Всеволод Мейерхольд был в течение 10 лет творчески связан с Александринским театром, поставил здесь 19 спектаклей, в том числе легендарный "Маскарад".
Мейерхольд и его театр
Этого никто не отрицал. Но жаль, что это понимал он сам. Его ученик Сергей Эйзенштейн писал: «Счастье тому, кто соприкасался с Мейерхольдом как с магом и волшебником театра. Горе тому, кто зависел от него, как от человека». В 1923 он начал руководить Театром революции, который уже при его жизни стал Государственным Театром имени Мейерхольда. Мейерхольд творил, творил, творил...
Познакомившись с Маяковским, он стал первым постановщиком его пьес. Услышав музыку молодого Шостаковича, он брал его в соавторы. Когда время стало более опасным, он решил уйти в красивый театр, как бы перестать высказываться на злобу дня. Он поставил «Даму с камелиями», но поставил ее по-мейерхольдовски. Сцена была заполнена атрибутами времен парижских импрессионистских салонов, однако не из бутафорских, а подлинных вещей — стильной мебели, канделябров с зажженными свечами, эмалевых ларчиков, женских вееров, мужских тростей, цилиндров и перчаток.
Свечи горели по-настоящему, трости, цилиндры — все это использовалось актерами по максимуму. Но на дворе стоял уже 1934 год. Кроме красоты духовной требовалось соответствовать повестке дня, чего Мейерхольд позволить себе не мог. Его расстреляли. Приемным детям выдали в НКВД два свидетельства о смерти отчима: в первом было написано, что он умер 2 февраля 1940 года в результате сердечной недостаточности, во втором стояла дата смерти 17 марта 1942 года и прочерк вместо причины.
До этого они несколько лет носили в Бутырскую тюрьму передачи с продуктами и только потом узнали от знакомых, что отца давно уже нет в живых. В прессе режиссера называли троцкистом, формалистом, последователем мещанской эстетики… И потом забыли на долгие годы.
Мать будущего режиссёра, Альвина Даниловна урождённая Неезе , в отличие от мужа была возвышенной натурой и привила Карлу, да и другим своим детям, любовь к театру. Она часто дома устраивала театрализованные музыкальные вечера.
Карл Мейерхольд с лёгкой руки матери стал участником Пензенского кружка любителей театрального искусства, где исполнил свою первую значительную роль в театре — играл Репетилова в спектакле «Горе от ума». В 18 лет он там поставил свой первый спектакль, премьера которого совпала с днём смерти его отца. Однако из-за этого печального события премьеру не стали отменять. Театральная юность После окончания мужской гимназии в 1895 году Мейерхольд поступил на юридический факультет Московского университета.
Через год он проявил свой бунтарский характер — отошёл от семейных традиций, приняв православие родители были лютеране , поменяв имя на Всеволода в честь любимого писателя Гаршина, поменяв учебное заведение и женившись на подруге детства актрисе Ольге Мунт. Всеволод Мейерхольд в молодости Толчком к таким кардинальным переменам стала постановка Константина Станиславского «Отелло». Посмотрев неординарный спектакль, Мейерхольд понял, что театр — его призвание и перешёл из университета на актёрский курс театрально-музыкального училища при Московском филармоническом обществе к соратнику Станиславского, режиссёру и драматургу Владимиру Немировичу-Данченко. В 1898 году он, один из 14 избранных выпускников, стал участником труппы только что созданного его педагогами Московского Художественного общедоступного театра.
За два сезона им было сыграно 18 ролей, но слава пришла к Мейерхольду не на актёрском поприще. Режиссура В 1902 году начинающий режиссёр осуществил свои первые постановки. Вместе с группой актёров после ряда разногласий с Немировичем-Данченко он покинул Художественный театр и создал «Товарищество новой драмы» в Херсоне. С актёром Александром Кошеверовым Мейерхольд ставил пьесы того же А.
Чехова, Г. Гауптмана, М. Горького и А. За три сезона было создано порядка 200 спектаклей.
Именно тогда в мейерхольдовских постановках зародился неповторимый «почерк» — ставились акценты не на психологизме как у Станиславского , а на внешней выразительности и пластике. Недавно возникший театр много гастролировал. Но поскольку провинциальные города были неподходящим местом для творческих экспериментов, Мейерхольд уехал в Москву, где Станиславский предложил талантливому ученику совместную работу по созданию филиала МХТ — Театра-студии на Бородинской. В качестве режиссёра в 1905 году Мейерхольд готовил три спектакля, однако им не суждено было выйти, поскольку на генеральных репетициях Станиславский категорически отверг выбранный Мейерхольдом способ построения мизансцен и закрыл студию.
Всеволод Мейерхольд в театре ставит спектакль Новым этапом творческих исканий Мейерхольда было сотрудничество с петербургской актрисой Верой Комиссаржевской. Он стал главным режиссёром её Драматического театра на Офицерской улице и поставил там 13 спектаклей, воплотив, наконец, свои некоторые идеи по созданию зрелищного театра. Его постановка «Балаганчика» А. Блока в 1907 году положила начало так называемого «условного театра», идущего от текста, а не от действия.
Однако и этот спектакль, и постановки по пьесам уже популярных авторов интеллектуальной драмы Г. Ибсена, М.
Эта система Мейерхольда, названная им «биомеханикой», позволяла идти от внешнего к внутреннему.
Здесь он подготовил собственных актёров, которые мечтали и могли сыграть в его спектаклях. Новая экономическая политика НЭП приносит свежее дыхание в искусство. В Москве появляются западные кинофильмы, журналы при этом по всей стране внедряется инструкция жены Ленина Крупской «О пересмотре книжного состава библиотек» - список запрещённой литературы из 200 авторов; советская жизнь всегда шла в нескольких параллельных измерениях.
Кроммелинка, где впервые и с блеском были опробованы методы сценического конструктивизма и «циркизации театра». Невероятные декорации, мельницы, трапеции, вращающиеся двери; актёры без грима, вытворяли бог знает что. Темп был главным фокусом - зал заводился, люди хлопали в такт движению.
В третьем акте появлялось то, что никто ещё никогда не видел: джаз, первый в России джаз - новая, дотоле неведомая музыка, с невероятной свободой импровизации. Нарушения караются в уголовном порядке. Одновременно нарком просвещения выдвигает лозунг: «Назад к Островскому!
Пьесу он разрезал на 33 эпизода, так что она шла в кинематографическом темпе. Названия каждого эпизода загоралось на экране за сценой. Персонажи были представлены по принципу «социальной маски».
Текст дробился взлетами и падениями качелей, «гигантских шагов» под сопровождение гармоники, рояля и хора.
На Украине начал режиссёрскую деятельность, основав Товарищество новой драмы. В Императорских театрах проработал до 1918 года. В том же году вступил в РКП б. Гражданскую войну Мейерхольд пережил на Кавказе и в Крыму.
К 1926 году театр стал государственным. Теоретик и практик театрального гротеска, Мейерхольд создал актёрскую систему, названную им «биомеханика». Дом приобрела его супруга, актриса Зинаида Райх — вторая жена Есенина. Поэт оставил ей средства на воспитание детей Татьяны и Константина Есениных. Для Мейерхольда Райх тоже была второй супругой.
От первого брака с Ольгой Мунт он имел трёх дочерей.
Великий режиссёр с трагической судьбой: 150 лет со дня рождения Всеволода Мейерхольда
Исследование известного советского театроведа ьского посвящено многосторонним контактам выдающегося театрального режиссера ольда с кинематографом. Главным врагом «театра Мейерхольда» была, разумеется, советская цензура, и в спектакле вспоминают знаменитого «Самоубийцу» Мейерхольда-Эрдмана. Медленно и торжественно входит в зал режиссер Всеволод Мейерхольд под руку с женой, актрисой Зинаидой Райх, неторопливо помогает ей снять пальто, бережно перебрасывает его через спинку стула.
Великие зрители на сцене
Telegram: Contact @A_bulvar | 2 февряля – Всеволод МЕЙЕРХОЛЬД Вокруг личности этого режиссера всегда бушевали споры. |
Всеволод Мейерхольд | По задумке Всеволода Мейерхольда в новом театре сцена должна была расположиться в центре зала наподобие греческого амфитеатра. |
Великие зрители на сцене
В двадцатые годы постановки Всеволода Мейерхольда невзлюбил великий театрал и языковед — после чего придворная пресса начала травить Всеволода. Жена Мейерхольда, Зинаида Райх, не выдерживает и пишет письмо Сталину, в котором обвиняет того, что он мало разбирается в театральном искусстве. После этого театр сразу же закрыли. Под катом — страшные подробности смерти Мейерхольда, а также вопрос. Обязательно заходите под кат, пишите в комментариях ваше мнение, ну и в друзья добавляться не забывайте.
С русской классикой Всеволод Эмильевич обходился довольно смело, так, что от самого автора в постановке оставалось очень мало. В мейерхольдовском «Ревизоре» Хлестаков, например, становится авантюристом: сам Николай Васильевич утверждал, что его герой — сиюминутный врун, а не «лгун по ремеслу». Некоторые сцены Мейерхольд выкинул, посчитав, что они «утяжеляют» действие. Актёров в финале заменил на куклы.
Свободно обошёлся он и с «Лесом» Александра Островского. Однако мало кто знал, что режиссёр тщательно отбирал документальные материалы, годами изучал биографию и произведения автора, чтобы представить публике творчески переосмысленную пьесу. Спектакль «Маскарад» по Лермонтову, например, готовился без малого 10 лет. Репетиции, пусть и эпизодически, длились в течение 6 лет. Мы пересмотрели множество картин, гравюр, увражей, осмотрели Публичную библиотеку, Академию наук, Академию художеств, интендантский музей, дворцы», — писал Мейерхольд. Сцена из спектакля «Маскарад». На улицах была слышна стрельба, в разных частях города ежечасно собирались стихийные митинги. А «Маскарад» собрал полный зал, хотя билет в партер стоил больше 20 рублей.
Для сравнения — средняя зарплата рабочего в России составляла на тот момент 37 рублей. Декорации и костюмы обошлись в целое состояние. Кстати, сегодня эти костюмы можно увидеть в Музее русской драмы Александринского театра. В новой, «красной» России Мейерхольд становится одним из главных театральных деятелей. Он поддерживает идею агитационного спектакля, который служит проводником официальной идеологии. Ставит пьесы Маяковского, с которым говорит одними и теми же образами. Постановка «Великодушный рогоносец». Она стала противовесом системе Станиславского.
Всеволод Эмильевич считал, что переживания, которые актёр испытывает на сцене, рано или поздно приведут его к эмоциональному выгоранию.
Орлов , Л. Варпаховский , М. Жаров, Е. Самойлов , С.
Мартинсон , Н. Охлопков , В. Плучек , И. Певцов , И. Пырьев , Б.
Равенских , З. Свердлин , М. Царёв , М. Штраух , С. Эйзенштейн , Н.
Экк , С. Юткевич , В. Пётр Кончаловский. Портрет режиссёра Всеволода Эмильевича Мейерхольда. Государственная Третьяковская галерея, Москва.
Например, в спектакле «Ревизор» обе актрисы играли главные роли: Райх — городничиху, Бабанова — ее дочь. Так вот, во время спектакля Райх исподтишка так щипала свою соперницу, что у той после этого на теле долго оставались синяки. Не менее злопамятен и крут нравом был и сам Мейерхольд этот нрав он явно перенял по наследству от отца. Вот как писал Д. Фернандес: «У Мейерхольда был трудный, властный характер. Его прозвали Доктором Дапертутто Везде — намек на инквизиторскую мелочность, с которой он командовал своей школой. Своим актерам он не оставлял ни малейшей свободы. Конечно, отец, но отец — диктатор и тиран». На людях Мейерхольд и Райх сохраняли видимость семейного благополучия, однако в стенах своего дома в Брюсовом переулке давали волю чувствам. Дочь З.
Райх вспоминает, что дома между супругами шла постоянная война. Скандалы следовали за скандалами, и дети боялись, что все рано или поздно закончится разводом. Однако развода так и не последовало. Хотя все предпосылки для него уже были. Следует отметить и тот факт, что Мейерхольд был гомосексуалистом. По словам близко знавшего его И. Романовича, «круг гомосексуальных связей Мейерхольда был достаточно широк, в него входили многие известные люди. Этот факт интимной жизни Мастера, бесспорно, оказывал огромное влияние на его отношения с Зинаидой Николаевной. В старой России свобода и нетривиальность сексуальной жизни не поощрялись. Возможно, Мейерхольд связывал с большевистским переворотом выход в царство подлинной свободы, в том числе творческой и сексуальной.
Он не мог предположить, что этот переворот принесет еще большую несвободу, закрепощение всех и каждого, что гомосексуализм будет преследоваться как уголовное или даже государственное преступление». Касаясь этой щекотливой темы, отмечу, что Мейерхольд довольно часто увлекался актерами своего театра. Например, известно, что он сильно симпатизировал Михаилу Цареву и, как отмечает Т. Есенина, «Мейерхольд постоянно тащил Царева в дом, на дачу. Не отпускал от себя. Постоянно восхищался им и своей дружбой с ним». Подобные же знаки внимания Мейерхольд оказывал и другим молодым актерам: Евгению Самойлову, Аркадию Райкину. Известен случай, когда еще молодой Аркадий Исаакович пришел на репетицию к Мейерхольду и тихо сидел в глубине зала. Однако режиссер заметил незнакомого молодого человека, познакомился с ним и стал уговаривать его переехать из Ленинграда в Москву, даже предлагал ему квартиру. Между тем в середине 30-х годов над Мейерхольдом начали сгущаться тучи.
И хотя вечеринки, которые устраивались для столичной богемы в их доме в кооперативный дом в Брюсовом переулке они переехали в 1928 году , посещали весьма влиятельные люди в том числе и чекисты , сам хозяин дома понимал, что всерьез рассчитывать на их помощь в случае опасности ему не придется. Речь в ней шла о только что поставленной в Большом театре опере Д. Шостаковича «Леди Макбет Мценского уезда». В статье обличалось «левацкое искусство», которое «вообще отрицает в театре простоту, реализм, понятность образа, естественное звучание слова». Фамилии Мейерхольда в этом списке не было. Чтобы хоть как-то оправдаться перед властью, Мейерхольд пускался во все тяжкие. Он взялся поставить сначала пьесу Л. Сейфулиной «Наташа», действие которой происходило в колхозной деревне. Затем принялся репетировать спектакль «Одна жизнь» по пьесе Е. Габриловича, в основу которой был положен роман Н.
Островского «Как закалялась сталь». Спектакль был представлен пред грозные очи приемной комиссии в ноябре 1937 года. И ни к чему хорошему это не привело. По свидетельству очевидцев, З. Райх настоятельно советовала мужу обратиться лично к Сталину. Однако Мейерхольд колебался, так как с генсеком у него были прохладные отношения у них был всего лишь короткий разговор после спектакля «Рычи, Китай! Он не верил, что эта встреча сможет что-либо изменить в его судьбе. Об этом ему говорил тогда и Б. Пастернак, один из немногих, кто продолжал поддерживать с опальным режиссером дружеские отношения. При этом поэт рассказывал о недостойном поведении А.
Толстого, который сначала смешил Сталина анекдотами, а потом, как бы между делом, просил посодействовать в получении новой дачи. Так встреча Мейерхольда со Сталиным и не состоялась. А вскоре надобность в ней и вовсе отпала. О том, что он сам и его театр обречены на гибель, Мейерхольд знал задолго до января 1938 года. Еще в 1936 году он и З. Однако власти были предусмотрительны и визу выдали лишь взрослым членам семьи. Дети как бы оставались в заложниках. Бегство из страны так и не состоялось. Лишившись театра, Мейерхольд несколько месяцев был предоставлен самому себе. В это время он много читал, чуть ли не каждый день посещал концерты.
Выставка, посвященная режиссеру Всеволоду Мейерхольду, открылась в Камерном театре
Часовой спектакль отчетливо делится на две части: первая посвящена методу Мейерхольда, вторая — его судьбе. Сначала излагается версия происхождения театра, — сценическое искусство появилось как избавление от скуки и тоски. Мейерхольд уверял, что все самые жуткие, самые чудовищные вещи должны быть выражены на сцене в радости — радости творчества. Для режиссера Брука персонаж Мейерхольд в этом сродни драматургу Шекспиру: Каким бы он ни был метафизическим, религиозным, высокопарным, всегда наступает момент смеховой разрядки, часто замешанный на телесных шутках.
И для Мейерхольда, который надеялся, что его театр вновь откроется именно шекспировским «Гамлетом», английский драматург представлялся почти современником: В какие-то эпохи появляются люди, которым до зарезу нужен театр. Их-то я и называю великими зрителями. Они появились в эпоху Шекспира и вытолкнули его из своей толщи.
Еще раз такие зрители появились в России в конце века и сразу после революции. Но в последнем случае они создали вместо драматургов нас, режиссеров, что, может быть, в исторической перспективе одно и то же. Среди современников «великим зрителем» для Мейерхольда был также Гордон Крэг, режиссер, который придумал актеров-марионеток, декорации-ширмы и поразил своим «Гамлетом» Художественный театр и его зрителей.
Мейерхольд сразу признал в нем единомышленника, и его имя не могло не прозвучать в спектакле. Дело в том, что стиль Мейерхольда развился под влиянием как психологического театра Станиславского, так и механистического метода Крэга. Актеры в спектакле Брука разыгрывают как будто простые этюды-упражнения.
То они вживаются в крошечную роль Слуги с единственной репликой и выходом, то мужчина изображает крепко выпившего человека, который пытается отпереть ключом дверь. Казалось бы, мелочь, не стоящая времени и внимания, но послушаем Мейерхольда: Поведение пьяных отличается только тем, что все их куски как бы не закончены. Вот начинается движение и вдруг обрывается.
Или на движение тратится больше усилий, чем нужно. Или меньше. В этом их комизм.
Но он должен быть легким. Чем легче — тем смешнее и изящнее. Я бы проверял вкус актера по тому, как он играет пьяного.
Знаменитая мейерхольдовская биомеханика, возникшая во время работы над «Великодушным рогоносцем», была прежде всего умением располагать свое тело в сценическом пространстве.
Об этом могут говорить специалисты, которые занимаются реконструкцией его работ, изучением его наследия, анализом его идей. Я могу отделаться искренними, но абстрактными словами, о том, что его влияние, наверное, было велико, ну конечно же, это был гениальный режиссер. А предметный разговор о Мейерхольде — все-таки дело теоретиков, критиков и историков театра. Что же касается его биографии, его смерти в заключении — что тут сказать, это трагедия. Если и есть в ней какой-то урок, то разве что для государства. Это один из эпизодов истории о том, как государство умеет гробить свое национальное достояние». Исполняет И. Вторая половина 1920-х годов. Из архива Бахрушинского музея Кирилл Серебренников «Мейерхольд был продолжателем идеи большевизма, этаким Сталиным в театре» «Со мной случилась однажды странная история.
Когда я впервые приехал в Москву, тут же отправился на Ваганьковское кладбище в поисках могилы Мейерхольда. Купил цветочки, нахожу могилу хоть это и символическое по понятным причинам захоронение. Смотрю, ухаживает за могилой пожилая женщина в платке. Приглядываюсь: у нее лицо Мейерхольда. Я прям испугался. А она: «А вы поздравить пришли? Я, естественно, и не подозревал об этом, но сказал, что да, поздравить пришел. Выяснилось в итоге, что эта женщина — его дочь. Странный случай — как встреча с живым Всеволодом Эмильевичем. Самое для меня главное в жизни Мейерхольда — его смерть.
Этот художник своей судьбой связал оси — один и тот же человек работал, страшно представить, в Художественном театре, потом у Комиссаржевской, в Александринке ставил фантастический «Маскарад», в совершенно новой манере. А после того как его страна, страна ярких художников, была стерта в порошок, он тут же поменялся, уже в зрелом возрасте, и не просто поменялся, а стал отчасти идеологом эстетической программы новой власти. И даже такая развитая способность мимикрии, выживаемости, тем не менее не помогла ему в финале. Смена эстетических парадигм более или менее понятна. Как менялись стили, как живописность и декоративность сменились конструктивизмом, Головин сменился Весниными, как Юрьев сменился Гариным — это понять можно. Но то, как великого художника, несчастного старика, который еще недавно был в зените славы, которому театр строили на площади Маяковского, пытали и потом расстреляли… Уж казалось бы — орденоносец, друживший с сильными мира сего, — и все это оказывается тленом, прахом, и через секунду это не великий Мейерхольд, а жалкий избитый в тюрьме резиновой палкой старик, истерзанная плоть, молящая «партию и правительство» о спасении. Это ужасно, страшно и поучительно. Помогает не утонуть в иллюзиях. Это вопрос перемены отношения к человеку, его месту и значению. В дореволюционный период Мейерхольд ставит человека в центр мироздания, и главное для него — персональность: Дон Жуан или Гедда Габлер.
Вокруг человека вращается мир, и все внимание направлено на этого человека, в соответствии с которым выстраивается и этика, и эстетика. А после революции человека больше нет, есть масса, есть спектакль-диспут, есть биомеханика. Мейерхольд проводит осмысленный эксперимент по превращению человека в винтик, в шуруп, в некую часть производства искусства. Огромные толпы людей бегают по сцене, и только в самом конце этого периода, ближе к концу 30-х, появится герой, протагонист: в одном случае это Зинаида Райх, потому что любимая женщина, в другом Ильинский раньше или Гарин — как самодостаточные яркие личности. Но главным героем каждого спектакля все-таки остается масса. В этом смысле Мейерхольд был продолжателем идеи большевизма, этаким Сталиным в театре. Все имени Мейерхольда. Тотальный диктат режиссуры, подчинение режиссеру всего: всей труппы, всего актерского вещества, всей идеологии.
Ростоцкий и др. Сборник - лишь книга воспоминаний, своего рода «свидетельских показаний» сорока девяти современников, соратников и учеников Мейерхольда, людей, близко его знавших, соприкасавшихся с ним в работе и в жизни. Они представляют на суд читателя на суд истории то, что видели, что наблюдали, что знают по личному опыту. Почти все воспоминания, за немногими исключениями, написаны специально для настоящего сборника. Абонемент ул. Правды, 13 Февральский, А. Исследование известного советского театроведа А. Февральского посвящено многосторонним контактам выдающегося театрального режиссера В. Мейерхольда с кинематографом. В книге анализируются роли, сыгранные им в кино, фильмы, поставленные режиссером, его неосуществленные замыслы, высказывания мастера о кино, его педагогическая деятельность. Правды, 13 Ростоцкий, Б. О режиссерском творчестве В. Задача, поставленная автором, - наметить основные исходные позиции в оценке творческого наследия В. Мейерхольда прежде всего как режиссера советского театра. Этим лишь и определялось привлечение материала, связанного с характеристикой тех или иных отдельных постановок. Правды, 13 Гликман, И. В книге И. Гликмана впервые детально рассматриваются деятельность выдающегося режиссера В. Мейерхольда в музыкальном театре, его эстетические взгляды на оперное искусство, на сценографию как важнейший компонент театрального представления. Особое место в книге занимает проблема мейербахольдовской интерпретации соотношения литературного первоисточника и музыки. Книга посвящена постановке оперы Чайковского "Пиковая дама", осуществленной В. Мейерхольдом в 1935 году на сцене Ленинградского Малого оперного театра. Спектакль этот на долгие годы был вычеркнут из истории советского театра.
Всеволод Мейерхольд, настоящее имя Карл Казимир Теодор Майергольд, родился в 1874 году в лютеранской немецкой семье в Пензе. Дома часто устраивали домашние спектакли и музыкальные вечера, в которых участвовали дети. Мейерхольд окончил Пензенскую гимназию и в 1895 году поступил на юридический факультет Московского университета. Он принял православие, изменил фамилию и имя, которое взял в честь любимого писателя Всеволода Гаршина, сменил прусское гражданство на русский паспорт и женился на Ольге Мунт. Но юридический факультет Всеволод Мейерхольд вскоре бросил и поступил сразу на второй курс Театрально-музыкального училища Московского филармонического общества, попал в класс Владимира Немировича-Данченко. Уже со студенческой скамьи он мечтал попробовать себя в режиссуре. В 1898 году создавался будущий Московский художественный театр, и Всеволод Мейерхольд вместе со своими сокурсниками Ольгой Книппер и Иваном Москвиным вступил в его труппу. В 1902 году Мейерхольд покинул Художественный театр, объяснив это желанием создать свою собственную творческую программу, и переехал в Херсон. Он возглавил труппу «Товарищества новой драмы» и за три года поставил около 200 спектаклей. Александр Головин. Портрет В.
Волшебник театра: в Главархиве открылась выставка, посвященная Всеволоду Мейерхольду
Великому режиссеру и реформатору Всеволоду Мейерхольду посвятили весь сезон в Александринском театре. Всеволод Мейерхольд – русский и советский режиссер, актер и педагог, народный артист РСФСР (1923), создатель театральной биомеханики. актриса Мария Бабанова, актеры Эраст Гарин, Игорь Ильинский, Михаил Жаров, Евгений Самойлов, театральные режиссеры Николай Охлопков, Валентин Плучек, Борис Равенских, кинорежиссеры Сергей Эйзенштейн. Советская жизнь Всеволода Эмильевича Мейерхольда Любил музыку, играл на скрипке. Всеволод Эмильевич Мейерхольд – театральный режиссер, однин из первых авангардных режиссеров Советского Союза: экспериментировал с декорациями и актерской техникой, использовал собственные режиссерские приемы и изучал традиции старинных театров.
Расстрелянный театр Мейерхольда. За что пострадал великий режиссер?
PenzaNews - Новости Пенза | Всеволод Эмильевич одним из первых среди театральных деятелей вступил в компартию, ведь большевики поддерживали авангард в искусстве, на который делал ставку Мейерхольд. |
В ГИТИСе прошла Международная научная конференция «Вс. Э. Мейерхольд. Театр будущего» | «Театр покойного Всеволода Мейерхольда, погибшего, как известно, в 1927 году при постановке пушкинского „Бориса Годунова“, когда обрушились трапеции с голыми боярами, выбросил движущуюся разных цветов электрическую вывеску. |
PenzaNews - Новости Пенза
«Воздух» расспросил московских театральных режиссеров, чем наследие Мейерхольда по-прежнему важно для них —. Сегодня, 9 февраля, исполнилось 150 лет со дня рождения советского театрального режиссера, актера и педагога Всеволода Мейерхольда. 2 февраля 1940 года в Москве по приговору Военной коллегии Верховного суда СССР был расстрелян театральный режиссер Всеволод Мейерхольд. Всеволод Мейерхольд был в течение 10 лет творчески связан с Александринским театром, поставил здесь 19 спектаклей, в том числе легендарный "Маскарад". Мейерхольд также руководил Театром Революции (1922-1924), ставил спектакли в Ленинграде, осуществил постановки драм Александра Пушкина на радио (1937). Э. Мейерхольд и П. В. Цетнерович Время работы 16 сентября 1936 19 ноября 1937 На какой стадии прекращена работа прогон готового спектакля для комисс.
Лучший Треплев в истории театра: Главархив рассказал о документах режиссера Всеволода Мейерхольда
В 1919 году театральный режиссер Владимир Немирович-Данченко создал Музыкальную студию Московского художественного театра, получившую в 1926 году имя Музыкального театра имени народного артиста Республики Вл. Театр разместился на улице Большая Дмитровка, 17. Здесь же находилась и Оперная студия-театр под руководством Константина Станиславского. Конкурс проектов на постройку отдельного здания для театра Немировича-Данченко, а также на проведение реконструкции театра для труппы Станиславского был объявлен в 1935 году. Архитектурное состязание выиграл проект архитекторов Георгия Крутикова и В.
Попова, а спустя год на Тверском бульваре было запущено строительство, которое крайне медленно двигалось. Так, к лету 1941 года появились лишь стены. На время Великой Отечественной войны работы на объекте прекратились. В том же 1941 году труппа Немировича-Данченко примкнула к коллективу Станиславского.
Валерий Фокин Фото: Елизавета Трубина «Спектакль будет сделан по подлинному тексту стенограммы отдельных репетиций, воспоминаний режиссёра. Но самое главное — в основу постановки ляжет известное собрание под названием «Чужой театр», которое происходило в 1937 году. Была даже соответствующая статья в газете «Правда». Это собрание, на котором обсуждалась «неправильная» линия мейерхольдовского театра.
После него буквально через несколько месяцев театр был расформирован», — поделился Валерий Фокин. В рамках встречи художественный руководитель Александринки углубился и в трагическую биографию Всеволода Эмильевича Мейерхольда. После того, как театр режиссёра был ликвидирован, Константин Станиславский протянул ему руку помощи и пригласил к себе в Музыкальный театр. Там Всеволод Эмильевич проработал некоторое время, но и так и не сумел воплотить в жизнь свои замыслы — оперы «Дон Жуан» и «Семён Котко».
В 1939 году Мейерхольд приезжает в Ленинград — невероятно важный для него город. Именно здесь сформировались его режиссёрский опыт и мастерство: и в студиях, и, конечно же, в Александринском театре, где было поставлено 19 спектаклей. Среди них такие неоспоримые шедевры, как «Гроза», «Дон Жуан» и «Маскарад». Фото: Елизавета Трубина «Последняя постановка подвела черту ухода одной эпохи и начала другой жизни.
Это знаменательный, феноменальный спектакль. Премьера была в феврале 1917 года, когда на улицах уже стреляли, когда уже не ходили трамваи и премьера была под угрозой», — подчеркнул Валерий Фокин.
Как-то сидели они там в маленьком кабаре. Мейерхольд всегда был превосходно одет. И в Париже, и в Москве. В косоворотке и в фуражке со звездой он ходил давно и совсем недолго.
Мейерхольд это отлично знал. Красивой женщине Зинаиде Райх приходилось с особой тщательностью подбирать туалеты, чтобы соответствовать ему. В частности, на дипприемах. В Москве Мейерхольд вообще был окружен иностранцами. Во времена НЭПа он не был ограничен в своих контактах. Для Запада в это время он был русским режиссером номер 1.
Европейские, американские критики, режиссеры, историки театра ехали и ехали в Москву к Мейерхольду. Как ни странно, в 30-е годы иностранных гостей в театре Мейерхольда было не меньше, чем в прежние времена. Театр сделали официальной приманкой для интуристов. Вечерами квартира Мейерхольда также полна иностранцев. Помимо них временами бывал нарком внутренних дел Генрих Ягода. Если он не приходил, то всегда был кто-то из его сотрудников.
Мейерхольд одевается еще лучше, чем прежде. Костюмы от первых московских портных. Костюмы менял ежедневно. Галстуки английские, шляпы итальянские. Стиль строгий, консервативный. Всё очень красиво и очень целомудренно.
Все любовные сцены крайне сдержанные, но публика в зале каждый вечер плакала. Спектакль шел в разгар страшнейших сталинских репрессий. Мейерхольд, который обычно бежал впереди времени, на сей раз со своим временем абсолютно совпал. Он дал людям возможность свободно плакать в своем театре. Повод для слез за стенами театра был практически у каждого. Жена Мейерхольда Зинаида Райх на сцене в главной роли, своей отличной игрой эти слезы оправдывала.
У нас нет возможности составить собственное представление о том, какой актрисой была Зинаида Райх. Тем не менее, о ее склонности к импровизации мы можем судить. Однажды она высунулась в окно и подозвала милиционера. Протянув к нему руки, она медленно, почти задыхаясь, произнесла: «Я … верю … в учение … Маркса …Энгельса … Ленина … Сталина». Великий режиссер Всеволод Мейерхольд и великий композитор Дмитрий Шостакович были добрыми друзьями. В январе 36-го имена Мейерхольда и Шостаковича оказались рядом в программе гастролей Ленинградского Малого Оперного театра.
Во-первых, потому что впервые в истории большевизма Кремль вышел из границ идеологии и вторгся в сферу самого абстрактного из искусств — в музыку. А во-вторых, идея борьбы с формализмом в искусстве по-сталински гениальна. Определить, ухватить, что такое формализм невозможно. И значит бояться будут все. Все будут под колпаком. Но он сказал, что ничего не может делать.
Мне тоже трудно. Несколько раз ловил себя во время работы на мысли - нет, то будет мейерхольдовщина. После генеральной репетиции спектакль запретили. По сохранившимся воспоминаниям, спектакль абсолютно безнадежен. Ужасы Гражданской войны были представлены на сцене с небывалой откровенностью. Потрясающее впечатление на зрителей генералки произвела немая сцена прохода по авансцене девушки, изнасилованной взводом красноармейцев.
Повторяю, это в спектакле к годовщине революции. После этого театр Мейерхольда был закрыт. С формулировкой: ликвидировать театр, как чуждый советскому искусству. Единственный, кто предложил место безработному Мейерхольду, был Константин Сергеевич Станиславский. Основатель Художественного театра уже десять лет, как был отстранен от работы во МХАТе и руководил оперной студией. И это место — все, что я могу сейчас вам предложить.
Зинаида Райх заказала себе кофточку, расшитую нотными знаками. Станиславский умер в августе 38-го. В июне 39-го Мейерхольд принял участие во Всесоюзной конференции режиссеров. На третий день конференции он был третьим по счету оратором. Я знаю, что это бездарно и плохо. И это убогое и жалкое, называющееся социалистическим реализмом, не имеет ничего общего с искусством.
А театр — это искусство! Охотясь за формализмом, вы уничтожаете искусство! Происходившее на сцене Кагановича не заинтересовало, он вышел из зала. Мейерхольд бросился за ним. Каганович сел в машину и уехал. Мейерхольд бежал за машиной, пока не упал.
Меня здесь били, больного 65-летнего старика: клали на пол лицом вниз, резиновым жгутом били по пяткам и по спине». Это фрагмент из заявления Мейерхольда главе правительства Молотову, которое он написал из Бутырской тюрьмы. Он был арестован в ночь с 19-го на 20-е июня 39-го «Когда я сидел на стуле, той же резиной били по ногам; когда эти места ног были залиты внутренним кровоизлиянием, то по этим красно-сине-желтым кровоподтекам снова били этим жгутом, и боль была такая, что казалось, что на ноги лили крутой кипяток. Я кричал и плакал от боли. Руками меня били по лицу. Это вызвало во мне такой чудовищный страх, что натура моя обнажилась до самых корней.
Смерть легче этого,- сказал себе я. И пустил в ход самооговоры в надежде, что они-то и приведут меня на эшафот. Так и случилось. Коротко это означает расстрел. Этот прокурор не имел высшего юридического образования. Он окончил только начальную школу.
Я лгал, следователь записывал, а некоторые ответы за меня диктовал стенографистке. Прошу вызвать меня к себе. На самом деле, он не был наивным человеком. Он был трезвым, твердым, но безнадежно талантливым человеком, жившим в 30-е годы в Советском Союзе. Такое давалось далеко не всем маршалам, проходившим по сталинским процессам. Кроме того, Мейерхольд твердо знал свое место в истории и в отличие от многих других думал о своем имени после смерти.
Междисциплинарная секция «Археология театра будущего. Утопические проекты авангарда» совместно с Балтийским федеральным университетом им. Канта объединила искусствоведческий, философский, социологический подходы к анализу театрального авангарда модератор: Е.
Кучинов, кандидат философских наук, научный сотрудник Лаборатории философских исследований будущего, Балтийский федеральный университет им. Междисциплинарная секция «Биомеханика, пластические тренинги и практики» совместно с ФИЦ оригинальных и перспективных биомедицинских и фармацевтических технологий включила в себя как мастер-классы ведущих специалистов по театральной биомеханике, так и естественнонаучный анализ биомеханики и психофизиологии взаимодействия актёра со зрителем. Для точного выявления специфики биомеханики актёра были задействованы цифровые технологии компьютерная стабилометрия.
В первый день конференции состоялась презентация первого двухчастного тома документального труда «Мейерхольд Вс.
Травля Мейерхольда
И выставил на роль придумщика чуть ли не первого в прошлом эксцентрика Театра Мейерхольда – Эраста Гарина. После Октябрьской революции Мейерхольд стал одним из активнейших строителей нового советского театра. Всеволод Эмильевич одним из первых среди театральных деятелей вступил в компартию, ведь большевики поддерживали авангард в искусстве, на который делал ставку Мейерхольд. Один из первых театральных режиссеров-авангардистов Советского Союза, рискнувший использовать в сценическом искусстве метод гротеска и создавший новаторскую актерскую систему, именуемую «биомеханика». Через год Мейерхольд вступил в партию, возглавил ТЕО — Театральный отдел Наркомпроса — и фактически стал театральным диктатором-большевиком. Верховный суд СССР посмертно реабилитировал режиссера Всеволода Мейерхольда 60 лет назад, 26 ноября 1955 года.
Великий режиссёр с трагической судьбой: 150 лет со дня рождения Всеволода Мейерхольда
Всеволод Эмильевич Мейерхольд - Театр Левендаль | Юбилей режиссера Всеволода Мейерхольда отметят в феврале 2024 года. Творчество режиссера тесно связано с прославленной Александринкой. |
Как был убит великий советский режиссер Мейерхольд | «Воздух» расспросил московских театральных режиссеров, чем наследие Мейерхольда по-прежнему важно для них —. |
В ГИТИСе прошла Международная научная конференция «Вс. Э. Мейерхольд. Театр будущего» | 9 февраля исполняется 150 лет со дня рождения актера, режиссера, театрального деятеля Всеволода Мейерхольда. |
История Всеволода Мейерхольда: за что расстреляли гениального режиссера | Донбасс Times | Один из первых театральных режиссеров-авангардистов Советского Союза, рискнувший использовать в сценическом искусстве метод гротеска и создавший новаторскую актерскую систему, именуемую «биомеханика». |
Увертюра уничтожения | Таиров называл оппонента театральным хамелеоном, а Мейерхольд презрительно именовал его творчество идейного противника «театральной грамотой для малограмотных». |