Итак, да будет утвержден один бок нашей лествицы на воздержании, которое есть пост в пище, другой же на покаянии, которое есть пост в злых делах. Лествица Великого поста: Постное время светло начнем! Лествица Великого поста. Преподобный Иоанн Лествичник почитается Святой Церковью как великий подвижник и автор замечательного духовного творения, называемого Лествицей.
Неделя 4-я Великого поста. Прп. Иоанна Лествичника
Тропарь святому Иоанну Лествичнику Слез твоих теченьми пустыни безплодное возделал еси, и иже из глубины воздыханьми во сто трудов уплодоносил еси, и был еси свтильник вселенней, сияя чудесы, Иоанне отче наш, моли Христа Бога, спастися душам нашим. Кондак святому Иоанну Лествичнику Плоды прсноцветущия, от твоея книги принося учения премудре, услаждаеши сердца, сим с трезвением внемлющих блаженне: лествица бо есть души возводящая от земли к небесней и пребывающей славе, верою чтущих тя. На 17 году своего возраста Иоанн принес себя в жертву Богу: тело вознес на Синайскую гору, а душу на гору небесную. Пребыв на Синайской горе в подвигах уединения 19 лет — до сорокалетнего своего возраста, преподобный удалился потом в Синайскую пустыню Фола, отстоящую на 5 стадий от Синайской церкви, и здесь в великих подвигах строгого поста и непрестанной молитвы подвизался 40 лет. В продолжение сей необыкновенной Четыредесятницы пост его был столь же необыкновенен, как и самое продолжение времени его пощения. Хотя преподобный не уклонялся от пищи, разрешенной уставом во время поста, чтобы сокрушить, как он сам говорил, рог гордыни; но принимал ее столь мало, что казался более отведывающим, нежели вкушающим; зато от всякой страсти воздерживался он решительно, повелительно говоря к ней: молчи, онемей! Покаяние его было соединено с глубоким сокрушением сердца и слезами. Долго и после его блаженной кончины показывали под горою весьма тесную пещеру — это сокровенное место подвигов покаяния, которое называют слезоточным, и которое настолько отстояло от общежития, сколько нужно было, чтоб рыдания Иоанна не слышали другие. Преподобный Иоанн, поставленный руководителем игуменом других, начал путь нового восхождения к Богу и большого приближения к небу. Подобно Моисею, он, по словам писателя его жизни, приблизился к Богу, принял мыслию Богоначертанный закон и пером духа начертал, по просьбе преподобного Иоанна, игумена Раифского, Богописанные скрижали «Лествицу Рая» , кои передал не только руководимым от него, но и всем желающим восходить на небо.
Свое творение преподобный так и назвал - "Лествица", объясняя название следующим образом: "Соорудил я лествицу восхождения... Цель этого творения - научить, что достижение спасения требует от человека нелегкого самоотвержения и усиленных подвигов. Хотя книга была написана для иноков, любой христианин, живущий в миру, получает в ней надежного путеводителя для восхождения к Богу, и столпы духовной жизни - преподобный Феодор Студит память 11 ноября и 26 января , Сергий Радонежский память 25 сентября и 5 июля , Иосиф Волоколамский память 9 сентября и 18 октября и другие - ссылались в своих наставлениях на "Лествицу" как на лучшую книгу для спасительного руководства. Содержание одной из степеней "Лествицы" 22-я раскрывает подвиг истребления тщеславия. Преподобный Иоанн пишет: "Тщеславие высказывается при каждой добродетели. Когда, например, храню пост - тщеславлюсь, и когда, скрывая пост от других, разрешаю на пищу, опять тщеславлюсь - благоразумием. Одевшись в светлую одежду, побеждаюсь любочестием и, переодевшись в худую, тщеславлюсь.
Говорить ли стану - попадаю во власть тщеславия. Молчать ли захочу, опять предаюсь ему. Куда ни поверни это терние, оно всё станет спицами кверху. Люди высокого духа сносят обиду благодушно и охотно, а слушать похвалы и не ощущать никакой приятности могут только святые и непорочные... Когда услышишь, что ближний или друг твой в глаза или за глаза злословит тебя, похвали и полюби его... Не тот показывает смирение, кто сам себя бранит: как быть несносным самому себе? Но кто, обесчещенный другим, не уменьшает своей любви к нему...
Кто превозносится природными дарованиями — счастливым умом, высокой образованностью, чтением, приятным произношением и другими подобными качествами, которые легко приобретаются, тот никогда не приобретает даров сверхъестественных. Ибо кто в малом не верен, тот и во многом будет не верен и тщеславен. Часто случается, что Сам Бог смиряет тщеславных, насылая неожиданное бесчестие... Если молитва не истребит тщеславного помысла, приведем на мысль исход души из этой жизни. Если и это не поможет, устрашим его позором Страшного суда.
Ведь за это потом каждый из нас будет держать ответ перед Богом. В этот день в Евангельских чтениях вспоминается предательство Иисуса Христа его учеником Иудой за 30 сребреников. Евангельский рассказ начинается с того момента, когда Иисус пребывал в Вифании в доме Симона прокаженного. Тогда к Нему пришла некая женщина «грешница» и принесла с собой драгоценное миро, которое возлила на главу Спасителя. Ученики вознегодовали от такой расточительности, но Иисус остановил их, растолковав, что она доброе дело сделала для Него, тем самым готовя Его тело к погребению. В то же время Иуда Искариот, один из учеников Христа, сговорился с первосвященниками и пообещал выдать Господа за вознаграждение, тогда они предложили ему за это 30 сребреников. Все богослужебные тексты и песнопения этого дня готовят нас к страшным событиям. Уже произошло осуждение и предательство Спасителя, близится час Его страданий. Великий Четверг приближает нас к часу Крестных страданий Христа. Это своего рода кульминация Страстей Христовых. Вспоминаются события Тайной Вечери, страшная ночь в Гефсиманском саду, час суда и предание Христа на смертные муки. Накануне страшного дня Христос совершает последнюю трапезу со своими учениками. В знак смирения Господь омывает ноги своим ученикам, показывая пример того, как должно им обращаться друг с другом, не превознося себя. В память об этом моменте евангельской истории в Церкви установлена традиция — чин омовения ног. Он совершается архиереем епископ, архиепископ, митрополит, патриарх на богослужении Великого Четверга. Находясь же среди учеников своих, Иисус сказал, что один из них предаст Его. Тогда ученики опечалились и стали спрашивать: кто это?
Более трех тысяч лет назад по ее жгучим пескам и громадам камней шествовал израильский народ. Они мечтали покинуть это безводное, засушливое и непригодное для жизни место ради земли обетованной. Однако их водительство Моисеем было не напрасно. В скалистой пустыне они узрели великое чудо — чудо Божественного откровения и дарования первого закона — Декалога. Прошло почти два тысячелетия, и на Синайский полуостров снова стали стекаться люди, но на этот раз уже по доброй воле.
ТАКЖЕ ПО ТЕМЕ
- 4-я Неделя Великого поста – Неделя преподобного Иоанна Лествичника
- История установления Великого поста
- Неделя 4-я Великого поста. Преподобного Иоанна Лествичника /
- О лествице духовной. Слово в Неделю 4-ю Великого Поста
- Иоанн Лествичник. Что можно и что нельзя делать 14 апреля 2024 года
Четвертая Неделя Великого Поста - Лествица духовного восхождения
Этим Великим постом по благословению наместника Сретенского монастыря иеромонаха Иоанна (Лудищева) по воскресным дням для прихожан проводятся беседы по книге преподобного Иоанна Лествичника «Лествица». 26 марта, в четвертое воскресенье Великого поста, отмечается неделя преподобного Иоанна Лествичника. Одну из недель Великого поста Святая Церковь посвящает преподобному Иоанну Синайскому и его «Лествице». Дорогие братья и сестры, чтобы укрепить нас в спасительном подвиге Великого поста, Святая Церковь предлагает нам пример жизни великого подвижника и автора замечательного духовного творения, называемого «Лествицей». Церковь предлагает нам в дни наступающей 4-й Седмицы, уже во второй половине Великого поста, когда мы начинаем приближаться к страстным дням, почтить святого Иоанна Лествичника. Некоторым людям трудно отказаться в пост от просмотра новостей или чтения фейсбука, что оправдывается необходимостью быть в курсе событий.
26 марта. Неделя 4-я Великого поста. Прп. Иоанна Лествичника (2023г)
В лице этой святой Церковь показывает верующим истинный пример раскаяния и милосердия Божия ко всем покаявшимся грешникам. Шестая седмица 24 апреля. Вербное Воскресенье. Спаситель прибыл в Иерусалим за 6 дней до Пасхи, и многие из народа радостно приветствовали Его. Он въехал в город на осле, и люди, с пальмовыми ветвями в руках, восклицали: «Осанна в Вышних! Благословен грядущий во Имя Господне, Царь Израилев! Сейчас в воспоминание этих событий в церквах принято освящать веточки верб, поэтому день называется также «Вербным Воскресеньем».
На этом святая Четыредесятница завершается и наступает время Страстной Седмицы — великих и страшных евангельских событий — спасительных страданий и Распятия Господа нашего Иисуса Христа. Страстная Седмица В последнюю самую строгую седмицу поста вспоминаются последние дни земной жизни Спасителя, Его Крестные страдания, смерть нас ради человек и нашего ради спасения, погребение. По величию переживаемых в эти дни событий каждый день Страстной седмицы именуется Великим. И день за днем мы следуем за Господом: в Гефсиманию, на Голгофу, в жизнь вечную. В первые дни Страстной седмицы все христиане стараются исповедать свои согрешения и подготовиться ко Святому Причастию в Великий Четверток. Великий Понедельник.
В этот день мы вспоминаем, как Господь иссушил бесплодную смоковницу. Это чудо — символ уничтожения Спасителем первородного греха, носителями последствий которого после грехопадения прародителей Адама и Евы являются все люди. Великий Вторник. Евангельские чтения напоминают нам слова Спасителя, обличающего книжников и фарисеев, и приводят рассказанные Им притчи о талантах, о десяти девах, о Страшном Суде. Еще одна возможность задуматься и пересмотреть свою жизнь: как мы поступаем с врученными нам Господом талантами, полна ли наша душа елеем молитв и добродетелей, внимательны ли мы к своим ближним. Великая Среда.
Этот день мы вспоминаем, постясь по средам, в течение всего года. Память великого падения, когда один из близких учеников Господа Иуда Искариот предает Спасителя, сам выбирая участь «сына погибели», «благодать отлагает и смрадом одевается». Но и память великой милости Божией, по которой блудница, омывшая ноги Иисуса Христа слезами покаяния, «целомудренна явися». После литургии прекращаются земные поклоны и любые коленопреклонения в храме кроме поклонов у Святой Плащаницы. Великий Четверток. Воспоминание Тайной Вечери.
Все православные христиане в этот день стараются приобщиться Святых Христовых Таин. На вечернем богослужении единственный раз в году читаются двенадцать Страстных Евангелий о взятии Спасителя под стражу, неправедном суде над Ним, Его пути на Голгофу и Распятии.
То есть дело даже не в том, что мы много грешим, а в том, что грехом отравлены даже лучшие наши порывы. А еще преподобный Иоанн показывает — что тоже небесполезно знать каждому — путь развития страсти в душе человека: от возникновения в уме какого-то образа до полного подчинения воли «прилог», «сочетание», «сосложение», «пленение», «борьба» и, наконец, «страсть». И объясняет, что есть «еще и иной… тончайший помысл, называемый набегом мысли, который так быстро проходит в душе, что без слова и образа, и времени мгновенно представляет человеку потаенную его страсть». Из страстей же главными он считает славолюбие, сластолюбие, сребролюбие, которые порождают остальные — гнев, злопамятство, уныние, тщеславие, гордость. По сути, мы со своей мирской точки зрения вполне можем увидеть в авторе наблюдательного, умного и проницательного психолога, описывающего типы людей, их внутренние состояния, склонности, пристрастия, ошибки, уловки самообмана и трудности самообуздания. Только, в отличие от светского психолога, главной целью земной жизни человека он считает воскресение души — даже прежде общего воскресения — и достижение жизни вечной. А главными причинами гибели людей во времени видит страсти сластолюбия, сребролюбия и тщеславия. И что с этим всем делать?
Можно, конечно, заткнув уши и закрыв глаза, бежать от мира.
Потом, когда его ученик Стефан спросил, почему он так поступил, авва Иоанн Савваит отвечал: «Поверь мне, чадо, я не знаю, кто этот отрок, но я принял игумена Синайского и умыл ноги игумену». Через четыре года послушания святой Иоанн принял монашеский постриг. После смерти старца Мартирия, в послушании у которого Иоанн прожил около девятнадцати лет, святой решил удалиться от мира. Сорок лет провел он отшельником в пустыне Фола.
Здесь он предался безмолвию, непрестанным молитвам, строгим постам, бдению спал он лишь столько, чтобы через чрезмерное бодрствование не лишиться здравости ума , литературному творчеству и прочим трудам. Возделывал он и свой маленький огород. Каждую субботу и воскресенье преподобный Иоанн приходил в храм Синайской обители на богослужение и приобщался Святых Таин от его кельи до храма было два часа пути. К этому периоду жизни относят чудо избавления от смерти подвижника Моисея, совершенное по молитвам преподобного Иоанна. В свое время Моисей, заручившись благословением старцев, упросил Иоанна взять его к себе в послушание и в ученики.
Однажды, занимаясь по поручению учителя удобрением почвы для огорода, Моисей, обессилев от жаркого зноя, крепко заснул. В это время дремал и Иоанн.
Подъём на вершину Синая не просто труден, он мучителен.
Когда на исходе третьего часа пути кажется, что нет сил пошевелить рукой и ногой, когда хочется только одного — лечь и никогда больше не вставать, в этот самый момент и без того узкая каменистая тропа заканчивается и начинается лестница, вырубленная в скале. Опыт восхождения на Синай — это опыт понесённого труда, опыт преодоления соблазнов, переживание победоносной борьбы с малодушным желанием отказаться от подвига. Этим восхождение на святую гору удивительно похоже на жизнь христианского подвижника, который, по слову Спасителя, отвергся себя, взял крест свой и пошёл за Христом.
Эти тяжкие ступени в мёртвых скалах, которые многократно за свою долгую монашескую жизнь преодолевал преподобный Иоанн, по-видимому, стали для него образом, символом не физического, не спортивного, как мы бы теперь сказали, подвига. Эти ступени стали для него символом восхождения из греховных бездн в святость и свет неба. От жизни временной к Жизни Вечной.
В этой книге, не измышленной из головы, но выстраданной всей жизнью, изображён путь постепенного восхождения человека к духовному совершенству. И показалось ей даже, что раз это так, то Небо для неё закрыто, никогда ей не оказаться на вершине, где человек встречается с Богом, где врата небесные открываются, чтобы принять прощёного грешника.
В понедельник у православных начинается четвертая неделя Великого поста (ее особенности)
Неделя 4-я Великого поста 2024. Преподобного Иоанна Лествичника | Четвертое воскресенье Великого Поста Церковь Христова посвящает памяти преподобного Иоанна Лествичника, или, как его еще называют, списателя “Лествицы”. |
Проповедь в Неделю 4-ю Великого поста, преподобного Иоанна Лествичника | Преподобный Иоанн Лествичник почитается Святой Церковью как великий подвижник и автор замечательного духовного творения, называемого «Лествицей», поэтому преподобный и получил прозвание Лествичника. |
Объявления
- Актуальная аналитика
- Лествица Великого Поста
- Неделя 4-я Великого поста, преп. Иоанна Лествичника | 13.04.2024 | Московский Данилов монастырь
- По благословению митрополита Волгоградского и Камышинского Феодора
- ЛЕСТВИЦА☦ – Telegram
Четвёртое воскресенье Великого поста
Неделя 4 Великого поста, преподобного Иоанна Лествичника. Сегодня, в четвёртое воскресенье Великого поста, вспоминается преподобный Иоанн Лествичник, прозванный так из-за написанного им труда под названием «Лествица». В четвертое воскресенье Великого поста Церковь Христова празднует память преподобного Иоанна Лествичника, автора известной во всем христианском мире книги «Лествица». Во вторую, третью и четвертую субботы Великого поста совершается поминовение всех от века усопших православных христиан.
Проповедь в Неделю 4-ю Великого поста, преподобного Иоанна Лествичника
На первой неделе Великого поста в понедельник, вторник, среду и четверг на вечернем богослужении читается Великий покаянный канон преп. На первой неделе Великого поста в понедельник, вторник, среду и четверг на вечернем богослужении читается Великий покаянный канон преп. Сегодня, в четвёртое воскресенье Великого поста, вспоминается преподобный Иоанн Лествичник, прозванный так из-за написанного им труда под названием «Лествица». Поскольку по уставу полагалось читать «Лествицу» в течение Великого поста, некоторые рукописи содержат разбивку на зачала. Сегодня, в четвёртое воскресенье Великого поста, вспоминается преподобный Иоанн Лествичник, прозванный так из-за написанного им труда под названием «Лествица».
Неделя 4-я Великого поста 2024. Преподобного Иоанна Лествичника
Неделя 4-я Великого поста. Преподобного Иоанна Лествичника | Почему именно из всех святых отцов выбран Церковью Иоанн Лествичник, и в чем значение его «Лествицы» для стольких и стольких поколений православных христиан, что каждый год Великим постом к ней снова и снова нас обращает Церковь? |
Великий Пост. Неделя Иоанна Лествичника | В 4-е воскресенье Великого поста Православная Церковь вспоминает преподобного Иоанна Лествичника, игумена Синайской горы, автора «Лествицы» — классического руководства в духовной жизни. |
26 марта – неделя преподобного Иоанна Лествичника
Преподобный Иоанн Лествичник родился около 570 г. В 16 лет пришел в Синайский монастырь, где через четыре года послушания был пострижен в иноки. После смерти своего наставника преподобный Иоанн избрал отшельническую жизнь, удалившись в пустыню Фола близ Синая , где провел 40 лет в подвиге безмолвия, поста и молитвы. Наставником и руководителем преподобного стал авва Мартирий. После четырех лет пребывания на Синае святой Иоанн Лествичник был пострижен в иночество. Один из присутствовавших при постриге, авва Стратигий, предсказал, что он станет великим светильником Церкви Христовой. В течение 19-ти лет преподобный Иоанн подвизался в послушании своему духовному отцу. После смерти аввы Мартирия преподобный Иоанн избрал отшельническую жизнь, удалившись в пустынное место, называемое Фола, где провел 40 лет в подвиге безмолвия, поста, молитвы и покаянных слезах.
Однако, преподобный Иоанн выделяет определенные ступени, выстраивающие наш путь к абсолютному самоотречению, а значит, к соединению с Богом. Он часто прибегает к метафоре «странничества», которое «есть невозвратное оставление всего, что в отечестве сопротивляется нам в стремлении к благочестию». Первой ступенью является отчуждение от себя всего внешнего, что отвлекает человека от главного желания — быть всегда с Богом. Прежде чем стремиться ко Христу, необходимо, чтобы Он стал самым желанным в жизни. Отсюда и своего рода «ненависть» монаха ко всему мирскому. Но таковая является следствием не злобы, а любви к Богу. Мир «ненавидится» по мере его «обмирщения» и отпадения от первоначального Божественного Замысла. Чтобы понять это еще более очевидно, можно вспомнить известный церковный ирмос: «Житейское море воздвизаемое зря напастей бурею, к тихому пристанищу Твоему притек, вопию Ти: возведи от тли живот мой, Многомилостиве». Подобный уход от мира создает некий новый порядок жизни, определяемый не социальными условиями, не светским правом и представлениями о справедливости, не этикой, а свободным выбором. На этом основывается понимание преподобным Иоанном монашеского послушания, которое есть не насилие над свободой, а напротив, направление ее к своей цели — Богу. Здесь необходимо обратить внимание на чрезвычайно важный момент не только для аскетики преподобного Иоанна Лествичника, но и для всей православной антропологии: понятие свободы и воли четко разводятся, они не тождественны, хотя и взаимосвязаны. Такой ход мысли уходит корнями в более умозрительные сферы богословия, в частности в учение о личности ипостасности. Дело в том, что свобода всегда мыслилась святыми отцами как неотъемлемое свойство именно ипостаси, тогда как воля связывается прежде всего с природой. Это означает, что последняя может оказаться вовсе не свободной. Ведь мы можем выделить множество различных форм воления. К примеру, естественные желания голод, жажда, половое влечение, желание сна и т. Надо отметить, что естественная воля не является греховной сама по себе, но едва ли ее можно отождествить со свободой. Более того, она может стать греховной, если безраздельно обладает человеком. Так желание насыщения может реализовываться через отнятие пищи у другого человека. Итак, обладание волей не обязательно означает одновременное обладание свободой.
Надо отметить, что естественная воля не является греховной сама по себе, но едва ли ее можно отождествить со свободой. Более того, она может стать греховной, если безраздельно обладает человеком. Так желание насыщения может реализовываться через отнятие пищи у другого человека. Итак, обладание волей не обязательно означает одновременное обладание свободой. Современная наука показала, что те или иные формы проявления воления присущи и животным. Однако, освобожденная от своей замкнутости, эгоцентризма, вовлеченности в мир природы с ее законами, воля может стать свободной и соединенной с человеческой ипостасью. В этом во многом и состоит задача христианской жизни: ограничение себя ради Бога и ради других. Итак, преподобный Иоанн мыслит послушание как способ воссоединения воли со свободой. В монашестве же достижение этого наиболее реально. Стояние в послушании приводит к важнейшему качеству — бесстрастию. Православное понимание последнего имеет лишь поверхностное сходство с античными аскетическими практиками. Мотивы же их кардинально различаются. Если для Платона и Плотина самоограничение и бесстрастие являются условием сведения человеческой природы к уму, то в Православии они мыслятся как способ преображения и обожения всего человека, которого исцелил Христос. Святитель Григорий Палама назовет позднее бесстрастие стяжанием нетварного Света. Преподобный Иоанн рассуждал в терминах богословия седьмого века. С другой стороны, неверно представлять себе бесстрастие как такое состояние человека, при котором он абсолютно равнодушен ко всему, что происходит в мире, в том числе к страданию, смерти и так далее. Это извращенная трактовка православного понимания спасения и монашества. Бесстрастие есть прежде всего свобода от мирских страстей, но не от мира как такового. В какой-то степени монах пребывает в мире более актуально и остро, чем другой человек. Ибо он, прикоснувшись к Божественной Любви и Жизни, не может не чувствовать ту бездну, которая отделяет творение от Творца.
Покаяние — это очищение нашей совести. Покаяние — это готовность, без слова ропота и в преображении любовью, понести всякую печаль и всякую боль». И если мы спросим себя, как, каким путем достичь этого, как мы можем отозваться Богу, Который принимает нас, как отец принял блудного сына; Богу, Который столько ждал нас, с тоской, когда мы отвергли Его, и никогда не отвернулся от нас — как мы можем отозваться такому Богу? На это вот еще короткий отрывок о молитве: «Не изощряйся в молитвенном красноречии; потому что нашего Небесного Отца часто радует и застенчивый, немудреный лепет детей. Не многословь, когда разговариваешь с Богом, потому что иначе, изыскивая слова, ты запутаешься в них. За одно только слово Бог помиловал мытаря; одно слово веры спасло разбойника на кресте. Многословие в молитве рассеивает ум и наполняет его обилием образов. Единое же слово, обращенное к Богу, собирает ум в Его присутствии. И если, когда молишься, какое слово ударило тебя в сердце, достигло самых твоих глубин, — держись этого слова, повторяй его, ибо в такие минуты сам ангел-хранитель молится с тобой, потому что тогда мы правдивы и верны самим себе и Богу». Станем же помнить, что говорит святой Иоанн Лествичник, даже если забудутся мои пояснения; станем помнить его слова, потому что он был человеком, который знал, что значит обратиться к Богу и остаться с Ним, быть радостью для Бога и радоваться о Нем.
Великий Пост. Неделя Иоанна Лествичника
Посему как первоначальное восхождение по лествице есть удаление от земли, так и в жизни по Богу удаление от зла есть начало преспеяния». Начальные три главы повествуют о необходимых условиях монашеской жизни: отречении от жития мирского первая , беспристрастии, то есть, отложении попечений и печали о мире вторая и странничестве, то есть, уклонении от мира третья. Затем речь идет о важных добродетелях, которые постепенно должен стяжать монах: блаженном и приснопамятном послушании четвертая глава , попечительном и действительном покаянии пятая , памяти смерти шестая , радостотворном плаче седьмая , безгневии и кротости восьмая. После преподобные пишет о различных страстях, с которыми вынужден сражаться каждый воин Христов: памятозлобии девятая , злословии и клевете десятая , многоглаголании одиннадцатая , лжи двенадцатая , унынии и лености тринадцатая , чревоугодии четырнадцатая глава с юмором называется «О любезном для всех и лукавом владыке, чреве» , о том, что мешает нетленной чистоте и целомудрию пятнадцатая , сребролюбии шестнадцатая. Главы с семнадцатой по двадцать третью также посвящены вопросам духовной брани.
В них говорится о нестяжании; нечувствии; сне, молитве и псалмопении в соборе братий; бдении телесном; малодушной боязливости, или страховании; многообразном тщеславии и безумной гордости. С двадцать четвертой главы идет описание плодов успешной борьбы с грехом. Святой Иоанн рассказывает братии о кротости, простоте и незлобии; об искоренителе страстей, высочайшем смиренномудрии; о рассуждении помыслов и страстей, и добродетелей; о священном безмолвии души и тела; о матери добродетелей, священной и блаженной молитве; о земном небе, или о богоподражательном бесстрастии и совершенстве. Заключительная тридцатая глава носит название «О союзе трех добродетелей, то есть о вере, надежде и любви», но это еще не итог всему, поскольку у духовной лествицы нет последней ступени, ведь «мы никогда не престанем преуспевать в ней, ни в настоящем, ни в будущем веке, к свету присовокупляя свет разума».
Как и древние израильтяне, они терпели многие неудобства от солнечного зноя, жажды и бедности земли ради высшей цели — стяжания не земного, но Небесного Отечества. Этими «новыми израильтянами», шествующими в Царство Небесное, стали первые монахи Православной Церкви. И одного из них Церковь чтит особенно. Преподобный Иоанн Лествичник, как и многие другие подвижники Синайского полуострова, проводил строгую аскетическую жизнь, однако именно ему Господь открыл, как некогда Моисею, высший духовный закон, ведущий всех по ступеням добродетели к долгожданной встрече с Богом. Шествуя по пути Великого поста, христиане неслучайно совершают память этого великого подвижника Церкви, ибо он открывает для каждого новый «Декалог» — Лествицу райскую и скрижали духовные, и потому единодушно взывают: «Яко Божественную лествицу, обретохом, Иоанне преподобне, твоя Божественныя добродетели, к Небеси возводящия ны: добродетелей бо ты был еси воображение.
Ектенья Причастие После Литургии во время пения 33-го псалма о. Андрей раздал всем прихожанам просфоры, обильно окропил всех святой водой. Андрей раздает просфоры после Литургии 26. Андрей напомнил прихожанам житие прп. Иоанна Лествичника, порекомендовал для изучения его бесценный для монахов и для мирян труд "Лествица". Проповедь о. Андрея после Литургии Василия Великого 26. О происхождении преподобного Иоанна почти не сохранилось сведений. Существует предание, что он родился около 570 года и был сыном святых Ксенофонта и Марии, память которых празднуется Церковью 26 января. Шестнадцати лет отрок Иоанн пришел в Синайский монастырь. Наставником и руководителем преподобного стал авва Мартирий. После четырех лет пребывания на Синае святой Иоанн Лествичник был пострижен в иночество. Один из присутствовавших при постриге, авва Стратигий, предсказал, что он станет великим светильником Церкви Христовой. В течение 19-ти лет преподобный Иоанн подвизался в послушании своему духовному отцу. После смерти аввы Мартирия преподобный Иоанн избрал отшельническую жизнь, удалившись в пустынное место, называемое Фола, где провел 40 лет в подвиге безмолвия, поста, молитвы и покаянных слезах. Не случайно в "Лествице" преподобный Иоанн так говорит о слезах покаяния: "Как огонь сожигает и уничтожает хворост, так чистая слеза омывает все нечистоты, наружные и внутренние". Сильна и действенна была его святая молитва, об этом свидетельствует пример из жития угодника Божия. У преподобного Иоанна был ученик, инок Моисей. Однажды наставник приказал своему ученику наносить в сад земли для грядок.
Собравшиеся подошли к пещере, где был погребен Лазарь, и Христос велел отвалить закрывающий ее камень. Марфа напомнила, что Лазаря погребли уже четыре дня назад, и он смердит. А Христос помолился и возгласил: «Лазарь, выйди вон! Умерший Лазарь вышел из гробницы, обвитый по рукам и ногам погребальными пеленами. В Писании говорится, что многие, видевшие это чудо, уверовали во Исуса Христа, а фарисеи «c этого дня положили убить Его». Спаситель сотворил чудо, разозлившее фарисеев, не только из-за любви к своему усопшему другу и его сестрам, но и чтобы показать людям, что всеобщее воскресение в день Страшного Суда - реальность. По преданию, после Воскресения Христа Лазарь из-за гонений покинул Иудею. Он поселился на Кипре и впоследствии стал епископом. После своего воскресения Лазарь прожил еще около 30 лет. В этот праздник мы вспоминаем, как вскоре после воскрешения Лазаря Христос торжественно въехал в Иерусалим. Зная о совершённом чуде, горожане встречали Его как царя Иудеи и освободителя от римского владычества, кричали «Осанна сыну Давидову! Фарисеи призывали Иисуса запретить это делать, но Он отвечал: «Сказываю вам, что если они умолкнут, то камни возопиют». В то же время Христос подчёркивает, что царство Его - не от мира сего. Он входит в Иерусалим не на коне, как все правители и полководцы, а на осле, символизирующем мир. Тем не менее, народ приветствовал Христа как царя. Много веков иудеи ждали Мессию, о котором говорили пророки Ветхого завета. Кроме того, Иудея тогда находилась под римским владычеством, и многие воспринимали пророчества о Мессии как пророчество о великом земном царе. До сих пор в Церкви сохраняется традиция встречать праздник с ветвями пальм в руках - они освящаются во время Всенощного бдения. Но поскольку в России и других северных странах пальмы не растут, верующие приносят в храм ветви вербы - первые весенние цветы. Эти дни подводят нас к особому периоду - Страстной седмице, которая хотя и является постной, но уже вплотную приближает нас ко дню Воскресения Христова. Страстная седмица 29 апреля - 4 мая - особая неделя в церковном году, когда мы переживаем пребывание Христа в Иерусалиме, Его предательство Иудой, Тайную вечерю, Распятие и положение во гроб. Каждый день седмицы, ввиду важности вспоминаемых событий, называется «великим». Страстная седмица 29 апреля - 4 мая. Темы богослужебных воспоминаний: Иосиф Прекрасный, проданный в Египет за 20 сребреников, проклятие бесплодной смоковницы, притча о злых виноградарях, пророчество о разрушении Иерусалима. Притчи: о 10 девах и талантах, пророчество о Страшном Суде. Покаяние грешницы, возлившей миро на ноги Иисуса, и предательство Иуды. Последний раз читается молитва прп. На вечерней службе в этот день все стараются принять участие в Таинстве Покаяния Исповеди. Воспоминание Тайной Вечери и установление Таинства Евхаристии. Все православные христиане стараются причаститься Святых Христовых Таин. В кафедральных соборах, в конце Литургии, совершается Чин умовения ног архиерей умывает ноги 12 сослужителям. Вечером чтение 12-ти «Страстных Евангелий». Патриарх совершает освящение мира. Арест Господа и неправедный суд. День великой скорби и строгого поста Устав повелевает полное воздержание от пищи в течение всего дня; но, по традиции, воздерживаются от пищи до окончания выноса Плащаницы. Литургия Бескровная Жертва в этот день не служится, потому что Жертва принесена на Голгофе единственное исключение - в случае совпадения Страстной Пятницы с праздником Благовещения. Утром - чтение Великих Царских Часов. В середине дня обычно в 14 часов совершается Чин выноса Плащаницы. Вечером обычно в 18 часов совершается Чин Погребения.
Четвертая Неделя Великого Поста - Лествица духовного восхождения
Почему именно из всех святых отцов выбран Церковью Иоанн Лествичник, и в чем значение его «Лествицы» для стольких и стольких поколений православных христиан, что каждый год Великим постом к ней снова и снова нас обращает Церковь? Поэтому святая Церковь благословила читать поучения из «Лествицы» в дни Великого поста. В литургийном Евангелии в воскресный день четвертой седмицы Великого Поста Церковь к утешению и назиданию постящихся, Божественным свидетельством утверждая могущество поста и молитвы, открывшее Иоанну лествицу рая и возведшее его на высоту духовного. Лествица великого поста. Великий пост – многодневный пост, предшествующий Празднику Пасхи, состоящий из поста св. Четыредесятницы и Страстной седмицы.
Четвертая седмица Великого поста. неделя преподобного Иоанна Лествечника
- Актуальная аналитика
- Проповедь "ЛЕСТНИЦА НА НЕБО."
- Великий Пост. Неделя Иоанна Лествичника
- Лествица Великого Поста
Неделя 4-я Великого поста. «Лествица»
Это не новая заповедь, не новый закон, это предложение Вечной жизни в союзе Бога и человека! Когда то в Раю человек сказал Богу - нет! Но разве Бог перестал любить человека? Разве отказался от него?
Бог не отказывается и продолжает любить. Только вот сам человек, одичавший от своего богоборчества, не особо стремился принять Любовь Божию, избегая Его, а иногда и откровенно торгуясь с Ним! И вот, совсем еще юная девочка ответила Богу - да!
Ответила Ему взаимной любовью! Ответила так, как наверное следовало бы ответить Адаму в Раю: « я раба Господня, и исполню любую Твою Волю! Но что значит быть избранным?
Разве ее специально к этому готовили? Быть избранным, это значит хотеть и уметь принять Бога. Без оговорок, без оглядок на окружающих, просто полюбить в ответ.
И она ответила Богу взаимной любовью. Так, как до нее никто на земле не смог этого сделать! И что самое главное, даже для такого глобального события, как Спасение человеческого рода, которое навсегда изменило ход истории, необходимо согласие человека!
У преподобного Иоанна был ученик, инок Моисей. Однажды наставник приказал своему ученику наносить в сад земли для грядок. Исполняя послушание, инок Моисей из-за сильного летнего жара прилег отдохнуть под тенью большого утеса. Преподобный Иоанн находился в это время в келии и отдыхал. Когда его ученик возвратился вечером, преподобный спросил, не случилось ли с ним что-либо плохое. Меня едва не раздавил большой обломок камня, под которым я в полдень уснул. Примечателен следующий пример смирения преподобного. В возрасте семидесяти пяти лет, после сорокалетнего подвижничества в уединении, преподобный был избран игуменом Синайской обители.
С такой же целью, чтобы уничтожить в нас пагубное чувство саможаления, Святая Церковь поминает в пятое воскресение преподобную Марию Египетскую, которая, несмотря на свою долголетнюю греховную жизнь, достигла духовного совершенства ревностным самоисправлением. Вспоминая этих подвижников благочестия, все наши сомнения о возможности нам достигнуть христианского совершенства при наших недостатках и слабых силах должны поневоле уступить явному доказательству, что при искренней вере в Слово Божие и при нашем желании можно соделаться чистым телом, сердцем и умом и даже праведным и святым. Жизнь преподобного Иоанна малоизвестна. Как избранник Божий, он с юных лет возлюбил Господа, но никто из его учеников не упоминает о том, кто были его родители, где он родился и воспитывался. По их словам, преподобный Иоанн был выдающимся человеком по дарованиям, способностям и образованию. Шестнадцати лет он оставил мир и удалился на гору Синай в монастырь, чтобы жить под руководством опытных и боговдохновенных старцев. В его жизнеописании сказано, что уже тогда он был тысячелетен разумом и на Синае достиг такого совершенства, что имел душу как бы без разума и воли, совершенно свободную и сиявшую небесной простотою. По кончине своего наставника, стремясь еще к большим подвигам, преподобный Иоанн решился наложить на себя обет безмолвия, для чего избрал невдалеке от храма Господня удобное место, где и провел 40 лет. Пост и молитва возвели его на высокую степень чистоты и сделали сосудом особенных дарований Божиих — прозорливости, дерзновения в молитве и чудотворений. Когда же Синайскому монастырю надо было избрать настоятеля, то вся братия единодушно упросила преподобного Иоанна вернуться в обитель. Во время настоятельства он и написал свою книгу — «Лествицу духовную», в которой изобразил весь путь к христианскому совершенству и как надо постепенно совершенствоваться для нашего спасения. Может быть, возлюбленные, некоторые из вас предполагают, что преподобный Иоанн составил свою «Лествицу» исключительно для монахов, а не для светских людей, так как нет ничего общего между жизнью вашею, т.
Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Четвёртое воскресенье Великого поста Церковь посвящает памяти преподобного Иоанна, игумена монастыря святой Екатерины на Синае, который более шестидесяти лет монашествовал среди красных скал и синего неба богошественной горы. Эта гора особенно памятна и дорогa христианам, потому что на её пустынной вершине Бог говорил со Своим народом: здесь Моисей получил скрижали Завета, на которых огненным перстом Божиим были начертаны заповеди Закона — правила жизни Ветхозаветной Церкви. На этой безжизненной вершине, среди угрюмых скал приютился крошечный храм, в котором на высоте двух с половиной тысяч метров над землёй братия монастыря святой Екатерины все эти долгие века совершали и совершают Божественную литургию. Подъём на вершину Синая не просто труден, он мучителен. Когда на исходе третьего часа пути кажется, что нет сил пошевелить рукой и ногой, когда хочется только одного — лечь и никогда больше не вставать, в этот самый момент и без того узкая каменистая тропа заканчивается и начинается лестница, вырубленная в скале. Опыт восхождения на Синай — это опыт понесённого труда, опыт преодоления соблазнов, переживание победоносной борьбы с малодушным желанием отказаться от подвига. Этим восхождение на святую гору удивительно похоже на жизнь христианского подвижника, который, по слову Спасителя, отвергся себя, взял крест свой и пошёл за Христом. Эти тяжкие ступени в мёртвых скалах, которые многократно за свою долгую монашескую жизнь преодолевал преподобный Иоанн, по-видимому, стали для него образом, символом не физического, не спортивного, как мы бы теперь сказали, подвига.