«Культура» рада представить читателям главу № 32 «Павел Филонов» из книги художника, философа Максима Кантора «Чертополох и терн», которая выйдет в августе в издательстве АСТ. Павел Николаевич Филонов прожил свою жизнь даже не в бедности — в нищете. Павел Филонов принимает активное участие в революции и занимает должности председателя Исполнительного военно-революционного комитета Придунайского края в Измаиле и т. п.
Читайте также
- Голодная смерть ради искусства: подвиг художника Филонова | Аргументы и Факты
- Павел Филонов — последние новости
- Прекрасный и страдальческий Павел Николаевич Филонов | Журнал «ТРЕТЬЯКОВСКАЯ ГАЛЕРЕЯ»
- Группа компаний «МЕТРОПОЛЬ» :: КУЛЬТУРА: Лев-отшельник
Художник — Павел Николаевич Филонов
Выставка объединила живопись и графику более 10 авторов. Всего же принципам аналитического искусства в разное время пытались следовать около 100 молодых художников. Не приглашенный в качестве преподавателя Академией художеств Павел Филонов давал установки на уроках в доме на набережной реки Карповки. Собственный метод наставник считал пригодным для любых задач — от создания огромных панно до книжных иллюстраций.
Философию мастера ученики разделяли с разной степенью преданности.
Давайте я вам объясню, почему сходить надо обязательно. Авангардистов у нас не любят. Всяких Малевичей и Кандинских народные массы искренне считают удачливыми жуликами. Прохиндеями вроде твеновских Герцога и Короля, которые впарили свихнувшимся от денег толстосумам вместо «Королевского жирафа» - «Черный квадрат». И на выставки их ходить не любят. Что там смотреть — цветные пятна? А я вот люблю авангардиста Павла Филонова. Потому как авангардист Павел Филонов очень нетипичный.
В отличие от двух других представителей «большой тройки» русского авангарда, Малевича и Кандинского, он до сих пор не канонизирован и, по большому счету, малоизвестен. И исключительно по своей вине. Дело в том, что Филонов практически никогда не продавал своих работ, а уж тем более — на Запад. Сам не продавал, и ученикам запрещал. Как считал сам художник, творчество нового мира должно принадлежать исключительно России, стране победившего пролетариата, а вовсе не каким-то буржуям. Головы, 1910.
Одержимость, значит, помогает таланту? Ничего в ней нет плохого? Да и что, спрашивается, нам за дело до того, какой ценой досталась Филонову эта красота, когда мы сегодня любуемся его картинами. Так что же, чем плоха такая одержимость, если она помогает художнику? Ведь то же самое может быть и с учёным... Важны результаты, важно открытие, добытая истина... Вроде бы всё так, но, почему-то уже без всяких доводов, мне по-прежнему несимпатична, неприятна одержимость. Иногда, перебирая рисунки Филонова, я мысленно благодарю его - и возмущаюсь, вспоминаю его жизнь и отвергаю её всей душой, и не могу понять, прав он или неправ и имел ли вообще человеческое право на это?.. Ковтун Е. Начиная с 1925 года, вокруг П. Филонова сложилась группа из нескольких десятков учеников и последователей, которых он называл «Мастера аналитического искусства» МАИ.
Завершив занятия в частной мастерской, Филонов пытался трижды поступить в Петербургскую Академию художеств; в 1908 г. К 1910 г. Гуро и М. Матюшина; к зиме 1910 г. Филонов участвует в выставках и мероприятиях «Союза…» до его распада в 1914 г. В 1912 г. Филонов пишет статью «Канон и закон», где уже ясно сформулированы принципы аналитического искусства: антикубизм, принцип «органического» — от частного к общему. Филонов не отрывается от природы, как кубисты, но стремится её постичь, анализируя элементы формы в их непрерывном развитии. Художник совершает поездки по Италии, Франции и в 1913 г. Маяковского «Владимир Маяковский» в театре петербургского Луна-парка. К этому периоду относится сближение Филонова с Велимиром Хлебниковым облик Филонова угадывается в рассказе Хлебникова «Ка». Филонов написал портрет поэта не сохранился и иллюстрировал его «Изборник» , 1914 г.
Филонов Павел Николаевич
Также принять участие можно было и в онлайн-формате. Навигация по новостям.
Отчасти это происходит потому, что большинство его картин находится в Русском музее, поскульку сам Филонов считал себя глубоко русским человеком и хотел, чтобы русский народ стал законным владельцем его наследия, а отчасти - из-за философской полифоничности его искусства, которая во многом совпадает с русским менталитетом. Если современникам Филонова, таким как Василий Кандинский, Каземир Малевич, Александр Родченко и Владимир Татлин, посвящены многочисленные публикации, выставки и конференции, то Филонову повезло меньше, и все еще есть серьезные пробелы в изучении его биографии и эстетического развития, самыми серьезными из которых являются: так и не выясненные истоки стиля мастера, отсутствие точной хронологии его картин его собственные «удлиненные» даты - особенная проблема для исследователей , интерес художника к анатомии и хирургии и его интерпретация православной традиции. Вопросы большой сложности - происхождение искусства мастера, то есть источники и ресурсы творчества, сформировавшие его тематическое и стилистическое развитие, о которых он почти не упоминает в своих письмах и дневниках. Это особенно досадно, поскольку видимые разнобразные оттенки влияния на его творчество работ Босха, Брейгеля, Кранаха, Микеланджело, Леонардо да Винчи - только предположения, редко поддержанные документальными свидетельствами. При оценке места Филонова в истории русского авангарда мы должны напоминать общие места, которые, поскольку они общие, часто исключаются из серьезного обсуждения. Филонов был фанатически убежден, что «аналитическое искусство» - единственно законная, революционная система, и он высказывал свои аргументы и мнения, чтобы продвигать и вводить в действие эту систему.
Даже в те времена, когда политический конформизм и уравниловка достигли вершины, Филонов рвался спорить со Сталиным и НКВД, а на своих лекциях он даже смел противостоять диктату Карла Маркса, о чем позже вспоминал Григорий Серый: «Маркс говорил... А Филонов говорит... Образ Филонова также сопровождают многочисленные легенды, такие как, например, его пребывание в сумасшедшем доме на попечении Владимира Бехтерева3 и что для него не было различия между процессами живописи и рисунка - «я пишу инком»4. Разрешение этих вопросов осложнено молчанием самого Филонова относительно своей личной жизни «я не люблю говорить о жизни своей» 5, но, несмотря на опасность ошибки, один из наших авторов, Александр Лозовой, пробует поднять завесу, предугадывая или временами предполагая то, о чем «молчал» Филонов. Кроме этого, главные теоретические термины Филонова - «аналитическая живопись», «формула» и «сделанность» - все еще не поддаются окончательному определению, несмотря на его усилия объяснить и распространить мировой расцвет своего мировоззрения.
Его образы антистатичны, они находятся в состоянии непрерывной метаморфозы. По мнению художника, картина должна была развиваться из точки, как произрастающее зерно. Ф илонов работал маленькой кистью, и каждая точка, которую он ставил на картине, символизировала атом — так он «выращивал» сложные организмы своих картин.
Однако лекции, прочитанные на факультетах рисования и скульптуры, не остались неиспользованными и бесполезными. Основываясь на них, Павел Николаевич написал "Декларацию "мирового расцвета", ставшую программным документом в теории искусств раннего советского периода.
На практике принципы Филонова нашли выражение в монументальной работе "Формула весны". Полотно размером 250 на 285 см было написано тонкой кистью, мазки которой с удивительной точностью и экспрессией передали процесс обновления картины мира. Ощущение пробуждения природы от зимнего сна создавалось благодаря сочетанию чистых цветов, точечно расположенных по всей огромной поверхности Став своеобразным апофеозом теории "аналитического искусства", это произведение продемонстрировало сложную структуру взаимодействия множества живых организмов и слияние человека с окружающим миром. Противоположными настроениями отличалась картина "Животные", написанная в 1925-1926 годах. Бесформенные твари с искаженными мордами стали центральными фигурами унылого городского пейзажа, изображенного с резко негативным отношением художника, противника урбанизации природных пейзажей. Такая концепция не подходила канонам нового советского общества, поэтому в начале 1930-х годов Филонов вместе с другими концептуальными художниками начал испытывать давление со стороны власти. Его персональные выставки неоднократно отменяли, а представленные картины изымали из существовавших экспозиций. Запрет на творческие объединения положил конец легальной деятельности школы МАИ и лишил ее основателя средств к существованию. В итоге Павлу Николаевичу пришлось пойти на компромисс и частично отказаться от индивидуальной манеры рисования, чтобы написать несколько заказных работ, среди которых выделились "Портрет И. Сталина" и "Тракторный цех".
Эти произведения, купленные государством, принесли художнику доход, но повергли свободную творческую натуру в состояние тревоги и уныния, отразившееся в цикле картин под названием "Лица", созданном перед началом Великой Отечественной войны.
Картины Павла Николаевича Филонова
- Павел Филонов: реальность и мифу - Павел Николаевич Филонов - Google Книги
- Павел Филонов: реальность и мифу - Павел Николаевич Филонов - Google Книги
- "Русский вернисаж. Из частных коллекций"
- Павел Филонов
Филонов Павел Николаевич
художник-авангардист, ныне почитается как один из лидеров русского авангардного искусства и основатель аналитического искусства. 3 декабря 1941, Ленинград) - русский, советский художник (художник−исследователь, как он официально именовал себя сам), поэт, один из лидеров русского авангарда; основатель, теоретик. Так работы Филонова запели, но вряд ли сам Павел Николаевич, страшно далекий от коверкающего густую плоть жизни строгого техницизма, признал бы эти звуки аналогом своего "Пропевня о проросли мировой" (так называлась его книга 1915 года). Одним из этого миллиона был художник Павел Филонов, умерший в своей каморке от голода и холода в декабре 1941 года. живописец, график. Его картинам было суждено долгое насильственное забвение, затем выход из небытия и признание, но все равно Филонов остается самым загадочным и самым непостижимым из мастеров русского авангарда. Картина художника Павла Филонова «Победитель города» 1914-15 г. Картон, масло.
Великий отрицатель формы, цвета и голода
Как власть обрекла «смутьяна холста» на голодную смерть? | Биографии | ШколаЖизни.ру | Павел Николаевич Филонов родился в 1883году в Москве,в многодетной семье рязанских мещан Николая Иванова, бывшего дворового графа Головина, «бесфамильного», и его законной супруги, Любови Николаевны, бывшей намного его моложе. |
Художник Филонов Павел Николаевич и его творчество: | Павел Николаевич Филонов родился в рабочей семье, как сам говорил, «рязанских мещан». |
Сайт Владимира Кудрявцева | Хотя в настоящее время изобразительное и литературное наследство Павла Николаевича Филонова (1883-1941) пристально исследуется, особенно российскими специалистами, его искусство все еще продолжает окружать тайна. |
Прекрасный и страдальческий Павел Филонов | не просто дань уважения великому художнику, но практически первое с начала 30-х официальное упоминание о Павле Николаевиче Филонове. |
К 140 летию русского и советского художника Павла Филонова
1941 Автопортрет. Павел Филонов Павла Филонова называли «очевидцем незримого», «футуристом-консерватором». Ну у Филонова в этом цикле все работы похожи).
Павел Филонов — последние новости
Павла Филонова можно сравнить с Пабло Пикассо по масштабу творчества, по той концепции и живописной философии, которая была им предложена. Павел Филонов − русский авангардист, основатель и теоретик аналитического метода в искусстве. Author of Filonov, Pavel Filonov, Pavel Filonov, Dnevnik, Pavel Nikolaevich Filonov, Pavel Filonov, ochevidets nezrimova, Analiticheskoe iskusstvo, Pawel Filonow und seine Schule (German Edition). Павел Николаевич Филонов умер в Ленинграде, в самом начале блокады.
Работы учеников авангардиста Павла Филонова представили в Русском музее
Даже дневники Филонова и его жены лишь слегка приоткрывают внутренний мир художника и его путь в искусстве. Сборник выходит в свет вслед за международным симпозиумом «Пропевень о проросли мировой: Поэзия и Живопись Павла Филонова», прошедшим в прошлом году в Центре исследований им. Пола Гетти в Лос-Анджелесе. В рамках симпозиума были прочитаны лекции и исполнена первая часть поэмы «Пропевень о проросли мировой», после чего состоялось обсуждение этой постановки. Спонсируемый Институтом современной русской культуры и Университетом Южной Калифорнии «Пропевень о проросли мировой» состоялся не только как общественный форум с целью более широкого исследования жизни и искусства Филонова, но и как лаборатория для анализа конкретных проблем и частных вопросов, связанных с мировоззрением художника, таких, например, как процессы разложения и реэволюции, смертное и девичье в немецком Ренессансе, Первая мировая война, драматическая структура «Пропевени о проросли мировой» и др. Главная цель выпуска - содействовать большему пониманию одного из самых загадочных художников в истории современной русской культуры, равного по высоте и значению таким творцам русского авангарда, как Казимир Малевич и Владимир Татлин. Так, в сборник включены статьи, освещающие малоизвестные аспекты жизни и творчества Филонова, особенно его раннего периода. Юлиан Халтурин, например, пишет об учебе Филонова в мастерской Дмитриева-Кавказского; Ирина Пронина исследует соотношения реальных мест и пейзажей Филонова; Николетта Мислер соединяет ранние работы художника с традициями немецкого Ренессанса; Людмила Правоверова напоминает нам о плотных философских слоях, ставших основанием мировоззрения Филонова; Николай Школьник подчеркивает достижения Филонова в качестве дизайнера и художника прикладного искусства; Евгения Петрова дает переоценку понятия «коммунист Филонов»; Галина Марушина повторно «посещает» трагическую «невыставку» Филонова 1929 года; а Наталия Скоморовская напоминает о том, как относились к Филонову советские бюрократы и аппаратчики. Комментарии Ирины Карасик и Елены Спицыной во многом способствуют раскрытию всестороннего контекста этих публикаций.
Подобно Велемиру Хлебникову и Михаилу Врубелю, Филонова часто посещали яркие видения, и он был измучен жестоким напряжением между призраком эстетики и его бледным отражением, мгновенно схваченным в визуальном отчете, между внутренней идеей и ее внешним образом. Действительно, Филонов обладал оптическим аппаратом чрезвычайной мощи, но годы шли, зрение ослабевало, и ему приходилось вести еще более ожесточенное сражение, чтобы переносить свое особое видение на поверхность холста или бумаги.
В Петербурге сложнейшие картины-формулы Филонова, в которых реальность жестко и жестоко расщепляется до мельчайших кристаллов, с тем чтобы заново воскреснуть обновленной художник предрекал грядущий "мировой расцвет" на руинах урбанистическо-буржуазной цивилизации и как бы иллюстрировал его в своих работах, к которым относился как к живым существам, развивающимся по органическим законам - так вот эти картины-иконы, картины-лабиринты, картины-криптограммы на выставке в ГРМ вывесили в абсолютно темном зале, подсветив их так, что превратились они в яркие, таинственно мерцающие, но абсолютно декоративные витражи.
Другим кураторским ноу-хау стал довесок к экспозиции в виде странного электронного инструмента, синтезатора АНС "Александр Николаевич Скрябин". Эту адскую машину инженер Евгений Мурзин придумал еще в 1938-м, и цель ее - конвертировать изображение в звук. Рисунок "сканируется", и в итоге конкретные сочетания черного и белого на листе бумаги "переплавляются" в монотонное ржавое скрежетанье.
Так работы Филонова запели, но вряд ли сам Павел Николаевич, страшно далекий от коверкающего густую плоть жизни строгого техницизма, признал бы эти звуки аналогом своего "Пропевня о проросли мировой" так называлась его книга 1915 года. Ну и наконец самый ударный момент выставки "Очевидец незримого" - hommage-проект "Монумент утопии" художника-концептуалиста Вадима Захарова. Он выстроил увеличенную до трех метров модель детской игрушки, фигурки льва, выкрашенной в синий цвет.
Лев кланяется, крутится на шарнирах, то приседает, то кивает головой и при этом читает автобиографию Филонова.
Изображено кровавое месиво. Согласно Филонову, мир пребудет хаосом, пока история не обжита замыслом труда. Миром правит война, предельное выражение хаоса, но хаос и есть привычный порядок вещей. В кровавой каше взгляд может отыскать подобия антропоморфных элементов; где-то мелькнули пальцы, где-то спины. Понятно, что грязную кашу приготовили из людей; изображено в буквальном смысле слова «пушечное мясо». За два года до написания этой вещи и за год до начала мировой войны» Павел Филонов написал одну из самых важных картин — «Пир королей»; автору было тридцать лет — в этом возрасте Христос пришел в Капернаум; это возраст понимания.
Было бы поистине странно, если бы религиозный мыслитель Филонов не примерял на себя даты. К тому же в то время все революционные мастера использовали евангельский дискурс. Картина торжественно-значительная, пафосом — церковная; но, подобно босховским сатанинским триптихам, для храма она не годится. Хлебников называл эту картину «пиром трупов»; и такое впечатление от картины оправданно в контексте мировой бойни. Можно развить метафору Хлебникова и сказать, что изображен совет вампиров, готовящих войну, упивающихся кровью, делящих планету. Ясно, что происходит собрание по важнейшему поводу, название картины «пир королей» говорит само за себя. Вот так шла подготовка к войне, устроили передел мира вроде того, что имел место в Мюнхене 1938-го, Москве 1939-го или в Ялте 1945 года.
Вампиры привыкли решать судьбы народов за обедом: уселись за стол, выпивают, закусывают, передвигают по столу армии, списывают в тираж миллионы. Эти короли-вампиры на картине — правители современных художнику империй: вот этот урод — Николай Второй, его сосед — Клемансо, за ним — Георг Пятый, и т. На символическом уровне такое толкование уместно; подтверждено мировой войной. Однако картина заслуживает более подробного изучения: Филонов был философом. Это слово часто применяется по отношению к художникам, однако не все художники, даже очень хорошие, — философы. Скажем, Ренуар или Моне, Серов и даже размышляющий над формами Врубель — философами не были; они не хотели ничего сказать о мироустройстве. Это просто не входило в круг их интересов, искусство, как представлялось им, существует для другого.
А Филонов считал, что искусство существует как инвариант философии. Сам он выражался так: «Надо быть идеологом мирового масштаба» — сказано с той самоуверенностью, что была присуща мастерам революционных лет. Впрочем, подобной самоуверенностью обладали Кампанелла, Микеланджело и Бруно. Филонов принадлежит к мыслителям этого уровня. Картина «Пир королей» выполнена в красно-лилово-коричневых тонах, карнация картины общий тон, тот эффект, что производят все цвета разом, сплавившись в единый цвет в нашем глазу напоминает запекшуюся кровь, сукровицу на гноящейся ране. Реализм ощущения превосходит «правду» документального кадра и фиксацию реального факта. Художник пишет самое важное в происходящем — гноящуюся рану; вся картина — это гнойная сукровица.
Сказать, что общий цвет картины — это цвет гноящейся раны, можно; но сказать, какого конкретно цвета тот или иной персонаж, предмет или воздух в картине — нельзя. Собственно, этого сказать нельзя ни о каком предмете в любой картине Филонова. Дело в том, что абсолютно всякий предмет в картинах мастера есть функция от космоса, каждый предмет воспроизводит весь набор цветовых хромосом среды.
Павел Филонов очень скептически относился к Марксу и его экономической теории, не скрывая своего скепсиса. Появилась даже присказка: «Маркс говорил, а Филонов говорит». Утопическая теория аналитического искусства стала одной из причин трагического одиночества художника, выпавшего из своего времени, позднее обвиненного в буржуазности и формализме, запрещенного и оболганного. Павел Филонов Автопротрет 1911 Но Филонов оказался хорошо защищенной и неприступной крепостью, которую предпочли не брать штурмом, а обойти, замолчать, не заметить: его лишили пенсии и обрекли на голодную смерть в надежде, что о нем все вскоре забудут. Но он продолжал работать, не отвлекаясь на мелкие дрязги. Работал так, что от сильного напряжения сжевал наполовину свои зубы. Период расцвета творчества Павла Николаевича совпал с революцией и длился до тридцатых годов.
Именно в это время появились его знаменитые «формулы», которые он считал вершиной своего творчества, в тридцатые-сороковые они исчезают. Филоновские «формулы» — самые абстрактные картины художника, все они - отражение процесса эволюции, перехода старого состояния в новое. Именно в силу переходности здесь всё неоднозначно, амбивалентно, противоречиво, непонятно, не завершено: старое сопротивляется, новое только нарождается, еще не оформилось, не кристаллизовалось. Здесь главный герой — время, которое одно решает, как долго будет длиться борьба, когда она закончится и когда прекратятся колебания от старого к новому в оппозициях: память — забвение, материальное — духовное, концентрация - децентрализация, фрагментарность - целостность при постепенном тяготении к правому члену оппозиции. Проблема Человека для художника - не жанровая, а философско-экзистенциальная.
Павел Филонов. «Свет и тени» - программа Леонида Млечина
Вот, собственно, все, что я могу рассказать о криминальных событиях, развернувшихся вокруг творчества Павла Николаевича Филонова. Павел Николаевич Филонов (1883, Москва — 1941, Ленинград) — русский художник, теоретик искусства, поэт. К тому же Филонов обладал могучим грудным басом очень красивого тембра и говорить умел – увлекал, убеждал слушателей». В Мраморном дворце выставили картины учеников лидера русского авангарда Павла Филонова. не просто дань уважения великому художнику, но практически первое с начала 30-х официальное упоминание о Павле Николаевиче Филонове. Павел Филонов — русский авангардист, основатель и теоретик аналитического метода в искусстве.