Теперь неуправляемый пароход «Семен Челюскин» двигался на восток вместе с дрейфом многолетних льдов. К юбилею спасения экспедиции челюскинцев размещаю свою статью, опубликованную в нашем журнале Живописная Россия Когда-то про экспедицию парохода Челюскин знал каждый советский школьник.
Герои Арктики: как члены экспедиции «Челюскина» два месяца выживали на дрейфующей льдине
13 апреля 1934 года закончилась операция по спасению пассажиров парохода «Челюскин», за которой следила вся страна. История парохода «Челюскин», его первый и последний рейс хорошо изучены буквально по дням. Пароход «Лена» (позже «Челюскин») был спущен на воду 11 марта 1933 года в Копенгагене. Ровно 90 лет назад в Чукотском море был раздавлен льдами и затонул советский пароход «Челюскин». «Челюскин» благополучно прошел три четверти пути, преодолев Баренцево море, Карское, море Лаптевых и Восточно-Сибирское, но уже в конце пути, в Чукотском, пароход был зажат многолетними льдами и 23 сентября 1933 года оказался полностью заблокирован. Поход парохода «Челюскин» по Северному морскому пути (СМП) в 1933 году, его гибель и последующая спасательная операция, несомненно, являются одной из самых известных и часто упоминаемых в прессе тем в истории отечественных полярных исследований. Оригинал взят у aloban75 в Битва за Арктику: Челюскин (82 ФОТО) История парохода Челюскин, его первый и последний рейс хорошо изучены буквально по дням.
Большая авантюра
- Раздавлен льдами
- Ледокол "Челюскин": история и судьба
- Трагедия «Челюскина»: авантюра Отто Шмидта или риск первооткрывателей?
- Гибель “Челюскина” О пароходе и людях его православных
- Как челюскинцы попали в ледовый плен и сумели выжить — 06.06.2022 — Статьи на РЕН ТВ
Эпопея челюскинцев без исторической и океанской мути
Возникает предположение, что по каким-то причинам или по традиции засекречивания любой информации в печати нашли отражение измененные координаты. В этой связи автор предпринял попытку найти эти данные в зарубежной печати периода спасения челюскинцев. В навигационных картах Дальневосточного морского пароходства помечено, что "Челюскин" затонул в координатах 68 градусов 17 минут северной широты и 172 градуса 50 минут западной долготы. Эта точка лежит в 40 милях от мыса Ванкарем, на котором расположен поселок с таким же названием. Им были опубликованы уточненные координаты гибели «Челюскина», проверенные в результате погружения к пароходу. Имея такие цифры, не бросайте там якорей! Это координаты с точностью до одного метра». Учитывая разноречивость оценок координат затонувшего «Челюскина» автор предпринял попытку выяснения спорных моментов у Сергея Мельникоффа, утверждающего, что он совершил погружение к затонувшему пароходу и сделал фотографии в непосредственной близости от корабля на глубине 50 метров.
На вопрос о значимости расхождений в координатах и наличии фальсификации исходных данных С. Мельникофф ответил, что «расхождение не значительно. В половину морской мили. В силу того, что в те времена координаты брали с помощью ручного секстана, а я пользовался спутниковой системой - это нормальная ошибка». Поиск осуществлялся «по картам Генштаба, на которых нет других затонувших судов в этом районе. И нашли в полумиле от места его обозначения на карте. Эхолокация тоже говорит об этом - объект имеет 102 метра длины и 11 метров в высоту.
Видимо, пароход чуть-чуть наклонен на левый борт» и практически не погружен в ил или донные наносы. Недостаточная обоснованность заявления Михайлова о фальсификации данных была подтверждена участником экспедиции «Челюскин — 70» руководителем аппарата Комиссии Совета Федерации по делам молодёжи и спорту, доктором социологических наук Александром Щегорцовым. Поскольку мы берем на себя задачу проведения независимого расследования, то при анализе фактической стороны дела будем исходить из «презумпции невиновности», то есть будем предполагать, что вся основная информация, изложенная автором Э. Белимовым в «Тайне экспедиции «Челюскина», отражает реальные известные автору факты и не отягчена сознательным литературным вымыслом. Обратим внимание, что до сегодняшнего дня считалось, что первая публикация работы «Тайна экспедиции «Челюскина» была на сайте «Хронографъ», выходящем под лозунгом «XX век. Документы, события, лица. Неизвестные страницы истории…».
В предисловии к сайту редактор Сергей Шрам указывает: «Многие страницы этого сайта покажутся кому-то непривычно жесткими, а кому-то даже обидными. Что ж, такова особенность жанра, в котором я работаю. Особенность эта - подлинность факта. В чем отличие беллетристики от истории? Беллетристика рассказывает то, что могло быть. История - только то, что было. В переломные моменты эпох люди охотнее тратят время на чтение исторических изданий, в которых рассказывается "то, что было".
Перед Вами как раз такое издание... Поэтому неудивительно, что такую проблематичную статью, делающую достоянием общественности высказывание участников экспедиции по очень острой проблеме, перепечатали многие издания и интернетовские сайты. Поиск показывает, что традиционная ссылка на «Хронографъ» как на первоисточник не верна. Публикация в «Хронографе» датируется августом 2001 г. Первая публикация работы Э. К тому же эта публикация имеет ссылку: «специально для «Новой Сибири». В этом случае становится совершенно определенным место работы автора в НЭТИ, аббревиатура которого ничего не говорила при повторных публикациях.
Обратим внимание также на то, что израильская версия тоже появилась в печати позже публикации в «Новой Сибири», но и она предшествует публикации в «Хронографе». Анти-«Пижма» Когда идет речь о сравнении различных версий, всегда может возникнуть опасность, что версии относятся к различным объектам и их несоответствия не взаимоисключающие. В данном случае есть два уникальных и единичных события, рассматриваемых в обеих версиях, информации о которых не может быть двойственной. Это — единственный, первый и последний, поход «Челюскина», применительно к которому не может быть различных дат. И единственный случай рождения в Карском море девочки: не может быть разных дат рождения и разных родителей. Поэтому первоначально обратимся к сопоставлению информации именно по этим вопросам. По официальной версии пароход вышел из Мурманска 2 августа 1933 г.
Уже 13 августа 1933 года в Карском море появились серьезная деформация корпуса и течь. Руководитель экспедиции О. Шмидт, находясь в Беринговом проливе, направил советскому правительству поздравительную радиограмму. После этого пароход уже не имел возможности самостоятельного плавания и дрейфовал во льдах в северном направлении до дня своей гибели. Белимов пишет: «Итак, вернемся в далекое прошлое 5 декабря 1933 года. Часов в 9 или 10 утра Елизавету Борисовну будущую мать Карины по версии Белимова — прим. ЛФ привезли на причал и помогли подняться на борт "Челюскина".
Почти сразу же началось отплытие. Гудели пароходы, в черном небе лопались ракеты, где-то играла музыка, все было торжественно и немного печально. Вслед за "Челюскиным" плывет "Пижма", вся в огнях, точно сказочный город». Можно привести дополнительно целый ряд временных вех, показывающих, что «Челюскин» не мог начать плавание из Мурманска 5 декабря 1933 г. В соответствии с этим можно твердо утверждать, что датировка экспедиции «Челюскина» в работе Э. Белимова ошибочна. В Карском море на «Челюскине» родилась девочка, названная по месту рождения Кариной.
Большинство источников в этой связи ссылаются на следующую запись в судовом журнале: «31 августа. В работе Э. Белимова указано: «И только один раз корабли-близнецы причалили друг к другу. Это случилось 4 января 1934 года, в день рождения Карины. Начальник конвоя Кандыба пожелал лично увидеть новорожденную дочь. Карина родилась в самом дальнем углу Карского моря. Оставалось каких-нибудь 70 км до мыса Челюскин, а за ним начинается другое море - Восточно-Сибирское.
Мать по месту рождения в Карском море предложила назвать дочь «Карина». Капитан Воронин тут же на судовом бланке написал свидетельство о рождении, указав точные координаты - северную широту и восточную долготу, - расписался и приложил корабельную печать». Сравнение этих записей позволяет выделить два принципиальных различия. В первой версии девочка родилась 31 августа 1934 г. По второй — 4 января 1934 г.
Это стало финалом непростого пути, в который сводный отряд военных летчиков под командованием Каманина первоначально отправился из Владивостока в Анадырь на пароходе, а затем оттуда — по воздуху до Уэллена.
Небольшие самолеты с трудом переносили тяжелые условия полета, и в итоге из пяти Р-2 и двух У-2 до места добралась только пара разведчиков, которые тут же включились в работу. Они поставили своеобразный рекорд, сумев эвакуировать из лагеря челюскинцев наибольшее число зимовщиков. Николай Каманин на своем самолете за девять рейсов вывез 34 человека, а его подчиненный Василий Молоков за восемь полетов — 39! Правда, чтобы добиться таких результатов, пилотам пришлось идти на крайние меры: сначала они сажали по три-четыре человека в штурманские кабины, а потом приспособили для перевозки людей подкрылевые парашютные ящики из фанеры. В то время как в СССР интенсивно шла работа по спасению экспедиции, западные СМИ распространяли недостоверную информацию: немецкая Voelkischer Beobachter писала: "Принятые до сих пор меры по спасению челюскинцев проводятся слишком поспешно и без плана... Самолеты отправляются на верную гибель, их ждет обледенение.
Каждая посадка является риском и зависит от счастливой случайности". Politiken в Дании и вовсе сообщала, что Шмидт погиб: "На льдине Отто Шмидт встретил врага, которого еще никто не мог победить. Он умер как герой, человек, чье имя будет жить среди завоевателей Северного Ледовитого океана". Prager presse — чехословацкая газета — тоже поддерживала панику: "Быстрое спасение при помощи самолетов невозможно не только потому, что в таких отдаленных местах никогда не бывает достаточного числа необходимых самолетов, но и потому, что время года противодействует полетам: туманы, метели, сильные ветры". В их числе были Алексей Бобров — помощник начальника экспедиции Отто Шмидта, исполнявший его обязанности после эвакуации шефа, капитан парохода Владимир Воронин и радист Эрнст Кренкель. На этом операция по спасению челюскинцев была завершена.
В общей сложности к ней были привлечены 17 самолетов и почти три десятка летчиков, из которых шестеро занимались непосредственно вывозом людей со льдины, а остальные перегоняли самолеты и переправляли людей из Ванкарема и Уэллена дальше на юг. Семеро пилотов получили первые в истории СССР звания Героя Советского Союза, а остальные были награждены орденами Ленина и Красной Звезды — так же, как и все челюскинцы, кроме двух маленьких детей.
Дело в том, что советское правительство осуществляло традиционную русскую идею освоения восточных и северных районов страны. Но с наибольшим размахом идея воплотилась в жизнь в советское время, когда была учреждена Арктическая правительственная комиссия, которая руководила созданием на побережье Северного Ледовитого океана морских и авиационных баз, метеостанций и регламентировала движение судов.
В 1932 году ледокол «Сибиряков» смог пройти правда, с трудом — в Беринговом проливе он, лишенный винта, двигался кормой вперед под самодельными парусами от Мурманска до Владивостока Северным морским путем за одну навигацию, т. Сразу по ее окончании было создано Главное управление Северного морского пути Главсевморпуть , которому было поручено освоить этот путь, обеспечить его техническим оборудованием, построить поселки и многое другое. Начальником Главсевморпути был назначен О. Пароходу, заказанному в Дании под названием «Лена», было суждено сменить имя на «Челюскин» и повторить рейс «Сибирякова», вернее не суждено, а приказано.
Только что построенный, приспособленный к плаванию во льдах а вовсе не ледокол пароход «Челюскин» водоизмещением 7500 тонн должен был пройти за одну навигацию от Ленинграда до порта приписки Владивостока. Экспедицию на «Челюскине» снова возглавил О. Шмидт, а капитаном он уговорил пойти В. На «Челюскине» плыло более ста человек: команда корабля, научные работники, журналисты, смена зимовщиков и строителей на остров Врангеля.
На рассвете 16 июля 1933 года «Челюскин» вышел из Ленинграда. Путь до восточного района Чукотского моря в сложной ледовой обстановке он прошел за четыре месяца. Однако преодолеть льды Чукотского моря пароход не смог. Четыре месяца он дрейфовал во льдах в непосредственной близости от Берингова пролива.
Корабль затонул. Благодаря четкой организации спасательных работ на лед успели перенести много необходимых грузов. Спаслись 104 человека. Был создан большой лагерь, который назвали «Лагерем Шмидта».
Сразу же развернулись широкомасштабные работы по спасению челюскинцев. Предполагалось использовать разные технические средства: ледоколы, дирижабли, аэросани, предлагали даже воспользоваться шарами-прыгунами. Но основная ставка была сделана на авиацию.
Поиски "Челюскина": как искали затонувшее судно Гибель парохода "Челюскин": что произошло 85 лет назад в Чукотском море Ледокольный пароход «Челюскин» должен был повторить подвиг ледокола «Сибиряков» и за одну навигацию проплыть по Северному морскому пути из Мурманска во Владивосток. В июле 1933 года судно вышло из Ленинграда.
Успешное плавание длилось до Новой Земли. Там 13 августа из-за серьезной деформации корпуса образовалась течь, однако "Челюскин" продолжил путь. В сентябре судно получило вмятины по правому и левому борту, течь усилилась. Из-за этого корабль вмерз во льды и начал дрейфовать, пишет РИА Новости. В ноябре вместе со льдами «Челюскин» вошел в Берингов пролив.
До чистой воды оставалось несколько миль, однако судно отбросило на север в Чукотское море. Самому маленькому члену экипажа на момент крушения "Челюскина" было всего пять месяцев. Девочка по имени Карина родилась на судне, когда пароход был в Карском море.
«Было что угодно, но не было паники»: 90 лет назад затонул пароход «Челюскин»
Полгода почти сто человек боролись за жизнь в Арктике. Их судно попало в ледяной капкан. Эвакуацию организовали с помощью авиации. Летчики, участвовавшие в этой спасательной операции, стали первыми Героями Советского Союза.
Однако и среди восторженных голосов раздавались закономерные вопросы о пригодности корабля к будущей экспедиции. Одним из таких скептиков был капитан судна Владимир Воронин.
Изучив «Челюскина», он отметил перед официальным начальством ряд недостатков конструкции. В Севморпути, однако, внимания на них не обратили. Ледокол «Челюскин» отправился в путь 2 августа 1933 года. На отплывшем из Мурманска корабле находились 112 человек. Некоторые из них не были напрямую связаны с экспедицией.
Так, один из геодезистов взял с собой на борт беременную супругу. Сам корабль был сильно перегружен, поскольку на его борту поместили дополнительный груз, разведывательный гидросамолет и несколько сборных домов, предназначенных для поселения на острове Врангеля. Эти препятствия судно преодолело без каких-либо проблем. Однако чем дольше шла экспедиция, тем тяжелее экипажу было продолжать путешествие. В Карском море корабль наткнулся на большой необитаемый остров, не указанный ни на одной карте.
Проведенные исследования объяснили это странное стечение обстоятельств. Оказалось, что на картах остров Уединения находился на целых 50 миль к востоку от своего реального местоположения. Ошибку удалось определить работавшему на «Челюскине» астроному-геодезисту Якову Гаккелю. Тем временем встречи с опасным льдом продолжались. Первым повреждением стала порча стрингера, вслед за которым лопнул шпангоут.
Инженер Ремов придумал удачную конструкцию деревянных креплений, заменившую испорченные детали, однако это не отменяло того факта, что «Челюскину» не следовало отправляться в арктическую пустыню в одиночку. Для установки новых деталей экипаж разгрузил носовой трюм в нем хранился уголь. Этой кропотливой работой пришлось заняться всем: ученым, морякам, строителям и хозяйственникам судна. Члены экспедиции разделились на бригады и вовремя справились с поставленной задачей. Позже, уже во время зимовки на льду, этот принцип организации труда вновь пригодился челюскинцам.
Пленники льдов 23 сентября корабль оказался окончательно заблокированным. Сплошные льды окружили и сковали его приблизительно на том же самом месте, где за год до того остановился пароход «Александр Сибиряков». Добраться до конечной цели похода, острова Врангеля, Шмидт не смог. Теперь экспедиция ледокола «Челюскин» продолжилась в совершенно новых условиях. Корабль двигался на восток вместе с дрейфом многолетних льдов.
Лед становился все тоньше, а от чистой воды экипаж отделял путь в несколько километров. Казалось, что благополучное спасение неминуемо. Недалеко от «Челюскина» находился ледокол «Литке». Его капитан предложил помочь судну вырваться из ледяного плена. Но Отто Шмидт отказался от поддержки, надеясь, что корабль сам сможет оказаться на свободе.
На этот раз ученый допустил фатальную ошибку, за которую в итоге расплачивался весь экипаж ледокола «Челюскин».
Они поставили своеобразный рекорд, сумев эвакуировать из лагеря челюскинцев наибольшее число зимовщиков. Николай Каманин на своем самолете за девять рейсов вывез 34 человека, а его подчиненный Василий Молоков за восемь полетов — 39! Правда, чтобы добиться таких результатов, пилотам пришлось идти на крайние меры: сначала они сажали по три-четыре человека в штурманские кабины, а потом приспособили для перевозки людей подкрылевые парашютные ящики из фанеры. В то время как в СССР интенсивно шла работа по спасению экспедиции, западные СМИ распространяли недостоверную информацию: немецкая Voelkischer Beobachter писала: "Принятые до сих пор меры по спасению челюскинцев проводятся слишком поспешно и без плана... Самолеты отправляются на верную гибель, их ждет обледенение. Каждая посадка является риском и зависит от счастливой случайности". Politiken в Дании и вовсе сообщала, что Шмидт погиб: "На льдине Отто Шмидт встретил врага, которого еще никто не мог победить. Он умер как герой, человек, чье имя будет жить среди завоевателей Северного Ледовитого океана".
Prager presse — чехословацкая газета — тоже поддерживала панику: "Быстрое спасение при помощи самолетов невозможно не только потому, что в таких отдаленных местах никогда не бывает достаточного числа необходимых самолетов, но и потому, что время года противодействует полетам: туманы, метели, сильные ветры". В их числе были Алексей Бобров — помощник начальника экспедиции Отто Шмидта, исполнявший его обязанности после эвакуации шефа, капитан парохода Владимир Воронин и радист Эрнст Кренкель. На этом операция по спасению челюскинцев была завершена. В общей сложности к ней были привлечены 17 самолетов и почти три десятка летчиков, из которых шестеро занимались непосредственно вывозом людей со льдины, а остальные перегоняли самолеты и переправляли людей из Ванкарема и Уэллена дальше на юг. Семеро пилотов получили первые в истории СССР звания Героя Советского Союза, а остальные были награждены орденами Ленина и Красной Звезды — так же, как и все челюскинцы, кроме двух маленьких детей. В разные годы "Челюскин" пытались найти, но всегда безуспешно. В сентябре 2006 года на траулере "Рогачево" на место гибели "Челюскина" вышла экспедиция, руководителем которой стал Олег Кожемяко, тогда губернатор Корякского автономного округа, а начальником — директор Русского подводного музея Алексей Михайлов.
В целом, есть основания полагать, что для обследования поиска и подъема документов и экспонатов корабль находятся в удовлетворительном состоянии. Документы и экспонаты - два вахтенных журнала в каютах капитана и старшего помощника - судовая документация в каюте главного механика - стационарные передатчики и приемники, измерительная аппаратура в радиорубке - судовая библиотека - документы группы зимовщиков, отправляющихся на о.
Врангеля в каюте Ремова В. Врангеля - личные вещи челюскинцев во всех каютах Можно предполагать, что в кормовом трюме или недалеко от него сохранились останки Б. В настоящее время накоплен значительный опыт подъема и реставрации документов, пролежавших в морской воде несколько десятилетий. Это дает основание считать, что поднятые с парохода «Челюскин» документы могут быть прочитаны. Наиболее благоприятный период проведения экспедиции аквалангистов июль-август начало сентября. Экспедиция по обследованию парохода «Челюскин» технически осуществима, целесообразна и представляет общественный и исторический интерес. Бауман и Конслер составляют детальный план подъема со всеми необходимыми расчетами. Но плану «Челюскин» будет поднят целиком.
В Петербурге представили сериал о пароходе «Челюскин»
Но спустя некоторое время радистка поселка Уэлен, Людмила Шрадер, его услышала. И вот так была установлена связь», — прокомментировал сын полярного радиста Эрнеста Кренкеля Теодор Кренкель. Ежедневно Кренкель связывался с большой землей и передавал координаты. Лагерь на льдине постоянно дрейфовал. Радиостанция, с помощью которой Кренкель передавал сигналы в Москву, выглядела, примерно, вот так по габаритам.
И весит она около 100 килограммов. Но, до наших дней не сохранилась. Об этом мы можем судить только по архивным фотографиям. Зато, в музее имени Эрнеста Кренкеля вот такой интересный экспонат.
Этот радиоприемник ему подарили в 1934 году, спустя пять месяцев после того, как челюскинцев спасли. Без навигационных карт, в сложнейших условиях на поиск лагеря челюскинцев лучшие полярные летчики потратили месяц. Ориентировка по местности. Все это белое, лед.
Можно не увидеть эти торосы.
По распоряжению Шмидта и Воронина челюскинцы подготовили и удобно расположили на верхней палубе аварийные запасы для быстрой их переброски на лед — продукты, топливо, снаряжение, радиостанцию, медикаменты, теплую одежду… Поэтому, когда наступил момент Х, все действовали согласно заранее подготовленному плану. Времени на эвакуацию тоже хватило. Ведь агония «Челюскина» длилась более двух часов.
На льдину сумели спустить даже маленький самолет, который имелся в распоряжении экспедиции». Бурлаков: «Огромным подспорьем оказался тот груз, который везли на «Челюскине» для зимовщиков на острове Врангеля. Среди прочего там имелся трехгодичный запас продовольствия, бочки с нефтепродуктами… Многое из этого смогли при эвакуации забрать с тонущего судна. Кроме того, на верхней палубе были принайтовлены бревна, доски, фрагменты нескольких сборно-щитовых домов они тоже предназначались для острова Врангеля.
Когда торосы протаранили борт и судно начало тонуть, моряки перерубили канаты, и освобожденные строительные материалы всплыли вместе с обломками корабельных надстроек, шлюпками в полынье, образовавшейся на месте гибели парохода… Все это дерево вытащили, и потом «врангелевские» стройматериалы очень пригодились: на льдине из них соорудили бревенчатый барак, кухню, сигнальную вышку…» Вот некоторые штрихи к быту обитателей ледового лагеря. Из воспоминаний замначальника экспедиции Ивана Копусова: «Люди в палатки подбирались… по «профессиональному» признаку. Была палатка научных работников, палатки кочегаров, машинистов, матросов…» Механик М. Филиппов упомянул, рассказывая о первых днях на льдине, про своеобразный элемент техники безопасности: «Над каждым спящим в палатке воткнут большой морской нож.
Это для того, чтобы в случае… аврала не толпиться у маленького выходного отверстия, а разрезать брезент и спокойно выйти…» А теперь — об эвакуации челюскинцев. Уже вскоре после гибели парохода они начали строить аэродром для самолетов, которые должны прилететь. Подходящую по размерам льдину смогли найти лишь в нескольких километрах от лагеря. С тех пор одним из основных занятий этих «арктических робинзонов» стала расчистка и выравнивание взлетно-посадочной полосы.
Из-за подвижек льдов уже готовая ВПП неоднократно портилась: на ней возникали торосы, трещины. В общей сложности челюскинцам пришлось более 10 раз заниматься ее ремонтом или даже переносом. Добраться с Большой земли до ледового лагеря удалось шестерым летчикам. Еще несколько их менее удачливых товарищей так и не смогли прийти на помощь челюскинцам из-за аварий, неисправностей техники, капризов погоды.
Самолеты, приземлившиеся приледнившиеся? На нем 5 марта из лагеря вывезли 12 человек — всех женщин и детей. А вот маленькие бипланы-«разведчики» Р-5, на которых эвакуировали в итоге основную часть челюскинцев, были всего-то двухместными. Значит, даже оставив на базе своего штурмана, пилот мог забрать из ледового лагеря лишь единственного пассажира?
Конечно, это было очень неэффективно. На штурманское место, как правило, удавалось втиснуть двоих-троих. Еще одного пассажира, поменьше ростом, Николай Каманин попробовал было посадить у себя в пилотской кабине, в ногах. Увы, одетый в шубу челюскинец все-таки мешал управлять самолетом, так что пришлось от этой идеи отказаться.
В некоторых рейсах пару «воздушных путешественников» дополнительно везли внутри так называемых парашютных ящиков — похожих на пеналы грузовых контейнеров, подвешенных под крылья с двух сторон. Далеко не каждый обитатель ледового лагеря готов был к подобному способу транспортировки. Во-первых, грузный человек просто не помещался в «пенале», а во-вторых… Вот как описывал процесс погрузки летчик одного из Р-5 Василий Молоков: «Засаживали туда головой вперед, складывали человеку руки и, как мину Уайтхеда, вталкивали в узкий ящик…» Не имея фактически возможности даже пошевелиться, «подвесной» пассажир должен был провести в воздухе, на холоде все время полета. Семерых летчиков, направленных на поиски лагеря Шмидта и вывозивших оттуда людей, удостоили вновь введенного в СССР почетного звания «Герой Советского Союза».
Несколько их коллег-авиаторов, а также организаторы эвакуации получили ордена. А обитателям «ледового городка» — участникам экспедиции на «Челюскине» всем, за исключением детей , вручили ордена Красной Звезды... Среди них был и пилот Михаил Бабушкин. Его маленький самолет Ш-2, который везли на пароходе, удалось спасти во время крушения.
Михаил Сергеевич умудрился с помощью подручных средств починить поврежденную машину, взлететь и вместе с механиком добраться на этой «стрекозе» до аэродрома в поселке Ванкарем. Таким образом, получается, что Бабушкин тоже эвакуировал из ледового лагеря одного человека. Однако геройское звание ему в 1934-м не дали. Очень популярны кадры старой кинохроники, показывающие торжественную встречу челюскинцев и летчиков в Москве.
Вереница открытых машин с героями Арктики движется по улице Горького, тротуары запружены восторженными горожанами, а над всем этим словно метель разразилась — кружатся мириады белых бумажных листков. Интересно узнать, что это за листовки, что в них написано? Улица Горького превратилась в «дорогу цветов» — ими толпы москвичей буквально засыпали букетами легковые машины, в которых они ехали. А предусмотрительно рассаженные по балконам и крышам люди разбрасывали над улицей листовки.
Текст их лаконичный: «Гордимся вашей победой! На кремлевской стене были развешены огромные портреты всех Героев Советского Союза. Сами виновники торжества прошли на трибуну Мавзолея, и только после этого туда поднялись руководители государства во главе со Сталиным это едва ли не единственный случай, когда «отец народов» уступил кому-то право первым взойти на Мавзолей. Потом были парад, демонстрация...
Но куда больше лавров досталось летчикам — первой семерке Героев.
Он в 1929 и 1930 гг. До Берингова пролива все шло по плану. Ежедневно проводились наблюдения за перемещением льдов, атмосферные наблюдения, другие исследования.
С большой землей поддерживалась устойчивая свяэь. В Беринговом проливе пароход был затерт льдами и вынесен в Чукотское море. Усилия экипажа спасти пароход на плаву не увенчались успехом, раздавленный льдами 13 февраля он затонул. Участники экспедиции высадились на лед.
Опытные полярники, они оборудовали ледовый лагерь со сносными условиями обитания и в ожидании помощи продолжали исследования. Началась героическая эпопея спасения попавших в беду полярников. Вся страна следила за ее ходом.
Челюскинская эпопея 14 февраля 1934 года в Москве закончил свою работу17 съезд ВКПБ, на котором многие проголосовали против Сталина. Его назовут съездом расстрелянных, ведь большинство бросивших вызов вождю закончат свою жизнь в подвалах Лубянки. Но тогда Сталину нужна была поддержка. Великий комбинатор придумал гениальный ход. Все мгновенно забыли об истинных причинах и предпосылках трагедии, а на повестке дня остался один вопрос — спасение челюскинцев. Сразу же была создана правительственная комиссия во главе с Куйбышевым.
Весь мир должен был знать что СССР не жалеет на заботу своих граждан ни сил, ни средств. Освещение прессой жизни лагеря Шмидта можно смело назвать предтечи современных реалити-шоу. Весь мир следил, как 103 человека выживают в условиях Крайнего севера. И в действительности никто из челюскинцев не чувствовал себя обреченным. Люди сплотились в одну сплошную семью, которая помогала друг другу физически и морально. Шмидт читал лекции в палатке. В Москве поняли, что единственным спасением людей станет авиация, но нужен аэродром. Подходящую льдину нашли в нескольких километрах от лагеря. Каждый день челюскинцы приходили расчищать лед.
Эта работа была крайне тяжелая. Люди работали в три смены. Кроме того челюскинцам пришлось 13 раз находить новые льдины площадью 40 000 кв. Пароход Челюскин во льдах Долгожданное спасение челюскинцев Через три недели дрейфа на льдину приземлился самолет Лебедевского, который лишь с 28 раза нашел убежище челюскинцев. Сложно описать ту радость которую они испытали. Первыми вывезли женщин и детей. Спустя несколько дней семь летчиков в труднейших условиях, по неисследованной воздушной трассе совершали рейс за рейсом, ведь взять на борт могли только 2-3 человека. Пока отправляли одного за другим челюскинца, Отто Юльевич Шмидт серьезно простудился, и заболел туберкулезом. Воспаление легких могло привести к гибели великого ученого, поэтому Куйбышев приказал ему немедленно прибыть в Москву, а начальником экспедиции был назначен Бобров.
Несколько тысяч километров добирались спасенные челюскинцы с Дальнего Востока до Москвы. На каждой станции люди сбегались поприветствовать национальных героев. В их честь состоялся митинг и праздничная демонстрация. Семи летчикам впервые было присвоено звание Героя Советского Союза, а все челюскинцы получили орден Красной Звезды.
«Было что угодно, но не было паники»: 90 лет назад затонул пароход «Челюскин»
В 2024 году Команда планирует отправиться к месту, где погиб пароход «Челюскин», чтобы продолжить изучение затонувшего корабля. Пароход строился под названием «Лена», но в июне 1933 года был переименован в честь русского мореплавателя Семёна Челюскина / РИА Новости. История спасения «Челюскина» Политика, Челюскин, СССР, Спасение, Дата, История, Длиннопост. 13 апреля 1934 года закончилась операция по спасению пассажиров парохода «Челюскин», за которой следила вся страна. В 1980 году подводная лодка ВМС якобы посетила ориентировочную точку нахождения затонувшего парохода «Челюскин». Ледокол «Челюскин», история которого завершилась в пятом часу вечера, оставил на льду 104 человека.
«Было что угодно, но не было паники»: 90 лет назад затонул пароход «Челюскин»
При отплытии из Мурманска по данным И. Куксина на корабле находилось 111 человек, в том числе один ребенок — дочь нового начальника зимовки на острове Врангеля. В это число входили 52 человека экипажа парохода, 29 человек состава экспедиции и 29 человек штата научно-исследовательской станции острова Врангеля. На «Челюскине» стало 112 человек. Более точной является приведенная выше численность в 113 человек. Как было указано выше, перед началом дрейфа в середине сентября 8 человек на собаках было отправлено на землю. После этого на корабле должно было остаться 105 человек. Один человек погиб при погружении корабля в морскую пучину 13 февраля 1934 г.
Приведенные данные с точностью до 1 человека совпадают с количеством людей по указу о награждении участников лагеря Шмидта. Установить причину расхождения не удалось. Особый интерес представляет вопрос о координатах гибели «Челюскина». Казалось бы, этот вопрос должен был быть однозначно определен. Эти координаты, безусловно, были занесены в судовой журнал, сообщены на Большую землю для обеспечения поиска и спасения людей с льдины, должны были быть известны каждому экипажу самолетов, участвовавших в спасении полярников. Однако в августе 2004 года закончилась неудачей экспедиция по поиску «Челюскина» с помощью научного судна «Академик Лаврентьев». В исследовании были использованы данные, указанные в штурманском журнале 1934 года.
Тогда руководитель экспедиции Отто Шмидт сообщил в радиограмме точные координаты. Были проверены все известные в архивах координаты, оставленные экспедициями 1974 и 1979 годов. Руководитель экспедиции, директор Русского подводного музея Алексей Михайлов заявил, что причиной неудачи является фальсификация данных о месте гибели парохода. Возникает предположение, что по каким-то причинам или по традиции засекречивания любой информации в печати нашли отражение измененные координаты. В этой связи автор предпринял попытку найти эти данные в зарубежной печати периода спасения челюскинцев. В навигационных картах Дальневосточного морского пароходства помечено, что "Челюскин" затонул в координатах 68 градусов 17 минут северной широты и 172 градуса 50 минут западной долготы. Эта точка лежит в 40 милях от мыса Ванкарем, на котором расположен поселок с таким же названием.
Им были опубликованы уточненные координаты гибели «Челюскина», проверенные в результате погружения к пароходу. Имея такие цифры, не бросайте там якорей! Это координаты с точностью до одного метра». Учитывая разноречивость оценок координат затонувшего «Челюскина» автор предпринял попытку выяснения спорных моментов у Сергея Мельникоффа, утверждающего, что он совершил погружение к затонувшему пароходу и сделал фотографии в непосредственной близости от корабля на глубине 50 метров. На вопрос о значимости расхождений в координатах и наличии фальсификации исходных данных С. Мельникофф ответил, что «расхождение не значительно. В половину морской мили.
В силу того, что в те времена координаты брали с помощью ручного секстана, а я пользовался спутниковой системой - это нормальная ошибка». Поиск осуществлялся «по картам Генштаба, на которых нет других затонувших судов в этом районе. И нашли в полумиле от места его обозначения на карте. Эхолокация тоже говорит об этом - объект имеет 102 метра длины и 11 метров в высоту. Видимо, пароход чуть-чуть наклонен на левый борт» и практически не погружен в ил или донные наносы. Недостаточная обоснованность заявления Михайлова о фальсификации данных была подтверждена участником экспедиции «Челюскин — 70» руководителем аппарата Комиссии Совета Федерации по делам молодёжи и спорту, доктором социологических наук Александром Щегорцовым. Поскольку мы берем на себя задачу проведения независимого расследования, то при анализе фактической стороны дела будем исходить из «презумпции невиновности», то есть будем предполагать, что вся основная информация, изложенная автором Э.
Белимовым в «Тайне экспедиции «Челюскина», отражает реальные известные автору факты и не отягчена сознательным литературным вымыслом. Обратим внимание, что до сегодняшнего дня считалось, что первая публикация работы «Тайна экспедиции «Челюскина» была на сайте «Хронографъ», выходящем под лозунгом «XX век. Документы, события, лица. Неизвестные страницы истории…». В предисловии к сайту редактор Сергей Шрам указывает: «Многие страницы этого сайта покажутся кому-то непривычно жесткими, а кому-то даже обидными. Что ж, такова особенность жанра, в котором я работаю. Особенность эта - подлинность факта.
В чем отличие беллетристики от истории? Беллетристика рассказывает то, что могло быть. История - только то, что было. В переломные моменты эпох люди охотнее тратят время на чтение исторических изданий, в которых рассказывается "то, что было". Перед Вами как раз такое издание... Поэтому неудивительно, что такую проблематичную статью, делающую достоянием общественности высказывание участников экспедиции по очень острой проблеме, перепечатали многие издания и интернетовские сайты. Поиск показывает, что традиционная ссылка на «Хронографъ» как на первоисточник не верна.
Публикация в «Хронографе» датируется августом 2001 г. Первая публикация работы Э. К тому же эта публикация имеет ссылку: «специально для «Новой Сибири». В этом случае становится совершенно определенным место работы автора в НЭТИ, аббревиатура которого ничего не говорила при повторных публикациях. Обратим внимание также на то, что израильская версия тоже появилась в печати позже публикации в «Новой Сибири», но и она предшествует публикации в «Хронографе». Анти-«Пижма» Когда идет речь о сравнении различных версий, всегда может возникнуть опасность, что версии относятся к различным объектам и их несоответствия не взаимоисключающие. В данном случае есть два уникальных и единичных события, рассматриваемых в обеих версиях, информации о которых не может быть двойственной.
Это — единственный, первый и последний, поход «Челюскина», применительно к которому не может быть различных дат. И единственный случай рождения в Карском море девочки: не может быть разных дат рождения и разных родителей. Поэтому первоначально обратимся к сопоставлению информации именно по этим вопросам. По официальной версии пароход вышел из Мурманска 2 августа 1933 г. Уже 13 августа 1933 года в Карском море появились серьезная деформация корпуса и течь. Руководитель экспедиции О. Шмидт, находясь в Беринговом проливе, направил советскому правительству поздравительную радиограмму.
После этого пароход уже не имел возможности самостоятельного плавания и дрейфовал во льдах в северном направлении до дня своей гибели. Белимов пишет: «Итак, вернемся в далекое прошлое 5 декабря 1933 года. Часов в 9 или 10 утра Елизавету Борисовну будущую мать Карины по версии Белимова — прим. ЛФ привезли на причал и помогли подняться на борт "Челюскина". Почти сразу же началось отплытие.
В 1932 году экспедиции под руководством Отто Шмидта на ледокольном пароходе "Александр Сибиряков" удалось преодолеть Северный морской путь за одну навигацию. Старт экспедиции "Челюскина" Руководство страны назначило Шмидта начальником специально созданного Главного управления Севморпути. Окрыленный успехом, исследователь решил доказать, что не только ледоколы, но и обычные тяжелые сухогрузы способны преодолевать этот маршрут.
Как раз в это время датские кораблестроители построили для СССР новый транспортный пароход, позднее получивший имя "Челюскин" — в честь знаменитого русского исследователя Арктики. На нем и решено было отправить экспедицию, которую вновь возглавил Отто Шмидт. Из Мурманска во Владивосток судно вышло 2 августа 1933 года. Проблемы начались уже 13 августа. В тот день "Челюскин" получил первые повреждения — в носовой части. На устранение последствий команде потребовалось три дня. Как погиб пароход "Челюскин" Еще до выхода в море сомнения в пригодности судна для столь сложной экспедиции высказывал капитан Владимир Воронин. Но Шмидт твердо верил в успех.
Да и остальные члены команды, видимо, тоже. Один из них даже взял с собой беременную жену. Она успела родить девочку до того, как пароход оказался в опасности. Команда пыталась освободить судно вручную и с помощью взрывов.
Перед экипажем легендарного «Челюскина» стояли амбициозные задачи: освоить Северный морской путь на ледокольном пароходе всего за одну навигацию.
И это в 1933-м. Он не является кораблем, который выдержит натиска льдов и отказывался от капитанства», — вспоминает Владимир Воронин — внук капитана парохода «Челюскин» Владимира Воронина. До сентября 1933-го пароход шел точно по маршруту. Даже с деформированным корпусом и пробоиной, полученной в Карском море. Роковыми для «Челюскина» стали чукотские льды.
Намертво вмерзший в льдину пароход еще несколько месяцев дрейфовал в Чукотском море. На дрейфующей льдине в условиях арктической зимы оказались 104 человека. Среди них и новорожденная девочка. Имя дочке геодезиста Васильева — Карина — дали в честь Карского моря, где она родилась. Так написано и в паспорте.
Стелили какие-то фанеры, мешки всякие, теплые вещи. Мама говорит отцу, что что-то под нами трещит. Нет, ничего не трещит, все нормально.
Переход «Челюскина» должен был стать проверкой проходимости Северного морского пути простыми транспортными кораблями, а не только ледоколами. Историческое плавание парохода началось 2 августа 1933 года. Начальником экспедиции стал выдающийся исследователь Арктики Отто Юльевич Шмидт. Капитаном корабля был опытный полярный исследователь Владимир Иванович Воронин, совершивший ранее знаменательный сквозной переход «Сибирякова» по Северному морскому пути. На борту «Челюскина», вышедшего из Мурманска, находилось в общей сложности 111 пассажиров. Несмотря на это начальником экспедиции было принято решение продолжить путь. В Чукотском море корабль встретился со сплошными льдами и 23 сентября оказался полностью ими заблокирован и вмерз во льды.
Пароход не мог больше самостоятельно передвигаться и дрейфовал на протяжении последующих пяти месяцев. Сразу же после того, как 104 человека , среди которых были 10 женщин и две маленькие девочки, родившиеся во время плавания, высадились с тонущего судна на лёд и поставили палатки, знаменитым полярным радистом Эрнстом Кренкелем была отправлена радиограмма в ближайший посёлок Уэллен: 13 февраля в 15 часов 30 минут в 155 милях от мыса Северного и в 144 милях от мыса Уэлен «Челюскин», затонул, раздавленный сжатием льдов. Уже последняя ночь была тревожной из-за частых сжатий и сильного торошения льда.
Ледовая драма, ставшая триумфом: 90 лет назад затонул "Челюскин"
В сентябре 2006 года участники экспедиции «Челюскин-70» заявили, что они нашли затонувший пароход «Челюскин». Фотографии поднятых фрагментов и пробы металла направили в Копенгаген, в судостроительную компанию, со стапелей которой сошёл «Челюскин». В феврале 2007 года эксперты подтвердили, что стойка леерного ограждения и вентиляционная решётка, поднятые участниками российской экспедиции в 2006 году со дна Чукотского моря, действительно являются фрагментами легендарного парохода «Челюскин». В сентябре 2020 года в ходе комплексной экспедиции Русского географического общества и Северного флота на арктических архипелагах был обследован пароход «Челюскин».
В ее состав вошли А. В Ляпидевский, Салеваневский, В. Молоков, Н. Каманин, М.
Слепнев, М. Водопьянов, И. Они в невероятно трудных условиях в марте — апреле совершили десятки вылетов на взлетно-посадочную ледовую полосу, подготовленную полярниками, и благополучно вывезли всех пленников, одних в Уэлен, других на мыс Ванкарем, где были оборудованы базы летчиков. Последняя партия была вывезена 13 апреля 1934 г. Страна рукоплескала авиаторам.
Под их руководством на льдине был обустроен лагерь. Однако первый рейс в полярный лагерь смогли организовать только 5 марта.
Участников зимовки перевозили в чукотское становище Ванкарем, находившееся примерно в 160 км от полярного лагеря. Челюскинцев с Чукотки переправили на Камчатку, а оттуда — во Владивосток.
Шеф благожелательно улыбнулся, откинулся на спинку кресла и начал свой рассказ: «…Первая более или менее реалистическая попытка пройти за одну навигацию из Архангельска во Владивосток была предпринята годом раньше - в 1932-м, но фактически закончилась неудачей. Все списали на возраст судна, на необычно тяжелые льды. Ерунда это все. И пароход был неплохой, и пока он дрейфовал в ледяном поле, мимо спокойно проходили суда дальневосточников.
Они, кстати, с самого начала доказывали, что Северный морской путь надо осваивать с востока. Но Шмидт сумел в очередной раз убедить Сталина, и экспедиция 1933 года снова началась из Мурманска. Капитаном назначили Воронина, капитана, безусловно, опытного, но самого сложного — Восточного сектора Арктики он совершенно не знал. С тем мы и отплыли. В успехе никто не сомневался. С нами были пассажиры. Одна дама, отправившаяся в рискованное путешествие в «интересном» положении, родила, когда мы плыли Карским морем.
Имя девочке выбирали недолго. Единогласно решили назвать Кариной. Во-первых, так звали древнегреческую поэтессу, во-вторых, в память о Карском море. Пока шли до Таймыра, забот не знали. В Восточно-Сибирском море пришлось лед расталкивать. А в Чукотском море он нас крепко зажал. Плавание сменилось дрейфом.
Пароход таскало вместе с льдом то на север, то на юг. Но бодрости мы не теряли. Ведь с нами был сам Отто Юльевич. Правда, иногда он нас удивлял. Как-то ночью захожу в кают-компанию, а по ней в полной парадной форме, с орденами кажется, их было два разгуливает Отто Юльевич и сам с собой разговаривает. Слава богу, меня он не заметил. В начале ноября льды подтащили пароход к самому Беринговому проливу.
До чистой воды рукой подать, не больше мили. Мы же так крепко сидели во льду, что и пошевелить винтом были не в состоянии. К вечеру навалил ветер с юга, и потащило ледовое поле и нас снова на север. Зимовка стала неизбежной. Научная часть экспедиции этому даже обрадовалась.
Экспедиция в Арктике провела видеосъемку затонувшего парохода "Челюскин"
В первой ноте речь идет о пароходе «Челюскин». Почему затонул пароход «Челюскин», как спасли экипаж и сколько длился поиск затонувшего судна — в материале Ровно 90 лет назад, 13 февраля 1934 года, в Чукотском море затонул пароход «Челюскин». Если применить подобный подход к данной истории, то без труда можно установить, что в Копенгагене был построен только один грузовой пароход «Лена», переименованный в «Челюскин». В 1980 году подводная лодка ВМС якобы посетила ориентировочную точку нахождения затонувшего парохода «Челюскин».