Режиссер Илья Хржановский стал худруком мемориального центра «Бабий Яр». Илья Хржановский дал интервью Катерине Гордеевой*. Во время беседы 48-летний режиссёр, прославившийся благодаря скандальному проекту "Дау", высказался о спецоперации, политике, своём творчестве, сложных временах и не только. В 2005 году Илья Хржановский стал соучредителем компании «Феномен-Филмз». В него вошли писательница и сценарист Людмила Улицкая* и режиссер Илья Хржановский*. 5 сен в 13:31. Пожаловаться. Режиссер Илья Хржановский сообщил, что покинул в начале этого лета пост художественного руководителя мемориального центра «Бабий Яр» в Киеве, который он занимал с 2020 года.
Режиссер Илья Хржановский ушел с поста худрука мемориального центра «Бабий Яр» в Киеве
То есть массовые убийцы выяснили, что строить газовые камеры не нужно, потому что Холокост ассоциируется с газовыми камерами, так делать нельзя. Но весь протокол, как приходят и сколько времени едят расстрельные команды, как они отдыхают — это всегда один и тот же протокол, вне зависимости от ментальности и страны. Мы сейчас наблюдаем это же в Бабьем Яру. Вы знаете, что в первые дни войны там была сожжена семья с детьми. Собственно, страна Украина стала превращаться в Бабий Яр. Александр Генис: Мы никогда не забудем страшные трагедии, ведь и Варфоломеевскую ночь помним до сих пор, а сколько веков прошло. Илья, вы говорите о том, что память важна для излечения травмы национального сознания. Каким вы видите этот процесс? Илья Хржановский: Я считаю, что незамечание травмы, делание вида, что ее не существует, перепрыгивание ее — все это приводит к таким страшным искажениям, которые уже невозможно исправить.
Я вырос в России, прожил там очень много лет, я знаю этих прекрасных людей, замечательных, я знаю людей и знаменитых, и талантливых, и простых людей, много замечательных людей, но мы же видим, что происходит. Как сказано у вашего друга Довлатова: "Кто же написал эти четыре миллиона доносов? Если это не отрефлексировано, если на площади перед Кремлем лежит Сталин, ему можно положить цветы, то о чем мы можем говорить? Как можно иметь дело с собою, если ты живешь в мире, и я в нем жил, допуская как норму то, что там лежит Сталин, и Ленин, и другие убийцы массовые? И Коммунистическая партия существует. Как это может быть? Но выясняется, что так может быть. Как с этим иметь дело?
Через простое упражнение: удержание в памяти, как в реальной жизни, того, что происходило с местом, в котором ты живешь, с местом, с которым ты связан корнями. Нужно понимать, куда идет и как устроена корневая система. Александр Генис: И какой инструмент вы видите для этого? Школа, пресса, телевидение? Как можно создать эту память? Что вообще создает национальную память? Илья Хржановский: Во-первых, вначале произвести справедливую оценку происходящего. Должен быть процесс, который бы осудил и сделал бы объективные, легальные выводы, принял бы соответствующее решение относительно всех преступлений, которые были совершены за время советской власти, а как мы сейчас видим, и постсоветского времени.
Это должно быть безусловно произведено. Не могут стоять памятники убийцам, не могут называться улицы их именами, не могут многие вещи и те нарративы, которые существуют, происходить так, как происходят. После этого изначального санитарного акта можно дальше думать о том, что должно делаться. Но очевидно, что это должны быть музеи в тюрьмах. Я считаю, что на Лубянке должен быть самый большой музей преступлений. Гестапо же разрушено в Берлине, и на его месте есть музей. Когда ты берешь на себя ответственность за изменение знака, ты понимаешь, что гордиться можно не только подвигом, но и раскаянием, и покаянием, что покаяние — это более сильное и мощное чувство, большая сила, которая может тебя двигать и развивать, вести тебя к успеху, больше, чем гордость. Потому что гордость — это гордыня, она приводит к искажениям, к войнам и ко всему, что мы сейчас наблюдаем.
Я во всех них был, по-моему, это совершенно необходимые места. Но я еще ни разу не смог никого из своих русских друзей уговорить туда пойти. Мне говорили: это все делается, чтобы обидеть русских. Но русские, возражаю, больше всего и пострадали от Сталина, от красного террора, да и сейчас — от Путина. Но мне никого не удалось переубедить, потому что прошлое — это гибкое понятие. Чехов писал: "Русский человек любит вспоминать, но не любит жить". Действительно, сейчас Россия живет прошлым, а не будущим. Память о прошлом, причем прошлом вымышленном, играет гигантскую роль в том, что происходит сегодня.
Считается, что война в Украине — продолжение Второй мировой войны, ее второй акт. Это безумие влияет на все, что происходит сегодня в Украине. Как такое может быть? Что же это за прошлое такое? Илья Хржановский: Во-первых, Россия живет в придуманном прошлом, надо сказать, что Россия живет в сказке. Мы знаем, что русские сказки вообще обычно довольно страшные. Александр Генис: Ну, все сказки страшные. Братья Гримм — тоже страшные сказки.
Сказка — это инициация кошмара, которая помогает ребенку стать взрослым. Илья Хржановский: У них есть разный жанр, потому что все основано на неких ментальных особенностях. Здесь вопрос не про сказку кошмара, в котором мы живем, а про сказку придуманной реальности прошлого, на которую ты опираешься, чтобы не видеть того кошмара, из которого мы происходим и плодами которого мы являемся. Прошлое для России, мне кажется, играет роль только потому, что ввиду невозможности с ним разобраться невозможно придумывать будущее. Вы живете уже много десятилетий в Америке, я нахожусь тоже в Нью-Йорке, я смотрю на то, как развивается эта страна, мне не все в ней нравится, я плохо ее знаю, но когда ты смотришь, что страна все время смотрит в будущее, все время что-то производит, это же делает Германия. То есть народы совершают свои акты и возмездия, и покаяния внутри своей истории, и это дает им капитал для того, чтобы придумать будущее. Россия сейчас выглядит как страна, у которой нет будущего, и мне это страшно говорить.
У нас были все разрешения.
Снимались дети из детских домов. С каждым ребёнком были ответственные лица: нянечки и опекуны. Должен сказать — снимать детей из детских домов на порядок сложнее, чем из частных семей, поскольку это в разы больше документов и согласований, ответственности перед людьми, организациями и государством. Об этом, кстати, мои обвинители не пишут. Режиссер Илья Хржановский Вы работали над «Дау» в общей сложности 13 лет. За это время смысл проекта как-то изменился для вас? Смысл в том, что зритель может пережить и столкнуться с какими-то вещами, которых в обычной жизни не видит. Как и всякое столкновение с художественным продуктом, оно даёт человеку глубокое внутреннее переживание.
Что делать тем, кого это переживание превратило в инвалида? Её влечет душа человека как таковая, её влекут переживания в реальной жизни. Я не думаю, что книги Достоевского или фильмы Германа способны инвалидизировать человека. Но я верю, что они могут активировать в нём осознание себя, и считаю это важной задачей искусства. Реальная жизнь жестче и беспощаднее любого искусства, и от неё, в отличие от искусства, не спастись. Её нельзя выключить, перемотать или отложить, как книгу. Жизнь случается. С ней приходится иметь дело по полной программе, и надо быть готовым и выстоять.
А культура и искусство являются в этом очень важным подспорьем для человека. Кадр из фильма «Дау. Дегенерация» На съёмки вы приглашали не актеров, а обычных людей, у которых обнаруживалась склонность к неблаговидным поступкам. Как вы заставили их быть самими собой на съёмочной площадке? Например, Наташа — главная героиня фильма «Дау. Наташа» — каждый день приходила на работу, переодевалась в костюм, шла на грим и отправлялась в другую жизнь, которую она жила эмоционально по полной программе. Потом разгримировывалась, переодевалась в свою одежду и ехала домой. Она жила одновременно две жизни: одну — в институте 40—50-х годов, другую — в современном Харькове.
Она развернула огромную и невероятно пронзительную историю и про себя, и про определенный тип личности. Это большой и сложный поступок. В этом проекте есть все стороны жизни. Света не бывает без тьмы, как не бывает дня без ночи.
В нормальных трудовых отношениях есть четкие границы. В «Дау» их нет.
Когда, например, Илья перед другими членами команды взял меня за руку, погладил ее и поцеловал, все засмеялись. Я была в замешательстве, не знала, что делать. Я ничего не сказала, почувствовала себя виноватой, беспомощной и подумала: разве это нормально? Когда другие женщины в помещении не спешат помочь, не знаешь, что делать дальше. После этого эпизода у меня было ощущение, что просто так здесь принято, я должна пройти через это. Илья заставлял каждого чувствовать себя особенным.
Это чувство в основном возникает, когда другие фанатично болеют за тебя. Но в какой-то момент ты больше не решаешься возражать. Я была в ярости, но также и задета — я хотела доказать, что я могу все это преодолеть. Думаю, что молодых тщеславных людей таким образом можно заполучить очень быстро. Еще с детства я испытываю очень сильное психологическое давление, чувствую, что должна добиваться высоких результатов. Я открыто об этом рассказывала, и это использовали.
Приемлемо ли это для меня? Нет Мне очень нравилась команда. Все были безумно талантливы. Поэтому, наверное, я оставалась там. Я также чувствовала ответственность: мы были вместе. Как в секте.
Был лидер, которому было позволено все. И никто ничего не говорил, включая меня. Я пыталась не думать об этом и работала дальше. Я была словно расколота: с одной стороны, я знала, что все это неправильно, и я тоже веду себя неправильно. С другой стороны, я думала, что здесь собрались действительно великие люди, не может же быть, чтобы они участвовали в чем-то неправильном! Истории о том, как Илья обращается с женщинами… Многие об этом говорят.
Все об этом знали.
Создатели фильма «Дау» режиссера Ильи Хржановского обратились в Арбитражный суд с требованием признать незаконным решение Минкультуры РФ о частичном отказе в выдаче прокатного удостоверения этой картине. Чиновники ведомства увидели в картине «материалы, пропагандирующие порнографию».
Хржановский в ответ заявил, что считает несправедливым отказ. Кинокритик Давид Шнейдеров в эфире НСН заявил, что режиссер абсолютно прав в своей борьбе за картину.. Политика Минкульта переходит всякие границы.
Режиссёр Илья Хржановский воссоздаст Берлинскую стену
Я делал свою работу честно и ответственно, с уважением к памяти павших в Бабьем Яру. Уверен, со временем станет ясно, как много нам удалось сделать для памяти места и погибших там». Режиссер заключил, что верит в победу Украины в войне, развязанной «кровавым преступным режимом Путина». Ранее Хржановский в выпуске подкаста «Честно говоря» на DisInform Watch Live рассказывал, как война изменила Россию и какие тенденции можно отметить в политическом развитии страны, смотря на ее культуру во время вторжения в Украину. В марте 2022 года российский олигарх Михаил Фридман подал заявление о выходе из Наблюдательного совета Мемориального центра Холокоста «Бабий Яр» в связи с тем, что попал под санкции. Фридман является одним из инициаторов и сооснователей Центра: 29 сентября 2016 года он взял на себя публичное обязательство построить Мемориал в Бабьем Яру.
Это было всё-таки похоже на кино. Странное, но кино. А в Харькове этого не было сразу, и работать было очень сложно. Анастасия Матиборская, ассистент режиссёра по реквизиту В 2011 году Хржановский устроил спланированное «восстание» внутри Института и, руками Максима Марцинкевича и его банды неонацистов, разгромил здание. А на обломках устроил огромную опен-эйр вечеринку. Такое насилие было необходимо. Илья Пермяков, философ, режиссёр монтажа трёх фильмов «ДАУ» Большинство тогда, кажется, вовсе не верило, что режиссёр когда-либо закончит свой проект. Некоторые полагали, что если Хржановский действительно выпустит фильм или фильмы , это только испортит таинственную ауру вокруг произведения. Мне уже тогда казалось, что законченного фильма, который пойдёт в кинотеатрах, и не будет. Этот «парк советского периода» был вполне самодостаточным явлением — стимпанк по мотивам сталинской эпохи. Если бы кто-то надрал украл, — DTF и сохранил хотя бы дверные ручки этого института — уже имел бы на руках настоящие произведения искусства XXI века. Туда, в Харьков, как на аттракцион, съездила, наверное, половина культурной Москвы, и уже поэтому «Дау» сыграл свою роль в перевороте отношения части столичной интеллигенции к этому времени. Это непрерывное реалити-шоу длиной в 5 лет, которое снятый фильм только бы испортил. Деньги, конечно, потрачены, но по-панковски. Это такой арт-поступок, о котором мечтают многие режиссёры. Олег Кашин, журналист, публицист Монтаж Тем не менее Хржановский не остановился. На деньги всё того же Адоньева сформированная режиссёром кинокомпания «Феномен Филмс» оккупировала старинный особняк в Лондоне, напротив Букингемского дворца. Где на протяжении следующих шести лет авторы упорно монтировали 700 часов киноматериала. Причём сам особняк тоже обставили как такой мини-Институт. На входе — суровые охранники, внутри — манекены персонажей из фильма в откровенных, а то и пошлых позах. Одна из кукол так вообще была подвешена за шею на верёвке — из-за того, что её было видно из окна здания, в студию несколько раз вызывали полицию. Постепенно студия превратилась чуть ли не в главное богемное место русского и не только русского Лондона. Что, впрочем, совершенно неудивительно — кому не интересно приобщиться к легендарному проекту, собственными глазами увидеть изнутри столь необычное здание, пообщаться с его обитателями и завсегдатаями — кинематографистами, художниками, музыкантами, медиаперсонами и даже олигархами. Александр Кан , «Би-би-си» Внутри компании продолжалась текучка кадров, но детали проекта всё равно удавалось сохранять в секрете. Британский журналист Джеймс Мик в своей статье Real Murderers! Да и самого режиссёра ему встретить не удалось — а на все вопросы команда Хржановского отвечала довольно резко. Чем бы «Дау» ни оказался в его окончательном виде, фильму будет трудно затмить уже окутавшую его славу проекта, более полно реализовавшегося в эмоциях тех, кто его создавал, чем тех, на кого упадут во тьме кинозалов его двухмерные, сухие, бесплотные отблески. Джеймс Мик, журналист Париж и первые серьёзные обвинения Несмотря на весь окружавший «ДАУ» скепсис, в 2018 году Хржановский объявил, что работа над большей частью материала завершена. Смонтировано 13 полнометражных фильмов, несколько сериалов и проложен фундамент для DAU. Digital — мультимедийного веб-проекта с отрывками из жизни Института разной длины, всего на несколько сотен часов. В столице Германии он для своего арт-проекта собирался восстановить часть Берлинской стены. Но муниципалитет города не дал кинематографисту осуществить его идею. Премьера сорвалась. В итоге из трёх запланированных городов «ДАУ» приехал лишь в Париж. С 25 января по 17 февраля 2019 года состоялась демонстрация, как его теперь определяют, антропологического кино-арт-проекта «ДАУ». Интерьеры двух парижских театров, Шатле и де ля Вилль, обставили в стилистике фильма, а в национальном культурном центре Жоржа Помпиду устроили внушительную инсталляцию, копирующую обстановку Института. Чтобы попасть на выставку «ДАУ», нужно было приобрести специальную «визу» — на шесть часов, день или бессрочную. Телефоны на входе отбирали, и вместо них давали «дауфон» — устройство, которое должно было облегчить ориентацию на территории. Также от посетителей требовалось пройти анкетирование, согласно которому под них лично и подбиралась программа выставки. На территории «ДАУ» постоянно играли музыканты, в том числе сам Теодор Курентзис и, например, Брайан Ино — но никакого расписания выступлений не было, и вы никогда не могли знать, кто и где будет выступать. Был буфет со всё той же аутентичной советской едой и странный этаж с шаманами. Также, конечно, показывали фильмы — но опять же, без какого-либо графика. Поэтому зритель мог попасть на любую из тринадцати полнометражных картин. Кроме этого были специальные кабинки с DAU. Digital, где вам — предположительно, по результатам ответов в анкете — предлагали посмотреть случайные отрывки из многочасового проекта. Попадались там совершенно разные и, порой, радикальные вещи. Кинокритик Вадим Рутковский, например, рассказывает , что ему попался эпизод, где художник Карстен Хёллер ставил эксперимент: заставил с закрытыми повязками глазами заняться сексом парня и девушку. Неловко потому, что Андрей — инвалид, одна нога у него ампутирована, культя приковывает взгляд сильнее любого порно. Справившись с неловкостью, понимаешь, что надо бы не сочувствовать участникам эксперимента, а брать с них пример раскованности. А Хёллер с Хржановским только что поставили эксперимент над тобой. Вадим Рутковский, кинокритик Увиденное можно было обсудить в специальных помещениях, где сидели священники всех возможных конфессий, шаманы и психологи. Фильмы показываются в случайном порядке в разных залах, спрятанных в этих закоулках, время сеансов толком не известно даже волонтерам, которые их проводят. Посмотреть все почти невозможно. Все сделано для того, чтобы вы из желания все-таки досмотреть «Дау» остались там надолго, стали не зрителем «Дау», а его участником, очередной тенью в сумраке выдуманного мира, пугающе похожего на настоящий. Егор Беликов , кинокритик Впрочем, в плане организации всё прошло не слишком гладко. Хржановскому не разрешили построить мост между двумя театрами, а многие зарубежные журналисты ругали выставку, называли «провалом» и сравнивали с печально известным музыкальным фестивалем Fyre Festival. Жаловались на постоянные очереди, на то, что никогда не понятно, куда идти и на что ты попадёшь. Мест на сеансах не хватало, а волонтёры не могли толком ничего объяснить. К тому же, из-за постоянной импровизации в диалогах субтитры на другие языки писались на слух, и часто вместо фраз стояли вопросительные знаки. Высокомерие и дилетантство. Проект «Дау», поддержаный театрами Шатле и де ля Вилль, а также центром Помпиду, проект, который должен был погрузить посетителей в атмосферу сталинского прошлого, провалился. Что касается искусства, придётся подождать следующего раза. Le Figaro Другие, впрочем и позже эту идею подтверждал сам режиссёр находили в происходящим творческий замысел. Мол, неразбериха и хаос идеально дополняют эстетику «ДАУ». Поэтому у нас, например, основным ответом сотрудников на любой вопрос посетителей было «не знаю». В этом смысле человек, привыкший к системе обслуживания — я купил билет и теперь жду, что мне покажут это, дадут то, что ещё дают за эти деньги, как ещё меня здесь развлекут, — оказался потерянным в каком-то смысле. Непонятно, ему не дают никаких правил существования. Российские критики, в основном, были в восторге — отмечали то, что весь «ДАУ» получился очень разным, и для каждого здесь найдётся фильм по душе. При этом, несмотря на экспериментальность работы, чем-то похожую на реалити-шоу, все фильмы получились высокохудожественными и похожим именно на полноценные кинематографические произведения. И впечатление о том, что же это за кино-«не кино», у «разовых» гостей может сложиться противоположное: для кого-то первым станет DAU 3, щемящий ноктюрн о встрече Норы с матерью которую играет реальная мать актрисы. Вадим Рутковский, кинокритик Многие фильмы проекта «Дау» производят сильнейшее эстетическое впечатление, поднимая на новом материале вечные проблемы: пределы свободы, страх смерти, жажда любви, одиночество, солидарность. Проект исследует сложные взаимоотношения постсоветского человека в том числе учёного и художника с тоталитарным наследием СССР, зависимостью от него. Антон Долин, кинокритик Иностранную прессу же, отмечавшую, в целом, важность работы Хржановского для искусства, не так массово впечатлили сами фильмы. Фильмы, которые я посмотрел, одновременно будоражат и кажутся скучными. В основном они состоят из длинных бессвязных диалогов; монтажных склеек очень мало. Но во всем этом есть чистота подлинных эмоций и интенсивный драматизм. Кажется, будто смотришь документальный фильм — или кино вроде «Идиотов» Ларса фон Триера, сделанное в рамках датского движения «Догма». Стив Роуз, The Guardian После всего потраченного времени, всех поучаствовавших в проекте звезд и всех денег, выброшенных на его создание, никто, кажется, даже не позволяет себе предположить, что получившиеся фильмы — дерьмо, что от всего проекта несет дурным вкусом и что опыт, который мы получаем на «Дау», — это то ли «Диснейленд» ностальгического китча, то ли и вовсе сплошное надувательство, шутка, которая вызывает смех только у Ильи Х.
В 2020-м один из фильмов «Дау», « Наташа », показали на Берлинском кинофестивале, где он получил приз за операторскую работу. Хржановского также обвиняли в пропаганде насилия на площадке.
Коротко рассказываем о том, что из себя представляет монументальный долгострой российского режиссера Ильи Хржановского. Кино это, реалити или нечто совершенно новое — большой и по сей день открытый вопрос. Сейчас «Дау» — целая вселенная, в которой есть место не только кино и сериалам, но и другим, еще не анонсированным мультимедийным форматам. Изначально это должен был быть полнометражный байопик о жизни Льва Ландау — гениального физика, лауреата Нобелевской премии. Над сценарием работал писатель Владимир Сорокин, а в основу художественного произведения легли мемуары жены ученого, Коры Ландау-Дробанцевой. В итоге реализация крупномасштабного проекта заняла больше 10 лет — от замысла до премьеры. Менялись планы, от изначального сценария Сорокина в итоге полностью отказались. Как впоследствии отошли и от мемуаров жены Ландау, которые в одном из интервью Илья назвал «эротическим безумием». Для реализации «Дау» Хржановского потребовались большие вложения. Для съемок в Харькове построили здание Института, где по задумке автора должны были жить и работать актеры. За годы съемок 2008-2011 в проекте поучаствовали знаменитости, экс-сотрудники КГБ, ученые, неонацисты и бомжи — от всемирно известного Теодора Курентзиса, исполнившего главную роль физика Ландау, украинского журналиста Дмитрия Гордона и Демьяна Кудрявцева в тот период гендиректора ИД «Коммерсант» до одиозного Максима Марцинкевича «Тесак» , украинского политика Михаила Добкина герой мема «Миша, давай по новой! Какие фильмы и сериалы интересуют россиян на карантине? Узнать новости со съемочной площадки поначалу было затруднительно. Создатели неохотно делились информацией о ходе работы, вести появлялись из слухов и предположений, которые утекали за стены Института с актерами, покинувшими проект, и членами съемочной группы, текучка которых была крайне большой. Социальные сети пестрили постами о психологическом давлении, домогательствах Хржановского на площадке, разбазаривании казенных денежных средств банальном «кидалове» харьковчан, обслуживающих проект и других не самых приятных аспектах. С учетом того, что мемуары Коры, как и сценарий Сорокина, были, как говорил Илья, «не тем материалом», концепция проекта менялась на ходу. Ландау превратился в Дау — вымышленного персонажа, существовавшего в рамках жизненной колеи реального ученого, но с художественными допущениями. Хржановский воссоздал советскую жизнь 30-60-х годов прошлого века и погрузил своих героев в бурную имитацию действительности. Режиссеру было недостаточно монструозных декораций, специально построенных для съемок. Для создания максимальной аутентичности происходящего Хржановский запретил любые элементы современности.
Власти запретили восстанавливать Берлинскую стену ради арт-проекта
Власти запретили восстанавливать Берлинскую стену ради арт-проекта | Режиссер Хржановский ушел с поста худрука "Бабьего Яра" в Киеве. |
Режиссер Илья Хржановский ушел с поста худрука мемориального центра «Бабий Яр» в Киеве | Режиссер Илья Хржановский рассказал Даше Веледеевой, как превратить игру в реальность и почему пандемия – самый масштабный проект всех времен. |
Илья Хржановский. Коллекция интервью - YouTube | Корреспондент телеканала «Кино ТВ» встретился в Берлине с автором проекта «Дау» Ильей Хржановским, чтобы поговорить с ним о фильмах «Дау. |
Минкультуры России частично отказало в прокате фильма Ильи Хржановского «Дау»
Большое интервью Осенью 2019 года режиссер Илья Хржановский был назначен художественным руководителем мемориального центра «Бабий Яр», созданного для увековечивания памяти жертв нацистских преступлений в Киеве в годы Великой Отечественной войны. Из чернового варианта концепции музея выяснилось, что посетителям будут предлагать ролевые маршруты в виртуальной реальности — они смогут оказаться «в роли жертв, коллаборационистов, нацистов и узников войны». Часть команды мемориального комплекса после прихода режиссера уволилась.
Заручившись поддержкой Сорокина, Илья сел за написание сценария, взяв за основу мемуары Конкордии «Академик Ландау: как мы жили», опубликованные в 1999 году. Масштаб личности и история жизни Ландау поразили молодого режиссера. Хржановский ничего не знал о физике как ученом, но был загипнотизирован его историей сексуальной свободы и гениальности, а трагические перипетии удобно ложились в будущий сценарий. Но, снова пригласив Сорокина к сотрудничеству и приступив к работе, режиссер выяснил, что написанное женой советского ученого во многом не соответствует действительности.
Да и замысел Хржановского был куда глобальнее историй, которые Кора выдавала за правду о великом академике. Илья решает воссоздать реальность, в которой жил Ландау, но при этом заселить его собственными персонажами. Сказано — сделано! Первоначально заявленный бюджет картины составлял 3,5 млн. Этого было вполне достаточно, чтобы снять двухчасовой фильм, но для проекта уровня «Дау», как покажет история, сущие копейки. Львиную долю бюджета потратили на съемку первых сцен в Петербурге и Москве.
Снимать оказалось слишком дорого, от старой советской архитектуры практически ничего не осталось, а сложности в общении с властями того не стоили. Хржановский принял решение перебраться в гораздо-более демократичный по ценам Харьков, тем более, что Ландау пять лет жил там и работал в Харьковском физико-техническом институте в довоенное время. Примерно тогда в команде Ильи появился продюсер Артем Васильев, которому режиссер предлагал сотрудничество, когда только начиналась работа над «4». Вместе они нашли сопродюсеров в Европе и организовали компанию Phenomen Films. Финансирование собирали с миру по нитке. Но главным инвестором стал российский олигарх Сергей Адоньев, основатель компании Yota, с которым Хржановский познакомился на одной вечеринке в Москве.
По словам оператора Юргена Юргенса, когда в Харькове заканчивались деньги — Илья летел в Сардинию и возвращался с новым чеком. Адоньев безоговорочно доверял режиссеру и давал возможность воплотить в жизнь любую творческую задумку. Следующие два года прошли в активной подготовке к съемкам. Когда режиссер отчаялся найти актеров в кинобазе России, люди Хржановского вышли на улицы с фотоаппаратами и отобрали 4500 человек для массовых сцен из 300 тысяч горожан. Отовсюду на съемочную площадку свозили ковры, одежду, мебель, антиквариат — харьковчане и сами приносили старые вещи на специальные пункты приема. Клуб ретротехники предоставил коллекцию советских автомобилей, оборудованных старыми деталями.
Историки копались в архивах, добывая информацию о всех бытовых подробностях того времени — для Хржановского важна была любая мелочь, вплоть до звука, с которым вода стекает по канализационным трубам. Десятки тысяч костюмов, 500 предметов мебели, модель гигантского самолета К-7 и многие другие детали, включая бутылки из-под молока советского периода, ковры и спичечные коробки. Текучка кадров была сумасшедшая — с наемной силой особенно не церемонились. Брали без опыта, жалованье обещали приличное, оплачивали билеты и уговаривали бросить все дела и ехать в Харьков. Молодые специалисты надеялись, что примут участие в том самом интригующем проекте, но оказывались в жерновах бюрократической машины под психологическим давлением режиссера, разгневанных харьковчан и оставшихся без денег рабочих — экономили на всем и совершенно не стеснялись разводить работников на деньги. Слабые отсеивались за пару дней и отправлялись домой без денег в кармане, оставшихся начинали эксплуатировать с еще большим размахом.
Самой популярной разменной монетой становились администраторы проекта. Должностью награждали любого человека, более-менее справляющегося с давлением и нагрузками. Находить жилье для съемочной группы, общаться с чиновниками, выслушивать жалобы местных жителей, планировать логистику, заказывать оборудование, отправлять с денежными вопросами куда-подальше, обеспечивать комфорт Илье Хржановскому и выполнять любые его поручения — вот краткий список обязанностей администратора. Стоит ли говорить, что редкий человек оставался дольше, чем на месяц. Постоянные рокировки специалистов добавляли хаоса в общий котел, тормозили работу, сжигали последние деньги. Классическая ситуация на съемочной площадке: никто ничего не знает, никто ни за что не отвечает.
Главным оператором-постановщиком стал немец Юрген Юргес, сотрудничавший с Рейнером Вернером Фассбиндером, Вимом Вендерсом и Роландом Кликом — он ушел из проекта в 2010, когда у Хржановского начали заканчиваться деньги. Увольняли и штрафовали за любую оплошность, часто было достаточно косого взгляда Хржановского и человек выбывал из команды. Режиссер не только воплощал в реальность антиутопичный проект «дивного нового мира», но и лично отыгрывал роль диктатора. Мой мир — мои правила. Недовольных просили с вещами на выход. Никаких исключений, даже для иностранных рабочих, привыкших к соблюдению трудового законодательства.
Илья Хржановский не вдавался в подробности, он понимал, что всегда найдутся еще сотни людей, которые захотят принять участие в создании настолько амбициозного проекта. Кажется, он специально нагнетал обстановку на съемочной площадке, чтобы даже сотрудники по ту сторону стен Института ощущали эмоциональное давление, теряли связь с реальностью и начинали играть по правилам Хржановского. Но стоит помнить, что каждый шел на это по собственному согласию, с возможностью в любой момент покинуть проект. Харьковские власти оказались лояльны к проекту Хржановского, неразрешенным остался только вопрос локации. Старые корпусы УФТИ на улице Чайковского были строго-охраняемым режимным объектом, да и выглядели они блекло-устаревшими даже по меркам исторического фильма. Было решено построить гигантскую декорацию, суммирующую образы советских НИИ.
Пространство, в котором сотни людей могли жить на протяжении нескольких лет, и которое бы удовлетворяло всем фантазиям режиссера. Изначально съемочный процесс планировали завершить за 63 дня, но грандиозная локация открывала новые творческие перспективы. Еще рано было говорить о судьбе проекта "Дау", но Хржановский уже обеспечил себе место в истории как создатель Института. Такое здание могло существовать только в альтернативной художественной реальности Ильи Хржановского. Общая площадь сооружения — 6000 квадратных метров, главным украшением Института стали три огромные металлические руки, сжимающие молот, серп и человеческий мозг. Системы отопления и вентиляции не было, что особо чувствовалось зимой.
Художники-декораторы в один голос заявляли, что такая временная конструкция не выдержит и обрушится, поэтому к работе привлекли настоящих строителей. Над зданием выделяется наблюдательный пункт, похожий на сторожевую вышку начальника охраны — кабинет режиссера, откуда хорошо просматривался внутренний двор. Советская реальность времен Ландау в Институте воссоздана до мелочей. Рубли, еда, передачи по радиоприемнику, одежда и мебель, мода, прически, сигаретные пачки, пропагандистские плакаты и многое другое. Сюжет фильма охватывал период с 1935 по 1968, поэтому даже время текло иначе — один месяц съемок соответствовал году советской жизни. За 33 года в мире успевает изменится многое, так и за переменами в Институте следили тщательно: менялся дизайн спичечных коробков, развивался внутренний сленг, стены перекрашивались, чтобы имитировать выгорание на солнце.
Внутри действовали правила и законы, установленные Хржановским, за нарушение которых полагался штраф.
Кадр из фильма проекта «Дау» Как вы себе представляете концепцию этого мемориального центра? И вдруг эта огромная часть мира была уничтожена — и будущее всего этого города, да и всей страны поменялось. Мы не знаем, в каком мире мы бы жили, если бы все эти люди остались живы. Для меня важно создать в «Бабьем Яру» такое эмоциональное место, где можно будет что-то почувствовать и про этот потерянный мир, и про самого себя. Задуматься, как рождаются, происходят и переживаются трагедии.
Вот это «проживание» — самый важный аспект. Ведь можно прийти в музей и, несмотря на все цифры и факты, ничего не почувствовать. Поэтому, как мне кажется, в «Бабий Яр» и пригласили именно меня, а не классического музейного деятеля. Нужно создать такое пространство, в котором бы человек понимал, что вещи — происходящие, происходившие и могущие происходить — это не абстрактные вещи. Близость и возможность мгновенного повторения ада нужно всегда осознавать. Эта история вовсе не так далека от нас сегодняшних, и к ней причастны намного больше людей, чем может показаться.
Ещё до карантина мы проводили уборку в Бабьем Яру и находили черепа и кости — они просто валяются там везде. Очень важная задача — связать прошлое с настоящим, осознать их связанность. Инициатива о переименовании станции «Дорогожичи» даже встретила неприятие. Да, но вы и так живете в Бабьем Яру! Выход из метро всего в нескольких десятках метров от мест расстрелов. Как осознать собственное прошлое и не бояться его?
Превратить место забвения в место памяти! Илья Хржановский в центре на съёмочной площадке фильма «Дау» На данный момент больше всего боятся, что проект «Бабий Яр» станет продолжением вашего проекта «Дау». А «Бабий Яр» — это история, и с ней нужно обращаться предельно бережно. Для меня этот проект — не авторский. Я отвечаю за создание выразительного пространства и языка, который передал бы сухие факты истории, в том числе используя современные технологические решения. Каждый из нас, живущий в XXI веке, в отличие от людей прошлого, уже слышал свой собственный голос и видел самого себя на видео, но часто мы по-прежнему не в состоянии разглядеть другого человека.
Чтобы полюбить другого, его нужно увидеть. Моя задача — показать это. Режиссер Илья Хржановский Люди не любят, когда их показывают. Ждёте новых проклятий в свой адрес? Возмущались Пазолини, тыкали зонтиком в произведения импрессионистов, ломали скульптуры. Это связано с реакциями общества, но вместе с тем реакция — это еще и возможность что-то почувствовать.
Все, кроме Дау дирижёр Теодор Курентзис , его жены актриса Радмила Щёголева , их сына в старшем возрасте — музыкант Николай Воронов и директора «Института» с 1938 по 1953 годы Крупицы театральный режиссёр Анатолий Васильев , жили в «Институте» под своими именами. Их реальные биографии были адаптированы под советские реалии. Для съемок было произведено и закуплено 40 000 элементов костюма [28].
Архитектура декорации, костюмы, предметный мир создавали фантасмагорическую реконструкцию советского времени 1930-х — 1960-х годов [29] , [30]. Съемки продолжались с перерывами до ноября 2011 года [12].
Илья Хржановский: «Я снимаю не про Ландау, а про ученого Дау, вымышленный персонаж»
Илья Хржановский в Роттердаме. Январь 2020. Фото: Светлана Хохрякова Online-мероприятия создают атмосферу присутствия. Зрители попадают в дом, в котором при других обстоятельствах никогда бы не оказались. Илья сидел на фоне книжных полок, иногда курил некоторые запреты обстоятельствами места и времени теперь сняты. Библиотека за его спиной состоит из где-то лежавших и полузабытых книг дедушки и бабушки, которые извлечены на свет пару недель назад, когда Илья приехал из Киева, где работает над проектом «Бабий Яр», в Москву. В эти сложные дни он захотел быть поближе к родителям. Формат разговора был задан смелый: стоишь на мавзолее и говоришь перед всем советским народом.
Мы живем в опасное и неожиданное время, когда непонятно, что будет с миром и кинематографом. В тот вечер, пока мы слушали Илью и задавали ему вопросы, пришло сообщение о том, что одна из киносетей России а потом и другая , чтобы окончательно не погибнуть и поддержать сотрудников, запустила доставку еды. Почти два года дирекция Московского международного кинофестиваля безуспешно пыталась решить проблему его показа в России на большом экране. Теперь пандемия все расставила по местам. Мировая премьера 700-часового и наделавшего шума арт-проекта о советском физике и лауреате Нобелевской премии Льве Ландау Дау, как его называли , роль которого сыграл греческий дирижёр Теодор Курентзис, состоялась больше года назад в Париже. А в феврале на Берлинском кинофестивале представили два фильма из 16-ти. С них и начнется показ.
Наташа» и «DAU. Затем покажут все фильмы и сериал, 700 часов отснятого материала, по которому можно будет путешествовать, как это было в Париже. Но если там мы смотрели рабочий материал, то теперь зрители увидят его в законченном виде. Поскольку действие происходит в замкнутом пространстве на территории секретного института, специально построенного на харьковском стадионе, то все это окажется близко зрителю, как никогда. Мир сел под домашний арест» - сказал Хржановский. Как в таких условиях спасаться? Его рецепт - жить полной насыщенной жизнью и в радости, давать что-то другим, не погружаться в дегустацию депрессии.
Оказаться в воронке мрачнейшего ощущения от мира легко.
Но есть и те люди, которые не боятся экспериментировать. Эти режиссёры снимают необычное кино, которое может понравиться лишь определенным и хорошо подготовленным зрителям. Их фильмы редко доходят до нашего проката и остаются многими незамеченными. В нашей стране арт-хаус также начинает набирать популярность. В 21-м веке стало появляться всё больше молодых режиссёров, которым есть что сказать. Одной из самых неординарных личностей российского кино можно смело считать режиссёра по имени Илья Хржановский. О его творчестве и пойдет речь в нашей сегодняшней статье. Биография режиссёра Илья Хржановский родился 11 августа 1975 года в столице России - Москве. Он является внуком достаточно известного в прошлом художника и артиста Юрия Хржановского.
Так что нет ничего удивительного, что Илья в итоге также решил избрать творческий путь. Ещё в молодые годы Илья Хржановский понял, с чем хочет связать свою жизнь. Изначально он пошёл в местное учебное заведение, в котором обучался живописи. Но вскоре Илья понял, что его больше тянет к кинематографу, который в те годы уже имел серьёзный успех, хоть и находился во временном упадке. Свои первые работы он стал снимать ещё в далекие 90-е. Но особого успеха они Илье не принесли. Далее мы поговорим о его более знаменитых фильмах. Фильмография Фильмография Ильи Хржановского крайне скромна. Она насчитывает всего несколько фильмов.
Потому что где бы я ни жил, какие бы паспорта у меня ни были, конечно, я люблю Россию и сопереживаю тому, что происходит в этой глубоко несчастной стране. Я бы относился к России как стране травмированной, изнасилованной, которая сама себя уничтожала. Десятки миллионов убитых самими собой, нищета, постоянно жизнь в страдании. При этом любовь и уважение к страданию — ты же не можешь быть радостным человеком, у тебя нет на это права, ты и должен страдать, умирать за других. Ты должен все время совершать какой-то подвиг вместо того, чтобы строить свою жизнь. Эта непройденность прошлого исключает возможность видеть какую-либо картину будущего, да и настоящего. Александр Генис: То есть у нас вместо настоящего и будущего осталось только одно время — прошедшее… Илья Хржановский: … придуманное прошедшее время. Потому что прошлое, которое является частью российской памяти, не имеет никакого отношения к тем подлинным событиям, которые происходили тогда: это все искажено. Результатом этого искажения стало закрытие музея в колонии в Перми, посадки таких людей, как Дмитриев, и террор относительно тех, кто пытается вызвать к памяти правду и может дать почувствовать людям что-то о них самих, дать возможность им выбирать, как жить. Фиктивная картина уничтожает возможность выбора. Только между чем и чем ты можешь выбирать? Александр Генис: Как мастер памяти, как вы относитесь к войне памятников? Памятник — это в сущности воплощенная память, не так ли? Отсюда споры. Когда в Украине произошел "Ленинопад", то Войнович сказал: "Вандализмом было не сносить их, а ставить". Только что в моей Риге снесли памятник российским солдатам, который был в Латвии местом сбора путинской "пятой колонны". Его снесли, но в Риге были большие протесты по этому поводу. Дело в том еще, что мой товарищ, очень хороший скульптор Джеф Блумис как-то сказал мне: "Художник рисует картины, а скульптор создает богов". Если памятник — это идол, тогда с ним можно бороться. И проблема идолоборчества чрезвычайно остра, в том числе и в Америке. Как вы, специалист по памяти, относитесь к этому процессу? Илья Хржановский: Лично я считаю, что это абсолютно правильная идея: все памятники Ленину, Дзержинскому и прочим преступникам против человечества должны быть снесены, но я не считаю, что они должны быть уничтожены. Из них нужно сделать отдельный музей, может быть, даже в каждом регионе. Кстати говоря, в Москве был такой "Музеон", место возле Центрального дома художника, куда свозили эти обрушенные памятники. Просто, к сожалению, их мало порушили. Я бы хотел оказаться в том месте, где вы увидите бесконечное количество Лениных, Сталиных и так далее. Так ты понимаешь масштаб того кошмара, того искажения, того превращения людоедов в богов. Ведь кто бог русского народа был много лет? Каннибалы, потому что они поедали людей, а им стоят памятники. Как можно ставить вопрос: сносить ли памятник соседу, когда Рига, прибалтийские страны были оккупированы Советами — это известный факт, поэтому я считаю, что у них есть полное право сносить памятники, ставить памятники — это дело их собственного взгляда. Александр Генис: Вы знаете, есть такое место, маленький город Цесис в Латвии, город, крестоносцами построенный еще, там стоял грандиозный памятник Ленину. Я не знаю, почему именно там он стоял. Но что с ним сделали: его не сломали, не выбросили, а его положили. Он стоял, а теперь лежит, и можно вдоль Ленина пройтись, прогуляться взад-вперед. Это похоже на повергнутого языческого идола. Так приспособили памятники к новому пейзажу. Илья Хржановский: В свое время частью проекта первой премьеры "Дау" в Берлине была постройка Берлинской стены на протяжении двух с половиной километров. Идея была в том, что ее нужно ритуально уничтожить, ритуально еще раз снести. Потому что Германия имеет дело до сих пор с травмой ГДР. Этот проект, к сожалению, не осуществился по ряду причин. Но я считаю, что очень важно проводить ритуалы, которые бы давали возможность покончить внутри себя с травмами, связанными с прошлым. Это может делать только искусство, только культура, именно она ответственна за это. Такое нельзя сделать просто каким-то постановлением, это должны быть мистерии. Я верю в мистериальную силу искусства, верю в то, что сейчас искусство и культура будут играть совершенно другую роль, чем они играли во время ренессансной культуры, которая только что закончилась. Если мы изучим, как была устроена культура Древней Греции, то увидим, что культура была средством практическим. Люди использовали культуру, они через нее совершали некие действия внутри себя. Поэтому строили не театры возле больницы, а больницы возле театров и прокладывали коридор под сценой, чтобы больные могли приходить и излечиваться. Люди в древние времена понимали, что именно ритуал, именно возможность дублирования реальности, создание дополненной реальности, дополненной не в технологическом смысле, а другой реальностью, дает возможность решить какие-то вопросы в той действительности, в которой ты живешь. Я не сомневаюсь, что такие проекты и такие направления в искусстве будут очень и очень актуальны, потому что они нужны. На них нужно опереться, чтобы выйти из той воронки, в которую летит не только ситуация в Украине и России, а в которую летит сейчас человечество. Александр Генис: Искусство как терапия, ритуал как костыль? Илья Хржановский: Искусство как возможность очищаться, искусство как медицина. Александр Генис: Это и есть катарсис. Илья Хржановский: Да, катарсическая природа, собственно, это та же греческая история. Александр Генис: И она означает именно что очищение, в том числе и физическое. Илья Хржановский: И этого не нужно бояться.
Участники проекта не могли выходить за пределы съемочной площадки. Люди просто жили под прицелом десятков камер. В фильм вошли и самые интимные, и самые жестокие сцены без цензуры. В западной прессе "Дау" уже назвали "Шоу Трумана Сталинской эпохи". На съемочную площадку приезжали гости, бизнесмены и художники. Они принимали условия эксперимента: переодевались и оставались жить в институте на какое-то время. Это было иммерсивное шоу создающее эффект присутствия, погружения с фильмами, перформансами, инсталляциями, детально воспроизводящими советскую жизнь. Попасть на показ непросто. Для зрителей предусмотрены не билеты, а визы: на 6 часов, на сутки или неограниченного действия, вплоть до завершения парижской части проекта.
Режиссёра «Дау» Илью Хржановского признали иноагентом
Минюст внес в реестр иноагентов писательницу Людмилу Улицкую и режиссера Илью Хржановского. Кто мы?» режиссер и автор проекта DAU Илья Хржановский рассказал о своем фильме и работе над новым проектом «Бабий Яр», проявив философский и ораторский дар. Режиссер Хржановский ушел с поста худрука "Бабьего Яра" в Киеве. С 1998 по 2002 год Хржановский работал режиссером и продюсером коммерческой рекламы и создал сериал "Список возлюбленных РФ" для российского канала ТНТ[13], снятый ведущими российскими режиссерами.
Власти запретили восстанавливать Берлинскую стену ради арт-проекта
Эксклюзивное интервью Ильи Хржановского в Берлине | Berlinale режиссёр Илья Хржановский представил свой скандальный проект "Дау". |
Людмилу Улицкую и Илью Хржановского признали иноагентами - 2 марта 2024 - НГС42.ру | Наш рассказ — о том, как биография физика Льва Ландау взбудоражила режиссера Илью Хржановского и это изменило жизнь Харькова, а также стало сенсацией в Париже. |
Илья Хржановский — о «Дау», интимности и этике | РБК Стиль | Писательница Людмила Улицкая и режиссер Илья Хржановский внесены в реестр иноагентов. |
Минюст РФ признал иноагентами писательницу Улицкую и режиссера Хржановского
В частности, в него включены писательница и сценарист Людмила Улицкая и режиссер, сценарист и продюсер Илья Хржановский. Режиссер Илья Хржановский сообщил, что покинул в начале этого лета пост художественного руководителя мемориального центра «Бабий Яр» в Киеве, который он занимал с 2020 года. Режиссер Илья Хржановский Илья Хржановский: реакция на проект "Дау" во многом анекдотична.
Власти запретили восстанавливать Берлинскую стену ради арт-проекта
Осуществляла пропаганду ЛГБТ-отношений», -говорится в заявлении ведомства. Уточняется, что они проживают за пределами Российской Федерации.
Режиссёр является сыном мультипликатора Андрея Хржановского и с 2007 года проживает за пределами России. В список также попали писательница Людмила Улицкая и благотворительный фонд «Нужна помощь». Масштабный биографический проект «Дау» дебютировал в 2019 году и рассказывал о жизни советского физика Льва Ландау Теодор Курентзис.
Я уверен, что это будет показано в России в какой-то момент, потому что это определённо не порнография или насилие. Эти сексуальные или насильственные элементы присутствуют в фильмах, но они не являются ключевыми элементами. Они просто существуют как часть историй о человеческой хрупкости.
Хржановский заявил, что, если потребуется, он сам станет истцом в деле о запрете на прокат в родной стране. Россия — крупная страна, и, может быть, они [государство] сопротивляются этому, а может быть, и нет, потому что в этих фильмах нет ничего против Путина или чего-то подобного. Это о человеческой природе, и глупо не дать людям возможность наблюдать за ней. А в интервью «Афише Daily» режиссёр объяснил свой взгляд на конкретные сцены, в связи с которыми у Шороховой и других возникают к нему серьёзные вопросы. Всегда, когда в фильме планировались крайне резкие по действию сцены, мы все проговаривали. Такие сцены всегда требуют огромного напряжения и ответственности по обе стороны камеры. Я мог предполагать, что у этих людей могут возникать соответствующие ощущения.
В мире кино есть и менее серьёзные разбирательства, которые тем не менее заставляют людей злиться. К примеру, Шайа Лабаф посмеялся над коллегой с синдромом Дауна, но критики зря его обвиняют, ведь стыдно должно быть не ему, а им самим , потому что у него с «жертвой» есть важная предыстория. В это сложно на самом деле легко поверить, но тёмное прошлое есть и Роберта Дауни-младшего. Актёру пришлось оправдываться за блэкфейс в фильме «Солдаты неудачи», но сделал это так, что в дальнейшем обвинения к нему будет невозможно предъявить.
Обращение с просьбой о выдаче удостоверения поступило 31 октября. Отказ в министерстве объяснили тем, что фильм «содержит материалы, пропагандирующие порнографию».
При этом шесть частей фильма получили прокатное удостоверение. Мировая премьера «Дау» прошла в январе 2019 года в Париже. Свой проект Илья Хржановский назвал в честь нобелевского лауреата советского физика Льва Ландау, которому он посвятил фильм по мотивам мемуаров вдовы академика Коры. Главную роль в картине сыграл дирижер Теодор Курентзис. Над проектом Хржановский работал больше 10 лет.
Писательница Улицкая и режиссер Хржановский пополнили ряды иноагентов
Так появилась должность художественного руководителя, которую занял Илья Хржановский — российский режиссер и автор «Дау». Минюст РФ объявил «иноагентами» писательницу Людмилу Улицкую и режиссёра Илью Хржановского. Одной из самых неординарных личностей российского кино можно смело считать режиссёра по имени Илья Хржановский. В пояснении сказано, что Улицкая и Хржановский выступали против специальной военной операции на Украине.
Последние новости
- «Толерантность к чепухе». Что за проект «Дау» и что пишут видевшие его | Аргументы и Факты
- «Честно говоря». Режиссёр Илья Хржановский. Национальные трагедии и преступления власти
- Минюст обновил списки иноагентов. В реестре — знаменитая писательница, режиссер и экс-депутат
- Минюст признал иноагентами писательницу Улицкую и режиссера Хржановского
- «Логика есть, просто она другая»
- Минюст РФ внес в реестр иноагентов писательницу Улицкую* и режиссера Хржановского*