О сказке Марья Моревна – сказка об Иване-царевиче и его жене-воительнице Русские народные сказки пестрят обилием персонажей и настоящим волшебством.
Другие статьи в литературном дневнике:
- Виртуальный хостинг
- Характеристики
- Популярное
- Бессмертие Кощея в поп-культуре: бандит, похититель невест или тьма во плоти
- Актуальное
Проект для 1 класса по литературному чтению «Кто такой Кощей Бессмертный?»
И тогда мертвец успокаивался, умирал окончательно. Если иглу, спрятанную в яйце, считать «навьей» косточкой самого Кощея, то понятно, отчего его настигала смерть. Возможно, в древности существовал какой-то ритуал, который обещал человеку обретение бессмертия. Во всяком случае, в раскопанной археологами могиле основателя города Чернигова не забудем, что чернигами называли на Руси служителей Чернобога , князя Черного, найдена изображенная в сказке сцена: смертельная игла в яйце, яйцо — в утке, утка — в зайце, заяц — в заветном ларце. И здесь мы подходим к пониманию того, чем же, собственно, является бессмертие. Наказание ли это или благо?
Сам ритуал обретения бессмертия давно забыт, но сохранился его символ — цветы бессмертники, о которых, вспоминая родное село Антоновку, писал Миролюбов: «В Антоновке принято было сеять на могилках бессмертники, особые шероховатые, сухие на ощупь цветы, желтоватые, красноватые и, кажется, голубоватые, которые можно было сорвать и поставить в стакан с водой, и они могли стоять так месяцами; если же их ставили в вазу без воды, они тоже стояли месяцами. Жизнь в них, видимо, была, но как бы и не была. Но почему именно их предпочитают крестьяне сеять на кладбище. Старая Трембочка, баба на селе, как бы знахарка, объясняла иначе: «Та те ж цветы цветут в яме! Они из ямы, и все, кого яма забирает, через те цветы с нами сообщаться могут.
Эти цветы меж нами и ими, как черта граница , и мы до них дотрагиваемся здесь, а они — там. Смерть их не берет. Сорваны они или нет, но жизнь для них, как и смерть — одно и то же. Цветы эти без смерти». Другая баба, жившая у моста через речку Желтые Воды, говорила: «Оттож, коли Бог свет делал, так взял и стал творожить землю, а смерть не хотела.
Тогда Бог сел на коня и стал смерть на бой звать, а она вооружилась всякими ножами, когтями железными, дубинками, ружьем и пошла против Бога. Бой длился целую вечность. То Бог поборяет, а то она, треклятая, и пока Бог бился против смерти, Он творил урывками, то — то, то — другое. Бог сделает, а смерть разрушит! Наконец, Бог подстерег смерть, когда та зазевалась, и убил ее.
Но, падая, Смерть хваталась за кусты, травы, ветки, а за что схватится, то и посохнет. Схватилась она и за бессмертники да и начала рвать их с корнями. Бог сказал им расти крепче, чтобы она их вырвать не могла, а цветы выросли вокруг лежащей смерти только настолько, что закрыли ее наполовину, и Бог не мог ударить смерть так, чтобы она перестала двигаться! Тогда Он сказал: «Ну, так будьте же без жизни и без смерти! А сажают их на могилки, чтобы объявить усопшим, что «Смерти нет!
Она убита Богом! Это были могильные цветы.
Это свойство Кощея даже стало фамилией, так и пишется- — Кощей Бессмертный. Вполне понятно, что отношение к этой одиозной личности внушало настоящий ужас. Конечно, как и любому богу, Кощею второе имя-Чернобог требовались жертвы, причем, чем кровавей, тем лучше.
В основном в этот день жрецы и волхвы для задабривания божества забивали какое-либо животное на специальном ритуале, после чего мертвое и обескровленное оно дарилось Чернобогу. Древние славяне в ночь празднования в руках обязательно держали сырое куриное яйцо и, считалось, что если яйцо разбить ровно в полночь, 29 февраля, то Кощей уберется в свой темный мир и заберет с собой все несчастья и невзгоды, которые преследовали человека. Было поверье, что в эту ночь можно избавиться от всех своих самых серьезных проблем, если глубоко в душе раскаяться. Иначе придется отвечать за все свои дурные помыслы и грязные дела за все четыре года перед Кощеем, а он щадить не станет. Но была и позитивная сторона этого праздника.
Для наших прародителей он был символом стремительно приближающейся весны и тепла, природа снова оживет и подарит новую жизнь всему, что их окружает.
В большинстве сказок2 с небольшими дополнениями встречается такое описание его смерти: «На море на океане есть остров, На том острове дуб стоит, Под дубом сундук зарыт или в дупле , А в сундуке — заяц, В зайце — утка, В утке — яйцо, В яйце — смерть Кощея». Рыбакова, «местонахождение кощеевой смерти соотнесено в сказке с моделью Вселенной — яйцом. Недаром охранителями этого сокровища являются представители всех сил природы, всех цартсв: вода океан , земля остров , растения дуб , звери заяц , птицы утка » [9]. Это не случайный набор нескольких предметов или животных, «вложенных» друг в друга по принципу матрёшки. Все они несут сакральное значение, важное для древних славян, и связаны с культом смерти. Например, во всех сказках говорится именно о дубе, под которым и зарыт сундук со смертью Кощея. Это дерево является амбивалентным символом.
С одной стороны, это — символ силы, мужества и долголетия. С другой — древние славяне верили, что в огромной кроне дуба, среди листвы, живут души умерших и призраки, что не противоречит фигуре Кощея, как божества, управляющего душами усопших. Более того, Кощею нельзя отказать в силе и долголетии. Дуб выступает как символ Мирового древа, который отражает трёхуровневый миропорядок: небесные боги — люди - подземные боги. Поэтому сундук со смертью Кощея зарыт под дубом, в его корнях. Либо же сундук висит на цепи, которая, как Мировой змей, обвивает дерево. Заяц является символом демоническим, он связан с нечистой силой, по поверьям, он находится в подчинении у лешего. У некоторых славян считалось, что в образе зайца появляются ведьмы и колдуны.
Толкование символического значения образа утки более обширно. Она является прародительницей мироздания. Существуют различные варианты космогонических мифов, связанных с уткой. По одному мифу, Утка плавала в мировом океане, нырнула на дно и достала оттуда комочек земли, из которой впоследствии возникла Земля, по другому — пролетая над мировым океаном, Утка обронила яйцо, из которого потом возникла Земля. Утка, как прародительница, создаёт мир, в котором сосуществуют две стороны: добро и зло, изначально живущие в гармонии. Яйцо, в котором находится игла, является символом мироздания. Почти во всех мифологиях в начале всего существует мировое яйцо, из верхней половинки которого получается Небо, из нижней — Земля. Существует также славянский миф об изначальном яйце, в котором томился родитель богов и всего сущего — Род.
Силами любви к Ладе он разрушил свою темницу и создал Мир. Надо заметить, что именно яйцо использовалось в погребально-похоронных обрядах: его, настоящее или глиняное, вместе с покойником клали в гроб, поскольку оно является символом воскрешения, что следует даже из современных христианских обычаев. Яйцо — это символ мироздания, символ новой, готовой начаться жизни: и в значении жизни после смерти, и в плане рождения нового мира. Не случайно смерть Кощея находится именно в игле. Игла в славянском культе связана с потусторонним миром, она могла быть как инструментом порчи, так и оберегом, т. Игла является контактом с иным миром, так называемой «путеводной нитью». Кротова пишет о карельских сказках, в которых упоминается «сонная иголка». Эти сказки нетрудно соотнести со сказкой о спящей красавице, которая уколола палец и уснула.
Представления о близости сна и смерти сходны у многих народов [5]. Однако в волшебных сказках все эти потусторонние силы не помогают Кощею, и он погибает. Получается, сам по себе он не бессмертен, его может победить человек, способный на героический поступок герой сказки , если он соединится с силами природы в сказке «благодарные животные» помогают герою и заручится поддержкой светлых богов, т. Зачем надо убивать Кощея, который и так уже является мёртвым, т. Аникин, анализируя сказку «Марья Моревна», приходит к следующему неоднозначному выводу: «Помощники Ивана — родственники из мира природы, причем родственники и предки по женской линии. Сказка противопоставила фантастических помощников материнского рода силам, находящимся во враждебных отношениях к старым порядкам и обычаям. Марья и весь образ жизни, связанный с ее властью, олицетворяют благополучие и покой, а Кощей — насилие. Спасение от сил, олицетворенных в образе Кощея, люди, сотворившие сказку, искали в верности давнему порядку вещей.
И чудо не замедлило явиться. Кощей воплотил в себе ту силу, которая нарушила древние порядки и отняла у женщины ее прежнюю власть в семье» [1, с. Первая часть вышеприведённого рассуждения не вызывает у нас возражений, действительно, герою волшебной сказки всегда помогают женщины: от Бабы Яги до богатырши Синеглазки или даже птицы Нагай. Познание женского мира, обретение настоящей любви через преодоление определённых трудностей, метафорически выраженных в сказке как трудности материального характера: пойти за тридевять земель, стоптать три пары сапог железных, сгрызть три пары караваев железных и т. Недаром даже тридевятое царство, куда отправляется герой, связано с природным числом три и женским числом девять. Природная символика числа три означает рождение потомства от соединения мужского и женского начал, а число девять — девять месяцев вынашивания плода, так что наличие женского влияния в волшебных сказках закономерно. Однако правомерно ли сводить проблематику образа Кощея лишь к смене матриархата патриархатом и установлению новых родоплеменных отношений? Стоит заметить к тому же, что именно у славян эта смена не была так очевидна, как в Древней Греции и Европе.
До сих пор, если семьи спокойно выбирают удобную для них форму отношений, мальчики уходят в род семью жены, а девочки остаются. И это обосновано: кто лучше матери научит будущую роженицу обращению с младенцем? Поэтому мы не согласны с В. Аникиным в том, что смысл образа Кощея, в начале сказки пленённого Марьей Моревной, равноценен идее патриархата. Что же символизирует Кощей? Этимологически слово Кощей восходит, по одной из гипотез, к тюркскому слову коэс1 — невольник, которое в свою очередь произошло от слова кое — лагерь, стоянка. Не следует забывать и о фонетическом родстве его имени со словом кость. Напрашивается вывод о том, что Кощей — лицо подневольное, являющееся стражником, хранителем определённого положения дел, костяка «старого» мира.
Как мировой змей, обвивает он мировое древо, держа в плену свёрнутую в яйцо новую вселенную. А герою, который хочет построить новую жизнь, своё пространство любви, равнозначное новой Вселенной для двоих, надо разрушить прежнее положение дел, сломать иглу, и тогда из двух половинок яйца образуется новая Вселенная.
Книги серии полностью соответствуют требованиям САНПИН, по ним удобно и интересно учиться читать, узнавая и запоминая слова, разглядывая красочные рисунки.
Прочитав любую книгу серии, ребенок скажет: «Люблю читать! В каждую книжку серии входят 4 сказки: в первых — наиболее простые и короткие слова, а в последней, самой длинной сказке книги — употребляются уже более сложные слова.
Что Предки зашифровали для потомков в сказке о Кощее Бессмертном.
При чем тут звери-помощники?.. Словом, вопросов возникает множество, а ответов однозначных нет. Может, все-таки прав был Афанасьев, когда возводил имя Кощея к кощунам, то есть называл его, таким образом, волшебником. Ну действительно, кто еще смог бы продлить свою жизнь настолько, чтобы люди стали его величать Бессмертным? Конечно, всемогущий маг.
Или человек, который обратился за помощью к демоническим силам, как, скажем, Фауст. Но Кощей в сказках вовсе не волшебник и не человек, он сам, скорее всего, относится к демоническому миру. Так что и объяснение Афанасьева страдает приблизительностью и неточностью. Быть может, самой интересной догадкой является предположение Л.
Алексеевой, которая в «Полярных сияниях в мифологии славян» написала: «Несомненно, к единому миру мертвых и холода относится Карачун. Его предположительно считают зимним славянским божеством, сохранившим черты олицетворения смерти. При этом белорусские верования уточняют, что Карачун сокращает жизнь и является причиной внезапной смерти в молодом возрасте. Для нас важно, что этот образ связан с объективным и четким природным фактором: Карачун — не только имя злого духа, но еще и название зимнего солнцеворота и связанного с ним праздника.
Для слежения за Солнцем нужна определенная научная квалификация если не всех, то хотя бы некоторых членов общества волхвов. Кроме того, имя божества вводит нас в круг развернутых сюжетов восточнославянской волшебной сказки: Карачун — это одно из наименований Кощея Бессмертного». То есть, по Алексеевой, Кощей — это бог смерти от холода, и бог, или, скорее, демон, очень древний. Чтобы его одолеть, нужно как бы раскрутить колесо времен вспять, вернуться к самому началу мира, когда и появился на свет Бессмертный.
Тогда понятно, отчего в сказке последовательно появляются: бурый медведь — властелин лесов, затем птицы — ястреб и утка, которую часто можно увидеть в северной тундре. Вслед ними, обитателями земли и воздуха, появляется водная жительница, рыба, в данном случае — щука. Может быть, когда-то давным-давно это была не щука, а совсем другая рыба? Скажем, белуха, живущая в приполярных областях.
Если это так, то в сказке мы движемся не только в пространстве с юга на север, из зоны дремучих лесов через тундру в приполярные моря, но и вспять во времени — в обратном направлении по тому пути, которым когда-то прошли наши далекие предки, спасающиеся от наступления Великого оледенения. Проще говоря, сказочные животные указывают нам на север — туда, где некогда существовала прародина всех арийских народов, Арктида. Возможно, там отдавали дань жертвами злому богу лютой стужи Карачуну, который появился на свет в самом начале творения мира — из золотого яйца, снесенного чудо-курочкой Рябой. Потом Карачун вышел из повиновения — холода становились все нестерпимее, уносили все больше жизней, и пришло время, покинув родину, которая на глазах покрывалась льдами, уйти вслед за рыбами, вслед за птицами на далекий материк и идти все дальше, спасаясь от движущегося по пятам Карачуна-Кощея.
Идти следовало в леса, под защиту деревьев, и южные поля, где мороз был не так силен. Это был исход с прародины, с крыши мира, где небо и земля едва не соприкасаются друг с другом, где зародился миф о Золотом Яйце. Поэтому поход с севера на юг означал еще и движение из далекого прошлого в настоящее и будущее.
Если сломать кончик иглы, то умрёт Кощей, и освободится Земля от его злой воли. Из сказки Кощей образ человека. Сундук во все времена считался символом вещизма и стяжательства, символом преобладания материального над духовным. Это энергия, обращённая сама на себя. На Руси «живыми сундуками» называли людей скаредных и предельно жадных. Заяц — символ приземлённости.
Это маленький, хитрый, изворотливый, лживый и трусливый зверёк, который приспосабливается жить в любых условиях. Как известно, не только у русского народа, но и у других европейских народов является символом неприкрытой циничной лжи. СМИ Любопытен тот факт, что птица — властелин воздушной стихии, следовательно, ложь имеет и высокую скорость, и свою собственную среду распространения. Складывается такое впечатление, что «раковая опухоль» Космоса — сундук — имеет конкретную привязку к земной сфере бытия. Стенки сундука форма Напоминают коробку от телевизора. Из сказки Игла- есть антенна подходит как источник информации вещание — носителями зачастую ложной информации?. Загадка яйцо если Вселенная родилась из яйца, то и яйцо в утке является зародышем отрицательного мироздания, которое в любой момент может возникнуть как паразит на ветвях Древа Мира.
Но была и позитивная сторона этого праздника. Для наших прародителей он был символом стремительно приближающейся весны и тепла, природа снова оживет и подарит новую жизнь всему, что их окружает. С приходом христианства Кощей постепенно стал всего лишь сказочным персонажем. Живет Кощей в Тридевятом царстве, куда живой человек может войти только через избушку Бабы-Яги. В русских народных сказках он появляется в трёх основных обличьях: царя подземного царства, колдуна сверхъестественной силы на говорящем коне и в виде старика «сам с ноготь, борода с локоть», имеющим бич в семь сажен и живущим в избушке на курьих ножках. Немало хлопот и забот приносит сказочным героям Кощей Бессмертный. Стоит лишь влюбиться царевичу в девицу-красавицу, задуматься о женитьбе, как злобный и коварный Кощей прямо из-под венца крадет суженую, уносит ее за тридевять земель, в неведомые страны. И вынужден юноша совершать невиданные подвиги, чтобы освободить, вернуть себе невесту. Однако нелегко с Кощеем сладить: смерть его на конце иглы, та игла в яйце, яйцо в утке, утка в зайце, заяц в сундуке, а сундук стоит на высоком дереве, которое Кощей бережёт и охраняет.
Это человек высокой духовности. Он не пытается своё личное поставить выше проблем окружающих. Их проблемы человек принимает как свои, и те, кому он помог, его друзья из природы, платят ему тем же. Фактически, в сказке о Кощее Бессмертном показан характер человека Золотого века, неравнодушного и неэгоистичного, не оторванного от природы и Космоса. Требует внимания и имя героя, оно традиционное — Иван. С древнерусского «и» — это мантра власти, «ва» — тьма, а «ан» — отрицание, всё вместе — «побеждающий зло». С древнееврейского, Иоанн — «любимец Бога». Человек, которого любят Небесные силы света. Здесь опять шифр. Безусловно, имя Иван более древнее, и возникло оно в доиудейскую и дохристианскую эпоху. Ясно одно: смысл имени сохранён без изменения. А теперь остановимся на соратниках Ивана-царевича. В нерешительности стоит главный герой сказки перед гигантским дубом. Слишком высоко висит сундук с Кощеевой смертью, и тут ему на помощь приходит могучий хозяин леса — медведь. Сильный и ловкий зверь взбирается на дерево и сбрасывает с его макушки заветный ящик. Почему именно медведь? Всё просто: медведь на Руси многие тысячи лет был зверем священным. Он считался символом самого Великого Велеса — бога знаний, мудрости, духовного и материального богатства. Но медведь олицетворял собой не только Велеса, он был, и до сих пор остаётся тотемом восточных славян. В сказке образ медведя включает в себя два символа: мудрость древнего бога и мощь всего русского народа. Второй соратник русского богатыря в борьбе с Кощеем — серый лесной волк. Это тоже символ, самого Перуна. Могучий Бог грозы, Бог справедливости, света и воинской доблести, появляясь на земле, предпочитает облик волка. Волк-Перун мудр, отважен и очень быстр, это на нём в других сказках Иван-царевич покрывает огромные расстояния. И здесь, в сказке о борьбе с Кощеем Бессмертным, требуется его волшебная скорость. Только Волк-Перун способен догнать заговорённого кощеева зайца, и с этой задачей он справляется. Теперь обратимся к другому персонажу сказки — соколу. Тёмные силы в образе чёрного ворона пытаются заклевать соколят. Не появись вовремя русский воин, это бы им удалось. Человек спасает гнездо сокола от разорения, он не равнодушен. Не равнодушен к человеку и сокол. Из пойманного волком зайца вырывается в небо утка, и навстречу ей из облаков устремляется сокол. Он догоняет волшебную утку и сбивает её на землю. Что же хотел донести русский народ своим правнукам в образе «ясного Сокола»? То же, что и другими персонажами сказки. Сокол — это символ Божественного небесного огня. В сказке это сам Рарог — огонь небесной справедливости, враг Хаоса, всего тёмного, злого и низкого.
«Кащей Бессмертный»: 80 лет назад на Алтае сняли знаменитую сказку
Премьера сказки «Кощей Бессмертный». Объявлен дополнительный показ спектакля | Сказки. Электронная книга «Кощей Бессмертный. |
Выставка «День рождения Кощея» | Фактически, в сказке о Кощее Бессмертном показан характер человека Золотого века, неравнодушного и неэгоистичного, не оторванного от природы и Космоса. |
Выставка «День рождения Кощея» | Сказка «Кощей Бессмертный» основана на киносценарии фильма великого советского кинорежиссера Александра Роу, созданного в далеком 1944 году. |
Знаете ли вы кто такой Кощей Бессмертный? | Коллекции и спецпроекты. Новости. |
Что или кто есть Кощей в понимании Древних славян? (Геннадий Дергачев) / Проза.ру | Кощей Бессмертный (научное) в нашей онлайн библиотеке современной литературы с телефона или компьютера. |
Сказка Кощей Бессмертный
Сказка о Иване-царевиче, который пошел вызволять свою мать из плена Кощея Бессметного. Кощею Бессмертному в сказках приписывается необыкновенное обжорство, которое, вероятно, способствует поддержанию его силы. Сообщается, что это книжная вселенная, героями в которой будут персонажи русских народных сказок: Баба-яга, Кощей Бессмертный, водяной и другие. Иллюстрация к сказке «Марья Моревна» [Кощей Бессмертный несет Марью Моревну]. аудиокнига, которую вы можете слушать онлайн или скачать. Аудиосказка Кощей Бессмертный представлена в формате mp3. Полнометражный трехмерный анимационный фильм про Кощея Бессмертного по мотивам сказок Александра Афанасьева снимут на Киностудии детских и юношеских фильмов имени Горького.
Сказка Кощей Бессмертный
Спрятано оно в черном яблоке, что на черном дереве. А черное дерево растет на черной горе. Но тот, кто яблоко найдет и дотронется до него, сам окаменеет. Вы всех обманываете. Сговорились Василиса и Иван-царевич, чтобы погубить меня. Так Василиса спрашивает: "Скажи мне, Кощей Бессмертный: где твоя смерть? Я ответил: "На море на океане есть остров, на том острове дуб стоит, под дубом сундук зарыт, в сундуке — заяц, в зайце — утка, в утке — яйцо, а в яйце — моя смерть! Догадывались о сговоре? Кадр из фильма "После дождичка в четверг" — Вы уличили ее?
Но тот, кто яблоко найдет и дотронется до него, сам окаменеет. Вы всех обманываете. Сговорились Василиса и Иван-царевич, чтобы погубить меня. Так Василиса спрашивает: "Скажи мне, Кощей Бессмертный: где твоя смерть? Я ответил: "На море на океане есть остров, на том острове дуб стоит, под дубом сундук зарыт, в сундуке — заяц, в зайце — утка, в утке — яйцо, а в яйце — моя смерть! Догадывались о сговоре? Кадр из фильма "После дождичка в четверг" — Вы уличили ее? Остался он в лесах дремучих, в грязях вязучих, по сих пор звери растерзали". Не пытались ли они на вас напасть?
Не обошлось без подвижных игр. Ребята учились аккуратно переносить волшебное яйцо, в котором, по легенде, и хранится кощеева смерть, написали пригласительные к гостям Кощея — Бармалею, Бабе Яге и Ягусе. Представление получилось интересным и увлекательным. Дети получили массу радости и удовольствия от встречи с Кощеем Бессмертным.
Киностудия Горького снимет мультфильм про современного Кощея Бессмертного Читать 360 в Полнометражный трехмерный анимационный фильм про Кощея Бессмертного по мотивам сказок Александра Афанасьева снимут на Киностудии детских и юношеских фильмов имени Горького. Об этом сообщил ТАСС.
Авторы «Бессмертного. Сказки Старой Руси» рассказали о врагах
Кощей (Кащей) Бессмертный один из самых одиозных и загадочных злодеев русских сказок. Коллекции и спецпроекты. Новости. Но с распространением сказок и мифов о Кощее такая версия стёрлась, уступив место негативному образу демонического существа. Ведущая Екатерина Куликова рассказала присутствующим сказку «Кощей бессмертный» и объяснила, что врусских народных сказках рассказывается о том, что существует добро и зло. «Кощей Бессмертный» – яркая, запоминающаяся сказка. Ее герои и героини знакомы всем с детства, но в спектакле П. Сергеева акценты смещены, и представители нечистой силы: Баба-яга, Леший и Кикимора Болотная, видимо, не поделив с Кощеем Бессмертным власть над.
Городок - Сказка о Кащее Бессмертном (Сказка)
Сказки. Электронная книга «Кощей Бессмертный. Положительный Кащей Отрицательный иван/правда о Кощее Бессмертном. Видео от пользователя. Заведующий лабораторией теоретической фольклористики шаги РАНХиГС, кандидат филологических наук Никита Петров рассказал об одном из самых известных отрицательных персонажей русских народных сказок – Кощее Бессмертном: кто заковал Кощея. Съёмочной группе настолько понравилось в Озёрках, что именно здесь решили снимать кино о Кощее Бессмертном – первую часть.
В Ишимбайском районе отметили день рождения Кощея Бессмертного
В России растет количество примеров, когда байка становится экономической реальностью. В Великом Устюге завелся Дед Мороз, в Костромской области - Снегурочка, в самарском Музее Ленина по ночам бродит дух вождя, а в озере Бросно той же Тверской области уже 10 лет живет и здравствует чудовище. Двух человек оно уже съело, одного - свело с ума. Корреспондент "Известий" отправился в Тверь, чтобы на месте исследовать истоки и перспективы золотоносных легенд и мифов. Сказка первая.
Как чудище морское в озере поселилось В Твери живет такой человек - Геннадий Климов. Гендиректор медиа-холдинга "Тверское княжество". Ему принадлежит несколько крупнейших региональных газет и интернет-ресурсов. У Геннадия Андреевича очень легкая рука.
Именно в его офисе на улице Володарского родилось и чудовище озера Росно, и старицкий Кощей. Климов очень хорошо помнит все их темное прошлое. И вот однажды осенью он поехал в Андреапольский район рыбачить - это 300 километров от Твери. И набрел на озеро Бросно.
Познакомился там с местным фермером Николаем Белоусовым - единственным на тот момент местным жителем. Узнал про это озеро всего три вещи. Что оно одно из самых глубоких в Европе. Что в нем почему-то водятся породы рыб, которые обычно обитают в море, - ряпушка и даже сельдь.
И что на дне там вроде бы имеются какие-то пещеры. Женя постоял на берегу озера, посмотрел на окружающие холмы, надышался зловещей атмосферы тамошних мест и поехал домой. По дороге в Тверь он много думал. Забирайте откуда взяли!
В нем ничего не утверждалось, но многое предполагалось. Например, высказывалась версия, что когда-то это озеро было связано с Балтийским морем иначе откуда в нем сельдь? А в ледниковый период озеро, естественно, замерзло - и если там действительно был ящер, то он замерз вместе с озером. Потом ледник ушел, и Бросно растаяло, но не до конца - потому что глубокое.
Теперь же началось глобальное потепление, озеро оттаяло окончательно, чудовище очухалось и вот теперь плавает. На дворе был декабрь, предрождественские дни. У всех СМИ мира - информационный голод. А там взяли и поставили на ленту.
Их, видать, тоже информационный голод замучил. Поехали смотреть. Подъезжаем, а нам навстречу - два джипа с английской символикой. Они нас опередили и уже все сняли.
Тамошний фермер Белоусов стоит как соляной столб: "Ребята, вы чего затеяли-то?! Какое чудовище? Зачем оно мне тут? Он же в те времена служил по совместительству инспектором рыбоохраны.
Он за это озеро отвечает, а добрые люди взяли и подкинули ему туда ящера. Какому инспектору это понравится? Наши тоже не отставали. Чудовище окрестили Бросси - по аналогии с Несси.
Одних только документальных фильмов про него наснимали уже штук 20, а про газетные публикации я уж молчу. Именно наше чудовище, как теперь выясняется, остановило войско хана Батыя, а в 1941-м оно даже проглотило немецкий самолет-истребитель, который бесследно сгинул в этих краях. В конце концов Бросси удостоился персональной странички в Американской энциклопедии чудовищ. Еще немного, и по раскрученности он догонит своего сородича из озера Лох-Несс.
Вот только доходов пока приносит гораздо меньше. Но все-таки приносит.
А откуда, собственно, сведения о том, что Кощей — живое существо? Силища неимоверная, доспехи, сложное оборудование — похоже и на робота. Возможно, этот механизм заброшен к нам для сбора земных образцов. Обитает Кощей на подземной базе. Там он хранит образец человека, отобранный для коллекции, — похищенную девицу. А то, что она еще и красавица, неудивительно: в качестве образца робот, конечно, выберет стандартного представителя вида, а красота и есть набор стандартов для конкретной эпохи и местности. Так становится понятным существование спрятанного дистанционного пульта игла в яйце , способного запустить программу самоликвидации.
Читайте также Сегментация Колобка: как бы мог быть устроен сказочный герой в реальной жизни Самка Чужого А почему мы вообще решили, что Кощей позвоночный? В любой сказке подробно говорится о его доспехах. Но с тем же успехом это может быть… внешний скелет. В таком случае Кощей с большой долей вероятности относится к членистоногим! Экзоскелет сохраняет внешнюю форму тела, сам же Кощей — внутри, и в неблагоприятных условиях превращается в цисту твердую сухую оболочку, защищающую уменьшившееся пересохшее тело , которая способна храниться, пока не настанут времена, благоприятные для его функционирования. Одним из указаний на такое строение организма служит как раз упоминаемые в сказках три ведра воды литров 30—40 — они нужны Кощею, чтобы обрести полную силу. Подобным свойством, например, обладают тихоходки — микроскопические беспозвоночные, близкие к членистоногим. Эти чемпионы-экстремалы способны выдержать и нагрев, и заморозку, и радиацию, и полное высушивание, в сухом виде они могут пролежать годами и ожить от воды.
Заяц — носитель земного порока, утка — небесного. Безусловно, яйцо в утке тоже содержит в себе глубокий космический смысл. Из индуистских эзотерических источников мы знаем, как Великий Брама породил из яйца наполненную животворящим светом Вселенную. О рождении Вселенной из яйца говорят и русские Веды, и другие мифы индоевропейских народов: иранцев, балтов, германцев. Последний элемент этой пирамиды — знаменитая игла, на конце которой и находится смерть Кощея. Это самый загадочный элемент головоломки. Неужели это память о прошлой погибшей цивилизации, похожей на нашу технократическую, с её иглоподобными телевизионными и радиобашнями — носителями зачастую ложной информации? Если это так, то получается, что наши предки зашифровали в миф послание о сатанинском эгрегоре и о том, как нейтрализовать его влияние на человечество. Кроме того, они сумели передать эти знания современникам из отдалённого прошлого, предшествовавшего исходу индоевропейцев из своей прародины. А теперь о хозяине сундука — Кощее. Из русских народных сказок нам известно, что он — тёмная, злая личность, агрессивная и очень скупая. Кощей, как никто, боится смерти, недаром он старается спрятать свою смерть таким образом, чтобы до неё никто не добрался. Его смерть покоится на кончике иглы, а игла, как мы показали выше, является символом вселенского зла. Следовательно, зло и Кощей составляют единое целое. Другими словами, Кощей — одно из проявлений Великого Чернобога, бога разрушения и хаоса, повелителя всех тёмных сил Вселенной. И всё-таки Кощей — не совсем Чернобог; несмотря на свою бессмертность, он смертен, тогда как повелитель тьмы вечен. Скорее всего, Кощей — одна из проекций Чернобога в определённой точке пространства. В сказке Кощей крадёт Василису Премудрую. Женщина у русского народа являлась символом глубокой мудрости, сострадания и высокой, небесной любви. В мифе прямо названо имя женщины: власть, наполненная Мудростью. Безусловно, сказка о Кощее Бессмертном имеет информацию и о закате Золотого века. Только Иван-царевич способен добыть смерть Кощея. Прежде всего, он — представитель русского народа из сословия воинов, на что указывает его царское происхождение, и, конечно же, он не христианского воспитания. Его поведение типично ведическое: герой русской сказки свободно общается с природой, она ему не чужая, часть его самого. Встретив на своём пути медведя, царевич не стремится непременно добыть зверя, для человека важнее общение с ним. Воин щадит и волка, спасает от хищного ворона птенцов сокола, оставляет в живых даже щуку. Как хорошо видно из сказки, царский сын часто сохраняет жизнь «братьям меньшим» в ущерб себе.
Визуально это довольно упитанный дядька, одиноко живущий в ледяном дворце и падкий на разговоры: «Я люблю историю и люблю рассказывать разные истории». По общему тону повествования понятно, что и Кощей здесь — образ ироничный, лишённый мифологического базиса. Внешне Кощей выглядит иронично — горбатый маленький старик. Своего коня златогривого он готов обменять Ивану на невесту. Кощея здесь легко обмануть: он не догадывается, что вместо красавицы семиглазой Иван отдаёт ему Серого Волка в другом обличии. При этом одну из главных миссий — похищение невест — образ Кощея сохраняет. Судя по комиксам Bubble «Крестовый поход: Пролог», Кощей — тот самый Иван-царевич, воевавший с богами. Однажды он решает убить Мокошь — богиню судьбы. Внезапное пробуждение космической сущности Спящего мешает его планам, и Ивана назначают хранителем Эдема. Он становится единственным жителем Земли и постепенно превращается в чёрствого старика Кощея. Единственное, что способно его смягчить — любовь к Василисе, дочери Мокоши. По словам Марии Парфёновой, одной из сценаристов, Кощей здесь — пленник. Первое от слова "кость" — "худой, тощий человек, ходячий скелет" или "скряга". И это не только человек, попавший в неволю к врагам. Несвободным можно быть, находясь в «плену» своих страстей, желаний, навязчивых целей. Он молодой и умелый воин. Но он несвободен внутренне. Вся его жизнь подчинена одному желанию, одной цели — найти ужасного Белого Призрака, погубившего его родных, и отомстить. Он лишил себя друзей и развлечений ради благородной мести, и, как классический Кощей из сказок, живёт, оставаясь "неживым". Что же может "разбудить" нашего Кощея, вернуть ему полноту жизни? Конечно, самое прекрасное, что есть на свете — любовь! В фольклоре Кощей обрёл бессмертие, спрятав свою погибель в яйце.
Кощей Бессмертный и Царевна Лебедь прочитают пушкинские сказки
Бессмертный злодей Кощей крадет Марью-царевну и заточает ее в подземелье, пока она не даст согласие выйти за него замуж. Фактически, в сказке о Кощее Бессмертном показан характер человека Золотого века, неравнодушного и неэгоистичного, не оторванного от природы и Космоса. Сообщается, что это книжная вселенная, героями в которой будут персонажи русских народных сказок: Баба-яга, Кощей Бессмертный, водяной и другие.