В результате закрытия крупнейшего аэропорта Лас-Пальмас аэропорт Лос-Родеос оказался перегружен.
Пять человек пострадали при столкновении автобуса с самолётом в Лос-Анджелесе
Столкновение самолетов на Канарах | В международном аэропорту Лос-Анджелеса в результате столкновения самолёта и автобуса, который перевозил пассажиров, пострадали пять человек. |
Крупнейшая авиакатастрофа в истории. 45 лет после трагедии на Канарах - | В аэропорту Лос-Родеос случилось столкновение двух Боингов-747, крупнейших пассажирских лайнеров того времени. |
В пермском аэропорту два самолета одновременно оказались на взлетке. Как такое могло произойти? | Лайнеры переориентировали на соседний остров Тенерифе, в аэропорт Лос-Родеос, где в итоге образовалась пробка из международных рейсов. |
Крушение украинского самолета в Иране в ТОПе крупнейших авиакатастроф мира | На взлетной полосе аэропорта Лос-Родеос столкнулись два самых больших и современных пассажирских самолета того времени: Boeing 747-206B авиакомпании KLM (рейс KL4805 Амстердам-Лас-Пальмас-де-Гран-Канария) и Boeing 747-121 авиакомпании Pan American. |
Столкновение На Тенерифе: История Крупнейшей Авиакатастрофы XX Века
Аэропорт Лос-Родеос не был оборудован обзорным радиолокатором, и диспетчерам приходилось постоянно уточнять положение самолетов на земле по докладам пилотов. Столкновение на взлётной полосе, произошедшее 27 марта 1977 в аэропорту Лос-Родеос на Канарских островах, стало самой крупной авиакатастрофой по количеству жертв за всю историю гражданской авиации. Эти и другие направления, чтобы найти места, связанные с Столкновение в аэропорту Лос-Родеос: Лос-Родеос. YouTube Youtube. Последствия столкновения самолетов Boeing 747 авиакомпаний PanAm и KLM в аэропорту Лос-Родеос на острове Тенерифе, 27 марта 1977 года. Столкновение в аэропорту Лос-Родеос (также известное как Столкновение на Тенерифе) — крупнейшая авиационная катастрофа, произошедшая в воскресенье 27 марта 1977 года на острове Тенерифе (Канарские острова).
Смертельный «ОК». Самая страшная авиакатастрофа в истории
Однако контроль за самым сложным сектором доверили неопытному авиадиспетчеру Николаю Жуковскому , который до этого отработал всего несколько смен. Контролировал его действия диспетчер первого класса Владимир Сумской, что было против правил — этим должен был заниматься старший смены или руководитель полетов. В то время диспетчеры вручную рассчитывали взаимное расхождение самолетов на основе докладов экипажей. Жуковский по каким-то причинам записал неверные данные: по его расчетам, лайнеры должны были разойтись в небе, пройдя одну и ту же точку с разницей в три минуты. На самом деле разница составляла менее 60 секунд. Кроме этого, поблизости находился еще один борт — Ил-62. Сумской, понимая, что сейчас два самолета могут столкнуться, приказал экипажу, летящему в Минск, подняться на 9 тысяч метров. Эту команду по ошибке выполнил Ил-62. Диспетчер принял голос командира этого судна за сигнал с борта, летевшего в Минск. Из-за помех в эфире Ту-134А, летевший в Минск, так и не получил сообщение и следовал прежним курсом. В 13:35 молдавский Ту-134А врезался в белорусский лайнер почти под прямым углом.
Самолеты шли в облаках, пилоты не могли увидеть угрозу. Шансов выжить не было ни у кого. Очевидцы думали, что с неба посыпался черный град. Но на огороды падали фрагменты тел, дамские сумочки, ботинки, обломки. Потом стали приземляться платки, разорванные пиджаки... Следствие выяснило, что Жуковский допустил сразу несколько ошибок, самовольно меняя эшелоны самолетов и отказывая в их смене пилотам. По решению суда оба диспетчера были осуждены на 15 лет колонии строгого режима. Николай Жуковский покончил с собой, Сумской вышел через шесть лет. Сказать, что в ней тогда подобрался отличный состав, мало. Этот состав подбирался годами, упорно и целенаправленно...
Фактически "Пахтакор" был сборной Узбекистана, укомплектованной лучшими футболистами, — вспоминал главный тренер узбекского клуба Олег Базилевич. Молодые, одаренные, полные сил футболисты сразу поверили в новую для них организацию игры... Мы выиграли пять матчей кряду и оказались в верхней части турнирной таблицы. Еще немного — и вот-вот бы начали дышать в спину лидерам чемпионата. Газеты писали: "Пахтакор" рвется к медалям... Новую команду собрали всего за несколько дней из футболистов советских клубов. Первый матч состоялся уже 23 августа 1979 года. Столкновение над Большим каньоном: погибли 128 человек Авиакатастрофа, произошедшая над Большим каньоном 30 июня 1956 года, не была первой в истории авиации, но она стала той, что изменила эту самую историю. До этого момента гражданская авиация никогда не сталкивалась с катастрофой, в которой погибли более 100 человек. Именно из-за этого меры безопасности гражданских полетов в Соединенных Штатах были окончательно изменены.
Утром 30 июня 1956 года два лайнера — Lockheed Super Constellation и Douglas DC-7 — отклонились от своих маршрутов к северу, чтобы пролететь над живописным национальным парком Гранд-Каньон в Аризоне.
В результате этого Боинг KLM ударился хвостом о землю и 20 метров волочил его по земле. Тем не менее капитану KLM удалось взлететь, но высота была недостаточной, и KLM стойками шасси в буквальном смысле слова вскрыл фюзеляж Боинга «Пан Американ», образовав гигантскую дыру. Схема движения самолетов в момент столкновения Весь салон первого класса, располагавшийся на втором этаже Боинга «Пан Американ», разрушился, хвостовая часть отломилась. Нос «Пан Американ» воткнулся в край ВПП, и оставшиеся в живых спрыгивали вниз на траву через разломы корпуса. С левого борта все ещё работали двигатели, возник пожар и происходили взрывы. При ударе основные стойки шасси борта KLM были срезаны.
Воздушное судно упало обратно на ВПП примерно на расстоянии 150 метров. Оно скользило ещё 300 метров, после чего завалилось вправо, повернувшись по часовой стрелке на 90 градусов. На месте крушения немедленно вспыхнуло сильное пламя.
Тем не менее 61 человеку с американского борта всё-таки удалось выжить в катастрофе, которая стала самой трагической в истории гражданской авиации если не брать в счёт теракты 11 сентября 2001 года, в результате которых погибло и числится пропавшими 1692 людей.
Крушение украинского самолета в Иране в ТОПе крупнейших авиакатастроф мира Фото 11 из 11 Столкновение в аэропорту Лос-Родеос Первое место в числе самых крупных авиакатастроф заняла трагедия в аэропорту Лос-Родеос также известная как Столкновение на Тенерифе. Причина катастрофы лежит в такой мелочи, как банальный языковой барьер.
Хронология и причины авиакатастрофы на Тенерифе
Аэропорт Лос-Анджелеса сообщил о столкновении пассажирского автобуса и самолета. Столкновение на взлётной полосе, произошедшее 27 марта 1977 в аэропорту Лос-Родеос на Канарских островах, стало самой крупной авиакатастрофой по количеству жертв за всю историю гражданской авиации. Столкновение в аэропорту Лос-Родеос — самое крупная авиационная катастрофа, произошедшая на земле. Столкновение в аэропорту Лос-Родеос — крупнейшая в истории авиационная катастрофа, произошедшая в воскресенье 27 марта 1977 года на острове Тенерифе (Канарские острова). Столкновение в аэропорту Лос-Родеос — крупнейшая авиационная катастрофа, произошедшая в воскресенье 27 марта 1977 года на острове Тенерифе (Канарские острова).
10 самых страшных катастроф в истории человечества
Решение комиссии После жарких дебатов комиссией были озвучены следующие факты: Капитан Боинга авиакомпании Пан Американ» о том, что их самолет всё ещё находится на взлётно-посадочной полосе. На вопрос бортинженера, покинул ли полосу «Пан Американ», капитан ответил утвердительно. Помехи в радиосообщениях, постоянные вклинивания пилотов в эфир друг друга стали одной из основных причин трагедии. Предположения Эксперты высказывали различные предположения о факторах, которые могли повлиять на развитие событий. Ван Зантен был пилотом первого класса.
В течение 6 месяцев до трагических событий он занимался тренировкой новых пилотов на полётном симуляторе. Как известно, на этом симуляторе уделяется мало внимания формальностям, предшествующим взлёту. Выдвигались версии о недостаточно сильной подготовке ван Зантена и испанского диспетчера в английском языке. Указывалось, что командир KLM мог спешить с вылетом, чтобы не превысить разрешённую продолжительность рабочего дня.
Наконец, ему удалось вклиниться в разговор: "…мы все еще на полосе! По трагической случайности, его слова наложились на окончание инструкции, которую диспетчер давал экипажу голландского лайнера: "…будьте готовы к взлету. Я свяжусь с вами, как только освободится взлетно-посадочная полоса". На записях "черных ящиков", которые нашли после аварии, очень хорошо слышался этот трагический момент. В кабине голландского экипажа вместо указаний диспетчера услышали треск. В результате его командир не узнал главного — что на полосе все еще находится самолет Pan American — и посчитал, что разрешение на взлет ему дано. Но так же посчитал и командир американского "Боинга"! И самолеты со взлетной скоростью помчались навстречу друг другу.
Увидев буквально в нескольких метрах лайнер Pan American, голландцы попытались резко взлететь, так что хвост их "Боинга" заскрежетал по бетону. Но, едва оторвавшись от земли, самолет врезался в своего американского собрата. Четыре стойки шасси снесли большую часть верха фюзеляжа Pan American. Именно благодаря этой пробоине спаслась часть пассажиров. От удара стойки отлетели, и "голландец" рухнул на бетонку в 150 метрах от места столкновения. Полуразрушенный фюзеляж машины метров 300 протащило по полосе, пока он не остановился, развернувшись на 90 градусов. Один за другим взорвались топливные баки. Обломки разлетались на сотни метров, от них загорелся и американский "Боинг", через несколько секунд превратившийся в гигантский факел.
Никто не пострадал. Отмечается, что если бы пилот посадил самолет на рулежную дорожку, которая идет параллельно взлетно-посадочной полосе, ему не удалось бы избежать столкновения еще с четырьмя авиалайнерами. Капитан авиации в отставке Росс Эймер, который ранее являлся пилотом американской авиационной компании United Airlines прокомментировал происшествие в эфире телевизионного канала CBS, заметив, что ситуация была близка к крупнейшей в истории авиакатастрофе. Он отметил, что любой, кто представляет, что означает столкновение Airbus с четырьмя полностью заправленными самолетами, на борту которых находятся пассажиры, может оценить масштабы возможной трагедии.
Факты показывали на ошибочную интерпретацию команд диспетчера, которые вызвали неправильные решения экипажа KLM. Решение комиссии После жарких дебатов комиссией были озвучены следующие факты: Капитан Боинга авиакомпании Пан Американ» о том, что их самолет всё ещё находится на взлётно-посадочной полосе. На вопрос бортинженера, покинул ли полосу «Пан Американ», капитан ответил утвердительно. Помехи в радиосообщениях, постоянные вклинивания пилотов в эфир друг друга стали одной из основных причин трагедии.
Предположения Эксперты высказывали различные предположения о факторах, которые могли повлиять на развитие событий. Ван Зантен был пилотом первого класса. В течение 6 месяцев до трагических событий он занимался тренировкой новых пилотов на полётном симуляторе. Как известно, на этом симуляторе уделяется мало внимания формальностям, предшествующим взлёту. Выдвигались версии о недостаточно сильной подготовке ван Зантена и испанского диспетчера в английском языке.
Столкновение На Тенерифе: История Крупнейшей Авиакатастрофы XX Века
Просто рай на Земле. Маленький местный аэропорт Лос-Родеос ужасно перегружен: утром на главном авиаузле острова Лас-Пальмас-де-Гран-Канария произошёл теракт. Никто не погиб, но аэропорт закрыли по соображениям безопасности. Теперь вся нагрузка легла на небольшой Лос-Родеос. Небольшой аэропорт Лос-Родеос наши дни Небольшой аэропорт Лос-Родеос наши дни Службы крохотного аэропорта были не готовы к обслуживанию такого большого количества самолетов, вынужденных использовать для взлета и посадки не рассчитанные на такую нагрузку взлетно-посадочные полосы. Среди десятков самолетов, буквально столпившихся в этом небольшом аэропорту, был и огромный Боинг-747 голландской авиакомпании KLM. Если бы не теракт, то такой самолет, возможно, никогда бы и не приземлился в этом крохотном аэропорту. Командир самолета Якоб Вельдхёйзен ван Зантен очень торопился покинуть Лос-Родеос: 4 долгих часа в ожидании разрешения на взлет оказались очень изнуряющими для экипажа и пассажиров.
Он был наставников и главным инструктором авиакомпании KLM. Более авторитетного командира трудно даже представить. Но именно непререкаемый авторитет капитана воздушного судна отчасти и сыграл роковую роль в судьбе экипажа и пассажиров. Командир Якоб Вельдхёйзен ван Зантен Командир Якоб Вельдхёйзен ван Зантен В этот день в кабине пилотов самолета авиакомпании KLM царила нервозная обстановка: время работы пилотов строго регламентируется, и задержка рейса KLM еще буквально на один час грозила отменой рейса, выгрузкой пассажиров, размещением их в гостинице, штрафом и выговором пилоту.
Среди рейсов, отправленных в Лос-Родеос, были и два переполненных чартера из Лос-Анджелеса и Амстердама. Оба выполнялись недавно введенными в эксплуатацию и крупнейшими на то время лайнерами Boeing 747. На борту B747 нидерландской авиакомпании KLM было 14 членов экипажа и 235 пассажиров, среди них 52 ребенка.
Аналогичный самолет знаменитой американской компании Pan American был заполнен еще плотнее. В общей сложности на его борту было 396 человек, из них 380 пассажиров, преимущественно пенсионеров, для которых Канарские острова должны были стать лишь начальной точкой будущего продолжительного круиза. Этот Boeing, носивший гордое название Clipper Victor, был не совсем обычным. Именно он семью годами ранее выполнил первый коммерческий рейс среди всех 747-х, наконец открыв дорогу в небо славному и самому харизматичному семейству самолетов. Его же спустя восемь месяцев в том же 1970-м умудрились угнать на Кубу, где невиданный прежде Clipper встречал Фидель Кастро собственной персоной. Эти два гиганта были далеко не единственными лайнерами, вынужденными приземлиться на Тенерифе. Относительно небольшой аэропорт, в те годы рассчитанный на обслуживание лишь региональных рейсов, оказался забит рейсами международными.
Все оказавшиеся тут не по своей воле самолеты, естественно, не влезли на маленький перрон Лос-Родеоса. Они заняли и почти всю единственную! Это был второй фактор, обусловивший произошедшую через несколько часов главную трагедию в мировой авиации XX века. Якоб ван Зантен на первый взгляд был идеальным пилотом. Богатый опыт и располагающая внешность сделали его лицом авиакомпании. Его большой портрет рядом с фотографией флагмана флота украшал развороты бортовых журналов. Ко всему прочему он возглавлял и программу подготовки новых пилотов для 747-х KLM.
Но этот внешне безупречный фасад скрывал неприятные для самого капитана и его работодателя проблемы. До своего последнего рейса ван Зантен не летал около полугода, занимаясь воспитанием собственных коллег в тренинг-центре. Уже на Тенерифе он одно за другим принял целый ряд решений, ставших катализатором грядущей катастрофы, начав с требования полностью дозаправить его Boeing в Лос-Родеосе. Судя по его поведению, ван Зантен отчаянно торопился. Незапланированная посадка в Лос-Родеосе вылилась в длительное четырехчасовое ожидание, после которого самолет еще должен был вновь оказаться в воздухе, перелететь на соседний остров, высадить там пассажиров, принять на борт новых и вернуться в Амстердам. Продолжительность рабочего дня для пилотов была строго регламентирована, запасного экипажа на Канарах у KLM не было, и если бы голландский Boeing не вылетел на родину до семи часов вечера, то выполнение рейса пришлось бы переносить на следующий день. Естественно, ван Зантена, который по своей должности ведущего пилота-инструктора компании сам стал частью ее топ-менеджмента, такое потенциальное развитие событий не устраивало.
Он решил воспользоваться ожиданием в Лос-Родеосе, чтобы сэкономить время на дозаправке, но в итоге лишь затянул пребывание на Тенерифе. Как только началась заправка голландцев топливом, аэропорт Гран-Канария вновь открылся и был готов принять перенесенные к соседям самолеты. Американский Boeing был полностью готов к немедленному вылету, но вынужден был дожидаться окончания дозаправки лайнера из Нидерландов, затянувшейся на 35 минут. За эти лишние полчаса погода в Лос-Родеосе успела испортиться.
Эта катастрофа остаётся крупнейшей по количеству жертв за всю историю гражданской авиации не считая террористического акта 11 сентября 2001. Пассажирский терминал аэропорта Лос-Родеос в 2003 году Трагедия произошла на земле в условиях тумана. Самолёт авиакомпании KLM, рейс 4805 под командованием пилота-инструктора капитана Якоба ван Зантена на момент катастрофы — 50 лет, налёт 11 700 часов, из них 1 545 часов — на Boeing 747 совершал взлёт. Victor Franklin Grubbs — 57 лет, 21 043 лётных часа, из них 564 часа — на Boeing 747. Аэропорт Лос-Родеос находится в северной части острова Тенерифе и является вторым аэропортом Канарских островов по объёму пассажиро- и грузоперевозок. В этот день в крупнейшем аэропорту Канарских островов Лас-Пальмас был совершён террористический акт. Террористы «Движения за независимость и автономию Канарских островов» исп. Aкт не повлёк человеческих жертв лишь несколько пассажиров были легко ранены осколками разбившихся стёкол , однако из-за опасений повторных терактов администрацией аэропорта было принято решение закрыть терминал и временно прекратить приём всех воздушных судов, направляющихся в Лас-Пальмас. Eдинственным аэропортом, подходящим для приёма крупных широкофюзеляжных самолётов, был аэропорт Лос-Родеос на островe Тенерифе. Рейсы 4805 и 1736 были в числе многих в тот день, которые были вынуждены совершить посадку в Лос-Родеосе вместо запланированной посадки в Лас-Пальмас. Опытный капитан лайнера «Pan Am» Виктор Граббс при подлёте к Канарским островам имел достаточный запас топлива и для удобства пассажиров предпочитал не совершать посадку в аэропорту Лос-Родеос, а остаться в зоне ожидания до открытия аэропорта в Лас-Пальмас-де-Гран-Канария, но вынужден был подчиниться приказу диспетчера и приземлиться на острове Тенерифе. В результате закрытия крупнейшего аэропорта Лас-Пальмас аэропорт Лос-Родеос oказался перегружен. Это был воскресный день, и пассажирский трафик оказался слишком высоким. Самолёты, не принятые Лас-Пальмасом, заняли все стоянки на Лос-Родеос. Некоторые самолёты стояли даже на рулёжных дорожках. Boeing 747 авиакомпании KLM, выполняющий рейс 4805, находился ближе всего к порогу взлетно-посадочной полосы 12, за ним стояли Boeing 737, Boeing 727, Douglas DC-8; Boeing 747 авиакомпании «Pan Am» рейса 1736 занимал последнюю позицию. После почти четырёхчасового ожидания аэропорт Лас-Пальмас начал принимать рейсы. Экипаж «Pan Am» был готов к немедленному вылету и запросил диспетчерское разрешение на взлёт, однако не смог выполнить необходимые манёвры по выруливанию на взлётную полосу, поскольку был блокирован Boeing компании KLM и заправочным автомобилем: капитан KLM решил дозаправиться, чтобы сэкономить время в Лас-Пальмас.
В это время аэропорт на Гран-Канарии открыли для принятия рейсов, но вылететь с Тенерифе никто не мог — все ждали окончания дозаправки голландцев, чей самолет загораживал выезд на взлетную полосу. Экипаж Pan American рассматривал вариант объехать Boeing KLM — места между крыльями самолетов было достаточно для этого маневра — но решили все-таки подождать окончания заправки. Рулежка и взлет Boeing KLM После завершения заправки диспетчеры направили голландский самолет в конец взлетной полосы на схеме справа , где он должен был дожидаться разрешения на взлет. В это время на аэропорт опустился густой туман, видимость снизилась до 300, а затем и до 100 метров. Экипажам самолетов трудно было разглядеть края взлетной полосы, к тому же аэропорт Los Rodeos не был оборудован обзорным радиолокатором — специальным радаром, который фиксирует положение самолетов не в воздухе, а на земле. Диспетчеры могли узнать положение каждого из самолетов только радиообменом. Современное фото взлетной полосы в Los Rodeos Американский Boeing был направлен следом за KLM по той же единственной взлетной полосе, но с указанием в свернуть на боковую дорожку С3, чтобы освободить полосу для взлета голландцев. Диспетчер аэропорта руководил действиями бортов с сильным испанским акцентом, экипажи самолетов переспрашивали команды по несколько раз, реплики в эфире накладывались друг на друга. В то время как американский рейс проехал мимо рулёжной дорожки C3, на которую ему было указано повернуть, рейс KLM уже был готов к взлёту. Второй пилот KLM сообщил диспетчеру о готовности, запросив разрешения на взлёт. В 17:05:53 башня управления радировала: «KLM4805, вам разрешено на привод P, набирайте и выдерживайте эшелон 90. Экипаж KLM воспринял эту инструкцию по набору высоты и последующему занятию коридора как фактическое разрешение на взлёт.
#вЭтоДень 27 марта 1977 года произошло Столкновение в аэропорту Лос-Родеос.
Столкновение в аэропорту Лос-Родеос (также известное как Столкновение на Тенерифе) — крупнейшая авиационная катастрофа, произошедшая в воскресенье 27 марта 1977 года на острове Тенерифе (Канарские острова). aviación en España en 1977, por colisión en pista. 27 марта 1977 года на взлётно-посадочной полосе аэропорта Лос-Родеос столкнулись два самолёта Boeing 747. Катастрофа в аэропорту Лос-Родеос на Канарских островах случилась в 17:06:50 по местному времени 27 марта 1977. На взлётной полосе аэропорта Лос-Родеос столкнулись авиалайнеры Boeing 747-206B и Boeing 747-121. Катастрофа в аэропорту Лос-Родеос, Тенерифе, Канарские острова, случилась в 17:06:50 по местному времени 27 марта 1977. На острове Тенерифе в аэропорту Лос-Родеос на взлетной полосе столкнулись два Boeing 747.
Столкновение на взлётной полосе
Столкновение в аэропорту Лос-Родеос — крупнейшая авиационная катастрофа, произошедшая в воскресенье 27 марта 1977 года. 27 марта 1977 года в аэропорту Лос Родеос на острове Тенерифе на взлётно-посадочной полосе столкнулись два пассажирских суперлайнера Boeing-747. На взлётной полосе аэропорта Лос-Родеос в Санта-Крус-де-Тенерифе (Тенерифе, Канарские острова) столкнулись авиалайнеры Boeing 747-206B авиакомпании KLM (рейс KL4805 Амстердам—Лас-Пальмас-де-Гран-Канария) и Boeing 747-121 авиакомпании Pan American.
Катастрофа в аэропорту Лос-Родеос
И кто знает, возможно, авиалайнерам и удалось бы разминуться, если бы голландский B747 не дозаправился перед вылетом. Лишние 40 тонн топлива действительно стали лишними. Два гиганта столкнулись в 17:06:50. Лайнер KLM зацепил Clipper Victor двигателями, нижней частью фюзеляжа и шасси, фактически вскрыв его, как консервную банку.
По инерции он продолжал лететь, обливая все вокруг керосином, еще около 150 метров, после чего упал, проскользил 300 метров по ВПП и взорвался. Шансов выжить на его борту не было ни у кого. Заживо сгорели 14 человек экипажа и 234 пассажира.
Американский Clipper Victor также загорелся, но его экипажу и пассажирам повезло несколько больше. Все выжившие находились в передней части самолета и покинули его через дыры в фюзеляже. Количество жертв было ужасающим.
В общей сложности в результате столкновения двух крупнейших самолетов столетия погибло 583 человека. В условиях густого тумана спасательные службы не сразу заметили, что катастрофу потерпели сразу два Boeing. Первое время они тушили лишь голландский самолет, не подозревая, что в полусотне метров продолжают гибнуть и пассажиры американского.
По иронии судьбы, узнав о трагедии, руководство KLM сперва назначило в срочно собранную команду экспертов своего главного специалиста по 747-м — самого Якоба ван Зантена, давшего команду на взлет, так и не убедившись до конца, что полоса перед ним свободна. Именно ошибка голландского капитана была названа основной причиной катастрофы. Комиссия по расследованию установила, что она была вызвана спешкой пилота из-за желания поскорее покинуть Тенерифе и уложиться в нормативные сроки выполнения рейса.
Свою трагическую роль сыграли также густой туман, интерференция радиопереговоров, использование во время них нестандартных фраз и плохое знание иностранных языков. Второстепенными факторами стали отказ американского Boeing покинуть ВПП на третьем съезде как ему было первоначально указано , задержка с дозаправкой и теракт в аэропорту Гран-Канария, с которого все и началось. Произошедшее на Тенерифе оказало сильное влияние на авиаперевозки, совсем незаметное для пассажиров, но принципиально важное для их непосредственных исполнителей.
Весь радиообмен между пилотами и диспетчерами был стандартизирован, чтобы исключить неправильную интерпретацию команд диспетчеров. Кроме того, авиакомпании стали уделять исключительное внимание тому, что позже назвали Crew Resource Management управление возможностями экипажа. Для перевозчиков стало ясно, что совершенно недостаточно просто обучить экипаж техническому процессу управления самолетом.
Стало очевидно, что для минимизации «человеческого фактора» в возможных тяжелых авиапроисшествиях необходимо учитывать отношения внутри экипажа, среди членов команды самолета. Трагедия на Тенерифе стала хрестоматийным примером порочности неоспариваемого лидерства в кабине пилотов. Во время того самого финального радиообмена молодой голландский бортинженер высказал сомнение в том, что Boeing Pan Am покинул взлетно-посадочную полосу, однако капитан ван Зантен и его второй пилот проигнорировали замечание бортинженера, понадеявшись на свой опыт.
При этом у бортинженера, подавленного авторитетом звезды KLM, не хватило смелости настоять на своей точке зрения. C конца 1970-х от экипажей всех авиакомпаний мира стали требовать, чтобы все важные решения принимались по взаимному согласию всех находящихся в кабине. Интересные новости: Подписывайтесь на наш Telegram-канал, «X twitter » и «Zen.
По трагической случайности, его слова наложились на окончание инструкции, которую диспетчер давал экипажу голландского лайнера: "…будьте готовы к взлету. Я свяжусь с вами, как только освободится взлетно-посадочная полоса". На записях "черных ящиков", которые нашли после аварии, очень хорошо слышался этот трагический момент.
В кабине голландского экипажа вместо указаний диспетчера услышали треск. В результате его командир не узнал главного — что на полосе все еще находится самолет Pan American — и посчитал, что разрешение на взлет ему дано. Но так же посчитал и командир американского "Боинга"!
И самолеты со взлетной скоростью помчались навстречу друг другу. Увидев буквально в нескольких метрах лайнер Pan American, голландцы попытались резко взлететь, так что хвост их "Боинга" заскрежетал по бетону. Но, едва оторвавшись от земли, самолет врезался в своего американского собрата.
Четыре стойки шасси снесли большую часть верха фюзеляжа Pan American. Именно благодаря этой пробоине спаслась часть пассажиров. От удара стойки отлетели, и "голландец" рухнул на бетонку в 150 метрах от места столкновения.
Полуразрушенный фюзеляж машины метров 300 протащило по полосе, пока он не остановился, развернувшись на 90 градусов. Один за другим взорвались топливные баки. Обломки разлетались на сотни метров, от них загорелся и американский "Боинг", через несколько секунд превратившийся в гигантский факел.
Левая сторона самолета Pan American была частично разрушена.
А какие-то «расширились», проявившись там, где их никто не ждал. Например, затор из самолетов парализует работу аэропорта и вносит напряжение в работу диспетчеров, но сам по себе не опасен для машин на земле. Все могло обойтись, если бы очередь из самолетов взлетала, пользуясь для маневров только рулежной дорожкой, но рулежка сразу двух самолетов по действующей ВПП уже расширила «сырную дыру». Но ведь в ясную канарскую погоду два самолета видели бы друг друга все время маневров. С приходом тумана все по-прежнему было бы хорошо, работай в аэропорту наземный обзорный радиолокатор. Он позволил бы наблюдать взаимное расположение самолетов и предотвратить столкновение. Но эта большая «сырная дыра» уже была в аэропорту заранее до катастрофы. Даже задержка рейса 1736 на ВПП могла не сыграть роли — но невероятное совпадение по таймингу двух критически важных радиосообщений привело к их наложению в эфире, и полудуплексная технология поочередных сообщений не помогла.
И даже это было не окончательным пройденным «ломтиком» — последнюю роль сыграли лишние 50 тонн топлива на борту KLM, ведь именно из-за них экипаж не смог оторвать машину от ВПП, отчаянно задирая нос самолета в туче искр. Другим комплексным фактором стала небрежность общения по радио. Неформальные слова и акцент диспетчера сопровождали все переговоры с обоими бортами. В ответ на запрос ATC clearance диспетчер назвал борт ван Зантена «KLM 4705», видимо, от усталости и нагрузки спутав вторые цифры бортов 4805 и 1736 — незначительная, но все же оговорка. Минутой позже в ответ на обеспокоенное сообщение 1736 «Мы все еще на полосе! Спекулятивно, такое обращение могло сбить восприятие номера рейса на слух, как будто оно адресовано какому-то другому самолету. Да, эти конкретные мелочи никак не повлияли на развитие событий. Но в глобальном понимании именно вербальная мелочь привела к катастрофе. После нее короткие «отписки» вроде «ОК» или «Roger» «Принял» стали недопустимы без повторения сообщения от диспетчера — каждый участник воздушного движения стал обязан проговорить в эфире, что именно он услышал или с чем только что согласился.
Отдельно разделили понятия «взлет» «take off» и «отправление» «departure» : теперь согласованный с диспетчером путь отправления нельзя перепутать с разрешением на взлет. А в тот день между жизнью и смертью стояло лишь короткое «ОК» диспетчера, сказанное в ответ на неуверенное «мы собираемся взлетать» второго пилота KLM. И эти две буквы стали спусковым крючком для ван Зантена, нетерпеливо давшего полный газ со словами «мы взлетаем». Этот момент тоже стоит рассмотреть подробнее. Здесь нельзя обойтись банальными словами «даже очень опытные люди совершают ошибки». Разумеется, можно свалить все на ошибку ван Зантена и его желание обогнать ухудшающуюся погоду. Но почему себя так повел опытнейший пилот? Ведь опыт — это в том числе способность расставлять приоритеты в работе, и человек на такой ответственной должности не мог этого не уметь. На эту тему, увы, остается только делать предположения.
Конечно, первым делом приходит самое логичное объяснение произошедшего. Как должен чувствовать себя человек, с портретом которого выходят рекламные буклеты, полные высокопарных слов про голландское мастерство, преданность делу и точность, сравнимую с часовым механизмом? Вынужденный совершить ненужную посадку, которого задерживают пассажиры, заправка, на которого давит собственная компания, рассказывая прописные истины? Дурацкие профсоюзы загнали его в рамки формальностей, дурацкая погода меняется в течение получаса, дурацкие сепаратисты испортили ему легкий и заурядный рейс. Разумеется, это давит на эмоции, портит настроение. Но достаточно ли этого для критичных отклонений в поведении командира? Рекламный разворот авиакомпании KLM. Обратите внимание на заголовок: «KLM. От людей, сделавших пунктуальность возможной».
Нервничал ли ван Зантен из-за задержек, зная, что олицетворяет пунктуальность KLM? Мы никогда не узнаем. Может быть и так, если, едва раздался короткий неопределенный ответ диспетчера, его лежавшая на рычагах рука нетерпеливо дала полный вперед. Но что-то не так было еще перед этим: ван Зантен дал малый газ сразу после разворота, обеспокоив своего второго пилота. Забыл ли он про ATC clearance? И забыл ли затем про отдельное разрешение на взлет? Спекуляции добавляет тот факт, что ван Зантен до этого рейса полгода работал в KLM летным инструктором. В его работу входило обучение новичков всем азам переговоров с диспетчером. Мог ли он, проговаривавший роли диспетчеров воздушного движения, невольно спроецировать этот опыт?
Ошибиться, привычно проговорив в голове все стандартные фразы, и не заметить, что отдал разрешение на взлет самому себе? Это — спекуляция, хотя и не являющаяся неправдоподобной. Но есть и другой момент. Рядом с ван Зантеном сидели остальные члены экипажа. Забыл ли командир или же грубо нарушил правила — но второй пилот его одернул, сказав: «Постойте! Мы не запросили ATC clearance!
Например, затор из самолетов парализует работу аэропорта и вносит напряжение в работу диспетчеров, но сам по себе не опасен для машин на земле. Все могло обойтись, если бы очередь из самолетов взлетала, пользуясь для маневров только рулежной дорожкой, но рулежка сразу двух самолетов по действующей ВПП уже расширила «сырную дыру». Но ведь в ясную канарскую погоду два самолета видели бы друг друга все время маневров.
С приходом тумана все по-прежнему было бы хорошо, работай в аэропорту наземный обзорный радиолокатор. Он позволил бы наблюдать взаимное расположение самолетов и предотвратить столкновение. Но эта большая «сырная дыра» уже была в аэропорту заранее до катастрофы. Даже задержка рейса 1736 на ВПП могла не сыграть роли — но невероятное совпадение по таймингу двух критически важных радиосообщений привело к их наложению в эфире, и полудуплексная технология поочередных сообщений не помогла. И даже это было не окончательным пройденным «ломтиком» — последнюю роль сыграли лишние 50 тонн топлива на борту KLM, ведь именно из-за них экипаж не смог оторвать машину от ВПП, отчаянно задирая нос самолета в туче искр. Другим комплексным фактором стала небрежность общения по радио. Неформальные слова и акцент диспетчера сопровождали все переговоры с обоими бортами. В ответ на запрос ATC clearance диспетчер назвал борт ван Зантена «KLM 4705», видимо, от усталости и нагрузки спутав вторые цифры бортов 4805 и 1736 — незначительная, но все же оговорка. Минутой позже в ответ на обеспокоенное сообщение 1736 «Мы все еще на полосе!
Спекулятивно, такое обращение могло сбить восприятие номера рейса на слух, как будто оно адресовано какому-то другому самолету. Да, эти конкретные мелочи никак не повлияли на развитие событий. Но в глобальном понимании именно вербальная мелочь привела к катастрофе. После нее короткие «отписки» вроде «ОК» или «Roger» «Принял» стали недопустимы без повторения сообщения от диспетчера — каждый участник воздушного движения стал обязан проговорить в эфире, что именно он услышал или с чем только что согласился. Отдельно разделили понятия «взлет» «take off» и «отправление» «departure» : теперь согласованный с диспетчером путь отправления нельзя перепутать с разрешением на взлет. А в тот день между жизнью и смертью стояло лишь короткое «ОК» диспетчера, сказанное в ответ на неуверенное «мы собираемся взлетать» второго пилота KLM. И эти две буквы стали спусковым крючком для ван Зантена, нетерпеливо давшего полный газ со словами «мы взлетаем». Этот момент тоже стоит рассмотреть подробнее. Здесь нельзя обойтись банальными словами «даже очень опытные люди совершают ошибки».
Разумеется, можно свалить все на ошибку ван Зантена и его желание обогнать ухудшающуюся погоду. Но почему себя так повел опытнейший пилот? Ведь опыт — это в том числе способность расставлять приоритеты в работе, и человек на такой ответственной должности не мог этого не уметь. На эту тему, увы, остается только делать предположения. Конечно, первым делом приходит самое логичное объяснение произошедшего. Как должен чувствовать себя человек, с портретом которого выходят рекламные буклеты, полные высокопарных слов про голландское мастерство, преданность делу и точность, сравнимую с часовым механизмом? Вынужденный совершить ненужную посадку, которого задерживают пассажиры, заправка, на которого давит собственная компания, рассказывая прописные истины? Дурацкие профсоюзы загнали его в рамки формальностей, дурацкая погода меняется в течение получаса, дурацкие сепаратисты испортили ему легкий и заурядный рейс. Разумеется, это давит на эмоции, портит настроение.
Но достаточно ли этого для критичных отклонений в поведении командира? Рекламный разворот авиакомпании KLM. Обратите внимание на заголовок: «KLM. От людей, сделавших пунктуальность возможной». Нервничал ли ван Зантен из-за задержек, зная, что олицетворяет пунктуальность KLM? Мы никогда не узнаем. Может быть и так, если, едва раздался короткий неопределенный ответ диспетчера, его лежавшая на рычагах рука нетерпеливо дала полный вперед. Но что-то не так было еще перед этим: ван Зантен дал малый газ сразу после разворота, обеспокоив своего второго пилота. Забыл ли он про ATC clearance?
И забыл ли затем про отдельное разрешение на взлет? Спекуляции добавляет тот факт, что ван Зантен до этого рейса полгода работал в KLM летным инструктором. В его работу входило обучение новичков всем азам переговоров с диспетчером. Мог ли он, проговаривавший роли диспетчеров воздушного движения, невольно спроецировать этот опыт? Ошибиться, привычно проговорив в голове все стандартные фразы, и не заметить, что отдал разрешение на взлет самому себе? Это — спекуляция, хотя и не являющаяся неправдоподобной. Но есть и другой момент. Рядом с ван Зантеном сидели остальные члены экипажа. Забыл ли командир или же грубо нарушил правила — но второй пилот его одернул, сказав: «Постойте!
Мы не запросили ATC clearance! Что же пошло не так?
В пермском аэропорту два самолета одновременно оказались на взлетке. Как такое могло произойти?
Авиакатастрофа 1977 года в аэропорту Лос-Родеос показала, что неоспоримого лидера в кабине пилотов быть не должно. На взлётной полосе аэропорта Лос-Родеос в Санта-Крус-де-Тенерифе (Тенерифе, Канарские острова) столкнулись авиалайнеры Boeing 747-206B авиакомпании KLM (рейс KL4805 Амстердам—Лас-Пальмас-де-Гран-Канария) и Boeing 747-121 авиакомпании Pan American. Схема движения рейсов KL4805 и PA1736 в момент столкновения 27 марта 1977 года в аэропорту Лос-Родеос. Тогда аэропорт Лос-Родеос перестанет давать разрешения на взлет и ни о каком вылете в Амстердам до 19:00 не может быть и речи.
Крупнейшая в истории авиакатастрофа произошла 45 лет назад
Столкновение в аэропорту Лос-Родеос — Энциклопедия | Столкновение на взлетно-посадочной полосе в аэропорту Лос-Родеос, Тенерифе, 1977-03-27; 583 погибших 27 марта 1977 года два пассажирских самолета Boeing 747, выполнявш. |
Столкновение в аэропорту Лос-Родеос — Википедия | Лайнеры переориентировали на соседний остров Тенерифе, в аэропорт Лос-Родеос, где в итоге образовалась пробка из международных рейсов. |
Столкновение в аэропорту Лос-Родеос | 27 марта 1977 года в аэропорту Лос-Родеос, расположенном на испанском острове Тенерифе, произошло столкновение двух самолётов Boeing 747. |
Диспетчер в американском аэропорту предотвратил крупнейшую в мире авиакатастрофу | Столкновение в аэропорту Лос-Родеос (также известное как Столкновение на Тенерифе) — крупнейшая авиационная катастрофа, произошедшая в воскресенье 27 марта 1977 года на острове Тенерифе (Канарские острова). |
10 самых страшных катастроф в истории человечества | В результате закрытия крупнейшего аэропорта Лас-Пальмас аэропорт Лос-Родеос oказался перегружен. |
В пермском аэропорту два самолета одновременно оказались на взлетке. Как такое могло произойти?
Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Регион 11 февраля 2023, 09:21 В аэропорту Лос-Анджелеса пять человек пострадали из-за столкновения автобуса и самолёта В международном аэропорту Лос-Анджелеса в результате столкновения самолёта и автобуса, который перевозил пассажиров, пострадали пять человек. Об этом говорится в сообщении официального твиттер-аккаунта воздушной гавани.
Мне и моим ребятам пришлось собирать трупы. Мертвые тела лежали повсюду. Я подумал, боже мой, что это?
Что случилось? Мы буквально онемели, мы не знали, что делать! Полиция, которая прибыла на место происшествия, просто не знала, что делать. Всюду лежали мертвые люди.
В итоге, только за первые 72 часа с момента взрыва погибло 8 000 человек. Официально жертвами считаются примерно 15 000 человек неофициально — 20 000 человек. Количество тех, кто после этого года страдал хроническими заболеваниями, достигло 700 000 человек. Это не считая отклонений у потомства.
Бывшие руководители компании Union Carbide, в том числе крупный индийский бизнесмен Кешуб Махиндра, возглавлявший индийское подразделение американской компании во время аварии, получили по два года заключения за непредумышленное убийство, а правительство Индии получило от компании компенсацию в 470 миллионов долларов, хотя изначально требовали 3,3 миллиарда долларов заключили мировое соглашение. Пострадавшие получили компенсацию по 500 долларов. Самое разрушительное цунами Мы уже рассказывали о том, какие бывают цунами, как они формируются и какой вред причинили человеку. Тогда я говорил, что самая большая волна была высотой около 500 метров.
И образовалась она около 70 лет назад на Аляске. Но тогда пострадавших было всего несколько человек из-за того, что в этом месте почти никого не бывает. В отличии от Юго-восточной Азии. Больше всего жизней унесло цунами, которое обрушилось на этот регион 26 декабря 2004 года.
Последствия цунами всегда очень страшные. Формирование волн произошло в Индийском океане из-за тектонической активности дна. В итоге, до берега дошли волны, высота которых составляла больше 10 метров. Кажется, что это не так много, но в результате этого явления погибло примерно 240 000 человек Больше всего погибших было в Индонезии — примерно 180 000 человек.
На втором месте оказался остров Шри-Ланка, где волна убила примерно 37 000 человек. Еще по несколько тысяч жизней цунами унесло в других регионах. Оно дошло даже до берегов Сомали. Атомная станция Фукусима Авария на атомной станции Фукусима тоже произошла из-за цунами.
Оно обрушилось на Японию 11 марта 2011 года. Само цунами унесло жизни 15 000 человек и еще около 9 000 пропали без вести. Что касается аварии на атомной станции, то она произошла из за разрушения средств охлаждения реакторов. В итоге они начали перегреваться и врываться.
Если вы не знали, самое время ознакомиться с тем, как работает атомный реактор Непосредственно на станции погиб 1 человек. Около 50 человек погибли при эвакуации со станции. Всего из района было эвакуировано до 150 000 человек. Из них более 1 000 умерло в первый год после аварии.
Авария на этой станции сильно изменила жизнь японцев. Многие стали инвалидами и до сих пор не могут вернуться в свои дома, которые были рядом со станцией. Поэтому не совсем логично считать, что от аварии погибли только те, кто умер в тот день. Аварии на атомных станциях тянутся широким шлейфом еще в течение многих лет.
Лично у меня самый большой вопрос к тем, кто разрешил строить атомную станцию на берегу океана в цунамоопасном регионе Кроме людей и близлежащей территории суши, пострадал и океан.
На день катастрофы совершил 5202 цикла «взлёт-посадка» и налетал 21 195 часов. Очень опытный пилот, проработал в авиакомпании KLM 27 лет и 3 месяца с января 1950 года. В должности командира Boeing 747 — с 23 января 1971 года. Налетал свыше 11 700 часов, 1545 из них на Boeing 747. Второй пилот — 42-летний Клаас Мёрс нидерл. Опытный пилот, проработал в авиакомпании KLM 17 лет с марта 1960 года. В должности второго пилота Boeing 747 — с 19 января 1977 года.
Налетал свыше 9200 часов, 95 из них на Boeing 747. Бортинженер — 48-летний Виллем Схрёдер нидерл. Проработал в авиакомпании KLM 29 лет с 1948 года. В должности бортинженера Boeing 747 — с 22 апреля 1976 года. Налетал 17 031 час, 643 из них на Boeing 747.
Гражданский лайнер также находился на взлетке. Экипаж «Аэробуса» применил экстренное торможение и прервал взлет.
В Уральском следственном комитете по транспорту 59. Мы поговорили с рядом экспертов о происшествии. Главный редактор российского отраслевого портала об авиации Avia. То есть раньше была гражданская система управления воздушным движением, а у военных была своя система. А сегодня это единая система. Все услуги по навигации и военных, и гражданских самолетов на аэродромах сегодня осуществляет единая корпорация — Госкорпорация по организации воздушного движения в РФ. Подчиняется она Министерству транспорта.
Указания диспетчерам, а также обоим пилотам военному и гражданскому выдаются из одного центра, — подчеркивает эксперт.