Статья о Холокосте — Катастрофе европейского еврейства, основанная на воспоминания рава Исраэля Меира Лау.
Факты о Холокосте, о которых нельзя забывать
Гетто практически сравняли с землей, счет сгоревших заживо и расстрелянных евреев шел на тысячи. Большинство выживших отправили в концлагеря и лагеря смерти. В октябре 1943-го произошло успешное восстание в лагере смерти — на юго-востоке Польши, в Собиборе. Возглавил повстанцев военнопленный Александр Печерский. Предполагалось поодиночке уничтожить лагерный персонал, добраться до оружия и расправиться с охраной.
Удалось реализовать лишь первую часть плана. Охрана открыла огонь, заключенным пришлось прорываться через минные поля. Всего бежали около 300 человек. После восстания лагерь закрыли и сравняли с землей, не пощадив заключенных, оставшихся в нем.
Эту землю немцы перепахали, посадили на ней капусту и картофель. Отрицание Холокоста Есть мнение, что Холокоста того, который принято писать с заглавной буквы не существовало в варианте, предлагаемом общепринятой концепцией. Сторонники такой версии их еще называют «отрицатели» утверждают, что эта история — масштабная фальсификация , сознательно организованная с целью взимания денег у Германии и ее союзников. Вот основные из приводимых аргументов.
Показания свидетелей об истреблении евреев противоречат друг другу, и в реальности их меньше, чем принято считать. Воспоминания выживших узников полны неточностей и преувеличений, а признания нацистов могут быть сфальсифицированными или полученными под угрозой пыток. Документы об уничтожении евреев отсутствуют не по причине уничтожения, а потому, что их не существовало. При отступлении у немцев просто не было времени, чтобы уничтожить такое количество бумаг.
Эта педантичная нация не привыкла спешить. Евреев всего лишь переселяли из мест компактного проживания — так отрицатели трактуют выражение «окончательное решение еврейского вопроса». Это была депортация, а не уничтожение. Большинство исчезнувших европейских евреев никто не убивал, они пропали из поля зрения статистики, эмигрировав в США Палестину, или оказавшись на территории СССР.
Массовое использование газовых камер и сожжение тел жертв в количествах, приводимых в официальной историографии, были невозможны с технической точки зрения. Сам факт существования газовых камер ставится отрицателями под сомнение, есть версия, что на самом деле они являлись бомбоубежищами. Крематории же не могли справиться с сожжением количества тел, приводимого в официальных данных. Евреи, как и другие жертвы Второй Мировой войны, умирали от болезней в первую очередь от тифа , голода, бомбежек.
При этом потери евреев существенно преувеличены, а неевреев — занижены. В 2007 году была принята Резолюция Генеральной ассамблеи ООН , в которой всем странам рекомендовалось отвергать всякое отрицание Холокоста и чтить память тех, кто погиб от деяний нацистов. Однако подразумевать под погибшими представителей одной нации означает подарить железный аргумент отрицателям, ведь узнать, что такое холокост, довелось не только евреям. Другие жертвы «Низшими расами», подлежащими обращению в рабство и последующему уничтожению, нацисты считали славян поляков, граждан СССР , цыган, чернокожее население Германии.
Кандидатами на физическое уничтожение становились умственно отсталые люди, а также те, кто имел психические расстройства и тяжелые наследственные заболевания. Впоследствии в этот «привилегированный» круг включили инвалидов и болеющих свыше 5 лет. Особенно часто жертвами становились люди с диагнозом «шизофрения». Для этих целей разработали «Программу умерщвления Т-4».
По мнению многих экспертов, это решение приближает новый глобальный конфликт, чреватый непредсказуемыми последствиями для Европы. Причем, Германия снабжает оружием и деньгами украинских правых политиков — несмотря на то, что они героизируют нацистских коллаборантов. Вынужденная толерантность к украинским правым, которая культивируется в Германии под давлением со стороны США, не может не оказывать влияние на само немецкое общество. И оно постепенно начинает пересматривать свои взгляды на нацистские преступления, несмотря на дежурные покаяния Шольца.
Отвергая резолюцию о преступлениях германского нацизма, немцы послушно пошли на поводу у националистических режимов Восточной Европы, которые всегда саботировали эту резолюцию с одобрения Вашингтона. Это решение Берлина стало для мира шоком. Потому что историки, общественные деятели и эксперты видят в нем ростки исторического ревизионизма, быстро прорастающего в массовом сознании европейцев. Страны, проголосовавшие против резолюции, хотят стереть страшные события середины XX века из памяти человечества.
Немцы хотят, чтобы преступления их предков быстро забыли, это понятно. Но, если человечество хочет иметь достойное будущее, оно не должно забывать страшных уроков прошлого", — написал журналист Ильбер Сель в турецком политическом издании Dikgazetе. Однако суть современной европейской политики состоит в том, чтобы поскорее забыть прошлое и переписать страницы истории.
В широком смысле — это преследование и массовое уничтожение нацистами представителей различных этнических и социальных групп евреев, цыган, геев, масонов, безнадёжно больных и др. Шоа; бедствие, катастрофа — термин, употребляемый евреями на иврите и реже на некоторых других языках для обозначения политики немецких нацистов по планомерному уничтожению еврейского этноса; заменяет наряду с термином «Катастрофа» собой менее корректный термин «Холокост». Основной источник статистических данных о Катастрофе европейского еврейства — сравнение предвоенных переписей населения с послевоенными. По оценкам «Энциклопедии "Холокоста" издана музеем Яд-ва-Шем в Иерусалиме , погибло до 3-х миллионов польских евреев, 1,2 миллиона советских евреев энциклопедия приводит раздельную статистику по СССР и странам Прибалтики , из них 140 тысяч евреев Литвы и 70 тысяч евреев Латвии; 560 тысяч евреев Венгрии, 280 тысяч — Румынии, 140 тысяч — Германии, 100 тысяч — Голландии, 80 тысяч евреев Франции, 80 тысяч — Чехии, 70 тысяч — Словакии, 65 тысяч — Греции, 60 тысяч — Югославии. В Белорусии было уничтожено более 800 тысяч евреев. Традиционно жертвами Холокоста Шоа считаются 6 миллионов евреев Европы.
Это число закреплено в приговорах Нюрнбергского трибунала. Тем не менее полного поимённого списка жертв не существует. К концу войны нацисты уничтожали даже следы от лагерей смерти; сохранились свидетельства о вывозе либо уничтожении уже захороненных останков людей перед приходом советских войск. В Национальном Мемориале Катастрофы и Героизма «Яд ва-Шем» в Иерусалиме хранятся персональные документы, свидетельствующие о приблизительно 4-х миллионах жертв, поимённо идентифицированных. Неполнота данных объясняется тем, что зачастую еврейские общины уничтожались целиком и не оставалось родных, близких, друзей, которые могли бы сообщить имена погибших. Война разбросала людей, и выжившие отказывались сообщать о своих родных как об умерших, надеясь на встречу с ними.
Впоследствии эти погромы войдут в историю как Хрустальная ночь. Фото: wikipedia. Большинство стран отказывались принимать беженцев. Мир разделился на страны, где евреи могли жить, и страны, куда въезд им был запрещен.
Евреи бежали туда, куда пускали - на Восток. Машина Холокоста В Европе заработала машина Холокоста. Чтобы ускорить "решение еврейского вопроса", нацисты строили гетто - кварталы в селах и городах, где евреи жили в изоляции, тесноте и антисанитарии. Эти территории огораживали, а охранники не выпускали узников из гетто без разрешения. В гетто люди теряли не только свободу, семью, но и имя. Взамен им выдавался номер. Они работали с утра до ночи, тысячами умирали от голода и болезней. Но самая страшная участь ждала тех, кто попадал в концлагеря - лагеря смерти. Там узников истязали, травили угарным газом в специальных камерах, расстреливали и сжигали заживо. Самая страшная участь ждала тех, кто попадал в концлагеря - лагеря смерти.
Кроме того, в лагеря смерти попадали коммунисты и социал-демократы европейских стран, участники движения Сопротивления и подданные США и Канады, выступившие против фашизма.
Международный день памяти жертв Холокоста
Речь идет о том, чтобы вынести проблематику Холокоста за узкие рамки истории Третьего рейха, сведя ее к истории людей, их поступков и мотивации и даже к истории одного футбольного матча между эсэсовцами и членами зондеркоманды. одно из страшнейших событий в новейшей истории человечества, в первую очередь потому, что осуществлен он был гражданами цивилизованного государства против граждан своей и других стран. Материалы о холокосте евреев во время Второй мировой Войны и в 20 веке, исторические сводки и мемуары.
Холокост – величайшая трагедия еврейского народа
Другая страница истории Холокоста, которая стала раскрываться сравнительно недавно, это судьбы евреев-солдат и офицеров Красной Армии, оказавшихся в германском плену. Таким образом, освещая проблему осознанной фальсификации истории массового уничтожения еврейского народа, казахстанская молодежь принимает участие в сохранении памяти о жертвах Холокоста. Материалы о холокосте евреев во время Второй мировой Войны и в 20 веке, исторические сводки и мемуары. Холокост – одна из глобальных катастроф ХХ века, поставившая под сомнение нравственные устои людей, дегуманизировавшая общество, давшая злу силу к дальнейшему распространению по Планете. При слове «холокост» кровь стынет в жилах — стоит только вспомнить, что каких-то семь десятков лет назад была предпринята попытка полного истребления.
Холокост что это такое
С принятием Нюрнбергских законов антисемитизм получил легальный статус. Антиеврейская политика становилась всё более жестокой. СС и органы внутренних дел занялись осуществлением политики «расовой гигиены». В школах учеников знакомили с инструментами, с помощью которых якобы возможно определять расовые признаки людей: с приборами и таблицами, помогающими измерить и оценить размер скул, цвет глаз и волос. В 1938 г. Постепенно нацисты перешли от ограничения прав евреев к их вытеснению из общественной, политической и экономической жизни Германии. В ночь на 10 ноября произошел еврейский погром, вошедший в историю как Хрустальная ночь Ночь разбитых стекол. Тогда погибло около 100 евреев, были разрушены все синагоги в Германии, разграблены более 7000 еврейских магазинов. Поводом для этого послужило убийство секретаря немецкого посольства в Париже молодым евреем Гриншпаном, который мстил за родителей, депортированных из Германии.
Более 30 тысяч евреев после этого были отправлены в концентрационные лагеря. В январе 1939 г. Речь шла о том, чтобы лишить евреев права жить в Германии. Вторая мировая война и Холокост После захвата Австрии, Чехословакии и вторжения в Польшу в сентябре 1939 г. Выступая в рейхстаге 30 января 1939 г. Если еврейским финансистам в Европе и за ее пределами удастся втянуть народы в мировую войну, то результатом будет не большевизация мира и, следовательно, победа евреев, а уничтожение еврейской расы в Европе». В секретном приказе начальника Управления службы безопасности рейха Р. Гейдриха от 21 сентября 1939 г.
Всех их следовало вывезти из небольших городов и местечек и поместить в особо создаваемые районы крупных городов гетто , а собственность конфисковать. Как правило, гетто создавались в населенных пунктах, имеющих железнодорожное сообщение, — с тем, чтобы впоследствии их обитателей можно было бы легко вывозить в лагеря смерти. К концу 1940 г. Там тысячи и десятки тысяч людей ожидали окончательного решения своей участи. Гетто, создаваемые фашистами, имели лишь одно предназначение — полное уничтожение их населения. Вторжение гитлеровской армии в СССР 22 июня 1941 г. Метод массовых убийств, используемый на территории СССР, вскоре был признан неэффективным. В Польше были созданы шесть лагерей смерти, куда предстояло депортировать еврейское население Европы Треблинка, Хелмно, Собибор, Майданек, Освенцим и Белжец.
В этих лагерях уничтожение людей проводилось на индустриальной основе. Оборудовали газовые камеры и печи для сжигания трупов. Прибывающие на железнодорожные станции лагерей смерти под предлогом прохождения санитарной обработки направлялись в «душевые». В помещение подавался газ «Циклон В» — и через 5 минут все люди умирали. Наиболее «производительным» был лагерь в Освенциме, где было уничтожено свыше миллиона человек. В 1941—1945 гг. Нацистский оккупационный режим и Холокост на территории СССР На оккупированной германской армией территории СССР были выделены зоны ответственности военной в прифронтовых районах и гражданской администрации. Восточная Галиция с городом Львовом была присоединена к оккупированной Польше.
Зона между Днепром и Бугом, включая Одессу, так называемая Транснистрия, была передана под власть Румынии. Еврейское население во всех этих районах подлежало особой регистрации. Евреев обязали носить особые знаки на одежде, повязки с шестиконечными звездами; во многих городах запрещалось ходить по тротуарам, пользоваться общественным транспортом, заходить в центральные районы. Н а всех территориях, находившихся в военной зоне, в том числе на территории России, евреи уничтожались вскоре после оккупации. Осуществляли массовые убийства мобильные подразделения — айнзатцгруппы, главная задача которых состояла в уничтожении «враждебных элементов». Евреи составили большинство жертв. Каждая айнзатцгруппа в составе 600—1000 человек была разбита на айнзатцкоманды. Массовые убийства евреев часто осуществлялись при участии местных коллаборационистов.
Обреченных вывозили или выводили на окраины, где и расстреливали. Подобным образом на оккупированной территории были осуществлены десятки массовых убийств. К началу 1942 г. В зонах, находившихся под управлением гражданской администрации, евреев убивали поэтапно. Нацисты полностью изолировали евреев. Между собой гетто не имели никакой связи. Время от времени устраивались обыски, в ходе которых отнималось последнее. Всех трудоспособных евреев ежедневно угоняли на работы, за которые чаще всего ничего не платили.
Весной—осенью 1942 г.
Это обстоятельство сегодня вызывает определенные сложности: как помнить о геноциде евреев, не забывая других жертв и не принижая их страданий? Как объединяя память о различных жертвах нацистской политики не опустить об уникальность положения именно евреев? Эта сложность во многом обусловлена организационной непоследовательностью нацистской истребительской политики, и обнаруживает себя уже на уровне понятий. Существует несколько определений Холокоста, ведь это понятие изначально было введено в оборот не для того, чтобы четко зафиксировать реальность, а увековечить память о погибших. Как пишет российский исследователь М. Гилева: «Термин являл собой целую совокупность образов и репрезентаций, связанных с нацистской политикой методичного, «конвейерного» уничтожения людей по этническому принципу. Он был призван запечатлеть сочетание несочетаемого: научно-технического прогресса и пещерной жестокости[4]. В узком и наиболее распространенном смысле под ним понимается политика нацистской Германии, её союзников и пособников по преследованию и массовому уничтожению евреев в 1933—1945 гг. Однако здесь мы сталкиваемся с ретроспективным взглядом: ведь до 1941 г.
Более широкая трактовка Холокоста предполагает включение и иных социальных групп. Например, такая точка зрения отражена в резолюции Генеральной ассамблеи ООН от 1 ноября 2005 г. Впрочем, например, для обозначения геноцида цыган существуют специальные термины. Наиболее распространенный среди них — «Порраймос». В документах нацистов встречаются такие понятия, как «всеобщее» и «окончательное» решения еврейского вопроса. Первый отсылает к изгнанию из Германии, второй — к полному уничтожению. В 1943 г. Рафаэль Лемкин ввёл понятие «геноцид», выработка которого во многом опиралась на политику нацистов в отношении евреев в годы Второй мировой войны. Именно оно в 1948 г. В ней под геноцидом понимается полное или частичное намеренное уничтожение групп людей по расовому, национальному, этническому и религиозному принципу.
Отметим ряд сложностей. Так, чтобы массовое насилие попало под эту категорию необходимо доказать намеренность уничтожения на это, например, пусть и безосновательно, упирают турки, отрицая геноцид армян. При этом под определение не попадает уничтожение по социальному принципу. Впрочем, с точки зрения современной теоретической социологии, и этническая, и расовая, и национальная не говоря уже о религиозной принадлежности конструируются социально, а потому могут быть при желании отброшены или приняты индивидом. Соответственно, неочевидно, почему геноцидом признается уничтожение людей только на основе этих, а не каких-то других критериев, почему массовая гибель только одних социальных групп должна выделяться. В израильской историографии трагедия еврейского народа обозначена термином Шоа Катастрофа. Отметим, что это понятие с 1980-х гг. Объясняется это выходом одноименного фильма К. Использование «Шоа» нередко отражает стремление подчеркнуть еврейский характер жертв геноцида. В послевоенные годы в течении нескольких десятилетий» использовался аналогичный термин на идише — «Хурбн».
Однако наиболее популярным термином во всем мире, включая и Россию, является «Холокост». Это американизм, созданный от древнегреческого «Голокаустис», т. В его основе лежит метафора уничтожения огнем, что отсылает к практике сожжения евреев в крематориях. Здесь мы видим западноцентричный взгляд на эту проблематику советские евреи, как правило, уничтожались в ходе расстрелов. Несомненно, при более детальном рассмотрении генеалогии понятия мы сталкиваемся с архаичным символом огня. Отсюда возникают и религиозные коннотации: «жертвоприношение» 6 млн евреев привело к формированию еврейского государства Израиль. Хотя это очень спорный, дискуссионный вопрос. А обозначенные религиозные ассоциации заставляют многих дистанцироваться от понятия Холокоста и использовать более нейтральный Шоа: ведь как можно видеть какой-то высший смысл в бессмысленном убийстве миллионов? Сегодня существует тенденция превращения Холокоста в метафору, которую пытаются использовать в отношении различных типов массового насилия причем, необязательно геноцидов. Более того, в истории еврейского народа немало трагических событий, которые нередко пытаются сопоставить с ним.
Все это ведет не просто к размыванию понятия, но и к тривиализации самой трагедии, потере ею уникальности. Вопрос не в том, что евреи страдали «больше всех»: в конечном счете «конкуренция жертв» с моральной точки зрения вряд ли может быть одобрена. Да и как понять, кто «больше страдал»: армянка, изнасилованная перед расстрелом? Еврейка, вместе со своим ребенком отравленная газом «Циклон Б»? Или русская, умершая от истощения в зимнем блокадном Ленинграде? На индивидуальном уровне подобные сравнения бессмысленны и достойны только осуждения. Мы призываем подчеркивать особенности различных типов насилий, и, даже объединяя некоторых из них вместе под понятием «геноцида», видеть отличия. Так, например, геноцид армян, начавшийся в 1915 г. У евреев такой возможности не было. Уничтожение армян было вдохновлено младотурецким этнонационализмом, который — в своих представлениях — пытался спасти распадающуюся Османскую империю.
В то время как нацисты исходили из совершенно иной «картины мира», в рамках которой у евреев не оставалось ни единого шанса на выживание. Впрочем, между трагедией армян и евреев есть немало параллелей и взаимосвязей. В частности, Гитлера вдохновляло то, что спустя 25 лет после армянского геноцида мир постарался забыть его[5]. Что сделало возможным нацистскую политику геноцида, и Холокост, в частности? Этот вопрос является одним из наиболее сложных и дискуссионных. Поиск ответа на него осложняется расхожим мнением, возлагающим вину лишь на верхушку нацистского руководства А. Гитлер, Г. Гиммлер, Г. Геббельс, Р. Гейдрих, Ю.
Штрейхер и ряд других и их фанатичный антисемитизм. Этой версии после войны придерживались многие немцы, тем самым стремясь оправдать собственное соучастие в преступлениях. Естественно, если бы не Гитлер, который сосредоточил в своих руках абсолютную власть в Германии, не его ненависть к евреям и не упорство, с которым он стремился решать «еврейский вопрос», то вряд ли бы случилась эта трагедия. Однако маховик геноцида раскручивался вовсе не одномоментно, отсутствие четких приказов заставляло исполнителей «на местах» действовать самостоятельно и брать инициативу в свои руки. Например, обергруппенфюрер СС Ф. Еккельн в конце ноября 1941 г. А как быть с теми, кто непосредственно расстреливал, участвовал в карательных акциях, служил в концлагерях и лагерях смерти? А с теми, кто на оккупированных территориях выдавал евреев, причем добровольно? И как же те, кто участвовал непосредственно в массовых убийствах и после войны избежал наказания, смог вернуться к размеренной жизни простого обывателя? Лет через 10, 20 или даже 50 многие удивлялись, когда обнаруживалось, что добродушный старичок, хороший семьянин и трудолюбивый работник на самом деле напрямую причастен к одному из самых ужасных преступлений в мировой истории.
Эти вопросы не имеют однозначных ответов. Однако их поиск важен для понимания специфики нацизма и политики геноцида. Обычно ответ начинают с идеологии. И в этом есть рациональное зерно. Действительно, впервые такая задача последовательного преследования и биологического истребления евреев была не просто риторикой отдельного политика или партии, а частью осознанной, проработанной государственной политики. Именно эта цель нацистского государства являлась беспрецедентной. Холокост не был следствием религиозного фанатизма или классовой ненависти. Идеология сплачивала все структуры государства, многие слои немецкого общества были вовлечены в решение этой задачи, ставшей поистине государственной. Методы и степень преследования в зависимости от территории и времени могли отличаться, однако единой была итоговая цель. Исходной точкой этой идеологии называют органический национализм, зародившийся еще в Германии XIX в.
В Германской империи «Втором рейхе» этот национализм имел имперский характер, поскольку обосновывал политику завоеваний и расширения. Однако к началу XX в. Потому государственный национализм здесь носил надэтнический характер. В условиях полиэтничности правящая династия Габсбургов сочетала в своей политике ассимиляцию продвижение немецкой культуры и квазимультикультурализм власть приходилось делить с представителями разных этнических групп. В условиях роста антиимперских настроений и становления массового общества демократическая борьба этнических групп, как указывал историк М. Манн, взяла себе на вооружение идеи органического национализма. Различные национализмы, включая венгерский, чешский, сербский, ставили под угрозу существование единого имперского пространства, а их активность привела и к радикализации австрийских немцев. Не будем забывать, что в своей имперской политике Габсбурги опирались в том числе и на такие космополитичные группы, как евреи, на которых также перекинулось недовольство местных националистов[7]. В этом плане нет ничего удивительного, что А. Гитлер, как австрийский немец, был одним из тех, кто воспринял этот радикализм.
Во многом благодаря школьному учителю истории он впитал идеи органического национализма. Что мы понимаем под понятием «органический национализм»? Почему именно его мы избрали для фиксации данных общественных настроений? Речь идет о воззрениях, будто группа людей, связанная единой культурой, в действительности представляет собой некое биологическое, естественное единство, что национальность — это вопрос крови и наследственности. Несомненно, эта социальная мифология немало заимствовала из теории социал-дарвинизма и искала и к сожалению, находила поддержку у многих представителей естественных наук, склонных рассматривать человечество как популяцию, а наблюдаемые различия будь то цвет кожи или уровень экономического развития объяснять через обращение к биологии, к чему-то естественному и неизменному. Родом оттуда и до сих пор популярные в широких массах рассуждения о «национальных характерах». В основе лежит метафорическое уподобление некоей социальной общности человеку. Подобная «картина мира» делает логичным и оправдание жесткого политического лидерства, и призыв к единению, и очищение от «инородных тел». Базовая проблема, которую стремится решить органический национализм, заключается в поиске того «коллективного Мы», которые выглядело бы не проблемным, не подлежащим сомнению. Отсылки к истории, биологии и географии как раз и призваны разработать ту идейную систему, в рамках которой принадлежность к нации видится чем-то естественным и абсолютным.
Несомненно, органический национализм, если его довести до логического конца, приводит к расизму, который предполагает составление иерархий «высших» и «низших» рас. Философ Х. Арендт, еще на исходе Второй мировой войны, глубокомысленно заметила, что гитлеровский нацизм произрастает не из классического европейского национализма, а из империализма, т. Теперь же эта логика, благодаря Гитлеру, оказалась применима относительно самой Европы. В какой-то степени Х. Арендт была права, называя Гитлера антинационалистом: вершиной лояльности для него было не государство, не германская нация ведь если говорить о ней как о культурном единстве, то ассимилированные евреи никак не могут из нее исключаться , а арийская раса, наверху которой и были немцы[8]. В самом низу находились евреи. На ступеньке выше последних стояли славяне. В «Майн кампф» «Моя борьба» , опубликованной в 1925—1926 гг. Гитлер считал себя мессией, призванным спасти мир от «еврейского засилья».
Он постоянно повторял, что «еврейская зараза» приведет Германию к гибели. В рамках той «картины мира», которую разделял Гитлер, одним из главных признаков «низости евреев» стало отсутствие своего государства. Они не укоренены на определенной территории, а потому как «паразиты» живут в телах других наций. Заметим, что во время реализации политики Холокоста другой этнической группой, подвергшейся преследованиям и уничтожению, стали цыгане. Стоит ли говорить, что к оседлым цыганам нацисты относились более терпимо конечно же, «пока еще более терпимо» , нежели к кочевым. Однако для того, чтобы эти идеи, сколько бы ими ни была пропитана нацистская верхушка, «заработали» на практике, нужно, чтобы они овладели массами. Один путь — поиск «научной респектабельности», поддержка ученых, которые превратят набор предубеждений и стереотипов в респектабельную научную истину. Эту поддержку нацисты получили у ряда медиков, биологов и физических антропологов, щедро спонсируя их изыскания. Недаром в мировой истории закрепилась фигура доктора Й. Менгеле, одного из главных врачей в лагере смерти Аушвиц: именно он на перроне встречал прибывших евреев и отбирал тех, кого стоило отправить в газовые камеры сразу, а кому временно сохранить жизнь и определить на работу.
Кто, если не доктор, ученый, имеет, с точки зрения нацистов, высшее право на селекцию? На утверждение того, кого следует убить, а кого оставить в живых? Другой способ — массовая пропаганда. Ее задача состояла в том, чтобы дегуманизировать еврея, сформировать образ вечного врага, достойного только уничтожения. Ключевая метафора — «евреи — вши на теле нации»; соответственно убийство невинных детей, женщин и мужчин представлялось «очистительной мерой». Для понимая того, как работала пропаганда, мы хотим отослать к наследию философа Э. Этнический еврей, он служил во французской армии, после поражения 1940 г. Наши приход и уход, наши горе и смех, болезни и развлечения, труд наших рук и тоска наших глаз; письма, которые нам передавали из Франции и забирали для наших семей, — все это происходило как бы в скобках. Существа, запертые в своем биологическом виде; несмотря на весь свой словарный запас, безъязыкие. Расизм — не биологическое понятие; антисемитизм — это архетип всякого интернирования.
Во главе его стояла Зофия Козак-Щуцька [38]. Другой видный деятель этой организации — Ирена Сендлер. Польский подпольщик Ян Карский в 1942 г. В Нидерландах , Норвегии , Бельгии и Франции подпольные организации, участвовавшие в сопротивлении, помогали евреям, главным образом в поиске убежища. В Дании , после предупреждения немецкого военного атташе Дуквица , простые датчане переправили на рыбацких лодках в Швецию 7000 из 8000 датских евреев; всё датское общество, включая и королевскую семью, открыто протестовало против расистских законов во время немецкой оккупации. Это привело к тому, что во время Второй мировой войны в Дании погибло лишь 60 евреев. Сопротивление нацистам оказали болгары. Когда немцы потребовали выдать им болгарских евреев их было около 50 000 , поднялась вся общественность. Демократы , коммунисты , общественные деятели, члены парламента, священники православной церкви во главе с патриархом, встали на защиту евреев—граждан Болгарии. Евреи были лишь высланы из столицы в провинцию.
В результате удалось спасти около 50 000 человек. Однако 11 343 евреев из присоединённых во время войны к Болгарии Македонии и греческой Фракии были отправлены в Освенцим. В Израиле в 1996 году состоялось открытие «Болгарской памятной рощи», в которой установлены плиты в честь тех, кто способствовал спасению болгарских евреев. Итальянские военные и гражданские власти в 1942—1943 годах также отказывались помогать в осуществлении отправки евреев из оккупированных Италией областей Югославии и Франции в лагеря смерти. Под немецким давлением итальянцы создали концлагеря для евреев в частности, концлагерь Кампанья , но в них были гуманные условия содержания [40]. Несмотря на жёсткую антисемитскую политику нацистов, в Германии периодически раздавались голоса протеста против преследования евреев. Крупнейшим спонтанным выступлением против антисемитской политики стала демонстрация на Розенштрассе в Берлине 27—28 февраля 1943 года этнических немцев — супругов и других родственников евреев, которым грозила отправка в лагеря. Во избежание скандала гауляйтер Берлина Геббельс распорядился освободить родственников демонстрантов, числом около 2000 человек, и направить их на принудительные работы в Берлине почти все они дожили до конца войны. В отдельных случаях для помощи евреям свои возможности использовали высокопоставленные немцы. Из этих спасителей наиболее известен Оскар Шиндлер — немецкий бизнесмен, спасший более тысячи евреев из лагеря Плашув , устроив их работать на свою фабрику.
Есть среди «праведников мира» дипломаты и гражданские чиновники. Китайский генеральный консул в Вене Хэ Фэншань выдал евреям тысячи виз в Сингапур и другие страны. Сотрудник иранского посольства в Париже Абдул-Хусейн Садри также спасал евреев в оккупированном нацистами Париже, выдав им около трех тысяч иранских виз [41]. Но самый знаменитый дипломат, спасавший евреев — это, вероятно, Рауль Валленберг из Швеции , спасший десятки тысяч венгерских евреев. Несмотря на свою дипломатическую неприкосновенность, после взятия Будапешта он был арестован советскими спецслужбами , тайно вывезен в СССР и расстрелян в тюрьме НКВД [42] [43]. Лишь в 2006 году стало широко известно имя сальвадорского дипломата — полковника Хосе Артуро Кастельяноса , выдавшего около 40 тысяч фальшивых документов о сальвадорском гражданстве европейским евреям в основном из Венгрии , что позволило спасти более 25 тысяч человек. По состоянию на 1 января 2010 года по данным института Яд ва-Шем установлено 23 226 спасителей, которым присвоено почетное звание « Праведник мира ». На долю Польши приходится больше всего праведников мира — 6195 человек, в Голландии их 5009, во Франции 3158 праведников мира. Яд ва-Шем делает оговорку: «Эти цифры не являются показателем действительного числа евреев, спасённых в каждой стране, но они отображают данные о спасениях, ставшие доступными Яд ва-Шем». Уничтожение еврейской жизни, разруха и взрыв антисемитизма, пик которого пришёлся на погром в Кельце Kielce в июле 1946 года , вынудили большинство польских евреев оставить страну по большей части нелегально , отправившись в Центральную Европу.
После 1946 года в Польше осталось только 50 тысяч евреев. Были уничтожены не только люди — была уничтожена уникальная местная еврейская культура, уничтожена память о том, что она эта культура веками была неотъемлемой частью культуры Восточной Европы. Свидетельств этому практически не сохранилось.
В день памяти жертв Холокоста в Хорской школе прошли мероприятия, приуроченные к этой скорбной памятной дате. Учащиеся 5-6 класса просмотрели видеофильм "Краткая история Холокоста".
Холокост: почему важно помнить?
Краткая история Холокоста. День памяти жертв Холокоста «Холокост» - в переводе с древнегреческого означает «жертвоприношение», «всесожжение». Холокост – это, пожалуй, одно из самых трагических событий в многострадальном двадцатом веке.
Дмитрий Асташкин: «История Холокоста — очень актуальный урок»
Краткая история мифов Древней Греции. История Холокоста помогает осознать, как предрассудки, предубеждения, ложные суждения порождают практический расизм. Forbes Life разбирается, почему советские власти пытались замолчать трагедию и что происходит с памятью о Холокосте сегодня. При слове «холокост» кровь стынет в жилах — стоит только вспомнить, что каких-то семь десятков лет назад была предпринята попытка полного истребления.