Армянские и русские купцы имели в столице Булгарии свои колонии, была налажена прямая сухопутная связь с Киевом, а также с северными княжествами по верхневолжскому пути. Между прочим именно здесь можно найти развалины некогда величественной Золотой Орды, которая по некоторым историческим сведениям не стремилась уничтожать памятники Волжской Булгарии. Новости, горячие путёвки, акции и предложения для туристов и путешественников. Булгары, как известно из исторических летописей, долгое время являлись столицей Волжской Булгарии.
Содержание
- Recent Posts
- «Волжская Булгария» 2023, Высокогорский район — дата и место проведения, программа мероприятия.
- 25 достопримечательностей Болгар (Булгар), рекомендованных для посещения
- Материалы рубрики
- Первую столицу Волжской Булгарии посетили гости со всей России
В Татарстане с размахом отмечают 1100 лет принятия Волжской Булгарией ислама
Татары были тюркским народом, мигрировавшим в этот регион в XIII веке, во время монгольского нашествия. Первоначально они поселились в окрестностях Казани, которая была важным торговым и культурным центром. Воины Волжской Булгарии Со временем казанские татары интегрировались в социальную и политическую структуру Волжской Булгарии. Они играли важнейшую роль в экономике, выступая в качестве квалифицированных ремесленников и торговцев. Они также были влиятельны в военной сфере, поставляя солдат для обороны региона. Казанские татары также сыграли важную роль в распространении религии Волжской Булгарии. Казанцы были набожными мусульманами и основали мечети и исламские школы во многих городах и посёлках Волжской Булгарии. Казанские татары играли важную роль в политике и культуре Волжской Булгарии.
Они часто выступали в качестве посредников между правящим классом и простым народом и играли важную роль в заключении мирных соглашений между враждующими группировками. Татары также были известны своими дипломатическими способностями и играли ключевую роль в заключении торговых соглашений и союзов с соседними государствами. В целом, казанские татары были неотъемлемой частью истории и культуры Волжской Булгарии. Они внесли значительный вклад в экономику, военное дело, религию и политику региона, и их влияние ощущается в регионе и по сей день. Во времена правления Золотой Орды казанские татары сыграли значительную роль в истории Волжской Булгарии. Именно они завоевали и ассимилировали остатки булгар в свою культуру и язык. В результате татарский язык стал доминирующим языком региона, а многие обычаи и традиции булгар были утрачены.
Казанские татары В XV веке казанские татары основали Казанское ханство, которое стало государством-преемником Золотой Орды. Казанское ханство было важным центром торговли и культуры, и многие учёные и художники со всего мира приезжали в этот регион для обмена идеями и знаниями. Занятия и обычаи жителей Волжской Булгарии Одним из основных занятий волжских булгар было сельское хозяйство. Они выращивали такие культуры, как пшеница, ячмень и просо, а также разводили домашний скот — лошадей, крупный рогатый скот и овец. Булгары использовали передовые ирригационные системы для повышения урожайности и были известны своим мастерством в разведении лошадей. Помимо земледелия, волжские булгары были искусными торговцами. Они контролировали крупный торговый путь, соединявший Балтийское и Каспийское моря, и были известны своей торговлей мехами, медом, воском и рабами.
На обычаи волжских булгар влияли как кочевые, так и оседлые культуры. Они практиковали форму шаманизма, включающую поклонение предкам, и верили в силу талисманов и амулетов. Они также приняли элементы ислама после того, как в X веке их обратили в свою веру мусульманские миссионеры. Волжские булгары были организованы в иерархическое общество с правящим классом знати и низшим классом простолюдинов. Ими управлял хан или каган, которому давал советы совет знати. Булгары также были известны своей военной доблестью и смогли защитить себя от таких захватчиков, как монголы, в течение нескольких веков. Города и градостроительство волжских булгар Одним из самых заметных городов Волжской Булгарии был Булгар , который на протяжении нескольких веков служил столицей государства.
Булгар располагался на западном берегу Волги и был крупным центром торговли и коммерции. В городе было несколько больших базарных площадей, куда съезжались купцы со всего региона, чтобы купить и продать товары. Булгар также был центром исламского образования и науки, в нём были построены мечети и медресе. Города Волжской Булгарии были построены с использованием уникального сочетания строительных технологий кочевников и оседлых народов. Многие здания в городах были сделаны из дерева, которое было легко доступно в регионе. Они построены с использованием традиционных столбовых и балочных технологий. Однако в городах также было несколько впечатляющих кирпичных и каменных зданий, включая мечети и дворцы.
Эти здания украшались резьбой и мозаикой, что отражало культурное и художественное влияние жителей Волжской Булгарии.
Сегодня отмечают 1100 лет принятия Волжской Булгарией ислама. В Татарстане восстановили историческую часть столицы — древней части города Болгар, рассказывает корреспондент «МИР 24» Александр Лансков.
Молитва в Белой мечети, построенной на месте бывшей столицы Волжской Булгарии, уже традиция. С нее начинается празднование даты принятия ислама предками, живущими здесь больше тысячи лет. О границах Волжской Булгарии ученые спорят уже много веков.
Основные памятники этого царства находятся на территории современных Татарстана, Ульяновской, Самарской, Пензенской областей и Чувашии. При этом точно известно, что государство было ремесленным, хорошо вооруженным и торговым.
По преданию, после смерти хана Кубрата в 665 году эта степная империя начала слабеть через дрязги пятерых сыновей почившего правителя и угрожающее усиление Хазарского каганата. В итоге единый союз болгар распался. Батбаян, старший из сыновей, остался на месте и подчинился хазарам, Аспарух с частью орды ушел на Дунай и стал основателем Болгарского царства, Альцек отправился в Италию под покровительство лангобардов, Кубер обосновался в Паннонии, где его люди слились с аварами, а Котраг откочевал на север, в междуречье Волги и Камы.
Эта ветвь болгар и стала основанием Волжской Булгарии. Рождение государства Спасаясь от могущественных хазар, болгары дошли до Средней Волги и заняли территорию от Самарской Луки на юге до устья Камы на севере. Прежние жители здешних мест, известные науке как именьковцы, либо покорились новой кочевой силе, либо бежали. Арабо-персидские авторы отмечают, что вместе с болгарами переселились и другие этноплеменные группы — сувары, барсилы, эсегелы, баранджары. Все вместе они составили основу будущего государства.
Однако о государстве как таковом можно говорить только с конца IX столетия, когда булгарский правитель Шилки Силки подчинил остальные племена и дал этим землям имя своего народа. С тех пор Среднее Поволжье вошло в орбиту общей ойкумены Евразии. Возникла городская цивилизация, наладились регулярные торговые связи с далекими и богатыми странами, начали бурно развиваться ремесла и промыслы. Как полагают многие крупные отечественные историки, катализатором государственного строительства стали походы викингов, активно занимавшихся налаживанием континентальной торговли вдоль речных путей Восточной Европы. Подобные торговые трассы вели к появлению сопутствующей инфраструктуры в виде городов, ярмарок, ремесленных центров, интенсифицировали социально-политическое развитие общества.
Это, в свою очередь, поощряло местный товарообмен, стимулировало развитие транспортных сетей, производства и сельского хозяйства. Важнейший социокультурный выбор был сделан в мае 922 года, когда в Волжскую Булгарию прибыло официальное посольство от багдадского халифа Аль-Муктадира. Правивший к тому времени сын Шилки по имени Алмуш принял ислам в качестве государственной религии. Территория, население, города Территория Волжской Булгарии во времена ее расцвета в XII веке простиралась от реки Суры до реки Белой с запада на восток и от нижней Камы до самарской излучины Волги с севера на юг. Ее площадь составляла примерно 86 000 км2, а центр государства находился на территории нынешнего Татарстана.
Впрочем, есть основания полагать, что вассальная от булгар территория достигала границ Владимирского княжества на западе и заходила за Уральский хребет на востоке. Численность населения Волжской Булгарии рассчитывается исходя из размеров известных городищ и селищ их выявлено свыше 870 , знаний о характере экономики преобладание переложного земледелия , средних показателей урожайности. Консервативная оценка дает 430 000 человек в X веке и 860 000 человек к началу XIII века, а более смелые методики доводят последнюю цифру до 1,5 млн человек. Дальнейшие археологические изыскания наверняка позволят уточнить эти цифры. В средневековье Волжская Булгария имела славу страны городов.
Число их, согласно современной археологической карте, превышало 150, и некоторые вследствие расположения на пересечении оживленных торговых путей достигали внушительных размеров. Так, столица государства Биляр занимал площадь 620 га — вдвое больше крупнейших европейских городов своего времени, Муромский городок имел около 400 га, Староалейникское городище — 230 га, Горкинское-II городище — 213 га, Болгар с предместьями — свыше 200 га, Сувар — 90 га. Торговые пути Особое значение в процветании Булгарского государства принадлежало Великому Волжскому пути — водной торговой артерии, связывающей в единый рынок обмена значительную часть Евразии. Речная система Волги с ее ответвлениями позволяла наладить международную торговлю между такими отдаленными регионами как Скандинавия и Средняя Азия, Византия и Иран. Все окрестные народы и племена — вятичи, буртасы, мордва, мурома, мещера, славяне, печенеги и др.
Вдоль Великого Волжского пути выросли десятки городов, крепостей, факторий, торжищ. Вплоть до открытия немецких серебряных рудников в Гарце в начале XI века почти всё серебро добывалось на территории исламских государств, а дирхемы были главной мировой валютой. По оценкам историка Томаса Нунена, только в X столетии в Европу из Средней Азии ушло 125 млн дирхемов, в том числе немалая часть — по Великому Волжскому пути. Именно в этот период в Волжской Булгарии начался стремительный рост городов и благосостояния верхушки общества. Чеканка монет в Волжской Булгарии началась вскоре после принятия ислама и представляла собой подражание саманидским дирхемам: вместо имени эмира стояли имена булгарского правителя.
Количество монет было невелико, и они играли скорее политическую, чем экономическую роль.
Это знаковое для событие предопределило не только его историю татарского народа, но и отразилось на судьбе всей страны. Ислам оказался органично встроен в сложный культурно-цивилизационный код России. Оргкомитет по подготовке и проведению празднования 1100-летия принятия ислама Волжской Булгарией возглавил вице-премьер РФ Марат Хуснуллин. На итоговых торжествах он зачитал приветствие от президента РФ Владимира Путина. В нем в частности говорилось, что под эгидой юбилея прошло множество мероприятий, способствовавших "укреплению межрелигиозного и межнационального мира и согласия в обществе, сплочению мусульманской уммы России, развитию международных связей и упрочению авторитета нашей страны в исламском мире".
В Москве отпраздновали 1100-летие принятия ислама Волжской Булгарией
Эти традиции были смягчены только после принятия новых законов уже в эпоху ислама. На заметку! У бренда Travelata теперь легко подобрать тур с возможностью добраться до места отдыха на поезде, а не только самолетом! Чтобы воспользоваться — жмите на ссылку! Городское строительство В Волжской Булгарии строили крупные для своего времени города. Раскопки свидетельствуют о том, что было построено немало городов, в которых жила значительная часть населения. На основании раскопанных городищ, археологи отнесли города булгар к трем категориям: крупные города; замки, в которых жили феодалы; военные крепости. Данные археологов показывают, что булгары умели сооружать надежные укрепления. Их военные инженеры хорошо знали свое дело. Принцип создания укрепленного поселения был типичным для средних веков.
Основная крепость укрывалась за надежными стенами с башнями и рвами. В них были поселения правителей, знатных и богатых жителей. Между стенами главного укрепления и вторым уровнем защиты располагался внутренний город, жителями которого были купцы, удачливые ремесленники, служители церкви, деятели культуры, врачи и учителя. Здесь были хорошие дома и широкие мощеные улицы. Следующее поселение тоже имело защиту в виде валов со рвами, которые были менее надежны. Здесь селилось среднее сословие — мелкие ремесленники, торговцы. Эта часть поселения называлась «внешним городом». За последними укреплениями располагались крестьяне. У них были простые деревянные или глинобитные дома, часть жила в полуземлянках или землянках.
У домов крестьян имелись хозяйственные постройки, в которых держали скотину, хранили урожай. При угрозе вражеского нападения, загородные жители могли укрыться в защищенной части города. Для гостей и торговых караванов имелись специальные кварталы или караван-сараи с помещениями для отдыха, складами, стойлами для скота. Для своего времени крупные булгарские города были значительно комфортабельнее и благоустроеннее европейских столиц. Да и размерами они были значительно больше. Торговля Расположение Волжской Булгарии способствовало развитию торговли. Через нее проходили торговые пути между Востоком и Западом. В Ага Базаре, недалеко от Болгара — столицы государства, было выбрано место для проведения международной ярмарки. Булгария, находясь на перекрестке торговых путей и обладая крупными городами, которые могли предоставить возможности для расположения здесь торговцев и их товаров, стала центром, где встречались арабские и скандинавские торговцы.
Обширные караван-сараи приносили немалые доходы. Хорошо пополняли казну и пошлины на ввозимые товары. Волжские булгары неплохо использовали присутствие иностранных купцов. Это способствовало развитию ремесел и сельского хозяйства. Ведь товары за рубеж зачастую не нужно было везти. Их прямо на месте покупали заезжие гости. Религия в Волжской Булгарии Формирование государства Волжская Булгария проходило в непростой обстановке. На ее территории проживало много достаточно независимых этнических групп. Сложные отношения выстроились с Хазарским каганатом, которому приходилось платить дань.
Эти факторы привели к пониманию, что успешно бороться с этими проблемами поможет принятие новой централизованной религии, взамен существующих языческих верований, которые больше выражались в форме ритуалов, но не затрагивали политическое устройство государства. Выбирая из возможных вариантов, булгарский правитель Алмуш сын Шилки решил остановиться на исламе. Для этого были веские основания. Ислам был новой религией, набиравшей силу. Особенно привлекало то, то ислам был принят в Арабском халифате, имевшем значительное влияние. У булгар были тесные отношения с арабскими купцами. Алмуш рассчитывал, что его государство, став одной веры с халифатом, получит его защиту от хазар. Хазары же исповедовали иудаизм, и для мусульман считались неверными. В 922 году Волжскую Булгарию посетило посольство халифата, присланное по просьбе царя булгар для наставлений в принятии ислама.
Секретарь арабского посольства Ибн Фадлан оставил после этого путешествия текст, который является основным источником информации о Волжской Булгарии того времени. Первоначально ислам приняли в крупных городах. Постепенно в течение X века он распространился на всю территорию государства. Эти данные ученые получили из археологических раскопок. Об этом свидетельствовали исследованные могильники, в которых повсеместно стали находить захоронения, проведенные с мусульманской обрядностью. Для нее были характерны: расположение тел головой на запад, немного повернутое на правый бок, лицо, обращенное в сторону Мекки, отсутствие вещей. Следует отметить, что не все население Булгарии приняло ислам. Ряд племен, из которых наиболее крупным были сувары, отказались это сделать.
Торжественных событий не счесть. Заложили первый камень будущей мечети на 10 тысяч посетителей. И намаз в историческом месте в городе Болгар — древней столице царства. Светлана Костина обо всем подробнее.
Чаще других в город приезжали туристы из Ульяновской, Самарской областей, а также Москвы и Санкт-Петербурга. К таким выводам пришли аналитики МегаФона, изучив обезличенные данные абонентов. Болгар — одно из самых привлекательных туристических направлений республики.
В программе также впервые был проведен Всероссийский турнир по борьбе корэш. Специально для этого на территории городища был установлен подиум с борцовским ковром. Кроме того, сегодня в заповеднике открылись новые музеи: «Город на реке», посвящённой истории уездного города Спасск на реке Волга; музей Абдуллы Алиша, рассказывающий о жизни, творчестве и воинском подвиге известного татарского детского писателя, а также музей «Болгарское чаепитие», где представлена большая коллекция самоваров. Болгаре Спасского муниципального района Республики Татарстан с 1989 года в память о дне принятия волжскими болгарами Ислама в качестве государственной религии в 922 году. С 2005 года праздник проводится при поддержке Министерства культуры Республики Татарстан, Исполнительного комитета Всемирного конгресса татар, Духовного управления мусульман Республики Татарстан и Спасского муниципального района Республики Татарстан. С учетом важного исторического значения этого события Законом Республики Татарстан от 14.
Форма обратной связи
- Арабский халифат и его распад
- Первую столицу Волжской Булгарии посетили гости со всей России
- 20 тысяч мусульман
- Город бань и мавзолеев. Булгар отметил 1100-летие принятия ислама
- Волжская Булгария — Википедия
- Образование государства
1100-летие принятия ислама в Волжской Булгарии: празднование во второй раз
Чтобы подобные переживания не тревожили перед путешествием в Болгар, делимся полезными советами и лайфхаками для первой поездки в столицу Волжской Булгарии. Новости и события компаний Москвы и Московской области. Волжская Булгария стала важным переходным моментом в формировании и становлении поволжских территорий в период между хазарским и золотоордынским правлениями.
Читайте также:
- Межпоселенческая централизованная библиотечная система | Новости
- Делегацию из Багдада сопровождал представитель Башкирии
- Волжская Булгария: столица, история образования, обычаи и культура волжских булгар
- 1100-летие принятия ислама Волжской Булгарией
Столица булгарии волжской 42 фото
Вот там примерно в X веке и возникло государство Волжская Булгария со столицей в городе Булгар. Город Болгар, столица Волжской Булгарии, долгое время служил единственными торговыми воротами, через которые Русь торговала с Востоком. Город Болгар возник в 9-10 веке на высоком берегу Волги, и был столицей Волжской Булгарии.
К 1100-летию принятия ислама Волжской Булгарией: тематическое досье
Новости и события компаний Москвы и Московской области. Город ведет свою историю с 13 века, был сначала столицей древнего государства Волжская Булгария, затем был захвачен монголо-татарами и стал самой северной столицей Золотой Орды. Волжская Булгария в отличие от огромных империй Востока и Запада была относительно небольшим государством, а ее столица Великий Булгар не могла существовать за счет доходов от провинций и дани с подвластных территорий. Признанной жемчужиной Татарстана считается Болгар, город древней Волжской Булгарии, в 2014 году внесенный в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Волжская Булгария, или Волгария?
Земля становилась булгарской. Этим можно объяснить, что, несмотря на военные поражения, которые терпели булгаре, их территории только расширялись. Она распространилась на востоке — до земель современной Башкирии, на юге — до нынешнего Саратова, на западе — до Нижнего Новгорода. На Севере, граница, как таковая, отсутствовала, хотя волжские булгары освоили территорию вплоть до побережья Северного ледовитого океана. Отсюда и пошло историческое утверждение, что «булгаре в поле слабы, зато крепко держат города».
Меж двух огней Великая Волжская Булгария была не просто развитым, она была могучим государством и, порой, даже опасным соседом Киевской Руси. Площадь одного из крупнейших городов Волжской Булгарии — Биляра, была больше средневековых Киева, Владимира и даже Парижа. Кто знает, где был бы центр современной Европы, если б не нашествие мощного врага с Востока — монголов. Булгария оказалась первым государством, столкнувшимся с их дикими полчищами.
Против кочевников не спасли даже хорошо укрепленные стены булгарских городов. Уже упомянутый нами Биляр, в 1236 году после долгой осады был взят и сравнен с землей. По свидетельству очевидцев, «в течение нескольких дней монголы не оставили от города ничего, кроме его имени». Так, Европа потеряла один из самых крупных, наравне с тогдашним Константинополем, торговый и ремесленный центр.
От полного уничтожения Булгарию спасло быстрое принятие монголами ислама. Культура и народ Волжской Булгарии влились в состав Золотой Орды и продолжили свое существование в новых условиях. По крайней мере, находки монгольского периода соответствуют по виду ремесленным изделиям, изготавливавшимся во время существования Волжской Булгарии. Новый расцвет продолжался до середины XIV века, когда в Золотой Орде началась «Великая замятня» или междоусобицы, которые привели государство к краху.
Их в честь Волгара стали называть волгарами. Так же звали и дружинников Волгара. Так же вошло в обиход обозначение людей, обслуживающих Волгу и питающихся с нее. Это название оказалось столь удачным, что оно распространилось и на некоторые районы Камы. Так имя князя стало нарицательным, а служилые на реке люди стали прообразом бакенщиков, обозначающим судоходное русло реки способом, известным лишь волгарям. Чужаки не могли распознать обозначений и, следовательно, всегда нанимали волжских лоцманов. Эта система речного обслуживания оказалась настолько удачной, что распространилась не только на Волгу, но и на Каму, а потом и на другие реки Русов, Словен, многочисленных славянских, а также других дружественных им племен. Потому и пришлось историкам отделить Волжских булгар от булгар Камских. Потому до сих пор ученые не могут точно определить территориальных границ Булгарии, что находилась она на территориях размещения различных народов. Сейчас Казань претендует на роль столицы Великой Булгарии, но не было такой страны, а было совместное использование Волго-Камского бассейна, и было названо оно по имени реки Волги, что является логичным и правильным.
А в местах сосредоточения населения были устроены ярмарки, в которых были заинтересованы все проживающие на берегах Волги. Потому и язык общения на Волге не был никогда исключительно тюркским, русским, татарским, или арабским. Плохо, или хорошо, но все понемногу говорили на всех языках, и прежде всего купцы. До сего дня на Волге существует традиция приветствовать каждое проходящее судно, как бы сообщая ему: «Все в порядке, опасности нет. Желаем удачи! Если вы пообщаетесь с командами речных судов на Волге, с людьми, обслуживающими ее безопасность, да просто проплывете по этой реке хотя бы денька три, вы убедитесь в существовании особого сообщества Волгарей. Оно как было, так и есть! Поэтому не так трудно понять, что не было никакой Волжской Булгарии, а была и есть Волгария — страна волгарей, со своими законами и традициями. И страна эта находится на реке Волге и вдоль ее берегов, и входят в эту страну самые разные люди самых разных национальностей. Потому что страна эта основана по принципу кормления и соответственно служения на реке Волге.
Только исходя из сказанного, возможно понять, почему вдруг возникла Камская Булгария, ведь там народы жили уже другие? Следовательно, это был единый путь, который нельзя было разъединять. Что касается дунайских Болгар, то достаточно проанализировать появление сармат из приволжских степей на Дону и возле Крыма, затем взятие ими Крыма и полное уничтожение скифского войска, а потом последующее переселение на северо-запад, на Дунай, где они и приняли название Болгар. Сходство Дуная с Волгой и владение способом организации судоходства на крупной реке вновь вернуло этому племени название Волгар. Таким образом, Волгары — это название народов, обслуживающих и питающихся с Волги, а затем и других рек. Нынешние болгары пришли на Дунай с Волги. Об этом говорит и название болгары, и славянская принадлежность, и выбор места проживания, и характер обслуживания реки. Понять это было невозможно немцам и другим иностранцам, пытающимся трактовать нашу историю. Так и возникают несостоятельные теории, когда русские названия пытаются трактовать иностранцы, у которых русская «В» всегда будет звучать, как «Б». Но для любого русского все сказанное элементарно и, в общем-то, не нуждается в пояснениях.
Поэтому пояснения мы даем для российских историков, излишне преклоняющихся перед западными суждениями о нашей стране, которую, как те сами признаются, познать не в силах. Для этого нужно родиться и вырасти в России. О том, что Городец на Волге был признанным центром Великой Волгарии, свидетельствует подписанный мирный договор о праве свободной торговли на Волге и Оке в 1221 году между Волжской Булгарией и русским князем Всеволодом Большое гнездо именно в городе Городце, бывшем, по всей видимости, в то время столицей Берендеева княжества. Совершенно очевидно, что именно с этим событием связано и основание именно в этом году несколько ниже Городца по течению Волги всего-то в 60-ти километрах , в месте слияния Волги и Оки, русского города Нижнего Новгорода. Только вот куда она исчезла и почему, объяснений нет. А объяснение довольно простое. Все войны русских князей с Волжскими и Камскими булгарами велись лишь за право свободной торговли в бассейнах этих рек. Собственно, войн, как правило, не велось, были лишь походы с войском, демонстрирующие силу и намерение получить возможность присоединения к Волгарской торговой общности. После подписания мирного договора с Русью княжество берендеев перестало существовать в виде отдельного княжества, а стало фактически русской землей. А так как берендеи были славянским племенем, то ассимиляция произошла безболезненно, хоть самобытное название берендеев еще долго применялось.
Этим же объясняется влияние берендеев на политику Киевской Руси. Это было большое и славное славянское племя северного происхождения, участвовавшее во многих войнах, заключавшее военные союзы и мирные договоры, в том числе с торками, и оставившее в истории значительный след, за исключением своего происхождения. Берендеи помогали киевским князьям в их борьбе со степняками, участвовали в походах на половцев, неоднократно вмешивались и в междоусобные распри. Все это отмечено историками, но почему-то борьба берендеев с киевскими князьями на одной стороне против степных племен с другой стороны, тем не менее, была оценена многими историками, как свидетельство их тюркского происхождения. Где же здесь логика? Разве простое степное племя вправе было заключать военные союзы и подписывать мирные договоры? Нет, таким правом располагали лишь народы, обладавшие национальной целостностью, собственной территорией и атрибутами государственной централизации. А берендеево княжество, включавшее в себя ряд городов на Волге, называвшееся также Великой Булгарией, имевшее самые тесные дружественные и торговые отношения с Новгородом на Волхове, обладало огромным авторитетом в древнем мире. Именно поэтому, путешествуя по Руси, А. Островский в пути от Переяславля к Костроме встречается с русскими-берендеями из села Берендеево.
И все люди этой стороны названы Островским берендеями. Совершенно законное наблюдение. Русские сказки также называют берендеев русским народом, рассказывая о существовании «Берендеева царства». Берендеи по Волге и Каме путешествовали практически по всему миру. Потому и поселения их встречаются во многих регионах. К примеру, поселения берендеев есть и на Урале. Ближайшее к Екатеринбургу — деревня Берендеевка, расположенная в Абатском районе Тюменской области. Слово «берендеи» чисто русского происхождения и обозначает вид промысла. В древних русских сказаниях часто употребляется сочетание слов «бортники и берендеи». Бортники — это люди, собирающие мед диких пчел в лесах.
Промысел берендеев заключался в вырезании из дерева посуды прежде всего ложек , мебели, маленьких деревянных фигурок и игрушек, изображавших животных, людей, и называвшихся берендейками, и так далее. Слово «Бер» обозначает медведя, и потому из дерева часто вырезались фигурки медведя, и самих берендеев чужаки называли «медведями», или «медвежьим народом», за силу и своеобразный характер — сдержанный и внимательный, проверяющий любого встреченного нового человека на его внутреннюю суть. Поэтому-то бортники и берендеи — исконно лесные жители, охотники, рыболовы, непревзойденные мастеровые, воины и хранители древних сказаний. Всегда жителей лесов Заволжья называли староверами, после введения Христианства хранителями древней ведической веры, а потом, после церковной реформы, уже старой христианской. Именно здесь находится Китеж-Град примерно в 100 километрах как от Городца, так и от Нижнего Новгорода , знаменитый волшебный город, при приближении врага погрузившийся в воды святого озера Светлояр со всеми жителями. Я и сам из этих мест родом деревня на реке Ветлуге, в 70-ти км от Светлояра , и потому мне непонятно незнание элементарных вещей, для меня совершенно естественных. Воинские подразделения берендеев многократно упоминаются в исторических источниках. Эти подразделения все конные, и потому сложилось превратное представление, будто они были степняками. Однако берендеи не были легкой конницей, а были конницей тяжелой, с тяжелыми доспехами, и потому всегда занимали место в первых рядах центральной части войск, которые со времен скифов традиционно составлялись только и исключительно тяжелой конницей, профессиональной княжеской дружиной. Потому и отмечалось особое значение берендеев в битвах.
Легкая же конница применялась русскими князьями редко, лишь для добивания уже бегущего врага, либо для метания стрел по пехоте. Традиционно русское войско состояло из трех частей: в центре шла тяжеловооруженная конница, пробивающая таранным ударом передовые полки врага, по флангам же выставлялась пехота. Пехота, как всегда, не успевала за конной дружиной, с трудом успевая защитить ее тыл и фланги, но вступала в битву с противником, уже не имеющим строго порядка в рядах, и потому находясь при атаке в положении пусть и не выигрышном, но и не вынужденной бросаться на смертоносные ряды копий. Ни пехота, ни легкая конница славы своим участникам не приносили. Вот на эту роль брались степняки. Конница же Берендеев в доспехах вставала в центре, наносила главный удар и несла самые тяжелые потери. Такая конница могла быть сформирована лишь в городах. Ни в деревнях, ни в степных племенах тяжелого конника снарядить было невозможно. А то, что все необходимые ремесла уже в XII веке в Городце существовали, и, более того, были весьма сильно развиты, мы находим прямые упоминания в истории. Берендеи не брали платы за защиту киевского князя, а таковое возможно лишь при защите своей Родины, своей земли.
Относительно же степняков такого никто никогда не мог сказать.
Историк — о Волжской Булгарии Исчезнувшие в древности государства — сюжет, который всегда был и остается интригующим. Как, почему они исчезли, какую память о себе оставили? Одним из таких навеки сгинувших государств, находившихся почти тысячу лет назад на территории современного российского Поволжья, была Волжская Булгария. Об этом чуть позже, а сейчас — собственно о созвучии названий. Речь о вариациях звуков «о» или «у». Здесь все зависит от языков, на которых произносится это название.
Для древнерусского языка была характерна неполногласная, или, как говорят в лингвистике, редуцированная, «о». В русских летописях вместо «о» стоит твердый знак «ъ» : в кириллице эта буква тогда называлась «ер». Следы этого написания мы видим в современном болгарском языке, где название страны так и указывается: «България». Вообще в исторической литературе существует традиция называть государство, существовавшее на Волге, Булгарией, а на Дунае — Болгарией. Хотя иногда встречается и написание «Волжская Болгария». Кстати говоря, ее также именуют «Волжско-Камской Булгарией». Чтобы понять, как все происходило, надо обратиться к IV — V векам нашей эры — эпохе великого переселения народов, нашествия гуннов, которое является рубежом между Античностью и Средневековьем.
Как известно, полиэтничная гуннская орда, включавшая в себя тюркские и угорские племена, а затем славянские и германские, пришла из степей Евразии и обосновалась в Центральной Европе. Центром гуннской кочевой империи называют Паннонию — современную Венгрию. Самих гуннов, кстати, также считают тюркоязычным народом. Вместе с гуннами, то есть в составе их орды, либо, по некоторым данным, чуть позже в приазовских и причерноморских степях появились тюрки-кочевники, которых ученые называют «праболгарами» или «протоболгарами». Это и были как раз предки тех болгар и булгар, о которых мы будем дальше говорить. Существуют разные точки зрения относительно происхождения этнонима «болгары», согласно одному из них, он означает «мятежники отколовшиеся». После ее распада в середине V века булгары, или болгары, стали одним из наиболее сильных локальных объединений кочевников.
Ее территория не имела четких границ и простиралась от Нижнего Дона до предгорий Кубани и от Тамани до междуречья Кумы и Восточного Маныча. Столицей был город Фанагория на нынешнем Таманском полуострове. Просуществовала Великая Булгария не очень долго, поскольку, по преданию, после смерти возглавлявшего ее хана Кубрата государство поделили пятеро его сыновей: Батбаян, Котраг, Аспарух, Кубер, Альцек. Каждый из них возглавил свою собственную «орду», и ни у кого из них в отдельности не было сил, чтобы соперничать с досаждавшими им воинственными хазарами. Они тоже были наследниками гуннской кочевой империи и соперниками булгар.
Я Алина - автор этого блога, заядлая путешественница и любительница активного отдыха. На сайте вы найдете лучшие фотографии со всего мира - интересные природные достопримечательности, популярные курорты и пляжи, а также множество туристических советов. Присоединятесь к нам, если вы любите новые впечатления!
Большой праздник: в Татарстане отмечают 1100 лет принятия Волжской Булгарией ислама
В нем приняли участие также Рустам Минниханов, Минтимер Шаймиев и другие почетные гости. По традиции, в этот день работала ярмарка мастеров народных художественных промыслов. В программе также впервые был проведен Всероссийский турнир по борьбе корэш. Специально для этого на территории городища был установлен подиум с борцовским ковром. Кроме того, сегодня в заповеднике открылись новые музеи: «Город на реке», посвящённой истории уездного города Спасск на реке Волга; музей Абдуллы Алиша, рассказывающий о жизни, творчестве и воинском подвиге известного татарского детского писателя, а также музей «Болгарское чаепитие», где представлена большая коллекция самоваров.
Болгаре Спасского муниципального района Республики Татарстан с 1989 года в память о дне принятия волжскими болгарами Ислама в качестве государственной религии в 922 году. С 2005 года праздник проводится при поддержке Министерства культуры Республики Татарстан, Исполнительного комитета Всемирного конгресса татар, Духовного управления мусульман Республики Татарстан и Спасского муниципального района Республики Татарстан.
На сайте вы найдете лучшие фотографии со всего мира - интересные природные достопримечательности, популярные курорты и пляжи, а также множество туристических советов. Присоединятесь к нам, если вы любите новые впечатления! Читайте также:.
Мельница в Несебре Остановимся на достопримечательностях Булгарского городища. В исторический комплекс на сегодня входят: Соборная мечеть, Большой минарет, Северный мавзолей, Восточный мавзолей, Ханский дворец, Восточная палата или Ханская баня, Успенский храм, Ханская усыпальница, Малый минарет, Черная палата и ремесленный городок, Белая палата, Красная палата, Греческая палата, Малый городок. Из более современных достопримечательностей следует также выделить: речной порт, Музей Булгарской цивилизации, Музей ислама, Музей «Дом лекаря» Памятник сахибам, колодец Габдрахмана, Белую мечеть Ак-Мэчет , Музей хлеба. Болгарский историко-археологический комплекс стал 1002-ым объектов Списка. Здесь вы сможете узнать много нового о наследии древнего государства Волжской Булгарии, приобрести на память сувенирную продукцию, попробовать местную кухню и просто подарить себе заряд хорошего настроения и массу впечатлений на долгое время. Больше фотографий из обзорной экскурсии по Болгарскому музею-заповеднику в хорошем качестве смотрите здесь в группе «УлСити — новости Ульяновска».
Да Не сейчас 21 мая 2022, 15:14 В Татарстане с размахом отмечают 1100 лет принятия Волжской Булгарией ислама Большой праздник в Татарстане. Там с размахом отмечают 1100 лет принятия Волжской Булгарией ислама. Гости из нескольких десятков стран. Приехали все, кто помнит и чтит традиции.