12 апреля 1961 года Юрий Гагарин первым в мире совершил полет в космос. Учёные обратили внимание, что при первом полностью успешном полёте собак в космос Белка испытывала в невесомости сильное беспокойство. 57 лет с момента первого полета человека в космос отмечает 12 апреля человечество. Люди всей планеты продолжают мечтать о космосе и уверенно идут по тому пути, который проложил ему Юрий Гагарин 12 апреля 1961 года.
Как Юрий Гагарин смог покорить космос и навсегда оставить свой след в истории человечества
Эффект Гагарина. Из-за режима секретности первый человек в космосе стал загадкой | В 10:02, на 55-й минуте полёта, ТАСС распространил сообщение о первом полёте человека в космос. |
«И за собой других маня…». Первому полету человека в космос посвящается | «Рамблер» рассказывает, как 12 апреля 1961 года стало днем первого полета человека в космос, почему выбрали именно Гагарина и что с ним произошло после. |
Удивительная история первого полёта Юрия Гагарина в космос и драматичное возвращение на Землю | Запуск первого человека в космос в 1961 году осветили в белгородских газетах. |
Через что прошли первые космонавты? Главное о пионерах освоения Вселенной
60 лет назад в 10:02 по московскому времени информагентство ТАСС передало сообщение о первом полете человека в космос, которое стало самой цитируемой новостью в мире. Первый полет человека в космос длился 108 минут. Воздействия первого полёта человека в космос в значительной мере осуществляются через образ личности Гагарина и проявляются во многих сферах и направлениях.
Удивительная история первого полёта Юрия Гагарина в космос и драматичное возвращение на Землю
Как родилась знаменитая фраза «Поехали! Ёмкая фраза очень быстро превратилась в настоящий символ, который олицетворял собой новую, космическую эру в истории всего человечества. Существует несколько версий того, откуда именно взялась данная фраза, но все эти версии объединяет летчик-испытатель Марк Галлай, который был методистом и инструктором первого отряда советских космонавтов. При взлёте Марк Галлай вместо уставной фразы «Экипаж, взлетаю! Возможно, именно это побудило Гагарина произнести фразу, ставшую в итоге знаменитой. В конце 2020 года «Роскосмос» даже решил запатентовать знаменитую фразу Гагарина «Поехали! Это понадобилось госкорпорации, чтобы защитить фразу патентом и предотвратить недобросовестную конкуренцию. В «Роскосмосе» надеются таким образом защитить известную фразу от тех предпринимателей, кому «чуждо правовое поле и историческая память».
Полет Гагарина проходил в режиме автопилота Первый полет человека в космос подразумевал много проблем и трудностей. Ученые и исследователи просто не знали, как человеческий организм отреагирует и перенесет экстремальные перегрузки. Возникал вопрос о том, сможет ли выдержать психика космонавта условия полета, сможет ли он остаться в здравом уме и сохранить работоспособность в условиях невесомости. Для того чтобы минимизировать все возможные риски, полет было решено проводить полностью в автоматическом режиме. Юрий Гагарин мог взять управление на себя лишь в случае отказа автоматических систем корабля, но для этого ему нужно было вводить специальный цифровой код. Часть врачей опасалась того, что в полете космонавт, оказавшийся в стрессовой ситуации, с которой не сталкивался ни один человек на Земле, потеряет контроль над собой и захочет взять управление на себя, перейдя на ручной режим без какой-либо необходимости в этом.
Сарафанов и курсанты 2 курса В. Зудов и В. В Балашовском летном училище всегда заботились о подрастающем поколении. Леонова для учащихся 9-10 классов школ города.
Начальником школы был назначен легендарный военный летчик, участник Великой Отечественной войны, подполковник запаса Борис Максимович Бугарчев. Он возглавлял ее с 1964 по 1987 год. Всего на его личном счету 15 поверженных самолётов противника. В 1968 году Школа юных космонавтов им. Начальник училища И. Лобарев награжден бронзовой медалью, а начальник школы Б. Бугарчев — малой серебряной медалью и денежной премией. Руководил школой с 1987 по 1999 годы. Эстафету от второго легендарного начальника Школы юных космонавтов принял нынешний руководитель, подполковник ВКС, ветеран Афганистана, летчик военно-транспортной авиации, кавалер двух орденов Красной Звезды, Владимир Андреевич Калядин. За годы существования школа выпустила около 4000 человек и продолжает работать сегодня.
Несмотря на то, что с каждым годом первый полет человека в космос все дальше от нас, важно помнить, какая огромная работа была проделана, именно нашей страной, чтобы это совершилось.
Полет Юрия Гагарина готовился в обстановке строжайшей секретности, характерной для той эпохи. Этот режим, естественно, распространялся и на средства массовой информации, которые, однако, должны были оперативно оповестить мир об этом колоссальном достижении советской науки. Что же касается текстового сообщения, то, как говорил Железнов, в день старта его друг и коллега Александр Романов "в 10 утра по срочному звонку из секретариата руководителя ТАСС поднялся за официальным сообщением".
Генеральный директор ТАСС Дмитрий Горюнов пожал ему руку и достал из папки довольно странный для правительственного документа листок папиросной бумаги, сказав: "Надо спешить, второй экземпляр уже у Левитана, а Гагарин, судя по всему, уже пролетел большую половину витка". Во время полета ТАСС вел репортаж о происходящем на орбите. В последующие дни агентство рассказало о подробностях подготовки и полета на корабле "Восток".
Более четверти века доклад нёс гриф «сов. К сожалению, конечно, так как он даёт иное представление о первом полёте человека в космос по сравнению с тем, которое сложилось у большинства из нас.
Простая, казалось бы, фраза. Но она низводила человека до уровня робота, хорошо отлаженной машины, а по сути дела — винтика в социалистическом механизме. Много раз мы, журналисты, аккредитованные на космодроме и в Центре управления полётами, пытались преодолеть примитивное представление о космонавтах и их нелёгкой, подчас драматичной работе на орбитах. Но чаще всего нам не удавалось пробить убеждения советской партийной и государственной верхушки. Потому и не удавалось полностью, до деталей рассказать о космических полётах.
В том числе и о первом из них. А космонавты, получив приказ молчать, строго выполняли его. Что продемонстрировал сам Юрий Алексеевич Гагарин — он никогда не упоминал о многих деталях своего полёта, в том числе о тех десяти минутах из 108, которые были поистине трагичны. Он откровенно говорит о них в своём докладе, но потом из-за запрета никогда больше этого не повторял. Даже в узком товарищеском кругу...
Гагарин был военным человеком, приказы выполнял чётко и неукоснительно, как и положено в армии. И это ещё одна очень хорошая черта характера Гагарина. В 1961 году я работал в отделе науки «Комсомольской правды».
Сообщение ТАСС о полете Гагарина стало самой цитируемой новостью в мире
Леонов стал пятнадцатым человеком в космосе, и первым человеком, совершившим следующий принципиальный шаг после Гагарина. В 2024 году, 12 апреля, Россия празднует первый полёт человека в Космос, который совершил Юрий Алексеевич Гагарин 63 года назад, а также День космонавтики. При подготовке первого полета человека в космос был дублером Гагарина. Так Юрий Гагарин начал свою речь перед первым полётом в космос 12 апреля 1961 года.
Левитан: первый полёт человека в космос! listen online
Как Юрия Гагарина встречали после полета (ФОТО) | В рамках подготовки и проведения первого пилотируемого полета в космос Юрия Гагарина НИИ-885 создал аппаратуру системы управления и телеметрии ракеты-носителя. |
«Поехали!» Интересные факты о первом полете человека в космос | Полет, длившийся всего 108 минут, стал мощным прорывом в освоении космоса. |
От Алматы до Гаваны: как реагировали жители Земли на первый полет Гагарина в космос - фото | Первый полет человека в космос состоялся 12 апреля. |
Интересные факты о первом полете человека в космос | Первый полет человека в космос состоялся 12 апреля. |
День космонавтики 2024: история и традиции праздника | 12 апреля 1961 года известие о запуске первого человека в космос вывело тысячи восторженных москвичей на улицы города. |
Как Юрия Гагарина встречали после полета (ФОТО)
Request Rejected | 108 минут, которые Юрий Гагарин провел в космосе на корабле «Восток», изменили мир и положили начало целой исторической эпохе. |
Через что прошли первые космонавты? Главное о пионерах освоения Вселенной | В 2024 году, 12 апреля, Россия празднует первый полёт человека в Космос, который совершил Юрий Алексеевич Гагарин 63 года назад, а также День космонавтики. |
«Самый волнительный день»
Легендарный первый полёт человека в космос, осуществлённый 12 апреля 1961 года — великое событие не только для СССР и его правопреемницы России, но и для всего мира. 60 лет назад в 10:02 по московскому времени информагентство ТАСС передало сообщение о первом полете человека в космос, которое стало самой цитируемой новостью в мире. 108 минут, которые Юрий Гагарин провел в космосе на корабле «Восток», изменили мир и положили начало целой исторической эпохе. Первый полет человека в космос произвел в обществе настоящий триумф: мальчиков стали называть Юрами, в честь Гагарина, ещё с большей силой возрос интерес к космосу, усилилась тяга к открытиям в его сфере. Интерфакс: Российские космонавты Олег Кононенко и Николай Чуб вышли в открытый космос с борта Международной космической станции (МКС) для установки научной аппаратуры на модуле "Поиск", следует из трансляции "Роскосмоса".
Российские космонавты впервые в 2024 году вышли в открытый космос
В ней сообщается, что с 25 марта 1943 года на Воронежском фронте «…тов. Береговой произвёл 28 боевых вылетов, из которых 15 раз водил группы от 6 до 9 единиц и все разы точно выводил на цель». В это время Георгий Тимофеевич был заместителем командира эскадрильи 90-го гвардейского штурмового полка. В соответствии с той же характеристикой данным подразделением с марта по сентябрь было «уничтожено 158 автомашин с разными грузами, 27 танков противника, сбито в воздушном бою летчиками и стрелками 3 самолёта противника, уничтожено 4 артбатареи, взорвано 2 склада с боеприпасами, 13 повозок с разными грузами».
К концу войны Георгий Береговой в воинском звании гвардии капитана стал командиром эскадрильи с огромным боевым опытом и множеством наград. В частности, приказом от 14 января 1945 года он был награждён орденом Отечественной войны I степени. В разделе также представлены документы из личного дела фронтовика и лётчика-испытателя Марка Галлая.
Хотя он не посещал орбиту планеты, в первом отряде космонавтов он стал инструктором-методистом по пилотированию космических кораблей. Его боевой путь начался в июле 1941 года, когда он стал лётчиком-истребителем 2-й отдельной истребительной авиаэскадрильи ПВО Москвы. Он участвовал в боевых действиях по отражению ночных атак немецких бомбардировщиков на столицу.
Впоследствии он сам воевал в бомбардировочной авиации. Например, в наградном листе от 11 марта 1942 года с представлением его к ордену Красного Знамени написано: «…как всесторонне развитый лётчик, быстро освоил тактику бомбардировочной авиации; в начале летал ведомым, а в последнее время — ведущим». В его характеристике от декабря 1946 года отмечается: «За отличное выполнение боевых заданий награждён двумя орденами Красного Знамени, медалью «За оборону Москвы» и имеет благодарность товарища Сталина».
После войны майор Марк Галлай стал испытывать новый советский реактивный самолет. Большую роль в подготовке космонавтов к первому полёту сыграл другой участник Великой Отечественной войны — Николай Каманин. Войну он встретил в должности командира 4-й авиационной бригады Среднеазиатского военного округа.
Согласно служебной характеристике от 31 июля 1941 года Каманин «…за время командования авиабригадой проявил себя достаточно волевым командиром, свои знания может передать подчинённым».
А мы знаем, что Гагарин — около 165 см. Во-вторых, которые служили в трудных регионах, то есть, там, где они постоянно должны были подвергаться перегрузкам, там, где были сложные летные условия». А знаете, каким он парнем был?
И попробуем смоделировать, насколько возможно то, что испытывал Юрий Гагарин во время своего легендарного полёта. Ведь то, что он смог остаться в живых, до сих пор считается каким-то чудом. Кажется необъяснимым. Но вполне понятным, если знать, каким характером, какой волей, каким высочайшим профессионализмом обладал первый человек космоса.
Но всё равно давайте попробуем приблизиться к его подвигу. Найти ответ на вопрос, как такое вообще было возможно? Смотрите репортаж Натальи Медведевой — в поисках Гагарина». Впервые в космосе человек.
И важно не только то, что именно наша страна стала пионером в освоении космического пространства. Но и то, как это было? Кто он — первый космонавт? Что он чувствовал до, во время и после полета?
По современным меркам — такой прямой эфир в социальных сетях сегодня собрал бы миллионы просмотров. Прежде чем стать первым в космосе, Гагарин прошел отбор из трех тысяч кандидатов. Подготовка к полету — это постоянные тренировки, испытания на центрифуге, изучение корабля «Восток». Его уменьшенная копия — в петербургском музее космонавтики.
Здесь же стоит его внук — подлинный спускаемый аппарат корабля Союз-16. На нем и покажем, в каких условиях Гагарину предстояло провести первый в истории человечества полёт в космос. И чтобы космонавт комфортно себя чувствовал протяжении всего полёта, его рост должен быть максимум 170 см. Гагарину повезло — его рост 165.
А я с моим 175 в космос не попала. Да, эти 5 см могли стать решающими. Все потому что в шаре было тесно.
Но ведь он сделал лишь один виток вокруг планеты. А во втором полете — куда более продолжительном, космонавту предстояло не просто перетерпеть несколько десятков минут в непривычных условиях орбитального полета, а нормально жить, действовать в кабине космического корабля больше суток! Здесь нужно мужество несколько иного плана… Нужно действовать с большим пониманием происходящего, с анализом его. И в этом плане Титов, судя по всему, был подготовлен даже лучше Гагарина. Ему ведь довелось целый жизненный биологический цикл в космосе впервые на себе испытать. Он и питался в условиях невесомости, и спал… Он первым попробовал заниматься там фотографированием. Знаю, что Герман во время долгого полета неважно себя чувствовал в условиях невесомости, его подташнивало.
Сейчас на такой случай существуют специальные таблетки, препараты, а тогда еще ничего подобного не было. Но он справился с этой проблемой. Герман Степанович выделялся среди первых космонавтов своей интеллигентностью. Он в дальнейшем не стремился вновь слетать в космос, но тяготел к технике. Очень настойчиво занимался вопросами, связанными с созданием космических аппаратов. В том числе — с решением проблем оперативной доставки информации с наших искусственных спутников Земли, что очень важно для создания разведывательных космических аппаратов. Титов был большим умницей, настоящим технарем. Впоследствии он даже стал доктором военных наук. Это «чемпионство» у Германа Степановича отняли буквально несколько дней назад, в июле 2021-го, когда на американском корабле полетела группа космических туристов, в составе которой оказался и 18-летний парень. Но это ведь был «игрушечный» — суборбитальный полет.
Посетители сайта Минобороны России смогут окунуться в героическую эпоху космических первопроходцев, прочитав собственноручно написанные ими автобиографии и воспоминания. В полетах смел, инициативен, настойчив», — такую характеристику получил Юрий Гагарин по выпуску из 1-го Чкаловского военного авиационного училища лётчиков имени К. Согласно выпускной аттестации на курсанта Юрия Гагарина, общий налёт на самолётах у будущего первого космонавта планеты составлял 166 часов, из которых 103 часа — на поршневых Як-18 и Як-18У, а 63 часа — на реактивных МиГ-15 и МиГ-15бис. С 1957 по 1959 год, находясь на службе в 769-м истребительном авиационном полку, Юрий Алексеевич налетал ещё 265 часов, из которых 145 часов — это полёты на реактивных истребителях. Данные цифры следуют из аттестации от 18 ноября 1959 года. В опубликованных личных делах Гагарина, Титова, Леонова отчётливо прослеживается история первого отряда космонавтов. Например, в их послужных списках за 1960 год в графах «должность» и «войсковая часть» поставлены отметки: «слушатель» и «войсковая часть 26266». Гагарин и Г. Титов заняли должности «космонавт».
Долгожданный день приближался. Как известно, в сообщении ТАСС про первый полёт человека в космическое пространство было сказано о Юрии Гагарине как о майоре. Герман Титов получит это звание 9 августа 1961 года за второй полёт человека на орбиту, а Алексей Леонов — 23 марта 1965 года за первый выход в открытый космос. Любителям истории техники будет небезынтересно в личном деле Алексея Леонова ознакомиться с авторским свидетельством космонавта на изобретение тренажёра ручной ориентации, стыковки космических кораблей и целенаправленной тренировки вестибулярного аппарата космонавта. Основные принципы этого устройства до сих пор применяются в космонавтике. В выпускных аттестациях и характеристиках, помимо высоких оценок летной работы, указаны и другие интересные факты: «Хорошо рисует и имеет способности рисовать картины, член редколлегии стенной газеты, бессменный редактор сатирической газеты «Нептун», образцово оформляет наглядные пособия... Совершив первые полёты, Юрий Гагарин, Герман Титов и Алексей Леонов продолжили своё образование, о чём говорит заметка в их послужных списках от 1968 года: «Окончил инженерный факультет Военно-воздушной инженерной академии имени Н. Жуковского с дипломом по специальности «пилотируемые воздушные и космические летательные аппараты и двигатели к ним».
В России отмечается 62-я годовщина первого полёта человека в космос
Преждевременное отключение ТДУ [29]. Сначала надели СК-1 скафандр Герману Титову, затем — Юрию Гагарину, чтобы первый космонавт меньше времени находился в скафандре вентиляционное устройство можно было подключить к источнику питания только в автобусе. Когда Гагарин был одет, работники космодрома попросили у него автографы. Юрий удивился — первый раз в жизни к нему обращались с такой просьбой. Космонавты вышли из домика — их встретил Королёв. Он был усталым и озабоченным. Позже Гагарин скажет об этой встрече: Он дал мне несколько рекомендаций и советов, которых я ещё никогда не слышал и которые могли мне пригодиться в полёте [32].
Мне показалось, что, увидев нас и поговорив с нами, он стал несколько бодрее… Через несколько минут специальный автобус голубого цвета уже ехал к стартовой площадке. Старт[ править править код ] Автобус приехал на космодром. После доклада о готовности председателю Государственной комиссии К. Рудневу Гагарин сделал заявление для печати и радио. Оно уместилось на нескольких десятках метров магнитофонной плёнки. Спустя пять часов это заявление стало сенсацией… Находясь у вершины ракеты, на металлической площадке рядом со входом в кабину, Гагарин приветственно поднял обе руки — попрощался с теми, кто оставался на Земле.
Потом скрылся в кабине космического корабля. Внизу, завороженно задрав головы кверху, стояли и Главный конструктор, и другие космонавты и все те, кто провожал его в первый космический полёт. Гагарин перед стартом полёта Была устранена единственная неисправность. В ходе проверки герметичности космического корабля датчик показал, что крышка люка, через которую космонавт садился в корабль, закрылась неплотно [29]. В условиях ограниченного времени ведущий конструктор корабля «Восток» О. Ивановский , отвернув гайки с замков, запирающих люк, поправил специальный электрический контакт прижима крышки, сигнализирующий о нормальном закрытии люка, и вновь запер люк.
Позже Ивановский вспоминал: Заметил, что Юрий, чуть приподняв левую руку, внимательно смотрит на меня в маленькое зеркальце, пришитое на рукаве, и тихонько насвистывает мотив песни: « Родина слышит, Родина знает… » [33] Титову объявили, что он может снять скафандр и ехать на пункт наблюдения, где уже собрались все специалисты. Фамилия человека, который первым покинет планету, теперь известна окончательно — Гагарин. Старт корабля «Восток-1» был произведён 12 апреля 1961 года в 09:07 по московскому времени с космодрома Байконур ; позывной Гагарина был «Кедр» [29]. При старте Ю. Гагарин произнёс ставшее знаменитым « Поехали! Почтовая марка Азербайджана, 2011 Траектория полёта «Восток-1».
Ракета-носитель « Восток » проработала без замечаний, но на завершающем этапе не сработала система радиоуправления, которая должна была выключить двигатели 3-й ступени. Выключение двигателя произошло только после срабатывания дублирующего механизма таймера , но корабль уже поднялся на орбиту, высшая точка которой апогей оказалась на 100 км выше расчётной. В случае отказа тормозного двигателя сход с такой орбиты с помощью «аэродинамического торможения» мог занять, по разным оценкам, от 20 до 50 дней [13] [14] [15]. На какой-то момент после взлёта полностью пропала связь с кораблём — из-за помех, возникших от огромной скорости ракеты [34] Радиосигналы советского космического корабля запеленговали наблюдатели с американской радарной станции Шамия, расположенной на Алеутских островах. Пятью минутами позже в Пентагон ушла шифровка. Ночной дежурный, приняв её, тотчас же позвонил домой доктору Джерому Вейзнеру — главному научному советнику президента Кеннеди.
Предстоял доклад президенту — русские опередили американцев. На орбите Гагарин провёл простейшие эксперименты: пил, ел, делал записи карандашом. Из этого Гагарин сделал вывод, что карандаши и прочие предметы в космосе лучше привязывать.
Все оказалось в норме, о чем и был составлен медицинский протокол". Из дневника генерала Каманина. Оно было удивительно простым и коротким: "Все доклады сводились к одной фразе: "Замечаний нет, все готово, вопросов нет, можно производить пуск". После заседания я подписал полетное задание, съездил в МИК и посмотрел, как идет медицинский осмотр и надевание скафандров. Все шло точно по расписанию". Из воспоминаний Юрия Гагарина: Подошла пора облачаться в космическое снаряжение. Я надел на себя теплый, мягкий и легкий комбинезон лазоревого цвета. Затем товарищи принялись надевать на меня защитный ярко-оранжевый скафандр, обеспечивающий сохранение работоспособности даже в случае разгерметизации кабины корабля. Тут же были проверены все приборы и аппаратура, которыми оснащен скафандр. Эта процедура заняла довольно продолжительное время. На голову я надел белый шлемофон, сверху - гермошлем, на котором красовались крупные буквы: "СССР". Люди, надевавшие на меня скафандр, стали протягивать листки бумаги, кто-то подал служебное удостоверение - каждый просил оставить на память автограф. Я не мог отказать и несколько раз расписался". Гагарина облачают в теплую одежду под скафандр. Объявляется трехчасовая готовность. На верхнюю площадку установщика поднимаются медики для закладки питания - последняя операция перед посадкой космонавта. Питание закладывают на десять суток. Это делается на тот случай, если откажет тормозная двигательная установка. Конструкция космического корабля и высота орбиты были выбраны так, что позволяли осуществить спуск с орбиты спускаемого аппарата с космонавтом за счет естественного торможения корабля в верхних слоях атмосферы, но тогда Гагарину пришлось бы пробыть на орбите не 108 минут, а около 10 суток. Это был запасной вариант спуска с орбиты. Королев старался предусмотреть все мыслимые варианты нештатных ситуаций. И делал все на тот момент возможное для их предотвращения и благополучного возвращения первого космонавта. Тюра-Там, стартовая позиция. Из дневника генерала Каманина: "Вместе с ведущим инженером корабля на лифте поднялся к верху ракеты и проверил шифр 145 логического замка. Логический замок работал нормально". Поясним: уже тогда на космическом аппарате наряду с дублированием всех систем была предусмотрена возможность ручного управления спуском с орбиты. Однако медики еще не знали наверняка, как отразится невесомость на психике человека и насколько адекватными будут действия космонавта с момент принятия важных решений. Чтобы космонавт в возбужденном состоянии не включил до времени тормозную двигательную установку ТДУ на спуск, и был придуман логический замок. А на пульте управления в кабине корабля была особая красная кнопка, закрытая предохранительной крышкой. Ключом-дополнением к ней служил логический замок. Для включения ТДУ космонавт должен был нажать в строго определенном порядке три из девяти пронумерованных кнопок. Воспользоваться этим кодом можно было только на орбите, распечатав специальный конверт. Первые шаги в скафандре: Юрия Гагарина провожают к автобусу. Из воспоминаний Юрия Гагарина: "Подошел специально оборудованный автобус. Я занял место в "космическом" кресле, напоминавшем удобное кресло кабины космического корабля. В скафандре есть устройства для вентиляции, к ним подаются электроэнергия и кислород. Вентиляционное устройство было подключено к источникам питания, установленным в автобусе. Все работало хорошо. Автобус быстро мчался по шоссе. Я еще издали увидел устремленный ввысь серебристый корпус ракеты, оснащенной шестью двигателями общей мощностью в двадцать миллионов лошадиных сил. Чем ближе мы подъезжали к стартовой площадке, тем ракета становилась все больше и больше, словно вырастая в размерах. Она напоминала гигантский маяк, и первый луч восходящего солнца горел на ее острой вершине. Юрий Гагарин и Герман Титов на втором плане по дороге к старту. Небо выглядело чистым, и только далеко-далеко жемчужно светились перистые облака. Так мог сказать летчик". Королев и маршал Москаленко в центре под объективом кинокамеры приветствуют Юрия Гагарина на стартовой позиции. Из него, поддерживаемый Е. Карповым вышел в ярко-оранжевом скафандре Юрий Гагарин и направился к членам Государственной комиссии: "Старший лейтенант Гагарин к полету на первом в мире космическом корабле-спутнике готов". Потом было сделано заявление для печати и радио. Уже через несколько часов оно станет мировой сенсацией и останется в этом качестве навсегда. Тюра-Там, стартовая позиция, из дневника генерала Каманина: "Намеченный порядок удалось соблюсти с трудом. Выйдя из автобуса, Юра и его товарищи немного расчувствовались и начали обниматься и целоваться. Вместо пожелания счастливого пути некоторые прощались и даже плакали - пришлось почти силой вырывать космонавта из объятий провожающих. У лифта я крепко пожал Юре руку и сказал: "До встречи в районе Куйбышева через несколько часов". Из мемуаров Бориса Чертока: "По двухчасовой готовности - "РГ" на стартовую площадку подъехал автобус с космонавтами. Провожавших и обнимавших Гагарина перед посадкой в лифт оказалось гораздо больше, чем предусматривало где-то оговоренное расписание. К счастью, скупые, но достоверные кадры кинохроники сохранились. Это во многом заслуга кинооператоров студии "Моснаучфильм в спускаемом аппарате". Члены Госкомиссии провожают Гагарина к лифту пускового комплекса. Ивановского направился к лифту. Уже с площадки перед входом в кабину приветственно поднял обе руки - прощание с теми, кто оставался на Земле. Специалисты по скафандру, с одной стороны, О. Ивановский и В. Хильченко, с другой, помогают Ю. Гагарину подняться по двум ступенькам приставной лестницы, закинуть ноги и лечь в кресло. Закончив размещение, прощаются с ним, желают успешного полета. По громкой связи звучит команда: "Всем, не занятым в работе, покинуть стартовую площадку! Из мемуаров Бориса Чертока: "Я спустился в бункер, посмотрел на сосредоточенно серьезных военных пультистов носителя, Пилюгина, пристроившегося в углу пультовой со своими консультантами, расположившихся в гостевой Москаленко и Руднева, убедился, что у следившего за пультами "объекта" Юрия Карпова тоже "замечаний нет". Юрий Быков из бункера начал проверку "Зари". Через десять минут связь с "Кедром" - такой позывной присвоили Гагарину - была установлена. До спуска Королева в бункер связь с Гагариным поддерживали из "гостевой" Каманин и Попович. Поднявшись из бункера, я доложил находившемуся на площадке Королеву, что по моей части замечаний нет, и получил разрешение отбыть на ИП-1". В 7:28 на связь с Юрием Гагариным вышел Сергей Королёв и принял его доклад о готовности. Затем космонавт по заданию главного конструктора радиосистем Ю. Быкова проверял средства связи. Конструктор Олег Ивановский, который еще оставался рядом с Гагариным, показал ему расположение продуктов в кабине корабля. Тюра-Там, стартовая позиция, из дневника генерала Каманина: "Были проверены скафандр и связь. На КП связь с бортом держали я, Попович и Королев. За все время подготовки к старту была только одна маленькая заминка при закрытии люка N1. Люк закрыли, но из-за отсутствия контакта, его пришлось вновь открывать и устранять мелкую неисправность…". Эта "мелкая", по словам Каманина, заминка стоила нервов и вошла в историю того дня во множестве пересказов и почти легенд. А как было на самом деле? У входа в лифт. Ответ "Кедра" - "Чувствую себя превосходно". Казалось, что все идет согласно графику подготовки, как было еще вчера при "контрольном прогоне"… Слесари-монтажники Н. Селезнев, В. Шаповалов и В. Морозов проводили заключительные операции на спускаемом аппарате - закрывали люк. И вдруг доклад: "Нет КП-3! Нет КП-3! На центральном пульте управления в защищенном бункере, куда стекалась вся техническая информация, не засветился один из транспарантов, который должен сигнализировать о штатном закрытии люка прижиме крышки в спускаемом. Сигнала нет - стартовая готовность корабля не набирается… Все, кто это понимал, замерли в тревожном ожидании... Сергей Королев принимает решение: открыть люк спускаемого аппарата, найти, устранить неисправность и повторно установить крышку. Как поняли меня? Кедр: Понял Вас правильно. Люк открыт, проверяют сигнализаторы. Заря-1 Королев : Ну, отлично, хорошо. Главный конструктор на связи с первым космонавтом. Фото: ТАСС Опытные, натренированные руки сумели открыть и снова закрыть тридцать замков на крышке люка, проверить ее на герметичность специальным приспособлением - "присоской" и установить теплозащиту люка. Все с облегчением вздохнули, когда из пультовой по громкой связи услышали доклад: "Есть контакт КП-3! Из мемуаров Бориса Чертока: "Только приехав на ИП, я узнал, что все же после посадки Гагарина в аппарат произошло ЧП: на пульте в бункере не загорелся транспарант, удостоверявший закрытие входного люка корабля. Повторное открытие и закрытие люка с проверкой концевого контакта быстро проделали Ивановский и монтажник Морозов. Со временем за неимением других замечаний, требовавших героизма стартовой команды, сей эпизод, постепенно обрастая драматизирующими деталями, вошел в устные и эпистолярные воспоминания о запуске первого человека в космическое пространство. Тюра-Там, стартовая позиция, из дневника генерала Каманина: "Весь радиообмен записывался на магнитофон. Слышимость была отличной, ответы Гагарина коротки, ясны и четки. Самочувствие космонавта, судя по его докладам, по голосу и по телеметрии, было хорошим". Кедр: Пока не дали. Заря-1 Королев : Понятно, это же музыканты: пока туда, пока сюда, не так-то быстро дело делается, как сказка сказывается, Юрий Алексеевич. Кедр: Дали про любовь. Заря-1 Королев : Дали музычку про любовь? Это толково, Юрий Алексеевич, я считаю. Юрий Гагарин в корабле при отрытом люке. Объявляется 50-минутнаяя готовность, Королев по связи сообщил Гагарину, что все идет согласно графику. По двадцатиминутной готовности Н. Каманин и П. Попович спустились в бункер и сообщили, что у Гагарина пульс - 64, дыхание - 24. Титову объявлено, что он может снять скафандр и ехать на пункт наблюдения, где уже собрались все специалисты. К старту готов", - я пошел раздеваться. Быстро снял скафандр, гермошлем, комбинезон, надел "земную" одежду и отправился на пункт связи. Здесь собрались мои товарищи космонавты и можно было по трансляции слушать переговоры Земли с Юрием в ходе подготовки машины к старту. В динамике раздался уверенный, с оттенком шутки голос Гагарина…". Чем жила в день старта Юрия Гагарина и накануне родина его дублера Германа Титова? Номера "Алтайской правды" за 9 , 11 и 12 апреля 1961 года. В последний раз до полета записаны медицинские данные Юрия Гагарина. Следует команда: "Минутная готовность! Она пройдет, и управление ракетой будет передано автоматике. В тишине звучат одна за другой команды руководителя стартовой службы А. Кириллова: "Ключ на старт! Всего на 50 миллиметров приподнялась многотонная, объятая пламенем конструкция, а фермы пусковой установки автоматически расходятся, оставляя стартующую ракету и корабль наедине с собой. От нарастающего гула двигателей бункер дрожит, у людей закладывает уши. Старт ракеты с первым пилотируемым космическим кораблем "Восток" под управлением космонавта Юрия Гагарина на космодроме Байконур. Из дневника генерала Каманина: "Старт прошел отлично. Перегрузки на участке выведения заметного влияния на голос космонавта не оказывали.
Уверены, что поставленные перед страной стратегические задачи в этой области будут успешно выполняться и впредь. Поздравляем всех с праздником! С Днём космонавтики!
Его уменьшенная копия — в петербургском музее космонавтики. Здесь же стоит его внук — подлинный спускаемый аппарат корабля Союз-16. На нем и покажем, в каких условиях Гагарину предстояло провести первый в истории человечества полёт в космос. И чтобы космонавт комфортно себя чувствовал протяжении всего полёта, его рост должен быть максимум 170 см. Гагарину повезло — его рост 165. А я с моим 175 в космос не попала. Да, эти 5 см могли стать решающими. Все потому что в шаре было тесно. Места столько же, сколько на заднем сидении «четверки» Жигули. Если кто-то забыл или не знает, о чем идёт речь. Вот примерно в таких условиях и находился космонавт. Ноги согнуты, спина прямая. Голова упирается в потолок. А вокруг — приборы, оборудование. И, как сказал Гагарин, поехали! Он занимает место в корабле за два часа до старта. Подключается радиосвязь, проводятся последние проверки. В том числе, запасов еды. Корабль «Восток» с Юрием Гагариным на борту оторвался от земли. Владимиру Краскиным — заместителю начальника радио-телеметрического отдела Байконура — тогда было 30 лет. В его подчинении находились все наземные приёмно-регистрирующие станции. Во время старта он вел репортаж о самочувствии Гагарина по каналам диспетчерский связи. И стал свидетелем той самой — легендарной фразы. Уже через десять минут Гагарин вышел на орбиту. И увидел Землю. Впервые наша планета глазами человека.
Юрий Гагарин: первый полет в космос — как это было
Самый длительный полет в истории освоения космоса совершил российский космонавт Валерий Поляков в 1994-1995 годах. Первый полет в космос сделал Юрия Гагарина, наверное, самым знаменитым человеком на этой планете, космонавт посетил множество стран, ему вручали ордена и ключи от городов, прием в его честь устроила английская королева. В 10:02, на 55-й минуте полёта, ТАСС распространил сообщение о первом полёте человека в космос. 16 июня 1963 г. на космическом корабле «Восток-6» совершила полёт первая в мире женщина-космонавт Валентина Владимировна Терешкова. Самый длительный полет в истории освоения космоса совершил российский космонавт Валерий Поляков в 1994-1995 годах.
Последние новости
- Восток-1 — Википедия
- Подписка на дайджест
- Первый полёт человека в Космос был совершен 63 года назад
- 2. Двадцать претендентов и два дублера
- «Поехали!» Интересные факты о первом полете человека в космос
- Тест на честность
«Высокое достижение цивилизации»: как Юрий Гагарин подарил человечеству космос
Подвиг космонавта принёс «всесоюзный праздник»: по телевизору и радио во всех республиках были слышны ликование, поздравления, рассказы о герое и его подвиге — народ объединился, благодаря общей радости: «Мы первые! Мы лучшие! И мы всегда будем первыми! На мероприятии также были инженеры, которые запускали Гагарина в космос. Гордо они стояли на сцене и с воодушевлением говорили о том, что их «лучшие годы были потрачены на великое дело». Для этих героев честь «быть последней ступенью государственного контроля за качеством техники», запустившей в космос первого в мире человека. К поздравлениям инженеров «Востока» присоединилось и молодое поколение, а именно сегодняшние космонавты «Роскосмоса».
Впереди было то, чего не ожидал даже Гагарин, — после входа в атмосферу загорелась обшивка капсулы, и струйки расплавленного металла потекли по стеклам иллюминаторов.
Существует легенда, что в этот момент космонавт прокричал: «Я горю! Прощайте, товарищи». На высоте семи километров в соответствии с планом полета космонавт катапультировался, капсула и Гагарин дальше спускались на парашютах раздельно. Место приземления не совпало с тем, на которое рассчитывали, — не в 110 км от Сталинграда, а в Саратовской области возле деревни Смеловка неподалеку от города Энгельс. Причем Гагарин мог угодить прямо в ледяную воду Волги, но помогла хорошая подготовка летчика — управляя стропами, он ушел в сторону. В 10:53 10:55 , выполнив один оборот вокруг Земли, корабль завершил полет. Примерно метров 800 она была от меня.
Я пошел навстречу, собираясь спросить, где телефон. Я к ней иду, смотрю, женщина шаги замедляет, девочка от нее отделяется и направляется назад. Я тут начал махать руками и кричать: «Свой, свой, советский, не бойтесь, не пугайтесь, идите сюда». В скафандре идти неудобно, но все-таки я иду. Смотрю, она так это неуверенно, тихонько ступает, ко мне подходит. Я подошел, сказал, что я советский человек, прилетел из космоса». Елена Гагарина: Мне до сих пор присылают вещи, связанные с отцом К счастью, из трех заготовленных вариантов сообщений ТАСС пригодился счастливый.
Космонавта скоро забрали, хотя изначально плана торжественной встречи не было — на этом в последний момент настоял Никита Хрущев. Гагарина спешно произвели из старшего лейтенанта в майоры в обход капитана , а 14 апреля за ним прилетел Ил-18, к которому у Москвы присоединился почетный авиационный эскорт из семи истребителей МиГ-17. Самолеты пролетели над Красной площадью и приземлились во Внуково, где было организовано торжество. Рад доложить вам, что задание Центрального Комитета Коммунистической партии и Советского правительства выполнено», — отрапортовал Гагарин Хрущеву перед правительственной трибуной. Затем — митинг на Красной площади, тысячи людей, цветы, плакаты, ордена, банкеты, звания... То, что происходило в тот день, очевидцы сравнивают только с 9 Мая. Обаятельный «герой Советского Союза», которому к тому же очень шла военная форма, молниеносно обзавелся армией поклонниц — о том, какое впечатление он производил на женщин, ходят легенды.
На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации. Москва, ул.
Собаки-космонавты со своим потомством Это был не последний запуск с пассажирами в виде собак. Но именно благодаря ему ученые пришли к выводу, что нахождение живого существа на орбите Земли в течение определенного времени не вызывает каких-либо патологий.
Почитать обо всех пушистых героях можно здесь. Формирование отряда Теперь, понимая, что человек может выдержать полет в космос, возник другой вопрос: кого отправить? Медики утверждали, что полететь должен специалист по авиационной медицине. Инженеры настаивали на полёте конструктора космической техники.
Но выбор остановили на летчиках истребительной авиации: они имеют хорошую физическую подготовку, обладают разносторонним образованием, что позволяет выполнять разные роли при полёте. Параметры были следующими: возраст до 35 лет, рост до 175 см, вес до 75 кг по другим данным рост не больше 170 см, вес не больше 70 кг, не старше 30 лет. При первичном отборе были просмотрены 3461 человек. Для первичной беседы — 347.
По результатам первичной беседы и амбулаторного исследования для прохождения дальнейшего исследования в Москве были допущены 206 кандидатов. Полностью все этапы проверки прошли 29 человек. В первый отряд космонавтов взяли 12 человек и добрали ещё 8 в течение нескольких месяцев. Проверялась психологическая подготовка: кандидаты проводили по несколько суток в сурдокамерах.
Влияние таких камер на человека непредсказуемо. Один из испытуемых рассказывал, что камера крутится вокруг своей оси. К сожалению, для одного из кандидатов данное испытание стало последним. Самым молодым из отряда космонавтов был Валентин Бондаренко.
На момент зачисления ему было 23 года. В конце ему разрешили снять медицинские датчики. Протерев места их крепления ваткой, смоченной спиртом, он неосторожно выбросил его и попал на раскаленную электроплитку. Огонь практически мгновенно распространился в на всю камеру из-за повышенной концентрации кислорода.
Открыть быстро камеру не получалось из-за пониженного давления.