Тем самым, агитирует тружеников тыла перенимать ценный новаторский опыт.
Российская история, 2022, № 3, стр. 122-134
100-летний юбилей отпраздновала труженица тыла Советского района. Советские пикирующие бомбардировщики Пе-2 во время Великой Отечественной войны. Сервис электронных книг ЛитРес предлагает скачать книгу Советский тыл 1941–1945: повседневная жизнь в годы войны, Коллектива авторов в форматах fb2, txt, epub, pdf или читать. Фотографии из репортажа РИА Новости 25.04.2024: Открытие фотовыставки проекта "Освобождение. Представляем Вашему вниманию презентацию «Советский тыл в Великой Отечественной войне», которая продолжает цикл выставок «Год Памяти и Славы. "Актер Константин Лисицын, начинавший в театре декоратором, был удостоен звания Героя Советского Союза.
Хроника Великой войны.
«Дембельским аккордом» войск по охране тыла стало их участие в советско-японской войне на Дальнем Востоке. Всемерная помощь советских людей Красной Армии выражалась не только в самоотверженном труде в тылу, но и в многочисленных патриотических починах. Эвакуация планировалась в два этапа, чтобы завод продолжал выпускать так нужные фронту танки и одновременно понемногу отправлял оборудование в тыл. 1 Историография советского тыла периода Великой Отечественной Войны: Сборник статей. «Ни гроша Форду — даешь советский карбюратор!» — под таким лозунгом началось строительство.
Всё для Победы
- "Тыл - фронту: вчера и сегодня"
- Поставки от союзников
- Исполком СНГ
- Направления деятельности тыла в годы Великой Отечественной войны
- Открытие фотовыставки проекта "Освобождение. Путь к Победе. Тыл"
Советский тыл в годы Великой Отечественной войны
В ходе мероприятия ученики узнали о вкладе югорчан и жителей Березовского района в трудовой фронт. Также познакомились с биографией и документами Кузаковой Евдокии Александровны — исследователя фольклора и языка манси, кандидата филологических наук, краеведа, учителя, ветерана труда и труженицы тыла.
До 1943 года, когда эвакуированный из Ленинграда в Омск Ленинградский шинный завод начал давать продукцию уже на новом месте, ярославский завод был единственным в Советском Союзе, производившим шины — для грузовиков, пушек, колес самолетов. Катастрофически не хватало квалифицированных рабочих", — директор музея Ирина Сотскова показывает на стенд с фотографиями, сделанными в цехах завода во время войны. Работали круглосуточно, смены длились по 12 часов.
Даже сейчас, с учетом автоматизации производства и с развитием технологий, в цехах шинных заводов стоит сильная жара. А в те годы, о которых мы говорим, условия труда были намного хуже. Но люди не думали о себе, они хотели быть максимально полезными фронту", — директор музея показывает фотографии. На них — девушки со строгими, сосредоточенными лицами.
Работниц старались поощрять на тяжелейший ударный труд — часами, отрезами на платья, костюмами. В газете "Заводская правда" в статье от 9 мая 1967 года своими воспоминаниями поделилась бывшая работница ЯШЗ А. Овсова: "Помню, как мне в красном уголке на общем собрании вручили нарядное вишневое платье из шелкового маркизета с расклешенной юбкой. Оно до сих пор лежит у меня дома как память.
Только танцевать я так и не научилась — было некогда. Но зато я научилась понимать цену дружбы, рабочих рук и настоящего, не напускного патриотизма. И еще самое главное — цену человеческой жизни". Погибли и были ранены более 100 сотрудников, работавших в ночную смену.
Но еще более страшной для людей тогда была мысль о том, что завод, бомбы на который сбрасывали порядка 80 вражеских самолетов, не подлежит восстановлению", — рассказывает Ирина Сотскова. Однако его восстановили в течение трех месяцев. И они не считали, что совершают подвиг, хотя как по-другому назвать то, что они сделали, я не знаю", — говорит директор музея.
Горящий Минск в июне 1941 г. Эвакуация в советский тыл Уже на второй день войны в Москве был создан Совет по эвакуации, который определял и направлял весь сложнейший процесс перемещения на восток производительных сил из европейской части страны в глубокий советский тыл. В немыслимо сжатые сроки предстояло вывезти свыше 25 миллионов мирного населения, десятки тысяч крупных промышленных предприятий, тонны колхозного и совхозного имущества, десятки тысяч голов скота, машинный парк МТС, подвижной состав железных дорог, архивы и документацию государственных, культурных учреждений. В Беларуси, как и везде, на первый план вышли вопросы обороны. Сотни тысяч мужчин были мобилизованы на фронт.
В городах и селах создавались команды МПВО, отряды народного ополчения, истребительные батальоны. Повсеместно сооружались оборонительные линии вокруг городов и населенных пунктов. Впоследствии бывший начальник Могилевского областного управления милиции В. Сыромолотов так вспоминал о тех днях: «…Население на призыв выйти на сооружение оборонительной линии откликнулось сразу… Ежедневно работало не менее 10 — 15 тысяч добровольцев… Люди подвергались налетам вражеской авиации, но работу не прекращали… Линия обороны была сооружена в радиусе 25 км в 7-дневный срок, и очень организованно. Не было случая, чтобы кто-нибудь уклонился от работы. В строительстве укреплений не участвовали только дети и тяжелобольные…» Уже с 23 июня крупные заводы и фабрики восточных областей Беларуси переключились на выпуск продукции для фронта боеприпасы, вооружение , предприятия местной промышленности — на выпуск армейской обуви, обмундирования, белья, пищевая промышленность — на хлебные сухари, сушеные овощи, мясные консервы и т. Работали круглосуточно и прекращали только по указанию партийных органов или военного командования в связи с началом эвакуации в советский тыл. В западных областях республики продвижение врага было столь стремительным, что исключило возможность своевременно провести плановую эвакуацию населения и материальных ценностей.
Лишь в отдельных случаях усилиями партийных и советских работников удалось вывезти семьи военнослужащих, железнодорожников, партийных и советских работников, ценные архивы... Подавляющая часть мирного населения уходила сама — как правило, пешком, если повезет — на попутных машинах, деревенских телегах. По свидетельству очевидцев, ничто не могло остановить поток людей, торопившихся скорее уйти от грохота канонад, непрерывного гула самолетов с черной зловещей свастикой на крыльях... Погибших от бомбежек закапывали в землю тут же, у дороги, без гроба, молча выполняя эту тяжкую, но ставшую уже привычной работу... Раненых, если они не могли сами двигаться, старались распределять по встречным машинам или повозкам, несли на самодельных носилках, просто на руках... Партийные и советские органы делали все, чтобы придать этому живому потоку организованный характер. По далеко не полным данным, из Беларуси за два летних месяца 1941 года было перебазировано свыше 1 миллиона человек. Там, где скапливались большие массы людей, уходивших пешим ходом на восток Орша, Витебск, Могилев, Полоцк, Кричев, Лоев, Светиловичи, Новобелица, Калинковичи, районы, близкие к территории Российской Федерации , были срочно созданы 44 эвакопункта, где беженцы получали помощь деньгами, продуктами, водой, одеждой, обувью, медикаментами.
Работали солдатские кухни. Особое внимание уделялось спасению детей. По официальным данным, из Беларуси в советский тыл было вывезено 110 детских домов, 25 садиков и яслей, 28 летних пионерских лагерей, 3 специальные школы, 3 детских санатория. Спасая жизнь малышей, люди проявляли подлинный героизм и самоотверженность. Минска в составе врача П. Дыло, медсестер М. Адамович, М. Немитько, Т.
Дыло, С. Вишни, нянечек М. Поджарой и П. Корявой, которые под непрерывной бомбежкой, среди пылающих огнем улиц вывезли из города 60 больных детей в возрасте 3 лет и младше. В труднейших условиях долгого пути в советский тыл этот мужественный коллектив сохранил жизнь всем детишкам и благополучно доставил их на Урал. Массовая эвакуация производительных сил проходила в зависимости от военной обстановки и сразу по нескольким направлениям: эвакуация населения, промышленных объектов, материальных ресурсов сельского хозяйства, культурных ценностей, материальной базы железных дорог. Работа не прекращалась круглые сутки.
Желаем Назибе крепкого здоровья и бодрости духа. Пусть рядом всегда будут близкие люди.
Низкий Вам поклон за трудовой подвиг в годы Великой Отечественной войны! Количество показов: 1406.
"Тыл - фронту: вчера и сегодня"
Новости. Благодаря самоотверженности советского человека, экономика страны была в короткие сроки перестроена для обеспечения советской армии всем необходимым. В нём будут истории о наших современниках, которые трудятся в тылу и помогают в решении задач специальной военной операции. «Ни гроша Форду — даешь советский карбюратор!» — под таким лозунгом началось строительство. Советское правительство понимало, что победа будет достигнута не только винтовкой солдата, но и наличием материальных ресурсов страны и героическим подвигом тружеников тыла.
Трудовая доблесть тылового города
Фашистская Германия высоко оценила трудовой подвиг советского народа в тылу, написав в своих газетах о причинах поражения своих войск в конце 1941 года. Советская культура в конце 20-начале 30 гг. Ко Дню Победы в Центральной городской библиотеке оформлена книжная выставка-просмотр «Трудом ковавшие Победу», посвященную героическим будням тыла.
«Крепость темная и суровая: советский тыл в годы Второй мировой войны»
Советский тыл в годы войны 07. Тема информационного часа — «Советский тыл в годы войны». Важную роль в борьбе с германскими захватчиками играли не только воинские соединения, но и все труженики тыла. Они обеспечивали фронт всем необходимым.
Один из машинистов этого узла К. Грищенков вспоминал: «Враг ожесточенно бомбил дорогу, приходилось то и дело вступать в настоящий поединок с фашистскими самолетами — маневрировать составом, маскировать паровоз и т.
И я видел, сколько страдания и горя причинял каждый такой налет на станции и разъезды. В обратный рейс, как правило, мы увозили эшелоны с тяжелоранеными... За быструю доставку воинских грузов на фронт он неоднократно получал благодарности военного командования. Удивительным мужеством обладал машинист Гомельского депо К. Жарин, не покидавший свой паровоз по 5 — 6 суток подряд.
Во время боев под обстрелами гитлеровцев он умудрялся благополучно проскакивать самые опасные места, доставляя на фронт боеприпасы. Много примеров самоотверженного исполнения долга в архивных документах. В докладных и рапортах, присланных с мест по горячим следам, имена лучших машинистов и работников Белорусской железной дороги тех дней: по станции Осиповичи — В. Романов; по станции Жлобин — А. Пашкевич, В.
Молодьков, И. Раковский, А. Бабич, И. Бредихин; по станции Кричев — В. Макаренко… «Работали мы как одержимые — всю боль свою, всю ярость к проклятым фашистам топили в работе… Смена закончится, а мы и не думаем уходить.
Подремлешь где-нибудь в углу минут 30, ополоснешь лицо холодной водой — и снова на паровоз». Ежедневно с риском для жизни бригады путейщиков разбирали завалы после бомбежек и восстанавливали путь, засыпая воронки, укладывая заново рельсы, подвешивая провода. Объем работ можно было сравнить с прокладкой в мирное время новой железнодорожной линии. И все это в день-два, под вражескими обстрелами и бомбежкой. По данным Наркомата путей сообщения и военного командования, фашистская авиация с июня по декабрь 1941 года в среднем совершала по 33 налета ежесуточно!
На Белорусской железной дороге, например, с 24 июня по 25 августа движение прерывалось 49 раз. По мере приближения врага железнодорожники приступали к эвакуации своего путевого хозяйства. Работу ряда узлов пришлось свернуть прямо в первые дни войны: Осиповичи — с 24 июня; Могилев — с 27 июня, Жлобин — с 1 июля. Всего в советский тыл удалось вывезти 1333 вагона с оборудованием автоматической блокировки, сигнализацией, связью. Всего из Беларуси в советский тыл было эвакуировано 1,5 млн населения, более 17.
Гитлеровцы не менее ожесточенно бомбили не только железные дороги, но и транспортные речные трассы. Большая часть барж в мирное время предназначалась для перевозки навалочных грузов песка, зерна, соли, угля. Их палубные крепления были недостаточно прочны для размещения воинских орудий, танков, грузовых машин, тракторов и станков. Баржи надо было срочно переоборудовать. Команды судов «Бригадир», «Юный ленинец», «Марат» и других перевозили боеприпасы и продовольствие, раненых и мирное население исключительно в ночное время при полном отсутствии звуковых и световых сигналов — на всем длинном пути до Херсона, Запорожья и других мест назначения!
В самом начале военных действий на участках Брест — Пинск, Пинск — Домантово только благодаря личному мужеству судовых команд были погружены и вывезены в советский тыл 11. Настоящее мужество и невероятную находчивость проявили в те дни кадровые речники — капитан судна «Бригадир» В. Мельников, механик Г. Медин; капитан судна «Орел» Т. Викторчик, механик В.
Во время бомбежек транспортные средства то и дело получали серьезные пробоины. Экипаж ценою жизни трех своих товарищей практически на ходу сумел задраить эти отверстия и доставил весь груз в Днепропетровск. А также 60 научно-исследовательских институтов, 20 вузов, 6 театров, 121 отделение Госбанка, 116 районных и центральных сберкасс и 568 млн денежного фонда республики. Размещение на новых базах Эвакуированные предприятия и население размещались в разных уголках Союза — в Поволжье, нечерноземной полосе России, на Урале, в Западной Сибири, в республиках Средней Азии. По неполным данным, на февраль 1942 года в Куйбышевской области проживало 18.
За считаные недели городское население в тылу выросло в разы — численность, например, Казани увеличилась в 1,5 раза, Саратова — в 1,3 раза. Основную массу эвакуированных заселяли в квартиры к местному населению. Общее горе сблизило. Хозяева даже плату за квартиру ее давали по линии райсовета брать отказались. А вернувшись после освобождения, мы еще много лет не теряли связи, и даже их сын приезжал к нам в Витебск в гости…» Бывший начальник пошивочного цеха фабрики «Знамя индустриализации» М.
Фридман также вспоминал: «…На первых порах нас разместили в здании средней школы города Вольска на Волге. Но потом всех устроили на частные квартиры. Выехали мы без ничего — ни обуви, ни одежды теплой, никаких запасов, в чем стояли. Помогали нам все — материально и морально». Ульяновск, 1943 г.
В конце октября в Саратове по инициативе местных жителей развернулось мощное массовое движение «Создадим фонд помощи эвакуированным! В сельской местности эвакуированным выделяли участки земли в личное пользование. Особое внимание было детям. Их вывезли прямо из летних лагерей, санаториев, дачных мест. И они сразу осиротели, потеряв всякую связь с родителями, даже не зная, где они.
В ноябре 1942 года в тыловых районах было размещено 153 детских учреждения из Беларуси с общим числом более 30. ЦК Компартии Беларуси и белорусское правительство в годы войны находились в Москве. Их представители практически не покидали области, где была наибольшая концентрация белорусского населения. Они приезжали с проверками, различными поручениями, контролируя жизнь и условия своего населения. За годы эвакуации в Куйбышевской области побывало с такой инспекцией 17 уполномоченных, в Татарстане — 15, в Саратовской области — 13… Бывший бригадир тракторной бригады совхоза «Путь к социализму» Гомельского района, впоследствии депутат Верховного Совета БССР М.
Мормукова, работавшая в годы войны в Пензенской области, вспоминала: «…Паек выделили скудный — 8 кг хлеба на месяц, 2 куска мыла, соль, спички — и живи как знаешь, ни топлива, ни одежды, ни жилья. Мы, белорусские девчата, трактористки, выехали, в чем стояли — много ли возьмешь с собой в эвакуацию? Работали круглые сутки, часто спали прямо за рулем… И вдруг узнаем, что приехал уполномоченный от нашего белорусского правительства, товарищ Приставка. Созвал он нас, выслушал, все записал, а потом такой нагоняй дал — председателю и сельсовета, и колхоза. И в районе шум поднял.
Сразу к нам отношение изменилось... Многие женщины не имели никакой специальности. А время не ждало, их надо было срочно обучать рабочим профессиям и ставить к станкам. Эта проблема в советском тылу стала одной из ключевых. И решать ее старались быстро и оперативно.
Как и перевод всего народного хозяйства на военный лад. Уже в ноябре 1941-го из 12. В Тамбовской области работали курсы по подготовке медсестер для госпиталей — в три смены, без выходных; в Пензенской и Саратовской областях — по подготовке водителей и связистов; подростки зачислялись в фабрично-заводские и ремесленные училища. Враг приближался к Москве. И вся жизнь советского тыла определялась одним-единственным желанием — остановить фашистов любой ценой.
День и ночь, бесперебойно, круглые сутки советский тыл делал все, чтобы как можно быстрее снабжать свою армию всем необходимым: от танков, боеприпасов, вооружения до обмундирования, продовольствия и медикаментов. Трудящиеся Белоруссии — фронту Из 124 белорусских предприятий, выехавших в советский тыл, 119 были благополучно доставлены по назначению судьба остальных неизвестна, скорее всего, их разбомбили по дороге. Процесс размещения белорусской промышленности проходил в тылу по-разному. Евстигнеева, речицкая фабрика «10 лет Октября» и др. В Белорусском государственном музее истории Великой Отечественной войны в экспозиции, посвященной эвакуации из Беларуси в 1941-м, ярко и достоверно отражена эта трагическая, но богатая на подвиги страница прошлого нашего народа.
Вторая группа — 96 предприятий — размещалась на местных производствах, родственных по специализации, и практически сливалась с ними в одно производство. Если местная база была достаточно развита, то оборудование и кадровый состав прямо с первого дня включались в работу для фронта, параллельно ведя монтаж своего оборудования. Именно так сложилась судьба станкостроительных заводов Беларуси: витебских — им. Кирова в Чкалове, им. Коминтерна в Саратове, им.
Третья группа — 4 предприятия, которые слились с оборудованием родственных заводов из Москвы, Ленинграда и других крупных городов. В этом случае возникало, по сути, совершенно новое оборонное производство. Так, Гомельский станкостроительный завод им. Кирова, прибыв в Челябинск, был слит с оборудованием станкостроительных заводов из Ленинграда и Киева; Могилевский завод авиационного моторостроения, прибыв в Куйбышев, был слит с оборудованием заводов из Днепропетровска и Москвы. Курган Урал в конце августа.
Площадь, на которой надо было разместить 1200 вагонов станков и оборудования, принадлежала местному заводику, производившему сепараторы для молока, и была в 70 раз меньше, чем довоенная площадь белорусского гиганта. Поэтому сразу заводу было выделено дополнительно еще 50 гектаров земли. Разгружали оборудование вручную — станки, инструменты, оснастку, готовую продукцию и прочие материалы… Значительное количество оборудования размещали под открытым небом. Прямо по земле прокладывали кабели и подключали станки. Монтажные бригады П.
Майсака, И. Брозмана и других наскоро сооружали легкие навесы. Работы шли круглые сутки. Люди забывали о нормальном сне, о пище, по 5 — 6 смен не покидая своего места. Инженеры становились бетонщиками, монтажниками, токари и фрезеровщики — землекопами.
К концу октября основные монтажные работы были завершены. В немыслимо сжатые сроки были полностью запущены механический, литейный, кузнечный, деревообрабатывающий цехи, заново построены модельный, обрубочный, транспортный, проложена узкоколейка, оборудована трансформаторная подстанция. В этой титанической работе люди проявляли подлинный героизм. Так, бригада электриков во главе с И.
Об этом «Известиям» рассказали историки по итогам заседания оргкомитета «Победа», на котором Владимир Путин поддержал идею оценить вклад 20 городов в общую победу. Между тем президент РФ во время мероприятия также затронул тему завершившегося голосования по поправкам в Конституцию, поблагодарив россиян за поддержку. В Госдуме уверены, что сейчас граждане должны увидеть результаты своего выбора, а именно изменения законодательства в конкретных сферах. По инициативе индийской стороны состоялась и беседа главы РФ с премьер-министром республики Нарендрой Моди. Затем Владимир Путин в режиме видеоконференции принял участие в заседании оргкомитета «Победа».
Это мероприятие также началось с обсуждения результатов прошедшего голосования. Президент поблагодарил россиян за поддержку и доверие, а также отметил важность поправок в Основной закон, которые совершенствуют политическую систему, закрепляют социальные гарантии и укрепляют территориальную целостность страны. При этом глава государства напомнил, что с момента развала СССР прошло по историческим меркам совсем немного времени, и современная Россия находится в стадии формирования. Нам нужны внутренняя стабильность и время для укрепления страны, всех ее институтов, — считает Владимир Путин. По его словам, в стране еще много нерешенных проблем, а люди зачастую сталкиваются с несправедливостью, черствостью и безразличием. А нам, руководству страны, при этом часто кажется, что мы делаем всё возможное, — продолжил президент.
В результате проведенной коллективизации сельского хозяйства СССР возрос уровень товарного производства сельскохозяйственной продукции. Таким образом, предпринятые советским правительством меры по развитию народного хозяйства позволили выдержать не только нападение на нашу страну крупнейшей на тот момент армии мира, но и тяжелейшие испытания ужасной войны и, в конце концов, обеспечить победу над фашистской Германией и ее союзниками. В силу того, что, во-первых, был нарушен Пакт о взаимном ненападении между Германией и СССР, во-вторых, только с 1 сентября 1939 года введена всеобщая воинская обязанность и по ряду других причин, в первые месяцы войны Красная Армия претерпела неудачи. Летом 1941 года враг оккупировал основные западные районы страны. С момента нападения перед советским правительством встала труднейшая задача срочного перевода всех отраслей народного хозяйства на военные рельсы и обеспечения действующей армии современной военной продукцией в условиях резко снизившихся производственных мощностей. С первых дней войны руководство страны приняло за основу главный военный принцип управления — единоначалие. В самый критичный период существования государства для управления экономикой и армией был сформирован единый орган — Государственный комитет обороны — структура, постоянно державшая в поле зрения все вопросы жизни и деятельности страны, подчинявшая их решению главной задачи — достижению победы над врагом. Избранный председателем Государственного комитета обороны И. Сталин наряду с этим возглавил Народный комиссариат обороны СССР, стал Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами, а с учетом того, что он до начала войны был генеральным секретарем ЦК ВКП б и председателем Совета народных комиссаров СССР, то концентрация власти и ответственности была сосредоточена практически в руках одного человека. Это позволило успешно осуществлять руководство фронтом, тылом, а также внешней политикой. Советское правительство понимало, что победа будет достигнута не только винтовкой солдата, но и наличием материальных ресурсов страны и героическим подвигом тружеников тыла. За время войны Государственным комитетом обороны ГКО было принято почти 10 тысяч постановлений, из которых три четверти касались вопросов функционирования экономики и организации военного производства, то есть тыла страны. Но еще до создания ГКО был принят ряд стратегических решений для принятия мер по отражению агрессии. Так, 24 июня 1941 года при СНК СССР был создан Совет по эвакуации — для руководства эвакуацией населения, учреждений, военных и иных грузов, оборудования предприятий и других ценностей на восток страны — Урал и за его пределы, в районы, недостижимые для врага. Лозунг «Все для фронта — все для Победы! За 1941—1942 годы из прифронтовых районов вглубь страны были эвакуированы более 10 млн человек, свыше 1,5 тыс. Труженики тыла, зачастую на пустом месте, собирали эвакуированное оборудование и незамедлительно приступали к выпуску продукции для фронта, работали, не покладая рук, в условиях голода и холода, на пределе возможностей человека. Масштаб проведенной народом СССР работы сопоставим с подвигами советских солдат в крупнейших операциях Великой Отечественной войны. Военная промышленность страны, достигшая к осени 1942 года значительного развития, не только увеличивала выпуск вооружения и военной техники, но и благодаря неустанному труду советских ученых и конструкторов осваивала выпуск новых средств вооруженной борьбы. Ценой титанических усилий советского народа были решены сложнейшие задачи по увеличению мощностей угольной, металлургической и других видов промышленности, наращивание сырьевой и продовольственной баз на востоке страны. В невиданном объеме и размахе раскрывалось мужество советского народа! Созданная в ходе Великой Отечественной войны советская военная экономика сумела превысить мощь и мобильность фашистской Германии. После войны немецкие военачальники признавали, что одной из главных их ошибок была недооценка возможностей советского народного хозяйства. За эти годы тяжелейших испытаний, имея по сравнению с нацистской Германией в 3 раза меньше металла и в 4 раза меньше угля, труженики советского тыла произвели в 2 раза больше самолетов, почти в 1,5 раза больше снарядов, бомб и мин, чем промышленность третьего рейха. Особо следует отметить огромный вклад в укрепление оборонной мощи страны советских женщин. Миллионам женщин пришлось овладеть профессиями, которые всегда считались исконно мужскими, и не согнуться под тяжестью всех выпавших на них невзгод. Именно они вынесли на своих плечах основные тяготы труда в тылу страны. С 1941 по 1945 год количество женщин, овладевших профессией токаря, увеличилось в 2 раза, слесаря — в 3 раза, водителя — в 8 раз. Даже такой тяжелой мужской профессией, как шахтер, женщины овладели вполне успешно. В Кузбассе в 1941 году при потере Донецкого угольного бассейна шахтерами работали более 40 тысяч женщин, а в самом тяжелом для региона 1942 году — более 60 тысяч. Женщины в тылу Объективности ради необходимо отметить, что некоторую роль в материальном обеспечении издержек страны сыграли союзнические поставки. Эшелон с танками. Курская дуга Главным связующим звеном между экономикой страны и действующей армией был Тыл Вооруженных Сил СССР, являющийся его составной частью, который выполнял задачи по доведению до войск и поддержанию в исправном состоянии вооружения и военной техники, обеспечению продовольствием, боеприпасами, горючим и другими необходимыми для ведения боевых действий материальными средствами. К сожалению, к началу Великой Отечественной войны в Красной Армии не существовало единой централизованной системы тылового обеспечения. Структуры центральных органов управления тылом были подчинены шести различным начальствующим субъектам Народного комиссариата обороны СССР и других ведомств: - Главное автобронетанковое управление непосредственно подчинялось Народному комиссару обороны СССР Маршалу Советского Союза С. Тимошенко; - Главное интендантское управление управления продовольственного, обозно-вещевого снабжения и квартирного довольствия , Санитарное и Ветеринарное управления — первому заместителю Народного комиссара обороны Маршалу Советского Союза С. Буденному; - Управления устройства тыла, военных сообщений, горюче-смазочных материалов, автодорожный отдел — начальнику Генерального штаба Красной Армии генералу армии Г. Кулику; - Главное управление строительства аэродромов и Главное управление шоссейных дорог находились в подчинении Народного комиссариата внутренних дел; - Особый железнодорожный корпус подчинялся Народному комиссариату путей сообщения. Уже первые дни войны выявили неэффективность их работы и неуправляемость разрозненными обеспечивающими структурами, что отразилось как на снабжении войск, так и на эвакуации раненых. Начало войны показало, что разобщенность тыловых служб, отсутствие единого центра проявилось в неуправляемости тыловыми службами стратегического, оперативного и тактического уровня и отсутствии связи. Хрулёва 1 августа 1941 года был издан приказ Народного комиссара обороны СССР об организации Главного управления тыла Красной Армии, управлений тыла фронта и армии и положения об этих управлениях. Он лег в основу формирования централизованной системы управления тыловым обеспечением войск, отвечающей условиям Великой Отечественной войны.