Валерий Чкалов родился в 1904 году, уроженец Нижегородской области, небольшого села Василёво. Валерий Чкалов родился 20 января (2 февраля) 1904 года в селе Василёво Балахнинского уезда Нижегородской губернии (ныне город Чкаловск). Чкалов Валерий Павлович. Чкалов Валерий Павлович (20 января (2 февраля) 1904, Василёво, Балахнинский уезд, Нижегородская губерния, Российская империя — 15 декабря 1938, Москва, РСФСР, СССР) — советский лётчик-испытатель, комбриг, Герой Советского Союза. Медаль «Золотая Звезда» была введена уже после гибели Чкалова и этот наградной знак высшего отличия семье Героя был передан на вечное хранение в 2004 году.
Валерий Чкалов - биография, новости, личная жизнь
Альтернативные версии Высказывались сомнения в истинности официальной истории гибели Валерия Чкалова: якобы непонятно, почему опытный образец боевого самолёта взлетал с Центрального аэродрома на Ходынском поле, то есть с полосы гражданского аэропорта, и как он туда попал. Завод, выпустивший опытный образец И-180, существует и сейчас. Это завод имени Хруничева в Филёвской пойме. ВПП закрытого и охраняемого заводского аэродрома располагалась там, где сейчас проходит улица Филёвский бульвар расположение заводских корпусов и бульвара весьма характерны и до сих пор не утратили следов планировки бывшего авиапромышленного объекта. Эти сомнения — плод незнания истории авиации: в 1938 году аэродром на Ходынском поле был Центральным аэродромом им. Кроме полётов пассажирских самолётов, он являлся и заводским аэродромом для трёх заводов и нескольких ОКБ. В том числе — и ОКБ Поликарпова. Ныне — это завод имени П. Согласно версии, изложенной дочерью Чкалова, Валерией Валерьевной в фильме телепроекта «Искатели» «Охота на Чкалова», в гибели лётчика виновны НКВД, а также Иосиф Сталин и Лаврентий Берия, сознательно подводившие Чкалова к смерти во время испытательного полёта например, разрешение на вылет неисправного самолёта, срез жалюзи у мотора.
Семья Жена — Ольга Эразмовна Чкалова, урождённая Орехова 1901—1997 , в браке с 1927 года, ленинградская учительница, автор ряда книг и воспоминаний о Чкалове, статей по педагогической тематике. Дочь — Валерия 1935—2013. Дочь — Ольга р. Инженер ВВС. Почётный гражданин Чкаловского района Нижегородской области Постановление Земского собрания Чкаловского района от 26. Внёс большой вклад по пополнению фонда музея В. Чкалова в г. Похоронен на Новодевичьем кладбище.
Автор ряда статей и интервью, посвящённых своему отцу. Полагал, что причиной гибели его отца было преднамеренное убийство «Отца убрали потому, что он имел большое влияние на Сталина». Память Мемориальный музей В. Чкаловске Нижегородской области. Имя Чкалова ранее носила московская улица Земляной Вал часть Садового кольца , где стоит дом, в котором жил Чкалов. На этом доме есть мемориальная доска со словами «В этом доме жил великий лётчик нашего времени, Герой Советского Союза Валерий Павлович Чкалов». Названы в честь Чкалова С 1938 по 1957 год имя Чкаловской носила Оренбургская область. Населённые пункты: город Чкаловск в Нижегородской области, город Чкаловск в Согдийской области Таджикистана, село Чкалово в Северо-Казахстанской области Казахстана, посёлок городского типа Чкаловское в Харьковской области, посёлок Чкаловский Московская область , посёлок Чкалова в Запорожье, Украина, с 1938 по 1957 годах город Оренбург назывался Чкаловым, село Чкаловское Приморский край.
Район города — Чкаловский административный район в Екатеринбурге. Микрорайоны городов: посёлок имени Чкалова в городе Каменске-Уральском Свердловской области; посёлок Чкаловск в составе Калининграда; Чкаловский микрорайон в Екатеринбурге;.
Чкалов во время перелета из Гомеля в Брянск повредил самолет. За это он был осужден, получил 1,5 года тюрьмы и был уволен из Красной армии. Однако, вскоре тюремный срок был заменен на условный. В 1929—1930 гг. В ноябре 1930 г.
Здесь он освоил свыше 30 типов самолетов и выполнил более 800 испытательных полетов. В 1933 г. Чкалов стал летчиком-испытателем в ОКБ авиаконструктора Н. Испытывал самолеты-истребители И-15, И-16 и И-17. Чкалов, будучи командиром экипажа самолета АНТ-25, вместе со вторым пилотом Г. Байдуковым и штурманом А. Беляковым выполнил беспосадочный полет на расстояние почти 9400 км по маршруту Москва — Северный Ледовитый океан — Петропавловск-Камчатский — остров Удд ныне остров Чкалова в устье Амура.
Продолжительность полета составила более двух суток — 56 часов 20 минут. За этот подвиг летчики были удостоены званий Героев Советского Союза с вручением орденов Ленина. Протяженность маршрута составила более 8500 км. Экипаж самолета находился в воздухе 2,5 суток — 63 часа 16 минут.
Мама мальчика умерла, когда ему исполнилось 6 лет. Отец — Павел Чкалов работал котельщиком, сутками пропадая в сельских мастерских. В семилетнем возрасте Валера пошел в начальную школу, после окончания которой, по настоянию отца, поступил в училище с техническим уклоном.
В настоящее время, данное учебное учреждение носит имя легендарного летчика. Фото: Валерий Чкалов Природа наделила его способностями к точным наукам и прекрасной памятью. Неконфликтный и выносливый паренек прекрасно плавал и играючи переплывал Волгу, бесстрашно подныривая по проходящие суда. Когда мальчику исполнилось 14 лет, училище закрылось и ему пришлось вернуться домой и стать подручным отца. Со временем подросток освоил ремесло молотобойца и кочегара. С малых лет Валерий был увлечен возможностями навигации и, выполняя работу кочегара на пароходе «Баян», мечтал о неведомых просторах. Начало пути Когда Валерию исполнилось 15 лет, он в первый раз увидел самолет и решил связать свою жизнь с авиацией.
Став красноармейцем, юноша освоил специальность слесаря-сборщика самолетов. В течение трех лет Валерий трудился в авиационном парке, расположенном в Нижнем Новгороде. Целеустремленный парнишка мечтал о небе и, в конце концов, получил направление на учебу в школу ВВС. Через год Валерий поступил в школу военных летчиков, прошел обучение в школе высшего пилотажа и освоил тактику воздушного боя. Талантливый дебошир В 1924 году молодой летчик попал в эскадрилью им. Ленина , где проявил себя, как дерзкий, отважный и не знающий усталости летчик. За самоуверенные «выкрутасы» в небе его частенько отстраняли от полетов.
В 21 год недисциплинированный Валерий попал под военный суд.
Байдуков, штурман А. Беляков совершил беспосадочный перелёт из Москвы через Северный Ледовитый океан и Петропавловск-Камчатский на остров Удд ныне — остров Чкалов протяжённостью 9374 километра.
Урна с прахом пилота установлена в Кремлёвской стене. Именем Чкалова были названы Оренбург историческое название городу возвращено в 1957 году , улицы во многих городах, корабли, школы, Высшее авиационное училище лётчиков в Оренбурге, Центральный аэроклуб, авиационные заводы в Ташкенте и Новосибирске. Есть улица Чкалова в канадском городе Ванкувер.
Сегодня хочется обойтись без высоких слов, а вспомнить о человеке отнюдь не простом, мятущемся. И в то же время отзывчивом и отважном, тонко чувствующем и независимо мыслящем, нежно любящем свою семью. Казалось бы, про него известно все, вплоть до трагической гибели 15 декабря 1938 года на новом, испытываемом им истребителе И-180.
По этому поводу уже который год спорят: случилась ли тогда катастрофа или же имело место заказное политическое убийство ершистого, неудобного для тогдашней власти человека. И основания так думать имеются немалые… Конечно, Чкалов был сыном своей эпохи: естественный для него патриотизм сливался с безоговорочной приверженностью тогдашнему сталинскому правлению. И тем не менее в 1937 — 1938 годах, на пике массовых репрессий, не замечать их многочисленных жертв стало для него делом невозможным.
Известный летчик не раз заступался — с переменным успехом! А что такое тюрьма, Чкалов знал не понаслышке. Известно, что в молодые годы он грешил воздушным хулиганством, хотя во многом оно было вызвано стремлением раскрыть все возможности крылатой машины.
Случались поломки и аварии. А за них спрашивали жестко, даже жестоко — вплоть до того, что однажды Чкалов попал за решетку. Правда, всего на две недели, пока его оттуда не вызволили влиятельные коллеги.
Брянский исправдом тюрьма.
Валерий Чкалов
Поэтому распоряжение Президента страны о передаче музею Звезды Героя в год столетия со дня рождения нашего земляка глубоко символично. Что касается орденов Валерия Чкалова, то в соответствии с законодательством того времени высшие государственные награды, к которым относятся и ордена Ленина, и орден Красного Знамени, после смерти награжденных подлежали государственному хранению и были изъяты у семьи погибшего.
Его семья была очень бедной, и Валерий с детства мечтал о том, чтобы стать летчиком. Он начал учиться летать еще в молодости, и вскоре стал одним из лучших летчиков в своей стране. Он был направлен в авиационную эскадрилью в Ленинград. Летчик отличался не только отвагой, но и дерзостью. Он часто совершал рискованные полеты, за что многократно получал взыскания от начальства. По легенде, правда, не подтвержденной документально, Валерий на спор пролетал под Троицким мостом в Ленинграде.
Несмотря на многочисленные взыскания, Чкалов в числе лучших летчиков эскадрильи участвовал в московском параде в честь 10-й годовщины Октябрьской революции. Привычка лихачить закончилась ожидаемо: в 1928-м на тренировке летчик решил на малых высотах пролететь под железнодорожными проводами, что стало причиной катастрофы.
Затем была еще Борисоглебская школа летчиков, и, наконец, наградой за блестящие успехи в обучении явилось направление в Московскую Авиационную школу высшего пилотажа, после окончания которой Чкалов получил назначение в "Высшую военную авиационную школу воздушной стрельбы и бомбометания" в городе Серпухов, после окончания которой в начале июля 1924 г.
Чкалов получил назначение в 1-ю отдельную эскадрилью истребителей в город Ленинград. Валерию тогда было всего 20 лет, а детская мечта о полетах уже сбылась. Учился Валерий Чкалов с энтузиазмом.
Да и летал тоже - лихо, с риском. За что и получал от начальства. Не раз он сиживал на гауптвахте, но позже, в годы Великой Отечественной войны, все его «хулиганства» были применены на практике: и полёты на низких высотах, и пролёт между деревьев, и даже пролёт под мостом.
Осенью 1925 г. Чкалов, как во многих источниках утверждается, на спор совершил безрассудный поступок: пролетел под Троицким мостом. Кадр из фильма Калаьозова "Валерий Чкалов" Хотя тогда этот пролёт под Троицким мостом в Ленинграде начальство "не оценило".
Жена В. Чкалова О. Чкалова писала: «Да, это случилось в 1925 году.
Летая над Ленинградом, Чкалов снизил свой самолёт и пролетел под Троицким мостом мостом Равенства … …это был необычный, рискованный, не дозволенный лётным уставом полёт. Его горячо обсуждали, им восхищались, однако Чкалова за этот полёт строго наказали». В то же время в интернете часто попадается материалы отрицания факта полёта Чкалова под мостом Равенства речь идёт о Троицком мосте, который за время его существования несколько раз переименовывали: в октябре 1918 г.
Получается, что Валерий Павлович Чкалов, в своё время, пролетел под мостом Равенства. Убедиться в этом совсем не сложно. Достаточно внимательно, а главное беспристрастно взглянуть на биографию В.
Чкалова и историю отечественной авиации, конечно, используя документы советских публикаций, архивные документы, мемуары, воспоминания друзей и родственников В. Александр Борисович Соловьёв, работавший с 1991 по 1996 год директором "Ленинградского государственного музея авиации" в Санкт-Петербурге. Летом 2007 года в интернете появилась статья А.
Соловьёва "Про Чкалова", затем, в газете "Петербургский дневник" была опубликована статья "Валерий Чкалов под мостом не летал? Позже, в 2009 году, эта же статья, но под другим названием - "Мост, под которым пролетел Валерий Чкалов" была опубликована в июньском номере Авиационного журнала Украины "Авиация и Время". Стоит напомнить, что в 1939 году был снят художественный фильм о жизни летчика, в котором показывался и эпизод пролета под мостом.
О полёте В. Чкалова под мостом впервые было написано в журнале «Роман-газета». Повесть «О Чкалове» представляла собой литературный вариант киносценария фильма «Валерий Чкалов», в котором было описание полета Чкалова под мостом «Равенства» в Ленинграде.
В том же году благодаря жене Чкалова Ольге в издательстве «Детская литература» вышла книга о В. Чкалове "Высоко над землей. Рассказы летчика".
Но получается, что жена летчика и Герой Советского Союза Байдуков врут, а вот спустя 50 лет какой-то там директор музея отрицает факт полета и все должны верить? Самое грустное, что верят. Или просто искать правду не хотят.
А ведь помимо воспоминаний его жены, есть еще воспоминания его командира, и его товарищей, так что полёт под мостом Чкалов совершил! Тому же командиру эскадрильи Антошин-«Батя» , который в это время находился на отдыхе на Чёрном море осенью 1925 г. Об этом есть в книге Н.
С этим эпизодом вроде разобрались. Идем дальше. Этот период для него был, пожалуй, самым трудным: вдали от дома, от семьи - жены и сына, который родился 1 января 1928 года.
Первое летное происшествие Чкалова во время службы в 15-й эскадрильи произошло 28 июля 1928 года. При посадке, из-за неправильно выложенного знака посадки рядом с оврагом, хвост самолета ударился об бугор и оторвался. Обвинен был Чкалов.
К счастью, все обошлось, самолет требовал лишь малого ремонта, хотя в Приказе Начальника ВВС Белорусского военного округа говорилось: "... Но на этом "приключения" Валерия Павловича не закончились. Возле станции Унеча Чкалов, следуя за ведущим, попал в провода и разбил самолёт.
За эту аварию трибунал приговорил Чкалова к 1 году лишения свободы. Алксниса и наркома К. Ворошилова тюремное заключение было заменено на условный срок.
По личному указанию М. Его командиры в Брянске всеми способами хотели избавиться от «хулиганистого» лётчика, Из письма Чкалова к жене Ольге: «Вчера был мне суд. Судили без свидетелей и защиты в закрытом заседании.
Присудили к одному году лишения свободы... Сегодня беседовал с военкомом бригады, он очень удивлен приговором и завтра едет в Смоленск для выяснения и ходатайства о снятии с меня приговора... Военком бригады говорит, что мы вас во что бы то ни стало сохраним для воздушного флота...
Вины никакой за собой не чувствую и объясняю это так, как сказал один командир здесь. Будь это не Чкалов на моем месте после аварии, то не было бы ничего. Значит, я им бельмо на глазу, от которого хотят избавиться в том отношении, чтобы Чкалов никогда не лез со своими указаниями на их неправильные действия...
Дело в том, что Чкалов ночью перед полётом не спал искал украденные у него в общежитии вещи , утром не завтракал и перед полётом честно доложил об этом командиру. Чкалова надо было отправить спать, а после обеда, или на следующий день, он перегнал бы этот "злосчастный " самолёт в Брянск и служил бы дальше. Как показали дальнейшие события сводное звено к перелёту было не готово, самолёт ведущего не имел компаса и исправных часов.
За подготовку звена к полёту несёт ответственность ведущий звено ст. Ничего из этого сделано не было. Источник: личное дело Чкалова.
Статистическая карта об аварии лётчика Чкалова. Чкалова Кстати, это тот самый И. Козырев, который служил с Чкаловым в Ленинграде и поспорил, что Чкалов не сделает 50 мертвых петель подряд 1924 год.
А Чкалов сделал больше, правда делал он их над Ленинградом, за что и был справедливо посажен комэском Антошиным на гауптвахту. К тому времени у него резко ухудшилось зрение. Более того, врачи констатировали наличие незначительного шизоидного статуса, выражавшегося в недостаточной выдержанности, и по результатам освидетельствования пилота 5 апреля 1928 года он был признан негодным к летной службе.
Чкалов был уволен из армии по причине плохого зрения. Нельзя исключать, что острота зрения снизилась из-за частого употребления алкоголя, попросту говоря - самогона с присутствующими в нем сивушными маслами. Но зрение может ухудшиться и по другим причинам.
Например, из-за чрезмерной нагрузки и неполноценного сна. Но если человек начинает нормальную жизнь со сбалансированным отдыхом, то со временем острота зрения восстанавливается. Климов-Клембовский, профессор, член-корреспондент АН СССР, в своей статье писал: "Кое-что отрицать нельзя, но, безусловно, можно предположить, что некоторые из "заключений", например, о "шизоидном статусе" Чкалова или о его слабом зрении - написаны военными врачами под давлением начальства, не желавшего иметь дело с человеком талантливым, но трудного характера, перевоспитывать его".
Друзья Чкалова всё это время просили начальство за "опального" лётчика. Валерий Павлович Чкалов, по ходатайству друзей 11 ноября 1930 г. Здесь поступавшие с заводов образцы новой техники проходили всесторонние испытания, после чего Государственная комиссия давала заключение: запускать самолет в серию или отклонить как неперспективную.
Это была интересная, достойная чкаловского характера работа, он с головой ушел в совершенно новое для него дело. Тогда лётчика представили Сталину. Потом уже, после знаменитых беспосадочных перелётов на остров Удд и в США, знакомство стало более близкое, встречались они довольно часто, даже на брудершафт приходилось пить.
Так, несмотря на жестокие времена, Чкалов умудрился избежать серьезного наказания не считая увольнения, могли ведь и лагерем наградить. Инфографика: АиФ По ней специалистами сделано замечание, что она не совсем корректна и с ней вряд ли согласятся знатоки истории Российской и Советской авиации Первый беспосадочный перелет Мало того, бедовый летчик-лихач каким-то чудодейственным образом попал в претенденты на первый беспосадочный перелет на рекордно дальнее расстояние. Но предварительно, он прошел курс летчика испытателя в Авиапроме 1933.
За его успехами внимательно следили. И вот когда в верхах созрела мысль о рекорде, выбор пал на Валерия Чкалова. Сталин предложил назначить его командиром полета по маршруту «Москва — Петропавловск-Камчатский».
Перелет был совершен 21-22 июля 1936 г.. Хотя для перелёта в США Чкалов был не единственной кандидатурой. В 1935 г.
Вторым пилотом он выбрал Георгия Байдуковаи и В. Левченко штурман. Их троих отправили к классовым врагам как героев, а встретили по-тихому - перелёт у Леваневского и Байдукова не задался.
В машине потекло масло, и им пришлось вернуться назад. Леваневский тогда так расстроился, что отказался и от самолёта, и от экипажа. А Байдукову идея запала в душу.
Он был хорошо знаком с Чкаловым, знал его лётные способности, поэтому пришёл именно к нему со словами: «Валера, пойдём в ЦК просить, чтобы нас отпустили в Америку. Ты будешь у нас командиром! Леваневского, Г.
Байдукова и В. Левченко по маршруту Москва — Северный полюс — Сан-Франциско был прерван из-за неисправности. В экипаже было три человека: В.
Чкалов, Г.
Причиной его гибели стала неустранимая поломка мотора, которая привела к крушению. Совершая, по сути, еще один подвиг, Чкалов старался отвести падение от жилых построек, в результате чего врезался в высоковольтную опору. От полученных ран он скончался два часа спустя в Боткинской больнице. Существует множество версий того, что его гибель была неслучайна, поскольку на тот момент был разгар политических репрессий и острый на язык и несдержанный Чкалов мог быть неугодным для многих. Это в многочисленных интервью утверждали его сын и дочь. Как бы то ни было, известно, что при жизни Чкалов на хорошем счету у советского руководства. Сталин лично встречал экипаж Чкалова на Щелковском аэродроме в августе 1936 года по его возвращению из беспересадочного полета на Дальний Восток.
Также, Чкалов неоднократно бывал приглашен Сталиным в Кремль на светский прием, а в личном общении советский вождь позволял фамильярное его отношение к себе. В советские годы, Чкалов стал одним из самых известных людей в Советском Союзе. В честь него назывались пионерлагеря, школы, станции метро, учебные заведения, предприятия и другие объекты. По стране более 1700 улиц городов и более десятка населенных пунктов носили его имя. В том числе и бывшее Василево — родной поселок Чкалова. Существует множество посвященных ему мемориальных досок, бюстов и памятников. Самый известный из них стоит с 1940 года в Нижнем Новгороде вблизи Кремля.
Категории новостей
- Пропеллер с фото
- Четыре российские школьницы стали победительницами Европейской математической олимпиады
- Чкалов, Валерий Павлович - Награды
- 120 лет Валерию Чкалову — биография
- 120-летию Валерия Чкалова посвящается!
- Курсы валюты:
Валерий Павлович Чкалов
Щёлковский аэродром, 10 августа 1936 г. Членов экипажа удостоили звания Героя Советского Союза, а также наградили орденом Ленина. Событие было важно еще и с точки зрения идеологии. Высшее руководство не преминуло воспользовался достижением летчиков. Вскоре о подвиге русских пилотов узнала не только вся страна, но и мир. Чкалов в одночасье оказался всенародным любимцем, которого уважали все. Рукопожатие через полюс 1975 Валерий Павлович не стал останавливаться на достигнутом.
Пользуясь заслуженным доверием, он вновь обратился к руководству с просьбой провести полет в Штаты. Путь оказался не в пример труднее того, который летчики прошли до этого. Мешали плохие погодные условия, минимальная видимость. Пилоты сталкивались с обледенением. Полет закончился 20-го июня. Экипаж совершил посадку в Ванкувере, штат Вашингтон.
Дорога вела через Северный полюс, общая протяженность пути составила 8 с половиной тысяч километров. Это был настоящий рекорд. В Соединенных Штатах пилотов встретили радушно. Подвиг Валерия Чкалова и экипажа отметили орденами Красного Знамени. Вскоре опытный пилот стал депутатом Совета Национальностей. В декабре 1937, еще при жизни летчика, люди из Василева просили переименовать село в честь выдающегося земляка.
Власти на это охотно пошли. Перелёт, ставший легендой. Валерий Чкалов Трагическая гибель пилота Опасности подстерегали Чкалова практически с самого начала службы. Такова была профессия летчика-испытателя. Он несколько раз попадал в аварии. Серьезная катастрофа произошла в начале октября 1937.
По заданию руководства НИИ Чкалов должен был протестировать модификацию самолета И-16 на максимальной скорости. Однако в ходе пилотирования выяснилось, что мотор машины неисправен. Валерию Павловичу пришлось срочно приземляться. Посадка была очень жесткой. Самолет потерпел катастрофу, сам же летчик получил травмы, но к счастью остался в живых. Толстой, летчик В.
Чкалов и актер И. В самом начале декабря 1938 Чкалова вызвали для пилотирования нового самолета И-180. Это событие стало в жизни летчика роковым. Изначально с машиной было много проблем и сложностей. Дату завершения работ над ней несколько раз переносили. Заканчивали создание в огромной спешке.
Истребитель И-180 Конструкторы планировали сдать самолет к новому году. В начале декабря машину осталось только протестировать. Однако как показали испытания на земле, а также инженерные изыскания, в конструкции было почти две сотни изъянов. Поликарпов протестовал против такого риска. Однако его не стали слушать и отстранили от работы.
За успешный перелет, каждый член экипажа удостоился звания Героя Советского Союза и получил Орден Ленина. Чкалову подарили персональный самолет, который до сих пор храниться в музее города Чкаловска. Покорение новых высот Получив разрешение на долгожданный перелет через Северный полюс в Америку, Валерий был по- настоящему счастлив.
Летчик-испытатель давно просил разрешение на этот маршрут, но руководство страны с осторожностью относилось к данной просьбе. Только после триумфального возвращения экспедиции с Дальнего Востока, И. Сталин дал свое одобрение. С 18 — 21 июня 1937 года впервые в истории мировой авиации экипаж в составе В. Чкалова, Г. Байдукова и А. Экипаж был в воздухе 63 часа 16 минут! За этот перелёт экипаж был награждён орденами Красного Знамени.
Полет проходил в непередаваемо сложных условиях: практически нулевая видимость, обледенение… Но экипаж достойным образом преодолел 8. Наконец мечта Валерия Чкалова осуществилась. Странная смерть на взлете В 1938 году опытного испытателя вызвали для проверки нового истребителя. Он погиб во время первого вылета. Казалось, сама судьба предостерегала летчика от этого полета. Ведь при расследовании обстоятельств гибели оказалось, что самолет имел неисправности, а температура воздуха опустилась ниже 25 градусов. Но Чкалов никогда не пасовал перед трудностями и не смотря ни на что, вылетел.
Благосклонность Вождя Авиация стремительно развивалась и, чтобы показать достижения Советских конструкторов-авиаторов, 20 июля 1936 года было решено организовать очень рискованный перелет. Управлял экспедицией Чкалов. Перелет длился более двух суток. Самолет приземлился на острове, расположенном в Охотском море. На борту самолета написали: «Сталинский маршрут». Когда в августе 1936 года самолет приземлился на Щелковском аэродроме, летчиков встречал, не скрывающий радостных эмоций, И. Данное обстоятельство принесло Чкалову всесоюзную известность. За успешный перелет, каждый член экипажа удостоился звания Героя Советского Союза и получил Орден Ленина. Чкалову подарили персональный самолет, который до сих пор храниться в музее города Чкаловска. Покорение новых высот Получив разрешение на долгожданный перелет через Северный полюс в Америку, Валерий был по- настоящему счастлив. Летчик-испытатель давно просил разрешение на этот маршрут, но руководство страны с осторожностью относилось к данной просьбе. Только после триумфального возвращения экспедиции с Дальнего Востока, И. Сталин дал свое одобрение. С 18 — 21 июня 1937 года впервые в истории мировой авиации экипаж в составе В. Чкалова, Г. Байдукова и А. Экипаж был в воздухе 63 часа 16 минут! За этот перелёт экипаж был награждён орденами Красного Знамени.
А Ольга Чкалова до конца дней хранила верность своей первой и единственной любви. Служил в Ленинградской 1-й Краснознаменной истребительной эскадрилье. В 1927 году Валерий Павлович был назначен командиром звена в истребительной эскадрилье Брянской авиабригады. В 1929—1930 годах летчик-инструктор Ленинградского авиационного клуба Общества друзей Воздушного флота позднее — Осовиахим. Валерий Чкалов разработал и внедрил ряд новых фигур высшего пилотажа Валерий Чкалов разработал ряд новых фигур высшего пилотажа восходящий штопор и замедленную «бочку» , испытал свыше 70 типов самолетов, составлявших основу советской авиации того времени. Проявил себя как талантливый летчик, обладающий исключительным мужеством, настойчивостью и выдержкой. Гибель Чкалова Валерий Чкалов погиб 15 декабря 1938 года при испытании нового истребителя «И-180». В этот день, 15 декабря. Как всегда, при первом вылете опытного самолета, все вылеты с аэродрома и все аэродромные работы были прекращены. Самолет Поликарпова конструктора испытываемого самолета — В. Должны были поставить и жалюзи. Валерий Чкалов поинтересовался, сколько времени потребуется на установку жалюзи.
Тайна гибели летчика №1 СССР Валерия Чкалова
В 1910 году скончалась. На тот момент мальчику было всего 6 лет от роду. Валерий Чкалов в детстве Когда подошло время, Валерия Павловича отправили учиться в василевскую школу. Тут он получил начальное образование. По информации источников того времени, академическими успехами летчик не блистал. Однако отличался уравновешенностью, спокойным характером.
Хорошо усваивал точные науки, а также мог похвастаться крепкой памятью и трудолюбием. Эти качества помогли будущему пилоту добиться больших высот. В 1916 году молодой человек окончил школу и поступил в Череповецкое техническое училище. Получить специальность в спокойном темпе ему, однако, не удалось. Вскоре из-за нехватки ресурсов и преподавателей заведение закрылось.
Молодой человек вернулся в родное село. С 1918 он работал молотобойцем под руководством отца. А затем устроился кочегаром на пароход. Начало деятельности в авиации О службе в воздушных силах Валерий Павлович не помышлял. Однако все изменилось, когда он своими глазами в 1919 увидел самолет.
Молодой человек загорелся желанием связать жизнь с авиацией. Еще сильнее эта мысль укрепилась после приезда в Нижний Новгород и знакомства с земляком Владимиром Фролищевым, который занимался обслуживанием самолетов в авиационном парке. В 15 лет по совету односельчанина Чкалов вступил в ряды Красной Армии. Вскоре его направили учеником сборщика в этот же авиапарк. Будущий летчик проявил себя с лучшей стороны.
С 1921 по 1924 годы он усердно учился в специализированных заведениях, где осваивал военные специальности, готовился к самостоятельной летной деятельности. Первый опыт управления самолетом испытатель получил в 1923 году. Курсант В. Чкалов крайний справа у самолета У-1 После окончания учебы в 1924 г. На службе проявил себя дерзким и отчаянным сорвиголовой, за что неоднократно привлекался к дисциплинарной ответственности.
Сумасбродство летчика не нравилось руководству. Однако выговоры и наказания на пилота не действовали. Порой проблемы доходили до крайности. Так, в 1925 Чкалов Валерий Павлович был осужден трибуналом к году лишения свободы. Он явился на службу в пьяном виде, прилюдно оскорбил и ударил командира.
Позже наказание смягчили, ограничившись 6-ю месяцами. Вскоре пилот смог реабилитироваться. Менее чем через 2 года будущего героя Советского Союза отправили на повышение квалификации в Липецк. В то время в городе учились немецкие летчики. На показательных выступлениях Чкалов занял 1-е место.
Пролет Чкалова под мостом на истребителе В том же 1927 году, зимой Валерия Павловича перевели в Брянскую авиационную бригаду. Однако долго служить ему не пришлось. Во время одного из групповых полетов из-за ошибки руководства Чкалов потерпел аварию. Суд решил переложить вину только на летчика, оставив за кадром неграмотные действия командования. Военный трибунал 1928-го приговорил пилота к году лишения свободы.
Кроме того, его уволили из рядов Красной Армии.
Выполнив круг, стал снижаться, сбавив газ. В это время заглох мотор. Аэродром был еще далеко. Чкалов увидел слева скопище высоких антенн радиостанции… Валерий Чкалов погиб при испытании нового истребителя Самолет с выключенным мотором врезался центропланом — местом соединения крыла с фюзеляжем — в металлическую высоковольтную опору. От удара Чкалова выбросило из самолета вместе со штурвалом, за который он продолжал держаться, в полусогнутом положении.
Упав на землю, Валерий ударился головой о двутавровую балку и перебил себе мозжечок. По словам очевидцев: «На куче древесного материала лежал самолет с отделившимся правым крылом и мотором. Мы поняли, что случилось непоправимое. За забором на шоссе с правой стороны по полету стоял автобус и было много народу. Когда пришли сотрудники из больницы имени Боткина, в которую отвезли Валерия Павловича, то они рассказали, что произошло: от сильного удара его выбросило из кабины вместе с сиденьем. Он ударился головой о катушку из-под кабеля.
Мы, пролетая над местом падения, видели ее.
В мае 1933 года родилась дочь, которую в честь отца назвали Валерией. А младшая девочка родилась летом 1939 года, через полгода после смерти Валерия Павловича. Ее назвали Ольгой, в честь матери. Сбывшаяся мечта В ноябре 1930 года В. Чкалов был восстановлен в ВВС как военный летчик. Он был зачислен на работу летчиком-испытателем в Московский научно-испытательный институт ВВС, где за два года работы в НИИ Чкалов совершил более 800 испытательных полетов, освоив технику пилотирования 30 типов самолетов. Разработал ряд новых фигур высшего пилотажа. Таких как входящий штопор, замедленная бочка…. В мае 1935 года авиаконструктор Николай Николаевич Поликарпов и летчик-испытатель Валерий Павлович Чкалов за создание лучших самолетов-истребителей были награждены высшей правительственной наградой - орденом Ленина.
В начале 30-х годов нарком обороны молодого советского государства К. Ворошилов говорил: "Кто силен в воздухе, тот в наше время вообще силен". И этот лозунг был весьма актуален не только в нашей стране, но и во всем мире. Перелеты являлись демонстрацией силы и мощи авиации того или иного государства, то есть имели, прежде всего, политическое значение. Завоевать рекорд дальности по прямой стремились самые развитые в научном и техническом отношении страны. Так, в 1931 году рекорд завоевали США 8560 км. В 1932 году он перешел к Англии 8544 км , затем к Франции 9104,7 км. И то, что молодое советское государство включилось в середине 30-х годов в соревнование за этот рекорд, безусловно, было показателем его возросшей силы в авиации. В конце 1931 года было принято решение советского правительства о создании самолета, способного преодолевать большие расстояния. К проектированию такой машины приступило конструкторское бюро А.
Конструкторской бригадой руководил П. Леваневский, второй пилот Г. Байдуков и штурман В. Но летчиков постигла неудача - неисправность в маслопроводе заставила их вернуться назад. Леваневский разуверился в возможности трансатлантического перелета на одномоторном самолете. Второй пилот, Г. Байдуков, верил в надежность конструкции и двигателя самолета АНТ-25. Сначала Чкалов к предложению Байдукова отнесся весьма холодно. Он был летчиком-истребителем, на тяжелых самолетах летал мало. Но в конце 1935 года он опробовал АНТ-25, и машина ему понравилась.
Весной 1936 года сформировавшийся экипаж - В. Чкалов, командир, Г. Байдуков, второй пилот, и А. Но правительство, памятуя о неудаче Леваневского, предложило другой маршрут: Москва - Петропавловск-Камчатский. В музее В. Чкалова хранится бортовой журнал этого перелета. В нем на первой странице рукой А. Белякова сделана запись: "Время взлета 2 часа 45 минут по Гринвичу. Так начался этот полный трудностей перелет. Экипаж в целях разведки арктических условий первоначально летел в направлении Северного полюса до о.
Преодолев за 56 часов расстояние 8504 километра, краснокрылый АНТ-25 под командованием Чкалова совершил посадку на военном аэродроме в окрестностях города Ванкувер на северо-западе США. На вернувшихся из Америки летчиков обрушилась лавина славы подобная той, что впоследствии была уготована, пожалуй, лишь Юрию Гагарину. Фамилии членов героического экипажа были на устах у всех советских людей. Весной 1938-го вождь всех времен и народов сказал: «Пора тебе, Валерий, переходить на партийную и государственную работу. Тебя уважает наш народ, тебя любит весь мир. Такие люди должны быть у руля государства». Сталин предложил Чкалову руководить сразу двумя наркоматами - транспорта и внутренних дел. Свой отказ Валерий Павлович мотивировал тем, что ему необходимо закончить испытания новейшего советского истребителя. Спланированная Сталиным замена руководителя НКВД Николая Ежова на всенародно любимого летчика должна была продемонстрировать всему миру отход от политики «большого террора» к более мягкому режиму в стране.
Тем не менее, именно в это время сам Чкалов не считал себя в полной безопасности: по воспоминаниям жены и сына, ложась спасть, он всегда клал под подушку пистолет.
Подготовка к полетам
Герой Советского Союза летчик. Валерий Павлович Чкалов — герой Советского Союза, выдающийся русский летчик-испытатель. 1967 г. Командир самолета АНТ-25 герой Советского союза Валерий Павлович Чкалов.
Подвиг совершенный Валерием Чкаловым
- Подготовка к полетам
- Чкалов Валерий Павлович : wiki : Факты о России
- ЧКА́ЛОВ ВАЛЕРИЙ ПАВЛОВИЧ
- Чкалов, Валерий Павлович | это... Что такое Чкалов, Валерий Павлович?
- Подарил личный самолет
- Персоны (1)
Валерий Чкалов - биография, новости, личная жизнь
день смерти Героя Советского союза, великого летчика-испытателя Валерия Чкалова. лётчики/Чкалов Валерий Павлович. Командовал экипажем самолета Валерий Павлович Чкалов. Став летчиком-истребителем, Валерий Чкалов поступил на службу в эскадрилью под Ленинградом. Досье «УГ»Валерий Павлович Чкалов родился 2 февраля 1904 года в селе Василёво (ныне – город Чкаловск Нижегородской области). Учился на токаря в Череповецком ремесленном училище. 2 февраля 1904 г. родился Валерий Павлович Чкалов – летчик-испытатель с мировым именем, Герой Советского Союза.
Жить под замком невыносимо. К столетию со дня рождения Валерия Чкалова
Ни в одном источнике не указано точно, сколько раз отважный летчик пробыл на гауптвахте, сколько получил взысканий и сколько раз отстранялся от полетов. Только десять суток он отсидел за полеты вниз головой, еще десять — за эксперимент с мертвыми петлями. Поспорил, что сделаю пятьдесят петель, а вошел во вкус и прокрутил все двести», — объяснял потом Валерий комэску. За пролет между двумя рядом растущими деревьями боком — пять суток, за ставший легендой пролет под Троицким мостом в Ленинграде — пятнадцать суток. Когда об этом происшествии узнал командир эскадрильи, он спросил Чкалова: « А ты представляешь, что случится, если все наши летчики попытаются завтра сделать то же?
Он никогда не оправдывался, его грубоватая прямота многих подкупала. И выгнать из военной авиации его решались. Как летчику Чкалову не было равных, если большинству для освоения фигуры требовалось не меньше 50 летных часов, то Валерию достаточно было и пяти. На аэродроме говорили, что если о самолете Чкалова несколько часов не поступает никаких известий, значит, у летчика просто закончился бензин.
Сам же он с усмешкой говорил про себя, что заговорен. Пройдет немного лет и неукротимая фантазия Чкалова подтолкнет его на изобретение и оттачивание абсолютно новых фигур пилотажа. Как и все новое, его элементы будут поначалу восприняты в штыки, а Чкалова заклеймят «нарушителем». Лишь потом придет понимание того, что сделал Валерий Павлович в области авиации.
Основанием послужило серьезное дисциплинарное нарушение — драка в пьяном виде. Позднее срок заключения для летчика снизили до шести месяцев. После возвращения в часть летчик в 1926 году принял участие в перебазировании всей первой Краснознаменной авиаэскадрильи на военный аэродром города Троцка ныне — Гатчина. Весной 1927 года после того, как Чкалов побывал на курсах повышения летного мастерства, командование предложило ему показать то, чему он научился.
Валерий Павлович же решил продемонстрировать все фигуры, в том числе и те, которые мог выполнять в воздухе только он один. Таких полетов гатчинский аэродром еще не видел. При планировании на посадку Чкалов исполнил «замедленную бочку» и, успешно посадив самолет, радостный выскочил из него. Однако счастливое состояние вскоре померкло: комэск, поблагодарив за технику, сделал лишь положенные по инструкции замечания, а вот комбриг дал двадцать суток гауптвахты и на столько же дней отстранил от полетов.
В 1927 году Валерий Чкалов женился на ленинградской учительнице русского языка и литературы Ольге Эразмовне Ореховой. Познакомились они в 1925 году, два года длился их роман, а когда девушка окончила институт, Валерий сделал ей предложение. Чкалову сказочно повезло с женой — Ольга Эразмовна все и всегда понимала правильно. В доме летчик бывал только наездами, за одиннадцать лет их брака вместе они прожили не более шести.
Обычно он не сообщал ей о своих командировках и планах, мог уехать или приехать в любой момент. Она не задавала лишних вопросов, всегда ждала его и гордилась им. В январе 1928 года у них родился сын Игорь. К этому времени Валерия Павловича уже перевели в Брянск, и оттуда он постоянно писал письма: «Лелик, выросли у сынки зубки?..
Как он сидит?.. Капризничает или нет?.. Как подрос?.. Вес, какой?..
Ты знаешь, как я хочу все знать! Свою душу на бумагу не выложишь, ну да ты ее и так понимаешь». Кроме прочего он представил пятнадцать фигур высшего пилотажа своего собственного изобретения, в числе которых был полет вверх колесами и восходящий штопор. Байдуков так описывал представление в небесах: «Валерий, пикировал с высоты, заигрывал с землею, чуть не цепляя ее в двойных и учетверенных переворотах через крыло, затем, восстанавливая высоту, ввинчивался вверх, завершая подъемы прекрасными иммельманами или неожиданными, необычными полетами вниз головой….
По чистоте и резвой веселости его полет напоминал полеты стрижей в летнее время». В этот же день вечером Валерий написал домой: «Лелик, только представь, то, за что меня отправляют на гауптвахту, здесь отмечено денежной премией! После блестящего выступления Чкалов был поставлен командиром звена истребителей. Однако и в новой должности он по-прежнему занимался высшим пилотажем, и однажды это окончилось трагически — в ходе отработки бреющих полетов было разбито несколько самолетов его звена.
К счастью, никто не погиб, однако по законам того времени Чкалов был взят под арест и предстал перед военным трибуналом. На нем Валерию припомнили все. И пролет под Троицким мостом, и полеты вокруг Исаакиевского собора, и «гатчинские выкрутасы». Чкалова обвинили в многочисленных нарушениях дисциплины и воздушном лихачестве, в соответствии с приговором от 30 октября 1928 он был уволен из рядов Красной Армии и приговорен к одному году тюремного заключения.
Его разместили в одиночной камере, расположенной на втором этаже Брянской тюрьмы. Летчику было разрешено держать у себя в камере карандаш и бумагу, Чкалов писал в импровизированном дневнике: «Дни проходят однообразно, камера небольшая, но теплая. Ночью не могу долго уснуть. Не дают покоя мысли о жене и сыне.
Как они там в Ленинграде? Делать в тюрьме было решительно нечего, он перечитал все книги в местной библиотеке, слушал радио. Спал днем. Проснулся, когда принесли обед.
Лежал, сидел, ходил, все уже надоело», — написано также в его дневнике. Однако известность пилота была уже слишком велика в стране. Благодаря ходатайству бывших командиров, а также вмешательству ряда высокопоставленных особ наказание Чкалова заменили на условное. Всего в Брянской тюрьме летчик отсидел… девятнадцать дней.
Хотя, когда читаешь его записи, то, кажется, что он находился там не меньше года. У Валерия Павловича вообще была такая особенность — он страшно торопился жить. Точно знал, что судьба ему отмерила совсем немного…. Вернувшись к семье в Ленинград, безработный Чкалов засел за учебники и книги.
В 1924 году Валерий Чкалов был зачислен в Ленинградскую авиационную истребительную эскадрилью. За время службы в ней он проявил себя как дерзкий, отважный и бесстрашный летчик, любящий риск. Здесь же, в Ленинграде, он встретил свою любовь и в 1927 году женился на Ольге Ореховой, городской учительнице. Чкалов с женой Ольгой Эразмовной и сыном Игорем. Май 1929 года Будучи в Ленинграде, Чкалов работал в Обществе содействия обороне, авиационному и химическому строительству Осоавиахим , руководил школой планеристов. Он совершил более 800 испытательных полетов, освоил технику пилотирования 30 типов самолетов.
С 1933 года Чкалов — летчик-испытатель завода опытных и экспериментальных конструкций авиационной промышленности. Он проводит испытания новейших самолетов-истребителей конструкции Николая Поликарпова. Чкалов был новатором в искусстве пилотажа. Авторство таких фигур, как восходящий штопор и замедленная бочка, принадлежит именно ему. За заслуги летчик в мае 1935 года награждается орденом Ленина.
Переозвучен кусок о врагах. Фильм, таким образом, был сокращен по времени примерно до 83 минут.
По ТВ показывается именно редакция 1962 года, на видео- тоже. В 2011 году кинокомпанией «Централ Партнершип» начаты съемки сериала про Валерия Чкалова под рабочим названием «Крылья» о событиях из жизни летчика, начиная с 1924 года. Режиссер Игорь Зайцев.
Комбриг В. Чкалов В 1937 г. Учитывая выдающиеся заслуги Валерия Павловича, ему были присвоены внеочередные воинские звания: в июле 1937 г. Декабрьский трагический полет На завершающем этапе национально-революционной войны испанского народа 1936—1939 гг. Усачев и технический директор этого же завода Н. Поликарпов получили задачу разработать новый скоростной одноместный истребитель типа И-180, способный конкурировать и даже превосходить немецкие аналоги того времени. Кагановича, подписанного 16 августа 1938 г. Истребитель И-180 Однако в ходе работы над самолетом были выявлены многочисленные дефекты и недоделки. Отделом технического контроля завода на 2 декабря их было выявлено 139 пунктов, на устранение которых требовалось значительное время. Чкалов приехал на летно-испытательную станцию ЛИС завода, чтобы познакомиться с новым истребителем. Понимая особую важность кратчайшего ввода его в строй, Валерий Павлович дал согласие на испытание самолета в воздухе, заранее зная о степени риска такого шага. Он также верил конструкторам и сборщикам истребителя, их стремлению до начала экспертных полетов устранить все обнаруженные дефекты. Но дефицит времени, к сожалению, исключил такую возможность. Утром 12 декабря руководство завода под нажимом сверху было вынуждено подписать акты о сдаче заводом И-180 на заводскую летно-испытательную станцию и акт о готовности опытного самолета к первому вылету. К актам была приложена ведомость дефектов, не влиявших на безопасность первого вылета и подлежавших устранению после первых полетов. Берия под грифом «совершенно секретно» доложил военно-политическому руководству страны: И. Сталину, В. Молотову и К. В закрытом письме также признавалось, что истребитель пока находится в «сыром виде», имея 48 дефектов, которые могут грозить катастрофой самолета в воздухе Из письма Л. Берия И. Молотову, К. Ворошилову от 12 декабря [1938 г. Однако это предупреждение осталось без серьезного внимания. В тот же день Валерий Павлович предпринял первую попытку испытать И-180. Вследствие неполадок с двигателем М-88 самолет не смог оторваться от земли, и был отправлен в ЛИС на устранение отмеченных неисправностей. Чкалов в кабине самолета 15 декабря состоялось повторное испытание нового истребителя на столичном Центральном аэродроме имени М. По словам конструктора Н. Поликарпова, присутствовавшего на испытаниях, «…вплоть до последнего разворота, полет мне представлялся совершенно нормальным, судя по поведению самолета. После первого круга В. По-видимому, причина катастрофы выявилась в этот момент» Из показаний по расследованию катастрофы 15 декабря [1938 г. Обломки самолета И-180 после аварии Какого-либо тревожного состояния летчик-испытатель перед полетом не испытывал. Порай в своих объяснениях по поводу катастрофы указывал на тот факт, что настроение у Валерия Павловича было хорошее, он разговаривал с коллегами, смеялся Из показаний по расследованию катастрофы 15 декабря [1938 г. Авария произошла примерно через 10 минут после взлета самолета. Как указывалось в закрытом докладе Л. Берии руководству страны от 15 декабря 1938 г. Магистральная, д. Ворошилову, М. Памятный камень на месте гибели В. Чкалова По оценке комиссии по расследованию катастрофы, «при ударе т. Чкалова выбросило вперед на 10—15 метров вместе с хвостовой частью фюзеляжа, управлением и сиденьем. Передняя часть самолета разбита. Пожара не было» АП РФ. При падении сердце Валерия Павловича еще несколько минут продолжало биться. По дороге в Боткинскую больницу легендарный советский летчик скончался. Алексеева Алексеев Павел Александрович [10.
120 лет со дня рождения Чкалова Валерия Павловича (1904 – 1938)
Герой Советского Союза Валерий Павлович Чкалов около учебного самолёта У-2. Дочь Героя Советского Союза Валерия Чкалова (1904--1938) 82-летняя Ольга Чкалова направила письмо председателю правительства России Михаилу Мишустину (текст есть в распоряжении редакции. Валерий Павлович Чкалов родился 20 января (2 февраля) 1904 года в селе Василёво Нижегородской губернии (ныне город Чкаловск) в семье котельщика василёвских казённых мастерских. 2024 02 01 02 Валерий Павлович Чкалов родился 2 февраля 1904 года в селе Василёво Нижегородской губернии. Второй подвиг, уже в звание героя СССР Валерий Павлович Чкалов совершил 18-20 июня 1937 г, когда совершил аналогичный перелет без посадки по направлению: Москва – Северный полюс – Ванкувер (США). Вот и судьба Валерия Павловича Чкалова также является примером для нас, современной молодежи!
Валерий Чкалов — биография
- Подготовка к полетам
- Чего боялся перед смертью знаменитый Валерий Чкалов? - Экспресс газета
- Чего боялся перед смертью знаменитый Валерий Чкалов?
- Валерий Павлович Чкалов
- Чкалов, Валерий Павлович - ПЕРСОНА ТАСС