю, что мы своей премией раскачиваем внимание к архитектуре в нужную сторону. Любой город вообще состоит из архитектуры, но отношение публики, городских властей, экспертного сообщества — всегда важная вещь, повышающая интерес и вес архитектурной составляющей. Я поздравляю всех, кто получает и получит эту премию в будущем, мы верим в перспективы». В этом году номинантов премии представляла инсталляция, разработанная бюро KRNV Architects: выставочное пространство собрано из 50 кубов, на которых нанесены авторские скетчи проектов-финалистов.
Завтра там открывается выставка к 150-летию В столичном Музее архитектуры запускают уникальный по масштабу проект — с 4 октября там будет работать выставка к 150-летию архитектора Алексея Щусева. Посетители увидят свыше 200 проектов, созданных при участии Щусева, и около 600 его личных вещей. Выставка занимает два здания музея. В Анфиладе можно познакомиться с гражданскими сооружениями Щусева вокзалами, депо, жилыми и хозяйственными постройками , а в Аптекарском приказе представлено храмовое зодчество мастера.
Особое место в экспозиции занимает гостиница «Москва», в создании которой также участвовал Щусев.
Вот так собрать все факультеты в одном месте. Оказалось, что обычно в большей степени был представлен архитектурный факультет либо произведения педагогов. Мы же для себя решили, что самое главное - показать не итог, а процесс, показать методику обучения, показать все факультеты и показать в первую очередь не шедевры, а студенческие работы", - рассказала она. Селиванова призналась, что осуществить задуманное оказалось довольно сложно. Экспонаты и материалы приходилось собирать буквально по крупицам.
Мы привлекли дизайнеров, художников, архитекторов, чтобы иметь возможность показать в объеме, в цвете, в пространстве все то, что делали студенты. И чтобы поделиться ощущением не музейной сухости шедевров, расставленных на постаменты, а каким-то живым, очень динамичным ощущением, которое было в ВХУТЕМАС", - добавила куратор. Мне очень нравится это определение Татьяны Мавриной. Он просуществовал всего десять лет, но он оказал огромное влияние на наш дизайн, на нашу архитектуру, на наше искусство всего XX века. И след этот есть и по сей день", - заключила Селиванова. Вместе с Селивановой над выставкой работали десять сокураторов - искусствоведы, историки архитектуры, дизайна.
Синестезия — легкий переход от мышления к интуиции — позволяет художнику Михаилу Балану, работая с деревом, прочувствовать форму и суть будущей скульптуры. Они рождаются из ощущений природы и себя как ее части. Фото: пресс-служба Музея Москвы Когда: с 20 октября Где: Зубовский бульвар, 2 Символично, что выставку об истории гаражной культуры делают два музея, которые занимают здания как раз-таки бывших гаражей.
Центр Гиляровского открывает выставку, посвященную конструктивизму в творчестве Алексея Щусева
Новая выставка фотографий современной архитектуры открылась в музее имени Щусева. Одним из ключевых посылов выставки главный архитектор столицы назвал попытку «заметить архитектурные процессы, происходящие на наших глазах» Фото: пресс-служба В Государственном музее архитектуры имени Щусева открылась «Москва. Реальное» — выставка фотографий современной архитектуры, а точнее, самых интересных, самых впечатляющих, знаковых столичных объектов, построенных за последние десять лет или строящихся прямо сейчас. Выставка — совместное детище самого Щусевского музея и Москомархитектуры, и хотя, выступая перед журналистами, главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов заявил, что открытие экспозиции, охватывающей столичное архитектурное десятилетие с 2012-го по 2022 год, и десять лет его пребывания на высоком архитектурном посту — чистой воды совпадение, понятно, что на самом деле нет. Кстати, именно Сергею Кузнецову принадлежит идея подать архитектуру не так, как ее обычно подают на архитектурных выставках в оторванных от городского и природного контекста, скучных, невыразительных и понятных только профессионалам схемах, планах и моделях , а исключительно как искусство и исключительно с помощью другого искусства — фотографического. В итоге здания предстают перед зрителями в новых, необычных ракурсах и часто в непривычных для себя жанрах, в которых им предложили выступить лучшие российские архитектурные фотографы. Всего на выставке представлено 33 архитектурных объекта, отобранных из более чем 400 реализованных и 25 реализующихся сегодня.
Реальное» позволяет прозвучать не только фотографам и зданиям, но и архитекторам, определившим архитектурный облик десятилетия.
Творческое наследие 1940-х годов также представлено проектами зданий научных учреждений по всей стране, работу над которыми возглавляемая Щусевым с 1937 года мастерская «Академпроект» продолжала в военные и послевоенные годы. Завершает экспозицию в Анфиладе рассказ о последнем детище Алексея Щусева — Музее русской архитектуры, созданном по его инициативе в 1945 году. Документы, повествующие о ранних годах существования музея и подготовке первой выставки 1948 года, представляют Щусева как выдающегося ученого и мудрого организатора. Уникальные произведения искусства: гравюры, акварели, живопись, а также книги и материалы научных экспедиций, включенные в собрание Музея, когда Щусев был его директором, свидетельствуют о тонком художественном вкусе мастера. Вторая часть выставочного проекта, представленная в Аптекарском приказе Музея архитектуры, раскрывает тему храмового зодчества Алексея Щусева: от первого проекта научной реставрации храма святого Василия в Овруче до заказов, выполненных зодчим для императорской семьи. Обращение архитектора к национально-романтическому направлению модерна раскрыто в проектной графике и архивных материалах, связанных с созданием ансамбля Марфо-Мариинской обители милосердия в Москве, церкви святого Сергия Радонежского на Куликовом поле, Храма святителя Николая вместе со странноприимным домом в Бари, Троицкого собора Почаевской Лавры, церкви Всемилостивого Спаса в имении Натальевка и многих других.
Отдельное внимание уделено совместной работе Алексея Щусева с его именитыми соавторами-художниками: Кузьмой Петровым-Водкиным, Павлом Кориным, Михаилом Нестеровым и другими. Исследовательская работа в подготовке выставки послужила предметом для издания нескольких научных работ, подготовленных сотрудниками Музея архитектуры и приглашенными исследователями: каталог выставки — полноценное научное издание, включающее 10 статей исследователей творческой биографии архитектора, хронологию его жизни и деятельности, научное издание «Творческая биография А. Щусева» в двух томах — «Статьи» и «Воспоминания»; первая книга о зодчем для детей и подростков «Алексей Щусев: архитектор, который покорил время»; документальный фильм «Алексей Щусев. Архитектор трех эпох». Выставку сопровождает обширная просветительская и образовательная программа: лекции, экскурсии в залах музея и городские экскурсионные маршруты, творческие мастер-классы, инклюзивная программа, кинопоказы, а также специальные проекты.
Выставку к 150-летию отечественного архитектора и художника Алексея Щусева представили в Государственной Третьяковской галерее, передает корреспондент Агентства городских новостей «Москва» с пресс-показа выставки.
По словам куратора выставки Елизаветы Горелышевой, экспозиция рассказывает о трех ипостасях Щусева: архитектор, художник и директор Третьяковской галереи. В свою очередь художник-реставратор, заведующая отделом научной реставрации графики XVIII - начала XX веков Третьяковской галереи Инна Соловова рассказала в беседе с агентством, что до реставрации работы находились в неэкспозиционном и крайне плачевном состоянии.
Начало поисков Выставку создатели разделили на три периода — поиски, зрелый конструктивизм когда Щусев уже строил свои здания в этом стиле и постконструктивизм в 1932-м авангардные течения оказались в немилости, но их отголоски до 1935 года еще сохранялись в творчестве архитектора. Основные поиски пришлись на 1920—1925 годы. Первый зал открывают более ранние работы Алексея Щусева. Например, до революции, в 1916 году, он принял участие в конкурсе проектов дешевого жилья для рабочих — уже тогда чувствуя тенденции времени. Архитектор вообще активно участвовал в конкурсах на протяжении всей карьеры — его мысль требовала постоянного труда, разработки новых идей.
Частный музей Бардыгиных в Егорьевске 1917 года — первый проект, в котором Щусев отошел от классических приемов музейного пространства, поместив круглую винтовую лестницу в центре круглого зала. В этом неосуществленном музее-башне посетитель поднимался бы по винтовой лестнице и попадал на разные уровни в выставочные залы — так Алексей Щусев хотел гармонично разместить разноплановые экспонаты от одежды и посуды до старопечатных книг, деревянных, медных и железных изделий , которых на тот момент в частной коллекции насчитывалось около 10 тысяч. На выставке можно увидеть разные эскизы, метаморфозы идеи — сначала здание было прямоугольным, потом круглым, затем добавились каннелюры. Столицу в это время перенесли из Петрограда, и надо было решить множество задач: Москва еще не была приспособлена для нового статуса. Только градостроительным планированием дело не ограничивалось — архитекторы обращались и к конкретным постройкам. Одна из идей Щусева — театр Южина, спроектированный в конструктивистском духе на Советской площади. Эту задачу архитектор решал вместе Александром Южиным, театральным деятелем, который рассчитал, сколько в новой столице должно быть театров с условием посещения театра два раза в месяц.
На эскизах можно увидеть новаторство Щусева и Южина — сцену-полусферу, отличавшуюся от традиционных прямоугольных с экранами-декорациями, как бы объединенную со зрительным залом. Возможно, это стало прототипом синтетического театра Мейерхольда. Генеральный план «Новая Москва» тоже представлен на выставке, но вынесен отдельно. В 1920-е годы архитекторам давали задание, чтобы они разработали план определенного района. В первом зале разместили фотографии шести из них, а на втором этаже в фильме показаны все районы. Эти фотографии уникальные — планировки, скорее всего, нигде не сохранились. На данный момент подлинные фотографии есть только в частном архиве.
Сохранился и единственный конструктивистский эскиз кустарного павильона для первой Всероссийской сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставки 1923 года, которая прошла на месте современного Парка Горького. Щусев был ее главным архитектором и переделывал под кустарный павильон цех завода братьев Бромлей в итоге строение выполнили уже в другом стиле.
Музей Архитектуры
А.В. Щусев, Проект Казанского вокзала в Москве. Состоящая из двух частей выставка «Алексей Щусев. 150» в Музее архитектуры представляет публике около 200 архитектурных проектов, созданных Щусевым за его более чем полувековую карьеру. В Центре Гиляровского, одном из новейших подразделений Музея Москвы, 30 ноября открывается выставка «Конструктивистские тенденции в творчестве Алексея Щусева.
Выставка к 100-летию ВХУТЕМАС открылась в Музее Москвы
На выставке представлено более 600 произведений из фондов Государственного музея архитектуры имени А.В. Щусева, 18-ти государственных музейных и архивных собраний, частных коллекций и архива наследников А.В. Щусева. Музей архитектуры представляет первую за последние 50 лет монографическую выставку, посвященную творчеству выдающегося архитектора Алексея Викторовича Щусева (1873 – 1949), приуроченную к его 150‑летнему юбилею. Музей архитектуры представляет первую за последние 50 лет монографическую выставку, посвященную творчеству выдающегося архитектора Алексея Викторовича Щусева (1873 – 1949), приуроченную к его 150‑летнему юбилею.