История жизни Крестителя и другие дни памяти святого. 20 января 2024 года, в день памяти Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, митрополит Омский и Таврический Дионисий совершил Божественную Литу. 7 июля 2023 года, в день памяти рождества святого и славного пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, митрополит Лев совершил Божественную литургию в храме святителя. В сам день Рождества Иоанна Крестителя за Божественной литургией епископу Силуану сослужили: первый проректор архимандрит Софроний (Смук), протоиерей Григорий Смирнов, иеромонахи Геннадий (Поляков) и Варфоломей (Магницкий), иеромонахи Лука (Пронских).
Народные приметы на 11 сентября 2022 года: что можно и чего нельзя делать в этот день
О святом Иоанне, Предтече и Крестителе, Сам Господь наш Иисус Христос свидетельствовал, что он – больший из рожденных женами и первый среди пророков. Усекновение главы Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна отмечается 11 сентября 2023 года. Память Предтечи и Крестителя Иоанна Церковь совершает 7 раз в году. Во-первых, это день памяти святого Иоанна Крестителя.
Обретение главы Иоанна Предтечи: как правильно встречать 9 марта
Рождество Предтечи и Крестителя Господня Иоанна – один из великих христианских праздников, который отмечает весь православный мир 7 июля. В день Усекновения главы Иоанна Предтечи Церковью вместе с праздником установлен строгий пост «ради воздержательной жизни святого» и его «скверноубийственного кровопролития от Ирода». История жизни Крестителя и другие дни памяти святого. От дней Иоанна Крестителя и доныне Царство Небесное усилием берется, и употребляющие усилие восхищают его. Сегодня, 11 сентября Русская Православная Церковь вспоминает Усекновение главы святого Пророка и Предтечи Господня Иоанна Крестителя, который был обезглавлен царем Иродом во время пьяного пира.
11 сентября - День усекнове́ния главы́ Иоанна́ Предте́чи
Рождество Св. Иоанна Предтечи. Но Елисавета не согласилась. Повинуясь небесному голосу, Иоанн явился на берега реки Иордана в пустыне Иудейской. Народ начал стекаться к нему. Иоанн Златоуст.
Спустя годы вельможа Иннокентий решил построить на том месте церковь и при копании рва обнаружил кувшин с реликвией, которая была опознана по исходившим от неё знаменьям. Перед смертью Иннокентий, опасаясь, что реликвия будет поругана, спрятал её в своей церкви, которая затем обветшала и разрушилась. Второе обретение 24 февраля по юлианскому календарю В правление императора Константина Великого в Иерусалиме глава Иоанна Предтечи была найдена двумя монахами - паломниками , которые взяли её с собой, но, проявив леность, отдали нести реликвию встретившемуся им горшечнику. По преданию [47] , явившийся святой повелел горшечнику оставить неблагочестивых монахов и принять на хранение святыню. Перед смертью горшечник поместил главу в водоносный сосуд, запечатал и передал своей сестре. Позднее реликвия оказалась у священника -арианина, который с помощью исцелений, исходивших от неё, поддерживал авторитет арианского вероучения. Когда его обман раскрылся, он спрятал главу в пещере около города Емессы. Позднее над пещерой возник монастырь и в 452 году явившийся, по преданию, архимандриту обители Иоанн указал на место сокрытия своей главы. Она была найдена и перенесена в Константинополь. Третье обретение 25 мая по юлианскому календарю Из Константинополя главу Иоанна Крестителя во время волнений, связанных со ссылкой Иоанна Златоуста , перенесли в город Емессу , а затем в начале IX века в Команы , где прятали в период иконоборческих гонений. После восстановления иконопочитания , по преданию, патриарх Игнатий во время ночной молитвы получил указание о местонахождении реликвии. По приказанию императора Михаила III в Команы было направлено посольство, которое около 850 года обрело главу Иоанна Предтечи в указанном патриархом месте [49]. Начиная с этого момента церковная история священной реликвии становится неясной. Основная статья: Десница Иоанна Крестителя Десницей Иоанна Крестителя называется его правая рука, которую, по преданию, он возложил на голову Иисуса Христа в момент его крещения. Традиционно местом хранения десницы считается Цетиньский монастырь в Черногории , но турки утверждают, что правая рука Иоанна Крестителя находится у них в музее дворца Топкапы наряду с частью черепа [50]. Также коптский монастырь Святого Макария утверждает, что рука находится у него. Своё происхождение общепринятая православием реликвия ведёт от апостола Луки , который, забрав её из Севастии , перенёс в свою родную Антиохию в дар местной христианской общине [38]. После захвата турками Константинополя в 1453 году рука была переправлена на остров Родос. Когда турки в 1522 году захватили Родос, святыню переправили на Мальту. После Октябрьской революции святыню вывезли за пределы страны, и долгое время она считалась утраченной. В 1951 году югославские чекисты реквизировали десницу в хранилище государственного исторического музея в Цетинье. Вплоть до 1993 года десница считалась утерянной навсегда. Обнаружили её в Цетиньском монастыре Черногории , где она хранится в настоящее время. Православное предание связывает с десницей чудо спасения антиохийской девушки, предназначавшейся в жертву змию. Её отец «лобызал святую руку Крестителя, тайно откусив зубами один сустав малого перста, спрятал его и, помолившись, вышел, неся с собою сустав пальца» [38]. На следующий день он бросил палец Иоанна Предтечи в пасть змия и тот издох. Пророчества и взятие миссии Илии[ править править код ] Личность Иоанна Предтечи и акт крещения им Иисуса стали очень значимыми для евреев свидетельствами мессианства Христа, поскольку в них увидели осуществление пророчеств. Илия-пророк: внешне изображается похожим на Иоанна — львиная грива волос, власяница из верблюжьей шкуры Иоанн Креститель Так, новозаветное толкование Мф. Согласно пророку Малахии Мал. Он выступает «в духе и силе Илии» Лк. Образ Иоанна Крестителя как аскета-пустынника, пророка и обличителя был настолько схож с представлениями об Илии который должен был вернуться перед приходом Мессии , что Иоанну приходилось даже особо отрицать своё тождество с ним Ин. Транслятором и толкователем такого голоса, повторяющего то, что некогда было открыто Исаие, и считал себя, вероятно, Иоанн Креститель» [8]. Может показаться, что Евангелие от Матфея сохраняет следы некоторой неуверенности Иоанна относительно мессианского сана Иисуса Мф. Однако это не так. А факт послания Иоанном своих учеников к Иисусу объясняется тем, что Иоанн хотел, чтобы ученики лично увидели Христа, услышали проповедь, чудеса и уверовали в то, что Иисус есть ожидаемый Мессия. После этого ученики Иоанна должны были последовать за Христом. Иоанн сделал так потому, что, будучи пророком, предвидел скорую свою кончину. Сам же Христос после казни Иоанна прямо указывает на его предтеченскую миссию: в ответ на вопрос о том, пришёл ли уже Илия, он говорит, что «Илия пришёл, и поступили с ним, как хотели, как написано о нём» Мк. Тогда ученики поняли, что Он говорил им об Иоанне Крестителе» Мф.
Настоящая причина кроется в другом. Евангелие повествует, что Пророк был усечен мечом во время пира по случаю дня рождения Ирода, правителя Галилеи. Также Евангелие гласит, что царь взял себе в жены супругу своего брата, Иродиаду, а ее дочь во время праздника испросила в качестве подарка главу Крестителя на блюде. Всё это является страшным примером того, во что может превратиться человек без Бога. Так, святость брака сменяется вопиющим бесчестием блуда. Безобидное веселье — помрачением ума и кровопролитием.
В настоящее время на этом месте находится францисканская церковь Посещения. В Евангелиях не указано, за что был убит отец Иоанна Захария. Традиционно считается, что Захария был убит в храме за то, что не сказал воинам Ирода, избивавшим младенцев, где укрыт его сын. Апокрифы уточняют, что Иоанн избежал смерти среди тысяч убитых младенцев в Вифлееме и его окрестностях во время избиения младенцев , поскольку мать Елисавета укрылась с ним в пустыне. Рассказ об этом содержится в Протоевангелии Иакова : Елизавета, услышав, что ищут Иоанна сына её , взяла его и пошла на гору. И искала места, где спрятать его, но не нашла. И воскликнула громким голосом, говоря: гора Бога, впусти мать с сыном, и гора раскрылась и впустила её. И свет светил им, и ангел Господень был вместе с ними, охраняя их [17]. По преданию, место этого события находится на территории францисканского монастыря Иоанн Предтеча в пустыне в мошаве Эвен Сапир в 3 км от Эйн-Карема [18]. Считается, что там же Иоанн провёл своё детство и готовился к началу служения Лк. Согласно ранневизантийской легенде, по прошествии пяти месяцев ангел велел праведной Елизавете отнять младенца от груди и начать приучать его к акридам и дикому мёду [20]. О его жизни до появления с проповедью из пустыни больше ничего не известно, исследователи, заполняя лакуну, предполагают, что, возможно, он мог находиться это время в ессейском монастыре [8]. По священному преданию, к моменту начала проповеди Иоанну было 30 лет — символический возраст полного совершеннолетия, таким же обычно представляют возраст Христа при начале его проповеди. Это связано с ветхозаветным установлением, что левиты должны приступать к службе только по достижении этого возраста Чис. В настоящее время считается, что Вифавара находилась около монастыря святого Иоанна, примерно в 10 км восточнее Иерихона. В этом месте на западном берегу Иордана находится Каср-эль-Яхуд контролируется Израилем [21] , на восточном — напротив него — Эль-Махтас Вади-эль-Харар в Иордании [22] [23]. Согласно « Евангелию от евреев », Иисус сначала не хотел идти креститься к Иоанну, о чём просили его мать и братья, возражая им: «какой грех Я совершил, что Я должен креститься от него? Но Иисус удержал его, говоря: всё, что надлежит, должно быть исполнено» [25]. Послание Климента Римского сообщает, что Иоанн был девственником [26]. По преданию, Иродиада ещё несколько дней в неистовости протыкала иголками язык пророка, а, насытившись глумлением, повелела закопать голову казнённого Иоанна Крестителя на городской свалке [27]. О дальнейшей судьбе отрубленной головы см. После проповеди Иоанна происходит триумфальное сошествие Иисуса в ад и его победа над смертью, после чего Иоанн с другими праведниками выводится на небо. Таким образом, Иоанн стал предтечей Иисуса в загробном мире подобно тому, как он был им в земном. Существует средневековый апокриф, авторство которого приписывается епископу александрийскому Евсевию, посвящённый пребыванию Иоанна в аду и основанный на Евангелии от Никодима «О сошествии Иоанна Предтечи во ад. Он сохранился в славянской хорватской версии [29]. Несмотря на то, что имя Иоанна вынесено в заглавие сочинения, о нём самом говорится очень мало, так же, как и о сошествии Христа в ад. Основной темой сочинения является рассказ дьявола о безуспешной борьбе с Христом в годы его земного бытия [30]. Ученики хоронят обезглавленное тело, в то время как Иродиада любуется на голову левый угол , а её служанка прячет её в пещере правый угол Атрибуты Иоанна Крестителя[ править править код ] одежда из верблюжьей шерсти: по мнению Феофилакта Болгарского , верблюжья шерсть была выбрана потому, что « верблюд есть животное среднее между чистым и нечистым: он чист, потому что отрыгает жвачку, и нечист, потому что имеет нераздвоенные копыта». Иоанн, ведущий проповедь на границе Ветхого и Нового заветов, носил одежду из верблюжьей шерсти, так как «приводил к Богу и мнимо-чистый народ — иудейский, и нечистый — языческий » [31]. Место погребения и мощи[ править править код ] Древняя традиция локализует место погребения обезглавленного тела Иоанна в Севастии Самария рядом с могилой пророка Елисея. Древние историки: Филосторгий ок. Если Филосторгий и Феодорит сообщают о полном уничтожении мощей Иоанна Предтечи Филосторгий говорит о том, что предварительно, перед сожжением кости Иоанна смешали ещё с костями животных , то Руфин пишет, что когда язычники собирали кости Иоанна, то христиане смешались с ними, и часть костей тайно спрятали, затем «почитаемые мощи отправили к своему духовному отцу Филиппу. Тот,… через своего диакона Юлиана, в будущем епископа этого палестинского города, к великому понтифику, тогда Афанасию. Тот, закопав полученные мощи при нескольких свидетелях под стеной святилища, с прозорливостью сохранил для помощи будущим поколениям». В более позднее время, в X веке, Феодор Дафнопат в «Памятном слове на перенесение из Антиохии досточтимой и честной руки святого славного пророка и Крестителя Иоанна» упоминает о том, что Лука , возвращаясь в родную Антиохию , пожелал взять с собой святое тело Иоанна Предтечи, но ему удалось забрать только правую руку, которой был крещён Иисус Христос в Иордане Десница Иоанна Крестителя [37]. С того времени, с I века, она хранилась в Антиохии, а в X веке , 6 января 956 года, была перенесена в Константинополь. Он же говорит о том, что епископ Иерусалима, узнав, что Юлиан Отступник хочет уничтожить тело Иоанна, тайно ночью заменил тело Иоанна на тело простого человека, а тело Крестителя отправил для хранения в Александрию. Позднее празднование перенесения руки исчезло из календаря как у греков, так у славян. Гертген тот Синт Янс.
Обретение главы Иоанна Предтечи 9 марта 2023 года
/ Новости. Усекновение Главы Пророка Иоанна Крестителя. Усекновение главы пророка Иоанна Крестителя. 11 сентября Церковь вспоминает событие,связанное с усекновением главы Предтечи Спасова Иоанна. Отметим, что день Усекновения главы Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна — престольный праздник одноименного храма при Саранской духовной семинарии. В народе день памяти Иоанна Крестителя прозвали Ивановым днем.
В праздник Пророка Иоанна Предтечи в Козлове почтили память небесного покровителя
Пророчества и взятие миссии Илии[ править править код ] Личность Иоанна Предтечи и акт крещения им Иисуса стали очень значимыми для евреев свидетельствами мессианства Христа, поскольку в них увидели осуществление пророчеств. Илия-пророк: внешне изображается похожим на Иоанна — львиная грива волос, власяница из верблюжьей шкуры Иоанн Креститель Так, новозаветное толкование Мф. Согласно пророку Малахии Мал. Он выступает «в духе и силе Илии» Лк. Образ Иоанна Крестителя как аскета-пустынника, пророка и обличителя был настолько схож с представлениями об Илии который должен был вернуться перед приходом Мессии , что Иоанну приходилось даже особо отрицать своё тождество с ним Ин.
Транслятором и толкователем такого голоса, повторяющего то, что некогда было открыто Исаие, и считал себя, вероятно, Иоанн Креститель» [8]. Может показаться, что Евангелие от Матфея сохраняет следы некоторой неуверенности Иоанна относительно мессианского сана Иисуса Мф. Однако это не так. А факт послания Иоанном своих учеников к Иисусу объясняется тем, что Иоанн хотел, чтобы ученики лично увидели Христа, услышали проповедь, чудеса и уверовали в то, что Иисус есть ожидаемый Мессия.
После этого ученики Иоанна должны были последовать за Христом. Иоанн сделал так потому, что, будучи пророком, предвидел скорую свою кончину. Сам же Христос после казни Иоанна прямо указывает на его предтеченскую миссию: в ответ на вопрос о том, пришёл ли уже Илия, он говорит, что «Илия пришёл, и поступили с ним, как хотели, как написано о нём» Мк. Тогда ученики поняли, что Он говорил им об Иоанне Крестителе» Мф.
Иоанн всю свою жизнь проводил в пустыне, был сыном священника, носил необычайную одежду, призывал всех ко крещению и, более того, родился от неплодной матери. Иисус же произошёл от незнатной девушки рождение от Девы, предсказанное пророками, не было ещё всем известно , воспитывался в обычном доме и носил обычную одежду. Иисус, пришедший креститься к Иоанну, воспринимался современниками как простой человек, поэтому Иоанн Златоуст пишет: Вот почему, чтобы такая мысль не утвердилась в народе, тотчас по крещении Иисуса небеса открываются, Дух нисходит и вместе с Духом голос, возвещающий достоинство Иисуса как Единородного [51]. Преподобный Ефрем Сирин считал, что через иоанново крещение Иисус получил его священство: «Царское достоинство дома Давидова получил ещё через рождение, так как рождён был из дома Давидова, священство же дома Левиина принял через второе рождение в крещении сына Ааронова» [52].
В Евангелии от Иоанна Ин. Приходящий свыше и есть выше всех; а сущий от земли земной и есть и говорит, как сущий от земли. Приходящий с небес есть выше всех» Ин. В этом же месте Евангелия Иоанн прилагает к Христу и будущей Церкви известный ветхозаветный образ, уподобляющий отношения между Богом и его народом отношениям между любящими супругами «Имеющий невесту есть жених, а друг жениха, стоящий и внимающий ему, радостью радуется, слыша голос жениха.
Сия-то радость моя исполнилась» Ин. Ряд авторов видит противоречие между этим местом и отрывком из синоптических Евангелий «Ты ли Тот, Который должен прийти, или ожидать нам другого? При этом своим вопросом Иоанн, убеждённый в мессианском достоинстве Иисуса, дал возможность последнему засвидетельствовать о себе. Принадлежность Иоанна к религиозным течениям[ править править код ] «Иоанн Креститель проповедует перед народом» картина Питера Брейгеля Младшего Иоанн не пил вина и пьянящих напитков Лк.
По своему религиозному мировоззрению Иоанн, скорее всего, был близок ессеям , в частности, возможно, членам Кумранской общины. Отмечают подобие образов и личное сходство Иоанна Крестителя с так называемым «Учителем Справедливости» — основателем этой секты , известным по сохранившимся текстам, который, вероятно, мог послужить ему личным примером. Но существуют и идеологические расхождения с ессеями. Так, например, он подчёркивал разделение людей на праведников и грешников, но, в отличие от кумранитов, считал, что грешники могут спастись через раскаяние.
Подобно кумранитам, он толковал стих из Исаии «Глас вопиющего в пустыне…» как призыв удалиться в пустыню, и потому стал отшельником и аскетом сам, но не требовал этого от других. В отличие от кумранитов, он не настаивал на необходимости общего имущества, но говорил о необходимости делиться с нуждающимися [8]. Иоанн не принял подхода ессеев к ограничению круга посвящённых, обвинил их во внесении раскола в народ [15] и предлагал очищение каждому еврею, желавшему того. Вдобавок, в отличие от ессеев, он не требовал от них передать всё их состояние в общую кассу и стать членом религиозной секты, а также отказаться от привычного образа жизни — его интересовало только духовное просветление.
Всё это привлекло к нему большое количество последователей. Исследователи отмечают, что описание причин обряда, приводимое Иосифом Флавием, совпадает практически дословно с описанием подобного обряда в ессейских рукописях Иудейской пустыни. Такая близость Иоанна к ессеям заставляет многих исследователей считать, что «он принадлежал какой-то срок к ессеям и позднее отделился от них по идейным мотивам» [15]. В числе следующих признаков сходства называют географическое соседство места или мест проповеди Иоанна и крещения им с местом обитания Кумранской общины , одинаковое обоснование и Крестителем, и кумранитами своей деятельности в пустыне, совпадение по времени его деятельности и последних десятилетий существования той общины, а также их этническое тождество и близость многих взглядов, прежде всего, эсхатологических представлений и подхода не только к омовению, но и к покаянию [15].
Скорее всего, в начале пророческой деятельности он находился под влиянием ессеев конкретно эвионитского толка [27].
Крещением Христа увенчалась проповедь Иоанна Предтечи. Ему предстояла мученическая смерть. Царь Ирод Антипа, сын царя Ирода Великого который после Рождества Христова приказал убить всех вифлеемских младенцев , заключил пророка в темницу за то, что тот обличал его за преступный брак с Иродиадой. На пиру в честь дня рождения дочь Иродиады Саломея танцевала для Ирода, и в награду за танец мать подговорила ее попросить у царя смерти пророка.
Иоанну Крестителю отрубили голову, и Саломея принесла ее на блюде Иродиаде. В память об этом установлен день памяти пророка — Усекновение главы Иоанна Предтечи. День 11 сентября является постным, на какой бы день недели он ни приходился. Также в этот день Русской Православной Церковью установлен День трезвости, который, по словам Святейшего Патриарха Кирилла, «призван помочь человеку, находящемуся в жестоком плену винопития и иных пагубных зависимостей, задуматься о своей жизни и встать на путь исправления, обрести истинную свободу и радость жизни, которая невозможна без исполнения заповедей Божиих, без совершения добрых дел и сознательных трудов, без искренней любви к людям и заботы о них».
Печать Подпишитесь на Penzainform. Он упоминается в первой главе Евангелия от Луки и считается последним из величайших пророков. Иоанн Креститель - человек, предсказавший пришествие Мессии. А Крестителем называем, потому что он окрестил в водах иорданских Спасителя мира», - рассказал клирик Покровского архиерейского собора г. Пензы Алексей Асташкин.
Вскоре был устроен пир в честь дня рождения Антипа, и Саломея, дочь его любовницы Иродиады, в качестве подарка преподнесла танец. Он понравился не только царю, но и всем его гостям. Ирод в награду за него разрешил Саломеи просить исполнить любое желание. Иродиада подсказала дочери, что лучше загадать. Саломея попросила, чтобы ей на блюдечке принесли голову Иоанна.