Смотрите видео онлайн «Водородное топливо в блокадном Ленинграде Шелиц Б.И Безтопливные Аэростаты» на канале «Рыбаки-Смельчаки» в хорошем качестве и бесплатно, опубликованное 3 августа 2023 года в 10:47, длительностью 00:26:08, на видеохостинге RUTUBE. Водородный лейтенант 1941 год, Ленинград, блокада. Водородные автомобили в блокадном Ленинграде — пост пикабушника KO3JIODOEB. Всю блокаду в Ленинграде работала служба скорой помощи — восемь подстанций, на которых ежедневно дежурили 25 врачей и более 350 фельдшеров и медсестер.
Блокада Ленинграда. 240 ФОТО. Часть 2.
День полного освобождения Ленинграда 2024 | (Из воспоминаний Александра Бернштейна, ветерана воздухоплавания, участника Великой Отечественной войны, главного инженера полка аэростатов заграждения о воздушных боях над Ленинградом). |
Зачем в блокадном ленинграде запускали дирижабли | Блокада Ленинграда аэростаты Блокада Ленинграда аэростаты заграждения Дирижабль Граф Цеппелин в Ленинграде ПВО над Москвой 1941 Гинденбург дирижабль водородный Невский проспект Ленинград 1941 Газгольдеры в Великую отечественную войну Блокада. |
Файл:RIAN archive 594288 Aerostats on Nevsky Prospekt, Leningrad.jpg
Отрывки из... Павлов Д.. Ленинград в блокаде Павлов Д. Ленинград в блокаде 6-е изд. В книге рассказывается о жизни осажденного Ленинграда, об организации продовольственного снабжения войск Ленинградского фронта и населения города, о мужестве, стойкости и непоколебимом духе ленинградцев, об их непреклонной вере в победу.
Автор — Дмитрий Васильевич Павлов — с начала блокады и до конца января... Аввакумов С. Ленинград в Великой Отечественной войне Советского С... Ленинград в Великой Отечественной войне Советского Союза.
Том 1: 22 июня 1941 г. Показать жизнь и борьбу Ленинграда в дни Великой отечественной войны, боевые и трудовые подвиги ленинградцев в защите Родины и своего родного города — такова задача составителей настоящего сборника. Тихонов Д. Диссертация на соискание ученой степени кандидата исторических наук.
Пушкина, 2015.
Как вспоминали современники, уже на следующий день улицы Ленинграда были украшены флагами и даже незнакомцы обнимались и поздравляли друг друга с важной победой. Блокада города Ленинграда ныне Санкт-Петербург во время Великой Отечественной войны проводилась немецкими войсками с 8 сентября 1941 года по 27 января 1944 года с целью сломить сопротивление защитников города и овладеть им. За почти 900 дней блокады от голода и обстрелов погибли свыше 641 тысячи жителей по другим данным, до 1,5 миллиона человек.
С Питерскими ветрами дело трудоёмкое и опасное Доставка водорода в газгольдерах из резиновой ткани на позиции. С Питерскими ветрами дело трудоёмкое и опасное Доставляли водород от завода к боевым позициям по воздуху, в газгольдерах. Газгольдеры, цилиндрические прорезиненные емкости по 125 кубических метров, заполняли водородом и уравновешивали балластом. Воентехник Борис Щелищ после получения ордена за изобретение Воентехник Борис Щелищ после получения ордена за изобретение 21 сентября 1941 года младший воентехник Борис Шелиц подал рационализаторское предложение: "подавать отработанную воздушно-водородную смесь во всасывающие трубы автомобильных двигателей". По военному времени, автору не стали ставить плаки в колёса и дали добро.
Нельзя сказать что у Шелица все прошло гладко - сгорели два аэростата, взорвался газгольдер, сам изобретатель получил контузию, но от плана не отказался. Газ поступал в технологические цилиндры. Позднее конструкция была доработана водяным затвором, чтобы исключить вероятность воспламенения смеси. Сперва на новую смесь перевели все аэростатные лебедки, для них питание шло от газгольдера. Затем на водороде после незначительных модификаций двигателя внутреннего сгорания стали ездить автомобили, которые снабжались из баллона высокого давления. Опыт был распространен на Москву и другие города с активными аэростатными заграждениями. За всю войну из 500 водородных автомобилей взорвался только один. Напрашивается вопрос: почему в блокадном Ленинграде водород для техники использовался, а сейчас - нет?
Из-за проницаемости материалов через 25-30 дней водород диффундировал из шара, а его место занимали другие газы, в том числе и кислород, образуя «гремучую смесь». Загрязненный водород очищать было негде, потому его просто стравливали в объемах до 50 тысяч кубометров в месяц. Для спуска дирижаблей в блокадном Ленинграде использовались лебедки с бензиновыми двигателями, а в условиях блокады бензин был не менее ценным, чем хлеб. Водород производил небольшой химический завод, где этот газ добывали железно-паровым способом. Сейчас можно получить водород проще и экологичнее, тогда же не было выбора. Запасаем энергию: химия, мороз, гравитация Мастер приглашает в гости29 июля 2023 Доставка водорода в газгольдерах из резиновой ткани на позиции. С Питерскими ветрами дело трудоёмкое и опасное Доставка водорода в газгольдерах из резиновой ткани на позиции. С Питерскими ветрами дело трудоёмкое и опасное Доставляли водород от завода к боевым позициям по воздуху, в газгольдерах. Газгольдеры, цилиндрические прорезиненные емкости по 125 кубических метров, заполняли водородом и уравновешивали балластом. Воентехник Борис Щелищ после получения ордена за изобретение Воентехник Борис Щелищ после получения ордена за изобретение 21 сентября 1941 года младший воентехник Борис Шелиц подал рационализаторское предложение: "подавать отработанную воздушно-водородную смесь во всасывающие трубы автомобильных двигателей". По военному времени, автору не стали ставить плаки в колёса и дали добро. Нельзя сказать что у Шелица все прошло гладко - сгорели два аэростата, взорвался газгольдер, сам изобретатель получил контузию, но от плана не отказался. Газ поступал в технологические цилиндры.
Водородное топливо в блокадном Ленинграде Шелиц Б.И Безтопливные Аэростаты
Проект Шелища был предложен чиновникам из руководства, и те дали добро на разработку. На испытания собрались вся верхушка Ленинградской службы ПВО. Борис Шелищ провел процедуру запуска в присутствии руководства. Двигатель завелся мгновенно, вопреки 30-градусному морозу, и работал без перебоев.
Все последующие эксперименты также прошли успешно. Впечатленное командование предписало в 10-дневный срок перевести все аэростатные лебедки на водород. Однако ресурсов для этого у разработчиков попросту не было.
Шелищ вновь взялся найти решения. В своих поисках он оказался на Балтийском заводе и поначалу ничего не нашел. Однако затем, зайдя на склад, наткнулся на огромное количество использованных огнетушителей.
И они стали идеальным решением. Тем более, что в условиях постоянных бомбардировок «запасы» пустых огнетушителей непрерывно пополнялись. Для того, чтобы уложиться в срок, разработчики работали несколькими бригадами едва ли не круглосуточно.
Счет созданных и установленных единиц нужного оборудования шел на сотни. Но ленинградцы все-таки успели. И аэростаты вновь взмыли в небо, защищая блокадный город от вражеских бомбардировок непроходимой стеной.
Благодаря изобретению талантливого лейтенанта, аэростаты вновь защищали город. За свою деятельность талантливого лейтенанта представили к награде орденом Красной Звезды. А само изобретение хотели также наградить Сталинской премией.
Однако не случилось — тогда работа не прошла по конкурсу.
Они ночью выходили на работы, освещение нельзя было, никаких фонарей на кораблях нельзя было зажигать. Ориентировались только на Осиновецкий маяк, который зажигали в час ночи», — рассказывает дочь автора проекта прокладки кабеля, инженера «Ленэнерго» Никодима Туманова Татьяна Косоурова.
Проложить «кабель жизни» удалось за рекордные 48 дней. А его прочности хватило на долгие годы.
Понятно, что грузовики работали на бензине, но в условиях блокады бензин в городе стал такой же ценностью, как хлеб. Когда кончился бензин, Шелищ попробовал использовать для спуска аэростатов лифтовые электролебедки, но пока велось переоборудование, не стало и электричества. В блокадном городе появились газогенераторные грузовики, работающие на древесных чурках. Пытались использовать и ручной привод, но даже десять здоровых мужчин не могли справиться с механизмами подъема и спуска. А когда большую часть рядовых и сержантов из аэростатных частей направили в пехоту для усиления наземной обороны, на действующих постах вместо 12 человек по штату осталось всего 4—5 солдат.
Вероятно, именно в это время младший техник лейтенант ПВО Б. Шелищ вспомнил роман Жюля Верна «Таинственный остров» это не выдумка, заметки об этом сохранились в архиве изобретателя. Там, в главе «Топливо будущего», говорится, что когда кончится уголь, его заменит вода. И не просто вода, а вода, разложенная на составные части — водород и кислород. Борис Исаакович любил Жюля Верна, а работа с аэростатами, тяжелое положение, в котором оказался любимый город, напомнили ему детские впечатления и заставили его изобретательный мозг работать. Не правда ли, ситуация напоминает блокадный Ленинград? Стравливая «грязный водород» в атмосферу, выбрасывали энергию, которая могла работать на Победу!
Это все равно что выливать бензин бочками. И вот тогда-то Шелища осенила мысль — вот оно, топливо будущего, о котором говорил инженер Сайрес Смит удивленному Пенкрофу. По теплотворной способности водород в 4 раза превосходит уголь, в 3,3 раза углеводороды нефти. Значит, именно водород призван помочь Ленинграду, которому именно сейчас необходим «уголь грядущих веков». Но водород опасен — Борис Исаакович помнил катастрофу «водородного летающего «Титаника» 30-х годов» — дирижабля нацистской Германии «Гинденбург». Весь мир обошли снимки горящего трансатлантического дирижабля, перевозившего из Германии в Америку богатых особ. Однако, рассуждал лейтенант, сейчас война, и если аэростаты не опускать для перезаправки, они потеряют высоту, перестанут прикрывать город.
Рискнуть одним грузовиком или даже собственной жизнью в этих условиях казалось вполне оправданным.
За время работы с сентября 1941-го по март 1943-го по "Дороге жизни" переправили более 1,6 миллиона тонн грузов и эвакуировали свыше 1,3 миллионов человек. Помимо всем известной трассы по Ладожскому озеру, была еще одна, через Финский залив, начиналась от Лисьего Носа до Кронштадта и Ораниенбаума и далее в сторону островов. Позже ее назвали "Малой дорогой жизни". Однако центральное отопление еще некоторое время продолжало работать: в жилых домах поддерживали температуру двенадцать градусов, в учреждениях — десять, на предприятиях — восемь градусов выше нуля. Зимой 1941-1942 года одним из главных врагов ленинградцев стал холод.
Приходилось греться у печей и буржуек. Печи эти, или как их тогда называли, печи-времянки быстро нагревались и легко отдавали тепло окружающему пространству. Однако быстро остывали, как только прогорали дрова. Топить буржуйку 24 часа в сутки мало кто мог себе позволить. Буржуйка стала причиной многих пожаров первой блокадной зимы. Учитывая этот печальный опыт, при подготовке ко второй зиме городские власти разработали правила противопожарной безопасности.
Заветных киловатт едва хватало на работу ключевых предприятий. В ход пошла смекалка. Чтобы не наталкиваться, друг на друга на неосвещенных ночных улицах, ленинградцы использовали "светлячков" — броши, покрытые "светоизлучающим слоем". Делали их из подручных материалов металлических банок, коробок, лоскутов, проволоки. Броши, как теперь известно, радиоактивные: светились бледно-зеленым светом благодаря соли радия и фосфору. Такие "Светлячки" совершенно незаметны с неба, но отлично видны на земле и помогают прохожим легко избегать столкновений на тесном ночном тротуаре.
В Ленобласти открыли памятник прорыву энергетической блокады в годы ВОВ
Аэростат над Невским. Петербург меняет свое убранство перед памятной датой | Место съемки: Ленинград Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/ on line 1635. |
Как в блокадном Ленинграде техник-самородок создал первый водородный двигатель для автомобиля | Исполнилось 80 лет со дня снятия блокады и 80 лет со дня праздничного салюта в Ленинграде. |
Великая Отечественная война 1941-1945 гг. | РИА Новости Медиабанк | Всю блокаду в Ленинграде работала служба скорой помощи — восемь подстанций, на которых ежедневно дежурили 25 врачей и более 350 фельдшеров и медсестер. |
Аэростат над Невским. Петербург меняет свое убранство перед памятной датой | Сегодня 68-я годовщина снятия блокады Ленинграда. |
Блокада Ленинграда во время Великой Отечественной войны
Через несколько минут десятки аэростатов в разных концах Ленинграда поднялись в воздух. Аэростаты на Невском проспекте в Ленинграде, октябрь 1941. Блокада Ленинграда является одной из самых трагических и в то же время героических страниц истории Великой Отечественной войны. Аэростаты охраняли небо над блокадным Ленинградом, не давая ни малейшей возможности вражеским самолетам пикировать и ограждая горожан от прицельного бомбометания. Аэростаты прикрывали Ленинград от вражеской авиации.
АЭРОСТАТЫ ЗАГРАЖДЕНИЯ ПРИБЛИЖАЛИ ПОБЕДУ
Полки АЗ, как и все полки ПВО, изменив тактику, выйдя на дальние рубежи, сорвали этот чудовищный план, и противник был вынужден отказаться от этой акции. Эта операция — в переводе «Ледовый удар»— предназначалась для уничтожения кораблей Балтфлота, сосредоточенных в первую блокадную зиму непосредственно в городе на Неве и у пирсов Финского залива в городской черте. Корабли вмерзли в лед и лишились возможности маневрировать. Как потом стало известно, эта операция была глубоко законспирирована, обеспечена разведданными и предварительно проиграна вермахтом на полигоне. Немцы считали, что после тяжелейшей первой блокадной зимы силы ПВО не смогут оказать сопротивление, и наш флот будет разгромлен. Налет 100 немецких бомбардировщиков «Ю-88» и «Хе-111» в сопровождении истребителей прикрытия был совершен днем на небольшой высоте. Ранее немецкая авиация опасалась проводить бомбардировочные налеты в светлое время суток. Вместе с тем, чтобы блокировать взлет наших истребителей, дальнобойная артиллерия противника сосредоточила огонь по нашим аэродромам.
Однако уже на подлете их встретили огнем наша зенитная артиллерия и истребители, часть самолетов была рассеяна, но в город прорвалось 57 бомбардировщиков. Разойдясь по заранее намеченным целям, то есть по нашим кораблям флота, они начали пикирование и прицельное бомбометание. Флотские экипажи ответили огнем пулеметов. Над городом стоял шквал огня АЗ и зенитных пулеметов, однако из-за малой высоты налета и больших скоростей самолетов противника ликвидировать их преимущественно не удавалось. Истребители в зону огня ЗА войти не могли, а зенитная артиллерия была не в состоянии вести прицельный огонь по самолетам противника из-за больших угловых скоростей. По приказу командующего нашей армией генералмайора Г. Зашихина в воздух были быстро подняты аэростаты.
Они отжали самолеты противника от земли на большую высоту. Сбрасывая уже без прицеливания бомбы, которые частично падали в Неву и залив, фашистские самолеты стали метаться и выходить из боя, но тут их и встретили наши истребители. В итоге, не нанеся существенного ущерба нашим кораблям, немцы потеряли 25 самолетов, не считая 10 подбитых. По ночам, как только противник прорывался в воздушное пространство над городом, в небо взлетали ракеты. Это диверсанты указывали цели для бомбардировщиков. Как правило, ракеты направлялись в сторону Зимнего дворца, где находился штаб фронта, на Смольный, где располагалось партийное и государственное руководство, на крупнейшие заводы, гавани, сосредоточение кораблей Балтийского флота, тыловые склады и т. В городе, особенно на окраинах, было немало брошенных домов и пустых подвалов, их и использовали диверсанты для захвата одиночных военнослужащих, там они и производили свои допросы.
Для борьбы с этим существовали патрули, ежесуточно менялись условные знаки на наших фронтовых пропусках. Хождение с позиций на позиции в ночное время в одиночку запрещалось и т. Кроме того, наши офицеры с командой стрелков по ночам прочесывали подозрительные участки. Однако главный урон диверсантам принес голод. Будучи отрезаны от своих пунктов питания, большинство их, попросту говоря, подохли с голоду во время блокады. И тем не менее они еще были, даже в 1944 году пробравшийся на один пост 3 полка АЗ диверсант уничтожил весь боевой расчет поста, перестреляв его ночью во время сна в землянке из автомата. Большинство наших отрядов находилось на стационарных наземных позициях, но аэростатчикам приходилось воевать и в иных условиях.
Отряд аэростатов заграждения под командованием лейтенанта В. Меншутина,31 пост, размещался на баржах. Баржи были выведены в Финский залив и расставлены там на якорях. Поднимаемые с них аэростаты прикрывали гавань и порты со стороны залива, преграждали воздушные подходы к морскому каналу и частично к Кронштадту. Ответственность командиров постов и звеньев была здесь, как говорят, тройная. Связь с отрядом была только по рации с КП звена. Баржи иногда срывало с якоря и несло в сторону противника.
Выручали моряки, которые выходили в залив и под артиллерийским обстрелом противника буксировали баржу обратно. Зимой по льду проникали диверсионные немецкие и финские группы, поэтому боевым расчетам нужно было быть очень бдительными. Когда залив не был покрыт льдом, противник с попутной волной пускал плавающие мины, которые взрывались при столкновении с баржей. И тут аэростатчикам пришлось учиться, как от них уберечься. Хорошие стрелки расстреливали мины из винтовок. Особенно этим отличался аэростатчик сержант Козлов. Огромное значение для блокадного Ленинграда имела Дорога жизни через Ладожское озеро.
На каждом посту было по два аэростата, которые поднимали вместе или поодиночке. Наблюдатели рисковали жизнью не только потому, что враг первым делом целился в хорошо заметный аэростат, но и потому, что работали со взрывоопасной смесью водорода и воздуха. Последние записи:.
Так компания «Россети Ленэнерго» отдала дань памяти энергетикам, инженерам и водолазам, спасшим десятки тысяч жителей города и обеспечившим в тяжелейшее время электричеством хлебозаводы, оборонные предприятия, больницы и госпитали.
Подвиг ленинградских энергетиков долгое время был засекречен, но благодаря нашим совместным усилиям мы сможем сделать так, чтобы о нем помнили и знали не только наши современники, но и все будущие поколения», — подчеркнул генеральный директор ПАО «Росссети Ленэнерго» Игорь Кузьмин. Дочь одного из героев — автора проекта «кабеля жизни» Никодима Туманова — отмечает невероятную сложность операции, которую пришлось выполнить, чтобы дать городу больше так нужного электричества. Они ночью выходили на работы, освещение нельзя было, никаких фонарей на кораблях нельзя было зажигать.
Новости Дирижабли противовоздушной обороны Ленинграда поднимутся в небо над Петербургом Аэростаты охраняли небо над блокадным Ленинградом, не давая ни малейшей возможности вражеским самолетам пикировать и ограждая горожан от прицельного бомбометания.
Оценить Акция «Небо над Ленинградом» приурочена к 72 годовщине полного снятия блокады и поможет горожанам представить себе город, каким он был в эти тяжелые дни, ведь аэростаты для блокадников стали чем-то вроде громадных птиц, которые ревностно охраняли небо над городом — без них число погибших могло бы значительно вырасти, а многие достопримечательности лежали бы в руинах. В рамках памятного действа, которое начнется в 16:00, петербуржцы колоннами пройдут по улицам Петербурга с макетами дирижаблей противовоздушной обороны, а, добравшись до Дворцовой площади, запустят аэростаты в небо.
Аэростаты и водородная энергетика в блокадном Ленинграде
Cамый последний вражеский снаряд упал на Ленинград 22 января 1944 года уже в разгар снятия блокады города. Cамый последний вражеский снаряд упал на Ленинград 22 января 1944 года уже в разгар снятия блокады города. 9 мая 2020 [ новость ] Росгидрометцентр рассказал о подвиге метеорологов в блокадном Ленинграде Сотрудники Главной геофизической обсерватории одними из первых получили медали «За оборону Ленинграда», сообщила пресс-служба Росгидрометцентра 9 мая. Блокированный Ленинград фактически оказался островом, отрезанным от Большой земли И этот остров организовал собственную оборону — на суше, на воде и в воздухе. Наверняка далеко не все знают, что практически любой двигатель внутреннего сгорания, без всяких переделок может работать на водороде, и впервые применили водородное топливо для обычных ДВС в сентябре 1941 года в блокадном Ленинграде. 27 января отмечается 80 лет снятию блокады Ленинграда. Аэростаты заграждения в блокадном Ленинграде.
Блокада Ленинграда. 240 ФОТО. Часть 2.
Впервые массовое использование водорода в качестве автомобильного топлива произошло в блокадном Ленинграде в 1941 году. Блокада Ленинграда аэростаты. В честь 71-летнего юбилея снятия блокады в городе пройдет акция «Небо над Ленинградом». «Аэростаты сыграли важную роль в обороне Ленинграда в годы блокады. Содержание Освобождение Ленинграда от блокады Армия ПВО воевала и на земле На Карельском перешейке Тактика боевого применения АЗ Против крылатых ракет Еще одна выполненная задача Итоги разгрома. Росгидрометцентр рассказал о подвиге метеорологов в блокадном Ленинграде. Сотрудники Главной геофизической обсерватории одними из первых получили медали «За оборону Ленинграда», сообщила пресс-служба Росгидрометцентра 9 мая.
Аэростаты и водородная энергетика в блокадном Ленинграде
И я каждый день ходила к нему как бы говорить ему: «Доброе утро». Потом мы с мамой приволокли фанеру, и мама сама сделала гроб. И мы похоронили его на Серафимовском кладбище. Евгения Голубева Мой дедушка умер в день, когда в Ленинграде снова пошли трамваи, — 15 апреля 1942 года. Вот такое совпадение было. И радостный день, и тяжелый день. И хотя к этому времени я видел уже очень много покойников и на улице, и на своей темной лестнице. Но вот в нашей семье это был первый, и поэтому он воспринимался, конечно, особенно тяжело, к тому же я очень любил дедушку. Он был веселый, добрый, выдумщик. Это была первая потеря, тяжелая потеря.
Даже в эту страшную зиму работал трест «Похоронное дело». Он, конечно, не мог обеспечить гробами, но там можно было заказать автобус или машину, чтобы отвезти на кладбище. И вот мама заказала там автобус. И мы отвезли дедушку на большое Охтинское кладбище, похоронили. Вернулись, и мама сразу же легла на кровать. Сняла пальто, и больше не раздеваясь, легла на кровать, а я сел на диван напротив, взял книгу «Пятнадцатилетний капитан», чтобы читать. Но мне не читалось, перед глазами стояла могила дедушкина. Они тихо отдавали свою жизнь. Но работали и держались до конца.
Самое трудное было — дойти до работы. Были такие, которые уставали по дороге. Они садились отдыхать. И все. Если он сядет, он уже не вставал. Юрий Александров Идешь — лежит покойник, хорошо, если завязан. А бывает и просто лежит. Как заснул. Я помню, что я шла однажды к маме, и на улице умирал мальчик-ремесленник.
Смотрю, там несколько человек стоят, одна женщина ему дает кусочек хлеба, видимо с булочной шла. А у него хлеб изо рта вываливается, понимаете. Я говорю: «А почему он хлеб не съел? Зинаида Томасик У моего мужа умер брат, а его сестра попросила меня сообщить об этом брату, то есть, моему мужу. Он служил на корабле, который стоял на Неве. Этот корабль в лед вмерз. И вот я пошла по льду, чтобы сообщить об этом. Брела, вся закутанная, а все равно холод пронизывал. Иду, падаю.
Потом ползу. А на корабль меня не пустили. У них были очень строгие правила. Даже погреться не пустили туда. Я говорю: «Мне надо командира корабля. Я его жена». Тогда он спустился, сам подошел ко мне, меня так на корабль и не пустили. Он поместил меня в доме, в котором уже никто не жил. На лестнице.
Я уже почти умирала. Но он меня в свой бушлат закутал, принес поесть. И я обратно пошла. И снова: то упаду, то поднимусь, то поползу, то опять пойду. Лариса Большакова Хоронить — это фантастика. В ту пору невозможно было. Зима очень холодная была. До 35, даже до 40 градусов мороза доходила температура зимой. Когда умерли папа и брат, их отвезли в морг.
Там собирали трупы. Мама говорит: «Папа очень любил белый цвет, чистый». Ну вот, его зашили в покрывало такое — и на саночках. Еще была женщина, жила в нашем доме, которая маме помогла папу отвезти туда. Сначала всякую плохую мебель жгли, потом и книги. Печки-буржуйки все устанавливали. В комнате они стояли, а трубы на улицу через окна выводили. Но морозы в первую зиму и снегопады были жуткие. Наш Кировский проспект превратился в огромный сугроб.
Метра полтора-два в высоту, и две тропинки. По одной люди на работу идут, по другой — с работы. Юрий Александров Было очень холодно. Но бабушка очень строго следила за тем, чтобы в квартире поддерживалась чистота. Это было очень важно. Мы с бабушкой ходили, поскольку я старшая внучка, мне было уже 6—7 лет, и приносили снег. Разгребали грязный снег сверху, оттуда чистенький выгребали, насыпали его в ведро, несли домой. Там топили, грели на буржуечке и мылись. Алиса Фрейндлих, актриса Мама лежала в больнице с дистрофией.
Я топила дома печь. И вот я вспоминаю, скольких трудов стоило поднять, принести дрова, чтобы натопить хотя бы комнату. На второй этаж нужно было подняться. Сидела и плакала на лестнице, потому что не было сил поднять эти дрова. Валентина Колкова Автор фото: Василий Федосеев. Немцы буквально высыпали на город зажигательные бомбы. Нам на крышу штук 15 попало. Я, наверное, две бомбы погасил. Их нужно было такими специальными щипцами схватить, бросить в ведро, а затем туда еще две лопаты песка кинуть.
Если она секунд 15—20 на крыше полежит, то ой-ой-ой. Загорится все. Одна бомба не сработала. И я подобрал эту бомбу и спрятал под кровать. Решил утром разрядить. Меня с этой бомбой вывели за ручку, бомбу заставили выбросить. И чуть не побили. Дом был весь разрушен. А на наш дом только зажигалки падали.
И мы, ребятишки, за ними следили. Как упадет зажигалка, бежим и кричим: «Вот она, зажигалка упала! Тамара Новикова У нас была создана группа самообороны: женщины, мужчины пожилые, неработающие, ну и мальчишки в этом принимали участие. Вот я с дворником, помню, обходил квартиры. Следили за затемнением, проверяли, заклеены ли окна. Тогда заклеивали такими полосами, крест-накрест. Чтобы в случае ударной волны от взрыва стекла не разлетались. В ноябре 1943 года во время одной из воздушных тревог я был на чердаке дома. И видел воздушный таран.
Наш летчик протаранил немецкий самолет. Немец упал в Таврический сад, и люди бегали туда на него смотреть. Но я там уже не был. Станислав Иосифович Обстрелы длились целый день, круглосуточно. Бум, бам, бесконечно. И уже настолько были привыкшие, что даже на них не обращали внимания, не прятались. Стреляют, ну и стреляют. Евгения Голубева Обстрелы были страшнее бомбежек. О бомбежках предупреждали, воздушную тревогу объявляли, а об обстрелах узнавали после разрыва первого снаряда.
Вот сидим мы в школе, и вдруг — разрывы. Хотя во время самого последнего обстрела один снаряд все же угодил в нее. Но нам и здесь повезло. Наша школа, это была бывшая гимназия, а у нее два купола. Один купол церкви, а рядышком купол колокольни. Так вот, снаряд попал в колокольню. Колокольня встала на его пути. Анатолий Молчанов Однажды в Театре музыкальной комедии мы смотрели спектакль «Нашествие».
Для многих это был знак: город живет и сражается. Умер от голода с кистью в руках 25-летний Моисей Ваксер, который, кроме плакатов, создал в декабре 1941 года проект будущего парка Победы. Не сомневался в победе и архитектор Александр Никольский. В его дневнике есть запись: «Смерти уже не потрясают. Нервы притупились… Но сдавать город нельзя. Лучше умереть, чем сдать. Я твердо верю в скорое снятие осады и начал думать о проекте триумфальных арок для встречи Героев — войск, освободивших Ленинград». И он рисовал, рисовал триумфальные арки Победы первой блокадной зимой. Гениальный композитор на фоне горящего города… Лицо утонченного интеллигента — и пожар войны. Паутина лжи В последние годы неожиданно сомкнулись с немецкими пропагандистами некоторые современные «потрясатели основ» — в том числе и наши соотечественники, для которых рассуждения о блокаде стали лишь поводом для пересмотра всех — без разбора — устоявшихся в нашем обществе представлений об истории. Их задача — тотальная дегероизация Великой Отечественной. Последствий они не просчитывают — главное «ввязаться в драку», завоевать пропагандистскую инициативу. Время от времени мы слышим оскорбительный по сути вопрос: «А стоило ли оборонять Ленинград? Может быть, гуманнее было бы сдать город врагу? Дорога жизни через Ладожское озеро Фото: РИА Новости Автомобили времен Великой Отечественной войны проехали по улицам Петербурга Я повторил эти слова одному из детей блокады — олимпийскому чемпиону, выдающемуся борцу вольного стиля Александру Владимировичу Иваницкому. Он ответил без колебаний: «Так могут думать только люди, не знающие и не понимающие русского характера. У нас принято сражаться до конца. А если бы капитулировали — нас бы просто сейчас никого не было на свете». Александр Владимирович видел смерть. В первую блокадную зиму, когда весь Ленинград мечтал «дожить до травы», голодал в квартире с заколоченными окнами, в которой день смешался с ночью. И все-таки у него нет сомнений: не было другого пути, кроме сопротивления. Для версий о благополучной судьбе капитулировавшего Ленинграда просто нет оснований. Гитлеровское командование опасалось непредсказуемых уличных боев и сознательно избрало блокадную тактику уничтожения города. Рабочие заливают формы на одном из заводов осажденного Ленинграда Фото: РИА Новости «Известия» выяснили подробности проведения памятных мероприятий в Санкт-Петербурге На советской земле гитлеровцы вели войну на уничтожение. Щадить Ленинград не входило в их планы. Они придавали еще большее значение символам, чем советские идеологи, а Ленинград считался и действительно был! Не стоило ждать от «сверхчеловеков» и уважения к культурному наследию Ленинграда, к его архитектурным шедеврам, музеям и храмам. Месяц за месяцем накапливалась злость захватчиков на город, на его защитников и жителей.
В документе содержалось предостережение: "Если Финляндское правительство будет считать возможным и далее продолжать вести наступление на чисто российской территории, то возникает обстановка, когда Великобритания окажется вынужденной рассматривать Финляндию в качестве своего противника". Манекены, изображающие финских солдат в униформе обр. Экспозиция Военного музея в Хельсинки Посланник Финляндии в США Прокопе отмечал удивление, вызванное в Госдепартаменте США тем, "как далеко уже продвинулись финские войска" на Карельском перешейке, в Карелии, а также то, что они перерезали Мурманскую железную дорогу". Американцы пытались выяснить "намериваются ли финны идти дальше", поскольку их армия и так "значительно продвинулись вперед от той линии, о которой говорилось, как о действительно реальной границе между Финляндией и Советским Союзом" [22]. Бои на дипломатических фронтах, таким образом, также в определённой степени связывали руки Маннергейму, хотя эта причина, естественно, не являлась главной. Нужно добавить, что наступление в Приладожье остановились примерно по тем же причинам. Финны наступали бы и дальше, однако, как уже было сказано выше, войска были истощены, немцы остановились на южных подступах к городу, и в сложившейся ситуации продолжать наступление для финской армии было явно неразумно. Итак, подводя итог, следует сказать, что "благородство" Маннергейма - не более чем миф. Маннергейм был в первую очередь финским политиком и военным, достаточно прагматичным и заботящемся о судьбе Финляндии, а отнюдь не России, как это порой пытаются представить. Ленинградский фронт, Карельский перешеек, июнь 1944 года Миф 3. Питание Жданова Краткое изложение мифа: В то время как жители блокадного Ленинграда голодали, Андрей Александрович Жданов объедался деликатесами. Прежде всего, хочется отметить, что у автора нет никаких сомнений в том, что А. Жданов, как, впрочем, и всё руководство города питалось лучше рядовых ленинградцев. Однако было бы, по крайней мере, странно, если бы достаточно ограниченному кругу лиц, руководящему Ленинградом, не обеспечили бы нормального питания в любых условиях. Вряд ли голод сильно улучшил бы чьи-либо организаторские способности. Сторонники мифа утверждают, что Жданов не просто питался лучше других, а прямо-таки обжирался, причём зачастую ещё и напоказ. Однако свидетельства и доказательства, приводимые ими, не выдерживают критического рассмотрения. Интересно в связи с этим проследить, как со временем, от публикации к публикации меняется одно из свидетельств якобы очевидца обжорства Жданова. В статье д. Кантор "На всю оставшуюся жизнь нам хватит горечи и славы", опубликованной в газете "Известия" в 2004 г. Еле пришел, шатался от голода... Шла весна 1942 года. Если бы я увидел там много хлеба и даже колбасу, я бы не удивился. Но там в вазе лежали пирожные буше" [23]. При этом ни автор данных откровений, ни, тем более, источник указан не были. Проходит пять лет. И вот в своей новой статье Ю. Кантор пишет: "Из воспоминаний ленинградского инженера-гидролога: "Был у Жданова первый секретарь Ленинградского горкома. Но там в вазе лежали пирожные" [24]. Отметим, что автор воспоминаний по-прежнему не указывается. Зато появляется информация о его профессии - "инженер-гидролог". В то же время исчезает указание на то, какие именно пирожные лежали у Жданова "там". Впрочем, оставим это на совести Юлии Зораховны. В специальном выпуске газеты "Петербургская неделя" приложение к газете "Известия" , вышедшем 8 сентября 2008 г. Кантора "Был у Жданова по делам водоснабжения. Еле пришёл, меня шатало от голода… Шла весна 1942 года. Если бы я увидел там очень много хлеба или даже колбасу, я бы не очень удивился. Но там в вазе лежали настоящие пирожные буше…" [25] Мы видим, что некто автор статьи не указан добавил слова, которых не было в оригинальном тексте статьи. Кроме того, Ю. Кантор из публикатора превратилась в "очевидца" и заодно сменила пол кстати, женская фамилия "Кантор" не склоняется. Зачем мы так подробно остановились на этом частном случае? Дело в том, что в нём, как в капле, отразилась вся технология мифотворчества. В информационное поле вбрасывается хлёсткая запоминающаяся фраза, которая уже самостоятельно продолжает своё путешествие, изменяясь и обрастая новыми подробностями. Так пирожные у Жданова они вообще являются довольно устойчивым образом возникают и в таком, например, контексте: "Так что же не нравится участникам "круглого стола" в культурном центре ФСБ? В чем они видят заказную, оплаченную фальсификацию истории, покушение на самое святое? А вот в чем. Близоруко, односторонне показана сама война, точнее, роль советского руководства в суровые военные годы. Не так ее надо сегодня показывать. Не было растерянности и трусости. Не было страшных и необязательных потерь. Не было заградотрядов. Не было людоедства в Ленинграде и пирожных в хрустальной вазочке в кабинете Жданова выделено мной - Д. Так, В. Как справедливо указывает сам Демидов, неясно, зачем Жданову нужны были блины из дома, если во флигеле Смольного жил его личный повар, Николай Щенников [27]. Здесь стоит сказать, что ленинградский Партизанский край существовал на территории Белебелковского упразднён в 1961 г. Продовольствие же в осаждённый Ленинград из Партизанского края действительно доставлялось. В ту самую страшную блокадную зиму жители Партизанского края отправили через линию фронта в Ленинград обоз, состоявший из более чем 200 подвод. Было переправлено 380 центнеров хлеба и разных круп, 120 центнеров жиров и другие продукты [29].
Аэростат ВОВ Ленинград. Аэростаты в небе блокадного Ленинграда. Аэростаты в Москве в годы войны. Аэростаты воздушного заграждения над Москвой. Аэростат воздушного заграждения ВОВ. Аэростаты Великой Отечественной войны. Аэростат стратостат дирижабль. Блакада Ленинграда 1941 год аэростаты над городом. Битва за Москву аэростаты. Аэростат в годы войны 1941-1945. Аэростаты заграждения СССР. Аэростаты первой мировой войны. Цеппелин дирижабль военный. Блокада Ленинграда заградительные аэростаты. Аэростаты в небе над Москвой 1941. Дирижабли во второй мировой. Аэростат Нестеров. Аэростаты заграждения на защите Московского неба. Небо блокадного Ленинграда.
Зачем в блокадном ленинграде запускали дирижабли
Примечательно, что таким же методом получали водород для аэростатов в блокадном Ленинграде. Привязной аэростат стал одним из символов блокадного Ленинграда. Три макета аэростатов и 900 белых шаров подняли над Петербургом в День освобождения города от блокады. В блокаду аэростаты использовались, чтобы взрывать вражеские самолеты: машины натыкались на аэростаты и взрывались, и город меньше страдал от бомбежек. «Аэростаты сыграли важную роль в обороне Ленинграда в годы блокады.