В XVIII веке, когда в кенигсбергской семье Кант появился на свет мальчик, названный Иммануилом, все было не так. Иммануи́л Кант — немецкий философ, один из центральных мыслителей эпохи Просвещения. Всесторонние и систематические работы Канта в области эпистемологии, метафизики. Канцлер Германии Олаф Шольц остался недоволен тем, что президент России Владимир Путин процитировал философа Иммануила Канта. Выдающийся философ Иммануил Кант скончался, будучи подданным Российской империи, напомнил пресс-секретарь губернатора Калининградской области Дмитрий Лысков.
Иммануил Кант, родоначальник классической немецкой философии
КАНТ (Kant) Иммануил (22 апреля 1724, Кёнигсберг, ныне Калининград – 12 февраля 1804, там же) – немецкий философ, создатель трансцендентального идеализма. Правильность максимы Канта относиться к другому человеку как к цели, а не как средству подтверждается ещё тем, что именно при таком отношении друг к другу между людьми возможен тот самый диалог, или диалогос друг с другом. Кант выставил свой труд на рецензирование ещё в 1746 году, и он был одобрен, но официально был опубликован только в 1749 году. Ведь Кант, в отличие от Коперника, переходит как раз к тому, от чего отказывается астрономия и физика, – к антропоцентричной субъектоориентированной позиции в теории познания. Родоначальник немецкой классической философии Иммануил Кант родился 22 апреля в 1724 году в Кенигсберге (Калининград).
Шольц расстроился из-за ссылок Путина на Канта
Нравственная автономия остается, таким образом, строго замкнутою в себе, не нуждающеюся и неспособною к божественному воздействию. Где же остается место религии подле такой самоопределяющей и самодовольной нравственности? В том, — отвечает Кант, — состоит религия, что мы наши нравственные обязанности сознаем, как божественные заповеди. Но эти обязанности не потому обязанности, что мы видим в них божественные заповеди, но потому, что мы их признаем божественными заповедями, что непосредственно сознаем обязанностями. Нравственность есть таким образом заключающаяся в себе сущность религии.
Что религия мыслится как отношение человека к Богу, — это есть только внешний придаток; это воображаемое отношение к Богу не стоит ни в каком необходимом отношении с существом нравственности, но примыкает к нему отвне, как платье или украшение, чтобы прикрыть ее суровые формы и сделать для слабого человека приятною и привлекательной. Убеждение в возможности привлечь на себя действия благодати отличной от нас природы есть мечта, так как мы не можем никакого сверхчувственного предмета познать в опыте, ни тем менее — влиять на него так, чтобы привлечь его к себе. Это вид суеверия привлекать к себе небесные явления, это — мечты, в которых хотя и может быть согласный метод, однако мнимые внутренние влияния должны сводиться на нравственные, как разумные. Религия всегда будет убыточным самообманом.
Это не суеверие только совершением нравственно безразличных действий культа благорасположить Бога, но это есть нелепая мечта стремиться к мнимому общению с Богом, так как это чувство непосредственного присутствия высшего существа и отличие этого чувства от всякого другого, даже от нравственного, было бы восприятием воззрения, для которого в человеческой природе нет никакого органа. Такая галлюцинирующая мечта была бы нравственною смертию для разума, без которого не может утверждаться никакая религия, так как всякая религия, как и вся нравственность, должна утверждаться на правилах. Отсюда церковная вера, если она не может обойтись без твердо установленных положений которые содержат нечто большее, чем чистую нравственность , во всяком случае должна иметь принципом, что она должна представлять конечною целию религию доброго образа жизни и что без всего прочего она может обойтись. Религия, по Канту, заключается следовательно в благоповедении и совпадает с моралью.
Все прочее, что приходит сверх этого, состоит или во внешнем культе, или во внутренних религиозных возбуждениях: — частию это плод самообмана, частию нечто полезное для человеческой слабости. Полезное, поскольку несомненен факт, что человек слаб, его природе присуще радикальное зло, отдельные злые поступки указывают на живущую в человеке наклонность ко злу, которая не находит для себя дальнейшего объяснения. Для начальной борьбы с этим радикальным злом и могут быть полезны и внешние, и посторонние побуждения к нравственной деятельности. Целию нравственной деятельности каждого лица должно быть осуществление в себе нравственного идеала человека.
Такой нравственный идеал представлен в лице вечного Сына Божия — Христа. Верить во Христа значит осуществлять в себе идеал угодного Богу человека, но не значит веровать в Иисуса Назаретского. Жизнь Иисуса Назаретского и Его чудеса, по Канту, должно толковать моральным образом. Совершенная праведность, т.
Для грешного человека страдание есть необходимый момент в процессе избавления от зла, оно есть неизбежное наказание за грех; но страдание человека безгрешного Сына Божия , не будучи следствием собственного греха, может иметь замещающую силу, или покрывать грехи человечества. Для истинной религии необходима практическая вера в нравственный идеал, т. Суждение умопостигаемого характера об эмпирическом есть совесть. Признавать воплощение этого идеала фактически совершившимся в лице Иисуса Христа не противоречит разуму, если только такую историческую веру подчинять моральной, т.
Для достижения нравственных целей человеку помогают другие люди, общество, иначе церковь. Церковь должна быть одна и ее основа — чистая разумная вера; эту разумную веру, имеющую свой непосредственный источник в нравственной природе человека, затемняет вера историческая, породившая множество религий и церквей. История христианской церкви есть история борьбы разумной веры с историческою. Историческая вера требует от человека, кроме нравственности, еще внешнего богопочитания: согласно с этой верою можно достигнуть благоволения Божия особенными средствами.
Это значить, — говорит Кант, — делать Бога фетишем, идолом, доступным ласкательству. Богослужение имеет свою поддержку в бегущем работы легкомыслии людей: трудно быть хорошим слугою, легче быть фаворитом; люди почитают божественные заповеди для того, чтобы не исполнять их. Кант допускает некоторую полезность исторической иди церковной веры для юного человечества, но для зрелого она не нужна: она требуется, пока человек не укрепился в добре, а там ей можно указать двери. Этим взглядом Канта на историческую веру обусловливается неустойчивость его воззрений на откровение, благодать, чудеса, таинства, обрядовые действия.
Откровение, по его мнению, возможно, но не необходимо; благодатная помощь тоже возможна по крайней мере, невозможность ее нельзя доказать , но на нее не следует рассчитывать. Чудеса противоречат законам опыта и не содействуют выполнению нравственных обязанностей. Кант разделяет их на физические и нравственные, но не находит в прошедшем никакого факта, который должно бы было признать действительно чудесным. Кант, правда, не видит нужды оспаривать, что в прошедшем были чудеса, хотя и рекомендует их объяснять в нравственном смысле, но он приходит к заключению, что в настоящем и будущем чудеса уже не бывают и не могут быть.
И благоразумные правительства, — говорит Кант, — приняли за правило допускать, что в древности бывали чудеса, но новых отнюдь не дозволять. Обрядовые действия, по Канту, имеют значение лишь, как внешнее выражение внутреннего настроения, но не сами но себе. Таково учение Канта о религии. Должно признать, что в отдельных суждениях Канта заключается не мало справедливого, но вместе с тем должно признать, что в своих нравственных суждениях он неправ во многом, а в суждениях о религии неправ в существенном.
Нам кажется, что одно из положений философии Лейбница и его школы или даже — вернее — его эпохи, развитое до своих крайних выводов, и составляет в значительной части содержание философии Канта. У Лейбница личность есть самозамкнутая монада, которая ни во что не может проникнуть и в которую не может проникнуть ничто. Эта теория непроницаемости личного духа, теория невозможности взаимодействия, развивавшаяся уже в XVII столетии, принимается Кантом. Скептическое направление, шедшее совсем с другой стороны Монтэнь, Юм , нашло в ней свое обоснование.
Если человеческий дух абсолютно непроницаем, то он абсолютно не может познать действительности. Таков гносеологический принцип Канта. Но из этой же обособленности духа следует и его независимость и то, что он должен действовать по законам собственной природы. Таков этический принцип Канта.
Христианская религия призывает к теснейшему богообщению. Сын Божий субстанциально соединяется с человеческой природой. Дух Божий живет в чистых человеческих сердцах. Но, по теории Канта, ничто не может проникать в человека.
Дух Божий не живет в человеке; Сыну Божию не за чем было воплощаться, так как никакое воплощение не соединит Его с людьми. Человек абсолютно разобщен с Богом и действует только от себя и чрез себя. Таков теологический принцип Канта. Принцип духовной непроницаемости, усвоенный Кантом от его века и развитый им до крайних логических выводов, породил его гносеологические, этические и религиозные заблуждения.
Кант остановился на представлении в сущности очень вульгарном и некритическом, что территория познания для нашего духа ограничивается геометрическою поверхностию нашего тела. Позволительно думать, что если бы великий кенигсбергский мыслитель жил в наше время, он иначе бы отнесся к поставленному им во главу здания принципу. Тогда в физике, как несомненная истина, господствовала теория непроницаемости. Теперь она колеблется с каждым днем более и более.
Открываются лучи всепроникающио и как бы оказывается, что все может проникать всюду. Во время Канта только смеялись над мыслию о действии духа на расстоянии. Теперь такие действия тщательно изучаются. Но никакая сила не может действовать там, где ее нет; всякое действие предполагает собою взаимопроницаемость.
В сфере нравственной люди это чувствовали и инстинктивно понимали всегда. При таком единении каждый бы и давал своему ближнему от своих духовных богатств и получал бы от него, чего не имел сам.
Семья была скромной и религиозной.
Мать, которая, несмотря на свою раннюю смерть в 1737 г. Пиетизм подчеркивал личную набожность каждого отдельного человека. Из этого следовало, в частности, внутреннее приятие и строжайшее соблюдение нравственных правил.
Мать давала Канту первые уроки любовного отношения к окружающему миру. Впоследствии Кант говорил одному из своих биографов Р. Столь же благотворное влияние оказывала на Канта и вся атмосфера их дома.
Образование маленького Иммануила началось в начальной школе, расположенной неподалеку от родительского дома при госпитале Святого Георга. Там будущий философ начал учиться читать, писать, считать и получил первые уроки по христианству. Говоря об образовании Иммануила Канта, нельзя не упомянуть человека, сыгравшего значительную роль в его жизни — доктора теологии Франца Альберта Шульца 1692-1763.
Шульц прошел школу пиетизма в Галле, но одновременно учился в тамошнем университете у самого известного тогда немецкого философа Вольфа, который говорил: «Если кто меня понял, так это Шульц в Кенигсберге». Мать Канта вместе со старшими детьми посещала занятия Шульца по Библии и его проповеди. Доктор Шульц часто бывал дома у своей ревностной слушательницы и заметил маленького Иммануила.
Ранняя одаренность мальчика позволила ему рекомендовать отцу Иммануила отправить сына в гимназию, чтобы он мог получить соответствующее образование. Далее Шульц будет сопровождать Канта в течение всей его молодости. Сначала он в 1733 г.
В гимназии Кант учился с весны 1732 г. Главными предметами преподавания на всех четырех ступенях были религия лютеранский катехизис, Библия и латынь, изучали также древнееврейский и греческий с целью освоения на языке оригинала текстов Ветхого и Нового заветов. Также к числу обязательных предметов относились география, история, немецкий язык, в старших классах — логика и философия, которые, по мнению Канта, преподавались в гимназии неудачно.
Из области математики в обязательные занятия входил только счет. Остальная математика была, как бы мы сейчас сказали, факультативна, и преподавалась за отдельную плату. Занятия в гимназии начинались в семь часов и оканчивались в четыре пополудни.
По свидетельству современников, особый интерес Кант испытывал к латыни и классической латинской литературе. Уже в зрелом возрасте сам Кант отрицательно отзывался о преподавании философии и математики в гимназии. В 1740 году, Иммануил Кант, которому тогда исполнилось всего лишь 16 с половиной лет, был принят в студенты Кенигсбергского университета.
Эта дата символически совпала с восхождением на прусский престол Фридриха II, о котором Кант потом скажет, что «наш век есть век просвещения, или век Фридриха» 6, 33. В этом отношении Кант и Пруссия одновременно вступали в эпоху Просвещения. Для будущего философа это означало не только начало академических занятий, но и переход из одной корпорации в другую — из гильдии ремесленников в «академическую гильдию», что означало пользование академическими привилегиями и продвижение в более высокий общественный слой [3].
После жестокой дисциплины Фридрихс-Коллегиум университет с его выбором предметов и преподавателей и другими вольностями, наверняка, показался юному Канту царством свободы. К тому же Кант как студент снимает квартиру и переезжает в нее из родительского дома. Кенигсбергский университет, основанный в 1544 г.
Студенты вначале обучались на философском факультете, а затем выбирали один из высших факультетов, на котором и получали профессиональное образование. Среди немецких университетов, которых тогда насчитывалось около трех десятков, Кенигсбергский университет занимал среднее положение. Для сравнения в Гейдельберге число студентов падало иногда до 80.
Университет имел интернациоанльный характер, поскольку привлекал студентов из Польши, Литвы и других соседних стран, включая и Россию [5]. Не существует точных данных, на каком высшем факультете учился Кант [6]. Большинство исследователей его биографии сходятся на том, что он должен был учиться на теологическом факультете.
Трансцедентальное познание напротив предполагает существование активного, познающего разума, и мира, который «подстраивается» под его активность. Опыт здесь выступает не слепком реальности, а результатом взаимодействия реальности и разума, а потому не вполне отражает действительность такой, какая она есть. Рассматривая опыт как ограниченное знание Кант задается вопросом о возможности априорного , то есть доопытного познания. Рассматривая деятельность рассудка в двух направлениях — синтеза и анализа, Кант выделяет три формы знания: априорное аналитическое знание; априорное синтетическое знание; апостериорное синтетическое знание. Апостериорного, то есть опытного аналитического знания быть не может, так как анализ не нуждается в чувственном опыте для прояснения собственных идей. В то время как анализ по своему содержанию уточняет и разлагает понятие на составные единицы, то синтез наоборот прибавляет новое знание, которое не дано в исходном материале. Синтез может строится как на обобщении опыта, так на обобщении априорных истин — например, прямая есть линия, соединяющая две точки, - априорное синтетическое высказывание. Итак, процесс познания по Канту осуществляется через взаимодействие разума и вещественного мира, его результатом с одной стороны становится опыт, то есть чувственное отображение реальности, а с другой стороны априорное знание, которое возникает через созерцание таких внеопытных представлений как чистое пространство геометрия и чистое время математика.
Продумана и подготовлена большая часть Всеобщей естественной истории и теории неба была заранее, в те годы, когда Кант работал учителем. В этом труде он за сорок лет до Лапласа выдвинул небулярную космогоническую теорию. Во Всеобщей естественной истории и теории неба мир определяется как бесконечный не только в пространственном смысле, но и в смысле становления. Формирующий принцип не может перестать действовать — из этого предположения возникла теория Канта — Лапласа. Кроме того, в данной работе Кант исходил из взаимозависимости теории и эмпирии, опыта и умозрения. Он приходит к выводу, что гипотеза, спекуляция должна выйти за пределы содержания данных при условии, что полученные ею результаты будут совпадать с данными опыта и наблюдения. В этой же работе первый раз упоминалось понятие практического разума, который понимался как общее нравственное назначение человека, а также сумма знаний о мире и человеке — стремясь к идеалам Просвещения, человек должен понять, что он часть природы и, в конечном счете, возвысится над ней, чтобы оправдать свое место в творении. Для того чтобы получить право читать лекции, Канту недостаточно было докторской степени. Ему предстояло пройти габилитацию — защиту специальной диссертации в публичной дискуссии, что он с успехом сделал 27 сентября 1755. Диссертация называлась Новое освещение первых принципов метафизического познания Principiorum primorum cognitionis metaphysicae nova dilucidatio и была посвящена поиску связи естествознания с философией, мышления с опытом. В ней Кант исследовал установленный Лейбницем принцип достаточного основания, различие между основанием бытия предмета и основанием его познания, реальным и логическим основанием. Свобода понималась им как сознательная детерминация поступка, как приобщение воли к мотивам разума в русле лейбнианско-вольфианской философии. Вообще же, докритический период характеризуется обращением Канта к естественнонаучным вопросам, физико-математической сфере. Предмет его интереса — Земля, ее положение в космосе. После защиты Кант, наконец, получил разрешение читать лекции. Первую лекцию он прочел осенью 1755 в доме профессора Кипке, где тогда жил. В первый год доцентуры читал лекции по логике и метафизике, по физической географии и общему естествознанию, по проблемам теоретической и практической математики и механики, иногда по двадцать восемь часов в неделю. Во время войны Пруссии с Францией, Австрией и Россией Кенигсберг был захвачен русскими войсками и присягнул на верность российской императрице Елизавете Петровне. Кант читал для российских офицеров фортификацию и пиротехнику. Почти ничего не писал из-за большой нагрузки, кроме ряда небольших, всего по несколько страниц, работ, каждая из которых, однако, интересна и содержит оригинальную точку зрения. К ним относятся: Новая теория движения и покоя, посвященная основам механики, Новые замечания для пояснения теории ветров. Одной из них, Monadologia physica Физическая монадология, в которой защищается новая форма атомистики, он претендовал на экстраординарную без оклада профессуру. Казалось бы, у Канта была возможность получить это назначение, которое избавило бы его от материальной зависимости — умер профессор философии Кипке. Но на освободившееся место претендовало еще пять соискателей. Однако место получил математик Букк, который был старше по возрасту и преподавательскому стажу. В 1759 пишет Опыт некоторых рассуждений об оптимизме, в котором Кант стремился найти решение проблемы наилучшего мира спор между Руссо и Вольтером о лучшем из миров. Жан-Жак Руссо стал для Канта вторым Ньютоном. Работа 1762 — Наблюдения над чувством возвышенного и прекрасного принесла ему славу модного автора. Этот год стал переломным для философа. Хотя он и продолжал интересоваться естественными и точными науками в 1763 закончил Опыт введения в философию понятия отрицательных величин , но теперь главным для него стали не частные вопросы, а принципы изучения природы в целом. Работа связана с понятием силы — как оно дано у Лейбница и как оно дано у Ньютона. Частный вопрос возможности действия силы на расстоянии переходил в спор о сущности силы. Эта работа послужила предтечей Трактата о методе — первой философско-физической работы Канта, попытки установить метод натурфилософии. В 1763 Берлинская академия наук предложила конкурсную тему, которая привлекла к себе внимание философских кругов Германии: «Способны ли метафизические науки к такой же очевидности, как математические? За решение этой задачи взялись такие мыслители как Ламберт , Тетенс и Мендельсон. Для Канта проблема была особенно интересна. Предварительно, в 1762 им были написаны статьи Единственно возможное обоснование для доказательства бытия Бога и Исследование степени ясности принципов естественной теологии и морали последняя была опубликована только в 1764 , чтобы аргументировать и представить свое отношение к теологии. Доказательство бытия Бога, основанное на целесообразности устройства мира, он находит «наиболее соответствующим как достоинствам, так и слабости человеческого рассудка». При этом доказательстве Бог — зодчий материи, но сама материя признается отдельной, независимой от Бога сущностью, что влечет изначальный дуализм. Надо исходить не из построения действительного, чтобы открыть в нем свидетельство высшей воли, формировавшей последнее по собственному желанию, — нужно опираться на знание высших истин и, исходя из них, обрести доступ к достоверности абсолютного бытия. Для этого стоит основываться на общих и необходимых связях, нерушимых нормах, как для конечного, так и для бесконечного ума. Кант в данном случае о необходимом и случайном говорит еще на языке Лейбница. Можем ли мы достичь достоверности абсолютного существования? На этот вопрос Кант отвечает утвердительно. Доказательством является тот факт, что если б не было абсолютного бытия, то не могло бы быть и идеальных отношений, соответствия или противоположности между ними. Уже то, что материя существует и упорядочивается примерно одинаковыми понятиями существуют такие построения как прямоугольник и круг является доказательством существования абсолютного бытия. К разработке проблемы, предложенной Берлинской академией, он приступил после завершения Единственно возможного обоснования…, так как увидел непосредственную связь между этим вопросом и своей работой. Теперь он не просто обращается к объекту познания, он требует от себя отчета о своеобразии того познания, посредством которого объект предлагается и сообщается знанию. В конкурсе Кант не победил, первую премию получил Мозес Мендельсон, но про работу Канта было сказано, что она заслуживает величайшей похвалы. Оба сочинения, Канта и Мендельсона, были опубликованы в Трудах Академии. В 1764 Канту исполнилось 40 лет.
Иммануил Кант — подданный Российской империи
Благо в его биографии, несмотря на всемирную славу философа, достаточно белых пятен и неясностей. Так что же мы можем знать о Канте? Он вышел родом из народа Сегодня, даже если человек отказывается от социальных сетей и к минимуму сводит свое присутствие в интернете, за ним тянется цифровой след. Плюс ко всему почти каждый попадает в объективы камер наблюдения и смартфонов случайных прохожих. Нами интересуются официальные структуры, соседи, родственники, коллеги, распространители спама. Особенно живой интерес проявляют мошенники. Конечно, если ты родился в благородной или очень богатой семье, то на тебя обращали внимание не только приходской священник, школьный учитель, а как подрастешь — армейский вербовщик и сборщик налогов.
Однако наш герой был из простого народа. Его родители — шорники — люди свободные, набожные, небогатые и мало кому известные за пределами гильдии и религиозной общины. Поэтому и судьба Иммануила Канта мало кого интересовала до тех пор, пока он не стал знаменит. А произошло это совсем не сразу. К тому же философ был не настолько тщеславен, чтобы озаботиться написанием мемуаров или собственной биографии. Поэтому рассказ о его жизни, особенно на ее раннем этапе, до сих пор представляет непростую научную задачу.
Решить ее пытаются почти 250 лет. За это время появилась масса литературы, причем как излишне идеализирующей Канта, так и почти клеветнической. Что в имени тебе моем? Самые достоверные свидетельства жизни Канта — официальные документы: записи о рождении, зачислении в университет или смерти, переписка с инстанциями, завещание. Однако, несмотря на достоверность этих бумаг, их информативность невелика. Более того, они могут вводить в заблуждение.
Кант запрещал лгать даже из человеколюбия Ложь аморальна всегда, она противоречит универсальному закону нравственности — категорическому императиву.
Под догматизмом Кант понимает такую установку, в которой мир познается человеком в своем непосредственном виде, то есть человек в своем чувственном познании остается пассивным созерцателем окружающей реальности, а его опыт полностью соответствует действительному положению вещей. Трансцедентальное познание напротив предполагает существование активного, познающего разума, и мира, который «подстраивается» под его активность. Опыт здесь выступает не слепком реальности, а результатом взаимодействия реальности и разума, а потому не вполне отражает действительность такой, какая она есть. Рассматривая опыт как ограниченное знание Кант задается вопросом о возможности априорного , то есть доопытного познания. Рассматривая деятельность рассудка в двух направлениях — синтеза и анализа, Кант выделяет три формы знания: априорное аналитическое знание; априорное синтетическое знание; апостериорное синтетическое знание. Апостериорного, то есть опытного аналитического знания быть не может, так как анализ не нуждается в чувственном опыте для прояснения собственных идей.
В то время как анализ по своему содержанию уточняет и разлагает понятие на составные единицы, то синтез наоборот прибавляет новое знание, которое не дано в исходном материале. Синтез может строится как на обобщении опыта, так на обобщении априорных истин — например, прямая есть линия, соединяющая две точки, - априорное синтетическое высказывание.
На этом этапе ученого интересуют тайны мироздания и он выступает больше как математик, физик, химик, биолог, то есть материалист, который при помощи научной диалектики старается объяснить законы природы и ее саморазвитие. Основная проблема, интересующая ученого в этот период — это объяснение состояния Вселенной, Космоса. Он был первым, кто связал приливы и отливы в морях с фазами Луны и выдвинул гипотезу о зарождении нашей галактики из газовой туманности. В более поздний «критический» период» — 70-80-е годы — Кант полностью переориентировался на проблемы человеческой нравственности и морали. Основные вопросы, на которые ученый старается ответить: что такое человек? Особенностью философии Иммануила Канта является то, что он сделал предметом изучения не объект, а субъект познавательной деятельности. Только специфика деятельности познающего мир субъекта может определить возможные способы познания. Кратко о теории и практике в философии Иммануила Канта В теоретической философии Кант пытается определить границы и возможности человеческого познания, возможности научной деятельности и границы памяти.
Он ставит перед собой вопрос: что я могу знать? Кант считает, что познание мира при помощи чувственных образов априори опирается на доводы рассудка, и только так можно добиться необходимого результата. Любое событие или вещь отображаются в сознании субъекта, благодаря полученным через органы чувств сведениям. Такие отражения Кант называл явлениями. Он считал, что мы познаем не сами вещи, а только их явления. Другими словами, мы познаем «вещи в себе» и имеем свое собственное субъективное мнение обо всем, опираясь на отрицание знания знание не может появляться из ниоткуда. По Канту, высший способ познания сочетает в себе использование разума и опору на опыт, но рассудок отвергает опыт и старается выйти за грани разумного, в этом и заключается высшее счастье человеческого познания и существования. Что такое антиномии? Антиномии — это высказывания, которые опровергают друг друга. Кант приводит четыре самых известных антиномии для подтверждения своей теории о рассудке и опыте.
Возможен ли мир без войны, о котором мечтал Кант?
Кант даже предвидел космическое будущее человечества: «Кто знает, не для того ли вокруг Юпитера обращаются его спутники, чтобы когда-нибудь светить нам?». В честь 300-летия Иммануила Канта участники подкаста «Собрались с мыслями», который на Первом канале ведет глава Синодального отдела по взаимоотношениям. Россия, по сравнению с другими странами, сделала самый большой вклад в увековечивание памяти философа Иммануила Канта. 22 апреля немецкому философу Иммануилу Канту исполнилось 300 лет. Библиотекари центральной районной библиотеки подготовили и выпустили информационные буклеты» Кто такой Иммануил Кант?».
Город, где родился Кант: какие места в Калининграде связаны с великим философом
Между Россией и Германией разгорелся геополитический спор из-за немецкого философа 149 В 2024 году по указу президента РФ Владимира Путина отмечается трехсотлетие со дня рождения немецкого философа Иммануила Канта. По этому случаю 22 апреля в Калининграде стартовал Международный Кантовский конгресс, что вызвало недовольство в Германии на самом высоком уровне. Канцлер ФРГ Олаф Шольц выразил мысль , что у российского руководства нет оснований ссылаться на труды Канта, поскольку нынешняя политика Кремля противоречит его убеждениям. Власти Калининграда напомнили Шольцу, что ни одна страна не сделала больше, чем Россия, чтобы увековечить память философа, а сам он оставался подданным Российской империи до конца жизни. В заочный спор вступил и философ Александр Дугин.
В 1747-1755 годы, Кант разработал и опубликовал свою космогоническую гипотезу происхождения Солнечной системы из первоначальной туманности. В 1755 Кант защищает диссертацию и получает докторскую степень. Это даёт ему право преподавать в университете, чем он успешно и занимается на протяжении 40 лет. В 1770 году 46-летний Иммануил Кант назначается профессором логики и метафизики Кёнигсбергского университета, где он преподает философию, математику и физику. В этот период Кантом были написаны фундаментальные философские работы, принёсшие учёному репутацию одного из выдающихся мыслителей XVIII века и оказавшие огромное влияние на дальнейшее развитие мировой философской мысли. Умер философ 12 февраля 1804 года в возрасте 79 лет.
Философские взгляды Канта Начало философской деятельности Канта называют — докритическим периодом. Мыслитель занимался естественнонаучными вопросами и разработкой важных гипотез в этой сфере. Он создал космогеническую гипотезу о происхождении Солнечной системы из газовой туманности. Также, он работал над теорией влияния приливов и отливов на суточную скорость вращения Земли. Кант изучал не только природные явления. Он исследовал вопрос естественного происхождения отдельных человеческих рас. Он предложил классифицировать представителей животного мира по порядку их вероятного происхождения. После этих исследований, наступает критический период. Его начало приходится на 1770 год, когда ученый становится профессором в университете. Суть исследовательской деятельности Канта сводится к исследованию ограничений человеческого разума в качестве инструмента познания.
Мыслитель создает свое наиболее значимое произведение в данном периоде — «Критика чистого разума». Биографические данные Иммануил Кант родился 22 апреля 1724 года в небольшом городе Кенигсберг, в бедной семье ремесленника. Его мать, крестьянка, стремилась вырастить сына образованным. Она поощряла его интерес к наукам. Воспитание ребенка носило религиозный уклон. Будущий философ с детства имел плохое здоровье. Кант обучался в гимназии «Фридрихс-Коллегиум». В 1740 году поступил в Кенигсбергский университет, но юноша не успевает доучиться, ему приходит известие о смерти отца. С целью заработать на пропитание семьи, будущий философ работает репетитором на дому в Юдшене в течение 10 лет. На это время приходится разработка его гипотезы, что Солнечная система произошла из первоначальной туманности.
В 1755 году философ получает докторскую степень. Кант начинает преподавательскую деятельность в университете, проводит лекции по географии и математике, и обретает все большую популярность. Он стремится научить своих учеников думать и искать ответы на вопросы самостоятельно, не прибегая к готовым решениям. Позднее, он начинает проводить и лекции по антропологии, метафизике и логике.
Все материалы автора В понедельник, 22 апреля, исполняется ровно 300 лет со дня рождения великого философа Иммануила Канта. На территории Российской империи он прожил всего 4 года, с 1758—го по 1762—й, но след в истории страны оставил глубокий.
Видимо, поэтому ещё весной 2021 года президент Владимир Путин подписал указ, предписывающий "провести в 2024 году мероприятия, посвящённые празднованию 300—летия со дня рождения И. Во исполнение уже развёрнуто несколько выставок в том числе и в петербургском Музее истории религии , а в Калининграде стартовал Международный кантовский конгресс. Не обошлось, впрочем, и без конфузов. В начале февраля губернатор Калининградской области Антон Алиханов заявил, что Кант имеет "прямое отношение к тому глобальному хаосу, с которым мы сейчас сталкиваемся".
В Калининграде подлили масла в истерику Шольца с помощью одного факта о смерти Канта
22 апреля в течение дня в Быковской сельской библиотеке был проведен медиа – обзор «Кто такой Иммануил Кант?». Канцлер Германии Олаф Шольц утверждает, что Россия любой ценой стремится присвоить себе немецкого философа Иммануила Канта и его работы. По Канту, на самом деле, «Вечный мир» — это такое состояние отношений между суверенными государствами, которые урегулированы правом так, что ликвидированы всякие основания для военных столкновений. Кант был первым, кто посчитал, что представление о них возникает с рождения.
⚡К 300-летию со дня рождения Иммануила Канта в Калининграде открыли философскую тропу.
Кант объединил два этих подхода в общую теорию познания. Теория познания Канта Философ делил мир на две части. Мир ноуменов — это вещи сами по себе, вне зависимости от человеческого восприятия. Мир феноменов — это всё, что мы воспринимаем. Два мира связаны друг с другом через познавательную способность. С помощью неё мы воспринимаем предметы. Изначально любой предмет — это ноумен, он существует сам по себе. Но как только человек его воспринял, понял, чем является предмет, ноумен становится феноменом. Для Канта феномены — это не вещи, а лишь восприятие вещей. Познавательная способность превращает ноумены в феномены. Как работает познание Врождённые знания Кант называл априорными.
К основным категориям априорных знаний философ относил пространство и время. Он считал, что даже не имея точных данных о том, где мы находимся и какое сейчас время, мы всегда ощущаем пространство и помещаем себя во временной контекст. Кант был первым, кто посчитал, что представление о них возникает с рождения. Кант показал существование априорных знаний, но не отрицал важность чувственного опыта.
Иммануил Кант, родоначальник немецкой классической философии, родился 22 апреля 1724 года в Кенигсберге ныне Калининград. Учился в университете Альбертина, являлся его профессором и почти никогда не покидал город. Автор трудов "Критика чистого разума", "Критика практического разума", "Критика способности суждения" и других. Умер Кант 12 февраля 1804 года, был похоронен у Кафедрального собора в Кенигсберге.
Его прадед Рихард Кант, который, судя по свидетельствам, даже не знал немецкого языка, обитал в Приекуле нынешняя Латвия, в 90 км севернее Клайпеды. Это местечко интересно тем, что с конца 15 века оно являлось вотчиной баронов фон Корф.
Так, один из Корфов был президентом Петербургской академии наук при Анне Иоанновне, другой — губернатором Кёнигсберга при Елизавете Петровне. Сын Рихарда Канта — Ганс — жил в Мемеле Клайпеде , а уже его сын — Иоганн, отец Иммануила — обосновался в Кёнигсберге, где трудился шорником, то есть изготовителем конской упряжи. Так что, Иммануила Канта смело можно назвать прибалтом. А легенда о британском происхождении могла родиться в силу того, что две дочери Рихарда Канта то есть двоюродные бабки Иммануила были отданы замуж за шотландцев. В свою очередь мама Канта Анна Регина, которая сделала очень многое, чтобы её сын стал величайшим мыслителем эпохи, родом из Нюрнберга. Её отцом был шорник Каспар Рейтер. Места Канта - За пределами Калининграда существует не так уж много мест, которые связаны с Кантом. В основном это поместья, в которых он работал домашним учителем сразу после окончания университета. Так, в 1747 году философ был школьным учителем у детей пастора Андерша. Проживал этот выходец из французской Швейцарии в местечке Юдшен.
Сегодня это посёлок Веселовка Черняховского района, располагающийся в 100 км восточнее Калининграда между Черняховском и Гусевом. Кстати, с 1938 по 1946 годы Юдшен именовался Кантхаузен. Затем Кант перебрался в имение Гросс-Арнсдорф, принадлежащее майору Хюльзену. Оно находилось между современным Эльблонгом и Острудой где-то в 100 км юго-западнее Калининграда. Кстати, один из сыновей Хюльзена спустя годы, вероятно, под впечатлением идей учителя, чуть ли не первым среди прусских помещиков добровольно освободил своих крепостных крестьян. Последним местом работы Канта семейным учителем стал дом графа Гербхарда Иоганна фон Кайзерлинга. Графское семейство зимы проводило в Кёнигсберге, а лето — в фамильном замке Раутенбург. Он располагался на территории нынешнего посёлка Большие Бережки Славского района в 75 км на северо-восток от Калининграда. Психотерапевт Кант - Первый серьёзный успех Канта, который принёс ему известность среди соотечественников, был связан с Лиссабонским землетрясением. Это чудовищное бедствие случилось в День всех святых 1 ноября 1755 года.
Старый свет не помнил таких катастроф со времён гибели Помпеи. Эпицентр землетрясения находился в Атлантическом океане. Лиссабон — один из духовных и политических центров католической Европы — лежал в руинах. Известие об этом событии не только быстро распространилось по миру, но и моментально обрело идеологическую окраску. И в то время пока богословы и политики верещали о конце света и каре небесной, вгоняя население религиозной Европы в страх и уныние, Кант решил выступить в роли коллективного психотерапевта. Эхо землетрясения отозвалось и в Кёнигсберге. Жители были напуганы, представители местной власти — обеспокоены. Поэтому очень кстати пришлись лекции Канта о научно обоснованных естественных, а не мистических, причинах землетрясений, которые он читал студентам в рамках курса физической географии. Философу предложили выступить для более широкой публики в Кафедральном соборе. Его лекция имела настолько мощный терапевтический эффект, что их пришлось повторять — за один раз собор не смог вместить всех желающих послушать Канта.
В начале 1756 года философ опубликовал на тему землетрясений три статьи, которые стали бестселлерами. Рассказывают, что типографы не успевали полностью отпечатывать тираж — обыватели раскупали эти труды постранично. Таким образом, Кант и прославленный португальский премьер-министр маркиз Себастьян ди Помбал стояли у истоков современной сейсмологии. Кант — гражданин России - В разгар Семилетней войны в 1758 году, когда Кёнигсберг был взят русскими войсками, Кант вместе с профессурой Альбертины впрочем, как и представители всех остальных сословий присягнул на верность императрице Елизавете Петровне. Так великий философ стал нашим соотечественником. Этот факт сегодня не вызывает сомнений. Однако до сих пор не утихают споры о том, сохранил ли Кант российское гражданство после возвращение Кёнигсберга прусской короне в 1762 году.
В то же время, хотя Кант и называет свою практическую философию «критикой», то есть анализом способности морального суждения, то есть практики на языке эпохи Просвещения «мораль» обозначала прежде всего «образ действия», устойчивые формы социального поведения , де-факто его этика сугубо нормативна и предписывает, а не описывает определенный тип поведения. Действовать морально, согласно Канту, значит действовать так, чтобы максима твоей воли могла стать всеобщим законом. Иными словами, нужно поступать согласно правилу, которое ты мог бы пожелать видеть универсальной нормой. Но такая этика в состоянии работать практически, только если все люди будут ей следовать. Кантианство не дает однозначного ответа на моральные дилеммы в ситуациях конкретного жизненного выбора. Классический пример — должен ли человек, укрывающий жертву нацистских преследований, солгать гестаповцам, спрашивающим о ее местонахождении? С точки зрения кантовского ригоризма здесь возникает противоречие между запретом на ложь и запретом на предательство. Вместе с тем Кант настаивает, что моральное поведение — это не просто следование правилу, а реализация человеческой свободы и разумности. По-настоящему моральный субъект не может поступить аморально — только если он несвободен или недостаточно разумен. Так что категорический императив — это не просто заповедь, а выражение самой сущности человека как свободного и мыслящего существа.
Иммануил Кант — достоин ли Калининград носить его имя?
Беккера, 1768, Национальный музей Шиллера, Германия, www. Immanuel Kant родился 22 апреля 1724 года в Кенигсберге ныне Калининград. Четвертый ребенок в небогатой семье шорника, он учился сначала в гимназии, затем в университете Кенигсберга. Из-за сложного материального положения в результате смерти отца оставляет учебу, занимается преподавательской деятельностью.
В течение девяти лет Кант жил и работал домашним учителем в аристократических семьях, что давало материальные средства для занятий философскими исследованиями.
Остров Канта Остров Канта В городе Кёнигсберг , являющемся сегодняшним Калининградом, философ Кант проживал на протяжении долгого периода своей жизни. В память о Канте именем знаменитого философа назван остров, расположенный в центре города. Остров имени Канта — это исторический район с парком, расположенный посреди вод реки Преголя. Кафедральный собор на острове И. Канта Возле Кафедрального собора находится захоронение учёного.
Над захоронением располагается колонный зал и кенотаф. Сама могила Канта располагается под залом на глубине. Могила Иммануила Канта в Калининграде — это одна из достопримечательностей города, которая указана во всех туристических путеводителях. Также на острове располагается уникальный Парк скульптур, где собрали изваяния, изображающие знаменитых деятелей, и другие работы. Статуи для парка были привезены из музеев и закуплены специально для создания коллекции. Посетить парк стоит ради необычных фото и созерцания красивых изваяний.
Участок суши имеет интересную историю — ранее здесь располагался целый населённый пункт под названием Кнайпхоф. Город имел собственную инфраструктуру и торговые точки. В нём была ратуша и Кафедральный собор, сохранившийся до наших дней. Во время боевых действий на местности город был уничтожен. Руины Кафедрального собора Долгое время участок суши использовали в качестве каменоломни. Новая жизнь острова Канта началась в 70-е годы прошлого столетия, когда власти решили заняться благоустройством острова и возвести здесь зелёную зону.
Музей Канта Рядом с местом, где похоронили учёного, располагается музей Канта. Посетить его следует всем, кто интересуется жизнью и научной деятельностью философа. В музее собраны личные записи, предметы и рисунки Иммануила Канта. Экскурсовод расскажет о биографии, научных достижениях и характере знаменитого философа. Посетив экспозицию, можно узнать подробную историю жизни деятеля науки, его странности и привычки, а также об отношениях Канта с современниками и взгляде на философские вопросы. Музей находится в Кафедральном соборе на 3-м и 4-м этажах.
Также в нём представлен бюст учёного и картины, на которых изображён Иммануил со своими приближёнными и другими деятелями наук. Интересными экспонатами станут вещи, связанные с важными жизненными событиями философа. К ним можно отнести прошение Иммануила на имя правительницы с целью получения статуса заведующего кафедрой логики и метафизики в местном университете. Памятник философу На местности у бывшего учебного заведения «Альбертина», где некогда обучался и преподавал деятель наук, находится монумент Канту. Сделали памятник в Германии в 1857 году скульптором Христианом Даниэлем.
К такому выводу ученые пришли, изучив череп и посмертную маску Канта.
Выводы комиссии оспариваются некоторыми кантоведами до сих пор. Шум по этому поводу систематически поднимает пресса. Тем не менее, слепки лобной части и челюсти умершего полностью совпали с маской Канта. Экспертиза длилась почти четыре месяца, взвешивались все за и против. Разумеется, члены комиссии пытались и найти объяснение подобной ротации тел под землей, и отыскать вторую половину таблички Иммануила Канта. Однозначных убедительных объяснений этим парадоксам никто дать так и не сумел.
Нацисты действительно кичились именем великого ученого, но эксгумировать прах Канта все-таки не решились. Во-первых, в ноябре 1880 года идентифицированные останки были запаяны в цинковый гроб вместе со стеклянной капсулой, в которой находилось подробное описание всего процесса, а затем помещены во второй металлический гроб. Далее громоздкая конструкция была опущена в каменный саркофаг. Все это многотонное сооружение было сделано таким образом, чтобы исключить любую возможность проникновения в могилу желающих вольно или невольно потревожить прах философа.
Позднее русский писатель рассказал про философа в «Письмах русского путешественника» В Кафедральном соборе существует музей Канта Кант полагал, что со времен Аристотеля логика стагнировала как наука, и ошибся После окончания университета Иммануил Кант пошел работать учителем В комнате Канта во время его работы в университете было только одно украшение: портрет Жан-Жака Руссо Философ не любил роскошь В зрелом возрасте Кант ложился строго в 22 часа В Калининграде установлен самый большой памятник Канту Лев Толстой был популяризатором идей Канта Он включил философа в список 12 самых великих людей Кант преподавал не только философию? Кант запрещал лгать даже из человеколюбия Ложь аморальна всегда, она противоречит универсальному закону нравственности — категорическому императиву.
Основные вопросы философии Канта
Кант выставил свой труд на рецензирование ещё в 1746 году, и он был одобрен, но официально был опубликован только в 1749 году. Канцлер Германии Олаф Шольц остался недоволен тем, что президент России Владимир Путин процитировал философа Иммануила Канта. Выдающийся философ Иммануил Кант скончался, будучи подданным Российской империи, напомнил пресс-секретарь губернатора Калининградской области Дмитрий Лысков. Могила Канта была отреставрирована в 1996 году в числе первых работ по восстановлению Собора. По Канту, на самом деле, «Вечный мир» — это такое состояние отношений между суверенными государствами, которые урегулированы правом так, что ликвидированы всякие основания для военных столкновений. Нравственное достоинство "приписывается [Кантом] лишь тому, кто не только какие-нибудь частные и случайные интересы, но и все благополучие своей жизни безусловно подчиняет моральному долгу или требованиям совести"[7].