Новости в чем причина самоубийства свидригайлова

Хотя мистически она в первую очередь была причиной самоубийства Свидригайлова., что видно из безумной сцены и то, что револьвер, из которого она хотела его застрелить оказался у Свидригайлова и именно из него был сделан роковой выстрел. В чем причины самоубийства Свидригайлова Аркадий Иванович Свидригайлов. Всё это ввергает Свидригайлова в глубокое депрессивное состояние, он раздаёт все свои. Я убежден, что он был причиной смерти Марфы Петровны.

Смерть Свидригайлова (анализ эпизода в романе Достоевского «Преступление и наказание»)

Мошенничает при игре в карты шулер. Услышал разговор Дуни и Раскольникова. Раскольников сказал сестре о том, что он убил старуху. Свидригайлов решил использовать сведения , чтобы склонить Дуню " к любви". Но Дуне удалось не стать его женой, и шантажист больше не обращается к ней.

Почему он застрелился? Точнее прослушал аудиокнигу в исполнении актёра Всеволода Кузнецова. Читать мне особо некогда, и поэтому я слушаю аудиокниги за рулём.

С пользой проводя время, которое никак иначе с пользой не провести. Хочу отметить, что исполнение просто отменное, актёр настолько умело интонирует и меня голоса, что я даже не уверен, что моё воображение могло бы дать такие же яркие и живые эмоции персонажей. Но это так — лирическое отступление. Реклама для тех, кто устал тратить бесцельно время в пробках или слушать радиоведущих, болтающих ни о чём. Очень просто. Она входила в школьную программу, и я был в том возрасте, когда мир сияющий мир эльфов Средиземья Толкина занимал меня гораздо больше, чем мрачный мир петербургского дна Достоевского. Книга показалась мне скучной, я прочитал пятьдесят страниц и решил, что это вздор.

Сейчас книга показалась мне просто изумительной, тонкой, остросюжетной и многогранной. И стало понятно, что это не Достоевский виноват в том, что в своё время я до неё не дорос. Собственно после прочтения книги у меня самый большой вопрос, который у меня остался — самоубиство Свидригайлова.

Я не могу слышать, как оно шумит. Скажите мне: сделай то, и я сделаю! Я все сделаю. Я невозможное сделаю. Чему вы веруете, тому и я буду веровать. Я все, все сделаю! Не смотрите, не смотрите на меня так!

Знаете ли, что вы меня убиваете… Он говорил, что поможет Раскольникову бежать за границу, что спасение брата зависит только от нее, признавался ей в любви, но тут Дуня вскочила и стала кричать, но в доме они были одни. Она отбежала в угол комнаты и стала обвинять Свидригайлова в насилии. Тот с насмешкой отвечал, что ни один здравомыслящий человек не поверит, будто молодая девушка просто так пришла на квартиру к одинокому мужчине. Тогда Дуня вынула из кармана револьвер и взвела курок. Свидригайлов медленно начал приближаться к ней, говоря, что она сама в свое время была к нему неравнодушна. Дуня выстрелила. Пуля скользнула по волосам Свидригайлова и ударилась в стену. Да где это вы револьвер достали? Дуня смотрела на него в каком-то оцепенении, потом снова взвела курок и выстрелила. Он был уже в двух шагах от нее, и страстный взгляд его был полон решимости.

Дуня поняла, что он скорее умрет, чем отпустит ее, приготовилась выстрелить еще раз и … вдруг отбросила револьвер. Свидригайлов подошел и обнял ее за талию. Девушка не сопротивлялась, только глядела умоляющими глазами и просила отпустить. Он спросил, сможет ли она когда -нибудь полюбить его, н, получив отрицательный ответ, вынул из кармана ключ, положил его на стол и велел ей уходить.

И нравственные вопросы, вопросы «человека и гражданина», тут лишние. Однако если нет у нас «вопросов человека и гражданина», то как же мы, с помощью каких критериев определим, хороша ли цель наша?

Остается один критерий — моя личность, освобожденная от «вопросов человека и гражданина», никаких преград не признающая. Но оказывается, есть нечто, что не в состоянии перенести эта «личность без преград», есть то, что пугает и унижает зло, — это явная или тайная над собой насмешка. У героев Достоевского волосы поднимаются дыбом от смеха жертв их, которые приходят к ним во сне и наяву: «Бешенство одолело его: изо всех сил он начал бить старуху по голове, но с каждым ударом топора смех и шепот из спальни раздавались все сильнее и слышнее, а старушонка так вся и колыхалась от хохота. Он бросился бежать…» Раскольников бросился бежать — ничего иного не остается, ибо это — приговор. Поступки Свидригайлова и Раскольникова не только ужасны; где-то в своей глубине они еще и смешны. Свидригайлову снится «кошмар во всю ночь»: он подбирает промокшего голодного ребенка, и ребенок этот засыпает у него в комнате.

Однако сновидец уже не может совершать добрые поступки — даже во сне! И сон демонстрирует ему эту невозможность с убийственной силой. Ресницы спящей блаженным сном девочки «как бы приподнимаются, и из-под них выглядывает лукавый, острый, какой-то недетски подмигивающий глазок… Но вот она уже совсем перестала сдерживаться; это уже смех, явный смех… «А, проклятая! Видение Свидригайлова «страшнее» сна Раскольникова, ибо его искупительная жертва не принимается. Он понимает, что разоблачен, — и смех, раздающийся ему вослед, есть самое ужасное и позорное для него наказание. Как уже говорилось, Свидригайлов в произведении является своеобразным двойником Раскольникова, так как отчасти живет по теории главного героя — относит себя к людям, которым все позволено.

Почему застрелился свидригайлов?

Свидригайлов играет важную роль в романе — через его образ раскрывается теория Раскольникова о допустимости свершения преступлений. Причины суицида Свидригайлова. Проанализируйте сцену самоубийства Свидригайлова. Экзаменационные сочинения > Сочинения по литературе > В чем причины самоубийства Свидригайлова?

2.3. «Последний путь Свидригайлова»

Хотя мистически она в первую очередь была причиной самоубийства Свидригайлова., что видно из безумной сцены и то, что револьвер, из которого она хотела его застрелить оказался у Свидригайлова и именно из него был сделан роковой выстрел. Многие считают, что причиной его самоубийства стало чувство вины за свои поступки. Свидригайлов был свидетелем множества страданий женщин, которых он использовал и бросал. Одна из причин самоубийства Свидригайлова — это скука. Причина самоубийства Свидригайлова, персонажа из романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание», может быть объяснена несколькими факторами: 1. Внутренние конфликты и моральное расстройство: Свидригайлов страдает от внутренних противоречий и. На мой взгляд, самоубийство Свидригайлова в какой-то мере связано с отказом девушки, к которой он испытывал огромную, неудержимую страсть.

Достоевский. Свидригайлов

А вы их побоку: зачем они вам теперь-то? Хе, хе! Затем, что все еще гражданин и человек? А коли так, так и соваться не надо было; нечего не за свое дело браться». Так Свидригайлов еще раз, по-своему, грубо и резко выговаривает то, что, в сущности, давно уже стало ясно самому Раскольникову — «не преступил он, на этой стороне остался», а все потому, что «гражданин» и «человек». Свидригайлов же преступил, человека и гражданина в себе задушил, все человеческое и гражданское побоку пустил прахом. Отсюда — тот равнодушный цинизм, та обнаженная откровенность, а главное, та точность, с которыми формулирует Свидригайлов самую суть раскольниковской идеи. Свидригайлов признает эту идею и своей: «Тут… своего рода теория, то же самое дело, по которому я нахожу, например, что единичное злодейство позволительно, если главная цель хороша». Просто и ясно. И нравственные вопросы, вопросы «человека и гражданина», тут лишние. Однако если нет у нас «вопросов человека и гражданина», то как же мы, с помощью каких критериев определим, хороша ли цель наша?

Остается один критерий — моя личность, освобожденная от «вопросов человека и гражданина», никаких преград не признающая. Но оказывается, есть нечто, что не в состоянии перенести эта «личность без преград», есть то, что пугает и унижает зло, — это явная или тайная над собой насмешка. У героев Достоевского волосы поднимаются дыбом от смеха жертв их, которые приходят к ним во сне и наяву: «Бешенство одолело его: изо всех сил он начал бить старуху по голове, но с каждым ударом топора смех и шепот из спальни раздавались все сильнее и слышнее, а старушонка так вся и колыхалась от хохота.

И тем не менее тянет к нему Раскольникова, как бы ищет он чего-то у Свидригайлова, объяснения, откровения какого-то. Это и понятно. Свидригайлов — двойник Раскольникова, его оборотная сторона. К нему идет Раскольников накануне той роковой ночи разгула и борьбы стихий — на небе, на земле, в душах героев Достоевского, — ночи, проведенной Свидригайловым перед самоубийством в грязной гостинице на Большом проспекте, а Раскольниковым — над притягивавшими, звавшими его черными водами каналов. Свидригайлов совершенно спокойно и хладнокровно принимает преступление Раскольникова. Он не видит здесь никакой трагедии. Беспокойного, тоскующего, измученного своим преступлением Раскольникова, он, так сказать, подбадривает, успокаивает, на «путь истинный» направляет. И тогда-то обнаруживается самое глубокое различие этих двух «частных случаев» и в то же время истинный, сокровенный смысл раскольниковской идеи. Свидригайлова удивляют трагические метания и вопросы Раскольникова, совершенно лишняя и просто глупая в его положении «шиллеровщина»: «Понимаю, какие у вас вопросы в ходу: нравственности, что ли? Вопросы гражданина и человека? А вы их побоку: зачем они вам теперь-то? Хе, хе! Затем, что все еще гражданин и человек? А коли так, так и соваться не надо было; нечего не за свое дело браться».

Он был отвержен и отвергался, что привело к его психологической изоляции и ощущению одиночества. Бессонница и психические расстройства Постоянные бессонные ночи и психические расстройства стали неотъемлемой частью жизни Свидригайлова. Он мучился от кошмаров и тревожных мыслей, что привело к ухудшению его психического состояния. Отсутствие истинной любви Свидригайлов никогда не испытал истинной любви и не смог найти спутницу жизни, которая была бы способна понять и простить его грехи. Это лишило его возможности испытать настоящее счастье и стабильность в отношениях. Потеря смысла жизни В поисках смысла жизни, Свидригайлов сталкивался с постоянным чувством бесполезности и отчаяния. Он не нашел цели, которая могла бы дать ему мотивацию и радость, и это привело к его самоубийству.

Бессонница и психические расстройства Постоянные бессонные ночи и психические расстройства стали неотъемлемой частью жизни Свидригайлова. Он мучился от кошмаров и тревожных мыслей, что привело к ухудшению его психического состояния. Отсутствие истинной любви Свидригайлов никогда не испытал истинной любви и не смог найти спутницу жизни, которая была бы способна понять и простить его грехи. Это лишило его возможности испытать настоящее счастье и стабильность в отношениях. Потеря смысла жизни В поисках смысла жизни, Свидригайлов сталкивался с постоянным чувством бесполезности и отчаяния. Он не нашел цели, которая могла бы дать ему мотивацию и радость, и это привело к его самоубийству. Социальное и экономическое неравенство Свидригайлов был богатым и влиятельным человеком, что позволяло ему пренебрегать законами и уклоняться от наказания.

В чем причины самоубийства Свидригайлова? (по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»)

И приходится Аркадию Ивановичу искать всевозможные развлечения. Даже его влечение-к сестре Раскольни-кова Авдотье Романовне — не что иное, как проявление грубой страсти, разожженной недоступностью девушки. Но все эти попытки преодолеть скуку ни к чему не привели. Неразличимость добра и зла придает миру особенную серость, в которой даже дышать тяжело. И Свидригайлов устает от вечного бессмысленного круговорота. Автор, по словам исследователя, исследует не четко очерченный образ героя, а последний итог его сознания и самосознания, «последнее слово героя о себе самом и о своем мире». Исходя из этого утверждения, можно сказать, что Свидригайлов отрицает как себя, так и свой мир, приведший к возникновению и развитию столь циничного персонажа, для которого не существует ничего святого.

Можно также предположить, что одной из причин стало понимание Свидригайлова, что Раскольникова он не сможет подтолкнуть к собственному пути цинизма и отрицания, преодолев тем самым свое одиночество. Это ощущается на страницах романа. Возможно также, душа Свидригайлова настолько погрязла в цинизме и грязи, что он не увидел в себе способности раскаяться. Если Раскольников в итоге сумел раскаяться и пошел по пути искупления своей вины, исправления своих ошибок, то Аркадий Свидригайлов уже не может поступить так. В его душе не осталось ничего светлого и святого. И единственным выходом из замкнутого круга: нежелание продолжать такое существование и неспособность к раскаянию — стало самоубийство.

По сути, все причины самоубийства Свидригайлова сводятся к одной — отрицанию себя и своей жизни. Достоевский показал всю бессмысленность такого существования, заведомую гибельность жизненного пути, лишенного опоры на нравственный общечеловеческий закон. Более новые статьи: Теория Раскольникова по роману Достоевского «Преступление и наказание» —.

Ему остается только мировая скука и пошлость. Свидригайлов развлекался как мог, пытаясь одолеть эту скуку. Неразличимость добра и зла порождает дурную бесконечность, обессмысливает жизнь. И тем не менее тянет к нему Раскольникова, как бы ищет он чего-то у Свидригайлова, объяснения, откровения какого-то. Это и понятно.

Свидригайлов — двойник Раскольникова, его оборотная сторона. К нему идет Раскольников накануне той роковой ночи разгула и борьбы стихий — на небе, на земле, в душах героев Достоевского, — ночи, проведенной Свидригайловым перед самоубийством в грязной гостинице на Большом проспекте, а Раскольниковым — над притягивавшими, звавшими его черными водами каналов. Свидригайлов совершенно спокойно и хладнокровно принимает преступление Раскольникова. Он не видит здесь никакой трагедии. Беспокойного, тоскующего, измученного своим преступлением Раскольникова, он, так сказать, подбадривает, успокаивает, на «путь истинный» направляет. И тогда-то обнаруживается самое глубокое различие этих двух «частных случаев» и в то же время истинный, сокровенный смысл раскольниковской идеи. Свидригайлова удивляют трагические метания и вопросы Раскольникова, совершенно лишняя и просто глупая в его положении «шиллеровщина»: «Понимаю, какие у вас вопросы в ходу: нравственности, что ли? Вопросы гражданина и человека?

А вы их побоку: зачем они вам теперь-то? Хе, хе!

Затем, что все еще гражданин и человек? А коли так, так и соваться не надо было; нечего не за свое дело браться».

Так Свидригайлов еще раз, по-своему, грубо и резко выговаривает то, что, в сущности, давно уже стало ясно самому Раскольникову — «не преступил он, на этой стороне остался», а все потому, что «гражданин» и «человек». Свидригайлов же преступил, человека и гражданина в себе задушил, все человеческое и гражданское побоку пустил прахом. Отсюда — тот равнодушный цинизм, та обнаженная откровенность, а главное, та точность, с которыми формулирует Свидригайлов самую суть раскольниковской идеи. Свидригайлов признает эту идею и своей: «Тут… своего рода теория, то же самое дело, по которому я нахожу, например, что единичное злодейство позволительно, если главная цель хороша».

Просто и ясно. И нравственные вопросы, вопросы «человека и гражданина», тут лишние. Однако если нет у нас «вопросов человека и гражданина», то как же мы, с помощью каких критериев определим, хороша ли цель наша? Остается один критерий — моя личность, освобожденная от «вопросов человека и гражданина», никаких преград не признающая.

Но оказывается, есть нечто, что не в состоянии перенести эта «личность без преград», есть то, что пугает и унижает зло, — это явная или тайная над собой насмешка. У героев Достоевского волосы поднимаются дыбом от смеха жертв их, которые приходят к ним во сне и наяву: «Бешенство одолело его: изо всех сил он начал бить старуху по голове, но с каждым ударом топора смех и шепот из спальни раздавались все сильнее и слышнее, а старушонка так вся и колыхалась от хохота. Он бросился бежать…» Раскольников бросился бежать — ничего иного не остается, ибо это — приговор. Поступки Свидригайлова и Раскольникова не только ужасны; где-то в своей глубине они еще и смешны.

И в их числе Свидригайлов. Аркадий Иванович Свидригайлов — один из центральных героев романа. Широкое лицо его было довольно приятно, и цвет лица был свежий, не петербургский. Волосы его, очень еще густые, были совсем белокурые. Глаза его были голубые и смотрели холодно, пристально и вдумчиво; губы алые». По мнению Раскольникова, лицо Свидригайлова было похоже на маску. Собственно, это и есть маска — маска, которую носит прожженный циник, неудовлетворенный своей жизнью как во внешних, так и в духовных ее проявлениях. На совести Свидригайлова страшные преступления: по его вине закончили жизнь самоубийством слуга Филипп и четырнадцатилетняя девочка, оскорбленная им. Свидригайлов уже давно перешагнул черту, отделяющую добро и зло. На первый взгляд кажется, что он не испытывает сомнений — смирился со своим «злодейским» существованием и даже находит в нем прелести.

Свидригайлов тревожит Раскольникова, последний чувствует над собой власть загадочного человека, свободного от нравственных законов. Казалось бы, такой неординарный герой не должен убивать себя. Но — Свидригайлов покончил с жизнью.

что привило свидригайлова к самоубийству?

На его совести доведённый до самоубийства насмешками и придирками слуга (по версии Лужина, умерший от побоев), глухонемая четырнадцатилетняя девочка, повесившаяся из-за Свидригайлова, грязные преследования Дуни Раскольниковой, смерть Марфы Петровны. Свидригайлов отвечал, что по теории Родиона Романовича единичное злодейство позволительно, если главная цель хороша. Тегикак звали свидригайлова в преступлении и наказании, как умирает свидригайлов преступление и наказание, что сделал свидригайлов, как вы относитесь к свидригайлову и почему, как умер аркадий свидригайлов преступление и наказание.

Почему свидригайлов застрелился: 10 причин и последствий

На растерянное замечание Сони, как же это он в такой ливень уезжает, Свидригайлов усмехнулся и сказал, что тем, кто собирается в Америку, дождя бояться уже не следует. Затем он вышел, оставив Соню в изумлении, испуге и каком-то неясном тяжком подозрении. Часу в двенадцатом он сделал еще один визит: поехал на квартиру родителей своей невесты, сообщил им, что на время должен отбыть из Петербурга по важным обстоятельствам, и подарил пятнадцать тысяч серебром. Невесте он сказал, что скоро приедет, потрепал ее по щечке, поцеловал и ушел.

Свидригайлов отправился на Петербургскую сторону, снял номер в какой-то захудалой гостинице, спросил чаю и холодной телятины, зажег свечу и осмотрелся. Комнатушка была очень маленькая, с грязной постелью, обшарпанными обоями, на которых уже не видно было рисунка. Принесли заказанное.

Он выпил стакан чаю, чтобы согреться, но съесть не смог ни кусочка. Сняв пальто, Свидригайлов завернулся в одеяло и лег в постель. Не спалось.

Оказалось, это мышь. С отвращением он стал ловить ее и — проснулся. Было ещё темно.

Свидригайлов сел на кровати, решил совсем не спать, но опять впал в полудрему. Ему представилась красивая зала, посреди которой стоял гроб с девочкой, и все усыпано было цветами. Эта четырнадцатилетняя девочка утопилась, не вынеся оскорбления и незаслуженного стыда.

На ее мокрые волосы надели венок из роз. На губах ее застыла улыбка, полная какой-та недетской беспредельной скорби и великой жалобы … Свидригайлов очнулся, встал с постели. Отворив окно, он услышал пушечный выстрел — сигнал о наводнении.

Часы пробили три. Скоро светает. Самое время … Он взял свечу и пошел искать коридорного, чтобы расплатиться и уйти из гостиницы.

В темном углу коридора он вдруг заметил девочку лет пяти, в мокром платье, плачущую и дрожащую. Девочка сказала, что разбила мамину чашку и спряталась, потому что боится наказания. Он взял ее на руки, раздел, положил на кровать и накрыл одеялом.

Она тотчас заснула, а Свидригайлов досадовал на себя, что связался с ней, ведь ему пора уходить. Через некоторое время он заглянул ей в лицо и увидел, что она совсем не спит, а лукаво, как-то не по-детски подмигивает ему из-под полуопущенных ресниц. Вот она совсем перестала притворяться и начала смеяться, а глаза смотрели на него огненным бесстыдным взглядом.

Девочка потянулась к нему, и Свидригайлов уже занес было руку … И опять проснулся, обнаружив себя на постели, под одеялом. Совершенно разбитый, он встал, оделся и вышел из комнаты. Над городом лежал туман.

Свидригайлов долго брел по улицам, наконец остановился рядом с пожарной частью. Достоевский, стоявший на эшафоте в ожидании выстрела, испытавший унижения и лишения тюремной жизни, страдавший эпилепсией, создал очень сложный литературный мир. Двойственность душ героев его произведений доведена до крайности.

В них одновременно сосуществуют… В центре каждого литературного произведения стоит человек с его сложным внутренним миром. Каждый писатель — по сути, психолог, задача которого раскрыть душу человека, понять мотивы поступков героя. Литературный персонаж — это как бы макет, на котором изучаются… Ф.

Достоевский — величайший русский писатель, непревзойденный художник-реалист, анатом человеческой души, страстный поборник идей гуманизма и справедливости. Его романы отличаются пристальным интересом к интеллектуальной жизни героев, раскрытием сложного… В центре внимания автора страшная действительность России 19 века — нищета, бесправие, морально-разлагающаяся личность, задыхающаяся от собственного бессилия, в результате чего бунтующая с несправедливой средой. И вот Раскольников бросает вызов действительности… Читайте также: Особенности русской литературы первой половины 19 века.

Достоевского-это «психологический отчёт одного преступления»,преступления,которое совершил бедный студент Радион Раскольников,убивший старухупроцентщицу. Однако в романе речь идёт о необычном уголовном преступлении. Это, если так… Как океан, объемист шар земной, Земная жизнь кругом объята снами… И бездна нам обнажена С своими страхами и мглами:..

Тютчев Есть в нашей жизни время, когда мы не принадлежим себе, когда нами играют таинственные и непостижимые силы, порожденные… Аркадий Иванович Свидригайлов — один из центральных героев романа. Раскольников заметил, что его лицо похоже на маску и в нем есть что-то чрезвычайно неприятное. Свидригайлов — дворянин.

Служил два года в кавалерии. Потом, по его словам, «шлялся» в Петербурге. Был шулером.

Женившись на Марфе Петровне, которая выкупила его из тюрьмы, семь лет жил в деревне. На его совести ряд тяжких преступлений: самоубийство слуги Филиппа и четырнадцатилетней оскорбленной им девочки, возможно, и отравление жены. В отличие от Раскольникова, Свидригайлов уже не испытывает сомнений.

Он свободен, нравственный закон уже не властен над ним, но это не приносит ему радости. Ему остается только мировая скука и пошлость. Свидригайлов развлекался как мог, пытаясь одолеть эту скуку.

Неразличимость добра и зла порождает дурную бесконечность, обессмысливает жизнь. И тем не менее тянет к нему Раскольникова, как бы ищет он чего-то у Свидригайлова, объяснения, откровения какого-то. Это и понятно.

Свидригайлов — двойник Раскольникова, его оборотная сторона. К нему идет Раскольников накануне той роковой ночи разгула и борьбы стихий — на небе, на земле, в душах героев Достоевского, — ночи, проведенной Свидригайловым перед самоубийством в грязной гостинице на Большом проспекте, а Раскольниковым — над притягивавшими, звавшими его черными водами каналов. Свидригайлов совершенно спокойно и хладнокровно принимает преступление Раскольникова.

Он не видит здесь никакой трагедии. Беспокойного, тоскующего, измученного своим преступлением Раскольникова, он, так сказать, подбадривает, успокаивает, на «путь истинный» направляет. И тогда-то обнаруживается самое глубокое различие этих двух «частных случаев» и в то же время истинный, сокровенный смысл раскольниковской идеи.

Свидригайлова удивляют трагические метания и вопросы Раскольникова, совершенно лишняя и просто глупая в его положении «шиллеровщина»: «Понимаю, какие у вас вопросы в ходу: нравственности, что ли? Вопросы гражданина и человека? А вы их побоку: зачем они вам теперь-то?

Хе, хе!

Вечер был душный, к десяти часам надвинулись тучи И началась гроза. Лил дождь, сверкали молнии, гремел гром. Весь промокший. Свидригайлов вернулся домой, хотел переодеться, но передумал, засунул в карман все свои деньги, взял шляпу и зашел к Соне.

Ей он сказал, что, вероятно, уедет в Америку и хочет проститься. Деньги ей понадобятся, особенно если Родиона Романовича осудят на каторгу и она пойдет за ним. На растерянное замечание Сони, как же это он в такой ливень уезжает, Свидригайлов усмехнулся и сказал, что тем, кто собирается в Америку, дождя бояться уже не следует. Затем он вышел, оставив Соню в изумлении, испуге и каком-то неясном тяжком подозрении. Часу в двенадцатом он сделал еще один визит: поехал на квартиру родителей своей невесты, сообщил им, что на время должен отбыть из Петербурга по важным обстоятельствам, и подарил пятнадцать тысяч серебром.

Невесте он сказал, что скоро приедет, потрепал ее по щечке, поцеловал и ушел. Свидригайлов отправился на Петербургскую сторону, снял номер в какой-то захудалой гостинице, спросил чаю и холодной телятины, зажег свечу и осмотрелся. Комнатушка была очень маленькая, с грязной постелью, обшарпанными обоями, на которых уже не видно было рисунка. Принесли заказанное. Он выпил стакан чаю, чтобы согреться, но съесть не смог ни кусочка.

Сняв пальто, Свидригайлов завернулся в одеяло и лег в постель. Не спалось. Оказалось, это мышь. С отвращением он стал ловить ее и — проснулся. Было ещё темно.

Свидригайлов сел на кровати, решил совсем не спать, но опять впал в полудрему. Ему представилась красивая зала, посреди которой стоял гроб с девочкой, и все усыпано было цветами. Эта четырнадцатилетняя девочка утопилась, не вынеся оскорбления и незаслуженного стыда. На ее мокрые волосы надели венок из роз. На губах ее застыла улыбка, полная какой-та недетской беспредельной скорби и великой жалобы … Свидригайлов очнулся, встал с постели.

Отворив окно, он услышал пушечный выстрел — сигнал о наводнении. Часы пробили три. Скоро светает. Самое время … Он взял свечу и пошел искать коридорного, чтобы расплатиться и уйти из гостиницы. В темном углу коридора он вдруг заметил девочку лет пяти, в мокром платье, плачущую и дрожащую.

Девочка сказала, что разбила мамину чашку и спряталась, потому что боится наказания. Он взял ее на руки, раздел, положил на кровать и накрыл одеялом. Она тотчас заснула, а Свидригайлов досадовал на себя, что связался с ней, ведь ему пора уходить. Через некоторое время он заглянул ей в лицо и увидел, что она совсем не спит, а лукаво, как-то не по-детски подмигивает ему из-под полуопущенных ресниц. Вот она совсем перестала притворяться и начала смеяться, а глаза смотрели на него огненным бесстыдным взглядом.

Девочка потянулась к нему, и Свидригайлов уже занес было руку … И опять проснулся, обнаружив себя на постели, под одеялом. Совершенно разбитый, он встал, оделся и вышел из комнаты. Над городом лежал туман. Свидригайлов долго брел по улицам, наконец остановился рядом с пожарной частью. По сути, все причины самоубийства Свидригайлова сводятся к одной — отрицанию себя и своей жизни.

О его злодействах ходит много слухов, он становится источником всевозможных несчастий для окружающих: из-за него преследовали Дуню, его обвиняют в смерти Марфы Петровны. Свидригайлов вызывает страх и отвращение у многих людей. Дуня говорит о нем «чуть не с содроганием»: «Это ужасный человек. Ужаснее я ничего и представить не могу... Даже внешний облик Свидригайлова, его манера держаться и времяпрепровождение «демоничны»: лицо - «странное», «похожее как бы на маску»; ему присущи «фиглярство», загадочность поведения, шулерство, пристрастие к «клоакам».

Но под маской «демонической» личности скрывается человек, когда-то наделенный душой и имевший потенциал к развитию. Мы видим, что Свидригайлов не может освободиться от простых и естественных человеческих чувств: он боится смерти «Боюсь смерти и не люблю, когда говорят о ней» , способен испытывать жалость и даже любовь «Он вспомнил, как ему в то мгновение точно жалко стало ее, как бы сердце сдавило ему... Не исключено даже, что любовь Свидригайлова к Дунечке могла бы способствовать его нравственному возрождению, если бы была разделенной. Больше того, этот герой даже испытывает что-то вроде угрызений совести: ему являются призраки из его прошлой жизни и снятся кошмары. Однако Свидригайлов не верит в возможность нравственного возрождения преступника, в то, что человек способен остановиться и возродиться, подобно библейскому Лазарю.

Недаром незадолго до смерти Свидригайлов думает о Раскольникове: «Много на себе перетащил. Большою шельмой может быть со временем, когда вздор повыскочит, а теперь слишком уж жить ему хочется!

Отсюда все сюжетные сближения событий жизни Раскольникова с событиями жизни Свидригайлова. Но не только Раскольникова. Исповедь Мармеладова тоже воспроизводит обстоятельства жизни Свидригайлова с точностью до наоборот. Трагедия Семёна Захаровича во многом объясняется отсутствием если не любви, то хотя бы внимания, признательности и искреннего сострадания к нему со стороны Катерины Ивановны — он-то её взял за себя, когда ей пойти было некуда… Его пьяный срыв — своего рода бунт против того, что признательность и уважение к нему жены должны иметь материальное подтверждение. В аналогичной ситуации Мармеладов и Свидригайлов меняются местами: Марфа Петровна снизошла к Аркадию Ивановичу из жалости, но и по меркантильному расчёту тоже, недаром она хранит заёмные векселя. Раскольников и Свидригайлов — в равной степени причина Дунечкиных бед: оба они предмет приложения её неутолённого желания спасти погибающего человека.

И если Раскольников, не принимая её жертвы, обрекает на роль жертвы себя, то и Свидригайлов готов на всё, чтобы расстроить свадьбу Дуни и Лужина. Неизвестные обстоятельства гибели Марфы Петровны делают вину Свидригайлова недоказуемой как недоказуема вина Раскольникова отсутствием прямых улик. Это ровным счётом ничего не значит: он хотел её смерти и наверняка не раз убивал в мыслях, как сотни раз убивал старуху Раскольников, обдумывая преступление. Вряд ли только извращённое сладострастие, учитывая, что девочке он чем-то нравится и что он пытается спасти её от матери, толкающей дочку на разврат, подобно Катерине Ивановне, обрекающей на разврат падчерицу. Оба признаются в своих преступлениях тем единственным, в ком жаждут найти надежду на спасение, причём это происходит в смежных комнатах… Неважно, из идейных ли соображений или полного инфантилизма по отношению к любым идеям, Раскольников и Свидригайлов одинаково предают себя, и противоположность их устремлений становится в романе символом сил, разрывающих и обрекающих Россию на трагедию в XX веке: полного паралича воли во имя утробной сытости, когда из всех демократических принципов выбирается лишь оправдание права быть скотом путь Свидригайлова , и разрушительного нигилизма в восстановлении прав уязвлённой личности через насилие всему, что эту утробность порождает путь Раскольникова. При этом свидригайловщина более опасна. Это путь в никуда, к полной аннигиляции. Потому что не просветлённая нравственным духом плоть обречена тлению, а созидающее и просветляющее нравственное начало, благодаря которому развивается любая нация, в свидригайловых вытравлено глумлением, цинизмом и сомнением до такой степени, что возрождению не подлежит.

По-своему он Дон Кихот наоборот: тот действует бездумно и тем зачастую умножает зло по неведению; Свидригайлов же отказывается от добра по убеждению. Цинизм же, собственно, — это пессимизм, основанный на знании реалий жизни, доведённый до предела. Свидригайлов, в отличие от Раскольникова, в доказательствах и оправданиях не нуждается, потому что сумел подавить чувственные порывы, толкающие людей на бесполезные и наивные с позиции логики поступки, в которых человечность как неистребимая тяга к добру и проявляется. Гордыня — грех, но без гордости нет человека. Трудно возлюбить ближнего, как самого себя, приглядевшись к этому ближнему. И как решить, кто нам ближний, а кто дальний? Что значит как самого себя, если честность и порядочность определяются прежде всего критическим отношением к себе? С точки зрения циника сомнительна даже жертва Христа, позволившего себя распять за людей, не достойных спасения, потому что их попустительством и при их участии Он и был распят.

И пользуются! Ведь пользуются же! И привыкли. Поплакали и привыкли. Ко всему-то подлец человек привыкает! Для циника Распятие — всего лишь подтверждение права Христа выступить в качестве Судьи карающего во Втором Пришествии, потому что экзамена любовью люди не выдержали. А коли так, то прав Великий инквизитор: бунт Ивана Карамазова неизбежен, а цинизм Свидригайлова становится мудрым прозрением истины, хоть и вывернутой наизнанку… Сомнение порождает неверие и требует замены Христа кем-то другим… тем вернее, чем сомнение это осознанней и отчаянней, потому что, доведённое до предела, оно становится вызовом Христу. Но именно сомнение в Высшем Идеале лежит в основе всех материалистических в том числе и социальных теорий, которые уравнивают человека с животным, а идеальный социум уподобляют муравейнику, предполагая неизбежную конечность человечества как любого биологического вида динозавров, например , потому что главной силой прогресса объявляется видовая и внутривидовая конкуренция, когда вырождение материи подменяется представлением о её перерождении, переходе количества в новое качество.

При этом игнорируется, что переход в новое качество происходит скачкообразно, вдруг, а это если не доказывает, то, по крайней мере, предполагает наличие некой надматериальной силы… Если законы эволюции неотвратимы, то и неизбежную гибель человечества можно воспринимать по-свидригайловски. Вымерли динозавры, зато дали начало птицам!

В чем причины самоубийства Свидригайлова? (по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»)

А Свидригайлову, несмотря на боязнь смерти, жить уже не хочется. Он отчаялся, разочаровался в жизни, потерял смысл существования. Познав все бездны тьмы, он подошел к тупику, выход из которого только один — смерть. Именно поэтому этот герой совершает самоубийство, не веря в возможность, да и не желая возродиться. И совсем неслучайно Достоевский в романе «сводит» Раскольникова и Свидригайлова. Писатель стремится показать, к чему может привести мысль главного героя о возможности преступить нравственную черту. На примере Аркадия Ивановича мы видим, что подобная теория может полностью искалечить человека, лишить его смысла жизни и веры в будущее, уничтожить духовно и физически. И, учитывая этот посыл, можно сказать, что роман Достоевского «Преступление и наказание» чрезвычайно актуален и для современного читателя.

Сегодняшняя жизнь предлагает множество искушений, манящих ощущением собственного превосходства, всесилия, исключительности. Мало кто думает о том, что взамен нужно отдать самое дорогое — свою душу, что нужно преступить ту пресловутую нравственную черту, которая становится лейтмотивом всего произведения Достоевского. И в этом смысле путь, на который становится Раскольников в финале, должен помочь современному читателю найти свою правильную дорогу, ведущую к самосовершенствованию, а не разрушению.

Свидригайлов — дворянин. Служил два года в кавалерии. Потом, по его словам, «шлялся» в Петербурге. Был шулером. Женившись на Марфе Петровне, которая выкупила его из тюрьмы, семь лет жил в деревне. На его совести ряд тяжких преступлений: самоубийство слуги Филиппа и четырнадцатилетней оскорбленной им девочки, возможно, и отравление жены. В отличие от Раскольникова, Свидригайлов уже не испытывает сомнений. Он свободен, нравственный закон уже не властен над ним, но это не приносит ему радости. Ему остается только мировая скука и пошлость. Свидригайлов развлекался как мог, пытаясь одолеть эту скуку. Неразличимость добра и зла порождает дурную бесконечность, обессмысливает жизнь. И тем не менее тянет к нему Раскольникова, как бы ищет он чего-то у Свидригайлова, объяснения, откровения какого-то. Это и понятно. Свидригайлов — двойник Раскольникова, его оборотная сторона.

Тьма и духота бедных петербургских кварталов, затхлый запах невской воды, чёрная, вязкая грязь улиц и площадей — вот общий колорит почти всех произведений Ф. Но на этом мрачном, удушающем фоне разворачиваются такие драмы! Ясно, что это — один из элементов развязки романа и ещё один способ развязки стянутых в узел судеб героев. Какая же дорога суждена несчастному палачу Свидригайлову? Это ли то, что ты хотел видеть? Хороводом ходят воспоминания, воспалённый мозг цепляется за каждую мелочь. Здесь и деревья, шумящие за окном, и вода… Свидригайлов не любит воду, как не любит, верно, и всеотражающие зеркала; но вода, кроме того, ведь не только зеркало: вода — символ чистоты, может быть, прежней чистоты свидригайловского сердца, сильной души, которая превратилась затем в мутный петербургский поток, так манящий самоубийц… А Марфа Петровна не придёт. Слишком уж это было бы закономерно в такой момент, слишком банально.

О его злодействах ходит много слухов, он становится источником всевозможных несчастий для окружающих: из-за него преследовали Дуню, его обвиняют в смерти Марфы Петровны. Свидригайлов вызывает страх и отвращение у многих людей. Дуня говорит о нем «чуть не с содроганием»: «Это ужасный человек. Ужаснее я ничего и представить не могу…». Даже внешний облик Свидригайлова, его манера держаться и времяпрепровождение «демоничны»: лицо — «странное», «похожее как бы на маску»; ему присущи «фиглярство», загадочность поведения, шулерство, пристрастие к «клоакам». Но под маской «демонической» личности скрывается человек, когда-то наделенный душой и имевший потенциал к развитию. Мы видим, что Свидригайлов не может освободиться от простых и естественных человеческих чувств: он боится смерти «Боюсь смерти и не люблю, когда говорят о ней» , способен испытывать жалость и даже любовь «Он вспомнил, как ему в то мгновение точно жалко стало ее, как бы сердце сдавило ему…». Не исключено даже, что любовь Свидригайлова к Дунечке могла бы способствовать его нравственному возрождению, если бы была разделенной. Больше того, этот герой даже испытывает что-то вроде угрызений совести: ему являются призраки из его прошлой жизни и снятся кошмары. Однако Свидригайлов не верит в возможность нравственного возрождения преступника, в то, что человек способен остановиться и возродиться, подобно библейскому Лазарю. Недаром незадолго до смерти Свидригайлов думает о Раскольникове: «Много на себе перетащил. Большою шельмой может быть со временем, когда вздор повыскочит, а теперь слишком уж жить ему хочется!

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий