Новости дмитрий иванович менделеев образование

Как верно заметила министр образования и науки России Ольга Васильева в своём интервью РИА Новости: «Традиции отечественной химической школы не иссякают и сегодня.

Менделеев Дмитрий Иванович

  • Небольшая предыстория
  • Ранние годы
  • Менделеев Дмитрий Иванович
  • Тверские корни отца Периодической системы
  • Выдающиеся русские учёные, которых знают во всем мире! Дмитрий Иванович Менделеев (1834-1907)
  • Иммануил Кант: философ, присягнувший на верность Российской империи

Дмитрий Иванович Менделеев (1834 – 1907)

Итогом всех этих поездок стала книга «Нефтяная промышленность в североамериканском штате Пенсильвании и на Кавказе», увидевшая свет в 1877 году. Удивительно актуальны мысли Менделеева и в наши дни, в XXI веке. И провидчески обращался к нефтяным воротилам: «Господа московские и всякие иные русские капиталисты! Пустите ли вы французов, немцев, шведов, англичан и американцев эксплуатировать и это русское богатство и нажить на нем хороший барыш или сами догадаетесь взять его, когда вновь вам указывает на большое наживное дело тот, кто давно следит за судьбой русской нефтяной промышленности и ничего больше не хочет, как того, чтобы она развивалась до тех размеров, какие соответствуют природным запасам страны? Покажите миру хоть на этом деле, что можете сами справиться со своим богатством, когда дана вам широкая, разумная свобода и есть русский пример. Вам, господа русские капиталисты, предстоит осветить и смазать Россию и Европу, разделить эту службу с Америкой да по пути превратить четырехкопеечный продукт в пятирублевый, отчего пристанет кое-что и к вашим рукам, и к рукам тысяч рабочих, которые потребуются для того, чтобы поворотить эти миллионы пудов, втуне лежащие под землей».

Инициаторами медиумических сеансов стали президент Русского общества экспериментальной психологии Н. Вагнер, издатель, публицист и переводчик А. Аксаков и химик академик А. Менделеев выступил с беспощадной критикой спиритического одурманивания людей. По его инициативе в Санкт-Петербурге была создана специальная комиссия Русского физического общества для разоблачения антинаучной сущности спиритизма и противодействия его распространению в России.

Дмитрий Иванович очень быстро понял, что спириты прикрывают оккультную сущность своего движения псевдонаучными рассуждениями, и легко доказал, что они, спириты, лишь пытаются помирить «сказку с наукой». Менделеев выступает с публичными лекциями против спиритизма, знакомится с Достоевским и беседует с ним о медиумизме. Высказывания Менделеева не сходят с газетных полос, имя выдающегося ученого становится широко известно среди самых разных слоев населения. Тем не менее в декабре 1880 года, когда проходили выборы в Академию наук, Менделеев был забаллотирован: за проголосовали девять академиков, против — десять. Особенно цинично высказался секретарь академии К.

Веселовский: «Мы не хотим университетских. Если они и лучше нас, нам все-таки их не нужно». Отчасти это произошло потому, что Менделеев не раз высказывался о необходимости реорганизовать Академию. Для того чтобы поучиться у них столь живому предмету, как химические знания, они вследствие того не только читали, не только рассказывали сущность науки, они не только делали для химии сами то, что делали пришельцы, возбуждавшие интерес, сами знавшие на самом деле науку и ее разработавшие, нет, они умели главное внимание обращать на то, чтобы внушить своим слушателям стремление к необходимости дальнейшего развития науки при помощи своих родных сил, и оттого родили хотя и слабые средствами, но сильные начинанием хорошие первые лаборатории, откуда вышли самостоятельные, в России научившиеся и в России действовавшие первые русские химики». И подчеркивал: «Издания Академии, конечно, должны быть на русском языке, потому что цель Академии есть, конечно, развитие самой науки, но по преимуществу в России и по преимуществу для России, и, следовательно, на коренном языке страны».

Все ли, о чем радел Менделеев, решено в сегодняшней нашей действительности?.. Трудным, переломным стал в личной жизни Менделеева 1881 год: был расторгнут его брак с Феозвой Никитичной. Как ни горько это говорить, жена не понимала великого человека, его подвижничества, требовала все большего внимания к себе, не осознав за девятнадцать лет совместной жизни, что призвание его — общественное служение. Видимо, не без влияния Анны Ивановны Менделеев начинает интересоваться миром искусства, собирает коллекции картин и репродукций, готовит небольшие публикации о тех или иных проявлениях художественной жизни. В 1894 году он избирается действительным членом Императорской Академии художеств.

Среди его друзей — замечательные русские художники И. Шишкин, А. Куинджи, Н. Крамской, М. Врубель, И.

Репин пишут его портреты. Да это и понятно: столь своеобразен, ни на кого не похож был облик Дмитрия Ивановича Менделеева. Вот свидетельство М. Нестерова: «Знал я Д. Лицо его характерно, незабываемо, оно было благодарным материалом для художника».

По-прежнему Д. Менделеев с семьей проводил летние месяцы в дорогом его сердцу сельце Боблове. Особенно памятным был 1887 год: 7 августа Дмитрий Иванович совершил свой знаменитый полет на воздушном шаре «Русский», наблюдая солнечное затмение в Клину. Менделеев так рассказывал об этом полете: «Техническое общество в лице изобретателей С. Джевецкого и В.

Видимо, Дмитрий Иванович имел в виду разработанный им проект управляемого аэростата с двигателями, а также проект стратостата с герметической гондолой, который подразумевал подъем в верхние слои атмосферы по такому принципу спустя восемь с половиной десятилетий был устроен спускаемый аппарат, доставивший на землю Ю. Полет воздушного шара прошел успешно. За проявленное мужество Французская академия метеорологического воздухоплавания присудила Менделееву диплом. В начале 1890 года в Санкт-Петербургском университете произошли студенческие волнения. Студенты обратились к профессору Менделееву с просьбой передать составленную ими петицию министру народного просвещения И.

Менделееву вернули ее с оскорбительной резолюцией: «По приказанию министра народного просвещения прилагаемая бумага возвращается действительному статскому советнику профессору Менделееву, так как ни министр и никто из состоящих на службе Его Императорского Величества лиц не имеет права принимать подобные бумаги. Его Превосходительству Д. После всего случившегося Дмитрий Иванович не счел возможным оставаться в университете. Так закончилась его тридцатипятилетняя беспорочная преподавательская служба. С 1891 года Менделеев приглашается редактором химико-технического и фабрично-заводского отдела Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона.

Он правит присылаемые в редакцию материалы, сам пишет для энциклопедии. Его перу принадлежат статьи на самые разные темы: «Периодическая законность химических элементов» и «Винокурение», «Нефть» и «Технология»… Примерно тогда же военное ведомство пригласило Менделеева к работе над проблемой перевооружения армии и флота, в частности — к выработке бездымного пороха. Дмитрий Иванович совершает поездку в Англию и Францию обе страны уже имели свой порох и по возвращении назначается консультантом при управляющем Морским министерством по пороховым вопросам. Работая вместе со своими учениками в частности, с И. Чельцовым в научно-технической лаборатории морского ведомства, Менделеев уже в начале 1892 года указывает необходимый тип бездымного пороха — пироколлодийный, легко приспособляемый практически к любым огнестрельным орудиям.

Однако запатентовать изобретение Менделеева российское военное ведомство не успело: секрет уплыл за океан, в Соединенные Штаты. В 1892 году Менделеев назначается хранителем Депо образцовых гирь и весов, которое с 1893 года по его инициативе становится Главной палатой мер и весов ныне — Всероссийский научно-исследовательский институт метрологии имени Д. Менделеев налаживает регулярный выпуск «Временника», в котором публикуются все исследования, проводимые сотрудниками Главной палаты. В 1899 году в России был введен новый закон о мерах и весах, что несомненно способствовало успешному развитию промышленного производства. В 1899 году правительство предприняло ряд мер по обследованию состояния железорудной промышленности.

Менделеев получил приглашение участвовать в этом важном деле. Добирались сначала до Тюмени, а оттуда на пароходе до Тобольска. Так шестидесятипятилетний ученый снова оказался в своем родном городе. Прославленного земляка встречали ликующе, с почетом. Недолго пробыл Дмитрий Иванович в городе детства и отрочества, с грустью покидал его, сознавая, что больше никогда уже не приедет сюда.

Позже он напишет о Тобольске: «Когда железная дорога из центра дойдет до Тобольска, родной мне город будет иметь прекрасную возможность показать свое превосходнейшее положение и настойчивую предприимчивость своих жителей». Менделеев подготовил отзыв о проведенных испытаниях, после чего было принято решение о постройке в Санкт-Петербурге первого отечественного опытного бассейна. Со временем он сыграл значительную роль в формировании первоклассного флота в России. И еще одна встреча с флотом. Менделееву было поручено провести экспертизу проекта адмирала С.

Во-вторых, учителю гимназий или тому подобных заведений нельзя стоять на месте, необходимо упорно следить за всем движением своего предмета, если он не мертвый, а мертвых предметов в школах не должно бы и быть... Первейшею заботою стран, подобных России, видящих свой идеал впереди, а не сзади, должна служить забота об образовании наставников всякого рода, а в особенности для средних и высших учебных заведений; прочее все еще можно предоставить индивидуальности и случайности, а этого ни в коем случае не должно, т. К педагогическому делу надо призывать, как к делу морскому, медицинскому или тому подобным, не тех, которые стремятся только обеспечить свою жизнь, а тех, которые чувствуют к этому делу и к науке сознательное призвание и предчувствуют в нем свое удовлетворение, понимая общую народную надобность. Учителю нельзя не принять во внимание прямо личные качества учеников.

Иной застенчив и легко сбивается, а между тем прекрасно учится, - к нему одно отношение, а другой боек и горазд на слова, - к нему надо отнестись иначе. Устные, массовые экзамены т. Не станем говорить о муках физических и нравственных, испытываемых во время экзаменов как отвечающими, так и спрашивающими; они всем известны по отношению к ученикам, а испытывающим я был 35 лет и всегда мучился совокупностью ответственности, лежащей на экзаменаторе, с необходимостью быстро решать, чтобы не задерживать весь ход испытаний. Приходилось прибегать к разным компромиссам.

Из них я лично выбирал вот какой: тех, кого я за год знал как способных и знающих, - спрашивал лишь ради формы; другим, которых не знал, если отвечали на первый вопрос хорошо, тотчас давал второй и третий, а когда и на них отвечали ладно - поскорее ставил хорошую отметку, чтобы иметь много-много времени на тех, кого знал плохо работавшими за год, или тех, которые ответили на первые вопросы плохо: им сменял вопросы, давал время надуматься и старался, - упрощая высоту требований, - доводить до того, чтобы они сами сознавались в недостаточности подготовки. Прямо со школьной скамьи средних учебных заведений, даже профессиональных, не может выходить специалист, а таких-то и надо жизни не только от высших, но и от средних школ.

Дмитрий Иванович Менделеев родился 27 января 1834 года в Тобольске в семье Ивана Павловича Менделеева, в то время занимавшего должность директора Тобольской гимназии и училищ Тобольского округа, и Марии Дмитриевны Менделеевой Корнильевой. Дмитрий был в семье последним, семнадцатым ребёнком.

Располагался институт в здании Двенадцати коллегий, там же, где и знаменитый Санкт-Петербургский университет. Да и преподавательский состав ничуть не уступал университетскому, в нем преподавали выдающиеся ученые: математику — М.

Остроградский, физику — Э. Ленц, астрономию — А. Савич, химию — А. Воскресенский, минералогию — М. Куторга, ботанику — Ф. Рупрехт, зоологию — Ф.

Менделеев очень быстро втянулся в учебу, привык и к институтскому распорядку, довольно суровому поперву. Юный пыл тут не погасал, а разгорался, ему давали всю возможность направляться к делу науки, и она захватывала многих людей уже на всю жизнь». Все бы хорошо, одно плохо: сразу по поступлении в институт у Дмитрия, как он сам говорил, «приключилось кровохарканье, которое длилось во все остальное время там пребывания». Однажды, лежа в институтской клинике, случайно услышал врачебный себе приговор: «Ну, этот уже не поднимется». Тот после недолгого осмотра посоветовал ехать в Крым в ту пору туда отправляли безнадежных чахоточных больных да заодно, на всякий случай, если удастся, проконсультироваться у знаменитого хирурга Н. В Крыму уже третий год шла война.

С поля боя в симферопольский госпиталь поступали сотни тяжелораненых, Пирогов буквально не отходил от операционного стола с утра и до позднего вечера. Попасть к нему никак не удавалось. Делать было, в общем-то, нечего, и Дмитрий Иванович каким-то чудом сумел встретиться с Пироговым. Тот внимательно выслушал пациента, осмотрел его и так и эдак, а напоследок сказал: «Нате-ка вам, батенька, письмо вашего Здекауера. Сберегите его, да когда-нибудь ему и верните. И от меня поклон передайте.

Вы нас обоих переживете». Слова великого врача оказались вещими: Менделеев на десять лет пережил Здекауера, на двадцать шесть — самого Пирогова. Он читает курс лекций в университете, занимается научными исследованиями. И вместе с тем мечтает продолжить образование в одной из европейских стран. Давыдову, — не могу ли я быть причислен к тем, которые будут иметь счастье быть отправленным за границу. Уже одна возможность надежды волнует во мне всю кровь… Оказалось, что не с чем поработать окрепшим силам тела и духа, не могут и укрепиться эти силы, когда требуют и не находят они свежей пищи, твердой почвы.

С какою радостью снова поступил бы я в институт, где впервые испытал я сладость трудового приобретения. Просьба Менделеева не остается без внимания: в 1859 году ему предоставляют командировку за границу. Сначала он хотел было поехать во Францию, в Париж, но в конце концов остановил свой выбор на Гейдельберге Германия. Здесь, устроив небольшую лабораторию, он проводил свои опыты, исследуя расширение жидкостей и температуру абсолютного кипения. Здесь опубликовал и результаты своих опытных наблюдений в ведущих научных журналах. Спустя всего год он даст отчет о проделанной работе попечителю Петербургского учебного округа: «Главный предмет моих занятий есть физическая химия.

Еще Ньютон был убежден, что причина химических реакций лежит в простом молекулярном притяжении, обусловливающем сцепление и подобном явлениям механики. Блеск чисто химических открытий сделал современную химию совершенно специальною наукою, оторвав ее от физики и механики, но несомненно должно настать время, когда химическое сродство будет рассматриваться как механическое явление, подобно тому как настало уже для нас время считать свет и теплоту подобными же явлениями. Я выбрал своею специальностью те вопросы, решение которых может приблизить это время, потому особенно, что подобные занятия при их новизне представляют и множество частных интересов на каждом шагу. Мне совершенно неожиданно удалось в ней достичь общего результата, посредством которого этот совершенно до сих пор неизвестный вопрос можно считать решенным». В милом сердцу Гейдельберге Д. Менделеев сблизился с И.

Сеченовым, впоследствии выдающимся физиологом, автором классического труда «Рефлексы головного мозга», и А. Бородиным, славу которому принесли не только открытия в области химии, но и новаторские свершения в музыке, создание таких героико-эпических произведений, как опера «Князь Игорь», «Богатырская симфония». Дружба их продлилась многие годы. Потом часовенка, подошли, кругом всё сосны и сосны, мох, камни. Прямо от Конь-камня лестница, и пашней пошли в скит. Часовенка там и какой-то деревянный крест, от которого отрезывают, чтобы лечиться, кусочки.

Вид от церкви, скита дивный был. Всю даль — солнце, и озеро, и монастырь под горой, и лужайки — видно. Отдыхаешь душой…» А по возвращении — снова за работу. Высоко оценила учебник научная общественность. Прославленный химик-органик Н. Зинин впоследствии академик, первый президент Русского химического общества предрек славу детищу младшего своего коллеги: «В год все разойдется».

И был прав: спустя всего год вышло второе издание учебника, автор его был удостоен весьма авторитетной Демидовской премии, на которую и отправился в свадебное путешествие по Европе. Избранницей двадцативосьмилетнего ученого стала Феозва Никитична Лещёва, уроженка Тобольска, падчерица П. В этом браке у Дмитрия Ивановича было трое детей: дочь Мария, умершая во младенчестве, сын Владимир и дочь Ольга. Через всю свою жизнь пронес Дмитрий Иванович удивительно светлую любовь к детям. В 1865 году Менделеев купил имение Боблово в Клинском уезде Московской губернии. Отныне здесь каждое лето отдыхала вся его семья, здесь он смог заниматься агрохимией, которой очень увлекся.

В 1867 году Дмитрий Иванович стал заведовать кафедрой общей и неорганической химии физико-математического факультета Санкт-Петербургского университета. Вскоре ему предоставили долгожданную квартиру при университете. Все в его жизни складывалось вроде бы как нельзя более удачно. А в один из дней наскоро, в один присест, составил таблицу и под названием «Опыт системы элементов, основанной на их атомном весе и химическом сходстве» отправил ее в типографию, в набор. Так 17 февраля 1869 года был открыт Периодический закон, гласящий: свойства простых веществ, а также формы и свойства соединений элементов находятся в периодической зависимости от заряда ядер их атомов. Отпечатанную таблицу Менделеев разослал многим коллегам в России и за рубежом.

Не все сразу поняли и приняли открытие Менделеева. Так, химик Роберт Бунзен из Германии, которому принадлежит открытие двух новых щелочных элементов — рубидия и цезия, — а также изобретение гигрометра, считал, что Менделеев увлекает химиков «в надуманный мир чистых абстракций». Точно вторя немецкому коллеге, Н. Зинин заявил, что Менделеев понапрасну тратит время, занимается чем-то пустячным. Но очень скоро Николай Николаевич в корне изменил свое мнение и направил коллеге приветственное письмо: «Очень, очень хорошо, премного отличных сближений, даже весело читать, дай Бог Вам удачи в опытном подтверждении Ваших выводов. Искренне Вам преданный и глубоко Вас уважающий Н.

Самое важное в открытии Периодического закона — возможность предсказывать существование еще не открытых химических элементов. В 1875 году французский химик Поль Эмиль Лекок де Буабодран в минерале вюртците сульфиде цинка открыл предсказанный Менделеевым экаалюминий и назвал его в честь своей Родины галлием от латинского Галлия — Франция. В 1905 году сам Дмитрий Иванович с гордостью напишет: «По-видимому, Периодическому закону будущее не грозит разрушением, а только надстройки и развитие обещает, хотя как русского меня хотели затереть, особенно немцы».

Краткая биография Дмитрия Ивановича Менделеева

В год рождения Дмитрия Иван Павлович ослеп, что вынудило его выйти на пенсию. Для удаления катаракты он в сопровождении дочери Екатерины отправился в Москву, где в результате удачной операции доктора Брассе ему было возвращено зрение. Но вернуться к прежней работе он уже не мог, и семья жила на его небольшую пенсию. Мария Дмитриевна Менделеева, мать Д. Менделеева Мать Д. Менделеева происходила из старинного рода сибирских купцов и промышленников. Эта умная и энергичная женщина сыграла особую роль в жизни семьи.

Не имея никакого образования, она прошла самостоятельно курс гимназии со своими братьями. Вследствие сложившегося из-за болезни Ивана Павловича стеснённого материального положения Менделеевы переехали в село Аремзянское, где находилась небольшая стекольная фабрика брата Марии Дмитриевны Василия Дмитриевича Корнильева, жившего в Москве. Менделеева получила право на управление фабрикой и после кончины И. Менделеева в 1847 году большая семья жила на средства, получаемые от неё. Дмитрий Иванович вспоминал: «Там, на стекольном заводе, управляемом моей матушкой, получились первые мои впечатления от природы, от людей, от промышленных дел». Заметив особые способности младшего сына, она сумела найти в себе силы навсегда покинуть родную Сибирь, выехав из Тобольска, чтобы дать Дмитрию возможность получить высшее образование.

В год окончания сыном гимназии Мария Дмитриевна ликвидировала все дела в Сибири и с Дмитрием и младшей дочерью Елизаветой выехала в Москву, чтобы определить юношу в университет. Детство Детство Д. Менделеева совпало со временем пребывания в Сибири ссыльных декабристов. Муравьёв, П. Свистунов, М.

Его именем названы научные общества, конференции, чтения, Российский химико- технологический университет. Однако из-за неподходящей конъюнктуры и сложных отношений с братьями Нобель он так и не получил Нобелевскую премию. Впечатления Д. Менделееву поставлены памятники по всему миру. Здесь десятки домов, где он жил и работал. В Санкт-Петербургском университете есть музей-архив великого химика. В Подмосковье, где в селе Боблове Клинского района Менделеев в 1965 году купил усадьбу и до самой старости проводил лето, открыт Дом-музей Дмитрия Ивановича. В Татарстане, куда Менделеев выезжал открывать производство на химическом заводе братьев Ушковых, бывший поселок Бондюжский с 1967 года стал городом Менделеевском. В городе Тобольске - родине Менделеева - расположена Площадь, названная в честь знаменитого земляка. В центре Площади установлен памятник великому учёному, а в северной части — арт-объект "Таблица Менделеева", занесённый в Книгу рекордов Гиннеса. Также в честь Д. Менделеева в городе назван проспект. Кроме этого, фасады двух домов Тобольска украшают граффити, посвящённые 150-летию периодической таблицы Менделеева. Присвоение имени Д.

Эта часть научного творчества Д. Менделеева в наибольшей степени опредляется его сотрудничеством с адмиралом С. Макаровым — рассмотрением научных сведений, полученных последним в океанологических экспедициях, их совместными трудами, связанными с созданием опытового бассейна , идея которого принадлежит Дмитрию Ивановичу, принимавшему активнейшее участие в этом деле на всех этапах его реализации — от решения проектных, технических и организационных мероприятий — до строительных, и связанных непосредственно с испытаниями моделей судов, после того как в 1894 году бассейн, наконец, был построен; — Д. Менделеев с энтузиазмом поддерживал усилия С. Макарова , направленные на создание большого арктического ледокола. Ледокол сконструированный в начале XX века Д. Модель по чертежам учёного выполнена под руководством А. Дубравина в 1969 году. Музей-архив Д. Менделеев занимался изучением сопротивления среды, им была высказана мысль о постройке опытового бассейна для испытания судов. Но только в 1893 году по просьбе управляющего морским министерством Н. Чихачёва учёный составляет записку «О бассейне для испытания судовых моделей» и «Проект положения о бассейне», где трактует перспективу создания бассейна как часть научно-технической программы, подразумевающей не только решение задач судостроения военно-технического и торгового профиля, но и дающей возможность осуществления научных исследований. Занимаясь изучением растворов, Д. Менделеев в конце 1880-х — начале 1890-х годов проявляет большой интерес к результатам исследований плотности морской воды, которые были получены С. Макаровым в кругосветном плавании на корвете «Витязь» в 1887—1889 годах. Эти ценнейшие данные чрезвычайно высоко оценивал Д. Менделеев, включивший их в сводную таблицу величин плотности воды при разных температурах, которую он приводит в в своей статье «Изменение плотности воды при нагревании». Продолжая взаимодействия с С. Макаровым, начатые при разработке порохов для морской артиллерии, Д. Менделеев включается в организацию ледокольной экспедиции в Северный Ледовитый океан. Выдвинутаая С. Макаровым идея этой экспедиции нашла отклик у Д. Менделеева, видевшего в таком начинании реальный путь решения многих важнейших экономических проблем: связь Берингова пролива с другими русскими морями положила бы начало освоению Северного морского пути, что делало доступными районы Сибири и Крайнего севера. Ваша мысль блистательна, — пишет он С. Макарову, — и рано или поздно неизбежно выполнится и разовьётся в дело большого значения не только научно-географическое, но и в живую практику. Витте и уже осенью 1897 года правительство принимает решение об ассигновании постройки ледокола. Менделеев был включён в состав комиссии, занимавшаяся вопросами, связанными с постройкой ледокола, из нескольких проектов которого был предпочтён предложенный английской фирмой. Первому в мире арктическому ледоколу, построенному на верфи Armstrong Whitworth , было дано имя легендарного покорителя Сибири — «Ермак» , и 29 октября 1898 года он был спущен на воду на реке Тайн в Англии. В 1898 году Д. Менделеев и С. Макаров обратились к С. Модель строящегося ледокола в опытовом судостроительном бассейне Морского министерства была подвергнута испытаниям, включавшем помимо определения скорости и мощности гидродинамическую оценку винтов и исследование остойчивости, сопротивления нагрузкам поперечной качке, для ослабления воздействий которой было внесено ценное техническое усовершенствование, предложенное Д. Менделеевым, и впервые применённое в новом корабле. В 1901—1902 годах Д. Менделеев создал проект арктического экспедиционного ледокола. Учёным разработан высокоширотный «промышленный» морской путь, подразумевавший прохождение судов вблизи Северного полюса. Теме освоения Крайнего Севера Д. Менделеевым посвящено 36 работ. Менделеева, посвящённых бездымному пороху, по документальным сведениям хронологически они развивались следующим образом. Чихачёв предложил «послужить научной постановке русского порохового дела», на что Д. Менделеев, незадолго перед тем покинувший университет, ответил письмом, в котором, выражая согласие, указал на потребность включения в работу и заграничной командировки видных специалистов в области взрывчатых веществ — профессора Минных офицерских классов И. Чельцова, и управляющего заводом по производству пироксилина Л. Федотова, и организации лаборатории по изучению взрывчатых веществ; 9 июня посетил Н. Чихачёва для консультаций по поводу предстоящей командировки. Менделеев встречался со многими английскими учёными, с которыми был хорошо знаком, и у которых пользовался огромным авторитетом: с Ф. Абелем председатель Комитета по взрывчатым веществам, открывший кордит , Дж. Дьюаром член этого комитета, соавтор кордита , У. Рамзаем, У. Андерсоном, А. Тилло и Л. Мондом, Р. Юнгом, Дж. Стоксом и Э. Посещал лабораторию У. Рамзая и завод скорострельного оружия и пороха Норденфельда-Максима, где сам производил испытание пороха, Вульвичский арсенал, где наблюдал сгорание различных взрывчатых веществ. Визиты эти он он делал когда один, а когда — со спутниками после посещения полигона Д. Дали образцы... Менделеев отправил сообщение Н. Чихачёву о производстве взрывчатых веществ, и в тот же день в 11 вечера прибыл в Париж. Французский пироксилиновый порох был тщательно засекречен технология опубликована только в 1930-х годах. В Париже он также встречался со знакомыми учёными: Л. Пастером , П. Лекоком де Буабодраном, А. Муассаном , А. Ле Шателье , М. Бертло один из руководителей работ по производству пороха , и со специалистами по взрывчатым веществам А. Готье и Э. Сарро директор Центральной пороховой лаборатории Франции и другими. Фрейсинье за разрешением посетить заводы взрывчатых веществ — через два дня Э. Сарро дал Д. Менделееву согласие на посещение своей лаборатории, где тот присутствовал при испытании пороха. Этого оказалось достаточно, для того, чтобы установить его состав и свойства — этот порох был непреминим для крупноколиберной артиллерии. Менделеев тщательно продумал её устройство, подразумевавшее возможность вести исследования широкого класса взрывчатых веществ, паров и сжиженных газов. Лаборатория была открыта только летом 1891 года. Не дожидаясь того, Д. Менделеев начал опыты в университетской лаборатории. К этой работе он также привлёк хорошо знавших пороховое дело и известных работами в области органической химии азотистых соединений Н. Меншуткина, Н. Фёдорова, Л. Шишкова, А. Шуляченко и других. Ванновскому , предлагая включить в работу организации, связанные с пороходелием, и химиков — специалистов по взрывчатым веществам — Л. Шишкова, Н. Фёдорова и Г. В ноябре в рабочих тетрадях учёного «Охтинский завод», «Сырьё», «Порох» появились сведения об испытаниях пороха, о различных видах его, и расчёты нитрационных смесей, а в декабре в унивеситетской лаборатории Д. Менделеевым была получена растворимая нитроклетчатка, тогда же он обратился с секретной запиской к П. Ванновскому «Об экономических условиях приготовления принятого для перевооружения армии бездымным порохом». С 1 по 14 января 1891 года он проводил опыты в поисках оптимального состава нитрующей смеси для получения гомогенного вещества, а 23 января — получил, наконец, нитроклетчатку, которая «растворяется, как сахар», и назвал её пироколодием. Большое значение Д. Менделеев придавал промышленной и экономической стороне пороходелия. Ставя задачу использовать сырьё исключительно отечественного производства, он изучил возможности получения серной кислоты из местных колчеданов на заводе П. Ушакова в Елабуге и использования хлопчатобумажных «концов» с русских предприятий. Производство пороха в незначительном объёме было налажено на заводе П. Осенью 1892 года были проведены испытания, в том числе и адмиралом С. Макаровым , пироколлодийного пороха, получившие высокую оценку военных специалистов. За полтора года под руководством Д. Менделеева разработана технология пироколлодия, ставшего основой бездымного отечественного пороха, своими характеристиками превосходящего иностранные. Высокую оценку пироколодийному пороху дал адмирал С. Макаров, главный инспектор артиллерии морского флота — испытания 1893 года показали пригодность нового бездымного зелья для использования в орудиях всех калибров. Менделеев уделял значительное внимание вопросам пороходелия вплоть до 1898 года. Бондюжинский завод оказался нерентабелным из-за своей удалённости от других пороховых производств, в том числе — от Охтинского, мало того, он не был засекречен. Преобразование Морского пироксилинового завода в Санкт-Петербурге под новую технологию, предложенное Д. Менделеевым, вылилось в противостояние ведомственных интересов: комиссия Охтинского завода безосновательно отказывает технологии пироколлодия в оригинальности по отношению к пироксилсину, — С. Макаров памятной запиской отстаивая приоритет Д. Менделеева, отмечает его «крупные услуги по решению вопроса о типе бездымного пороха» для Морского министерства, в котором в сложившейся ситуации учёный в 1895 году отказывается от должности консультанта. Он добивается снятия секретности — «Морской сборник» печатает его статьи общей рубрики «О пироколлодийном бездымном порохе» 1895, 1896 , особо концентрирующей внимание на химизме технологии, с приведением реакции формирования пироколлодия, — оценки объёма газов при его горении, анализа сырья. Менделеев сопоставляя различные пороха с пироколлодием по 12 параметрам, констатирует его очевидные преимущества, выраженные — постоянством состава, однородностью, исключением «следов детонации».

Впрочем, никаких подтверждений этой связи не было. Будучи консультантом научно-технической лаборатории Морского министерства, в 1892 году Дмитрий Иванович изобрел универсальный вариант бездымного пороха «пироколлодий». Многие считали, что он украл европейскую формулу. В действительности российский ученый ее во многом превзошел. Правда, так вышло, что сотрудники американского военного ведомства раздобыли рецептуру Менделеева и запатентовали ее у себя. В 1899 году Менделеев совершил большую поездку на Урал для выяснения застоя железной промышленности. Итогом стала книга «Уральская железная промышленность в 1899 году», где ученый наметил обширный план подъема экономики края путем превращения Урала в сложный многосторонний промышленный комплекс на основе рационального размещения промышленных производств и использования природного сырья и предложил «сочетать» уральские руды с углями Кузнецкого и Карагандинского бассейнов. Эта идея была претворена в жизнь уже в советское время. Рабочий кабинет Дмитрия Ивановича Менделеева. В 1875 году он предложил проект стратостата объемом около 3600 кубических метров с герметической гондолой, предполагая использовать его для подъема в стратосферу. Эта идея была осуществлена лишь в 1924 году, но в 1878 году, находясь во Франции, Менделеев поднимался на привязанном аэростате Жиффара, а в 1887 году совершил подъем на воздушном шаре близ Клина. Он поднялся на высоту три километра и пролетел 100 километров. Его монография «О сопротивлении жидкости и о воздухоплавании» имела большое значение и для кораблестроения. Кстати, именно Менделеев первый предложил использовать Северный морской путь и обосновал его экономическую целесообразность. Он же и принял участие в проектировании первого в мире ледокола арктического класса. Судно получило имя «Ермак», было построено на верфи британского подрядчика к 1898 году, прошло Первую мировую и Великую Отечественную войны и водило караваны по Севморпути вплоть до начала 1960-х годов. Еще одним увлечением ученого, помимо науки, можно назвать изготовление чемоданов. Заниматься он начал этим еще в молодости: когда из-за войны в Симферополе была закрыта гимназия, Менделеев начал делать чемоданы. Это его так увлекло, что на протяжении всей жизни Дмитрий Иванович делал дорожные сумки. Ученый придумал особый клей, который делал изделия крепкими. И даже купец Мамонтов бравировал, что покупает их у «самого чемоданных дел мастера Менделеева». Впрочем, чемоданы были развлечением, а вот к сельскому хозяйству Дмитрий Иванович подошел весьма серьезно — и как химик, и как ученый, и как экономист.

20 интересных фактов из жизни Дмитрия Менделеева

Жизнь профессора Менделеева – статьи Биография Дмитрий Иванович Менделеев родился 27 января 1834 года в Тобольске и был последним, семнадцатым по счёту ребенком в семье директора Тобольской гимназии.
Менделеев: химик, физик, метеоролог, педагог Национализм во мне столь естественный, что никогда никаким интернационалистам меня из него не выбить.
Краткая биография Дмитрия Ивановича Менделеева Имя выдающегося русского ученого Дмитрия Ивановича Менделеева известно во всем мире.
Менделеев Дмитрий Иванович — Мегаэнциклопедия Кирилла и Мефодия — статья Дмитрия Ивановича Менделеева.

Дмитрий Менделеев: Истинное дело учителя делается исключительно нервами...

Огромен был авторитет Дмитрия Ивановича Менделеева не только в России, но и во всем мире. эту личность наверняка знает каждый. Дмитрий Иванович Менделеев родился 27 января (8 февраля) 1834 г. в многодетной семье — он был семнадцатым по счёту ребёнком. Дмитрий Иванович Менделеев родился последним, 17-ым ребенком в очень образованной и богатой семье.

Великий ученый Дмитрий Менделеев

Менделеев оказался в зазоре между двумя этими поколениями, каждое из которых повлияло на него по-своему. Как Менделеев поступал в университеты с помощью родственников? Мальчик все-таки закончил гимназию и торжественно сжег учебники в то время в гимназиях была такая традиция — сжигать по окончании обучения все книги. Латынь, наверное, бросил первой и отправился домой. Это Ломоносову нужно было хитрить и обманывать, чтобы продолжать учиться дальше, а Менделеев не проходил через эти муки. Что мама скажет, туда и пойдет.

Мать Марья Дмитриевна понимала, что денег немного, но хотела дать последышу образование и решила ехать в Москву. Там жил успешный брат, которого знала вся Москва и который мог помочь с поступлением в благородный пансион. В то время они давали образование качеством не хуже университетов. Но брат отказался помогать сестре. Все потому, что раньше она уже посылала старшего сына, и пребывание того в Москве закончилось тем же, чем пребывание Пьера Безухова в Петербурге, — выставили на историческую родину за пьянки и прочее нехорошее поведение.

Молодому Дмитрию он предложил пост писаря, но Марья Дмитриевна отказалась и отправилась пробовать варианты в Петербурге Это правда, что Менделеев завалил при поступлении в университет химию? Согласно книги из серии «Замечательная энциклопедия на мальчиков», Менделеев не мог поступить в университет из-за сложного экзамена по химии. На самом деле это миф: нельзя завалить то, что не спрашивают. Знание химии в то время не проверяли на вступительных экзаменах, а в Императорский Санкт-Петербургский Университет Менделеев не мог поступить из-за правил того времени — в главный вуз столицы не брали абитуриентов из Тобольска. Сам Менделеев хотел стать врачом.

В медико-хирургической академии не было вступительных экзаменов, зато было испытание: пребывание в анатомическом театре. И когда Менделеев увидел труп, то упал в обморок. Вообще, в этом здоровом мужике было много женского характера. На врача его, конечно, не взяли. Как говорится, нет дороги — иди в педагогику.

Он находился под одной крышей с университетом, и профессура в вузах была общая. Можно было получить хорошее образование за государственный счет. Менделеев поступает еле-еле: отчасти по блату, отчасти сам постарался Как Менделееву повезло? Вскоре после поступления у Менделеева умирает мать, а за ней и сестра. Молодой человек понимает: с этого момента все зависит только от него, ждать помощи не откуда.

Он совсем один в холодном и дорогом Петербурге. Интересно, что вместе с Менделеевым учился Николай Добролюбов, поэт и критик, представитель той самой разночинной интеллигенции. И у двух студентов складываются совершенно разные впечатления об институте. Менделеев пишет в мемуарах: «Всем своим развитием я обязан Главному педагогическому институту». Добролюбов: «Все отнял этот проклятый институт, даже воспоминания детства».

Сначала я думал, что это связано с особенностями юношеской биографии: у Менделеева было много романов в ту пору. Но потом я заметил, что Добролюбов жаловался на то, как плохо кормили. Чая и сахара можно было брать сколько хочешь, а мяса, белка, явно не хватало. Менделеев как-то спокойно к этому относился, только сначала очень сильно болел. Вот представьте его настроение: знания не очень, мать умерла, сестра умерла, у самого началось кровохарканье.

Он лежит в госпитале совсем один, в железной кровати. Но Менделеев живет дальше, начинает постепенно поправляться и хорошо учиться. В итоге главный педагогический институт он оканчивает с золотой медалью. А в царское время обладатели золотой медали получали право за казенный счет поехать за границу для совершенствования в науках. Обычно направлялись в Германию.

Лекция Игоря Дмитриева Но это не значит, что получил диплом и поехал на вокзал. В министерстве деньги выделялись порциями, и своей очереди нужно было дождаться. А пока — где государство даст, там и возьмет. Тебя учили четыре года за государственный счет с супчиком? А теперь соизволь восемь лет проработать учителем, куда пошлют.

И послали Менделеева в Крым.

Где работают его открытия? Он родился в Тобольске , тогдашней столице Сибири. По школьной программе он известен как химик и автор периодической таблицы химических элементов. Но большая часть его научной деятельности окутана легендами. Что привнес известный ученый в воздухоплавание, физику и экономику — в материале «Ленты.

Периодическая таблица химических элементов, которая, как поговаривали современники великого ученого, Менделееву приснилась во сне, далеко не единственное его открытие. Дмитрий Иванович разрабатывал измерительные приборы, изучал полезные ископаемые и природные явления, занимался сельским хозяйством и летал на воздушном шаре, разбирался в экономике и издательском деле, варил сыр и даже делал чемоданы. Это гениальный энциклопедист, химик, физик, метролог, экономист, геолог, метеоролог, нефтяник, педагог, приборостроитель и воздухоплаватель, ставший единственным профессором Оксфорда и Кембриджа одновременно. Чтобы показать такого разного Менделеева, СИБУР, продолжая дело ученого, приготовил для гостей фестиваля на ВДНХ множество активностей, а гвоздем программы стало выступление химика-разработчика и руководителя образовательного направления компании MELScience Дениса Байгозина, в ходе которого он рассказал о жизни великого человека и развеял в его отношении многие мифы. Вспоминаем самое главное. И главный миф вокруг Менделеева связан именно с ней.

Якобы, она ему приснилась. Но когда журналист задал прямой вопрос об этом, Дмитрий Иванович разозлился. Гениальность таблицы состоит в том, что элементы в ней расположены в порядке возрастания массы их атомов. Но главное, что именно по мере утяжеления атомов элементов «периодически» повторяются их некоторые свойства. И даже предсказал существование и свойства некоторых элементов, неизвестных науке на тот момент», — отметил Денис Байгозин. Другой миф, что Менделеев изобрел бензин.

Но нефть научились перегонять еще в Месопотамии. Другое дело, при его непосредственном участии были введены в эксплуатацию первые наливные баржи и железнодорожные цистерны. При нем же был построен первый керосинопровод в Баку. Дмитрий Иванович занимался далеко не только химией. На общую и физическую химии пришлось чуть больше трети его научных работ.

Менделеева, не выразившись результатами масштабов естествознания в целом, тем не менее, как и всё в его исследовательской практике, будучи неотъемлемой частью и вехой на пути к ним, а в отдельных случаях — их фундаментом, чрезвычайно важен и для понимания развития этих исследований. Как станет видно из дальнейшего, он тесным образом связан с основополагающими компонентами мировоззрения учёного, охватывающими сферы от изоморфизма и «основ химии» до базиса периодического закона, от постижения природы растворов до взглядов, касающихся вопросов строения веществ [13]. Первые работы Д. Менделеева в 1854 году представляют собой химические анализы силикатов. Это были исследования « ортита из Финляндии» и « пироксена из Рускиалы в Финляндии», о третьем анализе минеральной глинистой породы — умбры — имеются сведения только в сообщении Степана Семёновича Куторги в Русском географическом обществе. К вопросам аналитической химии силикатов , Д. Менделеев возвращался в связи с магистерскими экзаменами — письменный ответ касается анализа силиката, содержащего литий. Этот небольшой цикл работ послужил возникновению интереса у исследователя к изоморфизму: состав ортита учёный сравнивает с составами других сходных минералов и приходит к выводу, что такое сопоставление позволяет построить изменяющийся по химическому составу изоморфный ряд [62]. В мае 1856 года Д. Менделеев, вернувшись в Санкт-Петербург из Одессы, подготовил диссертационную работу под обобщённым названием «Удельные объёмы» — многоплановое исследование, своеобразную трилогию, посвящённую актуальным вопросам химии середины XIX века. Большой объём работы около 20 печатных листов не позволил издать её полностью. Опубликована была только первая часть, озаглавленная, как и вся диссертация «Удельные объёмы»; из второй части позднее был напечатан только фрагмент в виде статьи «О связи некоторых физических свойств тел с химическими реакциями»; третья же часть при жизни Д. Менделеева не была полностью опубликована — в сокращённом виде она была представлена в 1864 году в четвёртом выпуске «Технической энциклопедии», посвящённой стекольному производству. Через взаимосвязь освещаемых в работе вопросов Д. Менделеев последовательно приближался к постановке и решению наиболее существенных в его научном творчестве проблем: выявлению закономерностей при классификации элементов, построению системы, характеризующей соединения через их состав, строение и свойства, создание предпосылок формирования зрелой теории растворов [13]. Весы, сконструированные Д. Менделеевым для взвешивания газообразных и твёрдых веществ В первой части этого труда Д. Менделеева — детального критического анализа литературы, посвящённой вопросу, им высказана оригинальная мысль о связи молекулярного веса и объёма газообразных тел. Учёный вывел формулу расчёта молекулярного веса газа, то есть впервые была дана формулировка закона Авогадро-Жерара. Позднее выдающийся русский физикохимик Е. Бирон напишет: «Насколько мне известно, Д. Менделеев первый стал считать, что можно уже говорить о законе Авогадро , так как гипотеза , в виде которой закон был сначала сформулирован, оправдалась при экспериментальной проверке…» [63]. Опираясь на колоссальный [47] фактический материал в разделе «Удельные объёмы и состав кремнезёмных соединений», Д. Менделеев приходит к широкому обобщению. Не придерживаясь, в отличие от многих исследователей Г. Копп , И. Шрёдер и др. Менделеев ищет не формальные количественные закономерности в объёмах, а старается установить связь между количественными соотношениями объёмов и совокупностью качественных характеристик вещества. Таким образом он приходит к выводу, что объём, подобно кристаллической форме, является критерием сходства и различия элементов и образуемых ими соединений, и делает шаг в направлении создания системы элементов, прямо указывая на то, что изучение объёмов «может служить на пользу естественной классификации минеральных и органических тел». Особый интерес представляет часть, именуемая «О составе кремнезёмных соединений». С исключительной глубиной и обстоятельностью Д. Менделеевым впервые изложен взгляд на природу силикатов как соединений, подобных сплавам оксидных систем. Учёным установлена связь между силикатами как соединениями типа MeO x SiO x и «неопределёнными» соединениями других типов, в частности, растворами, что выразилось правильной трактовкой стеклообразного состояния [13]. Именно с наблюдения процессов стеклоделия начался путь Д. Менделеева в науке. Возможно, именно этот факт сыграл определяющую роль в его выборе, во всяком случае, данная тема, непосредственно связанная с химией силикатов, в той или иной форме закономерно соприкасается со многими другими его изысканиями [62]. Место силикатов в природе лаконично, но с исчерпывающей ясностью определено Д. Менделеевым [64] : Как органическая материя обуславливается присутствием углерода и им изобилует, так и минеральное царство изобилует кремнезёмистыми соединениями [65]. Эта фраза указывает и на понимание учёным первостепенного утилитарного значения силикатных материалов, древнейших и самых распространённых в практике, и на сложность химии силикатов; поэтому интерес учёного к данному классу веществ, помимо известного практического значения, был связан с развитием важнейшего понятия химии — химическое соединение, с созданием систематики соединений, с решением вопроса о соотношении понятий: химическое соединение определённое и неопределённое — раствор. Чтобы осознать важность и научное значения самой постановки вопроса, актуальность его и по прошествии более чем столетия, достаточно привести слова одного из специалистов в области химии силикатов, академика Михаила Михайловича Шульца , сказанные им на XIII Менделеевском съезде , прошедшем в дни 150-летнего юбилея Д. Изучение стекла помогло Д. Менделееву глубже понять природу кремнекислых соединений и на этом своеобразном веществе увидеть некоторые важные особенности химического соединения вообще [62]. Темам стеклоделия, химии силикатов и стеклообразного состояния Д. Менделеевым посвящено около 30 работ.

Фонвизин жили в Тобольской губернии. Басаргина, и они долгое время жили в Ялуторовске рядом с И. Пущиным, вместе с которым они оказывали семье Менделеевых помощь, ставшую насущной после смерти Ивана Павловича. Также большое влияние на мировоззрение будущего учёного оказал его дядюшка В. Корнильев, у него неоднократно и подолгу во время своего пребывания в Москве жили Менделеевы. Василий Дмитриевич был управляющим у князей Трубецких, что жили на Покровке, как и В. Корнильев; и его дом часто посещали многие представители культурной среды, в числе которых на литературных вечерах или вовсе без всякого повода, запросто бывали литераторы: Ф. Глинка, С. Шевырёв, И. Дмитриев, М. Погодин, Е. Баратынский, Н. Гоголь, гостем случался и Сергей Львович Пушкин, отец поэта; художники П. Федотов, Н. Рамазанов; учёные: Н. Павлов, И. Снегирёв, П. В 1826 г.

Элемент гениальности: 190 лет Дмитрию Менделееву

Дмитрий Иванович Менделеев родился (27 января) 8 февраля 1834 года в селе Верхние Аремзяны недалеко от Тобольска, в семье директора гимназии и попечителя училищ. Дмитрия Ивановича Менделеева. Когда Дмитрий Иванович Менделеев учился в гимназии, ему сложно давались предметы, особенно латынь.

Тверские корни отца Периодической системы

Образование Дмитрия Ивановича Менделеева. Дмитрий Иванович отдал преподаванию много лет, сам был потомственным педагогом – его отец служил директором тобольской гимназии. Дмитрий Менделеев родился 27 января (8 февраля) 1834 года в Тобольске и был семнадцатым ребенком в семье Ивана Павловича Менделеева, занимавшего в то время должность директора Тобольской гимназии и училищ Тобольского округа. Дмитрий Иванович Менделеев умер 20 января 1907 года от воспаления легких. Дмитрий Иванович Менделеев родился последним, 17-ым ребенком в очень образованной и богатой семье. Дмитрий Иванович устраивал у себя молодежные «пятницы», где и познакомился с Анной.

Выдающиеся русские учёные, которых знают во всем мире! Дмитрий Иванович Менделеев (1834-1907)

Сын Володя остался жить с ним, дочь Ольга — с экс-супругой. Анна Попова В 1876 уже общепризнанный автор Периодического закона страстно полюбил юную Анну Попову из Академии художеств, дочь казачьего полковника из столицы российской глубинки Урюпинска. Однако его супруга долго отказывалась разводиться, а родители девушки, которая была младше Дмитрия на 26 лет, узнав о романе, запретили им видеться и затем вовсе отправили ее подальше от него в Рим. Друг Дмитрия, Андрей Бекетов, видя его муки, сумел найти нужные слова для Феозвы, и в 1879 она наконец согласилась дать развод. Но следующим препятствием на пути к счастью влюбленных стала епитимья церкви на новый брак ученого. К счастью, в Кронштадте нашелся священник, нарушивший этот запрет и все же их обвенчавший. Правда, сам он после содеянного лишился сана. В этом союзе у ученого появилось еще четверо деток — Люба, Ваня и близнецы Маша и Вася. Дмитрий Менделеев много путешествовал, любил шахматы, музыку, являлся большим ценителем живописи, книг — уважал Плутарха, Гоголя, Шекспира, но недолюбливал Достоевского, Мопассана и Золя. Смерть В 1907 гений русской науки сильно простудился и заболел пневмонией. В тяжелом состоянии он не прекращал работы над своим трактатом «К познанию России», где выстраивал пути усовершенствований в самых различных сферах деятельности — от сельского хозяйства до внешней торговли и закономерностей воспроизводства населения.

Могила Дмитрия Ивановича Менделеева 2 февраля он ушел из жизни по причине паралича сердца. День его похорон 6 числа был воистину национальным трауром — его провожала 10-тысячная траурная процессия. Похоронен он рядом с матерью и сыном Владимиром на Волковом кладбище. Память Именем ученого, имевшего огромный авторитет, в 1955 г. Дмитрий Иванович Менделеев. Гении и злодеи. В 2018 к целому ряду его памятников добавился еще один — установленный в роще возле здания Томского госуниверситета его основателям — Менделееву и Флоринскому.

Этому делу он посвятил значительную часть своей жизни. Незадолго до своей кончины Дмитрий Иванович запишет в своем дневнике: «Всего более четыре предмета составили моё имя: периодический закон, исследование упругости газов, понимание растворов как ассоциаций и «Основы химии» [2] имеется в виду его учебник. Вторая основная, по мнению Менделеева, его служба Родине -преподавательская деятельность. Развитию образования и подготовке кадров Менделеев придавал исключительное значение, считая это важнейшим источником и условием социально-экономического развития страны. Третья сфера деятельности, определенная Менделеевым как важнейшая служба на благо России — это труд, направленный на развитие промышленности. Сам Менделеев однажды заметил: «Мне говорят, ведь вы химик, а не экономист, зачем же входите не в свое дело? В каких же условиях сформировалась личность великого ученого, кто и что в наибольшей степени повлияли на развитие его многогранных способностей и талантов? Дмитрий Иванович Менделеев родился 27 января 8 февраля по новому стилю 1834 года в Тобольске, последним - 17-ым ребенком в семье. Его отец Иван Павлович был родом из Тверской губернии. После окончания в 1807 году филологического отделения Главного педагогического института в Петербурге он был направлен учителем в Тобольск, где через два года женился на будущей матери Дмитрия Менделеева Марии Дмитриевне Корнильевой, происходившей из старинной русской семьи фабрикантов Корнильевых. Незаурядный ум и организаторские способности помогли Ивану Павловичу сделать успешную карьеру на ниве образования и к моменту рождения Дмитрия он был директором училищ Тобольской губернии и Тобольской классической гимназии, в которой с 1841-го по 1849 год учился будущий великий химик. Дмитрий рано научился читать, писать и считать, но нужно признать, что в гимназии он учился без особых успехов, добросовестно относясь к тем предметам, которые ему нравились это математика, физика и история. Только угроза остаться на второй год заставляла его заниматься и другими предметами. Менделеевы были в Тобольске и округе людьми известными и гостеприимными. В круге их общения среди других были и декабристы, причем 36 К 185-летию великого русского российского ученого и гражданина России -Дмитрия Ивановича Менделеева и 150-летию его наследия -«Периодического закона для химических элементов». В доме Менделеевых часто бывали коллеги Ивана Павловича по гимназии. В течение всей жизни Д. Менделеев хранил в своей библиотеке все издания этой книги. После окончания гимназии по правилам тех лет Дмитрий Менделеев должен был продолжать свое образование в Казанском университете, к которому была приписана гимназия. Однако мать хотела дать сыну более престижное образование. Получить разрешение на поступление в Московский университет не удалось, и Менделеевы в 1850 году направились в Петербург, где Дмитрий пошёл по стопам отца, оказавшись в Главном педагогическом институте. Интересно, что более престижным тогда в городе считалось обучение в Медико-хирургической академии, но Митя наотрез отказался от карьеры медика после посещения анатомического театра. В педагогический в тот год приёма не было, но товарищи отца по совместной учёбе в этом институте посодействовали принять вступительные экзамены у сына учителя, благо в институте был немалый отсев студентов. В итоге Дмитрий в конце лета был зачислен «казённокоштным» студентом на физико-математический факультет. На сей раз он учился с большим интересом, что позволило Менделееву быстро выдвинуться в число лучших студентов института. Он по-прежнему увлекался математикой, химией, физикой и историей, уделял большое внимание минералогии. Приведем здесь только один эпизод, свидетельствующий об отношении Дмитрия Менделеева к учебе и показывающий силу его духа. В январе 1853 года с диагнозом чахотки он попал в институтский лазарет. С целью укрепления его здоровья институт обратился с ходатайством к министру народного просвещения о переводе студента Менделеева для продолжения обучения в более комфортном климате в Киевском университете. Однако ходатайство осталось без удовлетворения. А сам Дмитрий, вместо того, чтобы отчаяться, написал лечащему врачу просьбу разрешить ему сдать очередной экзамен. Такого в институтском лазарете прежде никогда не случалось, но разрешение он получил и экзамен успешно сдал. При выпуске из института первой значительной исследовательской работой, выполненной Менделеевым под руководством профессора Александра Абрамовича Воскресенского, которого называли «дедушкой русских химиков», стала диссертация по изоморфизму «Изоморфизм в связи с другими отношениями кристаллической формы при различии в составе». В ней Менделеев исследовал явление, суть которого заключалась в способности некоторых веществ заменять друг друга в кристаллах, не меняя при этом формы кристаллической решетки. Эта первая работа определила главное направление в научном поиске Менделеева и привела к открытию периодического закона. В 1855 г. По состоянию здоровья Менделеева направляют на юг учителем гимназии в Крыму. Но там шла война, гимназия в Симферополе была закрыта. Однако именно в этот период произошла его встреча со знаменитым врачом профессором Николаем Ивановичем Пироговым, который руководил медицинской частью на театре военных действий. Обратиться к нему посоветовал еще в Петербурге профессор Н. Здекауэр, вручив рекомендательное письмо, в котором описал своё беспокойство по поводу состояния молодого учителя. Пирогов внимательно осмотрел Менделеева, успокоил его, дал много советов, как ему беречь свое здоровье. Возвращая письмо сказал: «Сохраните это письмо и когда-нибудь верните Здекауэру. Вы нас обоих переживёте». Ободренный таким напутствием, Менделеев перебрался из Крыма в Одессу, где начал активно готовиться к защите диссертации на звание магистра в Петербургском университете, диплом которого давал право заниматься наукой. В 1857 г. Менделеев блестяще защитил диссертацию на тему «Удельные объемы», которая стала продолжением его исследований по изоморфизму. После защиты он получил должность приват-доцента на физико-математическом факультете Университета. Проводя научные исследования, Менделеев стремился апробировать полученные результаты в зарубежных университетах, которые обладали превосходной лабораторной базой. Так, в январе 1859 года он направился в Гейдельберг, в знаменитом университете которого работали многие крупные ученые. Туда он поехал с собственной программой научных исследований связи физических и химических свойств веществ.

Детство Дмитрия Ивановича Менделеева 1834-1907 называют человеком-энциклопедией. Настолько разносторонними были его интересы и обширными познания. Химик, физик, геолог, метеоролог, экономист, технолог, приборостроитель и педагог: все это о Менделееве. Дмитрий Менделеев, внук священника, родился в Тобольске, в семье директора местной гимназии. Он был семнадцатым младшим ребенком. В те трудные времена не каждый ребенок доживал до зрелого возраста, восемь его братьев и сестер умерли в младенчестве, еще до того, как им успели дать имена, а одна из сестер скончалась в 15 лет. Мать Менделеева была выдающейся женщиной, из старого купеческого рода просветителей и меценатов, владельцы Сибирских стекольных заводов что сыграло важную роль в биографии Дмитрия Менделеева. Будучи поздним ребенком, он недолго жил с отцом. Иван Менделеев потерял зрение из-за катаракты, операция не принесла значимого облечение, а впоследствии он скончался, когда младшему сыну исполнилось всего 13 лет. Мария Менделеева, мать ученого, проявила решительность и стала управляющей стекольной фабрики, чтобы прокормить семью. Это был смелый шаг для матери и вдовы. Она задалась целью дать детям достойное образование и особенно ее заботил одаренный младший ребенок. Мария Менделеева хотела, чтобы Дмитрий учился в Московском университете, но он мог поступить лишь в Казанский, так как абитуриенты были «привязаны» к определенному региону. Тогда его решили отправить в Санкт-Петербург, где он стал студентом Главного педагогического университета. Юность Менделеева Словно выполнив свою миссию, в том же году Мария Менделеева скончалась.

Главным местом работы в 1857-1890 гг. Приступив к чтению курса неорганической химии в Петербургском университете, Д. Менделеев начал писать свой учебник «Основы химии». В ходе работы над ним в феврале 1869 г. Дмитрий Иванович открыл один из фундаментальных законов природы, систематизировав 56 известных тогда химических элементов в таблицу, которая сегодня дополненная до 114 элементов висит в каждом кабинете химии во всех странах мира. Впервые таблица была опубликована 26-27 марта 1869 г. Фундаментальный вклад учёного в науку не ограничивается этими двумя достижениями. Менделеев написал 432 фундаментальные работы , из которых 40 — посвящены химии, 106 — физической химии, 99 — физике, 99 — технике и промышленности, 37 — экономике и общественным вопросам, 22 — географии, 29 — сельскому хозяйству, воспитанию, другим темам. Заботясь о развитии отечественной промышленности, Менделеев не мог обойти проблемы охраны природы. Уже в 1859 г. А в статье «Вода сточная» он подробно рассматривает меры по очистке сточных вод промышленных предприятий. В 1863 году Д. Менделеев предложил идею использования трубопровода при перекачке нефти и нефтепродуктов, объяснил принципы строительства трубопровода и представил убедительные аргументы в пользу данного вида транспорта.

Дмитрий Менделеев: Истинное дело учителя делается исключительно нервами...

Дмитрий Иванович Менделеев – русский учёный-энциклопедист, открывший таблицу химических элементов. Брат Дмитрия Ивановича, Иван Иванович Менделеев, работал в Томске смотрителем переселенцев Томской губернии (занимался проблемами переселенцев из Европейской России). Дмитрий Иванович Менделеев (1834–1907) по образованию был педагогом — окончил Главный педагогический институт и два года работал учителем в гимназии. В 1865 году Дмитрий Иванович представил ученому совету физико-математического факультета университета докторскую диссертацию «Рассуждения о соединении спирта с водою». Дмитрий Иванович отдал преподаванию много лет, сам был потомственным педагогом – его отец служил директором тобольской гимназии. Завершилась праздничная неделя конференцией «Дмитрий Иванович Менделеев «Умеющий видеть сквозь время».

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий