Святой мученик Евгений (Евгений Федорович Дмитриев) родился 18 июля 1913 года в деревне Самылово Касимовского уезда Рязанской губернии. В Православии день памяти Преподобномученицы Евгении — 6-го января по Новому стилю, в Римской католической церкви — 25 декабря.
Именины Евгении по православному календарю: когда день ангела у Жени
Святой мученик Евгений Севастийский пострадал за открытое вероисповедание христианства вместе со святыми мучениками Евстратием, Авксентием, Мардарием и Орестом во время христианских гонений. Житие святой Евгении Римской, почитание святой мученицы в православии, иконография. О чем молятся святой Евгении Римской, тексты молитв, кондака и акафиста. Икона Святой Евгении в православии поможет. Обращение к святой Евгении в православии помогает верующим укрепить свою веру, обрести духовное направление и силу для преодоления преград. среди мощей, обретенных в Евгении, находятся мощи святого апостола от 70-ти Андроника и помощницы его Иунии, о которых упоминает святой апостол Павел в послании к Римлянам (Рим. Вместе с другими православными святыми Евгений служил в храмах, призывая языческий народ принять православие, что не понравилось властям и Евгения вместе с другими святыми попытались сжечь в печи.
Святая преподобная мученица Евгения Римская
Так святая Евгения предстала перед судом правителя Египта, своего отца, и тайна, которую она оберегала столько лет, открылась. Смотрите видео на тему «святая евгения» в TikTok (тикток). Святая Евгения предстала на суд к правителю Египта, то есть к своему отцу, и была вынуждена открыть свою тайну. Уступив настоятельным просьбам Меланфии, святая Евгения отправилась к ней и исцелила от болезни, помазав святым елеем.
Агница Божия
Одной из самых известных европейских литературных переработок жития прмц. Молитва святой преподобномученице Евгении Римской , преславной покровительнице нашей иконы Евгения Римская Девственниц похвало и мучениц славо, Евгение преподобная! Тропарь, глас 4 Агница Твоя, Иисусе, Евгения зовет велиим гласом: Тебе Женише, мой, люблю и Тебе ищущи страдальчествую и сраспинаюся и спогребаюся крещению Твоему, и стражду Тебе ради, яко да царствую в Тебе, и умираю за Тя, да и живу с Тобою, но яко жертву непорочную приими мя, с любовию пожершуюся Тебе. Тоя молитвами, яко Милостив, спаси души наша. Кондак, глас 2 Благородия нравом тя честноподобне украсив обоживый Господь, в рабии зраце от Девы нам соединися, Иже тя в лик дев свещеносиц вчини и с мученики сочета, Евгение, яко воистину благородия Божественныя славы венец улучи. Евгения, родом римлянка, жила в Александрии, куда ее отец, Филипп, был послан императором Коммодом 180-192 в качестве наместника Египта. Многие знатные юноши добивались ее руки, но вступать в брак она не хотела. Там она со своими рабами и спутниками приняла святое крещение от епископа Иулия, которому было открыто о ней в видении, и он благословил ее подвизаться в монастыре в образе инока Евгения. Святая Евгения предстала на суд к правителю Египта, т. Ее родные обрадовались, найдя ту, которую долго оплакивали.
Через некоторое время все они приняли святое крещение. Но Филипп, по доносу язычников, был смещен с поста правителя. Во время уединенной молитвы епископа ему были нанесены раны, от которых он через три дня мученически скончался. Овдовев, Клавдия с дочерью и слугами уехала в свое поместье, находившееся в окрестностях Рима. Она привела ко Христу многих дев, а Клавдия устроила странноприимный дом и служила вдовам. По прошествии нескольких спокойных лет император Галлиен 260-268 вновь начал гонение на христиан, и многие из них нашли убежище у святых Клавдии и Евгении. В ответ святая Евгения прислала своих друзей и сподвижников, Прота и Иакинфа, которые просветили Василлу, и она приняла святое крещение. Служанка Василлы рассказала ее жениху Помпею, что его невеста стала христианкой, и Помпей пожаловался императору на христиан, проповедующих безбрачие. Привлеченная к ответу, Василла отказалась вступать с Помпеем в брак, и за это ее закололи мечом.
Святых Прота и Иакинфа потащили в идольский храм для принесения жертвы, но едва они вступили туда, идол упал и разбился. Святую Евгению тоже насильно привели в храм Дианы, но не успела она еще вступить в него, как все капище вместе с идолом разрушилось. Святую мученицу бросили в Тибр с камнем на шее, но камень свалился, и она осталась невредима. Тогда ее бросили в ров, где она находилась 10 дней. Преподобномученица Евгения предупредила ее о дне смерти. Кондак 1 Избранней Богом от рода языческого, преславней невесте Христовой, наставнице, защитнице и небесной покровительнице нашей, благодарственная восписуем ти, молитвенницы твои, святая и всехвальная преподобномученице Евгение. Ты же, яко имуще дерзновение ко Господу, от всяких бед, зол и болезней свобождай нас, с любовию тебе зовущих: Икос 1 Ангельски на земли в преподобии и правде поживше, преславная преподобномученице Евгение, многия души ко Христу преведшая, страдания лютыя за имя Его кротце претерпевшая и сего ради небесныя радости причастнице быти сподобилась еси. И ныне, пребыющи во Царствии небеснем вкупе с лики Ангел и всех святых и непрестанно молишися за ны со умилением поющия ти таковая: Радуйся, дево святая, райскою красотою сияющая! Радуйся, маслино благоплодная, елей милости Божия обильно нам источающая!
Радуйся, на зов Господень радостно притекшая! Радуйся, всем желанием Христу последовавшая! Радуйся, святое целомудрие и девство добре сохранившая! Радуйся, Христа-Спаса всем сердцем возлюбившая! Радуйся, вольная страдания за имя Его претерпевшая! Радуйся, о спасении нашем Спасителя умоляющая! Радуйся, милость Богородицы к нам приклоняющая! Радуйся, святая Евгение, невесто Христова благословенная! Кондак 2 Видяще тя, преславная Евгение, яко крин в тернии прозябший: ты бо аще и в роде языческом рождена еси, обаче закон Божий в сердце твоем написан выну имела еси, и целомудрие, аки зеницу ока, блюла еси; мы, сему радующеся, Богу, Дивному во святых Своих, взываем: Аллилуия!
Икос 2 Разумом твоим вся добре ведуще познала еси, богомудрая Евгение, яко «идоли язык, сребро и зла, дела рук человеческих суть; подобнии им да будут творящии я и вси надеющиися на ня» пс 113; 12, 16 и отвергше тыя, Бога истинаго, Творца всяческих, познала и возлюбила еси, Мы же, сия похваляюще, таковые славословия приносим ти: Радуйся, заблуждения язычиския отвергшая! Радуйся, Бога истиннаго познанием преславно обретшая! Радуйся, прежде разумения закона Божия по закону совести праведно жившая! Радуйся, прежде приятия веры христианския, делы христианом подобающея творившая! Радуйся, кроме Небеснаго, иного жениха знати не восхотевшая! Радуйся, чтением посланий Павловых назившаяся! Радуйся, гласу Божественныя благодати прилежно внимавшая! Радуйся, водительству Духа усердно последовавшая! Кондак 3 Сила Вышняго осени тя, святая дево Евгение, егда оставила еси дом родительский, жития в нем суетнаго ради; душею же святою твоею устремилася бо еси к Христу, Жениху твоему небесному, Его возлюбила еси, и Ему же молитвы твоя о родших тя возносила еси, поюще: Аллилуия!
Икос 3 Имея желание начало житию богоудному положити купно с целомудренными слуги твоима, блаженными Иакинфом и Протом притекла еси, святая Евгение, ко святителю Елию, просяще его себе и слуг твоих крещения святаго сподобити и сопричтити вы братии обители честной. Святитель же сотвори по глаголу твоему; мы ныне милость Божию, на тебе явленную воспевая, таковыя похвалы возносим ти: Радуйся, святое крещение от руки святителя Божия приявшая! Радуйся, умрети миру и похоти его возжелавшая! Радуйся, во обитель иноческую со слузи твоима удалившаяся! Радуйся, во образе мужестем тамо подвизавшаяся! Радуйся, в добродетельном житии, яко древо многоцветнье, процветшая! Радуйся, подвиги твоима старцев и подвижников обительских превозшедшая! Радуйся, сугубыми молитвы твоима Господеви угодившая! Радуйся, смирением твоим и подвиги ангелов возвеселившая!
Кондак 4 Бурю скорбей и напастей, злобою мира сего воздвизаемую, постом и молитвою утолила еси до конца, святая мати наша Евгение, ныне же убо, причащаяся славы небесная со всеми святыми, предстоиши Царю Славы, Христу Богу нашему, и купно с ними воспеваеши: Аллилуия! Икос 4 Слышавше, всехвальная Евгение, глаголы апостольская яко: «умертвите убо уды ваша,яже на земли: блуд, нечистоту, страсть, похоть злую и лихоимание, еже есть идолослужение» Колос. Сему усердно последовала еси. Мы же, сия поминающе, просим тя: укрепи нас в житии благочестивом и добродетельном и приими любовию ти приносимыя величания сия: Радуйся, в чистоте живущих покровительнице богодарованная! Радуйся, благочестивых супругов в добродетели утверждающая! Радуйся, чадом в целомудрии укреплятися помогающая! Радуйся, дев и юношей от блудной страсти оберегающая! Радуйся, от похоти противоестественной исцеляющая! Радуйся, Господеви, а не человеком угождати нас научающая!
Радуйся, к покаянию и исправлению жития взоры духа нашего направляющая! Радуйся, к предстательству твоему прибегающим благословением небесным воздающая! Кондак 5 Боготечной звезде подобно бысть житие твое, святая преподобномученице Евгение, яко Христа Спаса Нашего от всея души возлюбивше, все заповеди Его безпорочно сохранивше, во святем целомудрии твоем и чистоте твоей, аки бесплотна, жительствовала еси и в тишине помыслов твоих Царю и Богу непрестанно возглашала еси: Аллилуйя! Икос 5 Видевше братия тя во смирении и кротости подвиг иноческий совершающу, прихождаху к тебе и назидахуся, а после же во игумена обители тоя избраша тя. Ты же сия, аки волю Божию, восприяла еси и доброю и мудрой наставницею ко спасению има явилася еси. Мы же, сия поминающе, молим тя, святая мати, озари лучами добродетелей твоих и нас, грешных, да зовем ти: Радуйся, теплотою Божественной любве души наша согревающая! Радуйся, омраченныя умы наша просвещающая! Радуйся, окаменелыя сердца наша оживляющая! Радуйся, от страстей и бед чтущих тя избавляющая!
Радуйся, в терпении и смирении нас утверждающая! Радуйся, труды наша на пути спасения облегчающая! Радуйся, от насилия демонского свобождающая! Радуйся, от искушений и соблазнов удаляющая! Радуйся, от напрасныя смерти нас изымающая! Кондак 6 Проповедница немолчная и евангельских истин вещательнице была еси во игуменском служении твоем, богоносная мати наша Евгение, наставляя ближних твоих в добродетелех христианских: смирении, кротости, воздержании и чистоте. Мы же ныне молим тя, святая мати, предстательством твоим небесным испроси и нам сия боголюбезныя добродетели, да не поработимся страстем греховным, но благочестно воспоем Спасителю нашему: Аллилуия! Икос 6 Возсияла еси, аки звезда светозарная, и Божественной благодатию отгнала еси тьму идолобесия, преславная Евгение, просветиши во граде Александрии люди многия, иже видеша правду Христову на судилище неправедном дерзновенно явленную тобою. Мы же, сия ныне поминающе, молим тя, преподобная мати наша, просвети и нас, тьмою греховную омраченных и светом невечерним озари славящих тя и вопиющих ти таковая: Радуйся, тьму языческую дерзновенно обличившая!
Радуйся, гнева наместника римскаго не убоявшаяся! Радуйся, злобу и коварство врагов Христовых тому показавшая! Радуйся, силу Божию перед нечестивыми проповедавшая! Радуйся, любити Бога и творити волю Его нас научающая! Радуйся, светом истины сущих во тьме и сени смертней озаряющая! Радуйся, огнем молитвы твоея стрелы вражия попаляющая! Радуйся, беды и печали от любящих тя отгоняющая! Радуйся, святая Евгение, невесто Христова благославенная! Кондак 7 Хотяще знатный род твой, аки дар драгоценный, Господеви принести, преподобная богоносная Евгение, Христа Распятого ближним сродником твоим проповедала еси, праведники же и мученики има быти поспособствовала еси.
Тем же молим тя: помози спасение вечное и нам, многогрешным получити, да выну поем о тебе Господеви: Аллилуия! Икос 7 Новая радости исполнися сердце твое, преподобная мати Евгение, егда Духом Святым водимая, в страну Римскую вселилась еси, и тамо обитель девичью во славу Божию создала еси, собору же дев и жен, иночествующих учительница богомудрая явилась еси, наставляя тех девство свое хранити и паче всего земного Господа любити. Мы же сия поминающе, таковые похвалы приносим ти: Радуйся, трудом апостальстим в земли Римстей поревновавшая! Радуйся, обитель нову во славу Господню создавшая! Радуйся, дух кротости в сердца наши вселяющая!
Посрамлённый и осыпанный насмешками Роман в горьких слезах излил свою скорбь перед иконой Богородицы.
Ночью во сне ему явилась Пречистая, подала свиток контакион и повелела съесть. Все пришли в умиление, и сами клирики пали перед ним и просили прощения. После того он составлял и другие кондаки; ибо от оного свитка песни сии и называются кондаками. Он же составил и икосы; они вместе с кондаками петы были в первый раз в тех прекрасных храминах икос , где священный муж имел обыкновение проводить ночи в бдении». Сочельник: можно ли ничего не есть весь день? Традиция воздержания от еды в течение всего дня или даже нескольких дней существовала еще в Ветхом Завете.
Такой пост мог налагаться на весь израильский народ накануне важных событий, перед военными сражениями или в связи с какими-то бедствиями. Именно так постился Моисей на горе Синай. В богослужебном круге Православной Церкви тоже есть дни, когда верующие могут воздерживаться от пищи в течение всего дня. В Греции существует традиция ничего не есть в течение первых трех дней Великого поста, то есть до первой Преждеосвященной литургии. И многие верующие придерживаются этого правила. Однако для большинства людей такое воздержание непосильно, поэтому Церковь никогда не принимала эту благочестивую традицию как норму, обязательную для всех верующих.
В Православной Церкви упор делается на качестве поста, а не на его количестве.
Познакомившись с посланиями святого апостола Павла, она обрела любовь вечную - к Иисусу Христу - и преисполнилась жаждой узнать Его. В стремлении узнать как можно больше о Его учении Евгения стала искать сближения с гонимыми тогда христианами. Опасаясь, что родители добровольно не отпустят ее из дому, Евгения уговорила своих слуг, Прота и Иакинфа, сопровождать ее. Переодевшись в мужское платье, она явилась в мужской монастырь и выдала себя за их брата. Новоприбывших приняли, и вскоре епископ Елий, известный святостью своей жизни, их крестил и постриг в иночество. Благочестивая Евгения так прославилась своими христианскими подвигами, что после смерти игумена была единодушно избрана на его место.
Бог удостоил ее и дара чудотворений, и многие больные исцелялись ее молитвой.
Темже молим тя, врачу изряднейший, столпе терпения, Земли Русския велие украшение, иже мужество твердое и преклонение пред волею Божиею явивый, не престай молитися о нас ко Господу, да исцелит язвы душ и телес наших, да подаст нам силу заповеди Его животворныя соблюдати, да избавит нас от уз греха и безбожия, и Отечество наше да сохранит в православии до скончания века. Напомним, что врач святой Царской семьи Евгений Боткин добровольно отправился с ней в ссылку в Тобольск, а затем в Екатеринбург, где и принял мученическую смерть вместе с Царственными страстотерпцами в ночь с 16 на 17 июля 1918 года. Решение о канонизации Евгения Боткина как «страстотерпца праведного Евгения, врача» было принято на Архиерейском Соборе 2-3 февраля 2016 года. Прославление в лике святых состоялось 7 февраля 2016 года в екатеринбургском Храме-на-Крови.
6 января - Преподобномученица Евгения и с ней Христа ради пострадавшие
Однажды Евгения получила приглашение в один богатый дом, хозяйка которого, Мелания, страдала лихорадкой. Святая Евгения покровительница чего Святая Евгения помогает в трудных жизненных ситуациях, защищает от клеветы и бережет от опасности воды и огня. Читать статью «Память преподобномученицы Евгении» в православном онлайн журнале нового поколения Святые Online. Святой мученик Евгений Севастийский пострадал за открытое вероисповедание христианства вместе со святыми мучениками Евстратием, Авксентием, Мардарием и Орестом во время христианских гонений.
Благословенная Евгения Римская. Удивительная история.
Однажды Евгения получила приглашение в один богатый дом, хозяйка которого, Мелания, страдала лихорадкой. Святая Евгения покровительница чего Святая Евгения помогает в трудных жизненных ситуациях, защищает от клеветы и бережет от опасности воды и огня. Однажды Евгения получила приглашение в один богатый дом, хозяйка которого, Мелания, страдала лихорадкой.
7 марта — обретение мощей святых мучеников во Евгении
Святая Евгения приняла мученическую смерть через усекновение главы. В Православии день памяти Преподобномученицы Евгении — 6-го января по Новому стилю, в Римской католической церкви — 25 декабря. Святая Евгения, считается одной из самых почитаемых святых в православии и обладает особым даром помогать людям в трудных жизненных ситуациях. Роль святой Евгении в православии состоит в том, чтобы поддерживать и вдохновлять верующих в борьбе с неправдой и злом. Даты именин Евгении в 2024 году по православному календарю. Именины Евгении отмечаются 3 раза в году: 6 января, 18 января, 1 августа.
Преподобномученица Евгения и с ней Христа ради пострадавшие
Советую же тебе, возлюбленная Меланфия, раздать все это нищим и нуждающимся. Увидев свои дары возвращенными, Меланфия очень опечалилась. Придя в монастырь, какими только мольбами она ни молила и какими просьбами ни понуждала Евгению не отказываться от принесенных даров! Наконец, ей с трудом удалось умолить настоятеля Евгения, чтобы он повелел отнести сосуды в церковную сосудохранительницу, где хранились вещи для церковного служения.
С этих пор Меланфия стала часто посещать Евгения, и возымела сильную любовь к нему, не зная того, что под мужскою одеждою и именем скрывалась женщина. Видя его столь юным и прекрасным, Меланфия не думала, чтобы такой юноша мог всегда жить в чистоте, свое же исцеление она стала приписывать не святости, а его врачебному искусству. И вот со дня на день она стала разгораться все большим и большим желанием вступить с ним в плотскую связь и искала только удобного времени и места, чтобы исполнить свое желание.
И вот однажды, находясь в своем поместье недалеко от монастыря, Меланфия, распалившись нечистой похотью к юному черноризцу, притворилась больной и послала к нему с просьбой посетить ее наедине и помочь ей, как и в первый раз. Придя к ней, блаженная Евгения села перед постелью Меланфии, страдавшей не болезнью, но плотским вожделением. Взирая на лицо Евгения, Меланфия была не в силах далее скрывать в себе таившийся и долго разжигавший ее огонь.
Она раскрыла свои бесстыдные уста и начала любодейную речь, прельщая его и увлекая ко греху, как некогда увлекала Иосифа египтянка, жена Пентефрия Быт. Для чего ты напрасно умерщвляешь себя ненужным воздержанием и самовольно губишь в нищете и нужде дни твоей юности, в такой сильной степени изнуряя тело и иссушая красоту лица? Вот громадные имения, вот множество золота и серебра, драгоценных камней и дорогих одежд, великое число рабов и рабынь!
Вот, наконец, ты видишь и меня, юную прекрасную, овдовевшую только в этом году, к тому же бездетную, так что нет наследника моим богатствам. Наследуй им сам и стань моим господином и владыкой. Все это и еще многое другое говорила Меланфия, прельщая Евгению.
Но преподобная Евгения, стыдясь бесстыдства этой блудницы, грозно ответила ей: — Замолчи, жена, замолчи! И не пытайся повредить мне ядом древнего змия. Я вижу, что ты соделала из себя великое жилище диавола, отступи от слуг Божиих, искусительница, богатства же твои пусть наследуют подобные тебе любострастники; наше же богатство заключается в убожестве со Христом.
Что же касается до брака, то да не помыслит даже ум наш когда-нибудь о плотских наслаждениях. О блаженная чистота, не продадим тебя за тленные богатства! О святое девство, не оскверним тебя любодеянием!
О Матерь Божия и Дева, на Которую уповаю, не изменю я своим обетам! Один у нас брак — наша любовь ко Христу, одни у нас богатства — блага, уготованные на небесах, одно наследство — познание истины! Сказав это, блаженная тотчас же встала и ушла в свой монастырь, Меланфия же, исполнившись невыразимого стыда, а вместе с тем и гнева, отправилась в город и, явившись к правителю, сказала ему: — Некий христианский юноша, выдающий себя за врача и живущий в монастыре недалеко от моего поместья, пришел ко мне в дом, и я позволила ему войти в мою горницу для врачевания.
Но он, считая меня за одну из бесчестных и бесстыдных женщин, начал понуждать меня к дурному делу, сначала льстивыми словами, а затем хотел употребить насилие; и если бы я не закричала и рабыня не поспешила прибежать на мой зов, то этот бесстыдный юноша наверное бы осквернил меня насилием, как варвар пленницу. Такие слова Меланфии привели правителя в сильный гнев, и он тотчас же послал слуг, чтобы взять не одного только юношу Евгения, называемого врачом, но и всех, живущих с ним, и, заковав их в железные оковы, держать в узах. Но так как одна темница не могла вместить всех иноков, находившихся с Евгенией, то их распределили по разным темницам.
Слух об этом событии распространился не только по всей Александрии, но и по окрестным городам, и много оскорблений и поношений вынесли христиане от язычников, ибо все слышавшие рассказ Меланфии верили в истинность слов ее, так как она славилась среди язычников честностью и благородством происхождения. Назначили день, когда должны были совершиться суд над иноками и казнь их, некоторых из них правитель хотел отдать на съедение зверям, других сжечь огнем, иных повесить на дереве, а прочих погубить разными другими мучениями. И вот, когда наступил назначенный день, сошлось множество народа не только из города, но и изо всех его окрестностей.
Собралось также весьма много христиан, среди коих было много пресвитеров и несколько епископов: они пришли, чтобы увидеть кончину неповинных рабов Божиих христиане были уверены в ложности клеветы , взять останки их и предать честному погребению. Как только пришел правитель Филипп со своими сыновьями Авитом и Сергием, и сел на обычном месте, предназначенном для судьи, тотчас же привели на середину позорища блаженную Евгению, тайну которой никто еще не ведал, с ее евнухами и прочими иноками, закованными в тяжелые железные оковы. Тогда народ громко закричал: — Пусть погибнут эти нечестивые беззаконники!
Правитель же повелел, чтобы подвели ближе к нему для испытания начальника злых как они говорили , непорочную агницу Христову, чтобы положили перед ней все орудия мучений и чтобы предстали готовые и грозные палачи. И стояла святая Евгения на суде перед отцом своим и братьями, неповинная ни в каком зле, скрытая под мужской иноческой одеждой и низко опустив главу, чтобы не быть тотчас же узнанной. Обратившись к ней, правитель грозно спросил: — Скажи нам, беззаконный христианин, так ли заповедал вам ваш Христос, чтобы вы творили скверные дела и хитростями склоняли честных женщин на исполнение ваших дурных вожделений?
Скажи нам, нечестивец, как дерзнул ты войти в дом светлейшей госпожи Меланфии и понуждать ее благороднейшую чистоту к осквернению? Лукаво выдавая себя за врача, ты оказался врагом и насильником. И вот ты примешь достойную казнь за твое бесстыдное и дерзкое намерение, и, будучи злым, погибнешь злою же смертью.
Так с сильным гневом говорил правитель, а блаженная Евгения кротко отвечала ему: — Господь мой, Иисус Христос, Которому я служу, учит чистоте и обещает вечную жизнь хранящим непорочное девство. Мы можем тотчас же показать, что Меланфия ложно обвиняет нас. Но лучше, чтобы мы сами пострадали и не потеряли плодов нашего терпения, нежели чтобы ей, побежденной и обличенной, пришлось претерпеть какое-либо зло.
Впрочем, если ты поклянешься мне именем твоих царей, что не причинишь этой лжесвидетельнице никакого зла, то мы сейчас допросим ее о грехе, в котором она нас неповинно обвиняет, и увидим, что она сама окажется в нем виновной. После того как правитель поклялся ей и обещал исполнить просимое, Евгения сказала, обратившись к Меланфии: — Меланфия, самое имя 8676 твое свидетельствует о черноте и помрачении! Много различных мучений уготовала ты христианам своей ложной клеветой.
Что же, настаивай, чтобы нас терзали, жгли и били! Но убедись, что не таковы у Христа рабы, какими ты их ложно показываешь. Приведи же ту рабыню, которую ты назвала очевидицей нашего греха, чтобы из ее уст изобличилась ложь и стала явной истина.
Но приведенная рабыня прибавила ложь ко лжи, чтобы угодить своей госпоже, ибо как же она могла сказать что-либо против нее. Войдя в ее спальню в первом часу дня, он сначала беседовал с нею, как врач, заботясь о здоровье, затем начал говорить бесстыдные речи и, наконец, хотел произвести над ней насилие, и, вероятно, совершил бы свое беззаконное дело, если бы я поспешно не созвала других служанок и не избавила нашу госпожу от рук этого блудника. Судья велел призвать других прислужниц, но и те также свидетельствовали против инока Евгения, помогая своей госпоже.
Тогда правитель в сильном гневе воскликнул: — Что можешь ты возразить им, нечестивец, когда столько свидетелей побеждают тебя и изобличают твое беззаконие? Настало время свободно исповедать истину, чтобы не торжествовала безмерно возводимая на нас ложь и не ходили среди язычников худые слухи о христианах. Поистине я желала сохранить мою тайну до конца моей жизни, и тем обличить на будущем суде Христовом возводимую на нас ложь и доказать мою чистоту перед Тем, из любви к Которому я ее хранила.
Что до сих пор я тщательно старалась утаить, то теперь мне придется обнаружить для того, чтобы беззаконие не торжествовало над невинностью и языческое нечестие не глумилось над благочестивой и целомудренной христианской жизнью, и не насмехалось над нею. Я открою истину не из тщеславия, но для прославления имени Иисуса Христа; ибо такова сила сего святого имени, что и жены, живущие в страхе Божием, сподобляются достоинства мужей, и люди одного пола не могут быть верой выше людей другого пола, как говорит учитель христианский Апостол Павел: нет у Бога различия между мужем и женой, «ибо все вы одно во Христе Иисусе» Гал. Так и я пожелала ради Христа, в Которого уверовала, Которого всей душой возлюбила и на Которого возложила все мое упование, по жизни и по внешнему виду быть скорее мужем, чем женой, соблюдая свое девство единому чистейшему и нетленному Небесному Жениху.
Говоря так, она разодрала сверху свою одежду, обнажила часть своего святого и чистого девического тела и правитель увидал, что она женщина. Тогда Евгения сказала ему. Сама же я — дочь твоя Евгения, отрекшаяся от мира и всех его наслаждений из любви ко Христу, вот Прот и Иакинф, мои евнухи, вместе с которыми я приняла учение Христово.
И такую благодать явил на мне Христос, что по Своему милосердию сделал меня победительницей всех похотей и страстей, и я непоколебимо верую, что Он и до конца сохранит меня такою же, какая я теперь. Она еще не успела докончить своей речи, как отец и братья на основании ее слов, а также и по некоторым чертам ее лица ибо они пристально всматривались в нее признали, что она действительно Евгения. Тотчас же, в несказанной радости и со слезами, они вскочили со своих мест и бросились к ней, обнимая ее, целуя, плача от радости и веселясь, что внезапно нашли Евгению, без которой и самый свет мира сего перестал быть им приятным.
Тотчас же было возвещено и матери ее, Клавдии, что дочь ее Евгения нашлась. Та поспешно пришла и чего только ни делала, увидев свою возлюбленную Евгению, какими ласковыми словами ни осыпала ее, смотря на свою дочь, как бы на воскресшую из мертвых. Видя происшедшее, народ изумлялся и громко взывал: — Един Христос, Един истинный Бог, Бог христианский!
А множество христиан, пришедших со своими епископами и пресвитерами для погребения тел мучеников, также пели, исполнившись несказанной радости: «Десница Твоя, Господи, прославилась силою; десница твоя, Господи, сразила врага. Кто Бог так великий, как Бог наш открывает сокровенное и тайное изобличает, он уловляет мудрецов их же лукавством» Исх. Затем принесли златотканые одежды с драгоценными украшениями, в которые родители и братья Евгении против ее воли облекли ее, и посадили на высоком месте, чтобы все ее видели и вместе с ними радовались обретению утраченной.
Тотчас же освободили от оков иноков, находившихся в узах вместе с Евгенией, обласкали их и стали почитать, как истинных рабов Христовых. Меланфия же исполнилась великого страха и стыда, и не успела еще она уйти с места суда, как огонь ниспал с неба на ее дом и сжег его до основания со всеми богатствами и сокровищами, так что не осталось и следа от чего-либо. И была великая радость для всех верующих в Александрии и во всем Египте, — особенно же, когда крестился и уверовал в Господа нашего Иисуса Христа сам правитель Филипп с женой, с сыновьями и со всем домом, великое множество язычников приняло тогда святое крещение, и мир был возвращен Христовой Церкви.
Вскоре после этих событий правитель Филипп послал царям Северу и Антонину 8677 послание, в котором писал, что для царства Римского неполезно изгонять из городов христиан, весьма нужных для общего блага народа. Цари послушались его совета и во всех египетских городах христиане вернули себе свои места, земли, храмы и достоинства, пользуясь миром, — и христианское благочестие процветало. Но святыню всегда сопровождает зависть врага, и грех воюет против добродетели.
Так и теперь некоторым знатнейшим идолопоклонникам Александрии тяжело было видеть, как со дня на день умножалось число христиан, а число поклоняющихся идолам все более и более сокращалось. Наученные своим отцом сатаною, они отправились к царям с клеветой на правителя Филиппа. Но мы не знаем, что с ним теперь сделалось: так он изменился.
Он оставил служение богам наших отцов и весь народ влечет за собой к поклонению Тому, Кого как все утверждают иудеи казнили в Палестине, распяв на кресте. Нет более уважения и должного повиновения вашим царским законам. Всем нам он предпочел нечестивых христиан, из которых многие, посещая храмы наших богов, осыпают их бесчисленными хулами, называют их деревом, бесчувственными камнями и бездушными идолами.
Такими и подобными речами они подвигли на гнев против Филиппа обоих царей, которые и прислали ему следующее послание: — Божественнейший царь, правивший до нас и знавший твое благочестие и почитание отеческих римских богов, поставил тебя в Александрии не правителем, но как бы царем Египта, и узаконил, чтобы ты до самой смерти своей бессменно владел этой страной и чтобы никто другой не был поставлен на твое место. Эту честь и мы соблюдали неприкосновенно, но только до тех пор, пока ты был другом и служителем богов.
Одному христианину, по имени Николай Каллиграф, было открыто от Бога, что в числе этих мучеников, находящихся во Евгении, есть тела апостола от семидесяти Андроника и его верной спутницы Иунии. Тогда император Андроник построил великолепный храм в честь своего Небесного покровителя. Это произошло в двенадцатом веке. Вероятнее всего, это были земляки апостола Павла.
Они происходили тоже из Тарса, что в стране Киликия. Они уверовали во Христа раньше святого Павла, судя по посланиям. По преданию святые Андроник и Иуния были супругами. Всю свою жизнь они посвятили проповеди о Христе. Благочестивые Андроник и Иуния проповедовали в Иерусалиме и Риме.
Между тем, Евгения пребывала в трудах и богообщении. Подвижники, ведущие уединенную жизнь неподалеку, называли ее «брат Евгений». О том, что она — особа женского пола, не догадывался никто — Иакинф и Прот свято хранили тайну. Вскоре девушка получила от Бога дар исцелять людей. Известие об иноке, который может вылечить любую болезнь, стремительно распространилась по предместью. Однажды Евгения получила приглашение в один богатый дом, хозяйка которого, Мелания, страдала лихорадкой. Выздоровев, эта несчастная женщина воспылала страстью к своей целительнице, видя в той благообразного юношу. А получив отказ, пожаловалась римскому наместнику на дерзкого отшельника, который будто бы пытался ей овладеть. С тех пор, как исчезла Евгения, Филипп все свои обязанности выполнял через силу. Ему неприятно было смотреть на христианина, оскорбившего влиятельную особу. Нахмурившись и опустив глаза в пол, наместник начал произносить полагающиеся в таких случаях обвинительные слова. Филипп: Скажи нам, беззаконник, так ли заповедал вам Христос, чтобы вы хитростями склоняли честных женщин на скверные дела? Как дерзнул ты войти в дом светлейшей госпожи Мелании и понуждать ее благороднейшую чистоту к осквернению? Лукаво выдавая себя за врача, ты оказался врагом и примешь достойную казнь за твое бесстыдное и дерзкое намерение! Евгения: Господь мой, Иисус Христос, Которому я служу, учит чистоте и обещает вечную жизнь хранящим непорочное девство.
Одному благочестивому клирику, Николаю Каллиграфу, было открыто, что среди мощей, обретенных в Евгении, находятся мощи святого апостола от 70-ти Андроника и помощницы его Иунии, о которых упоминает святой апостол Павел в послании к Римлянам Рим. В XII веке на месте обретения мощей святых мучеников был построен великолепный храм императором Андроником 1183 — 1185 , ангелом которого был святой апостол Андроник.