Новости лыкова агафья карповна последние новости

Агафья Карповна исповедует ортодоксальную старообрядческую веру и не желает прикасаться лишний раз к вещам из внешнего мира. Где, кроме заповедника «Хакасский», на территории и под опекой которого Агафья Карповна живёт больше 20 лет, можно уточнить о биографии Лыковой?

Как отшельница Агафья Лыкова готовится к Новому 2022 году

Читайте также Встреча Сталина и Матроны Московской Как легендарное общение вождя и блаженной помогло в 1941-м отстоять Москву К сожалению, через три года после встречи с мирянами, в один только 1981 год, умерли сразу трое Лыковых: два сына и старшая дочь. Остались отец и Агафья. А спустя семь лет не стало и главы семейства — Карпа Осиповича. И уже более 30-ти лет женщина ведет отшельнический образ жизни, в одиночку справляясь с трудностями быта. Какое-то время она пробовала постричься в монахини и жить в старообрядческом монастыре, но разногласия во взглядах с другими представительницами духовенства и проблемы со здоровьем не позволили ей надолго там задержаться. В последнее время, уже в 21 веке, Агафья Карповна много раз становилась героиней новостных сюжетов российских СМИ и информационных лент. Так, о ней по мере возможностей заботятся власти. А помощь, оказываемая женщине, постоянно становится предметом обсуждения пользователей в соцсетях. В настоящее время отшельница Агафья Лыкова проживает в родовой заимке на территории «Хакасского» заповедника. Периодически на вертолете ей доставляют продукты и все необходимое. Активно помогает женщине предприниматель Олег Дерипаска.

Так, недавно с его стороны ей снова поступил очередной запас провианта и предметов быта, в числе которых кухонная утварь и постельные принадлежности.

Они стали объедать ягоды в огороде у старообрядки, привлекают их и запахи человеческого жилья. Хозяйка как может борется с косолапыми — зажигает петарды, от взрывов которых медведи пугаются и разбегаются, впрочем, помогает это лишь единовременно, но вскоре мохнатые хозяева тайги возвращаются вновь. Своей родственнице Антон Лыков увез 200 восковых свечей, а также конопляное масло и сухое молоко, чтобы кормить кошек. Чтобы не сидеть на «сухом пайке», старообрядец взял с собой консервы. Дома в Верещагино у Антона остались жена и маленький ребенок. Это уже четвертая поездка Лыкова на «заимку Лыковых».

Они, привыкшие к суровым таежным условиям, старались делать запас на два года.

Однако даже в самом хорошем погребе а такого у отшельников явно не было картофель столько не хранится. Именно поэтому его сушили на бересте в жаркие летние дни, а потом помещали в берестяные коробы, которыми была уставлена практически вся хижина. Ели картошку прямо с кожурой, объясняя это экономией пищи. На двух огородах ближе к реке у семьи был еще один возделываемый участок выращивали не только картошку. Вызревала еще репа, лук, конопля, рожь и горох. Правда, было всего этого так мало, что, например, из зерен ржи не делали хлеба — лишь по святым праздникам ее дробили в ступе и делали кашу. Были у Лыковых и семена моркови. Но их однажды съели мыши, поэтому на долгие годы семья осталась без этого ценного продукта.

Возможно, именно недостатком каротина оранжевый пигмент объясняется бледный цвет кожи этих отшельников. Позднее геологи все же снабдили Карпа и его семью семенами моркови, и те стали ее выращивать. Многие помогали семье Лыковых семенами, которые те могли выращивать на огороде Еще одним кормильцем была и сама тайга — ягоды, грибы, орехи, крапива, дикий лук. Все это собирали Лыковы. Мясо тоже ели, но крайне редко. Во-первых — вера запрещала им употреблять в пищу животных, имеющих лапы, а не копыта. А во-вторых — семья Лыковых всегда обходилась без оружия. Конечно, со временем они научились пользоваться ружьем, которое приносили любопытные охотники, но все же предпочитали заманить дичь в ловушки.

В общем, жили Лыковы почти впроголодь. Именно голод и убил мать Агафьи и жену Карпа. Правда, подробно они об этом старались не распространяться. Выживание этих людей в диких условиях еще тогда, в 1980-х, казалось всем чудом. Да еще и с учетом сибирского климата, который запросто может сгубить абсолютно любой урожай — не говоря о самых физически крепких людях. Еще одним внезапным удивлением для исследователей стал тот факт, что Осип хоть и знал о спичках, но пользоваться ими отказывался, считая огонь, добытый таким образом, греховным. Пользовались Лыковы трутовиком гриб, который после тщательной процедуры высушивания может воспламениться от искры и кремнем, добытым на горе. Жилище свое освещали лучиной.

Осталась одна В 1981 году друг за другом стали умирать члены семьи Лыковых. Первым скончался Дмитрий — он умер от воспаления легких, поскольку его отец запретил брать лекарства, которые предложил врач. Спустя два месяца после него ушел из жизни брат Агафьи Савин, а через 10 дней не стало и Натальи. Таким образом до 1988 года Агафья жила вдвоем со своим отцом Карпом.

Все там. Репа, редька, мякина да картофельные листы, вот эта ботва.

Полный голод», — рассказывает отшельница. В итоге не голод, а болезни, занесенные с Большой земли, убили почти всю семью. При входе в избушку к отшельнице висит предупреждение: «В этот дом без моего разрешения не входить и переписи никакой не делать». Новости из цивилизации сюда редко доносятся. Камера-дрон сначала пугает отшельницу, но любопытство побеждает. Чтобы быть на связи со священниками и волонтерами, отшельница согласилась принять в дар спутниковый телефон и солнечную батарею для зарядки, которые привезли сотрудники фонда Олега Дерипаски «Вольное дело».

До этого Агафья Лыкова попросила промышленника построить ей новый дом — избушка-то совсем прохудилась. Всего было около 38 рейсов по реке», — рассказывает представитель пресс-службы фонда «Вольное дело» Рубен Бунятян.

История семьи Лыковых

Агафья Карповна Лыкова (род. 1944), проживающая на заимке Лыковых в лесном массиве Абаканского хребта Западного Саяна (Хакасия). Последние тридцать лет знаменитая отшельница почти безвылазно живет в тайге. Новости. Светская хроника.

Отшельница из Хакасии Агафья Лыкова снова осталась без помощника

Основными продуктами питания Агафьи являются ягоды, грибы, зерновые культуры и корнеплоды, которые выращиваются на их собственном огороде. Ее рацион также включает рыбу, которую она сама ловит, а также мясо местных животных. Охотиться на дичь она научилась у своего отца, и у нее до сих пор есть старое охотничье ружье, переданное от него. Агафья сама делает одежду, используя пряжу, которую она изготавливает из конопляного волокна. Личная жизнь у Агафьи не сложилась, она не вышла замуж, а также не стала матерью. В 1990 году она приняла постриг в женском старообрядческом монастыре и дала обет безбрачия. Однако из-за разногласий с духовными лицами церкви, Агафья вернулась в свою хижину вскоре после вступления в монастырь, она не пробыла там и года. Каждый год ей все сложнее справляться с хозяйственными делами самостоятельно, и поэтому отшельница с благодарностью принимает помощь от чиновников, поддерживающих постоянную связь с ней, а также от рыбаков и охотников, случайно оказывающихся в этих местах.

Несмотря на все трудности таежной жизни, Лыкова не желает оставлять свои родные места. В своей жизни Агафья придерживается заповедей Не пить и не курить Карп Лыков, как и все старообрядцы, избегал употребления спиртных напитков, запрещено было и курение. Не мыться в бане На заимке Лыковых отсутствовала баня и туалет по запрету главы семьи.

В это время важно не печалиться, не впадать в уныние и уповать на Бога. А уж он отшельницу не оставит: к её дню рождения вертолётчики наверняка доставят Агафье и подарки, и вкусняшки. Хотя она и не будет их есть вплоть до Пасхи. Позже порадовать отшельницу подарками станет уже невозможно: в тайге настанет распутица. А вот именины она, скорее всего, отметит молитвой святой Агафье. Отшельница Агафья: в своей памяти и при остром уме Вы удивитесь, но приезжающие к отшельнице в гости-журналисты всегда отмечают необыкновенную жизнерадостность отшельницы. За годы, проведённые в тайге в полном одиночестве, она не растеряла ни силы духа, ни веры в Бога.

Обходилась лишь церковными книгами, и с годами сумела сохранить острый ум, прекрасную память и необыкновенную настойчивость. Все гости знают: Агафья Лыкова всегда добьётся от других людей того, чего хочет. За улыбкой и кроткой внешностью скрывается очень волевой человек. Она не боится одиночества, считая, что верующий человек никогда не остаётся один, не боится ни голода, ни холода: все это ей привычно. Однако годы берут своё и в пандемию коронавируса отшельницу сильно подкосил ковид, поэтому всё чаще зимовать к ней на заимку в тайге Абаканского хребта Республики Хакасия отправляются добровольные помощники. Добровольные помощники Агафьи Лыковой Всю осень и всю зиму с отшельницей Агафьей Лыковой провела её тезка, 49-летняя Агафья, — старообрядка из Уругвая. Она приехала в Россию в 2009 году, и один из красноярских журналистов уговорил её помочь таёжнице. Встретив ещё молодую, приятную женщину, Агафья Лыкова умилилась, что ей прислали "такую красивую подружку! Дважды из-за проблем со здоровьем ей пришлось вызывать вертолёт, и один раз её даже увозили подлечиться в больницу. Но это ещё не всё: журналисты подозревают, что между женщинами пробежала чёрная кошка.

Во-первых, Лыкова на заимке чувствует себя хозяйкой положения и требует беспрекословного подчинения, а во-вторых — женщины могли не сойтись в вопросах веры. Дело в том, что Лыкова вот уже 10 лет принадлежит к старообрядцам Белокриницкой иерархии, а её добровольная помощница — к беспоповцам. Людям со стороны тонкостей веры старообрядцев сразу не понять. Для них это всё картинки из разряда "найди пять отличий за семь секунд", но для верующих людей часто важна любая деталь, какой бы мелкой она не казалась. Найти человека, близкого Агафье Лыковой по вере, действительно трудно: старообрядцев Белокриницкой иерархии по всей России всего 35 тысяч человек — и мало кто из них согласен бросить всё и ехать в тайгу. В конце февраля 2024 года на заимку прибыл 48-летний председатель старообрядческой общины Улан-Удэ Алексей Трифонов.

Еще одним внезапным удивлением для исследователей стал тот факт, что Осип хоть и знал о спичках, но пользоваться ими отказывался, считая огонь, добытый таким образом, греховным. Пользовались Лыковы трутовиком гриб, который после тщательной процедуры высушивания может воспламениться от искры и кремнем, добытым на горе. Жилище свое освещали лучиной. Осталась одна В 1981 году друг за другом стали умирать члены семьи Лыковых. Первым скончался Дмитрий — он умер от воспаления легких, поскольку его отец запретил брать лекарства, которые предложил врач. Спустя два месяца после него ушел из жизни брат Агафьи Савин, а через 10 дней не стало и Натальи. Таким образом до 1988 года Агафья жила вдвоем со своим отцом Карпом. Конечно, с момента встречи с людьми из большого мира им стало немного попроще, но они по-прежнему отказывались питаться чужой едой и проводили все свое время в трудах. В середине февраля 1988-го ушел из жизни и Карп Лыков, оставив Агафью наедине с дикой природой. Агафья Лыкова Два года женщину уговаривали переехать в одно из сел, но она наотрез отказалась, а в 1990-м приняла постриг и на время уехала в женский старообрядческий монастырь. Правда, долго жить там Агафья не смогла. Через несколько месяцев она вернулась в свою хижину, объяснив это идейным расхождением с монахинями. Вполне возможно, она просто не была готова променять свой уединенный образ жизни на блага цивилизации. А может, не умела строить отношения в коллективе. В отличие от своего куда более строгого отца, Агафья, которой сейчас уже 79 лет, не столь категорично относится к научно-техническому прогрессу. Например, в ее доме есть термометр и часы. Кроме того, Лыкова начала разводить кур и коз, чем никогда не занимались ее родители. Она с удовольствием принимает гостинцы от рыболовов и охотников, которых встречает в тайге. А также периодически обращается за помощью. Например, бывший губернатор Кемеровской области Аман Тулеев лично побывал в гостях у отшельницы в 1997 году и с тех пор активно поддерживал с ней переписку. Согласно его распоряжениям женщине всегда оказывали посильную помощь и любую поддержку, а также неоднократно присылали врачей. В 2011 году Лыкова обратилась к предстоятелю Русской православной старообрядческой церкви — митрополиту Корнилию, чтобы тот присоединил ее к РПСЦ, что и было сделано. Личная жизнь Агафьи не сложилась. Она ни разу не была замужем и детей после себя не оставит. Члены семей других старообрядцев, многие из которых хорошо знакомы с Лыковой, поскольку жили вместе с ней, уверяют, что у нее далеко не самый простой характер. Однако ни у кого из них нет никаких сомнений о высоком уровне духовности Агафьи, которая начинает и заканчивает свой день молитвой. На сегодняшний день Сейчас бабушке Агафье уже 79 лет, здоровье с каждым годом все слабее. О ней продолжают заботиться инспекторы заповедника «Хакасский» — на его территории находится знаменитая заимка Лыковых. К ней в гости постоянно наведываются волонтеры и помощники по хозяйству.

Однажды у неё побывала и корреспондент krsk. С Байконура на заимку Лыковых На заимку Лыковых, которая относится к государственному заповеднику «Хакасский», можно попасть только с разрешения директора охраняемой территории. И всего двумя путями — на вертолёте и по таёжной реке Абакан до устья Ерината. Быстрее и комфортнее — по воздуху, зато не прочувствуешь той природной красоты и романтики, которую наблюдаешь, когда плывёшь на моторной лодке. Можно, конечно, пешком, но это очень долгое путешествие. Как ни парадоксально, но женщина, читающая книги на старославянском языке, связана с пуском ракет с космодрома Байконур. Осколки ступеней ракеты-носителя, выводящей космический аппарат на орбиту, отделяются и падают на землю. В том числе на участок заимки и вокруг него. По правилам, до пуска и после специалисты берут анализы на пробу воды, почвы, предлагают Лыковой уехать на это время с участка на что она никогда не соглашается , а ещё ищут фрагменты ракеты-носителя для демонтажа и вывоза. В такой поездке я бывала дважды. Это произошло 18 лет назад, зимой, в канун Нового года, с ночёвкой — пуск ракеты был запланирован в пятом часу утра. По пути трижды делали посадку, собирая пробы в разных местах. Ближе к вечеру приземлились на заимке. Вертолёт ещё не сел, а с высоты полёта уже было видно, как маленькая фигурка спешит к месту посадки. В её неспешной жизни событий мало, и приезду гостей она рада. Говорит в прононс, как бы распевая слова, но к её манере разговора привыкаешь быстро. Узнав, что мы останемся ночевать, распределила: мужчины вертолётчики и представители Роскосмоса расположатся в пустующем домике, где жила её помощница. Стоит отметить, что на неё хозяйка заимки была сердита. Женщина прожила достаточно длительное время, следуя правилам: молилась, соблюдала посты, помогала по хозяйству. Но как только узнала, что заболела мать, тут же уехала. С нашей точки зрения она поступила должным образом. Но Агафья Карповна, став её наставницей, считала, что та должна была отречься от прежней, мирской жизни. Мне тоже, хоть и не напрямую, но было выговорено. Одета я была в тёплые брюки, что с точки зрения Лыковой негоже: это мужская одежда. Но деваться было некуда, и она пригласила меня ночевать в свой домик. В поленнице заприметила небольшие коробочки, натыканные между дров. Как оказалось, это были колготки — 20, 40 ден. Конечно же, она их не носила, боюсь, что и представления не имела, для чего нужны эти тонкие, непрактичные тянущиеся полоски.

«Молюсь за всех». Как живет Агафья Лыкова, последняя оставшаяся в живых из семьи отшельников

Хотя зимы в тайге очень суровые и холодные, Агафья Лыкова настояла на том, что хочет вернуться в дом, где родилась, и жить там в монашестве. Правительство пошло ей навстречу, помогло построить новый дом и периодически снабжало необходимыми продуктами и медикаментами. Несмотря на преклонный возраст отшельница самостоятельно ведет хозяйство, читает молитвы и остается в добром здравии. От него ведь молоко и мясо. Но надо сено косить, овинники готовить — если одному все делать, больше ни на что времени не остается. Весной я 40 ведер картошки посадила и 340 выкопала», — сетует отшельница. Навещать ее можно, только получив специальное разрешение. Медики опасаются, как бы визитеры не заразили отшельницу гриппом или коронавирусом.

В 2021 году в доме Агафьи Лыковой произошел пожар. Его причиной, по мнению сотрудников МЧС, мог стать перекал печи. К счастью, на тот момент на заимке Лыковой проживали три помощника-добровольца — они потушили огонь и помогли Агафье восстановить крышу, которая больше всего пострадала от огня. Фото: Данил Барашков Как Агафья Лыкова живет сейчас В 2023 году отшельнице исполняется 79 лет — немалый возраст даже для городских жителей. А чтобы справляться с суровыми условиями тайги, особенно зимой, требуется большая физическая сила. Агафье Карповне неоднократно предлагали переселиться в город, пытались найти постоянную помощницу, которая жила бы с ней и помогала по хозяйству, однако эти попытки ни к чему не привели. Агафья рада визитам волонтеров, которые привозят медикаменты, продукты, подарки и письма от родственников, но менять место жительства не планирует.

В хозяйстве у нее — куры, овцы и кошки. Еще одна причина, по которой отшельницу пытаются эвакуировать из тайги — это риски падения частей ракеты-носителя на ее участок. И каждый раз перед запуском и после проводятся облеты местности.

На них мешки, набитые разнообразной одеждой. На полу самотканые дорожки.

Что сделать: посуду вымыть, дорожки вытрясти? Но мне ничего доверено не было: вера у меня не та, значит, «грязная». Подала буханку хлеба: «Отнеси мужикам, вот им помоги еду приготовить». С собой мы привезли тушёнку с картошкой, другую снедь, так что проблем с ужином не было. А хлеб у неё удивительный — ноздреватый, пышный, на бездрожжевой закваске.

Рецепт, по её словам, от матери остался. Вскоре и Лыкова подошла, но к столу, сколько её ни приглашали, не села, стояла возле дверей, ловя каждое слово. Это у нас информация из каждого утюга, а на заимке ни радио, ни телевизора, ни гаджетов. Только ты и тайга. Поэтому отшельница всё помнит и с удовольствием пересказывает.

Перед тем как лечь спать, Лыкова завела будильник и приготовила фонарик. Эти два атрибута цивилизации казались чужеродными в избушке без электричества. Но для отшельницы стали привычными предметами, которыми она уверенно пользовалась. Спала Агафья Карповна на полатях возле печки. Я — на полу, в спальнике.

Засыпала под молитву, красивый напев старославянского текста, слова которого понимала плохо. Проснулась чуть раньше, чем зазвенел будильник. Наверное, из-за боли в шее, которой не могла повернуть: продуло, дверь в дом запиралась неплотно. Агафья Карповна засуетилась и... До нашего прилёта она попала в больницу с остеохондрозом и в разговоре называла лекарства, которые ей прописывали, а ещё, как оказалось, ей делали массаж.

Вот его-то она и повторила уже на мне. Женщина внешне хрупкая, а вот пальцы очень сильные. Когда она положила руку мне на шею, почему-то пришла мысль о цыплёнке — стало понятно, что чувствует птенец в наших ладонях. Шею размяли, укутали тёплым шарфом, и мы пошли на улицу — ждать, когда взлетит ракета. Было так темно, что не видно деревьев.

Зато звёзды — протяни руку и сорви с неба.

Гиперссылка должна размещаться непосредственно в тексте, воспроизводящем оригинальный материал www. За достоверность информации в материалах, размещенных на коммерческой основе, несет ответственность рекламодатель. Instagram и Facebook Metа запрещены в РФ за экстремизм.

Агафья Лыкова — последняя представительница семьи старообрядцев, еще в 1930-е годы скрывшихся в тайге и с тех пор живших в полной изоляции. В 1978 году около их заимки оказались геологи. Тогда таежных жителей было пятеро: глава семейства Карп Лыков, сыновья Саввин 45 лет и Димитрий 36 лет и дочери Наталья 42 года и Агафья 34 года. В 1981 году один за другим умерли трое из детей, а в 1988 году ушел из жизни отец Лыковых.

КАК ЖИВЁТ АГАФЬЯ ЛЫКОВА СЕЙЧАС, СПЛАВ, ВЫЖИВАНИЕ 2022

Что касается состояния самой старообрядки, то Агафья Карповна здорова и чувствует себя хорошо. Агафья Карповна Лыкова родилась 17 апреля 1944 года. Последние новости об Агафье. Агафья ищет себе помощника, точнее помощницу.

Как отмечает дни рождения отшельница Агафья Лыкова и что о ней известно в 2024 году

Последние новости об Агафье Лыковой: что известно об отшельнице в 2020 году. Агафья Лыкова родилась 17 апреля 1944 года в семье староверов часовенного согласия — Лыковых, бежавших в труднодоступные места сибирской тайги от гонений на веру[1]. Отец — Карп Осипович Лыков, мать — Акулина Карповна. Биография отшельницы Агафьи Карповны Лыковой: личная жизнь сейчас, строительство нового дома в тайге, съемки документального фильма. Жизнь на заимке в таежном тупике, приготовление хлеба. Последние новости в 2023 году на 24СМИ.

«У Агафьи всё хорошо!» Сибирской отшельнице помогли подготовиться к зиме

В 1981 году старшие дети Лыковых — Савин, Наталия и Дмитрий — скончались от пневмонии, вызванной вирусной инфекцией. Похоже, что вирусом их заразил кто-то из посещавших семью исследователей. По-видимому, по причине изоляции организм не успел выработать иммунитет, и это стало для Лыковых роковым. Им давали лекарства, но все, кроме младшей сестры Агафьи, отказались их принимать. В живых остались лишь Карп Осипович и Агафья. С 1982 года Лыковых часто навещал журналист Василий Песков, опубликовавший о них цикл статей в «Комсомольской правде» и книгу «Таежный тупик», которая впоследствии неоднократно переиздавалась на нескольких языках.

Советские отшельники В советском обществе к истории Лыковых отнеслись по-разному. Одни считали их тунеядцами, хотя этим людям удалось без современных орудий труда наладить огромное хозяйство, другие — темными и безграмотными, несмотря на то что они всю жизнь безошибочно вели календарь, а мать научила всех четверых детей читать и писать по Псалтыри, правда, на старорусском. В семье были и книги, и иконы. В 1988 году умер Карп Лыков. Таким образом Агафья Лыкова осталась единственной из семьи саянских отшельников.

Как живет сейчас самая известная отшельница России Sputnik Кыргызстан В полной изоляции от мира, людей и городов. Здесь только лес, изба, сельское хозяйство и Бог. Агафья Лыкова живет в одиночестве всю жизнь.

Феномен Агафьи Лыковой и старообрядчество. Символы старообрядчества Старообрядчество с самого момента трагического раскола Русской Церкви являло ярчайшие образы подвижничества, исповедничества и Веры. В середине XVII века самым ярким образом стояния в вере явился подвиг братии святого Соловецкого монастыря, отказавшейся принять церковные реформы патриарха Никона и пострадавшей за это от царских войск. Находившаяся в осаде долгие годы Соловецкая обитель стала символом иноческого и народного сопротивления «новолюбным затейкам» патриарха и царя Алексея Михайловича. После разорения обители выжившие старцы монастыря растеклись по всей православной Руси, неся весть о необоримых его исповедниках, заповедавших держаться Старой Веры. По мере создания и распространения произведений старообрядческой литературы всё большее значение приобретают апологеты старообрядчества и их сочинения, защищающие древлецерковые обычаи и предания.

В начале XVIII века знаковым символом старообрядчества становится имя протопопа Аввакума и его сочинения — «Житие», послания христианам, письма царю и другие сочинения, переписанные в десятках тысяч экземпляров. Уже позже, когда во времена императрицы Екатерины Второй путы государственного насилия несколько ослабли, на Руси появляются новые образы и символы Старой Веры. Одно лишь упоминание Рогожского, Преображенского, Громовского кладбищ, Иргизских монастырей и Керженских скитов вызывали в русском сердце отзвук милой старины, древлецерковного предания и истинной веры. Когда в 30-е годы XIX века гонения на старообрядчество возобновились, идеологи гонений хотели уничтожить или поколебать символы русского древлеправославия. Были разорены Иргизские и Керженские монастыри, запечатаны алтари Рогожских храмов, закрыты страноприимные дома Преображенского кладбища и других центров старообрядчества. Спустя сто лет, уже в годы советской власти, новый режим идеологическим катком прошелся по оставшемуся культурному и духовному наследию старообрядчества. Безбожники стремились не только физически устрашить христиан, но стереть саму память, что и было фактически сделано к 70-м — 80-м годам XX века. Кто-то совсем забыл о вере своих предков. Другие, памятуя о своих корнях, не могли найти дороги к храмам.

Третьи вообще полагали, что старообрядчество давно исчезло. Но неожиданно в 1982 году вся страна заговорила о старообрядцах. В чём же было дело? Семья Лыковых. Таежный тупик? Впервые о семье Лыковых поведала газета «Комсомольская правда» в 1982 году. Её специальный корреспондент, ведущий авторской рубрики «Окно в природу» Василий Михайлович Песков опубликовал серию очерков под общим названием «Таежный тупик», посвященных семье старообрядцев часовенного согласия Лыковых, проживавших у реки Еринат в горах Абаканского хребта Западного Саяна Хакасия. История о семье отшельников, не выходивших на контакт с цивилизацией более 40 лет, вызвала сильнейший резонанс в советское прессе. Читателям всё было интересно — и местная природа, кормившая «таежных робинзонов», и сама по себе история семьи Лыковых, и способы выживания, выработанные за годы уединённого проживания в тайге, и, конечно, бытовые, культурные и религиозные традиции, служившие опорой таинственным отшельникам.

Сам Песков впоследствии говорил, что сама публикация материалов о Лыковых далась ему непросто. Он долго не мог подступить к теме, сложно было рассказать в молодежной газете об отшельниках-староверах, не впадая в «антирелигиозные разоблачения». Тогда Песков решил, показав драму людей, восхититься их жизнестойкостью, вызвать чувство сострадания и милосердия. И действительно, в книге главным образом было рассказано о судьбе семьи, характерах её членов и особенностях быта. Религиозным убеждениям Лыковых уделено совсем не много места. Журналист не скрывал факт своих атеистических воззрений и с предубеждением относился к любой религии. По мнению писателя, именно религия завела семью Лыковых в «таёжный тупик». В его публикациях легко было заметить иронические интонации по поводу «темноты», «обрядоверия» и «фанатизма» Лыковых. Несмотря на то, что Песков четыре года подряд приезжал на лесную заимку и провел многие дни и часы в гостях у Лыковых, он так и не смог правильно идентифицировать их религиозную принадлежность.

В своих очерках он ошибочно указал, что Лыковы принадлежат к странническому толку, хотя на самом деле они относились к часовенному согласию толками и согласиями назывались группы старообрядческих общин, объединенных схожим вероучением — прим. Тем не менее очерки Пескова, впоследствии ставшие книгой, открыли миру историю жизни семьи старообрядцев Лыковых. Публикации Пескова не только помогли узнать обществу о жизни одной старообрядческой семьи, но и разбудили интерес в целом к старообрядческой теме. После книги Пескова Академия Наук и другие исследовательские институты организовали ряд экспедиций в Сибирь и на Алтай. Итогом их стали многочисленные научные и публицистические работы, посвященные истории и культуре старообрядчества восточной части России. О заимке Лыковых и других сибирских скитах, которые, как позже выяснилось, еще сохраняются в достаточном количестве в лесах Урала, Сибири и Алтая, был снят ряд фильмов, которые помогли создать положительный образ старообрядцев в СМИ. Безусловно, семья Лыковых и особенно Агафья Лыкова сегодня являются важным информационным феноменом. Феноменом, который сыграл и продолжает играть важнейшую роль в российском информационном пространстве. Журналисты и съемочные группы продолжают посещать некогда тайное убежище Лыковых, а кадры, снятые там, распространяются на множестве телевизионных каналов.

Поисковые системы рунета устойчиво показывают высокий интерес к личности Агафьи Лыковой, а количество запросов на её имя превышает рейтинги любого старообрядческого деятеля современности. Непростой жизненный путь Лыковых Семья Лыковых, как и многие тысячи других семей старообрядцев переселялись на отдаленные территории страны главным образом по причине небывало длительных гонений со стороны государства и официальной церкви. Эти гонения, начавшиеся со второй половины XVII века, продолжались вплоть до начала 90-х годов века двадцатого. Христиане, отказавшиеся принять церковные реформы патриарха Никона и культурные реформы Петра Первого, оказались в ситуации крайней религиозной нетерпимости. Они подвергались жесточайшим казням, поражению в гражданских правах, фискальному гнёту. За внешнее проявление веры, так называемое «оказательство раскола», их ссылали и бросали в тюрьмы.

Спустя некоторое время он все же назвался, сообщив, что его зовут Карп Лыков, а двух своих дочерей представил как Агафью и Наталью. Предметом особой гордости Агафьи было то, что она отлично умела читать. Для демонстрации девушка даже сходила за какой-то книгой, разглядеть обложку которой не представлялось возможным, и прочла оттуда молитву. Правда, некоторые старинные слова из тех, что она употребляла, настолько давно вышли из употребления, что их значения приходилось угадывать. Настоящим удивлением для деда Карпа было то, что женщина — Галина Письменская — носила мужскую одежду и даже являлась руководительницей группы. Вообще вся беседа, как заметила позднее женщина, периодически прерывалась молитвами. Старик, впрочем, с осторожностью признался, что от цивилизации они с женой ушли, поскольку им «не можно жить с миром». В итоге Письменская и ее группа оставила Карпу и его дочерям некоторые гостинцы, которые те все же согласились принять: полотно, нитки, иголки, рыболовные крючки. А потом разбили лагерь в отдалении — ближе к рудниковым залежам. Правда, в итоге геологи регулярно навещали семью и даже помогали им в быту. Позднее познакомились и с сыновьями Карпа — Дмитрием и Савином. Прощание, как отмечала сама Галина, было весьма дружелюбным. Семья отшельников в качестве ответного гостинца принесла исследователям орехи и мешок картошки. О дивный новый мир Рассказ геологов о необычной семье, живущей вдали от цивилизации, наделал шуму в большом мире. Одними из первых о Лыковых написали журналисты «Комсомольской правды». Тогда-то и начались разговоры о том, когда именно эти люди откололись от остальных и решили жить отшельнической жизнью. Поговаривали даже, что Карп — беглый белогвардеец, тайно убивший кого-то. Однако никаких подтверждений этому так и не было найдено. Вместо того чтобы продолжать гадать над происхождением семьи, один из журналистов, Василий Песков, решил лично отправиться к Лыковым и расспросить их обо всем. Это путешествие было не из легких, но результат того стоил. Жители соседних деревень были в шоке от того, в каких условиях жила семья Лыковых Столичному гостю Карп рассказал о том, что их семья — старообрядцы. С исключительной ненавистью этот человек говорил о патриархе Никоне, в XVII веке проведшем реформу церкви, которая и привела к отделению староверов старообрядцев от христиан, согласных креститься не двумя, а тремя перстами. Были, конечно, и другие нововведения, но именно это является одним из самых запоминающихся. Да и Петр I со своим «окном в Европу» одобрения у Карпа не вызывал. Причем ощущение от разговора с ним было такое, словно речь шла вовсе не о событиях многовековой давности, а о вчерашней смертельной обиде. Правда, именно привезенная Петром картошка была основным продуктом в семье Лыковых. Они, привыкшие к суровым таежным условиям, старались делать запас на два года. Однако даже в самом хорошем погребе а такого у отшельников явно не было картофель столько не хранится. Именно поэтому его сушили на бересте в жаркие летние дни, а потом помещали в берестяные коробы, которыми была уставлена практически вся хижина.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий