Порт Диксона — самый северный в России, его называют «Воротами Арктики». Подробно об осадках, температуре, давлении, влажности и ветре на Декабрь 2023 в Диксоне (Красноярский край). температура воздуха и количество осадков, приведенные за каждые сутки апреля 2024 года.
Севернее 73-й широты: посёлок Диксон
Посёлок Диксон накрыло снежным ураганом | Посёлок Диксон расположен на побережье Енисейского залива Карского моря и на западной оконечности полуострова Таймыр. |
Хорошие новости о Диксоне: медведь стал уверенно сидеть и держать равновесие / Известия | В Диксоне сегодня ожидается -17.-14 °C, без осадков, умеренный ветер. |
Севернее 73-й широты: посёлок Диксон
Вместе с Игорем Ивановым примем участие в эстафете совместно с клубом Белые медведи из Красноярска. Плывёт каждый по 30 мин. В эстафете учавствуют в каждой команде по 6 человек. Так что, время даром не теряем». Заплыв в Диксоне, моржи из регионов России посвятили 80-летию обороны этого важного морского порта на Северном морском пути. В заплыве приняли участие 12 спортсменов, среди них три почетных полярника.
Посёлок расположен в самом сердце Арктики: на северо-западной оконечности Таймырского полуострова, в устье Енисейского залива Карского моря. Зимой из одной части посёлка в другую можно добраться по льду, летом — по воде на катере, а вот весной и осенью лишь по небу — на вертолёте.
В настоящее время здание аэропорта находится в упадке и нуждается в реконструкции. Из-за плохого состояния взлётно-посадочной полосы в Диксон может летать только на самолётах Ан-24 или Ан-26. Раз в неделю отсюда можно улететь в Норильск, но только при подходящих метеоусловиях, чаще всего улететь по расписанию — большая удача.
Как обезьянки бегали из одного коридора в другой звонили, удивлялись. Для них это дико было.
Интернет и сейчас очень слабый. Видео никто здесь даже и не пытается скачивать. Чтобы загрузить несколько фотографий, у меня полтора-два часа уходит. А стоит такой интернет недешево. В месяц две с половиной тысячи плачу.
Погода Диксон находится на берегу Ледовитого океана, поэтому считается, что здесь должно быть очень холодно. На самом деле даже в южной республике Казахстан были зафиксированы более низкие температуры —57 градусов , чем на Диксоне —48 градусов : сказывается близость океана. В июне здесь все еще ездят на снегоходах. Пурга Зато ветра здесь такие, каких не бывает в казахстанской степи. Слово "пурга" на Диксоне чаще употребляют во множественном числе "пУрги", с ударением на первый слог.
Одну пургу сменяет другая, и так несколько дней подряд. Слова к песне "Морзянка" — "Четвертый день пурга качается над Диксоном" — Михаил Пляцковский написал сидя в диксонской гостинице. В 60—70-е годы прошлого века "Морзянка" была хитом советской эстрады. Задержки рейсов из-за пурги на неделю и более тут обычное дело. Флора Здесь нет деревьев даже карликовых.
Однажды из Красноярска на Диксон пришло предписание — в целях противопожарной безопасности вырубить лесополосу "минполосу". На что последовал ответ: последнее дерево на Диксоне превратилось в уголь несколько миллионов лет назад. Плотность населения До 1 января 2007 года Диксон был административным центром Диксонского района, Таймырского автономного округа. В 2007-м район ликвидировали. Диксон перестал быть райцентром и стал городским поселением.
Но вот территория бывшего района так и осталась закрепленной за Диксоном. Это 220 тысяч квадратных километров, что сопоставимо с территорией Великобритании 244 820 км2.
Вернуться в обычную ленту? Располагается на побережье Енисейского залива, на западной оконечности Берега Петра Чичагова полуострова Таймыр. Население Диксона составляет 514 человек. Расстояние от поселка до Северного полярного круга — почти 800 километров, Диксон находится севернее этой линии. Район поселка представляет собой арктическую пустыню с суровым климатом, сам населенный пункт на две части разделен широким проливом Вега. Одна часть Диксона находится на материке, вторая — на одноименном острове.
Погода в аэропорту Диксон
Адрес редакции: 125124, РФ, г. Москва, ул. Правды, д. Почта: mosmed m24.
Учёные понимали, что в Арктике формируется климат если не всей планеты, то уж Северного полушария точно. Они оставили на полярной станции двухлетний запас угля и продовольствия. Но настоящая история Диксона началась при Советской власти, когда с 1930-х годов началось активное освоение Северного морского пути. Уже в 1932 году было создано Главное управление Севморпути, и на островах и побережьях Таймыра началось строительство посёлка и полярных станций. Сначала производственные, жилые и вспомогательные сооружения возводили на острове, затем на материковой части. Одноэтажные дома образовали улицы, которые получали имена в честь исследователей Севера: Седова, Бегичева, Папанина, лётчиков Чкалова и Водопьянова, капитана Воронина, охотника Таяна и других. Названия закреплялись начальником полярной станции и постановлением политотдела.
Посёлок на материке, получивший название Новый Диксон, ведёт свою историю с 1934 года, когда здесь начали строить порт, являющийся в настоящий момент единственным на побережье Карского моря. Позднее здесь появилась гидрографическая база и Штаб морских операций западного центра Арктики — координатора всего местного судоходства до 1996 года. Именно в это время Диксон и стали именовать «воротами Арктики», а некоторые присвоили посёлку титул её столицы. В 1941 году для обеспечения возросшего объёма грузооборота вошёл в строй новый причал морского порта. Он и сейчас является главным причалом Диксонского морского порта. В 1956 году Диксон получил статус рабочего посёлка, а в 1957 году островной и береговой посёлки были объединены в один, ставший центром Диксонского района. Тут же началось строительство двухэтажный зданий, а с 1976 года — пятиэтажных.
В 1970-1980-х годах людям не верилось, что на краю России строят на вечной мерзлоте многоквартирные дома, поликлинику и больницу, Дом культуры, музей и даже самую северную в стране картинную галерею. А люди в это время жили обычной жизнью, только посреди арктической пустыни: дети ходили в школы и детские сады, диксончане выращивали в теплицах овощи, пекли хлеб и содержали собственное стадо коров. Сорок лет назад от желающих переехать на Диксон не было отбоя. Привлекала не только романтика Крайнего Севера и красота первозданной природы, но и весьма приличные зарплаты, многочисленные льготы, налаженный быт и неплохое медицинское обслуживание. В советские годы Диксон считался самым интеллигентным посёлком страны. У половины населения было высшее образование, у трети — два высших и учёные степени. Сюда из разных концов страны приезжали осваивать Север метеорологи, строители, учителя, гидрографы, военные, полярные летчики, радисты.
Численность населения Диксона, достигнув пика в 1980-е годы - а это около 5 тысяч человек, - впредь сокращалась. До начала 1990-х годов о Диксоне писали исключительно в оптимистических тонах. Пели знаменитую «Морзянку»: «…четвёртый день пурга качается над Диксоном…», говорили о романтике, рассказывали о белых медведях, которые нет-нет, да и выходят на окраины посёлка. Журнальные и газетные публикации посвящались экипажам атомных ледоколов, летчикам, гидрографам и путешественникам. Но времена изменились. Сегодня Диксон — это далёкая провинция у моря. От 5000 населения осталось чуть более 500 человек.
А те, кто сюда прилетает, в основном — вахтовики, учёные или журналисты.
В настоящее время здание аэропорта находится в упадке и нуждается в реконструкции. Из-за плохого состояния взлётно-посадочной полосы в Диксон может летать только на самолётах Ан-24 или Ан-26. Раз в неделю отсюда можно улететь в Норильск, но только при подходящих метеоусловиях, чаще всего улететь по расписанию — большая удача. Диксон, наряду с другими участками арктического побережья Сибири, появился на картах. Александр Полегенько Диксон — закрытое место, сюда можно попасть только по специальному пропуску Александр Полегенько На острове действуют аэропорт и гидрометеостанция.
Седова к Северному полюсу. С 1 сентября возобновились регулярные гидро- и метеонаблюдения, с октября результаты наблюдений начали передаваться в Главную физическую обсерваторию Петрограда. В таком виде Диксон просуществовал около 20 лет, работа полярной станции прерывалась только в 1920—1924 годах, когда в России шла Гражданская война. Характерным элементом посёлка того времени была стоящая среди безлюдных просторов 107-метровая мачта радиостанции, урчащий тон искрового передатчика которой узнавали все радисты севера [9]. Перевозки по нему начались с попыток проникновения транспортных судов из Архангельска через Карское море в устья рек Обь и Енисей. Первый всплеск интереса к этому маршруту произошёл в 1895 году в связи со строительством Транссибирской магистрали и во время транспортного кризиса Русско-Японской войны 1905 года. Затем большое значение в установлении в России Советской власти сыграли товарообменные Карские рейды 1921—1928 годов. Все эти операции были сопряжены с высоким риском, опасность представляли не только непредсказуемые погодные условия и ледовая обстановка, но и неточность карт того времени. Диксон, в этот период, играл важную роль в обеспечении безопасного плавания, будучи единственным гидрометеорологическим пунктом на громадной территории, к востоку от острова Белого западную часть маршрута обслуживали полярные станции Вайгач , Югорский Шар и Марре-Сале. Но в то же время, использовать удобную бухту, расположенную в стороне от основных маршрутов, в качестве перевалочной базы было нерационально, выход речных судов из Енисея далеко в море представлял высокую опасность. Станция Диксон в 1920-е годы подчинялась Управлению по обеспечению безопасности кораблевождения на северных морях «Убеко-Севера». В этих условиях географическое положение Диксона, находящегося в середине маршрута, оказалось наиболее выгодным. В 1933 году станция Диксон переходит в ведение ГУСМП, в этом же году гавань посещают суда первой Ленской экспедиции и суда Пясинского каравана, специальная комиссия Главсевморпути решает вопросы по строительству порта и угольной бункеровочной базы для судов. Причалы порта и угольной базы строятся ряжевым методом. Ряжи целиком изготавливаются в Игарке и доставляются на Диксон буксирами. Параллельно, в 1936 году начинается строительство самого мощного в Арктике радиоцентра [10] по другим данным его строительство было закончено 19 декабря 1934 года [11]. Был построен посёлок на материке, возведением которого занималось около ста строителей из Игарки [3] , в летнее время число строителей достигало 300 человек, в бухте начинают базироваться 2 гидросамолёта. На радиоцентре монтировались специально разработанные в Опытной радиолаборатории ОРЛ в Ленинграде связные коротковолновые радиопередатчики «Норд-2000» и радиовещательные радиопередатчики «Диксон» [9]. Строительством радиоцентра руководил В. Ходов, экспедицию по строительству станции и первой зимовки возглавлял Павел Георгиевич Кушаков 1881—1946. Этот период лёг в основу книги «Обыкновенная Арктика» журналиста Бориса Горбатова , проведшего одну из зимовок на Диксоне в 1976 году по книге был снят одноименный фильм. Строительство началось в сложных условиях, две баржи с ценным оборудованием были выброшены штормом на камни и около 2700 т. Рабочий день продолжался 16 — 18 часов. С наступлением зимы, строительство затрудняли 50-градусные морозы, пурга и метели. В районе острова и бухты появилось 3 населённых пункта. Островной посёлок стал именоваться «Старый Диксон», район портового строительства на материковом побережье получил название «Порт», на северо-западной оконечности острова в районе мыса Кречатник появился «Новый Диксон», на нём располагались радиопередатчики диксоновского радиоцентра , радиомаяк и пункт наблюдения за ледовой обстановкой в открытом море. Небольшой посёлок возник также на острове Конус, где взрывными работами была выровнена площадка под угольную базу [11]. В 1933 году на Диксоне организуется медпункт, а с 27 октября 1934 года начинает работу районная больница. На её постройку и оборудование было ассигновано 43 тыс. Больница стала единственной в радиусе около 600 км [12]. В навигацию 1935 года, когда в СССР начинаются первые сквозные транспортные операции по трассе Северного морского пути, гавань Диксона посещают около 70 судов. С этого момента он становится важнейшим узловым пунктом.
Текстовый прогноз погоды в Диксоне на неделю
Windy: Wind map & weather forecast | На севере региона посёлок Диксон поглотил снежный ураган. Температура воздуха сейчас -15° -17°, но из-за суровых условий погоды видимость практически нулевая. |
Погода на месяц в Диксоне | Пока люди в разных регионах Сибири наслаждаются лёгким февральским холодком, посёлок Диксон накрыло снежным ураганом. |
Weather in Dikson, Russia | Сильный ветер в районе городского поселка Диксон на севере Красноярского края блокируют местную транспортную инфраструктуру. |
Погода в Диксоне, Таймырского Долгано-Ненецкого района, Красноярского края
Подробно о погоде в Диксоне сегодня, сейчас, прогноз на завтра и на ближайшие дни. В Диксоне сегодня ожидается -4.-6 °C, без осадков, умеренный ветер. Среднемесячная температура января составляет всего −22.4°С. Больше всего солнца в городе Диксон в октябре. Среднемесячная температура января составляет всего −22.4°С. Больше всего солнца в городе Диксон в октябре.
Температура воды в Карском море сегодня
По времени это заняло 6,5 часов». Но в Красноярске моржи из Якутии времени даром не теряют. Примем участие в эстафете с местным клубом «Белый медведь». Вместе с Игорем Ивановым примем участие в эстафете совместно с клубом Белые медведи из Красноярска.
Плывёт каждый по 30 мин. В эстафете учавствуют в каждой команде по 6 человек.
Более облачная часть года начинается примерно 11 октября и длится 6,8 месяца, заканчиваясь примерно 4 мая. Категории облачности в Диксон.
Участники соревнований проплывут эстафетным способом по 500 метров, общая дистанция составит 3500 метров. Мы плаваем при температуре от нуля и до минус двух градусов. В команде есть три рекордсмена Гиннеса, которые участвовали в заплыве через Берингов пролив «Чукотка-Аляска 2013», — рассказал председатель межрегиональной Ассоциации холодового плавания России Александр Брылин. Арктический заплыв приурочили к празднованию 90-летия Полярной авиации России.
Для примера, в Тикси полярная ночь длится примерно 67 дней, Певеке — 50, Норильске — 45, Мурманске — 40, а в Воркуте всего — 11 дней. Зато полярный день на Диксоне свыше 100 суток с начала мая по середину августа. И на короткое время тундра освобождается от снега и на двадцать — тридцать дней покрывается зелеными красками.
Лето здесь настолько стремительное, яркое и короткое, что пролетает словно миг для всего живого. Забытый и умирающий Сегодня самый северный арктический посёлок России переживает едва — ли не самые тяжёлые времена за свою долгую историю. Огромная и разветвлённая сеть арктических полярных станций практически уничтожена. Арктические полярные аэродромы вдоль СМП ушли в историю, многочисленные зимовья разрушены, военные части заброшены, самый северный порт СевМорПути заброшен, гидробаза "дышит на ладан", ледовая разведка не ведется и никому не нужна. Всё это осталось только в памяти людей, связавших свою жизнь с Диксоном. Весь Диксон сегодня — это новая погранзастава, котельная и дизельная электростанция, школа с детским садом, старенькое здание аэропорта, маленькая гостиница, администрация, пожарная часть, несколько магазинов и несколько жилых многоэтажных домов. И огромная свалка металлолома вокруг посёлка. Как же попасть сюда?
На Диксон никогда не было и никаких дорог в прошлом. Было гораздо проще, дешевле и быстрее доставлять всё воздухом и морем. А поэтому колёсная техника с "большой" земли никогда не приходила своим ходом. Не появилось никаких зимников и дорог и в настоящем. Да и попасть в Диксон было непросто, что в советское время, что сейчас. Гражданам России требуется разрешение — пропуск в пятикилометровую пограничную зону от ФСБ, а уж иностранцам и подавно. Всех прибывающих в посёлок встречает бдительный наряд пограничников прям на выходе из самолёта и внимательно проверяет пропуск и документы. В короткое арктическое лето с июля по август всё снабжение Диксона происходит по Енисею и Карскому морю из Дудинки.
Завозят топливо, продукты, материалы на целый год. Зимой порт не функционирует. Ходит и пассажирский теплоход из Дудинки. В оставшиеся десять месяцев вся связь с внешним миром — старые дряхлые Ан-26 и Ан-24 раз в неделю и то если повезет с погодой. А так можно ждать рейс неделями. Доставить что-то с большой земли можно только очень дорогой авиа — доставкой из Норильска. Когда-то на Диксон летали Як-40, но и этих советских старичков уже осталось не более десятка самолётов на просторах страны. А никакой другой самолёт на плохенькую полосу Диксона сесть и не сможет.
Погода на месяц в Диксоне
Самый теплый месяц в Диксоне — август, в это время средняя температура в поселке держится на уровне 4,8 градуса Цельсия. Подробно о погоде в Диксоне сегодня, сейчас, прогноз на завтра и на ближайшие дни. Точный прогноз погоды в Диксоне. Температура и влажность воздуха, давление, скорость и направление ветра, осадки, восход и заход Солнца и Луны. Точный прогноз погоды в Диксоне. Температура и влажность воздуха, давление, скорость и направление ветра, осадки, восход и заход Солнца и Луны. На том берегу Енисейского залива находится поселок Диксон, где еще живут люди.
Погода в аэропорту Диксон
Температура воздуха, °CF. Новости Красноярска содержащие упоминание о Диксон страница номер 1. В самом северном населенном пункте России – в поселке Диксон ввели режим. Диксон – это самый северный поселок в России. Сегодня в Диксоне на протяжении дня ожидается очень холодная погода и сильный мороз. Температура воздуха колеблется от -22.7 до -16.1 градусов цельсия.
Морской порт Диксон на севере Красноярского края закрыт из-за непогоды
Уходя, надеялись, что покидают посёлок на время. Но оказалось, что навсегда. Последних жителей с острова отселили на материк в 2009 году и сейчас там действует только аэропорт и здание метеостанции. Все дома на острове законсервированы восстановить их уже невозможно. Дороги и машины Несмотря на то, что из Диксона никуда не возможно выбраться по земле, здесь есть дороги из бетонных плит, дорожные знаки и разная техника. Пограничники передвигаются между островом и материком на модной "газушке". Улицы почищены, но многие дома занесены снегом на высоту второго этажа. Снега здесь хватает. И самое удивительное — несколько автомобилей.
В сугробе я заметил старый мерседес, а некоторые местные жители передвигаются на старых внедорожниках. Их доставили сюда морем из Дудинки. Есть и грузовая техника, но задействована она обычно летом при строительстве и ремонте объектов. Основной транспорт для местных — снегоходы. На них можно съездить на рыбалку и охоту в тундру. Настоящее и будущее Но даже в таких условиях можно не только выживать, но и жить. Здесь живёт немало детей. В центре Диксона есть детская площадка, функционирует средняя школа.
Когда — то был отдельный детский сад, но сейчас он объединен с школой. В магазине можно купить всё от хлеба и до стиральной машины. Обычный "сельпо", вот только доставка очень дорогая по воздуху. И не хватает "свежестей" с материка. Вся надежда у Диксона на нефтяное будущее. Вроде как не первый год ведутся разговоры, что здесь будет большой нефтяной порт-терминал, ведь на Таймыре нашли нефть и газ и полуостров может стать едва-ли не вторым Ямалом. А значит закипит жизнь и появятся деньги. Вместе с круглогодичным терминалом для перекачки нефти и газа закипит жизнь, реконструируют аэропорт, а может и зимник протянут в Норильск.
Или всё это останется в далёких мечтах и всё ограничится вахтовыми посёлками и Диксону суждено будет окончательно исчезнуть с карты страны, как и многим другим населённым пунктам в Артике. Скоро я отправлясь в очередную зимнюю экспедицию по Арктике и мы планируем вновь заглянуть на Диксон.
В настоящее время здание аэропорта находится в упадке и нуждается в реконструкции. Из-за плохого состояния взлётно-посадочной полосы в Диксон может летать только на самолётах Ан-24 или Ан-26. Раз в неделю отсюда можно улететь в Норильск, но только при подходящих метеоусловиях, чаще всего улететь по расписанию — большая удача. Диксон, наряду с другими участками арктического побережья Сибири, появился на картах.
Александр Полегенько Диксон — закрытое место, сюда можно попасть только по специальному пропуску Александр Полегенько На острове действуют аэропорт и гидрометеостанция.
До начала 1990-х годов о Диксоне писали исключительно в оптимистических тонах. Пели знаменитую «Морзянку»: «…четвёртый день пурга качается над Диксоном…», говорили о романтике, рассказывали о белых медведях, которые нет-нет, да и выходят на окраины посёлка. Журнальные и газетные публикации посвящались экипажам атомных ледоколов, летчикам, гидрографам и путешественникам. Но времена изменились.
Сегодня Диксон — это далёкая провинция у моря. От 5000 населения осталось чуть более 500 человек. А те, кто сюда прилетает, в основном — вахтовики, учёные или журналисты. Диксон 2018 года — это поселение городского типа, застроенный двух-, трёх- и пятиэтажными домами, у которых двери занесены снегом, окна крепко заколочены или вовсе отсутствуют. Порт обеспечивает жилые дома водой, теплом и электроэнергией.
Однако в каждой квартире хранятся про запас свечи: пурга может неожиданно порвать провода или повалить столбы. Поселок состоит из двух частей — островной и материковой. Их разделяет бухта. Расстояние между ними составляет 1,5 км между островом и материком находится островок, называемый Сахалин, видимо, из-за его расположения относительно острова Диксон. Весной и осенью из одной части посёлка в другую можно попасть лишь на вертолёте.
Даже письма сюда приходят по двум адресам: Диксон-остров и Диксон-материк. Полярная ночь начинается 10 ноября, и лишь в первых числах февраля солнце вновь появляется на горизонте. Зато с 5 мая по 10 августа оно не заходит совсем — полярный день длится более ста суток. Вокруг посёлка не встретишь ни одного деревца: земля пропитана вечным холодом. Кругом только ржавые скалы и глыбы бурых камней.
В расщелинах скал и долинах даже в августе сохраняется снег и лёд. Только среди камней, обращенных к югу, можно встретить стебельки полярного мака, лишайники и низкорослую осоку. Зима на участке от Диксона до шхер Минина очень суровая даже по меркам Арктики. Существует так называемый индекс Бормана — индекс суровости погоды, так вот здесь он достигает 7-8 баллов — так же, как и на поверхности ледников Северной Земли. Сегодня этот арктический посёлок переживает крайне тяжёлые времена.
Сеть полярных станций, геофизическая обсерватория, порт Северного морского пути, штаб морских операций, сеть береговых аэродромов, клубы полярников, охотничьи зимовки, рыбзавод, художественная галерея — остались только в краеведческих записках и памяти людей, которые приезжали обживать неприветливый Крайний Север. Погранзастава, неотапливаемый аэропорт, гидрометеостанция, котельная, дизельная, школа, администрация, библиотека и магазин — всё, что осталось сегодня. В 2009 году остров закрыли, и сейчас он практически необитаем. Людей переселили в посёлок, а улицы остались пусты. Теперь только северный ветер выбивает в оставленных домах ещё где-то сохранившиеся окна и двери.
Воскресенье, 14 октября, сразу в нескольких населенных пунктах был побит температурный рекорд. Аномально теплыми выходными стали не только, например, в Калининграде, Сочи. Рекордно тепло было в центре и на севере Сибири.
Строительная климатология онлайн
Но в то же время, использовать удобную бухту, расположенную в стороне от основных маршрутов, в качестве перевалочной базы было нерационально, выход речных судов из Енисея далеко в море представлял высокую опасность. Станция Диксон в 1920-е годы подчинялась Управлению по обеспечению безопасности кораблевождения на северных морях «Убеко-Севера». В этих условиях географическое положение Диксона, находящегося в середине маршрута, оказалось наиболее выгодным. В 1933 году станция Диксон переходит в ведение ГУСМП, в этом же году гавань посещают суда первой Ленской экспедиции и суда Пясинского каравана, специальная комиссия Главсевморпути решает вопросы по строительству порта и угольной бункеровочной базы для судов. Причалы порта и угольной базы строятся ряжевым методом. Ряжи целиком изготавливаются в Игарке и доставляются на Диксон буксирами. Параллельно, в 1936 году начинается строительство самого мощного в Арктике радиоцентра [10] по другим данным его строительство было закончено 19 декабря 1934 года [11]. Был построен посёлок на материке, возведением которого занималось около ста строителей из Игарки [3] , в летнее время число строителей достигало 300 человек, в бухте начинают базироваться 2 гидросамолёта.
На радиоцентре монтировались специально разработанные в Опытной радиолаборатории ОРЛ в Ленинграде связные коротковолновые радиопередатчики «Норд-2000» и радиовещательные радиопередатчики «Диксон» [9]. Строительством радиоцентра руководил В. Ходов, экспедицию по строительству станции и первой зимовки возглавлял Павел Георгиевич Кушаков 1881—1946. Этот период лёг в основу книги «Обыкновенная Арктика» журналиста Бориса Горбатова , проведшего одну из зимовок на Диксоне в 1976 году по книге был снят одноименный фильм. Строительство началось в сложных условиях, две баржи с ценным оборудованием были выброшены штормом на камни и около 2700 т. Рабочий день продолжался 16 — 18 часов. С наступлением зимы, строительство затрудняли 50-градусные морозы, пурга и метели.
В районе острова и бухты появилось 3 населённых пункта. Островной посёлок стал именоваться «Старый Диксон», район портового строительства на материковом побережье получил название «Порт», на северо-западной оконечности острова в районе мыса Кречатник появился «Новый Диксон», на нём располагались радиопередатчики диксоновского радиоцентра , радиомаяк и пункт наблюдения за ледовой обстановкой в открытом море. Небольшой посёлок возник также на острове Конус, где взрывными работами была выровнена площадка под угольную базу [11]. В 1933 году на Диксоне организуется медпункт, а с 27 октября 1934 года начинает работу районная больница. На её постройку и оборудование было ассигновано 43 тыс. Больница стала единственной в радиусе около 600 км [12]. В навигацию 1935 года, когда в СССР начинаются первые сквозные транспортные операции по трассе Северного морского пути, гавань Диксона посещают около 70 судов.
С этого момента он становится важнейшим узловым пунктом. Строительство порта и посёлка продолжается до начала войны. Диксон в годы войны[ править править код ] К началу Великой Отечественной войны на островной части Диксон располагался Штаб морских операций Западного сектора Советской Арктики, база полярной авиации и радиометеоцентр, на материковой части — первые сооружения морского порта, на находящимся в гавани небольшом острове Конус действовала угольная база. После начала боевых действий все подразделения ГУСМП были переведены на военное положение, в порту создаётся вооружённый заградительный отряд из 40 человек, все мужчины, независимо от должности, начинают проходить военную подготовку. В августе 1942 года недалеко от посёлка произошёл бой с немецким рейдером « Адмирал Шеер » [13]. Это был единственный бой с вооружёнными силами вермахта на территории Сибири за Уралом. Папанина , однако радиограмма запоздала, советское командование считало, что операция только начинается, в то время как « Адмирал Шеер » был потерян английской разведкой ещё 15 августа, когда он скрытно покинул свою базу — порт Нарвик и до последнего момента не был обнаружен.
Линкор проник в Карское море 18 августа, а с 20 августа уже находился у берегов Таймыра, предпринимая попытки охоты за одним из ушедших на восток караванов. Непосредственно нападению на Диксон предшествовал бой рейдера с ледокольным пароходом « А. Сибиряков », произошедший 25 августа в районе острова Белуха [14].
Дзен», первое здание здесь построили в 1901 году — это был амбар для угля, который использовала Русская полярная экспедиция Источник: Слава Степанов Новосибирский фотограф Слава Степанов сделал снимки одного из самых северных населенных пунктов России — поселка Диксон.
Он находится в Красноярском крае на берегу Карского моря. Добраться сюда можно только на самолете или по морю, а зимой температура опускается до -50 градусов.
И пропустили свой рейс на Якутск. Пришлось со штрафами купить авиабилеты на 3 сентября, ближе мест не было. В приобретении авиабилетов нам помогла авиакомпания «Полярные авиалинии». Было ветрено, волнение моря было 1,5 - 2 балла. Было холодно, морская вода тоже была холодная. Ветер был и немного штормило.
На материковой части посёлка был расположен морской порт, администрация, котельная, дизельная электростанция, школа, жилой микрорайон, полярная станция и ряд других объектов. На Диксон из самых разных уголков страны съезжались осваивать Арктику полярные лётчики и гидрографы, строители и военные, учителя и метеорологи. Сложно представить другое место, где могла располагаться настоящая суровая "столица" советской Арктики, а именно так называли Диксон во времена СССР. В те времена здесь активно функционировала Диксонская гидрографическая база ДГБ.
Основной задачей ДГБ было проведение разных работ по обеспечению безопасности мореплавания на одном из важнейших участков Северного морского пути СМП , ледовой разведки и обеспечению проводки караванов по СМП. Так же на Диксоне было основано Диксонское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды. К нему относилось 40 стационарных полярных станции вдоль арктического побережья. Диксон относился к самой высшей категории снабжения, сюда круглый ходили ледоколы, было налажено регулярное авиасообщение не только с Норильском, но с Красноярском и даже с Москвой.
На Диксоне совершали посадку самолёты из Тикси, Певека и Амдермы. Помимо аэропорта в посёлке действовал морской порт и регулярно приходили суда из Мурманска, Архангельска. Снабжение было круглогодичным. Именно из Диксона происходило основное авиационное и морское снабжение полярных станций нашей Арктики, многочисленных военных баз, ледовая авиаразведка и обеспечение функционирования Северного Морского Пути.
Зарплаты у диксонцев были весьма немалые, многие жители смогли скопить себе на квартиру на большой земле и не только. А ещё весь Советский Союз пел знаменитую «Морзянку», где «…четвёртый день пурга качается над Диксоном…». Но те времена уже в далеком прошлом. Легко можно потеряться даже у подъезда своего дома и просто замерзнуть.
В такие дни в школе объявляют «актировку» — ученики остаются дома. Да и на работе тоже, выходят на работу только экстренные службы и те, кто отвечает за обеспечение жизнедеятельности посёлка. Полярная ночь на широте Диксона длится с середины ноября по февраль и здесь самая длинная ночь среди всех населенных пунктов страны. Жители Диксона не видят солнца более 80 суток!
Для примера, в Тикси полярная ночь длится примерно 67 дней, Певеке — 50, Норильске — 45, Мурманске — 40, а в Воркуте всего — 11 дней. Зато полярный день на Диксоне свыше 100 суток с начала мая по середину августа. И на короткое время тундра освобождается от снега и на двадцать — тридцать дней покрывается зелеными красками. Лето здесь настолько стремительное, яркое и короткое, что пролетает словно миг для всего живого.
Забытый и умирающий Сегодня самый северный арктический посёлок России переживает едва — ли не самые тяжёлые времена за свою долгую историю. Огромная и разветвлённая сеть арктических полярных станций практически уничтожена. Арктические полярные аэродромы вдоль СМП ушли в историю, многочисленные зимовья разрушены, военные части заброшены, самый северный порт СевМорПути заброшен, гидробаза "дышит на ладан", ледовая разведка не ведется и никому не нужна.