Новости переносное жилище некоторых народов севера

чумов, технология создания которых на полуострове почти утрачена. Эти оленеводы традиционно жили в переносных каркасных жилищах, покрытых оленьими шкурами. На этой странице находится ответ для кроссворда или сканворда с заданием «Переносное жилище некоторых народов Севера». яранга ж. Переносное жилище некоторых народов Севера, состоящее из вертикальной — имеющей в основании круг — стенки и конической крыши из шестов, покрытых оленьими шкурами.

Старинные традиционные жилища разных народов

имеющей в основании круг- стенки и конической крыши из шестов, покрытых оленьими шкурами (яранга). Это переносное жилище народов Северо-Восточной Европы и Сибири. ЯРАНГА, -и, ж. Переносное, круглое в плане жилище некоторых народов Севера, остов и коническая крыша которого, состоящая из шестов, покрыты оленьими шкурами.

Яранга – национальное жилище народов Чукотки

  • Очаг среди тундры. Сколько стоит традиционное жилище оленеводов | «Красный Север»
  • Яранга - жилище кочевников северо-востока Сибири
  • Значение слова «яранга»
  • Читайте также:
  • Национальные дома народов Севера: чум, яранга и иглу
  • Похожие презентации

«Чумовой» быт. Почему коренные жители Севера не хотят уезжать из тундры

Яранга Этот вид северного жилища представляет собой палатку из деревянного каркаса. Традиционно в ярангах проживают народы Чукотки. Покрытием для яранги становятся шкуры оленей, моржей или даже китов. Жилье состоит из двух частей - полога и чоттагина. Первым словом именуют само жилище, вторым - хозяйственную часть. То есть в пологе едят, отдыхают, спят, а в чоттагине всегда холодно, считай, что ты находишься на улице. Кстати, пологов в одном яранге может быть несколько, один на одну семью, но долго молодая семья родителей не смущает, они живут вместе только до тех пор, пока не будет готово новое собственное жилище. Каждая яранга включает верхние и боковые жерди, они необходимы для мяса и рыбы. Добыча висит в дыму, который простирается от очага к центру палатки.

Иглу Этот домик изо льда является символом эскимосов, его мы все видим в фильмах, мультиках или даже рекламах. Снежные блоки составляют округлую постройку размером в 3-4 метра, ее высота обычно равняется двум метрам. Приток кислорода и отток углекислого газа обеспечивается с помощью создания входа немного ниже самого жилища.

Е, Жаринова Л.

Цель: дать представление о жилище кочевых народов округа «чум», нарисовать чум нетрадиционными техниками рисования. Задачи: -способствовать формированию представления о народах, населяющих Северное побережье России; - обобщить и расширить представления детей о жилищах народов Севера; - обобщить представления детей о кочующих народах населяющих наш округ; Развивающие: - развивать у обучающихся навыки и умения работать с акварельными красками, восковыми мелками, кусочком свечи. Инструменты и материалы: карта России для детей, презентация «Жилища северных народов», фотографии кочующих народов коми, ханты, ненцы нашего округа, шпашки 25- 30 см. Ход занятия: Здравствуйте, ребята!

Меня зовут Эльвира Егоровна, и я к вам в гости пришла из школы искусств со своей подругой Матреной. Ваша гостья Матрена вам приготовила сюрприз, о котором вы узнаете в конце занятия. Сегодня на занятии мы с вами поговорим о жилищах народов Севера, которые появились в глубокой древности, но существуют и сейчас. Эти переносные жилища собираются и разбираются в строгой последовательности, конструкция которых не менялась веками.

Посмотрите на карту, какая это страна? Конечно же, Россия. Весь Север России населен народами разных национальностей, название некоторых из них, возможно, вы впервые слышите. Это - саамы, ненцы, энцы, лопари, эвенки, манси, ханты, северные якуты, ороки, нганасаны, тувинцы, тоджинцы, эскимосы, чукчи, коряки, юкагиры и многие другие, посмотрите, сколько разных народностей на севере и все они дружно живут.

Показывает фотографии северных народностей. Первый слайд: Первое жилище, с которым я хочу вас познакомить это- иглу. Зимнее жилище эскимосов часто в виде полусферического купола, сложенное из снежных глыб. Высота около двух метров, диаметр - 3 или 4 метра.

Второй слайд: Следующее жилище — яранга, переносное жилище кочевых чукчей, коряков, эвенков, юкагиров. Яранга имеет круглый план и деревянный вертикальный каркас с коническим куполом, сооруженным из шестов.

Чум является универсальным жилищем северных народов. Это переносная конусообразная палатка, форма которой является приспособленной, целесообразной для тундры.

Коническая форма является наиболее удобной, так как с крутой поверхности чума легко снег скатывается, поэтому зимой при переезде на другое место без разгребания и очистки чум можно разобрать. Форма конуса делает жилище устойчивым при метелях и сильных ветрах. Обычно чум оленеводов - ханты, ненцы, коми - зырян, состоит из 25-40 шестов и нескольких покрытий, которые при переезде укладываются на специальные нарты. От числа шестов и их длины зависят размеры жилища: чем больше шестов, тем вместительнее чум.

Чум и поныне самое совершенное жилище в тундре. Он лёгкий, быстро собирается, разбирается и переносится на новое место. Коренной житель Ямала умеет установить его за 30 минут в зимнее время и за 20 минут летом преподаватель показывает фотографии чума. Разделимся на пары.

Перед вами шесты, из которых на надо собрать чум. Молодцы ребята. Вот мы немного и отдохнули. Так как занятие у нас посвящено Дню округа, мы с вами сегодня нарисуем волшебными материалами чум.

Для этого нам понадобится альбомный лист, акварельные краски, масляная пастель, кусочек свечи, непроливайка, кисти, салфетка. Сначала мы берем альбомный лист ложим его перед собой. Теперь масляной пастелью нарисуем снег, на нем мы рисуем чум, можно добавить по желанию деревья. Возьмем кусочек свечи и на рисунок ставим много, много точек по всему рисунку.

Волшебную кисточку смачиваем в воде, набираем голубую акварельную краску и заполняем рисунок.

Лучше всего берёзовые. Берёзы на Чукотке, как ни странным это может показаться некоторым, растут. В континентальной части по берегам рек. Ограниченный ареал их распространения явился причиной появления такого понятия как "дефицит". Жерди берегли, их передавали и до сих пор передают по наследству. Некоторым яранговым жердям в чукотской тундре больше ста лет. Зимние покрышки шьются из шкур.

На один рэтэм уходит от 40 до 50 оленьих шкур. С летними покрышками возможны варианты. Раньше на летнюю покрышку шли старые рэтэмы, шитые перешитые, с облезлой шерстью. Чукотское лето хотя и суровое, но многое прощает. В том числе и несовершенную покрышку для яранги. Зимой покрышка должна быть идеальной, иначе в маленькую дырочку во время пурги внутрь чоттагина надует огромный сугроб. В советское время нижнюю часть покрышки, наиболее подверженную влаге начали заменять полосами брезента. Потом появились и другие материалы, поэтому сегодняшние летние яранги больше напоминают пёстрое бабушкино одеяло.

Яранга изнутри делится на 2 помещения - иоронгу, которая отапливается, и кладовую, в которой нет отопления, соответственно. Иоронгой называют самую теплую часть данного сооружения. Как правило, она находится напротив двери у одной из стен, и представляет собой импровизированную комнату, которая отделена от общей площади жилища при помощи прутьев, которые, в свою очередь, обтянуты шкурами животных. Пол также выстирают шкурой, а потолок обкладывают травой. Передняя стена иоронги - это также и вход в неё. Освещается данная часть помещения при помощи одного или нескольких специальных осветительных приборов. Балаган — жилище якутов Балаган представляет собой сложенное из бревен прямоугольное строение с пологой крышей. В нем жили якуты в зимний период времени.

Строить его было довольно легко и быстро. Для этого брали несколько основных бревен и ставили их вертикально, а затем соединяли множеством бревен меньшего диаметра. Необычным для российских жилищ являлось то, что бревна ставили вертикально, немного под наклоном. После установки стены замазывали глиной, а крышу устилали вначале корой, а затем землей. Это делалось для того, чтобы максимально утеплить жилище. Стены балагана состояли из большого количества окон, которые перед сильными холодами закрывали льдом, а летом — последом теленка или слюдой. Справа от входа в жилище располагался очаг, представляющий собой трубу, обмазанную глиной и выходящую через крышу наружу. Спали хозяева дома на нарах, расположенных справа для мужчин и слева для женщин от очага.

Иглу — эскимосское жилище из снега и льда Это снежное жилье строили эскимосы. Они жили небогато и, в отличие от чукчей, у них не было возможности построить полноценное жилище. Иглу представляло собой строение, созданное из ледяных блоков. Оно имело куполообразную форму и в диаметре составляло около 3 метров. В случае, когда снег был неглубокий, дверь и коридор пристраивали непосредственно к стене, а если снег был глубоким, то вход располагался в полу и от него наружу вел небольшой коридор. При построении иглу обязательным условием было нахождение входа ниже уровня пола. Это делалось для того, чтобы улучшить приток кислорода и вывести углекислый газ. Кроме того, такое расположение входа позволяло максимально сохранять тепло.

Свет в жилище проникал через ледяные блоки, а тепло обеспечивали плошки-жиринки. Интересным моментом являлось то, что от тепла стены иглу не таяли, а просто оплавлялись, что помогало поддерживать комфортную температуру внутри жилища. Ледяные блоки впитывали также избыточную влагу, что позволяло помещению оставаться сухим. Сегодня иглу чаще всего используется в лыжном туризме в качестве аварийного жилья на случай проблем с палаткой или резкого ухудшения погодных условий. Иногда при подготовке к длительным лыжным походам инструкторы в целях безопасности проводят занятия по строительству иглу. Юрта — жилище кочевых народов Юрта во все времена была жилищем кочевников. Сейчас она продолжает оставаться традиционным домом в Казахстане, Монголии, Туркмении, Кыргызстане, на Алтае. Юрта представляет собой жилище круглой формы, покрытое шкурами или войлоком.

Основу ее составляют деревянные жерди, поставленные в форме решеток. В верхней части купола располагается специально отверстие для выхода дыма от очага. Вещи внутри юрты располагаются по краям, а в центре находится очаг, камни для которого всегда возят с собой. Пол обычно устилают шкурами или досками. Это жилище очень мобильное. Его можно собрать за 2 часа и также быстро разобрать.

Чум – традиционное жилище народов Севера | Это Ямал!

Круглое в плане переносное жилище у народов северо-востока Сибири, с конич. кровлей из шестов, покрытых оленьими шкурами 6 букв. имеющей в основании круг- стенки и конической крыши из шестов, покрытых оленьими шкурами (яранга). у некоторых народов северо-восточной Сибири: переносное жилище с конической крышей. Яранга – традиционное жилище народов Крайнего Севера. В строгой последовательности также собираются и разбираются переносные жилища народов Севера (ненцев, лопарей и некоторых других), конструкция которых не менялась веками. Решения для определения ПЕРЕНОСНОЕ ЖИЛИЩЕ НЕКОТОРЫХ НАРОДОВ СЕВЕРА. для кроссвордов или сканвордов. Узнайте правильные ответы, синонимы и другие полезные слова.

Переносное жилище некоторых народов Севера 6 букв ответ

ЕСАУЛ м. Офицерский чин в казачьих войсках, соответствующий чину ротмистра в кавалерии и капитану в пехоте в Российском государстве до 1917 г. Лицо, имевшее такой чин. ЛЕТА мн. Оберегание от чего-л. То, что служит для оберегания; оберегающее средство, талисман. КАКАО ср. Тропическое дерево, из семян которого вырабатываются масло, шоколад и т. Порошок из семян такого дерева, употребляемый для приготовления напитка.

Может быть, чум и самый древний: по самой убедительной пока версии, переход человека в Америку произошёл через Берингов пролив — в арктической зоне во время последнего оледенения в эпоху палеолита. Когда племена атапасков, живущие в лесной зоне Северной Америки, и их соседи выходили летом из лесов в тундру, то они использовали подобную конструкцию, которая напоминала чум.

Индеанисты называют это сооружение вигвам. Тут возникает любопытный вопрос о том, насколько чум характерен для Арктики. В первую очередь, материал: прямые деревянные шесты должны быть не меньше пяти метров длиной по теореме Пифагора , чтобы в зимнем чуме с очагом в центре можно было спать по обе стороны от очага. Для чума симметрия внутреннего пространства почти не имеет исключений. Это возможно при постоянной связи с лесной зоной. Ненцы, когда-то вышедшие из лесов, и их соседи по тундре решили этот вопрос, став кочевниками-оленеводами с самой высокой скоростью сезонных перемещений, поэтому зиму большинство из них проводит в лесу. В Сибири чумом пользовались многие лесные народы, в первую очередь, оленные кочевники-тунгусы эвенки и эвены. У ненцев и эвенков героический фольклор обычно отражает взаимную неприязнь что часто случается у таёжников с тундровиками. Однако, при том что их языки не родственные, обнаруживается, что священный шест у тех и у других называется похоже: у ненцев — симзы, у эвенков — симка. Это единственный шест, который находится внутри жилища и представляет собой одну из опор очажной треноги две другие — это шесты дверного проёма.

Впрочем, чум встречается и дальше на юге — у народов Алтая и Саян родственных тем же ненцам , тоже таёжных, например, тувинцев-тоджинцев. Так что чум возник не как жилище народов Севера, но на примере ненцев обнаружил свою удивительную приспособляемость к арктическому климату. Одна из его «арктических» особенностей в зимнее время — это двойной слой покрышек из оленьих шкур — как и в одежде: внутренний мехом внутрь, внешний — мехом наружу. Другое универсальное качество чума — это его способность собираться по обстоятельствам: если семья бедная, то у неё может недоставать шестов и покрышек, но при объединении двух таких семей получается полноценное жилище. Устройство чума: а — очажный лист железа; б — доски пола; в — спальные циновки; г — два опорных шеста; д — очажный шест симзы. Однако на северо-востоке Евразии где, вероятно, и происходил переход в Северную Америку чум не встречается, поскольку там нет столь высоких и прямых деревьев таёжной зоны. Вместо чума местные кочевники — чукчи и коряки -- ставят ярангу: от чума взята конструкция крыши, которая сверху кладётся на большую опорную треногу, а снизу опирается на горизонтальные балки, закреплённые на малых треногах которые образуют стены. Эта конструкция более сложная, но она позволяет устроить больший объём внутреннего пространства по сравнению с чумом и не требует длинных шестов за исключением трёх опорных. К тому же яранга более устойчива, потому что стоит на треногах. Вдобавок с верхушки крыши спускаются ремни, к которым привязаны крупные камни.

Другая особенность этого жилища — две или три Т-образных внутренних распорки с перекладинами в виде дуг: они ставятся в центре и выгибают наружу шесты крыши очаг, в отличие от чума, располагается сбоку. Поэтому очертания яранги напоминают каплю или полусферу, и эта конструкция лучше противостоит чудовищным зимним ветрам Чукотки и северной Камчатки. Принцип двойного слоя покрышек для зимнего времени здесь решён совсем иначе: в яранге два пространства — жилое и хозяйственное. Жилое пространство представляет собой спальный полог из толстых оленьих шкур мехом внутрь в виде ящика без нижней плоскости, который подвешивается внутри шатра. Пол сооружается отдельно: это ветки тальника, покрытые шкурами. Отапливается полог жировой лампой и теплом человеческих тел. В течение ночи он впитывает в себя влажные испарения и утром снимается, чтобы промёрзнуть на морозе.

Тут уж не было ни Армении, ни России, не было мыслей о национальном характере, а была душа человека, вот та, что тревожилась, мучилась, верила среди каменных осыпей и виноградников Палестины, та душа, что по-человечески хороша и в пензенской деревушке, и под небом Индии, и в заполярной яранге , - ведь хорошее всюду есть в людях, потому что они люди.

За спиной оставалась Галечная коса, яранги , утонувшие в снегу и напоминавшие о живой жизни лишь тоненькими струйками дыма.

На чум средних размеров требовалось порядка 20 шкур. При переезде их брали с собой, оставляя остов на месте. Но там, где леса было мало, жилище перевозили полностью. Постройка эта на первый взгляд очень проста, но настолько же она и «умна». После розжига очага, который традиционно располагался в центре дома, дым и тепло по стенкам поднимались вверх, до дымового отверстия. Там создавалась зона повышенного давления, и холодный воздух не мог проникнуть внутрь. Летом такая «пробка» защищала от насекомых. Дождь и снег скатывались с крутых стенок чума, поэтому покрытия не промокали. Всевозможные шалаши тоже напоминали чумы, правда, конструкция иных делала их более похожими на небольшие стационарные домики.

У орочей, нанайцев и удэгейцев шалаш напоминал двускатную крышу, поставленную прямо на землю. Сверху ее покрывали еловой корой и берестой, боковые стены закладывали землей. Вход всегда располагали с подветренной стороны и обращали его к реке. Охотничьи шалаши западносибирских шорцев тоже были не совсем обычными. Их опорой и центром служил раскидистый кедр или пихта, тщательно отобранные мужчинами по приходе в тайгу. Дерево, предварительно сбрызнутое брагой, объявляли покровителем охотников, дарующим защиту и удачу в промысле. Зачем солить юрту-часы? Еще одним общим для многих народов типом жилища была юрта. Остов ее составляли деревянные решетки, поставленные по кругу. Обычно их было пять, у богатых семей это число увеличивалось до восьми — десяти.

Решетки были подвижными, что позволяло растягивать их или сдвигать, регулируя высоту постройки. Верхняя часть юрты имела форму усеченного конуса. Ее образовывали жерди из гибких пород дерева, одним концом воткнутые в решетки, а другим — в специальный круг диаметром до 1 м. Получившееся сверху отверстие служило источником света и дымоходом. Снаружи юрту покрывали войлоком, не пропускавшим дождь, ветер и холод. Для лучшего сбережения войлок пропитывали раствором из кислого молока, табака и соли и хорошо просушивали. В жаркую погоду его края поднимали, и юрта проветривалась сквозь решетчатые стенки. Стягивая войлок на вершине купола, регулировали температуру внутри.

Национальные особенности домов народов севера России. Чум. Яранга. Иглу.

Это переносное жилище народов Северо-Восточной Европы и Сибири. Яранга – традиционное жилище народов Крайнего Севера. переносное жилище народов Севера называется ЧУМ, в этом слове три буквы, как и требуется, значит ответ верный, ставятся деревянные прутья -стволы и сверху накрываются шкурами оленя, становится тепло и прямо там разжигают огонь. Это переносное жилище народов Северо-Восточной Европы и Сибири. Это каркасное переносное жилище, состоящее из шестов, брезента или бересты летом и меховых покрышек зимой.

Презентация, доклад Жилище народов Севера

Ограниченный ареал их распространения явился причиной появления такого понятия как "дефицит". Жерди берегли, их передавали и до сих пор передают по наследству. Некоторым яранговым жердям в чукотской тундре больше ста лет. Стойбище Каркас яранги подготовленный для съёмок фильма "Территория" Отличие яранги от чума в сложности её конструкции. Это как аэробус и кукурузник.

Чум - это шалаш, вертикально стоящие жерди, которого покрывают водонепроницаемым материалом береста, шкуры и т. Устройство яранги значительно сложнее. Натягивание покрышки рэтэма на каркас яранги Строительство яранги начинается с определения сторон света. Это важно, потому что вход всегда должен быть на востоке.

Вначале ставят три длинных шеста как и при строительстве чума. Затем, вокруг этих шестов устанавливают небольшие деревянные треноги, которые скрепляют между собой горизонтальными шестами. От треног к вершине яранги идут жерди второго яруса. Все жерди скрепляются друг с дургом при помощи верёвок или ремней из оленьей кожи.

После установки каркаса натягивают покрышку рэтэм из шкур. Через верхние жерди перекидывается несколько верёвок, которые привязываются к покрышке-тенту и при помощи элементарных законов физики и команды "иии, раз", только в чукотском исполнении, покрышку надевают на каркас. Чтобы покрышку не сдуло во время пурги её края обкладывают камнями. Камни, также привешивают на верёвках к стойкам треноги.

В качестве анти-паруса используют также жерди и доски, которые привязываются с внешней стороны яранги. На один рэтэм уходит от 40 до 50 оленьих шкур. С летними покрышками возможны варианты. Раньше на летнюю покрышку шли старые рэтэмы, шитые перешитые, с облезлой шерстью.

Чукотское лето хотя и суровое, но многое прощает.

У нек-рых народов северо-восточной Сибири: переносное жилище с конической крышей. Переносное, круглое в плане жилище некоторых народов Севера, остов и коническая крыша которого, состоящая из шестов, покрыты оленьими шкурами. Большой толковый словарь русского языка Кузнецова С.

На ненецком языке название этого жилища звучит как «мя», именно этим словом называют его кочевники в обиходе. Переносное жилище, сделанное из хороших шкур и крепких шестов, служит хозяевам не один десяток лет. У каждой семьи имеется два вида чума — зимний и летний. Их различие в нюках — накидках, которые натягивают на шесты. По сути, это мягкие, но прочные стены. И самая дорогая часть кочевого жилища.

В аргише есть специальные грузовые нарты, чтобы перевозить все необходимое для чума. Прочный и теплый материал надежно укрывает жильцов от северного ветра и морозов. Многие кочевники дополнительно кладут сверху брезент, чтобы шкуры не мокли в непогоду. Как рассказала «Красному Северу» представительница общины коренных малочисленных народов Севера «Илебц» из Сеяхи Ямальского района Мария Окотэтто, на один нюк требуется не менее 50 оленьих шкур, в зависимости от их размера. Зимой чум, если есть такая возможность, ставят в месте, укрытом от ветра, летом располагают на проветриваемых возвышенностях. В зимнем варианте применяют два наружных, из заготовленных в холодное время шкур — они плотнее, подшерсток толще, и два внутренних нюка из шкур потоньше, «летних».

Передняя стенка представляет собою свободно спускающийся полог чоугрын и служит для входа. Иоронга освещается и отапливается одним или несколькими ээк в зависимости от размера. Правила посещения.

Жилища народов мира: балаган, вигвам, русская изба, иглу, мазанка, сакля

Размеры чума непосредственным образом зависят от длины шестов и их количества: чем больше будет шестов и чем длиннее они будут, тем вместительнее получится жилище. С давних времен установка чума считалась делом всей семьи, в котором принимали участие даже дети. После того, как чум полностью установлен, женщины застилают его внутри циновками и мягкими оленьими шкурами. У самого основания шестов принято класть малицы верхняя одежда народов Севера из оленьих шкур с мехом внутрь и другие мягкие вещи. Также оленеводы возят с собой подушки, перины и теплые спальные мешки из овчины. На ночь хозяйка расстилает постель, а днем прячет спальные принадлежности подальше от посторонних глаз. Яранга — национальное жилище народов Чукотки Как мы уже говорили, яранга имеет некоторое сходство с чумом и представляет собой переносное жилище кочевых коряков, чукчей, юкагиров и эвенков. Яранга обладает круглым планом и вертикальным деревянным каркасом, который сооружен из шестов и увенчан коническим куполом. Снаружи шесты покрыты моржовыми, оленьими или китовыми шкурами.

Яранга состоит из 2-х половин: полога и чоттагина. Полог имеет вид теплого шатра, сшитого из шкур, отапливаемого и освещаемого при помощи жировой лампы например, полоски меха, опущенной в жир и пропитанной им. Полог является спальным помещением. Чоттагин — отдельное помещение, внешний вид которого несколько напоминает сени. Это самая холодная часть жилища. Обычно в чоттагине хранятся ящики с одеждой, выделанные шкуры, бочки с квашениями и другие вещи. В наше время яранга является многовековым символом народов Чукотки, который используют при проведении многих зимних и летних праздников. Причем яранги устанавливаются не только на площадях, но и в клубных фойе.

В таких ярангах женщины готовят традиционные блюда народов Севера — чай, оленину и угощают ими гостей.

Это означало, что тогда у оленеводов мог возникнуть избыток оленьих шкур и мяса и, соответственно, постоянные связи с побережьем. Хотя, может быть, тогда случился чисто технологический прорыв, поскольку шатры прибрежных землянок делались чаще из моржовых шкур, но и для покрышки своей летней яранги оленеводы нередко используют моржовые шкуры покупаемые у прибрежных соседей для защиты от дождя кожа морского зверя не пропускает воду. Яранги прибрежных жителей Чукотки утратили своё сборно-разборное качество, характерное для кочевого образа жизни, они обкладывались дёрном и камнями. В них также не было внутренних Т-образных распорок, а кривизну крыши определял промежуточный обруч, к которому жёстко крепились стропила. Оно заглублялось в землю на метр-полтора и имело в основании неправильный восьмиугольник, в центре его ставили четыре опорных столба высотой 5-7 м. На эту раму опиралась верхняя часть крыши с четырёх параллельных стен. Оставшиеся четыре треугольника закрывались горизонтальными стропилами разной длины. Дерева осины и тополя здесь было гораздо больше чем у эскимосов и чукчей: в долинах рек росли рощи и леса, вдобавок использовался прибрежный плавник, поэтому деревянные стенки жилища возводились в человеческий рост, а разница с уровнем земли засыпалась землёй.

И стены, и крыша имели два слоя расщеплённых плах, тщательно законопаченных сухой травой. Дело в том, что зимой здесь — на юге Чукотки и севере Камчатки — дуют чудовищные снежные бураны, и дома заносит по самую крышу. Поэтому зимний вход устраивался на самом верху — в дымовом отверстии квадрата крыши, площадью около квадратного метра -- и обрамлялся громадной восьмиугольной воронкой. Её края выходили за границы стен и опирались на вкопанные в землю брёвна. Одна из сторон делалась ниже, чтобы на неё можно было ступить с крыши подземного коридора, ведущего к летнему входу. Он был обращён к морю и открывался с начала мая до конца октября, на сезон морской охоты. Потом дверь засыпалась землёй, закладывалась брёвнами, и коридор, отделённый от жилого пространства второй дверью, служил холодной кладовой. Для зимнего выхода лестницей служило бревно с овальными вырезами вместо ступеней. Оно стояло почти вертикально и поднималось прямо над очагом.

Чтобы люди на лестнице не задыхались в дыму, постоянно действовала вентиляция благодаря небольшому отверстию в потолке коридора. На ночь огонь в очаге гасился, а дымовое отверстие закрывалось специальной крышкой. Наутро температура в доме опускалась ниже нуля, поэтому коряки ночевали в пологах из шкур, подобных чукотским. Описывая эти землянки в конце XIX в. Иохельсон, обнаружил, что в самых больших живут семьи по двадцать человек, на что ему было рассказано, что в прошлом здесь имелись дома с числом обитателей в два раза больше. Несмотря на то, что подобные землянки как прибрежных коряков, так и эскимосов с чукчами представляют продуманную веками древнюю традицию с технологическими особенностями, отвечающими местному климату, их общие конструктивные черты относятся к необъятному тихоокеанскому культурному комплексу. Его корни и распространение также уходят на юг — к ближним и дальним корякским соседям — ительменам и айнам, и дальше на восток, в сторону алеутов и североамериканских индейцев. Автор: Н. Плужников, к.

Миклухо-Маклая РАН. Материальная культура чукчей. Иохельсон В.

Правда, зачастую недочетов не замечают и владельцы, чьи предки сами были оленеводами. Они даже проводят для туристов какие-то вымышленные обряды или игры, - констатирует Тайбарей. Причину предпринимательница видит в том, что чум становится даже для местных жителей какой-то экзотикой. Из-за этого некоторые даже бросают оленеводство, - констатирует председатель правления Союза оленеводов НАО Владислав Выучейский и приводит пример.

Что происходит дальше? Молодым негде жить, денег на чум у них нет, самостоятельно сделать не из чего, они идут к родителям мужа. У родителей жены не живут, это против традиций. Двум семьям сложно вести в чуме хозяйство, начинаются конфликты. В какой-то момент молодые решают жить самостоятельно. Да потому что там можно взять ипотеку. А на чумы ипотеки нет, это же не недвижимость.

В тундре остаются самые стойкие и обустраивают быт исходя из своих возможностей. Пока не накоплены шкуры для нюков, используют сукно. Правда, если в Коми на чумах серое шинельное сукно, то в НАО - черное, бушлатное. Раньше такое производили в Петербурге, сейчас фабрика закрылась. Можно купить китайское сукно, оно стоит 1700-2000 рублей, есть еще ткани из Ирана, у них качество получше, но и цена высока - от трех тысяч рублей за метр. Хорошая печка стоит 25-35 тысяч рублей. В общем, чум эконом-класса обходится около 300 тысяч рублей.

Некоторые семьи покупают вагончики, такие же как у нефтяников, и живут там. По кочевьям их возят на повозках. Цена такого вагончика - 25-35 тысяч рублей. В соседнем регионе молодым семьям стали недавно выдавать чумовой капитал, деньги специально на покупку нюков, жердей, печей и нарт.

И самое неожиданное в этой загадочной стране — люди. Умеющие жить в самых трудных, даже невозможных природных условиях: в комариной тайге, в безводной степи, на высокогорьях и в затопляемых долинах, при 50-градусной жаре и 60-градусном морозе... Научившиеся выживать, замечу, кстати, под гнетом всевозможных властей, ни одна из которых никогда не была к ним милостива... Создавшие на этих болотах, в лесах, в степях и на горах неповторимую культуру, вернее, множество неповторимых культур. Сотворившие великую историю державы Российской — историю, тоже состоящую из бесчисленного множества великих, героических и трагических историй. О Крыме Живые свидетели исторического прошлого, творение рук известных, а в подавляющем большинстве случаев безвестных россиян — архитектурные памятники. Архитектурное богатство России велико и многообразно.

Национальные особенности домов народов севера России. Чум. Яранга. Иглу.

Традиционным жилищем какого из перечисленных народов является яранга, шесты которой покрыты моржовыми, оленьими или китовыми шкурами. У некоторых народов северо-восточной Сибири: переносное жилище с конической крышей. Все ответы для определения Переносное жилище некоторых народов Севера в кроссвордах и сканвордах вы найдете на этой странице.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий