А писателям Ромену Роллану и поэту Луи Арагону роман Николая Островского нравился. Тем не менее Островский каким-то чудесным образом умудрился получить медаль Петра Столыпина «за большой вклад» в проведение юбилея. Странные вопросы о мистике: отвечает священник Павел Островский.
Путин дал поручение о подготовке к 200-летию писателя Островского
Праправнучка писателя Островского сохранила семейную традицию в память о предке | Островский принес в русскую драматургию необычайно много нового, его имя называют среди столпов, на которых держится русский театр, наряду с Фонвизиным, Грибоедовым и Гоголем. |
Путешественник, модник, режиссёр: чего мы не знали об Александре Островском | один из основателей Общества русских драматических писателей и оперных композиторов, созданного в 1870 году с целью защиты прав творческих. |
Путин дал поручение о подготовке к 200-летию писателя Островского | 200 лет А. Н. Островскому, который 17 лет проработал в суде, написал 47 пьес и создал русский национальный театр. |
Гений из Замоскворечья: об основоположнике национального театра Александре Островском
цитирует высказывание исследователя творчества Островского Владимира Лакшина РИА Новости. Писатель прекрасно разбирался не только в мужском, но и в женском костюме. Прошедшие два столетия убедительно доказывают, что гений Александра Островского сомнению не подлежит. Первая пьеса Островского, которая принесла ему известность, хотя с трудом прошла цензуру и долгое время не разрешалась к постановке, — «Банкрот, или Свои люди — сочтемся». Открывает большую программу к 200-летию со дня рождения Александра Островского премьера авторского проекта Игоря Золотусского "Александр Островский. Так говорил об Александре Островском писатель и критик Иван Гончаров. В Москве сегодня начинается фестиваль «Островский в доме Островского», посвященный 200-летию великого драматурга, и пройдет до 16 апреля включительно.
Александр Островский: «Я и есть русский театр»
Только в Киеве в рамках так называемой масштабной кампании по дерусификации и десоветизации запланировали снести 296 объектов, связанных с СССР или Россией. В декабре прошлого года в городе Шепетовке в Хмельницкой области Украины демонтировали памятник Островскому. Монумент, располагавшийся на площади перед Шепетовским музеем, разобрали по частям с помощью автокрана. В украинском посёлке Кечигевка в Харьковской области демонтировали памятник советскому писателю Максиму Горькому, который много лет стоял возле железнодорожного вокзала. А в марте монумент писателю снесли в Середняках Миргородского района Полтавской области.
Брак с актрисой В 1869 г. Александр Островский вступил в брак с Марией Васильевной Бахметьевой, актрисой, которая служила в Малом театре. У них родилось четверо сыновей и две дочери. С приходом артистки в жизнь драматурга его жизненный уклад претерпел большие изменения. Новая жена была женщиной широкой души и привыкла к жизни с размахом. Несмотря на то что драматург получал большие гонорары, они не могли обеспечить высоких потребностей Марии Васильевны. В результате семье иногда приходилось отказывать себе даже в самом необходимом.
Реабилитация в санатории на Старой Мацесте. Его письма к родным полны радостных надежд: «Санаторий высоко на горе, кругом лес, пальмы, цветы. Красиво, покарай меня господь! Ванны в 200 шагах внизу! Возят на линейке с горы вниз. Но какие спецы санитары! Ни толчка, ни удара! Среди нянь и санитаров есть уже друзья. Через пять дней в ванне будут делать массаж, выносить под пальмы днем в специальных креслах. Кормят пять раз в день, на убой — о несчастье мое!.. Сплю хорошо. Ночью мертвая тишина, целый день открыты окна. Вот где я отдохну, тут ещё красивее Сухуми». Когда читаешь письма Островского этого периода, написанные крупным неразборчивым почерком, понимаешь, почему он с горечью восклицает: «сволочные глаза, саботируют — пишу, но, убей, не вижу, что пишу. Боюсь, написал слово на слово, ничего не разберешь". Рядом с ним его жена и старшая сестра. В декабре 1928 года, узнав о бедственном положении сына, в Сочи приезжает Ольга Осиповна Островская. В течение этого года катастрофически ухудшается зрение последствие ранения в голову 1920 года. Связь с миром — через наушники радиоприемника, через друзей и близких. Они читают книги, пишут под диктовку, хлопочут о пенсии, дальнейшем лечении и т. Лозунг для каждого приходящего: «Читай! Читают до заплетения языков». Здесь пальмы, тепло, чуть-чуть как не в тропических странах. Громадные снежные горы и такая красота, дружок! Осенью следующего года при поддержке своих друзей Островский едет в Москву. В клинике МГУ ему делают операцию, которая ничего не изменила в его жизни. Это было время депрессии, когда он окончательно ослеп и не понимал, чем может быть полезен обществу. Рядом близкие люди, друзья, которые хорошо знают его талант рассказчика и оратора. Осенью он впервые упоминает о предстоящей работе над романом "Как закалялась сталь": «У меня есть план, имеющий целью наполнить жизнь мою содержанием, необходимым для оправдания самой жизни». Запись книги вслепую, по транспаранту, и под диктовку начнется еще в Москве, в журнале "Молодая гвардия" печатается 1 часть романа "Как закалялась сталь", в 1932 году в ноябре выходит отдельное издание книги. Летом Островский снова в Сочи. Здесь он начинает диктовать страницы второй части романа «Как закалялась сталь»: «Я живу с матушкой у самого моря, лежу на балконе у моря, и свежий норд-ост дует в лицо. Весь день во дворе под дубами и пишу, ловя хорошие дни и порыв. Самое хорошее — это есть силы работать и голова светлая. Кругом жизнь южного курорта. Знойное солнце. Веселый говор; счастливый смех женщин, а у меня крепко сжаты губы. И от сурового парня уходят после двух-трех слов. Думают, злой". Спешу жить, то есть писать. Нельзя грустить. Люди из железобетона не могут этого делать». Находясь здесь, явственно представляешь себе жизнь обитателей дома. В нем не нарушался покой, жизнь шла как будто размеренно и ровно. Кабинет писателя, спальная и гостиная обшиты темным натуральным ореховым деревом, приглушающим яркий свет. На окнах — темно-зеленые шторы. В центре кровать писателя, которую было удобно выкатывать на прогулку, на ней - бамбуковые палочки и специальный пульт для вызова домашних. Два портрета на стене — Сталина и вручавшего писателю орден Ленина Петровского; рояль на вырученный гонорар, диван для гостей, которых здесь бывало немало. По просьбе писателя был куплен письменный стол, хотя он за ним не работал. На нем — ваза с красивыми розами даже не подумаешь, что они резиновые — подарок писателю от рабочих Ярославского завода резиново-технических изделий. В доме было установлено два телефона один в комнате у писателя ; кстати, Островский был 28-м абонентом при переезде в Сочи. Главным и важным для него являлся радиоприемник. А еще — газеты и журналы, их приходило 25 наименований. В парадной, за стеклом - шинель и буденовка, подаренные Островскому сочинскими пограничниками, рубашка с украинским орнаментом от сестры, комиссарско- бригадные знаки различия.
История Александр Островский сказал однажды: «Я и есть русский театр». И это не преувеличение: он не только написал для театра 47 пьес — целый репертуар! Родители Островского были оба выходцами из духовенства: дед по отцу был священником, дед по матери — пономарем, бабка по матери — просвирней. Той самой московской просвирней, которые, по мнению Пушкина, говорили самым правильным и чистым русским языком. Жили Островские в Замоскворечье — в тихом, уютном и, как говорили, самом благочестивом уголке Москвы, где на каждом шагу церковь, в палисадниках сирень, а из домов пахнет какими-нибудь кулебяками. Замоскворечье населяли мещане, купцы, мелкое чиновничество, духовенство, словом, будущие герои пьес Островского. Ему с детства знакомы были и нравы этой среды, и язык, которым здесь говорили. Более того, у него была чудесная няня, Авдотья Кутузова, которая рассказывала ему русские сказки и пела русские песни. Отец, мама, мачеха Дом в Замоскворечье, в котором родился А. Он выбрал статскую службу, стал судейским стряпчим и в 1838 году, дослужившись до коллежского асессора, получил дворянство, полагавшееся чиновникам 8-го класса и выше. Как вспоминал друг Островского Николай Берг, в доме Островских «с утра до ночи толклись купцы, решая разные свои вопросы», в том числе вопросы банкротства; «Не мудрено, что язык купцов стал некоторым образом его языком. Он усвоил его себе до тонкости». Мама будущего драматурга занималась детьми. У детей были учителя танцев и пения, маленький Саша учил французский и немецкий. Мама умерла, когда ему было всего восемь лет, после рождения близнецов, которые потом тоже умерли; всего в семье было восемь детей, из них четверо не дожили до совершеннолетия. Александр был старшим. Отец заботился о детях, нанимал им хороших учителей, дети могли пользоваться большой отцовской библиотекой. Когда Александру было тринадцать, отец снова женился на шведской баронессе Эмилии фон Тессин. Об отношениях подростка с мачехой сведения сохранились самые противоречивые; впрочем, она со всей серьезностью отнеслась к образованию детей. Еще в гимназии Александр увлекся литературой и театром, играл в драматическом кружке и с восторгом рассказывал товарищам о знаменитых актерах, которых видел в театре. В 17 лет он окончил гимназию и по требованию отца поступил в Московский университет на юридический факультет. Он стал пропускать занятия, часто ради театральных спектаклей, затем несколько раз пересдавал экзамен по римскому праву и так и не сдал его, после чего был отчислен из университета. С этого момента начался затяжной конфликт отца и сына, который продолжался до самой смерти Островского-старшего. Островский-канцелярист и первые пьесы А. Островский в 1856 г. Фото: Российская национальная библиотека. Справа — афиша спектакля «Свои люди — сочтемся», 1861 г. В Совестном суде обычно рассматривали дела, не связанные со злым умыслом: например, преступления, совершенные людьми с психическими заболеваниями или умственной отсталостью; внитрисемейные дела; дела несостоятельных должников. Одной из задач суда было добиться примирения сторон. Островский прослужил в судах 17 лет. Говорят, писателю нужно «узнать жизнь»; в этом смысле у Островского была огромная практика — столько разных людей он видел, столько жизненных перипетий.
Фиаско миссионера
В рамках фестиваля театром «Галерка» был проведен культурно-просветительский проект «Достоинство русского человека в творчестве А.Н. Островского», направленный на. Из этого материала рождаются первые зарисовки Островского-писателя. Новости. 11 апреля в Малом театре стартует фестиваль «Островский в Доме Островского». Соавтор драматурга Н. Я. Соловьёв расценивал своё сотрудничество с Островским как «лучшую образовательную школу драматического писателя». 26 апреля 2012 года Алексей Островский вступил в должность Губернатора Смоленской области. В 1845 году Островский начал работать уже в Коммерческом суде, где не только вел протоколы, но и принимал жалобы от людей.
«Вот мне приют…» Островский в Щелыкове
И именно уязвлённая гордыня лежит в основе той кампании, которую он развернул по дискредитации авторов статьи, критикующих его миссионерские подходы. Напомним, что один из авторов — протоиерей Андрей Хвыля-Олинтер, которому 13 марта исполнилось 79 лет. Примечательно, что сам отец Павел в своём комментарии в телеграмме откровенно саморазоблачается, показывая, что его интересуют вовсе не выяснение истины и не убеждения оппонентов, а как бы статья с критикой не была положена на стол его начальству и как бы он не пострадал за это, не потерял «тёпленькое местечко» в Москве. Попытка избежать гонений за правду — очень странная позиция для православного человека. Примечательны также и миссионерские методы, которые использует священник Павел Островский.
Он откровенно кичится количеством сторонников, поддержавших его. Однако нам удалось ознакомиться с частью комментариев в его телеграмме, когда они были открыты, — многие из них звучат следующим образом: «Статью не читал, но Вам верю». Есть чем гордиться? Как это напоминает знаменитую фразу советского пролетария: «Пастернака не читал, но осуждаю».
Здесь можно узнать историю, произошедшую в маленьком провинциальном городке Калинове на Волге, в котором время словно остановилось. Городок полон предрассудков, а жители будто бы «законсервированы» старыми порядками и страшатся каких-либо перемен в привычном укладе. Юная Катерин, с ее тонкой, чувствительной ко всему ложному натурой, в таких условиях чувствует себя обреченной. Героиню рано выдали замуж, и теперь трепетный огонь ее души медленно тускнеет в доме с властной свекровью Кабанихой и безвольным мужем Тихоном, способным лишь на повторение слов маменьки. Все круто меняется, когда в город приезжает по делам молодой племянник местного купца Борис.
Он выгодно отличается от местных жителей городка. Уставшей от окружающей серости и зашоренности Катерине невозможно устоять перед ним. Читателю предстоит проследить за душевными метаниями героини, и увидеть, как надвигающаяся гроза отразится на судьбе каждого персонажа. Сборники остросоциальных пьес Александра Островского — «Бедность не порок», «Бесприданница», «Волки и овцы» и других — наиболее полно раскрывают суть русского купечества XIX века. Психологически выверенные характеры героев, скрупулезно точно переданный быт и нравы людей того времени вместе с четко очерченными переживаниями персонажей держат читателя в напряжении до последней строчки.
Александр Николаевич Островский — писатель, зародивший великое понятие драмтеатра. Это человек, который сумел пройти сквозь множество осуждений известных личностей и правительства и внести огромный вклад в творческую историю России. Имя великого драматурга до сих пор красуется на исторических и учебных постройках, а также украшает названия улиц России и других стран. Островского , с которой можно ознакомиться в абонементном отделе библиотеки Таганрогского института имени А.
И уже в самом начале было отмечено: вошёл он в литературу сразу как сложившийся писатель, то есть без какого-то подготовительного периода. Большая редкость! Из-за цензурного запрета на сцене она появилась только через 11 лет — под названием «Свои люди — сочтёмся! А ведь оно поистине огромно! Из-под его пера каждый год выходила новая пьеса, а иногда и по две-три. В итоге получается 47 драматургических произведений самых разных жанров. Надо к этому присоединить ещё семь пьес, написанных совместно с другими драматургами. Он же дал русской сцене более двадцати переводных пьес — Шекспира, Гольдони, Гоцци и т. Гончаровым, тоже признанным классиком.
Вот что написал он драматургу: «Литературе Вы принесли в дар целую библиотеку художественных произведений, для сцены создали свой особый мир. Вы один достроили здание, в основание которого положили краеугольные камни Фонвизин, Грибоедов, Гоголь. Но только после Вас мы, русские, можем с гордостью сказать: «У нас есть свой русский, национальный театр». Он, по справедливости, должен называться: «Театр Островского». Широта и глубина гения — Гончаров, как и другие наиболее проницательные современники Островского, ещё вон когда сумел верно оценить уникальное его место в нашей культуре. Однако, согласитесь, такое отношение к сделанному драматургом было далеко не единым. С одной стороны, колоссальный успех у читателей уже первой напечатанной пьесы, а у зрителей — первых спектаклей по его произведениям. Но с другой — яростные нападки недругов, попытки всячески принизить значение того, что он пишет, свести на нет его талант и мастерство. А скажите, разве не так же было и по отношению к самому Пушкину?
Если понять, что искусство, или шире — культура, есть по сути своей борьба добра против зла, то совершенно очевидно: силы зла поднимаются в сопротивлении тем активнее, чем сильнее явление добра в творении таланта, а особенно гения. Прошедшие два столетия убедительно доказывают, что гений Александра Островского сомнению не подлежит. Так что происки недругов и при жизни его, и теперь меня нисколько не удивляют. Огорчают — да, очень огорчают. И требуют отстаивать величие нашего национального достояния, о чём я помню всегда. Известно, что Островского после появления первых его пьес стали называть «Колумбом Замоскворечья». Имелся в виду мир купечества, из которого вошли в литературу и театр основные действующие лица новой его драматургии: купцы, приказчики, стряпчие, свахи и т. Что ж, это не случайно: до того закрытый сей мир обретал в России всё больший вес и влияние. Вот Островский во всей красе и показал «тёмное царство» хищников и стяжателей, самодуров и дельцов.
Им, вобравшим в себя «свинцовые мерзости жизни», он вынес свой беспощадный приговор. Но жаль, я считаю, что в общественном мнении для многих создано представление об Островском только как о «специалисте по купцам». Хотя ведь и в социальном плане он неизмеримо многообразнее: в последующих пьесах его мы видим и дворянство, и чиновничество всякого разряда, и мещан, разночинцев, даже нарождающуюся буржуазию. То есть перед нами широчайшая панорама российской жизни за полвека. Он воплотил живые человеческие характеры, подчас в их неоднозначности, многослойности, противоречивости и сложном развитии. Целая галерея интереснейших образов до сих пор остаётся притягательной как для зрителей, так и для исполнителей. Причём всё это в редкостном жанровом многообразии — от комедий до высоких трагедий, от исторических хроник до сказочной «Снегурочки»... Личный опыт свидетельствует — То, о чём вы сейчас говорите, казалось бы, должно быть очевидным для всех. Однако попытки «низвержения» Островского продолжаются.
А иногда они приобретают прямо-таки патологический оборот, как было во время «перестройки» и ещё хлеще после рокового 1991-го. Вы же помните? Договаривались до того, что не нужен он совсем, этот «музейный театр». А ведь это были не только замечательные, но и выдающиеся работы, о чём не раз приходилось мне в то время высказываться на страницах «Правды». Например, о «Лесе» Островского в постановке Юрия Соломина. Считаю важным вспомнить и тот спектакль, о котором вы сейчас сказали. Но сперва, коли уж речь зашла лично обо мне, сделаем некоторое отступление к началу моей работы в Малом. Как и все актёры нашего театра, обойти Островского я не мог. Первой стала роль мальчугана Тишки, служащего у купца Большова, в спектакле «Свои люди — сочтёмся».
По объёму роль небольшая, но по замыслу драматурга существенная, что я и старался передать. Старания были признаны не напрасными. А вот следующая роль по Островскому стала для меня в полном смысле слова этапной.
В 2023 году исполняется 200 лет русскому драматургу и писателю Александру Николаевичу Островскому.
Но только после вас мы, русские, можем с гордостью сказать: «У нас есть свой русский, национальный театр». Он по справедливости должен называться «Театр Островского». Московский городской Дом учителя посчитал необходимым провести конференцию, посвященную этому великому явлению в русской и мировой драматургии. В конференции приняли участие педагоги наших школ, учащиеся старших классов, в режиме онлайн выступил известный исследователь творчества Островского Юрий Владимирович Лебедев, доктор филологических наук, профессор и автор учебников по русской литературе для старших классов. Готовясь к конференции, мы были не очень уверены, что она вызовет большой энтузиазм со стороны школ. Будем честны: литературе не очень легко в современной школе.
Но, кажется, мы возвращаемся к пониманию, что без знания своей культуры, без усвоения нравственных базовых ценностей можно легко сделать основой жизни позицию героя «Бесприданницы» Паратова: «Что такое «жаль», этого я не знаю. У меня, Мокий Парменыч, ничего заветного нет; найду выгоду, так все продам, что угодно» при этом есть в пьесе характеристика Паратова со стороны: «Сердца нет, оттого он так и смел». Философия Паратова в современной цивилизации укореняется в сознании человека почти как основа для успешной жизни. Этой философии легко поверить и следовать чего стоит пожелание: «У тебя все получится…» Только здесь недосказано: «Получится, если будешь трудиться, если будешь любить и ценить других людей…». А ведь в драматургии А.
Разумеется, учителя делали свой выбор самостоятельно, но участие в конференции старшеклассников — это прямая заслуга учителей. Работы этих педагогов отличаются продуманностью, осознанной научной позицией в оценке выбранной темы, общей литературной эрудицией и пониманием, что современный учитель должен быть очень образован и иметь профессиональные интересы, выходящие за рамки урока. Только этот уровень знаний сегодня может обеспечить авторитет учителю. И мы искренне поздравляем этих учителей с их выступлениями на конференции.
Работая при дирекции Императорских театров, он добился различных преобразований в сфере искусства и поспособствовал улучшению положения артистов. Островский написал около 50 пьес, которые по сей день сохраняют актуальность, ставятся на многих площадках и становятся основой фильмов.
Оригинал хранится в Государственном историческом музее. Чаев, И. Кондратьев, В.
Новая жена была женщиной широкой души и привыкла к жизни с размахом. Несмотря на то что драматург получал большие гонорары, они не могли обеспечить высоких потребностей Марии Васильевны. В результате семье иногда приходилось отказывать себе даже в самом необходимом. Указом, вышедшим в 1883 г. По тем временам это была весьма солидная сумма. Тем не менее Островский всю оставшуюся жизнь испытывал материальные трудности. Помимо того что ему нужно было содержать свое семейство, он был очень щедрым человеком и старался всегда помогать нуждающимся.
Здесь он провел значительную часть своей жизни. Островский жил и писал в родовой усадьбе в селе Щелыково, что в 20 верстах от Кинешмы. А потому кинешемцы по праву считают его своим земляком.
Сегодня исполняется 200 лет величайшему русскому драматургу Александру Николаевичу Островскому
Александр Островский — автор около 50 пьес, среди которых — «Женитьба Бальзаминова», «Гроза», «Бесприданница», «Волки и овцы» и «Без вины виноватые». русского драматурга, театрального деятеля и основоположника современного русского театра. В этом году мероприятие организовано к 200-летию со дня рождения русского драматурга и писателя Александра Островского. У писателя Николая Островского была болезнь, которая отравляет жизнь многим нашим современникам. А писателям Ромену Роллану и поэту Луи Арагону роман Николая Островского нравился. Памятник советскому писателю Николаю Островскому, автору романа «Как закалялась сталь» около детской библиотеки демонтировали в Харькове, сообщают местные СМИ.
Колумб Замоскворечья. К 200-летию Александра Островского
До 16 апреля в Малом театре идет XIII театральный фестиваль «Островский в доме Островского». А писателям Ромену Роллану и поэту Луи Арагону роман Николая Островского нравился. Кларк считала, что главным объектом имитации для советских писателей были жития святых воинов, однако в случае Островского это так лишь отчасти. О самых необычных и малоизвестных фактах из биорафии писателя РИА Новости рассказали в Бахрушинском театральном музее. Найденная в архивах автобиография писателя кардинально расходится с биографией Павки и тем, что писали о самом Островском.
Так закалялась сталь: как слепой Николай Островский писал свой знаменитый роман
К этому событию в библиотеке оформлена выставка — «Жизнь моя принадлежит театру». А читателям было предложено ознакомится с материалами выставки и ответить на вопросы кроссворда по произведениям знаменитого писателя. С заданием справились, ответили на все вопросы.
Всего планируется 19 спектаклей, 14 из них пройдут в столице, остальные — на сцене филиала Малого театра, который находится в Ханты-Мансийском автономном округе. Творчество великого драматурга и детали фестиваля обсудили сегодня на пресс-конференции.
Произведения Островского, по словам заместителя министра культуры РФ Аллы Маниловой, востребованы по сей день, потому что драматург затрагивает актуальные социальные и общественные аспекты, передавая их художественным языком. Автор, как считает Манилова, «стоит на защите» русской классики и сохраняет национальные театральные традиции, не давая им провалиться в небытие. Нет равных по востребованности этого автора у нас в стране. Островского ставят и национальные театры России, то есть те театры, которые созданы для того, чтобы говорить со сцены на своих национальных языках.
Не на русском.
Новости и анонсы В 2023 году исполняется 200 лет русскому драматургу и писателю Александру Николаевичу Островскому. Родился Александр Николаевич 12 апреля 1823 года в Москве, вырос в купеческой среде. Мать умерла, когда ему было 8 лет. Островский получал образование дома.
У его отца была большая библиотека, где маленький Александр впервые стал читать русскую литературу. Однако отец хотел дать сыну юридическое образование. В 1835 году Островский начал учебу в гимназии, а затем поступил в Московский университет на юридический факультет. Из-за увлечений театром, литературой, он так и не окончил учебу в университете 1843 г. В судах Островский служил до 1851 года.
Оно было создано в 1849 году, его высоко оценили Николай Гоголь и Иван Гончаров.
Гордыня не позволяет вступать в полемику? К нам в редакцию частным образом обращался представитель Московской Патриархии, который предлагал РНЛ для объективности дать слово отцу Павлу, обращая внимания на то, что он — не злодей и не враг Церкви. Мы вняли этому предложению и предложили отцу Павлу опубликовать его ответ оппонентам и разъяснение своей позиции. Но он, как видим, высокомерно отказался. На наш взгляд, это лучше всего свидетельствует о неправоте священника Павла Островского. Как и о его фиаско как миссионера.
А ведь миссионер призван помнить о завете Апостола Павла: «Для иудеев я был как иудей, для эллинов как эллин, я стал всем для всех, чтобы привести к Господу хотя бы некоторых» 1 Кор. Но священник Павел Островский не пожелал донести свою позицию не то чтобы до эллинов и иудеев, но даже до русских православных, не согласных с его позицией. Этот высокомерный отказ от разъяснений заставляет предполагать, что в основе его миссионерской деятельности лежит гордость.
Новости Культуры Архангельской области
12 апреля 2023 года исполняется 200 лет русскому драматургу и писателю Александру Николаевичу Островскому. Памятник советскому писателю Николаю Островскому, автору романа «Как закалялась сталь» около детской библиотеки демонтировали в Харькове, сообщают местные СМИ. «Как закалялась сталь» Николая Островского: трагическая история одного писателя и пациента. Усадьбу Щелыково купил отец писателя в 1847 году, а сам Островский впервые посетил ее в 1848 году. И хотя чествование Островского будет продолжаться весь год, уже можно подвести некоторые итоги.
«Вот мне приют…» Островский в Щелыкове
Сегодня исполняется 200 лет величайшему русскому драматургу Александру Николаевичу Островскому | Тем не менее Островский каким-то чудесным образом умудрился получить медаль Петра Столыпина «за большой вклад» в проведение юбилея. |
АНАПСКАЯ ЦЕНТРАЛИЗОВАННАЯ БИБЛИОТЕЧНАЯ СИСТЕМА - | Наш бот для ваших новостей и обратной связи: @OstrovskiNews_bot. |
Великий летописец русской жизни – Учительская газета | 12 апреля 2023 года исполняется 200 лет со дня рождения великого русского писателя и драматурга Александра Николаевича Островского (12.04.1883-14.06.1886). |
Книжная выставка «Неисчерпаемый Островский»: к 200-летию со дня рождения драматурга и писателя | В Киеве снесли установленный почти полвека назад памятник советскому писателю Николаю Островскому. |
Вперёд, к Островскому! | 12 апреля 2023 года исполняется 200 лет со дня рождения Александра Николаевича Островского (1823–1886), великого драматурга и писателя, основоположника современного. |
Ему нет равных: фестиваль «Островский в доме Островского» стартует в Москве
Завершилось мероприятие «Конкурсом капитанов» и викториной «Маска, ты кто? Старшеклассники так же познакомились с книжной выставкой инсталляцией «Драматург на все времена», посвященной творчеству Александра Островского. Участники встречи пришли к единогласному мнению, что русский национальный характер героев пьесы «Гроза» узнаваем и в нашем XXI веке. А сам драматург навсегда останется в отечественной литературе как «писатель, потрясающий душу».
Одно из них - дерзкому дебютанту без колебаний отдали в руки критический отдел журнала "Москвитянин" Жизнь Островского тесно связана не просто с Москвой, а именно - с Замоскворечьем. Но это ведь был особый район Москвы. Особый быт, нравы, другие люди, не похожие на тех, кто жил совсем рядом за Москвой-рекой, рядом с Кремлем.
Здесь одевались и даже разговаривали по-другому. Как это отразилось в характере Островского и его пьесах? Он почерпнул бесценный опыт и на тамошних улицах, и в судебных учреждениях, где служил до карьеры критика и драматурга. В замоскворецком человеке была этакая гремучая смесь оборотистости, плутоватости, приверженности традициям и чуткости к новым веяниям. Даже и сейчас этот район сохраняет свое лицо. Ордынка, Пятницкая, сеть переулков вокруг находятся в непосредственной близости от Кремля, но отделены от него рекой, отсюда и название - Замоскворечье.
Собственно, Тверская и Пятницкая находятся почти на одной географической оси, между ними только Васильевский спуск и Красная площадь. Но как же они разнятся по степени "центральности", "столичности"! Пройдем от Кремля километр по Тверской на северо-запад - и окажемся на Пушкинской площади, в эпицентре московских событий. Двинемся от Красной площади в противоположном направлении, по Пятницкой, - и обнаружим себя у храма Климента, на углу соименного переулка. Светскости и столичной масштабности - и следа нет. Но главное не это.
Островский не просто теоретически вывел, но всей кожей замоскворецкого жителя почувствовал новую роль купеческого сословия в модернизирующейся России середины XIX века. Предприимчивые купцы стремительно богатеют, "поднимаются", обретают "паратовский" кураж, но до поры до времени лишены "болконской" знатности, образованности. Возвышение купцов - оборотная сторона упадка "дворянских гнезд". Оба процесса противоречивы, сопряжены с личными и социальными испытаниями... Помните "новых русских" конца 1980-х? Отцы на первые же свалившиеся с небес деньги прикупали люксовый автомобиль и красный пиджак, но потом, если не гибли в разборках, снаряжали детей в лучшие мировые университеты.
Так это счастливым образом для русского искусства сошлось в Замоскворечье - колыбели социальных катаклизмов и новых художественных смыслов. И все это обрело в Островском своего пытливого наблюдателя и взыскательного певца.
Вдоль набережной Волги разбит городской сад с бульваром, для прогулок жителей после воскресной службы в церкви. Торговые ряды гостиного двора и рынок — самые посещаемые места города. На окраине Калинова находятся постройки заброшенного, начинающего разрушаться монастыря, на стенах которого сохранились еще старинные фрески. Вид с крутого берега на широкую реку открывается необыкновенно красивый, но жизнь калиновцев проходит «за запорами и засовами, да за глухими заборами». Город не зря назван Калинов — белые цветы кустарника очень красивы, а красные ягоды, хоть и привлекательны на вид, но обладают горьким вкусом...
В Калинове происходит действие пьес «Гроза» и «Горячее сердце». В нескольких верстах от города расположены усадьбы Гурмыжской «Лес» и Купавиной «Волки и овцы». Городской бульвар. Эскиз декорации к спектаклю «Гроза» Александринского театра. Художник А. Площадь, арестантская и пристань около дома городничего. Эскиз декорации к спектаклю «Горячее сердце» Рязанского областного драматического театра.
Художник С. Из фондов Музея-заповедника А. Островского «Щелыково». Около дома городничего. Художник Н. Эскиз декорации к спектаклю «Горячее сердце». Художник Е.
Из фондов Музея при Российской академии художеств. Двор дома купца Курослепова. Эскиз декорации к спектаклю «Горячее сердце» Театра К. Незлобина Москва. Художник Б. Кустодиев Улица г. Из фондов Вятского художественного музея им.
Вид г. Из фондов Тверского объединённого музея. Сад в усадьбе Хлынова. Эскиз декорации к спектаклю «Горячее сердце» Ленинградского театра драмы им. Художник Д. Лесная поляна. Лес около г.
Лес около города Калинова. Островского «Щелыково» Около дома Кабановой. У дома Кабановой. Эскиз декорации к спектаклю «Гроза» Театра Суходольских Московского драматического театра. Художник В. А Симов. Эскиз декорации к спектаклю «Гроза» Большого драматического театра им.
Качалова Казань. Художник Э. Эскиз декорации к спектаклю «Гроза».
Отказывается участвовать в расстреле? Что еще могло привести к трибуналу? Если верить автобиографии, в 1920-21 годах Островский продолжает работать помощником кочегара на электростанции, куда его устроил брат Дмитрий. Но это не вся правда.
Он, конечно, был свидетелем отдельных событий Гражданской войны, но обо всем случившемся с ним тогда он предпочитал открыто нигде не упоминать. Он строит узкоколейку от станции Боярка и принимает участие во Всероссийском съезде комсомола. Для самого Островского комсомольская жизнь начинается в Шепетовке, где всего несколько десятков комсомольцев. Он активист уездного масштаба. В августе 1921-го шепетовская организация направляет Островского на учебу на вечернее отделение Киевского железнодорожного техникума. Киевский период — самый загадочный в его жизни. О нем не сохранилось никаких достоверных свидетельств.
Лишь на основе воспоминаний близких Островского и его самого мы сейчас знаем, что учиться ему практически не пришлось. Ведь он несколько раз болеет тифом. А как же узкоколейка в Боярке? Был ли этот героический эпизод в жизни писателя? Сейчас в городе Боярка целых две мемориальных узкоколейки. Одну открыли в шестидесятые годы, другую — в километре от первой — в восьмидесятые. Обе посвящены той самой, что описана в романе.
Об узкоколейной железной дороге в этом месте существуют лишь устные воспоминания, причем написаны они после выхода книги Островского. Никаких документальных свидетельств ее существования до сих пор ни в одном архиве не обнаружено. Даже в своих письмах Островский ни разу не рассказывает о строительстве, занявшем столь заметное место в романе. Скорее всего, эпизод с узкоколейкой вымышлен писателем, который обобщил опыт и воспоминания комсомольцев, участвовавших в Гражданской войне. В Киеве с Островским происходит роковое для него событие. В конце 1922 года он вновь пытается покончить с собой. Для многих коммунистов и комсомольцев это настоящая трагедия.
Они считают, что их предали. Возможно, эти же чувства испытывает и сам Островский. Он стреляет себе в грудь, но остается живым. Начало 1923 года он проводит в материнском доме в Шепетовке. Потом уезжает к старшей сестре в Берездов, что неподалеку. Здесь он почти сразу становится освобожденным секретарем райкома комсомола. Это его первая серьезная комсомольская работа.
Островского принимают кандидатом в партию и назначают политкомиссаром ЧОНа — части особого назначения, которая сражается с бандитами. После Польской кампании украинский Берездов является приграничным районом. Здесь в лесах и по деревням скрывается много недовольных советской властью. Со следующего года он из-за болезни уже теряет возможность работать в комсомоле. Ему двадцать лет. В отличие от Павки Корчагина комсомольская биография писателя заканчивается на районном уровне. У Островского над правым глазом шрам.
Считается, что это след того ранения, которое он перенес на своего персонажа. Но в единственном сохранившемся медицинском документе о ранении — ни слова. Сам писатель утверждает в письмах, что первый раз болезнь дала о себе знать в шестнадцать лет, и это явилось следствием тифа. В результате начали болеть и опухать колени. Врачи в Шепетовке выносят диагноз: туберкулез суставов. И в 1922-ом они категорически требуют, чтобы Островский прошел курс санаторного лечения. Ему, восемнадцатилетнему, предлагают выйти на пенсию по инвалидности.
Сегодня, когда медицинские документы писателя уничтожены, точно установить причину настигшей его страшной болезни невозможно. Но современные врачи на основании симптомов высказывают мнение, что у писателя могла быть болезнь Бехтерева, при которой разрушается скелетно-мышечная система. Симптомы обоих заболеваний — туберкулеза костей и болезни Бехтерева — схожи. Это дикие боли при любом движении. Именно боль не дает возможности двигаться. В 1924-ом году Островский вынужден отправиться на полтора года на лечение в Харьков. Один за другим теряют гибкость суставы.
Ноги и руки постепенно перестают сгибаться. Через два года Николай уже с трудом передвигается на костылях, а еще через два он уже не поднимается с постели. Врачи не оставляют никакой надежды. Более того, предсказывают полную слепоту. Прикованный к постели, больше похожий на скелет, он все же пытается как-то себя реализовать. Ради нее он жертвует всем личным, посвящая себя без остатка борьбе за справедливость. В жизни же самого Островского чувства играли далеко не последнюю роль.
Люсе Беренфус, своей первой девушке, он пишет трогательные письма. Жгучая, черноокая красавица. Дочь главврача бердянского санатория. Ей было пятнадцать лет, ему восемнадцать. Они больше никогда в жизни не встречались. Но первое испытанное им романтическое чувство Островский хранил всю жизнь. Именно письма к ней содержат самые сокровенные признания Николая о себе.
В отличие от Павки Корчагина сам Островский — не аскет. Он ищет свою любовь, ищет женщину, на которую смог бы опереться. И в 1924 году в Харькове такая женщина появляется. Тося Городецкая — буфетчица-раздатчица из больничной столовой. Тося открыто говорит о своих чувствах к нему, но именно это пугает Островского. Ему кажется, что простая буфетчица не подходит ему.