Смотрите видео на тему «Татарин И Башкир Спор Кто Круче» в TikTok. Например, по данным переписи 1926 года, татароязычные башкиры в Башкирской республике составляли 45% от общей численности башкир. Итак, рассмотрим подробно – чем отличаются башкиры от татар. Отличие башкир от татар в том, что их этноним сформировался раньше – примерно в середине 9 века нашей эры, когда они впервые под своим именем фигурировали в записках одного из мусульманских путешественников.
Римзиль Валеев: «Татары и башкиры разные нации по этнокультуре, но по языку мы едины» - видео
Главное отличие в том что у башкир есть родА а у татар нет. Между башкирами и татарами существуют значительные культурные и религиозные различия, которые могут повлиять на взаимоотношения между этими этническими группами. Чем отличаются татары от башкир — основные отличия народов.
Религия и традиции
- Татары и башкиры. Обсуждение на LiveInternet - Российский Сервис Онлайн-Дневников
- Чем отличаются башкиры от татар? Рассказываю просто об истории двух народов
- Как записывали национальность при переписи по паспортным данным?
- ТАТАРЫ И БАШКИРЫ
- ЧЕМ ОТЛИЧАЮТСЯ БАШКИРЫ ОТ ТАТАР? РАССКАЗЫВАЮ ПРОСТО ОБ ИСТОРИИ ДВУХ НАРОДОВ
Татары и башкиры в России - Перепись 2021
Общими были религия, система школьного образования, язык, литература, бытовая культура, одежда и кухня, и многое другое [10]. Основная статья: Мишари Организованное переселение мишарей в Приуралье зафиксировано уже в документах второй половины XVI века. С 1580-х годов переселялись служилые татары из Темникова, Кадома, Шацка [10]. По говору были «цокающие» мишари. Следом за ними из этих же местностей потянулись вольные переселенцы. К XIX веку последние стали либо государственными крестьянами, либо тептярями. В настоящее время их потомки проживают на севере Башкортостана и в Пермском крае , по реке Быстрый Танып , особенности говора утрачены. В центральных районах республики Аургазинский, Давлекановский, Кармаскалинский, Стерлитамакский, Чишминский районы селились выходцы из Пензенской губернии, по говору относятся к стерлитамакскому «чокающему» говору [10]. Из числа этих групп с 1798 по 1865 год формировалось 4 позднее 5 мишарских кантона, то есть были в служилом, военно-казачьем сословии; входили в Башкиро-Мещеряцкое войско. В 1855 году сословия башкир, мишарей и тептярей были объединены, было создано Башкирское войско. С 1855 по 1865 сословия мишарей и тептярей называли также «новобашкирами».
Тюмени Тюмени томэны, тат. По говору — «чокающие» мишари.
И ты только сейчас мне об этом говоришь? И реально написал ему, что он башкир.
Спустя пятнадцать лет после выпуска мы сидели с однокашниками в кабаке и выпивали. Не со всеми правда, а только с теми кто был в Питере в этот момент. А мне почему-то вспомнилась эта история. К тому-же за столом рядом со мной сидел один из лучших друзей этого Марата.
Никто из сидящих за столом мне не поверил. Я рассказал эту историю. Все немного офигели. Кто-то даже начал звонить Марату.
Вот такая вот поучительная история.
Вы думаете Вы вздохнете нормально, и все у вас будет хорошо? Хрен у Вас все будет хорошо. Кто из Вас что то сделал что то полезное, не кто! Думаете Запад Вас оставит в покое с такими природными ресурсами....
Потому что даже в той же царской империи курсанты военных училищ учили языки народов. Они знали, что поедут на Кавказ и изучали черкесский язык, практиковались. Даже в 1920-е годы в Казани родители дедушки моих знакомых русские люди — знают татарский язык. Потому что их друзья во дворе говорили на своем татарском языке, а они подтягивались к этому.
Просто мы перестали урбанизируясь быть иногда татарами, мы перестали говорить между собой на родном языке и показали дурной пример и поддались давлению при Сталине и Хрущеве. А давление было, некоторые не поддались. Но, большинство все-таки стали думать, что нужно скрывать то, что ты — татарин и прикидываться, что ты другой человек. С начала 90-х годов и то, что происходит сейчас, ведь Татарстан достиг больших успехов именно в идентичности. Например, в Казани были времена, когда в автобусах на людей заговоривших на татарском языке смотрели странно… - А в мире ведь не так! А теперь мне стыдно, когда кто-то негативно думает, даже показывает взглядом, что это не тот народ и ведет не тот разговор. Это тоже та тема, которая не заслуживает даже громкого обсуждения, надо работать с самим собой, с людьми. Была такая программа «Толерантность» - выделяли 250 млн на всю Россию и говорили: «Какая толерантность? У нас уже братство, дружба! Тем не менее индекс толерантности требует реконструкции.
Это последний рубеж для Татарстана, где хотелось бы это определять, существуя в рамках российского государства. Сейчас говорят, что и это слишком. Это больно? И когда надо было из Москвы доехать до Индийского океана, везде на границе требовали мандаты, документы и если они были написаны не на тюркском языке, то не пропускали! Так что получается, что исчезающий язык был имперским языком на всей территории, что не погубило другие языки. И поэтому язык существует ровно настолько, насколько на нем говорят его носители. Да, школа влияет, плохое или недостаточное изучение влияет, потому что это изучение художественной литературы, профессиональной культуры. Главный фактор — чтобы он потреблялся. По федеральному закону о «Языках народов России» - на языке местного населения можно вести делопроизводство, никто не запрещает. Это по партийной линии нас спугнули или мы сами перестали пользоваться.
И появились какие-то лидеры, местные начальники, которые стали сами запрещать. Я нее за то, чтобы насильственно учить не татарина! Если человек желает жить в этой татарской среде, сделать карьеру или набрать голоса, продать товар — он сам подтянется, увидит пример хороших интеллектуалов. Я знаю много русских людей, евреев, украинцев, которые знают татарский язык. Тем более в Татарстане, может быть где-то на Камчатке, но и там, наверное, сложно, там татар тоже, наверное, много. Как нам у нас понять какой ребенок должен учить татарский язык, а какой нет? Даже сегодня не умеют определять национальность!
Кто такие башкиры и откуда они взялись. Чем отличаются татары от башкир — основные отличия народов
Башкир и татарин разница. Отличие татар от башкир внешне. Чем отличаются татары от башкир: основные отличия народов. Несмотря на историческую общность, татары и башкиры резко выделяют своих соплеменников друг от друга. Множество татар живут в Башкирии, а множество башкир говорят на татарском языке, а не на башкирском.
Чем отличаются башкиры от татар: основные различия и характерные черты
БАШКИРЫ и ТАТАРЫ – В ЧЕМ ОТЛИЧИЕ? | Первая часть, вышедшая несколько раннее, очевидно подняла досрочно обсуждение о положении башкир и татар на сегодняшний день. |
Римзиль Валеев: «Татары и башкиры разные нации по этнокультуре, но по языку мы едины» - видео | Итак, рассмотрим подробно – чем отличаются башкиры от татар. |
Чем отличаются татары от башкир - 83 фото | Существенное различие: в Башкортостане за счет этого доля башкир могла вырасти до 2%, в Татарстане доля татар – лишь на 0,2-0,3%, или на несколько тысяч человек. |
ЧЕМ ОТЛИЧАЮТСЯ БАШКИРЫ ОТ ТАТАР? РАССКАЗЫВАЮ ПРОСТО ОБ ИСТОРИИ ДВУХ НАРОДОВ | Одним из ключевых отличий в кулинарных традициях татар и башкир является использование основных ингредиентов. |
Кто такие башкиры и откуда они взялись. Чем отличаются татары от башкир — основные отличия народов
Чем отличаются башкиры от татар: основные различия и характерные черты. В отличие от татар, у башкир внешний облик имеет следующие отличительные черты. Итак, рассмотрим подробно – чем отличаются башкиры от татар. Чуваши отличаются также и знанием судоходства Эти татары – культурнее других, так как они и возделывают поля, и занимаются разнообразной торговлей». Несмотря на эти различия, башкиры и татары также имеют много общего, включая исторические связи, соприкосновение культур и уважение к традициям друг друга. Почему в Башкирии татар больше, чем башкир.
О различиях
- Велика ли разница между итогами переписи-2021 для татар и башкир?
- Чем отличаются башкиры от татар: есть ли разница или эти народы одно и то же
- Что отличает башкиров от татар - сравнение и сходства двух народностей -
- Чем отличаются башкиры и татары?
- ✅ Башкиры исповедуют. Чем отличаются татары от башкир — основные отличия народов -
- ЧЕМ ОТЛИЧАЮТСЯ ТАТАРЫ И БАШКИРЫ: происхождение, языки, внешность - YouTube
Татары и башкиры в России - Перепись 2021
Самым важным в религиозном отношеши у татар считается месяц рамазан - девятый месяц в лунном году мусульманского летосчисления, так как, по словам корана, в этом месяце основатель ислама начал получать откровения Божии, и потому все мусульмане, кроме детей, престарелых, беременных женщин, больных и путешественников, обязаны держать в этот месяц пост. Пост состоит в том, что с появлением утренней зари все воздерживаются от употребления пищи и питья, курения и пр. Мещеряки современное название мишари - татарский субэтнос, представители которого обитают в Среднем Поволжье и Приуралье, наиболее компактно - в окрестностях Нижнего Новгорода нижегородские татары. В XIX веке бытовала версия их происхождения от финно-угорского племени мещёра, жившего в среднем течении Оки.
Существует также версия происхождения мишарей от племени буртас, смешавшегося с булгарами. Некоторые исследователи полагают, что мишари произошли от смешения золотоордынских кипчаков с булгарами и буртасами. Тек или иначе, но мишари имеют свой диалект татарского языка, свои этнокультурные особенности, хотя в ХХ веки многие различия мишарей и татар были во многом нивелированы.
Часть мещеряков приняла христианство и слилась с русским населением, часть оккончательно "отатарилась" и утратила субэтнические признаки. Семья мещеряков. Фото Круковского, 1897.
Кузница у мещеряков. Татары Сергачского уезда. Происхождение другой поволжской народности, чувашей , также вызывает споры исследователей.
По нынешней версии, чуваши - это потомки древних племен суваров и булгар. Существовала также версия финно-угорского происхождения чувашей. Бытуют даже мнения, правда, ничем не подкрепленные, что чуваши произошли от шумеров, или египтян, или этрусков.
До присоединения чувашей к России, случившегося после завоевания Казанского ханства, они исповедовали языческую религию на основе многобожия, анимизма и поклонения духам предков. На рисунке из книги Паули чувашка, как видим, вполне находит общий язык с представителями финно-угорских народов Поволжья. Чуваши, как начинает говорить о них история, являются зависимыми и подчиненными другим народам, более сильным и самостоятельным.
Так в период совершенного покорения русскими Казани, чуваши прежде других инородцев здешнего края стали изъявлять покорность. Местность по речкам Цывилям, принадлежащая к главнейшим становищам чувашского населения, является почти в полной зависимости от русских еще в конце XV столетия. Есть предания, что здешние чуваши впоследствии сами просили о построении у них города, куда бы они могли являться для сдачи ясака.
Эти обстоятельства, без сомнения, имели немаловажное влияние на характер чувашей, от природы тихий и робкий. Они же, быть может, послужили главною причиною , что чуваши селились преимущественно в глуши лесов, в стороне от больших до-рог, и непременно в каком-либо овраге, так что самое слово «овраг» - сирмы сделалось синонимом слова «деревня», и не-редко слышится в названиях чувашских селений: Оба-сирмы, Ирх-сирмы, Ялдым-сирмы и пр. Надобно к тому присовокупить, что обычай чувашей селиться патриархально, усадьбами, «каждо с родом своим» имеет последствием то, что в чувашских деревнях дворы располагаются не улицами, но более или менее сближенными группами, между которыми пролегают вообще не широ-кие, прихотливо извивающиеся проезды.
Правительство, хотя и принимало меры к более правильному расположению чувашских селений, однако и ныне селений, выстро-енных по правильному плану и с «белыми» избами, еще весьма немного. Относительно пост-ройки самих домов можно сказать, что они вообще отличаются обширностью и прочностью; дверь в них всегда обращена на восток, страну священную по древнерелигиозным понятиям чувашей. К дому примыкают такой же прочной постройки амбары и другие хозяйственные заведения, между прочим, пивоварни и особые здания для летнего житья.
Все это придает чувашскому селению вид благосостоятельности. И действительно, зажиточность распространена между чувашами ровнее, быть может, главным образом от того, что в чувашах нет наклонности к щегольству, а напротив заметна скупость и крайняя неприхотливость в жизни. Главный промысел чувашей - земледелие, и они считаются в здешнем краю даже лучшими, усерднейшими земледельцами, умеющими с выгодами пользоваться каждым клочком земли для пашни, хотя и не очень удобряют свои поля.
Успешности их земледельческих занятий в немалой степени способствует и то, что чуваши по преимуществу живут немноголюдными поселка-ми, и потому пахотные поля имеют в недальнем расстоянии, да к тому же сами селения, как сказано выше, стоя в оврагах, ничего не отнимают у пахотных полей. Другие промыслы между чувашами не развиты; к ремеслам и торговле они не обнаруживают особого влечения, - и в этом отношении они состоят под влиянием русских, которые с промышленно-торговыми це-лями живут весьма во многих чувашских селениях. Чуваши почти все обращены в христианство, но еще весьма не тверды в познании этого учения.
Курьезнее всего то, что с принятием христианства чуваши от русских получили насмешливо-почетное прозвища «Василиев Иванычей», усвоенное и самими чувашами, хотя во-обще они склонны к употреблению русских имен собственных в уменьшительном виде: Митька, Тишка и проч. Сохраняется предание, что поводом к упомянутому прозвищу послужило следующее обстоятельство: один из главных крестителей чувашей иеромонах Вениамин Пуцек-Григорович впоследствии митрополит Казанский крестил их целыми толпами, причем любил им давать свое мирское имя «Василий». Впрочем, если христианство привилось к чувашам только од-ною внешнею обрядностью и если они не очень немного усвоили от русских, - тем не менее, нельзя сказать, что они не спо-собны вовсе к развитию более высшему.
Учителя училищ, за-веденных в чувашских селениях, вообще весьма выгодно отзываются о понятливости и прилежании чувашских учеников. Некоторая часть чувашей, особенно живущих вместе с татарами, приняла мухамеданство. Этнографическое обозрение чувашей Чуваши-язычники Казанской губ.
Фото Шумилова, 1890-е. Свыкаясь с физиономиею чуваша, всматриваясь в ее отдельные черты и сравнивая их с другими народностями Казанской губернии, нельзя не придти к заключению, что выдающиеся скулы, узкий разрез глаз и покатый назад лоб суть непременные признаки чувашского типа. Лицом они смуглы, глаза карие или черные, лоб узкий, нос тонкий разного очертания, зубы белые, роста среднего, походка тяжелая, переваливающаяся, при сильном махании рук.
Волосы у них темно-русые, усы и борода густые, ровные, свивающиеся иногда в виде пряди. У женщин узкий разрез глаз и выдающиеся скулы еще больше заметны, чем у мужчин. Одежда мужчин совершенно схожа с русскою.
Женская одежда более разнообразна, причем разные местности имеют свои характеристические оттенки одежды, тем не менее, по некоторым предметам всеобщей носки легко признать чувашку. Чуваши смотрят на свою жену, как на человека, которого они должны любить, как на существо им, вместе с тем, вполне подчиненное и способное быть не только подспорьем мужа, но и трудиться в одинаковой с ним мере. Оттого нигде, вероятно, женщины не работают так усердно дома и в поле, как у чуваш; нигде они не ездят так лихо верхом, как там.
Женятся чуваши очень рано, т. Родители медлят выдавать их замуж, ценя в них рабочую силу. В прежнее время нередко бывало, что пятнадцатилетнего мальчика женили на тридцатилетней девице.
Браки чувашская молодежь устраивает большей частью сама, знакомясь предварительно друг с другом на посиделках или так называемых девичьих пирах, устраиваемых обыкновенно в промежуток между Рождеством и Масленицей. Для своих гулянок иногда девицы снимают особый дом, куда и собираются, принося с собой пива и водки; иногда же просто собираются в топленых банях. На посиделки являются молодые парни, и начинается веселье.
Кроме игр и плясок, поются песни, сказываются сказки, загадки и прибаутки. Жмурки - также весьма употребительная игра между молодежью. Необходимой принадлежностью всех подобных собраний служит также музыка.
Чуваши - очень музыкальный народ. Они знакомы со многими музыкальными инструментами , как-то: пузырем, гуслями, гудком, дудкой, гармонией, балалайкой и скрипкой; наиболее древний и оригинальный из них - пузырь. Во время посиделок молодежь иногда очень близко сходится между собой, и здесь же предрешаются многие браки.
Сближению молодежи между собой много содействует поверье чуваш, что каждая девушка должна выйти замуж; в противном случае она на том свете сделается женой злого бога духа смерти и будет мыть его белье. Слева - невеста в традиционном наряде. Фото Г.
Локке, 1870. Ест чувашенин хоть и не роскошно, а все же лучше русского, вследствие своей большей зажиточности. Любимая еда - "шурбе", которую всякая чувашенка готовить в виде похлебки из говядины или рыбы; рыбу тут чистить не любят, потому съедят и так, да и вообще, лучше не смотрть на чувашскую кухню, так как зачастую варка идет в том же котле, нз которого только что налакалась собака или в котором только что помыли юного чувашенина.
Понятное дело, что если в мясе недохват, то приходится обойтись и без него, и тогда в "яшку" накладывают свекольной или огуречной ботвы, да забелят ее молоком, смотря по вкусу; иногда в "яшку" кладут и капусту, и муку, а в праздничные дни не пожалеют и курицу с чесноком. Чисто народным блюдом чувашским следует признать "йигечь" - нечто вроде сыра из творогу. На закуску при парадных едах подает хозяйка "ширтан"- очень вкусную колбасу из баранины, поджаренную в масле на сковородке.
Хлеб чуваши пекут не по-нашему, а любят, чтобы он был покислеe, а потому и затирают муку ячневую и ржаную на сыворотке. Кваса у чувашей нет, но они с успехом заменяют его "ойраном" - квашеным молочным питьем, не настолько противным на вкус, чтобы пить его было невозможно; но зато поневоле подивишься выносливости чувашского желудка, когда невзначай поешь с ними "болдрана", который приготовляется из искерды, борщовника с прибавлением молока и масла - подобной бурды не переварит ни один сколько-нибудь цивилизованный желудок. В праздничные дни угощаются чуваши пивом, сыром и вином - "эреком", которое гонят даже и из картофеля.
Не все просто складывалось в отношениях башкир и российской власти. В XVII - XVIII веках произошло несколько башкирских восстаний; башкиры под водительством своего национального героя Салавата Юлаева участвовали в пугачевском бунте, но после этого все как-то подуспокоилось, и сосуществование башкир с русскими стало носить вполне мирный характер. Молодые башкиры.
Вернье, "Путешествие в Азию", 1851. О происхождении башкирского народа , за отсутствием исторических указаний на это, толкуют различно. Гумбольдт и Штраленберг признают башкир за народ финского племени, только со временем перенявший монгольский тип.
Хвольсон производит башкир и одноплеменных им мадьяр от вогульского племени, составляющего отдельную отрасль так называемой угрской группы или большой алтайской семьи. Некоторые же историки производят их от болгар. Есть, наконец, писатели, отводящие башкирам среднее место между финским и татарским племенами.
Глядя на нынешних башкир, трудно представить себе, что еще так недавно они составляли сильный и воинственный народ ; через каких-нибудь сто лет нельзя и узнать этого буйного и отважного народа... Еще недавние сказания про силу и воинственный дух башкир кажутся теперь просто невероятными: так сильно изменилось это племя под влиянием русской культуры и новых условий жизни. По типу лица башкиры не представляют резкого отличия от татарского племени вообще.
Та же круглая, довольно большая голова, круглое и смуглое лицо, серые или карие, большею частью плоские и довольно узкие глаза, прямой и небольшой лоб, оттопыренные большие уши, короткая редкая борода, по большей части темно-русая. Выражение лица у башкир не только не безобразно, но нередко даже очень красиво. Ходячие изображения башкир с зверским монгольским лицом, с выдающимися скулами и косыми глазами - далеко не верны.
Рост башкиры имеют большею частью средний, сложение не очень крепкое; но, тем не менее, они довольно сильны и способны переносить большие лишения. В работе они, по общему отзыву, трудолюбивы и аккуратны, но не споры, т. Поэтому заработная плата башкирам полагается меньше, нежели русским крестьянам, а урочную работу они выполняют, по крайней мере, на треть дольше в сравнении с русскими.
Вообще, башкиры исполняют, например, на золотых приисках и заводах, большею частью чисто механический труд: рубят и возят дрова, приготовляют уголь, доставляют руду и проч. Также дают им такие работы, при которых требуется аккуратность без особенного уменья. У башкир замечательно развиты органы чувств.
Днем и даже ночью они в состоянии различить предметы на недосягаемом для нас расстоянии, равно как уловить звуки, далеко не долетающие еще до нашего уха. Вообще, организм башкир в высшей степени приноровлен к своеобразной степной жизни и закален против всех стихийных невзгод. В этом смысле здоровье их можно считать очень хорошим.
Башкиры не знают, что такое простуда или неудобоваримая пища. Найдите 10 отличий! Одежда башкир, даже по названию, почти тождественна с обыкновенным татарским костюмом.
Мужчины носят те же длинные рубахи с откладными воротниками, тот же чекмень кафтан , халаты и широкие шальвары. Голову покрывают низкой войлочной шляпой с загнутыми вверх полями. На ногах носят ичиги с калошами, а бедные - лапти.
Зимою носят тулупы и шапки, отороченные мехом. Женский костюм также мало отличается от татарского. Башкирки носят холщовые рубашки, вышитые вокруг ворота и рукавов алого цвета нитками.
Сверх рубашки надевают платье, зимою с рукавами, а летом без рукавов; платье это увешивается вокруг ворота и на груди серебряными монетами. Подобно татаркам, башкирские женщины носят шальвары. Фото Фишера, 1892.
Башкирская семья Белебейского уезда. Дом башкира средней зажиточности. Избы башкир-бедняков.
Корни различия этих дружественных народов исходят из глубины веков. Татары и башкиры относятся к тюркской языковой группе. Издревле эти народы проживали всегда рядом.
У них много общих признаков, к которым относятся внешние и внутренние. Эти народы развивались и жили всегда в тесном контакте. Однако имеется ряд отличительных особенностей.
Среда татарского народа также неоднородна и включает в себя следующие его ответвления: Крымские. Ногайские и пр. Краткий экскурс в историю Для того чтобы разобраться в них, необходимо совершить короткое путешествие в прошлое.
До позднего Средневековья Тюркские народы вели кочевой образ жизни. Они делились на роды и племена, одними из которых и были «татары». Это название встречается у европейцев, которые пострадали от нашествий Монгольских ханов.
Ряд отечественных учёных-этнографов сходятся во мнении, что у татар нет общих корней с монголами. Ими предполагается, что корни современных татар берут начало от поселений Волжских булгар. Башкиры же считаются коренным населением Южного Урала.
Их этноним образовался примерно в 9-10 веке. У башкир по антропологическим признакам несравненно больше сходства с монголоидными расами , нежели у татар. Основой для башкирского этноса послужили древнетюркские племена, которые генетически связаны с древними людьми, населявшими Юг Сибири, Среднюю и Центральную Азию.
По мере расселения на Южном Урале башкиры начали вступать в тесные связи с финно-угорами. Ореол распространения татарской национальности начинается от земель Сибири и заканчивается полуостровом Крым. При этом нужно отметить, что он, конечно отличаются по многим своим признакам.
Население же башкир охватывает в основном, такие территории как Приуралье, Южный и Средний Урал. Но большая их часть проживает в рамках современных границ республик Башкортостан и Татарстан. Крупные анклавы встречаются в Свердловской, Пермской, Челябинской, Самарской и Оренбургской областях.
Чтобы подчинить непокорных и сильных татар русским царям пришлось приложить немало военных усилий. Примером является неоднократный штурм Казани русским войском. Башкиры же не с тали оказывать сопротивления Ивану Грозному и добровольно вошли в состав Российской империи.
В истории башкир таких крупных битв не было. Древняя Казань Несомненно, историками отмечается периодическая борьба за независимость и того и другого народа. И если бы они этого не сделали, их численность была скорее бы ещё меньше.
Сейчас башкир в 4-5 раз меньше по численности, чем татар. Салават Юлаев В лицах татарской национальности преобладают черты европейской расы. Эти признаки больше относятся к поволжско-приуральским татарам.
Монголоидные черты присутствуют у этих народов, проживающих по ту сторону Уральских гор. Если подробнее описывать поволжских татар , коих большинство, то их можно разделить на 4 антропологических типа: Светлые европеоидные. Татарин Изучение расовых особенностей антропологии башкир привело к выводу о чёткой территориальной локализации, чего нельзя сказать про татар.
Башкиры в своей основной массе имеют монголоидные черты лица. Цвет кожи у большинства представителей этого народа смуглый. Башкирская семья Семья М.
Рахимова Деления башкир по антропологическому признаку по мнению одного из учёных: Южно-сибирский вид. А вот у татар уже значительно преобладают европейские очертания лиц. Цвета кожного покрова более светлые.
Татарка Татары всегда любили очень яркие цвета одежды — красные, зелёные, синие. Татары Башкиры же обычно предпочитали более спокойные краски — жёлтые, розовые, голубые. Одежда этих народов подобает тому, как предписывают законы ислама — скромности.
Башкиры Языковые различия Различий между татарским и башкирским языком значительно меньше, чем это можно встретить в русском и белорусском, британском и американском. Но всё же у них есть свои грамматические и фонетические особенности. Башкирский алфавит Вывод Вообще вывод такой, что у этих народов, конечно же, больше сходства, чем отличий.
Взять, к примеру, тот же язык, на котором разговаривают, одежду, внешние антропологические признаки и жизнь в быту. Основное сходство лежит в историческом развитии этих народов, а именно, в их тесном взаимодействии в длительном процессе сосуществования. Их традиционная религия — это ислам суннитского направления.
Однако надо сказать, что казанский ислам более фундаментальный. Несмотря на то, что яркого воздействия религия на сознание башкир не имеет, те не менее он стал традиционной социальной нормой в жизни многих людей. Скромная жизненная философия правоверных мусульман наложила свой отпечаток на устройстве быта, отношении к материальным ценностям и взаимоотношениях людей.
Башкиры и татары — два близкородственных тюркских народа, издавна живущие по соседству. И те и другие — мусульмане-сунниты, их языки близки настолько, что они понимают друг друга без переводчика.
Лексические отличия В лексическом составе можно найти некоторые расхождения, поэтому, безусловно, на русский имеет свои особенности относительно татарского языка. Приведем примеры различий среди базовых слов.
Фонетические отличия 1. По сравнению с татарским, в башкирском происходит замена некоторых букв и звуков в парах первое слово из татарского языка, второе из башкирского. Из-за фонетических особенностей башкирский язык на слух воспринимается как более мягкий. Таким образом, два языка имеют больше сходств, чем различий.
Эти народы всегда жили в достаточно близком соприкосновении и друг с другом, и с русским населением этих краев. В процессе совместного проживания происходило взаимовлияние и взаимопроникновение культур, однако и в XXI веке народы Поволжья и Урала сохранили свое национальное самосознание и аутентичность. Понятно, что образ жизни, культурные традиции , другие этнографические особенности сегодняшних татар, башкир и чувашей существенно отличаются от того, что было 150 лет назад. Тем интереснее, полагаю, будет читателю соприкоснуться со своего рода "временным срезом" жизни этих народов, всегда игравших значительную роль в нашей общей российской истории.
При подготовке материалов этой части обзора использованы следующие источники: - "Народы России. Этнографические очерки. Материалы для этнографии России. Казанская губерния.
Семенова-Тян-Шанского , т. Элизе Реклю. Полное географическое описание нашего отечества" под редакцией В. Семенова и под общим руководством П.
Семенова-Тян-Шанского и акад. Ламанского, т. Артемьев, Этнографическое обозрение чувашей, 1859. В обзоре использованы иллюстрации из книг и журналов XIX века, фотографии и произведения художников того времени.
Ареал обитания самого многочисленного из представленных народов - татар - довольно обширен: от среднего течения Волги Нижегородская губерния до Астрахани на юге и Уфимской губернии на востоке. Волжских татар принято было именовать казанскими, чтобы отличать их от татар крымских и кавказских азербайджанцев. Казанские татары. Pauli F.
Казанские татары, пришедшие с начала тринадцатого столетия с монгольскими ханами, но очень мало смешанные с племенами их вождей, судя по чистоте их типа, происходят от кипчаков Золотой Орды. Они среднего роста, широкоплечи, крепкого телосложения; лицо у них красивой овальной формы, нос прямой, тонкий, красиво выгнутый, глаза черные, живые, острые, скулы немного выдающиеся, борода черная, редкая, шея толстая и короткая; голову они всегда бреют, отчего их прямые уши кажутся более длинными, чем на самом деле. Женщины имеют обыкновение белиться и румяниться, но они все более и более принимают русские моды. Татарки бедных семейств свободно выходят на улицу, с полуоткрытым лицом, а жены богатых татар ездят иногда в русский театр, в Нижний на ярмарку и в столицы, присутствуют на публичных увеселениях.
Многоженство все еще существует, брак не перестал быть покупкой жены, и в брачных договорах, в составлении которых жених и невеста не участвуют, постоянно упоминается цифра калыма, уплачиваемая за молодую девушку. Однако, число татар-многоженцев понемногу уменьшается. Фото А. Карелина, 1870-е.
Татарская чета Казанской губ. Фото Ж. Рауля, 1870-е. Чета татар.
Карелина, 1880-е. Чета пожилых татар. Татарки по наружному виду более подходят к восточному типу, а именно к монгольскому, по причине значительно выдающихся скул и узкого разреза глаз. Другая отличительная их черта - это переливающаяся с боку на бок походка, по которой тотчас возможно признать татарку, без предварительного разузнавания ее народности.
За особенную красоту татарки почитают их выдающиеся боковые кости. К 35 годам татарки от употребления косметических средств и от бездеятельной жизни сильно стареют, представляя этим совершеннейшую противоположность с другими народностями. До настоящего времени татарские женщины ведут совершенно отдельную от мужчин жизнь, имея свое особое помещение. Единственное их развлечение составляют дети, одежда и частая еда.
От этой характеристической черты жизни татарских женщин в последнее время делаются отступления. Так, например, татарки являются в театр занимая места в ложах позади своих мужей, при опущенных вуалях. Их можно также встретить на гуляньях и на официальных балах. На последних они откидывают свои вуали, причем наблюдателю немедленно бросается в глаза их полуиспуганный вид и всякое отсутствие движения зрачков.
При всем том некоторые из них весьма привлекательной наружности, в особенности те, которые не употребляют косметических средств, что весьма редко. Фото М. Букаря, 1872. Главным занятием массы татарского населения служит земледелие, хотя справедливость требует заметить, что татары - плохие земледельцы, несмотря на то, что занимают сравнительно хорошие земли.
Причин этого несколько: прежде всего недостаточность наделов, обезлесение местности, служащее причиной частых засух, и плохая техника земледелия. Татары расселились громадными селениями по нескольку сот дворов, вследствие чего поля их раскинулись на десятки верст, и дальние полосы не могут быть удобряемы. Кроме того, среди татар наблюдается наибольший процент безлошадных, которым приходится или отдавать свои наделы за ничтожную плату в аренду, или обрабатывать кое-как наймом, что также дает мало дохода. Будучи дурными земледельцами, татары - плохие и плательщики податей.
Но если татары плохо организуют свое собственное хозяйство, то в чужом хозяйстве являются очень хорошими работниками. Вообще, татары способны ко всякому труду. Поступая в услужение, в виде кучеров, дворников, сторожей, скоро приобретают полное доверие своей честностью, исправностью, услужливостью и готовностью на всякое дело. В физическом труде отличаются большой силой и необыкновенной выносливостью; на волжских пристанях считаются самыми лучшими крючниками и грузчиками, свободно таская на себе тюки с тяжестями по 12-18 пудов.
Но в целом татарин, сибарит по натуре, любит и предпочитает всему лёгкий труд, особенно торговлю, к которой он, подобно еврею, чувствует большую склонность и способность. Стоит татарину скопить несколько рублей, как он пускается в торговлю. Торгуют татары решительно всем, чем только можно, и с большим уменьем и выгодой для себя. Многие из них скоро обогащаются; в Казани и Нижнем есть татары-миллионеры.
Полное географическое описание. Выгрузка баржи татарами. Дмитриева, 1890-е. Зажиточные нижегородские татары.
Одежда татар - восточная, отличающаяся своей длиной и шириной. Рубашка - белая или цветная, ситцевая или же из синей крашенины, с широкими рукавами, спускается ниже колен и не подпоясывается; штаны, также широкие, запускаются за сапоги или завертываются за онучи. Поверх рубашки татары носят безрукавый камзол "зилян" , доходящий до колен, затем халат, подпоясываемый гарусным или шелковым кушаком - и, наконец, шубу. Казанские татары-купцы носят обыкновенно поверх зиляна суконный кафтан с опушкой, похожий покроем на русский купеческий.
Эта скромная одежда отличается у богатых только тем, что сукно тоньше и кафтан вообще опрятнее; зато они носят много драгоценностей: золотые перстни, кольца с бриллиантами, массивные золотые цепи и пр. Выбритая гладко голова татарина покрывается ермолкой тюбетейкой , иногда расшитой золотом и жемчугом, затем шапкой, у богачей опушенной бобром. Муллы и хаджи, т. Пожилой и молодой татарин.
Фото К. Сафонова, 1890-е. Татарин Казанской губ. Татарский мальчик Казанской губ.
Прянишников, 1880. Женская одежда состоит из длинной и широкой ситцевой рубашки с нагрудннком и шаровар. На рубашку татарки надевают зилян, а на голову накидывают полотняное или ситцевое покрывало, заменяемое иногда простым платком; богатые вместо зиляна носят халат из парчи, из шелковой материи или из китайки с длинными рукавами. Халат накидывается прямо на голову и служит таким образом вместо чадры покрывала.
Головным убором служат шелковые или бархатные колпачки, с дорогой бахромой, позументами, мелкими серебряными монетами и драгоценными камнями, или же бархатные круглые шапочки с плоским верхом, отороченные соболем. Кроме того, татарки очень любят разные украшения из благородных металлов и самоцветных камней: ожерелья, массивные серьги, браслеты, перстни, в косы вплетают разные металлические подвески, монеты и пр. Солнцев, 1869. Татары Пензенской губ.
Фото Орлова, 1890-е. В городах, в особенности Казани, вид татарских домов и строений ничем не отличается от других городских. Приемные покои в виде залы и гостиной убраны на европейский лад, обыкновенной мягкою мебелью, зеркалами, канделябрами, занавесками, коврами, салфетками и цветами на окнах. Во внутренних покоях преобладает азиатский вкус с его низкими диванами по стенам, на которых сидят татарки, поджав свои ноги.
Дома в деревнях по первому впечатлению опрятнее русских, что происходит от влечения татар казаться богаче, чем они в действительности есть. Для сего он белит несколько раз в году свою печь, ставит на вид самовар с чайным прибором яркого цвета, большой сундук, окованный жестью и раскрашенный такими же цветами и зеркало на видном месте - придают избе своего рода изящество, без которого русский крестьянин обходится легко, не увлекаясь желанием казаться богатым и приберегая копейку на более необходимые предметы, либо для увеличения своего капитала. В татарских избах с виду кажется все чистым и прибранным, но большинство татар нельзя, однако, похвалить за чистоту и опрятность. У них постоянно случается, что в одной и той же посуде стирается грязное белье и подается кушанье.
Чистоплотности от татар также, кажется, можно было бы ожидать, вследствие частых омовений, предписываемых им законом; но на деле бывает далеко не то: у них чаще, чем у какого-нибудь другого племени встречаются разные накожные болезни, порождаемые неопрятностью, а также парша на голове от грязных тюбетеек, не пропускающих головных испарений. Вместе с тем, как сам татарин, так и дом его, насквозь пропитаны каким-то особенным запахом от бараньего сала, которое они постоянно употребляют в пищу, в виде приправы к разным кушаньям. Обыкновенная пища татарина-поселянина состоит в следующем: «толкан» - мука вареная в воде с солью; болтушку эту едят утром вместо чая. За обедом подают салму - мучные шарики, иногда с мясом, разваренные в воде; лепешки из гречневой муки.
Вечером опять варят «толкан». По праздникам лакомятся лошадиным мясом или бараниною. Самый общительный татарин не станет с русским есть мяса: надо, чтобы животное было заколото татарином, который, перерезывая горло, произносит молитву: "бис-милях" во имя Божье. Часто случается, что, приходя в русский трактир, татарин приносит с собою курицу или кусок говядины и отдает ее зажарить; если же принесенная птица живая, то татарин тут же сам закалывает ее с молитвою.
Уход за скотиною в татарском хозяйстве весьма тщателен и примерно чист. Их вареные сливки - каймак - очень вкусны. Они запасаются ими на зиму, замораживая их в больших кадках, и едят затем разогретыми. Впрочем, это делается большею частью в домах зажиточных татар.
Богатые татары преимущественно едят лапшу, пельмени, жаркое, жирные лепешки с чаем , пироги с зелеными огурцами и сухие плоды. До разных овощей татары весьма болышо охотники: они возделывают их с любовью, запасаясь ими на зиму. Татары, живущие в Казани, почти совсем не едят конины. Это невкусное мясо в употреблении только у деревенских жителей, которым продают на убой обыкновенно старых, еле живых лошадей.
До чаю все вообще татары страстные охотники; быть может, это потребность желудка после их жирных обедов. Но замечательно, что пристрастие к чаю и ко всему сладкому не уничтожает в них, как и в русских крестьянах, склонности к вину. Несмотря на заповедь пророка и запрещение мулл, татарин любит выпить, оправдываясь тем, что пьет не вино, а бальзам попросту - настой трав на водке. Трактирная жизнь татарину очень по сердцу; в этом, может быть, проявляется здесь любовь восточного жителя к кофейням.
В трактире татарин обыкновенно выпивает несколько рюмок бальзаму и множество бутылок пива. Выпить в течение дня 10 - 15 бутылок у татарина не считается гастрономическим подвигом. За пивом распевает он свои песни, или слушают орган, курит табак, а у себя в доме курить не позволяется. Пьяные татары не так скоро ссорятся, как русские; зато уж если случится драка, то унимается она не скоро.
Фото неизв. Нижегородские татары. Дмитриева, 1893. Татары очень набожны и отличаются сильной приверженностью к обрядам своей религии, исправно посещают богослужение и обязательно пять раз в день совершают моление, которому всегда предшествует омовение.
Нахождение даже в пути не освобождает татарина от исполнения религиозных обязанностей, и он свято выполняет их. Самым важным в религиозном отношеши у татар считается месяц рамазан - девятый месяц в лунном году мусульманского летосчисления, так как, по словам корана, в этом месяце основатель ислама начал получать откровения Божии, и потому все мусульмане, кроме детей, престарелых, беременных женщин, больных и путешественников, обязаны держать в этот месяц пост. Пост состоит в том, что с появлением утренней зари все воздерживаются от употребления пищи и питья, курения и пр. Мещеряки современное название мишари - татарский субэтнос, представители которого обитают в Среднем Поволжье и Приуралье, наиболее компактно - в окрестностях Нижнего Новгорода нижегородские татары.
В XIX веке бытовала версия их происхождения от финно-угорского племени мещёра, жившего в среднем течении Оки. Существует также версия происхождения мишарей от племени буртас, смешавшегося с булгарами. Некоторые исследователи полагают, что мишари произошли от смешения золотоордынских кипчаков с булгарами и буртасами. Тек или иначе, но мишари имеют свой диалект татарского языка, свои этнокультурные особенности, хотя в ХХ веки многие различия мишарей и татар были во многом нивелированы.
Часть мещеряков приняла христианство и слилась с русским населением, часть оккончательно "отатарилась" и утратила субэтнические признаки. Семья мещеряков. Фото Круковского, 1897. Кузница у мещеряков.
Татары Сергачского уезда. Происхождение другой поволжской народности, чувашей , также вызывает споры исследователей. По нынешней версии, чуваши - это потомки древних племен суваров и булгар. Существовала также версия финно-угорского происхождения чувашей.
Бытуют даже мнения, правда, ничем не подкрепленные, что чуваши произошли от шумеров, или египтян, или этрусков. До присоединения чувашей к России, случившегося после завоевания Казанского ханства, они исповедовали языческую религию на основе многобожия, анимизма и поклонения духам предков. На рисунке из книги Паули чувашка, как видим, вполне находит общий язык с представителями финно-угорских народов Поволжья. Чуваши, как начинает говорить о них история, являются зависимыми и подчиненными другим народам, более сильным и самостоятельным.
Так в период совершенного покорения русскими Казани, чуваши прежде других инородцев здешнего края стали изъявлять покорность. Местность по речкам Цывилям, принадлежащая к главнейшим становищам чувашского населения, является почти в полной зависимости от русских еще в конце XV столетия. Есть предания, что здешние чуваши впоследствии сами просили о построении у них города, куда бы они могли являться для сдачи ясака. Эти обстоятельства, без сомнения, имели немаловажное влияние на характер чувашей, от природы тихий и робкий.
Они же, быть может, послужили главною причиною , что чуваши селились преимущественно в глуши лесов, в стороне от больших до-рог, и непременно в каком-либо овраге, так что самое слово «овраг» - сирмы сделалось синонимом слова «деревня», и не-редко слышится в названиях чувашских селений: Оба-сирмы, Ирх-сирмы, Ялдым-сирмы и пр. Надобно к тому присовокупить, что обычай чувашей селиться патриархально, усадьбами, «каждо с родом своим» имеет последствием то, что в чувашских деревнях дворы располагаются не улицами, но более или менее сближенными группами, между которыми пролегают вообще не широ-кие, прихотливо извивающиеся проезды. Правительство, хотя и принимало меры к более правильному расположению чувашских селений, однако и ныне селений, выстро-енных по правильному плану и с «белыми» избами, еще весьма немного. Относительно пост-ройки самих домов можно сказать, что они вообще отличаются обширностью и прочностью; дверь в них всегда обращена на восток, страну священную по древнерелигиозным понятиям чувашей.
К дому примыкают такой же прочной постройки амбары и другие хозяйственные заведения, между прочим, пивоварни и особые здания для летнего житья. Все это придает чувашскому селению вид благосостоятельности. И действительно, зажиточность распространена между чувашами ровнее, быть может, главным образом от того, что в чувашах нет наклонности к щегольству, а напротив заметна скупость и крайняя неприхотливость в жизни. Главный промысел чувашей - земледелие, и они считаются в здешнем краю даже лучшими, усерднейшими земледельцами, умеющими с выгодами пользоваться каждым клочком земли для пашни, хотя и не очень удобряют свои поля.
Успешности их земледельческих занятий в немалой степени способствует и то, что чуваши по преимуществу живут немноголюдными поселка-ми, и потому пахотные поля имеют в недальнем расстоянии, да к тому же сами селения, как сказано выше, стоя в оврагах, ничего не отнимают у пахотных полей. Другие промыслы между чувашами не развиты; к ремеслам и торговле они не обнаруживают особого влечения, - и в этом отношении они состоят под влиянием русских, которые с промышленно-торговыми це-лями живут весьма во многих чувашских селениях. Чуваши почти все обращены в христианство, но еще весьма не тверды в познании этого учения. Курьезнее всего то, что с принятием христианства чуваши от русских получили насмешливо-почетное прозвища «Василиев Иванычей», усвоенное и самими чувашами, хотя во-обще они склонны к употреблению русских имен собственных в уменьшительном виде: Митька, Тишка и проч.
Сохраняется предание, что поводом к упомянутому прозвищу послужило следующее обстоятельство: один из главных крестителей чувашей иеромонах Вениамин Пуцек-Григорович впоследствии митрополит Казанский крестил их целыми толпами, причем любил им давать свое мирское имя «Василий». Впрочем, если христианство привилось к чувашам только од-ною внешнею обрядностью и если они не очень немного усвоили от русских, - тем не менее, нельзя сказать, что они не спо-собны вовсе к развитию более высшему. Учителя училищ, за-веденных в чувашских селениях, вообще весьма выгодно отзываются о понятливости и прилежании чувашских учеников. Некоторая часть чувашей, особенно живущих вместе с татарами, приняла мухамеданство.
Этнографическое обозрение чувашей Чуваши-язычники Казанской губ. Фото Шумилова, 1890-е.
Карелина, 1880-е. Чета пожилых татар. Татарки по наружному виду более подходят к восточному типу, а именно к монгольскому, по причине значительно выдающихся скул и узкого разреза глаз. Другая отличительная их черта — это переливающаяся с боку на бок походка, по которой тотчас возможно признать татарку, без предварительного разузнавания ее народности.
За особенную красоту татарки почитают их выдающиеся боковые кости. К 35 годам татарки от употребления косметических средств и от бездеятельной жизни сильно стареют, представляя этим совершеннейшую противоположность с другими народностями. До настоящего времени татарские женщины ведут совершенно отдельную от мужчин жизнь, имея свое особое помещение. Единственное их развлечение составляют дети, одежда и частая еда. От этой характеристической черты жизни татарских женщин в последнее время делаются отступления. Так, например, татарки являются в театр занимая места в ложах позади своих мужей, при опущенных вуалях.
Их можно также встретить на гуляньях и на официальных балах. На последних они откидывают свои вуали, причем наблюдателю немедленно бросается в глаза их полуиспуганный вид и всякое отсутствие движения зрачков. При всем том некоторые из них весьма привлекательной наружности, в особенности те, которые не употребляют косметических средств, что весьма редко. Фото М. Букаря, 1872. Главным занятием массы татарского населения служит земледелие, хотя справедливость требует заметить, что татары — плохие земледельцы, несмотря на то, что занимают сравнительно хорошие земли.
Причин этого несколько: прежде всего недостаточность наделов, обезлесение местности, служащее причиной частых засух, и плохая техника земледелия. Татары расселились громадными селениями по нескольку сот дворов, вследствие чего поля их раскинулись на десятки верст, и дальние полосы не могут быть удобряемы. Кроме того, среди татар наблюдается наибольший процент безлошадных, которым приходится или отдавать свои наделы за ничтожную плату в аренду, или обрабатывать кое-как наймом, что также дает мало дохода. Будучи дурными земледельцами, татары — плохие и плательщики податей. Но если татары плохо организуют свое собственное хозяйство, то в чужом хозяйстве являются очень хорошими работниками. Вообще, татары способны ко всякому труду.
Поступая в услужение, в виде кучеров, дворников, сторожей, скоро приобретают полное доверие своей честностью, исправностью, услужливостью и готовностью на всякое дело. В физическом труде отличаются большой силой и необыкновенной выносливостью; на волжских пристанях считаются самыми лучшими крючниками и грузчиками, свободно таская на себе тюки с тяжестями по 12—18 пудов. Но в целом татарин, сибарит по натуре, любит и предпочитает всему лёгкий труд, особенно торговлю, к которой он, подобно еврею, чувствует большую склонность и способность. Стоит татарину скопить несколько рублей, как он пускается в торговлю. Торгуют татары решительно всем, чем только можно, и с большим уменьем и выгодой для себя. Многие из них скоро обогащаются; в Казани и Нижнем есть татары-миллионеры.
Полное географическое описание. Выгрузка баржи татарами. Дмитриева, 1890-е. Зажиточные нижегородские татары. Одежда татар — восточная, отличающаяся своей длиной и шириной. Рубашка — белая или цветная, ситцевая или же из синей крашенины, с широкими рукавами, спускается ниже колен и не подпоясывается; штаны, также широкие, запускаются за сапоги или завертываются за онучи.
Поверх рубашки татары носят безрукавый камзол "зилян" , доходящий до колен, затем халат, подпоясываемый гарусным или шелковым кушаком — и, наконец, шубу. Казанские татары-купцы носят обыкновенно поверх зиляна суконный кафтан с опушкой, похожий покроем на русский купеческий. Эта скромная одежда отличается у богатых только тем, что сукно тоньше и кафтан вообще опрятнее; зато они носят много драгоценностей: золотые перстни, кольца с бриллиантами, массивные золотые цепи и пр. Выбритая гладко голова татарина покрывается ермолкой тюбетейкой , иногда расшитой золотом и жемчугом, затем шапкой, у богачей опушенной бобром. Муллы и хаджи, т. Пожилой и молодой татарин.
Фото К. Сафонова, 1890-е. Татарин Казанской губ. Татарский мальчик Казанской губ. Прянишников, 1880. Женская одежда состоит из длинной и широкой ситцевой рубашки с нагрудннком и шаровар.
На рубашку татарки надевают зилян, а на голову накидывают полотняное или ситцевое покрывало, заменяемое иногда простым платком; богатые вместо зиляна носят халат из парчи, из шелковой материи или из китайки с длинными рукавами. Халат накидывается прямо на голову и служит таким образом вместо чадры покрывала. Головным убором служат шелковые или бархатные колпачки, с дорогой бахромой, позументами, мелкими серебряными монетами и драгоценными камнями, или же бархатные круглые шапочки с плоским верхом, отороченные соболем. Кроме того, татарки очень любят разные украшения из благородных металлов и самоцветных камней: ожерелья, массивные серьги, браслеты, перстни, в косы вплетают разные металлические подвески, монеты и пр. Солнцев, 1869. Татары Пензенской губ.
Фото Орлова, 1890-е. В городах, в особенности Казани, вид татарских домов и строений ничем не отличается от других городских. Приемные покои в виде залы и гостиной убраны на европейский лад, обыкновенной мягкою мебелью, зеркалами, канделябрами, занавесками, коврами, салфетками и цветами на окнах. Во внутренних покоях преобладает азиатский вкус с его низкими диванами по стенам, на которых сидят татарки, поджав свои ноги. Дома в деревнях по первому впечатлению опрятнее русских, что происходит от влечения татар казаться богаче, чем они в действительности есть. Для сего он белит несколько раз в году свою печь, ставит на вид самовар с чайным прибором яркого цвета, большой сундук, окованный жестью и раскрашенный такими же цветами и зеркало на видном месте — придают избе своего рода изящество, без которого русский крестьянин обходится легко, не увлекаясь желанием казаться богатым и приберегая копейку на более необходимые предметы, либо для увеличения своего капитала.
В татарских избах с виду кажется все чистым и прибранным, но большинство татар нельзя, однако, похвалить за чистоту и опрятность. У них постоянно случается, что в одной и той же посуде стирается грязное белье и подается кушанье. Чистоплотности от татар также, кажется, можно было бы ожидать, вследствие частых омовений, предписываемых им законом; но на деле бывает далеко не то: у них чаще, чем у какого-нибудь другого племени встречаются разные накожные болезни, порождаемые неопрятностью, а также парша на голове от грязных тюбетеек, не пропускающих головных испарений. Вместе с тем, как сам татарин, так и дом его, насквозь пропитаны каким-то особенным запахом от бараньего сала, которое они постоянно употребляют в пищу, в виде приправы к разным кушаньям. Гастрономический вкус татар — все мучнистое, все жирное и сладкое. Обыкновенная пища татарина-поселянина состоит в следующем: «толкан» — мука вареная в воде с солью; болтушку эту едят утром вместо чая.
За обедом подают салму — мучные шарики, иногда с мясом, разваренные в воде; лепешки из гречневой муки. Вечером опять варят «толкан». По праздникам лакомятся лошадиным мясом или бараниною. Самый общительный татарин не станет с русским есть мяса: надо, чтобы животное было заколото татарином, который, перерезывая горло, произносит молитву: "бис-милях" во имя Божье. Часто случается, что, приходя в русский трактир, татарин приносит с собою курицу или кусок говядины и отдает ее зажарить; если же принесенная птица живая, то татарин тут же сам закалывает ее с молитвою. Уход за скотиною в татарском хозяйстве весьма тщателен и примерно чист.
Их вареные сливки — каймак — очень вкусны. Они запасаются ими на зиму, замораживая их в больших кадках, и едят затем разогретыми. Впрочем, это делается большею частью в домах зажиточных татар. Богатые татары преимущественно едят лапшу, пельмени, жаркое, жирные лепешки с чаем , пироги с зелеными огурцами и сухие плоды. До разных овощей татары весьма болышо охотники: они возделывают их с любовью, запасаясь ими на зиму. Татары, живущие в Казани, почти совсем не едят конины.
Это невкусное мясо в употреблении только у деревенских жителей, которым продают на убой обыкновенно старых, еле живых лошадей. До чаю все вообще татары страстные охотники; быть может, это потребность желудка после их жирных обедов. Но замечательно, что пристрастие к чаю и ко всему сладкому не уничтожает в них, как и в русских крестьянах, склонности к вину. Несмотря на заповедь пророка и запрещение мулл, татарин любит выпить, оправдываясь тем, что пьет не вино, а бальзам попросту — настой трав на водке. Трактирная жизнь татарину очень по сердцу; в этом, может быть, проявляется здесь любовь восточного жителя к кофейням. В трактире татарин обыкновенно выпивает несколько рюмок бальзаму и множество бутылок пива.
Выпить в течение дня 10 — 15 бутылок у татарина не считается гастрономическим подвигом. За пивом распевает он свои песни, или слушают орган, курит табак, а у себя в доме курить не позволяется. Пьяные татары не так скоро ссорятся, как русские; зато уж если случится драка, то унимается она не скоро. Фото неизв. Нижегородские татары. Дмитриева, 1893.
А то и позднее, ведь для того, чтобы появился единый народ с общей культурой и ментальностью, нужно, чтобы несколько поколений людей долгое время варились в едином котле. С башкирами вышла противоположная ситуация. Как и многие другие кочевники Великой степи, которым было суждено пережить монгольское нашествие, они сильно смешались с другими племенами. Наука называет их одной из самых разнообразных в генетическом плане наций мира. Но в общем и целом, этот народ вполне сохранился с древних времен. Его культура, образ жизни и этнические особенности останутся такими же, какими были тысячелетия назад.
Даже в Золотой Орде башкиры займут достаточно привилегированное положение.
Чем отличаются татары и башкиры? Рассказываю подробно
Несмотря на фонетические различия, башкиры и татары понимают речь друг друга. 04 сентября 2020 года Центр культуры и кино «Родина» опубликовал на страницах сообществ ВКонтакте и Одноклассники статью «Татары и башкиры. На бытовом уровне сравнить можно так; татары больше похожи на русских, а башкиры на казахов. Подводя итог, в чем разница между башкирами и татарами, можно добавить, что, несмотря на близость культур и происхождения, у этих народов есть и антропологические различия. Отличия татар и башкир В сегодняшней статье мы осветим тему отличий татар от башкир. Главная» Новости» Яем татары отличаются от остальных.