Новости что за праздник рождество христово

великий христианский праздник, который мы отмечаем сегодня 7 января, - предсказаны и пред-описаны с потрясающей точностью и детализацией.

Рождество: история и традиции праздника

Также со дня Рождества начинаются Святки. В этот период незамужние девушки гадают на суженого, а хозяйки очага привлекают удачу и достаток в дом. При этом церковь не поощряет мистические обряды и ритуалы. Рождество — 2024: что можно и нельзя делать Приготовления к празднику важно завершить до знаменательной даты — в само Рождество убирать дом и заниматься рукоделием не стоит. А вот следить за чистотой тела и выполнять банные процедуры не возбраняется. Несмотря на окончание поста, злоупотреблять алкоголем и праздничными блюдами нельзя, иначе торжество может превратиться в нетрезвую перебранку.

Главное — не омрачать праздник ссорами, конфликтами и бранью. Все дурные помыслы нужно гнать от себя. Также ни в коем случае нельзя отказывать в помощи просящему. Ранее «Известия» рассказывали, как Рождество отмечают католики и какие традиции праздника существуют в западных странах.

Для прихожан, не сумевших посетить службу ночью, проходят поздние Божественные литургии с утра 7 января. Рождество — семейный праздник, его принято отмечать в компании самых близких людей за рождественским столом и дарить подарки. Перед тем, как отдать должное праздничным блюдам, каждый присутствующий должен съесть хотя бы ложку кутьи. Традиционным рождественским блюдом считается запеченная птица, обычно гусь или утка. Также на Рождество с древности было принято печь пироги, которыми, в том числе, угощали колядующих. Кстати, о колядках.

Традиция наряжаться и ходить по домам, распевая особые песни-колядки и получать за них угощение и деньги, существует еще со времен язычества. Русский народ сменил веру, но хорошую традицию забывать не стал, просто к песням-пожеланиям хорошего урожая и благополучия прибавились и песни, прославляющие Христа. Сегодня традиция ходить по домам за угощением практически ушла в прошлое, но в небольших станицах и поселках ее еще поддерживают, в основном, конечно, дети. Еще одна традиция, которая осталась лишь в памяти предков — сжигание рождественского снопа. Во время сбора урожая сноп пшеницы глава семейства ставил под иконами, как благодарность. В канун Рождества сноп сжигали, чтобы и новый урожай был богатым. Приметы на Рождество С древности по погоде на Рождество пытались предсказать погоду на весь год. Так, считалось, что мороз в праздник предвещает жаркое лето, а оттепель — холодную весну. Вьюге на Рождество радовались — значит, весна будет ранняя и теплая.

Согласно рассуждениям Тертуллиана, святого Киприана и других, дни страстей Христа и Боговоплощения совпадают. Пока древние христиане ограничивались в своем календарно-литургическом цикле празднованием Пятидесятницы и Пасхи, по времени почти совпадавшей с Боговоплощением, они, естественно, соотносили творение мира и ветхого Адама со временем пришествия в мир нового Адама — Христа. Так, например, в сочинении «О вычислении Пасхи» день 25 марта именовался днем творения мира, а день рождения, или воплощения, Христа приходился на четвертый день от сотворения мира, совпадая с днем творения солнца. Согласно достаточно распространенной, хотя и малодоказательной точке зрения, празднование Рождества Христова 25 декабря было установлено в Северо-Африканской и Римской Церквях до 311 года — года начала донатистского раскола. Данная датировка основывалась на свидетельстве блаженного Августина о том, что еретики не признавали Богоявление, или Откровение — поклонение волхвов новорожденному Спасителю, — отмечавшееся Церковью. И здесь нужно отметить: на 25 декабря как на празднование Рождества Христова указывает святитель Климент Александрийский. К тому, же есть косвенные свидетельства, что праздник отмечался уже в середине 30-х годов IV столетия. К подобным же выводам приводит и богатое гомилетическое наследие как западных, так и восточных проповедников. Так, например, рождественская проповедь приписывается папе Либерию, понтификат которого — 352—366 — приходится именно на означенный период. Северная Африка, один из величайших оплотов византийской культуры, стала местом творчества великих христианских проповедников и богословов, которые не обошли своим вниманием и рассматриваемый праздник. Оптат Милевийский Нумидия произнес 25 декабря 362 или 363 года проповедь на Рождество — самую раннюю из известных рождественских слов. По блаженному Августину, епископу Иппонскому, 25 декабря — исторический день рождения Христа, избранный Самим Христом, имеющий богооткровенное происхождение. Хотя североафриканская традиция празднования Рождества могла появиться, скорее всего, под влиянием латинской, сама римская практика оказывается отчетливо представленной только в рождественских проповедях святителя Льва Великого, папы Римского, — веком позднее. В то же самое время праздник Богоявления, отмечавшийся 6 января, означал для папы Льва еще не Крещение Господне, а поклонение волхвов, являющее откровение Бога язычникам — так же, как и для блаженного Августина. Оно было органичным завершением праздничного периода, который начинался 25 декабря. Миниатюра Особо следует сказать о совпадении празднования и попразднования Рождества Христова, отмечавшегося в декабре, с языческим праздником солнца и со связанными с ним римскими январскими календами. Подобно тому, как январский день Богоявления 6 января «совпал» по времени с аналогичным праздником гностиков, так и декабрьский день Рождества 25 декабря отмечался в одно время с римскими языческими торжествами. Данное сопоставление Рождества Христова и солнца, особенно тогда, когда Рождество стало устойчиво праздноваться 25 декабря, на третий день после зимнего солнцестояния 22 декабря , явилось своеобразным ответом-вызовом христиан на языческое празднование в честь непобедимого солнца sol invictus , введенное в Риме по указу императора Аврелиана в 274 году. Интересны в связи с вышесказанным размышления М. Скабаллановича: «Языческий римский культ с особенной торжественностью чествовал зимний солнцеповорот, но не в тот день, когда он происходил 8—9 декабря , а в те дни, когда он становился для всех ощутимым, именно в конце декабря. Праздник в честь этого солнцеповорота назывался днем Непобедимого dies Invicti , то есть днем непобедимого солнца, солнца, которого не смогла одолеть зима и которое с этого времени идет к весне. В одном римском календаре IV века именно 25 декабря показан этот языческий праздник. Приурочен он к этому именно дню, может быть, потому, что 18—23 декабря в римском культе посвящено было чествованию бога Сатурна, пожиравшему своих детей, — чествованию, потому носившему мрачный характер. Вышесказанное можно предварительно резюмировать следующим образом: празднование 6 января хорошо соотносилось с важнейшими событиями мировой истории — с творением мира и с Пасхой. Подобно тому, как ветхий Адам был сотворен в шестой день, так и Христос — новый Адам — в шестой день открывает Свое Божество после крещения во Иордане или в момент пришествия Богомладенца в мир. Указанные хронологические метки органично вписываются в систему византийских новолетий: 1 января, 1 марта, 1 сентября. Наиболее торжественно отмечались январские календы 1 января — через несколько дней после языческого праздника солнца. Означенное новолетие праздновалось в Византии не только язычниками, но и христианами. Начало времени, годового цикла, которое могло связываться с началом мира, с днем творения, в то же самое время оказывалось тождественным времени пришествия в мир Спасителя, Солнца правды, Христа. Конечно, этот праздник был народным, не без элементов языческих торжеств. Несомненно, что к римским календам восходят рождественские колядки. Праздник Рождества Христова, отмечавшийся 25 декабря, оказался столь убедительным и важным, что в течение IV—V веков он был принят повсеместно не только на Западе, но и на Востоке, включая самые отдаленные страны — Сирию и Армению. Андрей Рублев. Рождестиво Христово Проповеди святителей Григория Богослова и Григория Нисского на два отдельных праздника Рождества и Крещения подтверждают появление данных праздников в Константинопольской Церкви. Так, Григорий Богослов произнес два слова: 25 декабря 380 года — на Рождество и 6 января 381 года — на Крещение. Разделение праздников Рождества и Крещения, утвержденное им в Константинопольской Церкви, впоследствии подтверждается в проповеди святителя Прокла Константинопольского 434—446. В 386—388 годах святитель Иоанн Златоуст произносил проповеди, посвященные празднику Богоявления. В одной из них, сказанной 20 декабря 386 или 387, или 388 года, приготавливая народ к празднику Рождества, святитель назвал его «самым почитаемым и священным из всех праздников». В другой своей апологии он свидетельствует, что Рождество Христово в Антиохийской Церкви введено во второй половине 70-х годов IV столетия. Александрийская Церковь, как и другие Восточные Церкви, первоначально отмечала только праздник Богоявления — вплоть до первой трети V века. Скорее всего, праздник Рождества был введен в Александрии по инициативе святителя Кирилла Александрийского незадолго до Эфесского Собора. Павел, епископ Эмесский, проповедовал на праздник Рождества Христова 25 декабря 432 года в Великой церкви.

Перед рождественским вечером нужно покаяться: попросить прощения у родных и друзей, примириться с обиженным соседом. В Италии на рождественский стол подают рождественские куличи, похожие на пасхальные, и дарят сладости, похожие на нугу — «торрончино». В Германии принято готовить рождественскую выпечку: пряники, кексы и коричные звездочки. В большинстве европейских стран в это время готовят «рождественское полено» — рулет из бисквита, украшенный сливками и шоколадной глазурью. В западных странах принято подавать рождественскую индейку и традиционный пудинг. Зажженные свечи также считаются символом Рождества. А пламя свечи напоминает христианам слова из евангелия: «Свет во тьме светит и тьма не объяла его». А так как Рождество является в образе младенца Христа, в окружении священной семьи, этот праздник принято отмечать в семейном кругу. Приметы на католическое Рождество С празднованием Рождества Христова как у католиков, так и у православных верующих связан ряд погодных примет. В зависимости от конфессии, эти приметы несколько отличаются друг от друга.

5 любопытных фактов о православном Рождестве

История возникновения праздника Рождество Христово изложена кратко, для детей. Праздник Рождества Христова – это светлая и тихая радость, это дата начала новой эпохи для человечества. Рождество считается одним из наиболее великих праздников, главная цель которого – почтить воспоминание о рождении спасителя человечества в Христианстве – Иисуса Христа. Православные всего мира отмечают 7 января Рождество Христово. Этот день издревле причислен Церковью к великим двунадесятым праздникам.

Почему Рождество 7 января? Причины, фото и видео

Она отдает себя, забывая все, кроме любимого, дает, как будто, в беззащитности, в хрупкости, подобной этой плоти Ребенка, родившегося в Вифлееме. И взывает к нам Господь:"Отзовитесь!. Но чем мы отзовемся? В евангельском рассказе говорится о том, как волхвы пришли с востока со своими дарами; но куда нам прийти, и откуда? Они пришли издали, из того места, где не было Христа; и мы можем сейчас устремиться ко Христу, вездесущему, воскресшему, все победившему, из ночи, из тьмы собственной души. Сколько нас, кому темно, сколько нас, кто в потемках; вот из этих потемок пойдем к свету. А свет — это любовь.

Из мрака злобы — пойдем к любви! Из греха — пойдем к любви, всепрощающей, исцеляющей! Из холода жизни — пойдем к любви, которая может согреть душу и все изменить в жизни! Из серой скудости житейской — пойдем к любви, потому что где есть любовь, там свет и радость, там нет великого и мелкого, но «все» велико, потому что все может стать знаком любви!.. И Господь зовет нас верить в себя. Вспомните дары этих волхвов.

У нашей елки... На Театральной площади, бывало, - лес... А снег повалит - потерял дорогу! Мужики в тулупах, как в лесу. Народ гуляет, выбирает. Собаки в елках - будто волки, право. Костры горят, погреться. Дым столбами. Морозная Россия, а...

Пахом долго стучал и тесал топором, прилаживая крест. Дерево наконец подняли, и оно оказалось так высоко, что нежно-зеленая верхушечка согнулась под потолком. От ели веяло холодом, но понемногу слежавшиеся ветви ее оттаяли, поднялись, распушились, и по всему дому запахло хвоей. Дети принесли в гостиную вороха цепей и картонки с украшениями, подставили к елке стулья и стали ее убирать. Но скоро оказалось, что вещей мало. Пришлось опять клеить фунтики, золотить орехи, привязывать к пряникам и крымским яблокам серебряные веревочки. За работой дети просидели весь вечер, покуда Лиля, опустив голову с измятым бантом на локоть, не заснула у стола" Алексей Толстой "Детство Никиты". Но не только елка, моду на которую ввела великая княгиня Александра Федоровна, жена будущего императора Николая I и дочка кайзера Фридриха Вильгельма III, была обязательным атрибутом праздника. Все знали: на Рождество - пир горой!

К нему тоже готовились загодя. Запахи поднимали дом, как волны корабль. Одним глазком, в приоткрытую дверь, мы видели горы тарелок парадных сервизов, перемываемых накануне, десертные китайские тарелочки, хрустальный блеск ваз, слышали звон бокалов. Несли на большом блюде ростбиф с розовой серединкой, черную паюсную икру. Ноздри ловили аромат "дедушкиного" печенья".

Что же касается тех, кто не был в храме утром в навечерие Рождества Христова, то вопрос о посте для них остается открытым: они могут и покушать после окончания дневного богослужения в храме, но могут в качестве добровольного подвига и компенсации за пропущенное богослужение дождаться вечера. Богослужебные литургические особенности праздничного бдения и литургии О времени служения. В советское время в отношении служб праздника Рождества Христова разнообразия почти не было: вечером в 17. Однако в XXI веке появилась традиция по аналогии с Пасхой служить праздничное богослужение в основном литургию ночью. Сейчас в большинстве храмов такая практика служения: вечером 16. При этом в многоклирных то есть там, где много священников и несколько приделов храмах еще совершается литургия утром. Кроме того, встречается практика служения всенощного бдения и литургии вместе как одного продолжительного богослужения в этом прослеживается полная аналогия с Пасхой, разве что в отличие от пасхальной службы бдение Рождества Христова гораздо продолжительнее. Здесь два варианта: одни служат такую службу ночью начиная в 23. При служении литургии ночью для причастников рекомендуется соблюдение евхаристического поста минимально 6 часов; на практике для этого достаточно не есть и не пить после 19. Всенощное бдение. Основное отличие всенощного бдения — его уникальный состав: бдение праздника состоит из великого повечерия с литией, утрени и 1-го часа. Такой вариант бдения в составе великого повечерия, 2-й части великой вечерни и утрени совершается максимум 4 раза в году: Рождество Христово и Богоявление всегда, Благовещение Пресвятой Богородицы часто но не всегда , храмовый праздник во вторник — субботу Святой Четыредесятницы. Великое повечерие имеет праздничные особенности: каждение храма в начале повечерия, царские врата на практике открывают на пение «С нами Бог…», также тропаря по 1-м Трисвятом и кондака по 2-м Трисвятом. На утрене два канона: святого Космы Маюмского и святого Иоанна Дамаскина. По Уставу каноны поются со своими ирмосами, после каждой песни должно быть две катавасии на практике часто поют ирмосы 1-го канона, а катавасию — 2-го канона. Если праздник со вторника по субботу, то служится литургия святителя Иоанна Златоуста; если же праздник в воскресенье или понедельник — литургия святителя Василия Великого. В соответствии с указом Святейшего Патриарха Кирилла 2014 г. По традиции, во многих храмах по отпусте Литургии посреди церкви перед иконой праздника изшедшие из алтаря священнослужители поют тропарь праздника, «Слава, и ныне» — кондак праздника и величание. Попразднство Рождества Христова Попразднство Рождества Христова достаточно короткое — всего 6 дней; такая краткость обусловлена наступлением праздника 1 января Обрезание Господне и праздник святителя Василия Великого и тем, что попразднство Рождества Христова сменяется предпразднством следующего праздника — Богоявления. Несмотря на название, этот праздник не является Богородичным, но по сути его служба является повторением службы самого праздника Рождества Христова, только в уменьшенном формате — без литии и полиелея. Примечательно, что пение канона на утрене идентично исполнению канона в сам праздник Рождества Христова; в частности, точно так же на 9 песни поются припевы праздника, «Честнейшую…» опускаем. У этого праздника только одно собственное песнопение — кондак «Иже прежде денницы от Отца без матере родивыйся…». Суббота по Рождестве Христовом. На литургии полагаются особые добавочные чтения; если между Рождеством Христовым и Богоявлением только одна суббота, то чтения субботы по Рождестве Христовом и субботы пред Богоявлением читаются подряд. Если сам праздник Рождества Христова в субботу как в 2023 году , то следующая суббота — уже праздник Обрезания Господня, потому особые чтения субботы по Рождестве Христовом читаются в пятницу это — единственный случай, когда они читаются не в субботу. Неделя по Рождестве Христовом — святых Богоотец. В этом случае служба подобна празднику святого в период попразднства в воскресный день. Важно, что под «Богоотцами» здесь понимаются 3 человека: царь и пророк Давид, святой Иосиф Обручник и апостол Иаков брат Господень; следовательно, термин «Богоотец» в службе данного дня имеет особый смысл и отличается от привычного значения, когда мы под «Богоотцами» подразумеваем святых родителей Богородицы — праведных Иоакима и Анну. Важный момент: если праздник Рождества Христова случится в неделю, служба Богоотцов переносится на 26 декабря и совершается вместе с Собором Богородицы; это — единственный случай, когда служба Недели по Рождестве Христовом переносится. Отдание Рождества Христова В день отдания повторяется «вся служба» — то есть все песнопения — праздника, лишь общий порядок богослужения не столь развернутый: вместо всенощного бдения совершаются вечерня и славословная без полиелея и чтения Евангелия утреня.

А снег повалит - потерял дорогу! Мужики в тулупах, как в лесу. Народ гуляет, выбирает. Собаки в елках - будто волки, право. Костры горят, погреться. Дым столбами. Морозная Россия, а... Пахом долго стучал и тесал топором, прилаживая крест. Дерево наконец подняли, и оно оказалось так высоко, что нежно-зеленая верхушечка согнулась под потолком. От ели веяло холодом, но понемногу слежавшиеся ветви ее оттаяли, поднялись, распушились, и по всему дому запахло хвоей. Дети принесли в гостиную вороха цепей и картонки с украшениями, подставили к елке стулья и стали ее убирать. Но скоро оказалось, что вещей мало. Пришлось опять клеить фунтики, золотить орехи, привязывать к пряникам и крымским яблокам серебряные веревочки. За работой дети просидели весь вечер, покуда Лиля, опустив голову с измятым бантом на локоть, не заснула у стола" Алексей Толстой "Детство Никиты". Но не только елка, моду на которую ввела великая княгиня Александра Федоровна, жена будущего императора Николая I и дочка кайзера Фридриха Вильгельма III, была обязательным атрибутом праздника. Все знали: на Рождество - пир горой! К нему тоже готовились загодя. Запахи поднимали дом, как волны корабль. Одним глазком, в приоткрытую дверь, мы видели горы тарелок парадных сервизов, перемываемых накануне, десертные китайские тарелочки, хрустальный блеск ваз, слышали звон бокалов. Несли на большом блюде ростбиф с розовой серединкой, черную паюсную икру. Ноздри ловили аромат "дедушкиного" печенья". Обязательным блюдом Рождественского стола была свинина - дома побогаче готовили поросенка целиком. В народе считали: велено свинину есть на Рождество в наказание!

Как отмечают православное Рождество?

В православной церкви праздник считается вторым по значимости после Пасхи. О православном Рождестве в России — в материале «Красного Севера». Во время правления царя Ирода в Иудее, бывшей под властью Рима, император Октавиан Август издал указ о проведении всенародной переписи. Иудеев записывали по родам и племенам, а каждое племя имело свои места происхождения.

Иосиф и Мария, как потомки царя Давида, были родом из Вифлеема, их должны были записать именно там, поэтому они отправились туда из Назарета, где жили постоянно. В Вифлееме им не удалось найти ночлег в доме или гостинице, они остановились за городом, в пещере вертепе , где пастухи прятали скот в плохую погоду. Именно в этой пещере у Девы Марии родился Сын Божий.

Рождественская традиция: вертеп у Казанского собора в Санкт-Петербурге. А в момент рождения Сына Божьего на небе загорелась звезда. Евангелие от Матфея рассказывает о пришествии волхвов с Востока, которые увидели это знамение в небе и последовали за ним.

Они принесли младенцу дары — золото, ладан и смирну. Это были символы признания Христа как Царя и Бога. На восьмой день после рождения Спасителя, согласно иудейскому закону, ему было дано имя Иисус через ангела.

Как появилось расхождение в датах празднования Рождества В 325 году нашей эры христианские епископы созвали Первый Никейский собор, где обсуждались вопросы религиозной доктрины. Важнейший — установление даты празднования Пасхи, главного церковного праздника. Для этого решили опираться на солнечный календарь, который Юлий Цезарь, желая упорядочить лунный календарь Рима, принял в 46 году до нашей эры по рекомендации египетского астронома Сосигена.

Пасху назначили на воскресенье после полнолуния, следующего за весенним равноденствием. Однако собор постановил, что если это воскресенье придется на время Песаха, празднование Пасхи переносится на следующее воскресенье после иудейского праздника. Разница в смысле праздника: для иудеев Песах — символ освобождения от рабства, а для христиан Пасха — воскресение Иисуса Христа.

В результате со временем календарь и солнечный год становились все менее синхронизированными. К 1582 году даты важных христианских праздников сдвинулись настолько, что это насторожило папу Григория XIII. Он созвал группу астрономов и предложил составить новый календарь, который стал известен как григорианский.

Новый календарь приняла большая часть христианского мира.

По другому толкованию, пещера понимается как темное место, означающее собою падший мир, в котором воссияло Солнце правды — Иисус Христос. Звезда на месте предполагаемого Рождества Христова. Но среди полночной тишины, когда все человечество объято было глубочайшим греховным сном, весть о Рождестве Спасителя мира услышали пастухи, бывшие на ночной страже у своего стада. Им предстал ангел Господень и сказал: «Не бойтеся, се бо благовествую вам радость велию, яже будет всем людем. Кроме ангельского благовестия вифлеемским пастырям, Рождество Христово чудесною звездою возвещено было волхвам-звездословцам: по объяснению святых отцов, звезда, среди прочего, являлась воплощением ангельской силы [1]. В лице восточных мудрецов весь языческий мир, незримо для него самого, преклонил свои колена пред истинным Спасителем мира, Богочеловеком. Войдя в храмину, где был Младенец, волхвы «падше поклонишася Ему, и отверзше сокровища своя, принесоша Ему дары: злато, и Ливан, и смирну» Мф. Проблемы эортологического синкретизма: праздники Рождества Христова и Крещения Господня Вопрос об установлении праздника Рождества Христова находится в теснейшем соотношении с эортологической историей Крещения.

Начиная с конца VI века, эта проблема приобрела небывалую остроту, оказавшись в эпицентре разногласий между защитниками православного вероучения и их оппонентами — представителями Армянской Церкви, не принявшей Халкидонского Собора. Споря друг с другом на обрядовые темы, византийцы и армяне придавали им почти вероучительное значение. Для первых было само собой разумеющимся, что Рождество и Крещение должны праздноваться 25 декабря и 6 января соответственно. Последние же, напротив, были убеждены в необходимости праздновать оба эти праздника в один день — 6 января. И те, и другие не сомневались в древности и апостольском происхождении своей литургической традиции и не намеревались уступать друг другу. Рождество Христово. Икона из одноименной пещеры в Вифлееме. Фото: А. Ru Историко-литургические истоки праздника Рождества-Богоявления приоткрываются в связи с внутренними причинами установления его даты.

Она вычислялась, во-первых, путем прибавления определенного числа дней к дате Благовещения, почти совпадавшего с Пасхой, и, во-вторых, через отождествление дня пришествия в мир Христа Спасителя, второго Адама, со днем творения Адама первого. Оба соответствия были тесно связаны с особенностями древней иудейской традиции, отчасти унаследованной христианами [2]. Древние иудеи обращали внимание не столько на рождение праведника, сколько на его кончину, становившуюся отправной точкой не только для грядущей вечности, но и для определения начала жизни святого человека. Отсюда вполне логичным становится следующее обстоятельство: праздник Пасхи в сознании древних христиан стал совпадать по срокам со временем Боговоплощения, с днем благой архангельской вести, в который, по свидетельству Священного Писания и по вере Церкви, спасительный Плод появился во чреве Пресвятой Девы. Прибавление девяти месяцев — обычного срока для чревоношения — к предполагаемому времени Боговоплощения и вело к определению даты Рождества Христова. Если продолжать вычисления, то 25 декабря предшествует, если отсчитать назад девять месяцев, 25 марта, а 6 января — 6 апреля. В расчетах древних христиан встречался и тот, и другой день. Так, Созомен в своей «Церковной истории» сообщает о том, что малоазийские еретики-монтанисты понимают день весеннего равноденствия как отправную точку для вычисления дня Пасхи — это праздник начала мира, начала творения солнца и первого месяца. Другая дата страдания Господа — 25 марта — упоминается в значительно большем числе источников, в основном западных.

Согласно рассуждениям Тертуллиана, святого Киприана и других, дни страстей Христа и Боговоплощения совпадают. Пока древние христиане ограничивались в своем календарно-литургическом цикле празднованием Пятидесятницы и Пасхи, по времени почти совпадавшей с Боговоплощением, они, естественно, соотносили творение мира и ветхого Адама со временем пришествия в мир нового Адама — Христа. Так, например, в сочинении «О вычислении Пасхи» день 25 марта именовался днем творения мира, а день рождения, или воплощения, Христа приходился на четвертый день от сотворения мира, совпадая с днем творения солнца. Согласно достаточно распространенной, хотя и малодоказательной точке зрения, празднование Рождества Христова 25 декабря было установлено в Северо-Африканской и Римской Церквях до 311 года — года начала донатистского раскола. Данная датировка основывалась на свидетельстве блаженного Августина о том, что еретики не признавали Богоявление, или Откровение — поклонение волхвов новорожденному Спасителю, — отмечавшееся Церковью. И здесь нужно отметить: на 25 декабря как на празднование Рождества Христова указывает святитель Климент Александрийский. К тому, же есть косвенные свидетельства, что праздник отмечался уже в середине 30-х годов IV столетия. К подобным же выводам приводит и богатое гомилетическое наследие как западных, так и восточных проповедников. Так, например, рождественская проповедь приписывается папе Либерию, понтификат которого — 352—366 — приходится именно на означенный период.

Северная Африка, один из величайших оплотов византийской культуры, стала местом творчества великих христианских проповедников и богословов, которые не обошли своим вниманием и рассматриваемый праздник. Оптат Милевийский Нумидия произнес 25 декабря 362 или 363 года проповедь на Рождество — самую раннюю из известных рождественских слов. По блаженному Августину, епископу Иппонскому, 25 декабря — исторический день рождения Христа, избранный Самим Христом, имеющий богооткровенное происхождение. Хотя североафриканская традиция празднования Рождества могла появиться, скорее всего, под влиянием латинской, сама римская практика оказывается отчетливо представленной только в рождественских проповедях святителя Льва Великого, папы Римского, — веком позднее. В то же самое время праздник Богоявления, отмечавшийся 6 января, означал для папы Льва еще не Крещение Господне, а поклонение волхвов, являющее откровение Бога язычникам — так же, как и для блаженного Августина. Оно было органичным завершением праздничного периода, который начинался 25 декабря. Миниатюра Особо следует сказать о совпадении празднования и попразднования Рождества Христова, отмечавшегося в декабре, с языческим праздником солнца и со связанными с ним римскими январскими календами.

В советское время Рождество было под запретом Николай Жуков. Елка в Сокольниках, 1952. Репродукция Sputnik Традиция отмечать Рождество была столь глубока в народном сознании, что советской власти пришлось немало побороться с ней. Поначалу большевики закрывали на нее глаза, и многие продолжали устраивать рождественские елки для детей и подпольно праздновать. В 1929 году Сталин решил усилить антирелигиозную борьбу, запретил празднование и даже упразднил выходной, сделав 7 января обычным рабочим днем. Те, кто продолжал тайно праздновать, рисковали работой и даже свободой. И все же даже в ГУЛАГе люди умудрялись устраивать тихие рождественские вечера и готовить самодельные подарки и открытки. Чтобы порадовать детей, традиция рождественской елки превратилась в новогоднюю елку с пышным празднованием и подарками. Официально Рождество вновь разрешили только после развала СССР, но в уцелевших церквях всегда тайно велись службы. А вот в русском православии сложилась другая традиция: у нас главным религиозным праздником считается Пасха, Светлое Христово Воскресение.

Присоединяйтесь к нам в Дзен и ВКонтакте. Подписка Отписаться можно в любой момент. Если открыть христианскую Библию на главе про рождение Иисуса Христа, то чёрным по белому там будет написано, что он родился в «дни зимнего солнцестояния», то есть в районе 21 декабря. Почему так вышло, расскажет данный материал. Сколько людей отмечают Рождество 7 января? Январская традиция. Пасха, например, также обычно празднуется в другой день, нежели её отмечают католики, потому что православные христиане решили следовать другому календарю после того, как они оторвались от католической церкви. Откуда взялось 25 декабря в качестве Рождества Христова? Практически во всём мире так. Многие историки полагают, что празднование Рождества в декабре связано с языческой традицией празднования зимнего солнцестояния, которое приходится примерно на 21 декабря. Это время было связано с обычаем Римской Империи праздновать возрождение «Sol Invictus», которое ознаменовало возвращение к дням с большим количеством солнечных часов. Предполагается, что религиозные лидеры в период насаждение христианства по миру, вероятно, решили отмечать Рождество в конце декабря, чтобы убедить людей прекратить праздновать языческие праздники.

Светлый и семейный праздник. Как отмечают Рождество Христово

Отныне человек стал подвержен смерти. Кроме того, вся природа восстала против людей. Жизнь человека превратилась в борьбу за выживание, тяжелый труд вместо творческого соработничества Богу стал неотъемлемой частью жизни людей. А нарушение заповеди Создателя сделало душу «венца творения» открытой для влияния греха. И несовершенство мира людей с тех пор объясняется незащищенностью сердец от влияния страстей: самые благовидные идеи и начинания в истории неоднократно оканчивались в цивилизационными катастрофами с множеством человеческих жертв и сломанных судеб. Альбрехт Дюрер. Адам и Ева. Исказив свою природу первым грехом, они потеряли прежнее подобие Богу и уже не смогли находиться рядом с Создателем. Но Творец дал шанс человечеству, пообещав, что придет время, и среди людей появится Тот, Кто сможет восстановить нарушенную связь нерадивого творения с Божеством.

На протяжении пяти с половиной тысяч лет человечество ожидало рождение надежды на спасение от болезни смерти, всех несправедливостей и несовершенств, отравлявших жизнь цивилизации людей и лично каждого ее представителя. И однажды это ожидание осуществилось темной зимней ночью в пещере города Вифлеем. Молодая девушка по имени Мария была беременна. Но беременна не от человека, а от Бога. Девушка с высочайшей нравственностью и религиозностью стала избранницей Создателя для рождения Богочеловека, Примирителя грешных людей с Творцом вселенной. За 9 месяцев до Рождества Христова архангел Гавриил сообщил Марии, что у Нее родится Младенец, Который положит конец человеческим страданиям. Согласно христианскому толкованию, именно в тот момент и произошло таинственное непорочное зачатие Иисуса Марией от Бога. При этом Матерь Христа оставалась девственницей, что лишь подчеркивало высокую планку Ее нравственной чистоты.

Сверхъестественное событие, конечно же, не могло быть однозначно и позитивно воспринято в консервативном иудейском обществе того времени.

Русский народ бережно хранит свои обычаи и традиции, которые уходят своими корнями в язычество. В России продолжают верить в народные приметы и отмечать языческие праздники. В нашей стране языческие традиции идут бок о бок с христианскими праздниками, что накладывает особый отпечаток, в том числе на традиции Рождества. Сочельник День перед Рождеством называется «сочельник». Это название произошло от слова «сочиво» — это название блюда, представляющее собой сваренные на меду зерна пшеницы, или других злаков. Сочиво Сочельником принято заканчивать пост, который предшествует Рождеству. Сам праздник длится 3 дня. Верующие стараются провести эти дни в церкви.

Следующий после Рождества день называется Собором Пресвятой Богородицы. Другие статьи по теме.

Дом перед Рождеством в России приводился в полнейший порядок. Заранее пеклись пироги и специальные рождественские пряники. Самым любимым символом рождества была елка. Оказывается, традиция наряжать елку на Рождество пришла к нам из Германии. Справедливости ради стоит напомнить, что Пётр приказал всего лишь украшать церкви и здания еловыми ветками, а не рубить сами деревья, однако позже появилась традиция украшать сладостями и игрушками именно целое вечнозелёное дерево.

В ночь перед Рождеством торжественные Богослужения происходили по всей стране, а с утра начиналось прославление Христа: люди ходили по домам с «Вифлеемской звездой», пели гимны во славу Иисуса и Девы Марии. Рождества ждали весь год, потому что второго такого праздника, шумного, весёлого и радостного, в России просто не было. Рождественские подарки детям, нарядная ёлка, девичьи гадания, которые были очень весёлыми и забавными, а иногда завораживающими и таинственными — всё это было возможно только один раз в году. На Рождество устраивались карнавалы и маскарады, ходили ряженые, пели песни, плясали, водили хороводы — хотя эти традиции тоже не приветствовались православной церковью. Было также принято делать визиты соседям и знакомым, приглашать гостей и устраивать смотрины невест. В честь Рождества Христова в России возводилось много храмов и монастырей. Колядование Колядование, хотя его связывают не столько с христианскими, сколько с языческими традициями. Коляда в славянской религии был символом поклонения Солнцу, дающему процветание всему живому; веселью, плодородию, богатому урожаю и счастливому браку — вечным человеческим ценностям.

Когда как раз в это время на Руси стали праздновать Рождество, коляды слились с ним — получился своеобразный гибрид религий, однако постепенно большинство языческих символов было вытеснено под влиянием христианской церкви. Что означало колядовать, сегодня точно никто не скажет, однако мы всегда склоняемся к тому объяснению, которое дал Н. Гоголь в известном произведении «Ночь перед Рождеством»: это значит петь у дверей или под окном дома колядки. Хозяева дома за это бросают колядующим в особый мешок каравай хлеба, пироги, сладости, колбасу или даже немного денег — кто что сможет и захочет. Церковь пыталась запретить колядки, но они оказались живучими; правда, сегодня в колядках мало что осталось от языческих обрядов: в них поётся про младенца Иисуса Христа, про пожелания счастья и здоровья хозяевам дома, и вообще эти песнопения носят очень позитивный характер. Народные приметы и гадания Как и в старинные времена в Рождество в России принято гадать. Гадают с самого праздника вплоть до Крещения Господне. Гадают прежде всего на жениха или на судьбу.

Рождественские гадания особенной популярностью пользуются у незамужних девушек. Хотя в старину, на Рождество гадали и юноши. У крестьянских девушек существовало интересное гадание, когда они устраивали под своей кроватью импровизированный колодец из поленьев, и, ложась спать, говорили такие слова: «Суженый, приди по воду».

Также они поднесли ему свои дары — золото, ладан и смирну. Узнав о рождении Спасителя, царь Иудеи Ирод захотел уничтожить его. Царь приказал убить всех младенцев в возрасте до двух лет. Однако Христос был спасен от смерти, потому что ангел повелел Иосифу бежать в Египет вместе с семьей. Там они и жили до смерти Ирода. В православной и католической церквях праздную Рождество в разные даты — 7 января и 25 декабря, что объясняется разными системами летоисчисления юлианский и григорианский календари. Но основной смысл праздника из-за этого не меняется.

Богослужения В честь праздника в храмах проводят торжественные службы. Они начинаются 6 января — в Сочельник.

Рождество Христово: праздник надежды

Мы собрали все самое интересное, что журнал «Фома» публиковал об этом празднике, и предлагаем вашему вниманию подборку материалов о Рождестве Христовом. Рождество Христово — один из двух важнейших христианских праздников, посвящённый рождению сына божьего Иисуса Христа. спасителе человечества; Отмечается 25 декабря [в одних странах - по григорианскому календарю (по новому стилю, т. е. по тому по которому мы сейчас живём), в других. 7 января отмечают один из главных православных праздников — светлое Рождество Христово. Впервые о праздновании Рождества на Руси упоминается в Х веке, но наряжать елку (то есть делать то, без чего немыслимы праздники — и Рождество, и Новый год — сегодня) стали только в XIX веке.

Католическое рождество 2023: традиции и запреты светлого праздника

Почему Рождество 7 января? Причины, фото и видео - Научно-популярный журнал: «Как и Почему» Иконография Рождества Христова складывалась постепенно, как и богослужение праздника, однако основные ее черты наметились уже в раннехристианский период.
Рождество Христово в 2024 году: суть, история и традиции праздника — 04.01.2024 — Статьи на РЕН ТВ Рождество Христово – великий религиозный праздник, который знаменует рождение Иисуса Христа, Сына Божьего в христианстве.
Рождество Христово 2024 7 января отмечают один из главных православных праздников — светлое Рождество Христово.
5 любопытных фактов о православном Рождестве Рождество Христово является одним из двенадцати великих праздников православной Церкви, иначе: двунадесятых праздников.
Рождество Христово 2023 Начало празднования православного Рождества — длинная традиция, которой верующие начинают следовать задолго до самого праздника.

Рождество Христово у восточных христиан

Впервые о праздновании Рождества на Руси упоминается в Х веке, но наряжать елку (то есть делать то, без чего немыслимы праздники — и Рождество, и Новый год — сегодня) стали только в XIX веке. Рождество Христово — один из важнейших христианских праздников. Традиционно 12 дней — между Рождеством (7 января) и Крещением (19 января) — празднуется славянский праздник Святки в память о евангельских событиях. праздник в лютеранских церквях, святой день обязательства в Римско-католической церкви и Главный праздник англиканского причастия. Патриарх Московский и всея Руси Кирилл во время праздничного богослужения по случаю Рождества Христова в Храме Христа Спасителя.

Рождество в России

А в сочельник священнослужители и истово верующие вовсе отказываются от еды, пока на небе не зажжется первая звезда. Также это событие отмечается торжественными службами в храмах начиная с 6 января. Их кульминацией становится ночная Божественная литургия. Рождество — праздник добрых дел и радости. Ко дню торжества приурочены многие благотворительные акции, концерты, а также праздничные гулянья, катания на санках, ярмарки и фестивали. А вечером за праздничным столом собираются семьи, на стол после многодневного поста подают рыбу и мясо. Угощать принято также соседей и друзей.

Во многих семьях детям дарят подарки и сладости. Также со дня Рождества начинаются Святки. В этот период незамужние девушки гадают на суженого, а хозяйки очага привлекают удачу и достаток в дом.

Уже с третьего дня отправлялись к родственникам и друзьям, захватывая с собой самые лучшие угощения. Викимедиа Предки верили, что святки обладают особой магией, поэтому проводили обряды, гадали и пытались заглянуть в будущее. Помимо этого, в течение 12 дней нельзя было делать работу по дому: стирать, убирать, чистить двор, рубить дрова. Люди старались не ссориться: верили, что даже мелкая перепалка может привести к серьезной вражде. Особое место в культуре славян занимали колядки. Поздним вечером на на улицу выходили ряженые. Они пели песни, водили хороводы и желали всех благ в грядущем году. С вечера 6 января начинали гадать и продолжали плоть до Крещения. Чаще всего пытались узнать о семейной жизни. Девушки считали это время подходящим, чтобы узнать имя суженого. Самым популярным было гадание с зеркалами. Девицы брали большое зеркало и поменьше. Большое ставили на стол, а второе — напротив. Вокруг обязательно были свечи. Гадающая садилась перед зеркалом и призывала жениха: «Суженый, ряженый, приди ко мне наряженный! В галерее из зеркал должен был появиться образ будущего жениха.

Главные традиции Рождества Главная рождественская традиция — традиция трех литургий. Рождество празднуется трижды: на ночной мессе, мессе на заре и дневной. Число рождественских блюд — символическое, по числу 12 апостолов. Рождественское меню включает в себя кутью, борщ, вареники, блины с капустой, печеный картофель, рыбу, хлеб и сыр. Перед рождественским вечером нужно покаяться: попросить прощения у родных и друзей, примириться с обиженным соседом. В Италии на рождественский стол подают рождественские куличи, похожие на пасхальные, и дарят сладости, похожие на нугу — «торрончино». В Германии принято готовить рождественскую выпечку: пряники, кексы и коричные звездочки. В большинстве европейских стран в это время готовят «рождественское полено» — рулет из бисквита, украшенный сливками и шоколадной глазурью. В западных странах принято подавать рождественскую индейку и традиционный пудинг. Зажженные свечи также считаются символом Рождества.

В тропаре Рождества Христова сохраняется миссионерский аспект — полемика с астрологией: звездопоклонники волхвы звездой же были научены поклоняться Христу, а не Митре — видимому солнцу. Христиане Востока, унаследовавшие ветхозаветный взгляд на день рождения как день начала страданий, не сразу приняли миссионерский смысл праздника Рождества Христова. На Востоке он появился в последней четверти 4 в. Армянская церковь и некоторые другие церкви сохранили архаичный календарь, в котором отдельного праздника Рождества Христова нет, но это событие отмечается в день Богоявления Крещения Господня , как это было первоначально на всём христианском Востоке. В православной традиции Рождеству Христову предшествует 40-дневный Рождественский пост; день непосредственно перед Рождеством Христовым именуется сочельником; после Рождества Христова наступает период святок. В Римско-католической церкви и в некоторых протестантских церквах период подготовки к Рождеству Христову называется адвентом от лат. В римском обряде его первый день определяется как 4-е воскресенье до Рождества Христова. Народные обычаи сохраняют следы разнообразных элементов языческих празднеств, связанных с зимним солнцеворотом. В европейских странах со времён Средневековья известны литургические и религиозные драмы, разыгрывавшиеся по случаю Рождества Христова. Песенный фольклор, авторская поэзия и музыка находят яркое выражение в рождественских колядках ; в 19 в. Издавна в Рождество Христово было принято обмениваться подарками, украшать жилище зелёными ветвями впоследствии повсеместным стал обычай украшения рождественской ели. Синайский монастырь Святой Екатерины. Центральное место в них занимает образ Богоматери на ложе, вокруг которого располагаются ясли, фигуры пастухов, вола и ослицы. В византийском искусстве с 5 в.

Рождество Христово: главные традиции великого праздника

Праздник Рождества Христова – это светлая и тихая радость, это дата начала новой эпохи для человечества. Рождество считается одним из наиболее великих праздников, главная цель которого – почтить воспоминание о рождении спасителя человечества в Христианстве – Иисуса Христа. История праздникаРождество Христово – второй по значимости праздник для всех христиан. Впервые о праздновании Рождества на Руси упоминается в Х веке, но наряжать елку (то есть делать то, без чего немыслимы праздники — и Рождество, и Новый год — сегодня) стали только в XIX веке.

7 января. Рождество Христово — традиции и обычаи

Ответы : а что такое Рождество? Зима - 7 января 2023 - Новости Москвы -
Рождество Христово 7 января Православная церковь отмечает один из важнейших христианских праздников — Рождество Христово.
Как правильно провести 7 дней Рождества: что можно, а что нельзя Рождество Христово – один из главных христианских праздников, установленный в честь рождения младенца Иисуса Христа в Вифлееме.
Рождество: история и традиции праздника праздник в лютеранских церквях, святой день обязательства в Римско-католической церкви и Главный праздник англиканского причастия.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий