Первый клуб любителей фигурного катания появился в Эдинбурге еще в 1742 году. В России костяные коньки появились почти 3 тысячи лет назад. В России коньки появились благодаря императору Петру I после посещения правителем Голландии.
Как появились коньки?
А само название «коньки» появилось оттого, что на длинных загнутых носках коньков мастера часто вырезали фигуры коней. Позднее появились металлические коньки, а уж затем современные – стальные. Точную дату появления первых коньков, так же как и других изобретений, постоянно используемых нами на протяжении тысячелетий, как к примеру колеса, определить невозможно.
Коньки. История
Два серебряных коня | Первые в России коньки появились еще за полвека до того, как Петр I съездил в Голландию и «привез» ботинки с лезвиями высшим слоям общества. |
Коньки: история их появления и происхождение слова «конек» | В начале 18 века на севере Европы появились первые стальные коньки, но их крепление было слабое, они часто слетали с ног любителей покататься на льду. |
Как со временем менялись коньки - МК Санкт-Петербург | В России костяные коньки появились почти 3 тысячи лет назад. |
История фигурного катания | Фото: Вечерний Магнитогорск Когда появились первые коньки. |
Как появились коньки?
Казалось бы, после такой «премьеры» репутация роликовых коньков навсегда подорвана. Но недлинная дощечка с колесиками, которая крепится к обуви ремешком, начала завоевывать мир. С середины прошлого века в Европе и Америке строят залы и мощеные площадки для катания на роликах. Не отстает от Европы и Россия. Однако поначалу «роликобежцы» появляются только на ярмарочных аренах да выступают в эстрадных ревю.
Но вот на новые коньки встали спортсмены, потом балетные артисты. Ну как от них могли отстать вездесущие мальчишки, тем более если они «при деле»? Роликовые коньки XIX в. На роликовых коньках носились по улицам американских городов мальчишки-газетчики, новшество быстро освоили и письмоносцы, и курьеры — люди нередко почтенного возраста.
Во многих странах большую часть рабочего дня на роликах стали проводить служащие аэропортов, ткачихи при обслуживании станков, рабочие крупных сборочных цехов, экскурсоводы в музеях. Если вам удастся посетить Лувр — такие коньки могут предложить и вам. Современные роликовые коньки. Очень скоро оказалось, что катание на коньках-роликах не только приятно, но и полезно.
Оно способствует развитию координации, совершенствует вестибулярный аппарат. Пользоваться роликами может практически каждый, и возраст здесь абсолютно ни при чем. Чтобы кататься на них, сохраняя равновесие, не надо никакой специальной подготовки. Но ролики не так безобидны, как кажется на первый взгляд.
Например, в 1978 году — году роликового бума в Америке — в больницах оказались 93 тысячи юношей и девушек с переломами рук и ног. И это благодаря простым пока роликам, на которых не использовались специальные средства для увеличения скорости. А таких средств немало. Вот только некоторые из них.
В одном из парижских парков испытаны моторизованные роликовые коньки. Каждый конек имел свой миниатюрный одноцилиндровый бензиновый двигатель с бензобаком и аккумулятором. Изобретены колесные коньки, которые движутся при помощи небольшого электрического мотора, а аккумулятор прикрепляется к широкому поясу. Усовершенствованы моторизованные коньки, их мотор стал более миниатюрным, управление осуществляется с помощью специального привода.
По асфальту на роликовых коньках катит юноша. В руках у него вентилятор. Сила тяги такова, что увлекает вперед человека.
Изготовлялись двух видов: однонолозные и двухнолозные.
Однополозные имели сравнительно толстый 4 мм и сильно загнутый полоз высотой 37 мм. Полоз имел поперечную заточку. От-носительно толстый и низкий полоз обеспечивает высокую устойчивость, что имело боль-шое значение для начинающих. По характеру крепления — съёмные.
К обуви крепились с помощью имевшегося на каблучке каблуко-держателя стержня с овальной головкой и двух щёчек, имевшихся на подошве, перемещаемых специальным ключом. Коньки ком-плектовались двумя каблучными пластинками ромбовидной формы, восемью шурупами с по-тайной головкой для крепления пластины к каблуку обуви и ключом. Подошва, каб-лучок, щёчки и пластинки для каблуков обу-ви изготовляли из тонколистовой стали толщиной 1,8 мм для щёчек 2,5 мм. Подошва и каблу-чок соединялись с полозом электросваркой или расклёпыванием выступов в окнах подош-вы и каблучка.
Выпускались номеров: 29, 31, 33, 35, 37 и 39. Каждый номер был пригоден для смежных размеров обуви, например номер 29 был пригоден для ботинок 29-го и 30-го размера. Коньки детские двухполозные Двухполозные были предназначены для детей дошкольного возраста. Наличие двух полозьев увеличивало устойчивость сравни-тельно с коньками «Снегурочка» однополозными.
По-лоз двухлинейный гнутый штампованный, изготовлялся из листовой стали толщиной 1,5— 1,7 мм, имел поперечную заточку; подошва и каблучок — из тонколистовой стали толщиной 1,0—1,2 мм. Подошва путём электросварки соединялась с чашкой, которая приклёпывалась к полозу. Каблучок с полозом соединялся посредством винта, допускавшего продоль-ное перемещение каблучка, что давало возможность использовать коньки для обуви четырёх смежных размеров: 26, 27, 28 и 29. При-креплялись к обуви при помощи ремней из тесьмы ТРЛ шириной 20 мм со стальными оцинко-ванными пряжками с тремя зубцами на каж-дом коньке два ремня: передний и задний, длиной 400 мм.
Такое крепление позволяло при-менять коньки с различной обувью: ботинка-ми, валенками, ботами, галошами. Коньки конструкции инженера Поликарпова Коньки конструкции инженера Поли-карпова имели сильно загнутый полоз толщиной 3,5 мм. Высота его 32 мм. Подошва с полозом соединялась заклёпками или электросваркой.
Имели передвигающийся в пяточной части задник, что позволяло использовать их для обу-ви пяти размеров. Крепились к обуви двумя ремнями пяточным длиной 55 см и носковым длиной 60 см , проходившими через ушки подошвы и закреплявшимися стальными пряжками. Вы-пускались трёх номеров для обуви размеров: 28—32, 33—37 и 38—42. Такая форма полоза позволяла выполнять несложные упражнения по фигурному катанию.
Толщина полоза 4 мм. Крепились к обуви таким же образом, как и коньки «Снегурочка» однополозные. Выпускались пяти номеров. Каждый номер допускал креп-ление смежных номеров обуви: 29—30, 31—32, 33—34, 35—36, 37—38 Коньки «Спорт» Коньки «Спорт» характеризовались срезанным полозом с насечкой в передней ча-сти.
Ос-новные размеры полоза в мм : толщина 3,0—3,5, высота 34 передней стойки и 32 задней стойки. Эти коньки были сравнительно устойчивы на льду, форма полоза позволяла использовать их для фигурного катания. Подошва и каблучок соединялись с полозом по-средством электросварки, расклёпкой вы-ступов полоза в окнах подошвы и каблучка, заклёпками или пайкой медно-цинковым припоем. Крепились к обуви шурупами с по-тайной головкой.
На подошве были сделаны шесть отверстий под шурупы. Выпускались с 29-го по 39-й номер. Коньки беговые Коньки беговые характеризовались длинным и тонким полозом, повышающим их скользящие качества. Толщина полоза 1,2 мм, ширина 18 мм.
Носок был слегка загнут вверх. Полоз имел продольную заточку, крепился в трубке внешний диаметр трубки 14,5 мм , соединялся электросваркой. К этой же трубке прикреплялись стойка и чашечки, к которым в свою очередь крепились подошва и каблучок. Чашечки могли быть цельнотянутые или сварные шовные.
У сварных чашечек шов делался внакладку и сваривался точечной сваркой с последующей опайкой оловянисто-свинцовым припоем или шовной элек-тросваркой без последующей опайки. Вы-сота чашечек передних 33 мм, задних 48 мм. Передняя стойка и чашечка, а также задняя чашечка были соединены с подошвой и каблучком электросваркой. Производились с 33-го по 45-й номер.
Коньки для игры в хоккей с мячом Коньки для игры в хоккей с мячом состояли из полоза, укреплённого в трубке, двух чашечек передней и задней , угольника, поддерживающего подошву в передней её части, подошвы и каблучка. Толщина по-лоза составляла не менее 2,5 мм, шириной 18 мм, шириной но-ска 16,5 мм. В передней части полоз имел зубья. Заточка полоза продольная.
Такая конструкция обеспечивала высокую манев-ренность при беге на коньках. Трубка, каблучок, угольник и подошва изготовлялись из ленты холодного проката пониженной твёрдости, передняя и задняя чашечки — из мягкой ленты. Допускалось изготовление угольников и чашечек из листовой стали холодного проката. Способ изготовления трубок, чашечек, соединение трубки с поло-зом, угольником и чашечками, крепление подошвы и каблучка к чашечкам были такие же, как и у беговых коньков.
Крепились к обуви заклёп-ками. Выпускались с 29-го по 45-й номер. Коньки для игры в хоккей с шайбой Коньки для игры в хоккей с шай-бой изготовлялись из тех же материалов и той же конструкции, что и коньки для игры в хоккей с мячом. Отличались более вы-сокими чашечками на 3—4 мм выше, чем у соответствующих чашечек коньков для игры в хок-кей с мячом , отсутствием зубьев на носке полоза и формой полоза.
Заточка полоза про-дольная. Такая конструкция коньков обеспечивала лучшую манёвренность и более высокую ско-рость бега по сравнению с коньками для игры в хок-кей с мячом. Выпускались с 33-го по 45-й номер. Коньки для фигурного катания Коньки для фигурного катания — полоз имел кривую рабочую поверхность в профиле и трапециевидную в по-перечном сечении.
Толщина полоза в носке от 2,9 до 4,4 мм для коньков разных размеров , крепилась подошва, на задней — каблучок. На внешней стороне передней стойки имелись зубья. Выпускался девяти номеров, каждый номер мог быть использован для двух смеж-ных номеров: 27—28, 29—30, 31—32, 33—34, 35—36, 37—38, 39—40, 41—42, 43—44. Требования к качеству : пря-мые лезвия по всей длине; ровные, гладкие боковые поверхности, без забоин, вмятин, зазубрин, волнистости, бугроватости, трещин и завала кромок; поверхность рабочей части лезвия ровная, гладкая, без рисок, притупле-ния и завала кромок; прочное, устойчивое со-единение всех частей, пайка должна была быть без пропусков и наплывов, электросварка без пропусков, пережогов, углублений, трубка обжата по всей длине и не имеет вмя-тин, волнистости и трещин; прочное проти-вокоррозийное покрытие, без отслоения и пропусков защитное покрытие на высоте 3 мм от рабочей поверхности полоза должно было быть снято ; тщательная полировка поверхностей до равномерного блеска без матовых и темных пятен.
Коньки, полностью удовлетворяющие требованиям ГОСТ или ТУ, относились к 1-му сорту; при наличии некоторых недостатков отделки переводятся во 2-й сорт.
Катание на коньках — старая, любимая многими, зимняя забава. Однако только десять лет назад учёным удалось точно установить, где и когда люди впервые стали на коньки. Исследование, проведенное группой исследователей во главе с Федерико Форменти из Оксфордского университета в Англии, показало, что катание на коньках было изобретено в Финляндии примерно 5000 лет назад. Как это выяснили? Южная Финляндия была признана наиболее вероятным местом, где люди впервые стали кататься на коньках, путем анализа формы и распределения озер в Центральной и Северной Европе.
Своё официальное название «клап» англ. Величина овала лезвия конька радиус кривизны составляет около 22 метров. До середины 90-х годов прошлого века конькобежные коньки имели жёстко зафиксированное к ботинку лезвие, так же как и у всех остальных коньков. Сейчас подобные коньки применяются только для обучения детей младшего возраста основам движения на коньках, либо в качестве музейных экспонатов. Основная статья: Шорт-трек Коньки для шорт-трека — коньки для участия в соревнованиях по шорт-треку , спортивной дисциплине, родственной конькобежному спорту. В отличие от конькобежных коньков «клапов» эти коньки имеют неподвижное, жёстко зафиксированное более короткое лезвие, установленное на ботинок с некоторым смещением в сторону, для более быстрого прохождения поворотов на маленьком круге. Материал самого ботинка у шорт-трековых коньков зачастую идентичен «клапам», но форма сильно отличается и рассчитана на более агрессивное прохождение поворотов. В шорт-треке величина овала лезвия конька составляет около 11 метров, помимо этого у коньков для шорт-трека есть боковая кривизна.
Коньки: история их появления и происхождение слова «конек»
Старинные коньки в музее Легенды фигурного катания Долгое время коньки крепились к подошве обуви при помощи ремней, но потом американец Джексон Хейнз Jackson Haines привинтил их к намертво к сапогам. Он стал первым, кто начал выполнять танцы на льду, благодаря чему сегодня и считается отцом фигурного катания. Фигурное катание стало признанным видом спорта в 1871 году. Спустя несколько лет, в 1890 году, к 25-летию катка в Юсуповском саду, были приглашены лучшие фигуристы со всего мира, среди которых оказались Отто Кайзер, Луи Рубинштейн и так далее. Джексон Хейнс — отец фигурного катания Самые первые чемпионаты по фигурному катанию Первый чемпионат Европы по фигурному катанию прошел в 1891 году на территории Гамбурга — победителем стал немецкий фигурист Оскар Улиг. Спустя несколько лет, в 1896 году, состоялся первый чемпионат мира в Санкт-Петербурге, в котором победу одержал немец Гилберт Фукс. Сначала в фигурном катании могли участвовать только мужчины, но в 1901 в изначально мужской вид спорта была допущена первая женщина-фигуристка — англичанка Медж Сайерс. Это стало отправной точкой к появлению парного катания, и уже в 1908 году немецкие фигуристы Анна Хюблер и Генрих Бургер стали первыми олимпийскими фигуристами в парном катании. В довоенное время выступления фигуристов были довольно скромными по меркам современности, но потом начали появляться прыжки, без которых этот вид спорта представить просто невозможно. Анна Хюблер и Генрих Бургер В чем опасность фигурного катания? В 1960-е годы, после массового появления телевидения, фигурное катание стало поистине современным.
На фото: Британские фигуристы на Олимпиаде в Лондоне, 1908 год В 40-х годах формируется новый вид фигурного катания — танцы на льду. В Олимпиаду их включили только в 1976 году. Что же касается самих коньков — еще в начале 20 века ботинки фигурных коньков стали намного короче и обзавелись заклепками. Каблук же, наоборот, вырос, а у лезвия появились зубцы. Их предложил шведский фигурист Ульрих Сальхов — первый Олимпийский чемпион по фигурному катанию на играх в Лондоне в 1908 году на фото. В следующий раз коньки изменились только в 50-х, c развитием танцев на льду. Лезвия у «танцоров» гораздо короче, чтобы не задевать друг друга, а ботинки — гораздо мягче. Хоккей с шайбой в нашей стране официально появился только в 46-м году, почти на 60 лет позже, чем во многих других странах. А вот «русским хоккеем» называли хоккей с мячом.
Хоккей с шайбой — изобретение канадцев, впервые его правила сформулировали в Монреале в 1879 году. Хоккейные коньки тогда были похожи на беговые, но эволюция не обошла стороной и их. В конце 50-х хоккеисты называли свои коньки «спотыкачки». Они были больше похожи на фигурные из-за почти прямого угла лезвия. На смену им пришли «гаги», отличающиеся укороченным лезвием.
Первые беговые модели с тонким лезвием появились в начале восьмидесятых годов девятнадцатого века. Их придумали норвежские ученые Вернер и Паульсен. Переднюю и заднюю металлические платформы в таких моделях крепили к подошве ботинка при помощи шурупов.
В течение многих десятков лет изделие не подвергалось ощутимым изменениям. Аналогичная конструкция была предложена и русским конькобежцем Пашиным. Он предлагал использовать модель без изогнутого завитка, оснащенную трубкой. К ней крепилось удлиненное лезвие. Такие коньки сделали важный вклад в развитие конькобежного спорта. На собственноручно созданной модели спортсмен смог стать чемпионом мира в этой дисциплине. В 1892 году норвежский ученый Гаген предложил еще одну новинку. Он придумал беговые модели, которые состояли из стальной трубки и помещенной в нее полосы из стали.
Фигурное катание Коньки для фигурного катания тоже подвергались значительным изменениям. Еще в тридцатые-сороковые годы прошлого века фигурные ботинки обладали удлиненной формой. При этом зубцы были выражены не слишком явно. Однако с появлением потребности в выполнении многооборотных прыжков такие модели постепенно приобрели современный внешний вид. Хоккей Хоккейные коньки длительное время напоминали беговые. Современная конструкция была создана лишь в семидесятые годы прошлого века. Именно тогда лезвия оснастили предохранителями и укоротили. За счет этого маневренность коньков увеличилась.
Современные хоккейные модели подвергаются термоформовке.
Были подобные отряды в войсках Емельяна Пугачёва и его противника — царского полковника Михельсона. А в 1704 году Пётр I по особому указу поставил на лыжи почтальонов. Лыжи, похожие на нынешние, родились у нас в стране. Шведский дипломат Пальм, побывав в XVII веке на Руси, был поражён узкими длинными лыжами наших предков и отметил: "таких нет у нас в Швеции". В ту пору шведы пользовались разнокалиберными лыжами: короткая и широкая правая служила для отталкивания, короткая левая — для скольжения.
Что касается русского слова "лыжи", то, по мнению учёных, оно родилось около 800 лет назад и имеет родственников — "елозить", "улизнуть", то есть убежать, ускользнуть. Искатели древностей — археологи — определили и возраст коньков. Как ни странно, они появились на свет задолго до того, как люди научились изготовлять нержавеющую сталь. При раскопках в Казахстане археологи нашли лошадиные кости и определили их возраст: 3000 лет! При тщательном исследовании учёные определили, что нашим предкам эти кости служили... В нижней части фаланги лошадиных передних ног древние конькобежцы просверливали дырочки, в которые продевали ремешки, чтобы кость можно было прикрепить к ноге.
Конечно, такие коньки были недолговечными, быстро стирались и ломались. Дошедшие до наших дней наскальные рисунки рассказывают, что на "лошадиных коньках", катались, отталкиваясь ото льда заостренными палками, как на лыжах: сами кости скользили плохо. В VIII веке появились деревянные коньки с железными полозьями. В Голландии, Швеции, Норвегии и Финляндии они служили средствами передвижения. Голландские крестьяне бегали на них в город за покупками, а мальчишки и девчонки — в школу по замёрзшей глади каналов. В 1697 году молодой русский царь Пётр I собственноручно выковал себе железные "скороходы", изгиб которых украшали изображения лошадиной головы.
Она-то и дала название конькам. Специалисты утверждают, что именно тогда от конькобежного спорта отделилось фигурное катание. Первый в нашей стране специальный каток открылся в Петербурге в 1838 году. С коньками связан и один из самых популярных в наше время видов спорта — хоккей. До сих пор многие страны стараются доказать, что хоккей родился именно у них.
История изобретения коньков: на чем катались конькобежцы древости
Но археологические находки и различные данные позволяют сделать вполне достоверные предположения. Понятно, что в жарких краях коньки совершенно бесполезны, поэтому можно с долей уверенности говорить о том, что местом рождения коньков нужно считать северные страны. Группа исследователей под руководством английского физиолога Фредерико Форменти, изучив археологические находки, сведения о замерзании озер, различные эксперименты для оценки скольжения по льду, пришла к выводу, что в Европе первые коньки появились около четырех тысячелетий назад, скорее всего на южной территории Финляндии, изобилующей замерзающими водоемами. Форменти считает, что своим появлением коньки обязаны необходимостью снизить затраты энергии при регулярных передвижениях, и это очевидно. В зимний период использование коньков при перемещениях на внушительные расстояния позволяло экономить на десять процентов меньше энергии в сравнении с двигающимися пешком. Впоследствии подобная ситуация привела к появлению лыж и велосипеда. Впрочем, считать Финляндию единственным претендентом на родину коньков, нельзя. Археологические находки свидетельствуют, что это приспособление активно использовалось и древним населением Сибири, Казахстана, даже Китая. В Британии в прошлом веке были найдены коньки, возраст которых составляет почти два тысячелетия.
Коньки для шорт-трека Коньки для шорт-трека 5. Прогулочные коньки — коньки, которые напоминают фигурные или хоккейные модели. Отличие таких коньков заключается в том, что они более комфортные. Мужские прогулочные коньки похожи на хоккейные, а женские — на фигурные модели. Используются для любительской игры или простого катания. Прогулочные коньки Прогулочные коньки 6. Прогулочные коньки для туризма — своеобразный гибридный спортивный инвентарь, получивший широкое распространение в северных странах Европы. Представляют из себя широкое сменное лезвие без ботинка с креплением под обычный лыжный ботинок. Таким образом, турист может спокойно путешествовать на лыжах, а при желании снять лыжи и установить на эти же ботинки лезвия коньков и двигаться дальше по замёрзшим рекам или озерам. Прогулочные коньки для туризма.
Первые коньки фактически были прототипом лыж, не имели заостренных ребер. Отталкивание приходилось производить при помощи палок. Но все-таки передвижение по поверхности, покрытой льдом, происходило намного быстрее и увереннее. Подобные костяные коньки существовали в глубокой древности, и некоторые из них археологи относят к каменному веку. По возрасту они превосходят «инвентарь» древних голландцев и датчан в Скандинавии, коньки появились только в эпоху викингов. В России костяные коньки появились почти 3 тысячи лет назад. При раскопках в поселениях и городах древней Руси - Старой Ладоге, Новгороде, Пскове - были найдены коньки из костей передних ног лошадей. Эти коньки имели три отверстия - два для крепления конька к носку обуви и одно для удержания конька у пятки. В Нидерландах первоначально роль конька наравне с костями животных выполнял деревянный башмак. Затем к таким башмакам стали приделывать металлические полозья. Но уже с XIV века научились делать деревянные коньки с металлической полосой на скользящей поверхности. С XIII и до середины XVIII века коньки служили человеку средством передвижения по замерзшим рекам, озерам и каналам в северных странах, конек изготовляли из деревянной основы, к которой вначале прикреплялся полоз из бронзы или железа, а в последующем - из стали. Первым приклепал коньки к обуви русский император Петр I, который, строя в Голландии корабли, увлекся коньками. Он сразу понял, что коньки и обувь должны составлять единое целое. Деревянные коньки с железным лезвием четыре столетия деревянная основа конька, а также полоз изменялись в основном лишь по своей длине и форме. Вторая половина XIX столетия характеризуется бурным развитием конькобежного спорта во всем мире. В Америке, Канаде, Норвегии, Швеции, России и других странах начинают появляться коньки новых конструкций. Катание на коньках стало любимым зимним развлечением, в связи с этим повсеместно начали открываться конькобежные клубы.
Уже в Xlll веке, чтоб передвигаться по рекам, в Голландии и некоторых других странах получили распространение коньки на деревянной подошве с металлическими вставками. Для крепления к обуви также использовались ремни. В Россию моду на них привез Петр I, который увидел во время путешествия по Голландии, как местные жители не только катаются по льду, но и играют. Он совершил прорыв в производстве коньков, предложив прибивать их к обуви. Для их украшения на носу вырезались фигурки коней, отсюда и пошло классическое название этого давнего изобретения. Однако после Петра эта забава стала неактуальна. О ней вспомнили только почти спустя век. Тогда Россия во всем равнялась на Англию, а там такое развлечение было очень популярно. В Великобритании же еще в 1772 году вышел первый сборник правил по катанию на коньках. Первый чемпионат прошел в столице Нидерландов в первом месяце 1889-го года. И победителем был признан русский конькобежец Александр Паншин. Его коньки оказались быстрее, так как он модернизировал их. В его модели не было завитка, а лезвие стало длиннее. Его идеей было впаивать в трубку лезвие для увеличения скорости.
Почему коньки так называются и откуда взялся сноуборд? Углубляемся в историю зимних видов спорта
Коньки появились, по всей видимости, многие столетия назад. Принято считать, что в нашу страну моду на катание на коньках привез Петр Первый после возвращения из «Великого посольства» в Западную Европу, во время которого он посетил Нидерланды. Эволюция фигурных коньков была не менее захватывающей. Первый клуб любителей фигурного катания появился в Эдинбурге еще 1742 году. Почему коньки называются коньками и когда начали бегать в “шлепанцах”: скользим по истории зимнего спортинвентаря. Говорят, немаловажную роль в становлении коньков в свое время сыграл Петр I, позаимствовав одно из первых изобретений у предприимчивых европейцев и якобы придумав прибивать его к обуви. Первый клуб любителей фигурного катания появился в Эдинбурге еще в 1742 году.
"Эволюция вещей": История коньков
На ней виден лыжник с одной палкой. Возраст этого рисунка около двух тысяч лет. На древних скалах у Белого моря сохранились изображения лыжников первобытной эпохи. Чтобы не провалиться в снег и в трясину на болотах, они привязывали к подошвам широкие деревянные плахи. Наши предки отлично воевали на лыжах. Это подтверждает и летопись 1444 года. В XV веке, сражаясь с татарскими полчищами, ратники становились на лыжи, потому что знали: там, где увязнет и конный, и пеший, лыжник промчится с "ветерком". В 1479 году лыжная рать Курбского совершила поход по Иртышу и Оби. Были подобные отряды в войсках Емельяна Пугачёва и его противника — царского полковника Михельсона. А в 1704 году Пётр I по особому указу поставил на лыжи почтальонов. Лыжи, похожие на нынешние, родились у нас в стране.
Шведский дипломат Пальм, побывав в XVII веке на Руси, был поражён узкими длинными лыжами наших предков и отметил: "таких нет у нас в Швеции". В ту пору шведы пользовались разнокалиберными лыжами: короткая и широкая правая служила для отталкивания, короткая левая — для скольжения. Что касается русского слова "лыжи", то, по мнению учёных, оно родилось около 800 лет назад и имеет родственников — "елозить", "улизнуть", то есть убежать, ускользнуть. Искатели древностей — археологи — определили и возраст коньков. Как ни странно, они появились на свет задолго до того, как люди научились изготовлять нержавеющую сталь. При раскопках в Казахстане археологи нашли лошадиные кости и определили их возраст: 3000 лет! При тщательном исследовании учёные определили, что нашим предкам эти кости служили... В нижней части фаланги лошадиных передних ног древние конькобежцы просверливали дырочки, в которые продевали ремешки, чтобы кость можно было прикрепить к ноге. Конечно, такие коньки были недолговечными, быстро стирались и ломались. Дошедшие до наших дней наскальные рисунки рассказывают, что на "лошадиных коньках", катались, отталкиваясь ото льда заостренными палками, как на лыжах: сами кости скользили плохо.
В VIII веке появились деревянные коньки с железными полозьями.
Слайд 13 История фигурных коньков Прототипом современного фигурного конька считается конек д. Эта модель, по существу, сохранилась без изменений до настоящего времени под названием «снегурки». Носок этого конька с толстым лезвием круто загнут кверху и не имеет зубцов, благодаря чему на них можно кататься не только по льду, но и по твердо укатанному, обледенелому снегу. Слайд 14 Модель коньков У. Салькова сохраняет все основные черты конька Гейнса, но имеет принципиально новую деталь — зубцы, выполненные на носке конька. Появление зубцов отражало возросшую сложность исполнения фигур, необходимость демонстрировать различные остановки, прыжки и. Слайд 15 Современные коньки для фигурного катания Современный конек не содержит каких-либо новых деталей, конструктивных или эксплуатационных новшеств.
Некоторые изменения претерпели лишь форма конька, толщина лезвия и конфигурация зубцов. Конек фигуриста имеет толщину 3—4 миллиметра и заточен так, чтобы боковая и нижняя поверхности лезвия образовывали два острых ребра. Полоз конька закруглен, и поэтому любой наклон тела в сторону вызывает скольжение по дуге. Слайд 16 В фигурном катании применяются три типа коньков: коньки для исполнения обязательной программы; коньки для исполнения произвольной программы как в одиночном, так и в парном катании; коньки для спортивных танцев на льду. Конёк для фигурного катания состоит из трёх деталей: полоза, подошвы и каблучка. Лезвие конька изготовляется из высококачественной стали. Слайд 17 Хоккейные коньки Первые коньки, появившиеся в 50е годы, хоккеисты называли «спотыкачками». Короткий ботинок, нефиксируемый голеностоп, тяжелые лезвия и стакан существенно усложняли процесс игры и не позволяли достичь скоростей, доступных в наши дни.
Сейчас игрок пробегает полный круг хоккейной площадки за 14 секунд, а в 1980 году этот путь занимал вдвое больше времени. Слайд 18 Хоккейный конек и его строение Что же сегодня представляют собой хоккейные коньки? Конек — это конструкция, состоящая из трех составных частей: ботинка, «стакана», соединяющего ботинок с лезвием, и самого лезвия. Изначально «стакана» не было, а лезвие представляло собой большую металлическую «скобу», крепящуюся к ботинку. Но с течением времени и усовершенствованием формы в первую очередь, в связи с желанием облегчить конек у него появился пластиковый «стакан», заметно облегчивший «обувь» хоккеиста. Слайд 19 Виды хоккейных коньков Существуют хоккейные коньки двух типов - для полевых игроков и для вратарей. Среди первого различаются коньки для хоккея с шайбой и для хоккея с мячом. Также коньки по уровню можно разделить на любительские, полупрофессиональные и профессиональные.
У вратарских коньков в отличие от обычных более длинное широкое лезвие, пластиковая ударопрочная внешняя конструкция, укороченный задник и специальные отверстия в стакане конька для крепления щитков. В профессиональных коньках внутренняя часть ботинка сделана из термоформуемых материалов, которые под воздействием температуры принимают анатомическую форму ноги.
Эволюционировать дальше инвентарь стал в конце XIX — начале XX века, вместе с бурным развитием конькобежного спорта. При этом фигурного катания как такового еще не было, отметил Любимов.
Хотя первый чемпионат мира по этому виду спорта состоялся еще в 1896 году, к слову, в Петербурге. Но даже тогда фигурное катание выступало лишь дополнением к скоростному бегу на коньках. Коньки для разных ледовых видов спорта в своем развитии, похоже, шли бок о бок. В 1896 году Германия получила патент на изобретение «клапов», у которых поднимается и опускается пятка ботинка, а лезвие при этом остается на месте.
Это сейчас такой инвентарь - неизменный атрибут современных конькобежцев. Изначально, рассказала заслуженный мастер спорта России Светлана Журова, он создавался для фигуристов. Дальнейшими экспериментами занимались уже голландцы: «Они испробовали клапы на юниорах, после чего были просто обескуражены ростом результатов — ребята оказались впереди тех, кто бегал на «классике». На первом чемпионате Европы голландцы произвели фурор, потому что их спортсмены обгоняли всех и ехали, будто на одной ноге.
После этого мир подумал — в этом что-то есть.
Параллельно с беговыми коньками развивалось и фигурное катание. Первый клуб любителей фигурного катания появился в Эдинбурге еще в 1742 году. Но официально этот вид спорта отсчитывает свои года с середины 19-го века. Именно тогда американец Джексон Хейнc придумал кататься под музыку в театральных костюмах. В 1871-м фигурное катание признали спортом.
А в 1908 году на Олимпиаде в Лондоне его включили в программу пусть летних, но Олимпийских игр. Тогда появился первый олимпийский чемпион в истории нашей страны: Николай Панин-Коломенкин стал победителем в дисциплине «специальные фигуры», где фигурист должен был изобразить фигуру на льду всего с одного толчка и на одной ноге. Для «фигур» игры в Лондоне стали первыми и последними. А вот танцев на льду тогда еще не было. Они появились только в 40-х, а олимпийскими стали и вовсе в 1976-м. Зато первыми чемпионами в танцах на льду стали советские спортсмены Людмила Пахомова и Александр Горшков.
Естественно, для выписывания сложных фигур на льду беговые коньки не годились. В начале 20-го века для нового вида спорта появились специальные ботинки — короче и с заклепками. Другими стали и сами лезвия — каблук длиннее, на носке зубцы. Их придумал швед Ульрих Сальхов. В следующий раз коньки изменились под влиянием танцев на льду. Лезвия стали короче, а ботинки мягче.
С тех пор принципиально коньки фигуристов не менялись, но совершенствуются материалы. На смену стали приходить углеродные полимеры. Для олимпийской чемпионки Алины Загитовой, например, изготовили алюминиевые коньки с золотым покрытием. А вот другая россиянка, Евгения Медведева, вообще заказала себе золотые коньки и даже выступала в них на соревнованиях.
История фигурного катания
К такому выводу пришла группа ученых во главе с британским физиологом Фредерико Форменти. В международный спорт слово «коньки» пришло из русского языка коньки, коньки-бегунки, коньки-горбунки. Передняя часть деревянных коньков была украшена конской головой — отсюда и ласковое название, уменьшительное от слова «конь» : коньки. Первые приспособления для передвижения по льду, о которых мы знаем по археологическим раскопкам и из литературы, были сделаны из костей животных. Вырезанные из дерева либо выточенные из костей животных и прикрепленные к ботинку, коньки позволяли быстро передвигаться по земле, покрытой льдами. В Сибирикатались на моржовых клыках, в Китае - на стволах бамбука.
По оценкам ученых, им около 3200 лет. Предполагается, что их делали племена киммерийцев, чтобы удобно скользить по замерзшим рекам. Надо отметить, что самое раннее исторически задокументированное упоминание о предметах зимней ледовой обуви в литературе можно обнаружить в «Англо-нидерландском словаре» 1648 г.
Учеными было установлено, что с ХIII до середины ХVIII столетий ледяная обувь использовалась только как средство быстрого перемещения по замерзшим рекам, озерам, каналам. Кроме дерева и кости, из которых были сделаны первые коньки, в изделиях стали использовать полоски бронзы и железа для улучшения конструкции. После возвращения из Голландии им был отдан приказ начать производство коньков в Туле. Русские мастера очень часто на украшали полозья фигурками коней, чтобы они «несли» своих хозяев надо льдом. Отсюда пошло такое название — «коньки». Новости музея «Я родом из Сибири» — к 100-летию Виктора Астафьева 27.
Принадлежали эти удивительные изделия кочевому племени киммерийцев. Оказывается, что пользовались такими коньками уже в бронзовом веке. Деревянные С середины ХIV века коньки усовершенствовались: их начали делать деревянными с металлической полосой для более удобного скольжения.
Вначале крепили полосы из бронзы, а затем стали использовать значительно более дешевую сталь. До ХVIII века коньки, как это ни смешно звучит для современного человека, были средством передвижения по льду рек, озер и других водных объектов. Кататься для развлечения на них было не принято.
В целом же начиная примерно с XIV века коньки стали делать из дерева, а скользящую часть из железа. В русских письменных источниках слово "коньки" впервые зафиксировано под 1780 годом, но по всей видимости, их все-таки знали на Руси и до этого времени, но они были предметом столь экзотичным, что известный и весьма авторитетный энциклопедический словарь Брокгауза и Эфрона даже в 1895 году вынужден был предупредить своих читателей: "С коньками не следует смешивать лыжи". Конькобежный спорт в его нынешнем понимании взял старт с 1860-х годов, когда началось производство в Северной Америке железных коньков типа "Галифакс".
В 1880-х годах они уступили место стальным конькам с тонким лезвием, изобретенным норвежскими конькобежцами К.
Коньки: история эволюции
Настоящее катание на коньках появилось тогда, когда был использован стальной клинок с заостренными краями. Фото: Вечерний Магнитогорск Когда появились первые коньки. Исследование, проведенное группой исследователей во главе с Федерико Форменти из Оксфордского университета в Англии, показало, что катание на коньках было изобретено в Финляндии примерно 5000 лет назад.