Этому нас учит и Господь наш Иисус Христос притчею о мытаре и фарисее в сегодняшнем Евангельском чтении. При толковании притчи о мытаре и фарисее следует внимательно присмотреться к ее главным персонажам. Неделя о мытаре и фарисее Проповедь протоиерея Димитрия Сизоненко в неделю о мытаре и фарисее, собор новомучеников и исповедников Российских 08 февраля, 2017. В притче о мытаре и фарисее Иисус осуждает самоуверенность фарисея в своей правоте и презрение к грешнику мытарю. Толкование на притчу о мытаре и фарисее. "Сказал также к некоторым, которые уверены 6ыли о себе, что они праведны, и уничижали других, следующую притчу: два человека вошли в храм помолиться: один фарисей, а другой мытарь.
Фарисеи и мытари: глубинная суть повествования
Вот мы с вами достигли первой подготовительной недели к Великому посту, которая начинается притчей о мытаре и фарисее. Так, 13 февраля Церковь вспоминает притчу о мытаре и фарисее. это притча об Иисусе, которая появляется в Евангелии от Луки.
Молитва, которая держит тебя над пропастью. Как понимать притчу о мытаре и фарисее
Господь притчею о мытаре и фарисее показал, как должно молиться и с каким душевным устроением, и как не должно (фарисейское устроение). Неделя мытаря и фарисея называется так потому, что на литургии читается Евангелие – притча о мытаре и фарисее, а в церковных песнопениях, находящихся в Триоди постной, ставится в пример смирение мытаря и порицается гордыня и самохвальство фарисея. Неделя мытаря и фарисея называется так потому, что на литургии читается Евангелие – притча о мытаре и фарисее, а в церковных песнопениях, находящихся в Триоди постной, ставится в пример смирение мытаря и порицается гордыня и самохвальство фарисея.
Как нас касается притча о мытаре и фарисее?
Толкование притчи о мытаре и фарисее Чтобы понять притчу, необходимо знать, кто были действующие лица во времена Римского господства над. Неделя о Мытаре и Фарисее: содержание притчи, экскурс в историю, толкование, духовный смысл, значение и особенности этого периода. Толкование на притчу о мытаре и фарисее. "Сказал также к некоторым, которые уверены 6ыли о себе, что они праведны, и уничижали других, следующую притчу: два человека вошли в храм помолиться: один фарисей, а другой мытарь. Какое отношение имеет прочитанный отрывок Второго послания Апостола Павла к Тимофею к Неделе о мытаре и фарисее, когда этот отрывок читается перед соответствующей дню притчей из Евангелия от Луки? При толковании притчи о мытаре и фарисее следует внимательно присмотреться к ее главным персонажам.
Евангелие от Луки, Глава 18, стихи 10-14
Главный подвиг мытаря в том, что он не ищет себе оправдания. Это самое тяжёлое и сложное деяние для человека. Лукавый ум способен абсолютно любому поступку найти тысячи оправданий. И мытарь в любом случае делал добрые дела и своей семье и друзьям, как и любой человек. Он мог всё это перечислить в молитве, но не стал. Он вверил себя Богу и готов услышать любой приговор! Мне нет оправдания! Я даже не буду смотреть в небо!
Этим я уже себя наказал! Но и жить по-прежнему я не хочу! Здесь нет попытки торговаться с Богом, договориться по принципу «ты — мне, я — тебе». Главное отличие мытаря от фарисея в том, что мытарь — стоит перед лицом своей всепожирающей пустоты и взывает: «Боже! Это состояние, которое выразил преподобный Силуан Афонский: «Держи ум твой во аде и не отчаивайся…». Но а как быть, если человек постоянно творит добрые дела, то как он может сказать искренне: «Боже! Видение себя и своего состояния — страшное зрелище!
Человек бывает к этому не готов, потому что можно сойти с ума. Вся суть духовной жизни и заключается в том, что человек вместе с Богом идут во внутреннюю бездну. Там страшно, тяжело и одиноко. Молитва прп. От правильного погружения в себя меняется мировоззрение и взгляд на человека грешащего. Вместо осуждения появляется сострадание, потому что мне самому плохо от грехов и я вижу, что каждый страдает также. Кто понимает себя, тот понимает всех остальных людей.
Тогда уже ты в молитве говоришь, что ты такой же, как все и даже хуже. Каков же итог? Вот здесь часто совершают ошибку. В выражении «сей пошел оправданным в дом свой более, нежели тот» на самом деле представлена идиома: еврейское выражение, в котором сравнительная степень означает исключение, а не сравнение. Другими словами, это он, мытарь, а не тот фарисей ушел домой оправданным. Фарисей ушел, как об этом говорит контекст речи, прямо осужденным. Эта притча в любом случае вызвала шок у слушателей!
Всё вверх ногами: фарисей плохой, мытарь хороший! Как так?
Фарисей, вероятно, молился, подняв очи вверх, как это было принято; мытарь не смел поднять глаза на небо. Фарисей стоял прямо и, по-видимому, не двигался; мытарь сопровождал молитву ударением себя в грудь. Молитва фарисея была рациональной, молитва мытаря — эмоциональной. Фарисей молился долго, перечисляя свои добродетели, но не повторяясь; мытарь произносил одну и ту же краткую формулу.
Фарисей молился про себя, мытарь — вслух. Фарисей мог наблюдать за мытарем, видеть его движения и, возможно, слышать его голос; мытарь не наблюдал за фарисеем и по-видимому не замечал его.
Духовный смысл В притче о мытаре и фарисее Христос предостерегает от широко распространенного фарисейства, свойственного почти каждому из нас.
Фарисей считает себя образцом, на который должны равняться другие люди. Как правило, он делает свои добрые дела в присутствии свидетелей, которые могут рассказать о них. Он любит говорить о помощи бедным, но сам делает это только публично.
Слово «фарисей» стало синонимом лицемерия, которое пронизывает всю жизнь современного человечества. Значение недели Путь христианина к Богу бесконечен. Все кажущиеся добродетели фарисея — ничто в сравнении с духовными подвигами святых.
Они знали о необходимых условиях для них — смирении и покаянии — и об их несовместимости с гордыней. Господь откликается только на ту молитву, которая произносится со смиренным сердцем, сознающим свою греховность перед Богом. И добрые дела не ценятся, если они направлены на удовлетворение собственного тщеславия.
Будь милостив ко мне грешнику! Чему учит нас притча, и почему из числа множества других она наряду с историей о блудном сыне удостоилась в Календаре Великого поста отдельного периода, который так и называется — неделя мытаря и фарисея? Бог гордым противится… Отчего фарисей, несомненно, имевший причины считать себя ревностным служителем Божьим, вернулся домой менее оправданным за свои прегрешения? Оттого что в них не каялся.
Считал слишком мелкими и незначительными по сравнению с великими заслугами, которыми так кичился, или же вовсе не замечал. Исполненный самодовольства, он даже молитву умудрился превратить в высокопарное перечисление собственных достоинств: «Посмотри, Господи, как я хорош! Я пощусь… Я жертвую…» Пост — время искоренения в себе фарисейской гордыни При этом — заметьте! Наверняка совершал.
Наверняка достаточно, чтобы прослыть и щедрым, и добрым. Но монета, поданная нуждающемуся не из сострадания, а ради выслуги, теряла в цене. Добро, совершённое напоказ, не шло фарисею впрок. А благодарственная молитва больше отдаляла его от Бога, чем приближала.
Не было в ней сердца, одно самолюбование… И попытка толкования притчи о мытаре и фарисее неизбежно приводит нас к выводу: не кичись заслугами, ибо, сделанные ради самовозвеличения, они — ничто. Ты совершаешь праведные поступки, когда ходишь в церковь ради общения с Богом; соблюдаешь пост, чтобы стать лучше; творишь добро из милосердия и любви к ближнему. Но добродетели разом обесцениваются, стоит допустить в сердце мысль, что они возвышают тебя над другими. Превращается в фарисея праведник, презрительно кривящий губы при виде человека, робко вошедшего в церковь и не знающего толком, куда поставить свечу.
Кого Бог не может спасти? Евангелие в Неделю о мытаре и фарисее
Из всех заповедей, данных народу Богом чрез Моисея, он выбрал только две, самые легкие. Но и эти две заповеди он на самом деле не исполняет. Ибо Бог дал сии две заповеди не потому, что Ему нужно, дабы люди постились два раза в неделю и давали десятину. Бог нисколько в этом не нуждается. И Он дал людям сии, как и все прочие, заповеди не для того, чтобы они были самоцелью, но да принесут они плоды смирения пред Богом, послушания Богу и любви к Богу и к людям; одним словом, да согреют, да умягчат и да просветят сердце человеческое. Между тем фарисей исполняет эти две заповеди бесцельно.
Он постится и дает десятину, но ненавидит и презирает людей и гордится пред Богом. И так он остается подобен древу бесплодному. Плод не в посте, плод — в сердце; плод даже не в исполнении заповеди, плод — в сердце. Все заповеди и все законы служат сердцу: согревают сердце, очищают сердце, освещают сердце, орошают его, ограждают, пропалывают, засевают, — лишь бы плод на ниве сердца зародился, вырос и созрел. Все доброделание есть средство, а не цель, метод, а не плод.
Цель — в сердце, и плод — в сердце. И так фарисей своею молитвой не достиг того, чего хотел. Он показал не красоту своей души, но ее уродство; не здравие свое явил, но свою болезнь. А Христос именно это и желал открыть сею притчей, и при том не только в одном данном фарисее, но вообще в фарисейской группировке, тогда господствовавшей в народе израильском. Но притчей сею Господь хотел открыть и изобличить мнимую набожность и лживое фарисейство и во всех поколениях христиан, в том числе и в нашем.
Разве и сегодня нет среди нас людей, кои молятся Богу точно так же, как молился этот фарисей? Разве мало таких, кои начинают свою молитву с обвинений и хулы на своих соседей, а завершают похвалою самим себе? Разве мало таких, кои стоят пред Богом, как заимодавец пред должником? Разве не говорят и многие из вас: «Боже, я пощусь, я хожу в храм, я плачу налоги государству и жертвую деньги Церкви, я не таков, как прочие люди, грабители и клятвопреступники, безбожники и прелюбодеи, которые мне досадили. Куда Ты, Боже, смотришь?
Почему ты их не умертвишь, а меня не наградишь за все то, что я для Тебя делаю? Разве Ты, Боже, не видишь чистоты моего сердца и здравия моей души? Вот и иные его изречения: «Всяк крестится, да не всяк молится». Фарисей — это тот, кто «по бороде Авраам, а по делам Хам». Так они говорят.
А Бог слушает и отпускает их в домы свои ни с чем, говоря им: «Как таковых Я не знаю вас». И на Страшном Суде Он скажет им: не знаю вас. Ибо Бог распознает друзей Своих не по языку, но по сердцу; и оценивает Он смоковницу не по листьям, но по плодам. А вот как должен молиться истинный молитвенник: Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: Боже! Будь милостив ко мне грешнику!
Истинный молитвенник не проталкивается вперед, на первые места в храме. К чему ему это? Бог видит его в притворе точно так же, как и близ алтаря. Истинный молитвенник всегда является истинным покаянником. Стоя вдали.
Он чувствует свое ничтожество пред Богом и весь преисполняется смирения пред величием Божиим. Иоанн Креститель, величайший из рожденных женами, устрашался близости Христа, говоря, что недостоин, наклонившись, развязать ремень обуви Его. Жена грешница умывала ноги Христовы, обливая их своими слезами. Итак, истинный молитвенник глубоко смирен и полон радости, если Бог допустит его хотя бы к ногам Своим. Не смел даже поднять глаз на небо.
Почему он не поднимал глаз своих на небо? Глаза — зеркало души. В глазах можно прочесть грех души. Не видите ли вы каждый день, как человек, совершивший грех, опускает глаза пред людьми? Как же грешнику не опустить глаз пред Богом Всевышним?
Се, всякий грех, совершенный против людей, совершен против Бога; и нет на земле греха, который не был бы направлен против Бога. Истинный молитвенник осознает это, и потому он, кроме смирения, исполнен и стыда пред Богом.
Его молитва — это перечисление достоинств. Конечно, он совершает добрые дела, но копейка поданная нищему ради выгоды, теряла свою стоимость. Благодарственная молитва отделяла его от Господа, потому что была наполнена самовлюбленностью. Слово «фарисей» происходит от еврейского глагола «отделяться».
Поэтому он ощущает себя завершенным объектом, не такой, как другие люди. Совершение праведных поступков, соблюдения поста и добро в отношении ближних обесцениваются с мыслью величия над другими. Он не просит милости Господа, он хочет признания своих достижений. Каждый, кто возвышает самого себя, достиг высот, ему не надо развиваться. Фарисей самодовольный человек, конечно, возможно он праведный, но его молитва не покаяния и благодарения, а полная гордости за себя. Становится ли он праведником, когда презрительно осудил мытаря.
Он не возносится над другими людьми, но старается себя обелить. Сборщик унизительных податей не мог глаз поднять.
В сознании многих евреев того времени фарисеи были героями веры и настоящими патриотами. А потому их партия пользовалась огромным авторитетом и поддержкой у простых людей. В эпоху жизни Христа на Палестину опять обрушилась беда.
Теперь в лице Рима. Местное население было вынуждено платить захватчикам налог. Сбором пошлины занимались чиновники из числа самих же евреев. Они и назывались мытари. Нередко эти люди были нечисты на руку.
Оккупанты требовали одну сумму, а мытари произвольно устанавливали ее размер вдвое больше. Разницу — себе в карман. Центр эти махинации и вымогательства не особо волновали. Главное, чтобы в имперскую казну отчисления поступали вовремя и в нужном объеме. В остальном сами разберетесь.
Да и нередко именно сборщики налогов становились глазами и ушами римлян среди местных. Короче говоря, окружающие ненавидели мытарей. В их глазах они были ворами, отступниками от веры отцов и предателями родины. Одним словом — фискал и доносчик. Итак, перед нами парадокс.
Христос приводит своим слушателям в пример не многословную молитву почтенного и всеми искренне уважаемого хранителя традиций и общественных устоев. Господь указывает на особую энергию именно безыскусных бормотаний и подавленных стонов «полицая». Именно они приятны Богу. В чем же источник их силы? Все очень просто.
В сердце мытаря живет глубокое осознание того, что он проиграл. Это конец. Ненавидят люди.
Если человек живет без любви, покаяния и смирения, то ему никогда не попасть в Царство Небесное.
Его молитвы никогда не будут услышаны. Поэтому никогда не нужно считать себя лучше других, выискивая минусы в окружающих. Взаимосвязь притчи и Великого поста История о мытаре и фарисее напоминает нам о том, что важно увидеть собственные недостатки и ошибки и исправить их. Это единственная возможность спасти свою душу.
А гордыня — это один из самых больших грехов, который толкает людей на путь в ад.
Подготовка к Великому посту. В чём смысл притчи о мытаре и фарисее?
Так, 13 февраля Церковь вспоминает притчу о мытаре и фарисее. Притча о мытаре и фарисее. Мы привыкли презирать и осуждать фарисея: нам кажется, что сегодняшнее Евангелие дает нам на это право – он будто осужден Самим Христом. Притча о мытаре и фарисее, с одной стороны, раскрывает нам трагичность человека, который, казалось, был прав по букве закона.
Мытаря и Фарисея 2023. Смысл притчи, молитва, что можно есть по дням Седмицы
Я очень хорошо помню ещё из давних школьных лет: когда ты не подготовился, а впереди — суровый опрос, есть только один выход — подойти к преподавателю, извиниться и попросить, чтобы в этот раз тебя не вызывали к доске. Как правило, это работало — если только не злоупотреблять. Что происходило по сути? Ты оказывался волей учителя как бы выведенным за рамки ситуации в классе: ведь у тебя с педагогом особая договорённость, особые, отличные от всех остальных, отношения — на этот урок!
Причем здесь был очень непростой психологический момент — сообщая учителю, что ты не готов, ты обнажался перед ним, становился беззащитным — ведь он мог и специально тебя спросить и спокойно поставить двойку! Мытарь молит Бога — понимая, что в его ситуации всё целиком будет зависеть только от решения Самого Господа Бога: ведь мытарь пришёл к Нему с пустыми руками! Вывод притчи, который делает Сам Иисус, был для слушателей шокирующим: из храма мытарь выходит более оправданным, чем фарисей.
То есть, никакие подвиги сами по себе не значат ровным счётом ничего — если через них не происходит прорыва к качественно новым отношениям с Богом. Более того: чем выше напряжённость подвигов — тем выше риск накачать своё «эго» до фантастических размеров «подвижника» — по мнению которого, уже Сам Бог должен ощущать Себя в какой-то мере «должником».
Молитва же фарисея большей частью состояла из восхваления себя перед Богом, и, хотя он действительно совершал дела праведности, он умалил их своей гордыней. По слову Иисуса, мытарь оказался «более оправданным» пред Богом, чем фарисей. Эту притчу Христос адресовал тем, «которые уверены были о себе, что они праведны, и уничижали других» Лк 18:9. Христос показывает, что презрение и горделивое осуждение ближних противны Богу.
Мытарь — презираемый обществом слуга римской власти, — был принят Богом через свое искреннее покаяние.
Они были уверены о себе, что они праведны, считали, что сделали Бога своим должником и могут всего потребовать у Него. Далее: 3. Они уничижали других, смотрели на них с презрением, как на недостойных никакого сравнения с ними. Этой притчей Христос хотел показать безумие таковых, что они таким образом лишали себя Божьего благоволения. Хотя эта история называется притчей, однако никаких аналогий здесь нет. Это, скорее, описание различных характеров и высказываний тех, кто гордо оправдывает себя, и тех, кто смиренно осуждает себя, а также их различных положений перед Богом. Это факты из повседневной жизни.
Здесь представлены два человека, совершающие молитву в одном и том же месте и в одно и то же время ст. Это не был час общей молитвы; они пришли в храм для личного поклонения Богу, как обычно поступали благочестивые люди в то время, когда храм был не только местом, но и средством богослужения. Бог обещал в ответ на просьбу Соломона, что всякая молитва, совершенная в храме, или в сторону храма, будет скорее услышана. Христос — наш храм, обращаясь к Богу, мы должны взирать на Него. Фарисей и мытарь вошли в храм помолиться. Отметим, среди поклоняющихся Богу в видимой церкви существует смесь добрых и плохих, тех, кто принимается Богом, и тех, кто не принимается Им. Так было всегда, с тех пор как Каин и Авель принесли свои жертвы на одном жертвеннике. Фарисей, при всей своей гордости, не мог ставить себя выше молитвы, и мытарь, при всем своем смирении, не мог смотреть на себя как на лишенного права прибегать к молитве.
Однако у нас есть основание думать, что они пришли с разными намерениями. Фарисей пришел помолиться в храм, потому что это было общественное место, более общественное, чем углы улиц, и поэтому здесь на него будет устремлено множество глаз и люди похвалят его набожность; возможно, это было больше, нежели ожидалось. Основанием для такого предположения является данная Христом характеристика фарисеев: все дела свои делают с тем, чтобы видели их люди. Отметим, лицемеры соблюдают внешние религиозные обряды только для того, чтобы сохранить или приобрести добрую репутацию. Существует много тех, которых можно каждый день увидеть в храме, но вполне возможно, что мы никогда не увидим их по правую руку Христа в тот великий день. Мытарь пришел в храм, потому что это был дом молитвы для всех народов, Ис 56:7. Фарисей пришел в храм ради похвалы, а мытарь ради дела; фарисей пришел для того, чтобы показать себя, а мытарь — чтобы принести свое прошение к Богу. Бог видит, с какими настроениями и намерениями мы приходим на служение Ему, и соответственно этому будет судить нас.
Обращение фарисея к Богу ибо назвать это молитвою я не могу : Фарисей став молился сам в себе так, ст. Став сам по себе, он молился так — так переводят некоторые это место. То есть он был всецело занят самим собой, не видя никого, кроме самого себя, ища только собственной похвалы, а не славы Божьей. Или, став на видном месте, чтобы выделиться среди остальных, или, приняв на себя очень торжественный и официальный вид, он таким образом молился. Из того, что он говорил, можно заключить следующее: 1. Он был уверен о себе, что он праведен. Он сказал много хорошего о самом себе, и мы можем предположить, что это было правдой. Он был свободен от грубых и позорных грехов, он не был грабителем, не был ростовщиком, не притеснял должников и арендаторов, но был справедлив и добр со всеми, кто зависел от него.
Он ни в чем не поступал несправедливо, он никому не сделал зла, он мог сказать как Самуил: У кого я взял вола, у кого взял осла? Он не был прелюбодеем, но содержал свой сосуд в чистоте и чести. И это было еще не все: он постился дважды в неделю, отчасти в силу своего воздержанного характера, а отчасти в силу своей набожности. Фарисеи и их ученики постились дважды в неделю — в понедельник и четверг. Таким образом, он прославлял Бога в своем теле. Мало того, согласно закону, он давал десятую часть из всего, что приобретал, то есть прославлял Бога и имением своим. Все это было весьма хорошо и достойно похвалы. Плохо, если кто не достиг праведности этого фарисея.
Однако он не был оправдан; почему же? Он не сказал: благодатью Божией есмь то, что есмь, как сказал о себе Павел, но заменил это небрежным: Боже, благодарю Тебя. Это было лишь прелюдией к гордому и тщеславному восхвалению самого себя. Он пришел в храм помолиться, но забыл о своем намерении. Он был настолько полон собою, собственной праведностью, что думал, будто ни в чем не нуждается, ни в благоволении Божьем, ни в Его благодати; он, кажется, считал, что об этом вовсе не стоит просить. Он уничижал других. Он высказывается неопределенно, так, как если бы был лучше любого человека. Мы можем иметь основание благодарить Бога за то, что не таковы, как некоторые, известные своими пороками и низостью, но говорить так опрометчиво, как если бы мы были единственно хорошими людьми, а все остальные распутники и негодяи, значит судить слишком обобщенно.
Он знал о том, что это был мытарь, и на этом основании очень немилостиво заключил, что он был грабитель, обидчик, во всех отношениях испорченный человек. Предположим, это так и было и фарисей знал об этом, но какое ему до этого дело? Разве он не мог возносить свои молитвы это было все, что делали фарисеи без упреков в адрес своего ближнего? Или это было частью его Боже, благодарю тебя? И не доставляла ли ему греховность мытаря такое же наслаждение, как его собственная праведность? Это самое очевидное доказательство не только недостатка смирения и милосердия, но и преобладания гордости и злобы. Обращение мытаря к Богу было совершенно противоположно обращению фарисея: оно было исполнено смирения и унижения в такой же степени, в какой обращение фарисея — гордости и надменности; исполнено покаяния в грехах и желания к Богу, тогда как фарисей был полон уверенности в себе, в собственной праведности и достаточности. Он обнаружил свое покаяние и смирение в своих действиях: его поза во время обращения к Богу выражала глубокое смирение и серьезность, одежда свидетельствовала о сокрушении, раскаянии и покорности сердца.
Фарисей стоял, но забрался так высоко, как только мог, в верхний конец двора; мытарь же держался на расстоянии, сознавая себя недостойным подходить близко к Богу и, вероятно, опасаясь оскорблений от фарисея, смотревшего, как он заметил, с презрением на него, а также помех для молитвы. Этим самым он признавал, что Бог по справедливости мог смотреть на него издали и мог навеки удалить его от Себя, что это было великим благоволением Бога — допустить его до такой близости. Он вознес свое сердце к Богу на небесах, выражая святое желание, но, одолеваемый чувством стыда и сокрушения, не мог поднять глаза свои с уверенностью и святым дерзновением. Его беззакония постигли его, так что он видеть их не может, Пс 39:13. Его потупленный взор свидетельствовал об унынии его духа, вызванного сознанием греха. Сначала сердце поражает грешника своими укоризнами, 2Цар 24:10: И вздрогнуло сердце Давида... Грешник, что ты натворил? А потом он поражает свое сердце угрызениями и сожалениями: Бедный я человек!
О Ефреме сказано, что он бил себя по бедрам, Иер 31:19. Великие плакальщики описываются как ударяющие себя в грудь, Наум 2:7. Затем он выразил это и в произнесенных им словах. Молитва его была краткою. Страх и стыд не позволяли ему сказать больше, слова потонули в стенаниях и вздохах. Однако все сказанное им было сказано с определенной целью: Боже! Да будет благословенно имя Божье — молитва эта была услышана, и мы уверены, что произнесший ее человек пошел домой оправданным. И мы получим оправдание через Иисуса Христа, если будем молиться, как молился мытарь: «Боже!
Если Ты не помилуешь меня, я навеки погибну, буду вечно страдать. Боже, будь милостив ко мне, ибо я был жесток к самому себе». Вот, я ничтожен; что буду я отвечать Тебе? Фарисей не признает себя грешником, никто из его ближних не может его упрекнуть ни в чем, и он сам не видит причины, чтобы укорять себя, он чист, чист от греха. А мытарь не видит себя никем иным, как только грешником, виновным преступником пред судом Божьим. Фарисей опирался на заслуги своих постов и десятин, а бедный мытарь отвергает всякую мысль о своих заслугах и прибегает к милости Божьей как к своему городу убежища, хватается за роги этого жертвенника. Он приходит как нищий за милостыней, когда уже был готов умереть голодной смертью. Вероятно, он повторял эту молитву все с большим и большим чувством, возможно, он еще что-то прибавлял, исповедовался в конкретных грехах и просил о конкретных милостях, в каких он нуждался и какие ожидал от Бога.
Но при этом он все повторял и повторял, как припев песни: Боже! Оправдание мытаря Богом. Мы видели, как по-разному обращались к Богу эти два человека; теперь посмотрим, чего они достигли. Некоторые, наверно, превозносили фарисея, сопровождали его одобрительными возгласами, когда он уходил домой, и с презрением смотрели на этого поникшего, стенающего мытаря. Однако наш Господь Иисус, перед Кем открыты все сердца, Кому известны все желания, от Кого не сокрыта никакая тайна и Кто в совершенстве знает все дела небесного суда, уверяет нас в том, что этот бедный, кающийся, сокрушенный сердцем мытарь пошел в дом свой оправданным более, нежели тот. Фарисей полагал, что если один из них должен быть оправдан, то, конечно, этим одним должен быть он, но никак не мытарь. Гордый фарисей уходит отвергнутым Богом, он не оправдан, его благодарения не только не приняты Богом, но они отвратительны для Него.
Фарисей считает себя образцом, на который должны равняться другие люди. Как правило, он делает свои добрые дела в присутствии свидетелей, которые могут рассказать о них. Он любит говорить о помощи бедным, но сам делает это только публично. Слово «фарисей» стало синонимом лицемерия, которое пронизывает всю жизнь современного человечества. Значение недели Путь христианина к Богу бесконечен. Все кажущиеся добродетели фарисея — ничто в сравнении с духовными подвигами святых. Они знали о необходимых условиях для них — смирении и покаянии — и об их несовместимости с гордыней. Господь откликается только на ту молитву, которая произносится со смиренным сердцем, сознающим свою греховность перед Богом. И добрые дела не ценятся, если они направлены на удовлетворение собственного тщеславия. В то же время чувство, с которым молился мытарь, единственно правильное.
Притча о мытаре и фарисее
Притча о мытаре и фарисее записана в 18-ой главе Евангелия от Луки. Фарисей мог бы в мытаре увидеть своего брата сейчас и протянуть ему руку, поднять его, и возблагодарить Бога едиными устами с ним за то, что Бог тебя и его привёл в храм. Притча о мытаре и фарисее. Мы привыкли презирать и осуждать фарисея: нам кажется, что сегодняшнее Евангелие дает нам на это право – он будто осужден Самим Христом.