Новости кто был президентом в белоруссии до лукашенко

Седьмым президентом Белоруссии был Александр Лукашенко, который занимал эту должность с 20 июля 1994 года. Список правителей Белоруссии (X век — наст. вр.) Президент Республики Беларусь (1994 — настоящее время). До Лукашенко в Белоруссии у власти находился Станислав Шушкевич. Он был председателем Верховного Совета Республики Беларусь с 1991 по 1994 годы.

Лукашенко вновь баллотируется на пост президента Белоруссии. А так можно?

Политолог Алексей Дзермант считает, что сложно говорить, кто может войти координационный совет по передаче власти, так как, по его мнению, идея Тихановской может не сработать. Кандидат уехала за границу. По сути, это означает, что она отказалась от дальнейшей политической борьбы. Что-то курировать из-за границы немного странно Алексей Дзермант. Дзермант уверен, что пока не будет кристаллизации какой-нибудь политической фигуры, протестующие не смогут представить свою позицию в переговорах с властью. Политолог отмечает, что трудно назвать имена политиков, которые вызывают доверие у белорусов. Но предположил, что это может быть Валерий Цепкало или его жена.

Лукашенко тогда публично пообещал, в том числе российским журналистам, что уйдет из власти в течение максимум двух лет. Прошло уже три года, но воз и ныне там. Полагаю, что состояние здоровья будет подталкивать действующего белорусского лидера к уходу», — предположил политолог. В свою очередь белорусский политолог Алексей Дзермонт подтвердил, что в Белоруссии есть кому подменить Лукашенко в непредвиденных ситуациях. Это премьер-министр, это глава Совета Республики. Думаю, что все будет происходить согласно закону и Конституции, если возникнет такая необходимость.

Теперь В. Снегов подтвердил все приведенные факты и проинформировал, что президиум райкома профсоюзов указал директору совхоза на нарушение закона и обязал его принять коллективный договор. Но Лукашенко, пользуясь своим депутатским статусом, проигнорировал это постановление. И совхоз «Городец», едва ли не единственный трудовой коллектив в Беларуси, так и не принял в том году колдоговора 22. С начала 1993 г. Он громил, разоблачал правительство, где «пахнет мертвечиной», Верховный Совет, где «вообще не пахнет ничем», местные советы, другие властные институты. Все чаще он стал требовать отставки Кебича и Шушкевича. Звездный час Лукашенко наступил с избранием его на должность руководителя антикоррупционной комиссии. Ее создание представляло собой результат сложного переплетения и пересечения различных политических интересов. Идея борьбы с коррупцией всегда была популярна в обществе. Проблема обострилась с началом «прихватизации», в процессе которой государственная и хозяйственная номенклатура начала делить общественный пирог в свою пользу. Об этом много писала негосударственная пресса, роптало население. Оппозиция сделала тему борьбы с коррупцией важным оружием борьбы с командой Кебича. Ее представители в Верховном Совете разоблачали злоупотребления высоких начальников, требовали наказания виновных. Под давлением оппозиции и общественности проправительственное большинство в парламенте было вынуждено согласиться на создание парламентской комиссии по этой проблеме, чтобы выпустить пар недовольства. В ее состав вошло девять депутатов во главе с Лукашенко. Комиссия получила довольно большие полномочия проверять любую документацию всех организаций, включая негосударственные, и т. Кандидатура Лукашенко на пост председателя этой комиссии была компромиссной. Нужен был депутат, не принадлежащий к высшим кругам номенклатуры, сам не замешанный в коррупции. Проправительственное большинство считало Лукашенко своим и надеялось на его управляемость. Оппозиция, понимая невозможность поставить во главе комиссии своего представителя, вынуждена была молчаливо согласиться на меньшее из зол в лице Александра Григорьевича. К этому времени он имел репутацию хоть и «красного», но честного и смелого, не боящегося начальства человека. На назначении Лукашенко настоял Шушкевич, надеясь, что бескомпромиссный депутат разоблачит коррупцию команды Кебича. И большинство Верховного Совета, и оппозиция его явно недооценивали. На протяжении всего времени работы комиссии Лукашенко раздавал интервью, гневно вещал о всеобщей коррумпированности, многозначительно намекал на сенсационные разоблачения, на причастность к злоупотреблениям высших должностных лиц. То есть провел довольно эффективную рекламную кампанию своей деятельности. Поэтому политизированная публика доклад ждала. Лукашенко несколько раз требовал в Верховном Совете быстрее поставить его в повестку дня. День 14 декабря 1993 г. В Верховном Совете - большой ажиотаж. Зал заседаний был переполнен официальными и неофициальными лицами, журналистами. И по требованию самого докладчика и большинства депутатов была включена прямая трансляция но радио и телевидению с заседания сессии Верховного Совета. Доклад слушала и смотрела вся страна. Лукашенко выступал эмоционально, как хороший актер, держал публику в напряжении. Лукашенко начал с пафосом: «Пожалуй, впервые за время работы в нынешнем Верховном Совете приходится мне подниматься на эту высокую трибуну с такой противоречивой гаммой мыслей, чувств и эмоций. С такой опустошенностью в душе от творящегося беспредела, с тревогой за судьбу государства и его граждан. Основное чувство, которое я испытываю, как, полагаю, и абсолютное большинство соотечественников: мы все становимся заложниками какой-то чудовищной, безнравственной и беспринципной системы манипулирования и обмана людей... Прежде всего, комиссия во главе с ее руководителем значительно вышла за рамки тех полномочий и задач, которые были сформулированы Верховным Советом при ее создании: выявление фактов незаконной коммерческой деятельности работников госаппарата. Доклад был обо всех и обо всем. По мнению Лукашенко, главная причина усиления коррупции - переход к рынку. Они в свою очередь питают его крону, в результате чего появляются ядовитые для общества плоды в виде экономических преступлений, злоупотреблений властью должностными лицами, коррупции» 24. Источниками доклада стали материалы прокуратуры, МВД и КГБ, которые не имели достаточных доказательств и поэтому не были до этого времени обнародованы и не имели судебной перспективы. Многие факты были достаточно спорными, труднодоказуемыми. Лукашенко далеко не всегда руководствовался принципом «семь раз отмерь - один отрежь». Лукашенко удалось замазать многих представителей как «партии власти», так и оппозиции. Иные обвинения выглядели смехотворно, как в случае с Шушкевичем или с деятелями оппозиции, «коррумпированность» которых сводилась к тому, что один ездил на иномарочном автомобиле, а другой жил в престижном районе Минска. Депутат С. Титков так характеризовал доклад Лукашенко: «Преобладают эмоциональные перечисления криминальных эпизодов, смакование пикантных обстоятельств. Не хватает тонкого юридического анализа, квалификации преступлений» 25. В результате доклад и материалы комиссии не имели никаких юридических последствий. Никого не судили и не уволили с работы. Если не считать освобождение от должности Председателя Верховного Совета Шушкевича за «ящик гвоздей». Гора родила мышь. Меры, предложенные Лукашенко, чтобы остановить коррупцию, были косметические, не затрагивавшие коренные причины ее возникновения: совершенствование законодательства, направленного на борьбу с коррупцией: экспертиза законодательства в сфере экономики с целью перекрыть каналы для коррупции: регулярные парламентские слушания о коррупции. И, наконец, самое главное предложение, незаметно спрятанное среди других: создание наделенного необходимыми полномочиями органа по противодействию коррупции, который координировал бы деятельность правоохранительных органов. Таким органом могла бы стать Временная комиссия во главе с Лукашенко. Реализация этого предложения наделяла бы комиссию и ее главу чрезвычайными полномочиями, позволила бы ей установить контроль над прокуратурой, МВД, спецслужбами со всеми вытекающими отсюда последствиями. В конце Лукашенко многозначительно заметил, что комиссия работает только три месяца, изучила лишь верхушку айсберга. Он намекнул, что имеется большая информация о причастности высших должностных лиц к незаконной продаже оружия, экспорту стратегического сырья и т. Доклад Лукашенко вызвал бурю в Верховном Совете. Обвиненные в коррупции выступали с опровержениями. На три дня парламент был парализован. Дело доходило до оскорблений друг друга. Депутаты даже приняли решение о закрытом заседании. Интересно, что в ходе дискуссии едва ли не главной мишенью сделали Шушкевича. Верховный Совет обсуждал постановление по докладу председателя Временной комиссии. Лукашенко выступил с большой речью и привел дополнительные факты о злоупотреблении служебным положением высших должностных лиц. В предложенном им проекте постановления основными были два пункта: сделать Временную комиссию постоянной и признать личную ответственность за коррупцию Шушкевича и Кебича, что как бы логически предполагало их отставку. Первый пункт не прошел, а второй был поддержан депутатами. В результате тайного голосования Шушкевич был смещен, а Кебич получил вотум доверия и сохранил свой пост. Журналист П. Якубович по поводу единственного результата доклада Лукашенко - смещения Шушкевича - привел цитату из М. Салтыкова-Щедрина: «Его послали злодейство учинить, а он чижика съел» 27. Новый Председатель Верховного Совета М. Гриб начал деятельность Временной комиссии «спускать на тормозах». Уже все депутаты поняли, какую роль отводит ей Лукашенко в начавшейся избирательной кампании. В конце концов парламент принял решение, что комиссия выполнила свою задачу, ее деятельность прекращается, а все материалы передаются в правоохранительные органы. Лукашенко всячески противился этому решению, даже шел на скандал, не хотел освобождать комнату, отведенную для работы комиссии. Доклад сделал Лукашенко известным всей стране и популярным. Не вникая в обоснованность обвинений, большинство населения увидело в нем смелого и бескомпромиссного борца против коррупции. А решение Верховного Совета о прекращении работы комиссии трактовало как гонение за правду и страх бывших руководителей перед новыми разоблачениями. Лукашенко обратил в свою пользу и отсутствие уголовных дел, судебных преследований по обнародованным им фактам. Он обвинил прокуратуру в нежелании вести борьбу со злоупотреблениями и пособничестве коррупционерам. С начала 1994 г. Лукашенко развил бешеную активность. Желая ковать железо, пока горячо, он требовал ускорить проведение президентских и парламентских выборов, а не заниматься обсуждением «кучи хлама». В Верховном Совете он заявил: «Ведутся игры, что Лукашенко был нужен, чтобы пробить дыру в железобетонной стене, то я вам должен сказать: лоб расшибет тот, кто так думает. Никто в этой связи Лукашенко не использовал и использовать не будет... Теперь, когда он подходил к микрофону, в зале заседаний все затихали. Лукашенко постоянно намекал, что в загашнике у него есть компромат на очень многих, в том числе и депутатов. Между тем конфликт между Лукашенко и партией власти обострялся. В газете «Звязда», интервью агентству «Интерфакс», по радио он обвинил в незаконных махинациях вице-премьеров С. Брыля и М. Костюкова, министра обороны П. Козловского, министра иностранных дел П. Кравченко и министра внешнеэкономических связей В. Радкевича, а Кебича - в покровительстве им. Все обвиненные заявили, что считают своим долгом обратиться в суд и прокуратуру. Кебич назвал это «недостойными методами предвыборной борьбы» 29. Лукашенко начал ездить по стране, выступать перед трудовыми коллективами с красочными рассказами о всеобщей коррупции. Джин был выпущен из бутылки, и команда Кебича поняла это слишком поздно. Пост президента введен в Беларуси Конституцией, принятой Верховным Советом 15 марта 1994 г. Введение института президентства было обусловлено как объективной необходимостью сильной исполнительной власти в период исторического перехода от тоталитаризма к демократии, так и интересами правящей номенклатуры. Приближающееся окончание срока полномочий Верховного Совета подталкивало ее к ускоренному созданию механизма удержания власти. Главным элементом такого механизма должен был стать пост президента. Для этого необходимо было принять новую Конституцию, легитимизирующую институт президентства, и провести выборы главы государства. Намечаемое вхождение Беларуси в денежную систему России требовало торопиться, так как избирательная кампания должна была наложиться на сиюминутные положительные результаты этой акции и стать главным фактором поддержки представителя номенклатуры Кебича в ходе выборов. Поэтому процесс принятия новой Конституции, предусматривающей пост Президента, правящие круги решили форсировать. Для того, чтобы успеть провести выборы до начала отпускного сезона, в порядке исключения пошли на нарушение только что принятого Закона о Президенте, сократив сроки избирательной кампании. К апрелю ситуация развивалась по разработанному правительством плану. Запаздывало только объединение денежных систем в связи с тем, что Россия выдвинула более жесткие условия. Монополия Совмина на СМИ, контроль местных органов власти за ситуацией в регионах, казалось, обеспечивали благоприятный для «партии власти» результат президентских выборов. Любые общенациональные выборы - это всегда определенный момент истины, фокус общественных предпочтений, озарений и предрассудков. Они высвечивают все позитивное и негативное, что скопилось в общественном сознании за период между избирательными кампаниями. В этом смысле выборы 1994 г. Беларусь оставалась единственным государством в Европе, где у власти находилось руководство, избранное при коммунистическом режиме. Последний раз белорусские граждане приходили к избирательным урнам в 1990 г. За этот период в соседних странах например, в Польше уже два раза переизбирался парламент, проведены выборы президента. Изменилась эпоха, поменялось государство, начался переход к другой экономической и политической системе. Здесь же время как бы застыло. Учитывая весьма значительные полномочия президента по новой Конституции, в ходе президентских выборов речь шла о «выборе Беларуси», об определении модели белорусской государственности, вектора социально-экономического развития, стратегии внешней политики. Скрыто или явно это отразилось в позициях кандидатов в президенты, их программах и выступлениях. На старт избирательной кампании вышли 19 инициативных групп по выдвижению кандидатов в президенты. За 20 дней нужно было собрать 100 тыс. Итоги первого этапа избирательной кампании показали, что для достижения искомого результата 100 тыс. Наличие того и другого давало гарантированный результат Кебич, Позняк, Шушкевич. Недостаток известности Новикова и Дубко компенсировался работой крепких организационных структур в виде Партии коммунистов Беларуси и корпуса председателей колхозов. Отсутствие сильной организации, поддерживающей Лукашенко, восполнялось его возрастающей популярностью. Кебич, Лукашенко, Новиков, Дубко представляли левый фланг политического спектра, их программы объединяло требование не спешить с проведением рыночных преобразований, а кое в чем и свернуть их например, приватизацию , крепить союз с Россией. Позняк и Шушкевич представляли правый фланг. Они делали акцент на рыночные реформы, укрепление суверенитета страны, выступали против создания единой рублевой зоны с Россией. Команда, или избирательный штаб, Лукашенко оказалась весьма разношерстной. В нее вошли несколько ярких политиков новой волны Булахов, Гончар, Лебедько, Федуто , прозванных «молодыми волками», которым дорогу во власть закрывала старая кебичевская номенклатура. Они ощущали свое интеллектуальное превосходство над Лукашенко и надеялись, став «серыми кардиналами» при президенте, реализовать свои честолюбивые планы. Другая часть объединившейся вокруг кандидата в президенты команды была представлена политически бесцветными депутатами Верховного Совета Синицын, Шейман, Титенков , работниками МВД Малумов, Сазонов. Ни на какую самостоятельную роль они не претендовали, и их карьера полностью зависела от успеха Лукашенко. С началом избирательной кампании по всей стране большей частью стихийно возникли инициативные группы в поддержку Лукашенко, собиравшие подписи для его регистрации кандидатом и проводившие агитацию. Помощь претенденту оказывал Союз офицеров, а также партия Славянский Собор «Белая Русь», которая, впрочем, в разгар кампании заявила о разрыве с ним, что вызвало внутренний кризис и раскол в самой организации. Уже в апреле, в самом начале избирательной кампании, Лукашенко был явным фаворитом. Содержательную сторону избирательной кампании Лукашенко и причину его успеха рассмотрим ниже. Здесь необходимо отметить, что он демонстрировал неразборчивость в средствах для достижения цели. Его кампания сопровождалась скандалами по методу Жириновского -от очень сомнительного покушения до драки с милицией в здании Совмина. Он довольно умело нагнетал обстановку, поддерживая напряжение и привлекая к себе внимание на протяжении всего предвыборного марафона. Претенденту очень сильно помогла бездарная попытка его дискредитации совминовскими СМИ. Главный соперник Лукашенко, премьер Кебич, в центр своей избирательной кампании поставил идею объединения денежных систем Беларуси и России, соглашение о котором было подписано еще в сентябре 1993 г. Официальные СМИ развернули широкую пропагандистскую кампанию, убеждающую население в приближении экономического чуда. Рейтинг премьера начал постепенно повышаться. Он догнал Лукашенко и даже вышел немного вперед. Глава правительства монополизировал идею дружбы с Россией. Радио и телевидение ненавязчиво внушали, что все, кто за союз с Москвой, должны голосовать за Кебича. Лукашенко попал в затруднительное положение. Поддержать соглашение означало подыграть премьеру, и он неожиданно выступил с критикой этих соглашений, поскольку они расходятся с сентябрьским 1993 г. Чтобы перехватить инициативу, он в середине мая поехал в Москву и выступил в Государственной Думе с предложением о немедленном создании парламентами России, Беларуси и Украины депутатских групп «для проведения переговоров о выработке механизма объединения братских республик». Несмотря на все усилия официальной пропаганды, представить Лукашенко противником союза с Россией не удалось. Нужно отметить, что все кандидаты критиковали деятельность правительства, которое ассоциировалось с Кебичем, отнимая у последнего голоса. Но реально воспользовался этими голосами только Лукашенко. До самого последнего дня около четверти избирателей еще не определились в своем выборе.

Александр Лукашенко, президент Белоруссии: «Россия медленно: 500 метров, километр, два-три , на разных участках по-разному , но каждый день, каждые сутки продвигается. Вы знаете информацию об освобождении российскими войсками некоторых населенных пунктов. Но это очень медленное продвижение». По мнению Лукашенко, в зоне боевых действий образовался некоторый «цугцванг». Александр Лукашенко: «Ни они, украинцы, ни россияне. Да, движение есть, но не такое, как хотелось бы. Патовая ситуация».

Смотрите также:

  • Политическая деятельность
  • Список глав Белоруссии — Википедия
  • Категория:Президенты Белоруссии — Викиновости
  • ОТ ЛУКАШЕНКО ДО ЛУКАШЕНКО. Все президенты Республики Беларусь
  • Лукашенко избрали председателем Седьмого Всебелорусского народного собрания - Новости

Александр Лукашенко

Чтобы заметить противоречия в словах белорусского президента, не стоит даже заглядывать в новости годичной давности, когда Лукашенко обещал уйти после референдума. Достаточно посмотреть на его слова в последние дни, в течение которых глава Белоруссии весьма нервно. Лукашенко вновь баллотируется на пост президента Белоруссии. Кто будет президентом Беларуси в 2020? Белорусский комитет госбезопасности раскрыл планы Запада по расшатыванию ситуации в стране. На Всебелорусском народном собрании президент Александр Лукашенко сообщил некоторые детали. В списке приведены главы государственной власти, осуществлявшие полномочия в процессе развития современной национальной государственности Белоруссии.

Александр Лукашенко получил еще одну высокую должность

Мы тогда, в 2020-м, посмотрели на себя, свою жизнь и на то, что нас окружает. Оценили, что могли потерять, увидели истинное лицо и внутренних, и внешних противников и врагов", - констатировал Александр Лукашенко. А уже и не опосредованно, - отметил он. Больно это видеть, но давайте абстрагируемся, посмотрим на свершившееся философски: кто в этом новом витке противостояния между Западом и Востоком стал сильнее? Не мы?.. Но и не они!

Утвержден план развертывания трехсоттысячной военной группировки на восточном фланге блока. Наращиваются не только воинские контингенты и количество обычных вооружений, но Соединенные Штаты ускоренными темпами модернизируют свое тактическое ядерное оружие, которое хранится на авиабазах Бельгии, ФРГ, Италии, Турции, Нидерландов. Лукашенко просит не путать: белорусское миролюбие - не пацифизм О военной обстановке вокруг страны, вызовах и угрозах в связи с этим Александр Лукашенко детально рассказал во второй день работы заседания, и об этом речь пойдет ниже. В первый день, реагируя на попытки втянуть Беларусь в военные действия, Президент дал оппонентам недвусмысленный совет: не путать белорусское миролюбие с пацифизмом. Чтобы нас, как футбольный мяч, от ворот до ворот больше не бросали: то в одну сторону, то в другую.

Мы ни у кого не просим земли. Мы ни у кого ничего не требуем. Мы хотим жить на своей земле. Наш белорусский народ выстрадал это право, и мы его отдать никому не позволим". О сотрудничестве с Россией и прогрессивным мировым большинством Проверенные годами союзнические отношения с Россией Александр Лукашенко назвал примером мирной и созидательной повестки: "Я бы даже сказал, что союзу Российской Федерации и Беларуси удалось предвосхитить сегодняшние тектонические сдвиги во всех сферах.

И сейчас именно наше время. Сильные суверенные государства - сильный союз. Вот формула успеха любой интеграции". Лукашенко: Беларусь и Россия - образец союза суверенных народов Президент отметил, что время подтолкнуло белорусов с россиянами к решению важнейшей задачи: страны намерены достигнуть технологического суверенитета в рамках Союзного государства, сохраняя при этом национальные интересы. А новые попытки раздавить русских, белорусов, славян, уничтожить чувство национальной гордости, культуру только сплотили и мотивировали на восстановление былой мощи.

И эта модель имеет шансы на успех и расширение участников, - убежден глава государства. Таким же серьезным ресурсным, хозяйственным и транзитным потенциалом обладает Евразийский экономический союз, отметил Президент. Лукашенко: место Беларуси рядом с народами, объединенными стремлением к миру и развитию Глава государства также отметил, что сейчас набирает вес Шанхайская организация сотрудничества, где, как ожидается, уже летом Беларусь будет выступать в статусе полноправного члена. Это вызов идеологии глобальной унификации. Место Беларуси именно там - рядом с народами, представляющими разные культуры, но объединенными стремлением к миру и развитию", - заявил Президент.

А вот в пользе подконтрольных Западу международных организаций Александр Лукашенко усомнился. Эксперты всех мастей говорят об ангажированности международных структур, менее радикальные называют их "заложниками геополитического противоборства". Лукашенко: системы сотрудничества и безопасности нужно строить в рамках Большой Евразии Об ошибке США и совете учиться у Китая Глава государства уверен, что США допустили ошибку , объединив Россию и своего главного врага - Китай: "США, предприняв резвую атаку на всех неугодных одновременно ось "зла" вы знаете: от Беларуси до Северной Кореи, включая Россию, Китай, Иран и других , поняли, что допустили ошибку, объединив непослушную Россию и главного врага для них - Китай. Своим давлением они объединили эти два государства. Россию с богатыми ресурсами и мощным военно-промышленным комплексом и Китай с огромным экономическим и человеческим потенциалом.

Они поняли, что с этим союзом они не справятся". Лукашенко: Западу, если он хочет остаться в новом мироустройстве, следует учиться у Китая Но Соединенные Штаты нашли выход: организовали конфликт в Европе, в данной ситуации в Украине, и переложили его на плечи Евросоюза и НАТО, пообещав помочь деньгами. Вот ключ к стратегии Соединенных Штатов во имя доминирования в мире, - заявил Президент. Сообщество единой судьбы со всем человечеством - вот образец единения наций без ущерба национальным культурам, идеологиям, суверенитетам. Без подавления и чувства превосходства.

Без бряцания оружием. Силой мудрости и интеллекта", - обратил внимание глава государства. Европе Александр Лукашенко посоветовал прекратить строить из себя неоколонизатора и цепляться за имидж белого властелина. Глава государства считает, что гражданам Евросоюза сейчас стоило бы вернуться к традиционным ценностям - начать детей рожать, укреплять институт классической семьи. Это наш общий Евразийский континент.

Но кураторам из Вашингтона больше нравится идея отправлять европейских солдат в Украину. В авангарде перспективы или первой на очереди стоит Франция. Как говорится, без комментариев", - добавил белорусский лидер. На эту тему были заслушаны доклады госсекретаря Совета безопасности Александра Вольфовича и министра обороны Виктора Хренина. С докладом о существующих угрозах в сфере национальной безопасности выступил председатель КГБ Иван Тертель.

В 1991 году в издании «Народная газета» Лукашенко опубликовал программную статью «Диктатура: белорусский вариант? Во время забастовок в 1991 году Лукашенко выступил с требованием отправить в отставку своего бывшего соперника, премьер-министра Кебича. Кроме того, он стал одним из инициаторов создания фракции «Коммунисты Белоруссии за демократию», которая осуждала политику Компартии республики и поддерживала курс на независимость Белоруссии. При этом, согласно официальным данным, Лукашенко стал единственным депутатом ВС, проголосовавшим против ратификации Беловежских соглашений. В 2005 году он и вовсе поставил под сомнение их правовую состоятельность, а распад Советского Союза Лукашенко назвал катастрофой. В 1993 году Лукашенко был назначен председателем временной комиссии Верховного Совета по борьбе с коррупцией. В апреле 1994 года будущий президент инициировал отставку Шушкевича, обвинив его в покрывательстве коррупционеров.

Впоследствии Шушкевич был снят с поста, а комиссия была ликвидирована как «выполнившая поручение». Во время предвыборной кампании под райцентром Лиозно автомобиль, на котором ехал будущий президент, был обстрелян из пистолета. Меня расстреляли, но я не сдался», — позже вспоминал Лукашенко. В результате никто не пострадал, а Генпрокуратура впоследствии признала покушение инсценированным. На протяжении всего первого президентского срока у Лукашенко было жесткое противостояние с Верховным Советом. Чтобы сосредоточить власть в своих руках, в первые годы своего правления он провел сразу два референдума. Первый состоялся 14 мая 1995 года и был посвящен вопросам предоставления президенту права распускать Верховный Совет, придания русскому языку статуса второго государственного, замены государственной символики, а также экономической интеграции с Россией.

Все предложения Лукашенко были поддержаны белорусами. Летом 1996 года депутаты Верховного Совета собрали подписи за импичмент Лукашенко, но тот воспользовался своими новыми полномочиями и распустил ВС. На втором референдуме, который прошел 24 ноября 1996 года, глава государства предложил гражданам Белоруссии одобрить проект новой конституции, согласно которой республика превращалась из парламентской в президентскую, а полномочия президента существенно расширялись. Во время первого президентского срока Лукашенко активно добивался стабилизации в экономике, а также вел политику, направленную на интеграцию с Россией, которая была выгодна для Белоруссии, и заявлял о планах создать Союзное государство. Отношения двух государств не всегда были безоблачными: сначала с Ельциным, а потом и с Владимиром Путиным у Лукашенко были разногласия по поводу формы устройства будущего объединения. Трудности также возникали из-за «Газпрома» — периодические сокращения поставок газа российской стороной под предлогом неуплаты приводили белорусского президента в ярость, из-за чего он неоднократно угрожал выходом из всех соглашений с Россией. В октябре 2004 года он провел третий референдум, благодаря которому из конституции республики убрали положение, ограничивающее пребывание одного лица в президентском кресле двумя сроками.

Благодаря этому Лукашенко продолжал избираться на третий, четвертый, пятый и шестой сроки.

Равно как и западные «партнёры» их не уничтожили. И пускай белорусская экономика находится в серьёзной зависимости от России, пускай семимильными шагами движется военное партнёрство двух стран, пускай военные РФ находятся на территории Белоруссии, но реальная интеграция с едиными органами власти, валютой, законами и всеми остальными признаками общности ещё весьма далеко. Тем не менее, для истеблишмента РФ в данный момент вполне хватает гарантий того, что Белоруссия останется в пространстве влияния нашей страны навсегда.

Вопрос даже, целесообразна ли полная интеграция прямо сейчас. Но для чётких гарантий такого рода необходим не менее чёткий план транзита власти. На роль вероятного преемника Лукашенко в данный момент претендует белорусский политик Качанова, но есть сомнения в том, насколько она в принципе соответствует ожиданиям не только Александра Григорьевича, но и большей части граждан РБ. Следовательно, сейчас целью становится помощь действующему президенту оставаться у руля максимально долгий срок, за который можно было бы перенастроить нынешнюю систему под обновлённые задачи и новое первое лицо.

Он отучился на учителя истории, затем получил образование как экономист-организатор сельскохозяйственного производства. Считается, что Беларусь — страна сплошных колхозов, которые дают богатый урожай, идущий на экспорт во множество стран мира. Реальность, однако, несколько иная — почти все сельскохозяйственные предприятия до сих пор остаются убыточными и дотируются из государственного бюджета. Из промышленных предприятий также многие «живут» на дотации, поскольку до сих пор не в состоянии выйти на самоокупаемость. Основой же для экономики стала именно интеграция с Россией — значительную часть доходов бюджет Беларуси получал за счет переработки и перепродажи российской нефти. Республика, пользуясь возможностями беспошлинной торговли с Россией, покупает нефть без уплаты таможенной пошлины, после чего перерабатывает ее в стране есть сильная нефтепереработка и продает нефтепродукты и сырую нефть за границу — уже с наценкой и таможенной пошлиной. Схема была почти идеальной — пока в России не начался так называемый налоговый маневр, в ходе которого большая часть налоговой нагрузки переносится с таможенной пошлины на НДПИ.

Другими словами, Беларусь будет покупать нефть уже с налогом, что снижает ее потенциальные доходы от перепродажи. Это, а также проблемы с ценами на газ привели к очередному витку напряженности в отношениях с Россией. Лукашенко демонстративно заявлял, что будет закупать газ даже в США, а нефть в Норвегии, но не будет дальше сотрудничать с Россией.

25 лет назад Лукашенко впервые победил на выборах президента Белоруссии

Лукашенко предстоит определиться с преемником Белорусские политологи Валерий Карбалевич и Алексей Дзермант рассказали «360», кто, по их мнению, может войти в этот совет.
Взгляд из Варшавы: что после Лукашенко? Лукашенко Александр Григорьевич (род. 1954), советский и белорусский государственный и политический деятель, первый президент Республики Беларусь.
Список глав Белоруссии — Википедия Таким образом, до прихода Александра Лукашенко на пост президента Беларуси страну возглавляли различные политические деятели.
Все Правители Беларуси - YouTube Сообщалось, что президент Белоруссии Александр Лукашенко созвал срочное совещание с членами Совета безопасности страны. Позже в новостях сообщалось, что украинский журналист Дмитрий Гордон рассказал.

Смотрите также:

  • Александр Лукашенко
  • Первые коммунисты. Мясников и Капсукас
  • Кто был президентом до Лукашенко? -
  • Из Википедии — свободной энциклопедии
  • Александр Лукашенко: биография, фото, карьера, личная жизнь, жена, дети, сын Коля Лукашенко

Беларусь. Список правителей

#сравнения Всем привет! В этом видео я покажу и расскажу о всех правителей Беларуси! Будущий президент Белоруссии окончил физико-математический факультет Белорусского государственного университета (БГУ) в 1956 году, а в 1959-м – аспирантуру Института физики Академии наук Белорусской ССР (АН БССР) по специальности "радиоспектроскопия". Президент РФ Владимир Путин и президент Беларуси Александр Лукашенко перед началом заседания Высшего Государственного Совета Союзного государства в Минске. Первый президент Белоруссии Станислав Шушкевич критикует Александра Лукашенко и мастерит поделки.

Кто правил Беларусью дольше всего

И это – логичная позиция именно белорусской стороны, исходя из текущего понимания интересов Белоруссии. Ночью 4 мая в возрасте 87 лет скончался первый президент Беларуси Станислав Шушкевич. Александр Лукашенко. (род.1954). Президент Беларуси. (Республика Беларусь). с 1994 года. 30 лет.

Всебелорусское народное собрание — новый этап развития Белоруссии?

Сколько лет Александр Лукашенко президент Белоруссии и почему он решил баллотироваться в 2025 году Александр Лукашенко является первым и единственным президентом Белоруссии с 1994 года. Всего 65-летний политик управляет страной более 26 лет, заняв этот пост в 39 лет.
Лукашенко, Александр Григорьевич - ПЕРСОНА ТАСС В ходе кампании по выборам президента в 1994 г. Центризбирком наряду с биографиями других кандидатов распространил официальную биографию Александра Лукашенко.

Кто был в Белоруссии до Лукашенко?

В 1960—1961 годах Шушкевич работал в СКБ минского радиозавода. С 1963 года Шушкевич начал преподавать в белорусских университетах, в 1971-м стал заведующим кафедрой ядерной физики БГУ, позже - профессором и академиком. Его приглашали с лекциями в несколько университетов США и многие европейские университеты. Шушкевич входил в специальную комиссию по изучению последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и был исключен из нее, так как требовал обнародовать правду. В 1989 году был выдвинут кандидатом в народные депутаты СССР и победил на выборах, в 1990-м стал депутатом Верховного Совета Белорусской ССР, позже был избран первым заместителем председателя Верховного Совета, а в 1991-м оказался на посту председателя.

Перед Александром Лукашенко в Беларуси правили различные политические деятели и лидеры. Один из них — Сянкевич, который стал первым белорусским национальным лидером. Он активно боролся за национальные права и свободы белорусского народа. Станкевич, известный политик и литератор, также играл важную роль в политической истории Беларуси.

Он был искренним патриотом и представителем национально-демократического движения, боровшегося за независимость страны. Каждый из них внес свой вклад в политическую, социальную и экономическую жизнь страны. Нельзя не упомянуть Лукашевича, который является предшественником Лукашенко в белорусской политике. Его правление оказало значительное влияние на современную политическую систему Беларуси.

История политического руководства в Беларуссии Беларусь, как независимое государство, имеет богатую историю политического руководства. Они являлись представителями различных династий и в течение долгих лет управляли территорией Беларуси. Они отвечали за осуществление политики Советского Союза на территории Беларуси и боролись за интересы своего народа. Однако, самым известным и долгоживущим президентом Беларуси стал Александр Лукашенко, который занимает эту должность с 1994 года.

Лукашенко, известный также как лукашевич, смог укрепить свою власть, оказавшись на посту президента дольше, чем кто-либо другой в белорусской истории. Он провел ряд изменений в конституции, что позволило ему удержаться у власти и получить возможность баллотироваться на президентские выборы неограниченное количество раз. Сегодня в Беларуси продолжаются дискуссии о роли и власти президента, и многие жители страны хотят видеть изменения в политическом руководстве. Но независимо от мнений о политике, известно, что история политического руководства в Беларуси насчитывает множество имен и событий, которые оказывали и продолжают оказывать сильное влияние на судьбу этой страны.

Период до независимости Период до независимости Беларуси отмечает собой смену президентов и руководителей страны. В течение этого времени на главном посту страны чередовались различные лидеры. В начале 90-х годов XX века на руководящую должность пришел первый Президент Беларуси, который был избран Белорусскими народными депутатами. Это был Михаил Щербакович, который сменил Александра Маскевича.

Читайте также: Обезценивание или обесценивание: как правильно пишется? После смерти Михаила Щербаковича, его место занял Михаил Лукашевич, который продержался на президентском посту недолго.

Как отметил Лукашенко, все попытки Запада «раздавить» белорусов и россиян полностью провалились, а Минск и Москва стали более сплоченными и мотивированными «на восстановление былой мощи». Кроме того, Лукашенко, общаясь с журналистами, раскрыл им свое видение будущего мирового порядка, раскритиковал выделенную США помощь Киеву, а также сообщил о своих планах на президентские выборы 2025 года. По его словам , если народ его не попросит уйти, то он снова будет участвовать в предстоящей президентской гонке. В целом же, все заявления Лукашенко в первый и второй день проведения ВНС в очередной раз продемонстрировали, что белорусский лидер не меняет своей позиции, как в отношении внутриполитического развития страны, так и ее внешнего курса. При этом обращался в своих словах президент Белоруссии не только к гражданам республики, но и к Западу, а также к Украине, в очередной раз пытаясь донести до них необходимость деэскалации ситуации в регионе. Проще говоря, главной темой белорусского лидера на протяжении всего проведения Всебелорусского народного собрания была безопасность, и именно в таком ключе высказывались все те, кто получил возможность выступить в эти дни на ВНС.

Главным же итогом ВНС стало принятие его делегатами двух важнейших документов, которые готовились в стране на протяжении последнего года: Концепции национальной безопасности и Военной доктрины. Стоит напомнить, что проект новой редакции Концепции нацбезопасности был одобрен еще 20 февраля 2023 года, после чего она обсуждалась на более чем 70 дискуссионных площадках по всей стране. После этого в январе нынешнего года в документ было предложено внести ряд статей, связанных с защитой института традиционной семьи, повышения уровня социальной ответственности бизнеса, конкретизации перечня сил обеспечения национальной безопасности, порядка утверждения системы индикативной оценки состояния национальной безопасности и др. Власти республики всегда подчеркивали, что Концепция строится на принципах миролюбия и добрососедства, но при безусловной защите национальных интересов и обеспечения безопасности страны. Как отметил Лукашенко, в нынешних реалиях система обеспечения национальной безопасности объективно не могла оставаться неизменной, и в ней появилась новая тема: ядерное сдерживание. Белорусский лидер сообщил, что в развитие новой Концепции будет принят отдельный закрытый документ, где «устанавливается система индикаторов для всех сфер жизнедеятельности политическая, экономическая, военная и другие ». Военная доктрина Белоруссии также рассматривалась не один год, хотя на сегодня, как отмечали в Минобороны республики, она не предусматривает кардинальной ревизии положений военной политики государства. Согласно имеющееся информации, которую озвучил на ВНС глава оборонного ведомства Виктор Хренин, актуальные положения остались неизменными, а сама Доктрина носит оборонительный характер.

В документе подчеркивается, что Белоруссия — миролюбивая страна, которая никому не угрожает, а попытки вмешательства во внутренние дела государства, а тем более угроза применения военной силы или агрессия будут пресекаться с использованием всего имеющегося потенциала. В итоге, Концепция национальной безопасности и Военная доктрина 25 апреля были единогласно одобрены ВНС. Как заявляли все те, кто выступал во второй день проведения собрания, эти два документа позволят стране смотреть в будущее без страха и создать предпосылки для мирного сосуществования со всеми членами мирового сообщества. По сути, это именно то, о чем белорусские власти говорят уже не первый год, предлагая всем начать новый процесс мирного урегулирования, в том числе и на белорусской площадке. Таким образом, состоявшееся в Минске VII Всебелорусское народное собрание действительно можно считать одним из важнейших событий в современной истории Белоруссии.

Вывод Белоруссия прошла длительный путь в развитии и становлении представительской власти.

Несмотря на частые смены руководства до прихода Лукашенко в 1994 году, Белоруссия продолжила свое развитие и стала благодаря этому еще более стабильной и процветающей республикой.

Новости об Александре Лукашенко

Был свергнут в ходе "тюльпановой революции" в марте-апреле 2005 года и бежал из страны в Россию. В настоящее время 75-летний Аскар Акаев проживает в Москве. Курманбек Салиевич Бакиев — президент с 2005 по 2010 год, пришел к власти на волне "революции тюльпанов" против правительства Аскара Акаева. В 2009 году переизбран на должность президента. В ходе революции 7-15 апреля 2010 года был свергнут оппозицией и покинул страну, в настоящее время 71-летний Бакиев находится в политической эмиграции в Белоруссии. Роза Отунбаева — в результате событий 7 апреля 2010 года стала главой временного правительства. Занимала этот пост до вступления в должность Алмазбека Атамбаева 1 декабря 2011 года. Алмазбек Шаршенович Атамбаев — президент с 1 декабря 2011 по 24 ноября 2017 года. Постановлением районного суда в Бишкеке Атамбаев арестован и помещен под стражу.. Бишкека Алмазбек Атамбаев был приговорен к лишению свободы сроком на одиннадцать лет и два месяца, а также лишен всех государственных наград и имущества. Сооронбай Жээнбеков — с 24 ноября 2017 года пятый президент и верховный главнокомандующий Вооруженными силами КР.

Россия Борис Николаевич Ельцин — первый президент России, выбранный в 1991 году, был переизбран в 1996 году. Руководил страной до 31 декабря 1999 года. Скончался 23 апреля 2007 года в центральной клинической больнице в результате остановки сердца. Владимир Владимирович Путин — действующий президент России. Возглавлял страну два президентских срока с 2000 по 2008 годы. В 2008-2012 годах занимал должность председателя правительства России. В 2012 году вновь возглавил страну, был переизбран в 2018 году. Президентский срок истекает 7 мая 2024 года. Дмитрий Анатольевич Медведев — президент Российской Федерации с 7 мая 2008-го по 7 мая 2012-го. Председатель правительства Российской Федерации с 8 мая 2012-го по 15 января 2020-го исполняющий обязанности с 8 по 18 мая 2018 г.

Таджикистан Рахмон Набиевич Набиев — первый президент независимого Таджикистана 1991-1992. Недолгий период президентства Набиева ознаменован началом гражданской войны в Таджикистане, вызванной стремлением к переделу власти в республике. Акбаршо Искандарович Искандаров — таджикский политический деятель, исполняющий обязанности президента Таджикистана в октябре-декабре 1991 года и сентябре-ноябре 1992 года, председатель Верховного совета Таджикистана в августе-ноябре 1992 года. Эмомали Рахмон — третий президент Республики Таджикистан. Руководит страной с 16 ноября 1994 года по настоящее время. Срок полномочий истекает 6 ноября 2020 года, действующий президент может быть переизбран неограниченное число раз согласно Конституции Республики Таджикистан. В 1990-2006-м — президент, с 1999 года — официально пожизненный президент. Скончался в 2006 году от внезапной остановки сердца вследствие острой сердечной недостаточности. Гурбангулы Мяликгулыевич Бердымухамедов — действующий президент. Носит титул Аркадаг "покровитель" , президент Туркменистана с 14 февраля 2007 года по настоящее время.

Узбекистан Ислам Абдуганиевич Каримов — советский и узбекский государственный и политический деятель, первый президент Республики Узбекистан, управлявший страной с момента обретения ею независимости в 1991 году вплоть до своей смерти в 2016 году. Нигматилла Тулкинович Йулдошев — исполняющий обязанности президента Узбекистана на протяжении шести дней — со 2 по 8 сентября 2016 года.

Еще в процессе подсчета голосов и объявления промежуточных результатов появились сообщения о фальсификациях. Победа Лукашенко над популярным кандидатом от оппозиции Светланой Тихановской многим белорусам показалась невероятной. Протестные акции , начавшиеся сразу после завершения голосования, встретили жесткое сопротивление. В первый вечер столкновение протестующих с силами ОМОН закончилось арестами более трех тысяч человек, жестокими избиениями и официально подтвержденной смертью двух человек.

Тем не менее, протест был объявлен принципиально мирным, к нему за несколько дней присоединились десятки городов и тысячи людей. Многие из них выходили на улицы с цветами в руках. Александр Лукашенко назвал происходящие в стране события срежиссированными из-за рубежа. Телевидение Беларуси протесты не освещало. За прошедшие два года десятки оппозиционеров покинули страну, сотни протестующих были арестованы или оштрафованы. А вы знали, что у Александра Лукашенко трое сыновей и семеро внуков?

А возможно он чудит народ из-за отсутствия у него знаний и организаторских способностей, в результате чего страна все более разрушается, а народ все более нищает. С чего бы это? Что за шутки?! Да сбудется мечта ваша!!! Здоровья вам, мужества и сил! Огромная благодарность вам за нашу страну, за то что сохранили Беларусь и не дали разграбить.

Пусть Бог хранит Вас и помогает!!!!!!! Москва, Большой Саввинский пер.

Шушкевич продолжает следить за политической жизнью Белоруссии. В беседе с Russia Today он назвал события 2020 года в стране «безобразием» и подчеркнул, что Лукашенко на самом деле проиграл выборы «с большим процентом». На пенсии Шушкевичу нравится заниматься различной физической работой.

У меня прекрасный инструмент, электромеханический. Много я привёз из Штатов, из Европы, а теперь и у нас всё можно найти», - рассказал он.

Кстати, это и единственный способ ликвидировать опасность новой мировой войны: действительно, как только всё завершится русской победой, угрозы Белоруссии со стороны Польши и Литвы потеряют смысл, — резюмировал обозреватель Царьграда. Действительно, заявления Минска не стоит считать неким эпатажем. В обновлённой военной доктрине страны на случай атаки со стороны предусмотрено применение имеющихся сил и средств для нанесения превентивных ударов для предотвращения агрессии. Литва ударила по релокантам Ну, коль уж не удалось ударить по Минску беспилотниками, то сейм Литвы решил лишать разрешения на временное проживание русских и белорусов среди них много релокантов , которые ездят на родину более одного раза в три месяца. Член комиссии Совета при президенте России по межнациональным отношениям Александр Дюков назвал это положение "приветом змагарам и власовцам от литовской этнократии". А хотите я скажу, что с вами сделают дальше?

Будут отсматривать, откуда деньги вам на счёт поступают. И если из Белоруссии и России а вы ведь все квартиры на родине сдаёте — вас будут лишать вида на жительство, а счета блокировать. У вас, дураков, есть ещё где-то полгода-год. Бегите в Польшу, вас там ассимилируют — и ваши дети будут полноправными гражданами, — написал Дюков в своём ТГ-канале. Что с того? С учётом наитеснейших связей между нашими странами, Белоруссия сейчас — словно оголённый нерв на теле России. Проверяя его на жизнеспособность, западные провокаторы тем самым заставляют отвлекаться и нервничать нас. Но мы своевременно сделали превентивную прививку, разместив на территории соседа ядерное оружие.

Александр Лукашенко рассказал о планах оппозиционеров, которые сбежали на Запад

Александр Лукашенко заявил, что уже практически видны люди, которые будут занимать пост президента Беларуси после него. Проблемы со здоровьем вынудят президента Белоруссии Александра Лукашенко сдержать данное публично в августе 2020 года обещание уйти с политической арены. Об этом НСН заявил живущий в Германии белорусский политолог Дмитрий Болкунец. Во-четвертых, за время правления Лукашенко с 1994 года реальные (за вычетом роста цен) располагаемые (без налогов) доходы граждан Беларуси выросли примерно в 3,5 раза и по темпам значительно опередили темпы рост доходов граждан России. Александр Лукашенко, президент Белоруссии: «Россия медленно: 500 метров, километр, два-три, на разных участках по-разному, но каждый день, каждые сутки продвигается. Вы знаете информацию об освобождении российскими войсками некоторых населенных пунктов.

Читайте также

  • Кто руководил Беларусью последние 100 лет?
  • Последние новости
  • Беларусь. Список правителей (Белоруссия (Беларусь))
  • Подкатегории

Кто был президентом Беларуси до Лукашенко?

Для этого нажмите на кнопку «Поделиться» в верхнем правом углу плеера и скопируйте код для вставки. Дополнительное согласование не требуется.

В 1989 г. Александр Лукашенко организовал окружное избирательное собрание у себя в совхозе, на котором был выдвинут кандидатом в народные депутаты СССР по этому округу. На выборах 26 марта 1989 г. С 1990 по 1994 г. В первом туре 4 марта 1990 г. В Верховном совете стал одним из инициаторов создания и лидером фракции "Коммунисты Белоруссии за демократию", которая выступала против политики правительства и компартии Белоруссии, выступала за развитие демократии, предпринимательства, укреплению суверенитета республики. В мае 1991 г.

Выступал с обвинениями в адрес первого секретаря ЦК компартии республики Ефрема Соколова в "защите собственных корпоративных интересов". В августе 1991 г. Члены группы "Коммунисты Беларуси за демократию" заявили о выходе из компартии. В октябре 1991 г. Александр Лукашенко вошел в состав оргкомитета по созданию новой демократической структуры - Партии народного согласия, однако вскоре покинул его из-за внутрипартийных разногласий. В декабре 1991 г. Впоследствии называл распад Советского Союза "катастрофой", которая "имеет негативные последствия во всем мире". В 1993-1994 гг. Александр Лукашенко был председателем временной комиссии Верховного совета для изучения деятельности коммерческих структур, которые действуют при республиканских и местных органах власти и управления.

Антикоррупционная комиссия имела широкие полномочия, в т. В январе 1994 г. В итоге ВС провел голосование о доверии председателю парламента и премьеру республики. Шушкевич был снят с поста спикера, а Кебич сохранил должность. В сентябре 1993 г. В июне 1994 г. В результате инцидента никто не пострадал. Впоследствии Генеральная прокуратура республики сообщила, что покушение было инсценировано. С 1994 г.

Иные обвинения выглядели смехотворно, как в случае с Шушкевичем или с деятелями оппозиции, «коррумпированность» которых сводилась к тому, что один ездил на иномарочном автомобиле, а другой жил в престижном районе Минска. Депутат С. Титков так характеризовал доклад Лукашенко: «Преобладают эмоциональные перечисления криминальных эпизодов, смакование пикантных обстоятельств. Не хватает тонкого юридического анализа, квалификации преступлений» 25.

В результате доклад и материалы комиссии не имели никаких юридических последствий. Никого не судили и не уволили с работы. Если не считать освобождение от должности Председателя Верховного Совета Шушкевича за «ящик гвоздей». Гора родила мышь.

Меры, предложенные Лукашенко, чтобы остановить коррупцию, были косметические, не затрагивавшие коренные причины ее возникновения: совершенствование законодательства, направленного на борьбу с коррупцией: экспертиза законодательства в сфере экономики с целью перекрыть каналы для коррупции: регулярные парламентские слушания о коррупции. И, наконец, самое главное предложение, незаметно спрятанное среди других: создание наделенного необходимыми полномочиями органа по противодействию коррупции, который координировал бы деятельность правоохранительных органов. Таким органом могла бы стать Временная комиссия во главе с Лукашенко. Реализация этого предложения наделяла бы комиссию и ее главу чрезвычайными полномочиями, позволила бы ей установить контроль над прокуратурой, МВД, спецслужбами со всеми вытекающими отсюда последствиями.

В конце Лукашенко многозначительно заметил, что комиссия работает только три месяца, изучила лишь верхушку айсберга. Он намекнул, что имеется большая информация о причастности высших должностных лиц к незаконной продаже оружия, экспорту стратегического сырья и т. Доклад Лукашенко вызвал бурю в Верховном Совете. Обвиненные в коррупции выступали с опровержениями.

На три дня парламент был парализован. Дело доходило до оскорблений друг друга. Депутаты даже приняли решение о закрытом заседании. Интересно, что в ходе дискуссии едва ли не главной мишенью сделали Шушкевича.

Верховный Совет обсуждал постановление по докладу председателя Временной комиссии. Лукашенко выступил с большой речью и привел дополнительные факты о злоупотреблении служебным положением высших должностных лиц. В предложенном им проекте постановления основными были два пункта: сделать Временную комиссию постоянной и признать личную ответственность за коррупцию Шушкевича и Кебича, что как бы логически предполагало их отставку. Первый пункт не прошел, а второй был поддержан депутатами.

В результате тайного голосования Шушкевич был смещен, а Кебич получил вотум доверия и сохранил свой пост. Журналист П. Якубович по поводу единственного результата доклада Лукашенко - смещения Шушкевича - привел цитату из М. Салтыкова-Щедрина: «Его послали злодейство учинить, а он чижика съел» 27.

Новый Председатель Верховного Совета М. Гриб начал деятельность Временной комиссии «спускать на тормозах». Уже все депутаты поняли, какую роль отводит ей Лукашенко в начавшейся избирательной кампании. В конце концов парламент принял решение, что комиссия выполнила свою задачу, ее деятельность прекращается, а все материалы передаются в правоохранительные органы.

Лукашенко всячески противился этому решению, даже шел на скандал, не хотел освобождать комнату, отведенную для работы комиссии. Доклад сделал Лукашенко известным всей стране и популярным. Не вникая в обоснованность обвинений, большинство населения увидело в нем смелого и бескомпромиссного борца против коррупции. А решение Верховного Совета о прекращении работы комиссии трактовало как гонение за правду и страх бывших руководителей перед новыми разоблачениями.

Лукашенко обратил в свою пользу и отсутствие уголовных дел, судебных преследований по обнародованным им фактам. Он обвинил прокуратуру в нежелании вести борьбу со злоупотреблениями и пособничестве коррупционерам. С начала 1994 г. Лукашенко развил бешеную активность.

Желая ковать железо, пока горячо, он требовал ускорить проведение президентских и парламентских выборов, а не заниматься обсуждением «кучи хлама». В Верховном Совете он заявил: «Ведутся игры, что Лукашенко был нужен, чтобы пробить дыру в железобетонной стене, то я вам должен сказать: лоб расшибет тот, кто так думает. Никто в этой связи Лукашенко не использовал и использовать не будет... Теперь, когда он подходил к микрофону, в зале заседаний все затихали.

Лукашенко постоянно намекал, что в загашнике у него есть компромат на очень многих, в том числе и депутатов. Между тем конфликт между Лукашенко и партией власти обострялся. В газете «Звязда», интервью агентству «Интерфакс», по радио он обвинил в незаконных махинациях вице-премьеров С. Брыля и М.

Костюкова, министра обороны П. Козловского, министра иностранных дел П. Кравченко и министра внешнеэкономических связей В. Радкевича, а Кебича - в покровительстве им.

Все обвиненные заявили, что считают своим долгом обратиться в суд и прокуратуру. Кебич назвал это «недостойными методами предвыборной борьбы» 29. Лукашенко начал ездить по стране, выступать перед трудовыми коллективами с красочными рассказами о всеобщей коррупции. Джин был выпущен из бутылки, и команда Кебича поняла это слишком поздно.

Пост президента введен в Беларуси Конституцией, принятой Верховным Советом 15 марта 1994 г. Введение института президентства было обусловлено как объективной необходимостью сильной исполнительной власти в период исторического перехода от тоталитаризма к демократии, так и интересами правящей номенклатуры. Приближающееся окончание срока полномочий Верховного Совета подталкивало ее к ускоренному созданию механизма удержания власти. Главным элементом такого механизма должен был стать пост президента.

Для этого необходимо было принять новую Конституцию, легитимизирующую институт президентства, и провести выборы главы государства. Намечаемое вхождение Беларуси в денежную систему России требовало торопиться, так как избирательная кампания должна была наложиться на сиюминутные положительные результаты этой акции и стать главным фактором поддержки представителя номенклатуры Кебича в ходе выборов. Поэтому процесс принятия новой Конституции, предусматривающей пост Президента, правящие круги решили форсировать. Для того, чтобы успеть провести выборы до начала отпускного сезона, в порядке исключения пошли на нарушение только что принятого Закона о Президенте, сократив сроки избирательной кампании.

К апрелю ситуация развивалась по разработанному правительством плану. Запаздывало только объединение денежных систем в связи с тем, что Россия выдвинула более жесткие условия. Монополия Совмина на СМИ, контроль местных органов власти за ситуацией в регионах, казалось, обеспечивали благоприятный для «партии власти» результат президентских выборов. Любые общенациональные выборы - это всегда определенный момент истины, фокус общественных предпочтений, озарений и предрассудков.

Они высвечивают все позитивное и негативное, что скопилось в общественном сознании за период между избирательными кампаниями. В этом смысле выборы 1994 г. Беларусь оставалась единственным государством в Европе, где у власти находилось руководство, избранное при коммунистическом режиме. Последний раз белорусские граждане приходили к избирательным урнам в 1990 г.

За этот период в соседних странах например, в Польше уже два раза переизбирался парламент, проведены выборы президента. Изменилась эпоха, поменялось государство, начался переход к другой экономической и политической системе. Здесь же время как бы застыло. Учитывая весьма значительные полномочия президента по новой Конституции, в ходе президентских выборов речь шла о «выборе Беларуси», об определении модели белорусской государственности, вектора социально-экономического развития, стратегии внешней политики.

Скрыто или явно это отразилось в позициях кандидатов в президенты, их программах и выступлениях. На старт избирательной кампании вышли 19 инициативных групп по выдвижению кандидатов в президенты. За 20 дней нужно было собрать 100 тыс. Итоги первого этапа избирательной кампании показали, что для достижения искомого результата 100 тыс.

Наличие того и другого давало гарантированный результат Кебич, Позняк, Шушкевич. Недостаток известности Новикова и Дубко компенсировался работой крепких организационных структур в виде Партии коммунистов Беларуси и корпуса председателей колхозов. Отсутствие сильной организации, поддерживающей Лукашенко, восполнялось его возрастающей популярностью. Кебич, Лукашенко, Новиков, Дубко представляли левый фланг политического спектра, их программы объединяло требование не спешить с проведением рыночных преобразований, а кое в чем и свернуть их например, приватизацию , крепить союз с Россией.

Позняк и Шушкевич представляли правый фланг. Они делали акцент на рыночные реформы, укрепление суверенитета страны, выступали против создания единой рублевой зоны с Россией. Команда, или избирательный штаб, Лукашенко оказалась весьма разношерстной. В нее вошли несколько ярких политиков новой волны Булахов, Гончар, Лебедько, Федуто , прозванных «молодыми волками», которым дорогу во власть закрывала старая кебичевская номенклатура.

Они ощущали свое интеллектуальное превосходство над Лукашенко и надеялись, став «серыми кардиналами» при президенте, реализовать свои честолюбивые планы. Другая часть объединившейся вокруг кандидата в президенты команды была представлена политически бесцветными депутатами Верховного Совета Синицын, Шейман, Титенков , работниками МВД Малумов, Сазонов. Ни на какую самостоятельную роль они не претендовали, и их карьера полностью зависела от успеха Лукашенко. С началом избирательной кампании по всей стране большей частью стихийно возникли инициативные группы в поддержку Лукашенко, собиравшие подписи для его регистрации кандидатом и проводившие агитацию.

Помощь претенденту оказывал Союз офицеров, а также партия Славянский Собор «Белая Русь», которая, впрочем, в разгар кампании заявила о разрыве с ним, что вызвало внутренний кризис и раскол в самой организации. Уже в апреле, в самом начале избирательной кампании, Лукашенко был явным фаворитом. Содержательную сторону избирательной кампании Лукашенко и причину его успеха рассмотрим ниже. Здесь необходимо отметить, что он демонстрировал неразборчивость в средствах для достижения цели.

Его кампания сопровождалась скандалами по методу Жириновского -от очень сомнительного покушения до драки с милицией в здании Совмина. Он довольно умело нагнетал обстановку, поддерживая напряжение и привлекая к себе внимание на протяжении всего предвыборного марафона. Претенденту очень сильно помогла бездарная попытка его дискредитации совминовскими СМИ. Главный соперник Лукашенко, премьер Кебич, в центр своей избирательной кампании поставил идею объединения денежных систем Беларуси и России, соглашение о котором было подписано еще в сентябре 1993 г.

Официальные СМИ развернули широкую пропагандистскую кампанию, убеждающую население в приближении экономического чуда. Рейтинг премьера начал постепенно повышаться. Он догнал Лукашенко и даже вышел немного вперед. Глава правительства монополизировал идею дружбы с Россией.

Радио и телевидение ненавязчиво внушали, что все, кто за союз с Москвой, должны голосовать за Кебича. Лукашенко попал в затруднительное положение. Поддержать соглашение означало подыграть премьеру, и он неожиданно выступил с критикой этих соглашений, поскольку они расходятся с сентябрьским 1993 г. Чтобы перехватить инициативу, он в середине мая поехал в Москву и выступил в Государственной Думе с предложением о немедленном создании парламентами России, Беларуси и Украины депутатских групп «для проведения переговоров о выработке механизма объединения братских республик».

Несмотря на все усилия официальной пропаганды, представить Лукашенко противником союза с Россией не удалось. Нужно отметить, что все кандидаты критиковали деятельность правительства, которое ассоциировалось с Кебичем, отнимая у последнего голоса. Но реально воспользовался этими голосами только Лукашенко. До самого последнего дня около четверти избирателей еще не определились в своем выборе.

Но бездарная попытка подконтрольного правительству радио и телевидения дискредитировать Лукашенко привела к тому, что практически вся неопределившаяся масса качнулась к нему. Выборы состоялись 23 июня. Лукашенко победил в III из 118 районов. С наибольшим энтузиазмом борца с коррупцией поддержали провинция, райцентры, сельские населенные пункты.

Крупные города, областные центры отнеслись к нему более сдержанно. Причем больше всего голосов он получил в районах с высокой концентрацией промышленных предприятий, районах-новостройках со значительной долей рабочих. Результаты первого тура вызвали у правящей команды настоящий шок, от которого она так и не смогла избавиться. Ее действия не имели какой-либо осмысленной стратегии и лишь продолжались как бы по инерции.

Второй тур выборов состоялся 10 июля. Практически весь электорат выбывших в первом туре кандидатов целиком перешел к Лукашенко. То есть многие даже не его сторонники голосовали против Кебича, надеясь хоть на какие-то перемены в государстве. Интересный феномен белорусских выборов: во втором туре за Кебича проголосовало существенно меньше избирателей, чем в первом.

Это объясняется, очевидно, двумя причинами. Во-первых, часть его электората, увидев сокрушительное поражение премьера в первом туре, просто не явилась на выборы. Во-вторых, местные власти во втором туре не стали применять меры давления, а может быть, и прямую фальсификацию, как это было, очевидно, в первом туре. На основе данных социологической лаборатории «Новак», полученных между двумя турами выборов, социальная характеристика электората Лукашенко выглядела следующим образом.

Некоторые из членов команды Лукашенко объявили его триумфальную победу на выборах «народной революцией». В большинстве европейских стран советского блока свержение коммунистических режимов вполне можно назвать народными антибюрократическими, антитоталитарными революциями. Феномен Беларуси состоит в том, что здесь это определение имело диаметрально противоположное содержание. Если в СССР в целом, как и во всех европейских странах советского блока, к середине 80-х гг.

Здесь существовавшая система к этому времени не выработала свои ресурсы, имела еще определенный запас прочности и могла какое-то время сравнительно эффективно функционировать. Это объяснялось комплексом причин, анализировать которые здесь нет возможности. Важно то, что к началу горбачевской перестройки в Беларуси, в отличие от других коммунистических стран, общество не созрело для реформ. Поэтому демократизация и реформирование начались здесь не естественно, не органически, на собственной основе, а были привнесены извне, из Москвы.

Произошел импорт реформ. Если для коммунистических стран Центральной Европы, республик Балтии достаточно было слабого сигнала из столицы СССР, чтобы прежние режимы быстро развалились, то в Беларуси, наоборот, общество всячески сопротивлялось изменениям из Центра. Большинство населения Беларуси считает, что трансформация социализма произошла не в результате внутреннего кризиса, а вследствие действий неких политических сил «демократов», Горбачева, БНФ , что рынок и демократия искусственно привнесены с Запада с помощью его агентов и здесь насильственно внедряются. И у людей происходит психологическое отторжение новых форм общественного устройства.

Поэтому с самого начала реформ Беларусь оказалась «антиперестроечной Вандеей», одним из центров оппозиции политике Горбачева. Независимость свалилась на Беларусь как снег на голову. Если другие народы становились независимыми в результате многолетних кровавых войн, принеся на алтарь свободы огромные жертвы, то для белорусского народа она явилась как подарок судьбы. На референдуме 17 марта 1991 г.

В силу стечения исторических обстоятельств Беларусь оказалась вытолкнутой в независимое плавание вопреки желанию как большинства населения, так и правящей элиты. Без руководящего центра в Москве руководство республики испытывало сильный психологический дискомфорт. Независимость оказалась для него тяжелой, непосильной ношей. Если во многих посттоталитарных странах прежняя правящая элита была сметена демократической волной, то в Беларуси власть осталась в руках старой номенклатуры, которая, отказавшись от коммунистической идеологии, подчинился себе механизмы рынка и политической демократии в качестве новых способов самосохранения и воспроизводства.

В результате имитации рыночных реформ, «прихватизации» произошло обуржуазивание номенклатуры, в значительной мере слияние чиновничества с предпринимательством на фоне резкого обострения кризиса, обнищания народа. Поэтому накопленный в обществе и не нашедший до сих пор выхода антиноменклатурный потенциал оказался направленным одновременно и против нарождающегося предпринимательского слоя. В результате в Беларуси «народная революция» носила одновременно и антиноменклатурный, и антибуржуазный характер. Победил кандидат, наиболее страстно и последовательно выступавший как против номенклатуры, так и против бизнесменов.

Таким образом, мы получили маленькую «социалистическую» революцию периода позднего индустриального общества, находящегося на пороге перехода к постиндустриальному. Лукашенко оказался ярким представителем этой общественной тенденции, своеобразным «зеркалом белорусской революции». И нечего удивляться, что зеркало оказалось отражением как народной мудрости, так и общественных мифов, предрассудков, того хаоса в головах людей от непонимания происходящего, который возник после краха старой системы. Будущий президент адекватно отразил доминирующие настроения масс.

Социологические опросы показывали, что значительная часть населения характеризовалась уравнительным, антирыночным, антиреформистским сознанием.

Президент Лукашенко просипел страшные тайны, которые их удивили. Во-первых, белорусская прозападная «оппозиция» намерена устроить силовую провокацию: захватить часть территории республики на границе с Украиной, а затем попытаться втянуть НАТО во внутреннее противостояние. Говорит: ну что за глупости? Тихановская, говорит, интеллигентная женщина, а с ней так ужасно поступили. Вот только сама Светлана Тихановская, после неудачной попытки мятежа прячущаяся в Литве, открыто поддерживает полк имени Калиновского, состоящий из белорусских нацистов и воюющий ныне на Украине за режим Зеленского. Сначала полк Калиновского был подразделением украинского нацистского батальона, но быстро разросся до отдельной боевой единицы. Недавно объявил о расширении штата и наборе новых наёмников.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий