Новости Газета Известия. Здесь проживает 53,15 % татар и около 36 % всех татар, живущих в России. Уже есть несколько оценок того, сколько татар потеряли при переписи населения 2021 года.
Татары в России и за рубежом
Совершенно очевидно, что именно татары оказали огромное влияние на ход развития Евразии. Им удалось создать самобытную цивилизацию, которая воздействовала на самые разные культуры. В истории татарского народа были как взлеты, так и падения. Периоды мира сменялись жестоким временем кровопролития. Предки современных татар приняли участие в создании сразу нескольких сильных государств. Несмотря на все превратности судьбы, им удалось сохранять как свой народ, так и самобытность.
Этнические группы Благодаря трудам антропологов стало известно, что предками татар были не только представители монголоидной расы, но и европейцы. Именно этот фактор обусловил разнообразие во внешности. Более того, самих татар принято разделять на группы: крымские, уральские, поволжско-сибирские, южно-камские. Поволжско-сибирские татары, черты лица которых имеют наибольшие признаки монголоидной расы, отличаются следующими признаками: темные волосы, ярко выраженные скулы, карие глаза, широкий нос, складка над верхним веком. Представители этого типа немногочисленны.
Лицо поволжских татар продолговатое, скулы не слишком выражены. Глаза большие и серые или карие. Нос с горбинкой, восточного типа. Телосложение правильное. Вообще мужчины этой группы достаточно рослые и выносливые.
Кожа у них не смуглая. Такова внешность татар с Поволжья. Казанские татары: внешность и обычаи Облик казанских татар описывается так: крепко сложенный сильный мужчина. От монголов заметен широкий овал лица и несколько суженный разрез глаз. Шея короткая и крепкая.
Мужчины редко носят густую бороду. Подобные особенности объясняются слиянием татарской крови с разными финскими народностями. Брачный обряд не похож на религиозное действо. От религиозности — лишь чтение первой главы Корана да особая молитва. После брака молодая девушка не сразу переселяется в дом своего супруга: еще год она будет жить в своей семье.
Любопытно, что её новоиспеченный муж приходит к ней как гость. Татарские девушки готовы ждать своего возлюбленного. Лишь немногие имеют двух жен. И в тех случаях, когда это происходит, есть свои причины: например, когда первая уже состарилась, а вторая — более молодая — теперь ведёт домашнее хозяйство. Наиболее часто встречаются татары европейского типа — обладатели русых волос и светлых глаз.
Нос узкий, орлиный или с горбинкой. Рост невысокий — у женщин около 165 см. Особенности В характере мужчины-татарина были замечены некоторые особенности: трудолюбие, чистоплотность и гостеприимство граничат с упрямством, самолюбием и равнодушием. Уважение к старшим — вот что особенно отличает татар. Было отмечено, что представители этого народа склонны руководствоваться разумом, подстраиваются под ситуацию, законопослушны.
Вообще синтез всех этих качеств, особенно трудолюбия и упорства, делает мужчину-татарина очень целеустремлённым. Такие люди способны добиваться успеха в карьере. Работу доводят до конца, имеют привычку добиваться своего. Чистокровный татарин стремится получать новые знания, проявляя завидную усидчивость и ответственность. У крымских татар отмечается особое равнодушие и спокойствие в стрессовых ситуациях.
Татары весьма любопытны и разговорчивы, а вот во время работы упорно молчат, видимо, чтобы не потерять концентрацию. Одна из характерных черт — чувство собственного достоинства. Проявляется в том, что татарин считает себя особенным. Как следствие наблюдается некое высокомерие и даже надменность. Чистоплотность выделяет татар.
В своих жилищах они не терпят беспорядка и грязи. Причем это не зависит от финансовых возможностей — как богатый, так и бедный татарин ревностно следит за чистотой. Мой дом — твой дом Татары — народ очень гостеприимный. Готовы принимать у себя человека, независимо от его статуса, веры или национальной принадлежности. Даже при скромном достатке они проявляют радушное гостеприимство, готовые разделить с гостем скромный обед.
Огромной любознательностью выделяются татарские женщины. Их привлекает красивая одежда, они с интересом наблюдают за людьми других национальностей, следят за модой. Татарки весьма привязаны к своему дому, посвящают себя воспитанию детей. Татарские женщины Какое же удивительно создание — татарская женщина! В её сердце заложена безмерная, глубочайшая любовь к своим близким, к детям.
Её предназначение — нести мир людям, служить образцом миролюбия и нравственности. Женщину-татарку отличают чувство гармонии и особая музыкальность. Она излучает некую одухотворенность и благородство души. Внутренний мир татарки полон богатств! Татарские девушки с юных лет нацелены на крепкий, долговечный брак.
Ведь они хотят любить мужа и воспитывать будущих детей за прочными стенами надежности и доверия. Недаром гласит татарская поговорка: «Женщина без мужа, что конь без узды! Хотя остроумные татарки дополняют — на любой закон, однако, найдется и своя поправка! И всё же это преданные женщины, которые свято чтят традиции и обычаи. Однако не надейтесь увидеть татарку в черной парандже — это стильная дама, которой свойственно чувство собственного достоинства.
Внешность татар весьма ухоженная. У модниц в гардеробе можно наблюдать стилизованные вещи, которые подчеркивают её национальную принадлежность. Вот, к примеру, есть обувь, которая имитирует читек — национальные кожаные сапожки, которые надевают татарские девушки. Еще один пример — аппликации, где узоры передают потрясающую красоту земной флоры. А что к столу?
В 2010 году в пункте «Владение языками народов Российской Федерации» указано, что татарским языком владеют 4 280 718 человек. В 2020 году введены два подпункта — владение и применение языка в повседневной жизни. Как гласят цифры, татарским языком владеют 3 261 155 человек, в повседневной жизни его используют 2 917 685 человек. В 2010 году татарами себя указали 5 310 649 человек, к 2020 году эта цифра уменьшилась на 596 тысяч — во время прошедшей переписи татарами себя назвали 4 713 669 человек. При этом 4 073 253 человека родным языком считают татарский. Соответственно, 640 416 татар татарский язык не считают своим родным языком. Перепись также показала, что более 800 тысяч 812 098 человек, владеющих татарским языком, не применяют его в повседневной жизни. Здесь также надо учитывать, что татарским владеют также и представители других национальностей. Таким образом, по результатам переписи 2020 года 69,18 процента татар владеют татарским языком, 61,89 процента используют его в повседневной жизни. Из указавших свою национальность как «татары» татарский язык родным считают 86,41 процента.
Во время переписи 2010 года 80,6 процента татар заявляли о своем владении татарским языком. Таким образом, число татар, владеющих татарским языком, сократилось на 11,42 процента. Число лиц, считающих татарский язык своим родным языком, увеличилось на 5,81 процента. Сокращение числа владеющих родным языком наблюдается и у других народов, в том числе у чеченцев, которые в плане общей численности показали рост. Башкиры: из 1 571 879 человек, указавших свою национальность как «башкир», башкирским языком владеют 1 086 423 человек. Этот же показатель у других народов выглядит так: мари: 423 803 — 258 722; мордва: 484 450 — 220 090; чуваши: 1 067 139 — 700 222; удмурты: 386 465 — 255 877; чеченцы: 1 674 854 — 1 493 748; саха якуты : 478 409 — 377 722; тыва: 295 384 — 252 953. Русские и русский язык Число лиц, указавших свою национальность как «русский», сократилось на 5 437 717 человек в 2010 году в России проживало 111 016 896 русских, в 2020-м — 105 579 179. Одновременно сокращается число владеющих русским языком: 137 494 893 человека в 2010-м и 134 319 233 человека — к 2020 году. Татары обладают высоким уровнем образования По результатам опроса, проведенного в рамках переписи населения 2020 года, татары отличаются среди других народов более высокими показателями по уровню образования. Образование учитывалось в отношении населения старше 6 лет.
Среди татар в эту категорию входят 4 434 552 человека, из них 95,95 процента указали свое образование.
Так, например, началом российской истории считают не археологические культуры дославянского периода и даже не племенные союзы переселившихся в 3-4 веках восточных славян , а Киевскую Русь, сложившуюся к 8 веку. Немалую роль в становлении культуры почему-то уделяют распространению официальному принятию монотеистической религии, что произошло в Киевской Руси в 988 г.
Вероятно, в первую очередь из таких предпосылок произошла булгаро-татарская теория. Булгаро-татарская теория основывается на положении, что этнической основой татарского народа являлся булгарский этнос, сложившийся в Среднем Поволжье и Приуралье с VIII в. Наиболее важные положения этой концепции формулируются следующим образом.
Основные этнокультурные традиции и особенности современного татарского булгаро-татарского народа сформировались в период Волжской Булгарии X-XIII вв. Княжества султанаты волжских булгар, находясь в составе Улуса Джучи Золотой Орды , пользовались значительной политической и культурной автономией, а влияние ордынской этнополитической системы власти и культуры в частности, литературы, искусства и архитектуры носило характер чисто внешнего воздействия, не оказавшего заметного влияния на булгарское общество. Важнейшим следствием господства Улуса Джучи стал распад единого государства Волжской Булгарии на ряд владений, а единой булгарской народности - на две этнотерриториальные группы «булгаро-буртасы» улуса Мухша и «булгары» волго-камских булгарских княжеств.
В период Казанского ханства булгарский «булгаро-казанский» этнос упрочил ранние домонгольские этнокультурные особенности, которые продолжали традиционно сохраняться включая и самоназвание «булгары» вплоть до 1920-х гг. Остановимся несколько подробнее. Во-первых, миграция племен из предгорий Северного Кавказа после распада государства Великая Булгария.
Почему в настоящее время болгары — булгары, ассимилированные славянами, стали славянской народностью, а булгары волжские — тюркоязычная народность, поглотившая жившее до них в этой местности население? Возможно ли, что пришлых булгар было намного больше, чем местных племен? В этом случае постулат о том, что тюркоязычные племена проникли на эту территорию задолго до появления здесь булгар — во времена киммерийцев, скифов, сарматов, гуннов, хазар, выглядит гораздо логичнее.
История Волжской Булгарии начинается не с того, что пришлые племена основали государство, а с объединения дверних городов — столиц племенных союзов — Булгара, Биляра и Сувара. Традиции государственности тоже не обязательно исходили от пришлых племен, так как местные племена соседствовали с мощными древними государствами — например, Скифским царством. Кроме того, положение о том, что булгары ассимилировали местные племена противоречит положению о том, что сами булгары не были ассимилированы татаро-монголами.
В итоге, булгаро-татарская теория разбивается о то, что чувашский язык гораздо ближе древнебулгарскому, чем татарский. А татары сегодня говорят на тюрко-кипчакском наречии. Однако не лишена теория и достоинств.
Например, антропологический тип казанских татар, особенно мужчин, роднит их с народами Северного Кавказа и указывает на происхождение черт лица — нос с горбинкой, европеоидный тип — именно в гористой местности, а не в степной. До начала 90-х годов XX века булгаро-татарская теория этногенеза татарского народа активно разрабатывалась целой плеядой ученых, среди которых А. Смирнов, , Н.
Калинин, Л. Заляй, Г. Юсупов, Т.
Трофимова, , М. Закиев, А. Каримуллин, С.
Теория татаро-монгольского происхождения татарского народа, основывается на факте переселения в Европу кочевых татаро-монгольских центральноазиатских этнических групп, которые, смешавшись с кыпчаками и приняв в период Улуса Джучи Золотой Орды ислам, создали основу культуры современных татар. Истоки возникновения теории татаро-монгольского происхождения татар следует искать в средневековых летописях, а также в народных легендах и эпосах. О величии основанных монгольскими и золотоордынскими ханами держав, говорится в сказаниях о Чингис-Хане, Аксак-Тимуре, эпосе об Идегее.
Сторонники этой теории отрицают, либо приуменьшают значение Волжской Булгарии и её культуры в истории казанских татар, считая, что Булгария была слаборазвитым государством, без городской культуры и с поверхностно исламизированным населением. В период Улуса Джучи местное булгарское население было частично истреблено или, сохранив язычество, сдвинулось на окраины, а основная часть подверглась ассимиляции со стороны пришлых мусульманских групп, принесших городскую культуру и язык кипчакского типа. Здесь опять же следует отметить, что по мнению многих историков кипчаки были непримиримыми врагами с татаро-монголами.
Что оба похода татаро-монгольских войск — под руководством Субедея и Бату — была нацелена на разгром и уничтожение кипчакских племен. Иными словами, кипчакские племена в период татаро-монгольского нашествия были истреблены или вытеснены на окраины. В первом случае, истребляемые кипчаки в принципе не могли стать причиной формирования народности в пределах Волжской Булгарии, во втором случае, теорию нелогично называть татаро-монгольской, поскольку кипчаки не относились к татаро-монголам и были совершенно иным племенем, хоть и тюркоязычным.
Татаро-монгольской теорию можно назвать, если учесть, что Волжская Булгария была покорена, а затем населена именно татарскими и монгольскими племенами, пришедшими из империи Чингис-хана. Надо также отметить, что татаро-монголы в период завоеваний были преимущественно язычниками, а не мусульманами, чем обычно объясняется терпимость татаро-монгол к другим религиям. Поэтому, скорее, булгарское население, узнавшее об исламе в X веке способствовало исламизации Улуса Джучи, а не наоборот.
Археологические данные дополняют фактическую сторону вопроса: на территории Татарстана имеются свидетельства о присутствии кочевых кипчакских или татаро-монгольских племен, но расселение таковых наблюдается в южной части района Татарии. Нельзя однако отрицать, что Казанское ханство, возникшее на обломках Золотой Орды, венчало становление этнической группы татар. Это крепкое и уже однозначно исламское, что имело для средневековья большое значение , государство способствовало развитию, а в период нахождения под властью России сохранению татарской культуры.
Есть аргумент и в пользу родства казанских татар с кипчаками — языковое наречие относится лингвистами к тюрко-кипчакской группе. Другой аргумент — название и самоназвание народа — «татары». Предположительно от китайского «да-дань», как китайские историки называли часть монгольских или соседствовавших с монголами племен на севере Китая Татаро-монгольская теория возникла в начале XX в.
Ашмарин, В. Смолин и активно развивалась в трудах татарских З. Валиди, Р.
Рахмати, М. Ахметзянов, в последнее время Р. Фахрутдинов , чувашских В.
Каховский, В. Димитриев, Н. Егоров, М.
Федотов и башкирских Н. Мажитов историков, археологов и лингвистов. Глава 2.
Тюрко-татарская теория этногенеза татар и ряд альтернативных точек зрения Тюрко-татарская теория происхождения татарского этноса подчеркивает тюрко-татарские истоки современных татар, отмечает важную роль в их этногенезе этнополитической традиции Тюркского каганата, Великой Болгарии и Хазарского каганата, Волжской Булгарии, кыпчакско-кимакских и татаро-монгольских этнических групп степей Евразии. Тюрко-татарская концепция происхождения татар развивается в работах Г. Губайдуллина, А.
Курата, Н. Баскакова, Ш. Мухамедьярова, Р.
Кузеева, М. Усманова, Р. Фахрутдинова, А.
Мухамадиева, Н. Давлета, Д. Исхакова, Ю.
Шамильоглу и др. Сторонники данной теории считают, что она наилучшим образом отражает довольно сложную внутреннюю структуру татарского этноса характерную, впрочем, для всех крупных этносов , соединяет в себе лучшие достижения других теорий. Кроме того, встречается мнение, что одним из первых на сложный характер этногенеза, не сводимый к одному предку, указал в.
После того, как в конце потерял актуальность негласный запрет на публикацию работ, выходящих за рамки решений сессии АН СССР 1946 года, а также перестали использоваться обвинения в «немарксизме» многокомпонентного подхода к этногенезу, данная теория была пополнена множеством отечественных публикаций. Сторонники теории выделяют несколько этапов формирования этноса. Этап образования основных этнических компонентов.
Отмечается важная роль Волжской Булгарии, и государственных объединений в этногенезе татарского народа. На данном этапе произошло образование основных компонентов, объединившихся на следующем этапе. Велика роль Волжской Булгарии, заложившей традицию, городскую культуру и письменность на основе арабской графики после Х века , сменившая наиболее древнюю письменность -.
На этом этапе булгары привязывали себя к территории — к земле, на которой селились. Территория расселения была главным критерием отождествления человека с народом. В это время произошла консолидация компонентов, сложившихся на первом этапе, в едином государстве - Улусе Джучи Золотой Орде ; средневековые татары на основе традиций объединённых в одном государстве народов не только создали свое государство, но и выработали свою этнополитическую идеологию, культуру и символы своей общности.
Всё это привело к этнокультурной консолидации золотоордынской аристократии, военно-служилых сословий, мусульманского духовенства и формированию в XIV веке татарской этнополитической общности. Этап характеризуется тем, что в на основе огузо-кыпчакского языка происходило утверждение норм литературного языка литературный старотатарский язык. Этап завершился с распадом Золотой Орды XV в.
В образовавшихся , началось формирование новых этнических общностей, имевших локальные самоназвания: астраханские, казанские, касимовские, крымские, сибирские, темниковские татары и др. В этот период о сложившейся культурной общности татар может свидетельствовать то, что пока ещё существовала центральная орда Большая Орда, Ногайская Орда большинство наместников на окраинах стремились занять этот главный трон, или имели с центральной ордой тесные связи. После присоединения Поволжья, Приуралья и Сибири к Русскому государству, усилились процессы миграции татар так известны массовые переселения с Оки на Закамскую и Самаро-Оренбургскую линии, с Кубани в Астраханскую и Оренбургскую губернии и взаимодействия между различными его этнотерриториальными группами, способствовавшее их языковому и культурному сближению.
Этому способствовало наличие единого литературного языка, общего культурного и религиозно-образовательного поля. Объединяющим в определённой степени являлось и отношение Русского государства и русского населения, не различавших этногруппы. Отмечается общеконфессиональное самосознание - «мусульман».
Часть локальных этногрупп, вошедших в это время в другие государства в первую очередь далее развивались самостоятельно. Как раз тот самый период, о котором упомянуто во введении к данной работе. На первом этапе во благо сыграли попытки различных правителей провести христианизации.
Политика христианизации вместо реального перевода населения Казанской губернии из одной конфессии в другую своей непродуманностью способствовала цементированию ислама в сознании местного населения. На втором этапе, после реформ 1860-х годов началось развитие буржуазных отношений, которые способствовали бурному развитию культуры. В свою очередь её составляющие система образования, литературный язык , книгоиздание и периодическая печать завершили утверждение в самосознании всех основных этнотерриториальных и этносословных групп татар представления о принадлежности к единой татарской нации.
Именно этому этапу татарский народ обязан появлением Истории Татарстана. За указанный промежуток времени татарская культура успела не только восстановиться, но и достигла определенного прогресса. Со второй половины XIX в.
На консолидацию татарской нации оказало сильное воздействие высокая миграционная активность татар из Волго-Уральского региона. Третий этап с 1905 до конца 1920 гг. Первым проявлением были требования , высказанные во время революции 1905-1907 гг.
После переписи 1926 года исчезают остатки этносословного самоопределения, то есть исчезает социальная прослойка «татарская знать». Отметим, что тюрко-татарская теория — самая обширная и структурированная из рассмотренных теорий. Она действительно охватывает множество аспектов складывания этноса в целом и татарского этноса в частности.
Кроме основных теорий этногенеза татар, существуют ещё альтернативные. Одна из самых интересных - чувашская теория происхождения казанских татар. Большинство историков и этнографов так же, как и авторы рассмотренных выше теорий, ищут предков казанских татар не там, где этот народ проживает в настоящее время, а где-то далеко за пределами территории нынешнего Татарстана.
Точно также возникновение их и оформление, как самобытной народности, относят не к той исторической эпохе, когда это имело место, а к более древним временам. В действительности же есть полное основание считать, что колыбелью казанских татар является их настоящая родина, то есть область Татарской Республики на левобережье Волги между рекой Казанкой и рекой Камой. Есть убедительные доводы в пользу также того, что казанские татары возникли, оформились как самобытная народность и размножились за исторический период, продолжительность которого охватывает эпоху от основания Казанского татарского царства ханом Золотой Орды Улу-Магометом в 1437 г.
Причем предками их были не пришлые «татары», а местные народности: чуваши они же волжские булгары , удмурты, марийцы, и возможно также не сохранившиеся до настоящего времени, но обитавшие в тех краях, представители и других племен, включая говоривших на языке, близком к языку казанских татар. Все эти народности и племена видимо обитали в тех лесистых краях с незапамятных исторических времен, а частично возможно также переселились из Закамья, после нашествия татаро-монгол и разгрома Волжской Булгарии. По характеру и уровню культуры, а также образу жизни, эта разноплеменная народная масса, до возникновения Казанского ханства во всяком случае, мало отличалась друг от друга.
Точно также и религии у них были схожие и состояли в почитании различных духов и священных рощь — киреметий — мест молений с жертвоприношениями. В этом убеждает то обстоятельство, что вплоть до революции 1917 г. Кукмор, селение удмуртов и марийцев, которых не коснулось ни христианство, ни мусульманство, где до последнего времени люди жили по древним обычаям своего племени.
Суринское и д. Тябердино, где часть жителей еще до Революции 1917 г. Да и принявшие христианство чуваши, марийцы, удмурты и кряшены числились в ней только формально, а продолжали жить по древней старине до последнего времени.
Попутно отметим, что существование почти в наше время «некрещеных» кряшенов ставит под сомнение очень распространенную точку зрения, что кряшены возникли в результате насильственной христианизации татар мусульман. Приведенные выше соображения позволяют сделать предположение, что в Булгарском государстве, Золотой Орде и в значительной степени Казанском ханстве мусульманство было религией правящих классов и привилегированных сословий, а простой народ, или большая часть его: чуваши, марийцы, удмурты и пр. Теперь посмотрим, как при тех исторических условиях могла возникнуть и размножиться народность казанских татар, какими мы их знаем в конце XIX и начале XX веков.
В середине ХV в. Он покорил и подчинил себе местное чувашское племя и создал феодально-крепостническое Казанское ханство, в котором привилегированным сословием были победители, мусульмане-татары, а крепостным простонародием - покоренные чуваши. В последнем издании Большой Советской Энциклопедии более подробно о внутреннем устройстве государства в окончательно оформившемся периоде его читаем следующее: «Казанское ханство, феодальное государство в Среднем Поволжии 1438-1552 г.
Основателем династии Казанских ханов был Улу-Мухаммед. Верхушку феодальной знати составляли карачи, представители четырех знатнейших родов. Далее шли султаны, эмиры, ниже их - мурзы, уланы и воины.
Большую роль играло мусульманское духовенство, владевшее обширными вакуфными землями. Основная масса, населения состояла из «черных людей»: свободных крестьян, плативших ясак и другие подати государству, феодально-зависимых крестьян, крепостных из военнопленных и рабов. Татарские дворяне эмиры, беки, мурзы и пр.
Добровольно или же преследуя цели, связанные с какой-то выгодой, но со временем простой народ начал перенимать от привилегированного сословия его религию, что было связано с отказом от своей национальной самобытности и с полным изменением быта и образа жизни, согласно требования новой «татарской» веры — ислама. Этот переход чуваш в магометанство было началом формирования народности казанских татар. Возникшее на Волге новое государство просуществовало всего только около ста лет, в течение которых почти не прекращались набеги на окраины Московского государства.
Во внутренней государственной жизни происходили частые дворцовые перевороты и на ханском троне оказывались ставленники: то Турции Крым , то Москвы, то Ногайской Орды и т. Процесс формирования казанских татар упомянутым выше путем из чувашского, а отчасти и из других, народностей Поволжья происходил в течение всего периода существования Казанского ханства, не прекратился после присоединения Казани к Московскому государству и продолжался до начала ХХ в. Казанские татары росли в числе не столько в результате естественного прироста, сколько в результате отатаривания других народностей края.
Приведем еще один довольно интересный довод в пользу чувашского происхождения казанских татар. Оказывается луговые мари и теперь называют татар «суас». Луговые мари испокон веков близко соседствовали с той частью чувашского народа, которая обитала на левом берегу Волги и отатарилась в первую очередь, так что в тех местах уже давно не осталось ни одного чувашского селения, хотя по историческим сведениям и писцовым записям Московского государства их там было много.
Марийцы не замечали, особенно в начале, каких либо изменений у соседей в результате появления у них еще одного бога — Аллаха и навсегда сохранили в своем языке для них былое название. А вот для далеких соседей — русских с самого начала образования Казанского царства не было никакого сомнения в том, что казанские татары это те же, оставившие о себе у русских печальную память, татаро-монголы. В течение всей сравнительно короткой истории этого «ханства» продолжались непрерывные набеги «татар» на окраины Московского государства, причем первый хан Улу-Магомет в этих набегах провел весь остаток жизни.
Эти набеги сопровождались опустошением края, грабежами мирного населения и угоном его «в полон», то есть происходило все в стиле татаро-монголов. Таким образом, чувашская теория тоже не лишена своих оснований, хотя и представляет нам этногенез татар в самом оригинальном виде. Заключение Как мы заключаем из рассмотренного материала, на данный момент даже самая развитая из имеющихся теорий — тюрко-татарская — не является идеальной.
Много вопросов она оставляет по одной простой причине: историческая наука Татарстана все ещё исключительно молода. Ещё не изучена масса исторических источников , ведутся активные раскопки на территории Татарии. Все это позволяет надеяться, что в ближайшие годы теории пополнятся фактами и приобретут новый ещё более объективный оттенок.
Рассмотренный материал также позволяет отметить, что все теории едины в одном: татарский народ имеет сложную историю происхождения и сложную этнокультурную структуру. В усиливающемся процессе мировой интеграции уже стремяться к созданию единого государства и общего культурного пространства европейские государства. Возможно, не избежать этого и Татарстану.
Тенденции последних свободных десятилетий свидетельствуют о попытках интеграции татарского народа в современный исламский мир. Но интеграция — это процесс добровольный, он позволяет сохранить самоназвание народа, язык, культурные достижения. Пока хоть один человек будет говорить, и читать по-татарски, татарская нация будет существовать.
Мишари расселены преимущественно на правобережье Волги: в Нижегородской, Ульяновской, Пензенской, Тамбовской, Саратовской областях. Отдельными селениями татары-мишари живут в левобережных частях Самарской и Саратовской областей, а также в Свердловской и Оренбургской областях. Несколько особняком стоят так называемые касимовские татары, живущие в Рязанской области. Ещё в 1445 году московский князь Василий пожаловал казанскому царевичу Касиму, рассорившемуся со своим папашей Улу-Мухаметом, Городец Мещёрский с округой с тем, чтобы тот со своим улусом поступил на вечную наследственную службу к московским князьям. С тех пор внутри России сформировалось Касимовское ханство, номинально просуществовавшее до 1681 года, а город Каасимов — бывший Городец Мещёрский — до сих пор является средоточием проживания касимовских татар. Современный Касимов Изолированно живут каринские нукратские и глазовские татары — потомки населения древней булгарской колонии на реке Чепце, притоке реки Вятки.
Самый же малонаселенный татарами регион это Ингушетия, где всего насчитывается 151 татарин. Более 200 тысяч татар живут в Казахстане. Они представлены во всех 15 областях страны и занимают шестое место по численности. Первоначально в казахскую степь устремлялись муллы, насаждавшие ислам среди местного населения, и этноним татар стал для казахов синонимом слова «мулла». Вслед за муллами в Казахстан ехали и простые татары, и в русских городах Казахстана стали формироваться татарские слободы. Район Татарка, сформированный из татарской слободы до сих пор существует в юго-восточной части Алма-Аты.
Татары — интересные обычаи, особенности быта
- "Реальных цифр никто не знает": татар в Иране, в Пакистане и Афганистане — шесть миллионов?
- Афганистан — вряд ли, Иран — да
- Краткая история татар
- Общая статистика о татарах
- Сколько татаров в россии - фотоподборка
Перепись-2021: меньше всего потеряли мишарские регионы, а в Москве татар около 150 тысяч
сколько в мире татар. В 1196 году Чингиз-хан разгромил татар, а в 1202 уничтожил всех татар, кто ростом был выше оси телеги, в наказание за их восстание. ТАТАРЫ (самоназвания – татар, татарлар), тюркоязычный народ, второй по численности народ России. В Узбекистане проживает почти 300 тысяч татар, такую цифру привел вице-премьер республики Сардор Умурзаков на встрече в Ташкенте с Рустамом Миннихановым. Массовая миграция татар началась после завоевания Русским государством татарских ханств, что было связано с резким усилением национального, социального и религиозного гнета. Численность татар в мире 2020.
Сколько татар в России и в мире
Сколько татар проживает в мире: вояж по зарубежным странам и регионам России #МыТатары |ТНВ | Видео | татары; 39,7% - русские; 3,1% - чуваши. |
Татары и башкиры в России - Перепись 2021 | По различным оценкам, количество татар в мире составляет от 5 до 10 миллионов человек. |
Сколько татар в Америке? | Всего в мире насчитывают порядка 12 млн. татар. |
Татары — красочный мир традиций и гостеприимства!
СКОЛЬКО ТАТАР ЖИВЕТ ЗА РУБЕЖОМ? УГАДЫВАЕТ ЧИСЛЕННОСТЬ ТАТАРСКИХ ДИАСПОР / ТАТАРЫ МИРА | САМОВАР#8 | Рекордсменами по количеству татарского населения, кроме этнически и культурно родственной татарам Башкирии, являются Тюменская, Челябинская, Ульяновская области. |
Татары. Этноним, мигрирующий больше этноса | Пикабу | Общая численность татар в мире составляет семь миллионов человек, из них на территории Российской Федерации проживает 5,5 миллионов. |
Перепись-2020: татар и русских в России за десять лет стало меньше | скорей всего слово татарин обозначало(служивый человек то есть на службе скорей всего военной) как и слово царь обозначало что то похожее на о царевичей пришло служить в московию к великому князю. |
Республика Татарстан | Историк Дамир Исхаков рассказывает о реальном количестве татар в России и в жите канал ТАТПОЛИТ: 4817760221571262 (сбербанк)мы в соцсетях:https. |
Итоги переписи населения: куда исчезают татары и украинцы | Другие новости. Вышла в свет книга Г.П. Чиняковой «Драгоценный бисер Христов. |
Татар стало меньше
- Общая статистика о татарах
- Национальное бедствие: кто виноват в потере 600 тысяч татар и что делать?
- Национальное бедствие: кто виноват в потере 600 тысяч татар и что делать?
- Общая численность татар в России
- Численность татар в России увеличилась до 5,5 млн человек
- Описание татар: немного истории
Сколько в мире татар. Кто такие татары
Татары в России Количество татар в России и в мире В Российской Федерации проживает самая многочисленная группа татар. Количество татар в России составляет больше 3 % от всего населения. Татарский этнограф Дамир Исхаков считает, что сокращение татарского населения вызвано низкой рождаемостью, а также тем, что в соседней республике многих татар переписали как башкир. За десять лет численность татарского населения РФ уменьшилась на 596 980 человек, пишет портал «Миллиард. Тата́ры — тюркский народ России и постсоветских стран, крупнейшее национальное меньшинство, ареал: Европейская часть России, в основном Поволжье и Приуралье. Что касается иранских татар, то это, действительно, татары, которые в XVII—XVIII веке выехали от христианизации из Поволжья и поселились в районе современного Мешхеда, составив несколько горных аулов.
СКОЛЬКО ТАТАР ЖИВЕТ ЗА РУБЕЖОМ? УГАДЫВАЕТ ЧИСЛЕННОСТЬ ТАТАРСКИХ ДИАСПОР / ТАТАРЫ МИРА | САМОВАР#8
скорей всего слово татарин обозначало(служивый человек то есть на службе скорей всего военной) как и слово царь обозначало что то похожее на о царевичей пришло служить в московию к великому князю. Угадывает численность татарских диаспор / Татары Мира | самовар#8. Угадывает численность татарских диаспор / Татары Мира | самовар#8. Количество людей, говорящих на татарском языке, в мире составляет примерно 7 миллионов человек, заявил директор Института филологии и межкультурной коммуникации Казанского федерального университета (КФУ) Радиф Замалетдинов 15 января в интервью ИА.
Перепись-2020: татар и русских в России за десять лет стало меньше
Издание «Миллиард. Татар» назвало топ-10 татар 2023 года - Новости | По экспертным оценкам Всемирного конгресса татар, численность татар в России насчитывает не менее 5-5,5 млн человек», – отметил Данис Шакиров. |
Исследование: россияне стали больше читать на татарском языке | Более того, те крымские татары, которые до сталинского выселения в 1944 году тоже назывались «таты» (жители крымских гор), носили это имя неспроста. |
Сколько в мире татар. Татары | Тата́ры — тюркский народ России и постсоветских стран, крупнейшее национальное меньшинство, ареал: Европейская часть России, в основном Поволжье и Приуралье. |
Татарстанда танылган блогер тоткарланган | Литовские татары являются потомками крымских татар, но они не сохранили своего языка и лишь но некоторым особенностям быта отличаются от литовцев. |
"Реальных цифр никто не знает": татар в Иране, в Пакистане и Афганистане — шесть миллионов?
Самой быстрорастущей категорией стали сетевые площадки периодических изданий, выходящих на татарском языке. Сколько татар в мире, их численность и где они живут? Всего в мире насчитывается порядка шести миллионов восьми ста тысяч татар. Всего в мире насчитывают порядка 12 млн. татар.
Сколько в мире татар.
После разгрома в 1236 году Волжской Булгарии, и ряда восстаний восстание Баяна и Джику, восстание Бачмана , Волжская Болгария была окончательно захвачена монголами. Болгарское население вытеснялось на север современный Татарстан , замещалось и частично ассимилировалось. Татары Среднего Поволжья и Приуралья, наиболее многочисленные и имевшие более развитую экономику и культуру, к концу XIX века сложились в буржуазную нацию. Основная масса татар занималась земледелием, в хозяйстве астраханских татар главную роль играли скотоводство и рыболовство.
Соответственно, численность русского населения в Башкортостане выросла с 1 432 906 человек до 1 509 246. В то же время идет убыль среди представителей других национальностей в РБ: мари: 103 658 — 84 988; удмурты: 21 477 — 17 149; мордва: 20 300 — 10 970; чуваши: 107 450 — 79 950; украинцы: 39 875 — 17 149; кряшены: 3801 — 3641. В Татарстане численность татар выросла, но сократилась в процентном соотношении За десять лет в Татарстане татар прибавилось — рост в 78 604 человека. В 2010 году татарами себя указали 2 012 571 человек, в 2020 году перепись прошла в 2021-м — 2 091 175 человек. В процентном соотношении татар стало меньше на примерно 1 процент. Если в 2010 году татары в республике составляли 53,15 процента жителей, то по результатам прошедшей в 2021 году переписи — 52,21 процента. К 2010 году численность населения в Татарстане составила 3 785 488 человек, за десять лет она выросла на 218 312 человек.
Жителей русской национальности в Татарстане стало больше на 73 435 человек с 1 501 369 человек в 2010 году до 1 574 804 в 2020-м. Численность представителей коренных народов Поволжья, проживающих в Татарстане, тоже сокращается. Цифры переписей 2010 и 2020 годов: чуваши 116 212 — 90 474 , мари 18 848 — 15 666 , удмурты 23 454 — 21 327 , мордва 19 156 — 12 065 , кряшены 29 962 — 25 189 , башкиры 13 726 — 11 029. Одновременно наблюдается рост численности представителей народов Средней Азии: узбеки 8881 — 14 970 , таджики 5859 — 12 541 , киргизы 1156 — 2406. Представителей одного из самых многочисленных народов России — чеченцев в Татарстане стало меньше — 420 в 2010 году и 387 в 2020-м. Сокращается число владеющих татарским языком В период между двумя переписями число лиц, владеющих татарским языком, сократилось более чем на 1 миллион человек 1 019 563. Такие данные приводятся на сайте Росстата. В 2010 году в пункте «Владение языками народов Российской Федерации» указано, что татарским языком владеют 4 280 718 человек. В 2020 году введены два подпункта — владение и применение языка в повседневной жизни. Как гласят цифры, татарским языком владеют 3 261 155 человек, в повседневной жизни его используют 2 917 685 человек.
В 2010 году татарами себя указали 5 310 649 человек, к 2020 году эта цифра уменьшилась на 596 тысяч — во время прошедшей переписи татарами себя назвали 4 713 669 человек. При этом 4 073 253 человека родным языком считают татарский. Соответственно, 640 416 татар татарский язык не считают своим родным языком. Перепись также показала, что более 800 тысяч 812 098 человек, владеющих татарским языком, не применяют его в повседневной жизни.
По данным переписи населения 2021 года, из первой десятки численность по сравнению с 2010 годом сократили семь народов. Татарский этнограф Дамир Исхаков считает , что сокращение татарского населения вызвано низкой рождаемостью, а также тем, что в соседней республике многих татар переписали как башкир. В Татарстане местные власти говорят , что такие итоги переписи в том числе из-за того, что она проводилась в пандемию коронавируса. Комментирует глава Евразийского аналитического клуба Никита Мендкович: Никита Мендкович глава Евразийского аналитического клуба «Я замечу, что численность русских, по последним данным, тоже сократилась более чем на миллион человек, но не факт, что это именно объективные сведения. Что касается заявления представителей Афганистана, мне представляется, что здесь достаточно простой политический расчет. Небольшая татарская община этой страны пытается привлечь внимание своих российских соотечественников, потому что Афганистан находится в бедственном состоянии, там очень плохо с источниками доходов, продовольствия, топлива, и, соответственно, эти люди пытаются привлечь внимание российских татар, которые многие даже не догадываются о том, что представители их национальности есть в Афганистане. Здесь совершенно очевидный расчет, что это обращение получит какой-то резонанс в прессе, привлечет внимание каких-то национальных организаций и это позволит аккумулировать помощь афганским татарам». Ранее итоги переписи населения раскритиковал глава Госсовета Татарстана Фарид Мухаметшин. Он заявил, что «она прошла безответственно». При этом отметил, что о ее результатах переживает даже глава республики Рустам Минниханов.
Татарам кажется, что все мазаны одним миром, — объясняет свою позицию Исхаков. Этнограф также добавил, кроме всего вышеперечисленного, власти Татарстана плохо поработали в соседней Башкирии. Исхаков подчеркивает, что эта проблема была и во время прошлой переписи 2010 года. Татары в Башкирии, конечно, не сильно в этот раз пострадали, но в реальности еще в 2010 году часть татар были записаны башкирами и они не были переписаны обратно. Я считаю, что это примерно 200 тысяч человек. Я согласен, что в последней переписи не было учтено около 500 тысяч татар. Я бы еще добавил в эту цифру тех татар, которые остались в составе башкир. Если эти цифры сложить, то и получится, что часть татар исключены из татарской нации, — уверен Дамир Исхаков. Ученый также положительно оценил и работу Всемирного конгресса татар ВКТ во время переписи населения. Исхаков сказал, что конгресс сделал достаточно много, чтобы поддержать татарский дух и подготовить народ к переписи. Но вот решить вопросы татар в Башкирии они так и не смогли. Местная власть старалась не пускать к себе представителей конгресса, и не только их, да и вообще татар в целом не пускали.
Исследование: россияне стали больше читать на татарском языке
Численность татар в мире определяется около 8 млн. Количество татар в России по переписи 2002 г. составляет 5 млн 554,6 тыс. человек (3,83 % населения РФ). Статья Сколько Татар в Мире Численность предоставляет информацию о численности этнической группы татар, распределенной по всему. Количество татар в мире оценивается в несколько десятков миллионов.
Татарстанцы выбирают город
- Татары — красочный мир традиций и гостеприимства!
- Новости партнеров
- Индус Тагиров предложил татарским организациям переписать всех татар в мире
- Татар в России стало меньше — Реальное время
Сколько татар проживает в мире: вояж по зарубежным странам и регионам России #МыТатары |ТНВ
Праздник имеет богатую историю. Начинается она в 921 году. В общем сабантуй- праздник труда и объединения народа. Семейные ценности татар Чем действительно богаты татары так это семейными ценностями. Создание семьи — первоочередная задача для каждого мусульманина.
Татары не являются исключением. Это своего рода обязанность перед собой и богом. К слову, межрелигиозные браки здесь не то, чтобы под запретом, однако если мужчина выберет себе в жены православную — это не будет хорошо. Мусульмане, в том числе и татары, знамениты своим уважительным отношением к старикам и женщинам.
Возвращаясь к созданию семьи. Обычно девушки-татарки обретают мужа до 17 лет. Вторая половинка по традиции должен быть более опытным и старше, года так на 3. Как только свадьба отыграна, жена в прямом смысле слова становится собственностью мужа.
Она находится на его попечении и выполняет все его прихоти. Покорность — вот так черта, которая характеризует татарских жен. После свадьбы жена переезжает к мужу. К детям у татар особое отношение.
В семьях принято заводить как можно больше потомства. Особенно мальчиков. Воспитание — особая страница. Здесь с детства пытаются привить любовь к родине и национальности.
Почитать традиции и свою веру — вот основные направления воспитания. Осиротевшие дети никогда не знали что такое детский дом. Здесь нет чужих детей. Если ребенок теряет мать, его воспитанием занимается тетя, дядя и так далее.
Почитание старших — вот с чего нужно брать пример. Татары в этом изысканы. Младшие беспрекословно обязаны слушать старших. Выполнять их просьбы и слушать советы.
Особенности национальной кухни татар Татары имениты не только своим отношением к старшим, но и изысканной национальной кухней и гостеприимством. Татары всегда рады гостю в доме. Принято отдавать все самое лучшее. Интересно, что татары могут и обидится, если предложенное ими блюдо не будет съедено.
Национальная кухня — разнообразна. Она знаменита своим нестандартным сочетанием продуктов.
Постарайтесь, пожалуйста, не обрусеть, ведь, у вас имеется республика. Казанцам надо укреплять своё самосознание, свой тюркский дух. По моим наблюдениям, казанцы быстро поддаются ассимиляции в среде русских. В казанско-русских семьях дети перенимают русский менталитет у нас на кавказе, в отличии от других народов.
Развлечения Цифра дня: За 10 лет татар в России стало меньше на почти 600 000 10 Января, Вторник Согласно результатам всероссийской переписи населения, в России проживает 4 713 669 татар. Это на 596 980 меньше, чем в 2010 году — тогда татарами себя указали 5 310 649 человек. В ходе переписи татар разделяли на субэтнические группы. Количество тех, кто указал свою национальность как «мишар», увеличилось лишь на одного человека и составило 787 человек.
Он назвал перепись фальсификацией со стороны российских чиновников. Дробят по субэтническимгруппам, отторгая от общей группы татар. Это имперский принцип — разделяй и властвуй. Татарская общественность должна была понимать, и многие об этом трубили, что перепись — это важнейший институт, экзамен, который должен выявить, готовы ли мы к тому, чтобы быть единой политической нацией», — высказался в своем ютуб-каналеполитолог. И сам вынес вердикт — не готовы. При этом он считает, что это результат ассимиляции, которая происходит в любом многоэтничном обществе. У татар же это обостряется смешанными браками, которых особенно много за пределами Татарстана. Он отмечает, что татар могли переписать по данным МВД, где ни национальность, ни язык не указываются. При этом Исхаков оценивает не владеющих родным языком татар в 20 процентов от общего числа — то есть каждый пятый татарин на нем не разговаривает. И это, безусловно, много. Кто виноват? В поисках ответа на традиционный герценовский вопрос следует обратиться к событиям последних двух пятилеток. Не сказать, что на продвижение татарской культуры и общественную деятельность национальных организаций не выделяется финансирование. Да еще какое! О фееричных татарских Сабантуях известно далеко за пределами Татарстана — даже на других континентах, где и татар-то живет не больше десятка. На федеральный Сабантуй также не жалеют средств, и московские татары могут приобщиться к празднику, почувствовав себя как будто на малой родине. Но пышные празднества в условиях сокращения татарской нации — не пир ли это во время чумы? Может, рациональнее будет вкладываться в поддержку татарского учительства, открытия курсов татарского языка, истории? Национальная образовательная система фактически оказалась сломана после языковой реформы 2017 года. Разрушительным ударом стала отмена в школах обязательного изучения татарского языка и введение вместо него факультативного его преподавания. Горькие плоды этого «декрета о языках» пожинаются до сих пор — язык второй по численности нации в стране постепенно переходит в разряд кухонно-разговорного, татарские школы в регионах закрывают, а девочкам запрещают носить хиджабы. Дошло до того, что систему образования начали встраивать в мечетях. Наблюдается нехватка учителей по татарскому языку, а самое ужасное, что такая ситуация прослеживается и внутри Татарстана. И все потому, чтопединституты республик подчинены федеральному центру. Не выстроена система воспитания и в младшем звене — детских садах и яслях. У педагогов там часто возникает вопрос — на каком языке работать?