Новости ая софья стамбул мечеть

После решения Реджепа Тайипа Эрдогана переделать собор Святой Софии из музея в мечеть против выступили многие западные лидеры, включая Дональда Трампа. Святая София в Стамбуле снова стала мечетью. Стоимость билета в мечеть Айя София (Святая София) является одной из самых высоких в Турции. Мечеть Айя-София или Большая мечеть Айя-София (тур.

Мечеть Айя-София в Стамбуле

Айя-София, собор Святой Софии, основан византийским императором Юстинианом I в 537 году. Святая София превратилась в мечеть Айя-Софья. бывшего патриаршего православного собора, ранее называвшегося собором Святой Софии, сообщает во вторник агентство "Анадолу". Малая Айя София — это достопримечательность Стамбула, которая не так сильно известна туристам. Айя-София — символ завоевания Стамбула, теперь он возвращен. Айя-София была основана христианским императором Юстинианом и была открыта 27 декабря 537 года.

Собор Святой Софии в Турции снова стал мечетью

Та часть, где находятся основные фрески и мозаики, отделена. Ее можно закрыть. Хотя есть и другие варианты — с подсветкой. Насколько я понимаю, турки придумают формулу, по которой фрески будут прикрыты во время молитвы с помощью современных технологий. Можно ли это назвать преимуществом нового статуса собора? Хотя если умножить примерную цену посещения — 100 лир 15 долларов на 3 миллиона туристов, то получается 45 миллионов долларов.

Я не исключаю, что вход туда, где находится мозаика, могут сделать платным. Религиозная часть общества Турции соотносит присвоение Айя-Софии статуса музея с шагами Ататюрка по секуляризации общества. Для религиозных людей эти шаги воспринимались как отдаляющие от ислама. Айя-София — символ завоевания Стамбула, теперь он возвращен.

Было доведено до внимания, что со дня сдачи в эксплуатацию в 537 году по 1453 год Айя-София действовала как церковь, с 1453 по 1934 год — как мечеть, впоследствии была музеем, а сегодня снова функционирует как мечеть-музей. Решением Кабинета Министров Турции от 24 ноября 1934 года Айя-София перестала функционировать как мечеть и открыла свои двери для посетителей как музей. Члены делегации после ознакомления с мечетью Айя-София пообщались с горожанами.

Было отмечено, что турецко-азербайджанское единство имеет большое значение в мире и в регионе. Граждане в очередной раз напомнили о тезисе «Одна нация, два государства».

Есть здесь и противопоставление Западу: по словам турецкого лидера, сегодняшний маневр — в том числе ответ на действия США в поддержку Израиля. Критики указывают на то, что противоречивый для международных партнеров шаг — способ главы государства удержать электорат.

По результатам соцопроса фирмы Metropoll выяснилось, что 44 процента турецких избирателей считают: решение о смене статуса власти вынесли на повестку дня, чтобы отвлечь их от экономических проблем. После того, как Константинополь в 1453 году взяли войска турецкого султана, он стал мечетью — и одновременно символом гордости турок за завоевания Османской империи. Чтобы проводить в нем богослужения, лица святых на настенных росписях прикрыли — а примерно в XVIII и вовсе замазали. По его личному указанию собор получил музейный статус.

После того, как Святая София стала музеем, в ней обнаружили бесценные памятники культуры — византийские фрески и росписи.

Об этом в беседе с «360» заявил турецкий журналист Тунджа Ойретен. Единственный способ для нее сохранить власть — это сделать что-то связанное с религией.

Они думают, что открытием Айя-Софии для молитв смогут привлечь к себе сторонников традиционного ислама. Таких в Турции почти половина населения», — поделился он. По словам журналиста, Айя-Софию каждый год посещают тысячи туристов.

Большая часть из них — это христиане, для которых собор — это священное место. Теперь посещение храма будет затруднено. Мусульмане пять раз в день приходят на молитвы.

По пятницам в мечетях бывают огромные толпы. Не исключено, что в такие дни доступ на территорию собора ограничат из-за наплыва верующих. Кроме того, решение Эрдогана негативно скажется на отношениях Турции с другими странами.

Под властью Османской империи находились Балканы. На этих территориях сейчас есть тысячи мечетей и священных мест для мусульман.

Собор Святой Софии, или мечеть Айя София в Стамбуле — 2024

Теперь же место окружено полицейскими кордонами, людей в разы меньше. В ночной темени здания собора почти не видно. Для того чтобы войти в мечеть Айя Софии, тщательного досмотра недостаточно. Необходимо снять обувь, а женщинам — еще и покрыть голову платком. Сам собор-мечеть внутри почти полностью застелен зеленым ковром, который скрыл древние, отполированные веками и туристами напольные плиты, и разгорожен на несколько зон. В некоторые из них женщинам прохода нет. В основном дамам разрешено свободно бродить лишь около Императорских ворот. Оттуда можно увидеть эллинистические кувшины из Пергама, но подойти к ним близко уже нельзя.

В центральную часть, где расположен тот самый пуп Земли, не говоря уже о восточной и юго-восточной, где находятся бывший алтарь, михраб и минбар, вход дозволен только мужчинам. Закрыты для всех туристов южный и северный нефы. Не пробраться ни к крестильной купели, ни к Плачущей колонне, ни к рампе на второй этаж. Недоступна и верхняя галерея с мозаиками. По сути, все, что можно увидеть из христианского наследия собора, — это белые полотна в апсиде, закрывающие лик Богоматери с младенцем Христом и четырех 11-метровых серафимов под куполом. Лицо лишь одного из них полностью сохранилось. Другие же еще при османах были замазаны рисунками в форме многоугольных звезд.

Вечером изображения шестикрылых ангелов почти не видны. Хорошо просматриваются они днем, поскольку получают естественное освещение от окон, расположенных в купольной части. В самом соборе-мечети непрерывно поет муэдзин. Это психологически не дает прочувствовать византийскую суть храма.

В некоторые из них женщинам прохода нет.

В основном дамам разрешено свободно бродить лишь около Императорских ворот. Оттуда можно увидеть эллинистические кувшины из Пергама, но подойти к ним близко уже нельзя. В центральную часть, где расположен тот самый пуп Земли, не говоря уже о восточной и юго-восточной, где находятся бывший алтарь, михраб и минбар, вход дозволен только мужчинам. Закрыты для всех туристов южный и северный нефы. Не пробраться ни к крестильной купели, ни к Плачущей колонне, ни к рампе на второй этаж.

Недоступна и верхняя галерея с мозаиками. По сути, все, что можно увидеть из христианского наследия собора, — это белые полотна в апсиде, закрывающие лик Богоматери с младенцем Христом и четырех 11-метровых серафимов под куполом. Лицо лишь одного из них полностью сохранилось. Другие же еще при османах были замазаны рисунками в форме многоугольных звезд. Вечером изображения шестикрылых ангелов почти не видны.

Хорошо просматриваются они днем, поскольку получают естественное освещение от окон, расположенных в купольной части. В самом соборе-мечети непрерывно поет муэдзин. Это психологически не дает прочувствовать византийскую суть храма. Около главных врат теперь красуется изображение тугры каллиграфической подписи султана Мехмеда II. Кстати, упомянутые турецким археологом двери также практически невозможно осмотреть: они все закрыты пластиковыми щитами, прикасаться к которым строго запрещено.

По периметру дежурят наряды полиции и строго следят за порядком. Покидая мечеть, я словно почувствовала на себе взгляды. Обернулась, но ничего не увидела.

Однако в Айя-Софии будет регулярно совершаться намаз. Ответ кроется в том, что собор Святой Софии — это прежде всего собор-символ, его история насчитывает полторы тысячи лет. Как всякий символ, он амбивалентен и имеет разные значения для разных религий, стран и сообществ. Патриарх Кирилл формулирует свою позицию предельно жестко : «Угроза Святой Софии — это угроза всей христианской цивилизации, а значит, и нашей духовности и истории». Если взять эту фразу вне контекста, то можно предположить, что речь идет о разрушении, чуть ли не о сносе собора, однако на самом деле речь идет всего-навсего том, что он категорически против того, чтобы в Святой Софии совершался намаз. Тогда возникает другой вопрос: зачем патриарх Кирилл так сгущает краски? Что за «угроза всей христианской цивилизации», если речь идет о мирной молитве в одном отдельно взятом месте в исламской по преимуществу стране? Проблема в том, что в патриархе говорит обида, оскорбленные чувства. Будучи де-факто главой государственной Церкви, он представить себе не может, что в этой «великой христианской святыне» мусульманин может совершать богослужение, а православному это запрещено. Не стоит забывать, что Турция не Россия. Христиане в ней составляют крохотное и до сих пор гонимое меньшинство. И речи нет о том, чтобы христиане получили равные права с мусульманами. И уж тем более нет речи о том, чтобы христиане открыто молились в Святой Софии, хотя греки в Америке даже создали организацию, которая добивается передачи собора православным. Да и многих межхристианских организаций тоже. Мне странно видеть, как многие восхищаются этой позицией, хотя по сути это манифест радикального секуляризма. Православные христиане встают на секулярную позицию от осознания, что бессильны изменить ситуацию. Но это оборачивается еще одним признанием собственной слабости. Неужели что-нибудь более убедительное с христианской точки зрения официальные спикеры Православных церквей предложить не могут? Увы, не могут, так как ведут вполне земную борьбу за символический капитал, смириться с потерей которого не могут более 500 лет. Молитва и ее отсутствие Итак, первая позиция сформулирована предельно четко: пусть Святая София остается музеем и только музеем.

Коронационная площадь Недалеко от михраба находится место коронации императоров - Коронационная площадь. Это небольшая площадка пола с мраморными пластинами, где когда-то располагался трон византийского императора. Верхние галереи Если подняться на верхние галереи по пологому пандусу - во времена Юстиниана эта часть была исключительно женской, то можно посмотреть древнюю мозаику, украшающую стены. Плачущая колонна В одной из колонн, где по преданию скрылся священник от турков после последней литургии в 1453 году, есть обрамленное в медь углубление. Считается, что колонна была благословлена Георгием Чудотворцем и исцеляет от болезней. По легенде, нужно поместить туда палец и попросить об избавлении от хвори. Если палец после извлечения будет намокшим, болезнь отступит. По другой легенде, если вставить туда большой палец руки и суметь провернуть его на 360 градусов, исполнится загаданное желание. Фонтан Справа от выхода находится фонтан для омовений в стиле рококо, датируемый 1740 г. Кроме того, мечеть интересна 107 колоннами из цветного мрамора, собранных со всей византийской империи, уникальной библиотекой и «холодным окном», где даже в самую жаркую погоду дует прохладный ветерок. На территории музея есть кафе и сувенирный магазин.

Мечеть Айя-София в Стамбуле

Кроме того, план Малой Айя-Софии взял за основу знаменитый османский архитектор Мимар Синан при строительстве мечети Рустем-паши. С момента захвата Константинополя османами в 1453 году и до 1934 года Айя-София действительно была мечетью. Власти Турции приняли окончательное решение сделать платным вход для иностранных туристов в стамбульскую мечеть Айя-София (собор Святой Софии). В мечети Айя-София в Стамбуле была сломана крышка исторического резервуара для воды. Статус мечети Айя-Софии вернули 10 июля, когда Госсовет Турции отменил решение 1934 года о превращении собора в музей.

Христос и Богоматерь приглядывают за правоверными в Святой Софии

Анкара нам нужна как союзник. При этом ничего экстраординарного не случилось. Собор Святой Софии уже пять столетий - мечеть. С тех пор как тюркские кочевники захватили Константинополь. Хотя впоследствии оккупанты сами стали наследниками Византийской цивилизации. В крови нынешних османов тюркской крови не больше пяти процентов. Остальное - кровь ассимилированных греков, армян, славян, грузин, итальянцев и других народов.

Этот разноплеменный союз, сварившийся в плавильном котле, всегда объединяла религия. А потом - общий язык, который стал силой насаждаться с начала XX века. Ислам отошел на второй план, когда президент Кемаль Ататюрк в 1923 году начал создавать светское государство. И вот теперь Эрдоган поворачивает Турцию вспять.

Эрдоган пытается использовать эту лазейку для решения своих политических вопросов, но надолго этого не хватит, потому что в итоге нужно что-то делать с экономикой. Айя-София в качестве дополнительной мечети, которых и так много в Турции, здесь никак не поможет.

Использование веры Все мечети Турции открыты для туристов. Молитва не помешает войти на территорию Айя-Софии и внимательно ее осмотреть. Однако есть проблема. В Исламе не преклоняются перед скульптурами или изображениями людей и животных. Но в соборе сохранились древние фрески и миниатюры, а в главном зале есть фигуры четырех ангелов. Что будет с ними, когда из храма сделают мечеть — непонятно.

Такими опасениями с «360» поделилась турецкий политолог Джейлан Озгюль. Политолог напомнила, что это Ататюрк сделал в соборе музей. А сегодня «Партия справедливости и развития» отменила это решение. Для турков это попрание памяти первого президента республики. К сожалению, из-за потери свободы слова в Турции и уменьшения прав прессы люди не могут громко возмущаться.

Лазейка из кризиса Турция еще до пандемии оказалась в состоянии не только экономического, но и социального кризиса. Граждане все меньше доверяют властной верхушке и чувствуют все большее давление. Смена статуса Айя-Софии с музея на мечеть может как-то разрядить обстановку в стране, а также привлечь на свою сторону консервативных мусульман. Об этом в беседе с «360» заявил турецкий журналист Тунджа Ойретен. Единственный способ для нее сохранить власть — это сделать что-то связанное с религией. Они думают, что открытием Айя-Софии для молитв смогут привлечь к себе сторонников традиционного ислама. Таких в Турции почти половина населения», — поделился он. По словам журналиста, Айя-Софию каждый год посещают тысячи туристов. Большая часть из них — это христиане, для которых собор — это священное место. Теперь посещение храма будет затруднено. Мусульмане пять раз в день приходят на молитвы. По пятницам в мечетях бывают огромные толпы. Не исключено, что в такие дни доступ на территорию собора ограничат из-за наплыва верующих.

Из второго притвора через императорские ворота 9 входим в основное пространство собора Святая София в Стамбуле. Центральная часть первого этажа. Идём в самый центр собора, под купол. Напомню, что диаметр купола — 30 метров, а высота — 56 метров. Кстати, этот купол в 557 году был разрушен землетрясением, а потом отстроен вновь. Купол окружен 40 окнами. Сейчас на куполе написана сура из Корана, а раньше, во времена Византии, здесь находилось изображение Иисуса. Шестикрылый серафим. Лицо серафима закрашено многоугольной звездой. Размер изображения 11 метров. Оглядываемся назад на императорские ворота 9. Слева и справа видим две мраморные вазы 11 , привезённые из Пергама. Всё пространство освещено низко висящими люстрами, которые были добавлены при османах. Вверху висят восемь огромных исламских медальонов 7,5 метров в диаметре , на которых написаны арабскими буквами имена Аллаха, пророка Мухаммеда, первых халифов Али и Абу Бакра. Не опуская головы, смотрим выше медальонов. Там изображены четыре шестикрылых серафима. В христианстве серафим — это ангел, наиболее приближённый к Богу. Длина этих изображений — 11 метров. Сейчас открыт только один лик серафима, другие закрыты при османах рисунками многоугольной звезды. Изначально были нарисованы лики в виде орлицы и льва, а также лики ангелов. Исламские медальоны 7,5 метров. Надписи выполнены на коже. Теперь снова смотрим вперед и подходим к огороженной площадке. Это место называется омфалион 12 и символизирует «Пуп земли», то есть «Центр Мира». В центральном кругу раньше находился трон императора, а в маленьких кругах рядом стояли его приближенные. Именно в этом месте происходила церемония коронации императоров. Есть версия, что расположение кругов имеет тайный зашифрованный смысл. Рядом с омфалионом находится специальное возвышение — что-то вроде крытого павильона. Это трибуна муэдзина 13. Она предназначена для служителя мечети, который призывает с минарета к молитве. Идём дальше вперед. Прямо вверху видим мозаику Дева Мария и младенец Иисус. Подробное описание всех мозаик и информацию о том, где их найти в соборе, смотрите ниже. Под мозаикой находится михраб 15 — украшенная ниша, которая показывает направление на Мекку. Справа от михраба находится минбар 14 — высокая трибуна со ступенями, откуда имам читает проповедь. Омфалион Центр Мира : здесь короновали византийских императоров. Левая часть первого этажа. В левой части находится плачущая колонна 10 , нижняя часть которой покрыта медными пластинами. Загадайте заветное желание, просуньте большой палец в небольшое углубление и прокрутите ладонь три раза по кругу, не отрывая ладонь от поверхности медных листов. Выглядит это со стороны забавно. По преданию, если ощутите влагу, то ваше желание якобы сбудется. Этому поверью несколько веков. Правая часть первого этажа. Здесь находится библиотека 17 султана Махмуда I. Книги привезены были сюда при правление этого султана. Сейчас они выставляются на обозрение в другом музее, и можно только полюбоваться узорной решёткой арочных окон. Подъём по лестнице без ступеней рампе на второй этаж собора. Второй этаж. Теперь пора подниматься на второй этаж. Идём во второй притвор и по лестнице рампе 2 поднимаемся на верхнюю галерею. Когда-то здесь несли императрицу, поднимая её в императорское ложе. Пройдите по периметру, рассмотрите сверху нижнюю часть собора. Одновременно поищите на парапетах каменных ограждениях надписи, сделанные скандинавскими рунами. Ищите их на парапетах с южной стороны собора. Руны — это письменность древних германцев. Надписи эти были выцарапаны варяжскими наёмниками, которые служили у византийского императора по найму. В правом южном крыле второго этажа отыщите пустующую гробницу дожа Энрико Дандоло — правителя Венеции. Это ниша в полу, которая закрыта каменной крышкой с именем дожа. На самом деле, гробница пуста — останков правителя Венеции в ней нет. Энрико Дандоло «прославился» тем, что в возрасте 97 лет, будучи почти слепым, захватил Константинополь во время четвертого крестового похода. По иронии судьбы его гробница находится в том самом соборе, в разграблении которого она лично принимал участие. По легенде, султан Мехмед II Завоеватель Фатих приказал вынуть кости бывшего правителя Венеции и выбросить их на съедение собакам. Скандинавские руны, вырезанные на каменных парапетах. Напротив гробницы находится мозаика Последний суд. Другие две мозаики расположены в дальней части южного крыла. И ещё четыре мозаики — в северной части второго этажа. Подробное описание всех мозаик и информацию о том, где их найти в соборе, читайте ниже. Здесь часто упоминалось императорское ложе. Оно находилось на втором этаже прямо над императорскими воротами 9. В этом ложе во время богослужений сидела императрица со своими фрейлинами. В период раннего христианства женщины и мужчины находились в соборе раздельно друг от друга. Где в соборе искать мозаики Первые мозаики появились в соборе через три века после его строительства. Некоторые хорошо сохранились до сих пор, и вы их можете увидеть.

Сотни человек в Стамбуле требовали снова превратить собор Айа София в мечеть

Айя София была основана христианским императором Юстинианом и была открыта 27 декабря 537 года. Статус мечети Айя-Софии вернули 10 июля, когда Госсовет Турции отменил решение 1934 года о превращении собора в музей. Святая София в роли 3272-й мечети Стамбула: прецеденты, символы и пророчества. Власти Турции приняли окончательное решение сделать платным вход для иностранных туристов в стамбульскую мечеть Айя-София (собор Святой Софии). Вход в знаменитую стамбульскую мечеть Айя-София станет платным для иностранных туристов с 15 января 2024 года. С 15 января Айя София открыла 2 этаж мечети. Вход будет платным для иностранцев и местных жителей. Приглашаю вас посмотреть какие изменения нас ждут. Привет.

В преобразованной из музея в мечеть Айя-Софии в Турции впервые за 86 лет провели пятничный намаз

Кто там молиться-то будет? Здесь мечеть, там мечеть, в моем районе вообще одни мечети. Пусть лучше больше внимания обратят на образование, на молодежь! Для тех мусульман, которые не смогли присутствовать, была организована онлайн-трансляция.

В рамках трансляции эксперты, естественно, комментировали событие позитивно. По их словам, только благодаря Фатиху Султану Мехмеду София и сохранилась. И даже название собора в честь христианской святой сохранили — из уважения, так что мечеть тоже стала называться мечетью Святой Софии.

Айа-София — это наш символ. Мы возвращаем историю в истинное русло. Это исторический момент, который знаменует примирение религий.

Мы ведь будем сюда всех пускать и показывать мозаики. Кто хочет, может даже молиться. И эту тему еще не раз поднимут, но мы в своем праве, — заявил имам во время прямой трансляции.

Провластные издания Патриотическое издание Sabah с восторгом пишет , что президент Эрдоган воплотил мечту турецкой нации. Собор Святой Софии — наиболее важный символ Стамбула и завоевания турок. Это великая святыня, считающаяся мечетью, которой всегда можно поклоняться как символу того, как турки понимают независимость».

Другое проправительственное издание передает заявление Высшего совета по делам религий: «Айя-София имеет большое значение с точки зрения культурного и исторического наследия человечества, поэтому останется открытой для посетителей и туристов в любое время кроме времени молитвы». По словам Эрдогана, вход в мечеть во все дни будет бесплатным, «двери мечети Святой Софии будут открыты для всех». Изображения не являются препятствием для молитвы мусульман, считает Высший совет по делам религий.

Однако во время молитвы мозаики с изображениями людей будут заслоняться экранами и будут затемнены соответствующими методами. Но ничего из убранства не будут удалять или переносить в другое место. Мы считаем, что оказали важную услугу нашему народу, вновь открыв этот храм — без ущерба для его самобытности как культурного объекта, — и вернув ему статус, соответствующий его предназначению», — цитирует издание Эрдогана.

Оппозиционная аналитика Левая оппозиционная газета BirGun, отвечая на вопрос, в чем смысл того, что молитва в соборе Святой Софии начнется именно сейчас, называет несколько причин. Во-первых, правительственный фронт, который хочет вырваться из треугольника экономического, политического и социального кризиса в стране, считает, что он может сместить повестку и отвлечь внимание на дебаты о статусе собора Святой Софии. Вторая цель властей, по мнению издания, состоит в том, чтобы способствовать консолидации общества, создавая напряжение в вопросах, связанных с религией и политикой.

Общество воспринимает изменение статуса собора как победу и проявление суверенитета страны. Также этим шагом Эрдоган, по мнению издания, актуализирует напряжение с Грецией, которая считается «историческим врагом» в националистически-консервативном восприятии.

RU - Власти Турции планируют реставрацию в Стамбуле мечети Айя-София - бывшего патриаршего православного собора, ранее называвшегося собором Святой Софии, сообщает во вторник агентство "Анадолу". Фактическая комплексная реставрация начнется сразу после завершения данных работ", - заявил член Научного совета, созданного для восстановления мечети, архитектор Ихсан Сары. Он отметил, что специально для этих работ был подготовлен "цифровой двойник" мечети.

Ислам отошел на второй план, когда президент Кемаль Ататюрк в 1923 году начал создавать светское государство. И вот теперь Эрдоган поворачивает Турцию вспять. Как в России восстанавливалась Русская церковь после большевиков. Для греков, сербов, итальянцев и армян, которые теперь считают себя турками, превращение в мечеть музея Святой Софии так же важно, как восстановление храма Христа Спасителя для россиян. Собор Святой Софии в Стамбуле - самый известный памятник византийской архитектуры.

Крупнейший христианский храм до постройки собора Святого Петра в Риме. Храм был построен императором Юстинианом I в Константинополе на месте сгоревших христианских храмов. Юстиниан 600 г. Софийский собор был разграблен. Вскоре он был превращен в мечеть Айя-София.

Мехмед II 1500 г.

В Партии справедливости и развития, которую возглавляет Эрдоган, заявляли, что рассчитывают открыть собор для богослужений уже 15 июля. Эта дата выбрана не просто так — 4 года назад в Турции произошла попытка государственного переворота, который начали некоторые военные под руководством общественного деятеля Фетхуллаха Гюлена. Переворот оказался неудачным, по обвинениям в причастности к нему было задержано 26 тысяч человек, почти 3 тысячи из которых попали в тюрьму.

Последствиями переворота стали массовые преследования военных и увольнение около 10 тысяч сотрудников полиции и военнослужащих. Спустя год дата 15 июля становится государственным праздником — «Днем демократии и национального единства», и к которому, судя по всему, будет приурочено изменение статуса Святой Софии. При этом суд нашел формальную причину изменить статус собора с музея на мечеть — как удалось доказать Фонду исторического наследия и окружающей среды, в 1934 году решение о преобразовании мечети в музей было принято незаконно, так как здание уже на тот момент находилось в частной собственности — оно принадлежало одному из мусульманских фондов. Судьи единогласно согласились с позицией истца главы Фонда , вскоре после оглашения решения президент Эрдоган подписал указ, согласно которому мусульмане получают право совершать поклонения в соборе.

Теперь посещать собор можно будет бесплатно чему раньше мешал его музейный статус. При этом официальных представитель президента заявил, что изменение статуса собора не будет мешать туристам местным и иностранным посещать его — правда, при условии соблюдения некоторых норм ислама. Кроме того, решается вопрос с уникальными христианскими мозаиками на стенах — согласно нормам ислама, изображать людей запрещено. Скрыть мозаики и фрески обещают лазерами, специальным освещением или просто коврами — и только на время богослужений.

Кому на самом деле принадлежит собор? История собора Святой Софии начинается с 324-337 годов нашей эры, когда на рыночной площади Августеон была построена христианская церковь. Строительство первого храма, названного Софией, относится к времени правления императора Констанция II 337-361 годы , но в 404 году храм сгорает в ходе народного восстания. После этого церковь восстанавливали несколько раз, и она снова сгорала.

В Турции открыли восстановленное при мечети Айя-София медресе

На протяжении 900 лет он служил главным храмом Византийской империи, но был полностью разграблен и стал мечетью сразу после падения Константинополя, в мае 1453 года. Для Османской империи мечеть, получившая название Айя-София, стала символом завоевания: христиане проиграли, и турки-победители «выгнали» из храма христианского бога и посвятили здание другому богу — Аллаху. Таким образом на следующие 482 года Святая София, стала символом не только падения Византии, но и исторической слабости Православной церкви. Мечеть существовала до тех пор, пока не пала Османская империя и новое государство на этой территории — Турецкая республика — не провозгласило себя секулярным, то есть свободным от влияния ислама. Это повлекло и новое изменение статуса Святой Софии. Краткая историческая справка необходима для подтверждения довольно простого факта: каждое изменение статуса Святой Софии связано с грандиозными политическими переменами. Они открыто отказались от секулярного наследия Ататюрка, что позволяет говорить о возможном возвращении к идее Османской империи. Речь, повторю, идет о символах, но символах очень значимых. Не только для самой Турции, но и для Средиземноморья как региона, и для всего христианского мира это тоже знак. Но добрый или недобрый?

В начале ХХI века имперские идеи и мечты вновь входят в моду. Россия, которая «встает с колен», тоже мыслит себя империей и делает точно такие же символические жесты, отказавшись от государственного атеизма в пользу своей «исконной религии» — православия. Мэр Москвы Юрий Лужков восстанавливает в Москве взорванный большевиками храм Христа Спасителя, которым впоследствии владеет и управляет государственный фонд. Но главное поле символической битвы, связанное с наследием империи, — это не новые храмы, а те, которые в секулярном обществе принято называть культурным наследием. Именно эти объекты становятся поводом для конфликтов: и международных, как в случае со Святой Софией, и национальных, как, например, с Исаакиевским собором в Санкт-Петербурге. Исаакий стал музеем на семь лет раньше Святой Софии, в 1928 году, и имеет статус музея до настоящего времени. При этом богослужения в нем вновь стали совершаться с 1990 года. Никаких протестов это не вызывало. Протесты начались позже, когда Русская православная церковь попыталась получить Исаакиевский собор в собственность.

И эти протесты были настолько массовыми, что власти отказались передавать собор РПЦ.

Так он сравнил сооружение с легендарным библейским Иерусалимским храмом, построенным Соломоном. Собор Святой Софии стал главным храмом Византийской империи. Именно в нем служил Константинопольский Патриарх. И именно здесь на протяжении веков происходили торжественные церемонии коронования византийских императоров. А еще именно здесь, в соборе Айя София в Константинополе, послы князя Владимира Красное Солнышко с замиранием сердца слушали удивительное пение во время службы. И это пение, и невероятная красота и величие собора так впечатлили их, что после князь услышал их восторженный отзыв: …и не знали — на небе или на земле мы: ибо нет на земле такого зрелища и красоты такой, и не знаем, как и рассказать об этом, — знаем мы только, что пребывает там Бог с людьми, и служба их лучше, чем во всех других странах. Не можем мы забыть красоты той, ибо каждый человек, если вкусит сладкого, не возьмет потом горького; так и мы не можем уже здесь пребывать Эти впечатления от посещения главного собора Константинополя сыграли свою роль в выборе религии для молодого русского государства, и впоследствии, как мы знаем, князь Владимир вошел в историю как Креститель Руси.

Около семи веков длилась эпоха непревзойденного величия, блеска и благоденствия и для Константинополя, и для храма Айя София. Но… всё когда-нибудь заканчивается. Закончился и период процветания Византии. Конечно, крестоносцы не могли обойти вниманием и один из главных символов Византии. Они превратили православный собор Святой Софии в католический. И уже 16 мая 1204 года в нем был коронован первый император новообразованной Латинской империи. Правда, «недолго музыка играла». В 1261 году Латинская империя пала, Византия вернула Константинополь, и собор вновь стал православным.

Айя София во времена Османской империи На пару веков наступил мир. Но уже с конца XIV века Константинополь стал привлекать набиравшую силу Османскую империю и неоднократно подвергался нападениям. А в 1453 году Константинополь пал под очередным натиском турок-османов, и храм Айя София был захвачен султаном Мехмедом II. В тот день все молящиеся в храме были убиты. Захватчики разрубили святые иконы и разграбили драгоценное убранство. Уже 30 мая 1453 года Султан Мехмед II вступил в собор Святой Софии и пропел в нём 48-ю суру Корана, после чего собор был обращён в мечеть. За этим последовала и перестройка собора под мусульманские традиции.

В некоторые из них женщинам прохода нет. В основном дамам разрешено свободно бродить лишь около Императорских ворот. Оттуда можно увидеть эллинистические кувшины из Пергама, но подойти к ним близко уже нельзя. В центральную часть, где расположен тот самый пуп Земли, не говоря уже о восточной и юго-восточной, где находятся бывший алтарь, михраб и минбар, вход дозволен только мужчинам. Закрыты для всех туристов южный и северный нефы. Не пробраться ни к крестильной купели, ни к Плачущей колонне, ни к рампе на второй этаж. Недоступна и верхняя галерея с мозаиками. По сути, все, что можно увидеть из христианского наследия собора, — это белые полотна в апсиде, закрывающие лик Богоматери с младенцем Христом и четырех 11-метровых серафимов под куполом. Лицо лишь одного из них полностью сохранилось. Другие же еще при османах были замазаны рисунками в форме многоугольных звезд. Вечером изображения шестикрылых ангелов почти не видны. Хорошо просматриваются они днем, поскольку получают естественное освещение от окон, расположенных в купольной части. В самом соборе-мечети непрерывно поет муэдзин. Это психологически не дает прочувствовать византийскую суть храма. Около главных врат теперь красуется изображение тугры каллиграфической подписи султана Мехмеда II. Кстати, упомянутые турецким археологом двери также практически невозможно осмотреть: они все закрыты пластиковыми щитами, прикасаться к которым строго запрещено. По периметру дежурят наряды полиции и строго следят за порядком. Покидая мечеть, я словно почувствовала на себе взгляды. Обернулась, но ничего не увидела.

В прошлые годы я несколько раз бывала в этом величественном храме-музее. Один из визитов — с патриархом Кириллом, который после своего избрания на предстоятельский престол посетил Константинопольский патриархат в июле 2009 года. Тогда же нам устроили долгую и подробную экскурсию по знаменитому собору. Мы неспешно обходили все нефы, поднимались на хоры верхней галереи, рассматривали частично утраченные исторические мозаики. Тогда впервые столь близко я увидела знаменитое панно «Последний суд», где в самом центре изображен Христос, слева — Богоматерь, справа — Иоанн Креститель. Они просят Иисуса Христа о том, чтобы Он спас людской род. Дотронуться до Плачущей колонны, которую еще называют колонной Святого Григория. Ее нижняя часть покрыта медными пластинами. Считается, что если загадать желание, просунуть большой палец в небольшое углубление в пластинах и прокрутить ладонь три раза по кругу, не отрывая от поверхности медных листов, то можно ощутить влагу — и тогда задуманное сбудется. Удалось нам постоять и около омфалиона, который символизирует «пуп земли». Здесь некогда находился трон императора. Именно у омфалиона один из священников патриаршей делегации неожиданно пропел «Аллилуйя». Звук вознесся к 30-метровому в диаметре и 56-метровому в высоту куполу и потом отразился чуть ли не во всех уголках строения. Пройти в глубь молитвеннного зала могут только мужчины. Фото автора В последний раз музей Святую Софию я посетила в 2015 году. Был ноябрь, дождливый день, и храм был почти пуст. Незадолго до того вышел роман Дэна Брауна «Инферно». Один из поворотных моментов книги происходит в Святой Софии. Помню, тогда я просто бродила по храму и пыталась соединить прочитанное с тем, что видела тогда.

В Айя-Софии завершился первый за 86 лет намаз (видео)

мечеть. В сообщениях СМИ уже несётся, что мусульмане смогут посетить собор для совершения намаза в эту субботу. Вход в мечеть Айя-София в Стамбуле для иностранных туристов с 15 января будет стоить 25 евро, сообщил Минкульт Турции. Делегация во главе с заместителем председателя – руководителем Центрального аппарата партии «Ени Азербайджан» (ПЕА) Таиром Будаговым 15 апреля посетила мечеть Айя-София в Стамбуле.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий