«Синдром отличника» — в психологии убеждение, что идеал может и должен быть достигнут, убеждение, что несовершенный результат работы не имеет права на существование. И такое отношение может привести к тому, что у чада разовьётся синдром отличника. Способны ли они когда-нибудь остановиться и получить удовольствие от достигнутых результатов? Пара слов о «синдроме отличника».
О синдроме отличника: как его распознать, каковы последствия и как с ним можно справиться
Синдром отличника (отличницы): что это такое, почему появляется и как от данного комплекса. При вопросе, что значит синдром отличника, обычно говорят о навязчивой зацикленности идеального выполнения действий без наслаждения самим процессом. Именно в таких ситуациях ребенок чувствует себя нужным и любимым, и если это усугубляется склонностью к неуверенности в себе, в нем растет синдром отличника.
Что такое «синдром отличника» и почему таким людям очень тяжело жить
Синдром отличника: чем опасно стремление сделать все идеально? | Если чувствуешь, что у тебя есть склонность к перфекционизму или проявляется синдром отличника, вот несколько рекомендаций. |
Синдром отличника: как избавиться от желания быть во всем идеальным | Синдром отличника – это сочетание психологических специфик личности, характеризующееся тяготением достичь значительных результатов и обрести одобрение окружающих. |
Синдром отличника: почему возникает и как от него избавиться | Синдром отличника начинает проявляться в средней или старшей школе, и чреват своими последствиями. |
Что такое синдром отличника и нужно ли требовать от ребенка отличной учебы | У детей в период синдрома отличника наблюдается нестабильная самооценка. |
Чем опасен синдром отличника и как с ним справиться | Синдром отличника рассматривают как одну из форм проявления перфекционизма. |
Чем опасен синдром отличника: 5 способов его побороть
А неудачи детей они считают позором для всей семьи. Родители сами живут с «синдромом отличника». В этом случае они могут сравнивать ребенка с собой, принуждая поступать так же, или же ребенок просто копирует их модель поведения. С какими последствиями столкнется «отличник»? Во-первых, это постоянный стресс. Уже с детства «отличник» постоянно чувствует эмоциональное напряжение и тревогу. На фоне стресса возможны нарушения сна, пищевого поведения, нервные срывы, панические атаки. Снижается иммунитет. Ребенок может часто болеть простудными заболеваниями. Врач может выявить вегетативную дисфункцию, которая проявляется психосоматическими головными болями, скачками давления, головокружением.
В особенно стрессовых ситуациях появляется тошнота, рвота, предобморочное состояние. Как правило, вспышки недомогания случаются, когда нужно сделать что-то, что вызывает страх неудачи. Особенно уязвимой становится психика ребенка в пубертатный период. Длительное пребывание в стрессе способствует развитию депрессивных состояний, на фоне этого могут появляться мысли о самоубийстве. Во взрослом возрасте проще не станет. Риск попасть в абьюзивные отношения у таких людей выше. Также «отличником» могут пользоваться в рабочих отношениях, ведь он будет готов выполнять любую работу, чтобы получить одобрение. Как помочь «ребенку-отличнику»? Пересмотрите свое поведение, проработайте установки.
Чтобы помочь ребенку, вам придется постоянно контролировать свои действия и слова. Поймите, что ваш ребенок — это не вы, у него может быть другой характер, другие интересы и способности. Это не ваша собственность, это отдельный человек, позвольте ему самому решать, чем заниматься. Ваша задача — посоветовать, помочь и поддержать. Умерьте ожидания и снизьте планку требований. Разумеется, успеваемость ребенка следует держать под контролем, но не стоит требовать от него таких результатов, которых он не может достичь. Если вы уверены, что способности нужно развивать, проявите терпение, помогите, поддержите ребенка. При этом помните, что если вам что-то дается просто, для ребенка это может быть неподъемной ношей.
Порой, эта гонка продолжается и после смерти родителей. На их место просто встают обесценивающие супруги. Но, увы. Став перфекционистом, человек уже не может получить удовлетворения от собственных достижений. Так как внутри у него нет той части, которая может похвалить, принять, позволить расслабиться на какое-то время. Также как и нет части, способной прощать и принимать ошибки и несовершенства. Как свои, так и, зачастую, окружающих. Имеет смысл бороться с перфекционизмом, если только он Вам действительно мешает. Перфекционисты — люди весьма успешные. Они всегда в движении и в поисках способа покорения новых вершин.
Чаще всего его взращивают у ребенка сами родители, предъявляя завышенные требования. Должна быть пятерка! И хотя большинство взрослых прекрасно знают, что оценки часто имеют мало общего с реальными знаниями, они продолжают настаивать, чтобы в дневнике был только высший балл - а то, мол, совсем расслабится. Иногда пятерка и успешная учеба - это единственный способ для ребенка быть замеченным и признанным в семье. Для него хорошие оценки становятся способом получить кусочек внимания от самых дорогих людей, потому что без отличных баллов в дневнике его просто никто не замечает. Значит ли это, что у всех отличников так или иначе формируется этот синдром? Вовсе нет. Дети, уверенные в себе и не зависимые от мнения окружающих, тоже вполне могут знать предмет «на отлично». Но от обладателей «синдрома отличника» здоровых отличников отличает то, что они не будут рыдать над дневником с тройкой и умолять учителя не ставить оценку в журнал и назначить пересдачу. Чем вреден этот синдром? Во взрослом возрасте синдром отличника часто трансформируется в заниженную самооценку, болезненный перфекционизм и провоцирует депрессию. Человек, выросший с убеждением, что его признают, любят и ценят только тогда, когда он делает что-то лучше всех, - очень сильно переживает неудачи, критику и даже просто отсутствие похвалы со стороны значимых фигур окружения. Так, домохозяйка с синдромом отличницы будет чувствовать себя никудышной женой, если муж не будет хвалить каждый ее кулинарный шедевр, офисный работник будет уверен, что он плохо делает свое дело, если шеф не будет его постоянно подбадривать, поощрять, то есть ставить виртуальные «пятерки». При этом объективная реальность, то есть то, насколько хорошо эти люди делают свое дело, совершенно ими не воспринимается. Нет похвалы - значит, нет успеха. Сами себя они хвалить не умеют. Парадокс заключается в том, что такие люди обычно очень успешны в своих делах, потому что не дают себе спуску и требуют с себя по полной, и окружающие к этому быстро привыкают. Первый раз шеф похвалит работника, который задержался в офисе на час и перевыполнил норму в полтора раза, второй тоже, но через месяц он начнет воспринимать это как данность и даже, возможно, будет недоволен, если работник уйдет вовремя.
И подумайте, к чему она приведёт. А значит, такой ошибки можно не бояться. Более того, неудачи — это тоже полезный опыт. Вы попытались и не получилось? Сделайте выводы, и в следующий раз получится лучше. Или ещё через пару попыток, но рано или поздно это случится. А вы тем временем станете лучше. Записывайте свои достижения — и большие, и маленькие Это поможет бороться с одним из последствий синдрома отличницы — обесцениванием своих заслуг. Заведите дневник. Лучше, если это будет тетрадь, куда вы будете писать ручкой, а не заметки в телефоне. Заносите туда все победы, даже если речь о хорошей тренировке или прочитанной книге.
Чем опасен синдром отличника: 5 способов его побороть
Результат один — ребенок вынужден оправдывать их ожидания постоянно, что очень тяжело для детской психики и у ребенка может появиться синдром отличника. Синдром отличника Уже в средних классах ребенок отдает явное предпочтение некоторым предметам, например, гуманитарным, а другие ему приходится тянуть на «пять», чтобы поддержать статус отличника. Такой ребенок привыкает быть первым в учебе, и то, что вдруг какой-то предмет не очень ему дается, сказывается на его самооценке, и он легко впадает в уныние. Часто, подводя итоги в конце года, учитель говорит, что на одного отличника в классе стало меньше.
Одноклассники воспринимают это с чувством удовлетворения. И если у ребенка какие-то комплексы, и он отличной учебой компенсировал их, пытался отличными оценками получить одобрение и любовь родителей, или, еще хуже, боялся наказания за плохие оценки, то в этом случае депрессия и нервное расстройство ему обеспечены. Синдром отличника у ребенка.
Как избавиться? Родителям следует пересмотреть свое отношение к учебе ребенка и ослабить давление. В противном случае все силы школьника будут направлены на добывание отличных оценок любыми способами.
Такие дети жертвуют отдыхом, развлечениями, дружбой ради отличных оценок. Часто в переходном возрасте у них начинаются проблемы со здоровьем и психикой. Если в начальных классах детям все удавалось легко, и родители, окрыленные возможностью вырастить интеллектуала, преждевременно старались развить логическое мышление в ущерб «глупых», на взгляд родителей ролевых игр, то в переходном возрасте у таких детей наступает перенапряжение структур головного мозга левого полушария, височных областей и лба.
Ребенок радуется чужим неудачам. Так ему представляется, что он становится ближе к успеху. Эмоционально неуравновешен. Например, если родители или учителя не похвалили, начинается истерика вплоть до слёз. У ребёнка возникает ощущение, что никто не желает оценить по заслугам его успехи. Неспособность преодолевать несложные преграды на своём пути. Ученик способен прекратить задание прямо посередине урока лишь потому, что совершил ошибку и ему кажется, что всё теперь пропало. Ребенок не способен воспринимать критику и замечания. Ребёнок ради хорошей успеваемости в учёбе может постоянно жертвовать развлечениями и общением с друзьями.
Неуспеваемость в учёбе может вызвать апатию. Ребёнок может уйти внутрь себя и погрузиться в состояние, близкое к депрессивному. Доминирующим мотивом в учебной деятельности для ребенка становится достижение наивысшей оценки, причём любым путём, а также одобрение и похвала от окружающих. С взрослением ребёнка синдром отличника перерастает в перфекционизм. Перфекционизм — это психологическая черта личности, со сложной структурой. Главные симптомы перфекционизма: Уровень притязаний выше нормы. Сверхвысокая требовательность к себе; Высочайшие стандарты при выполнении деятельности с ориентацией на «самых успешных»; Все люди воспринимаются как требовательные и критикующие; Человек постоянно сравнивает себя со своим окружением; Оценивает и планирует свои действия по принципу «либо всё, либо ничего»; Внимание фиксируется на несовсем удачных своих действиях. Стремление выполнить работу превосходно, «отшлифовывая» каждую деталь. Перфекционисты беспрерывно подвергают критике уровень выполнения задания, очень восприимчивы к чужим словам и практически неспособны получать удовольствие от результатов своей работы из-за уверенности, что она сделана на не совсем отличном уровне.
В реальности постоянное стремление к идеалу нередко оборачивается одиночеством, отсутствием нормального отдыха и развлечений, а также к психическому нездоровью из-за частого нервного напряжения. Причины Существует как врождённый, так и приобретённый синдром отличника.
Родители не обращают внимания на ребенка и замечают его только после пятерки в дневнике или другого достижения. Успех становится мерилом родительской любви; Заниженная самооценка. Отличной учебой и другими достижениями ребенок старается компенсировать неуверенность в себе. Победа повышает значимость собственной личности и на время делает сильнее. Иногда причиной развития синдрома отличника становится врожденная потребность быть первым и получать похвалу.
Это черта характера, которую нужно вовремя заметить и постараться сгладить. Читайте также: Аттестат не имеет значения: действительно ли троечники успешнее отличников? Плюсы и минусы «отличников» Синдром имеет свои преимущества и недостатки. Похвально стремление ребенка к учебе, занятиям спортом, жадность к знаниям, целеустремленность, ответственность, исполнительность. При благоприятном стечении обстоятельств из детей-отличников вырастают отличные специалисты, ученые. Им можно доверить любое дело и знать, что все будет исполнено на «отлично». Минусы ребенка-отличника — в его стремлении добиться похвалы любой ценой.
Слепое движение к успеху обедняет эмоционально, возникает заторможенность, безразличие к чувствам других людей. Став взрослым, такой человек пойдет к успеху по головам других. Способы определения синдрома отличника Само по себе стремление быть лучшим редко вызывает беспокойство родителей.
Ну, вот сошлось бинго: и природа нужными чертами характера наградила, и родители постарались. Однако до определенного возраста мы можем и не замечать сильно этого самого синдрома, а дебютирует он чаще всего именно с началом обучения в школе — там-то реально есть задания, оценки, те, с кем меня сравнить можно, еще один значимый взрослый — учитель его желательно тоже выбрать построже, чтоб уж наверняка.
Иногда родители и в шесть лет такое приносят, но начинаем разбираться, а там подготовка к школе уже полным ходом с домашками или, как вариант, какой-то кружок, секция спортивная с высокими требованиями, соревнованиями и экзаменами. С такой дошкольной жизнью и никакой школы не нужно. Устраиваем ребенку прогул Ну, ладно, ладно, заканчиваем с вредными советами Остера «как развить в своем ребенке синдром отличника» и начинаем из создавшейся ситуации выпутываться. Самое главное, над чем стоит работать, это самооценка. Понимаете, да, человек с хорошей опорой на себя самого вряд ли будет постоянно добиваться одобрения от каждого встречного.
Ищем тесты, гуглим игры, выказываем безусловную любовь, записываемся в театральный кружок, заводим копилку достижений, пишем дневники успеха. Поднимаем, как можем. Что еще: Устраиваем ребенку прогул — школы, кружка, садика. Прям сбегаем в рабочий день — хрумкать мороженое в парке. Пусть узнает, как это здорово и весело — иногда нарушать правила.
Ставим эксперимент: сознательно допускаем ошибку, «забываем» сделать домашнее задание. Пусть посмотрит, что это не смертельно. Учим ребенка таймингу, делегированию и планированию. Могу посоветовать для этого очень простое и сложное одновременно упражнение — делать одно дело в один момент времени.
Как бороться с синдромом отличника: 5 советов
Свою эффективность в этом вопросе доказала когнитивно-поведенческая терапия. Попробовать несколько упражнений из этой области можно самостоятельно. Эти качества часто поощряют в учебе и даже указывают в качестве требований в описании многих вакансий. Именно поэтому первый шаг в борьбе с нездоровым перфекционизмом — осознание проблемы. Начать можно с прохождения опросника — например, оценить себя по шкале, разработанной Флеттом и Хьюиттом. Авторы выделяют три типа перфекционизма: Направленный на себя, при котором человек предъявляет неоправданно завышенные требования к себе. Направленный на других, при котором человек по высоким стандартам оценивает других.
Социально предписанный, при котором человек убежден, что другие ожидают от него нереалистичных успехов и этим ожиданиям необходимо соответствовать, чтобы заслужить одобрение. Тест из 45 вопросов на основе их шкалы позволит вам оценить степень выраженности этих установок. Высокие баллы — повод тщательнее проанализировать свое поведение.
Буквально формируются правила для будущей жизни.
Вначале все идет хорошо, но проблемы начинаются в послеуниверситетской жизни, когда повзрослевший отличник попадает во взрослый неидеальный мир. Он понимает, что многие дела можно выполнять и на 3, и продвигаться в жизни. Но мышление отличника мешает ему. В психологии используется метафора автобуса, где водитель — это вы, а пассажиры — ваши мысли, эмоции и поведение.
Бывает так, что один из пассажиров начинает вам мешать, что-то требовать и кричать. Пока за рулем вы, все хорошо. Но если вы уступите рули мысли о том, что нужно быть отличником, тогда стоит задуматься о вашем мышлении и поведении. Как справиться с «синдромом отличника»?
Пропишите краткосрочные и долгосрочные плюсы и минусы, если это произойдет. Также можно поразмышлять над тем, какой будет ваша жизнь, если в ней будет меньше высоких стандартов. Задайте себе вопросы: «Каким я буду?
Также ошибочно принято считать, что у детей-отличников большие стремления к знаниям, ведь они успешны по всем предметам, получают одни «пятерки». Но если копнуть глубже, то можно увидеть, что не знания их интересуют, не познание нового их мотивирует, а нужны им отличные оценки, именно высший результат. Ведь в наивысшей оценке они видят одобрение, принятие и любовь. Безусловно, дети-отличники — это предмет гордости для родителей, их отрада, а для одноклассников — пример для подражания, о котором никогда не забудут напомнить учителя, очередной раз выделяя их среди всего класса. Но хорошо, когда для ребёнка сплошные «пятёрки» не самоцель, и он не испытывает постоянного страха и тревожности на фоне возможного неуспеха, лёгкой неудачи или риска не оказаться первым и самым лучшим.
Здесь для родителей стоит задача отследить, чтобы у ребёнка не было нервных расстройств из-за зацикленности на оценках. Сместить его фокус внимания на сам процесс, на получение удовольствия от момента выполнения задания, школьной работы и научить своего ребенка спокойно принимать поражения, ситуации, когда он не первый, объяснив, что оценки не определяют нас, они не должны влиять на наше настроение и представление о себе в негативном ключе. В ребёнке важно развивать инициативность, уверенность в себе, устойчивую положительную самооценку и активность. Все эти качества имеют гораздо больший вес для счастья ребёнка, чем прилежность, выдающиеся способности, высокий интеллект и дисциплина. Родителям, возлагающим «большие надежды» на ребенка и требующим от него высоких достижений, необходимо учитывать индивидуальные возможности своего ребенка, его скорость усвоения нового материала, темперамент, внимательность, не сравнивая своего ребёнка с другими детьми.
Просто получать пятерки становится недостаточным, нужно выигрывать конкурсы и олимпиады. Но вскоре окружающие привыкают и к таким победам. От отличника ждут чего-то нового. Помните правило шахматной королевы из книги «Алиса в зазеркалье»? Если же хочешь попасть в другое место, тогда нужно бежать, по меньшей мере, вдвое быстрее! Впереди может ждать тупик. Тупик 1. Человеческие возможности имеют ограничения. Старания часто не приводят к результатам. Появляется неудовлетворенность собой. Тупик 2. Одна ошибка способна изменить отношения. Вместо поддержки и помощи, ребенок получает насмешки, замечания и порицания. Исправление ошибки не несет изменения отношений. Для ребенка становится приоритетным не сама деятельность, а отношение к ней окружающих. Тупик 3. Деятельность, выполненная качественно, остается незамеченной. И, напротив, некачественная работа замечается окружающими. Тупиковые ситуации вызывают нервное напряжение у ребенка, что чревато расстройствами разных типов. Комплекс отличника прочно закрепляется и становится основой личности взрослого человека. Отличник в жизни Комплекс отличника взрослого сказывается на всех сферах жизни, вызывая целый ряд проблем: В личной жизни. Отличник пытается добиться идеальности во всем, стремясь переделать партнера, воспитать детей, сделать совершенное хозяйство. Понятие идеальности у людей не совпадает, поэтому возможны конфликты, появление нервозности и депрессии. В работе. Люди с комплексом отличника обычно амбициозные трудоголики, которые ради идеальной работы готовы жертвовать личной жизнью.
Синдром отличника: как избавиться от желания быть во всем идеальным
Результат один — ребенок вынужден оправдывать их ожидания постоянно, что очень тяжело для детской психики и у ребенка может появиться синдром отличника. «Синдром отличника — это состояние, при котором человек стремится быть идеальным в глазах окружающих, — рассказывает психолог и коуч Екатерина Кузнецова. Синдром отличника рассматривают как одну из форм проявления перфекционизма. что это за синдром такой, откуда появляется, как проявляется и главное - что с ним делать. Синдром отличника во взрослом возрасте проявляется как перфекционизм, который ориентирован на достижение личных идеалов и убежденность в необходимости получить похвалу от окружающих. Что такое синдром отличника, преимущества и недостатки данного синдрома.
Какова цена «пятерки» - или синдром отличника, который мешает жить
Синдром отличника | «Синдромом отличника» называется неестественная зависимость от мнения окружающих, маниакальное стремление добиваться успеха и одобрения во всем, что делаешь. |
Синдром отличника у взрослых и детей - как избавиться, признаки, психология | По мнению психолога, «синдром отличника» уходит корнями в детство и может достаточно сильно подпортить жизнь уже во взрослом возрасте. |
Что такое синдром отличника
Что мы все виноваты в том, что она проигрывает в игру, которую мы всей семьей с удовольствием играем, не ориентируясь на победу. Я продолжала ее лечить. Лекарства подбирались по психологическим симптомам, по предпочтениям в еде, по всему в целом. Она стала более уравновешенной. Перестала за всех в классе переделывать задания при работе в группах. Раньше, при работе в группах она не доверяла остальным, а сама все делала как надо.
Остальные же дети свешивали ручки -- все равно Х все сделает сама. Научилась наблюдать со стороны за одноклассниками, а не только самой рваться в бой и звездить. В настоящий момент синдромом отличника мы не страдаем до степени явных проблем, которые выливались бы в нервотрепку и простудные заболевания. Пока еще у нее есть постоянный насморк, который раньше выливался в весеннюю аллергию. Но теперь, по мере укрепления нервной системы, аллергии уже не наблюдается.
Недавно, она вспомнила: "Когда я была в садике. В нашем случае мы не успевали после школы восстанавливать силы, так как детей у нас много и уделять много внимания каждому мама то есть я не может. Поэтому психические проблемы выливались в простудные заболевания. Сначала заболевала наша отличница, а затем и все остальные дети. Возможно, в семьях, где по 1-2 ребенка родители успевают в вечернее время как-то компенсировать расстройства ребенка, ребенок успевает в спокойной обстановке дома прийти в себя.
У нас же дома, как на перемене в школе. Постоянно нужно со всеми договариваться, у каждого свои намерения, поэтому умение видеть и учитывать интересы других, а точнее, работать в команде, нам очень нужно. Вот если вам не очень приятно, что пол вы вовремя не помыли и он грязный, это же не обязательно значит, что вы чего-то при этом боитесь например, что микробы сейчас позаражают всю семью. Нет, я боюсь, что придёт кто-то, чьё мнение для меня важно, и увидит, что у меня бардак. Странно, кстати, любой дискомфорт сразу рассматривать с точки зрения страха.
Шумилка писал а : Для начала нужно осознать, что ты заперт в своем "круге комфорта", и это далеко не норма. Если такого понимания нет, то начать работу над собой будет проблематично. Здесь я с вами согласна. И вот здесь надо работать над этим чувством дискомфорта, чтобы оно потом и не превращалось в страх. Шумилка писал а : Да?
А как же 4 типа, на которые вы легкой рукой поделили человечество? Я не делю легкой рукой. Я просто люблю классифицировать А если серьезно - не значит, что я всех поделила на 4 типа и все. Чистые типы вообще встречаются редко, часто смешанные. Зато, если ты понимаешь, какие черты присущи человеку, легче разобраться, что он чувствует, и как с ним общаться в тех областях, где подходы у вас совершенно разные.
Неужели вы сами никогда не используете классификации? Например, такие, как "отличник-двоечник" или "рабочий человек - офисный работник". Ведь в этих классификациях тоже есть определенные черты, присущие типу. Как, впрочем, и масса промежуточных вариантов. Большая Медведица писал а : Дети будут любить любую первую учительницу.
В 56 лет, наверняка, учила по старинке, устрашая, что если не будут учиться, то будут дворниками. Вот от неё ребенок, вероятно, и "познал" важность ВУЗа.
Характерна излишняя ответственность. Такие люди хватаются одновременно за выполнение нескольких заданий, например, приготовление еды, ведение хозяйства, постоянное наблюдение за ребенком. Чтоб не чувствовать себя угнетенным, им нужно выполнять все максимально хорошо. Зависимость от мнения людей вокруг. Потребность в их одобрении своих поступков. Отсутствие возможности воспринимать себя таким, какой есть, и ценить за это. Отсутствие умения проигрывать с честью. Острое реагирование на такие ситуации.
Неспособность смеяться над собой, радоваться жизни. Критика воспринимается очень остро, моментально опускает самооценку, нередки случаи возникновения депрессии. Страх совершить рисковое дело. Гораздо проще, жить по привычному для него порядку, боязнь сменить работу, начать что-то новое. Возможные причины Первопричины родом из детства Прежде чем думать, над тем, как избавиться от синдрома, необходимо знать, какие факторы повлияли на его формирование. Важно понимать, что большинство из них появляется, как последствие пережитого в детстве. Давайте рассмотрим часто встречающиеся причины. Неправильное воспитание из-за незнания детской психологии. Похвала без надобности. Родители могут приводить в пример соседского ребенка, указывая своему на его недостатки и отставание по сравнению с ним.
Тем самым вызовут желание становиться все лучше. Взрослые не хвалят за достижения, они только ругают за провалы. Ровесники дразнятся, начинают злорадствовать. Родители сами решают, с кем лучше дружить, подбирают круг общения, состоящий только из успешных детей. Последствия во взрослом возрасте Синдром отличника у взрослых, появившийся в детстве, может вызвать серьезные проблемы уже во взрослой жизни. Давайте рассмотрим, что именно может произойти.
Это порождает неумение концентрироваться на главном. Например, при выполнении какой-либо работы основная энергия и время уходят не на выполнение поставленного задания, а на правильность выполнения второстепенных мелочей. Следовательно, в будущем круг его возможностей значительно сужается. Люди, имеющие опыт неудач, легче и быстрее справляются с жизненными сложностями, чем те, которые не смогли его получить. Синдром отличника Отличники имеют проблемы в общении со сверстниками, у них редко бывают близкие друзья. Это происходит из-за того, что такие дети предъявляют высокие требования не только к себе, но и к другим. Отсутствие друзей может быть следствием занятости или слишком высокой самооценки. Все это отразится на взрослой жизни. Недостаток общения в детстве может вызвать проблемы с коммуникативными навыками и отношениями с противоположным полом. Синдром отличника у взрослых может проявляться как постоянная неудовлетворенность своими достижениями, жизнью, работой и окружающими. Такие люди болезненно относятся к критике и собственным неудачам, после которых опускают руки и впадают в глубокую депрессию. Из-за чего возникает синдром отличника у детей Синдром отличника может быть как врожденным, так и приобретенным. Формируется и проявляется он в детстве, когда ребенок начинает учиться.
Гиперответственность: человек берет на себя ответственность во всех сферах жизни, считая, что кроме него это некому сделать. Неумение проигрывать: люди тяжело переживают чужие победы, а собственные неудачи могут вызвать депрессию. Зависимость от мнения окружающих: каждый шаг должен быть признан и оценен положительно, иначе возникает ощущение неправильности действий. Болезненное отношение к критике: нормой для отличников являются только высокие оценки, все остальное приравнивается к неудовлетворительным оценкам и вызывает подавленное состояние. Боязнь риска: как бы ни было трудно отличнику, ему комфортно в рабочем состоянии с людьми, знающими его статус, и он не может начинать новую деятельность «с нуля». Неуверенность в себе и тревожность. Человек постоянно боится, что его труд не будет оценен по достоинству, его не похвалят или сделают замечание. Несмотря на стремление к успешности, люди с синдромом отличника менее успешны и счастливы, чем те, кто к жизни относится проще. Корни синдрома отличника тянутся из школьного детства. Отличник в школе В начальной школе быть отличником легко: первые успехи основываются на дошкольном образовании и правильной мотивации и не требуют усилий. Со временем легкость в учении исчезает у большинства детей, учеба требует старания и упорства. Отличники бывают трех типов: 1. Природный отличник — ребенок с хорошо развитыми от природы психическими процессами: памятью, мышлением, воображением. Он быстро «схватывает» учебный материал, творчески подходит ко всем заданиям, обладает хорошей речью. Домашние задания выполняет довольно быстро, пробелы в знаниях ликвидирует сразу. Для природного отличника учеба не вызывает трудностей, а если и возникают проблемы, то он быстро их решает. В школе ребенку легко и интересно. Упорный отличник — ребенок, получающий высокие отметки благодаря своему старанию и упорству. Ребенок часами сидит за домашними заданиями, ходит на факультативные занятия, выполняет дополнительные проекты и — все это только для того, чтобы получить заветную пятерку. Упорный отличник может не выдержать такой нагрузки: нервная система начинает давать сбой. У такого ребенка нет свободного времени, друзей и увлечений. Отличник по желанию родителей. Некоторые родители уверены в том, что их ребенок должен быть отличником. Высокие оценки достигаются любыми способами: репетиторы чуть ли не с начальной школы, выполнение заданий вместо ребенка, давление и жесткий контроль над сыном или дочкой. Отличник поневоле боится плохих оценок, так как за ними стоит жесткая реакция родителей.
Синдром отличника: как избавиться от желания быть во всем идеальным
Синдром отличника превращает человека в тревожного трудоголика и приводит к выгоранию. Ключевые слова: «синдром отличника», влияние родителей, причины появления, родители и дети. В статье мы расскажем про синдром «отличника», как понять, что вы страдаете им, и дадим рекомендации, как от него избавиться.