«Триумф русской армии в Париже» Сергея Трошина 30 марта (18 марта по старому стилю) 1814 года русские войска взяли столицу Франции Париж, победно завершив наполеоновские войны После разгрома 600-тысячной армии Наполеона в 1812 году русские войска перенесли войну в. «Триумф русской армии в Париже» Сергея Трошина 30 марта (18 марта по старому стилю) 1814 года русские войска взяли столицу Франции Париж, победно завершив наполеоновские войны После разгрома 600-тысячной армии Наполеона в 1812 году русские войска перенесли войну в. Рассказываем, чем запомнились русские в Париже в 1814 году.
Русские в Париже в 1814 году: освобождение или оккупация?
В 1814 году во французскую столицу вошла русская армия — состоялось взятие Парижа, ознаменовавшее окончание наполеоновских войн. 31 марта 1814 года, союзная армия во главе с русским императором Александром I вошла в Париж. Сражение при Париже в 1814 г. худ.
Русская армия вошла в Париж
Русские и союзные войска вступили в Париж «Вступление российских войск в Париж. Югеля по рисунку У. Вольфа, 1815, Всероссийский музей Пушкина, Санкт-Петербург, 30 марта 1814 года произошла битва, положившая конец эпохе Наполеоновских войн. Знаменитый исторический период, известный под названием «100 дней», завершившийся битвой при Ватерлоо 18 июня 1815 года — это уже другая история, которая поставит окончательную точку в участии Наполеона в политической жизни Франции и Европы. После проигранной кампании в России в 1812 году , Наполеон сумел собрать новую армию, и боевые действия возобновились на территории Европы. Русская армия приняла в них самое активное участие, которое известно в российской историографии как Заграничный поход Русской армии.
Следование армии... Погода во все время благоприятствовала, и мы обыкновенно выступали при первых лучах солнца. Громкие и сердечные восклицания "ура! В эту минуту торжествовала Россия; общая радость превратилась в безмолвие; у многих видны были на глазах слезы. Ныне лежащий у ног наших Париж напоминал весь ряд побед от Тарутина до Сены! С вечера солдаты чистили оружие и конскую сбрую, офицеры примеривали лучшие мундиры свои; все готовились встретить день, которому подобного не бывало в нашей Истории. Вступление русских войск в Париж в 1814 году. На заре прекраснейшего утра, 19 марта, начали сходиться на обширном дворе, перед замком Бонди, генералы и офицеры, принадлежавшие к свите Государя; встречаясь, мы жали друг у друга руку и безмолвствовали. Ровно в восемь часов подвели Государю серую лошадь, называемую Марсом, и мы поехали... Версты за три от города начали показываться парижане; они спрашивали: "Где император Александр?
Воины, порываемые любопытством, едва оставались в рядах своих; они горели нетерпением войти в город, который долгое время давал уставы во вкусе, в модах и в просвещении, город, в котором хранились сокровища наук и художеств, который вмещал в себе все утонченные наслаждения жизни, где недавно писали законы народам и ковали для них цепи, откуда выступали ополчения, проходившие все концы Европы, и который, одним словом, почитался столицею мира. К довершению двухлетних побед, недоставало Русским только быть в Париже; до сей желанной минуты нельзя еще было насладиться плодами столь многих кровопролитных битв, завоеванных крепостей и ниспроверженных Царств. Каждый шаг, от оного отделявший, не позволял еще вкусить в полной мере чувства, что Россия отомщена... Утро было прекрасное, и час от часу воздух становился яснее и благораствореннее. Необозримые толпы народа наполняли улицы, кровли и окна домов; сначала казалось, будто жители чего-то опасаются, ибо радостные восклицания не были еще общими; изумление их продолжалось несколько минут, в течение которых они спрашивали беспрестанно у нас и друг у друга: "Где Государь?
Вольфа, 1815, Всероссийский музей Пушкина, Санкт-Петербург, 30 марта 1814 года произошла битва, положившая конец эпохе Наполеоновских войн. Знаменитый исторический период, известный под названием «100 дней», завершившийся битвой при Ватерлоо 18 июня 1815 года — это уже другая история, которая поставит окончательную точку в участии Наполеона в политической жизни Франции и Европы. После проигранной кампании в России в 1812 году , Наполеон сумел собрать новую армию, и боевые действия возобновились на территории Европы. Русская армия приняла в них самое активное участие, которое известно в российской историографии как Заграничный поход Русской армии. Поражение французской армии в России привело к образованию шестой антифранцузской коалиции. До весны 1813 года войну с наполеоновскими войсками вела преимущественно русская армия, но, начиная с марта месяца, к России в борьбе с Наполеоном начали присоединяться европейские государства: Пруссия, Англия, Австрия, Швеция.
Их можно понять. И всё-таки переговоры за спиной императора Александра были одной из вершин политического цинизма: все участники антирусского союза многим были обязаны Российской империи. Русские войска вернули независимость Австрии. Уничтожили злейшего противника Британии — Наполеона. А после капитуляции Парижа Россия не допустила расчленения Франции. Да, весной 1814-го это было целью политики Александра: сохранить Францию как сильное государство, не допустить европейской гегемонии британцев. И это ему удалось. Русские в Париже показали благородство и широту души. Им было за что мстить французской столице: хотя бы за обворованную Москву. Но месть — удел слабых, сильных удовлетворяет Победа. И во Франции гости из России показали себя куда более великодушными победителями, чем пруссаки и австрийцы. Париж в те времена воспринимался как чудо из чудес. Как-никак — крупнейший город в Европе. В мирное время население его достигало миллиона. Невиданные масштабы для тогдашней России! Франция вообще до революционных десятилетий веками была самым многонаселённым государством Старого Света.
Сколько русских солдат осталось в Париже в 1814 году из-за любви
Вот никогда бы не поверил, что какой-нибудь генерал у союзников способен это сделать», — заявил он. Наполеон вынужден был устремиться на помощь своей столице, но находился слишком далеко и в итоге не успел. Последние события войны произошли уже без его участия. По пути к Парижу, у селения Фер-Шампенуаз, кавалерия союзников 14 тысяч всадников , преимущественно русская, под командованием М. Барклая-де-Толли и при личном участии в сражении императора Александра I, нанесла сокрушительное поражение французским корпусам маршалов Э. Мортье наполеоновская молодая гвардия и О.
Мармона всего — до 17 тысяч человек. В ходе битвы были уничтожены еще и две дивизии французской Национальной гвардии 4300 бойцов. Эти силы французов шли на соединение с армией Наполеона. Теперь же, после разгрома, их остатки отошли в Париж, усилив его слабый гарнизон. Впрочем, французскую столицу ничто уже не могло спасти.
Их общая численность приближалась к 100 тысячам из них русских — 63 тысячи. Правым флангом командовал Г. Блюхер, центром и левым флангом — М. Французскую столицу обороняли до 26 тысяч солдат регулярной армии и до 12 тысяч ополченцев Национальной гвардии. В их распоряжении было полторы сотни пушек.
Несмотря на большое численное превосходство войск союзников, боевой дух защитников Парижа был высоким. Надеясь на скорое прибытие Наполеона с армией, они рассчитывали отстоять город. Командование союзников тоже допускало, что Наполеон может преодолеть расстояние до столицы довольно быстро. Именно поэтому штурм был начат практически с ходу, без выхода всех сил на исходные рубежи наступления. В 6 часов утра 1-й и 2-й русские пехотные корпуса при поддержке кавалерии атаковали селения Роменвиль и Пантен на центральном направлении.
И хотя у Пантена французы бросились было в яростную контратаку, ввод в бой двух дивизий 3-го гренадерского корпуса заставил их отступить к возвышенности у селения Бельвиль. Там они надеялись прочно закрепиться под прикрытием мощных артиллерийских батарей. Барклай-де-Толли приостановил наступление с тем, чтобы дождаться атаки левого фланга французов армией Блюхера. Та столкнулась с неожиданным препятствием в виде канала, который не был нанесен на карту, и потеряла немало времени на его форсирование. Только в 11 часов корпуса Блюхера подошли к исходному рубежу и приняли участие в общем наступлении.
Ланжерон В это время русский корпус А. Ланжерона двинулся на штурм Монмартра, господствующей над Парижем возвышенности. Там находился формально возглавлявший оборону города старший брат Наполеона Жозеф Бонапарт. Увидев подавляющее численное превосходство противника, он малодушно бежал из Парижа, передав Мортье и Мармону полномочия сдать столицу ради ее спасения. На всех участках войска союзников теснили врага и постепенно выходили к самим парижским кварталам.
Сбив противника с высот, они устанавливали на них пушки, направляя стволы в сторону центра крупнейшего в Европе города. В 17 часов командующий правым флангом французской обороны маршал Мармон отправил к русскому императору парламентера с просьбой спасти столицу от разрушения. Александр проявил бескомпромиссность и заявил, что «прикажет остановить сражение, если Париж будет сдан: иначе к вечеру не узнают места, где была столица».
В шесть часов утра 30 марта 1814 года наступление на Париж началось. Одновременно генерал Николай Раевский с 1-м пехотным корпусом и кавалерией Палена пошёл на штурм высот Роменвиля.
Постепенно подтянулись и пруссаки Блюхера. Кроме боевых действий была предпринята психологическая операция. Император Александр I послал парламентёров и предложил французам капитулировать, написав в ультиматуме «волею или неволею, на штыках или церемониальным маршем, на развалинах или в чертогах, но сегодня же Европа должна ночевать в Париже». Однако русских парламентеров атаковали, и они едва уцелели. Французы отчаянно оборонялись и переходили в контратаки, чтобы продержаться до подхода Наполеона или получить помощь от 700-тысячного Парижа.
Однако численное преимущество русской армии и союзников давало о себе знать. К 11 часам 30 марта русские и прусские корпуса приблизились к высотам Монмарта. По свидетельству барона Мюффлинга, увидев превосходство вражеских сил, командующий французской обороной Жозеф Бонапарт трусливо бежал с поля и защитники Парижа оказались без штаба. Сражение за Париж стало в военной кампании 1814 года одним из самых кровопролитных для союзной армии. Союзники Россия, Пруссия, Австрия, Англия, Швеция и за один день 30 марта боёв с наполеоновской армией потеряли более 8 тысяч солдат, из них более 6 тысяч были русскими солдатами.
Это было самое кровопролитное сражение Французской кампании 1814 года, определившее судьбу французской столицы и всей империи Наполеона. После напряжённых боёв к полудню 30 марта русские артиллеристы заняли господствующие высоты на подступах к французской столице.
А как в России представляли французов? Например, особо отличился в укреплении антифранцузских настроений московский генерал-губернатор граф Федор Ростопчин, лично писавший обращенные к простонародью афишки: «Полно тебе фиглярить: ведь солдаты-то твои карлики да щегольки; ни тулупа, ни рукавиц, ни малахая, ни онуч не наденут. Ну, где им русское житье-бытье вынести? Русское командование знало об этих ожиданиях. Поэтому одной из важнейших задач было как раз сохранение и поддержание порядка и обеспечение комфортного сосуществования местного населения с оккупационной армией. Александр I к тому же хотел, чтобы в сознании европейцев закрепился образ России как просвещенной цивилизованной державы, рассказывала на научной конференции в 2014 году французская исследовательница Мари-Пьер Рей. Чтобы избежать разграбления города пьяными солдатами, командование решило временно не выплачивать им жалованье. Кроме того, в пределах Парижа размещали только гвардейские полки — самые дисциплинированные из всех.
Офицеров размещали в частных домах, зачастую это сопровождалось курьезами. Например, одна парижанка умоляла казачьего атамана Матвея Платова не есть на обед ее малолетнюю дочку, «ведь она совсем еще мала и невкусна». Парижане, увидев вскоре, что город не будут грабить, стали с любопытством наблюдать за чужеземцами. Казаки, стоявшие бивуаком то есть лагерем в Булонском лесу, мыли коней в Сене — смотреть на это стекались зеваки со всего Парижа. К тому же ажиотаж вызвали русские бани, которые срубили из булонских деревьев. Парижская администрация умоляла русских перенести бани чуть дальше в лес, чтобы не слишком смущать публику. Да и сами казаки оказались обычными людьми и по-доброму вели себя с французами. Особенно полюбились они парижским ребятишкам, которые везде бегали за казаками, стараясь им подражать. Опиц Парижанки же были зачастую очарованы русскими офицерами и нередко даже выходили за них замуж. Жениться же в Париже могли лишь офицеры, поскольку только у них были с собой удостоверения личности, что позволяло официально заключить брак.
К укреплённому селению Лавилет приблизились прусские корпуса Йорка и Клейста с корпусом Воронцова, русский корпус Ланжерона пошёл на Монмартр, господствующую возвышенность над Парижем. Убедившись в превосходстве сил союзников, командующий французской обороной Жозеф Бонапарт решил покинуть поле боя, оставив Мармону и Мортье полномочия для сдачи Парижа ради спасения города. Французы отчаянно оборонялись и переходили в контратаки, чтобы продержаться до подхода Наполеона. В 1 час дня колонна кронпринца Вюртембергского перешла Марну и атаковала правый фланг французской обороны с востока, пройдя через Венсенский лес и захватив селение Шарантон. Барклай возобновил наступление в центре, и вскоре пал Бельвиль.
Пруссаки Блюхера выбили французов из Лавилета. Наконец, спустя семь часов тяжелых боев французская линия обороны была прорвана на всех направлениях, и союзники вышли к жилым кварталам Парижа. На близлежащих высотах установили орудийные батареи, дула которых смотрели на столицу Франции. Желая спасти город от бомбардировки и уличных боёв, маршал Мармон отправил парламентёра к русскому императору. Александр I дал такой ответ: «Он прикажет остановить сражение, если Париж будет сдан: иначе к вечеру не узнают места, где была столица».
К 7 часам утра, по условию соглашения, французская регулярная армия должна была покинуть Париж. В полдень русская гвардия во главе с Императором Александром I торжественно вступила в столицу Франции.
Русская армия вступает в Париж
Русские войска пробыли в Париже три месяца, но город от русского присутствия нисколько не пострадал, что подтверждают французские историки и писатели. Взятием Парижа – столицы империи Наполеона Бонапарта, в марте 1814 года закончился заграничный поход русской армии, начавшийся после поражения французов в России в 1812 году. Русские уходили из Парижа в июне 1814-го — ровно двести лет тому назад вслед за основными регулярными частями, выведенными ещё в мае, город оставила гвардия. Бивак казаков на Елисейских полях в Париже в 1814г. с гравюры Г.Э. Опица. Русские казаки в Париже в 1814 г. — пост пикабушника AlexKap2015. Русские в Париже, или Описание происшествий, бывших во время вступления и пребывания в Париже Российских войск с Союзными под предводительством Его Величества Императора Александра I 1814 года.
Русская армия вошла в Париж
И российскому императору поверили. Народ поспешил в северо-восточную часть города, чтобы посмотреть на государя победившей их страны. Парижан собралось так много, что полки с трудом просачивались сквозь толпу. Наши в Париже Александр I своим распоряжением повелел солдатам оставить оружие возле парижской национальной гвардии и жандармерии. Тем самым возложив на них обязанность по обеспечению порядка в городе. Российский государь вообще сильно хотел произвести на французов хорошее впечатление. Поэтому делал все, чтобы как можно меньше стеснять жителей города. И порой это происходило в ущерб своим же солдатам. Например, после сражения 30 марта им пришлось всю ночь приводить в порядок свое обмундирование, поскольку на следующий день был запланирован парад. А паек солдаты и вовсе получили только к вечеру 31 марта.
Русские казаки во Франции. Источник: fishki. И с этим боролись жестко. Однажды городские власти Парижа пожаловались русскому военному губернатору генералу Остен-Сакену на поведение его казаков. И тот вынес очень суровое наказание своим подчиненным. Любопытно, что сам император Александр очень любил гулять по Парижу без охраны.
Однако русских парламентеров атаковали, и они едва уцелели. Французы отчаянно оборонялись и переходили в контратаки, чтобы продержаться до подхода Наполеона или получить помощь от 700-тысячного Парижа. Однако численное преимущество союзников давало о себе знать.
К 11 часам русские и прусские корпуса приблизились к высотам Монмарта. По свидетельству барона Мюффлинга, увидев превосходство вражеских сил, командующий французской обороной Жозеф Бонапарт трусливо бежал с поля и защитники оказались без штаба. К полудню, после кровопролитных боев, русские и прусские войска вышли к кварталам Парижа. На высотах стали разворачиваться артиллерийские батареи для обстрела города. Французский маршал Огюст Фредерик Луи Мармон не питал иллюзий и предложил переговоры, но Александр I был непреклонен и сказал, что "прикажет остановить сражение, если Париж будет сдан: иначе к вечеру не узнают места, где была столица".
Здесь французы сдерживали войска Эммануэля, которому Ланжерон приказал захватить мосты к северо-западу и западу от Парижа — в Нёйи, Сен-Клу и Севре. Сражение за Париж в основном прекратилось между 16. К 18 часам союзные войска расположились на захваченных позициях с севера и северо-востока от Парижа, а французы начали уходить из города, не дожидаясь подписания капитуляции. В сражении за Париж французы потеряли 4-5000 человек, в том числе около 1000 пленными, большие потери понес офицерский состав Императорской гвардии, они также потеряли 2 знамени и неустановленное число орудий. Потери союзников составили свыше 8000 человек, в том числе 6100 русских, 1840 пруссаков и баденцев, 153 вюртембержца и 82 австрийца. В битве за Париж действия обеих сторон не отличались особой организованностью. Характерной чертой главного командования французских войск являлась его полная децентрализация и отсутствие налаженного снабжения питанием и боеприпасами, несмотря на то, что на складах имелось достаточное количество того и другого. Тем не менее французы проявили высокий боевой дух и стойкость в сражении. Союзники также допустили просчеты в планировании боевых действий: войска армий были распределена по фронту весьма неравномерно, действовали неорганизованно и разобщено — так, части русских 6-го корпуса и 2-й кирасирской дивизии в первой половине дня оказались практически один на один с основными силами французских войск. По легенде и по непроверенным данным, на холме Монмартр жил мельник Добрей с 4 сыновьями, которые пытались защитить свою мельницу. Три его сына погибли в бою, при этом четвертый сын убил русского офицера. За это казаки якобы четвертовали его и распяли его останки на крыльях мельницы. В память об этом мать поставила на могиле статуэтку в виде красной мельницы, которую можно видеть на маленьком церковном кладбище Распятия. Позже, в 1889 г. Лейб-гвардии Казачий полк , являвшийся конвоем Императора Александра I, вступил в город одним из первы. В 11 часов показался сам Император во главе огромной свиты, за которой следовали длинные колонны прусских, русских и австрийских полков. Военным губернатором Парижа до июня в этот день был назначен генерал от инфантерии барон Ф. Солдаты различных частей были размещены не по квартирам, а в казармах и на бульварах, офицеры же были определены на обывательские квартиры. Это было сделано не столько для облегчения повседневной жизни горожан, сколько для предохранения своих собственных солдат и унтер-офицеров от разлагающего революционного «духа», характерного для парижан. Казаки в Париже в 1814 году В состав Лейб-гвардии Казачьего полка входила Черноморская сотня, сформированная из лучших казаков Черноморского будущего Кубанского казачьего войска. Она расположилась бивуаком на Елисейских полях. Из Донских казачьих полков в Париже находились строевые — И. Андриянова 2-го, И. Грекова 21-го, В. Золотарева 8-го, И. Иловайского 4-го, В. Иловайского 12-го, И. Исаева-2, А. Карпова-2, П. Киреева-2, Ф. Кутейникова, С. Пантелеева 2-го возможно , П. Рябинина-1, И. Селиванова- 2, С. Семенченкова, В. Жолтоножкина 1-го, Г. Иловайского 9-го, Д. Ребреева 2-го прибыл к 8 апреля , Т. Ребреева 3-го и С. Кроме того, в городе был 3-й Оренбургский казачий полк и один из Уральских казачьих полков, а также 1 ,3 и 4-й Черниговские казачьи полки. Донской атаман ген. Платов в приказе своим казакам особо подчеркивал с сохранением орфографии : «Обывателям города Парижу никакой обиды не чинить, наипаче не обижать ихних мадамов и мамзель, кроме если по взаимному согласию… Помнить, что мы присяжные казаки русского императора, войско благородное и цибулизованное …» 23 марта 4 апреля 1814 г. Сразу после этого русская армия покинула территорию Франции. Во время пребывания оккупационных частей в столице и ее окрестностях наибольшее внимание своей экзотичностью привлекали казаки, калмыки, башкиры и другие инородцы. Наполеоновская пропаганда изображала их степными варварами, дикой азиатской ордой. Им было посвящено множество лубочных картинок союзников, рисунков профессиональных художников в том числе австрийца Г. Мода на все казачье распространилась и на степных, низкорослых и очень выносливых лошадей. Те из состоятельных парижан, которые имели свои собственные конюшни, старались обзавестись такими лошадьми, чем не преминули воспользоваться мошенники. Лошадей на всех не хватало, а так как. На Новом мосту казаки устроили что-то вроде «блошиного» рынка, торговали украденными во время фуражировок у местных крестьян вещами. Узнав об этом, крестьяне стали приезжать в Париж и пытались их отнять. Как следствие этого возникали стычки и драки. Городская администрация пожаловалась генералу Остен-Сакену и торговля краденным сразу прекратилась. Забавным фактом являлось то, что казаков стригли на том же мосту цирюльники, которые обычно делали прически собакам, кошкам и другим животным. Огромный интерес представляют воспоминания современников о казаках и связанных с ними событиях. Миркович: «На лейб-казаков женщины смотрели с любопытством, но сначала издали. Они боялись их, полагая, как им натолковали, что мы северные варвары, а казаки совершенно дикие, полунагие, с пленных сдирают кожу, а по деревням, где им попадаются малые дети, они их жарят и едят. Однако удостоверившись, что они ничуть не звери, а напротив, кротки и обходительны, они стали поближе их рассматривать и, видимо, любовались красотою и костюмами наших донских молодцов. Глинка: «Женщины в пленительных одеяниях и истощают все искусства к оживлению важности своего лица! С томными глазами бросают они сладострастные взгляды на мимо ходящих, мнимой невинностью обвораживают неопытность, и буйственная молодость с пламенными чувствами покоряется власти соблазнительных прелестниц! Трудно и старикам оставаться здесь равнодушными«. В квартале Пале-Рояль, в который превратился бывший дворец последнего его владельца Филиппа Эгалитэ, с апреля 1814 его практически ежедневно посещали офицеры союзников , в т. Это было одновременно и веселое, и пагубное место по мнению К. Батюшкова — «средоточие шума, бегания, девок, новостей, роскоши, нищеты, разврата«. Батюшков писал Н. Гнедичу о том, что в Пале-Рояле было «множество барышень, которых бесстыдство превышает все. Не офицеры за ними бегали, а они за офицерами. Это продолжалось до полуночи при шуме народной толпы, при звуке рюмок в ближних кофейных домах и при звуке арф и скрыпок …» Краснокутский А. Они расхаживают с подпрыжками, затрагивают всех мимоходящих, припевая неблагопристойные песни, и толпятся между множеством мужчин, собирающихся в сие время кучами на поприще беззаконных распутств! Все наглые способы употребляются, дабы пленять зрителей, все дышат нахальством, нравственность заглушается сладострастием, и источник заразительных болезней брызжет как водопад на обвороженную прелестями неосторожность! Не только молодые, но часто и старые вязнут в сей тине смертоносной гнилости!
Гнедичу Желая спасти многотысячный город от бомбардировки и уличных боёв, командующий правым флангом французской обороны маршал Мармон к пяти часам дня отправил парламентёра к русскому императору. Александр I дал такой ответ: «Он Александр прикажет остановить сражение, если Париж будет сдан: иначе к вечеру не узнают места, где была столица» [3]. Прежде чем условия капитуляции были согласованы, Ланжерон штурмом овладел Монмартром, за что Александр I вручил ему орден Андрея Первозванного. С этой высоты можно было полностью просматривать и простреливать Париж. Городу явно угрожала возможность пожара от артиллерийского обстрела. Командующий левым флангом французской обороны маршал Мортье также согласился на сдачу Парижа. Маршал Мармон вручает ключи от Парижа российскому императору Александру I Капитуляция Парижа была подписана в 2 часа утра 31 марта в селении Лавилет на условиях, которые составил полковник Михаил Орлов [5] , оставленный заложником у французов на время перемирия. Глава русской делегации Карл Нессельроде следовал инструкции императора Александра, предполагавшей сдачу столицы со всем гарнизоном , однако маршалы Мармон и Мортье, найдя такие условия неприемлемыми, выговорили право отвести армию на северо-запад [6]. К 7 часам утра, по условию соглашения, французская регулярная армия должна была покинуть Париж. В полдень 19 31 марта 1814 года эскадроны кавалерии во главе с императором Александром I [7] триумфально вступили в столицу Франции. В последний раз вражеские английские войска вступали в Париж в XV веке во время Столетней войны. В предместьях народ встречал войска союзников подавленно, однако с продвижением к церкви Мадлен настроение менялось: в аристократических кварталах союзникам уже бросали цветы, и кое-где появились белые кокарды роялистов. Колонны наши с барабанным боем, музыкою и распущенными знаменами вошли в ворота Сен-Мартен … Любопытное зрелище представилось глазам нашим, когда мы… очутились у Итальянского бульвара: за многочисленным народом не было видно ни улиц, ни домов, ни крыш; всё это было усеяно головами, какой-то вместе с тем торжественный гул раздавался в воздухе. Это был народный ропот, который заглушал и звук музыки и бой барабанов. По обеим сторонам стояла национальная гвардия… От десяти часов утра войска шли церемониальным маршем до трех часов. На этой площади поставлен монумент большой армии. Славная Траянова колонна! Я ее увидел в первый раз, и в какую минуту? Народ, окружив ее со всех сторон, кричал беспрестанно: «A bas le tyran! Один смельчак взлез наверх и надел веревку на ноги Наполеона, которого бронзовая статуя венчает столб. Теперь тяните вниз: мы его вдребезги разобьем, а барельефы останутся. Мы кровью их купили, кровью гренадер наших. Пусть ими любуются потомки наши». Но в первый день не могли сломать медного Наполеона, мы поставили часового у колонны. На доске внизу я прочитал: Napolio, Imp. Суета сует! Суета, мой друг! Из рук его выпали и меч, и победа! И та самая чернь, которая приветствовала победителя на сей площади, та же самая чернь и ветреная, и неблагодарная, часто неблагодарная! Низложите тирана! Что нам в победах? Вступление русских войск в Париж Участник кампании и историк Михайловский-Данилевский в своем труде о заграничном походе 1814 года сообщил такие потери союзных войск под Парижем: 7 100 русских, 1 840 пруссаков и 153 вюртембержца , всего свыше 9 тысяч солдат.
Париж, 1814. Великий триумф России
31 марта 1814 года (по новому стилю) русские войска под командованием генерала Николая Раевского торжественно вступили в Париж. В этот день в 1814 году русские войска во главе с императором Александром I триумфально вступили в Париж после сражения у его стен. Русские и союзные прусские и австрийские войска вступили в Париж 205 лет назад, 31 марта 1814 года.
Взятие Парижа: как русские войска захватили столицу Франции
И потому в ход идут откровенно сусальные картинки. Например, вот такая: «Русские, которых они нашли вовсе не такими, как воображали: стройность их полков, блестящая щеголеватость офицеров, говоривших с жителями их языком, красота русского царя, миролюбивые его намерения, кротость в войсках, какой не ожидали, — всё это было так внезапно для парижан, так противоположно тому, что они привыкли воображать…». Или вот: «Парижане, воображая русских, по описанию своих патриотов, варварами, питающимися человеческим мясом, а казаков — бородатыми циклопами, чрезвычайно удивились, увидевши российскую гвардию. И в ней — красавцев-офицеров, щеголей, не уступающих как в ловкости, так и в гибкости языка и степени образования, первейшим парижским франтам».
Фокус, однако, в том, что первая картинка принадлежит перу Николая Бестужева, лейтенанта, историографа флота и писателя. Сам он Париж не брал, хотя его повесть «Русский в Париже 1814 года» и написана, что называется, «по реальным событиям». Второй документ принадлежит перу артиллерийского офицера Ильи Радожитского, который как раз за отчаянную храбрость при взятии Парижа был произведён в штабс-капитаны.
Тут сомнений быть не может: у него должна быть написана вся правда. Просто цитируют только тот фрагмент правды, который попадает в общий бравурный тон. Тон же задаётся, как правило, мемуарами ветеранов гвардии.
Скажем, воспоминаниями Ивана Казакова, прапорщика лейб-гвардии Семёновского полка: «Стоянка наша была сносная. Там было много ресторанов, где мы в первый раз по вступлении во Францию порядочно пообедали. Как нам, так и солдатам хорошее житьё было в Париже; нам и в голову не приходила мысль, что мы в неприятельском городе.
Однако реальные казаки, в отличие от карикатурных, вели себя очень добродушно, восхищая парижских детей, которые бегали за ними целыми стайками. А парижские мужчины вскоре стали носить бороды «под казаков», и ножи на широких ремнях, как у казаков. Во время своего пребывания во французской столице казаки, раздеваясь до нага, купались сами и купали своих коней в Сене. О популярности казаков и огромном интересе парижан к ним свидетельствует большое количество упоминаний о них во французской литературе. Роман Жорж Санд и вовсе так и называется: «Казаки в Париже». Реальные казаки, в отличие от карикатурных, вели себя очень добродушно, восхищая парижских детей, которые бегали за ними целыми стайками. А парижские мужчины вскоре стали носить бороды «под казаков».
А вот кто пугал парижан, так это русский азиатские полки. Французские барышни падали в обморок, когда к ним приближались татарские или калмыцкие воины в кафтанах, меховых шапках, с луками через плечо, и с пучком стрел на боку. Кроме того, калмыки привели с собой верблюдов, что тоже немало смущало парижан. А русские офицеры практически все говорили на французском языке. И их с удовольствием принимались в аристократических кругах Парижа. Интересный факт: когда непостоянные в своих пристрастиях парижане попытались снести Вандомскую колонну, установленную в честь наполеоновских побед, русские солдаты окружили её плотным кольцом и не позволили это сделать. В ознаменование взятия французской столицы, 30 августа 1814 года специальным манифестом Александра I была учреждена серебряная медаль «За взятие Парижа», которая предназначалась для награждения всех без исключения воинов русской армии, участвовавших в этом событии.
Однако после восстановления монархии Бурбонов награждение было отменено, так как Александр I счёл, что это может оскорбить представителей восстановленной на троне французской династии. Лишь в марте 1826 года император Николай I распорядился произвести награждения. Медаль была вручена 150 тысячам солдат и офицеров. Последствия 18 сентября 1814 года в столице Австро-Венгерской империи открылся знаменитый Венский конгресс, участникам которого предстояло определить послевоенное устройство Европы. Он проработает до июня 1815 года и впервые в истории сформирует систему коллективной безопасности посредством заключения целого ряда договоров между европейскими державами. Одним из наиболее важных территориальных изменений, утверждённых конгрессом, станет фактически четвертый раздел Польши, восстановленной Наполеоном в виде Герцогства Варшавского. Центральная часть страны, вместе с Варшавой, войдёт в состав Российской империи как Царство Польское.
О последних ходили легенды: многим они представлялись этакими рычащими зверовидными чудовищами то ли с дубинами, то ли с вилами наперевес. На деле парижане увидели рослых, подтянутых, опрятных солдат, по своей европейской внешности неотличимых от коренного населения Франции выделялись особенным колоритом разве что казаки и азиатские части. Офицерский же корпус русских безупречно говорил по-французски и мгновенно — во всех смыслах — нашёл общий язык с побеждёнными.
Русские в Париже — один из величайших триумфов отечественной истории, славный период, который в мировой и даже нашей историографии не совсем справедливо заслонён событиями 1812 г. Вспомним же, что это было. Двести лет тому назад Начнём с того, что собственно участники антинаполеоновской кампании не разделяли события тех лет на Отечественную войну 1812 г.
Они именовали это противостояние Великой Отечественной войной и датировали 1812-1814 гг. Поэтому именно о годе 1814-м уместно говорить как о времени, когда Россия вышла из войны с Наполеоном, в отличие от англо-австрийских и прочих союзников, которым ещё предстояла веселуха в формате восстановления Бонапарта на престоле во время Ста дней и чудом, только чудом выигранного сражения под Ватерлоо. На момент вступления союзных армий в столицу Франции с парижанами уже не было их повелителя — император Наполеон с шестидесятитысячной армией находился в Фонтенбло, замке в 60 км от французской столицы.
Через несколько дней, 6 апреля, он перестал быть и императором: одним росчерком пера в акте об отречении он сделал себя просто генералом Бонапартом… Для многих это было шоком: «Он отрёкся от престола. Это способно исторгнуть слёзы расплавленного металла из глаз сатаны! К вящему удивлению Александра I Освободителя, французы вовсе не мечтали быть «освобождёнными» от власти Наполеона.
И до и после занятия союзниками Парижа французские крестьяне объединялись в партизанские отряды и при поддержке остатков регулярной французской армии и национальной гвардии периодически нападали на тылы союзной коалиции. Впрочем, градус этого движения был существенно снижен подлым поведением иных приближённых Наполеона типа маршала МАРМОНА, который предал главу государства и заработал за один день много миллионов вследствие огромного скачка акций Французского банка на бирже после отречения императора. Сбило пронаполеоновские настроения в обществе и более чем достойное поведение в Париже русских войск.
Ни о каких «даю вам три дня на разграбление города» и речи не шло! Конечно, имели место отдельные инциденты, но они не превращались в систему: так, как-то раз французские городские власти пожаловались на ряд соответствующих эпизодов русскому военному губернатору генералу Фабиану ОСТЕН-САКЕНУ, и тот пресёк и без того немногочисленные безобразия на корню.
Французские войска имели около 150 орудий. Наступление на Париж началось в 6 часов утра 30 марта с атаки селения Пантен 2-м пехотным корпусом принца Вюртембергского. Одновременно генерал Раевский с 1-м пехотным корпусом и кавалерией Палена пошёл на штурм высот Роменвиля. Гвардия осталась в резерве. Французы предприняли сильную контратаку на Пантен, так что Евгений Вюртембергский, потеряв только убитыми до 1500 солдат, запросил подкреплений. Барклай-де-Толли послал две дивизии 3-го гренадерского корпуса, которые помогли переломить ход боя.
Французы отступили от Пантена и Роменвиля к селению и возвышенности Бельвилю, где их прикрывали сильные артиллерийские батареи. Барклай-де-Толли приостановил продвижение, ожидая вступления в дело запоздавших Силезской армии Блюхера и войск кронпринца Вюртембергского. В 11 часов утра Блюхер смог атаковать левый фланг французской обороны. По воспоминаниям генерала Мюффлинга, Силезская армия запоздала из-за канала, который не был нанесён на карты — его с трудом удалось форсировать. К укреплённому селению Лавилет приблизились прусские корпуса Йорка и Клейста с корпусом Воронцова, русский корпус Ланжерона пошёл на Монмартр, господствующую возвышенность над Парижем. Убедившись в превосходстве сил союзников, командующий французской обороной Жозеф Бонапарт решил покинуть поле боя, оставив Мармону и Мортье полномочия для сдачи Парижа ради спасения города.
Памятная дата военной истории России: 31 марта 1814 года русские триумфально вступили в Париж
Пропаганда тех времён традиционно рисовала из русских чудовищ. Но наши гусары и казаки, как всегда, оказались «вежливыми солдатами»: русские давали честное слово не чинить обиды местным жителям и сдержали его. Во многих городах французское население просило свои власти о том, чтобы к ним вместо пруссаков или австрийцев прислали русских. Так было. В книге «Взвод: офицеры и ополченцы русской литературы» - в числе 11 главных героев. В XIX веке из числа первостатейных литераторов, служивших в сухопутных войсках, до генеральского звания дослужились только он и Денис Давыдов.
Поздно вечером пруссаки Цитена захватили селение Исси. В 7 часам утра Даву приказал всем французским войскам и в 21 час представители французов, пруссаков и англичан подписали капитуляцию французских войск, действующую до заключения мирного договора. Она была ратифицирована в Париже в 6 часов утра 22 июня 4 июля. Союзные войска вступили в столицу Франции 25 июня 7 июля , а на следующий день в нее въехал король Людовик 18-й. Иногда работы подписывал как Богемиус. Из семьи чиновника-финансиста.
В 1789 году окончил академическую гимназию в Праге, недолго изучал юриспруденцию и занимался искусством. В 1793 году поступил изучать рисунок и живопись в Дрезденскую академию художеств, ученик Джованни Казанова. В 1798 году отправился в Карлсбад, где писал портреты богатых отдыхающих. В 1800 году работал в Гамбурге и Бремене, в 1803 году — в Вене, изображая в своих работах в том числе сцены уличной жизни города. В 1805 году переселился в Лейпциг, где сосредоточился на портретной миниатюре. В 1814 году, считается, что посещал Париж после победы союзников над Наполеоном и создал по мотивам происходивших событий два масштабных офорта.
В 1814—1815 годах работал в Гейдельберге, в Лейпциг вернулся в конце 1817 года и начал сотрудничать как гравёр с издательством Брокгауза: в частности, в 1819—1830 годах рисовал гравюры для издававшегося этой фирмой журнала «Урания» С 1820 года преподавал в Лейпцигской академии художеств; В 1820-х годах, как предполагается, совершал поездки в Россию и Османскую империю. Писал виды возникшей в те годы Лейпцигской ярмарки. До 1807 года писал в основном портреты, а потом стал изображать жанровые сюжеты. Известен своими работами акварелью и гуашью, изображающими сцены парижской жизни в эпоху французской Первой империи и падения Наполеона I. Дерябин Примечание. Подлинные предметы военной формы, награды и регалии Наполеоновской армии периода битвы за Париж Вы можете посмотреть во время экскурсии в Музей Армии Дом Инвалидов в Париже.
Описание рисунков и комментарии. Уличная сценка. Казаки в компании парижанок — Les cosaques en compagnie de parisiennes. Русские офицеры оставили воспоминания о внешнем виде французских женщин того времени — грациозных, легкомысленных и веселых. Один штаб-офицер так описал их: «все француженки не показались мне красавицами; истинно хорошеньких не видно, но много приятных лиц, таких, которые чем-то нравятся, например; вас поражает быстрота их глаз, их ловкость в ухватах, в одежде, и особливо в обуви; последнее поневоле заметишь, смотря как она перепрыгивает с камня на камень через улицу». Экскурсия казаков по музеям Парижа.
Многие русские в том числе и казаки, попав в Париж, старались везде побывать и побольше увидеть. При чем, произведения изящных искусств, собранные во времена Наполеона из многих европейских стран как «военные трофеи», по настоянию императора Александра 1 остались во Франции. Артиллерийский офицер И. Жиркевич вспоминал: «Время препровождения моего заключалось по утрам в обзоре достопримечательных мест в Париже, начиная с Луврского музея и кончая китайскими банями bains Chinois , в которых китайского только и есть, что их названия». Обратите внимание, русский казак держит за спиной бутылку вина. Художник запечатлел сцену с натуры.
Офицер 1-го егерского полка М. Петров вспоминал: «Вообще стихия парижан — буря всех страстей. Там на каждом малом пространстве, особливо булеварного проспекта и Елисеевских полей, везде призывы сердец к наслаждениям. Тут показывают выученных зверей, птиц, рыб и гадов, фокус-покусы, фантасмагории, панорамы и волшебные фонари, или танцы великолепных кадрилей на натянутых проволоках и веревках, или огнецветные китайские изделия, сгорающие при звуках приятнейшей гармоники, с особливо изумительною прелестью переливов и блесков». Донской казак с серебряной медалью 1812 года на груди держит в руках домашнюю колбасу, а второй русский отрезает от колбасы кусок ножом и пробует ее. Скорее всего и казак и крестьянин находились на службе при каком нибудь русском военачальнике и были посланы на рынок за продуктами.
Большинство русских дворян во время военной службы имели при себе собственных крепостных в качестве слуг. Прогулка казаков по галерее с лавками и магазинами — Les cosaques aux galeries marchandes. Обратите внимание на аж два пистолета у казака и вензель Императора Александра Первого на перевязи. Русский офицер И. Радожицкий вспоминал: «Восковые бюсты с париками, выставленные при некоторых лавках под стеклом, показались нам столько же белы и живы, как сами парикмахеры». Из толпы зрителей останавливались и смотрели на нас большей частью дамы, пригожие француженки…» 6.
Игра в карты в казино — Partie de cartes dans un casino. Игра в карты являлась любимым и обычным время провождением русского дворянства. В России самыми распространенными и упрощенными тогда карточными играми были «фараон» и «штосс». Вряд ли казаки составляли главный разряд русских игроков в Париже. Художник изобразил казака рядом с дамой. Казак спорит со старой парижанкой на углу улицы «De Grammont» — Un cosaque discute avec vieille parisienne au coin de la rue de Grammont.
Казак чем то не угодил старухе, может быть заплатил за товар меньшую цену. При общении русских с жителями Парижа часто возникали языковые трудности и недопонимание. Обратите внимание, ослик нагружен корзиной с вином, оружием и кухонной посудой. Казаки в саду Тюильри — Les cosaques au Jardin des Tuileries. Художник изобразил гуляющих в саду казаков, которые общаются с маленькими детьми, пришедшими в Тюильри с мамами и нянями. Парижанки также полны доброжелательности и вместе с казаками любуются детьми.
По воспоминаниям очевидцев, уже при входе в Париж во время прохождения торжественным маршем казаки брали на руки мальчишек, сажали на крупы своих лошадей и вместе с ними ехали по городу. Позднее у местного населения установились трогательные отношения с «лохматыми и добродушными казаками, разрешающими детям вскарабкиваться им на плечи. Сад Тюильри в Париже. Сейчас трудно себе представить, но когда то Сад Тюильри было местом далеко за городом Парижа. В 1666 году архитектор Андре Ле Нотр построил за пределами городских ворот в предместье Парижа дворец Тюильри. Дворец был построен на месте черепичных мастерских.
Замышлялся как продолжение и придаток Лувра, сделанный из дерева и отделяющий королевский Дворец Лувр от пригородов. В Тюильри располагались: Парижская опера, «Комеди Франсез». Здесь Моцарт написал свою «Парижскую» симфонию N31. Вольтер короновал артистов- лауреатов своей премии «Мы раздуваем пожар мировой, церкви и тюрьмы сравняем с землей». Дворец Тюильри, который еще видели русские казаки в 1814 году, до наших дней не сохранился. Деревянная конструкция и пылкий нрав революционеров, обещавших «мир хижинам, войну дворцам» сделали свое дело… Дворец сгорел вместе с частью Лувра.
Сады позже были восстановлены и обновлены. Архитекторы Нового Сада воплотили в жизнь первоначальный замысел Ле Нотра. Количество деревьев в регулярном парке около Лувра должно постепенно увеличиваться по направлению к Площади Согласия. Обратите внимание на скульптуры в Саду Тюильри на заднем плане рисунка. Конный казак на улице Парижа — Un cosaque a cheval dans une rue de Paris Оторвавшийся от своей части донской казак в окружении любопытствующей толпы оживленно общается с жителями Парижа.
Тон же задаётся, как правило, мемуарами ветеранов гвардии.
Скажем, воспоминаниями Ивана Казакова, прапорщика лейб-гвардии Семёновского полка: «Стоянка наша была сносная. Там было много ресторанов, где мы в первый раз по вступлении во Францию порядочно пообедали. Как нам, так и солдатам хорошее житьё было в Париже; нам и в голову не приходила мысль, что мы в неприятельском городе. И французы все — от высшего общества до крестьян — полюбили русских». Ещё бы не полюбить — при таком-то аттракционе неслыханной щедрости! Другой лейб-гвардеец, на этот раз из гусар, пишет: «Кто бывал в Париже, знает, что там почти птичьего молока можно достать, только были бы деньги.
А деньги были розданы по повелению императора Александра Павловича чуть ли не накануне в размере двойного и тройного жалованья за все три кампании: 1812, 1813 и 1814 годов. Можно себе представить, каков поднялся кутёж в занятой нами неприятельской столице! Другое дело, что многие русские офицеры, бывшие в Париже одновременно с этими мемуаристами, тоже могли себе только представить их кутежи. Потому что сами были вынуждены жить согласно поговорке: «Видит око, да зуб неймёт». Тот же самый артиллерист, штабс-капитан Илья Радожитский, вспоминает то, что цитируют крайне редко: «Но как у нас карманы были пусты, то мы не покушались зайти ни в одну ресторацию. Зато гвардейские офицеры наши, вкусив всю сладость жизни в Пале-Рояле, оставили там знатную контрибуцию».
Всё это было усеяно головами, какой-то вместе с тем торжественный гул раздавался в воздухе. Это был народный ропот, который заглушал и звук музыки, и бой барабанов. От десяти часов утра войска шли церемониальным маршем до трех часов». Так вспоминал об этом событии его очевидец и участник Николай Лорер, впоследствии прославившийся как декабрист, а пока — прапорщик лейб-гвардии Литовского полка. Воспоминаний хватает, и всякий раз в конце марта их вываливают без разбора, нимало не заботясь о том, кому они принадлежали. Такое впечатление, что главное здесь — создать атмосферу всеобщего праздника и показать, насколько русский солдат превосходил по своим моральным качествам всех других. Основной посыл примерно такой: «Французы думали, что их захватили варвары, а русские оказались настолько благородны и щедры, что приводили всех окружающих в изумление». Отчасти так и было.
И потому в ход идут откровенно сусальные картинки. Например, вот такая: «Русские, которых они нашли вовсе не такими, как воображали: стройность их полков, блестящая щеголеватость офицеров, говоривших с жителями их языком, красота русского царя, миролюбивые его намерения, кротость в войсках, какой не ожидали, — всё это было так внезапно для парижан, так противоположно тому, что они привыкли воображать…». Или вот: «Парижане, воображая русских, по описанию своих патриотов, варварами, питающимися человеческим мясом, а казаков — бородатыми циклопами, чрезвычайно удивились, увидевши российскую гвардию. И в ней — красавцев-офицеров, щеголей, не уступающих как в ловкости, так и в гибкости языка и степени образования, первейшим парижским франтам». Фокус, однако, в том, что первая картинка принадлежит перу Николая Бестужева, лейтенанта, историографа флота и писателя.
Русская весна 1814 года в Париже
9 (31) марта 1814 г. русские войска во главе с императором Александром I триумфально вступили в Париж. Декабрист Николай Александрович Бестужев так описывает в своей хотя и художественной, но основанной на реальных событиях повести «Русский в Париже 1814 года» начало входа российских войск в Париж. В Париже русские ходили по дворцам и музеям, но ни один экспонат от их рук не пострадал и не был вывезен. очерк российского писателя и художника Николая Александровича Бестужева (1791-1855). Париж охвачен войсками и вот-вот окажет сопротивление врагу.