В июне 1944 года после высадки союзных войск в Нормандии Ян Кёнджон был захвачен в плен американскими десантниками. Высадка союзников в Нормандии — морская десантная операция, проведенная 6 июня 1944 года в Нормандии во время Второй мировой войны силами США, Великобритании, Канады и их союзников против Германии. Конечно высадка в Нормандии приблизила конец войны, но ставить ее на один уровень со Сталинградской битвой или Курской дугой, по меньшей мере, подло. Высадка войск в Нормандии войдет в военную историю как одна из самых неудачных благодаря доблестной немецкой армии».
Эйзенхауэр
Монтгомери настаивал на том, чтобы увеличить число дивизий с трёх до пяти, что должны высаживаться морем, также осуществить высадку войск на восточном краю полуострова Котантен и минимум трёх воздушно-десантных дивизий для поддержки морского десанта. Высадка британского воздушного десанта возле Кана и американского возле Сент-Мер-Эглиз имели целью всячески содействовать высадке морского десанта и изоляции района боевых действий на флангах полосы вторжения. Десант, который предлагалось провести ночью накануне операции, имел задачей захватить узлы дорог, переправы, мосты и другие ключевые объекты, и помешать контратакам войск Вермахта и максимально нарушать систему управления войсками противника в операционной зоне. Окончательный утверждённый стратегический замысел операции определял одновременную высадку крупных сил морского десанта на побережье Нормандии на фронте до 80 км. В ходе операции «Нептун» планировалось захватить плацдарм глубиной 18—20 км и прочно закрепиться на нём. В дальнейшем ставилась задача накопить значительные силы вторжения, и, создав значительное превосходство в силах, мощными ударами занять расположенные на флангах зоны вторжения морские порты Шербур и Гавр. В дальнейшем планом предусматривалось организовать полномасштабное наступление вглубь Франции. По плану вторжения, британцы, действуя совместно с канадскими войсками, должны захватить в первый же день ключевые объекты — города Байё и Кан и продвинуться как можно южнее и юго-восточнее. Таким образом, овладев важнейшими транспортными узлами, британцы перерезали пути подхода немецких резервов на полуостров Котантен и предоставляли возможность американцам, что действовали справа, закрепиться на своих плацдармах. А в дальнейшем американские дивизии имели свою главную цель — захват большого морского порта Шербур. Тренировки транспортных судов в высадке десанта с применением средств имитации.
Американские войска должны были высадиться в западном секторе на двух плацдармах, английские и канадские — в восточном секторе на трёх участках. Планируя высадку войск, союзники учли такой важный фактор, как разграничительные линии между зонами ответственности войск противника. Удар был нанесён в стык разграничительной линии между 7-й и 15-й немецкими армиями , что создало большие проблемы с организацией взаимодействия между командованиями двух немецких армий. Подготовка войск к операции[ править править код ] Британские коммандос перед погрузкой на десантные корабли. Подготовка к самой масштабной десантной операции в истории войн шла не только путём тренировки войск и сил, которые должны были непосредственно участвовать в операции, но и за счёт наращивания темпов производства вооружения и расширения строительства специальных десантных и противолодочных средств. Специально для проведения операции судостроительными компаниями Англии и США в сжатые сроки было построено около 30 тысяч единиц разнородных десантных судов , а также десантно-высадочных средств. Были разработаны и запущены в массовое производство специальные средства для обеспечения пехотных подразделений в бою во время высадки: плавающие и огнемётные танки, специализированные бронированные инженерные машины для создания проходов в минных полях, мостоукладчики, специальные баржи с реактивными установками залпового огня и т. Для ускорения темпов загрузки техники на морской транспорт на юге Англии была оборудована разветвлённая сеть специальных подъездных дорог, которые спускались к морю. Оригинальным решением проблемы с портовой инфраструктурой для высадки войск и выгрузки грузов стала идея создания временных искусственных портов. Планировщики операции исходили из того, что в зоне высадки в течение 90 дней после начала вторжения не будет больших портов, а каждый день надо будет выгружать для снабжения войск и перевозки подкреплений около 12 тысяч тонн различных грузов и около 2,5 тыс.
Для решения этой проблемы они предложили создать возле захваченных берегов две искусственные гавани, которые получили название гавань «Малберри» , и которые не уступали по размеру большому торговому порту. Для этих целей на юге Англии втайне были сооружены гигантские кессоны для создания двух искусственных гаваней «Малберри» по одной в английском и американском секторах. Гавань «Малберри» состояла из внешних — плавающих — и внутренних — стационарных — волнорезов и из плавающих пирсов от берега до свайных причалов, к которым могли швартоваться суда [20]. Железобетонные кессоны, из которых делались стационарные волнорезы, устанавливали на глубине не более 10—11 м, что было достаточно для небольших судов типа «Либерти» ; судна большего размера пользовались акваторией, защищённой плавающими волнорезами. Много кессонов было оборудовано кранами, складами, кубриками для экипажей, имели собственные пушки, боезапас и даже средства ПВО, что усиливало противовоздушную оборону района высадки. Для каждого порта «Малберри» нужно было 146 кессонов различных размеров, весом от 1672 до 6044 т, в зависимости от глубины их затопления [21]. Параллельно с кессонами строились плавающие пирсы, или, как их иначе называли, «наплавные мосты» общей протяжённостью около 7 миль, которые держались на понтонах. Автомашины с грузом, после разгрузки с транспортных средств, ехали по «наплавному» мосту, что соединял свайные причалы, на берег. С первых дней высадки и до окончания строительства портов «Малберри», для обеспечения временной стоянки транспортных судов, предполагалось создать в сравнительно мелководных районах Ароманша и Сен-Лорана пять искусственных гаваней «Гузберри». Эти укрытия, созданные путём затопления старых судов, защищали гавань от ветра и волн, предназначались для стоянки и разгрузки большого количества малых судов и одновременно должны были служить продолжением портов «Малберри».
Для затопления было выделено 60 судов в том числе старые линкоры и крейсеры , которые образовали волнолом длиной около 7300 м [22]. Прибуксированные и установленные в районе высадки кессоны создавали гавань, равную по размерам гавани Дувра.
View Transcript This order was issued by Gen. Dwight D. Eisenhower to encourage Allied soldiers taking part in the D-day invasion. Almost immediately after France fell to the Nazis in 1940, the Allies planned a cross-Channel assault on the German occupying forces. Although Churchill acceded begrudgingly to the operation, historians note that the British still harbored persistent doubts about whether Overlord would succeed.
The decision to mount the invasion was cemented at the Tehran Conference held in November and December 1943.
Ее положение несколько облегчила 21-я танковая дивизия. Вскоре командованию группы армий «Б» стало ясно, что на сей раз дело идет о серьезной операции. К вечеру 21-я танковая дивизия получила приказ выйти из боя с воздушно-десантными частями противника и нанести удар из Кана в северо-западном направлении. Английские танки местами сумели ее задержать, хотя немцам все таки удалось продвинуться до Лиона-сюр-Мер. Однако затем эта дивизия, к большому облегчению для англичан, отошла назад, ее командир решил, что в результате новой высадки планерных частей противника над дивизией нависла угроза с тыла. С самого раннего утра командование немецкими войсками на Западе и группа армий «Б» вели безуспешные переговоры с ОКВ о немедленном выделении в их распоряжение учебной танковой дивизии, располагавшейся южнее Парижа, и 12-й танковой дивизии СС.
Только в 16 час, обе дивизии вместе со штабом 1-го танкового корпуса СС были переданы в их распоряжение. Но использовать эти дивизии можно было теперь не раньше, чем на следующее утро. Во второй половине дня фельдмаршал Роммель вернулся из поездки в Германию. У него было намерение посетить Гитлера и изложить ему свои сомнения относительно общей военной обстановки, а заодно и вытекавшие отсюда политические соображения, которые сводились к необходимости окончить войну до полного разрушения Германии. Вторжение помешало Роммелю осуществить это намерение. Прибыв на фронт, он отдал единственно возможные распоряжения относительно действий на следующий день. Ярость охватила его при мысли о том, что по крайней мере одна иэ двух обещанных танковых дивизий уже несколько недель могла бы находиться в районе между Каном и Фалезом, если бы его неоднократные запросы были приняты во внимание.
Эйзенхауэр и Монтгомери могли быть довольны результатами дня. Самое главное было достигнуто, высадка удалась. Оба американских плацдарма были хотя еще невелики и изолированы, но зато удерживались прочно. Англичане и канадцы захватили совместный плацдарм глубиной до 10 и шириной 30 км, в котором, правда, все еще оставались отдельные очаги сопротивления, особенно один крупный в районе Дувра. Перебросив на континент пять дивизий по морю и три по воздуху, союзники, несомненно, располагали численным превосходством в районе высадки. Задача авиации теперь заключалась в том, чтобы любыми средствами задержать подход немецких резервов. Благодаря ее действиям и непрерывно прибывавшим свежим войскам соотношение сил становилось все более благоприятным для союзников.
Главной заботой продолжала оставаться, погода, ибо неблагоприятные ее условия могли исключить применение авиации и замедлить темпы высадки новых сил.
Немцы ожидали морского вторжения союзников по меньшей мере с 1942 года. Чтобы подготовиться, в том же году они начали строительство Атлантического вала - огромного оборонительного укрепления, протянувшегося от западного побережья Норвегии, через Данию, Нидерланды, Бельгию и Францию до границы Испании. Атлантический вал построенный в 1944 году, запомнился как одно из величайших достижений военной инженерии в истории.
Союзники высадились на пяти пляжах с кодовыми названиями. Зоны высадки получили кодовые названия в рамках масштабных усилий по сохранению секретности. Американцы высадились на пляжах Омаха и Юта, британцы - на пляжах Голд и Сворд, а канадцы и англичане - на пляже Джуно. В фильме 1998 года «Спасти рядового Райана» показаны события, произошедшие на пляже Омаха, самой смертоносной из всех пяти зон высадки и той, где немецкая оборона оставалась почти полностью нетронутой.
Первая волна пехоты на пляже пережила самую страшную бойню за всю кампанию дня «Д». Большие части целых рот были убиты или утонули, так и не добравшись до берега и не сделав ни единого выстрела. Американские войска понесли потери на пляже Омаха в количестве 2 400 человек. Немецкий Атлантический вал и его разросшиеся береговые укрепления стали объектами сокрушительной воздушной бомбардировки союзников, предшествовавшей вторжению пехоты.
Одной из причин, по которой пляж Омаха был таким кровавым, было то, что густая облачность в этом районе сделала бомбардировки неэффективными, оставив вражескую инфраструктуру и орудия в идеальном рабочем состоянии. После воздушной бомбардировки, но до высадки на берег, 24 000 американских, канадских и британских десантников высадились на парашютах в тылу врага, чтобы обеспечить безопасность выходов с пляжей. Сильная облачность, препятствовавшая бомбардировке пляжа Омаха, помешала и десантникам. Многие подразделения оказались далеко от намеченных зон высадки в условиях хаоса.
Канадцы, атаковавшие пляж Джуно, пережили бойню, подобную той, что пережили американцы на Омахе, особенно первая волна войск, многие из которых погибли, не добравшись до берега, благодаря бурному морю и безжалостной немецкой артиллерии. В конце концов именно канадцы захватили больше городов, больше стратегических позиций и больше территории, чем любые другие батальоны. Во вторжении приняли участие 6 939 кораблей и других судов.
Высадка в Нормандии и как русские всех трупами закидали
На побережье Нормандии и Бретани, от Кабура до устья реки Луара - 840 км, были развернуты соединения 7-й армии, имевшей в своем составе 14 дивизий. Группа армий "Г" командующий генерал Бласковиц в составе 1-й и 19-й армий всего 11 дивизий находилась на побережье Бискайского залива и Южной Франции. В резерве группы армий "Г" имелось 3 дивизии. Кроме войск, входивших в состав групп армий, 4 дивизии составляли резерв командования "Запад". Боеспособность соединений на Западе была невысокой: 33 дивизии считались "стационарными", то есть не имели автотранспорта, до 18 дивизий только формировались или восстанавливались. Начальник штаба командования "Запад" генерал Вестфаль в связи с этим писал: "Общеизвестно, что боеспособность немецких войск на Западе уже к моменту высадки была намного ниже, чем боеспособность дивизий, действовавших на Востоке и в Италии. Значительное количество находившихся во Франции соединений сухопутных войск, так называемые "стационарные дивизии", были очень скудно оснащены вооружением и автотранспортом и состояли из солдат старших возрастов".
Значительная часть немецких военно-морских сил группы "Запад", выполнявших задачи противодесантной обороны побережья, находилась в базах Атлантического побережья 49 подводных лодок, 5 эсминцев, 34 торпедных катера, 163 тральщика, 57 сторожевых кораблей и 42 артиллерийские баржи. Гитлер и Роммель не верили в техническую осуществимость высадки в Нормандии и не считали ее с оперативной точки зрения возможной. Гитлер считал, что высадка в Нормандии или на полуострове Котантен явится лишь отвлекающим маневром, за которым последует основная десантная операция в другом пункте, возможно, в районе Па-де-Кале. Однако в 1944 г. Германия уже не имела возможности держать во Франции силы, достаточные для отражения высадки американо-английских войск и надежно укрепить оборону Атлантического побережья. К 20 мая 1944 г.
Гитлеровцы стремились прежде всего укрепить побережье на участке пролива Па-де-Кале, где они ожидали высадку главных сил противника, создать систему обороны крупнейших портов Франции, Бельгии и Нидерландов. Противодесантная оборона побережья Северной Франции представляла систему опорных пунктов, большинство которых не имело между собой огневой связи. Долговременные инженерные сооружения были лишь на отдельных участках. Следовательно, "Атлантический вал", о котором в то время много говорилось в немецкой и англо-американской прессе, в действительности оказался не таким, как его рисовали. По свидетельству генерал-фельдмаршала Рундштедта, "Атлантический вал" был иллюзией, выдуманной для того, чтобы ввести в заблуждение как немецкий народ, так и противника. Было нелепо называть это валом.
Гитлер никогда не посещал его и не видел, что представлял он в действительности". Но главную мысль в отношении положения Германии высказал другой немецкий генерал Мюллер-Гиллебранд: "1943 год показал, что Германия более не располагала силами для того, чтобы одержать решающий воинский успех на каком либо театре военных действий. Крушение Германии являлось уже лишь вопросом времени и зависело от того, насколько большие усилия приложит для этого противник, в каком направлении и какой последовательности мыслится им предпринять наступательные действия". Выбор союзников пал на северное побережье Нормандии. Американский генерал Эйзенхауэр как главнокомандующий всеми союзными войсками и английский генерал Монтгомери как командующий сухопутными силами решили высадить сразу пять дивизий. Предполагалось, что такой район высадки, как полуостров Котантен, до участка побережья восточнее Курсель вплоть до устья реки Орн не даст немцам возможности создать прочную оборону.
Командование союзников стремилось прежде всего не допустить, чтобы боевые действия высадившихся на континенте войск приняли позиционный характер. Эйзенхауэр считал, что самый верный путь избежать этого - высадиться одновременно в Нормандии и в Южной Франции на побережье Средиземного моря. Но для двух одновременных операций не хватало транспортных и десантных средств. Поэтому высадка на юге была отложена до августа 1944 г. Одной из главных проблем десантирования была проблема портов. Предпринимавшиеся до сих пор высадки в Северной Африке, Сицилии и Южной Италии показали, что без портов высадка и снабжение крупных соединений неосуществима.
Но они могли бы основательно замедлить высадку, и в результате войска Сталина вполне могли бы в мае 1945 года быть на Рейне, а не на Эльбе на востоке, как произошло в действительности. И тогда послевоенная история, вполне вероятно, выглядела бы совсем иначе, — размышляет Удстебё. К тому же он был убежден, что высадка состоится в Нормандии. Но другие генералы во главе с верховным главнокомандующим всем Западным фронтом Гердом фон Рундштедтом Gerd von Rundstedt хотели, чтобы бронетанковые силы оставались в резерве — для обеспечения гибкости. На Восточном фронте, где в воздухе господствовала Люфтваффе, это была верная стратегия, но этого нельзя было сказать о Северной Франции в 1944 году, — говорит Удстебё. Не осмелились разбудить Гитлера — А что думал Гитлер? В результате не было последовательного плана, предложенного вышестоящим руководством. Кроме того, когда началась высадка союзников, Гитлер спал, и его никто не осмеливался разбудить. Гитлер раньше 12 дня не вставал, и это означало, что немцы долго не могли решить, использовать танки или нет, — говорит Удстебё. Силы союзников высадились, захватили достаточный плацдарм и получали на берегу то, что им было необходимо.
Большая заслуга в этом принадлежит Малберри Mulberry , искусственной, только что изобретенной системе временных береговых сооружений.
Но план операции «Оверлорд» в значительной её части составил генерал Монтгомери, командир сухопутных войск. А королевский флот руководил большей частью операции «Нептун» собственно десантная операция.
Французские журналисты и эксперты сходятся во мнении, что подобные тенденции могут подпитывать националистические настроения и что вклад каждого народа и государства сформировал в итоге общую победу, наследниками которой являются современные европейцы. Но по поводу памяти о Второй мировой войне и об отношении к ней правительств стран Восточной Европы позиция французских СМИ, а также ряда политиков и экспертов прямо противоположна. Националистические тенденции, которых Западная Европа пытается избежать у себя, на востоке всячески поощряются и служат аргументами для политических решений.
Особенно сильно политизация памяти о победе над нацизмом стала заметна в рамках украинского конфликта. Чисто политический ход, так как ранее его присутствие не предполагалось. Кадр из видео Мероприятия в честь 70-летия высадки десанта в Нормандии Однако администрация президента Франции решила таким образом выразить протест против присоединения Крыма и «российской агрессии» в Донбассе присутствовавшему там же президенту России Владимиру Путину.
Аргумент французской стороны о том, что Украина является наследницей бывшей советской республики и потому имеет право там находиться, вряд ли можно было считать состоятельным. Ведь лидеров других стран, бывших прежде в составе советского государства, не пригласили. Процесс глорификации пособников нацистов в Прибалтике и на Украине за последние 30 лет сопутствовал стиранию памяти о Великой Отечественной войне.
Французские журналисты и эксперты сходятся во мнении, что подобные тенденции могут подпитывать националистические настроения и что вклад каждого народа и государства сформировал в итоге общую победу, наследниками которой являются современные европейцы. Но по поводу памяти о Второй мировой войне и об отношении к ней правительств стран Восточной Европы позиция французских СМИ, а также ряда политиков и экспертов прямо противоположна. Националистические тенденции, которых Западная Европа пытается избежать у себя, на востоке всячески поощряются и служат аргументами для политических решений. Особенно сильно политизация памяти о победе над нацизмом стала заметна в рамках украинского конфликта. Чисто политический ход, так как ранее его присутствие не предполагалось. Кадр из видео Мероприятия в честь 70-летия высадки десанта в Нормандии Однако администрация президента Франции решила таким образом выразить протест против присоединения Крыма и «российской агрессии» в Донбассе присутствовавшему там же президенту России Владимиру Путину.
Аргумент французской стороны о том, что Украина является наследницей бывшей советской республики и потому имеет право там находиться, вряд ли можно было считать состоятельным. Ведь лидеров других стран, бывших прежде в составе советского государства, не пригласили. Процесс глорификации пособников нацистов в Прибалтике и на Украине за последние 30 лет сопутствовал стиранию памяти о Великой Отечественной войне. Ещё в 2008 году известный французский режиссёр-документалист Микаэль Празан, автор фильма об уничтожавших мирное населения гитлеровских айнзацгруппах, посетив Украину, указал на опасность происходящей там героизации преступников. По его мнению, страны с подобным отношением к прошлому и настоящему не могут считаться частью Европы.
Эйзенхауэр
Высадка в Нормандии Колли Руперт. Высадка в Нормандии или операция Оверлорд В плен сдавались пачками, зачастую не попытавшись сделать даже и одного выстрела по высадившимся десантникам. Высадка в Нормандии была самая бездарная операция Второй Мировой. Однако потери при высадке в Нормандии были настолько велики (погибло около шести тысяч человек и еще больше было раненых и контуженных), что смерть «всего» 749 человек в ходе учений была вскоре забыта.
История в историях
Только в 16 час, обе дивизии вместе со штабом 1-го танкового корпуса СС были переданы в их распоряжение. Но использовать эти дивизии можно было теперь не раньше, чем на следующее утро. Во второй половине дня фельдмаршал Роммель вернулся из поездки в Германию. У него было намерение посетить Гитлера и изложить ему свои сомнения относительно общей военной обстановки, а заодно и вытекавшие отсюда политические соображения, которые сводились к необходимости окончить войну до полного разрушения Германии.
Вторжение помешало Роммелю осуществить это намерение. Прибыв на фронт, он отдал единственно возможные распоряжения относительно действий на следующий день. Ярость охватила его при мысли о том, что по крайней мере одна иэ двух обещанных танковых дивизий уже несколько недель могла бы находиться в районе между Каном и Фалезом, если бы его неоднократные запросы были приняты во внимание.
Эйзенхауэр и Монтгомери могли быть довольны результатами дня. Самое главное было достигнуто, высадка удалась. Оба американских плацдарма были хотя еще невелики и изолированы, но зато удерживались прочно.
Перебросив на континент пять дивизий по морю и три по воздуху, союзники, несомненно, располагали численным превосходством в районе высадки. Задача авиации теперь заключалась в том, чтобы любыми средствами задержать подход немецких резервов. Благодаря ее действиям и непрерывно прибывавшим свежим войскам соотношение сил становилось все более благоприятным для союзников.
Главной заботой продолжала оставаться, погода, ибо неблагоприятные ее условия могли исключить применение авиации и замедлить темпы высадки новых сил. А прогноз предсказывал новое ухудшение погоды. Задачи следующего дня были ясны.
С оперативной точки зрения Монтгомери справедливо считал, что любое расширение его плацдарма в восточном направлении будет расцениваться немцами как представляющее особую опасность и потому привлечет туда немецкие резервы, в то время как для него на этом этапе решающее значение имело оказание помощи наступавшей на Шербур 1-й американской армии. Рассуждая таким образом, Монтгомери правильно угадывал ход мыслей своего противника. В ставке фюрера все заботы сводились к тому, чтобы предотвратить прорыв на Париж, о котором методично действовавшее командование союзников вначале вовсе и не думало.
Именно по этой причине немецкое командование ожидало более крупной высадки севернее Сены и все происшедшее до сих пор рассматривало лишь как отвлекающие действия. Этого предвзятого мнения немецкое высшее командование твердо придерживалось и в последующие дни и даже недели.
Транспорты с боеприпасами, горючим, техникой и пехотой на переходе были прикрыты военными кораблями и эскортными авианосцами — от подводных лодок адмирала Деница. В Атлантике в то время шла настоящая битва. К лету 1944 года в Великобритании были собраны тысячи танков, десятки тысяч орудий и минометов, многие сотни тысяч военнослужащих. Эта сила должна была ударить тогда и там, где и когда враг этого удара не ожидал. Гитлер в ходе войны сильно укрепил атлантическое побережье Франции, объявив о создании немецкими инженерами чуда инженерной мысли — укреплений Атлантического вала, о который разобьется и захлебнется в собственной крови любой десант врага. Готовилась оборона всего французского побережья.
Потому Союзники подготовили сокрушительный удар. Учения морского десанта с высадкой на берег с малого десантного корабля LCI. Во-вторых, вторжение предварила тщательная подготовка, войска долгое время тренировались высаживаться на берег и преодолевать оборону врага. Перед высадкой, за несколько дней, были выброшены авиадесанты, которые непосредственно перед наступлением должны были овладеть важными объектами врага. В-третьих, все разведанные укрепления немцев перед высадкой десанта подверглись жесточайшему артобстрелу и авиаударам. Уточненный план высадки Союзников в Нормандии Фото: ru. После мощной артподготовки и бомбежки к берегу подходили десантные суда — и на берег бежали пехотинцы первой волны десанта. Кто оборонял французское побережье?
На территории Франции, Бельгии и Голландии находилось 59 немецких дивизий. Северную Францию прикрывала группа армий «Б» под командованием генерал-фельдмаршала Эрвина Роммеля. Под его командованием находились две полевые армии. Атлантический вал состоял из тысячи опорных пунктов, оборонять которые должны были около 300.
Операция получила название «Оверлорд» и включала в себя морскую десантную операцию «Нептун». Морган занял пост начальника штаба Верховного командования союзных экспедиционных сил, хотя в то время союзники еще не решили, кто именно станет их Верховным главнокомандующим. Тем не менее штаб Моргана, располагавшийся в Лондоне на Сент-Джеймс-сквер, приступил к работе. Было известно, что во Франции немцы держат 59 дивизий. Начальник штаба столкнулся с настоящей головоломкой — как десантировать на французский берег максимально возможное количество солдат, которое было бы способно противостоять немцам до прибытия подкрепления. Атака на какой-либо порт, как то показал рейд в Дьеп, исключалась. Морган и его штаб предложили высадку на берег. Но где именно? При этом следовало обеспечить превосходство в воздухе еще один урок, извлеченный из дьепского рейда , а значит, участок берега должен был располагаться в пределах оперативной досягаемости с территории Англии. Двумя годами ранее Би-би-си обратилась к соотечественникам с просьбой присылать в военное министерство фотографии и открытки с изображением прибрежной Европы. Англичане с воодушевлением откликнулись на этот призыв и передали военным почти 10 миллионов открыток. И вот теперь штаб Моргана внимательно их изучал, по крупицам отыскивая нужную информацию. Одновременно британские разведывательные самолеты совершали полеты над побережьем стран оккупированной немцами Европы, собирая сведения, относящиеся к местному рельефу. Люфтваффе практически не препятствовало им, поскольку большая часть немецких самолетов была задействована в боях на Восточном фронте. Разведывательные полеты совершались над всем атлантическим побережьем — от Голландии до Испании. Такой широкий охват был намеренным. Делалось это для того, чтобы немцы не догадались, где именно начнется вторжение. Имели место и вылазки небольших разведгрупп для фотографирования, а также сбора образцов песка и прибрежного грунта с тем, чтобы установить возможность высадки на берег танков. Еще одним источником информации были пленные немцы — так называемые «языки». Вскоре стало очевидно, что для высадки есть только два варианта — район Кале или местность в 225 км западнее, побережье Нормандии на полуострове Котантен. Хотя Нормандия и была в пределах досягаемости самолетов-истребителей, Кале имел преимущество по причине большей близости к южному берегу Англии. Расстояние составляло всего 33 км, что позволяло десантным кораблям быстрее пересечь Ла-Манш. Однако высадка в Кале имела существенный недостаток: этот участок береговой линии надежно охранялся немецкими танковыми дивизиями и именно здесь ожидалась десантная операция англо-американских войск. Морган остановил выбор на Нормандии. Его штаб приступил к планированию операции. По замыслу Моргана высадка пехоты должна была состояться на 48-километровом отрезке береговой линии, в то время как сброшенным с самолетов десантникам надлежало захватить столицу Нормандии, город Кан, расположенный в 12 км от берега. Закрепившись там, пехота сможет захватить порт Шербур в западной части полуострова Котантен, что позволит переправлять сюда припасы и снаряжение. Одновременно началось планирование еще одного вторжения, на юге Франции, под кодовым названием «Дракон». Причалы «Малберри» Более всего Моргана и его штаб волновала следующая проблема: без доступа к глубоководному порту транспортные корабли не имели возможности пристать к берегу. Для успешной высадки союзников на побережье Нормандии огромную важность имела максимально быстрая доставка подкрепления и припасов транспортными судами. В этих целях было придумано уникальное решение: построить в Англии два плавучих причала — один для англичан, другой для американцев и канадцев, — которые будут отбуксированы на другую сторону Ла-Манша и установлены возле берега. Черчилль одобрил это предложение: «Разработайте лучшее решение. Не оспаривайте этот вопрос. Трудности скажут сами за себя». Причалы, изготовленные точно по размерам порта в Дувре, состояли из нескольких бетонных волнорезов и понтонных причалов, которые предполагалось удерживать на месте при помощи якорей. Понтоны соединялись отрезками стального настила, для которого они служили опорами. Для борьбы с морскими волнами к побережью Нормандии предстояло отправить примерно 60 старых торговых судов. Их следовало затопить там рядами, создав тем самым условия, близкие к условиям защищенной гавани. Одновременно начались первые в истории работы по прокладке подводного трубопровода протяженностью 112 км для перекачки топлива от острова Уайт до французского Шербура. Саперы также разработали сборные взлетно-посадочные полосы, которые можно было разместить на пляжах Нормандии, чтобы облегчить высадку последующих волн десанта и обеспечить эвакуацию раненых. Пожалуй, самым известным был танк-амфибия, для которого пехотинцы придумали прозвище «Дональд Дак» «Утенок Дональд». Оснащенный винтами и складным водонепроницаемым экраном-чехлом, он мог проплыть несколько километров до берега, где этот самый чехол снимался и далее танк-амфибия мог действовать как обычный танк, поддерживающий наступление первой волны пехоты. Танк-тихоход под названием «краб» был оснащен вращающимся барабаном с массивными цепями — они вызывали детонацию мин, которые могли встретиться на пути бронемашины. Были и такие танки, которые раскатывали позади себя длинные парусиновые дорожки, не позволявшие машинам, идущим сзади, увязнуть в песке. Были танки-огнеметы и танки, способные нырять на глубину до 3 м для буксировки подбитых машин. Последние могли вытягивать наружу те танки, что увязли в прибрежном иле. Были танки, снабженные пандусами — их можно было использовать как подвижные мосты. Изобретательность была воистину поразительной. С мая 1941 г. При подготовке ко дню «Д» и в последующие дни сражения в Нормандии британская разведка благодаря «Энигме» предоставляла в штаб союзников ценнейшую информацию, касающуюся передвижений и планов немецких войск, что позволяло англо-американцам при необходимости менять собственные планы и готовиться к ударам противника. Дезинформация Союзники прекрасно понимали, что сосредоточение огромной массы войск, боевой техники и снаряжения вряд ли ускользнет от внимания немецкой военной разведки — абвера. По этой причине была разработана масштабная операция под кодовым названием «Бодигард» «Охранник» , нацеленная на дезинформацию противника. Немцев следовало убедить в том, что высадка в Нормандии — небольшая, второстепенная операция, а настоящее грандиозное вторжение состоится в другом месте. Первая была призвана убедить немцев, что главный удар противник нанесет в Кале. Таким образом, значительная часть немецких сил будет оттянута от пляжей Нормандии, в результате чего у союзников будет больше времени для высадки пехоты, которая сможет надежно закрепиться на прибрежных плацдармах прежде, чем немцы перебросят туда свои войска. С этой целью союзники сформировали фальшивую группировку, «1-ю группу армий США», базировавшуюся близ Дувра, напротив Кале. Руководство ею было поручено знаменитому генералу Джорджу Паттону-младшему. В целях введения в заблуждение воздушной разведки немцев в указанном районе были размещены макеты танков и планеров. Тем же целям служили фальшивые радиосообщения, фальшивые военные лагеря и штабы, макеты нефтевозов. Старшие офицеры тщательно подготовили актера Клифтона Джеймса, которому предстояло сыграть роль генерала Монтгомери во время «инспекционных» поездок в Гибралтар и в Северную Африку. Джеймс, лишившийся в сражениях Первой мировой войны пальца, был вынужден обзавестись протезом, а на время операции бросить пить и курить — настоящий Монтгомери был трезвенником и не выносил табака. Для дезинформации немцев задействовалась и агентурная сеть. Пожалуй, самым ценным агентом в Британии был испанец Хуан Пужоль Гарсия, двойной агент по кличке Гарбо по имени знаменитой актрисы Греты Гарбо , известный в Германии как Арабель. За полгода до дня «Д» Гарбо отправил в Германию более пятисот шифровок, большая часть которых содержала настоящие сведения, призванные завоевать доверие противника. Немцы считали его надежным источником информации, не догадываясь, на кого он на самом деле работает. Гарбо помог окончательно убедить немцев в том, что главный удар союзники нанесут в Кале или в Норвегии и произойдет это в июле 1944 г. С тем, чтобы убедить немцев в своей лояльности, 6 июня Арабель отправил им срочное предупреждение о начале операции «Оверлорд». Впрочем, сделано это было лишь тогда, когда немцы уже не успевали отреагировать на наступление противника. Похоже, доверие немцев к агенту Арабелю было завоевано окончательно. У них не вызвала никаких сомнений его шифровка, в которой он предупреждал о том, что наступление в Нормандии — всего лишь ложный маневр, имеющий целью отвлечь внимание противника от главного удара в Кале. Когда первые волны десанта хлынули на пляжи Нормандии, немецкое военное командование привело в состояние боевой готовности свои танковые части возле Кале. Случись так, что эта хитрость провалилась бы, силы союзников натолкнулись бы на мощный отпор со стороны немецких танковых дивизий и исход операции был бы совсем иным. Операция «Фортитьюд-Север» имела целью вынудить немцев поверить в то, что вторжение англо-американских войск начнется с высадки на побережье Норвегии в районе Тронхейма. Для этого была создана еще одна мнимая армейская группировка, британская 4-я армия, дислоцированная в Эдинбурге. Дезинформацию о ней немцам «скормили» два двойных агента-норвежца, Матт и Джефф. Правда, у англичан позднее возникли сомнения в преданности Матта, и они его интернировали. На момент операции «Оверлорд» немцы сосредоточили на побережье Норвегии 400 000 солдат — на тот случай, если враг десантируется именно там.
Но и они не выполнили задачи дня, то есть не вышли ни к Байе, ни к горной дороге между Байе и Каном, ни к самому Кану, ни к устью реки Орн. Англичанам оказывала упорнейшее сопротивление 716-я дивизия, хотя вскоре ее оборона распалась на отдельные разрозненные, не связанные друг с другом узлы сопротивления. Ее положение несколько облегчила 21-я танковая дивизия. Вскоре командованию группы армий «Б» стало ясно, что на сей раз дело идет о серьезной операции. К вечеру 21-я танковая дивизия получила приказ выйти из боя с воздушно-десантными частями противника и нанести удар из Кана в северо-западном направлении. Английские танки местами сумели ее задержать, хотя немцам все таки удалось продвинуться до Лиона-сюр-Мер. Однако затем эта дивизия, к большому облегчению для англичан, отошла назад, ее командир решил, что в результате новой высадки планерных частей противника над дивизией нависла угроза с тыла. С самого раннего утра командование немецкими войсками на Западе и группа армий «Б» вели безуспешные переговоры с ОКВ о немедленном выделении в их распоряжение учебной танковой дивизии, располагавшейся южнее Парижа, и 12-й танковой дивизии СС. Только в 16 час, обе дивизии вместе со штабом 1-го танкового корпуса СС были переданы в их распоряжение. Но использовать эти дивизии можно было теперь не раньше, чем на следующее утро. Во второй половине дня фельдмаршал Роммель вернулся из поездки в Германию. У него было намерение посетить Гитлера и изложить ему свои сомнения относительно общей военной обстановки, а заодно и вытекавшие отсюда политические соображения, которые сводились к необходимости окончить войну до полного разрушения Германии. Вторжение помешало Роммелю осуществить это намерение. Прибыв на фронт, он отдал единственно возможные распоряжения относительно действий на следующий день. Ярость охватила его при мысли о том, что по крайней мере одна иэ двух обещанных танковых дивизий уже несколько недель могла бы находиться в районе между Каном и Фалезом, если бы его неоднократные запросы были приняты во внимание. Эйзенхауэр и Монтгомери могли быть довольны результатами дня. Самое главное было достигнуто, высадка удалась. Оба американских плацдарма были хотя еще невелики и изолированы, но зато удерживались прочно. Перебросив на континент пять дивизий по морю и три по воздуху, союзники, несомненно, располагали численным превосходством в районе высадки. Задача авиации теперь заключалась в том, чтобы любыми средствами задержать подход немецких резервов. Благодаря ее действиям и непрерывно прибывавшим свежим войскам соотношение сил становилось все более благоприятным для союзников.
Вы точно человек?
Операция союзников по высадке войск в Нормандии началась с рассветом 6 июня. Уточненный план высадки Союзников в Нормандии Фото. Информагентство AP в подборку фотографий ветеранов, участвовавших в высадке в Нормандии 6 июня 1944 года, включило и снимок бывшего гитлеровца.
Генерал Эйзенхауэр: «Наша высадка не привела к удержанию плацдарма, и я отвел войска»
Высадка союзных войск в Нормандии. В целом в высадке союзников в Нормандии принимало участие 156 тыс. военнослужащих, и все управление операцией крепко держал в своих руках генерал Эйзенхауэр. Памятные мероприятия во Франции по случаю 79-й годовщины высадки десанта союзников в Нормандии прошли с большим размахом. Высадка в Нормандии, или День «Д» — одно из самых смелых наступлений Второй мировой войны и крупнейшая морская десантная операция в мировой истории – Самые лучшие и интересные новости по теме: Исторические факты, вторая мировая война, высадка в. Главная» Новости» Высадка союзников в нормандии.