Новости чин соборования текст

В чине елеосвящения читаются молитвы как об исцелении болящего, так и об избавлении от грехов, «от страстей, от скверны плоти и духа и всякаго зла». И что означает слово "соборование"? Почему соборование осуществляется именно во время Великого поста? Мы целуем Святое Евангелие, если соблюден чин Соборования, трижды совершаем поясной поклон пред священнослужителями, которые напоминают в данном случае апостолов – учеников Христовых. Сегодня поговорим о чине Соборования (Елеосвящения).

Чин соборования последование - фотоподборка

Дьякон, чтец или сам священник после возглашения прокимна начинает первое чтение из Послания святого апостола Иакова об установлении Таинства Елеосвящения Иак. Затем первенствующий пресвитер читает Первое Евангелие Лк. Вслед за тем, тот же пресвитер в молитве просит Господа сделать его достойным служителем Нового Завета и сотворить елей, приготовленный для больного, елеем радования, одеждой царской, броней силы, в отгнание всякого диавольского действия, ненаветной печатью, вечным веселием. После этого произносится сугубая ектенья, а затем священник читает первую молитву. Совершается первое помазание больного освященным елеем. Это делает иерей, читавший первое Евангелие.

При этом читается тайносовершительная молитва: "Отче Святый, Врачу душ и телес, пославый Единороднаго Твоего Сына, Господа нашего Иисуса Христа, всякий недуг исцеляющаго и от смерти избавляющаго, исцели и раба Твоего рабу Твою, имярек от обдержащия его ея телесныя и душевныя нeмощи и оживотвори его ю благодатию Христа Твоего, молитвами Пресвятыя Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии, предстательствы Честных Небесных Сил бесплотных, силою Честнaго и Животворящаго Креста, честнаго славнаго пророка, Предтечи и Крестителя Иоанна, святых славных и всехвальных апостолов, святых славных и добропобедных мучеников, преподобных и богоносных отец наших, святых и целителей бессребреников Космы и Дамиана, Кира и Иоанна, Пантелеимона и Ермолая, Сампсона и Диомида, Фотия и Аникиты, святых и праведных Богоотец Иоакима и Анны и всех святых. Эта молитва повторяется каждым из семи священников после очередного чтения Апостола и Евангелия. Если Таинство совершает один иерей, то он один читает ее при каждом помазании. Как только помазание завершено, гасится одна из свечей, стоящих на блюде. Второе чтение.

Читается следующее зачало из Апостола, и затем - Евангелия. Апостольское чтение Рим. Во втором Евангелии Лк. Далее следует молитва "Отче святый... Третье чтение 1 Кор.

Третье Евангелие Мф.

Если же что-то осталось, и мы не примирились со Христом, то не можем подойти ко Святой Чаше. Неужели мы причастились Святых Христовых Таин и после этого думаем, что попадем в ад за те грехи, которые забыли по немощи? Основанием для совершения таинства Елеосвящения соборования служит Послание св. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь, и если он соделал грехи, простятся ему» Иак. Имеет веру, желание и понимание сути таинства. А не так, что человек ничего не знает, молитвенно не участвует в происходящем и, порой, даже находится без сознания. Далее у апостола Иакова говорится: «Исповедуйте убо друг другу согрешения и молитеся друг за друга, яко да исцелеете» Иак. Это указывает на то, что мы должны в грехах каяться.

Не следует надеяться на то, что они нам могут прощаться помимо нашего сознания. Если человек хочет собороваться только потому, что не уверен, что он хорошо покаялся вдруг что-то забыл? Это — не вера, не живая связь с Богом. Некоторые духовники считают, что это даже нужно делать раз в год, потому что у нас есть немощи и страсти. Но люди обычно рассуждают проще: «Пособоруюсь — хуже не будет. Благодати много не бывает». Таинство соборования направлено против болезни. Если же человек здоров, то ему следует исповедаться и причащаться Святых Христовых Таин «во оставление грехов и в жизнь вечную». Это же касается и детей.

Его можно применять, например, в реанимации, где нет возможности полностью вычитывать в течение полутора часов все чинопоследование, и в других подобных случаях. Краткий чин соборования начинает входить в церковную практику. Священник Александр Брюховец: «Смысл Таинства Соборования в том, чтобы поднять болящего от одра болезни, а вовсе не в том, чтобы подготовить его к смерти». О забытых грехах Как быть с мнением о том, что во время соборования прощаются забытые грехи, которые, накапливаясь неприметным образом, приводят к болезни человека? Среди поучений прп. Амвросия Оптинского читаем слова о Таинстве Елеосвящения: — Неизвестно почему в России вкоренилось такое мнение, будто бы к таинству Елеосвящения тогда только нужно прибегать, когда в человеке не остается надежды к продолжению жизни. Напротив, в Греции и здоровые люди принимают таинство Елеосвящения в Великий четверток, по тамошнему обычаю, и делают это ради неизвестности смерти. Да и выше сказанные слова апостола показывают совсем противное вкоренившемуся неправильному мнению в России, так как ясно в них говорится: «и молитва веры спасет болящего, и воздвигнет его Господь, и аще грехи сотворил есть, отпустятся ему».

Отмещущим вся Таинства святая, Церковью Христовою содержимая: анафема. Отвергающим соборы святых Отец и их предания, Божественному Откровению согласная, и Православно-Кафолическою Церковью благочестно хранимая: анафема. Помышляющим, яко православнии Государи возводятся на престолы не по особливому о них Божию благоволению и при помазании на царство дарования Духа Святаго к прохождению великого сего звания на них не изливаются; и тако дерзающим против их на бунт и измену: анафема. Ругающим и хулящим святыя иконы, ихже Святая Церковь к воспоминанию дел Божиих и угодников Его, ради возбуждения взирающих на оныя ко благочестию, и ко оных подражанию приемлет, и глаголющим оныя быти идолы: анафема. Навигация по записям.

Сама болезнь в Православии рассматривается как нормальное явление. На самом деле недуг даже более естественен, поскольку скорби и страдания обычные явления в нашей жизни. Здоровье можно считать милостью Божией, а исцеление больного — чудом. Таинство Соборования — Елеосвящения Для чего нужно Собороваться В большинстве случаев Соборуются во время тяжелой болезни, когда православному особенно необходима духовная поддержка. Но участвуют в таинстве и здоровые люди. Например, в период Великого поста или других постов. Здорового человека Соборование укрепляет и дает силы достойно выдержать пост и не впасть в уныние. Соборование, как и другие Православные Таинства, имеет силу только тогда, когда человек искренне верует. Если христианин сознательно не постится, не молится, не посещает литургии и не исповедуется, то и соборование ему не поможет. Святой Дух может снизойти только на искренне верующих людей. В Таинстве не могут принимать участия дети до 7 лет, иноверцы, некрещеные люди, еретики, бесноватые, а также больные, имеющие буйные психические расстройства. Также Вам нужно будет купить свечу. Соборование никак не отменяет необходимости в Покаянии, поэтому перед Таинством нужно обязательно исповедоваться. В посте же необходимости нет. Что нужно для Соборования Прежде всего, понадобится терпение и желание очистить душу. Соборование может длиться от одного до двух часов. Во время богослужения лучше всего молиться и следить за ходом действия. Для этого в интернете можно скачать текст чинопоследования. С ним вам будет проще понять, что происходит в данный момент. Есть тексты с параллельным переводом на современный русский. Многие приносят на Соборование сосуды с елеем подсолнечным или оливковым маслом. Священники освящают масло и вливают в него вино. Делается это в воспоминание милосердного самарянина, который помог раненому, помазав его елеем и вином. После службы освященное масло можно забрать с собой и помазывать им больные части тела.

О Соборовании тяжко болящего человека

Богослужебный чин таинства Соборования известен в нынешнем виде только с XV века. Затем священник, сняв Евангелие, дает его поцеловать всем, принявшим Таинство Соборования. Богослужебный чин Таинства Соборования известен в нынешнем виде только с XV века. Сами молитвы, входящие в чин елеосвящения, говорят не о предсмертном напутствии, а о возвращении к жизни, — жизни, очищенной от грехов, устремленной к Богу. Елеосвящение, также соборование — одно из семи таинств Православной и Католической церквей, заключающееся в помазании тела освящённым елеем (отсюда и название таинства).

Таинство соборования (Елеопомазание)

Чтобы не оставить чад своих без помощи во время тяжких болезней, Святая Церковь и предлагает Таинство Елеосвящения, через которое по молитвам Ея и по вере кающегося ему подается оставление грехов и исцеление. Иаков Праведный Некоторые считают, что соборование совершается исключительно перед смертью. Такая практика имела место в истории Церкви. Однако это является предрассудком и католическим заблуждением — соборование совершается над больными, в том числе и не смертельными болезнями.

Предрассудок и то, что выздоровевший после соборования как бы исключается из числа живых. Сами молитвы, входящие в чин елеосвящения, говорят не о предсмертном напутствии, а о возвращении к жизни, — жизни, очищенной от грехов, устремленной к Богу. Поэтому совершать это таинство желательно не при явно приближающемся исходе человека, но во время болезни, с верой, что дни болящего будут продлены для исправления.

Вот что говорит св. И молитва веры исцелит болящего, и воздвигнет его Господь; и если сотворил грехи, отпустятся ему Иак. Однако ошибочно думать, что соборование даже на смертном одре может заменить покаяние.

В других случаях об этом лучше спросить священника. Во всяком случае, никаких требований поста перед Таинством нет, а для больных пощение может оказаться и вредным. Многие же пастыри говорят, что сама болезнь и есть необходимый пост, ведь она так или иначе сопряжена с ограничениями себя, к тому же страдания смиряют и без особого телесного воздержания. Но если есть возможность и желание соблюсти посильное пощение, Господь, конечно, воздаст верующему за это усердие. Молитва перед Соборованием Какого-либо молитвенного правила во время подготовки к Таинству Русская Церковь не знает. Вместе с тем, многие по своему желанию читают: покаянные каноны Христу, Богородице, Ангелу Хранителю; каноны и акафисты святым целителям — особенно, если человек болен физически; можно молиться свв. Косме и Дамиану, свт. Луке Крымскому, блж. Ксении Петербургской, Матроне Московской, или иным угодникам Божиим, к которым есть желание обратиться.

Сколько длится чин В среднем около 2 часов, но все зависит от количества участников Таинства — если оно проходит в храме. Если Соборование проходит индивидуально, продолжительность его, конечно, несколько меньше. Однако, и в таком случае это далеко не короткий чин — не менее часа. Как проходит Таинство в храме Пришедшие принять Елеосвящение обычно становятся рядами — так, чтобы священники, которые будут помазывать каждого, могли свободно идти между стоящими. С началом Таинства зажигают свечи и внимательно слушают то, что читается и поется. Вот что происходит во время Соборования: сначала совершается общее молебное пение о болящих: читаются псалмы, диакон произносит о них краткие моления, затем следует канон; после этого звучит молитва священника над елеем — маслом, принесенным верующим; оно, а также вино, пшеница, стоят на столе посреди храма; этот освященный елей, смешанный с вином будет нужен для помазания верующих; во второй части Таинства происходит семикратное чтение Апостола, Евангелия и молитв о болящих; читаемые фрагменты писания подобраны так, чтобы приводить на память присутствующих все, что известно из него о помазании маслом больных и исцелениях; например, в первом Апостольском чтении звучат слова св. Иакова о помазании больных от «пресвитеров Церкви», а Евангелие читается о человеке «впавшем в разбойники» и израненном, которому «возливая масло и вино» помогает самарянин Лк. Во время соборования в храме не совершается помазывание елеем ног, даже если они болят — это возбраняется Уставом. Не стоит также просить священника особо помазать маслом другие места тела, пораженные болезнью.

Но это можно сделать самостоятельно дома, после Таинства, взяв из храма освященное масло. Но, как говорит священник Александр Мартыненко, «важно только при этом молиться и помнить, что это — не мазь из аптеки, не волшебное средство. Механически освященное масло не лечит, всё даётся только по вере вашей». После седьмого помазания, согласно Уставу, происходит следующее: «… Больный приемляй елеосвящение, аще может, сам входит посреде священников, или держимь от своих си стоит, или седит.

По чину оно должно совершаться семью священниками, хотя реально священников может быть и меньше — не всегда даже в столичных храмах удается собрать столько. Но и при меньшем числе священников даже при одном таинство все равно будет действительным. Современный чин Соборования — пространный и сложный. Сначала читаются подготовительные молитвы, канон, а затем уж совершается сам чин. Читаются выдержки из входящих в Новый Завет апостольских посланий, из Евангелия, потом произносится ектения молитвенное обращение к Богу, произносимое диаконом от имени молящихся с поминанием имен тех, кто принимает таинство. Затем читается молитва на освящение елея и совершается само помазание.

Затем второй священник приступает к участию в таинстве, и опять следует подобный же цикл. Так повторяется семь раз. В конце чина на головы приступивших к таинству возлагается Евангелие с чтением особой заключительной молитвы. После службы верующие могут забрать домой оставшийся после таинства елей и употреблять его для помазания. Этот же елей используют и при погребении христианина — его выливают в гроб перед тем, как закрыть крышкой. Так что это таинство напоминает нам о вечной жизни и готовит нас к ней. Соборование: как не надо Порой у людей бывают довольно странные представления о Соборовании. Например, что прибегать к нему следует лишь тяжело больным людям, находящимся на пороге смерти. Ведь апостолы совершали помазание маслом именно ради исцеления. Но нельзя также ожидать и немедленного выздоровления после Соборования.

Увы, иногда в сознании людей это таинство превращается в нечто самодостаточное, внешнее, чуть ли не магическое. Когда видишь толпы людей, приходящих в храм на Соборование, то можно задуматься: а все ли они исповедуются, причащаются? Некоторые из них воспринимают Соборование как медицинскую процедуру, о духовном его аспекте и мысли нет... Последствия тут могут быть весьма печальными — не получив ожидаемого телесного выздоровления, человек обижается: как же так, я отстоял длиннющую службу, сделал все, что положено, а результата нет! В итоге люди могут охладеть к вере, к Церкви. Исцеление — это свободный дар Всеблагого любящего Бога, а не неизбежный результат каких-то внешних действий. Об этом должны помнить все приступающие к таинству Соборования.

Есть ли какие-то "противопоказания" для участия в соборовании? Вероятно, тяжелые нераскаянные грехи также могут стать препятствием к участию в таинстве, потому что прощение грехов не может быть автоматическим, без участия и желания самого человека.

Также есть разные точки зрения на возможность соборования людей, находящихся без сознания. И едва ли нужно участвовать в таинстве соборования маленьким детям, тем более младенцам. Для женщин определенные физиологические периоды также возбраняют участие в таинствах. Как проходит соборование? Во время таинства верующие стоят с зажженной свечой в руке. После предначинательных начальных молитв и псалмов священники читают специальный канон Спасителю об исцелении. Затем следует семь чтений из Апостола, Евангелия, семь специальных молитв об исцелении, каждая из которых завершается молитвой "Отче Святый, Врачу душ и телес... После каждого из этих чтений совершается помазание освященным елеем маслом, смешанным с вином. В полном чинопоследовании помазание освященным елеем происходит семь раз, но в больнице или в иных походных и домашних условиях применяется сокращенный вариант с одним помазанием.

Он называется "Последование святаго елеа, совершаемаго поскору" название на церковнославянском языке — прим. В конце чинопоследования на голову больного или всех собравшихся возлагается Евангелие и читается заключительная молитва "Царю Святый". После этого бывает отпуст заключительная молитва — прим. ТАСС , где поминается святой апостол Иаков, первый епископ Иерусалима и "брат Божий", в послании которого и рассказывается об этом таинстве. Верующие прикладываются к Евангелию и кресту.

ПОСЛЕДОВАНИЕ ТАИНСТВА ЕЛЕОСВЯЩЕНИЯ

Елеосвящение может совершаться как в храме, так и вне его в лечебных учреждениях или дома. Елеосвящение может быть совершено последовательно над несколькими людьми. Елеосвящение можно совершать над одним человеком несколько раз. По традиции, унаследованной из Византии , раз в год, в Великий четверг , в кафедральных соборах могло совершаться также елеосвящение над номинально здоровыми людьми, хотя помазание при этом совершалось не 7 раз, как в полном чине, а однократно. В России в настоящее время общее соборование совершается во многих храмах по крайней мере единожды во время Великого поста изредка также во время остальных постов , без отличий с обычным чином елеосвящения. Поскольку в греческих церквях исповедь принимают только заслуженные монашествующие священники и, как правило, после продолжительной епитимии в монастыре , то верующим дозволяется приступать к причащению без исповеди.

Святитель Симеон Солунский свидетельствует, что в его эпоху — начало XV века — в Византии «всякому, впавшему в грехи и исполнившему правило покаяния, готовящемуся к приобщению [Святых Таин] и получившему прощение от [духовного] отца», грехи оставлялись «через священнодействие и помазание Елеосвящения, как пишет [Иаков,] брат Господень» Вопросоответы Гавриилу Пентапольскому, 72. Именно этим обусловлено совершение общего Елеосвящения над всеми желающими накануне праздника Пасхи, когда Церковь особенно призывала грешников примириться с ней. Краткая история развития чинопоследования Истоки чина Елеосвящения — в апостольской практике помазывать больных освященным елеем, совершая усиленную молитву о них. В ранней Церкви освящение елея обычно происходило во время Евхаристии.

В рукописях древних редакций богослужебных книг сохранился целый ряд молитв над «елеем больных», освящаемым на литургии или вне ее. Нередко елей предписывалось освящать вместе с водой. Еще одним священнодействием, совершавшимся над болящими, было возложение рук епископа или священника см. Существовало также множество отдельных молитв о больных — в том числе, предназначенных для чтения в той или иной конкретной болезни. Все эти элементы легли в основу чинопоследования Елеосвящения. В византийских рукописях с X-XI вв. На проскомидии этих литургий освящался елей, а в конце службы — совершалось помазание болящего. Впоследствии семь литургий были заменены семью помазаниями, предваряемыми — как на литургии — чтением Апостола и Евангелия с сугубой ектенией. Для семи помазаний были выбраны семь молитв, взятых из числа либо молитв о болящих и освящения елея для них, либо из чинов таинства Покаяния.

Кроме того, при каждом помазании читалась имеющая древнее происхождение молитва «Отче святый, Врачу душ и телес... Этот чин предварялся вечерней и утреней, на которых вместо рядовых песнопений пелись особые — о болящем. В такой форме чин получил широкое распространение — в том числе, на Руси, где он с конца XIV века вытеснил собой более древнюю традицию, где Елеосвящение состояло лишь из одной-двух молитв над елеем, к которым могли присоединяться молитвы в той или иной болезни. С XV века особые песнопения Елеосвящения отделились от специальных вечерни и утрени и образовали начальную часть чинопоследования, которое окончательно приобрело свой современный вид: 1 серия псалмов и песнопений о болящем; 2 молитва освящения елея; 3 цикл из семи помазаний с молитвой «Отче Святый... При этом выбор конкретных молитв и чтений из Апостола и Евангелия был предметом постоянных изменений, вплоть до наступления эпохи печатных изданий. Последование Елеосвящения Чин Елеосвящения, представленный в современном Требнике, должен совершаться без сокращений и с благоговением. Следует обратить особое внимание на качество елея, используемого в таинстве. По той причине, что символизм этого вещества в Священном Писании и у святых отцов Церкви связан только и исключительно с плодом масличного дерева, а не других растений, масло Елеосвящения должно быть оливковым. Смешение его с маслами, полученных из иных растений, а тем более — замена оливкового масла иным, допускается лишь в крайнем случае.

Елей в таинстве смешивается, согласно традиции ранней Церкви, с водой — или, как указано в Требнике, с вином, вытеснившим в византийской практике воду в чине Елеосвящения.

Как оно совершается? Предлагаем посмотреть подробный фоторепортаж с аудиозаписью некоторых фрагментов службы и прочитать подробную справку об этом таинстве. На Соборовании освящаются масло и зерно. Зерна пшеницы символически указывают на новую жизнь -- по выздоровлении, и после всеобщего воскресения. На братском соборовании его совершают священники Братства Всемилостивого Спаса , будет много священников. Алтарнику придется быть особо расторопным и внимательным.

Все должно быть красиво и чинно. Свечи, числом семь, должны стоять красиво на специальном блюде. Для этого они все должны быть одинаковой длинны В притворе записывают имен всех, кто будет собороваться. За этих людей будет молиться собор священников, совершать над ними таинство Соборования силою всей Церкви. По традиции за соборование можно принести жертву в храм На клиросе все готово И алтарник приготовил все, что нужно И вот зажигаются свечи. Вокруг блюда семь свечей изображающих число совершителей таинства, помазываний и молитв. После каждого помазания одну свечу гасят Священники выходят из Алтаря.

Начинается первая часть таинства. Она представляет собой сокращенную утреню Священники становятся около стола. Первый из священников кадит стол и елей на нем , иконы и всех людей, произносит возглас: "Благословен Бог наш... После обычного начала, читается сокращенное шестопсалмие 142 псалом , затем малая ектения прошение , и наконец покаянные тропари, которые всем нам известны: "Помилуй нас, Господи, помилуй нас" После 50-го псалма читается канон Арсения, епископа Корфского, Этот канон в IX в. Сначала вино соединяется с елеем. Теперь в кандиле сосуде с елеем есть вино После ектении первый из священников читает "Молитву над кандилом с елеем", в которой просит Бога освятить елей и сделать его целительным для помазуемого. Остальные священники читают эту же молитву тихо, как во время призывания Святого Духа в таинстве Евхаристии.

Хор в это время поет тропари Христу Спасителю, апостолу Иакову, святителю Николаю, целителю Пантелеимону и другим святым Далее начинается третья часть -- помазание святым маслом. Сначала читают Евангелие, потом специальную молитву об исцелении, затем собственно помазание с так называемой, совершительной молитвой: "Отче Святый, Врачу душ и телес... Эта молитва очень важная. Чин совершения Елеосвящения над больным, находящимся в смертельной опасности, может быть признан совершенным, если священник после освящения масла успеет, хотя бы однажды, прочитать над больным совершительную молитву и помазание.

Магическое и потребительское отношение к любому Таинству недопустимо. Елеосвящение от греческих слов «масло» — «элайоа» и «милость» — «элеос» — Таинство помазания освященным маслом елеем. Еще его называют Соборованием от слов «собор», «собрание», потому что Таинство это должно совершаться семью священниками, как сказано в Требнике, составленном в середине XVII века. В случае крайней необходимости или при отсутствии нужного количества священников Таинство может совершать и один священник. Вопрос: При каких условиях нужно обращаться к Таинству и какова его цель? Ответ: В послании апостола говорится о человеке, который сам прийти в храм не может, поэтому и призывает священника. Поэтому в случаях тяжелого недуга, острого болезненного состояния, если больной нуждается в особой благодатной помощи, священники выезжают домой к больному в любое время года, а не только Великим постом. Специально для таких экстренных случаев в Русской Православной Церкви был составлен краткий чин Соборования. Также когда человека долго мучит какая-то страсть, он борется с ней, но нуждается в укреплении — это еще один вполне законный мотив, по которому телесно здоровый человек может прибегать к Соборованию. Ведь это Таинство врачует и тело, и душу; из слов апостола мы видим, что Соборование теснейшим образом связано с Покаянием. Очень важно, чтобы человек отвечал за свои действия, и в первую очередь за участие в Таинствах. Цель Таинства — понять и принять душевные и телесные болезни, во-первых, как следствие греховной жизни. И, во-вторых, как Божие благословение: в болезни человек может приобрести добродетели терпения, смирения, искренней веры и безусловной надежды на Бога, доверия к Нему и Его промыслу. Итак, к Таинству может приступать человек, имеющий твердую правильную веру, живущий церковной, таинственной жизнью, получивший благословение от священника на участие в Таинстве.

Последование Таинства Елеосвящения на церковнославянском языке

I. Видимую сторону таинства елеосвящения св. Апостол обозначает словами: да молитву сотворят над ним, помазавше его елеем во имя Господне. Елеосвящение, или Соборование – это Таинство, в котором при помазывании определенных частей тела освященным елеем, то есть растительным маслом, больному испрашивается благодать исцеления от недугов, от болезней телесных и духовных. В соответствии с Требником, чин Елеосвящения совершается над православ-ным верующим старше семи лет, страдающим телесным и душевным неду-гом. Таинство Соборования точнее раскрывается в послании апостола Иакова, где указаны совершители его: «Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. Богослужебный чин Таинства Соборования известен в нынешнем виде только с XV века.

Соборование: какие грехи прощаются?

В соответствии с Требником, чин Елеосвящения совершается над православным верующим старше семи лет, страдающим телесным и душевным недугом. Богослужебные тексты Православной Церкви в различных переводах. Затем священник, сняв Евангелие, дает его поцеловать всем, принявшим Таинство Соборования. Сами молитвы, входящие в чин елеосвящения, говорят не о предсмертном напутствии, а о возвращении к жизни, — жизни, очищенной от грехов, устремленной к Богу.

Почему Елеосвящение называется Соборованием?

  • Группа Вконтакте
  • Елеосвящение — Википедия
  • Как проходит чин
  • Схема чинопоследования Елеосвящения
  • Наставления Соборования: как происходит это Таинство | Исповедь и причастие

краткий чин соборования

Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим, без истления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу Тя величаем. поют священнослужители, затем певчие и народ. В Елеосвящении участвую несколько священников, поэтому это Таинство носит название соборования — от слова «собор». Елеосвящение, или Соборование может быть совершено столько раз, сколько это необходимо; масло, которое используется во время него, освящается непосредственно перед Таинством.

Таинство Соборования

Начинается служба возгласом священника: «Благословен Бог наш, всегда, ныне и присно и во веки веков». Затем читается обычное начало: Трисвятое по «Отче наш». Далее следуют молитвы: Господи, помилуй 12 раз , Слава и ныне, Приидите, поклонимся… трижды. Псалом 142-й помогает человеку осознать свое нынешнее положение и то состояние, в котором он прибегает к этому спасительному Таинству: «Господи! Услышь молитву мою… Враг преследует душу мою, втоптал в землю жизнь мою, принудил меня жить во тьме, как давно умерших, и уныл во мне дух мой, онемело во мне сердце мое». Продолжается чинопоследование Таинства темой покаяния и осознания своей немощи. Поется Аллилуиа с покаянными стихами: «Помилуй мя, Господи, яко немощен есмь», и поются покаянные тропари «Помилуй нас, Господи» и 50-й псалом. После покаянных тропарей и 50-го псалма поется канон о елее. В нем священники просят Господа «елеем благоутробия утешить души и телеса человеческие» и «подать люте страждущему благодать свыше».

В молитве елея есть прошения: «Неизреченною любовию, Преблагий Господи, ущедри раба Твоего, покровом славы Твоея подай здравие ему и недугов избавление». Далее следуют стихиры, в которых выражена та же мысль: «Помазанием елея Твоего и священников, Человеколюбче, осязанием раба Твоего освяти свыше, недугов свободи, душевныя скверны очисти… соблазнов избави, обстояние отжени, скорби потреби…» Оканчивается молебное пение молитвами: Трисвятое по «Отче наш» и пением тропаря «Скорый в заступление…» Освящение елея для помазания В мирной ектении есть прошение: «О еже благословитися елею сему, силою и действом и наитием Святаго Духа». Елей для освящения вливается в пустой сосуд кандило , стоящий в пшенице; вино доливают туда же и смешивают все лжицей. Вино, добавляемое в елей, символизирует Кровь Христову, пролитую Им на Кресте. Затем возжигаются семь свечей, расположенных вокруг елея, и все те свечи, что держат присутствующие. Первенствующий иерей начинает читать молитву елея, а сослужащие священники вторят ему вполголоса, читая ту же молитву. В молитве они просят, чтобы Господь Сам освятил этот елей во исцеление помазующегося и в очищение всякой страсти и скверны плоти и духа и всякого зла. После молитвы поются тропари — Христу, святому апостолу Иакову, святителю Николаю Чудотворцу, святителю Димитрию Мироточивому, целителю Пантелеимону, святым бессребреникам, святому Иоанну Богослову и Пресвятой Богородице.

Помазание болящего елеем Третья часть чинопоследования Таинства Елеосвящения включает в себя семикратное помазание освященным елеем частей тела больного чела, ноздрей, щек, уст, груди и рук. Причем каждое из этих семи помазаний предваряется чтением Апостола, Евангелия, краткой ектенией и молитвой об исцелении больного и прощении его грехов. Дьякон, чтец или сам священник после возглашения прокимна начинает первое чтение из Послания святого апостола Иакова об установлении Таинства Елеосвящения см. Затем первенствующий пресвитер читает первое Евангелие см. Вслед за тем тот же пресвитер в молитве просит Господа сделать его достойным служителем Нового Завета и сотворить елей, приготовленный для больного, елеем радования, одеждой царской, броней силы, в отгнание всякого диавольского действия, ненаветной печатью, вечным веселием. После этого произносится сугубая ектения, а затем священник читает первую молитву. Совершается первое помазание больного освященным елеем. Это делает иерей, читавший первое Евангелие.

Взяв в руку стручец, он обмакивает его в елей и крестообразно помазывает лоб, ноздри, щеки, губы, грудь и руки с внутренней и тыльной стороны. При этом читается тайносовершительная молитва: «Отче Святый, Врачу душ и телес, пославый Единороднаго Твоего Сына, Господа нашего Иисуса Христа, всякий недуг исцеляющаго и от смерти избавляющаго, исцели и раба Твоего рабу Твою, имярек от обдержащия его ея телесныя и душевныя немощи и оживотвори его ю благодатию Христа Твоего, молитвами Пресвятыя Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии, предстательствы Честных Небесных Сил бесплотных, силою Честнаго и Животворящаго Креста, честнаго славнаго пророка, Предтечи и Крестителя Иоанна, святых славных и всехвальных апостолов, святых славных и добропобедных мучеников, преподобных и богоносных отец наших, святых и целителей бессребреников Космы и Дамиана, Кира и Иоанна, Пантелеимона и Ермолая, Сампсона и Диомида, Фотия и Аникиты, святых и праведных Богоотец Иоакима и Анны и всех святых. Эта молитва повторяется каждым из семи священников после очередного чтения Апостола и Евангелия. Если Таинство совершает один иерей, то он один читает ее при каждом помазании. Как только помазание завершено, гасится одна из свечей, стоящих на блюде. Во время второго чтения читается следующее зачало из Апостола, и затем — Евангелия. Апостольское чтение Рим. Во втором Евангелии Лк.

Далее следует молитва «Отче святый…» и второе помазание больного. Третье чтение 1 Кор. Третье Евангелие Мф. Далее следует молитва «Отче святый…» и третье помазание больного. Четвертое чтение 2 Кор. А в четвертом евангельском чтении Мф.

Перечисленные грехи отпускаются человеку во время Таинства соборования. Если человек находится в тяжелом состоянии из-за болезни и не может покаяться, соборование снимает с него все грехи. Елеосвящение всегда проводят в случае тяжелого смертельно опасного недуга, чтобы человек не умер без покаяния. Это очень важный церковный обряд, который имеет глубокий духовный смысл. Елеосвящение — это всецелое исцеление человека. По окончании Таинства следует причаститься Святых Тайн Христовых. После обряда у человека остается освященное масло, которое можно использовать дома. Маслом помазывают больные места крестообразно. Если нет больного места, маслом смазывают: Также его можно понемногу добавлять в еду. Является ли соборование гарантией выздоровления? Это всецело зависит от воли божьей. Цель Таинства состоит в изменении восприятия человеком страданий и болезни, изменении мышления и жизненных ценностей. Не следует путать Таинство с магическим обрядом или медицинской процедурой — это, прежде всего, покаяние и исправление души. Некоторые малодушные христиане могут вообще охладеть к вере, не получив долгожданного исцеления. Почему человек не всегда получает исцеление после соборования? Потому что это дар бога, и этот дар не зависит от действий священнослужителей или каких-либо действий. Поэтому не следует ожидать чуда, а нужно просто укреплять веру и стараться жить по заповедям божьим. Опасные суеверия Многие слышали, что соборование проводят перед самой смертью, поэтому боятся этого обряда. Малодушные христиане считают, что Елеосвящение неизбежно приблизит их смерть. Но это просто предрассудки, не имеющие смысла. Соборование снимает нераскаянные грехи, а не готовит человека к смерти. Жизнь и смерть в руках бога и не зависит от проведения Таинства соборования. Также существуют и другие суеверия, связанные с Елеосвящением: нельзя есть мясного; нужно поститься трижды в неделю; нельзя выполнять супружеский долг; запрещено принимать лекарства и париться в бане. Эти суеверия крайне опасны и подрывают веру в получение божьей благодати. Если тяжелобольной выздоровел после соборования, он может вести обычную праведную жизнь без дополнительных запретов. Проведение обряда Как подготовиться к соборованию? Прежде всего, на соборование должен благословить священник. Затем нужно купить в свечной лавке свечку и записаться на участие в обряде. Перед соборованием следует исповедаться в грехах, которые помните, чтобы снять с души лишний груз. Можно и не исповедоваться, но священники рекомендуют это сделать. Когда проводят соборование? На кануне Пасхи Таинство соборования совершают несколько раз подряд, однако, этот обряд может быть проведен в любое другое время по необходимости. Например, для лежачего больного можно пригласить священников домой. Как часто можно собороваться? Это Таинство проводят только один раз в год. Если человек неожиданно занедужил, соборование проводят повторно. Видео кликните для воспроизведения. Предполагает ли подготовка к соборованию пост? Специально поститься перед Таинством не нужно, ведь тяжелобольным людям необходим особый питательный режим. Однако здоровые христиане, желающие принять соборование накануне Пасхи, обязаны соблюдать правила Великого Поста. Нужно ли читать молитвы перед соборованием? Следует прочитать покаянный канон, записанный в молитвослове. Человек должен уклоняться от зла и злых помыслов, стараться совершать больше богоугодных дел. Кто может принять участие в обряде? Это право имеет любой крещенный в православной церкви человек в возрасте от 7 лет. Младенцев не соборуют. Забудьте, что соборование проводят только с умирающим человеком. Этот завет установлен апостолами первой церкви: Родственники тяжело больных людей интересуются, возможно ли соборовать человека в коме? Об этом нужно подробно поговорить со священником. Если ранее человек принимал участие в церковной жизни, был сознательным христианином, священнослужители обязательно пойдут навстречу просьбам родственников. Кому необходимо соборование? Не только физические недуги вызваны нераскаянным грехом, но и душевные. Находящийся в унынии и отчаянии человек считается духовно немощным, поэтому нуждается в отпущении грехов. Иногда Елеосвящение путают с Миропомазанием. Это два разных обряда. Миропомазание совершают после крещения человека, в нем находятся Дары Святого Духа. Елеосвящение проводят по заповеди апостола Иакова. Соборование — семь помазаний протоиерей Илья Шапиро Достаточно давно установилась церковная традиция приступать к таинству елеосвящения соборования ежегодно — как правило, Великим постом. Поэтому наступление Святой Четыредесятницы побуждает многих из нас не только к более частому посещению богослужений, не только к активной евхаристической жизни, но и к серьезной подготовке к соборованию, дабы укрепить посредством этого таинства душевные и телесные силы и, что самое важное,— обрести совершенное избавление от грехов забытых и неосознанных, которых, конечно, у нас — абсолютное большинство. И неудивительно: по невниманию, расслабленности нашей и просто по ограниченности человеческой природы так часто мы упускаем из вида греховный груз, лежащий тяжестью на душе и как следствие — расстраивающий наши телесные силы. Помощью в подготовке к таинству нам могут послужить как будничные великопостные службы, так и более ответственное отношение к домашней молитве, с включением, например, в нее на время поста молитвы преподобного Ефрема Сирина. Мы призываемся «зреть свои прегрешения» и освобождаться от них покаянием по крайнему снисхождению к нам Единого Человеколюбца. Конечно же, в наше время, когда приходские книжные лавки и библиотеки изобилуют православной литературой, совсем нетрудно будет, готовясь к соборованию, заранее перечитать его чинопоследование оно есть практически во всех требниках. Действительно, задумаемся о смысле молитв и чтений из Священного Писания, установленных к этому таинству. До совершения первого помазания прочитывается весьма продолжительный подготовительный чин, включающий покаянные молитвы, канон и стихиры, раскрывающие суть совершаемого. Затем благословляется масло — вещество таинства, молитвенно призывается Господь, избавляющий «от недугов и горьких болезней», взываем мы о помощи и к святым — «великим поборникам в бедах» наших. Но на главное место в чинопоследовании выводятся семь одинаковых по структуре «блоков». Каждый из них состоит из апостольского чтения с прокимном и аллилуарием, чтения евангельского, сугубой ектении о душевном и телесном исцелении приступающих к таинству, особой, усиленной молитвы о них и собственно самого помазания, совершаемого при чтении молитвы «Отче Святый, Врачу душ и телес…». В последовательности этих чтений и молитв слышится и объяснение самой сути происходящего, звучат более чем сильные призывы к покаянию, даются глубокие уроки смирения, терпения, любви. Сосредоточим внимание наше на закономерном порядке того, что мы слышим от помазания к помазанию. Читайте так же: Молитва на оберег семьи Сначала обращается к нам апостол Иаков, брат Господень. Именно на его слова о призывании в болезни пресвитеров церковных опирается церковная традиция таинства елеосвящения. Апостол раскрывает нам саму суть того, что имеет над нами совершиться: над болящим «пресвитеры церковныя… молитву сотворят… помазавше его елеем во имя Господне. И молитва веры спасет болящаго, и воздвигнет его Господь: и аще грехи сотворил есть, отпустятся ему» Иак. Далее, в евангельской притче о милосердном самарянине, рисуется картина происшедшей с человеком греховной катастрофы и человеколюбивого снисхождения Христа, елеем милости и вином Божественной Крови исцеляющего наши душевные и телесные язвы. Также и в молитве перед первым помазанием дается объяснение имеющего совершиться над нами таинства: священник просит Господа о совершенном избавлении нас от греха, да наследуем Царство Небесное. Надо сказать, что все семь продолжительных молитв перед помазаниями во многом похожи одна на другую прошениями об исцелении души и тела «болящих люте». Мы же сейчас обратим внимание на интонационное развитие содержания как этих молитв, так и новозаветных чтений — так сказать, на динамику таинства. Постепенно, как видим, уроки, преподаваемые названными чтениями, переходят в свидетельство о действии Божием, совершаемом здесь и сейчас,— действии исцеляющей любви. Все более высокие слова о своем христианском призвании, об ожидаемом Богом ответе нашем на Его бесценные дары нам предстоит услышать теперь. Четвертое апостольское чтение определяет самый возвышенный смысл того, кто есть вообще человек. По замыслу Создателя, мы — «церкви Бога Жива», Он, наш Отец, хочет принять нас как сыны и дщери, «нечистоте не прикасающияся» 2Кор. Потому по призыву апостола: «Очистим себе от всякия скверны плоти и духа, творяще святыню во страсе Божии» 2Кор. И следующее затем евангельское повествование свидетельствует о скорби Христовой, не имеющего «где главы подклонити», и призывающего следовать за Ним Мф. Мы здесь в первый раз слышим о конкретном совершившемся исцелении и его плодах: теща Петрова «воста и служаше Ему». Живым откликом четвертой священнической молитвы на евангельское слово звучит надежда, что исцеляемый в таинстве, восстав, поработает Христу. Наступает время пятого чтения. Апостол повествует о крайней скорби, «яко не надеятися нам и жити», которую он с сострадальцами принял как законную, осудив себя на справедливую смерть, оставив надежду на собственные силы, не теряя при этом упования «на Бога, возставляющаго мертвыя» 2Кор. Таким образом, и при крайней опасности для жизни, приблизившейся смерти а именно в таких случаях зачастую обращаются к данному таинству есть нам надежда на спасение как во времени, так и в вечности. Свидетельств тому — «несть числа». Тема близости суда Божия, призыва к духовному бодрствованию звучит и в евангельской притче о десяти девах, ибо не знаем «дне ни часа, в оньже Сын Человеческий приидет» Мф. Пятая молитва исполняет крайним страхом читающего и слушающего, ставит пред лицом Господа, судящего дела и помышления сердечные: «Боже… мене, смиреннаго и грешнаго, и недостойнаго раба Твоего… страстьми сластей валяющагося, призвавый во святый и превеличайший степень священства…» И из этой глубины, ни во что ставящей свои «правды», как бы откликом на апостольские слова звучит и наша надежда на спасение от Господа — «Надежду ненадеющихся и Упокоение труждающихся». Совершается пятое помазание, впереди — завершение таинства.

Механически освященное масло не лечит, всё даётся только по вере вашей». После седьмого помазания, согласно Уставу, происходит следующее: «… Больный приемляй елеосвящение, аще может, сам входит посреде священников, или держимь от своих си стоит, или седит. Аще же не может сам, священницы сами обстоят его на одре лежащаго. Настоятель же взем святое Евангелие, и разгнув е, возлагает писмены на главе больнаго, придержащим всем священником». При этом читается особая молитва, в которой Господа еще раз просят об исцелении. Если Соборование общее, то два священника, держащие раскрытое Евангелие, обходят с ним всех участников Таинства, возлагая на главу каждого, в то время как старший из священников читает молитву. Наконец, следует заключительная ектения — и отпуст, то есть благословение от священника всем, принявшим Таинство: и каждый, «приим от них благословение и прощение, отходит благодаря Бога». Как после Соборования использовать масло Этим маслом можно помазываться с молитвой, призывая Божию Благодать на себя и родных: можно помазать освященным маслом детей, близких, если они сами того желают. Особой молитвы при этом Церковью не определено — современные пастыри советуют чаще всего читать «Отче наш». Что касается салфеток, которыми стирали излишки масла, их сжигают в печи. Если дома нет такой возможности, можно оставить их в храме — как правило, его служители собирают их для последующего сожжения. Иногда также задают вопросы, как использовать головной платок, на который священник возлагал Евангелие. Особых церковных правил и обычаев здесь нет — но если чувствуется благоговение к святыне, с которой соприкасалась вещь, можно носить платок только отправляясь в храм. Существует также множество суеверий, связанных с поведением после Таинства — например, якобы нельзя мыться, вступать в супружеские отношения, есть мясо если Таинство проходило вне поста. Все это, по выражению Апостола, «негодные бабьи басни», имеющие корни в языческом магизме, и прибегать к ним христианину не следует. Применение освященного на Соборовании масла 7 советов от священников : Хранить его можно как в красном святом углу, накрыв чем-то, так и в прохладном тёмном месте. Можно добавлять в обычное или в пищу например в салат или кашу, но НЕ жарить на нем! С молитвой крестообразно помазывать больные места на теле голова, руки, поясница и т. Им можно пользоваться и тем, кто не соборовался но это не заменяет участия в Таинстве Если родственник умер, то после смерти остатки масла с соборования, можно отдать священнику ПЕРЕД чином отпевания. Священник выльет его в гроб или на могилу усопшего. Если усопшего уже похоронили, а освященное масло осталось дома — можно самим вылить на его могилу. Кроме того, следует знать, что «старое» масло, оставшееся после прошлых Соборований нельзя выливать в канализацию или в мусорку.

Апостольское чтение Рим. Во втором Евангелии Лк. Далее следует молитва «Отче святый... Третье чтение 1 Кор. Третье Евангелие Мф. Четвертое чтение 2 Кор. А в четвертом евангельском чтении Мф. Пятое чтение 2 Кор. В пятом евангельском чтении Мф. Притча заканчивается призывом: Итак, бодрствуйте, потому что не знаете ни дня, ни часа, в который придет Сын Человеческий. Шестое чтение Гал. В шестом Евангелии Мф. Седьмое, заключительное, чтение 1 Фес. Оно заканчивается словами: Всегда радуйтесь. Непрестанно молитесь. За все благодарите, ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе. Евангелие седьмое Мф. Оно же приводит слова Иисуса Христа к роптавшим на Него фарисеям: Пойдите, научитесь, что значит: милости хочу, а не жертвы?

О соборовании

Богослужебный чин Таинства Соборования известен в нынешнем виде только с XV века. По Требнику чин Елеосвящения совершается над одним человеком, пребывающим в телесной болезни или немощи. Как проходит Соборование Зачитывается подготовительный чин: покаянные молитвы, канон и стихиры — в текстах проговаривается суть будущего таинства. Богослужебные тексты Православной Церкви в различных переводах. Краткий чин соборования начинает входить в церковную практику.

Для чего нужно Соборование?

  • Please wait while your request is being verified...
  • Краткий чин соборования: понятие проведения службы поскору и полный текст |
  • Последование таинства Елеосвящения (Соборования) - Переводы богослужений
  • Освящение елея для помазания
  • Соборование, Елеосвящение: вопросы и ответы
  • краткий чин соборования

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий