Я подумал: музыка к сериалу "Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона" тяготеет над Дашкевичем, как проклятие над родом Баскервилей. Композитор Владимир Дашкевич РИА Новости. 20 января 1934 года родился знаменитый советский и российский композитор и теоретик музыки — ВЛАДИМИР ДАШКЕВИЧ К основным сочинениям Владимира Дашкевича относятся: симфония (1962), оратория «Фауст» (1964), опера «Клоп» (1972), концерт для виолончели с. Влади́мир Серге́евич Дашке́вич — советский и российский композитор, теоретик музыки. Заслуженный деятель искусств Российской Федерации (2002).
Дашкевич Владимир Сергеевич
Композитор Владимир Дашкевич стал лауреатом Национальной кинематографической премии «Ника» в номинации «Лучшая музыка к фильму» за музыкальные композиции к фильму Юрия Грымова «Три сестры». Награду ему вручали композитор Максим Дунаевский и певица Тамара Гвердцители. Коллектив театра «Модерн» поздравляет Владимира Сергеевича с заслуженной наградой!
Владимир Сергеевич Дашкевич родился в Москве в 1934 году, окончил Московский институт тонкой химической технологии и Музыкально-педагогический институт имени Гнесиных.
С 1970 года регулярно писал музыку для кино. Она звучала в таких фильмах, как «Красавец мужчина», «Ярославна, королева Франции», «Бумбараш», «Собачье сердце». Наибольшую известность композитору принес цикл телефильмов Игоря Масленникова о Шерлоке Холмсе и мелодрама этого же режиссера «Зимняя вишня».
Мелодии композитора сопровождают нас с самого детства и переносят в пространстве и времени. Например, помогают зайти в гости к сказке или отправляют в Лондон XIX века, прямиком на Бейкер-стрит. Кто помогал Дашкевичу сочинять музыку и что она такое в его понимании, выяснил корреспондент "Известий" Максим Прихода. Поделиться Его музыку слышал каждый: композитору Дашкевичу исполнилось 90 лет Его музыку слышал каждый: композитору Дашкевичу исполнилось 90 лет "В музыке есть только одно качество — это запоминаемость. Если музыка запоминается на один год — это ничего, если запоминается на десять — лучше, классика начинает запоминаться с 50 лет", — заметил Дашкевич. Песня Бумбараша "Ходят кони" на музыку Дашкевича в легендарном одноименном советском фильме известна каждому.
Эта мелодия также использовалась в различных сюжетах «Ералаша», а в 1982 году - в фильме «Там, на неведомых дорожках…», в том числе в песне «Приходите в гости к нам», для которой Юлий Ким написал слова. С 1979 года по 1986 год работал над музыкой для цикла фильмов «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона». Известность получила и написанная композитором главная тема к кинофильму «Собачье сердце». Составители «Новейшей истории отечественного кино» характеризуют Владимира Дашкевича как композитора-актера, который «превосходно умеет соответствовать задачам игровым, театральным, стилизаторским». Эти качества, проявившиеся в дебютном «Бумбараше», были продолжены в других фильмах с участием Дашкевича. В 1996-2008 годах Владимир Дашкевич был композитором в передаче «Джентльмен-шоу».
Известный композитор Владимир Дашкевич отметил 80-летний юбилей
российский композитор, известный в основном своей музыкой к фильмам. По словам Дашкевича, Масленников не только понял, что эта музыка идеально подходит фильму, но и догадался, что композитор, скорее всего, сымпровизировал. 20 января 1934 года родился знаменитый советский и российский композитор и теоретик музыки — ВЛАДИМИР ДАШКЕВИЧ К основным сочинениям Владимира Дашкевича относятся: симфония (1962), оратория «Фауст» (1964), опера «Клоп» (1972), концерт для виолончели с. Утро в городе, Юлий Ким, Владимир Дашкевич, Леонид Каневский, Лео - Планы жуликов. Для начала Дашкевич вместе с поэтом Юлием Кимом сочинил песни к фильму «Бумбараш». Сегодня, 20 января, исполняется 90 лет заслуженному деятелю искусств РФ, лауреату Государственной премии СССР, члену Гильдии композиторов Союза кинематографистов России Владимиру Сергеевичу Дашкевичу.
ДАШКЕ́ВИЧ ВЛАДИМИР СЕРГЕЕВИЧ
В главной категории "Лучший фильм" выдвинуты шесть картин. Фильм-обладатель премии в этой номинации станет известен в конце вечера.
Ищут кони водопою! И в течение нескольких минут эти три ноты записал", — вспоминает Дашкевич. Музыкальная заставка телепередачи "В гостях у сказки" тоже результат работы Дашкевича. Но она пошла в эфир. Она, в общем, 20 лет была заставкой в программе "В гостях у сказки". Ее попросил использовать Михаил Юзовский в фильме "Там, на неведомых дорожках...
Дашкевич написал музыку к 30 спектаклям и более чем к сотне кинофильмов, в числе которых - культовые "Шерлок Холмс и доктор Ватсон", "Бумбараш", "Собачье сердце". Работал и с "крупными формами", написав 9 симфоний, 3 оперы, 5 мюзиклов, 5 инструментальных концерта. А еще у него множество произведений камерной, программной и вокальной музыки. Дашкевич всегда интересовался европейской культурой и умел тонко передать британский характер - почти все фильмы советской поры с "британскими" персонажами озвучены именно им. Даже мультфильмы по мотивам сказок английского детского писателя Дональда Биссета!
В 1938 году был репрессирован, в 1954 освобожден. Мать, Дашкевич Анна Ильинична, урожденная Шнеерсон, родилась в 1906 году в Сураже Черниговской губернии в еврейской семье. В 1950 Дашкевич поступил в Московский институт тонкой химической технологии, по окончании которого получил диплом инженера-химика. После вуза, параллельно с работой по полученной специальности, учился музыке, посещая семинар самодеятельных композиторов. Занимался под руководством Филиппа Гершковича и Николая Каретникова. В 1962 году Дашкевич получил второе высшее образование - музыкальное, окончив Музыкально-педагогический институт имени Гнесиных.
Владимир Дашкевич
Она, в общем, 20 лет была заставкой в программе "В гостях у сказки". Ее попросил использовать Михаил Юзовский в фильме "Там, на неведомых дорожках... И вот возникла эта песня", — заметил Дашкевич. Впечатление, что открывается дыра в пространстве и оттуда что-то идет, и ты не видишь того, кто это послал, — рассказал Дашкевич. Главная тема к кинофильму "Собачье сердце" 1988 года тоже была написана Дашкевичем. Этого пса никто не заставлял быть человеком, он ни в чем не виноват.
По вопросам, связанным с использованием контента Правообладателей, не имеющих Лицензионных Договоров с ООО «АдвМьюзик», а также по всем остальным вопросам, просьба обращаться в службу технической поддержки сайта на skymuz yandex.
Это замечательный концерт Геннадия Гладкова с гениальной ораторией "Свифт". Это прекрасная Шестая симфония Алексея Рыбникова. Да что там, у нас полно достойных сочинений, которые не исполняются. Во-первых, играть новые сочинения всегда рискованно. На это отваживались только выдающиеся мастера, такие как Ростропович, который сыграл около 300 премьер. На это шел Борис Александрович Покровский, в свое время заказавший мне "Ревизора". На это идут Минин, Федосеев, иногда новую музыку играет Гергиев. Во-вторых, за новую музыку, а она в отличие от классики находится в зоне авторского права, надо платить, и довольно прилично. Бывает, после концерта посидели, выпили, подходит администратор и говорит: "Владимир Сергеевич, может, напишете отказ от авторских, а то нам нечем платить оркестрантам". А что делать? Приходится писать отказ. Это все результат непродуманной музыкальной политики. Чтобы современная музыка чаще звучала, музыкантов надо стимулировать. За очередное исполнение нового произведения они должны получать дополнительное вознаграждение. Иначе они будут играть его только один раз - причем себе в убыток - и больше никогда к нему не вернутся - Может, не в музыкальной политике дело? Может, композиторы измельчали? Я недавно на радио "Орфей" сделал годовой цикл передач, посвященный современным композиторам, в том числе и российским. И обнаружил у нас грандиозный запас музыки, который может сделать честь любой стране и даже вывести Россию на лидирующие позиции. Я не буду приводить в пример США - там хорошая музыка пишется только за очень большие деньги. Но у нас есть блистательные сочинения Свиридова, Таривердиева, Гаврилина. Есть потрясающие произведения Вайнберга, который до конца не раскрыт. И есть замечательная музыка кинокомпозиторов, прошедших серьезную школу общения с массовой аудиторией. Здесь опять же Геннадий Гладков, Артемьев, Рыбников. Целое созвездие имен! Идет тотальное наступление маленького формата. Почему наши лучшие композиторы стали даже себе в убыток активнее работать в крупных формах? Потому что почувствовали необходимость что-то противопоставить катастрофическому сползанию в микроформат типа "М-м, Данон". Маленький формат рождает маленького человека с коротенькими мыслями, с клиппированным сознанием, который никакую модернизацию не потянет. Это я вам говорю как инженер, отдавший заводу одиннадцать лет своей жизни. Когда я был мальчишкой, мы во время войны с ребятами слушали у репродукторов Седьмую симфонию Шостаковича, а она, между прочим, идет 70 минут. Вы можете сегодня представить себе мальчика или девочку, которые будут на улице или даже у себя дома слушать музыку такого масштаба? Была одна на всю страну радиоточка. При диком информационном дефиците отводилось огромное время на классическую музыку. Во время войны Москва три часа транслировала оперу Чайковского "Пиковая дама". Это было в порядке вещей. Со времен Николая I считалось хорошим тоном бывать в театре, ходить в оперу, слушать концерты. Между прочим, при Сталине эта традиция сохранялась... Выпустите постановление, где вы кого-то поругаете, покажите, что вы знаете такие слова, как "опера", "контрабас", "дирижер". И тогда возвратится мода на слушание музыки крупного формата. Только крупный формат рождает личность. Личности возникают, когда для чтения есть романы Льва Толстого, Достоевского, Тургенева. Когда для слушания имеются симфонические произведения Шостаковича, Скрябина, Рахманинова. Для России это чрезвычайно важно. Россия в 50 раз больше Бельгии, в 20 раз больше Индии и в 10 раз больше Китая. У нас огромная территория, которую надо заполнять каким-то силовым полем, чтобы граждане чувствовали себя единой нацией. Раньше эта территория заполнялась русским фольклором, русской симфонической музыкой, операми. Но если для стран Евросоюза малый формат дает возможность накрошить "лапшу" и создать из нее некий музыкальный Евросоюз, где нет никакой национальной идентификации, то для России это будет просто распад. Ее же надо чем-то соединять, потому что рыночная экономика наших людей пока только разъединяет. Попса - идеальный способ снижения самооценки - Мне что-то не очень верится, что оперы и симфонии цементируют нацию.
Никогда такой цифры не было! Ноты хранятся вечно, как рукописи и книги в библиотеке. Разве можно написать на книге, например, Льва Толстого: «Уничтожить через десять лет»? В нотном архиве «Ленфильма» хранится лучшая музыка отечественных композиторов. Моих там около тридцати партитур — кроме «Холмса» еще «Собака Баскервилей», у которой свое название на партитуре, «Зимняя вишня», «Собачье сердце» и много шипов режиссерских фономатериалов Игоря Масленникова и Владимира Бортко. Также требуется объяснение, что они принимают на хранение. Я никогда не давал на это согласия. Впервые об этом слышу и почти убежден, что это не так. Они путаются в том, что говорят. До этого они написали, что собираются хранить все у себя. Это лукавство.
Как свадьба соседки и Шерлок Холмс изменили судьбу Владимира Дашкевича
Впоследствии композитор создавал музыку ко многим фильмам, мультфильмам и драматическим спектаклям. Со знаменитым композитором Владимиром Дашкевичем, чьи произведения обожают миллионы слушателей («Шерлок Холмс и доктор Ватсон», «Бумбараш», «Зимняя вишня» и т.д.), очень хочется говорить о музыке и высоких материях, но, увы, случилось иначе. В номинации «Лучшая музыка к фильму» премию «Ника» в этом году получил композитор Владимир Дашкевич за картину «Три сестры». Но Дашкевич писал не только музыку к фильмам и театральным постановкам, ему подвластны самые разные музыкальные жанры: симфонии, оперы, концерты. Со знаменитым композитором Владимиром Дашкевичем, чьи произведения обожают миллионы слушателей («Шерлок Холмс и доктор Ватсон», «Бумбараш», «Зимняя вишня» и т.д.), очень хочется говорить о музыке и высоких материях, но, увы, случилось иначе.
Как свадьба соседки и Шерлок Холмс изменили судьбу Владимира Дашкевича
Ясно, что музыка Дашкевича к фильмам "Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона" стала его визитной карточкой — это удивительно точное попадание в стилистику цикла фильмов никова. Не так давно стало известно о вопиющем случае на территории «Ленфильма»: там выбросили гору архивных бумаг, среди которых якобы обнаружились партитуры с музыкой к известным фильмам. Владимир Дашкевич в разделе музыка в Одноклассниках. В номинации "Лучшая музыка к фильму" премию получил Владимир Дашкевич за картину "Три сестры". прим. ред.) решил поставить на такую карту, на то поле, на котором он еще не играл.
«Легенды музыки». Владимир Дашкевич
Это тоже оказалось занятным — близорукому Владимиру пришлось наизусть выучить таблицу проверки остроты зрения, чтобы его допустили к занятиям. В аэропорт он приходил утром, спрятав очки. Садился в двухместный самолет, по команде пилота вылезал на крыло, прыгал, в полете открывал парашют, затем надевал очки и направлял парашют к кресту. На тринадцатый раз он потерял в воздухе очки и забыл вовремя раскрыть парашют. Его отнесло на станцию Мытищи-товарная, там он с треском приземлился в метре от остановившегося товарного состава. Спустя минуту подъехала машина с начальством, а еще через минуту его вышибли из коллектива. Так мало-помалу отсекались его возможности. Но оставалась музыка. В 1957-м году он узнал, что при Московском союзе композиторов работает семинар, который проходил раз в неделю по воскресеньям. На семинаре были совершенно замечательные люди — стоит упомянуть хотя бы будущего балетмейстера Владимира Васильева.
Владимиру там несказанно повезло — он познакомился с Николаем Каретниковым. Это был автор балетов и симфоний, кроме того, он писал музыку к фильмам. Возрастом он был лишь ненамного старше Дашкевича, а по взглядам был схож с приверженцами додекафонии и шестидесятниками. Несмотря на то, что, как педагог Каретников был очень строгий, он сразу и безоговорочно одобрил незрелые опусы Владимира. Второй удачей юноши стало его знакомство с беженцем из фашисткой Германии, еврейским музыкантом по имени Филипп Моисеевич Гершкович. По тем временам это была легендарная личность. Позже он переехал в Вену, куда его пригласило Венское общество Албана Берга, чьим учеником он был в юности. Являясь фанатом нововенской школы, он был к тому же весьма парадоксальным философом. В итоге он стал гуру российского авангарда.
С Дашкевичем же его свела лишь прихоть судьбы. Но так как Филипп Моисеевич, как ни странно, совершенно не играл на фортепиано, его уроки превратились в диалоги с Дашкевичем. И все сочинения, которые он разбирал на своих занятиях, играл молодой Владимир. Гершкович был довольно необычным преподавателем: он мог без паузы почти два часа разбирать два такта из пьесы Бетховена. Вот тогда-то будущий композитор и ощутил самый что ни на есть мистический ужас перед невообразимыми тайнами сочинения музыки. И если не в это самое время из него стал формироваться композитор, то, по крайней мере, именно эти два педагога сделали из него музыканта. Кроме того, именно Каретников взял на себя мужество заявить отцу Владимира, что юноше суждено стать композитором. Тот уже много чего повстречал на своем веку, а потому встретил весть хоть и без восторга, но уважительно, заявив, что его сын должен решить для себя сам, кем он хочет стать. Как вы уже могли понять, родитель Владимира был человеком, весьма далеким от музыки.
Конечно, он был гуманитарием, но уважал и технические науки. Сам он занимался техническими переводами с английского, немецкого и французского языков. Поэтому профессия инженера была для отца более понятна, чем статус композитора. Владимир вполне его понимал. У него не было возможности поступить в музыкальное училище, так как не хватало справки об окончании музыкальной школы. Для страны, в которой бумажки значили чуть больше, чем все остальное, это была просто безнадежная ситуация. Как ни странно, это и сыграло положительную роль. У него был аттестат об окончании десяти классов общеобразовательной школы, а значит, его просто обязаны были принять в любое высшее учебное заведение. В том числе и в консерваторию.
На этот раз — уже по музыке. Обучался он в Музыкально-педагогическом институте имени Гнесиных, в классе Арама Хачатуряна. Перед началом учебы Впервые его собственная тема прозвучала в 1973-м году в фильме «Капля в море». Та сказочная тема позже стала известной и популярной благодаря передаче «В гостях у сказки», где она была использованы в качестве музыкальной заставки. В различных вариациях она также потом использовалась в сериале «Ералаш». Но до этого молодому Дашкевичу еще предстояло пройти обучение у Арама Хачатуряна. За работой В 1959-м году он стал усиленно готовиться к поступлению. Уяснив для себя, что ему придется для этого сдавать дьявольски сложные экзамены по сольфеджио и гармонии, то есть все то, чему его никто никогда толком-то и не учил, он быстро разузнал место жительства педагога Валентины Алексеевны Таранущенко, которая могла ему дать частные уроки. Валентина Алексеевна жила в коммунальной квартире, в которой занимала две комнаты.
Они были совсем маленькие, и когда с восьми утра до полуночи там толпилось человек двадцать будущих абитуриентов, то негде было и упасть яблоку. В основном этими абитуриентами были молоденькие, лет шестнадцати, девушки. В той же комнате было еще пять кошек и шесть попугаев, а сама Валентина Алексеевна оказалась тем еще язвительным скептиком. Вместе с тем она обладала на редкость притягательным взглядом и проницательным умом, что не могло не покорить Владимира. Сам Владимир признался, что Валентина Алексеевна была гениальным педагогом. Вместо того чтобы высмеивать или отговаривать его, она наиграла ему двухголосое сочинение, которое парень должен был записать как диктант нотами. Что тот и сделал минут за пять. Затем она дала ему задачку по гармонии: мелодию, которую тот должен был дополнить еще тремя голосами. Он тоже сделал работу, сдал ее — и получил обратно листок, где все ноты перечеркивала красная линия.
Дело в том, что надо было четыре голоса разделить по парам, и два из них записать на верхней, а два — на нижней линейке, а Владимир записал на верхней строке мелодию, а остальные три голоса — на нижней строке. Вот тогда-то она и поняла, что Владимир действительно ничего не знает. Ее это не смутило. Она просто стала давать ему таких задачек по два-три десятка штук в день, и Владимир их решал в течение дня. Она также читала ему лекции по сведению голосов. И быстрое продвижение юноши определенно производило на нее впечатление. Но далеко не все было так гладко, как хотелось бы. Дело в том, что Владимир продолжал работать на заводе, кроме того, он был офицером запаса химических войск. Примерно в это же время ему пришла повестка о том, что он должен отправиться на трехмесячные сборы для военной переподготовки.
Это рушило все планы молодого человека, и он решил пойти на уголовное преступление… Симулянт Владимиру Дашкевичу предстояло решить серьезную проблему — избежать нарушения всех его планов, которые, несомненно, были бы уничтожены, повинуйся он повестке. Оставалось только одно. Дело было в январе, и «находчивый» абитуриент попросту пошел босиком от метро до своего дома. Примерно пятьсот метров такой прогулки не привели даже к насморку. Тем не менее на следующий день он, надеясь на чудо, вызвал на дом врача. Его градусник показал температуру 38,6. Врач выписал ему бюллетень, и пошел дальше, а температура таинственным образом вновь пришла в норму. Отец отреагировал только тем, что назвал его симулянтом. Этим юноша не ограничился.
Он показал повестку на работе и получил три месяца, которые решил отвести на подготовку к экзаменам. И благополучно их прогулял. Однако это помогло мало — в консерваторию он так и не поступил. Сначала-то он шел в лидерах, однако его срезал на истории СССР доцент Трелин, давно уже прославившийся тем, что срезал неугодных. На вопросы Владимир отвечал хорошо, поэтому абитуриенты устроили бунт, потребовав, чтобы Владимиру позволили пересдать неуд. Члены комиссии вроде как сдались, но экзамен превратили в фарс: не давая бедному абитуриенту вставить и слово, двое быстро задавали вопросы, отвечали, что «неправильно», и снова завалили его. Свидетелей такого беспредела не было. Валентину Алексеевну это не удивило. Она попросту предложила отнести документы в Гнесинский институт.
Сначала он стал посещать семинар самодеятельных композиторов, а в 1962 году Владимир получил второе образование — музыкальное, окончив Музыкально-педагогический институт имени Гнесиных. Композиторский класс ему передал сам Арам Хачатурян. Творчество Владимира Дашкевича на новом поприще оказалось очень плодотворным. Он написал 9 симфоний, 3 оперы, 5 мюзиклов, 5 инструментальных концерта, у него множество произведений камерной, программной и вокальной музыки. Но, конечно, наиболее популярной стала его музыка к более чем 100 спектаклям и фильмам, в том числе знаковых театральных и кино режиссёров. Начал он с того, что вместе со своим другом Юлием Кимом , написал песни к своему первому большому и оригинальному кино — «Бумбарашу». В 1973 году в фильме «Капля в море» впервые прозвучала его знаменитая «сказочная тема», которая потом стала музыкальной телезаставкой передачи «В гостях у сказки».
Эта мелодия также использовалась в различных сюжетах «Ералаша», а в 1982 году — в фильме «Там, на неведомых дорожках…», в том числе в песне «Приходите в гости к нам», для которой Юлий Ким написал слова в картине «Капля в море» песня имела другой текст и называлась «Шапка-невидимка» Понравился маленьким зрителям и сказочный мюзикл Автора — «Пеппи Длинныйчулок». Очень мелодичны и трогательны по настроению романтические «Голоса морей» в исполнении Михаила Боярского из фильма по мюзиклу. Не чужд Владимир Сергеевич и работе над мультфильмами. Замечательна его россыпь мелодий с джентльмено-английским уклоном к старым добрым кукольным мультфильмам по мотивам сказок английского детского писателя Дональда Биссета. Широка популярность музыкальных тем композитора из многих знаменитых фильмов. Например, удивительно красивой лирической мелодии из сверхкассовойв своё время картины «Зимняя вишня».
Продолжать наслаждаться жизнью и творить! Благодарных и любящих учеников и последователей! Творческого долголетия!
Хочется верить, что Владимир Дашкевич продолжит радовать нас своими произведениями еще многие годы. Последние записи:.
Даже песни из "Бумбараша" не так въелись в уши, как музыкальные темы "Шерлока Холмса". Вот и вас хочу спросить: не обидно ли, что широкая публика знает вас преимущественно по "Шерлоку Холмсу"? Классическую музыку у нас любят те же полтора процента населения, и это весьма солидное число меломанов. Что же касается "Шерлока Холмса", то даже по чисто коммерческим признакам я вижу интерес не только к нему.
Рекламщики покупают у меня лицензии на музыкальные темы и "Бумбараша", и "Собачьего сердца", и "Зимней вишни"... У меня 10-12 таких хитов. И у многих кинокомпозиторов - например у Пахмутовой - есть замечательные песни. Но две вещи несколько снижают мое отношение к такой киномузыке. Во-первых, она написана в миноре, и во-вторых, это песенный жанр. А "Шерлок Холмс" - симфоническое произведение, и притом мажорное.
Русский человек любит пить горе стаканами, и все блатные песни написаны в миноре. Но минорный блатняк превращает страну в зону. Для здоровья общества это небезопасно. Каждая такая песенка - крошечный шажок вниз по лестнице. Поэтому меня обнадеживает, что мажорные темы "Шерлока Холмса" запомнились, стали популярны. Значит, общество интуитивно чувствует потребность в позитиве.
В таком случае можно ли сказать, что киномузыка - это классическая музыка, адаптированная к массовой аудитории? Длинное музыкальное высказывание привлекательно только тогда, когда вы его запоминаете. Чем Моцарт поразил Сальери? Тем, что придумал совершенно идеальную формулу запоминающегося длинного высказывания. Оно длинное, но оно несет много эмоций, много мыслей и поэтому запоминается простыми людьми. Веками композиторы создавали обратную связь с огромной культурной аудиторией.
В ХХ веке авангард эту связь разрушил. Кинематограф же ее восстановил. Киномузыка в ХХ веке являлась мировым фольклором, лучшие музыкальные произведения были написаны для кино. А русская киномузыка стала мировым лидером - достаточно назвать имена Шостаковича, Таривердиева, Свиридова, Гаврилина... Кстати, Шостакович был и первым кинокомпозитором, поскольку в юности работал тапером в немом кино. В ХХ веке вообще происходили интересные вещи - например, киномузыка становилась материалом для новых симфонических форм.
Вот и я из музыки к "Шерлоку Холмсу" сделал киносимфонию. У меня, слава богу, хорошая память, я помню не только то, что вошло в фильм, но и то, что режиссеры отклонили. И это все становится материалом для новых музыкальных форм. Сейчас фильмы скучно слушать - Вы теперь часто отказываетесь участвовать в том или ином кинопроекте? Не возьмусь за картину и в том случае, если сценарий мне неинтересен. Кино сползает с тех высот, на которых оно было в XX веке.
И сползает в том числе потому, что режиссер не ставит высоких художественных задач перед композитором. Трудно представить себе, что сегодня кто-нибудь решится снять картину типа "Шербурские зонтики". Ведь успех таких фильмов зависит от композитора, от того, найдет ли он супертему, на которой, собственно, все здесь и держится. Те же "Шербурские зонтики" - фактически опера, которую можно петь вне картины. Кино рождено быть немым. Оно немым и родилось.
А нынешнее говорящее кино - это, по сути, радиопьесы, подчас скучно снятые, или, наоборот, снятые с большим количеством видеоэффектов. Но эти видеоэффекты можно спокойно вынуть и показывать отдельно, потому что в создании цельного художественного образа они не участвуют, да и не получается никакого цельного образа. Музыка - тот цемент, который в кино скрепляет и драматургию, и актерскую игру, и весь режиссерский замысел. Например, я писал музыку к фильму Абдрашитова "Слуга". Это фильм о том, как шофер стал дирижером. Если не придумать музыкальный ход и не оснастить его высококлассной музыкой, то снимать просто нечего будет.
Потом пришли новые времена, и режиссеры, заказывая музыку, рисковать перестали. И это сразу сказалось. Интонация фильмов закисла.