Он обратился к шиитам и суннитам, призывая вместе совершить пятничную молитву в пятницу, 13 октября, а затем участвовать е в демонстрации в поддержку Палестине на центральной площади «Тахрир» в Багдаде. суннитов и шиитов. Вообще, шиитов намного меньше, чем суннитов – не более 15% от всех мусульман. На севере Йемена 13 января вновь вспыхнули столкновения между шиитами и суннитами. Иран, где большинство составляют шииты, оказал помощь хуситам, а Саудовская Аравия, где большинство составляют сунниты, поддержало правительство.
Кто, с кем и за что воюет в Йемене?
50% – шииты-зейдиты (особенно многочисленны в горной части страны – Джебеле, мухафазах Саада, Сана); ок. 49% – сунниты-шафииты (многочисленны в мухафазах Ходейда, Таиз, прибрежной части страны). В отличие от шиитов, суннитские исламисты не имеют богатого покровителя, сопоставимого с Ираном. Бахрейн, шииты или сунниты во время клятвы на верность Аллаху. Сегодня шииты все чаще упоминаются на фоне своих гораздо более многочисленных собратьев-суннитов.
Кто такие сунниты и шииты
В результате столкновений между суннитами и шиитами в Йемене погибли 40 человек | Ветеран СВР Безруков назвал последствия ударов по Йемену для морских перевозок. |
Хуситы заявили об успешных ударах по танкеру и беспилотнику в Йемене | 50% – шииты-зейдиты (особенно многочисленны в горной части страны – Джебеле, мухафазах Саада, Сана); ок. 49% – сунниты-шафииты (многочисленны в мухафазах Ходейда, Таиз, прибрежной части страны). |
Шииты-монголы, утратившие свой язык были беднее всех своих соседей
Великий Ливан был сформирован из нескольких областей Османской империи с разным этноконфессиональным составом. Современный Иран лидирует в шиитском мире. Фото с сайта www. Маронитская церковь некогда заключила унию с Римской церковью. К земле маронитов примыкает область Шуф, где марониты живут совместно с друзами — очень своеобразной синкретической общностью, во главе которой в течение веков стоял феодальный род Джумблат. Отсюда друзы мигрировали в орошаемые дождями горные оазисы южной Сирии: Хауран, Джебель-Друз и др. Марониты и друзы были горными воинами-земледельцами, с независимостью которых должны были считаться все правители региона. К Горному Ливану, где христиане составляли подавляющее большинство населения, французские политики присоединили примыкавшие к нему приморскую низменность, речные долины и предгорья. Здесь в городах и селах чересполосно или отдельными кварталами жили мусульмане-сунниты относительное большинство , христиане разных Церквей прежде всего православные и католики-униаты , друзы на Юге, алавиты на Севере. На юго-востоке компактно проживали шииты-мутавали. Они были беднее всех, уровень образования у них был ниже других этноконфессиональных групп, сельские жилища — особенно архаичными.
В 20—40-х годах ХХ века сунниты проявляли общесирийский патриотизм, а марониты и отчасти другие христиане, а также друзы не все были сторонниками самостоятельного Ливана. В 1926 году Великий Ливан был переименован в Ливанскую Республику, политическое устройство которой формально копировало Французскую Республику. Но на деле оно базировалось на соглашении между влиятельными кланами, возглавлявшими основные этноконфессиональные группы. Первым президентом Ливанской Республики стал христианин Шарль Деббас православный , но с 1934 года все президенты избирались из числа маронитов. С 1937 года премьер-министры назначались только из мусульман-суннитов. В парламенте и других органах власти были представлены прочие этноконфессиональные группы пропорционально их численности и влиянию. Они создавали собственные политические и другие организации например, друзы стали социал-демократами под руководством традиционных наследственных вождей. Эта система эволюционировала под влиянием внутренних и внешних факторов. В первые десятилетия существования Ливанской Республики всех вместе христиан было несколько больше, чем мусульман, а друзы были несравненно влиятельнее шиитов-мутавали. Со временем уменьшились относительная численность, политическое и экономическое влияние маронитов, других католиков, православных христиан, армян и друзов.
Бедность и низкий уровень образования сочетались у мутавали с многодетностью, в результате их численность росла быстрее, чем у других групп, и они заселяли города. Как и другие группы, ливанские мутавали эмигрировали в Южную Америку, в Западную Африку, где занялись торговлей, богатели, поддерживали своих родственников в Ливане. Эмиграция христианских групп началась намного раньше, направлялась в разные страны и регионы мира Франция, США, Латинская Америка и т. Но у христиан, друзов и суннитов, издавна живших в городах, владевших имениями и получавших лучшее образование, многодетные семьи сменились малодетными. Марониты и другие христианские группы теряли свое влияние, мусульманские — усиливались. Соответственно этому президент-маронит постепенно уступил свою первую роль премьер-министру-сунниту. По мере уменьшения численности и политической роли христиан их противоборство с мусульманами отступало на второй план перед противоречиями между мусульманами — суннитами и шиитами.
Это достаточно для того, чтобы потенциально поставить Израиль на расстояние удара. Йемен и Израиль, разделенные Саудовской Аравией, находятся на расстоянии около 1580 км друг от друга в ближайшей точке. Какие перспективы мира в Йемене? Саудовская Аравия и другие страны Персидского залива пытаются договориться о постоянном прекращении огня в этом восьмилетнем конфликте. Хуситы заявили, что готовы присоединиться к переговорам о политическом урегулировании под эгидой ООН, но при определенных условиях. Однако переговоры затормозились, когда между Саудовской Аравией и ее богатым нефтью соседом в Персидском заливе Объединенными Арабскими Эмиратами, которые начали поддерживать конкурирующие группировки, борющиеся за контроль над страной, начался раскол. По его словам, сейчас идет первый. Также Галлант сказал войскам, собравшимся на границе с Газой, что они скоро увидят палестинский анклав изнутри, очевидно, имея в виду, что ожидаемое наземное вторжение с целью уничтожения ХАМАС может начаться в ближайшее время.
Арабские суннитские меньшинства, потомки переселенцев с материка, из Саудовской Аравии: ваххабиты — правящее меньшинство и сунниты шафиитского и маликитского мазхабов — два других меньшинства, причем все арабы-сунниты принадлежат к определенным племенам. В Кувейте коренное арабское шиитское меньшинство, в прошлом непривилегированное, теперь, как и суннитское большинство, имеет многие преимущества перед многочисленными иностранцами. В Сирии — четыре шиитские этноконфессиональные группы арабов правящие алавиты, имамиты-мутавали, исмаилиты-низариты и друзы , по две — в Ливане мутавали и друзы , Йемене зейдиты и исмаилиты-мусталиты , Саудовской Аравии имамиты и зейдиты, а кроме того — иностранцы. В Ливане соотношение численности и влияния этноконфессиональных групп существенно изменилось после того, как в 1930—1940-х годах оно было закреплено в конституционных актах сначала автономии, а с 1946 года — независимой республики. Небольшое государство Великий Ливан было создано Францией после Первой мировой войны в рамках подмандатной территории. Великий Ливан был сформирован из нескольких областей Османской империи с разным этноконфессиональным составом. Ядром государства послужил Горный Ливан, состоявший из Земли маронитов исторически — вассального эмирата, во главе которого стоял знатнейший арабский род аш-Шейбани, тайно крестившийся, но официально считавшийся суннитским. Маронитская церковь некогда заключила унию с Римской церковью. К земле маронитов примыкает область Шуф, где марониты живут совместно с друзами — очень своеобразной синкретической общностью, во главе которой в течение веков стоял феодальный род Джумблат. Отсюда друзы мигрировали в орошаемые дождями горные оазисы южной Сирии: Хауран, Джебель-Друз и др. Марониты и друзы были горными воинами-земледельцами, с независимостью которых должны были считаться все правители региона. К Горному Ливану, где христиане составляли подавляющее большинство населения, французские политики присоединили примыкавшие к нему приморскую низменность, речные долины и предгорья. Здесь в городах и селах чересполосно или отдельными кварталами жили мусульмане-сунниты относительное большинство , христиане разных Церквей прежде всего православные и католики-униаты , друзы на Юге, алавиты на Севере. На юго-востоке компактно проживали шииты-мутавали. Они были беднее всех, уровень образования у них был ниже других этноконфессиональных групп, сельские жилища — особенно архаичными. В 20—40-х годах ХХ века сунниты проявляли общесирийский патриотизм, а марониты и отчасти другие христиане, а также друзы не все были сторонниками самостоятельного Ливана. В 1926 году Великий Ливан был переименован в Ливанскую Республику, политическое устройство которой формально копировало Французскую Республику. Но на деле оно базировалось на соглашении между влиятельными кланами, возглавлявшими основные этноконфессиональные группы. Первым президентом Ливанской Республики стал христианин Шарль Деббас православный , но с 1934 года все президенты избирались из числа маронитов. С 1937 года премьер-министры назначались только из мусульман-суннитов. В парламенте и других органах власти были представлены прочие этноконфессиональные группы пропорционально их численности и влиянию. Они создавали собственные политические и другие организации например, друзы стали социал-демократами под руководством традиционных наследственных вождей. Эта система эволюционировала под влиянием внутренних и внешних факторов. В первые десятилетия существования Ливанской Республики всех вместе христиан было несколько больше, чем мусульман, а друзы были несравненно влиятельнее шиитов-мутавали. Со временем уменьшились относительная численность, политическое и экономическое влияние маронитов, других католиков, православных христиан, армян и друзов. Бедность и низкий уровень образования сочетались у мутавали с многодетностью, в результате их численность росла быстрее, чем у других групп, и они заселяли города. Как и другие группы, ливанские мутавали эмигрировали в Южную Америку, в Западную Африку, где занялись торговлей, богатели, поддерживали своих родственников в Ливане. Эмиграция христианских групп началась намного раньше, направлялась в разные страны и регионы мира Франция, США, Латинская Америка и т.
Хотя между ними имелись идеологические религиозные различия, их взаимные противоречия никогда не принимали острых форм. Однако текущие политические и социальные события, которые охватили регион БСВ, привели к тому, что встал принципиальный вопрос - кто является ведущим фактором в йеменском обществе. В течение всего XX в. В 1962 г. Шиитское меньшинство же представлялось как бы на вторых ролях. Но после исламской революции в Иране 1979 г. Вместе с тем целесообразно иметь в виду, что в государственном устройстве Йемена в последние десятилетия прошлого столетия произошли изменения: в 1967 г. Южный Йемен, бывший британским протекторатом, получил независимость, и была образована Народно-демократическая Республика Йемен НДРЙ , придерживавшаяся просоциалистической ориентации; в 1990 г. Именно в этот период на политической арене разделенного, но сближавшегося Йемена и началось проникновение «Аль-Каиды» в Йемен. Аш-Шарк аль-Аусат. Февраль 2005. Однако Йемен как в 90-е годы, так и в дальнейшем рассматривается «Аль-Каидой» не как объект для установления своей верховной власти ввиду его племенного устройства, а как опорный пункт для проведения диверсий с целью дестабилизации КСА и подрыва американских интересов в зоне Аравийского полуострова, а также в Афганистане, Сирии, Ираке и Восточной Африке. Под мощным давлением извне к 2003 г. Однако радикалы от ислама сумели внедрить в силовые органы и правительство немало своих сторонников. Пользуясь неспособностью государственной власти под чрезвычайно затянувшимся президентством Али Абдаллы Салеха контролировать большую часть национальной территории, «Аль-Каида на Аравийском полуострове» АКАП всё более внедрялась в йеменское общество особенно в пяти провинциях северного, центрального и восточного Йемена, в том числе в Хадрамауте, Аль-Джауфе, Абьяне, Лахедже и Шабве. Стратегия «Аль-Каиды» в Йемене сводилась к показательным террористическим акциям против объектов западных государств: посольств, жилых комплексов иностранцев, армейских контрольно-пропускных пунктов и т. Они сопровождались активными пропагандистскими кампаниями в подконтрольных ей населенных пунктах путем обеспечения местных жителей безопасностью и снижением межклановых противоречий, медицинскими услугами и проведения в жизнь проектов социально-экономического назначения - строительство больниц, новых ирригационных систем, восстановление, электрификация и налаживание систем водоснабжения Шарджаби А. Сана, 2010, с. На юге же власть захватили полевые командиры разных группировок. Таким образом, Йемен стал представлять собой мозаичную по интересам страну. Причем АКАП и ИГИЛ, представляющие преимущественно интересы местных суннитов, вместе с тем выступали против вмешательства США и Саудовской Аравии, а также во имя успокоения местных шиитских племен проявляли лояльность к их неприятию тех же иностранных врагов. Только «Ансар-аш-Шариа» считает, что основная угроза стабильности йеменского общества исходит от местных племен, между которыми существуют сложные отношения. Салафиты из «Ансар-аш-Шариа» в контролируемых провинциях активно участвуют в качестве надклановой структуры в разрешении на основе шариата различных конфликтов среди племен. Всё это в итоге направлялось против высших представителей государственной власти. Таким образом, война в Йемене вылилась в межрелигиозный конфликт с вмешательством в нее суннитских и шиитских внешних политических сил, что привело к усилению влияния радикальных исламистских организаций с обеих сторон - суннитов и шиитов. Что касается шиитов, компактно проживающих на севере и западе страны, то они также выступали против правительства президента Али Абдаллы Салеха в Сане, его коррумпированности и связей с США. Их представители потребовали автономии региона. Лидером восстания стал Хусейн Аль-Хуси был убит в том же 2004 г. Он еще в 1994 г.
Хаусты (шииты) наступают на южный Йемен, сунниты отстреливаются авиацией Саудовской Аравии.+.
В начале декабря группировка пригрозила нападать вообще на все суда, направляющиеся в Израиль, вне зависимости от того, кто ими владеет С тех пор несколько коммерческих и военных судов в Красном море подверглись атакам. Одним из самых резонансных случаев стал захват 19 ноября грузового судна Galaxy Leader с международным экипажем. Хуситы отбуксировали его к побережью Йемена и заявили , что не будут обсуждать условия освобождения членов экипажа, пока Израиль не прекратит боевые действия в секторе Газа. В совокупности на них приходится почти 54 процента контейнерных перевозок по всему миру. В ответ США заявили о создании «максимально широкой» морской коалиции для защиты судоходства в Красном море. Военным пришлось задействовать авиацию. В ответ на это Совет Безопасности ООН одобрил резолюцию, требующую от хуситов прекращения нападений на торговые корабли. Командование ВВС США на Ближнем Востоке заявило, что военные нанесли более 60 ударов по 16 объектам в Йемене, в том числе по командным пунктам, складам боеприпасов, пусковым установкам, производственным мощностям и радарам противовоздушной обороны.
ВВС использовали более 100 высокоточных боеприпасов различных типов. Во-первых, США нужна беспрепятственная работа транспортной артерии в Красном море. Вторая цель — поддержание собственной гегемонии, роли мирового полицейского. Это устрашение также Ирана и его союзников, готовых открыть второй фронт против Израиля Алексей Наумовполитолог, эксперт РСМД Прогнозы Однако эксперт уверен, что полностью нейтрализовать хуситов одними лишь ударами США и Британии без полноценной наземной операции не удастся. С ним солидарен и политолог Кирилл Семенов: «Мы не знаем, насколько чувствительны эти удары для хуситов. Возможно, они им как слону дробина. Их семь лет бомбила саудовская коалиция».
По мнению Алексея Наумова, периодические атаки хуситов на корабли в Красном море продолжатся. Он напомнил, что хуситы пошли на мир с Саудовской Аравией и пока что не намерены возобновлять боевые действия, а Саудовская Аравия тоже не намерена возобновлять боевые действия против хуситов и готова довести мирный процесс до конца. Конфликт с США — это совсем другая война, другой фронт их борьбы, он связан с варварскими действиями израильтян в Газе.
Одним из главных условий стала отставка действующего правительства. В октябре новым премьером страны был назначен Халед Махфуз Бахах, кандидатуру которого одобрили хуситы. Но, несмотря на мирный договор, мятежники продолжили вооруженную борьбу. Зимой 2015-го власти Йемена предложили разделить страну на шесть провинций, лишив хуситов стратегически важного портового города Ходейда. В ответ повстанцы напали на кортеж Бахаха, а затем захватили здание спецслужб и резиденцию президента в Сане. Под давлением хуситов президент Хади и правительство во главе с Бахахом были помещены под домашний арест. Хуситов поддержали сторонники бывшего президента Йемена Али Абдаллы Салеха. Тогда в ООН призвали йеменских повстанцев немедленно вернуться за стол переговоров. В конце февраля Хади был освобожден из-под ареста и покинул столицу Йемена. При этом действующий президент заявил, что не намерен покидать свой пост. Хади обратился к арабским странам с призывом вмешаться в йеменский конфликт. В конце апреля 2015 года началась другая операция, "Возрождение надежды", направленная на борьбу с терроризмом и политическое решение в Йемене. Поддержку аравийской коалиции неизменно оказывали США. За время конфликта они нанесли более 400 ударов по целям в Йемене. А в декабре 2017-го бывший президент Йемена Али Абдалла Салех заявил, что прекращает союзнические отношения с хуситами. На следующий день политик был застрелен мятежниками. После этого гражданская война в стране вспыхнула с новой силой. Сейчас Верховный политический совет, образованный движением "Ансар Аллах", контролирует почти всю северную часть Йемена.
Говорить о геополитической значимости Йемена нет необходимости — достаточно упомянуть, что страна находится на пути ключевых коммерческо-логистических маршрутов из Красного моря через Аденский залив в Аравийское море и Индийский океан. Во-вторых, оно могло бы дать России определенный рычаг влияния на Саудовскую Аравию, отношения с которой на протяжении двух десятилетий, мягко говоря, прохладные не без должных на то оснований. В Москве прекрасно понимают, что саудиты серьезно обеспокоены ситуацией в собственном «ближнем зарубежье». Рассматривать потенциальные варианты для создания инструментов давления на «заклятых друзей» в текущей ситуации было бы для Москвы резонно, по крайней мере, таким виделся расчет хуситов и, возможно, стоящих за ними более влиятельных сил. Однако в действительности Россия рассматривает кризис в Йемене как системный и долгосрочный. В этом отношении у Москвы нет иллюзий относительно реальных перспектив собственного присутствия в этой стране — экономического или политического. Тем более осторожно относится Россия к любым попыткам оказаться втянутой в противостояние Ирана и Саудовской Аравии, не говоря уже о более масштабном выяснении отношений между суннитами и шиитами. Поэтому Москва не спешит признавать или активно сотрудничать с хуситами на официальном уровне. Однако, и отказываться от контактов с ними пока не торопится. В то время как Эр-Рияд больше заботят шиитские радикалы, России куда более серьезной представляется угроза ИГИЛ — по соображениям внутренней безопасности в виде проекции этой угрозы на Северный Кавказ и Поволжье. В ситуации, когда все заинтересованные страны активно ищут союзников в борьбе с ИГИЛ, хуситы, у которых свой «зуб» на суннитских исламистов, могут рассматриваться Москвой, по крайней мере, как «ситуативные партнеры» в борьбе с «Исламским государством». Для любой внешней державы становиться полноценным участником конфликтного пазла в стране, где политический ландшафт переполнен огромным количеством игроков и минимальным количеством ресурсов, — шаг опрометчивый.
И в данном случае Штаты свое слове сдержат. Так же, у администрации Обамы тесные отношения с бывшим президентом Хади, который выдал американцам полный карт-бланш для борьбы с местной Аль-Каидой. Правда, звездно-полосатые беспилотники нанося удары по позициям исламистов, зачастую сносили целые кварталы с мирным населением. Но президент Хади закрывал на это глаза, за что его и ценили. Свои интересы в Йемене имеются и у Ирана, который позиционирует себя как новую Персидскую империю. Первая область интересов — религиозная. Не секрет, что Тегеран проводит прагматичную политику собирания земель шиитских, оказывая поддержку всем, кого условно можно назвать шиитами — от сирийских алавитов до йеменских хоуситов. Но основной интерес Ирана заключается в переформатировании существующих ныне конфигурации региона, что можно наблюдать на примере Ирака и Сирии, где против ИГ воюет Корпус Стражей Исламской Революции. Приятным бонусом для Тегерана стала бы ликвидация династии ас-Саудов в Саудовской Аравии. Однако это не более чем гипотеза, так как ни одного фактического доказательства тому нет. Нет так же доказательств тому, что инициатором хоуситского движения является Тегеран. Иран, безусловно, поддерживает мятежников, и с большим удовольствием наблюдает за потугами саудитов разыграть свою карту в Йемене. Однако влияние Тегерана на хоуситов не столь велико, как его нам рисуют. Тесные контакты, разумеется, есть, поставки оружия и инструкторов из КСИРа также имеют место быть. Но не более. Если проследить первоисточник новостей о военном присутствии в Йемене Ирана, то мы выйдем на новостные агентства арабских монархий. Целью вбросов, как и в случае с угрозой обстрела хоуситами танкерного флота, является попытка привлечь на свою сторону новых союзников. Происходящее в Йемене необходимо рассматривать в контексте глобального противостояния Ирана и Саудовской Аравии, а не как локальный конфликт. Если угодно, то восстание хоуситов можно расценивать как иранский ответ саудитам на их прошлогоднюю акцию на пакистано-иранской границе, где радикальные группировки белуджей при поддержке пакистанской разведки и саудовских денег некоторые время терроризировали иранских силовиков. Серьезных проблем Ирану это не принесло, чего никак не скажешь о сегодняшнем положении Саудовской Аравии. Как уже говорилось выше, страна находится в зоне высокой турбулентности, и существует теоретическая возможность, что Эр-Рияд из нее не выйдет. Проблемы преследуют саудитов как внутри страны, так и на внешних границах. После смерти короля Абдаллы и восхождения на престол его брата Салмана в королевстве началась безжалостная «схватка бульдогов под ковром». Безусловно, представители династии ас-Саудов не будут рубить сук, на котором сидят, но всевозможные подковерные интриги могут ослабить власть, чем непременно воспользуются Иран и Турция. Как мы видим, процесс уже запущен. Фото: Религиозная карта Саудовской Аравии Не меньшие трудности ожидают Саудовскую Аравию в связи с высокой напряженностью в регионе, включая Восточную провинцию населенную шиитами. В провинции сильны позиции проиранской группы «Ансар хат аль-Имам», которой удалось аккумулировать протестный потенциал местной молодежи, активизировавшейся после «Арабской весны». Шиитское меньшинство в Саудовской Аравии уже давно заклеймено как «пятая колона Ирана» и «сепаратисты», к чему приложили руку даже либеральные журналисты, не разделявшие салафитские ценности. Учитывая высокий протестный уровень в провинции, приправленный необходимым Ирану освещением событий в Йемене через арабоязычный телеканал «Аль-Алям», возможность восстания достаточно высока. Но при условии активной внешней поддержки и кризиса власти. Тут стоит отметить, что хоуситы такой силой стать не смогут. Во-первых, не ставят такой цели. Во-вторых, даже если повстанцы отправятся маршем в Восточную провинцию, саудовские ВВС расстреляют их в пустыне как на тренировочном полигоне. Опять же, к сожалению наших адептов «Идем на Восток».
Кто такие йеменские хуситы и могут ли они напасть на Израиль: анализ Bloomberg
На востоке Йемена встречаются представители ибадизма — хариджитского мусульманского течения, отличающегося и от суннитов, и от шиитов. В стране растёт число сторонников некоторых околомусульманских групп, в первую очередь это ахмадийцы. Статья 259 Уголовного кодекса Йемена устанавливает, что лица, совершившие акт вероотступничества, то есть переход в другую религию, либо отказ от веры , подлежат смертной казни [en] [6] [7]. Однако закон также предусматривает, что если в отведённый срок осуждённый раскается, вернётся к исламу и откажется от своей новой веры, смертная казнь может быть отменена [6] [8]. Известны случаи, когда граждане Йемена были арестованы и обвинены в вероотступничестве за выражение своих религиозных убеждений или критику ислама [6]. Одним из прецедентов является случай Али Касима аль-Саиди, гражданина Йемена, который в 2012 году был задержан правоохранительными органами и обвинён в вероотступничестве в связи с размещением критичных к исламу материалов на своей персональной странице в Facebook [6].
В результате пострадала столица Сана, порт Ходейда, город Таиз и другие населенные пункты. Причина — операция Израиля в секторе Газа. В общей сложности с этого времени, по оценкам США, хуситы совершили 27 таких нападений. Минобороны Великобритании В декабре 2023 года США с союзниками заявили о начале операции «Страж процветания» для защиты торговых судов в Красном море. В ответ на это Совбез ООН одобрил резолюцию о прекращении нападений хуситов на торговые суда в Красном море. Таким образом, Штаты и союзники получили повод для проведения операции.
Можно ли поехать в Йемен? Въезд в Йемен туристам разрешен. Россиянам потребуется виза, которую можно получить в посольстве Йемена в Москве. Для этого необходимо взять с собой загранпаспорт и заполнить анкету. Но стоит добавить, что Йемен — опасная для туристов страна. В некоторых районах путешественников обязательно сопровождает полиция.
Самый безопасный вариант — поездка с туром через Абу-Даби и Дубай. Кроме того, Йемен относится к числу государств с высоким уровнем террористической угрозы. МИД России не рекомендует посещение всей территории страны.
Ал-Ваххаб и его последователь эмир Сауд основали государство, именующееся ныне Саудовской Аравией. По их учению джихад возможен не только против неверных, но и против «плохих мусульман» шиитов. А тут у этих уродов шиитов, после ухода америкосов, вся нефть Персидского залива оказаться может? В общем, скучно здесь не будет. И эмират на юге сектора Газа — это только первый подснежник. Да, а шииты? Шиитские общины существуют практически во всех странах распространения ислама в Азии, но абсолютным большинством шииты являются только в Иране, Йемене, Азербайджане, Ираке, Бахрейне и Таджикистане. И везде они всегда были бесправным меньшинством или большинством. Хизболла в Ливане — это первый случай в истории исламского мира, когда шииты реально могут захватить власть в арабской стране. А оккупированный американцами Ирак — второй. Сегодня ночью мне было видение. Контакт с потусторонним миром.
Первая — идолопоклонничество. В свое время Пророк Мухаммед четко сказал - языческая практика вроде молебны камням, пням, деревьям, святым людям была прекращена. А чтобы до людей лучше доходило, он пользовался не только цитатами из Корана, но и огнем на пару с мечом. Однако ислам вбирая в себя все новые и новые земли, не всегда мог переварить язычество и создать на его месте химически чистый ислам. Поэтому, шел не только процесс уничтожения старого, но и вбирания его остатков в новую религию. Одним из таких пережитков прошлого стало почитание мест упокоения людей проявивших немалые заслуги в деле проповедования ислама , иногда они делали это посредством проповеди, иногда при помощи массовой резни. Постепенно почитание переросло в поклонение, над могилами святых стали возводить мечети и как —то так получалось что, с одной стороны верующие молятся Аллаху, а с другой — святому. Эти практики наиболее распространились в странах, где имеется существенная часть шиитского населения: Иран, Пакистан, Йемен… Ненависть суннитов к такому надругательству над делами Пророка проявляется в терактах суннитских групп.
Шиитское движение хуситов в Йемене. Досье
50% – шииты-зейдиты (особенно многочисленны в горной части страны – Джебеле, мухафазах Саада, Сана); ок. 49% – сунниты-шафииты (многочисленны в мухафазах Ходейда, Таиз, прибрежной части страны). Он стал Народной Демократической Республикой Йемен, север — Йеменско-Арабской Республикой. Если мы будем тщательно анализировать, кто именно восстал в Йемене, то это не шииты двенадцати Имамов – то есть это не тот же самый вариант шиизма, который господствует в Иране. Более 40 человек были убиты в ходе столкновений между исламистами-суннитами и боевиками-шиитами в Йемене. Сунниты атакуют шиитов в Йемене. Боевики "Аль-Каида" осуществили серию нападений в йеменской провинции Аль-Байда (в центре страны), убив не менее 27 шиитов-хуситов, сообщает агентство "Синьхуа".
Кто, с кем и за что воюет в Йемене?
Боевики ИГИЛ в захваченном городе После ухода американских войск основные властные рычаги в Ираке продолжали оставаться в руках шиитских фракций, с чем никак не могли мириться с сунниты. Вместо политической борьбы за представительство в парламенте суннитские кланы развернули террор против официального Багдада и мирных жителей. В среднем, каждый месяц случалось по 3-5 терактов, каждый из которых уносил жизни десятков, а иногда и сотен человек. Такая ситуация стала благодатной почвой для возникновения ИГИЛ.
Причина такой разницы в том, что ИГИЛ — это новое поколение радикалов, которые руководствуются уже не чисто негативными целями, как то: освободиться от гнёта сверхдержав, а их интересует создание истинного мусульманского государства от Испании до Китая. Следовательно, их социальная база больше, так как джихад является правоверным действием для любого мусульманина.
Вернёмся к шиитам и суннитам. Такая же непростая история взаимоотношений была и в Ираке, так как там первым, кто начал гонения на шиитов, был Саддам Хусейн. И всё бы ничего, но после падения его режима уже некому было сдерживать глубоко засевшие противоречия между религиозными конфессиями. Точно так же себя вели и западные страны — играли на религиозных противоречиях в своих целях. Так Великобритания предпочитала отдавать власть в своих колониях большим суннитским кланам, тогда как шииты оказывались на периферии политической жизни, из-за чего регулярно вспыхивали восстания.
А вот Соединённые Штаты наоборот — привели ко власти в Ираке шиитское большинство, после чего оставили правительство страны самостоятельно бороться с недовольством правящих в прошлом кланов. Не мудрено, что новый премьер-министр страны Нури аль-Малики начал, в свою очередь, проводить антисуннитскую политику. В частности, сунниты лишились высоких постов в армии, что забрало у них мощный рычаг влияния. В результате часть населения Ирака теперь очень даже приветствует ИГИЛ, считая их лучшей альтернативой государству, которое их всячески притесняет. Такие процессы свидетельствуют о том, что новое правительство не в состоянии инициировать национальное примирение и желает исключительно отомстить бывшей элите.
Распространение шиитов по Ближнему Востоку Нужно сказать, что сейчас Ирак и Иран выступают защитниками шиитов по всему миру. В частности, в Ираке находится огромное количество шиитских святых мест, куда отправляются паломники со всего мира. Например, Кербеле, где находится гробница имама Хусейна внука Мухаммеда. Следовательно, эти памятники сейчас под угрозой разрушения из-за прихода ИГИЛ. Это вызывает у Ирана желание всячески помогать в борьбе против Исламского государства, чтобы защитить святые места.
Ливанская Хезболла, состоящая из шиитов, также пообещала сделать всё для защиты святынь — вплоть до активного уничтожения суннитов. Однако в данный момент есть значительная угроза прихода ко власти в Ираке суннитского меньшинства благодаря силам Исламского государства. Это будет провал для Ирана, так как не так давно страна вела долгий военный конфликт с Саддамом Хусейном. Наиболее сложный аспект, связанный с ситуацией в Ираке состоит в том, что местные сунниты плохо относятся к государственным силам и боятся их. Следовательно, им остаётся надеяться только на ИГИЛ в защите своих прав.
Поэтому положение является действительно патовым. Тем не менее, не все иракские сунниты являются приверженцами ИГИЛ — многие из них хотят воевать против террористов и даже просят у государства военной помощи, но последнее им не доверяет и игнорирует эти требования. В результате многие люди начали покидать дома и беженцами отправляться в Багдад. Мы видим, что из-за непродуманности и узколобости иракской политики в отношении суннитов государство затягивает войну на неопределённое время и откровенно саботирует борьбу с ДАИШ. С другой стороны, Саудовская Аравия хочет отстоять свои претензии на гегемонию в регионе.
Страна морально, финансово и в военном плане всячески поддерживает суннитов на Ближнем Востоке. Их политика направлена в первую очередь на распространение салафитского ислама, поэтому из Саудовской Аравии выходят огромные финансовые потоки на поддержание военизированных салафитских группировок. Аравия чувствует реальную опасность, так как количество шиитских стран около границ страны увеличивается. В частности, в Бахрейне шиитское большинство уже давно недовольно суннитским правительством и не известно, во что это выльется. В Йемене саудиты тщетно пытаются подавить распространение зейдизма — одной из шиитских сект.
Эр-Рияд обеспокоился своим статусом ещё в 2003 году, когда в Ираке было принято решение формировать шиитское правительство. Теперь им кажется, что во всём всегда виноват Иран, так как Тегеран уже давно стремится стать центром исламского мира. Ещё хуже стало, когда Иран перестал быть изгоем и начал налаживать внешнеполитические отношения с западным миром в частности, это касается экспорта нефти. Таким образом, можно говорить, что ИГИЛ появился именно там, где сунниты были ущемлены достаточно сильно. В основном это территории, на которых правила шиитская элита, а доступ остальных ко власти был значительно ограничен.
Безусловно, ИГИЛ — это далеко не армия фанатиков, а достаточно хорошо организованная сила, которая мало чем по дисциплине отличается от регулярной государственной армии. Среди террористов есть профессиональные военные и стратеги, которые могут умело направлять людей в бой. Также у салафитов есть большое количество современного вооружения, которое им удалось захватить или купить за пожертвованные деньги. Единственное, что отличает их как радикальных исламистов — это приверженность терроризму и суицидальные атаки. В чём различия суннитов и шиитов Авиаоперация России в Сирии многими экспертами и участниками конфликта была воспринята как участие в религиозной войне, дескать они помогают шиитам бороться с суннитами.
Поэтому многие шиитские страны положительно отнеслись к этой информации, тогда как суннитские — наоборот. Конфликт едва ли удастся урегулировать мирным способом, так как его корни лежат в отсутствии адекватной представленности разных религиозных групп в политике, а также в неправильном образе чужого, который намеренно конструируется политиками. Всё же вернёмся к сути — чем сунниты отличаются от шиитов? Считается, что при возникновении ислама община верующих умма была единой. Однако, в седьмом веке нашей эры был убит халиф Усман и тогда-то и произошёл раскол среди мусульман.
Далее этот раскол только увеличился по мере того как шло расширение халифата. В то же время покорённые народы соединяли догматы ислама со своими традиционными воззрениями, из-за чего началось активное развитие различных сект, что ещё сильнее усилило религиозное разнообразие уммы. Эти процессы вызвали активную реакцию со стороны ортодоксальных богословов, что, собственно, и вылилось в появление разных видов ислама.
Там Аль-Каида взрывает шиитов два раза ко дню, но это скорее эмоции. Шиитское большинство за годы американской оккупации успешно провело этническую чистку суннитов, и их там осталось чуть более миллиона из четырех. В Саудовской Аравии, где правят сунниты, нефть добывают там, где живут шииты… Ваххабизм — это вообще отдельная песня. Стержнем учения является воинствующее утверждение единобожия таухид. Ваххабизм требует очищения ислама от всех новшеств, ликвидации культа святых и пр. Ал-Ваххаб и его последователь эмир Сауд основали государство, именующееся ныне Саудовской Аравией. По их учению джихад возможен не только против неверных, но и против «плохих мусульман» шиитов. А тут у этих уродов шиитов, после ухода америкосов, вся нефть Персидского залива оказаться может? В общем, скучно здесь не будет. И эмират на юге сектора Газа — это только первый подснежник. Да, а шииты? Шиитские общины существуют практически во всех странах распространения ислама в Азии, но абсолютным большинством шииты являются только в Иране, Йемене, Азербайджане, Ираке, Бахрейне и Таджикистане.
Сейчас у нас идет тяжелое возвращение на арабский восток, и понятно, что Йемен не приоритет. Хотя оружия нашего там много. Американские танки Саудовской Аравии вполне себе жгут. Йемен топит за Палестину и периодически воюет с палестинцами? Они разные - есть сунниты, шииты, христиане, марониты, друзы и черт знает кто еще. Есть что-то выдающееся по ярости? Гадят, где могут. На территории Йемена лагеря палестинских беженцев. Считай, поселки городского типа, очень много людей, и все с оружием. В одно время они страшно забодали йеменцев - грабили, насиловали. У нас из бригады капитан двух застрелил, хотели забрать его жену. Говорит им, я только куртку заберу из багажника, а там у него автомат. Плюс высокая драма между Севером и Югом. Северяне ярые хуситы, а южане марксисты-безбожники. Даже говорят по-разному. Население страны - 33 млн. К чему это? Как Боливия, которая разорвала отношения с Израилем.
Асад шиит или суннит. Почему Асада не любят в арабских странах и в целом на Ближнем Востоке
К шиитам относят и друзов — очень своеобразную этноконфессиональную группу, населяющую область Шуф в Горном Ливане, нагорье Хауран на границе Сирии и Израиля, горную область Джебель-Друз на юго-востоке Сирии и группы селений вдоль путей, соединяющих эти три области. В Турции есть, кроме большинства турок-суннитов и курдов-суннитов, турки-шииты очень своеобразная этнографическая общность и курды-шииты некоторые племена , а также арабы-алавиты. В России почти все шииты — азербайджанцы и таты; из них только жители Дербента на юге Дагестана и некоторых окрестных сел в том числе одного большого лезгинского аула — коренное население. В арабском Машрике на Востоке , кроме Ирака, шииты составляют большинство только в маленьком островном государстве Бахрейн, но здесь у власти находятся сунниты. В Северном Йемене шииты зейдитского толка намного многочисленнее суннитов. Шииты — угнетенные? Культура шиитской части уммы во многом отлична от суннитской. Ее центральные элементы — особенно строгий траур ашура в день поминовения имама Хусейна, павшего мученической смертью в 680 году, целый ряд других праздников дни рождения и смерти пророка Мухаммеда, его дочери Фатимы, имамов — духовных лидеров и потомков халифа Али , паломничества в ряд священных городов, проклятие вдове пророка Аише и халифам, правившим после Али. Шииты кроме духовенства должны соблюдать правило такийи — сокрытие при необходимости своей веры среди иноверцев, прежде всего суннитов. Только зейдиты — шиитская секта в Йемене к ним принадлежат и хуситы — не признают такийю.
Везде, кроме Ирана и Азербайджана, шииты веками были беднее и приниженнее, чем их соседи-сунниты. Единственное исключение — городские исмаилиты-низариты — подданные Ага-хана, одного из богатейших людей в мире. Но исмаилиты-низариты сел и небольших городов Сирии, Омана, гор Памира, а также исмаилиты-мусталиты Йемена, Гуджарата и Мумбая в Индии, где они живут рядом с богатыми исмаилитами-низаритами — бедные. В Ираке шииты были беднее суннитов, в Ливане шииты-крестьяне долины Бекаа еще в середине XX века были самыми бедными и многодетными в стране, в Сирии алавиты до второй половины XX века были очень бедными крестьянами-горцами, в Йемене горцы-зейдиты были намного беднее суннитов, в Афганистане шииты-хазарейцы монголы, утратившие свой язык были беднее всех своих соседей, а на юге Индии «черные шииты» были беднее всех мусульман региона. Во всех названных выше странах, кроме Ирана где шииты — единая полиэтническая группа и Азербайджана, шииты составляют этноконфессиональные группы с такой же четкой культурно-политической самоидентификацией, как в Европе — национальная идентификация. Это явление — историческое, уходящее корнями в глубокую древность и закрепленное в массовом сознании порядками Османской и других мусульманских империй. Главные культовые центры шиизма находятся в арабском мире — кроме общих для всех мусульман Мекки и Медины — в Ираке; основной ритуальный язык шиитов, как и всех мусульман, — арабский, а не фарси. Но для иранских и неиранских народов обширного региона внутри исламской цивилизации, включающего в себя Иран, Курдистан, Таджикистан, часть Узбекистана с городами Бухара, Самарканд и др. Арабы-шииты, населяющие в Иране область Хузистан и некоторые другие, сильнее других арабов испытывают мощное влияние персидской культуры.
Все это облегчает распространение многих ее элементов, в том числе относящихся к сфере культа, среди единоверцев-шиитов в арабских странах. Причем этот процесс затрагивает не только имамитов, но и исмаилитов, алавитов, зейдитов, курдов-шиитов к западу от границ Ирана. В последние годы среди зейдитов-хуситов Йемена, как говорят очевидцы, распространяется общешиитский как в Ираке и Иране вариант траура ашура, прежде здесь неизвестный. Может быть, это один из признаков культурной и политической интеграции различных шиитских общин арабских стран? Узлы противоречий В Ираке противостояние суннитов Севера и более многочисленных шиитов Юга — основная доминанта политической жизни. Сходное положение — на Бахрейне. Коренные арабы-бахарина, имамиты основное направление шиизма , составляют большинство. Арабские суннитские меньшинства, потомки переселенцев с материка, из Саудовской Аравии: ваххабиты — правящее меньшинство и сунниты шафиитского и маликитского мазхабов — два других меньшинства, причем все арабы-сунниты принадлежат к определенным племенам. В Кувейте коренное арабское шиитское меньшинство, в прошлом непривилегированное, теперь, как и суннитское большинство, имеет многие преимущества перед многочисленными иностранцами.
Основным пунктом разногласий между шиитскими течениями является вопрос о признании тех или иных потомков Али ибн Абу Талиба р. В частности, джафариты шииты-двунадесятники признают 12 праведных имамов, заключительный среди которых — имам Мухаммад аль-Махди, согласно джафаритскому учению, в детстве ушел в «сокрытие». В будущем имам Махди должен будет выполнить роль Мессии. Исмаилиты, в свою очередь, признают лишь семь имамов, так как данная часть шиитов признает имамат первых шести имамов, как и джафариты, а седьмым имамом они признали старшего сына шестого имама Джафара ас-Садыка — имама Исмаила, который скончался раньше своего отца. Исмаилиты верят, что именно седьмой имам Исмаил ушел в сокрытие и именно он в будущем станет Мессией. Аналогичным образом дела обстоят и с зейдитами, которые признают лишь пять праведных имамов, заключительным из которых является Зейд ибн Али. Основные различия между суннитами и шиитами 1. Принцип власти и преемственности Сунниты считают, что правом быть правителем правоверных и их духовным наставником обладают мусульмане, обладающие необходимым уровнем знаний и непререкаемым авторитетом в мусульманской среде. В свою очередь, с точки зрения шиитов подобным правом обладают лишь прямые потомки Мухаммада с. В этой связи с ими не признается законность прихода к власти первых трёх праведных халифов — Абу Бакра р.
Для шиитов авторитетна только власть непорочных имамов, которые, на их взгляд, являются безгрешными. Особая роль имама Али р. Сунниты почитают Пророка Мухаммада с.
Великий Ливан был сформирован из нескольких областей Османской империи с разным этноконфессиональным составом. Ядром государства послужил Горный Ливан, состоявший из Земли маронитов исторически — вассального эмирата, во главе которого стоял знатнейший арабский род аш-Шейбани, тайно крестившийся, но официально считавшийся суннитским. Маронитская церковь некогда заключила унию с Римской церковью. К земле маронитов примыкает область Шуф, где марониты живут совместно с друзами — очень своеобразной синкретической общностью, во главе которой в течение веков стоял феодальный род Джумблат. Отсюда друзы мигрировали в орошаемые дождями горные оазисы южной Сирии: Хауран, Джебель-Друз и др. Марониты и друзы были горными воинами-земледельцами, с независимостью которых должны были считаться все правители региона. К Горному Ливану, где христиане составляли подавляющее большинство населения, французские политики присоединили примыкавшие к нему приморскую низменность, речные долины и предгорья.
Здесь в городах и селах чересполосно или отдельными кварталами жили мусульмане-сунниты относительное большинство , христиане разных Церквей прежде всего православные и католики-униаты , друзы на Юге, алавиты на Севере. На юго-востоке компактно проживали шииты-мутавали. Они были беднее всех, уровень образования у них был ниже других этноконфессиональных групп, сельские жилища — особенно архаичными. В 20—40-х годах ХХ века сунниты проявляли общесирийский патриотизм, а марониты и отчасти другие христиане, а также друзы не все были сторонниками самостоятельного Ливана. В 1926 году Великий Ливан был переименован в Ливанскую Республику, политическое устройство которой формально копировало Французскую Республику. Но на деле оно базировалось на соглашении между влиятельными кланами, возглавлявшими основные этноконфессиональные группы. Первым президентом Ливанской Республики стал христианин Шарль Деббас православный , но с 1934 года все президенты избирались из числа маронитов. С 1937 года премьер-министры назначались только из мусульман-суннитов. В парламенте и других органах власти были представлены прочие этноконфессиональные группы пропорционально их численности и влиянию. Они создавали собственные политические и другие организации например, друзы стали социал-демократами под руководством традиционных наследственных вождей.
Эта система эволюционировала под влиянием внутренних и внешних факторов. В первые десятилетия существования Ливанской Республики всех вместе христиан было несколько больше, чем мусульман, а друзы были несравненно влиятельнее шиитов-мутавали. Со временем уменьшились относительная численность, политическое и экономическое влияние маронитов, других католиков, православных христиан, армян и друзов. Бедность и низкий уровень образования сочетались у мутавали с многодетностью, в результате их численность росла быстрее, чем у других групп, и они заселяли города. Как и другие группы, ливанские мутавали эмигрировали в Южную Америку, в Западную Африку, где занялись торговлей, богатели, поддерживали своих родственников в Ливане. Эмиграция христианских групп началась намного раньше, направлялась в разные страны и регионы мира Франция, США, Латинская Америка и т. Но у христиан, друзов и суннитов, издавна живших в городах, владевших имениями и получавших лучшее образование, многодетные семьи сменились малодетными. Марониты и другие христианские группы теряли свое влияние, мусульманские — усиливались. Соответственно этому президент-маронит постепенно уступил свою первую роль премьер-министру-сунниту. По мере уменьшения численности и политической роли христиан их противоборство с мусульманами отступало на второй план перед противоречиями между мусульманами — суннитами и шиитами.
Не только христиане и друзы, давно связавшие свою судьбу с Западом, но и мутавали и алавиты вооружались — с помощью единоверного Ирана.
Разделение на шиитов и суннитов — искусственный процесс. Постарались американское ЦРУ и "израильский" "Моссад". Пять лет назад в Сирии жили абсолютно мирно и шииты, и сунниты, и алавиты. У меня были друзья среди одних, других и третьих, у нас общая Родина. Сирийская революция — это революция свободы. В первую очередь народ хотел свободы и ничего другого. Потом Запад начал разжигать грязную смуту между суннитами и шиитами, фактически заставив их воевать между собой. Сирийская революция превратилась в гражданскую войну.
С Капитолия наблюдают, как Сирия разрушается своим народом, как народ воюет сам с собой... Этот же процесс поедает и сирийскую оппозицию.
Религиозные верования в Йемене
Однако по факту оно с самого начала находилось в режиме гражданской войны, где шииты воевали с суннитами, а различные племенные союзы оспаривали друг у друга первенство в правительственных структурах. Бахрейн, шииты или сунниты во время клятвы на верность Аллаху. Если мы будем тщательно анализировать, кто именно восстал в Йемене, то это не шииты двенадцати Имамов – то есть это не тот же самый вариант шиизма, который господствует в Иране. В Йемене в результате вооруженных столкновений между сепаратистами шиитского движения «Хуси» и местным суннитским племенем «Хашид» погибли по меньшей мере 60 человек. Между суннитами и шиитами вспыхнуло вооруженное противостояние, которое эхом отзывается и в других странах региона, в частности, в Йемене, где вспыхнул шиитский мятеж, быстро подавленный при помощи войск Саудовской Аравии.