Дистанционное электронное голосование — это голосование без посещения избирательного участка.
Дистанционное электронное голосование: доступно ли наблюдателям?
В окружных, территориальных и участковых избирательных комиссиях их может не быть. При этом число наблюдателей, которых партия может выставить на участок, увеличивается с двух до трех. Ранее Readovka писала о том, что Госдума одобрила Госдума одобрила поправку в законе о педофилахИм будет запрещено избираться в течении 5 лет после погашения судимости поправку в законе о педофилах.
ВЦИОМ и Центр политической конъюнктуры провели совместное исследование отношения россиян к возможности голосования через интернет, а также изучили сценарии применения новой технологии. По итогам исследования подготовлен доклад, в котором рассматриваются вопросы восприятия института электронного голосования в обществе, а также технологические особенности электронного голосования и пользовательские предпочтения россиян. Граждане пока слабо информированы о появлении новых способов голосования. Низкий уровень осведомленности на начальном этапе говорит о том, что в будущем отношение россиян к самому институту дистанционного голосования по мере повышения информированности, а также после апробации новой технологии на практике может серьезно измениться. В случае проведения эффективной информационной кампании со стороны ЦИК информирование о способах голосования, о плюсах и минусах каждого из них, о том, как можно воспользоваться новым инструментарием , у большего числа граждан будет сформирована четкая позиция в отношении дистанционного голосования. Возможность электронного голосования может стать определяющим фактором, влияющим на решение об участии в выборах голосующих по случаю.
Кроме того, в перспективе количество сторонников электронного голосования будет увеличиваться в силу демографических причин и смены поколений. Эти результаты соотносятся с данными Росстата о доле населения, постоянно использующей персональный компьютер и смартфон. При этом стоит отметить, что электронное голосование на старте его внедрения становится жертвой репутационных проблем самого института выборов в России. Россияне по-разному представляют себе организацию электронного голосования У граждан нет одного наиболее предпочтительного способа голосования через интернет. Предпочтительнее проверенные способы коммуникации. Потенциал и функционал электронного голосования требует раскрытия.
В странах, где система дистанционного голосования функционирует не первый год, существуют разные уникальные функции, которые в принципе недоступны при использовании традиционных способов волеизъявления. Например, граждане Эстонии в течение дня голосования могут изменить свой выбор до закрытия участков. Около половины россиян позитивно относятся к электронному голосованию.
Порядок составления территориальной комиссией дистанционного электронного голосования протокола об итогах дистанционного электронного голосования 7. В день последний день голосования по истечении времени голосования на выборах и референдумах, на которых проводилось дистанционное электронное голосование, ТИК ДЭГ в присутствии наблюдателей, иных лиц, имеющих право присутствовать в помещении ТИК ДЭГ, последовательно осуществляются действия по работе со списками участников ДЭГ. При формировании списка участников ДЭГ средствами ПТК ДЭГ по каждому избирательному округу соответствующей территории , округу референдума проставляется число участников ДЭГ, включенных в список участников ДЭГ на момент окончания голосования, и число электронных бюллетеней, доступ к которым был предоставлен участникам ДЭГ для осуществления дистанционного электронного голосования. После записи копий на внешний носитель информации внесение изменений в списки участников ДЭГ не допускается. Внешний носитель информации, содержащий электронные копии списков участников ДЭГ, убирается в сейф либо иное специально приспособленное для хранения документов место. После завершения работы со списками участников ДЭГ производится сборка ключа расшифрования из отдельных частей.
После сборки ключа расшифрования запускается процедура расшифрования результатов волеизъявления участников ДЭГ. Протокол ТИК ДЭГ об итогах дистанционного электронного голосования содержит следующие данные по каждому избирательному округу каждой территории с учетом деления единых списков кандидатов на региональные территориальные группы , каждому округу референдума: число участников ДЭГ, включенных в список участников ДЭГ на момент окончания голосования; число электронных бюллетеней, доступ к которым предоставлен участникам ДЭГ; число электронных бюллетеней, использованных участниками ДЭГ; число недействительных электронных бюллетеней; число голосов участников ДЭГ, поданных за каждого зарегистрированного кандидата каждый избирательное объединение , за и против всех кандидатов за и против всех списков кандидатов , за и против вопроса вопросов референдума. В случае отсутствия заявлений ДЭГ по конкретным выборам, конкретному избирательному округу, конкретной территории, конкретному референдуму в протоколе ТИК ДЭГ об итогах дистанционного электронного голосования данные не отображаются и в сводную таблицу о результатах выборов об итогах голосования , о результатах референдума соответствующей комиссией не включаются. Если при проведении дистанционного электронного голосования были допущены нарушения, не позволяющие с достоверностью определить результаты волеизъявления участников ДЭГ, итоги дистанционного электронного голосования по каждому избирательному округу каждой территории с учетом деления единых списков кандидатов на региональные территориальные группы , каждому округу референдума признаются ТИК ДЭГ недействительными. Учет данных об итогах дистанционного электронного голосования при определении результатов выборов установлении итогов голосования , результатов референдума 8. Данные об итогах дистанционного электронного голосования передаются с использованием информационно-телекоммуникационных каналов связи ГАС "Выборы" в комиссию, определяющую результаты соответствующих выборов устанавливающую итоги голосования на соответствующей территории , результаты референдума. В комиссии, определяющей результаты соответствующих выборов устанавливающей итоги голосования на соответствующей территории , результаты референдума, данные об итогах дистанционного электронного голосования по каждому избирательному округу каждой территории с учетом деления единых списков кандидатов на региональные территориальные группы , каждому округу референдума распечатываются в соответствии с формами, приведенными в приложениях N 5 и N 7 к Порядку, с учетом утвержденных форм протоколов об итогах голосования о результатах выборов, референдума и с использованием таблиц соответствия данных об итогах дистанционного электронного голосования и строк протокола территориальной комиссии дистанционного электронного голосования об итогах дистанционного электронного голосования приложения N 6 и N 8 к Порядку , подписываются председателем и секретарем комиссии и вводятся в ГАС "Выборы". Данные об итогах дистанционного электронного голосования включаются в сводную таблицу о результатах выборов об итогах голосования , о результатах референдума отдельной графой с наименованием "Дистанционное электронное голосование" и учитываются в протоколе о результатах выборов об итогах голосования , о результатах референдума согласно утвержденным формам протокола и сводной таблицы. В случае если итоги дистанционного электронного голосования были признаны недействительными, данные об итогах дистанционного электронного голосования не включаются в сводную таблицу о результатах выборов об итогах голосования , о результатах референдума и не учитываются в протоколе о результатах выборов об итогах голосования , о результатах референдума.
Порядок хранения и уничтожения избирательной документации, документации референдума и информации о дистанционном электронном голосовании, предоставления доступа к указанной документации и информации 9. Уничтожение документов данных , сохраненных на внешних носителях информации и или в ПТК ДЭГ, осуществляется по истечении срока их хранения, указанного в пунктах 9. Наблюдение за дистанционным электронным голосованием 10. Наблюдателей за дистанционным электронным голосованием может назначить не ранее чем за десять дней и не позднее чем за три дня до дня первого дня голосования: политическая партия, либо ее структурное подразделение, выдвинувшие зарегистрированного кандидата, зарегистрированный список кандидатов на выборах, на которых проводится дистанционное электронное голосование; зарегистрированный кандидат на выборах, на которых проводится дистанционное электронное голосование; инициативная группа по проведению референдума, на котором проводится дистанционное электронное голосование; субъект общественного контроля, имеющий право назначения наблюдателей на выборах, на которых проводится дистанционное электронное голосование. Каждый из указанных субъектов имеет право назначить по три наблюдателя за дистанционным электронным голосованием, которые имеют право поочередно осуществлять наблюдение за дистанционным электронным голосованием в помещении ТИК ДЭГ. Указанные наблюдатели за дистанционным электронным голосованием вправе также осуществлять наблюдение на портале наблюдения ПТК ДЭГ, в том числе одновременно. В случае выдвижения политической партией ее структурными подразделениями нескольких зарегистрированных кандидатов, зарегистрированных списков кандидатов на разных выборах, на которых проводится дистанционное электронное голосование, такая политическая партия вправе назначить наблюдателей за дистанционным электронным голосованием от всех выдвинутых ею ее структурными подразделениями зарегистрированных кандидатов зарегистрированных списков кандидатов. Списки наблюдателей с указанием фамилии, имени, отчества, даты рождения, адреса места жительства каждого наблюдателя направляются в ТИК ДЭГ не позднее чем за три дня до дня первого дня голосования. Списки наблюдателей могут быть также сформированы политической партией либо ее структурным подразделением, выдвинувшим зарегистрированного кандидата, зарегистрированный список кандидатов, зарегистрированными кандидатами на портале наблюдения ПТК ДЭГ с использованием данных учетной записи ЕСИА личного кабинета избирательного объединения кандидата.
В Общественной палате Российской Федерации предоставляется доступ к отдельному узлу ноде распределенной базы данных ПТК ДЭГ, содержание которой доступно наблюдателям за дистанционным электронным голосованием.
Соответствующий законопроект 1 внесен на рассмотрение в Госдуму 16 декабря. Так, планируется закрепить условие о проведении дистанционного электронного голосования с использованием ГАС "Выборы" и иных государственных информационных систем, прошедших сертификацию и соответствующих установленным ЦИК РФ требованиям. Вместе с тем документом предусмотрено обязательное прохождение избирателями процедур идентификации, аутентификации и подтверждения личности, а также — анонимизация результатов волеизъявления, их зашифрование при проведении голосования и расшифрование после его завершения.
Защита документов
В документе говорится, что дистанционное электронное голосование — это голосование без использования бюллетеня, изготовленного на бумажном носителе, с использованием специального программного обеспечения. В 2019 году к нам обратился «Ростелеком» с предложением принять участие в разработке бэкенда федеральной системы дистанционного электронного голосования (ДЭГ) на основе блокчейна. ЦИК России предложил провести дистанционное электронное голосование (ДЭГ) в 24 регионах в рамках единого дня голосования 10 сентября 2023 года. Об этом пишет «РИА Новости» со ссылкой на постановление Центризбиркома. АНАЛИЗ ПРАКТИКИ ПРИМЕНЕНИЯ ДИСТАНЦИОННОГО ЭЛЕКТРОННОГО ГОЛОСОВАНИЯ В ИЗБИРАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Право». Дистанционное электронное голосование в России (сокр. ДЭГ) — система голосования на территории (или в отдельных субъектах) Российской Федерации с использованием специального программного обеспечения — без использования бумажного избирательного. Воспользоваться дистанционным электронным голосованием наряду с традиционным смогут жители 29 регионов, включая Москву и Подмосковье, Севастополь, Крым, Белгородскую, Курскую и Липецкую области. Такое решение было принято на заседании Центризбиркома.
Онлайн-голосование впервые применят на выборах президента РФ
Для участия в электронном голосовании, исходя из документа, избиратели должны будут подать заявление, которое затем пройдет проверку и сопоставление с данными регистра избирателей. Дистанционное электронное голосование (ДЭГ) — онлайн-голосование без посещения избирательного участка. Дистанционное электронное голосование представляет собой форму голосования на выборах и референдумах с использованием специального программного обеспечения, которое не требует присутствия избирателя в помещении для голосования. Дистанционное электронное голосование проводится с использованием специального программного обеспечения, без применения бумажных бюллетеней. В Канаде дистанционное интернет-голосование проводится в ряде провинций на местных выборах. В то же время во многих странах имеется система электронного голосования, которая от нашей дистанционной отличается прежде всего тем. В Канаде дистанционное интернет-голосование проводится в ряде провинций на местных выборах. В то же время во многих странах имеется система электронного голосования, которая от нашей дистанционной отличается прежде всего тем.
ЦИК утвердил список регионов, где на выборах можно будет проголосовать дистанционно
Москвичам нужна полная учетная запись на портале «Мос-ру». Указать и подтвердить на портале госуслуг или «Мос-ру» номер телефона — в день голосования на него придет смс-пароль для подтверждения личности. Иначе заявление об участии в ДЭГ подать не получится. Проверьте актуальность всех личных данных в разделе «Документы и данные» и исправьте ошибки, если они есть. На портале госуслуг раздел «Полезные сервисы» находится внизу главной страницы Если вы видите информацию о своем избирательном участке, значит, ваши данные проверены и можно подавать заявление на участие в ДЭГ или выбрать любой участок для личного голосования, нажав на «Выбрать участок» Расхождения данных возможны в двух случаях: Человек изменил ФИО, паспортные данные или адрес регистрации, но в регистре избирателей информация не обновилась. Тогда избирателю нужно прийти с паспортом в участковую избирательную комиссию по новому месту жительства до 11 марта. Адреса комиссий — на сайте ЦИК. Регистрация по месту жительства оформлена в другом регионе незадолго до выборов. В таком случае избирателю нужно проинформировать ЦИК о новом адресе. Если избиратель передумал и решил проголосовать онлайн, нужно аннулировать ранее поданное заявление и до 23:59 11 марта подать новое — на участие в ДЭГ.
Заполнить заявление можно на госуслугах до 23:59 11 марта по московскому времени. После ввода кода заявление уйдет в ЦИК, ему присвоят номер и статус «Учтено». Избирателю останется дождаться начала голосования. Но надо убедиться, что их запись на платформе «Мос-ру» полная. Это можно сделать в разделе «Профиль».
И хотя ДЭГ применяется в России уже пять лет, до сих пор не было представлено ни одного даже теоретического способа фальсификации бюллетеней или результатов, который не оставлял бы однозначных следов. В ходе недавнего эксперимента эксперты Координационного совета Общественной палаты РФ демонстрировали, как можно попытаться удалить из системы всего один бюллетень или изменить его содержимое — эти попытки были мгновенно обнаружены специальными утилитами, которые сообщили, что результаты голосования более не соответствуют имеющемуся комплекту бюллетеней. Наконец, в ДЭГ каждый избиратель может самостоятельно проверить не только тот факт, что его бюллетень хранится в блокчейне — но и что он не был никем изменён. Для этого достаточно сверить электронную подпись, которой каждый бюллетень заверяется после заполнения избирателем и до отправки в блокчейн.
Кто может стать наблюдателем на Дистанционном электронном голосовании? Наблюдатели за ДЭГ на выборах президента РФ в 2024 году разделены на две категории — дистанционных и очных. Очные наблюдатели обязаны иметь на руках направление, работать будут строго по очереди и подчиняться всем прочим требованиям для наблюдателей. Их могут назначать кандидаты, доверенные лица кандидатов, партий, которые выдвинули кандидатов, региональные отделения этих партий, а также Общественная палата РФ либо региональные общественные палаты. Те, кто имеет право назначить наблюдателей, заходят на портал наблюдения с 4 по 10 марта, логинятся через Госуслуги и там же направляют приглашение будущему цифровому дистанционному наблюдателю. После принятия этого приглашения человек станет официально зарегистрированным наблюдателем, работающим удаленно. Никаких бумажных писем выдавать не надо. Наблюдатель может физически находиться в другом городе и в другом регионе, поскольку доступ к порталу наблюдения возможен везде, где есть доступ в интернет. Как происходит наблюдение за ДЭГ?
Мониторинг электронного голосования производится не глазами, а аппаратным способом, с помощью специально разработанных наблюдателями утилит. Наблюдатели в ЦИК и в ОП получат доступ к ноде наблюдения блокчейн — специальному программному обеспечению, позволяющему в любой желаемый наблюдателем момент получить доступ ко всей хранящейся в блокчейне информации. В ноде наблюдения транзакции — события выдачи и приёма бюллетеней, запуска и остановки голосований, подведения итогов — проходят в реальном времени, поэтому наблюдатели могут фиксировать абсолютно всё происходящее в ДЭГ с секундной точностью. Как и в обычном голосовании, работа наблюдателем в ДЭГ требует профессиональной подготовки — но уже не столько знания нюансов работы комиссии и сценариев возможных провокаций на избирательных участках, сколько понимания технических и математических основ работы ДЭГ. Профессиональные наблюдатели имеют доступ к технической документации на комплекс ДЭГ, описанию используемых алгоритмов шифрования и электронной подписи, а также техническим средствам наблюдения — вспомогательным программам, автоматизирующим, облегчающим и упрощающим работу наблюдателя. Многие из этих программ были написаны самими наблюдателями в предыдущие годы. В течение дня голосования эксперты в режиме онлайн отслеживают динамику подачи голосов, стабильность работы комплекса ДЭГ, отсуствие аномалий.
Но с развитием цифровых технологий встал вопрос о внедрении новой формы голосования.
Как только инфраструктура оказалась готова, это и ввели. По сути, мы получили ещё один способ повышения популярности выборов». На кого рассчитан ДЭГ и можно ли назвать его «голосованием для бюджетников»? Аналитики на протяжении долгого времени фиксировали постепенное снижение интереса населения к выборам. А проголосовать с помощью гаджета, когда нет необходимости куда-то идти, а можно всё сделать в любой точке и в любое время, — совсем иное дело, считают эксперты. С введением ДЭГ ситуация действительно, стоит признать, стала меняться. Плюс — новый «плюрализм мнений», а как результат — вывод на арену новых лиц и партий, появившихся там за счет волеизъявления новых избирателей, проголосовавших в ДЭГе. Что касается «голосования для бюджетников», это в корне неправильное суждение.
Ну, чтобы было понятно: в Москве бюджетников всего 500-600 тысяч, а проголосовали в четыре раза больше. На мой взгляд, достаточно наглядные цифры. Глава «Политической экспертной группы» Константин Калачёв: «Молодые люди не заглядывают в почтовые ящики и даже не видят зачастую пригласительных на избирательные участки. Для человека, который никогда не голосовал, это превращается в какой-то квест. А здесь — всё понятно, в духе времени». Сможет ли электронное голосование «отсечь» кандидатов? Совершенно очевидно, что борьба на выборах в Москве предстоит жаркая. И понятно, будут победители и проигравшие.
Среди вторых есть те, кто уже сегодня понимают призрачность шансов заполучить место в Совете депутатов. И некоторые заранее начинают винить в будущем поражении именно ДЭГ, называя его тем механизмом, с помощью которого власть отсекает неугодных. Глава «Политической экспертной группы» Константин Калачёв: «Фальсифицировать ничего не получится. Напротив — исключаются способы вмешательства. В частности, исключается как таковая накрутка голосов. Были в прошлый раз упрёки в том, что имелась возможность изменить своё решение. Сейчас люди будут голосовать только один раз и выбор свой поменять не смог. К слову, традиционное голосование создаёт больше альтернатив для фальсификаций результатов, нежели электронная.
Например, было такое, с использованием технологии порчи бюллетеней: ставишь две галочки и всё.
Кроме того, жителям 24 субъектов Федерации необходимо заранее подать заявление через интернет. Подробнее об онлайн-голосовании — в видеоинфографике Ria.
Права на контент канала РИА Новости сохраняются за правообладателями в полном объеме.
Дистанционное электронное голосование в Российской Федерации
Что такое ДЭГ и как оно работает Первый эксперимент с дистанционным электронным голосованием провели в России 8 сентября 2019 года в Москве в ходе выборов депутатов городской думы. Фишка ДЭГ в том, что можно голосовать откуда угодно, не приходя на избирательный участок. Не нужны и бумажные бюллетени. Зашёл на «Госуслуги», подал заявление и в день выборов отдал свой голос — всё. Дальше всё соберёт и обработает специальная программа. Проголосовать можно даже из-за рубежа.
Но «Госуслуги» предупреждают: «с учётом геополитической обстановки голосование из отдельных стран может быть недоступно». А ещё она обеспечивает тайну голосования.
Документ также уточняет, что ДЭГ может проводиться с использованием региональных государственных информационных систем, прошедших сертификацию. Согласно законопроекту, решение о проведении ДЭГ на выборах в федеральные органы госвласти и на референдуме России будет принимать ЦИК.
Документ также уточняет, что ДЭГ может проводиться с использованием региональных государственных информационных систем, прошедших сертификацию.
Согласно законопроекту, решение о проведении ДЭГ на выборах в федеральные органы госвласти и на референдуме России будет принимать ЦИК.
Во-первых, необходимо в период с 21 апреля по 7 мая 2021 года подать заявку на портале Госуслуг — gosuslugi. В личном кабинете будет доступен информационный баннер, посвященный организации дистанционного электронного голосования. Нажав на этот баннер и следуя указаниям системы, пользователь может проверить свои данные, создать заявление и отправить его для подтверждения участия в общероссийской тренировке. Сведения об успешной подаче заявки отобразятся в ленте сообщений на портале Госуслуг, а также придет СМС-сообщение на телефон. Во-вторых, непосредственно принять участие в самом голосовании, которое состоится с 8:00 12 мая до 20:00 14 мая 2021 года. Тренировка пройдет на портале Дистанционного электронного голосования — vybory.
Каждому избирателю после авторизации через учетную запись Госуслуг и получения СМС-кода для подтверждения будет доступен для заполнения избирательный бюллетень в электронной форме. После ознакомления с текстом и проставления отметки в бюллетене необходимо подтвердить свой выбор. По результатам проведения общероссийской тренировки по использованию дистанционного электронного голосования будут подведены итоги, которые позволят усовершенствовать механизмы новой формы организации голосования через сеть Интернет.
Принят закон о дистанционном электронном голосовании
Платформа дистанционного голосования существует не автономно, а в рамках общей инфраструктуры электронного правительства. Для участия в дистанционном электронном голосовании избиратель или участник референдума должен обратиться на специальный портал в сети Интернет (в том числе с использованием специального мобильного приложения) и пройти процедуры аутентификации. Об этом сообщается на официальном сайте Госдумы. «Дистанционное электронное голосование проводится с использованием ГАС «Выборы», а также иных сертифицированных государственных информационных систем, в том числе региональных. Дистанционное электронное голосование в 2023 году пройдет в 25 регионах России. Чтобы принять в нем участие, нужно иметь подтвержденную (полную) учетную запись на портале госуслуг или сайте (для москвичей). Подписанный президентом закон вводит понятие «дистанционное электронное голосование», под которым понимается голосование без использования бюллетеня, изготовленного на бумажном носителе, с использованием специального программного обеспечения. Дистанционное электронное голосование — это голосование без посещения избирательного участка.
Постановление о проведении дистанционного электронного голосования
Маркировка должна присутствовать и на подписных листах. Кроме того, агитация кандидатов-иноагентов должна будет дополнительно направляться в избирком. Наконец, меняется структура избирательных комиссий: члены комиссии с правом совещательного голоса останутся только на уровне ЦИК и комиссий субъектов федерации. В окружных, территориальных и участковых избирательных комиссиях их может не быть. При этом число наблюдателей, которых партия может выставить на участок, увеличивается с двух до трех. Еще одна новелла касается укрупнения избирательных участков.
Реестр иноагентов Закон предусматривает ведение Минюстом России единого реестра сведений о физических лицах, выполняющих функции иностранного агента, либо аффилированных с выполняющими функции иностранного агента лицами. Также предусматривается, что в случае, если в агитационном материале используется высказывание физлица, включенного в список физлиц, выполняющих функции иноагента, или физлица, информация о котором включена в реестр иностранных СМИ, выполняющих функции иноагента, данное высказывание должно предваряться информацией о том, что оно является высказыванием такого физического лица. Кто не может быть избран Закон расширяет перечень лиц, которые не имеют быть права избранными.
В него включаются осужденные за совершение преступлений экстремистской направленности, судимость которых снята или погашена, - до истечения пяти лет со дня снятия или погашения судимости.
Теперь — о том, как мы работали с «нюансами», отмеченными в начале поста. Оптимизация пропускной способности Пропускная способность — одна из основных и самых интересных метрик в блокчейне. Маркетологи любят заявлять о десятках тысяч транзакций в секунду, но обычно в таких замерах смысла нет, поскольку они проводятся на минимальных по объему транзакциях проверки подписей, которые не несут никакой прикладной логики.
Тесты, которые проводят инженеры на нормальных транзакциях, дают гораздо меньше транзакций в секунду, и от конкретных сценариев здесь зависит очень многое — единой методики замеров пока не существует. К началу проекта ДЭГ собственная платформа, мейннет Waves Enterprise, обеспечивал всего 10—20 транзакций в секунду. Предстояла большая работа, и мы начали исследование. Число транзакций в секунду обратно пропорционально размеру транзакции.
На размер транзакции мы повлиять не можем, так как бюллетени предоставляет заказчик. Поэтому мы взяли за стандарт бюллетень с выбором одной партии из восьми и сосредоточились на оптимизации. Перевели транзакции в бинарный вид, научили ноды сериализовывать Protobuf и перекодировали криптографические константы в HEX. Затем мы начали разбирать ноду блокчейна.
Она состоит из модулей, которые выполняют различные функции — это сетевые интерфейсы, модули для криптоопераций, запуска и исполнения смарт-контрактов, обработки внешних запросов и не только. При глубокой автоматизации их надо рассматривать независимо. Мы стали изучать, какой компонент тормозит больше всего, и неожиданно обнаружили, что нода не умеет работать со смарт-контрактами в параллельном режиме — пришлось ее этому научить. Это дало хороший прирост производительности.
Затем мы изучили возможность специализации для нод, выход за пределы одноранговой сети, когда каждая нода имеет отдельную функцию. Здесь потенциала для роста производительности не обнаружили — сеть осталась одноранговой. Попробовали подойти к вопросу через железо. В итоге на самых мощных стендах добивались 500—600 tps.
В целом влияние процессора и памяти оказалось не таким значительным, как мы предполагали, так что развивать эту тему мы не стали. Однако с помощью инструментов профилирования мы также нашли пару багов, и после фикса ноды стали работать быстрее. Еще один простой путь ускорения блокчейна — кластеризация. Разбивая систему, мы кратно увеличиваем ее пропускную способность.
Данные, которые мы отправляем в разные шарды, не должны быть связаны между собой, чтобы их можно было обрабатывать независимо. Таким образом мы тоже получили хороший прирост. Оставим этот способ на будущее, для возможного масштабирования системы. Я писал выше, что блокчейн сам по себе не гарантирует, что все транзакции будут проведены.
Нашим спасением здесь стала Kafka, с помощью которой мы создали очередь на обработку голосов. Другой сценарий для Kafka здесь — убежище при перезагрузке системы для данных, которые нода не приняла в блокчейн. По умолчанию данные хранятся только в оперативной памяти ноды и при перезагрузке уничтожаются. В этой роли Kafka, к счастью, нам не пригодилась, но перестраховаться стоило.
Закон устанавливает, что дистанционное электронное голосование проводится с использованием ГАС «Выборы», а также иных государственных информационных систем, прошедших сертификацию и соответствующих требованиям, установленным Центральной избирательной комиссией РФ. При этом предусматривается обязательное прохождение процедур идентификации, аутентификации и подтверждения личности. Кроме этого, предусмотрена анонимизация результатов волеизъявления, их зашифровывание при проведении голосования и расшифровывание после его завершения.
Есть ли будущее у дистанционного электронного голосования в России? Комментарий Георгия Бовта
Дистанционное электронное голосование (ДЭГ) — это система, которая позволяет избирателям принимать участие в выборах и при этом не посещать избирательный участок. Дистанционное электронное голосование – голосование без бумажного бюллетеня с использованием программного обеспечения на портале (для жителей Москвы – через личный кабинет на портале ). В сентябре 2023 года дистанционное электронное голосование (ДЭГ) может быть использовано на губернаторских выборах в нескольких регионах Сибирского федерального округа (СФО). Соответствующие заявки поступили в Центризбирком. Дистанционное электронное голосование в России (сокр. ДЭГ) — система голосования на территории (или в отдельных субъектах) Российской Федерации с использованием специального программного обеспечения — без использования бумажного избирательного.