Первый спутник, первый человек в космосе, первый человек на Луне.
Почему «Луна-25» разбилась
- Космические мифы: нулевые космонавты и Гагарин на Луне
- Первый советский пилотируемый полет в сторону Луны (Филипп Улановский) / Проза.ру
- Почему космонавты СССР не полетели на Луну? -
- Луна в качестве мишени
- Роботизированное исследование Луны
52 года назад человек впервые вышел в космос. История Алексея Леонова
Они сообщали, что неоднократно слышали сигналы из космоса, на которых различали стук человеческого сердца, сбивчивое дыхание, морзянку, просьбы о помощи и просто речь космонавтов, общающихся со станцией. Одной из жертв системы, тайными свидетелями гибели которого стали итальянцы, был А. Белоконов встречается вариант написания Белоконев. Орбита - крайне опасная и враждебная для человека среда. Подготовку показали, а результаты — нет, значит под железным занавесом прячут неудачу, значит космонавты погибли — так выглядела логическая цепочка событий для всех вовлеченных в космическую тему западных журналистов. На самом деле человек с таким именем существовал и с космонавтикой был связан, но ни одного полета не совершил, так как был испытателем оборудования. Более того, он жил и здравствовал почти 30 лет после описанной трагедии в космосе, еще в 70-х продолжал работать в Институте космической медицины. Умер в 1991 году. Иван Качур погиб из-за взрыва во время запуска в 1960 году По версии агентства «Рейтер» в число «нулевых» космонавтов вошел и коллега Алексея — Иван Качур, тоже испытатель оборудования, который специализировался на высотных испытаниях, где приходилось дышать кислородом под избыточным давлением. Западные СМИ утверждали, что космонавт погиб во время запуска баллистической ракеты осенью 1960 года, при взрыве. Погибшие собаки при неудачном старте в 1960.
Но на борту были лишь 2 собаки, они погибли. А испытатель оборудования Иван Качур на тот момент уже был уволен из Советской армии это событие датируется 28 апреля , вернулся в УССР, в родную Ивано-Франковскую область. Заводовского во время космического полета унесло в неизвестном направлении Еще один техник-испытатель Геннадий Заводовский по версии информационного агентства «Рейтер» затерялся в открытом космосе в 60-м. Причиной называют поломку системы ориентации космического корабля. И вместо того, чтобы приближаться к Земле корабль стал отдаляться. В открытом космосе может случиться все что угодно.
Один из вымпелов с надписями «СССР» со станции «Луна-2» ТАСС Успех «Луны-2» имел политический резонанс, и Советский союз не упустил возможности использовать его для напоминания о своем лидерстве в исследовании космоса. Станция несла пару шарообразных вымпелов из нержавеющей стали с надписями «СССР» на пятиугольных фрагментах. Планировалось, что при ударе о поверхность заряд, взорвавшись, разбросает эти таблички. В 1957 году, вскоре после запуска первого спутника, французский винодел Анри Мэр заключил пари с гостившим у него консулом СССР — он обещал подарить 1000 бутылок своего шампанского тому, кто увидит или сфотографирует обратную сторону Луны.
Эту задачу впервые в истории также решила советская станция — «Луна-3». Подготовка и реализация эксперимента сопровождалась рядом забавных историй, о которых вспоминали участники проекта. Однако к тому времени над СССР то и дело сбивали американские разведывательные шары со специальной фотоаппаратурой. Пленку из этих шаров-шпионов и было решено разрезать и разместить на станции «Луна-3» в бортовой аппаратуре «Енисей». В 1959 году Центр дальней космической связи в Евпатории, принимавший сигналы со всех советских межпланетных станций, только строился, поэтому сигнал с «Луны-3» принимался при помощи трофейной немецкой радиоантенны на горе Кошка в Симеизе. Когда стало ясно, что со станцией плохая связь, Сергей Королев велел своей команде срочное лететь из Москвы в Крым, для чего с международного рейса был снят новый Ту-104, и через 2 часа инженеры были на месте. Для получения изображений без помех были приняты беспрецедентные меры — по просьбе Королева «затих» весь Черноморский флот, а ГАИ перекрыла проезд машин вблизи обсерватории. Другая проблема была связана с магнитной пленкой, на которую принимался сигнал — ее не успели вовремя изготовить и доставить в Крым. Потом ее срочно самолетом доставили в Симферополь, а оттуда вертолетом в Симеиз. Поскольку посадочной площадки не было, нам эту пленку спускали на веревке, — вспоминал участник эксперимента Рудольф Бакитько.
Дело в том, что когда привезли пленку, у нас один товарищ, который занимался хозяйством, жег траву, и пламя перекинулось на деревянный туалет.
Контент доступен только автору оплаченного проекта Визуальное наблюдение Луны до эпохи телескопов История визуального наблюдения Луны до изобретения телескопа, роль этого метода в изучении Луны и формировании представлений о ней. Контент доступен только автору оплаченного проекта Подготовка российских космонавтов к высадке на Луну Информация о подготовке российских космонавтов к планируемой высадке на Луну, этапы и особенности тренировок и подготовки. Контент доступен только автору оплаченного проекта Планы и перспективы российской космонавтики после высадки на Луну Анализ планов и перспектив развития российской космонавтики после запланированной высадки на Луну, возможные проекты и направления исследований. Контент доступен только автору оплаченного проекта Подготовительные работы к первому полету российских космонавтов на Луну Обзор начала подготовительных работ к первому полету российских космонавтов на Луну в 2015 году, этапы и задачи подготовки.
Контент доступен только автору оплаченного проекта Заключение Описание результатов работы, выводов.
Главы государств даже обсуждали вопрос объединения усилий в освоении космоса и, в частности, изучении Луны. Проведение совместных исследований позволило бы сократить расходы и вместе с тем увеличить скорость реализации проектов, однако из-за политических разногласий США и СССР не стали объединять усилия. Лунные программы обеих стран почти не уступали друг другу по своему масштабу, объему вложенных средств и усилий со стороны ученых и конструкторов. В течение двух лет американцы усердно трудились. Они совершили несколько беспилотных запусков, а в 1968 году первый в истории облет Луны с экипажем на борту. Первым человеком, высадившимся на Луну, стал астронавт Нил Армстронг.
Затем было еще шесть запусков астронавтов к Луне.
Первый и последний на далекой Луне
Высокоосведомлённый в политике Госплана Пашков советовал: Развёртываете производство с расчётом не менее четырёх носителей в год, втягиваете в работу всех, кто только нужен, но по единому графику. А там выпустим ещё не одно постановление. Навряд ли кто-нибудь отважится закрыть работу таких масштабов. Будут успехи — деньги найдутся! Вовлекайте, не откладывая, как можно больше предприятий. Чтобы разобраться в проектных противоречиях Королёва, Челомея и Янгеля, Д.
По расчётам Мозжорина и его сотрудников, для безусловного обеспечения приоритета над США следует с помощью трёх Н-1 собрать на орбите у Земли ракетный комплекс в 200 тонн. Для этого будет нужно три ракеты Н-1 или двадцать ракет УР-500. В этом случае будет обеспечена посадка на Луну корабля массой в 21 тонну и возвращения к Земле корабля массой 5 тонн. Все экономические расчёты были в пользу Н-1. Таким образом, Н-1 стал главным перспективным носителем для реализации Советской лунной программы и, как оказалось позже, главной причиной её неудачи.
Объект-Е — ранние советские лунные зонды[ править править код ] Е-1 — столкновение с Луной. Четыре запуска. Е-1А — столкновение с Луной Луна-2. Е-2 — фотографирование обратной стороны Луны. Запуск был запланирован на октябрь-ноябрь 1958.
Е-2А — фотографирование обратной стороны Луны с помощью фотосистемы Енисей-2. Завершено Луна-3. Е-2Ф — отменено из-за проблем с фотосистемой Енисей-3. Запуск был запланирован на апрель 1960. Е-3 — фотографирование обратной стороны Луны.
Запуск в 1960. Е-4 — Атомный взрыв на поверхности Луны. Е-5 — выход на лунную орбиту. Был запланирован на 1960. Е-6 — мягкая посадка на Луну.
Е-7 — фотографирование поверхности Луны с орбиты. Реализация программы осуществлялась по тем же принципам, что и в США. На первых порах осуществлялись попытки достичь поверхности Луны с помощью АМС. С их помощью планировалось выполнить ряд важных прикладных задач: лучше понять физические свойства лунной поверхности; исследовать радиационную обстановку в ближнем космическом пространстве; отработать технологии создания средств доставки; продемонстрировать высокий уровень отечественной науки и техники. Однако, в отличие от американцев, часть работ, особенно тех, которые касались пилотируемого аспекта программы, была засекречена.
Неверная оценка НАСА базировалась на, собственно, американской же лунной программе, согласно которой облет Луны никогда не был самостоятельной целью и лишь предварял высадку на ее поверхности. В то же время, в Советском Союзе над этими двумя задачами до 1966 года работали два различных коллектива, из-за чего на момент, когда облет Луны уже был осуществлен, высадке на нее еще только предстояло стать реальностью. Королёв приступил к разработке собственной ракеты-носителя Н-1 для лунной миссии примерно в одно время с Челомеем — летом 1960 года, однако практически сразу у него произошел конфликт с главный конструктором ракетных двигателей Валентином Глушко, который вместе со своим ОКБ-456 перешел на сторону его конкурентов. Видя, что работы над Н-1 затягиваются, свои проекты ракеты для полета на Луну предложили так же Янгель и Челомей. Последний хотел на основе УР-500 создать сверхтяжелую ракету УР-700 с грузоподъемностью до 225 т, стоимость которой была значительно меньше, чем у королёвской Н-1. Проект Челомея поддержал Глушко, пообещавший разработать двигатель для новой ракеты.
Валентин Глушко — основоположник ракетного двигателестроения Глушко предложил в качестве топлива для нового двигателя РД-270, работы над которым начались 26 июня 1962 года, недавно синтезированный гептил [4] , работающий в паре с азотным тетроксидом АТ , благодаря чему такой двигатель был конструктивно проще других ЖРД [5]. Единственным его серьезным минусом была дороговизна компонентов топлива и их неэкологичность. Тем не менее, на стороне Челомея и Глушко на коллегии Минобщемаша выступил академик Келдыш, благодаря чему было получено добро на дальнейшую разработку двигателя РД-270, а, впоследствии, и ракеты УР-700. Задач подобного масштаба советская космонавтика до того еще не ставила — не смотря на то, что Челомей рассчитывал завершить проектирование ракеты-носителя за 4 года, после чего в 1965—1966 годах должны были состояться первые тестовые запуски, реально к моменту смерти Королёва проект так и не обрел материальное воплощение. Потребовалось сворачивание работ над ракетой Н-1, отмена запланированных запусков по программе «Восход» и объединение усилий сразу нескольких КБ, чтобы 27 июля 1967 года — вскоре после полета «Союза-1» — состоялся первый тестовый запуск прототипа будущего космического корабля ЛК-700. В чистом голубом небе хорошо было видно отделение первой ступени.
Все три ступени ракеты сработали нормально, и в целом пуск прошел отлично: лунный корабль был успешно выведен на орбиту... Только четвертый и пятый запуски, осуществленные, соответственно, 2 января и 10 марта 1968 года, закончились облетом спутника и, не смотря на то, что один из возвращаемых аппаратов из-за сбоя в системе навигации был подорван, чтобы избежать попадания на территорию иностранного государства, были признаны успешными, после чего начались испытания лунного корабля с космонавтами на борту. Лунный корабль Челомея принципиально отличался от разрабатываемого в ОКБ-1 проекта корабля «Союз 7К-ЛОК» — если по замыслу Королёва космонавт на окололунной орбите должен был через открытый космос перебираться из кабины в спускаемый аппарат, который бы доставил его на поверхность Луны, а после возвращения на орбиту точно так же возвращаться на корабль, то ЛК-700 был рассчитан на старт непосредственно с поверхности Луны, в связи с чем его называли не «спускаемым» а «возвращаемым». Многим такое решение казалось чрезвычайно смелым, однако оно позволяло значительно снизить риск гибели космонавта. Ракета УР-700 7 мая «Союз-4» вышел на околоземную орбиту — фактически, это был уже совершенно иной по конструкции корабль, чем предыдущие «Союзы», однако из-за того, что они относились к одной серии ЛК, старое название продолжало использоваться. Его командиром был Владимир Комаров, для которого этот полет стал вторым в карьере, а бортинженером — Пётр Колодин.
Полет продолжался 4 дня — космонавты успешно проверили работу всех систем, а Колодин дважды вышел в открытый космос, однако при посадке отказала автоматика и Комарову пришлось сажать корабль в ручном режиме. По счастью, посадка прошла удачно — опыт Комарова позволил сохранить жизнь экипажу, не смотря на то, что «Союз-4» сел в нерасчетной точке. Успех миссии убедил Челомея в возможности переноса испытаний с околоземной орбиты на окололунную. Тестовые запуски в июне и июле показали надежность ракеты УР-700 — никаких внештатных ситуаций не наблюдалось и 10 сентября руководство решилось запустить в космос «Союз-5» с космонавтами Валентином Бондаренко и Ириной Соловьёвой, которая стала первой женщиной, вышедшей в открытый космос. Полет, в ходе которого тестировался в том числе и скафандр для предстоящей лунной высадки «Кречет», продолжался 10 суток, после чего состоялась «генеральная репетиция» высадки. Челомею удалось доказать, что новая ракета отличается гораздо большей надежностью и мощностью по сравнению с предыдущими разработками — в результате Совет министров принял его предложение назначить первый пилотируемый полет на Луну корабля «Союз-7» на 2 апреля 1969 года.
Первые люди на Луне Алексей Леонов выходит на лунную поверхность Старт состоялся в 10 часов 34 минут по московскому времени — все три ступени отработали в штатном режиме и уже на втором часу полета аппарат «Союз-7», разогнавшись до второй космической скорости, взял курс на Луну. В 14 часов 16 минут 5 апреля корабль достиг Луны — включился тормозной блок, начался выход на окололунную орбиту. На следующий день в 17 часов 07 минут произошло сбрасывание тормозного блока и возвращаемый аппарат приступил к снижению, постепенно убавляя давление газа в двигателе, чтобы обеспечить мягкую посадку. В течение всего пребывания экипажа на Луне они постоянно вели радиопереговоры с Байконуром — непосредственно во время высадки с космонавтами поддерживал связь Гагарин, что побудило Леонова произнести сразу после прилунения слова «Ну все, приехали! Около двух часов потребовалось космонавтам на подготовку к выходу на лунную поверхность и только в 19 часов 18 минут Леонов выбрался из кабины — 11 минут ушло на разгерметизацию шлюзового отсека, включение камеры на борту аппарата и спуск по лестнице, прежде чем нога человека впервые коснулась поверхности Луны на территории Океана Бурь. При этом Леонов, перефразируя знаменитую фразу Циолковского, произнес:«Человечество наконец-то шагнуло за пределы своей колыбели!
Через 15 минут после того, как Леонов обеими ногами ступил на поверхность Луны, из кабины стал выбираться и Макаров. Скафандры «Кречет» были рассчитаны на 10 часов работы вне корабля, поэтому космонавтам приходилось действовать быстро — ими были проведены фотографирование места посадки возвращаемого аппарата, сборы образцов лунного грунта, установка советского флага, а так же вымпела из нержавеющей стали. Благодаря точной работе Леонова и Макарова при посадке, «Союз-7» прилунился примерно в 85 метрах от аппарата «Луноход-1» — после того, как основные цели экспедиции были выполнены, космонавты направились к нему, удалившись на максимальное расстояние от возвращаемого аппарата. Всего на поверхности Луны космонавты пробыли 113 минут, после чего вернулись в кабину корабля.
А в 6 часов 4 января 1959 года станция прошла наиболее близкую к Луне 5-6 тысяч километров точку своей траектории. Как уже было сказано, АМС не достигла Луны. Причина, по которой станция не добралась до поверхности Луны, связана с ошибкой, закравшейся в циклограмму полёта: при команде на отсечку двигателя третьей ступени, которая выдавалась с Земли, не было учтено время прохождения сигнала от командного пункта до станции. Но миссия «Луны-1» позволила понять и отработать технологию полета к естественному спутнику Земли для последующих космических аппаратов.
Всего комплекс "Л-3" вмещал двух космонавтов, но только один из них должен был оказаться на поверхности, в то время как американская миссия предусматривала вывод на орбиту комплекса с тремя астронавтами и высадку на поверхность двух из них. Люди, базы и челнок Развитие лунной программы в 1970—1985 годах предполагало создание сети обитаемых баз в разных районах естественного спутника Земли, проведение там научных экспериментов и обеспечение транспортной связи. К началу 1970-х годов СССР собирался "обеспечить достаточно продолжительное пребывание космонавтов на Луне примерно 15—20 суток с тем, чтобы можно было провести необходимый объем работ по исследованию района посадки, приобретения опыта проведения человеком различных исследовательских работ и т. Искусственные спутники и автоматические станции были нужны для решения самостоятельных научных задач и обслуживания обитаемых станций. Эти средства "должны функционировать как во время пребывания экспедиций на Луне, так и между экспедициями, и создание их должно быть предусмотрено в начале 70-х годов", уточняется в отчете. В частности, спутники на орбите Луны могли создать карты, изучить строение и состав пород поверхности, обеспечить связь между удаленными базами. Часть этих задач должен был решить тяжелый спутник. На поверхность Луны СССР хотел доставить передвижные, астрономические, гелиографические, геофизические и связные станции в 1972—1975 годах, причем вес фототелескопов мог достигать 580 кг, а диаметр планетных телескопов — от 500 мм до 1,5 м. Все это, убеждены авторы отчета, позволило бы исследовать планеты и их атмосферы, вести метеорологические исследования. Для пилотируемых экспедиций предлагалось создать ракетно-космический комплекс "Л-3М" модернизация "Л-3" , который сможет находиться на Луне до 20 суток, и начать его эксплуатацию с 1973 года. По задумке, комплекс состоял из двух частей — посадочной в составе экипажа три человека и орбитальной экипаж — два человека. Выводить его на орбиту должна была ракета-носитель "Н-1". Одна из главных задач для обеспечения жизнедеятельности лунных баз — транспортное сообщение. Она могла решиться с помощью многоразовых транспортных кораблей, которые смогли бы летать по трассе между орбитами около Луны, то есть "выполнять роль парома". Для полета на Землю, считают ученые, могли бы использоваться многоразовые "челночные корабли", с помощью которых можно было бы доставлять как грузы, так и членов экипажа. Реализованные миссии Первая автоматическая станция на естественный спутник Земли "Луна-1" была запущена 2 января 1959 года.
«Луна-25»: почему разбилась первая российская лунная станция и что нужно знать о миссии
Первый человек в космосе, первый длительный полет, первый выход человека в космическое пространство — вплоть до конца 1960-х годов СССР в космосе был первым. Не исключением была и программа исследования Луны. Фото: Общественное достояние Лунная программа Советского Союза началась в конце 1950-х. Станция достигла второй космической скорости. Предполагалось, что станция «попадет» в Луну.
Увы, попасть в спутник Земли не удалось. Управление спутником предполагало, что команды оператора выполняются мгновенно, а расстояние до Луны немного больше 1 световой секунды. Ионные ловушки и счетчик частиц позволили дать оценку силе солнечного ветра, было обнаружено отсутствие магнитного поля Луны. Станция впервые напрямую измерила величину солнечного ветра.
Она достигла поверхности Луны 14. Собственная работа, общественное достояние 4 октября 1959 года была запущена АМС «Луна-3».
Успех миссии Нелюбова склонил чашу весов на сторону конструктора — 10 февраля 1962 года на орбиту был выведен корабль «Восток-4» с космонавтом Андрияном Николаевым на борту, а затем, с интервалом в сутки, состоялись запуски «Востока-5» и «Востока-6», пилотируемых Павлом Поповичем и Валерием Быковским. Между ними и Байконуром поддерживалась радиосвязь, на Землю впервые передавалось изображение космонавтов, а сами Николаев, Попович и Быковский во время полета освобождались от кресел и свободно перемещались по кабинам в условиях невесомости. Одновременно с 15 июля 1961 года шел процесс подготовки женского отряда космонавтов, инициатором создания которого были генерал Каманин и главнокомандующий ВВС Голованов. Она пробыла в космосе до 10 декабря, в то время как полет Волынова продлился 10 суток, что позволило установить новый рекорд длительности пребывания на орбите.
Программа «Меркурий» 1-й ряд: Ширра и Шепард 2-й ряд: Гленн, Карпентер и Слейтон 3-й ряд: Купер и Гриссом В начале 1958 года в США началась работа над собственной программой пилотируемых космических полетов, получившей название «Меркурий». Поначалу для запуска первого астронавта предполагалось использовать ракету Вернера фон Брауна «Юпитер», однако после тестовых испытаний было принято решение отказаться от нее в пользу более легкого и дешевого «Редстоуна». Из-за его малой грузоподъемности, масса и габариты кабины пилотируемой капсулы «Меркурий» были крайне ограничены и существенно уступали по техническому совершенству советским кораблям «Восток». Отбор кандидатов в первый отряд астронавтов начался в ноябре — астронавтом мог стать лишь пилот реактивного самолета с высшим техническим образованием в возрасте от 25 до 40 лет и ростом не более 180 см. Original Seven или «Великолепная семерка» англ. Magnificent Seven.
Самым старшим из них был Джон Гленн, которому на момент отбора исполнилось 37 лет, а самым молодым — 32-летний Гордон Купер. С 27 апреля астронавты начали тренировки в Исследовательском центре Лэнгли. Тренировки включали теоретические занятия по астрономии, небесной механике и навигации, а так же упражнения на тренажерах и подводное плавание для имитации состояния невесомости. Каждый астронавт специализировался на определенной технической дисциплине: Гордон Купер и Дональд Слейтон занимались ракетами-носителями и стартовым оборудованием, Скотт Карпентер — системами связи и навигации, Джонн Гленн — оборудованием кабины корабля, Вирджилл Гриссом — системами управления полетом, Уолтер Ширра — системами жизнеобеспечения и скафандрами, а Алан Шепард — системами слежения и спасения. Первым в космос предстояло полететь именно Шепарду, как показавшему высочайший профессионализм среди семерки. Фотография Земли с борта корабля «Меркурий-Редстоун-3» Первые суборбитальные полеты Полет Гагарина спутал все планы НАСА — запуск первых пилотируемых кораблей в рамках программы «Меркурий» должен был состояться в мае 1961 года, однако президент Кеннеди потребовал перенести сроки, чтобы сократить отставание от СССР.
Не смотря на возражения НАСА, которое опасалась неудачи после проблем, возникших во время полета шимпанзе Хэма 31 января, полет Шепарда перенесли на 24 марта. В отличие от полета Гагарина, ему предстояло стать суборбитальным, т. Старт ракете «Меркурий-Редстоун-3» был дан с мыса Канаверал и уже через 8 минут 23 секунды полет завершился в водах Атлантического океана. Шепард поднялся на высоту 183 км и пролетел 375 км над Землей, при этом состояние невесомости длилось не более 2 минут. Таким образом, он стал вторым человеком, побывавшим в космосе, однако после этого Вернер фон Браун потребовал взять паузу для доработки ракеты — полет Вирджила Гриссома состоялся лишь 21 июля, через 4 месяца после Шепарда, при этом он так же был суборбитальным и чуть не закончился трагедией, т. Полеты на орбите Поскольку мощностей «Редстоуна» не хватало для выведения корабля на околоземную орбиту, было принято решение в предстоящем пилотируемом орбитальном полете использовать ракету-носитель «Атлас».
Первые испытания прошли 29 июля 1960 года и окончились полным провалом — ракета взорвалась через минуту после старта. Лишь после этого удалось устранить все ошибки в расчетах космического аппарата и провести два успешных запуска, в одном из которых в качестве пассажира участвовал шимпанзе Энос. Старт космического корабля «Меркурий-Атлас-6» астронавта Джона Гленна 20 февраля 1962 года состоялся первый орбитальный полет американского астронавта, который совершил Джон Гленн. Гленн три раза облетел вокруг Земли и через 4 часа 43 минуты после старта приземлился севернее острова Гаити, что стало первым случаем посадки человека внутри космического аппарата после возвращения с орбиты, тогда как все советские космонавты в рамках программы «Восток» катапультировались перед приземлением. В 1962 году прошли еще два успешных орбитальных полета Скотта Карпентера и Уолтера Ширра, а 15—16 мая 1963 года Гордон Купер на борту корабля «Меркурий-Атлас-9» находился в космосе свыше 34 часов, после чего было объявлено об окончании программы «Меркурий». Не смотря на то, что США сумели вывести своих астронавтов на орбиту, их отставание от Советского Союза стало еще более очевидным — если первый американский искусственный спутник Земли был запущен на 4 месяца позже советского, то первый орбитальный полет астронавта отставал от полета Гагарина более чем на год.
Чтобы восстановить пошатнувшийся престиж Штатов, президент Кеннеди 25 мая 1961 года в выступлении перед Конгрессом поставил цель высадить первого человека на Луну до конца десятилетия, открыв тем самым начало Лунной гонке. Программа «Восход» Выступление Кеннеди вызвало острые дискуссии в руководстве СССР о перспективах развития космонавтики — неожиданно многие военные, лидером которых был маршал Захаров, высказали сомнения в перспективах мирного освоения космоса. Королёву пришлось отстаивать свою идею сооружения орбитальной космической станции и осуществления лунной миссии, и лишь поддержка Берии не дала умереть этим проектам. Королёву предстояло разработать принципиально новый космический корабль, который мог бы выполнять сложные маневры на околоземной орбите, а впоследствии и доставить космонавтов к Луне не позднее 1967—1968 годов. Важным новшеством корабля стало то, что он проектировался для космического экипажа из двух человек и, в перспективе, должен был служить в т. Запуск беспилотного прототипа корабля «Восход» состоялся 9—11 февраля 1964 года, однако он окончился неудачей, т.
Масса спутника составила 240 килограмм, а сам спутник был оснащен научно-исследовательской аппаратурой. За это время было совершено 460 оборотов вокруг Луны и произошло 219 сеансов радиосвязи спутника с Землей, во время которых была получена информация о гравитационном и магнитном полях Луны, магнитном шлейфе Земли, а также некоторые данные о химическом составе и радиоактивности поверхностных пород Луны.
Они стали первыми людьми, побывавшими на спутнике Земли. Всего с 1969-го по 1972 год на Луне побывали 12 американских астронавтов.
Следующая высадка человека на Луну в рамках разрабатываемой NASA программы «Артемида» состоится не ранее 2025 года — пока что новый лунный корабль «Орион» совершил один испытательный полет без экипажа на борту и готовится к первому пилотируемому облету Луны.
Первый и последний на далекой Луне
С четвертой попытки СССР запустили станцию «Луна-1» – она стала первым космическим кораблем, покинувшим земную орбиту (но, правда, пролетела мимо Луны). «Аполлон», была ответом на успехи в космосе Советского Союза. СССР действительно запускал к Луне беспилотные аппараты "Зонд" для отработки лунного полёта. Была даже назначена предварительная дата первого полёта человека к Луне — 8 декабря 1968 года.
Тайны «Мечты». Как Советский Союз целился в Луну
Самым страшным стал 1967 год, когда на старте погибла из-за пожара в кабине вся команда «Аполлона-1» и скончался при неудачном приземлении «Союза-1» Владимир Комаров. Эти трагедии, безусловно, повлияли на последующие запуски и запомнились участникам космических программ того времени на всю жизнь. Но если наши космонавты всегда работали в атмосфере строжайшей секретности, то в Штатах жизнь многих астронавтов и членов их семей превращалась в подобие популярного реалити-шоу. Так, через несколько месяцев после успешной стыковки корабля Gemini-8 с ракетой Agena будущему «первому человеку на Луне» Нилу Армстронгу вместе с его коллегой Диком Гордоном довелось поучаствовать в 24-дневном «турне доброй воли» по странам Латинской Америки. Делегация преодолела свыше 80 тыс. Везде, куда бы ни приезжали астронавты, на улицы высыпали тысячи людей, желающих увидеть их вблизи. Повсюду в Латинской Америке встреченные ими люди были «непринужденными, дружелюбными и очень добросердечными». Жизнь Нила Армстронга » Материал по теме Познавательно Человек на Луне Первая стыковка советских пилотируемых кораблей на околоземной орбите состоялась только в январе 1969-го — через три года после смерти основоположника отечественной космической программы Сергея Королёва.
Эту искусственную комету видели люди во многих странах. А в 6 часов 4 января 1959 года станция прошла наиболее близкую к Луне 5-6 тысяч километров точку своей траектории. Как уже было сказано, АМС не достигла Луны. Причина, по которой станция не добралась до поверхности Луны, связана с ошибкой, закравшейся в циклограмму полёта: при команде на отсечку двигателя третьей ступени, которая выдавалась с Земли, не было учтено время прохождения сигнала от командного пункта до станции.
Глушко , а в 1974 г. Тогда же прекратили работу над проектированием обитаемой лунной колонии «Звезда» её планировали создать в 1980-е. Всё это требовало огромных денег и сил, и тратить их на второе место руководству страны и космической программы не хотелось. Средства направили на проектирование орбитальных станций и автоматизированных аппаратов. Изучение Луны, таким образом, полностью предоставили технике. После «Луны-16» ещё дважды советские станции забирали лунный грунт. В 1970 и 1973 гг. Эти аппараты исследовали химический состав грунта и особенности ландшафта Луны, фотографировали её поверхность. Американцы тем временем продолжали высаживаться на естественный спутник Земли на «Аполлонах». Но обе стороны за несколько лет исчерпали возможности существовавших технологий, и фактически изучение Луны при помощи аппаратов, способных прилуниться с людьми или без прекратилось к середине 1970-х и не возобновлялось много лет.
В ночь с 20-го на 21 июля 1969 года члены экипажа миссии «Аполлон-11» Нил Армстронг и Базз Олдрин высадились на поверхности Луны. Они стали первыми людьми, побывавшими на спутнике Земли. Всего с 1969-го по 1972 год на Луне побывали 12 американских астронавтов.
Кто был первым на Луне и как надо летать в космос?
Согласно предварительному отчету, первостепенной задачей СССР был облет естественного спутника человеком и возвращение на Землю, исследование физических свойств Луны и съемка ее поверхности. Планировалось, что советский человек водрузит на Луне флаг уже в 1968 году. А технической трансляцией репортаж о высадке на Луне был назван в СССР потому, что для масс советских телезрителей начальством в СССР не предназначался. Первый советский пилотируемый полет в сторону Луны.
Были ли люди на Луне?
На долгом пути человека к звездам ровно 57 лет назад произошло событие — мало заметное, но очень значимое — советская автономная межпланетная станция «Луна — 1» первой из земных космических аппаратов достигла «окрестностей» Луны. Однако, Советский Союз, запустивший в космос первый искусственный спутник Земли и первого человека, так и не смог осуществить пилотируемый полёт к Луне и проиграл к концу 1960-х годов т.н. «лунную гонку», уступив пальму первенства американцам. 14 сентября 1959 года советская межпланетная станция попала в Луну, став первым аппаратом, достигшим поверхности спутника Земли. Эту картину, ставшую первым фантастическим фильмом в истории СССР, в 1924 году снял легендарный советский режиссер Яков Протазанов. Кстати, именно после приземления «Аполлона -11» на Луне Кондратюка реабилитировали в СССР. Первый полет человека в космос был совершен на корабле «Восток-1» массой почти 5 тонн.
«Поехали!»: как проходил первый полет человека в космос
Именно он собирал все необходимую и неизвестную доселе информацию о Луне: на корпусе были расположены магнитометр, «ловушки» метеорных частиц, блок тепловых датчиков и другие приспособления. Проанализировав все данные со спутника, ученые пришли к выводу, что поле тяготения Луны несимметрично, а сам спутник имеет не шарообразную, а скорее грушевидную форму. Это открытие вызвало большой интерес ученых по всему свету. Кроме того, в результате исследования было окончательно определено соотношение масс Луны и Земли: оно составило 1 к 81,3. А установленные на борту спутника высокочувствительные магнитометры позволили сделать новые выводы о магнитном поле Луны. Измерения показали, что это поле значительно слабее земного и обусловлено влиянием солнечного излучения, космических лучей и периодического магнитного шлейфа Земли.
Кроме того, установленные на обшивке датчики позволили прийти к выводу, что вокруг Луны существует метеоритное облако из захваченных гравитационным полем частиц. А благодаря спектрометрам гамма-излучения ученые пришли к выводу, что основными породообразующими элементами лунной поверхности являются кислород, магний, алюминий и кремний.
Американцы занялись тщательной разработкой лунной программы. Они тестировали свои «Аполлоны» на земле и на орбите, а советские ракеты-носители и лунные модули проверяли на деле, и испытания были неуспешными. Таким образом, тактика американцев оказалась результативнее. Их целью было высадить первого человека на Луну.
Так американцы хотели доказать свое превосходство в ракетных технологиях. Американская лунная программа была провозглашена самим президентом США Джоном Кеннеди осенью 1961 года. Главы государств даже обсуждали вопрос объединения усилий в освоении космоса и, в частности, изучении Луны.
Вообще-то, сначала планировалась отработка экипажем всех элементов полёта к Луне на орбите ИСЗ, но лунный спускаемый аппарат лунная кабина ещё не был готов. Поэтому было решено сначала совершить облёт Луны на орбитальном модуле. По некоторым сведениям, именно этот полёт стал решающим в замораживании руководством СССР собственной лунной программы: стало очевидным теперь уже наше отставание от американцев. Экипаж «Аполлона-9» Джемс А. Макдивитт, Дэвид Р.
Скотт, Рассел Л. Швейкарт в марте 1969 года совершил на околоземной орбите все манёвры, связанные с расстыковкой и стыковкой модулей, переходом астронавтов из одного отсека в другой через герметичный стык без выхода в космос. А «Аполлон-10» Томас П. Стаффорд и Джон У. Янг — для обоих это был третий полёт в космос, Юджин А. Сернан в мае 1969 года выполнил всё то же самое, но уже на окололунной орбите! Орбитальный командный отсек совершил 31 оборот вокруг Луны. Лунная кабина, отстыковавшись, выполнила вокруг Луны два самостоятельных оборота, спустившись до высоты 15 км над поверхностью спутника!
В общем, были выполнены все этапы полёта на Луну, кроме, собственно, высадки на неё. Первые люди на Луне «Аполлон-11» командир корабля — Нейл Алден Армстронг, пилот лунного модуля — Эдвин Юджин Олдрин, пилот орбитального модуля — Майкл Коллинз; для всех троих это был второй полёт в космос стартовал с мыса Канаверал 16 июля 1969 года. После проверки бортовых систем, в течение полутора витков по околоземной орбите, была включена третья ступень и КК вышел на траекторию полёта к Луне. Этот путь занял порядка трёх суток. Конструкция «Аполлона» требовала одного серьёзного манёвра в ходе полёта. Орбитальный модуль, состыкованный с лунной кабиной своей хвостовой частью, где располагался маршевый двигатель, был отстыкован, совершил разворот на 180 градусов и пристыкован к лунной кабине носовой частью. После чего от перестроенного таким образом КК была отделена отработавшая третья ступень. По той же схеме проходили и остальные шесть полётов на Луну.
При подлёте к Луне астронавты включили маршевый двигатель орбитального командного модуля для торможения и перехода на окололунную орбиту. Затем Армстронг и Олдрин перебрались в лунный модуль, который вскоре был отстыкован от орбитального отсека и вышел на самостоятельную орбиту искусственного спутника Луны, выбирая место для посадки. Через шесть с половиной часов, после облачения в скафандры и разгерметизации лунного отсека, Нейл Армстронг первым из людей ступил на поверхность Луны. Именно тогда он и сказал свою знаменитую фразу. Прямая телевизионная трансляция с поверхности Луны велась на сотни государств мира. За ней наблюдали 600 миллионов человек из тогдашнего населения планеты в 3,5 млрд. СССР это событие проигнорировал. Поскольку небо чёрное, можно было вообразить, что находишься на усыпанной песком спортивной площадке ночью, под лучами прожекторов.
Ни звёзд, ни планет, за исключением Земли, не было видно», — описывал свои впечатления Армстронг. Примерно то же он сказал в телекамеру и вскоре после выхода на поверхность: «Словно высокогорная пустыня в Соединённых Штатах. Неповторимая красота! В грунт я погружаюсь всего на какую-то одну восьмую дюйма, но я вижу следы моих ног». Когда Олдрин вставлял в грунт шест, ему казалось, что шест входил во что-то сырое». Впоследствии эти «земные» сравнения стали использоваться скептиками для подтверждения мысли, будто астронавты не были на Луне. Вернувшись в лунную кабину, астронавты подкачали кислород, сняли скафандры и после отдыха стали готовиться к взлёту. Отработанная посадочная ступень была отстыкована, и теперь лунный модуль состоял из одной взлётной ступени.
Общее время пребывания астронавтов на Луне составило 21 час 37 минут, из них вне лунной кабины астронавты пробыли всего лишь немногим больше двух часов. На орбите лунный отсек присоединился к основному, пилотируемому Майклом Коллинзом. Ему была уготована самая незавидная, но и самая безопасная роль в лунной экспедиции — кружиться на орбите, дожидаясь своих коллег. Перейдя в орбитальный отсек, астронавты задраили переходный люк и отстыковали то, что оставалось от лунной кабины. Теперь КК «Аполлон-11» представлял собой один основной блок, который и взял курс на Землю. Обратный путь был короче пути на Луну и составлял всего двое с половиной суток — упасть на Землю легче и быстрее, чем с неё улететь. Вторая высадка на Луну состоялась 19 ноября 1969 года. Члены экипажа «Аполлона-12» Чарльз Питер Конрад третий полёт в космос; всего он совершил их четыре и Алан Лаверн Бин пробыли на поверхности Луны 31 час с половиной, из них вне КК 7,5 часов за два выхода.
Помимо установки научных приборов, астронавты демонтировали для доставки на Землю ряд приборов с американского автоматического космического аппарата АКА «Сервейор-3», опустившегося на поверхность Луны в 1967 году. Рейс «Аполлона-13» в апреле 1970 года оказался неудачным. В полёте произошла серьёзная авария, возникла угроза выхода из строя СЖО. Вынужденно отменив высадку на Луну, экипаж «Аполлона-13» совершил облёт нашего естественного спутника и по той же эллиптической орбите вернулся на Землю. Командир корабля Джеймс Артур Ловелл стал первым человеком, дважды слетавшим к Луне правда, на её поверхности ему так и не суждено было побывать. Это, кажется, единственный полёт на Луну, на который Голливуд откликнулся художественным фильмом. Удачные полёты не привлекли его внимания. Едва не случившаяся катастрофа с «Аполлоном-13» заставила уделить повышенное внимание надёжности всех бортовых систем КК.
Следующий полёт по лунной программе состоялся только в 1971 году. Они дважды выходили на лунную поверхность каждый раз — более четырёх часов , а общее время пребывания модуля «Аполлона-14» на Луне составило 33 часа 24 минуты. Астронавты впервые использовали механическое средство передвижения по Луне — «лунный автомобиль» — платформу с электромотором мощностью всего 0,25 лошадиной силы. Астронавты совершили три экскурсии общей продолжительностью 18 часов 35 минут и проехали по Луне 27 километров. Общее время пребывания на Луне составило 66 часов 55 минут. Перед стартом с Луны астронавты оставили на её поверхности телекамеру, работавшую в автоматическом режиме. Она передала на экраны земного телевидения момент взлёта лунной кабины. Для Янга это был второй полёт к Луне, но первая высадка на неё всего Янг совершил шесть полётов в космос.
Почти трое суток КК пробыл на Луне. За это время было совершено три экскурсии общей продолжительностью 20 часов 14 минут. Последними на сегодняшний день людьми, побывавшими на Луне, 11-14 декабря 1972 г. Экипаж «Аполлона-17» поставил целый ряд рекордов: пробыл на Луне 75 часов, из них 22 часа вне КК, проехал по поверхности ночного светила 36 км и привёз на Землю 110 кг образцов лунных пород. К этому моменту общая стоимость расходов по программе «Аполлон» превысила 25 млрд. Намеченные полёты на «Аполлонах-18, -19 и -20» были отменены. Из трёх оставшихся РН «Сатурн-5» одна вывела в 1973 году на орбиту ИСЗ единственную американскую орбитальную станцию «Скайлэб», две другие стали музейными экспонатами. Ликвидация программы «Аполлон» и отмена некоторых других амбициозных проектов в частности, пилотируемого полёта на Марс стали разочарованием для Вернера фон Брауна, в 1970 году ставшего заместителем директора НАСА по планированию космических полётов, и, возможно, ускорили его смерть.
Стимулировав вначале старт лунных программ США и СССР, «холодная война» затем направила развитие космических технологий в узкое русло гонки вооружений. Казалось, мир неудержимо катится к «звёздным войнам» в околоземном пространстве. Эпоха космической романтики и покорения пространств отходила в прошлое… 5. Откуда сомнения? По прошествии нескольких лет стали высказываться сомнения: а правда ли американцы высаживались на Луне? Ныне существуют уже достаточно большой пласт литературы и богатая фильмотека, доказывающие, что программа «Аполлон» была грандиозной мистификацией. При этом среди скептиков есть две точки зрения. Согласно одной, в рамках программы «Аполлон» вообще не производилось никаких космических полётов.
Астронавты всё время оставались на Земле, а «лунные кадры» снимались в особой секретной лаборатории, созданной специалистами НАСА где-то в пустыне. Более умеренные скептики признают возможность осуществления американцами реальных облётов Луны, однако сами моменты высадки считают фальшивкой и киномонтажем. Приверженцы этой сенсационной гипотезы разработали подробную аргументацию. Наиболее сильным доводом, по их мнению, является то, что на кадрах высадки астронавтов на Луну лунная поверхность выглядит не так, как опять же, по их разумению она должна была бы выглядеть. Так, они считают, что на снимках должны быть видны звёзды, так как на Луне нет атмосферы. Обращают внимание и на то, что на некоторых снимках, якобы, положение теней указывает на очень близкое, в пределах нескольких метрах, расположение источника света. Отмечают также чрезмерно близкую и как бы обрезанную линию горизонта. Следующая группа аргументов связана с «неправильным» поведением материальных тел.
Во время одного из парашютных прыжков Павел получил винтовой перелом обеих костей ноги. Его привезли в госпиталь. Рентгенолог растерялась и, выкручивая объектив аппарата, уронила его прямо на раздробленные кости. И все. Он был человеком огромной выдержки. Только через год после этого перелома Беляев добился возвращения к полноценным тренировкам. Космический корабль «Восход-2» стартовал 18 марта 1965 г.
Чтобы расположить экипаж из нескольких человек, на кораблях типа «Восход» пришлось отказаться от катапультных кресел, что делало невозможным спасение космонавтов в первые 40 секунд полета при аварии ракеты-носителя. Риск был настолько велик, что после двух пилотируемых пусков корабли этого типа больше не использовались. Леонов вспоминал, что уже после завершения полета Королев признался: Когда я вас отпустил, остался на стартовой площадке, мне стало страшно. Подумал: «Что я сделал? Послал сыновей своих! Эта ошибка позволила установить экипажу официальный мировой рекорд высоты полета человека 497,7 км , но при отказе тормозного двигателя шансов выжить у космонавтов не оставалось. Оба космонавта были облачены в скафандры «Беркут» мягкого типа.
Позже Леонов рассказал, что в разговоре с ним после приземления Беляев признался, что один на Землю он не вернулся бы. Справка: Масса скафандра «Беркут» — 20 кг, масса ранца с автономной системой жизнеобеспечения — 21,5 кг. Запаса кислорода в баллонах ранца хватало на 45 минут. Резервная система подачи кислорода была смонтирована в шлюзовой камере и соединялась со скафандром с помощью шланга. При подключении внутри корабля обеспечивалась работа скафандра в течение 4 часов. Выход в открытый космос начался через 1 час 35 минут после старта, когда корабль пролетал над Египтом. В открытом космическом пространстве Леонов оказался над Черным морем.
В этот момент Беляев доложил по радиосвязи: Внимание! Человек вышел в космическое пространство! Много раз Леонов отмечал, что его поразила тишина, в которой он ясно слышал биение собственного сердца. Картина космической бездны, которую я увидел, своей грандиозностью, необъятностью, яркостью красок и резкостью контрастов чистой темноты с ослепительным сиянием звезд просто поразила и очаровала меня. В довершение картины представьте себе — на этом фоне я вижу наш советский корабль, озаренный ярким светом солнечных лучей. Когда я выходил из шлюза, то ощутил мощный поток света и тепла, напоминающий электросварку. Надо мной было черное небо и яркие немигающие звезды.
Солнце представлялось мне как раскаленный огненный диск. Связь работала устойчиво. Леонов успешно произвел съемку кинокамерой С-97, а вот применить портативный фотоаппарат «Аякс», предоставленный КГБ, не смог.
Первый и последний на далекой Луне
Поэтому первыми людьми, облетевшими Луну, стали американцы, а Советский Союз вплоть до середины 80-ых годов вообще публично отрицал факт существования советских программ пилотируемых полетов на Луну, хотя мало-мальски грамотные советские граждане. Так Советский Союз остался позади в «лунной гонке» — ведь высадка человека является самым грандиозным её свершением. А технической трансляцией репортаж о высадке на Луне был назван в СССР потому, что для масс советских телезрителей начальством в СССР не предназначался. Командир корабля Джеймс Артур Ловелл стал первым человеком, дважды слетавшим к Луне (правда, на её поверхности ему так и не суждено было побывать).