Проект “Мурманский СПГ” “Новатэк” реализует проект “Мурманский СПГ” на своей ресурсной базе месторождений юга полуострова Гыдан, сообщил глава компании. «НОВАТЭК» прорабатывает возможность строительства нового крупнотоннажного СПГ-проекта в Мурманской области, состоящего из трех линий сжижения мощностью по 6,8 млн тонн. Европейский союз готовит санкции против России в сфере сжиженного природного газа, включая проект Арктик СПГ-2. «Арктик СПГ 2» – очередной проект «НОВАТЭКа», связанный с производством сжиженного природного газа.
В «Новатэк» рассказали о планах поставок газа в Японию с «Арктик СПГ — 2»
Вероятнее всего, их визит должен был быть приурочен к запуску сборки модулей для очередной линии проекта «Арктик СПГ 2», однако из-за санкций работа была приостановлена. Трафик на автодороге Мишуков — Снежногорск сократился в несколько раз «Даже «невооружённым глазом» видно, что в районе Белокаменки существенно сократился трафик. Ещё в начале марта интенсивность движения грузового и технологического транспорта была довольно высокая, а сейчас всё как будто вымерло», — рассказали мурманчане, часто пользующиеся автодорогой Мишуково — Снежногорск, по пути следования которой как раз и расположен ЦСКМС. От нынешней геополитической ситуации начинает набирать обороты и судебная практика в рамках крупных инвестпроектов.
Генеральным компаниям приходится компенсировать убытки от разрывов контрактов со стороны иностранных партнёров. В арбитражном суде представители «Арктик СПГ 2» заявили, что из-за остановки работы двух судов, принадлежащих «Боксалису» земснаряд и понтон , компания потеряла более 7,8 миллиардов рублей, поэтому фирма и обратилась с иском об наложении ареста на имущество. То есть в текущих реалиях, сложно говорить о развитии масштабных проектов.
Разве что об их выживаемости. А теперь скоррелируем замедление реализации крупнейшего инвестпроекта проекта на местечковый «Новый Мурманск», который с лёгкой руки губернаторского окружения разбух до «Международного логистического рыбного терминала». Этому бумажному проекту уже и сайт решили нарисовать , потратив на него более семи миллионов рублей.
В очередной раз складывается впечатление, что губернатор сотоварищи не слышит и не хочет слышать экспертов, полагающих невозможным реализацию проекта в нынешних условиях, так как ключевые трудности — санкции в отношении технологий и, как следствие, комплектующих.
Путин в явно хорошем настроении показал еще один вариант гудка. Но потом все же сдвинул рычаг. Это гудок одновременно и заводской, и пароходный. Все потому, что первая линия проекта "Арктик СПГ — 2" — самое большое плавучее сооружение в мире. Весит 600 тысяч тонн. Строят технологические линии под Мурманском.
На берегу Кольского залива возводят основания гравитационного типа. Одновременно сооружают 14 модулей верхних строений. Их привозят, поднимают на нужный уровень, устанавливают один за другим. Потом, по сути, полностью готовый завод по производству СПГ морем отправляют за 1600 километров к месторождению Утреннее на полуостров Гыдан. Там устанавливают, подключают. И он начинает сжижать. О плюсах этого проекта потом подробно поговорили.
Разговор решили провести на берегу, прямо на фоне готовой первой технологической линии. Эта идея изначально казалась если не фантастической, то очень сложно выполнимой. Построить производство СПГ не там, где газ, а там, где инфраструктура позволяет.
Один из собеседников агентства рассказал, что первая очередь «Арктик СПГ-2» остановлена как минимум до конца июня, хотя строительные работы на проекте продолжаются. Ранее 2 апреля «Ведомости» со ссылкой на источники, знакомые с данными Минэнерго, сообщили о снижении добычи на проекте в феврале в три раза по сравнению с январем и в пять раз — к уровню декабря.
Как отмечает агентство, остановка производства СПГ на проекте станет ударом по цели занять пятую часть мирового рынка к 2030-2035 годам.
Не стоит забывать и о том, что поддержание работы такого крупного газопровода — это большие хлопоты и издержки, и «Новатэк», возможно, даже рад, что тот не будет висеть у него на балансе десятилетиями. Означает ли это, что компания станет использовать какие-то зачетные схемы с «Газпромом»? Например, сдавать «Газпрому» в Единую систему газоснабжения России определенные объемы гыданского газа и получать взамен эквивалентные объемы метана на Кольском полуострове. Насколько жизнеспособна эта схема? Для «Газпрома» важно, что в долгосрочном балансе за наполнение газом этой трубы по крайней мере, для поставок на СПГ-завод будет отвечать «НоваТЭК» своей ресурсной базой.
Возможно, «Газпром» был бы не против сам поучаствовать в поставках газа для завода, но это создало было проблему распределения экспортной маржи между компаниями. А так стоимость газа на входе в Белокаменку, грубо говоря, будет равна себестоимости добычи, затратам на транспортировку и величине фискальных платежей.
Урона не избежать? Как проблемы «НОВАТЭКа» с танкерами скажутся на бюджете ЯНАО
На мурманском заводе будет работать три линии сжижения газа, то есть мощность составит более 20 млн тонн СПГ в год. Глава НОВАТЭКа Леонид Михельсон сообщил 11 октября, что газопровод Волхов—Мурманск, который будет питать завод «Мурманский СПГ», а также регионы прохождения магистрали будет строить НОВАТЭК. Проект «Арктик СПГ 2» предусматривает строительство трех очередей по производству сжиженного природного газа (СПГ) мощностью 6,6 млн тонн в год.
"Новатэк" приступил к строительству третьей линии завода проекта "Арктик СПГ 2"
Отгрузка СПГ в Мурманской области в новом проекте позволит уйти от этой проблемы. Площадка НОВАТЭКа для строительства плавучих линий сжижения СПГ в Мурманске имеет два дока. «Прямое противодействие со стороны США, безусловно, является негативной новостью для «Арктик СПГ-2». Крупнейший производитель сжиженного природного газа в РФ Новатэк NVTK учредил компанию Мурманск СПГ, следует из Единого государственного реестра юридических лиц. Европейский союз готовит санкции против России в сфере сжиженного природного газа, включая проект Арктик СПГ-2. Летом в «Новатэке» назвали сроки начала строительства «Мурманского СПГ».
Новатек новости
Возможность использования незамерзающего порта устраняет необходимость строительства танкеров-газовозов ледового класса Arc7 , поскольку СПГ можно будет вывозить на обычных конвенциональных судах. Для реализации проекта Мурманский СПГ уже предпринят ряд конкретных шагов: 4 сентября 2023 г. Путина прошло совещание по проекту Мурманский СПГ с участием руководителей финансовых и энергетических ведомств, 12 сентября 2023 г. Регистрация отдельного юрлица для проекта стало логичным шагом в рамках подготовки к реализации проекта Мурманский СПГ.
Правда, на днях в районе недостройки бдительные читатели узрели геологов и буровую установку, так что с очень осторожным оптимизмом можно надеяться на возрождение проекта. Отмечу, что строительство мостового перехода и железнодорожной ветки имеют ключевое значение в глобальном проекте «Мурманский транспортный узел», включающий помимо перечисленного ещё энергетические мощности линии электропередач и глубоководный порт «Лавна» на Западном берегу Кольского залива.
Мост через Тулому уже почти два года стоит заброшенным Кстати, порт продолжает активно строиться. То есть, на площадке активно идут работы — проводятся буровзрывные мероприятия, забиваются сваи. По информации «АО», на территорию будущего терминала заходят всё новые подрядчики, ответственные за свой объем работ в рамках глобального проекта. Тем не менее, сотрудники, занятые на строительстве порта «Лавна», откровенно недоумевают: зачем нужен будет порт без подъездных путей? Ведь порт — это перевалка грузов, и многие мурманчане связывали его постройку с «выселением» на Западный берег угольного терминала, так досаждающего жителям центра города.
Между тем, источники «Арктического Обозревателя» в СУЭКе который владеет ММТП, занимающийся перевалкой угля намекнули, что компания не особенно заинтересована в изменении дислокации: помимо переноса промплощадки необходимо перевести всю сопутствующую инфраструктуру и перекроить логистические цепочки. Да, а кроме того, сама железная дорога тоже не горит рвением принимать на баланс строящиеся полотно и мост. В общем, картина пока странная. Доходило до того, что в редакцию «Арктического Обозревателя» обращались представители мурманской узбекской диаспоры в надежде выяснить условия попадания на стройку Белокаменку.
Проблема заключается в том, что своего газа для проекта у «Новатэка» нет и газопровод от Единой системы газоснабжения ЕСГ в Мурманскую область также отсутствует. Проект обсуждался у вице-премьера Александра Новака, и «Новатэк» планирует получать газ из ЕСГ по еще непостроенному газопроводу Волхов — Мурманск — Белокаменка протяженностью 1,3 тыс. Там добавили, что «Газпром» приступил в этом году к проектированию газопровода Мурманск — Волхов и предварительно оценивал его стоимость в 350 млрд рублей: «Этот газопровод обсуждается давно, но проект буксует из-за дороговизны и низкого спроса на газ в регионе». Независимый промышленный эксперт Максим Худалов отмечает, что с учетом наличия свободных резервных мощностей газа в северо-западном направлении идея строительства СПГ-завода мощностью более 20 млн тонн имеет смысл. Кроме того, технология сжижения будет опираться в основном на отечественные решения и технологии из дружественных стран, что позволит их обкатать и впоследствии масштабировать полученный опыт», — добавляет эксперт. Заместитель директора Фонда национальной энергетической безопасности ФНЭБ Алексей Гривач считает, что завод СПГ в Мурманской области будет интересным проектом, в том числе для «Газпрома», если реализовать его на подлинных коммерческих условиях. Если внутреннего компромисса достичь можно, то риски глобального рынка никуда не денутся. Площадка под новый проект СПГ находится в более удобном месте для поставок в Европу, а правительства стран ЕС целенаправленно пытаются заставить компании не заключать новые контракты по поставкам СПГ из России.
По данным СМИ, компании не хватает танкеров-газовозов для транспортировки. Причиной такого решения стали санкции и нехватка танкеров, пишет Reuters со ссылкой на два источника в отрасли. Компания закупала газовозы через другие предприятия. Японская компания MOL, которая является владельцем трех танкеров, не может оформить их передачу для проекта. Еще 15 танкеров компания заказывала у российской судоверфи «Звезда», но и она работала в тесном контакте с Южной Кореей и теперь, похоже, пытается договориться о сотрудничестве с Китаем. Судостроители пытаются найти способ избежать санкций и передать танкеры «Новатэку», отмечает ведущий эксперт Фонда национальной энергобезопасности Игорь Юшков: Игорь Юшков ведущий эксперт Финансового университета и Фонда национальной энергобезопасности «Проблема с танкерами возникла в 2022 году, ни одного танкера нет.
НОВАТЭК продаст газопровод в Мурманск «Газпрому» после постройки
В Мурманской области продолжается строительство морского перегрузочного комплекса СПГ 12 июля 2023 Проектная документация на строительство объектов 2 и 3 этапов комплекса по перегрузке сжиженного природного газа в акватории губы Ура в Баренцевом море получила положительное заключение Главгосэкспертизы в рамках экспертного сопровождения. Его проекты также одобрила Главгосэкспертиза России. Участок строительства морского перегрузочного терминала СПГ расположен на акватории губы Ура в Баренцевом море.
Они будут на японском рынке точно. Но уже есть контракты, и рассматривается контракт дополнительно из доли «Новатэка» на Японию», — уточнил Михельсон.
По информации «АО», на территорию будущего терминала заходят всё новые подрядчики, ответственные за свой объем работ в рамках глобального проекта. Тем не менее, сотрудники, занятые на строительстве порта «Лавна», откровенно недоумевают: зачем нужен будет порт без подъездных путей? Ведь порт — это перевалка грузов, и многие мурманчане связывали его постройку с «выселением» на Западный берег угольного терминала, так досаждающего жителям центра города. Между тем, источники «Арктического Обозревателя» в СУЭКе который владеет ММТП, занимающийся перевалкой угля намекнули, что компания не особенно заинтересована в изменении дислокации: помимо переноса промплощадки необходимо перевести всю сопутствующую инфраструктуру и перекроить логистические цепочки. Да, а кроме того, сама железная дорога тоже не горит рвением принимать на баланс строящиеся полотно и мост.
В общем, картина пока странная. Доходило до того, что в редакцию «Арктического Обозревателя» обращались представители мурманской узбекской диаспоры в надежде выяснить условия попадания на стройку Белокаменку. Сейчас же картина резко изменилась. То есть, рублёвая ставка практически не изменилась, но из-за введённых ограничений на операции с валютой стали возникать определённые сложности с переводом денег на родину рабочих. Неопределённость в краткосрочной перспективе и возникшие текущие сложности вынудили работников покупать на собственные деньги билеты восвояси. По словам сотрудников авиакасс, ещё пару месяцев назад такие покупки билетов носили разовый характер, а сейчас — массовый.
По его словам, отгрузки по более короткому пути будут вестись также в марте, апреле и мае. Виктор Катона из Kpler отмечает, что это третья перевалка борт-в-борт танкера LNG Dubhe в этом году, все три случая с ямальским СПГ, поэтому, скорее всего, речь идет об оптимизации логистических цепочек: чтобы танкерам с арктическим классом не приходилось тратить время на длительные поставки, используется челночная технология, так как LNG Dubhe построен китайскими верфями и не имеет арктического класса. Ввод морского перевалочного комплекса в Ура-губе запланирован на конец 2023 года, но пока непонятна ситуация с портофлотом, который строил Damen, такая же ситуация с комплексом в бухте Бечевинская, указывает эксперт.
НОВАТЭК возобновил отгрузки СПГ из Мурманска
Впервые новость о том, что «Новатэк» собирается построить ещё один крупнотоннажный завод СПГ, появилась в мае 2023 года. Впервые новость о том, что «Новатэк» собирается построить ещё один крупнотоннажный завод СПГ, появилась в мае 2023 года. Интерфакс: Газопровод до Мурманска, который будет питать завод "Мурманский СПГ", а также регионы прохождения магистрали, будет строить "НОВАТЭК", сообщил журналистам председатель правления компании Леонид Михельсон в кулуарах Российской энергетической. «Арктическая перевалка» НОВАТЭКа завершает строительство морского перегрузочного комплекса СПГ в Мурманской области. «Новатэк» зарегистрировал новую дочернюю компанию — ООО «Мурманск-Трансгаз». НОВАТЭК построит газопровод мощностью 40 млрд куб. м к "Мурманскому СПГ".
ЕС может ввести санкции против заводов в Мурманской области по добыче СПГ
Остаются, однако, риски глобального рынка и необходимость компромиссов с «Газпромом», без газа которого проект может не состояться. Как сообщает «Коммерсантъ» со ссылкой на источники, строительство первой линии из трех хотят начать в поселке Белокаменка, где располагается Центр строительства крупнотоннажных морских сооружений, уже в середине 2024 года. Хотя точное место установки платформ в акватории Кольского залива пока неизвестно, запуск проекта намерены осуществлять с конца 2027 года. Прорабатываются основные технические условия по энергоснабжению.
Также для строительства необходимого магистрального газопровода проектной мощностью до 30 млрд куб. Плюсы проекта — максимальное снижение эффекта санкционных ограничений и возможность загрузки газа, который стал не нужен для экспорта в Европу из-за диверсий на «Северных потоках». Так, вместо газовых турбин, которые запретили поставлять в Россию из-за санкций, на заводе могут использовать электроприводы, которые производятся в России, и подключить проект к Кольской АЭС.
Акватория Кольского залива, в свою очередь, как и путь к Европе, не замерзает, что избавляет от необходимости привлечения газовозов ледового класса, ввод в строй которых для второго арктического проекта «Новатэка» «Арктик СПГ-2» уже задерживается.
В январе 2019 года Новатэк заключил в общей сложности контракты на поставку оборудования на сумму более 5 млрд долл. В середине 2019 года « Совкомфлот » и верфь «Звезда» подписали контракт на строительство ещё четырёх газовозов для вывоза СПГ с «Арктик СПГ-2»; суда должны быть сданы в эксплуатацию не позднее 2025 года; данный заказ напрямую связан с необходимостью скорейшего включения «восточного маршрута» с конечной точкой в виде строящегося перевалочного хаба на Камчатке [11].
Путина и премьер-министра Японии Синдзо Абэ подписан договор, в рамках которого Япония инвестирует 3 млрд долл. Михельсон сообщил о том, что несмотря на санкции компания успела получить основное оборудование на все три линии «Арктик СПГ-2» [17]. Оставшеся вопросы планируется решить за счет локализации.
Первая очередь проекта будет запущена в 2023 году, вторая — в 2024-м, третья — в 2026 году и, по мнению Михельсона, в любом случае, все вложения в проект окупятся 3-4 раза. Благодаря этому, несмотря на санкции, Россия смогла завершить первую производственную линию проекта по графику — в июле 2023 года [19] [20].
Все это, скорее всего, приведет к снижению стоимости газа и маржинальности проекта для «Новатэка», — полагает Игорь Юшков. Сравнивать эту ситуацию с уходом из-под санкций нефти не стоит. А в случае с СПГ все гораздо сложнее. Отключать транспондеры, когда СПГ будет идти по Северному морскому пути, крайне сложно.
Забрать газ можно изначально только в двух перевалочных пунктах — в Мурманске и в районе Камчатки. Если газовоз двинулся в эти хабы, то он уже является нарушителем санкции. Отследить эти операции проще, чем на нефтяном рынке. Поэтому, скорее всего, нужно будет просто игнорировать санкции», — рассуждает эксперт.
Участок строительства морского перегрузочного терминала СПГ расположен на акватории губы Ура в Баренцевом море. Проектный грузооборот с учетом приема СПГ с судов-газовозов ледового класса на полный вариант развития составляет 20,875 миллиона тонн в год. Проектный грузооборот по отгрузке СПГ на суда без ледового усиления на полный вариант развития составляет 20,560 миллиона тонн в год.
"Новатэк" закроет масштабный проект "Арктик СПГ 2" и сосредоточится на Мурманске – Reuters
В Мурманской области самое большое в мире плавучее сооружение — первая производственная линия для проекта «Арктик СПГ – 2» — было отправлено с места сборки к месторождению на полуострове Гыдан. Проект "Арктик СПГ 2" ПАО "Новатэк" предусматривает строительство трех технологических линий по производству сжиженного природного газа (СПГ) общей мощностью 19,8 млн т в год и стабильного газового конденсата до 1,6 млн т в год. Компания «Новатэк» прорабатывает возможность строительства нового крупнотоннажного СПГ-проекта в Мурманской области, состоящего из трех линий сжижения мощностью 6,8 млн тонн каждая. Статья автора «» в Дзене: Российская компания "Новатэк", специализирующаяся на добыче природного газа, вынуждена свернуть масштабный проект "Арктик СПГ-2" из-за антироссийских санкций.