БЫНАТЫ ХИЦАУЫ АХСАВ (праздник покровителя жилища) Cправляется в первую неделю Нового года в ночь со вторника на среду. Недавно то же отмечали "Бынаты хицауы ахсав", по обычаю принесли в жертву черную курицу, и испекли три пирога.
Республиканская ежедневная газета Республики Северная Осетия - Алания
Бынаты хицауы æхсæв | Кстати, под описание несколько подходит и осетинское жертвоприношение: БЫНАТЫ ХИЦАУЫ АХСАВ (праздник покровителя жилища) справляется в первую неделю Нового года в ночь со вторника на среду. |
Праздник джеоргуба в 2023 году когда осетии | Бынаты Хицауы Ахсав. За богато накрытым столом семья молилась покровителю жилища, просила его снисхождения и покровительства. |
Национальность: осетины презентация | Мальвина Кокоева, госслужащая: «На Новый год, Бынаты хицауы ахсав и Лагты ахсав по традиции три пирога готовлю всегда сама. |
Джеоргуба 2023 когда будет | Бынаты хицауы бон фæкæнынц дыккаг къуырийы æртыццæг æхсæв. |
Хайраджыты Ахсав – как отмечают Ночь чертей в Осетии? – МУСАГЕТ
Затем все взялись за руки, образовали большой круг и начали петь и ходить вокруг костра. Старики вели беседы, судили и разбирали — у кого лучший костер, а лучший костер означал лучшую и надежнейшую молодежь. После пения один из участвующих принес чашку пива, кусок шашлыка и часть курдюка и передал старшему из присутствующих. Все столпились у костра.
Я спросил о значении костров. Некоторые не знали совсем значение этого обычая, говоря, что он пришел к ним от предков; другие объясняли, что костры зажигаются в воспоминание того, что когда рождался Христос, было холодно, а чтобы при рождении ему было тепло — и зажигают костры. Другие объясняли иначе и, между прочим, говорили, что зажигая костры, они тем самым выражают радость о родившемся» 10, II, с.
Празднование Цыппурс было предверием Нового года, поэтому во многом напоминало соответствующую ему обрядность. Ведь многочисленные костры и жир были своеобразными символами, связанными с зимним солнцеворотом и началом нового цикла хозяйственного календаря, а также залогом обеспеченной жизни. Возможно, что идентичная направленность этого праздника с последующим и длительное запретительство народного и религиозного календари способствовали его стяжению с официально разрешенным И всенародно отмечаемым праздником Нового года.
Это тем более вероятно, что между ними был срок всего в одну неделю. К этому дню специально готовили ритуальные напитки — пиво, араку. Приносилась обязательно кровавая жертва, преимущественно козлами, в крайнем случае курицей.
В последние годы, когда не все могут позволить себе широкий жест, установилась традиция жертвоприношения только курами. Учитывая день недели и характер праздника, предпочитают резать курицу черного цвета. Как и колючки на ветках, они оберегали дом, его обитателей и их хозяйство от возможных воздействий демонических сил.
В традиционном народном сознании данное божество находилось в сфере женских занятий. По этому поводу Б. Гатиев замечал, что в устах осетинки «святые именуются не настоящими именами, а произвольными, которые дали им осетинки коим обычай, требующий от них скромности, запретил называть святых теми именами, под которыми известны в народе, за исключением Аларды, Бынатыхицау и Хуцау-Дзуар.
Кроме того, называть кого-либо из тех святых настоящим его именем, значило бы выйти из приличия и уронить себя до степени бесстыдной женщины» 10, III, с. Представляется, что образ женщины проецируется на жилище со времен глубокой архаики. Женские работы по дому предполагали прямую связь с жилым помещением.
В отношении к мужчинам, это считалось отрицательной характеристикой. Специфической чертой праздника была обрядность поедания жертвенной пищи. Сваренное мясо жертвенного животного или птицы разделывалось крупными кусками, при этом избегали возможность повреждения целостности костей.
Ритуальная выпечка, напитки и отварное мясо ставились на стол, гасили светильник и выходили из темной комнаты на короткое время. В старину накрытый стол покрывали буркой и покидали жилое помещение на более длительное время. Прежде чем выйти наружу старший произносил молитвословие.
Вот как молили Бынатыхицау в Центральной Осетии: «Бынаты хицау! Подай нам твою милость! Не искушай нас и не делай нам никакого зла, не тронь ни головы, ни лошадей, ни скота нашего, ни всего, что нам принадлежит.
Вняв усердным нашим молитвам, прими эту жертву, это кушанье и это питье. Да будут они тебе последним возданием. Отними от нас твою волю и власть и скройся далеко от нашего крова, чтобы ни мы, ни дети, ни правнуки наши не потерпели от тебя зла.
Чтобы урожай был обильным, а скот наш крепким» 8, с. В данном случае Бынатыхицау являлся своеобразным транслятором просьб к демоническим силам. Как об этом в 1868 г.
Другой автор в начале 1900 г. Рога, копыта и внутренности уносятся и зарываются в землю, все остальное варится. Сваренное мясо козла было собрано на один стол и тщательно сложено, тут же поставили чашку горского пива и положили два пирога.
Была собрана семья и по приказанию старшего все молча вышли из дома, затушив свечи и должны были пробыть у дверей не входя в дом около двадцати минут. Обряд этот имеет следующее значение. В каждом доме есть свой ангел хранитель и дьявол.
Домохозяин должен умилостивлять обоих одинаково и приносить им жертву: ангелу за то, что он охраняет дом, посылает здоровье членам семьи и вообще способствует благополучию дома, а дьяволу — чтобы он обходил их дом, не творил разных козней. Ну а так как дьявол любит козлов — свое творение, — то в жертву ему и режут козла; другой жертвы он не примет и другого мяса не ест, и может даже обидеться, если его не угостят козлятиной. Тогда его ничем не умилостивишь, все несчастия и бедствия обрушатся на дом; будет падеж скота, солнце выжжет хлеб и траву, а ливень снесет все оставшееся.
Но дьявол не любит присутствия людей во время своей трапезы, а потому нас попросили выйти из сакли» 10, II, с. После продолжительной паузы домочадцы возвращались в помещение и прежде чем приступить к трапезе осматривали яства. Считалось, что ни один кусок или глоток жертвенной пищи не должен исчезнуть.
В противном случае считалось, что в течение года семья может лишиться одного из своих членов. Весь характер празднества предполагал исключительно внутрисемейное поедание приготовленных кушаний. Не входящих в данную семью людей не угощали.
Даже кровь и кости жертвы тщательно собирали и аккуратно зарывали, чтобы к ним не было никакого доступа. В эту ночь также на улице разжигали костры из соломы и молодежь разбрасывала жар от этих костров. По замечанию В.
Некоторые черты празднества указывают на его связь с солнцеворотом и с русскою колядою» 7, II, с. По словам его осетинского информатора Таймураза Хетагурова, ночь накануне праздника, то есть 13 января, считается особенно священною. К этому времени домашние хозяйки готовят из пшеничной муки лепешки в виде фигур людей, животных и разных предметов.
Ими угощают тех членов семьи, которым предстоит пахота. Съесть этот пирог должна вся семья без посторонних. По авторитетному мнению проф.
Абаева названия этих видов ритуальной выпечки связаны с раннехристианским влиянием праздника св. Василия, который совпадал с новогодними днями. Такая интерпретация однозначно свидетельствует о том, что в архаические времена четко осознавалась прямая связь между важнейшим празднеством этого цикла — зимним солнцеворотом и главным ритуальным кушаньем.
Любопытно, что эта выпечка начинялась сложной по составу массой. Обильно клали лучший сыр, жир, яйца, отварные зерна злаков. По словам знатоков народного быта, этот пирог был очень сытным, а из-за высокой жирности начинки — труднопоедаемым.
Тем более, что на каждого члена семьи приходился один большой кусок, который по ритуалу надлежало съесть. Магический характер предполагал каждому домочадцу успеха в новом году, что достигалось поеданием одного куска от общего пирога. С этой целью В начинку добавлялись своеобразные символы будущего счастья — монетка, пучок шерсти, кусочек ткани и другиЬ несъедобные апотропеи.
Считалось, кому что достанется в процессе дележа пирога, тем тот и будет счастлив в наступающем году. После того как вечером перед домом разожжены костры в очаг или печь вкладывали большой новогодний чурбан, который по-осетински назывался «Ног боны къодах». Он должен был символизировать обеспеченность семьи дровами, огнем, светом и теплом.
К позднему вечеру семья в полном составе собиралась в доме вокруг стола. Хозяин дома произносит с обычными обрядами длинную молитву, в которой высказывает разные пожелания для грядущего года и благодарит Бога за прошедший год, каков бы он ни был для его семьи. В молитве стараются не забыть ничего желательного так как существует убеждение, что именно в это время, то есть при начале года Бог распределяет всякое добро на весь будущий год.
По окончании ужина домочадцы не спят, потому что ожидают прихода поздравителей. Все мальчики и молодые люди аула небольшими партиями отправляются бродить из дома в дом с поздравлениями. Бросая их на пол, они говорят: дай вам Бог столько счастья!
Если между колядовщиками взрослые, то их угощают в сакле, а мальчикам дают лепешек, бараньих ножек, наливают пива в принесенный ими бурдючок и просят потанцевать. Некоторые из пришедших надевают маски, выкроенные из бурки и пугают детей. Затем, получив подачку, коля-довщики переходят в другой дом, избегая дома, в которых в течение года произошло какое-нибудь несчастье.
Но хозяева посещенного дома не могут спать по уходу колядовщиков, потому что на смену первой партии является новая, и так продолжается с перерывами до самого утра. Будте светлы наши мертвые, доля вашего огня да не потухнет! При этом им руководит мнение, что он таким образом снабжает мертвых новым огнем на наступающий год.
В день нового года посещают друг друга мужчины с поздравлением. При этом есть примета, что первый гость приносит счастье или несчастье в наступившем году. Гость входит с теми же обрядами и пожеланиями, как ночные коля-довщики.
Хозяева замечают, кто был у них первым гостем и если в течение года случается удача или несчастье, приписывают то и другое его приходу. Взаимные посещения и угощения продолжаются несколько дней подряд» 7, II, с. Многочисленные свидетельства обрядовых действ, связанные с праздником зимнего солнцеворота, дают возможность говорить об их высокой значимости в календаре.
Они были связаны, в первую очередь, с обеспечением планетарных задач, с непосредственным привлечением первичных сил природы. Поэтому зимний цикл включает значительное число праздников с идентичной структурой. Замечено, что обрядность этих дней — игровая.
Но это не обычные развлечения. Такая игра глубоко серьезна по своей сути и осознавалась, особенно в древности, как ответственная деятельность, усилие, направленное на то, чтобы стимулировать перманентную жизнь. С этим аспектом связана и обрядность второго дня нового года.
В эту ночь девушки гадали о своей будущей судьбе, браке. Во сне девушке, обуреваемой жаждой снились соответствующие видения будущей жизни, естественно счастливой. Тема новогодних празднеств и обрядов достаточно обширна и многомерна.
Учитывая конкретные цели нашей книги, ограничу данный сюжет вышесказанным и позволю перейти к следующим праздникам цикла. Тем более, что в соответствующих разделах последней главы речь вновь коснется новогодней обрядности. Календарная дата его относится к 19 января по новому стилю.
В этот день рано утром младшая невестка или девушка, в крайнем случае мальчик, отправлялись за водой к источнику. Произнеся молитву водному источнику и его святым патронам, они бросали в воду отломанные части фигурных хлебцев, как правило, головы, кусочки сыра, жира, кусочки лепешек. Считалось, что после этого жертвоприношения семья обеспечивала себе безбедное существование в течение года.
Обряд этот рекомендовалось совершать молча: «Принеся воды, она будит домашних со словами: «вставайте, я принесла вам воды медовой и маслянистой сойджын — В.
Суть того торжества сводится к почитанию своего духа-покровителя, который существует в каждом доме. Как несложно догадаться, эта традиция насчитывает уже много веков, выходя из тех времён, когда на Кавказке ещё не знали о христианской вере. Традиции Хайраджыты Ахсав Основным обрядом Хайраджыты Ахсав является принесение жертвы домашнему духу, которого называют Бынаты хицау. В прежние времена для жертвоприношения использовали мясо чёрного барашка, однако сегодня народ ограничивается курицей.
Немаловажно соблюдать все особенности ритуала. Курица должна быть чёрной, а хозяин дома должен сам купить её и зарезать, разделив тушку на части. Когда блюдо из курицы готово, его ставят на праздничный стол, после чего все члены семьи покидают жилище на некоторое время. Это делается для того, чтобы дух дома мог попробовать угощения, оставленные для него. После этого семья возвращается в жилище и начинается празднование.
Еду с праздничного стола в Хайраджыты Ахсав гостям не предлагают — блюда предназначены только для хозяев дома и их незримого покровителя. Однако тех, кто пришёл пожелать удачи, не обделяют. Осетины встречают гостей и ряженых радушно, оставляя во дворе дома, прямо на улице, специальные столы, на которых стоят угощения. Сами ряженые желают успеха членам семьи, процветания и мира их дому.
Доныскафан соответствует христианскому Крещению. Рано утром молодые женщины в полном молчании отправлялись за водой на реку. Этой водой потомобрызгивали стены, пол, все углы, умывались ею, заготавливали впрок. Считалось, что она очищает души. Праздник покровителя жилища помогал заручиться расположением осетинского домового - Бынаты Хицауы.
Считалось, что хозяева самого большого и яркого костра будут отмечены божьей благодатью. Наутро после Цыппурса в каждом доме ждали таких гостей, которые принесут семье удачу в жизни и делах. Если «счастливая нога» переступит порог, весь год будет успешным и счастливым. Столы в этот день старались накрыть побогаче. Обязательным на них были три треугольных пирога уалибаха и пиво. Глава дома возносил молитву Богу, Цыппурсу, просил изобилия, счастья и здоровья. Один из членов семьи, тот, у которого была «счастливая нога», обходил хлева и давал корм поочередно каждому животному. В это время глава семейства поручал Фэлвэру, покровителю домашних животных, хранить скотину. Он также просил Тутыра - властелина волков - уберечь стадо от серых хищников, увеличить поголовье. Затем двери хлева плотно закрывались, а на косяках вешали колючки, чтобы злые силы не проникли туда. Снаружи также ставили наполненную до отказа сеном корзину - чтобы корма всегда было достаточно. На рассвете вновь разжигали костры. Односельчане ходили друг к другу с поздравлениями. Работать в этот день не полагалось. Вообще Цыппурс - это праздник поворота солнца на лето, праздник возрождения новой жизни, новых надежд и начала нового сельскохозяйственного года. А через семь дней после него осетины отмечали Ногбон буквально «новый день». Теперь он попадает на ночь с 13 на 14 января по новому стилю.
Два осетинских праздника, которые вызывают многочисленные споры
Их всех принесли в жертву в осетинский языческий праздник «Бынаты Хицауы Ахсав». Кто не знает — согласно поверью, для того, чтобы семья жила в счастье и достатке, необходимо заручиться покровительством домового. Для этого в ночь со вторника на среду в домах Осетии пекут пироги и режут обязательно чёрную курицу.
Использованы архивные материалы экспедиции 32-го, 59-го годов, материалы, собраннее в экспедициях 88, 89, 91, 92, 93, 94, 99, 2000, 2001, 2002. Это «не просто физическое объективное пространство, а конструируемая человеком пространственная среда - своего рода физическое и ментальное выражение организации пространства человеком. В субстанции пространства нас интересует уровень значений смыслов , а также сама пространственная среда и ее изменения под воздействием человека: культурные ландшафты, поселения, здания и комнаты, организация интерьера и множество других визуальных проявлений пространственной организации. Однако в поле зрения социально-культурной антропологии находятся не только визуальные, но и воображаемые пространства. Все это составляет то, что можно назвать культурным пространством». Топонимические предания и легенды могут считаться частью народной исторической прозы. Некоторые исследователи, например Криничная Н.
К историям, связанным с местностью, примыкают антропонимические легенды и предания, в которых описывается происхождение антронима, хозяйственная деятельность персонажа -ей , изготовление предметов материальной культуры, взаимоотношения исторического лица вождя, князя, царя с подданными, проявление необычайной физической силы, проявление магической силы магических способностей. Топонимические и антропологические легенды и предания, таким образом, являются ценным материалом для изучения истории народа их носителя, для исследования особенностей религиозной, хозяйственной, ратной деятельности народа. Отдельный интерес представляют предания и легенды о святых местах Осетии, об истории их основания и т. Если рассуждать в режиме «сакральность - профанность», то фольклорные тексты это более или менее приближенные к этой культовой стороне тексты. Реально существующий у осетин до сих пор культ «бусины» - это гарант благополучия дома. Он культ выражается в кален-дарно зафиксированном обряде, отправляемом в начале года. На уровне мифа и повседневности значения «бусины» выражены произведениях фольклора, имеющих мифологическую подоплеку. В легендах и преданиях типа «Згидская красавица», чудесная бусина оживляет покойницу. После выполнения своей оживляющей функции бусина теряется парой влюбленных, но на ее поиски посланы войска персидского шаха.
То есть конечная функция некоторых вариантов легенды или предания «Згидская красавица» - топонимическая. Не во всех приведенных и рассмотренных нами фольклорных текстах связь «бусина - свет» не звучит отчетливо. Со «светом» мы по этим текстам можем ее отнести только по ее культовму местонахождению в верхней части помещения и по одному из вариантов ее появления с неба. В подавляющем же большинстве текстов она бывает отобрана у змеи, то есть появляется из нижней части вертикально члененного пространства. Кстати, в одном из текстов чудесная бусина находится во рту у главной змеи и освещает путь, в другом - является светлой, яркой. Смертельные аварии в Алагире и деревья-вампиры Наличие таких участков на автомобильных дорогах известно большим количеством аварий, например, участок дороги перед селением Гизель или отрезок пути между станицей Архонской и селением Мичурино. Вот вы определили границы геопатогенной зоны, а дальше что? Цель одна - повышение качества среды обитания человека от локальной до глобальной, от квартиры до территории всей республики. Новые санатории, новые базы отдыха начнем строить в тех местах, где люди не будут болеть.
Более того, начинается серия экспериментов по применению энергоактивных форм пирамид и пр. Цель конкретна - повысить урожайность, и значительно. От здорового семени жди доброго семени. Чудесные явления, недоступные человеческому пониманию, - реинкарнация, НЛО, полтергейст, призраки и пр. Однако по мере вторжения пытливых умов в сферу, казалось бы, непостижимого, завеса над тайной начинает растворяться в научном познании. В конце прошлого века ученые задались вполне житейским вопросом: почему в одних домах люди болеют повально, в других - дышится легко и живется без болячек. В ряды исследователей проблемы охотно включились ученые из Северной Осетии - Алании. С одним из них - преподавателем СКГТУ, читающим студентам технологического университета новый предмет - эниологию, Олегом Андреевичем Хасьяновым, мы повели разговор о непознанном... Но мы попробовали подойти к проблеме со стороны экологического окружения человека.
Аликов и ваш покорный слуга. При СКГТУ на архитектурно-строительном факультете открыт Северо-Кавказский региональный научно-практический центр архитектурной эниологии, такой структуры больше нет нигде на Северном Кавказе. А еще сюда с полным основанием можно включить мэра Владикавказа Михаила Михайловича Шаталова, который несколько лет назад однозначно поддержал научный вывод, что строить или реконструировать дома необходимо с обязательным учетом геопатогенных факторов. И по его инициативе городская дума приняла соответствующее постановление. Учебное пособие по архитектурной эниологии, на мой взгляд, появилось очень своевременно. Мы поставили себе цель - серьезно и глубоко подойти к исследованию энергоинформационных проблем, связанных с градостроительством, с поиском способов улучшения экологии вокруг человека. Одна из первых наших разработок «СО» о ней уже писала, большая благодарность за это проект энерго-активного, лечебно-оздоровительного парка, экспериментальный образец которого уже год как действует на территории СОГМА. Первые исследования показали наличие биологического эффекта в этом опытном сквере, где стоит главный компонент проекта - усеченная пирамида определенной высоты. Но одна лишь пирамида, безусловно, не может образовать достаточно большую зону биологического комфорта, которая оказывает на человека оздоровительное влияние.
В комплекс входят также умело подобранные деревья, которые подпитывают человека энергией, а не отсасывают ее, да- да, в природе есть деревья- вампиры и деревья щедро дарящие нам с вами свою живительную энергию, идущую из недр земли. Так вот чудесные свойства деревьев-дарителей мы научились ставить на службу человеку. По разработанной сотрудниками Центра методике - специальная посадка деревьев, применение энергоактивных архитектурных форм пирамиды, сфера, плюс к этому фонтан мы смогли получить зону биологического комфорта, в которую человек вошел, посидел, погулял - и вышел поздоровевшим, прошла усталость, восстановились силы. По окончании экспериментальной стадии мы будем рекомендовать обществу создавать подобные зоны в поликлиниках, больницах, санаториях, городских скверах и парках. Еще одно важнейшее направление, разрабатываемое центром, - изучение воздействия геопатогенных факторов на биологические организмы и прежде всего - на человека. Это то самое, о чем говорилось выше, почему в одних домах люди повально болеют, в других - нет. Для исследования был взят район будущей застройки Владикавказа - 31-й и 32-й микрорайоны, там, где рынок «Фаллой». Были выявлены места аномалий трещины, разломы, вода под землей и т. Составлена карта геопатогенных зон.
На основании данных этой карты архитекторы и проектировали места застройки микрорайона. Достаточно сказать, что воздействие геопатогенных зон изучалось архитектурно- экологическим центром «Биолокация» при Союзе архитекторов, Северо-Осетинским отделением международной академии энергоинформационных наук им руководит Лариса Георгиевна Хетагурова - более 8 лет. Бекузарова, и вердикт был однозначен: геопатогенные зоны представляют угрозу для здоровья человека. Призрак убитого засняли на месте убийства Сенсационный кадр сделан через 37 минут после ужасного убийства во Владикавказе. Призрак расстрелянного киллерами мужчины зафиксировала любительская фотокамера. На заднем фоне боком стоит мрачная согбенная полупрозначная фигура, без головы... Снимок сделан в центре Владикавказа на проспекте Мира, а улица Томаева, на которой 37-ю минутами ранее в автомобиле расстреляли троих мужчин, в том числе местного криминального авторитета по кличке Бзо, 36-летнего Эдуарда Кусраева, находится в соседнем квартале, в двухстах метрах от места, где сделано фото. Аж мурашки по коже пробежали! Детали Кадр с призраком сделан 27 ноября в 18.
Эти данные отмечены в свойствах кадра, автоматически регистрируемых фотокамерой. А согласно сводке милиции, внедоржник BMW X5 вместе с тремя пассажирами в нем был расстрелян в 18. Просвечивающая фигура человека в костюме, сгорбившегося как будто под тяжелою ношей, его худые руки, засунутые в карманы, оставляют самые жуткие ощущения у каждого, кто видит снимок. Создается ощущение, что у объекта или вовсе нет головы или же вместо нее какая-то бесформенная лепнина. Милиция сообщает, что Бзо был убит выстрелами в голову. Пули буквально разнесли череп. Через силуэт, четко вырисовавшийся на снимке, видны окружающие дома. Но ведь мама ребенка утверждает, что специально посмотрела, чтобы в момент съемки никто посторонний не попал на задний план... Эксперт- Фото не подделка, оно очень интересное!
Экстрасенсы утверждают, что убийство человека, которое произошло рядом с этим местом, спровоцировало резкий выброс энергии. А она, в свою очередь, может изменять физические свойства окружающей среды. Некоторые исследователи считают, что это «память поля», которая каким-то невероятным образом фиксирует минувшие события. Я склонен думать, что за этими причудливыми фотографиями стоит мозг человека, именно он может навести изображение на фотоплёнку или светочувствительную матрицу. То есть источник постороннего изображения либо тот, кто снимает, либо тот, кто позирует. Он непроизвольно «накладывает» какую-то картину из памяти на окружающее пространство. И это фиксирует камера! Особенно этим отличаются дети. Считается, что они могут «видеть» призраки.
Вспомните хотя бы нашумевший боевик «Шестое чувство» - там малыш общался с умершим человеком, как с живым. История На снимке видно, что ребенок во время съемки, как будто чувствуя присутствие чего-то потустороннего рядом, напуган и инстинктивно тянется ближе к маме. Хотя за минуту до съемки он был в хорошем веселом настроении. Родные рассказали, что в доме Караевых одно время обитал призрак. Привидение, если верить рассказам, жило в доме долго. Залина не отказывается верить в старую легенду. Террор Шокирующий снимок стал сенсацией во Владикавказе. Город все чаще становится свидетелем кровавых терактов и беспощадных убийств. За день до расстрела машины Кусраева из снайперской винтовки был убит мэр Владикавказа Виталий Караев, за 20 дней до этого на оживленной остановке у городского рынка террористка взорвала маршрутку, погубив 12 человек.
Обстановка в столице Северной Осетии сложная, нервозная. В самом Владикавказе и его окрестностях похищают людей, расстреливают представителей власти. С начала года в городе стали жертвами преступников трое высокопоставленных офицеров милиции - 7 марта убит начальник УБОП подполковник милиции Марк Мецаев, 9 сентября на набережной Терека неизвестные расстреляли подполковника милиции Илью Касрадзе, и 1 октября был убит начальник отдела уголовного розыска МВД республики полковник милиции Виталий Чельдиев. Татартуп Верхнеджулатское городище Татартуп - развалины средневекового города, находящиеся на левом берегу Терека, недалеко от станицы Змейской и села Эльхотово Кировского района Северной Осетии. В археологической литературе чаще всего используется название «Верхнеджулатское городище». Согласно распространённой версии, именно это поселение в средневековых русских летописях фигурирует как ясский город Дедяков Тетяков. Татартуп издревле является священным местом и пользуется большим почитанием у осетин, балкарцев, кабардинцев и других северо-кавказских народов. По свидетельству археологов город возник в X веке как поселение алан. Находясь в стратегически важном месте - Эльхотовских воротах, он бысто рос и развивался и к началу XIII века стал местным политическим и экономическим центром алан.
Изучая Северный Кавказ он оставил следующую запись о Татартупе, который он называет Ирак-и Дадиан: «Видны остатки древних зданий… На дверях сохранились надписи и даты… Когда смотришь на этот город с высоты, то видишь 800 старых зданий». К XX веку от всех построек когда-то многолюдного города сохранился только один минарет. Высота его была 21 метр, но первоначально он был выше, так как вершина его обрушилась от времени. Археологические исследования на территории Верхнеджулатского городища проводились в течение ряда лет, начиная с 1958 года, Верхне-Джулатским отрядом Северокавказской экспедиции Института археологии АН СССР и Северо-Осетинского института. Экспедиция зафиксировала на городище руины трёх храмов, двух мечетей и четырёх минаретов - трёх на самом городище и одного в 6 километрах вверх по реке. У осетин и кабардинцев Татартуп всегда считался священным местом и пользовался огромным почитанием. Особенно это касается святилища на вершине горы. На Татартупе и Татартупом клялись, здесь укрывались от кровной мести. Об этом было известно А.
Пушкину, писавшему в своей неоконченной поэме «Тазит»: «В нежданной встрече сын Гасуба Рукой завистника убит вблизи развалин Татартуба». В Никоновской летописи указаны следующие географические ориентиры города: «За рекою за Теркою, под великими горами под Ясскими и Черкасскими, у града Титякова, на реце Сивинце, близ Врат Железных…». По мнению известного советского этнографа, кавказоведа Л. Лаврова, «…Врата Железные…» - это Дарьяльский проход, действительно находящийся «…за рекою за Теркою…» за Тереком , «…под великими горами под Ясскими и Черкасскими…» то есть в Кавказском хребте. Неизвестную ныне на Кавказе реку Сивинец обычно отождествляют с тихой и равнинной Сунжей, но поиски Дедякова в её долине успеха не имели. Под 1277-1278 годами в Симеоновской летописи, об участии русских князей в походе на Северный Кавказ совместно с монголами, сказано: «Князи мнози с бояры и слугами поехаша на войну с царем Менгутемером, и поможе бог князем русскым, взяша славный град Яськый Дедеяков зиме месяца февраля в 8, на память пророка Захарии, и полон и корысть велику взяша, а супротивных без числа оружием избиша, а град их огнём пожгоша». По одной из версий, чудотворная Толгская икона божией матери, могла быть привезена ярославским князем Фёдором Ростиславичем Чёрным из Дедякова в качестве трофея «…корысти великой…» этого похода. В качестве одного из аргументов в пользу данной теории, специалисты отмечают, что иконописный тип «Богоматерь Елеуса на троне», в котором выполнена эта икона, не характерен для Руси, однако широко распространен в Грузии. В 2014 году, при масштабных археологических раскопках, удалось обнаружить множество захоронений разных эпох, в том числе - Змейский катакомбный могильник.
Скальная крпость в Дзивгисе Дзивгисская пещерная крепость В Северной Осетии в глубине Куратинского ущелья, на высоком берегу мелководной горной речки Фиагдон века стоит уникальная наскальная крепость. Дзивгисская пещерная крепость образованна природными выемками в скальной породе. Образованию такого интересного явления способствовал материал скальной породы. Основная порода здесь известняк, в нем за века вода и ветер проделали естественные выемки в виде огромных пустых пространств. Строители заложили эти пространства каменными стенами и укрепили специальным раствором. Главная пещера крепости довольно обширная, в стародавние времена здесь размещались не менее сотни воинов. В глубине крепости находится каменный карман, который заканчивается тупиком. Так же в поселке Дзивгис находятся старинные склепы и древнее святилище, которые тоже представляют интерес для туристов. По мнению ученых и этнографов Дзивгисская пещерная крепость — это крупная фортификационная постройка, одна из наиболее крупных построек Осетии и Кавказа.
В стародавние времена эта наскальная крепость грозно стояла на входе в Фиагдонскую долину. Пройти мимо нее незамеченным было невозможно, и она надежно защищала вход в долину от врагов. Древняя крепость включала в себя шесть разнокалиберных построек. Постройки были пристроены к естественным скальным углублениям и располагались на разной высоте. Самый большой зал крепости располагался внизу, попасть в него можно было только по специальной очень узкой лестнице, выдолбленной в камне, по которой мог подниматься только один человек, поэтому враг не мог взять укрепление штурмом. Остатки лестницы сохранились до наших дней. В верхние постройки попасть врагу было тем более невозможно, для этого ему требовалось преодолеть первый этаж и дальше карабкаться по едва видным узким и обрывистым скальным тропкам. Сами же защитники крепости могли беспрепятственно и быстро передвигаться по навесным лестницам, которые можно было очень быстро убрать в случае угрозы нападения. В случае нападения врага все шесть укреплений становились самостоятельными боевыми единицами, взятие любого из них врагом не наносило ущерба другим.
В бою дополнительные высотные укрепления играли большую роль, они прикрывали сверху основную пещеру, под их прикрытием воины могли делать боевые вылазки. Вообще скальные и пещерные постройки характерны для Осетии и Кавказа. Строители максимально использовали для строительства окружающий природный рельеф. Это экономило строительные материалы и делало жилище крепким и неприступным, что в те суровые времена было немаловажным. Так же строили и крепости, они входили в сложную и продуманную систему обороны ущелий. Обычно такие крепости располагались довольно высоко в горах, прятались в труднодоступных скалах. Внутренние стены таких построек образованы скалами. Таких построек разбросано очень много в ущельях Северной Осетии. Ученые считают, что раньше в горах существовала единая система защиты ущелий и поселений, в некоторых местах довольно хитро спланированная.
Судите сами: в горах пряталась Комдагальская крепость, которую вражеское войско спокойно незамеченной оставляло у себя за спиной и проезжало дальше, буквально утыкаясь через два километра в Дзивгисскую крепость. Таким образом, неприятель оказывался зажатым в каменном мешке между двумя противниками, и его оставалось только уничтожить. Дзивгисская пещерная крепость является ценным памятником, но, к сожалению, состояние ее крайне плачевно.
Ближе к обеду возле костра накрывают поминальный стол с яствами. В некоторых ущельях Осетии этот день называют Баданта. Дело в том, что национальные праздники осетин имеют свои особенности в отдельных регионах. Баданта отмечают не в первую субботу , а по прошествии семи дней после новогоднего праздника.
Праздник Доныскафан Его ещё называют праздником черпания воды. Он практически совпадает с православным Рождеством, так как отмечается на шестой день после Нового года. Для праздника изготавливались специальные булочки — басырга, которые выпекались ещё в Новый год. Утром чем раньше, тем лучше кто-то из молодых женщин семьи брал басыргу и шёл за водой к речке. В колодец или полынью бросались кусочки булочек, и набиралась вода. Одновременно молодая женщина произносила молитву, обращение к духам воды русалкам. Принесенная в дом вода считалась особой, ею кропили жилище, одежду, этой водой умывалась вся семья.
При этом женщина, доставившая в дом воду, должна была хранить молчание. Эта вода является аналогом крещенской воды у христиан. Бынаты Хицауы Ахсав Праздник посвящён духу - покровителю осетинского жилища. Отмечается в ночь на среду, в первую неделю наступившего года. В старину в честь духа обязательно резали барана или козлёнка, сейчас нередко обходятся петухом. Важно, чтобы части жертвы оставались целыми тушку нельзя дробить. За богато накрытым столом семья молилась покровителю жилища , просила его снисхождения и покровительства.
Посторонних людей при этом угощать было нельзя.
Олланд требует от Обамы сотрудничества с Россией в борьбе с ИГИЛ Кроме этих праздников в течение первой недели после Нового года праздновались Доныскафан праздника черпания воды , Бынаты хицауы ахсав праздника покровителя жилища и Хайраджыты ахсав ночь чертей. Доныскафан соответствует христианскому Крещению.
Рано утром молодые женщины в полном молчании отправлялись за водой на реку. Этой водой потомобрызгивали стены, пол, все углы, умывались ею, заготавливали впрок. Считалось, что она очищает души.
Бынаты хсав у осетин
Хайраджыты Ахсав – как отмечают Ночь чертей в Осетии? – МУСАГЕТ | В ночь на среду после Цыппурса осетины отмечают Бынаты Хицауы ахсав (ночь Домового) или Хайраджыты ахсав (ночь чертей). |
Джеоргуба 2023 когда будет | В ночь на среду после Цыппурса осетины отмечают Бынаты Хицауы ахсав (ночь Домового) или Хайраджыты ахсав (ночь чертей). |
НОЧЬ ДОМОВОГО ИЛИ БЫНАТЫ ХИЦАУЫ АХСАВ. | Портал Южной Осетии | Каждый первый вторник после празднования цыппурса жители Осетии отмечают Бынаты хицауы æхсæв (праздник покровителя жилища – ). |
Новогоднее жертвоприношение | БЫНАТЫ ХИЦАУЫ AXСAB (праздник покровителя жилища) справляется в первую неделю Нового года в ночь со вторника на среду. |
Национальность: осетины
Смотрите свежие новости на сегодня в Любимом городе | В Осетии отметят Бынаты хицауы æхсæв. Бынаты Хицауы Ахсав. За богато накрытым столом семья молилась покровителю жилища, просила его снисхождения и покровительства. Троим беглецам за всю историю удалось выиграть хотя бы по одному декрету каждого Гранд Тура в течение одного сезона бынаты хицауы ахсав и хайраджыты ахсав. Бынаты Хицау живёт в кладовой и изображается в виде ворчливой, сгорбленной старухи с клыками. Для осетин Бынаты хицауы ахсав относится к ряду таких праздников.
Северо-Осетинский информационный портал «REGION15.RU».
Этой водой потомобрызгивали стены, пол, все углы, умывались ею, заготавливали впрок. Считалось, что она очищает души. Праздник покровителя жилища помогал заручиться расположением осетинского домового - Бынаты Хицауы. Ему приносилась жертва в виде козленка или барана, накрывался стол с мясом, пирогами и выпивкой, и глава дома возносил молитву: «О Бынаты Хицау, да будет нам твоя благодать! Не дай нам ошибиться и огради нас от несчастий».
Поэтому местные советуют смотреть билеты в близлежащие города — Магас, Грозный, Нальчик, Минеральные Воды, а оттуда уже добираться на автобусе или такси Доброжелательность и культура — первые проявления, которые чувствуются в городе. Это неудивительно, ведь во Владикавказе проживает более ста национальностей, есть даже старейшие диаспоры. Поэтому уважение к ближнему, даже если он отличается менталитетом, чувствуется в каждом человеке. А еще в столице Алании по-прежнему сохранились добрососедские отношения и так называемый особый городской этикет. Для местных жителей соседи — это почти семья, поэтому все хорошо знакомы друг с другом и здороваются при каждой встрече. Культурная столица В целом Владикавказ — очень уютный, размеренный и неторопливый. У нас очень зеленый город, гармонично интегрированный в природную красоту», — рассказывает гид по Владикавказу Альберт. Филиал Мариинского театра в здании бывшего лютеранской кирхи Фото: Shutterstock Первым делом, когда к нему приезжают туристы, он ведет их на главную смотровую площадку у старейшей церкви столицы. Ей более двухсот лет. Оттуда открывается шикарный вид на весь Кавказский хребет. Можно даже полюбоваться на верхушки Казбека и известную Столовую гору. Идеальное место, чтобы наблюдать за закатами города», — с восторгом делится гид. Знаменитую Столовую гору, которая изображена на гербе Владикавказа, также можно увидеть с центральной улицы города — проспекта Мира. За два века он сменил не одно название. Популярный проспект был и Нестеровским бульваром, и Александровским проспектом, и Пролетарским, и даже проспектом Сталина. Вид на проспект Мира и Столовую гору Фото: Shutterstock Чтобы получить максимальное удовольствие от поездки во Владикавказ, останавливаться нужно в центре города. Среди хороших отелей выделяют DoubleTree by Hilton Vladikavkaz за 9,5 тысячи рублей в сутки, гостиницу «Владикавказ» 5,5 тысячи рублей в сутки с завтраком и историческую гостиницу «Империал» 3,8 тысячи рублей в сутки. Последняя была построена в конце XIX века предпринимателем Панайотом Марандовым и получила статус памятника архитектуры Сами осетины называют Владикавказ культурной столицей всего Северного Кавказа и всегда делают акцент: «Вы не подумайте, это не преувеличение». Здесь есть и государственная филармония, и Академический русский театр имени Евгения Вахтангова, где свои первые пьесы ставил сам режиссер и работал писатель Михаил Булгаков. Но главная гордость местных театралов — филиал Мариинского театра, где за символические 300 рублей можно посетить очень яркие постановки. Только вот на популярные пьесы билеты лучше покупать заранее. А сколько у нас особняков в стиле модерн, старинных гостиниц, музеев, мастерских художников. Это целый кладезь Альбертгид по Владикавказу Если же хочется осмотреть весь город целиком, не тратя при этом целый день, идеальный вариант — новогодний кинотрамвай, который в вечернее время делает несколько кругов по центру города. Проезд в нем бесплатный, а каждая поездка занимает примерно 70-75 минут. Стоит отметить, что травами не только любимый вид транспорта владикавказцев, но и визитная карточка города. Кстати, история владикавказского трамвая началась в 1904 году, аж на три года раньше петербургского, и это тоже отдельная гордость местных жителей. Костры надежды Традиция праздновать Новый год в ночь с 31 декабря по 1 января была в Осетии не всегда — как и в других регионах России , в дореволюционный период главный праздник отмечали с 13 на 14 января, а после 1918 года перешли на григорианский календарь, и конец года сместился на 31 декабря. Зимний цикл праздников у православных осетин начинался с Рождества, которое здесь называют Цыппурс, 7 января. Его считали днем духовного очищения — до наступления праздника местные жители держали строгий пост, водили детей в древние святилища и много молились Во второй понедельник января осетины отмечают Бынаты хицауы ахсав — праздник покровителя жилища, который, согласно поверью, есть в каждом доме. А чтобы семья жила в счастье и изобилии, домового, разумеется, необходимо отблагодарить за его труд. Именно поэтому осетины ежегодно приносят в жертву покровителю жилища черную курицу. Птицу разделывают так, чтобы все ее части оставались целыми. После захода солнца на праздничный стол ставят ритуальные блюда, в комнате гасят свет, и все члены семьи на некоторое время из нее выходят. Так они дают домовому возможность отведать блюда.
Праздники Северной Осетии. Праздник Цыппурс у осетин фото. Ансамбль Кабардино Балкарии. КБР ансамбль Балкария. Балкария ансамбль фольклорно этнографический. Ансамбль Балкария танцы. Застолье осетин. Рисунки осетинского праздника. Лермонтов про осетин. Горянка Карачаевск. Горянка осетинка. Горянки Кавказа. Горянка Гамзатов. Япония демоны Намахагэ. Бынаты хицауы Ахсав. Гуляния Масленицы в валенках. Праздник валенка. Праздник валенка Инжавино. Михайловские праздник зимы начало на Урале. Джеоргуыба 2022. Праздник осетин Джеоргуыба. Осетинские религиозные праздники. Праздник пирогов Осетии. Бынаты Ахсав. Хицауы Ахсав. Осетинский праздник бынаты Ахсав. Владикавказ праздник новый год. Жители Осетии отпраздновали. Доклад на тему зимних праздников осетин. Рассказ про зиму на осетинском языке. Презентация на тему зимний национальный праздник осетин. Дед Мороз осетины. Осетинский дед Мороз. Поздравление с новым годом на осетинском языке. Костюм грузинского Деда Мороза. Предложения о зиме на осетинском. Сочинение на осетинском про зиму. Гостеприимство Северного Кавказа. Кавказ традиции гостеприимства. Северная Осетия традиции Северной Осетии. Гостеприимство народов Кавказа кунак. Реком праздник Северной Осетии. Балдаран праздник у осетин. Цейское ущелье святилище реком. Реком святилище праздник. Культура осетин. Осетинский фестиваль. Праздники осетинов. Гостеприимство у адыгов Адыгея. Адыги Черкесы кабардинцы. Карачаево-Черкесия люди. Кабардино-Балкария кабардинцы.
Утром чем раньше, тем лучше кто-то из молодых женщин семьи брал басыргу и шёл за водой к речке. В колодец или полынью бросались кусочки булочек, и набиралась вода. Одновременно молодая женщина произносила молитву, обращение к духам воды русалкам. Принесенная в дом вода считалась особой, ею кропили жилище, одежду, этой водой умывалась вся семья. При этом женщина, доставившая в дом воду, должна была хранить молчание. Эта вода является аналогом крещенской воды у христиан. Бынаты Хицауы Ахсав Праздник посвящён духу - покровителю осетинского жилища. Отмечается в ночь на среду, в первую неделю наступившего года. В старину в честь духа обязательно резали барана или козлёнка, сейчас нередко обходятся петухом. Важно, чтобы части жертвы оставались целыми тушку нельзя дробить. За богато накрытым столом семья молилась покровителю жилища , просила его снисхождения и покровительства. Посторонних людей при этом угощать было нельзя. Хайраджыты Ахсав Интересно, что этот праздник является как бы зеркальным отражением предыдущего, они похожи в своих внешних проявлениях. Только если Бынаты Хицауы — добрый дух жилища, то Хайраджыты — его противоположность, по-нашему чёрт. Этот праздник так и называют — ночь чёрта. Тоже к полуночи накрывают стол с зарезанным петухом, и так же угощение нельзя давать посторонним людям. Остатки зарезанного животного кровь, перья, внутренности обязательно собирают в один сосуд и закапывают, чтобы их не нашли ни собаки, ни птицы. Перед тем, как садиться за стол, вся семья выходила на улицу. Считалось, что в это время за столом пирует сам чёрт.
Республиканская ежедневная газета Республики Северная Осетия - Алания
Бынаты хицауы ахсав когда, макроуровень — крайние ветви развития общества (частичная лаборатория развития Макса Вебера). В ночь на среду после Цыппурса осетины отмечают Бынаты Хицауы ахсав (ночь Домового) или Хайраджыты ахсав (ночь чертей). Название праздника уже говорит о его характере. По древним поверьям люди и черти когда-то жили вместе, но между ними началась вражда. БЫНАТЫ ХИЦАУЫ АХСАВ – чествование Покровителя жилища – празднуется в первую ночь со вторника на среду в Новом году. История / Новости. Игрок, выполняя любые серии монгольских и народных приёмов, может создать необыкновенную комбо-награду за отведённое время, отображаемое в императорском обмолоте над минимальной саблей бынаты хицауы ахсав. Бынаты Ахсав у осетин.
Пирог на "Ночь домового" (Осетия).
БЫНАТЫ ХИЦАУЫ АХСАВ (праздник покровителя жилища). Отмечается в первую неделю Нового года в ночь со вторника на среду. О сервисе Прессе Авторские права Связаться с нами Авторам Рекламодателям Разработчикам. Праздники осетин. Данная презентация раскрывает проведение праздников нашими предками и их значение для подрастающего поколения. К осетинским праздникам относятся "Ног аз", "Доныскъафан", "Бынаты хицауы ахсав", "Хайраджыты ахсав", "Ногбон", "Куадзан-пасха". Бынаты хицауы Ахсав праздник покровителя жилища. Бынаты хицауы Ахсав в 2022 году. ХАЙРАДЖЫТЫ Ахсав ночь чертей.
праздник домового у осетин
В начинку обильно клали лучший сыр, яйца, масло, отварное зерно и злаки, поэтому он получался очень сытным. Пирог был еще и символом родового единства, его делили между всеми членами семьи. Новогодний стол обязательно должен был отличаться широким ассортиментом различных блюд. Сохранилось предание, что чем больше блюд, тем богаче будет год.
Было поверье, что к девушке, обуреваемой жаждой, во сне придет суженый, чтобы напоить водой. Новогодние обряды — На Цыппурс и Новый год разжигали костры, чтобы в огне сгорело все плохое, что было в прошлом году, и люди встретили Новый год очищенными от всего неприятного. Костры зажигались ночью и должны были гореть до утра — чем продолжительнее и выше пламя костра, тем больше семья будет избавлена от невзгод предыдущего года.
В огонь домашнего очага подбрасывали большое полено, которое символизировало обеспеченность семьи дровами и огнем.
Ребятам показали презентацию, из которой они узнали, что зимний цикл осетинских праздников начинается с двух праздников — Цыппурс Рождество и Новый год. Празднование Цыппурс проводилось в преддверии Нового года. На Цыппурс и Новый год разводили костры, чтобы в огне сгорело все плохое. И люди могли встретить Новый год очищенными от всего неприятного.
По осетинскому поверью, у каждого жилища, у каждой семьи есть свой покровитель, и чтобы семья жила в счастье и достатке, нужно заручиться его покровительством. За каждым праздничным или свадебным столом осетины возносят ему молитву. По преданиям, Бынаты Хицау неуважения не терпит: не получит сполна положенные ему почести — незамедлительно нашлёт на домочадцев болезни и горести. Заодно с Бынаты Хицауы осетины чествуют в эту ночь ещё и чертей — Хайраджыты Ахсав. Ведь помимо хранителя очага в доме обитают ещё и они и так же нуждаются во внимании и уважении.
У наших предков с обитателями подземного мира всегда были дипломатичные отношения — без особого пиетета , страха и всего сопутствующего эмоционального окраса. Есть одна ночь в году, когда им воздают почести, потом о них забывают до следующего раза. На столе — мясо жертвенного животного. В старину умерщвляли преимущественно козлов — как «чёртовых любимцев», но сегодня допускаются и блюда из чёрной курицы. Птицу покупают живой.
Для этого в ночь со вторника на среду в домах Осетии пекут пироги и режут обязательно чёрную курицу. У осетинских инстадив новое развлечение — они выставляют в своих сторис процесс чистки от перьев этих самых черных куриц. Зрелище не для слабонервных.
Два осетинских праздника, которые вызывают многочисленные споры
Бынаты Хицауы Ахсав – это праздник покровителя жилища, он отмечается в первую неделю Нового года, обязательно в ночь со вторника на среду. Мальвина Кокоева, госслужащая: «На Новый год, Бынаты хицауы ахсав и Лагты ахсав по традиции три пирога готовлю всегда сама. БЫНАТЫ ХИЦАУЫ АХСАВ (праздник покровителя жилища) Cправляется в первую неделю Нового года в ночь со вторника на среду. Россия, Северная Осетия-Алания. Осетины традиционно отмечают праздник Бынаты хицауы ахсав в первый вторник после Рождества, в этом году празднование приходится в ночь на 10 января 09.01.2024, Sputnik Южная Осетия. В ночь на среду после Цыппурса осетины отмечают Бынаты Хицауы ахсав (ночь Домового) или Хайраджыты ахсав (ночь чертей). Название праздника уже говорит о его характере. По древним поверьям люди и черти когда-то жили вместе, но между ними началась вражда. Приготовленным на праздник Бынаты Хицау не полагалось угощать посторонних людей.