И она, и Ефим Васильевич были награждены медалями «За доблестный труд в Великой Отечественной Войне».
5 подвигов жителей Удмуртии во время Великой Отечественной войны
Война крайне обострила ситуацию с трудовыми ресурсами. Во время Великой Отечественной войны и в период восстановления мы, женщины и подростки, работали днем и ночью, особенно в период уборки хлебов, картофеля и льна. Важно вспомнить о подвигах забайкаль-ских казаков во время Великой Отечествен-ной войны на основе конкретных примеров, поговорить о личностях, которые являются примерами мужества, патриотизма и геро-изма. Начало Великой Отечественной войны поставило перед руководством страны задачу максимально сохранить производственно-экономическую базу и организовать слаженную работу в тылу для достижения победы.
Промышленность и трудовой подвиг военного Саратова
История Великой Отечественной войны дала миру великих героев. Трудовые подвиги детей во время Великой Отечественной войны. Герои труженики тыла в Великой Отечественной войне, во время этой эвакуации отправили за 45 дней, более 18 тысяч вагонов! Великая Отечественная Война. Накануне празднования 73-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне мы хотим отметить вклад тружеников тыла, которые вместе с воинами ковали эту Победу в невероятно трудных условиях.
Помним подвиг трудовой
- Курсы валюты:
- Работа с сайтом «Подвиг народа»
- Своих не бросаем! Тюменский тыл в Великую Отечественную войну
- 2. Трудовой подвиг советского народа
- Труженики тыла в годы Великой Отечественной войны, подвиги их бесценны
Что происходит
- Земляки. Подвиг трудового тыла (Марина Василькова -Мосур) / Проза.ру
- Своих не бросаем! Тюменский тыл в Великую Отечественную войну
- «Все для фронта, все для победы!» - как новосибирцы приближали великий день
- Шефство и гуманитарная помощь
- «Мы воевали»: как женщины спасали тыл
«Я пришла на завод 20 июня, а через два дня началась война»: трудовые подвиги ижевчан в годы войны
Всего за 4 месяца в наш город переехало около 110 промышленных предприятий из Подмосковья, Калуги и Запорожья, а население пополнилось на 150 тысяч человек. Задача была поставлена чётко и ёмко в кратчайшие сроки разместить и запускать заводы на новом месте. Пусть даже место это — заброшенный пустырь. В ноябре 1941 года в наш город начинают пребывать эшелоны из Тулы и Ростова-на-Дону.
Поездка была очень сложная. Вагоны-углярки были предназначены не для людей, а для перевоза угля.
В Бердянске, на доме, где жил Кунгурцев до смерти, также установлена мемориальная доска. Там же есть улица его имени. Татьяна Барамзина Татьяна Барамзина — уроженка Глазова.
Когда началась война, Таня просилась на фронт, но ей отказали. Тогда она пошла работать воспитателем в детском саду для эвакуированных и учиться на курсы медсестер. В итоге она добилась того, что в 1943 году была зачислена в Центральную женскую снайперскую школу, после окончания которой в апреле 1944 года была направлена в 3-й Белорусский фронт. В боях она уничтожила из снайперской винтовки 16 солдат противника, но вскоре у нее стало падать зрение. Демобилизоваться Барамзина отказалась и переучилась на телефонистку.
На марше возле деревни Пекалино батальон столкнулся с превосходящими силами противника. В завязавшемся бою Таня под огнем оказывала помощь раненым. Видя превосходство противника, она приказала раненым отступать в лес, а тем, кто не может — укрыться в блиндаже. Татьяна Барамзина отстреливалась до последнего патрона и уничтожила 20 вражеских солдат. Нацисты захватили блиндаж и расстреляли раненых из противотанкового ружья.
Татьяну долго пытали: тело изрезали ножом, глаза выкололи, груди вырезали, в живот воткнули штык и добили выстрелом из противотанкового ружья в голову.
За время войны на фронт с Ямала было отправлено 65 тысяч тёплых вещей и более четырёх тысяч посылок. Северяне внесли в Фонд обороны 29 миллионов рублей деньгами и облигациями. Труженики рыбной промышленности выловили 810 тысяч центнеров рыбы, рыбозаводами округа было выпущено 22 миллиона консервных банок. И это лишь часть того, что внёс Ямал и его жители в общее дело победы. Не отставали от мужчин и женщины-рыбачки. Шемановского Не отставали от мужчин и женщины-рыбачки. Фото предоставлено МВК имени И. Шемановского Немаловажную роль в достижении победы на трудовом фронте сыграло участие коренных малочисленных народов Севера — ненцев, ханты, селькупов. Именно на их традиционные отрасли хозяйствования — рыболовство, оленеводство и охоту — пришлась основная нагрузка.
За свой самоотверженный труд многие из них были удостоены наград. Ради нашей Победы Одним из способов поощрения участников трудового фронта стало занесение на окружную Доску почёта. В числе первых, удостоившихся этого поощрения, стал колхоз «Стахановец» Приуральского района, которым руководил Егор Кыктин. В июле 1941 года его работники перевыполнили план по добыче рыбы на 103 процента. Также было занесено два рыболовецких звена и пять человек, в том числе Пиналей Мария Михайловна из колхоза «Родина» Надымского района, выполнившая годовой план рыбодобычи на 251 процент. Шемановского Одним из первых, кого на Ямале наградили медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг. Шемановского В 1942—1943 годах количество колхозов, рыболовецких бригад и отдельных рыбаков ненцев и ханты, занесённых на окружную Доску почёта, увеличивается.
Сталина, правительства, рядовых и офицеров войск НКВД и руководителей советских предприятий, без которого не могла наступить победа 1945 года. Первыми из прифронтовых районов отправлялись эшелоны с детьми.
В течение месяца из Ленинграда было вывезено 300 тысяч детей, из Москвы и пригородов — около 500 тысяч. Эвакуация детей продолжалась и в последующем. Проводилась эвакуация и взрослого населения. В сложнейших условиях первых дней войны удалось эвакуировать: - 120 тысяч человек из прибалтийских республик, - 300 тысяч — из Молдавии, более 1 миллиона — из Белоруссии, - 350 тысяч — из Киева, а всего с Украины — 3,5 миллиона человек, - из Ленинграда — 1,7 миллиона, - из Москвы — 2 миллиона человек. Эвакуация промышленности в начале войны. Вывозиться на Восток должны были квалифицированные рабочие и служащие, женщины, старики и дети. Из оборудования и ресурсов особое внимание уделялось станкам и машинам, цветным металлам, горюче-смазочным материалам, прочему промышленному оборудованию. Из продовольствия в первую очередь предписывалось вывозить запасы хлеба. Несколько позднее был утверждён порядок демонтажа и погрузки оборудования.
С самого начала организационная структура Совета была тщательно продумана. Решения являлись обязательными для всех партийных, советских и хозяйственных органов. В 1942 году в целях обеспечения кадрами оборонных отраслей хозяйства была проведена мобилизация трудоспособного населения. Вывозились на восток культурные ценности музеев, библиотек, дворцов культуры, клубов, в том числе из музеев Москвы, Ленинграда, Новгорода, Пскова, Смоленска, Тулы, Феодосии, городов Украины и Белоруссии. Из Третьяковской галереи Москвы было эвакуировано 18 430 экспонатов, из Русского музея Ленинграда — 300 тысяч экспонатов, из Эрмитажа — 1 миллион 117 тысяч экспонатов. В наиболее напряженное время под эвакуируемыми грузами находилось около половины вагонного парка железных дорог страны. За 6 месяцев они перевезли около 1,5 миллиона вагонов таких грузов. Людей и грузы также перевозил морской и речной транспорт. Во второй половине 1941 года в намеченные сроки было перебазировано на восток 2593 промышленных предприятия, в том числе 1523 крупных.
В 1942 году было эвакуировано еще 150 крупных предприятий. По неполным данным из прифронтовой полосы в восточные районы было перемещено 2,4 миллиона голов крупного рогатого скота, 5,1 миллиона овец и коз, 0,2 миллиона свиней, 0,8 миллиона лошадей, много сельскохозяйственной техники, запасов зерна и другого продовольствия. Предприятия надо было не только перевезти, но восстановить и запустить в эксплуатацию. Многие эвакуируемые предприятия вливались в родственные, имеющиеся на Урале, в Сибири, Поволжье и Средней Азии. Но многие производственные площади строили заново. В июле 1941 года были созданы особые строительно-монтажные части, отличающиеся мобильностью Не столько страх перед наказанием, сколько осознание того, что от их работы зависит судьба страны, помогло труженикам тыла преодолеть многочисленные трудности, решить организационные и технологические проблемы и дать армии достаточное количество качественного вооружения. К концу 1942 года СССР превзошел Германию в выпуске военной техники не только в количественном, но и во многом в качественном отношении. К 1943 году советская военно-промышленная база была уже полностью развернута. Одновременно была осуществлена и операция по спасению от врага ресурсов сельского хозяйства.
Колхозы и совхозы восточных районов страны приняли во втором полугодии 1941 г. Первостепенную роль в осуществлении беспрецедентного в истории перемещения производительных сил сыграл самоотверженный труд коллективов эвакуированных предприятий и учреждений. Люди работали с громадным напряжением, по нескольку суток не уходя с эвакуируемых объектов, чтобы своевременно и как можно полнее демонтировать и погрузить оборудование и другие материальные ценности. В прифронтовой зоне это происходило в обстановке постоянных вражеских ударов с воздуха и обстрелов. Нужны были исключительная выдержка, мужество, самопожертвование, преданность делу, чтобы в таких условиях, нередко за несколько часов или дней, проделать огромную, буквально титаническую работу.
Приближаясь к Победе. Трудовые подвиги хантымансийцев
Невероятные подвиги во время Великой Отечественной войны - Экспресс газета | Тюмень, маленький городок в зауральской глубинке, в годы Великой Отечественной войны совершил трудовой подвиг, казалось, сверх собственных сил. |
2. Трудовой подвиг советского народа | Тюмень, маленький городок в зауральской глубинке, в годы Великой Отечественной войны совершил трудовой подвиг, казалось, сверх собственных сил. |
10 советских детей, проявивших особый героизм в Великую Отечественную войну | Великая Отечественная Война. |
Трудовой подвиг советского народа в годы войны | Трудовой подвиг дрезненцев в годы Великой Отечественной войны. |
Шефство и гуманитарная помощь
- Люди, которые в годы Великой Отечественной войны работали на победу в тылу
- Они сражались за Родину. Самые невероятные подвиги героев Великой Отечественной
- Одна дневная норма за станком – один сбитый самолет врага
- «Луковица для фронта»: как малыши Красной Армии помогали
Тюмень в годы Великой Отечественной войны
Труженики тыла в годы Великой Отечественной войны, подвиги их бесценны | Текст научной работы на тему «ТРУДОВОЙ ПОДВИГ СОВЕТСКОГО НАРОДА, КАК ФАКТОР ПОБЕДЫ В ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ 1941-1945 ГГ». |
Досрочно и сверх плана. Трудовой подвиг ямальцев в годы ВОВ в цифрах и фактах | История Великой Отечественной войны дала миру великих героев. |
Их подвиг равен фронтовому | трудовые подвиги человека во время великой отечественной войны (1 человека). |
Сильный духом. Трудовой героизм работников вагонзавода приближал Победу | С началом Великой Отечественной войны привычный ритм жизни города резко изменился. |
Приближаясь к Победе. Трудовые подвиги хантымансийцев
Однажды четверка «Илов», в которую входил Кунгурцев, полетела бомбить гитлеровцев в районе станции Мга, под Ленинградом. Выполнив задание, они собирались возвращаться, как вдруг заметили на путях вражеский эшелон, подготовленный к отправке. Станция была окружена плотным кольцом зенитных батарей и пулеметов, а потому Евгений принял решение прорываться к эшелону на низком бреющем полете, чтобы, застав врага врасплох, выиграть несколько минут для удара. И этот план сработал — уничтожение эшелона на некоторое время вывело из строя важнейшую для фашистов магистраль. К октябрю 1944 года Евгений Кунгурцев совершил 176 боевых вылетов, сбил лично один и в группе 6 самолетов противника. В марте 1945 года Кунгурцев не вернулся с очередного задания.
Выяснилось, что его самолет потерял управление и упал на вражескую территорию. Ижевчанину удалось выжить, он не сдавался на допросах и его решили отправить в лагерь. Оттуда он и бежал вместе несколькими десятками людей. До своих они добирались 22 дня. Ему было 24 года, когда он стал дважды Героем.
До него в стране этой чести удостаивались всего сорок человек. Кроме того, улица Кунгурцева есть в Воткинске. В Бердянске, на доме, где жил Кунгурцев до смерти, также установлена мемориальная доска.
Мы тогда считали, если немец тебя меньше 5 раз с воздуха на перегоне перехватит — значит, день удачный. Однажды на станцию приехали без будки — в пути её снесло взрывом». О паровозной бригаде машиниста Рыжова ходили легенды. В один из рейсов они доставили к фронту боелетучку со снарядами, а обратный путь оказался отрезанным — разъезд заняли фашисты. Паровозники решили прорываться ночью. Тщательно замаскировали топку, попросили артиллеристов устроить для них «звуковую маскировку» и под канонаду проскочили разъезд на большой скорости.
По участку Лиски — Алексеевка двойной тягой следовал транспорт с горючим. Немецкий самолёт вывел из строя оба паровоза и поджёг одну цистерну. В это время на станцию Засимовка прибыл на своём паровозе Сериков. Оценив обстановку, он отцепил свой паровоз от состава, выехал на перегон к остановившемуся поезду с горючим. Отцепив состав с бензином от загоревшейся цистерны, машинист Сериков вывел его в Засимовку. Машинист депо Поворино Максим Иванников в июне 1943 года по нескольку суток не покидал машину: отдыхал минутами, перекусывал на ходу. Под обстрелом проводил эшелоны с ранеными, спасая жизни. Машинист первым был занесён в дорожную «Книгу трудовой славы». По правилам огонь нужно было потушить, котёл охладить и только после этого заменить колосники.
Но на станции простаивал эшелон. Котельщики Коровин, Григорьев, Колегаев, отказавшись от обеда, взялись за работу. Горевший в топке уголь они отодвинули в сторону, забросали его слоем свежего угля. По очереди каждый из них залезал в пышущую жаром и наполненную едким дымом топку. Их обливали холодной водой из шланга. Через 30 минут паровоз был выдан под поезд. Паровозы без набора воды следовали по 120—150 км. Так как не было составительских бригад, паровозники своими силами сформировали 45 поездов с боеприпасами, постоянно рискуя жизнью, доставляли их к линии фронта. Этот подвиг под стать ратному был отмечен знаменем Государственного Комитета Обороны».
В этом материале вспомним о самых ярких фактах из жизни города во время войны. Фото пресс-службы губернатора Тюменской области Митинг на Базарной площади Война началась 22 июня 1941 года. В полдень жители Тюмени из сообщений по радио уже знали, что немцы напали на Советский Союз.
Городской комитет партии объявил, что на Базарной площади ныне Центральная площадь в 18 часов состоится митинг. Люди вышли на улицы. Их было более двадцати тысяч.
Всего в Тюмени в то время проживало около 80 тыс. Каждый четвертый тюменец был на митинге. На экспозиции «Тюмень.
Великая Победа» в музее «Городская Дума» можно увидеть копию картины известного художника-фронтовика Степана Лопатина, изображающий тот самый митинг на Базарной площади, с которого в городе началась новая жизнь — жизнь в условиях военного времени. Зал, где рассказывается о довоенном периоде Тюмени Зал, где рассказывается о довоенном периоде Тюмени Зал, где рассказывается о довоенном периоде Тюмени Зал, где рассказывается о довоенном периоде Тюмени Зал, где рассказывается о довоенном периоде Тюмени Зал, где рассказывается о довоенном периоде Тюмени Зал, где рассказывается о довоенном периоде Тюмени Зал, где рассказывается о довоенном периоде Тюмени Зал, где рассказывается о довоенном периоде Тюмени Зал, где рассказывается о довоенном периоде Тюмени Зал, где рассказывается о довоенном периоде Тюмени Зал, где рассказывается о довоенном периоде Тюмени «Начинается выставка с зала, посвященного довоенной Тюмени, где мы видим характерные картины повседневного быта тюменцев, их занятий, образа жизни до 1941 года, - прокомментировал методист по музейно-образовательной деятельности музея «Городская Дума» Павел Малиновский. Есть витрина на тему сельского хозяйства, которое было развито в регионе и сыграло свою важную роль, обеспечив в тяжелые годы страну зерном».
Известно, что в первый же день после объявления войны, более 500 тюменцев записались добровольцами в ряды Красной Армии. Причем, в военкоматы обращались и женщины с просьбой взять их на фронт, но тюменок начали мобилизовать, как и во всей стране, только с марта 1942 года. Практически все эвакуированные предприятия прибыли в город в течение 1941 года.
Уже в 1942 году заводы, как самостоятельные единицы или в составе объединенных с тюменскими предприятиями, приступили к выполнению государственных заданий и планов. Экспозиция «Тюмень. Великая Победа» Экспозиция «Тюмень.
Великая Победа» Эвакуированные производства имели самую различную направленность. Но их объединяло одно — продукция была направлена на нужды фронта.
Аннотация: В данной работе рассматривается вклад советского народа в победу СССР над противником в Великой Отечественной войне 1941-9945 гг. Данная тема достаточно актуальна, так как одним из ключевых факторов победы в ВОВ является состояние экономики страны как в предвоенный период, так и во время военных действий. В работе рассматриваются такие сектора экономики как сельское хозяйство и промышленность, а также их тесная взаимосвязь в Марийской АССР, на Урале и на Кавказе. Колоссальный вклад народа в развитие данных отраслей поспособствовал экономическому росту СССР в достаточно тяжелый период, что повлияло на исход военных действий. The article considers such economic sectors as agriculture and industry, as well as their close relationship in the Mari ASSR, the Urals and the Caucasus. Главными составляющими экономики каждого государства являются сельское хозяйство и промышленность.
Состояние экономики СССР в предвоенный периодбыло достаточно на высоком уровне, поэтому в периодВеликой Отечественной войны стране удалось удержать позиции в промышленном и сельскохозяйственномсекторе экономики. Экономика всех регионов СССР в 1941-1945 гг. В тяжелых военных условиях государству все-таки удавалось снабжать население и армиюнеобходимымивидамипродуктов, что в последствии способствовало противостоянию сопернику и победе на ним. Ключевым фактором положительного результата перестановки экономики на военные нужды являлась ее мобилизация, то есть сосредоточение и использование ресурсов экономики для противостояния угрозам существования СССР как целостной системы [2, с. Если говорить о тыловых регионах страны, то ярким примером может служить Марийская АССР Автономная Советская Социалистическая Республика , где в предвоенный период была заложена хорошаяпромышленная основа. В данной области достаточно активно производилась подготовка профессиональных кадров, а также улучшались условия рабочих, несмотря на сложные жилищных обстоятельства.
Трудовые подвиги во время Великой Отечественной войны: сообщение
Трудовой подвиг советского народа в годы Великой Отечественной войны | они работали на заводах, в колхозах, в госпиталях. |
Трудовой фронт Великой Отечественной | Во время Великой Отечественной войны трудовой подвиг совершали женщины и дети, работающие на заводах и в поле. |
«Этот день мы приближали как могли»: заводские подвиги кировчан | Предлагаю вашему вниманию кадры, сделанные во время Великой Отечественной войны – Самые лучшие и интересные новости по теме: Великая Отечественная война, женщины, после войны на развлекательном портале |
Сильный духом. Трудовой героизм работников вагонзавода приближал Победу | Эксплуатационники Юго-Восточной в годы Великой Отечественной войны широко практиковали новые методы работы. |
Труженики тыла в годы Великой Отечественной войны, подвиги их бесценны
Цифровой вариант станет расширенной интерактивной версией, которую можно будет постоянно пополнять. В настоящее время сайт «Книги трудовой славы Костромской области создан и запущен в тестовом режиме. Сегодня ресурс представили на официальной презентации. Губернатор Сергей Ситников поблагодарил всех участников создания Книги трудовой славы за сбор материалов, которые стали свидетельством трудового подвига костромичей. Очень много различной информации за различные годы появлялось о трудовом подвиге костромичей, но, к сожалению, эта информация была во многом разрозненна. И создание единой Книги нужно было для того, чтобы не на отдельных фактах, исторических случаях, а в целом на деятельности и поведении людей того времени понять, что это было за время, насколько тяжело было людям достигать Победы в тылу. Это был тяжелейший труд. Надо было работать до последнего - и все работали до последнего.
Колобанов был представлен к награждению звездой Героя Советского Союза, однако прямо на наградном представлении звезда была кем-то вычеркнута, после чего красным карандашом вписано: "к ордену Красного Знамени". Умер в 1994 году. Один против 15 танков Помощник командира взвода противотанковых ружей Иван Лысенко служил в 27-й армии Воронежского фронта, которая принимала участие в Белгородско-Харьковской наступательной операции. В ходе наступления в Сумской области советским частям удалось отбить село Кириковка, однако немцы предприняли контратаку с участием танков. Лысенко, вооружённый только противотанковым ружьём, противостоял сразу 15 танкам противника.
Он быстро менял позиции после каждого выстрела и к тому же хорошо знал самые уязвимые места немецких танков. Ему удалось подбить семь машин и уцелеть в этом неравном бою, хотя он и получил ранение в руку. Остальные танки прекратили атаку и отошли на свои позиции. За этот бой он был награждён звездой Героя Советского Союза. Лысенко пережил войну и умер в 1984 году.
С топором против 50 немцев Из-за ранения, полученного в первые дни войны, Дмитрий Овчаренко служил ездовым на складе боеприпасов. Однако стоявший рядом с повозкой красноармеец неожиданно для немцев выхватил из неё топор, зарубил офицера и бросил несколько гранат в остальных. Не ожидавшие сопротивления немцы бросились врассыпную, причём Овчаренко ещё успел догнать и зарубить второго офицера, после чего с их документами и своей повозкой вернулся в часть. За свой подвиг рядовой Овчаренко был награждён звездой Героя Советского Союза. В январе 1945 года погиб в Венгрии.
Трое кавалеристов врукопашную против автоколонны 18 октября 1944 года старший сержант Василий Огурцов с двумя другими бойцами находился в разведывательном дозоре.
Потапова была награждена орденом Трудового Красного Знамени, а работнице военной приемки А. Беднягиной вручен орден «Знак Почета». Важнейшее значение для страны в условиях войны имел железнодорожный транспорт. Он связывал тыл с фронтом, выполняя межобластные и региональные перевозки.
Составы с оборонными грузами на Тюменском отделении Свердловской железной дороги продвигались от 750 до 1200 км в сутки. Ковязина в своей работе применяла «лунинские» формы организации труда — увеличение в два раза скорости пробега составов, экономия топлива, увеличение пробега без ремонта. За высокие показатели в работе и экономии топлива ему было присвоено звание «Лучший паровоз по сети дорог СССР». За героический труд во время войны М. Ковязин был награжден орденом Трудового Красного знамени.
В вагонном депо было также налажено производство автоматов ППШ, мин и минометов калибра 50 мм и 82 мм. По инициативе коллектива рабочих паровозного депо, Тюменским отделением Свердловской железной дороги в 1943 году было принято взять шефство над паровозным депо станции Запорожье-1. Для подшефного депо Запорожье-1 депо Тюмень выделило строительный лесоматериал в количестве 50 вагонов, станочное оборудование, паровоз серии «ЭУ», запасные части. Дополнительно приобретались продовольствие, хозяйственные вещи, культинвентарь, теплые вещи и другие предметы. Лучший машинист депо Тюмень т.
Нетесин на личные сбережения закупил 25 вагонов леса для освобожденной от немецких захватчиков Сталинской железной дороги. Железнодорожники паровозного депо и узла станции Тюмень Свердловской железной дороги собрали инструмент, оборудование для восстановления различных участков железнодорожного транспорта. В годы Великой Отечественной войны многие работники Тюменского отделения Свердловской железной дороги были награждены орденами и медалями. Так, в августе 1942 года Указом Президиума Верховного Совета СССР, за образцовое выполнение заданий Правительства и военного командования по перевозкам, были награждены: орденом Ленина — машинист паровозного депо Тюмень С. Войтик, заместитель начальника Тюменской дистанции пути по политчасти Ф.
Лебедков, старший машинист паровозного депо М. Еременко, орденом «Знак Почета» — бригадир комплексной бригады депо Тюмень И. В июле 1945 года были награждены: орденом Красной Звезды — начальник особого отдела Тюменского отделения железной дороги майор госбезопасности Н. Кондратенко, орденом «Знак Почета» — машинист А. Бердников, начальник паровозного депо В.
Перминов, заместитель начальника политотдела С. Пацко и начальник 4-го отделения службы движения А. Харченко, позднее удостоенный также ордена Ленина. Медалями «За трудовую доблесть», «За трудовое отличие» и «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. Заключение Тюмень, маленький городок в зауральской глубинке, в годы Великой Отечественной войны совершил трудовой подвиг, казалось, сверх собственных сил.
Населенный пункт, с преимущественно одноэтажной деревянной застройкой, достойно справился с огромным потоком эвакуированных соотечественников и раненых бойцов Красной Армии, число которых вместе взятых превосходило количество постоянных жителей тогдашней Тюмени. Десятки промышленных предприятий из Европейской части страны, в массе своей соединившиеся с местными заводами, фабриками и артелями в течение нескольких недель наладили выпуск необходимой фронту продукции, в том числе такой, как торпедные катера, десантные планеры, минометы, авиационная фанера… Горожане и жители деревень тюменской земли в промышленности, на речном и железнодорожном транспорте трудились самоотверженно, снабжая фронт всем необходимым: от продовольствия и теплой одежды до боеприпасов… Родина по заслугам оценила трудовую доблесть тюменцев. Только медали «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. За вклад в разгром немецко-фашистских захватчиков в годы Великой Отечественной войны город Тюмень в 1986 году награжден орденом Октябрьской революции. Великая Отечественная война унесла 5 175 жизней жителей Тюмени.
Город хранит память о боевом героизме и трудовой доблести тюменцев военного поколения. В Тюмени созданы мемориалы с Вечным огнем на Исторической площади открыт 9 мая 1968 г. Всего в современной Тюмени в память о войне и ее героях, а также о подвиге тружеников тыла установлено 115 монументов, памятных знаков и мемориальных досок. Память о вкладе тюменцев в Победу увековечена в музейных экспозициях, уличных выставках, театральных постановках, документальных фильмах, телевизионных и радиопрограммах, многочисленных статьях, воспоминаниях, сборниках документов и научных трудов. В честь участников Великой Отечественной войны названы улицы и скверы города, проложены экскурсионные маршруты.
Присвоение городу Тюмени почетного звания Российской Федерации «Город трудовой доблести» стало еще одной яркой страницей в сохранении памяти героического прошлого Тюмени в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. Аксюта, А. Свинкин ; Комитет по культуре Администрации города Тюмени. Ермаков, И. Кубочкина, В.
Ланчук, О. Морозов ; Тюменское региональное отделение общероссийской общественной организации «Российский Красный Крест» ; Фонд Президентских грантов. Лузин, А. Жалейко ; Тюменский областной комитет по здравоохранению ; Областная клиническая больница ; Музей истории медицины. Тереб, Н.
Тюменцы—фронту: сборник документов. Бакулина, М. Смирнова, И.
Школы работали бесперебойно, учащиеся были обеспечены вниманием учителей. Наши врачи достигли того, что в городе, куда прибыло много эвакуированного населения, когда было большое движение с запада на восток и обратно, не было эпидемий. Словом, тюменская интеллигенция показала, несомненно, образцы исключительного патриотизма …». В городе было организовано донорское движение. Годы войны ознаменовались движением по оказанию материальной помощи фронту. Только с начала войны и по февраль 1943 года, горожанами было собрано 14 млн.
Кроме того, тюменцы собрали для фронтовиков 821 полушубок, 707 меховых жилетов, 2 423 пары валенок, 2 646 пар носков и чулок, 5 123 пары перчаток и варежек. На фронт было послано 55 933 кг различных подарков. Школьники перечисляли заработанные деньги на постройку самолета «Юный патриот г. Тюмени» и танка «Малютка». В январе 1942 года всего за 25 дней в тюменском депо был построен банно-прачечный дезинфекционный поезд из 10 вагонов 38-й БПДП , на строительство которого тюменцами было собрано 163 тысячи 275 рублей. Всего за годы войны через парилку и помывочные вагоны прошло около миллиона военнослужащих переднего края обороны, и даже военнопленные. Спецсостав побывал на четырех фронтах, дошел до Берлина. В книге отзывов легендарного 38-го БПДП остались благодарности солдат и офицеров, а также маршалов Рокоссовского и Жукова. Сталина за сбор средств в Фонд Обороны.
Работа промышленных предприятий и транспорта Город Тюмень не был крупным индустриальным центром, но, начиная с первых дней войны, все предприятия, включая небольшие артели , были переориентированы на выпуск продукции для нужд фронта. В ней сказано: «Рабочие и стахановцы, отвечая на наглый выпад гитлеровцев, показали образцы прекрасной работы: токарь завода «Механик» т. Тюменская промышленность была представлена такими предприятиями, как судостроительная верфь, станкостроительный завод «Механик» , деревообрабатывающий комбинат «Красный Октябрь» ДОК , лесозавод «Республиканец», овчинно-шубный завод им. Кирова , фанерный комбинат , сапоговаляльная фабрика им. Челюскинцев , кирпичный завод «Труд», хлебокомбинат, рыбный, мельничный, водочный , пивоваренный завод и другие. За годы войны в Тюмень было эвакуировано из прифронтовых районов СССР 30 промышленных предприятий и производств. Практически все эвакуированные предприятия прибыли в Тюмень в течение 1941 года. В условиях такого массового перемещения в город техники, оборудования, служащих и рабочих эвакуированных предприятий, их семей, самой сложной и важной работой тюменского руководства явилось размещение и обеспечение людей и «быстрейшая организация восстановления этих заводов, переоборудование помещений, налаживание технологического процесса применительно к новым условиям и быстрейший выпуск продукции. Для размещения эвакуированных заводов потребовалось приспособить, переоборудовать и построить вновь более 70 000 кв.
Пуск эвакуированных и перепрофилирование местных предприятий на выпуск оборонной продукции происходили в тяжелых климатических условиях тюменского региона осени-зимы 1941-1942 годов. Задачам введения прибывших предприятий в эксплуатацию и переориентированию местных на выпуск военной продукции препятствовали общие трудности — острый недостаток транспорта, электроэнергии. Несмотря на это, уже в 1942 году все они, как самостоятельные единицы или в составе объединенных с тюменскими предприятиями, были введены в эксплуатацию и приступили к выполнению государственных заданий и планов. К январю 1945 года выпуск тюменскими предприятиями промышленной продукции увеличился, по сравнению с 1942 годом, на 102 млн. Тюменский судостроительный завод судоверфь, с 31. На объединенное предприятие возлагалось строительство малого боевого флота торпедные катера. Кроме того, он выпускал минометы, реактивные снаряды М-13 и полупонтоны с верхним металлическим покрытием. С сентября 1942 по сентябрь 1945 года Тюменский судостроительный завод построил и передал фронту 83 торпедных катера: Г-5 и Г-7 и ТК-123 бис «Комсомолец». Проект катера 123-бис «Комсомолец» был разработан в Тюмени.
Всего тюменскими судостроителями построено 165 боевых кораблей. В своем выступлении на XII Тюменской городской партийной конференции секретарь парторганизации судоверфи отметил: «Коллектив завода гордится тем, что созданная им боевая продукция по новой конструкции принята на вооружение Военно-Морского Флота и по техническим и боевым качествам новый объект является лучшим по сравнению с объектами, выпускаемыми в Англии и Америке». В 1944 году началась постройка именных торпедных катеров на добровольные взносы трудящихся. Со стапелей завода сошли катера «Молодой патриот трудовых резервов», «Московский ремесленник», «Алтайский школьник», «Алтаец», «Барнаульский колхозник», «Тамбовский комсомолец», «Ленский речник», «Герой Советского Союза Федя Фомин», «Трудовые резервы Татарии» и звено торпедных катеров Г-5 «Тюменский рабочий». Тюменские торпедные катера участвовали в боях за освобождение Севастополя, Румынии, Югославии, входили в состав I-й Краснознаменной ордена Нахимова I степени бригады торпедных катеров Балтийского флота. Тюменскими корабелами было построено 4 головных катера типа 123-бис «Комсомолец», которые были направлены для выполнения боевой задачи в Кронштадт. На кораблях, построенных в Тюмени, воевали 12 Героев Советского Союза. Тюменские катера потопили на Черном море 13 вражеских катеров и барж, на Балтике — 13 тральщиков, 7 сторожевых катеров, транспортов и 2 эскадренных миноносца. На 1 января 1942 года на заводе работало 1 193 человека.
Ущев писал: «…От имени ветеранов-моряков торпедных катеров Дважды Краснознаменного Балтийского флота да и других флотов хочется сказать тюменцам: низкий поклон вам и большое спасибо, дорогие товарищи, за ваш трудовой подвиг, теплоту и доброту сердец, отданных Победе и людям, временно оказавшимся в эвакуации в вашем городе…». Антонова Тушинского завода авиационной промышленности. Уникальный планер «Крылья танка — 60» КТ-60 , сконструированный и построенный в Тюмени, прошел успешные испытания, но серийного производства не получил из-за прекращения выпуска легких танков типа Т-60. Труженики завода были отмечены государственными наградами, а главный конструктор Олег Константинович Антонов за создание планеров А-7, строившихся в Тюмени, был награжден орденом Отечественной войны I степени, медалями «Партизану Отечественной войны I степени» и «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. Фронт требовал увеличения поставок дельта-древесины для производства новой техники. Заводоуковский — ныне г. Заводоуковск Тюменской области , в отдел аэродромного строительства ВВС Приволжского военного округа. Кроме авиационной фанеры комбинат производил лыжные установки ЛМ для артиллерийских систем, лыжи для лыжных батальонов, пароконные повозки, корпуса для фугасных мин, спички, однотонные резервуары для воды. Тюменский аккумуляторный завод Главного управления смежных производств автотракторной промышленности Наркомата среднего машиностроения СССР был организован на базе Подольского аккумуляторного завода, эвакуированного в Тюмень в 1941 году, как завод-дублер.
Первый выпуск продукции планировался в мае 1942 года, но благодаря усилиям рабочего коллектива сделано это было уже в январе 1942 года.
Трудом ковалась Победа
В настоящее время цель проекта – предоставить в открытом доступе полную информацию о боевых наградах за подвиги во время Великой Отечественной войны, имеющуюся в российских архивах. Честный и прямой, заслуженный ветеран Великой Отечественной войны, он и на трудовом посту проявил себя дисциплинированным, трудолюбивым и доб-росовестным работником. Трудовые подвиги в годы войны К 76-летию со Дня Победы в Великой Отечественной войне мы подготовили проект, включающий истории из личных дневников и воспоминаний уральских студентов, которые в годы войны оставались в тылу, учились и трудились на благо Родины. Во время Великой Отечественной войны трудовой подвиг совершали женщины и дети, работающие на заводах и в поле. В годы Великой отечественной войны советский народ совершил великий подвиг не только на поле битвы, но и в тылу. Беспримерный подвиг магнитогорцев в годы войны стал олицетворением героического труда всего советского тыла.
«Подвиг трудовой был равен нашей славе боевой»
Колов, Ф. Шекунов, Антипин, плотник судоремонта П. В дни Предмайского социалистического соревнования коллектив строителей добивается новых успехов в своей работе. Нет ни одной бригады, звена, рабочего, не включившихся в Предмайское соревнование. Пример боевой работы показывает бригада А. Барыкина, выполняющая дневной график на 120 и более процентов.
В этой бригаде отличаются комсомольцы Краснов Иван и Гилев Петр. Хорошо работают звенья строителей С. Антипина и С. Услышав по радио радостные вести о том, что передовые части Красной армии уже вплотную подошли к Берлину, коллектив стройучастка решил удвоить-утроить темпы работы, досрочно завершить производственную программу второго квартала.
Они снабжались по первой категории: от 800 грамм до 1-1,2 кг хлеба в день. Несмотря на колоссальные разрушения, сельское хозяйство и пищевая промышленность страны в экстремальных условиях длительной войны обеспечивали фронтовую армию необходимым количеством продуктов, а населению тыла давали минимум питания для поддержания работоспособности и выживания. На фабрике «Красный Октябрь» уже в августе 1941 г. Развернулось соревнование за звание фронтовых и гвардейских бригад, бравших обязательства выполнять по две-три нормы.
В октябре 1941 г. Самару, где развернулся выпуск шоколада для фронта. Вся продукция поступала в госпитали, больницы, воинские части. Московский ликеро-водочный завод ныне «Кристалл» перешел на выпуск боевой продукции. Средством защиты пехоты от танков стала бутылка с горючей желатинообразной смесью, названная германскими фашистами «коктейлем Молотова». Но готовили и водку для фронтовых нужд. О героизме нашего народа в тылу, на трудовом фронте в годы Великой Отечественной войны убедительно свидетельствуют будни коллектива фабрики им. В Москве производство фабрики приспосабливалось к нуждам фронта.
Коллектив полностью был переведен на казарменное положение, сохранявшееся в течение двух военных лет. Директор фабрики М. Беляева работала и жила в своем кабинете. Уже в сентябре 1941 г. В короткий срок освоили совершенно новую технологию. Цех стал давать до 30 тонн концентратов ежедневно. На фабрике был создан цех боеприпасов. Он выпускал пламягасители и флегматизаторы для артиллерийских и танковых орудий, запалы для гранат.
Заработал дрожжевой цех, рассчитанный на обеспечение населения пищевыми белковыми дрожжами. Бабаевцы, как и все москвичи, питались в то время на талоны, по карточной системе. И существенным подспорьем для них был бесплатный дрожжевой суп, не очень вкусный, но питательный. Постепенно для действующей армии был налажен выпуск конфет со спиртом, а для населения — сладкой воды с сахарином. С началом эвакуации предприятий из Москвы часть ценного оборудования и 22 специалиста были отправлены в Алма-Ату. В самом начале 1942 г. Несмотря на трудности, которые переживал наш народ, особенно в начальный период войны, не прекращалось строительство предприятий не только тяжелой промышленности, но и пищевой. На востоке страны и в Средней Азии в результате завершения ранее начатого, а также осуществления нового строительства было введено в эксплуатацию свыше 150 предприятий пищевой промышленности.
Из них 13 сахарных, 12 консервных, 26 спиртовых заводов, 12 хлебозаводов, 16 заводов маслобойно-жировой промышленности. Осуществление мер по перестройке в соответствии с условиями военной экономики сельского хозяйства и пищевой промышленности позволило обеспечить решающую роль государственного снабжения в обеспечении продовольствием населения городов. Особенно высокая доля государственных рыночных фондов была по хлебу и муке в переводе на хлеб — в 1942 и 1944 гг. Увеличивалась доля рыночных фондов мясных и молочных продуктов. Рост производства и соответственно государственных рыночных фондов позволил обеспечить повышение уровня и улучшение структуры питания городского населения в годы войны. Результаты эвакуации и её значение По опубликованным данным, в 1941-1942 годах на Восток были перемещены различными видами транспорта около 17 миллионов человек, более 2600 предприятий.
Советская интеллигенция, видные ученые также заявили о своей беззаветной преданности Родине и уверенности в победе над врагом. Герой Социалистического труда академик С. Чаплыгин, академики В. Вернадский, В. Хлопни, П. Маслов, Ф. Наштаянц заявили: «Мы защищаем священную землю страны Советов, ограждаем от варварского нашествия передовую науку, прогресс, свободу. Сегодня советские ученые идут плечом к плечу со всем народом…» [11]. Против фашистских варваров гневно выступали профессорско-преподавательский состав и студенты медицинского института им. Сталина в Симферополе. Высказывая мысли и чувства всего коллектива института, профессор Торгуев заявил: «…Каждый из нас готов по первому призыву партии и правительства вступить в ряды Красной Армии. Но и находясь на своем посту, мы сейчас будем работать особенно самоотверженно и организованно, как этого требует переживаемый нами исторический момент. Враг посмел нарушить спокойствие наших рубежей, и он понесет за это такое наказание, которое останется в веках, как яркое свидетельство несокрушимой мощи первого в мире социалистического государства. Наш народ уверен в Победе, и эту Победу мы завоюем» [3]. Эти слова оказались пророческими. В единый патриотический строй со всем советским народом встали с первых дней Великой Отечественной войны железнодорожники. Каждый из них самоотверженно трудился на своем посту. Один из лучших машинистов Витебского узла Белорусской железной дороги Колбек в ночь с 22 на 23 июня 1941 г. Паровозная бригада в составе машиниста Сорокина и его помощника Парых быстро и качественно формировала поезда. Высокие образцы стахановского труда по формированию поездов показал машинист Колосов и его помощник Карнакова. Все выступающие заявили, что они будут работать лучше и тем самым окажут помощь нашей доблестной Красной Армии. Свои слова смена сдержала! Отличились бригадиры Иващенко и Козлов, которые, работая по-стахановски, каждый поезд формировали скоростным методом. Не отставали и грузчики. Хлеб и Победа — неразрывное целое во все времена. Советские колхозники уже с первых дней Великой Отечественной войны заявили о своей преданности Отечеству. В принятой резолюции колхозниками колхоза «Новые Сурачи» на Витебщине говорилось: «В ответ на развязанную германскими фашистскими заправилами войну против страны Советов мы решили широко развернуть подготовку к уборочной компании и провести ее как никогда организованно. Ни одна фашистская гадина не будет топтать нашей священной земли. Наше дело правое — враг будет разбит» [2]. С высоким патриотическим подъемом на полях работали труженики колхоза им. Буденного Буденновского сельсовета Гомельской области. К середине июля 1941 г. Среди передовиков были 70-летний Григорий Кузьмич Гробок, который ежедневно скашивал от 0,5 до 0,55 гектаров, Герасим Григорьевич Федорович, ответственный за стогование сена. Колхозники, которые работали под руководством Федоровича, постоянно перевыполняли нормы выработки. Колхозники колхоза «Победа» Холмецкого сельсовета Гомельской области в середине июля 1941 г.
Эта цитата приведена в книге нашего земляка Петра Ефимовича Козлова «Сотворение победы»: «Мы слышали, товарищи, что с дореволюционной поры по первую пятилетку ваше предприятие выпускало пожарные машины с цилиндрическим насосом. Теперь надо, чтобы вместо цилиндра был ствол, а вместо поршня - снаряд. Есть у вас для этого и подходящие люди. К тому же до войны мы не случайно посылали вас знакомиться с заводами миномётного вооружения. Короче говоря, вам предстоит освоить производство ротных миномётов и мин. Образцы скоро поступят в Киров. Сроки самые жесткие». Великое переселение заводов Вскоре все заводы Кирова начали работать над выпуском изделий оборонной промышленности. Бесконечным потоком шли эшелоны с промышленным оборудованием и теплушки с рабочими, инженерами, членами их семей в Кировскую область. К нам перебазировались следующие заводы: паровозостроительный из Коломны, «Красный инструментальщик» из Ленинграда, им. Ленина, машиностроительный им. Январского восстания из Одессы, часть Ярославского шинного и Тульского оружейного, Владыкинский машиностроительный, Наркомата мясо-молочной промышленности, деревообрабатывающих станков им. Кагановича из Ворошиловграда, Московский металлургический завод «Серп и молот». Лепсе Валентина Подыниногина за станком. Советские и партийные органы области делали всё, чтобы заводы начинали работать, буквально сойдя с поезда. Это было непросто, так как не хватало помещений для размещения станков, но самое главное - не хватало жилья для семей рабочих К примеру, Коломенский паровозостроительный завод приютили на производстве МСЗ им. Но с заводом, только представьте, прибыло 15 тысяч рабочих и их семей. Это два маленьких города. Многим кировчанам пришлось потесниться и переехать в районы области, чтобы в их квартирах могли расположиться рабочие. Кстати, на «машинке» расположился ещё и одесский завод им.