Операция «Концерт» — операция советских партизан, проводившаяся с 19 сентября по конец октября 1943 год, известна как второй этап операции «Рельсовая война» и совпавшая с осенним наступлением Красной Армии. вторая фаза «рельсовой войны», она продолжится до 1 ноября. Ее продолжением стала операция «Концерт», проведенная с 19 сентября по конец октября 1943 года. Рельсовый «Концерт» должен был начаться 19 сентября, но доставку взрывчатки осложняли плохие метеоусловия, и старт операции перенесли на 25-е число. «Концерт» – это условное наименование операции, проведённой в ходе Великой Отечественной войны советскими партизанами с 19 сентября по конец октября 1943 г.
Великая Отечественная война, 19 сентября 1943 год - начало партизанской операции «Концерт»
- Великая Отечественная война, 19 сентября 1943 год - начало партизанской операции «Концерт»
- Наш календарь
- Какую роль в Великой Отечественной сыграла операция «Рельсовая война»
- 19 сентября 1943. Операция «Концерт»
- Telegram: Contact @dulkin16
- Содержание
19 сентября 1943 началась операция «Концерт»
В операции «Концерт» участвовали 193 партизанских формирования Белоруссии, Прибалтики, Карелии, Крыма, Ленинградской и Калининской областей. Советским войскам предстояла битва за Днепр, наступление на смоленском и гомельском направлениях, и руководство понимало важность задачи партизанского движения...
В 1943 году партизанское движение сконцентрировалось на ударах по железнодорожным коммуникациям немцев.
Удачно проведенная операция «Рельсовая война» способствовала разработке дальнейших действий по уничтожению железнодорожных путей противника. В период с 19 сентября по конец октября 1943 года была проведена операция «Концерт». В ней участвовало 193 партизанских формирования Белоруссии, Прибалтики, Карелии, Крыма, Ленинградской и Калининской областей.
Советским войскам предстояла битва за Днепр, наступление на смоленском и гомельском направлениях, и руководство страны понимало важность задачи партизанского движения. Основные массовые диверсии начались 25 сентября. Разгромив немецкую охрану, партизаны начали разрушать и минировать железные дороги противника.
Часть отрядов приступила к операции еще раньше. Белорусские партизаны уже в ночь на 19 сентября подорвали порядка 20 тысяч рельсов.
Удачно проведенная операция «Рельсовая война» способствовала разработке дальнейших действий по уничтожению железнодорожных путей противника. В период с 19 сентября по конец октября 1943 года была проведена операция «Концерт». В ней участвовало 193 партизанских формирования Белоруссии, Прибалтики, Карелии, Крыма, Ленинградской и Калининской областей. Советским войскам предстояла битва за Днепр, наступление на смоленском и гомельском направлениях, и руководство страны понимало важность задачи партизанского движения. Основные массовые диверсии начались 25 сентября.
Разгромив немецкую охрану, партизаны начали разрушать и минировать железные дороги противника. Часть отрядов приступила к операции еще раньше. Белорусские партизаны уже в ночь на 19 сентября подорвали порядка 20 тысяч рельсов. Партизаны действовали на фронте протяженностью около 900 км свыше 400 км в глубину.
В связи с ухудшением метеоусловий советская авиация к 19 сентября доставила партизанам лишь 50 процентов запланированных грузов, поэтому срок начала операции был перенесён на 25 сентября. Часть партизанских бригад вышла на исходные рубежи и в ночь на 19 сентября нанесла удар по железнодорожным коммуникациям. Основная масса партизанских формирований начала боевые действия в ночь на 25 сентября. Фашистское командование предприняло усилия для восстановления движения по железной дороге: в Белоруссию были переброшены новые железнодорожные восстановительные батальоны, на ремонтные работы сгонялось местное население. Из Польши, Чехословакии, Германии доставлялись рельсы и шпалы, но партизаны вновь выводили из строя отремонтированные участки. Операция была прекращена из-за отсутствия взрывчатки.
Курская дуга. Операции «Рельсовая война» и «Концерт»
В годы Великой Отечественной войны многие александровцы воевали в партизанских отрядах, как на территории Советского Союза, так и за его пределами. Вот некоторые из наших земляков, часть боевого пути которых прошла в партизанских отрядах. Надпись к фото: Жерлицын Василий Трофимович, командир партизанского отряда «Максим», дислоцировавшегося в Благодарненском районе Ставропольского края. Надпись к фото: Слева направо в нижнем ряду четвёртый - Василий Трофимович Жерлицын. Надпись к фото: Тумаков Алексей Кондратьевич.
Участник Югославского сопротивления в годы Великой Отечественной войны. Надпись к фото: Алексей Кондратьевич слева направо третий с боевыми товарищами. Надпись к фото: Василенко Пётр Захарович. Воевал в партизанском отряде «Парабуне», Литва.
В 1943 году партизанское движение сконцентрировалось на ударах по железнодорожным коммуникациям немцев. Удачно проведенная операция «Рельсовая война» способствовала разработке дальнейших действий по уничтожению железнодорожных путей противника. В период с 19 сентября по конец октября 1943 года была проведена операция «Концерт». В ней участвовало 193 партизанских формирования Белоруссии, Прибалтики, Карелии, Крыма, Ленинградской и Калининской областей.
Советским войскам предстояла битва за Днепр, наступление на смоленском и гомельском направлениях, и руководство страны понимало важность задачи партизанского движения. Основные массовые диверсии начались 25 сентября. Разгромив немецкую охрану, партизаны начали разрушать и минировать железные дороги противника. Часть отрядов приступила к операции еще раньше.
Белорусские партизаны уже в ночь на 19 сентября подорвали порядка 20 тысяч рельсов.
На этом операция фактически прекратилась из-за отсутствия поставок взрывчатых веществ. Несмотря на то что задачи операции «Концерт» полностью не были выполнены, пропускная способность железной дороги противника на оккупированной территории СССР в сентябре—октябре 1943 г. Переброска по железной дороге его частей и соединений, а также осуществление подвоза и эвакуации были значительно затруднены. В ходе операции увеличился приток местного населения в партизанские отряды.
Азясский Николай Фёдорович. Первая публикация: Большая российская энциклопедия, 2010. Опубликовано 15 июля 2022 г.
По оценкам военных специалистов, действия партизан были в 11 раз эффективнее налетов немецкой авиации в тот же период. В ходе операции было уничтожено около 150 тысяч рельсов, пущен под откос 1041 эшелон с оружием и продовольствием.
Но самым болезненным для противника стало уничтожение свыше семидесяти железнодорожных мостов. На восстановление одного моста уходило несколько дней, а потеря каждого паровоза и вагона для немецкой промышленности была практически невосполнимой. В тылу у немцев наступил хаос. Командованию приходилось идти на крайние меры для усиления охраны дорог: из Германии начали перебрасывать железнодорожные батальоны, снимать части с фронта. Кроме материального ущерба, операция «Концерт» нанесла фашистским захватчикам тяжелый психологический удар.
Содержание
- Молодежные сайты Кубани
- Telegram: Contact @dulkin16
- Партизанская операция «Концерт» - РОССИЯ — НОЕВ КОВЧЕГ
- Величайшая в истории партизанская операция «Концерт», о которой забыли
- 19 сентября 1943. Операция «Концерт»
- Величайшая в истории партизанская операция «Концерт», о которой забыли
Величайшая в истории партизанская операция «Концерт», о которой забыли
Новости о том громком "концерте" еще долго расходились по всем уголкам мира, а после него желающих вступить в ряды партизан стало еще больше. Операция «Концерт» кодовое наименование операции советских партизан проводившейся с 19 сентября по конец октября 1943 года, продолжение операции «Рельсовая война». 19 сентября 1943 года началась операция «Концерт», ставшая вторым большим этапом рельсовой войны на оккупированной советской территории. Операция «Концерт» — операция советских партизан, проводившаяся с 19 сентября по конец октября 1943 год, известна как второй этап операции «Рельсовая война» и совпавшая с осенним наступлением Красной Армии. вторая фаза «рельсовой войны», она продолжится до 1 ноября.
МОСКОВСКИЕ СУВОРОВЦЫ
Партизаны действовали на фронте протяженностью около 900 километров и свыше 400 километров в глубину. Понимая отчаянность положения, Гитлер начал спешно перебрасывать из Германии и даже с линии фронта новые железнодорожные восстановительные батальоны. Но ремонтные бригады не успевали за действиями партизан. За полтора месяца было подорвано свыше 148 500 рельсов. На одном только белорусском направлении партизаны пустили под откос более 1000 вражеских эшелонов, разрушили 72 железнодорожных моста. Всего же в ходе двух операций - «Рельсовая война» и «Концерт» - с 22 июля по октябрь 1943 года партизаны на железных дорогах во вражеском тылу подорвали 363 262 рельса.
В дальнейшем историки произвели оценку и выявили, что в двух операциях по разрушению железнодорожного полотна противника действия партизан были более чем в 11 раз эффективнее всех налетов немецко-фашистской авиации за этот период.
И вызов пришел. Чем ближе к цезарю, тем сильнее страх Пока Илья Старинов набирался опыта диверсионного дела в битвах при Сарагосе, Мадриде и Барселоне, товарищ Сталин в Кремле изучал схему фашистского мятежа испанских генералов.
Полученное знание настолько впечатлило вождя, что он присмотрелся к своим собственным военным внимательнее. И советский народ узнал из газет и радиоточек страшное: легендарные герои гражданской войны, маршалы Красной армии, личные друзья товарища Сталина оказались предателями, готовившими фашистский мятеж в стране Советов. Каналы связи заговорщиков тянулись в Испанию, где сразу после разоблачения Тухачевского, в Барселоне, вспыхнул троцкистско-фашистский мятеж.
Его удалось подавить новому республиканскому правительству товарища Хуана Негрина, но НКВД пришлось отзывать советских добровольцев на Родину для проверки. Так что вызов в Москву для Ильи Григорьевича был совсем не на повышение. Капитана Старинова «фильтровали» почти год, пока он занимал должность начальника учебного полигона НКПС.
А всех его испанских однополчан, начиная с бригадного комиссара Христофора Интовича Салныня, которому Старинов, отбывая в Москву сдал дела, до и. Илью Григорьевича крепко хранил для будущего «большого дела» Бог Войны. Он избежал подозрений, но партия оказала ему высокое доверие, позволив доказать преданность делу Ленина-Сталина кровью.
От «белофинской» к «рельсовой» войне Капитана Старинова с командной должности отправляют простым командиром диверсионно-заградительной группы в Ленинградский военный округ, на «белофинскую» войну. А в 42-м назначен заместителем начальника штаба партизанского движения, генерала Пономаренко. Летом 1943 года, в преддверии Курской битвы, идеи Старинова, весь его опыт наконец оказался востребованным.
Однако были внесены некоторые коррективы, которые, как потом отмечал в своих воспоминаниях Илья Григорьевич, он воспринял негативно. Так, в ходе организации диверсий на железнодорожных путях было решено сделать акцент на уничтожении рельсов, в то время как сам Старинов считал, что в первую очередь следует пускать под откос поезда противника и взрывать мосты. В июне 1943 года ЦК Компартии Белоруссии принял постановление «О разрушении железнодорожных коммуникаций противника методом рельсовой войны».
Уничтожение эшелонов рассматривалось в рамках «Концерта» как своего рода дополнительная партия. А между тем отвечавший за организацию и проведение спецоперации полковник НКВД Илья Старинов, справедливо считающийся одним из самых опытных советских диверсантов, до последнего дня настаивал на том, чтобы сместить фокус партизанский усилий с рельсов на эшелоны и мосты. Партизаны готовят к подрыву участок железной дороги Источник: waralbum. В итоге глобального нарушения железнодорожного сообщения, на которое рассчитывало командование Красной Армии, добиться не удалось. Если же, как полагал главный диверсант операции, партизаны сосредоточились бы на уничтожении эшелонов, это не только намного увеличило бы перерывы в движении поездов, поскольку пути пришлось бы очищать от перекрывших их составов, но и сократило бы паровозный и вагонный парк немцев, который и без того был не слишком велик. Такой результат гораздо серьезнее сказался бы на темпах подвоза подкреплений на советско-германский фронт.
А в тот момент одновременный партизанский удар по железнодорожным коммуникациям на участке, составлявшем от 700 до 900 км по фронту и до 400 км глубиной, произвел на командование Вермахта неизгладимо удручающее впечатление. Партизаны отряда имени Ворошилова готовят подрыв деревянного моста над рекой, 1943 год Источник: waralbum. По словам генерала, и без того не слишком густая и перегруженная железнодорожная сеть подвергалась ожесточенным атакам партизан, что «до предела напрягало нервы командования и вынуждало его все время переносить сроки намеченного наступления». Горящий деревянный железнодорожный мост над рекой Стыр на участке железной дороги между городами Сарны и Ковель, подожженный партизанами, 1943 год Источник: waralbum. Одновременные диверсии во множестве мест вызвали настоящую панику в подразделениях, которые несли охрану на железнодорожных путях — а это были в основном части, состоящие из коллаборантов, или подразделения союзников по «оси». Деморализованные, они быстро прекратили серьезное сопротивление, и тогда для их замены командованию Вермахта пришлось направлять в тыл более боеспособные подразделения, которые были куда нужнее на фронте.
Некоторые из этих частей были подтянуты из Европы, но немало немецких солдат пришлось оставить в тылу по пути на советско-германский фронт — и это тоже существенно повлияло на ход наступления Красной Армии. Группа подрывников из партизанского отряда имени Хрущева у взорванного моста на Украине. Мост был подорван в момент прохождения по нему вражеской техники Источник: waralbum.
И немцы выкладывали такие же сигналы недалеко от партизанских — с тем, чтобы дезориентировать наших летчиков. Иногда это им удавалось. Обнаружив в заданном районе несколько одинаковых световых сигналов, наши летчики были вынуждены возвращаться, не выполнив задания, к себе на аэродром. Чтобы такого не случалось, партизаны сообщали заранее о дополнительных сигналах или изменениях в расположении основных костров.
Как только партизанские наблюдательные посты видели подлетающий к посадочной площадке свой самолет, они зажигали или гасили один из основных костров либо давали условленный сигнал ракетами, Простые дополнения в систему сигнализации лишали противника возможности вводить нашу авиацию в заблуждение. Однако часть партизанских бригад уже вышла из районов базирования на исходные рубежи и в ночь на 19 сентября нанесла удар по вражеским коммуникациям. Основная масса партизанских соединений начала боевые действия в ночь на 25 сентября. Разгромив охрану противника и овладев железнодорожными перегонами, они приступили к массовому разрушению и минированию железнодорожного полотна. Немецко-фашистское командование предпринимало усилия, чтобы восстановить движение по железным дорогам: в Белоруссию были переброшены новые железнодорожно-восстановительные батальоны, на ремонтные работы сгонялось местное население, из Польши, Чехословакии и Германии доставлялись рельсы и шпалы.
«Концерт» для врага: какую роль в Великой Отечественной сыграла операция «Рельсовая война»
Операция «Концерт» была начаться с 19 сентября продлиться до 1 ноября 1943 года. Являясь продолжением операции «Рельсовая война», операция «Концерт» проводилась под руководством ЦШПД и была тесно связана с предстоящим наступлением советских войск на смоленском и гомельском направлениях и в ходе битвы за Днепр. В результате масштабных партизанских операций 1943 года «Рельсовая война» и «Концерт» железнодорожные грузоперевозки в немецком тылу сократились более чем на 40%. Главная» Новости» Концерт 1943 операция.
МОСКОВСКИЕ СУВОРОВЦЫ
В начале сентября 1943 года советское командование утвердило план операции «Концерт». Операция «Конце́рт» — кодовое наименование операции советских партизан, проводившейся с 19 сентября по конец октября 1943 года, продолжение операции «Рельсовая война». Партизанская операция «Концерт» 19 сентября 1943 года во время Великой Отечественной войны началась партизанская операция «Концерт», продолжавшаяся полтора месяца.
Величайшая в истории партизанская операция «Концерт», о которой забыли
Было налажено массовое обучение партизан минно-подрывному делу. В связи с ухудшением метеоусловий советская авиация к 19 сентября доставила партизанам лишь 50 процентов запланированных грузов, поэтому срок начала операции был перенесён на 25 сентября. Ход операции [ править править код ] Результат проведения операции «Концерт» в тылу у немцев — рядом с железнодорожным полотном взорванные белорусскими партизанами поезда. Декабрь 1943 г. Часть партизанских бригад вышла на исходные рубежи и в ночь на 19 сентября нанесла удар по железнодорожным коммуникациям. Основная масса партизанских формирований начала боевые действия в ночь на 25 сентября.
Данная операция была тесно связана с предстоявшим наступлением советских войск на смоленском и гомельском направлениях и Битвой за Днепр. Руководство осуществлял Центральный штаб партизанского движения. Цель операции Вывод из строя больших участков железнодорожных путей с целью срыва воинских перевозок противника. Подготовка операции Каждое партизанское формирование получило конкретную боевую задачу. Было налажено массовое обучение партизан минно-подрывному делу.
В связи с ухудшением метеоусловий советская авиация к 19 сентября доставила партизанам лишь 50 процентов запланированных грузов, поэтому срок начала операции был перенесён на 25 сентября.
Одновременные диверсии на фронте общей длиной почти 900 километров и глубиной до 400 километров начались в ночь на 25 сентября. Буквально на следующий день гитлеровское командование приняло решение о срочной переброске из тыла и с линии фронта дополнительных сил для восстановления коммуникаций. Массовые диверсии на железных дорогах в тылу противника продолжались вплоть до конца октября и были прекращены из-за сложности поставок взрывчатки. Результаты оказались более, чем эффективными: в ходе двух операций «Рельсовая война» и «Концерт» партизанами было подорвано свыше 360 тысяч рельсов в общей сложности более 2270 километров путей , Уже после операции военные специалисты привели ошеломляющие подсчеты: действия партизан в период с августа по октябрь 1943 года оказались в одиннадцать раз эффективнее налетов всей гитлеровской авиации за аналогичный период. Читайте также.
Фашистское командование предприняло усилия для восстановления движения по железной дороге: в Белоруссию были переброшены новые железнодорожные восстановительные батальоны , на ремонтные работы сгонялось местное население. Из Польши , Чехословакии , Германии доставлялись рельсы и шпалы , но партизаны вновь выводили из строя отремонтированные участки. Операция была прекращена из-за отсутствия взрывчатки. Результаты операции[ править править код ] В ходе операции подорвано около 150 тысяч рельсов из 11 миллионов, находившихся на оккупированной территории на 1 января 1943 года [3].
4.2 Операция «Концерт».
Партизанский «Концерт» — операция, проведённая в ходе Великой Отечественной войны советскими партизанами осенью 1943 года. ПАРТИЗАНСКАЯ ОПЕРАЦИЯ «КОНЦЕРТ» найдено 1 значение слова 1943 год вошел в историю партизанской борьбы как год массированных ударов по железнодорожным. 19 сентября 1943 года во время Великой Отечественной войны началась партизанская операция «Концерт», продолжавшаяся полтора месяца. 19 сентября 1943 года началась операция «Концерт», ставшая вторым большим этапом рельсовой войны на оккупированной советской территории.