В конце 2019 года Россия заявляла, что долг Украины по этим евробондам с учетом набежавших процентов достиг $4,5 млрд.
$300 млрд долга ЕС перед Россией станут долгом Украине – его придётся отдавать
об этом написала 13 июля украинская газета «Обозреватель». Долг Украины перед Россией за поставленный газ на сегодняшний день составляет 1,62 миллиарда долларов, сообщил и.о. главы украинского Минэнерго Эдуард Ставицкий в интервью газете Коммерсант-Украина. За март сумма госдолга Украины увеличилась на 3,92 миллиарда долларов и составила 119,9 миллиарда долларов. За период с февраля 2022 года государственный долг Украины вырос более чем вдвое и по итогам прошлого года превысил $145 млрд. притом, что российская экономика значительно крупнее Украинский госдолг перешёл к рекордным темпам роста.
Украина имеет перед Россией долг в 16 млрд долларов
Невыплата со стороны Украины будет означать дефолт, и в этом случае Россия готова подать в суд. Президент Украины Владимир Зеленский не возместит Западу задолженности за выделенную финансовую поддержку, заявила немецкий политик Сара Вагенкнехт в ходе своего. Долг Украины перед Россией составляет 16 млрд долларов, доложил президенту РФ Владимиру Путину премьер- министр РФ Дмитрий Медведев на заседании Совбеза РФ. Минфин РФ может продать долг Украины, держателем которого Россия является с 2013 года, третьей стране или международным инвестиционным фондам. «Простые люди не понимают, что возвращать накопленные огромные долги десятилетиями придется именно народу Украины. Россия полностью расплатилась за долги Украины. Об этом в понедельник, 21 февраля, заявил президент России Владимир Путин.
Экономика Украины
Мораторий на их выплаты Киевом продлили до 2027 года. Как сообщалось, решение приняли после того, как была достигнута предварительная договоренность о выделении республике 15,6 миллиарда долларов Международным валютным фондом.
Если только речь не идет о каких-то форс-мажорных обстоятельствах. Именно поэтому Высокий суд Лондона принял решение о рассмотрении дела в ускоренном порядке. Дело в том, что прения сторон, многочисленный обмен документами и доказательствами предполагается тогда, когда можно говорить о наличии какого-то спора. При этом для судей совершенно было очевидно, что спора по сути нет, потому что Украине нечего противопоставить юридически. Позиция Российской Федерации — по долгам надо платить. И я думаю, что решение состоялось и оно абсолютно верное. Если Киев проиграет в апелляционном суде, то он вынужден будет платить. Я убежден в том, что Киев, подавая иск в Высокий суд Лондона, создавал себе возможность оттянуть необходимость оплаты этого долга, не более того.
Дело в том, что Киев уже год находится в техническом дефолте, поскольку он не оплатил по облигациям. И у него идут очень тяжелые переговоры с МВФ о выделении траншей. Одно из базовых условий фонда ко всем заемщикам, и Украина не исключение, это оплата внешних долгов. И поэтому, безусловно, Украина под давлением Международного валютного фонда и, следуя тому, что она говорит: «мы теперь правовое государство, мы теперь в Европе», не исполнить решение Высокого суда Лондона Украина не отважится». Москва выделила Киеву 3 млрд долларов еще в конце 2013 года, после чего Виктор Янукович отложил подписание договора об ассоциации с Европой, что и стало поводом для начала Майдана и смены власти на Украине.
Он также напомнил о внушительном долге Незалежной перед РФ и недавно выделенной военной помощи США в размере 40 миллиардов долларов. Это государство — банкрот, а украинский народ загнан в кабалу», — резюмировал Климов. Накануне на задолженность Украины указали и в Госдуме.
В частности, она неоднократно заявляла, что в период глобальных финансовых кризисов, которые принимают периодический характер, резко увеличились количество и объемы заявок от нуждающихся в финансовой помощи стран, а имеющихся ресурсов фонда недостаточно для их удовлетворения и предотвращения новых кризисов. Как считает К. Лагард, требуется срочно увеличить кредитные ресурсы МВФ по крайней мере в два раза — примерно на 370 млрд. Из этой суммы 75 млрд. В конце концов, у стран БРИКС может возникнуть вопрос о целесообразности дальнейшего членства в МВФ: какой смысл оставаться в этой организации, если реформы блокируются американцами, а все решения принимаются в интересах США и их союзников? Почему Россия должна через МВФ финансировать киевские власти, кормить ораву дармоедов, которые считают ниже своего достоинства честно работать и отдавать долги, предпочитая заниматься совершенно другим — жрать сало, запивая горилкой, жечь покрышки, засовывать людей в мусорные баки, орать «москаляку на гиляку», сбрасывать памятники с постаментов, оскорблять ветеранов и воевать со стариками и женщинами на Донбассе. Если американцы такие добрые, пусть сами на своем горбу тащат в рай киевских «революционеров достоинства» и других «младших братьев» по всему свету. Лагард также понимает, что удовлетворение требований Украины поставило бы МВФ в очень сложное положение, создав опасный прецедент, которым попытаются воспользоваться и другие страны, не желающие возвращать долги. Подозреваю, что многим из них придутся по сердцу украинские аргументы о том, что нынешнее правительство не отвечает по обязательствам предыдущего, что долги брала не страна, а лично предыдущий руководитель, что есть «хорошие» долги, которые надо отдавать, а есть и «плохие», которые отдавать не надо, поскольку они вовсе и не долги, а «коррупционная взятка» предыдущему «плохому» руководителю страны и т. Кроме того, вовсе не факт, что Россия признает решение МВФ о статусе украинского долга легитимным. Министр финансов А. Силуанов предупредил, что в любом случае российское правительство «... При этом важно понимать, что для западного коммерческого права решения МВФ не являются «руководством к действию», и иски могут быть возбуждены не только против Украины, но и против фонда с соответствующим ущербом для его репутации. В одном из интервью А. Силуанов также подчеркнул, что Россия «поставит вопрос перед этой международной финансовой организацией о состоятельности той программы, которая сегодня принята МВФ в отношении Украины». Она имеет на это право: ведь в этом кредите есть и часть денег России, являющейся одним из акционеров фонда. В общем, можно только посочувствовать госпоже Лагард, которая вертится сейчас как уж на сковородке, стремясь найти приемлемое для всех сторон решение. Пока руководство МВФ пытается под разными предлогами оттянуть рассмотрение болезненного вопроса о статусе украинского долга перед Россией. По заявлению директора департамента внешних связей МВФ Джерри Райса, «Украина осуществила последние платежи по "российским" еврооблигациям в июне [ix] , поэтому у нее в настоящее время нет какой-либо задолженности перед Россией. Следующий платеж ожидается в конце года, не сейчас. Но тянуть можно только до конца года. Если Киев не погасит в декабре основную сумму долга 3 млрд. Ей не позавидуешь. Даже если «старшему брату» удастся продавить через МВФ решение о признании долга Украины перед Россией коммерческим, ликовать Киеву придется недолго. По своим последствиям это решение не сильно будет отличаться от официального объявления правительством страны дефолта. Судебное разбирательство по иску России надолго перекроет любые возможности возвращения Украины на мировые рынки капиталов.
Украина загоняет Америку в долги перед Россией
Реструктуризация долга Украины предусматривает выпуск новых облигаций действующим держателям, как только будут согласованы убытки по существующему долгу. Как сообщил на совещании премьер Дмитрий Медведев, общее долговое бремя Украины перед Россией, которое может быть предъявлено к взысканию, составляет $16,6 млрд. Зеленский даже не заикается о списании старых долгов перед МВФ и другими организациями.
Украина выиграла суд в Англии по делу о дефолте из-за $3 млрд долга перед Россией
Что тут можно сказать. Ну, хорошо. Тогда мы с вами бывшими «партнерами» не будем вообще иметь никаких дел. Не хотите — не будем. Но и вам от этого лучше не станет. Это как история с Договором о сокращении наступательных вооружений. Госдеп США говорит: объявленная Россией приостановка участия в договоре является юридически недействительной. Поэтому Москва должна выполнять все принятые ранее по нему обязательства. С какой стати? Рассчитывают, видимо, что им все долги простят, а там где-то около 112 млрд. И я надеюсь, что от России Украина больше не получит ни одной копейки, ни одного цента.
У них говорят, проблемы серьезные в экономике. Вот пусть решают свои проблемы сами. Для нас главное, чтобы они ничего не получили от России, а кто и как им будет помогать, это их собственное дело. И проблемы кредиторов. Закон и правосудие.
Россия рассчитывала на победу Виктора Януковича, который шёл на выборы в качестве главы кабинета министров. Исходя из этого, 8 августа 2004 года было подписано дополнительное соглашение к контракту между «Газпромом» и «Нафтогазом», которым на пятилетний срок, до 2009 года, для Украины была установлена фиксированная цена на российский газ — 50 долларов за тысячу кубометров [29] [30]. Однако намерение правительства Виктора Януковича интегрировать Украину в Единое экономическое пространство стало одной из причин начала массовых протестов в Киеве [31] , в результате которых пост президента достался его оппоненту — Виктору Ющенко. Поиск Украиной путей избавления от «российской газовой зависимости»[ править править код ] Ещё в 1994 году соглашение с Россией предусматривало транзит по территории РФ на Украину среднеазиатского газа. Первые поставки туркменского газа были в основном бартерными [32]. Тариф на транзит туркменского газа через РФ был увязан с ценой транзита по Украине. В 2006 году поставки из Средней Азии прекратились в связи с ростом цен на туркменский газ, требованиями перейти на полную оплату газа живыми деньгами и ростом задолженности Украины перед Туркменией [34]. С победой Виктора Ющенко произошёл резкий крен украинской власти в сторону Запада — новый президент провозгласил евро-атлантический вектор развития страны, отказавшись от «многовекторного» геополитического курса своего предшественника Леонида Кучмы. Начался постепенный отход от идеи экономической интеграции в рамках постсоветского пространства, сопровождавшийся обострением разногласий в экономической и политической сфере с Россией [35]. Стало ясно, что времена «льгот» цена в 50 долларов за тыс. Новое украинское руководство в качестве приоритетов энергетической политики провозгласило избавление от российской газовой зависимости и поиск альтернативных источников топлива. Была выдвинута задача создания открытого и прозрачного рынка купли-продажи и транспортировки углеводородов из Каспийского региона в Европу путём диверсификации маршрутов поставок нефти и газа в обход России. По концепции украинского руководства, это позволило бы освободить Европу и союзников Украины на постсоветском пространстве от доминирования российского энергетического экспорта. Одну из ключевых ролей в решении этой задачи Украина приписывала себе — своему выгодному географическому положению, наличным транзитным мощностям и промышленному потенциалу. С этой целью Украина участвовала в провозглашении Балто-Черноморско-Каспийского энерготранзитного пространства, проведении энергосаммитов в 2006—2008 годах. Украина продвигала строительство газопровода «Белый поток» который поставлял бы газ из Азербайджана через Грузию , подключение таким образом к проекту Евросоюза « Набукко ». Эти проекты неоднократно обсуждались с предполагавшимися источниками энергоресурсов — Азербайджаном, Казахстаном, Узбекистаном, Туркменистаном — и Грузией как государством-транзитёром [37]. Эти планы, однако, так и не превратились из деклараций в практические действия. Предлагаемый экспорт каспийской нефти и газа через Украину в Европу не был подкреплён какими-либо документами и финансированием. Попытки реализовать указанные декларативные проекты осуществлялись на фоне длительных сложных переговоров Украины с Россией по вопросам транзита и своевременной оплаты Украиной российских газовых поставок. На фоне раздоров между союзниками по украинской «оранжевой» коалиции проявились неспособность и нежелание мирно договариваться с Россией по первоочередным вопросам. В итоге в 2006 и 2008 годах произошли два острых «газовых» конфликта, которые привели к отключению Россией поставок газа на Украину. Это значительно повысило уровень недоверия между странами [37] , крайне негативно сказалось на имидже России как надёжного поставщика энергоресурсов в Европу и Украины как транзитного государства. До 2007 года также шёл трудный диалог между Украиной и Туркменистаном. Виктор Ющенко предлагал Туркменистану заключить 20-летнее соглашение по поставкам газа на Украину, по которому государственная компания «Туркменнефтегаз» должна была бы взять на себя обязательство поставлять на Украину по 50-60 млрд кубометров газа в год. Соглашение также предусматривало возможность создания консорциума для строительства нового трубопровода по территории Туркменистана, Казахстана, России и Украины для прямого экспорта туркменского газа в Евросоюз. Обсуждение застопорилось в связи с тем, что Туркменистан потребовал от Украины перейти на оплату поставок туркменского газа в денежной форме и срочно погасить долг в 600 млн долларов по товарным поставкам в оплату туркменского газа, поставленного ещё в 2004 году. Разработка Россией альтернативных транзитных маршрутов[ править править код ] Разрабатывая альтернативные маршруты поставок газа в Европу, в марте 1993 года «Газпром» подписал в Варшаве соглашение о строительстве транзитного газопровода «Ямал — Западная Европа» через территорию Польши в обход Украины. Газопровод был введён в строй в конце 1999 года, на полную мощность вышел в 2006 году. С 1997 года велась проработка маршрута по дну Балтийского моря. С 2005 года началось строительство проекта, известного как « Северный поток ». Прокачка газа по нему началась в 2011 году. В рамках проработки южного маршрута поставок газа в Европу в 2007 году «Газпром» начал переговоры о прокладке газопровода « Южный поток », однако в связи с негативной реакцией Евросоюза проект не был реализован. Южный маршрут поставок газа прошёл через Турцию газопровод « Турецкий поток », запущенный 8 января 2020 года [38]. Создание альтернативных маршрутов транспортировки российского газа в Европу Ямал-Европа и «Северный поток» привело к постепенному снижению объёмов газового транзита через Украину. Несмотря на это, Украина ещё в начале 2010-х годов оставалась крупнейшим транзитным государством для поставок российского газа в Европу [3]. Газовый конфликт между Россией и Украиной 2005—2006 [ править править код ] Разрыв транзитных соглашений[ править править код ] В марте 2005 года назначенный незадолго до этого новым правительством Тимошенко председатель ГАК « Нафтогаз Украины » Алексей Ивченко предложил «Газпрому» отказаться от бартерных схем при взаиморасчётах и перейти к независимым контрактам на транзит и поставку газа. Обоснованием для разрыва действующих соглашений было желание украинской стороны повысить тарифы на транзит российского газа в Европу по территории Украины до 1,75—2 долл. Переход на денежные расчёты увеличивал прибыль «Нафтогаза», но исчезновение «недорогого бартерного газа» вело к повышению «платы за отопление и газ для населения»; кроме того, была опасность подорожания и «российского газа для промышленности». Юлия Тимошенко же в том числе, исходя из своих обещаний избирателям придерживалась политики «стабильных и посильных тарифов для населения». В декабре 2005 года уже при правительстве Еханурова именно на мартовские предложения Алексея Ивченко «Газпром» будет ссылаться, предлагая прекратить бартерные сделки и перейти на «рыночные формы взаимоотношений». Среднеевропейские цены к тому времени уже перешли отметку 150 долларов за тысячу куб. Вице-премьер Украины Анатолий Кинах категорически отверг российское предложение, настаивая на сохранении условной бартерной цены на газ из существующих транзитных контрактов. Наступила патовая ситуация, в которой ни одна из сторон не желала соглашаться на предложения другой. Попытки Украины договориться о расширении и продлении поставок газа из Туркменистана успехом не увенчались. В середине декабря озвученная Россией цена была поднята до 220—230 долларов за тысячу кубометров цена на российский газ для Германии за вычетом транспортных издержек. Советник президента России по экономическим вопросам Андрей Илларионов назвал конфликт, разворачивавшийся между Россией и Украиной, «газовой войной», в которой Россия, по его выражению, применила против Украины «энергетическое оружие» — при этом он признавал, что прежняя цена 50 долларов за тысячу кубометров, установленная 8 августа 2004 года на срок до 2009 года являлась «очевидно субсидируемой» и к тому же была установлена «в иной политической ситуации». Через неделю после этих заявлений Илларионов покинул свой пост [29] [30]. Кризис[ править править код ] В связи с тем, что украинская сторона отказалась подписать какие-либо контракты на поставку газа в 2006 году, 1 января 2006 года Газпром перестал поставлять в украинскую ГТС объёмы газа для Украины. Однако Украина не прекратила отбор газа из ГТС и в течение первых дней 2006 года осуществляла несанкционированный отбор газа для удовлетворения собственных потребностей [42]. Внешние видеофайлы Вопрос бывшему министру топлива и энергетики Украины Плачкову Конфликт был формально завершён в ночь с 3 на 4 января подписанием документов, которые, судя по первоначальным официальным заявлениям, удовлетворили обе стороны. Был подписан договор между « Газпромом » и « Нафтогазом » об условиях поставок российского газа на Украину через посредническую компанию « РосУкрЭнерго » и об условиях транзита российского газа в Европу через территорию Украины сроком на пять лет. Верховная рада Украины , однако, использовала факт подписания этого соглашения для обострения отношений с президентом Ющенко, отправив правительство Юрия Еханурова в отставку. Во второй половине января Украина возобновила сверхплановый отбор российского газа из транзитных газопроводов, что отразилось на поставках европейским покупателям. Некоторые страны Центральной и Восточной Европы воспользовались этой ситуацией для того, чтобы обвинить Россию как ненадёжного энергопоставщика [43]. Компромиссная цена стала возможной благодаря «смешению» дорогого российского и дешёвого туркменского газа в трубе для Украины [44]. Туркменский кризис[ править править код ] Российско-украинский договор 4 января 2006 года, однако, не привёл к завершению газового конфликта [45]. Договором было предусмотрено подписание всех необходимых контрактов между «Газпромом», «Нафтогазом Украины», «РосУкрЭнерго» RUE и Туркменистаном до 20 января, однако этого не произошло в связи с тем, что Туркменистан затягивал принятие решения о том, кто — Россия или Украина — будет приоритетным покупателем её газа экспортные возможности Туркменистана были недостаточны для одновременного выполнения её газоэкспортных контрактов с Россией и Украиной. Хотя Туркменистан обещал поставить на Украину 22 млрд кубометров природного газа по прямым договорам помимо поставок через RUE , с начала 2006 года по прямым договорам на Украину не было поставлено ни кубометра туркменского газа, поскольку Туркменистан заявил о намерении повысить цену на газ. При этом Сапармурат Ниязов вновь напомнил Украине о долге за природный газ, поставленный в предыдущие годы, — 159 миллионов долларов [46]. Газовый конфликт между Россией и Украиной 2008—2009 годов[ править править код ] Основная статья: Газовый конфликт между Россией и Украиной 2008—2009 годов Одновременно с решением ценовых и транзитных вопросов Россия поставила перед Украиной вопрос о погашении украинского долга за газ. Формально эта проблема была решена на встрече в феврале 2008 года президентов Ющенко и Путина в Москве. Кроме того, была достигнута договорённость о переводе всех отношений по поставкам газа на линию «Газпром» — «Нафтогаз Украины», минуя посредника — RosUkrEnergo [48]. При этом базовая цена российского газа для Украины была снижена до 179 долл. В начале 2009 года отношения двух стран прошли через новый газовый кризис, затронувший интересы европейских потребителей.
Отмечается, что заседание будет проводить коллегия из пяти судей, возглавляемая председателем Верховного суда лордом Робертом Ридом. Слушания продлятся пять-шесть часов. Расходы на обслуживание внутреннего госдолга РФ увеличат на 300 млрд рублей Отметим, что официально иск подала британская компания Law Debenture Trust Corp. В марте 2017 года Высокий суд Англии и Уэльса вынес решение, которое обязывало Украину погасить еврооблигации. Однако Незалежная подала апелляцию.
Высокий суд Лондона 19 января завершил трехдневные слушания по долгу Украины перед Россией, и судья Блэр, старший брат бывшего премьер-министра Великобритании Тони Блэра, удалился для вынесения решения. Суверенные еврооблигации Украины на три миллиарда долларов были размещены в пользу России в конце 2013 года. До конца 2015 года Киев исправно обслуживал долг, однако затем допустил дефолт по ценным бумагам. Позже Киев предложил Москве реструктурировать долг на общих с коммерческими кредиторами условиях, однако Россия настаивала на суверенном характере долга и предлагала досудебное решение вопроса. Встречного предложения Украина не сделала, поэтому исход дела определяет суд.