В разгар работы над «Демоном поверженным» Врубель пишет своего белокурого сына в коляске. Михаил Врубель шёл к своему «Демону Поверженному» очень долго. Демон поверженный, часть 2, 1901. Впервые удалось осветить «Демона поверженного» направленным лучом, как в мастерской художника.
Художник и его демоны . Михаил Врубель
Несмотря на эту неудачу, период с 1896 по 1901 годы был самым счастливым в жизни Врубеля. Он создал главные свои шедевры «Богатырь», « К ночи», «Пан», «Сирень» и «Царевна-Лебедь», но вскоре началось падение в бездну. В 1901 году Врубель начал писать картину «Демон поверженный», на него часто накатывали приступы немотивированной агрессии, и он мог избить на улице незнакомого человека. В 1901 году у Врубеля родился сын с раздвоенной верхней губой. Это резко подкосило душевное состояние художника. Он стал еще более раздражительным и беспокойным. Маниакальное возбуждение достигло пика в феврале 1902 года, когда 46-летнего Врубеля поместили в психиатрическую клинику.
Он был в ужасном состоянии: сексуально расторможен, называл себя то императором, то выдающимся музыкантом. И только весной 1903 года его выписали из клиники. А через полгода вновь госпитализировали. Он сам попросил об этом. Причиной обострения стала смерть маленького сына от менингита. Врубель обвинял себя в смерти ребенка, его преследовали жуткие видения, как его в наказание пытают и казнят.
Находясь в клинике, Врубель рисовал только змееподобных демонов, что свойственно душевнобольным в периоды переживания ими страхов и галлюцинаций. Безумие гения Окончательное падение художника в бездну безумия очень четко прослеживается во всех трех картинах Врубеля: «Демон сидящий», «Демон летящий» и «Демон поверженный». Особенно показательно последнее полотно — Демон Врубеля уже не парит над миром, он упал и разбился о скалы. На лице — отчаяние и злоба. И словно в насмешку, именно тогда, когда художник уже уходил в мир своих страхов и галлюцинаций, к нему пришла настоящая слава. А Врубель стал нищим и безумным.
И только супруга Надежда Ивановна, поддерживала его. Летом 1904 года, получив ангажемент в Мариинском театре, она вместе с Врубелем переехала в Санкт-Петербург. Врубель, казалось выздоровевший, снова писал, но уже не демонов, а портреты и удивительные композиции. Его картина «Жемчужина» завораживает мерцанием серебра и голубовато-лилового перламутра.
Он более чем соответствовал художественным пристрастиям художника, который со скепсисом относился к реалистическому искусству и особенно — к деятельности своих современников передвижников, вдохновлявшихся народничеством. Демон, за романтизм, индивидуализм и подчеркнутую «несовременность» которого в 1860-е критиковали наконец опубликованную поэму Лермонтова, был для Врубеля, большого ценителя Ницше, идеальным альтер эго. И если Лермонтову за «Демона» досталось уже посмертно, то Врубеля реалисты имели возможность ругать вполне прижизненно — Максим Горький писал, например, что признает за художником «уменье владеть кистью и красками и еще большее умение портить хорошие сюжеты» надо сказать, довольно безобидный по тем временам отклик.
Впрочем, нашлись у двух Михаилов и защитники — символисты и конкретно Александр Блок, который говорил, что «Демон Врубеля и Демон Лермонтова — символы наших времен». Иллюстрация к поэме М. В этой последней борьбе было что-то ужасное и чудовищное. Каждый день мы находили новые и новые изменения. Лицо Демона одно время становилось все страшнее и страшнее, мучительнее и мучительнее» — так художник и товарищ Врубеля Александр Бенуа в 1901 году описывает работу своего друга над последним «Демоном» — «Поверженным». Вскоре Врубель, до этого долго страдавший головными болями и маниями, будет госпитализирован.
В этот раз его регулярно посещали мысли о суициде; по некоторым источникам, он предпринимал попытки свести счеты с жизнью. Летом его отвезли в Рижскую психиатрическую больницу, где доктор Т. Тилинг диагностировал у художника биполярное расстройство. После Риги Михаил Александрович возвращается в Университетскую психбольницу, где ему становится лучше до начала 1904 года. С 1904 по 1905 год художник лечится в частной клинике Ф. Там Врубель снова начинает рисовать. Сначала наброски карандашом, портреты, после — полноценные картины, такие как «Жемчужина». Работа интересна тем, что написана художником в стабильном состоянии, но ярко выделяет особенность его таланта видеть в реальных, обычных вещах что-то фантастическое, за гранью стандартного мышления. Кроме интереса к высшим существам, возвращается и тема пророка, которой он вдохновился у Пушкина и в духовных исканиях. В это же время он утверждает, что сам приобрел образ «злого духа» и демон исказил его работы. Казалось бы, такое обстоятельство должно было навести смуту в душе человека, зарабатывающего на жизнь живописью. Однако Михаил Александрович стал кроток и покорен, его душевное состояние начало налаживаться, но появились новые странности. Вначале он оказался от мяса, а после и вовсе перестал есть в надежде на «прозрение». В таком состоянии Врубель написал свою последнюю картину — портрет Валерия Брюсова. Увидев Михаила Александровича, поэт сначала ужаснулся его внешнему виду, но когда тот принялся за дело, признал во Врубеле гения. Портрет Валерия Брюсова, 1906 год В 1906 году художник стал слышать голоса исторических личностей, а последние годы своей жизни Врубель провел в разных психиатрических клиниках. Всемирное признание пришло к Врубелю уже после его смерти. Подобная трагическая судьба — не единичный случай в мире искусства. История Михаила Александровича и его картин необычна тем, что при наличии серьезных болезней он смог сохранить свое мастерство. Это по сей день удивляет искусствоведов, психологов и психиатров.
Прахов отвергали эти домыслы, утверждая, что в натуре Врубеля совершенно не было ничего демонического. Пытался ли Врубель «воспеть зло», эстетизировать его? Ответ зритель будет находить каждый раз сам, но нам он представляется отрицательным. Если это образ человеческой души, то она — арена вечной борьбы: «тут дьявол с Богом борется», по слову Достоевского. Финал открыт и часто трагичен. В мучительном противоборстве «демонического» и «ангельского» в искусстве Врубеля, а порой — в их слиянии до неразличимости, — отразилась не только личная драма художника, но весь трагический излом эпохи Серебряного века. Врубель и его раковина. Болезнь как путь смирения Раковина «Морское ушко». Государственный Русский музей, СПб. Звучит парадоксально, но может быть, именно после катастрофы начинается самое драгоценное в творчестве художника — когда его физические возможности оказались сильно ограниченными. Мир человека в болезни резко сужается — до комнаты в лечебнице. Смятая постель, брошенный на стул плед, стол со стаканом воды и подсвечником. Лица врачей и санитаров. Это то, что теперь окружает художника. Глобальные замыслы и мифические образы отдалились, холсты и краски стали недоступны. Но у Врубеля есть карандаши и бумага. И его прежнее кредо — «культ глубокой натуры», которое разворачивается теперь в новом аспекте. Он достигнет небывалого максимума самыми скупыми средствами и сможет передавать в черно-белом рисунке все оттенки фактуры и переходы тонов, но главное — внутреннюю, «сущностную» структуру изображаемой вещи или лица — с помощью сеток штрихов, положенных на лист с хирургической точностью. Конец 1904 — начало 1905 гг. Государственный Русский музей И нет, наверное, ничего более пронзительного, чем его «Бессонница» и зимние виды из окна — заснеженный палисадник и край улочки с крышами домов и деревьями, протягивающими сухие ветки через забор. Из необычного у Врубеля при себе — раковина. То есть, она тоже безделушка в сущности — красивая большая перламутровая пепельница, которую ему подарили. Он начинает ее рисовать — больше, чем в натуральную величину, — добавляя к графитному карандашу черную пастель, иногда — акварель и белила. Получилась серия, где художник бросает вызов самой необходимости пользоваться красками для передачи цвета. Он даже утверждает, что «художники в будущем их совсем забросят, и публика в конце концов научится видеть в этих рисунках краски, как я их теперь вижу». Что ж, Врубель действительно научил нас и этому, но магия его мастерства простирается много дальше. Художник властно «захватывает» зрителя и погружает в стихию природных и духовных метаморфоз. Раковина Врубеля — это целая вселенная, зарождающаяся на наших глазах. Мы словно становимся очевидцами акта творения, когда из водоворота хаоса возникает сама жизнь. Каждый из листов этой монохромной серии — целая музыкальная поэма или даже симфония, предвозвещающая миры абстракций Василия Кандинского. Слева — Пророк. Картина разрезана и только сейчас на выставке соединена. Государственный русский музей.
2. Описание картины «Демон поверженный»
- Врубель, Михаил Александрович
- Встреча с Демоном
- Армія РФ з підтримкою авіації штурмувала плацдарм ЗСУ на лівобережжі Херсонщини, – Генштаб
- Михаил Врубель "Демон поверженный"
Ангелы и демоны Михаила Врубеля: почему великий художник был так несчастен?
На протяжении практически всей жизни Михаила Врубеля преследовал образ Демона, который появлялся во многих произведениях художника. Демон поверженный и демон сидящий. В 1901 году Врубель начал писать картину «Демон поверженный», на него часто накатывали приступы немотивированной агрессии, и он мог избить на улице незнакомого человека. В истории русского искусства конца XIX – начала XX века Михаил Александрович Врубель (1856–1910) занимает уникальное место. Есть версия, что Врубель отождествлял Демона с человеком, именно поэтому он получился павшим, художник хотел показать моральный упадок человека, его ценностей и ориентиров.
Врубель: художник на все времена
Sorry, your request has been denied. | Михаил Врубель шёл к своему «Демону Поверженному» очень долго. |
Врубель М. А. Демон поверженный - Виртуальный Pусский музей | В 1901-м пишет «Демона поверженного» и говорит друзьям об «ужасной будущности». |
Мистическая сторона живописи М.Врубеля
Sorry, your request has been denied. | Биография художника Михаила Александровича Врубеля: личная жизнь, болезнь сына, книги о знаменитости. |
Михаил Врубель "Демон поверженный" | Радио Открытие | Врубеля в состоянии маниакального возбуждения пришлось госпитализировать в психиатрическую клинику. |
ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ РАЗДЕЛА "МУЗЕИ"
- Демон поверженный
- «Похищено у вечности» — демоны, ангелы, раковины на выставке Врубеля: фото
- Мистическая сторона живописи М.Врубеля
- Детство и юность Михаила Врубеля
- Содержание
Михаил Врубель. Взгляд в бесконечное...
Этим пациентом оказался художник Михаил Александрович Врубель, который время от времени слышал голоса. «Демон поверженный» — картина русского художника Михаила Врубеля, написанная в 1901—1902 гг. Михаил Врубель. 1901 и 1902 гг. Холст, масло.
Художник и его демоны . Михаил Врубель
Михаил Врубель "Демон поверженный", 1902. В 1901 году у Михаила Александровича Врубеля и его супруги Надежды Ивановны родился сын. Михаил Александрович Врубель «Демон поверженный», 1902 год Местонахождение: Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия. «Демон поверженный» — картина русского художника Михаила Врубеля, написанная в 1901—1902 гг.
Демон поверженный - Врубель Михаил Александрович
«Поверженный демон» Михаила Врубеля | Когда картина «Демон поверженный» была уже написана, Врубель продолжал работать над ней, словно зачарованный. |
Демон поверженный, Михаил Врубель - описание картины | Михаил Врубель шёл к своему «Демону Поверженному» очень долго. |
Демон сидящий - картина из серии Михаила Врубеля | 1. 1901 год был отмечен крупным семейным событием — у Михаила Александровича Врубеля и его супруги Надежды Ивановны родился сын. |
Демон поверженный — Википедия | Ангелы и Демоны, но самый пронзительный – черное-белая графическая Раковина. |
Михаил Александрович Врубель. Демон поверженный | 1901 год был отмечен крупным семейным событием — у Михаила Александровича Врубеля и его супруги Надежды Ивановны родился сын. |
«Демон сидящий» Врубеля
Демон поверженный, часть 2, 1901. В начале 1902 года, пожалуй, одна из самых известных картин Михаила Врубеля — «Демон поверженный» — была показана публике в Санкт-Петербурге на выставке «Мир искусства». Врубеля в состоянии маниакального возбуждения пришлось госпитализировать в психиатрическую клинику. В истории русского искусства Михаил Александрович Врубель (1856-1910) занимает уникальную позицию. русский художник, скульптор и мастер декоративно-прикладного искусства. Демон поверженный, часть 2, 1901.
Загадка Михаила Врубеля: автор «Демонов» под конец жизни ослеп и оказался в психбольнице
Мне дана была роль Греты. И вот на одной из репетиций, еще первоначальной, утренней, я во время перерыва помню, стояла за кулисой была поражена и даже несколько шокирована тем, что какой-то господин подбежал ко мне и, целуя мою руку, воскликнул: «Прелестный голос! Так чувствителен к звуку голоса он был всегда. Он тогда еле мог разглядеть меня, — на сцене было темно; но звук голоса ему понравился. Вообще, пение и музыку он любил чуть ли не больше всех других искусств. Почти всегда присутствовал он при разучивании мною с аккомпаниатором партий, и повторения не утомляли его. Не обладая никакими специальными музыкальными знаниями, он часто поражал меня своими ценными советами и каким-то глубоким проникновением в суть вещи. Так было с партией «Морской царевны» и вообще с оперой «Садко».
Мы с мужем приехали в Москву уже на второй сезон существования Частной оперы Мамонтова. Ко второму спектаклю ожидали Н. Римского-Корсакова, и Савва Иванович назначил меня. Михаил Врубель и Надежда Забела. После того мне пришлось петь «Морскую царевну» около 90 раз, и мой муж всегда присутствовал на спектаклях. Я даже как-то спросила его: «Неужели тебе не надоело? Я каждый раз нахожу в нем новую прелесть, вижу какие-то фантастические тона».
С тех пор принимал самое близкое участие в разучивании мною опер Римского-Корсакова. Зато до самого последнего времени, когда я его навещала, я напевала ему почти все новое, что я разучивала. И он часто, видимо, наслаждался, делал интересные замечания. Любил он также, когда я вспоминала то, что пела прежде, при нем, например, молитву детей из «Гензель и Гретель». И сам он часто пел. Здесь он иногда хоть на миг забывал о своем несчастье. Теперь, разучивая что-нибудь, я думаю о том — как бы это понравилось мужу.
Но, увы, его уже нет…» Константин Коровин живописец, театральный художник, педагог и писатель : «Портрет художника Коровина» Валентина Серова «Его великий талант травили, звали темные силы непонимания его растоптать, уничтожить и не дать ему жить. Пресса отличалась в первых рядах этого странного гонения на совершенно неповинного ни в чем человека. Врубель, чистейший из людей, кротко сносил все удары судьбы и терпел всю свою жизнь. Врубель был беден и голодал, голодал среди окружающего богатства. В моей жизни великое счастье — встреча и жизнь с этим замечательным человеком возвышенной души и чистого сердцем, с человеком просвещенным, светлого ума. Это был один из самых просвещенных людей, которых я знал.
На этот раз болезнь была совершенно другого характера: от мании величия не осталось и следа, напротив, ее сменило полное угнетение. Врубель был уныл и грустен, считал себя ничтожеством и хотел лишиться жизни. Осенью сестра художника перевезла его из Риги в Москву. В московской клинике он стал рисовать очень удачные портреты больных, но мысли его путались, Врубелю казалось, что и жена, и сестра тоже являются пациентами психиатрической больницы. Рисунки, сделанные в клинике, были представлены на выставке московских художников, в них не было видно и тени болезни. В этот период Врубель написал картину «Шестикрылый Серафим», изображающую ангела с горящей лампадой, очень красивую вещь, выполненную жгучими и яркими красками. К весне 1904 года художнику было так плохо, что врачи и родственники думали, что он не доживет до лета, хотели везти его за границу, но потом оставили эти планы. На лето московские клиники закрывались, поэтому психиатр Сербский посоветовал поместить Врубеля в недавно открытую в окрестностях Москвы лечебницу психиатра Усольцева. Больные в этой лечебнице жили вместе с семьей доктора и пользовались большой свободой. Переезд в клинику Усольцева оказал удивительную пользу: Врубель стал есть до этого он отказывал себе в пище, считая себя недостойным еды , мысли его прояснились, он рисовал, писал письма родным и друзьям, а через два месяца настолько поправился, что вернулся домой. После выписки художника из лечебницы Врубели переехали в Петербург, где Михаил вел жизнь абсолютно здорового человека: он снял квартиру, провел в ней электричество и очень много работал. В этот период Врубель начал писать свою удивительную «Жемчужину», которая сейчас находится в коллекции московской Третьяковской галереи. К началу 1905 года жена стала замечать у Михаила Врубеля сильное возбуждение, он стал несговорчивым, раздражительным, непомерно тратил деньги на совершенно ненужные вещи. Жене художника пришлось «выписать» из Москвы психиатра Усольцева, который увез Врубеля в свою московскую лечебницу. Усольцев действовал на больного успокаивающе. Оказавшись в клинике, Врубель начал спать, а бессонница всегда была одним из опасных симптомов его болезни.
Маниакальное возбуждение достигло пика в феврале 1902 года, когда 46-летнего Врубеля поместили в психиатрическую клинику. Он был в ужасном состоянии: сексуально расторможен, называл себя то императором, то выдающимся музыкантом. И только весной 1903 года его выписали из клиники. А через полгода вновь госпитализировали. Он сам попросил об этом. Причиной обострения стала смерть маленького сына от менингита. Врубель обвинял себя в смерти ребенка, его преследовали жуткие видения, как его в наказание пытают и казнят. Находясь в клинике, Врубель рисовал только змееподобных демонов, что свойственно душевнобольным в периоды переживания ими страхов и галлюцинаций. Безумие гения Окончательное падение художника в бездну безумия очень четко прослеживается во всех трех картинах Врубеля: «Демон сидящий», «Демон летящий» и «Демон поверженный». Особенно показательно последнее полотно — Демон Врубеля уже не парит над миром, он упал и разбился о скалы. На лице — отчаяние и злоба. И словно в насмешку, именно тогда, когда художник уже уходил в мир своих страхов и галлюцинаций, к нему пришла настоящая слава. А Врубель стал нищим и безумным. И только супруга Надежда Ивановна, поддерживала его. Летом 1904 года, получив ангажемент в Мариинском театре, она вместе с Врубелем переехала в Санкт-Петербург. Врубель, казалось выздоровевший, снова писал, но уже не демонов, а портреты и удивительные композиции. Его картина «Жемчужина» завораживает мерцанием серебра и голубовато-лилового перламутра. Болезнь супруга и смерть сына отразились на здоровье Надежды Ивановны — у нее стал пропадать голос. Все чаще она была вынуждена помещать Врубеля в клинику на лечение, а после лечения и выписки Врубель вдохновенно брался за кисть и писал новый шедевр. В один из таких периодов ремиссии был создан «Шестикрылый серафим» поражающий своим величием и техникой письма. Одним из последних шедевров Врубеля стал «Портрет поэта В. Брюсова», написанный по заказу издателя журнала «Золотое руно» Рябушинского. Брюсов позировал Врубелю прямо в больничной палате и был в восторге от портрета.
В этот период Врубель начал писать свою удивительную «Жемчужину», которая сейчас находится в коллекции московской Третьяковской галереи. К началу 1905 года жена стала замечать у Михаила Врубеля сильное возбуждение, он стал несговорчивым, раздражительным, непомерно тратил деньги на совершенно ненужные вещи. Жене художника пришлось «выписать» из Москвы психиатра Усольцева, который увез Врубеля в свою московскую лечебницу. Усольцев действовал на больного успокаивающе. Оказавшись в клинике, Врубель начал спать, а бессонница всегда была одним из опасных симптомов его болезни. Родственники надеялись, что на этот раз болезнь не будет продолжительной, увы, но они ошиблись — возбуждение в очередной раз сменилось угнетением. Несмотря на болезнь, Врубель не прекращал работать: он нарисовал портрет всей семьи Усольцевых, многих больных и поэта Брюсова, который навещал художника. Брюсов оставил очень интересные воспоминания о своей первой встрече с Михаилом Врубелем, состоявшейся в клинике Усольцева: «Правду сказать, я ужаснулся, увидев Врубеля. Это был хилый, больной человек, в грязной измятой рубашке. У него было красноватое лицо; глаза — как у хищной птицы; торчащие волосы вместо бороды. Первое впечатление: сумасшедший! Сразу выражение его лица изменилось. Сквозь безумие проглянул гений». Когда Врубель писал Брюсова, окружающие стали замечать, что у него происходит что-то странное с глазами, художник вынужден был подходить очень близко, чтобы разглядеть модель. Новое страдание шло с ужасающей быстротой, кончив портрет Брюсова, Врубель почти не видел своей работы. Михаил Врубель понимал весь ужас своего положения, художник, мир которого был сказочно прекрасен, — теперь почти слепой… Он стал отказываться от еды, говоря, что если он будет голодать 10 лет, то прозреет и рисунок у него будет необыкновенно хорош.
10 неизвестных: демоны Михаила Врубеля
Оставив незавершённой «Демона летящего», Михаил Врубель вдохновляется новым сюжетом: моментом превращения падшего ангела в демона. В начале 1902 года одна из самых известных картин Михаила Врубеля Демон поверженный была показана публике на выставке в Санкт-Петербурге. Впрочем, нашлись у двух Михаилов и защитники — символисты и конкретно Александр Блок, который говорил, что «Демон Врубеля и Демон Лермонтова — символы наших времен». Михаил Врубель решился на то, чего не мог себе позволить прежде ни один художник: он перешёл запретную черту, вторгся в потусторонний мир, всю жизнь изображая духов и демонов.
Другие картины Михаила Врубеля
- Врубель летящий и Врубель поверженный - Статьи - Музеи - РЕВИЗОР.РУ
- «Демоны» Михаила Врубеля
- Михаил Александрович Врубель. Демон поверженный
- Неподвижная тайна Михаила Врубеля. Биография в картинах
- Во власти демонов: знаменитые картины Михаила Врубеля, созданные за шаг от безумия
13 демонов Михаила Врубеля. Сказочно-мистический мир гениального художника
Репин, М. Нестеров и др. В 1890-е гг. Из всей прежней необъятности интересов он сосредоточился на двух темах — Демоне и русском сказочном фольклоре. Размышления о демонической личности издавна волновали воображение художника, что в итоге вылилось в несколько живописных воплощений Демона, существа с жаждой неограниченной свободы и с разъедающим скепсисом одновременно. В русской литературе ему соответствуют типажи Печорина, Дон Жуана, Ставрогина. В этот же период под влиянием музыки Н.
Римского-Корсакова Врубель создал группу поэтических картин, скульптур и панно с изображением былинных и сказочных персонажей — богатырей, Садко, царя Берендея и Царевны-Лебедь. Во время подготовки к Нижегородской выставке 1896 года вокруг панно Врубеля «Принцесса Грёза» вспыхнул скандал. В ожесточённой газетной полемике видные писатели и артисты спорили о достоинствах и недостатках творчества Врубеля. Необоснованная критика, переходящая порой в травлю, подточила душевное здоровье художника. С 1902 по 1906 гг. Врубель работал в состоянии постоянного нервного срыва.
В 1906 году на почве переживаний он ослеп и помутился рассудком. Последние годы жизни художник провёл преимущественно в психиатрической клинике. Семья и личная жизнь Михаила Врубеля В молодости Врубель вёл достаточно беспорядочную жизнь: устраивал кутежи, сорил деньгами, волочился за женщинами, однако в более зрелом возрасте сильно переменился в лучшую сторону, остепенился. В январе 1896 года, приехав в Петербург на премьеру оперы «Грензель и Гретель», 40-летний художник увидел на репетиции 28-летнюю певицу Н. Забелу и влюбился в неё сразу и бесповоротно. Буквально через несколько дней Надежда Ивановна ответила согласием на его предложение, и 28 июля 1896 года пара обвенчалась.
Художник очень любил свою жену и часто её рисовал. Именно стилизованный образ Надежды Ивановны он увековечил в знаменитой картине «Царевна-Лебедь». Увы, семейное счастье супругов было недолгим.
Врубель был уныл и грустен, считал себя ничтожеством и хотел лишиться жизни.
Осенью сестра художника перевезла его из Риги в Москву. В московской клинике он стал рисовать очень удачные портреты больных, но мысли его путались, Врубелю казалось, что и жена, и сестра тоже являются пациентами психиатрической больницы. Рисунки, сделанные в клинике, были представлены на выставке московских художников, в них не было видно и тени болезни. В этот период Врубель написал картину «Шестикрылый Серафим», изображающую ангела с горящей лампадой, очень красивую вещь, выполненную жгучими и яркими красками.
К весне 1904 года художнику было так плохо, что врачи и родственники думали, что он не доживет до лета, хотели везти его за границу, но потом оставили эти планы. На лето московские клиники закрывались, поэтому психиатр Сербский посоветовал поместить Врубеля в недавно открытую в окрестностях Москвы лечебницу психиатра Усольцева. Больные в этой лечебнице жили вместе с семьей доктора и пользовались большой свободой. Переезд в клинику Усольцева оказал удивительную пользу: Врубель стал есть до этого он отказывал себе в пище, считая себя недостойным еды , мысли его прояснились, он рисовал, писал письма родным и друзьям, а через два месяца настолько поправился, что вернулся домой.
После выписки художника из лечебницы Врубели переехали в Петербург, где Михаил вел жизнь абсолютно здорового человека: он снял квартиру, провел в ней электричество и очень много работал. В этот период Врубель начал писать свою удивительную «Жемчужину», которая сейчас находится в коллекции московской Третьяковской галереи. К началу 1905 года жена стала замечать у Михаила Врубеля сильное возбуждение, он стал несговорчивым, раздражительным, непомерно тратил деньги на совершенно ненужные вещи. Жене художника пришлось «выписать» из Москвы психиатра Усольцева, который увез Врубеля в свою московскую лечебницу.
Усольцев действовал на больного успокаивающе. Оказавшись в клинике, Врубель начал спать, а бессонница всегда была одним из опасных симптомов его болезни. Родственники надеялись, что на этот раз болезнь не будет продолжительной, увы, но они ошиблись — возбуждение в очередной раз сменилось угнетением.
На выставке демонстрируется путь художника и русского искусства к беспредметному, представлено стремление мастера выразить невыразимое и безграничное. Разработка целого ряда образов превращается в синтетический проект, включающий все виды творчества: живопись, графику, прикладное искусство, между которыми Врубель никогда не делал различий. В процессе трансформации мотивов художественные техники обогащают звучание друг друга, на их пересечении рождаются неожиданные приемы и пластические решения, предвосхищающие искусство будущего, отмечают организаторы выставочного проекта.
В это время к нему пришла слава, а картины активно продавались за рубежом. Демон поверженный Картина «Демон поверженный» была закончена в декабре 1901 года и несколько дней выставлялась в Москве. В начале 1902 года «Демона поверженного» привезли из Москвы на выставку, организованную объединением «Мир искусства» в Санкт-Петербурге.
Полотно произвело огромное впечатление на публику. Пока шла выставка, Врубель приходил к своему «Демону» каждое утро и до двенадцати часов, когда было мало посетителей, переписывал своего Демона. Демон менялся на глазах, принимал различные позы и с каждым разом его глаза становились безумнее, а поза менее пропорциональной.
Романтизацией безумия Врубеля занимались символисты, которые придавали достоверным фактам мистицизм и создавали большую огласку творчества и жизни художника. Врубеля убил сифилис, которым он заразился в борделях Одессы, пытаясь забыть любовь к Эмилии Праховой. Это было настоящим чудом, что он прожил полноценную, долгую жизнь и подарил миру свои работы.
Его не убивали образы, а спасали. Это была некая арт-терапия, которая помогала ему на некоторое время заглушить болезнь.