Новости всеволод мейерхольд биография

Интересная биография русского советского театрального режиссёра, актёра и педагога Всеволода Эмильевича Мейерхольда.

Гений биомеханики: Всеволод Мейерхольд

Великий русский театральный режиссер Всеволод Мейерхольд родился 9 февраля 1874 года, 145 лет тому назад, в Пензе, в крепкой и богатой немецкой семье. Если короля играют придворные, что ж говорить о человеке, «придворным» у которого поработал Всеволод Мейерхольд? Всеволод Мейерхольд — первый исполнитель роли Треплева во мхатовской «Чайке», ставший театральным экспериментатором и главным режиссером Императорских театров. В.Э. Мейерхольда расстреляют после неправедного суда 2 февраля 1940 г. как агента немецкой, японской, латвийской и прочих разведок. Великий русский театральный режиссер Всеволод Мейерхольд родился 9 февраля 1874 года, 145 лет тому назад, в Пензе, в крепкой и богатой немецкой семье. Дети Всеволода Мейерхольда и Зинаиды Райх сиротами стали трижды – когда в 1925 году повесился их настоящий отец Сергей Есенин, когда в 1939-м, через несколько дней после ареста отчима, была жестоко убита их мать, и когда был убит сам Мейерхольд.

Как основоположника режиссерского театра погубила его женщина

Режиссер создал систему упражнений под названием «биомеханика». Они должны были развивать актеров физически и готовить их к быстрому выполнению заданий на сценической площадке. К годовщине революции Мейерхольд поставил первую советскую комедию «Мистерия-буфф» по Маяковскому — «героическое, эпическое и сатирическое изображение» той эпохи. Ревели вокруг страшно. Особенно коммунистичествующая интеллигенция. И пошли «Макбеты». Владимир Маяковский, отрывок из автобиографии «Я сам» В 1919—1920 годах Всеволод Мейерхольд гастролировал в Крыму и на Кавказе — там белая контрразведка взяла его под арест. Режиссер провел полгода в новороссийской тюрьме под угрозой расстрела, но позже ему удалось выехать в Москву.

Анатолий Луначарский пригласил его на должность заведующего Театральным отделом Наркомпроса. В октябре 1920 года режиссер выступил перед сотрудниками отдела с докладом — он предложил программу «Театральный Октябрь». По мнению Мейерхольда, в современном театре нужно было совершить революцию, подобную государственной, а все постановки политизировать. Однако при очередной реорганизации Театрального отдела Луначарский освободил режиссера от должности, а спустя некоторое время в Москве открылся собственный театр Мейерхольда — «Театр РСФСР-1». На его сцене, следуя программе «Театрального Октября», режиссер поставил вторую редакцию «Мистерии-буфф», героическую драму Эмиля Верхарна «Зори» и еще более 20 спектаклей.

Всеволод Эмильевич перешёл в статус контрреволюционера не за один день. Во-первых, в 1922 году режиссёр обратился за помощью к Троцкому, чтобы получить военную технику для постановки «Земля дыбом». Ему он и посвятил свой спектакль. Во-вторых, в 1930-е годы вместе со своим театром Мейерхольд отправился на длительные гастроли за рубеж. Было ещё много мелочей, например, музыка Шостаковича в спектаклях. Но самое главное — как идеолог, к тому же слишком талантливый, он Сталину не подходил. В эпоху социалистического реализма экспериментам режиссёра просто нет места. На него ополчаются коллеги — все, кроме Станиславского. Премьера так и не состоялась; в спектакле ясно ощущалась апология 1920-х годов, революционный подъем, который в 1930-х сменился всеобщим упорным, монотонным трудом ради социалистического счастья. Особняком стоял и спектакль «Дама с камелиями». Главную роль в этой постановке исполнила супруга Мейерхольда Зинаида Райх. История любви парижской куртизанки, когда советский народ гнёт спины в пятилетке? Арест режиссёра был делом времени. В 1938 году театр Мейерхольда закрыли как чуждый советскому искусству. Всеволода Эмильевича забрали в июне 1939-го. Постановление об его аресте подписал Лаврентий Берия. Режиссёра арестовали в Ленинграде и спешно перевезли в Москву. Сначала держали на Лубянке, затем отправили в Бутырскую тюрьму. В июле была убита неизвестными Зинаида Райх. После допросов Мейерхольд дал показания о том, что сотрудничал с троцкистами и был шпионом. Позже от этих показаний отказался, заявив, что они были даны под воздействием пыток.

В детстве Мейерхольд часто играл в любительских спектаклях с братьями и сестрами, их мать устраивала дома музыкальные вечера. Будущий режиссер окончил Пензенскую гимназию и в 1895 году поступил на юридический факультет Московского университета. В том же году он принял православие и взял фамилию Мейерхольд и имя Всеволод — в честь любимого писателя Всеволода Гаршина. Мейерхольд получил русский паспорт, отказался от прусского подданства и обвенчался со своей ровесницей Ольгой Мунт. Вскоре Всеволод Мейерхольд оставил юридический факультет и перешел на второй курс Театрально-музыкального училища Московского филармонического общества — в класс Владимира Немировича-Данченко. Мейерхольд с удовольствием изучал литературу, музыку и историю театра, хорошо писал и мечтал попробовать себя в роли режиссера. В 1898 году создавался Художественно-общедоступный театр — будущий Московский Художественный театр. Выпускник училища Всеволод Мейерхольд вместе со своими сокурсниками Ольгой Книппер и Иваном Москвиным вступил в его труппу. За первые четыре сезона в МХТ Мейерхольд сыграл 18 ролей. В 1902 году Мейерхольд покинул Художественный театр. Вместе с актером Александром Кошеверовым он опубликовал в газете открытое письмо, в котором объяснял причину ухода — желание реализовать свою собственную творческую программу. Всеволод Мейерхольд переехал в Херсон и возглавил там труппу «Товарищество новой драмы». Премьера нового театра прошла в 1902 году. За три года режиссер поставил около 200 спектаклей. В 1905 году режиссер Константин Станиславский задумал открыть в Москве Театр-студию. Всеволод Мейерхольд написал ему, что мечтает стать режиссером: «Моя idee fixe. Благодарный за все, что дал мне Художественный театр, хочу отдать ему все мои силы!!! Позже он написал в своей книге «Моя жизнь в искусстве»: «Талантливый режиссер пытался закрыть собою артистов, которые в его руках являлись простой глиной для лепки красивых групп, мизансцен, с помощью которых он осуществлял свои интересные идеи. Но при отсутствии артистической техники у актеров он смог только демонстрировать свои идеи, принципы, искания, осуществлять же их было нечем, не с кем, и потому интересные замыслы студии превратились в отвлеченную теорию, в научную формулу».

Теперь же московская четырехкомнатная квартира В. Здесь можно было встретить Книппер-Чехову и Москвина, Маяковского и Сельвинского, знаменитых балерин и певцов из Большого театра, виднейших московских музыкантов так же, как и большевистских вождей всех рангов за исключением, конечно, самого высшего. Луначарский, Карахан, Семашко, Енукидзе, Красин, Раскольников, командиры Красной Армии с двумя, тремя и четырьмя ромбами в петлицах, самые главные чекисты — Ягода, Прокофьев, Агранов и другие — все бывали гостями на вечеринках у Всеволода Эмильевича. Веселые собрания устраивались на широкую ногу. Столы ломились от бутылок и блюд с самыми изысканными дорогими закусками, какие только можно было достать в Москве. В торжественных случаях подавали приглашенные из «Метрополя» официанты, приезжали цыгане из Арбатского подвала, и вечеринки затягивались до рассвета. В избранном обществе мейерхольдовских гостей можно было часто встретить «знатных иностранцев» — корреспондентов западных газет, писателей, режиссеров, музыкантов, наезжавших в Москву в середине и в конце 20-х годов. Атмосфера царила весьма непринужденная, слегка фривольная, с густым налетом богемы, вполне в московском стиле времен нэпа. Заслуженные большевики, командиры и чекисты ухаживали за балеринами, а в конце вечеров — и за цыганками, иностранные корреспонденты и писатели закусывали водку зернистой икрой и вносили восторженные записи в свои блокноты о блестящем процветании нового коммунистического общества, пытаясь вызывать на откровенный разговор «по душам» кремлевских комиссаров и лубянских джентльменов с четырьмя ромбами на малиновых петлицах. Тут же плелись сети шпионажа и политических интриг. Глава московского отдела Ассошиэйтед Пресс В. Резвик в своей книге «I Dreamt Revolution» рассказывает, как на одной из мейерхольдовских вечеринок агент советской военной разведки попытался вовлечь его в большую шпионскую аферу. Сейчас может создаться впечатление, что квартира Мейерхольда была выбрана руководителями советской тайной полиции в качестве одного из удобных мест, где с помощью всевозможных приятных средств, развязывающих языки и делающих податливыми самых осторожных и осмотрительных людей, можно было с большим успехом «ловить рыбку в мутной воде». Но только ли инициатива Лубянки была в этом шумном, суетном образе жизни В. Был ли это приказ по партийной линии знаменитому режиссеру, в течение всей первой половины своей биографии отличавшемуся исключительной скромностью и сдержанностью во всем, что касалось его личной жизни? К сожалению, это было не так. Советско-светский салон под сенью ГПУ вошел в быт Мейерхольда лишь как следствие. Причиной же этой разительной перемены в его жизни так же, как и перемены в нем самом, была его вторая жена Зинаида Райх — полная противоположность его первой жене О. Мунт во всем. Всегда была она окружена большим кругом поклонников, многие из которых демонстрировали ей свои пылкие чувства в весьма откровенной форме. Райх любила веселую и блестящую жизнь: любила вечеринки с танцами и рестораны с цыганами, ночные балы в московских театрах и банкеты в наркоматах. Любила туалеты из Парижа, Вены и Варшавы, котиковые и каракулевые шубы, французские духи стоившие тогда в Москве по 200 рублей за маленький флакон , пудру Коти и шелковые чулки… и любила поклонников. Нет никаких оснований утверждать, что она была верной женой В. Также трудно допустить, что она осталась незапутанной в сети лубянской агентуры. В жизнь своего второго мужа первый был Сергей Есенин она внесла перманентную драму и полное отсутствие душевного покоя. Так, видно, было угодно судьбе Всеволода Эмильевича, что как раз тогда, когда в творчестве своем вступил он в полосу высшего расцвета, когда достиг он откровений в искусстве, о которых мечтал и к которым стремился с молодых лет, — как раз в это время вошел в его жизнь трагический, деструктивный элемент, развившийся с течением времени в серьезный душевный надлом, подтачивавший его созидательную работу, затемнивший ясность его сознания если не художника, то руководителя театрального коллектива, ограничивший в конечном итоге его творческие достижения. Он любил Райх болезненно и страстно. Точнее было бы сказать, что со временем его страстная любовь приняла болезненный оттенок под влиянием характера и поведения Райх. Мало-помалу его ревность развилась и приняла фантастические размеры, являясь постоянной темой разговора его друзей и вызывая изумление и сожаление. Он ревновал Райх ко всем, к кому только можно было ревновать, иногда даже и к женщинам. Порождением его ревности являлись их постоянные ссоры.

Как основоположника режиссерского театра погубила его женщина

После окончания поступил в труппу создаваемого Московского художественного театра. Мейерхольд играл много больших ролей в пьесах Шекспира, Толстого, Чехова. С 1902 года началась его самостоятельная режиссерская работа. Он поставил огромное количество спектаклей, сотрудничал со Станиславским и Комиссаржевской. После Октябрьской революции 1917 года Мейерхольд стал одним из активнейших строителей нового советского театра. Первым из видных деятелей театра вступил в члены ВКП б. Руководил Инструкторскими курсами по обучению мастерству сценических постановок и Школой актерского мастерства.

Осенью 1921 года в мастерскую Мейерхольда пришла Зинаида Райх. Режиссер влюбился в нее с первого взгляда, хотя был старше ее на двадцать лет. Райх стала женой Мейерхольда, и он усыновил ее детей от брака с Сергеем Есениным. Мейерхольд регулярно выезжал за границу, где гастролировал с театром либо лечился. Осенью 1928 года он просит разрешить театру годичное турне по Германии и Франции. У Луначарского возникло подозрение, что Мейерхольд собирается покинуть Советский Союз. Началась травля Мейерхольда.

Мейерхольд радостно принял Великую Октябрьскую революцию. К первой годовщине Октября он всего за месяц поставил первую советскую комедию «Мистерия-буфф» Маяковского. По словам режиссёра, это было «героическое, эпическое и сатирическое изображение нашей эпохи». Труппу собрали по объявлению в газете, а для художественного оформления был привлечён Казимир Малевич. По приглашению народного комиссара просвещения Анатолия Луначарского режиссёр становится заведующим Театральным отделом ТЕО Наркомпроса в 1920-е годы, то есть фактически руководил всеми театрами республики. В то же время он начал активно работать над программой «Театральный Октябрь», посвящённой реформации театрального дела в революционной России. Он — один из вождей «левого» искусства в Советской России, один из первых народных артистов республики. Мейерхольд — основатель собственной театральной школы, автор своеобразного театрального языка. Он вообще отказывался мыслить стандартно: избавился от помпезных декораций, упростил дизайн театральных костюмов, убрал театральный занавес. Его актёры минимально гримировались, а спектакли, оформленные художниками-конструктивистами, порой больше напоминали комедию дель арте, цирковое представление или даже спортивный парад. В начале 1920-х Мейерхольду разрешили создать и возглавить собственный театр. Мастер с большой буквы — так называли ученики Мейерхольда. ГосТиМ Государственный театр имени Вс. Мейерхольда просуществовал до 1938 года. Вместе со своими актёрами Мейерхольд с успехом гастролировал по Великобритании, Германии, Франции и Италии. В театре какое-то время работал заведующим музыкальной частью молодой Дмитрий Шостакович. Но в 1928 году ГосТиМ едва не закрыли, потому что Мейерхольда вместе с его женой актрисой Зинаидой Райх заподозрили в измене родине. Отправившись за рубеж для лечения и переговоров о гастролях, они задержались во Франции. Однако Мейерхольд вместе с женой всё же возвращаются в Москву раньше, чем ликвидационная комиссия успела расформировать театр. Когда в 1930-м ГосТиМ гастролировал за рубежом, Михаил Чехов, встречавшийся с Мейерхольдом в Берлине, пытался уговорить его не возвращаться в Советскую Россию, где всё более ощущался перелом в культурной политике — отход от «левых» авангардных форм и возврат к более понятным массам классическим. Мейерхольду, впрочем, не только ему, всё сложнее было встраиваться в меняющуюся действительность. Тем не менее, он был твёрд, ответив Чехову, что всегда верил в Революцию и должен вернуться в Советский Союз — «из честности». Читайте также: Михаил Чехов: весь мир — театр Начиная с 1934 года один из самых признанных режиссёров-коммунистов попадает в немилость. Всё началось со спектакля «Дама с камелиями» с Зинаидой Райх в главной роли. Поняв, что спектакль критикуют со всех сторон с подачи Сталина, актриса не придумала ничего лучше, как изложить свою критическую точку зрения в письме. На упрёки в отсутствии вкуса Сталин ничего не ответил, но не забыл об инциденте. Критика продолжала нарастать, и вскоре творчество Мейерхольда было объявлено «антагонистическим» по отношению к советскому народу. Сам Всеволод Эмильевич, как и его жена, не оценил уровня опасности, искренне веря, что его репутация и безоговорочная преданность коммунизму защитят в любой ситуации. Биомеханика Делом своей жизни Мейерхольд считал систему упражнений, которую он назвал биомеханикой. Эти упражнения многие сравнивали с фортепианными этюдами Карла Черни.

В 1895 году он окончил Пензенскую гимназию и поступил на юридический факультет Московского университета. В том же году, по достижении совершеннолетия 21 года , Мейерхольд принял православие и изменил… Подробная биография.

Всеволод Мейерхольд: Темный гений

Символично, но именно в Год Театра, 9 февраля, исполняется 145 лет со дня рождения великого Всеволода Эмильевича Мейерхольда. В 1917 году Всеволод Мейерхольд безоговорочно принял большевистский переворот и в компании с поэтами Блоком, Маяковским, Ивневым и художником Натаном Альтманом явился в Смольный, чтобы заявить о своей готовности сотрудничать с новой властью. В 20-м году, режиссер Всеволод Мейерхольд к третьей годовщине Октября, поставил драму бельгийского поэта Верхарна “Зори”. В 1898 году Всеволод Мейерхольд окончил училище и поступил в труппу Московского художественного театра. 1940)- выдающийся театральный деятель и педагог, главный режиссер Императорских театров, один из первых режиссеров- авангардистов в СССР, создавший «биомеханику», систему специальных упражнений для актёров.

Мейерхольд, Всеволод Эмильевич

Трудно сказать, долго ли горевала после разрыва с Есениным Зинаида Райх, ютясь с двумя малышами в Доме ребенка на Остоженке. В любом случае без поклонников она не осталась, одним из которых был известный критик Виктор Шкловский. Но в итоге судьба свела ее с Мейерхольдом. А сведя, связала накрепко.

Несмотря на двадцатилетнюю разницу в возрасте, начались «отношения». Современники давали Зинаиде Райх самые противоречивые оценки. Одни описывают ее как красавицу, преданную жену и прекрасную мать.

В других воспоминаниях она выглядит экзальтированной, неуравновешенной, отнюдь не красивой, но обладавшей определенной сексапильностью, женщиной, которая не могла не давать поводов для ревности обоим мужьям. Сначала Есенину, затем Мейерхольду. Придя в студию Мейерхольда, Райх увлеклась его творческими идеями создания нового, авангардного театра.

Не найдя себя в революции, она попала в эмоциональную, чувственную среду Мейерхольда, и он смог открыть то, что так глубоко в ней таилось. Их встреча была судьбоносной. Ища свою Галатею, он влюбился в молодую ученицу.

В 1921 году слушатели ГЭКТЕМАСа, шедшие на уч: по переулкам между Тверской и Большой Никитской, часто замечали странную фигуру — приглядевшись, они понимали, что под красноармейской шинелью не один, а два человека. Учитель обнимал их однокурсницу, двадцатипятилетнюю красавицу Райх. Окружающим это не нравилось: те, кто любил Мейерхольда, не прощали Райх его любви.

Не прощали ему и враги, которых у Мейерхольда было немало. Подобно Станиславскому, Мейерхольд был целомудренным человеком, и околотеатральные сплетники никогда не находили в его личной жизни «сюжетов», способных дать пищу их воображению. Для Мейерхольда личная жизнь и сценическая работа были отделены друг от друга.

Если он и увлекался порой, как, например, очаровательной Ниной Коваленской, то его чувства неизменно оставались в духовной и платонической сфере. Райх же объединила половинки бытия Мейерхольда в одно целое: дом и сцену, работу и любовь, театр и жизнь. Мейерхольд ушел к Райх от женщины, с которой прожил всю жизнь.

Они познакомились еще детьми, поженились во время студенчества, и жена поддерживала его в горе и в радости — к тому же у них было три дочери. Но он поступил в духе своих представлений о долге, ответственности и мужском поступке: отсек прошлую жизнь и даже взял новую фамилию — теперь его звали Мейерхольд-Райх. Он задался целью создать любимую заново — ей предстояло стать великой актрисой.

Понятно, что Всеволод Эмильевич страстно любил жену и всю жизнь находился в состоянии ревнивого возбуждения. Режиссер Валентин Плучек рассказывал, что однажды, во время репетиции «Бани», Райх слегка флиртовала с Маяковским — кажется, ей льстило, что тот положил на нее глаз. И когда Маяковский пошел курить в фойе, а Зинаида Николаевна последовала за ним, то Мейерхольд объявил перерыв, хотя репетиция едва успела начаться, и немедленно к ним присоединился.

Не то чтобы он не доверял своей половине. Но, ощущая всю степень ее женственности, предпочитал присматривать, не ручаясь, судя по всему, даже за друзей. Но вот уж кто воистину подавал повод для ревности, так это Есенин, внезапно возникший в жизни счастливой четы.

Ведь став женой знаменитого Мейерхольда а вскоре и его первой актрисой , Райх снова вызвала небескорыстный интерес скандального поэта.

Учитель обнимал их однокурсницу, двадцатипятилетнюю красавицу Райх. Окружающим это не нравилось: те, кто любил Мейерхольда, не прощали Райх его любви. Не прощали ему и враги, которых у Мейерхольда было немало.

Подобно Станиславскому, Мейерхольд был целомудренным человеком, и околотеатральные сплетники никогда не находили в его личной жизни «сюжетов», способных дать пищу их воображению. Для Мейерхольда личная жизнь и сценическая работа были отделены друг от друга. Если он и увлекался порой, как, например, очаровательной Ниной Коваленской, то его чувства неизменно оставались в духовной и платонической сфере. Райх же объединила половинки бытия Мейерхольда в одно целое: дом и сцену, работу и любовь, театр и жизнь.

Мейерхольд ушел к Райх от женщины, с которой прожил всю жизнь. Они познакомились еще детьми, поженились во время студенчества, и жена поддерживала его в горе и в радости — к тому же у них было три дочери. Но он поступил в духе своих представлений о долге, ответственности и мужском поступке: отсек прошлую жизнь и даже взял новую фамилию — теперь его звали Мейерхольд-Райх. Он задался целью создать любимую заново — ей предстояло стать великой актрисой.

Понятно, что Всеволод Эмильевич страстно любил жену и всю жизнь находился в состоянии ревнивого возбуждения. Режиссер Валентин Плучек рассказывал, что однажды, во время репетиции «Бани», Райх слегка флиртовала с Маяковским — кажется, ей льстило, что тот положил на нее глаз. И когда Маяковский пошел курить в фойе, а Зинаида Николаевна последовала за ним, то Мейерхольд объявил перерыв, хотя репетиция едва успела начаться, и немедленно к ним присоединился. Не то чтобы он не доверял своей половине.

Но, ощущая всю степень ее женственности, предпочитал присматривать, не ручаясь, судя по всему, даже за друзей. Но вот уж кто воистину подавал повод для ревности, так это Есенин, внезапно возникший в жизни счастливой четы. Ведь став женой знаменитого Мейерхольда а вскоре и его первой актрисой , Райх снова вызвала небескорыстный интерес скандального поэта. Биограф Мейерхольда вспоминал, что единственным человеком, кому подчинялся буйный и пьяный Есенин, был, как ни странно, Всеволод Эмильевич.

Блудный отец являлся в дом Мейерхольдов, мог среди ночи потребовать предъявить детей, которых Всеволод Эмильевич, кстати говоря, усыновил. Но мало этого: Есенин стал встречаться с Райх на стороне. Когда Есенин покончил с собой, с Райх случился сильный припадок. Преданный Мейерхольд поил ее лекарствами, менял компрессы и сопровождал на похоронах.

От пережитого потрясения Райх отходила долгие годы. Решимся предположить, что она любила обоих, хотя и по-разному. Есенина — страстно и одержимо. Мейерхольда — ясно, радостно и благодарно.

Придя с репетиции, могла заявить на весь дом: «Мейерхольд — бог! И тут же отчитать свое божество за мелкую бытовую провинность. Она стремилась освободить его от домашних забот, чтобы мастер мог всецело принадлежать творчеству. Он же, в свою очередь, доверял ее эстетическому чутью, часто советовался относительно эскизов к спектаклям.

В театре Райх не любили и постоянно унижали.

Репетировали до изнеможения. Рождалась единая композиция, которая завораживала зрителя от первого до последнего действия. Всеволод Эмильевич перешёл в статус контрреволюционера не за один день. Во-первых, в 1922 году режиссёр обратился за помощью к Троцкому, чтобы получить военную технику для постановки «Земля дыбом». Ему он и посвятил свой спектакль. Во-вторых, в 1930-е годы вместе со своим театром Мейерхольд отправился на длительные гастроли за рубеж. Было ещё много мелочей, например, музыка Шостаковича в спектаклях.

Но самое главное — как идеолог, к тому же слишком талантливый, он Сталину не подходил. В эпоху социалистического реализма экспериментам режиссёра просто нет места. На него ополчаются коллеги — все, кроме Станиславского. Премьера так и не состоялась; в спектакле ясно ощущалась апология 1920-х годов, революционный подъем, который в 1930-х сменился всеобщим упорным, монотонным трудом ради социалистического счастья. Особняком стоял и спектакль «Дама с камелиями». Главную роль в этой постановке исполнила супруга Мейерхольда Зинаида Райх. История любви парижской куртизанки, когда советский народ гнёт спины в пятилетке? Арест режиссёра был делом времени.

В 1938 году театр Мейерхольда закрыли как чуждый советскому искусству. Всеволода Эмильевича забрали в июне 1939-го. Постановление об его аресте подписал Лаврентий Берия. Режиссёра арестовали в Ленинграде и спешно перевезли в Москву. Сначала держали на Лубянке, затем отправили в Бутырскую тюрьму. В июле была убита неизвестными Зинаида Райх.

Спектакль произвел настолько сильное впечатление на Мейерхольда, что он без тени сомнения бросил юриспруденцию и поступил на театральное отделение. В студенческие годы наставником Всеволода Эмильевича стал Владимир Немирович-Данченко, который спустя некоторое время пригласил выпускников в свой новый театр. Там Мейерхольд проработал четыре сезона. Всеволода Ивановича можно назвать универсальным актером. Он не считал оскорблением после Гамлета играть второстепенную роль в водевиле. Всеволод Мейерхольд - российский и советский режиссер. Фото: otzyv. После ухода от Немировича-Данченко Всеволод Мейерхольд пытался создать театр в провинции. На первых порах он частично копировал репертуар московского театра, но уже тогда у молодого режиссера начали формироваться свои взгляды на манеру исполнения актеров. В отличие от Станиславского, уделявшего внимание душевным переживаниям на сцене, Мейерхольд делал акцент на визуализации. Он считал, что правильнее доносить смысл происходящего через четко отточенные движения. Позже его творческий почерк получил название «биомеханика». Режиссер-экспериментатор заставлял актеров часами стоять перед зеркалом, доводя мимику и жесты до автоматизма. Станиславский охарактеризовал новаторскую манеру режиссера так: «Это или так гениально, что не умещается в наших скромных головах, гениально до безумия, или бесполезное брожение усталой мысли». Одни из спектаклей В. Фото: cdn-s-static. Такое радикальное видение театрального действа прекрасно вписалось в реалии «новой» России, сотрясавшейся от революции. Тогда приветствовалось все, что не вписывалось в рамки прежней буржуазной морали.

Мейерхольд, Всеволод

В сознательном возрасте Мейерхольд принял православие и имя Всеволод, в честь обожаемого писателя Всеволода Гаршина[1]. Всеволод Мейерхольд был признан в дореволюционной России, где он был с 1907 года главным режиссером Императорских театров Санкт-Петербурга, драмы и оперы – Александринского и Мариинского. бессмысленной и беспощадной. Всеволод Эмильевич Мейерхольд принадлежит к числу крупнейших деятелей советского театра. Мейерхольд Всеволод Эмильевич - театральный режиссёр, актёр и педагог д.р. 9.2.1874 г.,10.01.2014.

Сева и Зина. Роковая страсть Всеволода Мейерхольда

Фото: mxat. Мятежная натура юноши проявилась в студенчестве - он отказался от участия в семейном бизнесе, принял православие, женился вопреки родительской воле, взял новое имя и изменил фамилию в соответствии с нормами русского языка. Так появился Всеволод Мейерхольд — будущий юрист, который бросил Московский университет в тот же день, когда увидел спектакль «Отелло» в постановке Константина Станиславского. Он поступил в театрально-музыкальное училище при Московской филармонии, где его наставником стал театральный режиссер, драматург и критик Владимир Немирович-Данченко.

В 1898 году Мейерхольд вошел в число 14 избранных и стал актером труппы Московского Художественного театра, созданного его педагогами. Мейерхольд стал звездой МХТ, но в результате творческих разногласий разорвал отношения с наставниками, набрал свою труппу «Товарищество новой драмы» и гастролировал с ней по провинции. Через два года он предложил Станиславскому организовать радикально новый театр, но Немирович-Данченко со скандалом потребовал не слушать «бешеного гения, предлагающего какую-то яичницу с луком - дикую смесь Ницше, Метерлинка и радикализма».

Мейерхольд отличался фантастической работоспособностью - за один сезон поставил 13 спектаклей в театре знаменитой русской актрисы Веры Комиссаржевской, а за десять лет работы в Александринском и Мариинском театрах - 21 драму и 10 музыкальных спектаклей, в том числе и легендарный лермонтовский «Маскарад». Факт: На свой главный «александринский» спектакль он потратил 300 тысяч рублей золотом и шесть лет репетиций. Спектакль «Маскарад.

Воспоминания из будущего» был восстановлен в 2014 году по партитуре Мейерхольда худруком Александринки В. В 1918-м он вступил в партию и получил пост председателя театрального отдела Наркомпроса аналог министерства образования. Молодой реформатор развернул идеологическую битву с академическими театрами.

Больше всего доставалось его бывшим учителям - Немировичу-Данченко и Станиславскому. Справка: В противовес знаменитой системе Станиславского, в основе которой находится искусство переживания, Мейерхольд разработал свою систему актерского тренажа — биомеханику. Это метод, позволяющий актеру идти от внешнего к внутреннему, от движения, рефлекторной игры и разрядки «избыточной актерской энергии» к образу.

Окрыленный коммунистическими идеями, он придумал новые театральные жанры: спектакль-митинг, где зрителям разрешалось ходить, курить и разговаривать во время действия и спектакль-политобозрение. С его легкой руки и при поддержке поэта В. Маяковского по Советской России пошла волна агитационного театра.

На заре «новой жизни» в Политехническом музее и театре «Эрмитаж» регулярно шли публичные ожесточенные споры непримиримых театральных великанов - Всеволода Мейерхольда и Александра Таирова.

Зингерман, «авангардные, аскетические, бодрые смеховые формы спектаклей Мейерхольда первых лет революции идеально соответствуют духу коммунистической утопии». И спала пелена Однако уже с середины 1920-х в искусстве Мейерхольда все сильнее ощутимы трагедийные мотивы. Они отчетливо дали себя знать в «Ревизоре» Н.

Гоголя 1926 , причем обрели фантасмагорически-гиперболизированный характер. В «Горе уму» 1928 комедия А. Грибоедова «Горе от ума» была понята как трагедия одинокого романтика. Вновь прорвавшиеся в «Клопе» 1929 и «Бане» 1930 Маяковского сатирические интонации были уже скорее горькой сатирой — без запальчивой веселости прежних лет.

Гениальное художественное чутье, метафорическое мышление, склонность к поэтическим обобщениям, гиперболе и гротеску осложняли взаимоотношения Мейерхольда с советской драматургией. В «Командарме-2» И. Сельвинского 1929 , «Последнем решительном» Вс. Вишневского 1931 , «Списке благодеяний» Ю.

Олеши 1931 , «Вступлении» Ю. Германа 1933 режиссеру удались лишь отдельные, преимущественно трагедийные моменты. Многие замыслы, в том числе и постановку «Гамлета» Шекспира, ему так и не удалось осуществить. В 1935 Мейерхольд поставил «Даму с камелиями» А.

Дюма-сына — спектакль высочайшей изобразительной культуры и культуры чувств, гимн любви и красоте, прозвучавший еще мало кем осмысленным, но явно ощутимым диссонансом времени. Райх, жена и муза Мейерхольда. В том же 1935 году он поставил «Пиковую даму» П. Чайковского в Ленинградском Малом оперном театре.

Этот спектакль Д. Шостакович считал вершиной не только творчества самого Мастера, но и замечательным достижением оперной сцены вообще. Мейерхольд внес существенный вклад в оперную режиссуру, добиваясь контрапункта музыки и пластики, ритмической свободы актера внутри музыкальной фразы, свободы, построенной на разрушении точного соответствия движений и жестов темпу и ритму музыки. Во второй половине 1930-х в прессе началась откровенная травля Мейерхольда, его искусство было названо чуждым народу и враждебным советской действительности.

В 1938 его театр был закрыт. После этого Станиславский, спасая Мейерхольда, привлек опального режиссера к сотрудничеству в руководимом им оперном театре. Однако вскоре Станиславский умер, а в июле 1939 Мейерхольд был арестован. Под пытками признал предъявленные ему обвинения в измене родине, однако нашел в себе мужество и силы отказаться от самооговора.

По приговору Военной коллегии Верховного суда Мейерхольда расстреляли 2 февраля 1940 года. Родительский дом в Пензе и московская квартира Мейерхольда в Брюсовом переулке стали музеями. В 1999 в Пензе, на родине Мейерхольда, выдающемуся новатору театра был установлен памятник скульптор Ю. Среди многочисленных учеников Мейерхольда актеры и режиссеры, составившие цвет отечественного театра и кино: И.

Певцов , М. Бабанова, Э. Гарин , И. Ильинский , З.

Райх, Н. Боголюбов , Л. Варпаховский, М. Жаров , Е.

Самойлов , С. Мартинсон , Н. Охлопков , В. Плучек, И.

Пырьев, Б.

Какие места Петербурга — Петрограда связаны с именем Мейерхольда? После детских и юношеских лет в Пензе, участия в первых эпохальных — чеховских! Когда тут поселился, ему было 32 года, когда уезжал — 45. Как будто это период зрелости, но у Мейерхольда он прошёл в непрерывных бескомпромиссных исканиях. Он создавал феномен режиссёрского театра, нарушал «устои» и был участником яростных полемик. Именно в это время ставил новаторские спектакли, преподавал в студиях, нацеленных на воспитание нового актёра, выпускал теоретические статьи. Он реализовал творческие идеи, которые позволили другому гению театра — Евгению Вахтангову ещё до начала следующего, «московского» периода Мастера, при его жизни, втайне от него записать в своём дневнике: «Мейерхольд дал корни театрам будущего — будущее и воздаст ему». То, что он сделал в этом городе, отличалось петербургским стилем — интеллектуальным, европейским, опирающимся на эстетику Пушкина и русского романтизма, изысканным по художественному языку. Отмечая 150-летие Всеволода Мейерхольда, пройдём по его петербургским адресам и поймём, где рождался театр наших дней.

Историк театра Николай Песочинский составил это путешествие для читателей «Фонтанки». Декабристов Офицерская , 39. Театр В. Комиссаржевской Театральное здание, построенное в 1882 году в Демидовском саду, начиная с сезона 1906—1907 годов арендовала для своего театра В. Мейерхольд был приглашён режиссёром. Здесь он осуществил феномен символистского спектакля, находя сценические образы невидимых, нематериальных, инфернальных сущностей. Спектакли по пьесам М. Метерлинка, А. Блока, Л. Андреева, Ф.

Ведекинда выражали не «объективную» реальность, а воображение героев, мир души, а не прозу жизни. Поэт и философ искусства Максимилиан Волошин назвал это «театр как сновидение». Мейерхольд разработал визуально-пластический метод «театра-барельефа», поэтически-остраненный способ игры артистов. Он сотрудничал с художниками-новаторами Н. Сапуновым, С. Судейкиным, Н. Ульяновым, В. Мейерхольд впоследствии считал, что «счастливые планы "Балаганчика"» определили его режиссёрский метод. В постановке драмы А. Блока соединялись в игровом противопоставлении эстетические планы — обыденная реальность, мистическая символика и господствующая над всем стихия поэтической театральности в марионеточном стиле.

Территория Демидовского сада в советское время была передана Ленинградскому институту физической культуры. Парад этого института в 1939 году стал последней постановкой Мейерхольда. Театральное здание, построенное в 1882 году в Демидовском саду, начиная с сезона 1906—1907 годов арендовала для своего театра В. Декабристов Офицерская , 37, кв. В 1906 году Мейерхольд жил по соседству с театром В. Комиссаржевской, в котором работал. В семье Мейерхольда: его жена Ольга Михайловна Мунт даты жизни полностью совпадают с датами жизни Мейерхольда, 1874—1940, в браке с 1896 по 1922 год и три их дочери: Мария, Ирина, Татьяна. Жуковского, 11. Квартира Мейерхольда в 1907—1909 годах. Параллельно с постановкой спектаклей Мейерхольд во все периоды творчества занимался театральной педагогикой, разрабатывал её принципы, отличавшиеся от казённой школы.

Режиссёрскому театру нужны свои актёры. Едва начав работу в императорских театрах, Мейерхольд открывает Студию в 1908—1909 годах и делает акцент в воспитании актёра на музыкальном и пластическом воспитании, на развитии чувства ритма. Здесь впервые появился новаторский курс М. Гнесина по восприятию артистом словесного текста как мелодической и ритмической фактуры. Литейный пр. Литейный дом княгини Юсуповой. Театральный клуб Наряду с постановкой классической и современной драмы и оперы, Мейерхольд стремился к созданию «художественного балагана». Первый опыт состоялся в «Театральном клубе» прообразе нынешнего «Дома актёра» , собиравшем коллег, где режиссёр создал группу, названную «Лукоморье», на сцену вышли воспитанники его Студии. Были показаны две программы миниатюр, среди них — «Последний из Уэшеров», «Петрушка», «Честь и месть», «Блэк энд Уайт». Оформили эти маленькие спектакли Мстислав Добужинский и Иван Билибин.

Наряду с постановкой классической и современной драмы и оперы, Мейерхольд стремился к созданию «художественного балагана». Островского Александринская, или пл. Александринского театра , 6. Александринский театр Первая постановка Мейерхольда в Александринском театре вышла 30 сентября 1908 года «У царских врат» Кнута Гамсуна , последняя — 8 апреля 1918 года «Пётр Хлебник» Льва Толстого , а всего — двадцать режиссёрских работ. Но у него была цельная программа: освоение режиссёрским театром художественного богатства «подлинно театральных эпох», преодоление литературности, иллюстративности, плоского жизнеподобия богатой театральностью.

В 1896 году Всеволод Мейерхольд сразу поступил на 2-й курс Театрально-музыкального училища Московского филармонического общества в класс Вл. В 1898 году Всеволод Мейерхольд окончил училище и поступил в труппу Московского художественного театра. Толстого в постановке А. Станиславского и Вл. После этого он, совместно с А. Кошеверовым, собрал труппу в Херсоне, выступив как режиссер и антрепренер. Труппа после первого сезона и ухода Кошеверова стала называться «Товарищество новой драмы». Она гастролировала в Херсоне, Тифлисе, Севастополе, Николаеве и других городах — в 1902—1905 годах труппой Всеволода Мейерхольда было сыграно около 200 спектаклей. В 1906 году великая В. В течение первого года было сыграно 13 новаторских спектаклей — ни одна постановка не была похожа на предыдущую и ни на какую иную. В них Всеволод Мейерхольд развивал концепцию «условного театра». В 1907 году им была поставлена пьеса «Балаганчик» А. Блока, где Мейерхольд также сыграл роль Пьеро — один из признанных шедевров его театральной деятельность.

Гений биомеханики: Всеволод Мейерхольд

Она мечтала о театральных реформах и хотела создать «театр свободного актера, театр духа, в котором все внешнее зависит от внутреннего». В первый же сезон Мейерхольд поставил 13 спектаклей. Для актеров он проводил «субботы» — встречи с авангардными писателями и художниками. Всеволод Мейерхольд поставил модернистский спектакль — «переплетение форм марионеточного театра с театром живых актеров». Суфлер по задумке влезал в свою будку уже во время действия, актера, который озвучивал авторский текст, утаскивали со сцены за веревку. Декорации были предельно лаконичными, а в конце постановки они взвивались под потолок: на их место спускался традиционный колонный зал. По воспоминаниям современников, после премьеры в зале бушевали настоящие страсти. Одни зрители бешено аплодировали режиссеру, другие — освистывали его.

О спектакле вышло множество критических статей, а в залах театра Комиссаржевской был постоянный аншлаг. В Александринском он работал до самой революции. В эти годы Мейерхольд увлекался традициями старинных театров — экспериментировал с различными приемами, декорациями и техниками. С 1918 года Мейерхольд заведовал Курсами мастерства сценических постановок — он преподавал режиссуру и сценоведение. Режиссер создал систему упражнений под названием «биомеханика».

Но при отсутствии артистической техники у актёров он смог только демонстрировать свои идеи, принципы, искания, осуществлять же их было нечем, не с кем, и потому интересные замыслы студии превратились в отвлечённую теорию, в научную формулу». В следующем, 1906 году, режиссер попал в Санкт-Петербург и не только прославился, но и утвердил свой метод. В 1918 году на Курсах мастерства сценических постановок в Петрограде вводится преподавание биомеханики как теории движений.

В Москву Всеволод вернулся знаменитым и в 1920 году открыл Государственный театр имени Вс. Мейерхольда ГосТиМ. Несмотря на историю семьи и православие самого Всеволода, возле него и в его театре всегда оказывались многочисленные евреи. По случаю, хочется вспомнить одну из историей юношества Зиновия Гердта в изложении Виктора Шендеровича. Шестнадцатилетний Зяма пришел в полуподвальчик в Столешниковом переулке в скупку ношеных вещей, чтобы продать пальтишко денег не было совсем. И познакомился там с женщиной, в которую немедленно влюбился. Продавать пальтишко женщина ему нежно запретила «простынете, молодой человек, только начало марта». Из разговора о погоде случайно выяснилось, что собеседница Гердта сегодня с раннего утра пыталась добыть билеты к Мейерхольду на юбилейный «Лес», но не смогла.

Что сказал на это шестнадцатилетний Зяма? Он сказал: «Я вас приглашаю! Нахальство юного Зямы объяснялось дружбой с сыном Мейерхольда. Прямо из полуподвальчика он побежал к Всеволоду Эмильевичу, моля небо, чтобы тот был дома. Небо услышало эти молитвы. Зяма изложил суть дела — он уже пригласил женщину на сегодняшний спектакль, и Зямина честь в руках Мастера! Мейерхольд взял со стола блокнот, написал в нем волшебные слова «подателю сего выдать два места в партере», не без шика расписался и, выдрав листок, вручил его юноше. И Зяма полетел в театр, к администратору.

Приемным детям выдали в НКВД два свидетельства о смерти отчима: в первом было написано, что он умер 2 февраля 1940 года в результате сердечной недостаточности, во втором стояла дата смерти 17 марта 1942 года и прочерк вместо причины. До этого они несколько лет носили в Бутырскую тюрьму передачи с продуктами и только потом узнали от знакомых, что отца давно уже нет в живых. В прессе режиссера называли троцкистом, формалистом, последователем мещанской эстетики… И потом забыли на долгие годы. А все это время, вплоть до самой войны на сцене шел «Маскарад»… Потом он был закрыт, театр пришел в упадок, костюмы Головина сочли утраченными. Российский театр жил свою особую жизнь, без Мейерхольда. Лишь в восьмидесятых годах родственникам режиссера разрешили доступ к его делу, в Пензе открыли памятник.

И то — медленно, как будто нерешительно. По театральной легенде, уже в нулевых, при реконструкции Александринки, копаясь в обширных когда-то подвалах императорского театра, рабочие наткнулись на какие-то неизвестные коробки. Позвали экспертов. Эксперты вскрыли их, а там оказались старые костюмы Александра Головина к мейерхольдовскому спектаклю Старая, дореволюционная эстетика была спрятана рабочими сцены во время эвакуации театра еще в Великую Отечественную и теперь вернулась, видимо, к достойным потомкам. Мастер, смелый, чересчур революционный при жизни — счел необходимым потихоньку приоткрыть свои тайны своим наследникам. Гений вернулся.

А «Маскарад» в Александринке идет и сейчас. Как воспоминание будущего. О Мейерхольде написано немало статей и даже научных работ — многие эксперты, критики брались оценивать его творения, но метод гения по-прежнему считается малоизученным. Хотя бы потому, что, как уже говорилось выше, в каждом своем спектакле он раскрывался по-новому. О его таланте и уникальности подхода можно говорить и читать вечно, однако ничто так красноречиво не описывает вклад Мейерхольда в развитие искусства как его наследие. Он воспитал не один десяток талантливых актеров, специалистов разного уровня и даже самого Эйзенштейна, который, будучи его студентом, придумал новый подход к монтажу, сразивший весь мировой кинематограф.

По замыслу Мейерхольда, в определённый момент декорации взмывали наверх. Актёры играли в полумасках, некоторые детали костюмов были сделаны из картона. Для дореволюционного театра, прямо скажем, неожиданно. Режиссёр плюнул в лицо академическим традициям, хотя символисты были в восторге. Всеволод Мейерхольд. С русской классикой Всеволод Эмильевич обходился довольно смело, так, что от самого автора в постановке оставалось очень мало.

В мейерхольдовском «Ревизоре» Хлестаков, например, становится авантюристом: сам Николай Васильевич утверждал, что его герой — сиюминутный врун, а не «лгун по ремеслу». Некоторые сцены Мейерхольд выкинул, посчитав, что они «утяжеляют» действие. Актёров в финале заменил на куклы. Свободно обошёлся он и с «Лесом» Александра Островского. Однако мало кто знал, что режиссёр тщательно отбирал документальные материалы, годами изучал биографию и произведения автора, чтобы представить публике творчески переосмысленную пьесу. Спектакль «Маскарад» по Лермонтову, например, готовился без малого 10 лет.

Репетиции, пусть и эпизодически, длились в течение 6 лет. Мы пересмотрели множество картин, гравюр, увражей, осмотрели Публичную библиотеку, Академию наук, Академию художеств, интендантский музей, дворцы», — писал Мейерхольд. Сцена из спектакля «Маскарад». На улицах была слышна стрельба, в разных частях города ежечасно собирались стихийные митинги. А «Маскарад» собрал полный зал, хотя билет в партер стоил больше 20 рублей. Для сравнения — средняя зарплата рабочего в России составляла на тот момент 37 рублей.

Декорации и костюмы обошлись в целое состояние. Кстати, сегодня эти костюмы можно увидеть в Музее русской драмы Александринского театра. В новой, «красной» России Мейерхольд становится одним из главных театральных деятелей.

Мейерхольд Всеволод Эмильевич: биография, личная жизнь, творчество, память

Всеволод Эмильевич Мейерхольд (настоящее имя – Карл Казимир Теодор Мейергольд) родился (28 января) 9 февраля 1874 года в Пензе, в обрусевшей немецкой семье, где воспитывалось восемь детей – у Карла было пять братьев и две сестры. Так рассуждал Всеволод Мейерхольд о парадоксальной природе театрального искусства, которое, сойдя со сцены, тут же исчезает из памяти публики. А Всеволод Эмильевич Мейерхольд ко дню своего рождения — 28 января 1940 года — получил, наконец, копию своего обвинительного заключения. Внук Всеволода Мейерхольда и Ольги Мунт Петр Меркурьев о своем деде. Наиболее объективно о Мейерхольде в ходе диалога с журналистом рассказал внук режиссера Петр Меркурьев [22]. Биография Мейерхольд Всеволод Эмильевич в архиве мемориала ПомниПро. В 1919–1920 годах Всеволод Мейерхольд гастролировал в Крыму и на Кавказе — там белая контрразведка взяла его под арест.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий